Все должно быть прекрасно. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»
Авторство этого крылатого выражения принадлежит русскому писателю Антону Павловичу Чехову (1860-1904), который вложил его в уста доктора Астрова, одного из персонажей пьесы «Дядя Ваня».
Несомненно, перед нами один из тех счастливых случаев, когда литературная цитата обрела крылатость благодаря глубочайшим запросам человеческой души, томящейся по идеалу. Люди ощутили в этом выражении ту высокую и благороднейшую цель, которую можно выразить следующим образом: возродить подлинную красоту, которая является отличительной чертой человечности.
«В человеке должно быть всё прекрасно…»
Именно это «должно быть» с предельной ясностью указывает на то, что без красоты, в самом деле, нет человечности! И это заставляет о многом задуматься и пересмотреть многие ставшие привычными представления. К примеру, называя себя с гордостью людьми, не выдаём ли мы желаемое за действительное? Не должны ли мы ещё основательно поработать над собой, чтобы не на словах, а на деле стать людьми?
Если теперь мы под этим углом зрения посмотрим на своё окружение, а также заглянем внутрь себя, то, увидев много некрасивого и безобразного и оставаясь при этом честными перед самими собой, мы должны будем признать следующее: чтобы не только называться, но, прежде всего, быть людьми, нам ещё очень многого недостаёт! Нам недостаёт подлинной человечности, которая находит своё выражение в красоте души, мыслей, лица и одежды. Именно так, как сказано: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Давайте теперь более пристально присмотримся к этой фразе, к упомянутым в ней составляющим.
Начнём с души. Земной человек должен сделать свою душу прекрасной. Что же это значит?
Благодаря Посланию Граля нам известно, что дух является подлинным животворным ядром многопланового человеческого существа. Собственно, именно дух является в нас, земных людях, источником человечности, придавая нашей душе (тонко-вещественным оболочкам духа) и земному телу ту характерную человеческую форму, которая отличает нас от других созданий. И только благодаря духу, нашему животворному ядру, мы становимся людьми, при условии, конечно, что мы даём сущему в нас духу проявить себя. Таким образом, одухотворённость нашего существа – это единственный критерий нашей человечности! А это в свою очередь означает, что подлинная красота, которой мы должны дать проявиться, заключена в духе!
И мы обязательно сделаем свою душу прекрасной, если позволим духу проявить себя. Тогда это произойдёт самодвижущимся образом: вся наша душевная (внутренняя) жизнь – наши чувства, устремления, желания, будут нести на себе печать красоты, ибо будут опираться на излучения духа, который проявляет себя посредством глубинных ощущений. Также следует подчеркнуть, что активное проявление сущего в нас духа изнутри наружу, когда наши чувства опираются на ощущения духа, является естественным, то есть правильным с точки зрения Законов Творения. Такое распределение ролей между чувствами и ощущением не нарушает гармонии в Творении, утверждая в Творении красоту.
Теперь переходим к следующей составляющей: мысли.
Мысли – это самое внешнее проявление того, что обычно называют внутренней жизнью человека. Мысли возникают в рассудке, который является порождением большого (переднего) мозга земного человека.
Если земное тело состоит из плотной грубой вещественности, то рассудок, как продукт деятельности переднего мозга, и мысли, как порождение рассудка – состоят из более тонкой грубой вещественности. Они невидимы земными глазами, так как имеют более тонкую природу, относясь при этом всё к той же грубой вещественности, из которой состоит и земное тело.
Строгий контроль за своей мыслительной деятельностью очень важен для земного человека, который проникся устремлением к духовному возрождению и совершенству. Придать своим мыслям красоту – это означает, опять-таки, не что иное, как подчинить свой рассудок духу. Правда, для нынешнего земного человека добиться этого очень непросто, потому что с рассудочной деятельностью связано возникновение в человечестве первородного греха: гипертрофированно развитого переднего мозга. Человечество само добилось того, что рассудок стал неестественно активен, своей деятельностью заглушая и перекрывая идущие из глубины души духовные импульсы ощущения. Однако без чистоты помыслов и подчинения их ощущению никакое духовное восхождение невозможно.
Приложив все имеющиеся в его распоряжении силы, земной человек должен справиться и с этой задачей, если не хочет погибнуть духовной смертью. И он непременно справится с ней – при наличии поистине доброго воления, устремлённости ввысь к Свету и непрестанной работы над собой по искоренению своих недостатков.
Теперь поговорим о человеческом лице.
Ни для кого не секрет, что земной человек, наделённый красивой внешностью (лицом, фигурой) может иметь безобразный внутренний мир. И наоборот: некрасивая земная форма может заключать в себе прекрасную душу. Как быть в этом случае? Ведь, очевидно, имея прекрасную душу и некрасивую земную форму, земной человек уже не сможет за отпущенный ему короткий промежуток земной жизни добиться того, чтобы и земная форма (лицо человека) преобразилась так, чтобы она стала отражением прекрасной души.
Здесь необходимо отметить, что такое положение дел, когда форма и суть находятся в противоречии друг с другом, стало возможно исключительно по вине самих людей, вследствие грехопадения человечества. То есть, это мы сами в течение тысячелетий всё искажали и запутывали так, что теперь не можем своими силами справиться с воцарившимися хаосом и сумятицей. Также очевидно, что при гармоничном развитии человечества отмеченные случаи противоречия сути и формы были бы исключены.
Но даже если теперь это и не так, необходимо отметить следующее: богатая, исполненная красоты и благородства внутренняя жизнь человека всегда компенсирует несовершенство внешней формы, потому что… эта внутренняя жизнь с неизбежностью отразится на лице человека. И тогда даже, казалось бы, некрасивое лицо под действием изучений духа преобразится и станет одухотворённым, то есть всё-таки прекрасным – это произойдёт благодаря сиянию глаз, улыбке и т. п.
Говоря теперь об одежде, необходимо начать с того, что так называемая мода, то есть те виды и стили одежды, на которые ориентируются сегодня земные люди, в особенности женщины, не является критерием красоты. Речь в нашем случае идёт только об истинной красоте, а не о том извращённом представлении о красоте, которое диктуется модой.
Разумеется, каждая женщина и девушка, стремясь быть красивой, стремится носить красивую одежду. Однако при этом женщина должна, просто обязана ориентироваться на ощущения своего духа – на то чувство прекрасного, которое пробивается изнутри, а не на так называемую моду, которая навязывается извне расчётливым и потерявшим связь с духом рассудком, преследующим исключительно низменные цели. Рассудок добился того, что красота земного тела, особенно женского, оторвана от красоты духовной. Отсюда всё бесстыдство и уродство нынешних стилей одежды, особенно молодёжной моды. В этом нет ни капли красоты. Для человека, хотя бы немного пробудившегося духовно, это прямо таки бросается в глаза: духовная составляющая полностью отсутствует в одежде современных модниц. Только по одному этому признаку – по тому, как одеваются нынешние женщины, можно судить о безудержном духовном падении всего человечества.
И всё-таки земной человек должен одеваться красиво. Ведь небрежность в одежде, пренебрежение внешним видом свидетельствуют об изъянах характера, о духовных упущениях и недоработках. Поэтому земному человеку нужно в первую очередь возродить свой дух, который в ощущениях подскажет ему стиль его одежды, позволив выявить его неповторимую индивидуальность.
Духовно пробудившийся человек, возродив в себе чувство прекрасного, будет стремиться к совершенству во всём. Он приложит максимум усилий к тому, чтобы его душа, мысли, лицо и одежда стали прекрасными – стали выражением его внутреннего ядра, духа!

