Вегетарианство или почему люди мясо не едят. Кто и когда изобрел вилку

Листья, кора, фрукты, сырое мясо, личинки – нет, это не новая модная диета знаменитостей, а обыденный дневной рацион приматов, от которых, если теория эволюции верна, и произошел человек. По сравнению с ними homo sapiens ушел далеко вперед в развитии и умении готовить для себя пищу. Приезжая в разные страны по всему свету, мы едва ли не больше, чем осмотр местных достопримечательностей, хотим попробовать традиционные для данного региона блюда.

Рекомендуем

Умение изменять физические и химические свойства продуктов питания при помощи термического воздействия стало настоящим прорывом в эволюции человека. Приготовление пищи позволяло обеззараживать ее, повышало усвояемость и, конечно же, придавало ей новые вкусовые оттенки. Но когда именно произошел этот перелом, который, возможно, стал тем самым прорывом, определившим все дальнейшее развитие гоминидов?

Приготовление пищи невозможно без тепла, а значит, можно предположить, что первые шаги в кулинарии человек стал делать одновременно с приручением огня. Но понять, когда именно это произошло не так уж и просто. Археологи признают, что практически невозможно определить, были ли обнаруженные следы огня на ископаемых остатках вызваны человеческой деятельностью или десятки тысяч лет назад в это место просто ударила молния. Именно поэтому остатки древних костров нужно искать в пещерах.

Следы одного из древнейших кострищ возрастом около 1 млн. лет найдены в одной из пещер Южной Африки. В те времена просторы африканского континента населял далекий предок современного человека – Homo erectus. Найденные обугленные остатки костей говорят о том, что homo erectus, по-видимому, готовил мясо.

Неандертальцы, эволюционировавшие из Homo erectus примерно 250 000 лет назад, совершенно точно умели разводить костры и готовить себе еду. Об этом свидетельствуют многочисленные находки обугленных костей животных на древних стоянках неандертальцев. Но по поводу всех этих находок есть логичные сомнения – во-первых, неизвестно, было ли это именно приготовление пищи, а не, например, ритуальные сожжения животных во время неких обрядов? Во-вторых, если пищу и готовили, то как часто это делалось и на регулярной ли основе?

Понять, что человек готовил пищу постоянно, можно, обнаружив специально предназначенные для приготовления еды инструменты. Старейшие глиняные горшки были найдены на территории Китая и оценены возрастом приблизительно в 20 000 лет. Многочисленные царапины и потертости на внутренних стенках, да и само существование горшка убедительно доказывают, что 20 000 лет назад наши предки уже уверенно готовили довольно сложные блюда.

Этапы эволюции гоминидов

Впрочем, эта находка не привносит ясности в вопрос, когда древний человек начал готовить пищу. Ученые решили, что раз археологические данные не могут дать точный ответ, то следует обратиться к биологии, а именно к строению скелета у различных предков человека: у человека умелого (Homo habilis ), жившего на планете около 2 млн.лет назад, у человека прямоходящего (Homo erectus )и неандертальца. По сравнению с человеком умелым, у человека прямоходящего и неандертальца ярко выражено резкое уменьшение зубов по отношению к размеру головы. Ученые связывают эти изменения ни с чем иным, как с овладением навыками приготовления пищи. Многие до этого плохо усваиваемые продукты после термической обработки стали пригодными для употребления, отдавая больше калорий и легче пережевываясь. Нашим предкам уже не нужно было весь день искать пропитание и есть столь же часто, чтобы получить необходимое количество энергии. Соответственно, крупные зубы просто исчезли за ненадобностью.

Получается, теория о том, что предок современного человека впервые начал готовить ищу около 1 млн лет назад, во время существования Homo erectus выглядит наиболее правдоподобной. Конечно, этот процесс был медленным, но неизбежным – слишком очевидны были преимущества термической обработки. Именно овладение искусством приготовления еды может является основной причиной появления современного вида – homo sapiens.

Иллюстрация: depositphotos| IconicBestiary

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Очень ценная информация для тех, кто говорит, что наши предки всегда ели мясо. Почему меня так интересует данная тема? Мне жаль тех, кто не

знает и заблуждается, кто думает, что мясо есть надо, и наши предки всегда ели мясо. Очень многие, обладая информацией, перестанут есть мясо и рыбу. Ведь изначально само тело человека не создано для употребления в пищу данных продуктов.

В этой статье раскрывается глубинная проблема. Изменив своё отношение к данным продуктам, узнаем истину вещей, можем просто напросто всё поменять и не страдать, жить полноценной жизнью без употребления в пищу продуктов убийства. О том, как данные продукты действуют на психику и в принципе на организм в целом — можно написать не одну книгу.

В данной статье я хочу ограничиться тем, что подниму исторические данные, которые естественно умалчиваются в настоящем обществе. Я не могу понять причины данного замалчивания. Хотя судя по последним веяниям в области здорового образа жизни в России, в частности, (здесь я имею виду ограничения связанные с курением и распитием спиртных напитков), скоро доберутся и до мяса.

