Викторина по сказкам для начальной школы. Занимательные вопросы по сказкам для детей подготовительной группы. Викторина для начальных классов «Волшебные сказки»

Русские народные сказки дети, скорее всего, будут слушать и читать всегда. Что-то есть в них такое, что ребята сразу их воспринимают и считают «своими». Безусловная ценность сказок признана давно. Хотя ещё в прошлом столетии некоторыми преподавателями и литературными деятелями отрицалось их положительное влияние.

Викторина на тему «Русские народные сказки» содержит 15 вопросов. На вопросы даны ответы.

Вступительное слово

А сегодня, дети, мы поговорим о русских народных сказках. Все вы знаете Машеньку и медведей, Емелю и курочку Рябу, Царевну-Лягушку и Крошечку-Хаврошечку. Часто сказочные персонажи делают добрые дела, но есть среди них и такие, которые поступают неправильно. Сегодня я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них. Кто знает ответы на все вопросы, тот самый главный Знаток русских народных сказок.

1. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
1) сороки-вороны
2) гуси-лебеди +
3) утки-крякушки

2. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку?
1) в барашка
2) в козлёночка +
3) в ягнёночка

3. Отгадайте загадки

«Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл.
У него румяный бок,
Значит это — …(колобок)»

«Не кувшинчик несла с квасом,
А горшочек с вкусным маслом,
В красной шапочке она,
По тропинке шла одна».
Ответ: Красная Шапочка

4. От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»?
1) от злой мачехи +
2) от бабы Яги
3) от Змея Горыныча

5. Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота?
1) петух +
2) гусь
3) индюк

6. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит?
1) на деревянных
2) на курьих +
3) на железных

7. Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»
1) «Волк и семеро козлят » +
2) «Волк и три поросёнка
3) «Ненасытный Волк»

8. У петушка красивый гребешок. Какой он?
1) бронзовый
2) серебряный
3) золотой + («Петушок, золотой гребешок)

9. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка?
1) редиску
2) редьку
3) репку +

10. В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить?
1) вёдра +
2) кастрюли
3) чайники

11. Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»?
1) медведь +
2) волк
3) чудо-юдо

12. Кто поёт льстивую песню: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка…»
Ответ: лиса

13. Какие русские народные сказки о животных вы знаете?
Ответ: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»

14. Из какой сказки царевна?

«Как приехала на пир,
Удивила целый мир.
А Иван был очень строг.
Лягушачью кожу сжёг».
Ответ: «Царевна-лягушка»

15. Отгадайте загадку

«У старухи он родился,
На лопату не садился,
Сам он просто крошечка,
А зовут… (Терёшечка)»

Составитель викторины: Ирис Ревю

Развлечение по сказкам для детей 6-7 лет

Автор: Ботвенко Светлана Геннадьевна, музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад №27" г.Камень - на - Оби, Алтайский край
Цель:
Обобщить знания детей о сказках.
Задачи:
Закреплять и расширять знания детей о сказках, умение быстро отвечать на вопросы.
Воспитывать любовь к книгам и чтению.
Описание материала:
Материал содержит вопросы по сказкам, можно использовать воспитателям дошкольных учреждений в работе с детьми в свободное от занятий время.
Ход:
1. Внимательно читаем и запоминаем:
1. Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
2. Какую фразу повторяет кот Леопольд, желая помириться с мышами? (Ребята, давайте жить дружно)
3.Сколько работников вытаскивали репку? (6)
4. Кто проглотил нечто такое, отчего вокруг сразу стало темно? (Жадный крокодил солнце проглотил)

5. Какой сказочный герой отличался небывалым ростом, служил во флоте и работал милиционером? (Дядя Степа)
6. Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)
7. В какой сказке девочка идет зимой в лес за цветами? (Двенадцать месяцев)
8. Как попала Машенька домой к деду с бабушкой? (В коробе)
9. Сколько было козлят у козы, которая жила в лесу? (Семь)

2.Кто из сказочных героев:
1.Проучил директора кукольного театра Карабаса Барабаса? (Буратино)


2.Перевоспитал почтальона Печкина? (Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик)

3.О ком говорится в следующих строчках:
1.«…превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собою льва, что сейчас же бросился на крышу» (О злом Любоеде. Ш.Перро «Кот в сапогах»)
2. «Кай взглянул на нее. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною…» (О Снежной королеве. Г.Х.Андерсен. «Снежная королева»)


4. Какое слово надо поставить вместо многоточия:
1.Русская народная сказка «Царевна …(лягушка)
2.Сказка Ш.Перро «Синяя…(борода)
3.Русская народная сказка «Гуси…(лебеди)


4.Русская народная сказка «Курочка …(ряба)
5.Рассказ Д.Мамина – Сибиряка «Серая…(шейка)
6. Сказка Ш.Перро «Красная…(шапочка)
7. Русская народная сказка «Сивка …(бурка)

5.Наоборот
Называть сказки, придумывая их названиям противоположный смысл.
1. «Зеленый беретик» («Красная шапочка»)
2. «Мышь босиком» («Кот в сапогах»)


3. «Петушок бесцветный» («Курочка Ряба»)
4. «Девочка с ладошку» («Мальчик с пальчик»)