«В человеке должно быть все прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
А. П. Чехов «Дядя Ваня».

В христианской антропологии укрепилось понимание человека как трехсоставного творения Божия. Дух, душа и тело до грехопадения пребывали в прекрасном единстве. Но затем грех изуродовал красоту человеческой природы, и теперь человечество стремится ее вернуть любыми законными и незаконными способами. Сегодня мы поговорим с протоиереем Евгением Попиченко о том, как можно вновь обрести телесную, душевную и духовную красоту.

– Отец Евгений, телесная красота сегодня почему-то становится предметом обсуждения в православной среде. И если раньше мы часто слышали, что, мол, заниматься красотой православным не престало, что все телесные красоты от лукавого. То сегодня тело становится объектом положительного внимания: появляются понятия «православной моды», «допустимого макияжа» и так далее. Есть ли у христиан какой-то четкий ориентир в вопросе телесной красоты?

– Все, что сотворил Бог, было хорошо, прекрасно. И весь этот прекрасный мир, всю красоту человек должен был возделывать и хранить. Не смог, пал, стремится восстановить былую целостность и правильный порядок: когда дух освящает душу, а душа оживотворяет тело, и все пребывает в прекрасном единстве. Но если уж говорить отдельно о видимой красоте, то теперь, как мне кажется, идеалом мужской красоты для православных мужчин должен быть Христос, а для женщин Божия Матерь.

Как эти два эталона красоты сочетаются с понятием «православной моды»? Трудно сказать. И что мы вкладываем в это понятие? Мода – это оружие манипуляции сознанием человека и средство заработка. Мода заставляет человека постоянно менять свой образ в соответствии с установками «законодателей моды». Конечно же, такая мода вовсе человеку не нужна. Но в православном сознании мода понимается несколько по-другому: быть модным означает быть как все, не выделяться, сочетая в себе опрятность и целомудрие.

Вообще, мне кажется, что все разговоры о телесной красоте, особой православной моде являются лишь какой-то уступкой современному миру. Ведь давно замечено, что особое внимание к телесной красоте идет в ущерб красоте духовной. Если человек качает мышцы тела, то у него явно не хватает времени на то, чтобы качать «мышцы души». Если некая девица слишком озабочена весом, ростом и объемом, то это неизбежно приведет к ущербности ее внутреннего мира.

– Ну, а если девица не слишком озабочена, а лишь желает нанести на лицо тот самый «допустимый макияж», который скроет недостатки и подчеркнет достоинства, придав девице уверенности?

– Каким бы красивым пейзаж ни был, он все равно будет хуже реальной природы, реального восхода солнца и озера. Красота реальной жизни всегда естественна и несопоставима с любыми, пусть даже художественными образами. Так и человеческая красота должна быть естественным отражением красоты божественной.

Косметикой можно создать только иллюзию красоты, дорисовывая себе брови или губы. И ведь эта иллюзия будет лишь блокировать красоту души, которая, как известно, проглядывает именно через лицо человека. И вообще что значат Ваши слова о придании себе уверенности при помощи косметики? Отчего это наша воображаемая девица слегка подкрашивает себя? Да для того, чтобы войти в этот мир и жить по его законам. И поэтому все эти разговоры о допустимости макияжа – это разговоры из серии «давайте прогнемся под изменчивый мир».

Ведь в самой моде или макияже нет ничего опасного. Опасными их делают наши мотивы. Зачем красится девица? Или она делает это, потому что у нее на работе дресс-код и в договоре прописано, что она должна использовать макияж. Или она хочет привлечь к себе внимание противоположного пола, или потешить свое тщеславие, замазав недостатки на своем лице.

В первом случае – это необходимость, которая смиряет человека. А во втором случае человек просто потакает своим страстям, вводя в заблуждение на свой счет других людей, которым может понравиться твой имидж. Поэтому и апостол Павел призывает, чтобы «жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2, 9-10).

– Почему священники так любят эту цитату и всегда ее используют, когда речь заходит о телесной красоте?