Очень многие люди, в том числе и знаменитости, прекрасно знают, о чем я хочу сказать. Просто им не дают это открыто рекламировать, в этом замешаны очень большие деньги, власть, даже не побоюсь данного выражения — пришельцы с других миров.

Вплоть до четвёртого столетия н.э. следы раннехристианских общин в Палестине, Византии, Греции и Александрии указывали на то, что употребление алкоголя и мясоедение не допускались. Они получали знание об учении Христа из многих доступных в то время священных писаний. Многие из этих изначальных христианских писаний, однако, были позже оставлены без внимания или отклонены западным христианством, новой ветвью с центром в Риме, из-за неспособности следовать содержащимся в них заповедям, а также чисто по мотивам политики и борьбы за власть.

Мигрировавшие в Рим христиане были готовы идти на компромисс с нехристианским образом жизни, чтобы используя такую позицию, избежать гонений на христиан, проводимых по всей Римской Империи, и снискать расположение властей. Они даже добились покровительства императора Константина, который правил в то время, и впоследствии действительно позволил провести обряд «принятия» своей веры.

Константин, следует заметить, был убежденным мясоедом и любителем выпить, таким и оставался до конца своих дней. Он решил, что римская форма христианства должна стать религией для всех граждан его империи, и это решение он проводил, применяя силу. В 325 году Константин созвал Никейский Собор, где некоторым ученым (так называемым correctores, входящим в состав Корректории - организации, созданной Константином) было поручено «рассортировать» и «откорректировать» многочисленные раннехристианские документы о жизни и учении Иисуса Христа.

Лишь четыре из многих изначальных христианских свидетельств были признаны как Евангелия и вошли в первый канон, авторитетность которого все же не была неоспоримым фактом. Только через полвека (382 г н.э.) была составлена многократно переработанная подборка канонических текстов Папы Дамасуса, признанная как «Новый Завет».

Теолог и последователь раннего христианства Г. Оуслей комментирует эти намеренные изменения и разжижение учения Иисуса Христа следующим образом: «Все, что совершили эти корректоры, можно охарактеризовать так: они с чрезмерным усердием порезали Евангелия, содержащие определенные заповеди нашего Господа, которым они (Константин) не собирались следовать. А именно речь идет здесь о тех запретах, которые направлены против мясоедения, одурманивающих напитков».

Евангелие двенадцати Святых, предисл. изд-во Humata, 1988

Истинные христиане, которые и дальше строго следовали наставлениям Иисуса Христа — жить просто и воздержанно — тем самым, отказываясь также от алкоголя и мяса, и которые не хотели подчиниться новой церковной власти, должны были скрываться от своих римских «братьев по вере», так как Константин не терпел ни непослушания, ни критики.

Сразу же после Собора он выпустил Указ, который гласил, что тому, кто по религиозным причинам проповедует вегетарианство, должен быть залит в горло расплавленный свинец. История говорит, что с 375 (321) до 480 года н. э. два миллиона христиан было убито. Вегетарианство в христианстве было вытравлено. Ранним христианам-вегетарианцам повсеместно заливали в горло расплавленный свинец.

Таким образом стала распространяться новая форма христианства, под контролем императора Константина и его преемников. Впоследствии он был возведен римской церковью в ранг святого, день его рождения (25.12) был провозглашен церковным праздником, а его биография приукрашена многочисленными легендами.

О неправильном переводе слов, касающихся мяса, в священных христианских писаниях. Хотя, кажется, что Библия во многих местах поощряет мясоедение, эти разделы не следует вырывать из контекста. Более важной диетой является не крайнее средство Ноя (связанное с наводнением, уничтожившим всю растительность), как сказано в Бытие Гл. 9:3, а первоначальная диета, провозглашенная Господом в Бытие Гл. 1:29: «И сказал Бог: Смотрите, Я дам вам всякую траву, сеющую семя, и всякое дерево, у которого плод, сеющий семя, вам сие будет в пищу».

Далее Бог указывает уже в следующем стихе, что эта диета благоприятна, в то время как уже упоминавшаяся более поздняя… содержащая мясо — позволяется «лишь для утоления страсти». Кроме того, при изучении ранней истории Церкви становится ясно, что ее отцы-основатели признавали вегетарианский идеал. Можно изучить историю их жизни: Тертуллиан, Плиний, Ориген, Св. Иоанн Златоуст — этот список можно продолжать и продолжать.

Обет вегетарианства, которому следовали эти христианские отцы, может подсказать нам многое из того, что мы прочитали бы в Библии до ее переработки на различных Вселенских соборах... С наступлением эпохи императора Константина (четвёртый век) христиане-вегетарианцы вынуждены были оставаться в подполье, поскольку Константин был мясоедом.

