Вербальные тесты интеллекта дают показатели. Что важно помнить при анализе результатов SHL-тестов? Тесты SHL для оценки способностей к обработке числовой информации

Стандартная вербальная задача – некий текст, объемом от 500 до 1500 знаков, а к нему авторы придумывают утверждения, и они достаточно противоречивы. Более легкий тест SHL пример вербального теста включает информационный текст покороче, и на более простую тематику. Однако если специалист претендует на хорошую должность в транснациональной корпорации, он должен быть готов к сумасшедшей конкуренции и сложным задачам.

Вербальная задача повышенной сложности мало того, что содержит объемный текст, так еще его тема может быть связана с медициной, психологией, использоваться специфическая лексика. Конечно, терминов на латыни не будет, но ведь времени совсем немного, то есть, вспоминать незнакомые слова или искать их в «гугле» не получится.

Пример простой вербальной задачи – текст о вымирании китов, а причина этого – массовый забой морских жителей китобойными суднами. Китов уничтожали, в основном, ради животного жира, используемого для освещения домов. В утверждениях может говориться о том, например, что популяция китов начала восполняться после открытия и массовой добычи нефти.

Требуется данное утверждение отметить как «правду», «ложь» либо «мало информации». Правильный ответ – «нет информации», так как утверждение явно не противоречит тексту, но конкретно о нефти ничего не сказано.

Примерно такой сложности можно отыскать в интернете, но надо помнить, что на реальном тестировании будут вопросы сложнее.

  • Подготовка

    Подготовка в любом деле нужна, а перед экзаменами, тестами она полезнее стократ. Вербальные задачи нельзя заучить, но можно довести навык их решения до высокого уровня, когда в голове вопросы с текстами будут выстраиваться в определенные схемы.

  • Техника быстрого чтения

    Если соискатель не владеет техникой быстрого чтения, ему желательно подтянуть скорость чтения и качество усвоения информации. На ответ дается минута-полторы, причем больший термин предполагает усложненные вопросы, поэтому прочесть и ухватить суть следует за 20-30 секунд.

  • Пройти Онлайн

    Некоторые опытные бывшие или текущие претенденты советуют пройти вербальный тест SHL онлайн бесплатно, неважно, какого уровня будут задания, пусть даже самые простые. Также есть рекомендация начинать с вопросов, а от них переходить к тексту в поиске конкретной информации. Такой подход есть смысл рекомендовать, однако нужна практика, то есть, надо пройти вербальный тест SHL онлайн бесплатно или за деньги, ведь при трудоустройстве не стоит экономить.

  • Половина вопросов теста – математические, вторая половина – вербальные. Математика включает примеры на расчет пропорций, процентов, площади, производительности, времени, а также нахождение отрезков, смесей, гистограммами, диаграммами, а также работу с графиками. По перечню видно, что примеры школьного уровня, нет высшей математики, производных, интегралов и т.п. Однако заранее расслабляться не следует, учитывая условия тестирования.

    Вербальные тесты включают два типа вопросов: оценку корректности утверждений и анализ текста. К небольшому тексту прилагается несколько утверждений, которые отмечаются как «истинные», «ложные» либо «недостаточно информации».

    Простые примеры дают понимание тестов.

    Например, есть исходные данные о том, что жильцов дома было в таком-то году 100 человек и число их росло со скоростью 4 % в год. Для ответа надо посчитать, сколько человек в городе стало через пять лет.

    Например, есть текст, где говорится, что недавно была проведена полная инвентаризация библиотеки, после которой выявилась недостача двух десятков книг, а пять книг оказались неучтенными. Первое утверждение говорит, что из-за проверки нашлись книги, и оно верное, а во втором предположении указывается, что книги пропали из-за халатности библиотекаря, и тут правильный ответ – недостаточно информации, так как исходя из текста неизвестно, почему именно исчезли книги.

    Пройти тест SHL сложнее, чем можно судить по приведенным примерам. Эти задачи вряд ли встретятся на реальном тестировании – там примеры посложнее, но суть похожа.