– Да потому что перед нами всегда стоит выбор: менять себя внешне, чтобы подстроиться под этот мир, якобы сделав его прекраснее своим присутствием, или пытаться изменить себя внутренне, борясь со страстями и воспитывая в себе добродетели, делая мир действительно прекраснее. Даже если христианину в силу жизненных обстоятельств приходится считаться с законами этого мира (например, вертеться в успешной среде, быть модным и так далее), он должен постоянно проверять себя, не полюбил ли он этот мир, не потерял ли опору своей жизни во Христе. А жить так очень трудно и очень опасно, так как будучи другом мира можно незаметно для себя стать врагом Божиим.

– По одежке встречают…

– По одежке встречают в бизнес-центрах, на тусовках. Именно там тебя оценят по стоимости часов, марке штанов и элитности запаха. Только там твой имидж может какое-то время работать на тебя.

Пророк Исаия предупреждает еврейских модниц:

«И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, – оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи, и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты - клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне. И будут воздыхать и плакать» (Ис. 3, 16 – 25).

Кадр из кинофильма «Весна»

– Отец Евгений, сегодня существует и православный имидж. Можно нарядиться в особый темный мешкообразный костюм или во что-нибудь «русско-народное», надеть на руку браслет с иконами или четки – и вот тебе манифест православности!

– Любой карнавальный костюм со временем снимается, обманщик разоблачается самой жизнью. Да и для человека подобный самообман, наверное, не менее опасен. Ведь наряжаясь в «супер-православный костюм», он на самом деле не становится более добродетельным, более близким к Богу, более свободным от страстей. А значит, это обязательно проявится в его поведении. И если, например, девушка не соблазняет других своей одеждой, то она соблазнит людей своим поведением.

Любой имидж, любое лицемерие – это, безусловно, плохо, потому что он лишает человека истинной свободы быть самим собой. Поэтому не нужно путать цель, обожение человека, и возможное следствие – внешнюю красоту. Быть на самом деле православным, а не «косить под него» – вот цель, достигнуть которой можно, воспитывая в себе «те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5). И тогда постепенно наше внутренне состояние будет отражаться на внешности.

Помните строчки А. С. Пушкина о Татьяне Лариной на балу?

«Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней».

Тишина и простота – вот те качества, которые отличают настоящую красоту от имиджевой, состоящей из тысячи мелочей, кричащей и привлекающей внимание.

А если говорить об одежде, то она должна быть удобной, не броской, приличной христианину. Вот и все. Причем здесь мода – не понятно.

– Если внешняя красота является продолжением внутренней, то можно ли утверждать, что чем более человек свят, тем более он красив?

– А Вы читали роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»? Главный герой этого романа, красивый юноша так боится потерять свою внешнюю красоту и молодость, что продает душу дьяволу. Взамен он получает «чудо»: стареет его портрет, а он «вечно» молод.

Делает он это для того, чтобы по максимуму получить все «удовольствия» светского мира, быть модным и успешным. Естественно, душа его постепенно начинает умирать, деградировать, уродоваться. И все эти изменения, все совершенные им злодейства начинают отражаться на портрете. И сам Дориан Грей, увидев свой портрет, в ужасе умирает.

Чем более человек свят, тем меньше внимания мы обращаем на его внешность. Смотря на такого человека, мы возносимся умом к Божией красоте. А разве можно вознестись умом к Божией красоте, рассматривая статую Венеры Милосской или Аполлона? Вряд ли. Скорее, ты, как бес, захочешь этой красотой обладать. Вот, наверное, критерий настоящей внешней красоты: смотря на образ, ты возносишься умом к Первообразу или превращаешься в эгоистичное «животное», которое стремится удовлетворить свои похоти?

Кстати, по отношению к внешнему можно определить и степень духовной зрелости человека: если ты любишь Христа, то в каждом человеке ты будешь видеть образ Христа и любить его, каким бы неказистым (по мирским меркам) человек ни был.

– Отец Евгений, у любого лица есть еще и выражение. Оно также должно быть выражением внутреннего состояния? Нужно ли заботиться о приветливости, доброжелательности взгляда, легкости в общении? Или можно носить «морду кирпичом» в знак покаянного настроя души и презрения к миру?

– Но это же лукавый взгляд на себя и на духовную жизнь. Господь от нас совсем другой печали о Нем ожидает. Печаль о Боге и покаянный настрой – это не внешняя демонстрация, а состояние сердца, которое пребывает и в радости. Да. Обязательно правильное покаяние приводит к появлению в душе утешения от Господа и внутренней радости.

Потому Господь и говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16 - 18).

Правильная душевная радость – признак христианской трезвости. И в этом смысле всегда поражают встречи с делателями этой радости, с монахами. Лица настоящих подвижников и умиротворенные, и спокойные, и радостные, и мужественные… в них видна мягкость и сила. Смешны приходские юноши и девушки, которые пытаются собой изобразить какое-то «покаяние» и пытаются сделать мрачные лица, не расчесывая волос и «посыпая головы пеплом». Они только мечтают о духовности, а сами еще и обычной человечности не достигли.

– Часто искусство называют воспитателем души. Оно может настроить душу, может порадовать, заставить задуматься – то есть как раз научить человечности. Почему же так часто можно услышать от священников об опасности такого «воспитателя»?

– Здесь необходимо отметить несколько граней проблемы. Искусство искусству – рознь. Одно произведение, действительно, может воспитать в человеке человечность, отзывчивость, может побудить к милосердному поступку. А другое воспитает из человека демона. Поэтому тут так важно уметь разбираться в том, что мы допускаем к воздействию на нашу душу. Действительно ли эта красота хороша, или под красивостью скрывается пошлость и гадость.

Обязательно нужно учить своих детей разбираться в музыке, литературе, кино. Нужно водить детей в зоопарк, на природу, учить их видеть действительно прекрасное, видеть сложность и красоту Божиего мира. В школе предметы, воспитывающие чувства, мысли и желания, должны быть непременно и должны преподаваться на высоком уровне. А сегодня, к сожалению, школа готовит потребителей и пользователей интернет с недоразвитыми душами. И эти пользователи, хотя и ориентированы на постоянный выбор, на самом деле выбирать не умеют.