6. Вспомни, угадай
1. У кого из сказочных животных была шляпа? (У кота в сапогах)
2.Маленькая старуха всем старается напакостить, обязательно сделать какую - нибудь гадость. И всегда тащит за собой на веревочке такое же злобное, неприятное существо. (Старуха Шапокляк с крысой Лариской)


3. Деревянный мальчик, который не хотел учиться в школе? (Буратино)
4. Эта сказочно красивая, но очень хитрая и коварная особа совершила тяжкое преступление: на поле брани погубила двух молодых братьев, а потом добралась и до отца. (Шамаханская девица)
5. Кот, который умел вышивать, доить корову, играть на гитаре? (Кот Матроскин)
6. Худой, костлявый многожитель. (Кощей Бессмертный)
7. Одинокий обитатель болот, мечтавший о полетах. (Водяной)
8.Отпетые мошенники. Молодая рыжая, очень льстивая особа и ее упитанный усатый спутник. Они дурачат всех, кто встречается им на пути. (Лиса Алиса и кот Базилио)
9. Самая маленькая девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)


10.Три злоумышленницы, находясь на службе у царя, заменили письмо, из – за которого произошли печальные последствия. Но в конце правда восторжествовала, зло было наказано. (Ткачиха, Повариха, Бабариха)
11. Красивая девочка с голубыми волосами. (Мальвина)
12. Кто потерял хрустальный башмачок?(Золушка)
13. Волшебный цветок с разноцветными лепестками. (Цветик – семицветик)


14. Злодей – насекомый, который хотел погубить красавицу – муху. (Паук)
15. Кто спас любопытного петушка от хитрой рыжей плутовки? (Кот)
16. Милая девочка, которая любила бабушку и носила ей гостинцы? (Красная шапочка)
17. Хлебобулочный персонаж, который пустился в путешествие по лесу. (Колобок)
18. Самый крупный овощ, который помог сдружить большую компанию. (Репка)
19. У какой сказочной особы была костяная нога, горбатый нос и ступа? (У Бабы Яги)
20. Кто из сказочных героев раздавил волшебный домик и разогнал всех его жителей? (Медведь. Сказка «Теремок»)

Материалы:

§ Телеграммы

§ Два мольберта

§ Два красных маркера

§ Два листа ватмана

§ Два воздушных шара

§ Два ведра

§ Два обруча

§ Черный ящик

§ Сюрприз

§ Мочалка

§ Сувениры

§ Кубики по количеству участников

§ Бочонки из игры «лото» с номерами от 1 до 6, на одном бочонке нарисована подкова

О чем-то скрепит половица,

И спице опять не спится

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски …

Тихонько скрипит половица

По комнате ходит сказка…

Приглашаем всех присутствующих принять участие в игровой викторине. Родителей разделить на две команды с помощью разрезанных картинок. Предложить дать название своим командам.

1. Разминка. Игра » Добавлялки»

Ок-ок-ок - стоит в поле (теремок)

Ок-ок- ок - покатился (колобок)

Су-су-су -петушок прогнал (лису)

Цо-цо-цо - снесла курочка (яйцо)

Ана-ана-ана - несут лебеди (Ивана)

Ек-ек-ек - не садись на (пенек)

2. Конкурс телеграмм и объявлений

К нам в окошко залетел

Маленький листочек,

А на нем я разглядела

Чей - то странный почерк

Обращусь, я, к вам -

Это конкурс телеграмм.

Назовите героя сказки, который мог отправить телеграмму и дать объявление в газету. Вспомните, как называется литературное произведение.

Задание для первой команды:

§ Спасите! Моих детей съел серый волк. (Коза. «Волк и семеро козлят»)

§ Прибыть на праздник не смогу, от меня сбежали брюки (Грязнуля. «Мойдодыр»)

§ Дорогие гости, помогите!

Паука - злодея зарубите! (Муха - цокотуха)

§ Несу золотые яйца. Дорого! (Курочка Ряба)

§ Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. «Приключения Буратино»)

§ Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами («Гуси - лебеди»)

Задание для второй команды

§ Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби

(Волк. «Лисичка сестричка и серый волк».)

§ Пришлите, пожалуйста капли.

Мы лягушками нынче объелись

И у нас животы разболелись (Цапли. «Телефон»)

§ Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. («Айболит»).

§ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка. «Курочка Ряба»)

§ Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину (Старуха. » Сказка о золотой рыбке«).

§ Отмою все! («Мойдодыр»)

3. «Аленький цветочек»

Говорят, что где - то

Посреди болот

Во дворце прекрасном

Чудовище живет

Аленький цветочек

Охраняет он,

И в купцову дочку

Чудище влюблен.

Под музыку участники рисуют один лепесток цветка на мольберте, передает эстафету следующему участнику.

Я буду задавать вопросы командам. Задача игроков - дать как можно правильных ответов. Проведем жеребьевку. В отвечающей команде право голоса имеет каждый, а я буду выбирать правильный ответ. Если вы не знаете ответа, говорите «Дальше».