К тому же он был маньяком, и книги по истории христианства изобилуют рассказами о том, как он вливал расплавленный свинец в горло христиан-вегетарианцев за избранную ими диету. Между прочим, он умертвил и свою жену, бросив ее в жбан с кипящей водой. Священные писания просты для тех, кто прост — но сложны для ловкачей. Библия ясно говорит «Не убий» (Исход 20:13).

Невозможно сказать это проще. Точное еврейское слово: «lo tirtzach», что буквально переводится: «Не убий». Один из величайших ученых еврейско-английской лингвистики (в 12-м веке) Доктор Рубен Алкалей написал в своем величайшем труде, полном еврейско-английском словаре, что слово «tirtzach» относится «к любому виду убийства вообще». Слово «lo», как вы можете догадаться, означает «не», то есть не убивайте!

Библия очень ясно говорит по этому поводу. Многие исследователи Библии, настаивающие на том, что Христос ел плоть животных, очевидно, руководствуются в своих суждениях личными привычками. Желание уступать предрассудкам и поддерживать существующую традицию характерно для людей на протяжении многих столетий, но сегодня истина еще более важна, ибо сейчас человек все больше проявляет свою независимость.

Уважаемый исследователь Библии преподобный В. А. Холмс-Гор исследовал частое употребление слова «meat» мясо, в Евангелиях Нового Завета. Он проследил его значение до изначального греческого оригинала. Впервые его открытия были опубликованы на Всемирном форуме в августе 1947 года. Он обнаружил, что в тех 19 случаях, где в Евангелиях употребляется слово «meat», более точным переводом будет следующий Греческий вариант:

Значение Broma — пища

Brosis — вкушение пищи

Phago — есть

Brosimos -то, что можно есть

Tpophe — питание

Prosphagon — что-то из еды

Таким образом, каноническая версия стиха 21:5 Иоанна. Есть ли у вас «meat» — неверна. Это надо перевести как: «Есть ли у вас еда». Обратите внимание, что если правильно переводить, то нигде в Библии нет слова «мясо» и уж тем более рекомендации его вкушать.

«Рыба» — другое слово, часто переводимое в Библии неверно. Имеется в виду не существо, живущее в воде, но символ, с помощью которого ранние христиане могли узнать друг друга. Это был секретный знак, необходимый в эпоху гонений и преследований, до признания христианства государственной религией. Знак рыбы был тайным символом и словесным паролем, происходящим от греческого слова «ichthus» — рыба.

Поэтому он представлял из себя акростих, составленный из заглавных букв греческой фразы: «Iesous Christos Theou Uios Soter», что в переводе как «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Частые ссылки на рыбу символически указывают на Христа, не имея ничего общего с поеданием мертвой рыбы. Но символ рыбы не был одобрен римлянами.

Они выбрали знак креста, предпочитая сосредоточиться более на смерти Иисуса, чем на его выдающейся жизни. Возможно, что это одна из причин, по которой лишь десятая часть Его жизни записана в канонических писаниях. Опущена большая часть жизнеописания Его первых 30-ти лет.

Слово «мит» мясо, в новом завете: «Потому Сам Господь даст вам знамение; смотрите: дева во чреве примет и родит сына, и нарекут его: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, ибо научится отвергать зло и выбирать добро».

Христиане любят цитировать первый стих, доказывающий, что Христос спаситель, но они редко цитируют второй стих, доказывающий, что Он был вегетарианцем: «И с наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря, что уже четырнадцатый день, как вы не вкушали ничего, будучи без еды. Поэтому прошу вас принять пищу: это будет вам во благо, ибо ни один волос не упадет с вашей головы. Сказав это, он взял хлеб и возблагодарив Бога в присутствии всех, разломив, начал есть. Тогда все приободрились и также приняли пищу».

Все три раза используется слово «trophe» - питание. Заметим, что хотя в переводе употреблено слово «meat» — мясо, совершенно ясно, что имеется в виду хлеб, который все они вкусили. «Ради пищи не разрушай слово Божие. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина, и не делать ничего, от чего брат твой претыкается или соблазняется или слабеет».

Вилка – исключительно удобный столовый прибор, особенно когда речь идет о мясе, рыбе, салатах. Сложно поверить, но буквально несколько веков назад основная масса людей вилкой не пользовалась, и в богатейших домах Европы люди ели просто руками. Для этого пища нарезалась удобными кусками, и даже использовались специальные одноразовые перчатки, которые позволяли не испачкать руки жиром, а остатки трапезы просто кидали на пол – собакам. К счастью, позже вилки пришли в повседневный обиход, подобные традиции практиковаться перестали.

Когда же они появились, кто ввел столь практичные столовые приборы в быт? На этот счет есть несколько предположений.