Во-вторых, не нужно забывать, что человек призван к восхождению к святости. Святость – это определенное устроение души, совокупность качеств, которые нарабатываются годами, а не просто вдруг проявляются к концу жизни на пустом месте. Святость – наш долг – и она требует труда.

Стать просто интеллектуалом или ценителем хорошей классической музыки недостаточно. Не было в истории человечества случая, когда бы у человека, слушающего классическую музыку, вдруг открылась сердечная молитва Иисусова.

Отсюда можно сделать вывод, что настоящее хорошее искусство может быть полезно человеку только на определенном этапе его развития. То есть для школьника музыка Вивальди будет хорошим «воспитателем». А вот если монах, который призван заниматься молитвой, становится заядлым театралом, то для него это шаг вниз.

– А в какой мере обычному православному человеку допустимо послушать хорошую музыку, посмотреть хороший фильм, почитать хорошую душевную, но не духовную литературу?

– Это допустимо в такой мере, в какой чтение или просмотр фильма являются отдыхом. Православный человек, заботящийся о своем спасении, должен читать серьезную святоотеческую литературу. Это, безусловно, труд. Так вот соотношение духовного труда и душевного отдыха должно быть как в жизни. Вот, например, человек 8 часов в день работает, 2 – 3 часа вечером он может отдохнуть. Так и с чтением: если ты 1 час в день читаешь святоотеческую литературу, то ты можешь минут 15 уделить душевному отдыху.

У нас получается совсем иначе: мы смотрим кино 2 часа, а потом еле-еле находим силы на молитву, откладывая святоотеческое чтение «на завтра». Причем и молитва наша становится рассеянной, унылой, вялой… нами еще владеют увиденные нами в фильме образы, полученные впечатления. И если так изо дня в день человек питает свое уныние, то это уже патология.

Составьте и утвердите в своей жизни нормальный распорядок, в котором молитва и другие духовные труды будут занимать подобающее место. Тогда в этом распорядке вы найдете и место для хорошего душевного отдыха, который, может быть, вам не повредит. Но еще раз отмечу, что на определенном этапе даже малый душевный отдых становится для человека помехой, помехой в стяжании Духа Святаго Божия.

– Почему так?

– Потому что ум человека устроен таким образом, что он может быть сосредоточен только на чем-то одном. Или человек пребывает умом в Боге, или постоянно зацепляется умом за разные интересные, сложные и в принципе неплохие произведения искусства.

В этом случае, посмотрев хороший покаянный фильм и встав на молитву, человек будет переживать навязанные ему покаянные чувства, которых на самом деле в его душе нет. И он будет «разговаривать» со своими чувствами, а не с Господом, который реально присутствует рядом с ним.

– Когда читаешь Евангелие, труды святых, описывающих духовные труды, или книги, посвященные современным подвижникам, духовная жизнь видится прекрасной и привлекательной. Сразу хочется ею заниматься. Отчего это быстро становится скучно и как с этим бороться?

– Если сразу многого хочется в духовной жизни, то это является признаком нетрезвого состояния души. Хорошо, когда человека посещает подобное вдохновение: «Как же мне хочется заняться молитвой!». Но это состояние нужно как бы притормаживать, чтобы быстро не «перегореть», и на завтра тоже было желание заниматься молитвой. Иначе человек, быстро вспыхнув, также быстро и впадает в уныние.

Не случайно апостол Петр говорит: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие» (2 Пет. 1, 5-6).

Бороться с этой унылой скукой можно только послушанием тому порядку, который обговорен с духовником. Не надо быть Карлсоном, который, посадив однажды абрикосовую косточку, каждый день прилетал, выкапывал ее, чтобы посмотреть, насколько она выросла. Царствие Божие не приходит приметным образом. Поэтому мерить с линейкой, насколько я сегодня стал духовнее, не нужно. Нужно просто делать все, что нужно, по послушанию. Например, воспитание молитвенного духа начинается не тогда, когда человек погружается в Иисусову молитву, а тогда, когда жена учится слушаться мужа, подчиненный начальника, а дети родителей, то есть учится смиряться.

– Отец Евгений, три красоты – духовная, душевная и телесная – совместимы здесь и сейчас? Можно ли достигнуть целостности уже в земной жизни или эта целостность раскроется только в вечности?

– Можно. Опыт Церкви говорит, что это возможно. Но возможно только при условии, что все части состава человека не только будут находиться в правильной иерархии, но и в единстве с Богом. Тело – это слуга души, душа – слуга духа, а дух – слуга Бога. В этом смысле целомудрие достижимо. О нем мы можем узнать по наличию в душе человека плодов Духа Святаго: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22-23). Что означает фраза «на таковых нет закона»? Это значит, что человек, стяжавший блаженную целостность души, уже не подчинен миру. Зараза этого мира не может нарушить целостности его души.

Давайте будем заботиться как раз о достижении целомудрия, а не красивости тела или только приветливости лица. Эта целостность как раз и сделает нашу душу способной отражать красоту Божию. Иначе все наши заискивания с модами и миром могут поставить нас в опасное положение.

Можно привести такой пример: святой далеко стоит от обрыва, поэтому он может сделать несколько шагов в сторону обрыва и не пострадать; мы же стоим прямо на краю, и для нас недопустимы шаги в сторону пропасти. Нам нужно твердо помнить, что нельзя флиртовать с миром и быть другом Христу.

А заигрывание с миром «в легких формах» моды, макияжа или создания некоего православного имиджа не менее опасно, чем резкое отрицание Христа. «Люби Бога – и делай, что хочешь», – написал блаженный Августин. Христос говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21).