Вопросы для первой команды:

1. Где спрятался седьмой козленок (в печке)

2. Кличка пуделя в сказке «Приключения Буратино» (Артемон)

3. Подарок Пятачка ослику Иа (воздушный шарик)

4. Какая птица доставила Айболита в Африку (орел)

5. Какого цвета волосы Мальвины (голубого)

6. В какой сказке встречаются зима с летом (12 месяцев)

7. Название города в котором жил незнайка (Цветочный)

8. Кем был Дуремар (аптекарем)

9. Кто написал сказку «Колобок» (русский народ)

10. Умелец, подковавший блоху (Левша)

11. Герой сказки, который живет на крыше (Карлсон)

12. Кто был кучером у Золушки (крыса)

13. Из чего сделал домик поросенок Нуф - Нуф (прутья)

14. Какое домашнее животное помогло своему хозяину стать маркизом (кот)

15. К кому обращалась старуха: » На блин, не тявкай» (собаке)

16. Назовите имя Волшебника Изумрудного города (Гудвин)

17. Что повредила серая шейка (крыло)

18. Эта героиня сказки спасла принца. Отдав морской ведьме свой голос (Русалочка)

19. Птичка - бандит (соловей - разбойник)

20. Как называется вода, которой в сказках оживляют людей (живая)

21. Часть тела Чебурашки неестественно больших размеров (уши)

22. Какого размера был сказочный мальчик знаменитый своим маленьким ростом (с пальчик)

23. Маленький друг Нафани (Кузя)

Вопросы для второй команды:

1. Кто тянул репку перед жучкой (внучка)

2. Какие цветы выращивали Кай и Герда (розы)

3. Сказка с фруктовыми и овощными жителями (Чипполино)

4. Какую рыбу поймал Емеля (щуку)

5. Кто помог зайцу выгнать лису из избушки (петух)

6. Птица, которую спасла Дюймовочка (ласточка)

7. Чем угощала лиса журавля (манной кашей)

8. Имя доктора Цветочного городка (Пилюлькин)

9. Какое лекарство предпочитал Карлсон (варенье)

10. Кто одолел тараканище? (воробей)

11. Как звали отца Буратино (Карло)

12. Титул лимона в сказке «Чипполино» (принц)

13. Отчество сказочного героя (Горыныч)

14. Близжайший друг Винни -Пуха (Пятачок)

15. Что служило замком в домике бабушки из сказки «Красная шапочка» (веревочка)

16. На чем путешествовал оловянный солдатик (на бумажной лодке)

17. Из чего папа Карло сшил шапочку для Буратино (носок)

18. Куда упала стрела второго сына в сказке «Царевна - лягушка»

(на купеческий двор)

19. Девочка, потерявшая туфельку на балу (Золушка)

20. Персонаж русской народной сказки, которого обидели, не дав ручек и ножек (колобок)

21. Кровать для Дюймовочки (скорлупа грецкого ореха)

22. Этот предмет кухонной утвари купила Муха - цокотуха (самовар)

23. Что хотел попросить Дровосек у волшебника Изумрудного города (сердце)

5. » Незнайка на воздушном шаре »

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком

Он из сказки интересной

В яркой шляпе, с галстуком

Очень просто, угадайка

Как зовут его ….. Незнайка

Незнайка летал на воздушном шаре со своими друзьями.

Каждый участник команды берет в одну руку ведро с кубиками, в другой - воздушный шарик. С ведром и шариком нужно добежать до обруча, выложить один кубик из ведра, вернуться и передать следующему участнику команды ведро и шарик.

6. «Сказочные заморочки»

Сейчас я немного поморочу вам голову. Участники команды вытягивают бочонок с номером задания. Есть бочонок, на котором нарисована подкова - это «счастливый случай». Игрок, доставший подкову, получает приз. Вытащив бочонок, и прослушав задание - отвечает на вопрос.

1. Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали тех из леса, хотя сами были вовсе не воинственными, а мирными существами (Осел, кот, пес и петух из сказки «Бременские музыканты»)

2. За что Золушка получила свое прозвище? (она спала на полу рядом с печкой, на куче золы)

3. У какого сказочного героя любимым блюдом были три корочки хлеба (У Буратино)

4. В какой сказке подземный ход начинался на кухне, в кастрюле без дна? («Три толстяка»)

5. В какой сказке перевод стрелок часов чуть не послужил причиной смерти одного из главных героев («Аленький цветочек»)

6. Из какой сказки эти слова: » Положика -ка, внучка пирожок на стол, горшок на полку поставь, а сама приляг со мною. Ты, верно, очень устала» («Красная шапочка»)

7. «Темная лошадка»

Ответы на мои вопросы находятся в «черном ящике».

Команда, ответившая правильно, получает балл.

1. С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить сказочного героя (игла)

2. Здесь находится предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького серенького зверька. Они успокоились лишь тогда, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества и цвета (яйцо)

3. Здесь находится вещь, которую один сказочный герой «словно галку проглотил» (мочалку)

4. Предмет, который был обменян на четыре сольдо. Чтобы попасть на представление кукольного театра (азбука)

8. «Сказочные средства передвижения»

Командам предлагается за две минуты написать все известные сказочные средства передвижения. Побеждает та команда, которая назовет большее количество средств передвижения.

9. «Теремок»

В чистом поле где нет дорог

Стоит не низок, не высок

Всех приглашает за порог

Этот домик (теремок)

На расстоянии лежат два обруча, внутри стоит кегля.

Начинает эстафету первый участник. Добегая до обруча, берет обруч возвращается за следующим участником, двое участников бегут до ориентира, возвращаются за третьим и т.д

10. Конкурс капитанов

Капитан должен отгадать предмет, которому дано три объяснения. С первого раза - 5 баллов, со второго раза - 3 балла, с третьего раза - 1 балл.

Для первой команды:

§ Приходятся в самый раз представителям мужского пола, особенно тем, у кого имя начинается на «С».