Происхождение вилки


Некоторое подобие современных четырехзубых инструментов было у древних римлян 2 с половиной и более тысячелетия назад – только образцы были куда как более крупные, грубые, обычно двузубые или с одним острием. Они применялись для извлечения мяса из котлов, помогали не обжечься, за столом в повседневном обиходе не применялись. Ведь в Древнем Риме мясо тоже ели руками – даже на званых мероприятиях, в окружении благородных лиц. Традиция унаследовалась Европой, где возникли даже особые правила, позволяющие есть руками, избегая дурного тона.

Так, считалось, что хватать кусок мяса всей кистью – некультурно, нужно аккуратно брать его горстью из трех пальцев. Также правила приличия предписывали людям необходимость пользоваться чашкой для мытья рук, которая находилась на столе – она стояла специально для того, чтобы люди могли помыть пальцы. Вытирать руки об одежду было неприлично уже тогда – в 16-18 веках. Перчатки для еды тоже возникли приблизительно в этот период – несмотря на то, что во многих домах уже пользовались вилками.

Кто ввел моду на вилки, и когда они появились?


Итак, первые вилки, которые использовались для снятия мяса с жаровен, для его извлечения из котлов были известны уже во времена Моисея, также они успешно использовались в Китае с 2400 года до н.э. Костяные, бронзовые, серебряные изделия такого рода применялись римлянами, сегодня их находят при раскопках, они фигурируют во множестве музеев. Однако спецификой древних вилок было то, что их применяли при приготовлении, подаче пищи.

Как столовые приборы индивидуального характера они появились значительно позже. Точных сведений о том, откуда взялись вилки и кто ввел их в моду нет, однако есть источники, которые указывают на Венецию. Имеются сведения, что одна из местных принцесс пользовалась вилками уже в 11 веке. Есть более ранние сведения, указывающие на Византию. Первые решения имели по два зубца, они использовались для нанизывания кусочков пищи, зачерпывать ими еду было невозможно.

В 11-12 веках вилки появляются в Италии, по крайней мере, их наличие описано при дворе. Изначально золотые изделия с двумя зубцами применялись только при дворе, и далее, к 14 веку, они получили более широкое распространение по Европе и стали появляться в богатых домах. К 17-му веку вилками начали пользоваться купцы и знать, они распространились практически повсеместно. Хотя в это время активно применялись также перчатки для еды, и многие знатные люди вовсе ели при помощи двух ножей, одним из которых мясо отрезалось, а вторым – подносилось ко рту. То есть, люди ели буквально с ножа.

: в Англии вилки начали распространяться только в 18-м веке, причем католическая церковь как здесь, так и по всей Европе негативно относилась к подобному нововведению, считая его неуместной роскошью.

Когда вилка появилась в России?

Считается, что в России вилку впервые увидели в 1606 году, причем показала ее людям Марина Мнишек, шокировав все окружение на пиру, который был устроен в честь свадьбы. Но раскопки показали совершенно иные факты – столовый прибор того же типа удалось обнаружить при раскопках в Великом Новгороде, вещь датировали 14-м веком. Свое окончательное имя вилка получила в 18-м веке, ранее ее называли “вильцами”, “рогатиной”.

Эволюция вилки вплоть до нового времени


Четырехзубая вилка и ее изогнутый вариант пришли в пользование в 18-м веке, эти вещи стали привычными в обиходе немцев, и далее разошлись повсеместно как весьма удобные для использования экземпляры. Застольным этикетом европейских стран изделия стали рассматриваться только в 16 веке, когда “культурным” людям стали рекомендовать пользоваться не двумя ножами и не перчатками, а именно вилкой. К появлению нового столового прибора общественность относилась неоднозначно – в то время, как духовенство указывало на излишнюю роскошь, сатирики высмеивали любителей пользоваться вилкой, указывая на их изнеженность.

Разговоры о роскоши были не случайными, ведь вилки в те времена богато украшались, их создавали из дорогих материалов – серебра, золота. Не у всех людей были деньги на такое приобретение, фактически до 1860 года в той же Англии многие люди вынуждены были есть по старинке, при помощи ножа или руками. Ведь только в 1860 году было поставлено массовое производство столовых приборов, включая вилки, они стали более доступными – хотя изначально тоже создавались из серебра или в посеребрении. В 1920 году началась эра посуды из нержавеющей стали, и привычные столовые приборы появились у всех.

Вилка прошла длительный путь эволюции от крупного прибора для извлечения горячего мяса до индивидуального изделия, привычного всем. Трудно сказать, кто придумал ее первым, однако появление подобного предмета сделало трапезы более цивилизованными и гигиеничными.

История о том, как люди превратились в заядлых мясоедов, берет свое начало 65 млн лет назад. Динозавры только-только вымерли, а вместе с ними - половина всех остальных видов Земли. В тропических лесах, которые покрывали большую часть нашей планеты, среди головокружительно высоких деревьев, обвитых лозой, эволюционировал наш предок. Этот предок - самый первый известный человечеству примат: пургаториус (Purgatorius) . Он выглядит совсем не так, как мы, и не похож даже на шимпанзе. Он напоминает нечто среднее между мышью и белкой. И если бы этот вид до сих пор существовал, он, скорее всего, считался бы милым домашним животным.