– Здесь парадокс: с одной стороны, «делай, что хочешь», а с другой стороны, полное и добровольное послушание Христу…

– А свобода и состоит в том, что воля человека настолько синергийно соединена с волей Бога, что у человека все чувства, поступки и мысли Христовы. И этого можно достигнуть «здесь и сейчас», если всей душой, всем разумением, всей крепостию, волей своей человек возлюбит Бога.

Господь не давал невозможных заповедей. И заповеди Он не разделял на те, которые даны монахам, и заповеди для мирян. И плоды Духа Святаго обещаны не только схимников. Все Евангелие было дано простым рыбакам, которых укрепил Святой Дух. И мы, крещеные люди, вроде бы ничем от этих рыбаков принципиально не отличаемся: те же таинства, те же дары Духа Святаго в крещении. Вот разве что ревностью мы от них отличаемся, решимостью жить по воле Божией. Да дарует нам всем Господь эту решимость! Аминь.

В других номерах:

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.


"В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли."

Несомненно, перед нами один из тех счастливых случаев, когда литературная цитата обрела крылатость благодаря глубочайшим запросам человеческой души, томящейся по идеалу. Люди ощутили в этом выражении ту высокую и благороднейшую цель, которую можно выразить следующим образом: возродить подлинную красоту, которая является отличительной чертой человечности.

"В человеке должно быть всё прекрасно..."

Именно это "должно быть" с предельной ясностью указывает на то, что без красоты, в самом деле, нет человечности! И это заставляет о многом задуматься и пересмотреть многие ставшие привычными представления. К примеру, называя себя с гордостью людьми, не выдаём ли мы желаемое за действительное? Не должны ли мы ещё основательно поработать над собой, чтобы не на словах, а на деле стать людьми?

Если теперь мы под этим углом зрения посмотрим на своё окружение, а также заглянем внутрь себя, то, увидев много некрасивого и безобразного и оставаясь при этом честными перед самими собой, мы должны будем признать следующее: чтобы не только называться, но, прежде всего, быть людьми, нам ещё очень многого недостаёт! Нам недостаёт подлинной человечности, которая находит своё выражение в красоте души, мыслей, лица и одежды. Именно так, как сказано: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

Давайте теперь более пристально присмотримся к этой фразе, к упомянутым в ней составляющим.

Начнём с души. Земной человек должен сделать свою душу прекрасной. Что же это значит?

Благодаря Посланию Граля нам известно, что дух является подлинным животворным ядром многопланового человеческого существа. Собственно, именно дух является в нас, земных людях, источником человечности, придавая нашей душе (тонко-вещественным оболочкам духа) и земному телу ту характерную человеческую форму, которая отличает нас от других созданий. И только благодаря духу, нашему животворному ядру, мы становимся людьми, при условии, конечно, что мы даём сущему в нас духу проявить себя. Таким образом, одухотворённость нашего существа - это единственный критерий нашей человечности! А это в свою очередь означает, что подлинная красота, которой мы должны дать проявиться, заключена в духе!

И мы обязательно сделаем свою душу прекрасной, если позволим духу проявить себя. Тогда это произойдёт самодвижущимся образом: вся наша душевная (внутренняя) жизнь - наши чувства, устремления, желания, будут нести на себе печать красоты, ибо будут опираться на излучения духа, который проявляет себя посредством глубинных ощущений. Также следует подчеркнуть, что активное проявление сущего в нас духа изнутри наружу, когда наши чувства опираются на ощущения духа, является естественным, то есть правильным с точки зрения Законов Творения. Такое распределение ролей между чувствами и ощущением не нарушает гармонии в Творении, утверждая в Творении красоту.

Теперь переходим к следующей составляющей: мысли.

Мысли - это самое внешнее проявление того, что обычно называют внутренней жизнью человека. Мысли возникают в рассудке, который является порождением большого (переднего) мозга земного человека.

Если земное тело состоит из плотной грубой вещественности, то рассудок, как продукт деятельности переднего мозга, и мысли, как порождение рассудка - состоят из более тонкой грубой вещественности. Они невидимы земными глазами, так как имеют более тонкую природу, относясь при этом всё к той же грубой вещественности, из которой состоит и земное тело.

Строгий контроль за своей мыслительной деятельностью очень важен для земного человека, который проникся устремлением к духовному возрождению и совершенству. Придать своим мыслям красоту - это означает, опять-таки, не что иное, как подчинить свой рассудок духу. Правда, для нынешнего земного человека добиться этого очень непросто, потому что с рассудочной деятельностью связано возникновение в человечестве первородного греха: гипертрофированно развитого переднего мозга. Человечество само добилось того, что рассудок стал неестественно активен, своей деятельностью заглушая и перекрывая идущие из глубины души духовные импульсы ощущения. Однако без чистоты помыслов и подчинения их ощущению никакое духовное восхождение невозможно.

Приложив все имеющиеся в его распоряжении силы, земной человек должен справиться и с этой задачей, если не хочет погибнуть духовной смертью. И он непременно справится с ней - при наличии поистине доброго воления, устремлённости ввысь к Свету и непрестанной работы над собой по искоренению своих недостатков.

Теперь поговорим о человеческом лице.

Ни для кого не секрет, что земной человек, наделённый красивой внешностью (лицом, фигурой) может иметь безобразный внутренний мир. И наоборот: некрасивая земная форма может заключать в себе прекрасную душу. Как быть в этом случае? Ведь, очевидно, имея прекрасную душу и некрасивую земную форму, земной человек уже не сможет за отпущенный ему короткий промежуток земной жизни добиться того, чтобы и земная форма (лицо человека) преобразилась так, чтобы она стала отражением прекрасной души.