§ Согласно русской народной пословице, в зависимости от размера могут согревать ноги.

§ Могут быть скороходами (сапоги)

Для второй команды

§ Оказалось не под силу взрослым, умудренным жизненным опытом людям.

§ Играет немаловажную роль в судьбе Кощея Бессмертного.

§ Является одним из символов православного праздника (яйцо).

Подводятся итоги конкурса. Родители получают сувениры, сделанные детьми.

Пожалуй, невозможно найти человека, который не любил бы сказки! Они завораживают, увлекая в мир волшебства, повествуют о необыкновенных событиях, в которых хотелось бы оказаться каждому. Но если взрослые еще скептически улыбаются, слушая повествование, то маленькие детки глубоко верят в сказочки, без всякой критики относятся к ее событиям и персонажам. Вот поэтому педагоги советуют родителям воспользоваться детской непосредственностью и любовью к сказочным историям, чтобы решать многие вопросы воспитания и развития. Они утверждают, что волшебные сюжеты обогащают духовный мир ребенка, развивают творчество и фантазию. Многократное повторение текста совершенствует память, совершенствуют внимание и речь. При сопереживании героям у детей обогащаются чувства, формируется позитивный эмоциональный настрой, ведь там добро всегда побеждает. Ценны сказки тем, что их можно не только рассказывать детворе, но и с их помощью организовать увлекательные домашние развлечения - викторины.

По мнению педагогов, викторина - одно из любимых развлечений дошколят. Суть ее действия в том, чтобы быстро и правильно отвечать на вопросы или быстрее всех выполнять интеллектуальные задания. Обращение к истории появления этого слова помогает узнать, что оно появилось в двадцатые годы прошлого века. Его изобретателем был писатель Михаил Кольцов, который назвал викториной газетную рубрику с развлекательными вопросами, заданиями, шарадами. За рубрику отвечал сотрудник по имени Виктор Микулин (от латинского слова "victor" - победитель). Считается, что с этим именем и связано появление слова "викторина". От имени Виктор и последних букв фамилии.

Сейчас подобные развлечения часто используют педагоги в детских садах, так как они дают возможность быстро оценить и подкорректировать знания ребятишек. А родителям викторина поможет легко и просто разнообразить семейный досуг, сделать увлекательными домашние занятия с детьми. Главное - знать ее особенности для дошколят и уметь правильно организовать. Особый интерес для домашнего досуга представляет викторина по сказкам, как наиболее доступное для подготовки и проведения в условиях семьи развлечение.

Забавы для самых маленьких

Педагоги обращают внимание родителей на то, что к проведению викторин дети готовы в тот возрастной период, когда появляется стремление к соперничеству и готовность принять участие в соревновательном процессе. Вообще возраст 3 - 4 лет считается наиболее подходящим для обучения ребятишек основным правилам любой игры, так как у них начинают формироваться волевые усилия. А забавы со сказками могут стать для малышей и учебой, и игрой, как, например, в игре "Сундучок народных сказок" . Даже трехлетнему ребенку будут доступны для понимания сюжетные картинки из заветного сундучка. Он сможет правильно определить, эпизод из какой сказки изображен на карточке. Или малышу не составит труда отгадать простейшие загадки о сказочных персонажах и найти в сундучке соответствующую картинку:

  • ...не садись на пенек, не ешь пирожок... ("Маша и медведь"),
  • ...от бабушки ушел и от дедушки ушел... ("Колобок"),
  • ...снесла яичко не простое, а золотое... ("Курочка Ряба"),
  • ...дедка за репку, бабка за дедку... ("Репка"),
  • ...сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку...("Лисичка со скалочкой"),
  • ...кто сидел на моем стульчике и сломал его? ("Три медведя"),
  • ...кто, кто в теремочке живет? ("Теремок").

Заботливые родители всегда смогут придумать интересные загадки и конкурсы. А для того, чтобы придать дух соревновательности такому развлечению, взрослым надо постараться вовлечь в него нескольких детей, близких по возрасту, например:

  • на детском празднике,
  • во время семейных встреч с друзьями,
  • на даче,
  • на прогулке со знакомыми детьми и т. д.

Еще одним интересным вариантом викторины станет вечерняя игра с ребенком. Взрослый создает атмосферу таинственности и предлагает малышу вопросы или задания о любимых сказочных героях:

  • Кто ушел и от дедушки, и от бабушки? (изобрази колобка)
  • У кого была избушка лубяная? (покажи, как горевал зайчик)
  • Курочка снесла яичко простое или золотое?
  • Кто не смог улежать на окошке и покатился по дорожке?
  • Всей семьей тянули арбуз?
  • Без кого не смогли бы вытянуть репку? (изобрази мышку)
  • Вспомни, кто первый нашел теремок?
  • Козлята съели волка или он их? (покажи злого волка).

В подобных забавах маленькие детки приучаются не только припоминать текст сказки, но и активно использовать свой небольшой жизненный опыт.

Развлечения для дошкольников

Для средних и старших дошколят викторину организовать и проще, и труднее. Ведь соревноваться уже могут не только дети, близкие по возрасту, но и взрослые. Трудность заключается в том, что подготовка занимает достаточно длительный период и становится более трудоемкой. В старшем дошкольном возрасте викторины приобретают разнообразный характер, это могут быть конкурсы о растительном и животном мире, окружающей жизни, нестандартные интеллектуальные задания. Все же наиболее доступной, интересной для детей и взрослых будет викторина по сказкам. Так как сказочные события и персонажи хорошо известны всем, родителям проще подобрать игрушки, картинки, придумать загадки, вопросы, задания для такого рода развлечений.