Пургаториусы искусно лазили по деревьям и были веганами. Этот вид отказался от диеты своих предков, состоящей из насекомых, в пользу богатого фруктами и цветами рациона, создавая для себя уютную нишу высоко среди веток. На протяжении десятков миллионов лет потомки пургаториусов питались исключительно растительной пищей. Все они, от небольших обезьянок до обезьян размером с гориллу, по большей части выживали за счет тропических фруктов, иногда приправляя свои блюда червями (чаще всего случайно). Около 15 млн лет назад они изменились, добавив в свой рацион твердые семена и орехи, но все также остались верны своим веганским корням.

Затем, около 6 млн лет назад, среди африканских приматов появился чадский сахелантроп (Sahelanthropus tchadensis) . Скорее всего, с появлением сахелантропов наше развитие пошло по другому пути, отклонившись от линии развития наших ближайших собратьев, шимпанзе и бонобо. На языке палеоантропологии слово «гоминин» (hominin) служит для обозначения современных людей и всех вымерших видов, тесно связанных с нами; сахелантропы стали первым подобным видом. Небольшие существа с плоским лицом и маленьким мозгом, которые, скорее всего, передвигались на двух ногах. У них были не такие большие клыки, как у предков, а зубная эмаль была более толстой, что позволяет предположить, что рацион сахелантропов требовал более тщательного пережевывания и измельчения, чем фруктово-цветочный рацион пургаториусов.

Тем не менее, мясоедение до сих пор не коснулось наших предков. Сахелантропы, вероятно, ели жесткие, волокнистые растения с добавлением семян и орехов. В дальнейшем несколько видов австралопитеков, которые жили 3–4 млн лет назад в лесных массивах, приречных лесах и зонах сезонного затопления в Африке, также не зависели от мяса. Микроскопический износ их зубов - картина микроскопических углублений и царапин, оставленных на поверхности их зубов пищей, которую они употребляли - дает возможность предположить, что их рацион был аналогичен рациону современных шимпанзе: листья и побеги, большое количество фруктов и цветов, некоторые насекомые и даже древесная кора.

Питались ли когда-нибудь австралопитеки мясом? Не исключено. Так же, как современные шимпанзе иногда охотятся на колобусов (род обезьян - прим. Newочём ), наши предки, возможно, иногда обедали сырым мясом мелких обезьян. Но все же, желудки ранних гомининов не позволили бы им иметь мясной рацион, как у современных американцев. Их желудки были предназначены для тех, кто ест фрукты и листья, с большой слепой кишкой - стомным мешком с бактериями в начале толстой кишки. Если бы австралопитек наелся мяса - скажем, съел бы несколько стейков из зебры - скорее всего, он бы испытал дикие муки от скручивания толстой кишки, пронзительные боли в животе, тошноту и вздутие, и все это могло привести даже к смерти. И все же, несмотря на эти опасности, 2,5 млн лет назад наши предки стали мясоедами.

Судя по всему, нашим телам пришлось приспосабливаться постепенно, сначала привыкнув к семенам и орехам, которые богаты жирами, но имеют недостаток клетчатки. Если наши предки потребляли их в большом количестве, такая диета стимулировала рост тонкой кишки (где происходит усвоение липидов) и сокращение слепой кишки (где усваивается клетчатка). Таким образом, наш кишечник стал бы лучше приспособлен к перевариванию мяса. Рацион из семян и орехов, возможно, подготовил наших предков к плотоядному образу жизни еще одним способом - он мог дать им приспособления для разделки туши. Некоторые исследователи предполагают, что простые каменные орудия, используемые для измельчения семян и орехов, можно было легко использовать, чтобы ломать кости животных и отрезать куски плоти. Таким образом, 2,5 миллиона лет назад наши предки были подготовлены к поеданию мяса: у них были инструменты, чтобы его получить, и органы, чтобы переварить.

Но иметь возможность - это одно, а иметь достаточно воли и мастерства, чтобы пойти и получить мясо, - совсем другое. Так что же вдохновило наших предков рассматривать антилоп и бегемотов в качестве потенциального обеда? Ответ или, по крайней мере, его часть может заключаться в изменениях климата, произошедших в то время. Когда дожди стали менее обильными, количество фруктов, листьев и цветов, от которых зависели наши предки, также сократилось. Большая часть тропических лесов превратилась в луга с небольшим количеством деревьев, где росли несколько высококачественных растений, пригодных в пищу. Но на эти луга приходило пастись все больше и больше травоядных животных. Во время долгой засухи с января по апрель у наших предков были проблемы с получением достаточного количества еды, ведь чтобы добыть свою обычную порцию, нужно было потратить больше времени и калорий. Ранние гоминины находились на перекрестке эволюции. Некоторые, как австралопитеки, выбрали рацион из большого количества низкокачественных растений; а другие, как ранние люди (homo , род приматов семейства гоминид - прим. Newочём ), выбрали мясо. Австралопитеки в итоге вымерли, а люди выжили, чтобы эволюционировать в современного человека.