Здесь необходимо отметить, что такое положение дел, когда форма и суть находятся в противоречии друг с другом, стало возможно исключительно по вине самих людей, вследствие грехопадения человечества. То есть, это мы сами в течение тысячелетий всё искажали и запутывали так, что теперь не можем своими силами справиться с воцарившимися хаосом и сумятицей. Также очевидно, что при гармоничном развитии человечества отмеченные случаи противоречия сути и формы были бы исключены.

Но даже если теперь это и не так, необходимо отметить следующее: богатая, исполненная красоты и благородства внутренняя жизнь человека всегда компенсирует несовершенство внешней формы, потому что... эта внутренняя жизнь с неизбежностью отразится на лице человека. И тогда даже, казалось бы, некрасивое лицо под действием изучений духа преобразится и станет одухотворённым, то есть всё-таки прекрасным - это произойдёт благодаря сиянию глаз, улыбке и т.п.

Говоря теперь об одежде, необходимо начать с того, что так называемая мода, то есть те виды и стили одежды, на которые ориентируются сегодня земные люди, в особенности женщины, не является критерием красоты. Речь в нашем случае идёт только об истинной красоте, а не о том извращённом представлении о красоте, которое диктуется модой.

Разумеется, каждая женщина и девушка, стремясь быть красивой, стремится носить красивую одежду. Однако при этом женщина должна, просто обязана ориентироваться на ощущения своего духа - на то чувство прекрасного, которое пробивается изнутри, а не на так называемую моду, которая навязывается извне расчётливым и потерявшим связь с духом рассудком, преследующим исключительно низменные цели. Рассудок добился того, что красота земного тела, особенно женского, оторвана от красоты духовной. Отсюда всё бесстыдство и уродство нынешних стилей одежды, особенно молодёжной моды. В этом нет ни капли красоты. Для человека, хотя бы немного пробудившегося духовно, это прямо таки бросается в глаза: духовная составляющая полностью отсутствует в одежде современных модниц. Только по одному этому признаку - по тому, как одеваются нынешние женщины, можно судить о безудержном духовном падении всего человечества.

И всё-таки земной человек должен одеваться красиво. Ведь небрежность в одежде, пренебрежение внешним видом свидетельствуют об изъянах характера, о духовных упущениях и недоработках. Поэтому земному человеку нужно в первую очередь возродить свой дух, который в ощущениях подскажет ему стиль его одежды, позволив выявить его неповторимую индивидуальность.

Духовно пробудившийся человек, возродив в себе чувство прекрасного, будет стремиться к совершенству во всём. Он приложит максимум усилий к тому, чтобы его душа, мысли, лицо и одежда стали прекрасными - стали выражением его внутреннего ядра, духа!

В человеке должно быть все прекрасно!

Тема «Дяди Вани» - жизнь «маленьких людей», с ее незаметными страданиями и самоотверженным трудом во имя чужого счастья, тема красоты, пропадающей понапрасну.

Из воспоминаний Н. К. Крупской мы знаем, что Ленин высоко ценил эту пьесу.

Горький писал Чехову после спектакля «Дяди Вани» (пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в октябре 1899 года, до этого она с успехом шла в провинции):

«Ваше заявление о том, что вам не хочется писать для театра, заставляет меня сказать вам несколько слов о том, как понимающая вас публика относится к вашим пьесам. Говорят, например, что «Дядя Ваня» и «Чайка» - новый род драматического искусства, в котором реализм возвышается до одухотворенного и глубоко продуманного символа. Я нахожу, что это очень верно говорят. Слушая вашу пьесу («Дядю Ваню». - В. Е.), думал я о жизни, принесенной в жертву идолу, о вторжении красоты в нищенскую жизнь людей, и о многом другом, коренном и важном. Другие драмы не отвлекают человека от реальностей до философских обобщений - ваши делают это…»

Самим названием пьесы Чехов указывает на простоту, повседневность, обыкновенность и своих героев и их страданий.

Дядя Ваня и его племянница Соня всю жизнь свою работают не покладая рук для чужого счастья: для того чтобы создать материальное благополучие отцу Сони профессору Серебрякову, которого они привыкли считать талантливым, передовым, крупным ученым.

Серебряков, ныне уже отставной профессор, женат вторым браком на молодой красивой женщине. Его первая жена, мать Сони и сестра дяди Вани, умерла уже давно.

Имение, где трудятся дядя Ваня и Соня, принадлежало покойной матери Сони. Теперь оно принадлежит Соне. Дядя Ваня отказался в свое время от принадлежавшей ему доли наследства в пользу своей покойной сестры, которую он горячо любил. Благодаря его отказу их отец и имел возможность купить это имение. Отец уплатил за имение далеко не всю стоимость, образовался большой долг. В продолжение двадцати пяти лет дядя Ваня трудился для того, чтобы погасить долг и привести расстроенное имение в порядок. Двадцать пять лет работал он, «как самый добросовестный приказчик», получая нищенское жалованье от Серебрякова и высылая ему в столицу весь доход до последней копейки, чтобы Серебряков мог спокойно писать свои ученые труды и ораторствовать с кафедры. Дядя Ваня и Соня похоронили себя в четырех стенах, недоедали куска, не знали никакой иной жизни, кроме заботы о профессоре. Им даже и в голову никогда не приходило вспомнить о том, что и по существу и по закону имение принадлежит им, а не Серебрякову: они добровольно обрекли себя на роль безропотных, самоотверженных работников.

Дяде Ване сорок семь лет. Он - нищий. Он никогда не знал ни радости, ни отдыха.

И вот теперь, когда жизнь его на закате, у него открылись глаза на ужасную правду. Он понял, что отдал лучшие годы, молодость, всего себя на служение ничтожеству, «идолу». Он ясно увидел, что его кумир - просто напыщенная бездарность, набитая претензиями и самомнением, «старый сухарь, ученая вобла». Это стало особенно ясным теперь, когда Серебряков «вышел в отставку, и его не знает ни одна живая душа, он совершенно неизвестен; значит, двадцать пять лет он занимал чужое место». Двадцать пять лет читал он лекции об искусстве, ничего не понимая в искусстве, пережевывая чужие мысли, и, следовательно, двадцать пять лет дядя Ваня трудился для того, чтобы профессор Серебряков мог занимать чужое место.