Как правильно организовать конкурсы для детей

Часто родители думают, что самое сложное при организации детского развлечения - придумать интересные вопросы и задания для ребятишек. Однако не менее важна подготовительная работа, требования к которой следующие:

Выбирайте интересную тематику!

Напрашивается вопрос, какие сказочные произведения лучше всего подобрать для детей и как правильно их распределить: сказки одного вида (народные, например) или сказки авторские и народные вперемежку? Что важнее, интеллектуальные задания или вопросы? Педагоги советуют:

  • Старшим дошколятам доступны произведения отечественных авторов - сказочников: А. Толстой "Золотой ключик", С. Маршак "Кошкин дом", "Три поросенка", А. Пушкин "Сказка о золотом петушке", П. Бажов "Серебряное копытце", П. Ершов "Конек - горбунок", В.Гаршин "Лягушка - путешественница", С. Аксаков "Аленький цветочек", В. Катаев "Цветик - семицветик". Средним дошкольникам интересны произведения с более простым сюжетом, например, К. Чуковского "Муха - Цокотуха", "Федорино горе", "Тараканище", "Мойдодыр". Из них получится интересная литературная викторина по произведениям одного автора.

Подсказка для родителей : чтобы правильно подобрать произведение для детей по возрасту, можно обратиться к "Программе воспитания и обучения в детском саду".

  • Хорошо подойдут произведения зарубежных авторов: "Бременские музыканты" братьев Гримм, "Гадкий утенок", "Снежная королева", "Дюймовочка", "Принцесса на горошине", "Русалочка" Г.Х. Андерсена, "Красная шапочка", "Кот в сапогах", "Спящая красавица", "Мальчик с пальчик", "Золушка" Ш. Перро.
  • Народные сказки также отлично впишутся в сценарий домашней викторины. Это могут быть любимые всеми и хорошо известные: "Гуси-лебеди", "Два Мороза", "Снегурочка", "По-щучьему веленью", "Сивка-бурка", "Хаврошечка", "Царевна - лягушка", "Иван Царевич и серый волк" и другие.
  • Современные дети любят экранизированные произведения или мультфильмы на основе сказочных текстов, например, такие, как "Алиса в стране чудес", "Щелкунчик и Крысиный король", "Спящая красавица", "Пиноккио", "Сказка о царе Салтане", "Морозко". Они могут отличаться от оригинала вводом дополнительных персонажей, некоторым изменением сюжетов.

Важно: при подборе произведений необходимо учитывать возраст детей, их интересы, возможности и способности. Кроме того, не все дети обладают прекрасной памятью, внимательностью, изобретательностью, поэтому какие-то особо сложные задания или использование малозначительных деталей сказок будут сложны для воспроизведения, и интерес к развлечению теряется. Лучше устраивать викторину по хорошо знакомым и понятным деткам текстам.

Подготовьте место и форму проведения!

Педагоги обращают внимание родителей на то, что нужно заблаговременно подготовиться к развлечению в организационном плане. Это поможет поддерживать интерес деток на протяжении всего действия и избавит взрослых от излишней суеты.

  • Заранее продумать, в какой форме будет проводиться викторина, например, каждый участник играет индивидуально или это будет командная игра.
  • Хорошо подготовить подсказки для детей: сюжетные картинки, загадки, наводящие вопросы, песенки персонажей, музыкальное сопровождение, которые помогут припомнить содержание сказок.

  • Место расположения детей во время развлечения - тоже довольно важный аспект, на который стоит обратить внимание. Если развлечение проводится в небольшой комнате, а участников собирается много, например, во время дня рождения ребенка, необходимо обеспечить максимально удобное и безопасное пространство. Для этого необходимо убрать хрупкие предметы, технику, правильно расставить столы и стулья. Педагоги предлагают для экономии места воспользоваться теплым пушистым ковром, где могут расположиться ребята.

Не забудьте о наградах для победителя!

Немаловажно позаботиться о призах для детворы, так как викторина для них - соревнование, в котором должен быть победитель. Призами могут быть сладости, мелкие игрушки, настольные игры, любимые книжки, диски с фильмами со сказочным содержанием. Главное, призом должен быть отмечен каждый участник, так как вопросов и заданий готовится достаточное количество, и каждый ребенок может проявить свои знания и умения.

Викторина по сказкам с ответами (в помощь родителям)

Продумывая конкурсы, нужно учитывать, что викторина для детей - игра, а не монотонное занятие. Ребятишки теряют интерес и становятся невнимательными, если развлечение длится больше 1,5 часа, поэтому оптимально время от 40 минут до часа. Чтобы заполнить это время, понадобится придумать около 30 вопросов и заданий. Педагоги обращают внимание на чередование видов деятельности: вопросы должны сменяться заданиями, задания - действиями. Особое требование к вопросам: исключаются ответы "да" и "нет". Ребенок должен проговорить или словосочетание из сказки, или назвать действия персонажа, или повторить его монолог. Вот как примерно могут выглядеть вопросы. конкурсы и загадки для викторины по сказкам:

Вопросы по сказкам

  1. Кого слепили старики из снега? (Снегурочку)
  2. Что пообещала лиса петушку, если он выглянет в окошко? (Дать горошка)
  3. В каком домике проживает Баба Яга? (В избушке на курьих ножках)
  4. Кем стал братец, когда попил водицы из копытца? (Козленочком)
  5. На ком мчался Иван Царевич за Еленой Прекрасной? (На сером волке)
  6. Какое прозвище получил Кощей? (Кощей Бессмертный)
  7. На каком транспорте отправился Емеля к царю? (На печке)
  8. Кто помогал Хаврошечке выполнять работу? (Коровушка)
  9. Какие птицы унесли у Аленушки братца? (Гуси - лебеди)
  10. Какое прозвище у Змея в сказке? (Змей Горыныч).