    Помощь в прохождении тестов

    Нет «волшебных» рецептов для прохождения тестов SHL или каких-либо шпаргалок, но есть несколько разумных рекомендаций, с помощью которых можно понять, как лучше готовиться к тестированию.

    Постоянная практика. Примеры задач на логику и математику лучше решать регулярно, через день либо несколько раз в неделю. Задачи не особо сложные, но требуют максимальной сосредоточенности, автоматизма. Если над каждым примером начинать рассуждать, то успех вряд ли возможен.

    «Тайминг». Последние пару лет тесты все сложнее, особенно в плане нехватки времени. Раньше на задание давали минуту, сейчас – тридцать секунд. Это связано с постоянно возрастающим количеством претендентов. Чтобы обезопасить себя от неприятного сюрприза на самом тестировании, лучше готовиться, постепенно уменьшая количество времени.

    Поиск информации. В интернете часты поисковые запросы о том, как правильно пройти тест SHL, и в этом нет ничего негативного, наоборот, чем больше данных о предстоящем тестировании найдет претендент, тем лучше он подготовится. Не нужно, конечно, собирать кучу «мусора», надо отсеивать поступающую информацию, но раньше не было вообще такого прекрасного источника знаний, и не пользоваться им – глупо.

    Пропуск сложных примеров. Если есть возможность пропускать одни задания и переходить к следующим, а она обычно есть, то следует пользоваться. Единственное условие – умение мгновенно оценивать уровень сложности задания, иначе можно бесконечно пролистывать список. Способность быстро оценивать пример надо выработать заранее.

    Минимум технической помощи. Некоторые компании проводят тестирование в онлайн-режиме, другие – непосредственно в офисе. Не стоит думать, что на дому намного легче – время все равно ограничено, но теоретически можно искать данные в интернете, пользоваться счетными программами и т.п. В офисе чаще всего не позволяют пользоваться даже калькуляторами, и к этому надо быть готовым, практикуя решение примером только с ручкой и листиком.

    Тренировка памяти. Для решения числовых тестов надо делать простые вычисления в уме, сложные – на листике, но с вербальными тестами иная ситуация. Есть текст объемом 500-600 знаков, грубо говоря, один абзац, и к нему даются утверждения для оценки. Если постоянно перечитывать текст – времени не хватит на ответы, поэтому надо, чтобы он отпечатался в памяти, а оставшееся время было использовано на оценку утверждений.

    Создание «помех». Сдача «экзамена» в офисе может быть усложнена намеренно или случайно окружающим шумом, какими-либо происходящими процессами, что при наложении на нервозность самого конкурсанта может привести к полному срыву тестирования. Будет неплохо попрактиковаться дома, включив музыку, попросив родных громко разговаривать рядом. Умение концентрироваться в любых условиях станет незаменимым.

    Так как следующая попытка дается минимум через полгода, следует заранее узнать способы пройти тест SHL грамотно. Для этого надо потратить много времени, особенно в первый раз, зато следующие пробы окажутся более успешными, а подготовка займет меньше времени.

    С уважением, команда worldcompanyjob

    Бизнес-психолог Роджер Холдсуорт недавно ушел из жизни, однако основанная им компания Talent Q продолжает активно развиваться, лидируя в области оценки знаний, умений, навыков персонала. Роджер также являлся основателем другого лидера – компании SHL, но принял решение развить некоторые наработки в новой фирме.

    Нововведения, предложенные компанией Холдсуорта, получили признание во всех ведущих корпорациях, и Talent Q вербальный тест стал использоваться повсеместно. Онлайн технологии, динамическая система оценки результатов – эти новшества сделали имя компании, их применение дало новые возможности HR-менеджерам, руководителям различных корпораций.

    Преимущества тестов Talent Q

    Тесты от Talent Q можно использовать онлайн и в офисах, совмещать с другими методами оценки. Специалистам HR теперь не надо складывать в папки десятки тестов для разных групп, результаты каждого претендента можно сравнить с любым результатом, имеющимся в базе данных, причем все сделает автоматизированная система. Сам тест также один, а его сложность варьируется прямо в процессе сдачи – и это еще одно преимущество новой методики, куда входят и Talent Q вербальные элементы.