Избалованный легко давшейся ему успешной карьерой, любовью женщин, работой на него дяди Вани и Сони, Серебряков бездушен, эгоистичен. За двадцать пять лет он ни разу не поблагодарил дядю Ваню, не прибавил ему ни копейки к его мизерному жалованью.

И вот он приезжает со своей красавицей женой в имение, чтобы по необходимости поселиться здесь навсегда; он вышел в отставку, у него не хватает средств для жизни в столице.

Его приезд нарушает весь строгий трудовой порядок жизни в доме. Профессор тиранит всех окружающих своими капризами, своей подагрой, своим черствым эгоизмом. Все в доме вынуждены заботиться только о нем.

Дядя Ваня переживает тяжелое состояние человека, которому под старость пришлось убедиться в бессмысленности всей прожитой им жизни. Если бы он не пожертвовал своих сил и способностей на служение «идолу», то он сам мог бы сделать много полезного, заслужить благодарность людей… Быть может, он был бы счастлив, мог любить и быть любимым!

Так приходит дядя Ваня к своему трагически запоздалому «бунту». Он как будто требует обратно свою загубленную жизнь. Он влюбляется в жену профессора. Он впервые в жизни начал пить. Его удручают мысли о том, что все потеряно, жизнь пропала.

А тут профессор подливает последнюю каплю в чашу. Он торжественно созывает домочадцев на совещание и объявляет им свой проект: продать имение, чтобы на вырученные деньги профессор мог жить в столице. Он не переносит жизни в деревне, он привык к городскому шуму.

Дядя Ваня потрясен. Мало того, что он отдал и все свои средства и всю жизнь Серебрякову. Теперь, когда он стал стар, его вместе с Соней, в благодарность за все, гонят в шею на все четыре стороны из родного угла.

Бунт дяди Вани доходит до своего апогея.

«Ты погубил мою жизнь! - кричит он Серебрякову:- Я не жил, не жил! По твоей милости я истребил, уничтожил лучшие годы своей жизни! Ты мой злейший враг!»

Профессор бросает ему в лицо: «Ничтожество!»

«Пропала жизнь! - восклицает дядя Ваня в полном отчаянии. - Я талантлив, умен, смел… Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский… Я зарапортовался! Я с ума схожу…»

У нас не возбуждают улыбки недоверия слова дяди Ванн о том, что из него мог бы выйти большой человек. За время нашего знакомства с ним на протяжении трех актов мы успели почувствовать и его ум, и одаренность, и способность к подвигу самопожертвования во имя того, что казалось ему общей идеей: во имя науки, прогресса, разума, носителем которых представлялся ему Серебряков. Зная чеховских героев, мы не удивляемся, обнаруживая в них маленьких великих людей.

«Бунт» дяди Вани заканчивается выстрелом в Серебрякова. После этой кульминации дядя Ваня еще некоторое время лелеет мысль о самоубийстве, но затем, под влиянием нeжной и кроткой Сони, он возвращается опять к своему труду - все на того же Серебрякова.

После случившегося профессор с женой уже не могут оставаться в имении. Они уезжают, правда, не в столицу, а в Харьков. Происходит «примирение», и дядя Ваня говорит Серебрякову, что все останется по-прежнему. Отставной профессор, как и раньше, будет аккуратно получать весь доход.

Такова история жизни, отданной «идолу». И, конечно, Горький был прав, обнаруживая в ней символический смысл. Сколько таких «дядей Ваней», никем не замечаемых тружеников, отдавали в прошлом свои лучшие силы счастью ничтожеств, ложным кумирам, убежденные в том, что служат своим трудом «общей идее», обманутые жизнью.

Сколько душевной красоты, веры, чистоты погибало напрасно!

В пьесе пробивается протест против законов жизни буржуазно-дворянского общества, воплощением которого является тупой, самодовольный, бездушный Серебряков. Этот протест звучит в выстрелах дяди Вани, в недовольстве Астрова, во всей атмосфере пьесы. Недаром неглупый царский бюрократ, директор императорских театров Теляковский, был так возмущен пьесой: он почувствовал в ней угрозу всем «устоям» реакционного режима. В своем дневнике Теляковский записал 22 ноября 1899 года:

«…Присутствовал в Художественном театре на представлении пьесы Чехова «Дядя Ваня». Общее впечатление от пьесы получилось крайне тяжелое. Невольно приходит в голову мысль, для чего такая пьеса ставится и какой конечный вывод из нее можно сделать. Публика сидит тихо, слушает внимательно, притаив дыхание, и все ждет - что будет.

В третьем акте чувствуется сильное напряжение, раздаются два выстрела… Вообще появление таких пьес - большое зло для театра.

Если их можно еще писать - то не дай бог ставить в наш и без того нервный и беспочвенный век… На таких пьесах публику театр не воспитывает, а развращает, потому что к массе неразрешенных жгучих вопросов прибавляет еще новые… Где уже театру заниматься такими вопросами, когда за отсутствием религии, уважения к дому и собственности общество не знает, как решать и как поступать в тех простых вопросах, на которые у наших родителей были воспитанием подготовлены, может быть, и тупые, но определенные ответы, ответы спокойные… При этих готовых ответах человек был спокоен, имел ничем не смущенную волю - эту волевую силу, отсутствием которой так страдает современное поколение, убивающее свой ум, здоровье и нервы на разбор сумбура понятий…».