Сказочные конкурсы

"Вспомни сказки"

Вспомни сказки где главный герой:

  • лиса ("Теремок", "Лисичка со скалочкой", "Лисичка-сестричка и волк", "Лиса и журавль", "Заюшкина избушка", "Лиса и журавль", "Колобок", "Кот, дрозд и петух", "Два жадных медвежонка", "Рукавичка" );
  • медведь ("Три медведя", "Маша и медведь", "Вершки и корешки" );
  • волк ("Волк и семеро козлят", "Три поросенка", "Иван - царевич и серый волк" );

и другие сказочные персонажи.

"Вспомни, сколько..."

  • братьев - месяцев грелось у новогоднего костра? (12),
  • козляток съел волк? (7),
  • животных стали бременскими музыкантами? (4),
  • животных поселилось в теремке? (7),
  • животных встретились с колобком? (4),
  • старик просил золотую рыбку? (3),
  • медведей жили в избушке? (3)

"Имя какого сказочного героя начинается на букву..."

Ведущий показывает карточки с буквами, а игроки вспоминают сказочных персонажей, имя которого начинается с определенной буквы, например:

  • "А" - Айболит, Аленушка, аленький цветочек;
  • "Б" - Буратино, Бармалей, Белоснежка, Баба Яга;
  • "В" - Водяной, Василиса Премудрая, Винни Пух;
  • т. д.

"Волшебные кушанья"

Игроки должны вспомнить как можно больше необычных сказочных кушаний, например:

  • каша из топора (из одноименной сказки);
  • пряничный домик (из одноименной сказки);
  • молочные реки - кисельные берега, ржаные пирожки ("Гуси - лебеди");
  • молодильные яблочки и живая вода (одноименная сказка);
  • пирожки из короба ("Маша и медведь");
  • манная каша ("Горшочек каши", "Лиса и журавль")
  • пирожок и горшочек масла ("Красная Шапочка")
  • горшочек меда ("Винни Пух...").

В этом конкурсе ведущий при необходимости помогает игрокам картинками с изображениями волшебных блюд.

Игра с мячом "Летает - не летает"

Проводится по классической схеме.

1 вариант:

  1. Ведущий бросает поочередно мяч с вопросом "Что летает в сказке <название сказки >".
  2. Участники вспоминают летающий предмет, например:
    • "Конек - горбунок" (конек-горбунок );
    • "Летучий корабль" (корабль );
    • "Царевна-лягушка" (стрела );
    • "Старик Хоттабыч" (ковер - самолет );
    • "Мальчик с пальчик" (сапоги-скороходы );
    • "Вещий сон" (сапоги-скороходы );
    • "Василиса Премудрая" (голубки );
    • "Гуси-лебеди" (гуси и лебеди );
    • "Марья Моревна" (ступа Бабы Яги ).

2 вариант:

  1. Ведущий называет волшебный предмет.
  2. Дети должны поймать мяч в том случае, если он летает:
    • ступа;
    • скатерть - самобранка;
    • ковер - самолет;
    • гусли - самогуды;
    • летучий корабль;
    • шапка - невидимка;
    • жар - птица;
    • молодильные яблочки;
    • волшебная дудочка;

"Нам прислали телеграмму..."

Ведущий зачитывает текст, а дети должны быстро назвать героя сказки, который мог его прислать:

  • За крота замуж не пошла, улетаю в теплые края ("Дюймовочка" )
  • Для любимой доченьки цветочек нашел аленький (Купец "Аленький цветочек" )
  • Получил травму от поросят (Волк "Три поросенка" )
  • Иду к вам в гости и несу пирожки от внучки (Медведь "Маша и медведь" )
  • SOS! Спасите! Сейчас нас съест волк! (Козлята "Волк и семеро козлят" )
  • Срочно! Петушку! Мою избушку захватила лиса! (Зайчик "Заюшкина избушка" )
  • Рыбу не поймал, только хвост отморозил (Волк "Лисичка - сестричка и серый волк" )
  • Спасите, помогите! Паука злодея зарубите! ("Муха - Цокотуха" )
  • Потеряла туфельку, прыгаю на одной ножке! ()
  • Потерялся круглый, румяный, убежал от дедушки и бабушки! ("Колобок" ).