    Технология динамической оценки дает первый вопрос одного уровня всем кандидатам, но уже второй отличается в зависимости от правильности, скорости ответа. Чем лучше соискатель отвечает, тем сложнее идут вопросы и наоборот – ошибка, долгие размышления понижают «планку», и задачи будут все проще.

    Для представителей работодателя такой подход хорош тем, что можно найти талантливых сотрудников в любой группе, ведь тесты все покажут, а высокие результаты система может сравнить с баллами топ-менеджеров. Соискателям это тоже удобно, ведь можно показать свою эрудицию, интеллект, получив взамен шанс занять высокий пост.

    Важный вопрос – прохождение тестирования онлайн, и тут работодатели также защищены от недобросовестных кандидатов при помощи верификационных тестов. В офисах предлагают пройти краткий тест из нескольких вопросов, причем они будут того уровня, что человек показал на онлайн тесте, так что возможный обман мгновенно раскроется. Для честных соискателей сдавать вербальные элементы онлайн легче из-за спокойной обстановки, свободного графика сдачи, ограниченного лишь конечной датой.

    Способность человека адаптироваться к новым ситуациям и обучаться новому называется . Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов. Вербальные способности - это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление. Вербальные способности определяют возможности человека в использовании речи для оформления своих мыслей в виде логического высказывания.

    Если вербальное мышление имеет высокую степень развития, человеку легче будет овладеть языковыми средствами. В этом случае может стать прекрасным оратором, изучение гуманитарных предметов не будет для него сложным. Если проводится психологическая диагностика вербальных способностей, тестовые задания направлены на оценку возможностей человека в поиске аналогий, исключении лишнего, обобщении, сравнении.

    Что такое вербальный и невербальный интеллект

    Уровень развития вербального интеллекта определяет, насколько человек способен изучать иностранные языки, овладевать словесным материалом. Этот вид интеллекта начинает развиваться еще в раннем детстве вместе с овладением ребенком связной речью. Еще один важный этап в развитии этого вида интеллекта – процесс овладения письменной речью, то есть обучение письму и грамоте. Если у ребенка к этому периоду процессы анализа и синтеза словесной информации сформированы в достаточной степени, процесс обучения чтению будет протекать легче. В среднем у детей может быть достаточная степень готовности к обучению чтению в возрасте 5 – 7 лет.

    От уровня развития вербального мышления зависит успешность в учебной деятельности. Это важно не только для овладения гуманитарными предметами. Весь процесс обучения протекает легче при достаточном уровне развития вербального мышления, так человек при этом может хорошо понять и оценить полученную речевую информацию, понять смысл высказывания.

    Невербальный интеллект это вид интеллекта, функционирующий с опорой на пространственные представления и зрительные образы. Невербальное мышление оперирует наглядными объектами, представляя их человек может оценивать сходства и отличия между предметами и изображениями, определять положение в пространстве. Развитие этого вида интеллекта поможет человеку ориентироваться в схемах и чертежах, конструировать, рисовать.

    Что такое вербальные способности?

    Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:

    • фонетическая сторона речи;
    • грамматический строй речи;
    • лексическая сторона речи;
    • синтаксис.

    Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения. В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст. Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.

    Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность. При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. ). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации. Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.

    Диагностика вербального и невербального интеллекта

    Вербальный и невербальный интеллект диагностируют различными способами. Есть отличия в заданиях и материале, на котором эти задания даются. Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г.Айзенка.

    Для диагностики невербального интеллекта используют задания на наглядном материале, без использования речи. В тестовых заданиях человек манипулирует объектами, составляет фигуру из отдельных элементов, сравнивает наглядный материал. Для определения уровня развития невербального интеллекта применяют «кубики Коса», тест в виде доски форм Сегена, прогрессивные матрицы Равена.

    Существуют и тесты, задания в которых позволяют оценивать уровень развития и вербального и невербального мышления одновременно. Это, например, тест Векслера на интеллект. Диагностика в этом случае занимает достаточно большой отрезок времени, около 1,5 – 2 часов.