Интересно, что в то время, как эти «прото-люди» выбирали, как бы получить как можно больше выгоды от появившихся в саваннах травоядных и их плоти, предки шимпанзе и горилл никогда не пытались этого делать. Одной из причин, возможно, является неспособность ходить на двух ногах. Поиск мяса - занятие тяжелое, требующее ходьбы на длинные расстояния и, как следствие, затрат большего количества энергии, чем поедание травы и фруктов. Перемещение на двух ногах более эффективное с точки зрения энергозатрат, чем передвижение с помощью кулаков, свойственное шимпанзе или гориллам. Более длинные ноги лучше рассеивали тепло, предотвращая перегрев и повышая выносливость. Кажется, если бы сахелантропы или их предки не стали ходить прямо (или, как минимум, не попытались) 6 млн лет назад, ранние люди не были бы так хорошо подготовлены для поиска мяса спустя пару миллионов лет, и, возможно, не развили бы вкуса к животному мясу, так что на наших обеденных столах сейчас могло бы не быть стейков или гамбургеров.

Тем не менее, вопрос о том, что же конкретно впервые разожгло в человеке стремление к плотоядности, остается открытым. Возможно, несколько наших предков прогуливались среди зарослей акации и увидели, как саблезубый кот ест газель. Или, может, они наткнулись на мертвую зебру с вывалившимися кишками и внутренностями и подумали: «Хэй, почему бы не попробовать это?»

Даже убежденные травоядные, такие, как олени или коровы, иной раз могут попробовать мясо, если оно им попадется. Существуют записи, на которых показаны коровы, поедающие живых цыплят и мертвых кроликов, олени, которые едят птиц, и дукер - маленькая африканская антилопа - охотящийся на лягушек (если вам хочется посмотреть на этих хищных травоядных, попавшихся в кадр объектива, зайдите на YouTube). Так что вряд ли можно назвать неожиданным то, что наши предки - которые и до этого, возможно, иногда дополняли свой рацион мясом какой-нибудь обезьянки - разглядели в новоявленном изобилии травоядных источник дополнительных калорий. Гоминины уже были всеядными и умели приспосабливаться. Если что-то было съедобным и лежало рядом - они это ели. 2,6 млн лет назад вокруг было много мяса. Так же, как пургаториусы извлекали выгоду из климатических изменений и нового изобилия фруктов, их потомки, ранние люди, успешно приспосабливали свою диету к переменам в окружающей среде. В этот раз это означало следовать за мясом.

Бытие утверждает, что изначально животные и люди были вегетарианцами. Всеобщая вегетарианская эпоха продолжалась вплоть до времени растления человечества перед всемирным потопом. Начавшаяся грехопадением человека деградация мира распространилась и на отношения между животными (Быт. 6, 7 и 12). В этот же период, согласно апокрифической, но цитируемой в Hовом Завете (Иуд. 1, 14-15) Книге Еноха, падшие ангелы научили людей мясоедению.

Антропологи утверждают, что человек отошел от растительной диеты и стал употреблять мясо со времен последнего ледникового периода, когда обычная пища, состоящая из фруктов, орехов и овощей, стала недоступна, древним людям пришлось питаться мясом для того, чтобы выжить.

Не так давно, многие ученые пришли к заключению о том, что наши предки были вегетарианцами, не употреблявшими мяса, за исключением периодов чрезвычайных кризисов (когда растительная пища была не доступна).

Считается почти доказанным, что систематическое мясоедение начиналось с каннибализма, и только потом распространилось на других животных. К несчастью, привычка есть мясо сохранилась и после окончания ледникового периода - либо по необходимости (как у эскимосов и племен, живущих на крайнем севере), либо в силу традиций и невежества. Но чаще всего, причина сохранившейся привычки - просто непонимание.

За последние пятьдесят лет известные специалисты в области здравоохранения, диетологи и биохимики обнаружили убедительные свидетельства: для того, чтобы оставаться здоровым, совершенно не обязательно есть мясо, даже напротив - диета, приемлемая для хищников, способна нанести вред человеку.

Согласно теории гиперборейского происхождения представителей белой расы, мы можем смело утверждать то, что изначально действительно все люди на земле не употребляли в пищу продукты животного происхождения. Природные и климатические условия были благоприятны для произрастания растений - заменителей мясной пищи. В наше время подобные растения и плоды остались, но в малом количестве. Даже сейчас, в более тяжелых климатических условиях, природа не забывает о своих детях и обеспечивает их "хлебом насущным".