Загадки про персонажей

Как дорога далека!
Как корзина не легка!
Вот бы сесть мне на пенёк,
Вкусный скушать пирожок! (Маша и медведь )

По тропинке идут бодро,
Сами воду тащат ведра! ()

Сестрица, где водицы мне напиться?
Нет здесь речки, нет пруда!
А вот в ямке от копытца
Очень вкусная вода! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка )

Скачет лошадь непростая -
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
И не может его сбросить!(Конек-Горбунок )

У какой сестрицы,
Унесли братишку птицы!(Гуси-лебеди )

Прилетела стрела прямо в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна - лягушка )

На лице у нее зола, целый день одни дела.
Но вот явилась фея, и стало веселее!
Не сиди одна в глуши, ты на бал поспеши!
Надень скорее бальные, туфельки хрустальные! ()

Волшебный цветок, разноцветный лепесток!
Желанья сможешь загадать, но не спеши его срывать.
Помощь может принести и больных людей спасти! (Цветик - семицветик )

Милая девочка с рыбьим хвостом,
Пена морская была ее домом.
Принц полюбился красавице морской,
От ведьминой силы вмиг стала немой.
На стройные ноги свой голос сменила.
Как имя той девочки, что принца любила? (Русалочка ).

Подобные викторины, подготовленные с творческой задумкой, всегда будут хорошим подспорьем в воспитании и развитии дошколят, обогатят общение взрослых и детей, разнообразят семейный досуг.

Разминка Назвать сказки, героиней которых была, например, лиса. («Золотой ключик», «Волк и лиса», «Колобок», «Два жадных медвежонка», «Рукавичка», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль» и т. д.)

Подборка “сказочных” вопросов с ответами по авторским и русским народным сказкам.

Викторина по авторским сказкам

1. В какой сказке К. Чуковского описаны сразу два веселья: именины и свадьба?
2. Кто из перечисленных персонажей был героиней одной из сказок А. С. Пушкина: Царевна-лягушка, Золушка, Царевна-лебедь?

3. Где проживал Карлсон?

4. Директором чего был Карабас – Барабас?

5. Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе?

6. Какое самое первое желание Страшилы выполнила Элли?

7. Какой месяц подарил падчерице возможность собрать подснежники?

8. Почему гусиная стая все же разрешила Нильсу путешествовать вместе с ними?

9. Каких вещей в сказке «Цветик семицветик» было по 7 штук?

10. Кто подарил девочке красную шапочку?

11. Какие животные шли в Бремен, чтобы стать музыкантами?

12. Сколько часов каждая пара уток держала в клюве прутик с лягушкой-путешественницей?

13. Какой предмет перемещал с места на место героев сказки «Аленький цветочек»?

14. Где Дядя Федор раздобыл деньги для покупки трактора?

15. Кто Золушке дал такое имя?

16. В каких зверей по просьбе кота в сапогах превращался людоед?

17. Как звали великана, побывавшего в стране лилипутов?

18. Как назывался город, в котором жил Незнайка?

19. О какой сказке идет речь: джунгли, волки, ребенок?

20. Какое имя было у медвежонка-поэта?

Ответы:

1. «Муха-Цокотуха». 2. Царевна-лебедь. 3. На крыше. 4. Кукольного театра. 5. Горошина. 6. Сняла с шеста. 7. Март. 8. Спас гусей от лиса Смирре. 9. Баранок, лепестков, белых медведей. 10. Ее бабушка. 11. Осел, петух, кот и собака. 12. По два часа. 13. Золотой перстень. 14. Нашел клад. 15. Младшая дочка ее мачехи. 16. Во льва и мышку. 17. Гулливер. 18. Цветочный. 19. Маугли. 20. Винни-Пух.

Викторина по русским народным сказкам

1. В какой сказке хищная рыба исполняла желания?

2. Чью избушку заняла коза-дереза?

3. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу?

4. Кто в сказке «Репка» стоял по счету четвертым?

5. Приняла ли предложение цапля выйти замуж за журавля?

6. Кто влезал корове в одно ушко, а вылезал в другое, и таким образом выполнял трудную работу?

7. Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он превратился опять в мальчика?

8. В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна?

9. Кого пытался заморозить Мороз – Синий нос?

10. Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора?

11. На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка?

12. Где сидел Мальчик с пальчик, когда пахал поле?

13. Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку?

14. Какое блюдо предложил попробовать журавль лисе, пододвинув ей кувшин?

15. Почему старик завез свою дочь зимой в лес и оставил там?

16. Из чего дед сделал внучке смоляного бычка?

17. Как получилось, что Иван-царевич ездил на волке, а не на коне?

18. Какое дерево грызла ведьма, чтобы достать Терешечку?

19. Как у стариков появилась дочка Снегурочка?

20. Чем закончилась сказка «Теремок»?

Ответы:

1. «По щучьему велению». 2. Зайчика. 3. Вершки. 4. Жучка. 5. Нет. 6. Крошечка-Хаврошечка. 7. Три раза перекувыркнулся через голову. 8. «Три медведя». 9. Мужика. 10. Крупу, масло и соль. 11. На гуслях. 12. В ухе у лошади. 13. Василиса Премудрая. 14. Окрошку. 15. Так приказала старуха-мачеха. 16. Из соломы, палок и смолы. 17. Волк съел коня.18. Дуб. 19. Сами вылепили из снега. 20. Звери построили новый теремок.

Конкурс «Название сказки»

Представитель каждой команды берет у ведущего листок с названием сказки. Нужно при помощи пальцев, рук, ног изобразить буквы, составляющие название. Один человек – одна буква. Если зрители сумели прочитать название, то команда получает балл. («Репка», «Пых», «Клад», «Заяц», «Маугли» и т. д.)