    Подведем итоги

    Вербальное и невербальное мышление взаимосвязаны. Сниженный уровень развития одного из этих видов мышления оказывает влияние и на другой вид. Например, если недостаточный уровень развития пространственного мышления не позволяет хорошо ориентироваться в размере, форме и соотношении предметов, пострадает и развитие речи. В этом случае человек может путать похожие по изображению буквы (см. ). Недостаточное развитие вербального мышления отразится на понимании любого вида информации.

    Шкалы: уровень интеллекта (IQ)

    Назначение теста

    Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей, определения, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением. Для исследования людей от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

    Инструкция к тесту

    На выполнение теста дается ровно 30 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко; большинство заданий поддается решению, если вы - проявите немного настойчивости. Продолжать размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему - подскажет здравый смысл. Помните при этом, что к концу серии задания становятся в общем труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса.

    Ответ на задание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда нужно произвести выбор из нескольких возможностей, иногда вы сами должны придумать ответ. Ответ напишите в указанном месте. Если вы не в состоянии решить, задачу - не следует писать ответ наугад. Если же у вас есть идея, но вы не уверены в ней, то ответ все-таки проставьте.

    Тест не содержит «каверзных» заданий, но всегда приходится рассмотреть несколько путей решения. Прежде чем приступить к решению, удостоверьтесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется. Вы напрасно потеряете время, если возьметесь за решение, не уяснив, в чем состоит задача.

    Примечания:

    Точки обозначают количество букв в пропущенном слове. Например, (. . . .) означает, что пропущенное слово состоит из четырех букв.
    . Для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы «ё» .

    Тест

    1. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

    ТКАНЬ (. . .) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА

    2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

    ГО (. . .) КОТ

    3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

    КОХЙЕК
    СНИНЕТ
    ОЖИВТ
    ЛУФОБТ

    4. Найдите общее окончание для всех перечисленных слов.

    5. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

    ЖИВОТНОЕ (. . . .) МОНАХ

    6. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

    СНА (. . .) ОВОЙ

    7. Исключите лишнее слово.

    ОЗУКРА
    НИШПАЯЛ
    НИБОВОС
    НИШКУП

    8. Найдите общее начало для трех следующих слов.

    9. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

    РОДНИК (. . . .) ОТМЫЧКА

    10. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

    ПЕ (. . .) ОЛ

    11. Исключите лишнее слово.

    АЧТПО
    АИДРО
    ФАГРЕЛТЕ
    КТЕВИНЦ

    12. Найдите общее начало для трех следующих слов.

    13. Найдите слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

    ТА (. . .) АТ

    14. Найдите слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

    БИТВА (. . . . .) РУГАНЬ

    15. Исключите лишнее слово.

    АПНИСЕЛЬ
    ЯШВИН
    ТАСУПАК
    АКАЧКБО
    ШУРГА

    16. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

    БАЛ (. . .) ЕДА

    17. Найдите общее окончание для следующих слов.

    18.Исключите лишнее слово.

    ЮКИЛТ
    ЛЮТАНЬП
    АЛИФАК
    ОЗАР
    ЛСТУ

    19. Найдите общее окончание для всех перечисленных слов.

    20. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

    РЫБА (. . . .) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

    21. Найдите слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

    ДИК (. . . . .) ЕЦ

    22. Исключите лишнее слово

    РАКОЧВА
    ЛЬБГДОУ
    ЕХРО
    ЛУПЕДЬ

    23. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

    НАСЫПЬ (. . .) ВРАЩАЮЩИЙСЯ СТЕРЖЕНЬ

    24. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

    25. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

    СА (. . .) ОН

    26. Исключите лишнее слово.

    ЗМАТЕ
    РАЖПИ
    АГОВЛ
    ИНЕРГ

    27. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

    ЧАСТЬ ОДЕЖДЫ (. . . . .) ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ МЕХАНИЗМ

    28. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

    У (. . . .) Ь

    29. Исключите лишнее слово.

    СЛОО
    ОКОТИ
    ООТРОНТ
    РЕБЛАГД

    30. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

    31. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

    32. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

    ЖИВОТНОЕ (. . . . .) НЕЖНОСТЬ

    33. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

    КОВЕР (. . .) ЛЕТА

    34. Исключите лишнее слово.