Охоту выдумали, когда климатические изменения уничтожили источники пищи в северных районах во время ледникового периода. Но с точки зрения эволюции все это происходило совсем недавно, и наши организмы все еще являются вегетарианскими. В действительности, до середины двадцатого столетия мясо было, в основном, прерогативой богатых и имеющих власть, крестьянство ело мясо только во время нескольких религиозных праздников, может быть, три или четыре раза в год. Но поскольку богатые ели мясо, его стали связывать с богатством и постепенно все остальные люди стали подражать богатым. Этика правящей элиты всегда становится этикой всего общества в целом.

Древние греки, египтяне и иудеи считали фрукты основной частью питания. Жрецы Древнего Египта никогда не ели мяса. Такие великие греческие философы как Платон, Сократ и Пифагор активно выступали в защиту вегетарианства.

Плутарх пишет в своем трактате "О мясоедении": "Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений Пифагор воздерживался от мясоедения? Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потом позволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило... Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения".

Затем Плутарх бросает открытый вызов мясоедам: "Если у вас теперь осталось желание утверждать, что подобная пища дана вам природой, тогда убивайте сами, что вы хотите съесть, и делайте это тем, что у вас есть от природы, но не ножом мясника, дубиной или топором.

Какая борьба за существование или какое неудержимое безумие понудило вас обагрить ваши руки кровью, чтобы питаться мясом животных? 3ачем вы, пользующиеся всем необходимым и всеми удобствами существования, делаете это? 3ачем клевещете вы на землю, как будто она не в состоянии без мяса животных питать вас?"

Вегетарианство было распространено среди величайших цивилизаций индейцев Инков. Даосы Древнего Китая также были вегетарианцами. Имеются также достоверные сведения о том, что основная часть человеческой расы, предшествующей нынешнему времени, питалась целиком или в основном растительной пищей.

Племена, потреблявшие исключительно мясную и другую животную пищу, были очень редки или же вообще не существовали. Даже эскимосы употребляют в пищу двадцать четыре различных вида мха и растений, растущих в Арктике, в том числе морошку, барбарис, воронику, олений мох и другие. В настоящее же время человек, вероятно, ест больше мяса, чем в любой другой период истории.

Можно проследить такую особенность в истории: цивилизации были основаны на вегетарианстве, сельском хозяйстве и садоводстве, в то время как племена, зависящие от охоты и скотоводства, не создавали цивилизаций.

"Когда я совершал экскурс, - пишет Хиггинс в "Апокалипсисе II" (с. 147), - в самую далекую древность, я находил ясные и определенные свидетельства следующих важных моментов: во-первых, животная пища не потреблялась, во-вторых, никакие животные не приносились в жертву". Христианский теолог, философ Ориген (ок.184 - 253) оставил запись о том, что "египтяне предпочитали умереть, чем оказаться обвиненными в таком преступлении, как употребление мяса".

Древнегреческий историк Геродот (484 до н. э. - 425 до н. э., известен описанием обычаев разных народов, а также детальной историей греко-персидских войн, был первым серьезным историком Древней Греции, известен как отец истории), писал, что египтяне существовали на фруктах и овощах, которые потребляли сырыми.

Это же подтверждает Плиний Старший (23-79 н. э., автор естественной истории в XXXVII книгах. 77 г. н. э.): "Исида, одна из самых любимых богинь египтян, их обучала [как они верили] искусству выпекания хлеба из злаков, до того росших дикими. Однако в более ранний период египтяне жили на фруктах, кореньях и растениях. Богине Исиде поклонялись всюду в Египте, в честь ее были построены величественные храмы. Жрецы ее, присягнувшие чистоте, обязаны были носить льняные одежды без примеси животных волокон, воздерживаться от животной пищи, а также овощей, считавшихся нечистыми, - бобов, чеснока, обычного лука и лука-порея".

В Исландии проживали племена, не потреблявшие мясной пищи. Там и сейчас есть народности, которые воздерживаются от мяса по религиозным соображениям. То же самое мы находим в Китае, Индии, Турции, древней Палестине.

Древние цивилизации Востока имели продуманные системы оздоровления, важной составной частью которых была система питания. Примечательно, что древняя восточная медицина, имевшая несравненно больший опыт, чем западная, до сих пор безоговорочно рекомендует растительное питание.

Древней системой оздоровления, созданной в Индии, является хатха-йога, возникновение которой относят к II тысячелетию до н. э.; согласно некоторым источникам, йога появилась еще раньше - в VI тысячелетии до н. э. Хатха-йога является популярнейшей гигиенической системой в мире. Центральное место йога отводит духовным и физическим упражнениям. Однако необходимо напомнить, что йога, будучи системой нравственного и физического совершенствования, не разрешает потребление мясных продуктов. В качестве мотивировки запрещения питаться мясом йога приводит довод о том, что вместе с мясом убитого животного к человеку переходят болезни и страдания животного.