Игра для всех «Одна буква»

Ведущий называет по порядку буквы алфавита (кроме: й, ъ, ы, ь). Дети выкрикивают имя сказочного героя на сказанную букву. Например, «А» – Айболит, «Б» – Буратино, … «Я» – Яга.

Конкурс «Одна буква»

Выбирается какая-либо буква алфавита (можно не глядя ткнуть карандашом в книгу или один ребенок говорит про себя алфавит и, когда ему говорят «Стоп!» он озвучивает букву, на которой остановился). От каждой команды выходят по одному игроку. Ведущий по очереди задает 6 любых вопросов. Игрок отвечает словом, начинающимся на выбранную букву.

Например, буква «К».

– Твое имя? (Коля, Катя)

– Твоя фамилия? (Ковалев, Ковалева)

– В каком городе живешь? (Курске, Киеве)

– Добрый сказочный герой? (Колобок)

– Злой сказочный герой? (Кощей)

– Любимая сказка? («Курочка Ряба»)

1. Не открывай двери незнакомым людям.

2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ.

3. Покушал, вымой за собой посуду.

4. Не ходи по лесу один.

5. Помогай друзьям в трудных ситуациях.

6. Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды.

7. Не выполняй просьбы малознакомых людей.

8. Пей только чистую воду.

9. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход.

10. Хорошо учись.

11. Читай художественные и научные книги.

12. Не ешь много сладкого.

Ответы:
1. Семеро козлят. 2. Мойдодыр. 3. Федора. 4. Красная Шапочка. 5. Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди». 6. Курочка из сказки «Бобовое зернышко». 7. Колобок. 8. Братец Иванушка. 9. Маша из сказки «Маша и медведь» и Герда. 10. Буратино. 11. Знайка. 12. Винни Пух.

Викторина «Сколько?»

1. Сколько сказочных героев тянуло репку?

2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра?

3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами?

4. Сколько глаз у Бастинды?

5. Сколько козлят похитил волк?

6. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать?

7. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке?

8. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино?

9. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж?

10. Сколько мартышек составляют длину удава?

11. Сколько лет спала спящая красавица?

12. Сколько лет крокодилу Гене?

Ответы: 1. Шесть. 2. Двенадцать. 3. Четверо. 4. Один. 5. Шесть. 6. Четыре. 7. Пять. 8. Пять. 9. Четверо. 10. Пять. 11. Сто. 12. Пятьдесят.


Эстафета «Да» или «Нет»

Ведущий по цепочке называет фамилии известных людей, а дети отвечают «Да», только если этот человек писал сказки. Во всех других случаях – «Нет».

Чуковский («Да»), Чайковский, Успенский («Да»), Гагарин, Перро («Да»), Андерсен («Да»), Маршак («Да»), Шишкин, Гримм («Да»), Киплинг («Да»), Некрасов, Пушкин («Да»), Линдгрен («Да»), Родари («Да»), Крылов, Кэрролл («Да»), Носов («Да»), Есенин, Бажов («Да»), Бианки («Да»), Шварц («Да»), Михалков («Да»), Чехов, Волков («Да»), Гайдар («Да»).

Викторина по сказкам от Юлии Белки

  • Какое число встречается в сказках чаще всего? Какие ещё числа встречаются в сказках?

(Число 3 – три брата, три всадника, тридевятое царство, три года. Ещё ДВОЕ из ларца, СЕМЕРО козлят и т.д.)

  • Какие всадники встретились Василисе Премудрой на пути в Бабе Яге? Кто это был?

(Красный, белый и чёрный всадники. Это были белый день, красное солнышко и тёмная ночь)

  • Кто из сказочных персонажей использовал хвост в качестве удочки?

(Волк в сказке «Лиса и Волк»)

  • Сказочная владелица, пожалуй, первого летательного аппарата.

(Баба-Яга)

  • Какие ещё сказочные транспортные средства вам известны?

(Печка у Емели, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы)

  • Уникальный рецепт вкусного и питательного блюда из строительного инструмента?

(Каша из топора)

  • Сколько человек участвовало в сборе небывалого урожая репы?

(Трое. Все остальные – звери)

  • Кто помог брату и сестре из сказки «Гуси-лебеди» убежать от Бабы- Яги?
  • Она бывает живой и мёртвой.
  • Что такое сусек?

(Ларь или отсек в амбаре для хранения зерна и муки)

Где хранится смерть Кощея?
(На кончике иглы)

  • Музыкальный инструмент, на котором подыгрывали своему рассказу сказители в давние времена?
  • Что случилось с избушкой Лисы в сказке «Заюшкина избушка»?

(Она растаяла, потому что была сделана изо льда)

  • Из какой посуды угощали друг друга Лиса и Журавль?

(Из тарелки и кувшина)

  • Какую рыбу выловил Емеля?
  • Вспомните ещё одну рыбку-волшебницу. Правда, она не из русской народной сказки.

(Золотая рыбка)

  • Почему братец Иванушка превратился в козлёнка?

(Не послушался сестры и попил из копытца)

  • В какое время года происходит действие сказки «По щучьему велению»?

(Зима, так как щуку выловили из проруби)

  • Кто был помощником Хаврошечки?

(Коровушка)

  • Кому удалось прогнать Лису из Заюшкиной избушки?
  • Кому принадлежит присказка: «битый небитого везёт»?