    ЛЕОР
    БЕОРОЙВ
    КОВАОРЖОН
    ФЕЛИНДЬ

    35. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

    36. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

    КАБ (. . .) ОШКО

    37. Исключите лишнее слово.

    НЙЕНЙЭШТ
    КИНСЕКД
    ВЕХЧО
    КЗААЛЬБ
    СЙТООТЛ

    38. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

    САМОВОЛЬНЫЙ УХОД (. . . . .) МОЛОДАЯ ВЕТКА

    39. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

    40. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

    ПРЕДЛОГ (. . . . .) РЕМЕНЬ УЗДЫ

    41. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

    С (. . .) ОКНО

    42. Исключите лишнее слово.

    ЛИОРЗТЕВЕ
    ОИКСМТ
    РКМОА
    МИТТЕР

    43. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

    КОСТОЧКА ПАЛЬЦА (. . . . . . .) ПАУКООБРАЗНОЕ

    44. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

    ГА (. . .) РЕЛЬ

    45. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

    46. Исключите лишнее слово.

    ЗОАК
    РЕОББ
    СФОМАРЕ
    ШАДОЛЬ

    47. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

    48. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

    Г (. . .) ОЖА

    49. Найдите общее окончание для всех последующих слов.

    50. Исключите лишнее слово.

    ТРБА
    КПИРАКС
    ТРСАЕС
    АТМЬ
    НКВЧУА

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Ключ к тесту

    1. ГАЗ.
    2. БОЙ.
    3. ЖИВОТ. (Все остальные слова обозначают спортивные игры: хоккей, теннис, футбол.)
    4. ЕЛЬ.
    5. ЛАМА.
    6. РЯД.
    7. ПУШКИН. (Все остальные слова - фамилии певцов: Собинов, Шаляпин, Карузо.)
    8. ЧЕРНО.
    9. КЛЮЧ.
    10. СОК. .
    11. ЦВЕТНИК. (Все остальные слова обозначают средства связи: почта, радио, телеграф.)
    12. ВОДО.
    13. ПИР.
    14. БРАНЬ.
    15. ВИШНЯ. (Все остальные слова содержат букву А: апельсин, капуста, кабачок, груша.)
    16. БЕС.
    17. ОЛ.
    18. СТУЛ. (Все остальные слова обозначают цветы: лютик, тюльпан, фиалка, роза.)
    19. ОМ.
    20. СКАТ.
    21. ОБРАЗ.
    22. ОРЕХ. (Все остальные слова обозначают породы собак: овчарка, бульдог, пудель.)
    23. ВАЛ.
    24. ЕСТЬ.
    25. РАЙ.
    26. ПАРИЖ. (Все остальные слова - названия рек: Темза, Волга, Нигер.)
    27. ВОРОТ.
    28. КЛАД.
    29. БЕЛГРАД. (Остальные слова содержат букву О: Осло, Токио, Торонто.)
    30. АЙКА.
    31. ИНА.
    32. ЛАСКА.
    33. КОТ.
    34. ДЕЛЬФИН. (Остальные слова - орел, воробей, жаворонок.)
    35. ОТ.
    36. ЛУК.
    37. ЭЙНШТЕЙН. (Остальные слова - фамилии знаменитых писателей: Диккенс, Чехов, Бальзак, Толстой.)
    38. ПОБЕГ.
    39. ЕНА.
    40. ПОВОД.
    41. ТОЛ.
    42. ТЕЛЕВИЗОР. (Остальные слова - москит, термит, комар.)
    43. ФАЛАНГА.
    44. МАК.
    45. ОЧКА.
    46. СЕМАФОР. (Остальные слова - коза, бобер, лошадь.)
    47. ЕНЬ.
    48. РОГ.
    49. ОЛЬ.
    50. СКРИПКА. (Остальные слова - брат, сестра, мать, внучка.)

    Обработка результатов теста

    Отложите на горизонтальной линии соответствующего графика количество правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует вашему КИ (коэффициенту интеллекта). Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших спсобностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.

    Источники

    Вербальный тест интеллекта Г.Айзенка (Тест IQ) / Альманах психологических тестов – М., 1995. С.35-46