Кроме йоги в Древней Индии существовали и другие руководства по оздоровлению. Индийская священная литература, относящиеся ко II - началу I в. до н. э., - содержит книгу, называемую Аюрведой ("Наукой о долгой жизни"). Это научный трактат о методах лечения, содержащий также подробные указания, как правильно питаться. В Древней Индии были сформулированы этические, оккультные, гигиенические и физиологические принципы, согласно которым человеку запрещено убивать животных и потреблять мясо. Считалось, что плотоядная пища делает людей глупыми и скотоподобными (агрессивными, злыми, психически неуравновешенными); питающийся мясом не может стать философом, мудрецом; интеллект проясняется, утончается и обостряется благодаря растительной пище. Растительная пища, по мнению учителей Востока, в высшей степени благоприятствует возвышенному образу мыслей и божественному созерцанию. Она придает больше жизнеспособности, чем животная пища. Исключительно полезны свежие фрукты, салаты и сырые овощи, сыр, орехи, ячмень, мед, финики, миндаль. От сырой пищи улучшается качество крови, а потому она должна составлять 80% пищи.

Джон Харви Келлог, американский хирург, заявлял: "Плоть не является оптимальным продуктом питания для человека и исторически не входила в рацион наших предков. Мясо - вторичный, производный продукт, ибо первоначально вся пища поставляется растительным миром. В мясе и животных продуктах нет ничего полезного или незаменимого для человеческого организма, чего нельзя было бы найти в растительной пище. Мертвая корова или овца, лежащая на лугу, называется падалью. Тот же самый труп, приукрашенный и подвешенный в мясной лавке, проходит по разряду деликатесов! Тщательное микроскопическое исследование покажет лишь минимальные различия между мертвечиной под забором и мясной тушей в лавке (или же полное отсутствие таковых). Обе кишат болезнетворными бактериями и источают гнилостный запах".

Лев Толстой, знаменитый русский писатель, утверждал: "Было время, когда люди ели друг друга; пришло время, когда они перестали это делать, но продолжают еще есть животных. Теперь пришло время, когда люди все больше и больше бросают и эту ужасную привычку".

"Людоеды выходят на охоту, выслеживают и убивают свою жертву - другого человека, затем жарят и едят его, точь-в-точь как поступили бы они с любой иной дичью. Не существует ни единого факта, ни единого аргумента в оправдание мясоедения, которые нельзя было бы употребить и в оправдание каннибализма".
Герберт Шелтон, известный американский врач-натуропат ("Совершенное питание")

"Извинением для тех жалких существ, которые первые прибегли к мясоедению, может служить полное отсутствие и недостаток средств для жизни, так как они (первобытные народы) приобрели кровожадные привычки не из потворства своим прихотям и не для того, чтобы предаться ненормальному сластолюбию среди избытка всего необходимого, а из нужды. Но какое может быть оправдание нам в наше время?"
Плутарх

В древних писаниях индусов находится очень примечательное высказывание, касающееся того факта, что даже в Индии некоторые из низших каст в ранний период начали питаться мясом. Там говорится, что в древние времена существовало только три болезни, одной из которых была старость, но теперь, когда люди стали есть мясо, возникло 78 новых болезней.

Понимание того, что болезни могут происходить от употребления мертвечины, существовало тысячи лет. В ведический период (времена языческой Руси) люди ведали предназначенье разных тварей. И все животные служили человеку. Кормлением животных человек не утруждал себя - они его кормили. Домашние животные и человек в Ведический период были вегетарианцами и никогда не ели мяса, даже помыслить не могли о такой пище. С животными язычники дружили. А рацион их повседневного питания был многообразен, но состоял он только из растительного. Люди всей языческой Руси ели легкоусваемую калорийную пищу. Пищу мясную внедрили в мир кочевники. В пустынях и степях они могли найти немногое для еды. Вот потому кочевники и убивали скот. И ели мясо тех животных, что с ними вместе переносили тяготы кочевья, возили скарб их, кормили молоком, давали для одежды свою шерсть.

"Велесова книга", сложный и объемный источник о древних славянах, авторство которой приписывается новгородским жрецам, подтверждает, что славяне были людьми ведической культуры, родственной культуре и верованиям древней Индии, а прародиной славян является Семиречье, то есть долина Кулу, окруженная вершинами Гималаев.

Это свидетельство указывает на то, что славяне и в самом деле могли быть вегетарианцами, так как древние ведические тексты, сохранившиеся на родине славян (территории нынешней Индии), указывают на необходимость вегетарианства, как для тела, так и для духа.

"Велесова книга" - источник древних знаний о доолеговой Руси, памятник ведической культуры славян, который опровергает многие устоявшиеся в науке взгляды, так же как и индийские ведические тексты.

"Велесова книга" повествует о многовековой дохристианской эпохе восточных славян и их отношениях с греками, готами, гуннами и многими другими народами. Эта книга дает еще один аргумент в пользу версии о степном центральноазиатском происхождении наших предков. Даты, факты "Велесовой книги" совпадают с данными исторической науки, что подтверждает подлинность книги.