Вы чувствуете, как испуган царский чиновник тем настроением недовольства, протеста, которое привлекало зрителей к «Дяде Ване». Очень выразительна заключительная фраза цитируемой записи Теляковского:

«А может быть я по поводу пьесы «Дяди Вани» ошибаюсь. Может быть, это действительно современная Россия. - Ну, тогда дело дрянь, такое состояние должно привести к катастрофе…»

Тема пропадающей, гибнущей красоты жизни является лейтмотивом пьесы. Она связывается со всеми главными действующими лицами.

Что такое подлинная и ложная красота?

Мы знаем, что только труд, творчество, с точки зрения Чехова и его героев, создают человеческую красоту.

Как никто другой в мировой литературе до Горького, Чехов был вдохновенным поэтом труда. Все его творчество было и скорбной и светлой песней о труде, мечтой о творчестве во имя счастья родины. Труд был для него основой человечности, основой всей морали и эстетики, и тема труда всегда связывалась у него и у его героев с мечтой - о труде творческом, свободном. Вспомним, как тоскует о таком труде Ирина, младшая из трех сестер, и как жизнь разбивает ее мечту. «Труд без поэзии, труд без мыслей», - тоскует Ирина.

Поэзия труда и тоска по этой поэзии - вот в чем тайна обаяния героев и героинь Чехова.

Всевозможные Абогины, «княгини» и прочие лишены подлинной внутренней красоты именно потому; что они чужды и враждебны труду.

Доктор Астров, друг дяди Вани, говорит о жене профессора Серебрякова, Елене Андреевне:

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой - и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие. Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою».

Это говорит Астров, увлекшийся Еленой Андреевной, Астров, для которого, как и для всех других чеховских героев, такое огромное значение имеет красота. «Что меня еще захватывает, - говорит он о причинах своего увлечения Еленой Андреевной, - так это красота. Неравнодушен я к ней». Однако в красоте Елены Андреевны он чувствует нечто, оскорбляющее чувство красивого. Он видит в ее красоте нечто нечистое. «Мне кажется, что если бы вот Елена Андреевна захотела, то могла бы вскружить мне голову в один день. Но ведь это не любовь, не привязанность…»

Ложная, нечистая «красота» не может внушить глубокого человеческого чувства.

Красиво то, что служит творчеству, созиданию. Страстно влюбленный в прелесть родной земли, в ее леса, сады, страдающий оттого, что леса вырубаются хищнически, Астров говорит: «Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов пролегли шоссе, железные дороги, если бы тут были заводы, фабрики, школы, - народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астров скорбит о разрушении красоты родной земли, красоты человека. Когда он делится с Еленой Андреевной своими мыслями, он вдруг прерывает свой взволнованный рассказ и говорит холодно: «Я по лицу вижу, что это вам неинтересно».

«Да, уезжайте, - говорит он ей. - …(В раздумьи.) Как будто бы вы и хороший, душевный человек, но как будто бы и что-то странное во всем вашем существе. Вот вы приехали сюда с мужем, и все, которые здесь работали, копошились, создавали что-то, должны были побросать свои дела и все лето заниматься только подагрой вашего мужа и вами. Оба - он и вы - заразили всех нас вашею праздностью. Я увлекся, целый месяц ничего не делал, а в это время люди болели, в лесах моих, лесных порослях, мужики пасли СВОЙ скот… Итак, куда бы ни ступили вы и ваш муж, всюду вы вносите разрушение… и я убежден, что если бы вы остались, то опустошение произошло бы громадное».

Чуждая труду и творчеству и поэтому чуждая самой жизни, опустошенная и опустошающая других, Елена Андреевна, сама того не понимая, разрушает все красивое, большое, человеческое, что встречается на ее пути. Она - хищница, которая сама не понимает этого. Вот она разрушила дружбу и возможную любовь Астрова и Сони.

Астров - творческий человек большого размаха. Верно говорит о нем Елена Андреевна Соне:

«Милая моя, пойми, это талант! А ты знаешь, что значит талант? Смелость, свободная голова, широкий размах… Посадит деревцо и уже загадывает, что будет от этого через тысячу лет, уже мерещится ему счастье человечества… Он пьет, бывает грубоват, - но что за беда!.. Сама подумай, что за жизнь у этого доктора! Непролазная грязь на дорогах, морозы, метели, расстояния громадные, народ грубый, дикий, кругом нужда, болезни, а при такой обстановке тому, кто работает и борется изо дня в день, трудно сохранить себя к сорока годам чистеньким и трезвым…»

Астров любит жизнь; как все любимые герои Чехова, он рвется к будущему, пытается увидеть его лицо, угадать облик завтрашнего счастья родины, человечества. «А что касается моей собственной, личной жизни, - говорит он Соне, - то, ей-богу, в ней нет решительно ничего хорошего. Знаете, когда идешь темною ночью по лесу, и если в это время вдали светит огонек, то не замечаешь ни утомления, ни потемок, ни колючих веток, которые бьют тебя по лицу… Я работаю - вам это известно, - как никто в уезде, судьба бьет меня не переставая, порой страдаю я невыносимо, но у меня вдали нет огонька. Я для себя уже ничего не жду…»

Но все же была и у него маленькая светлая точка в жизни: это его дружба с Соней и дядей Ваней.

Соня любит Астрова.

Если бы не вторжение Елены Андреевны в их жизнь, то Соня, быть может, стала бы его женой. И, во всяком случае, ему не пришлось бы потерять дружбу с нею.

А. П. Чехов (1897)

Но Елена Андреевна «из участия» решила помочь застенчивой Соне, взялась переговорить с Астровым, - любит он Соню или нет? Если не любит, пусть не ездит больше сюда, - так, дескать, Соне будет легче. Соня колеблется: нужен ли этот разговор? Ведь если он скажет «нет», то конец всем надеждам и конец дружбе! А не лучше ли оставить хоть надежду? В ее жизни, отданной непрерывному труду и заботам, Астров - единственная светлая точка, «огонек», который светит вдали в темном лесу…

Но все же она решается, под влиянием Елены Андреевны, поручить ей этот разговор.

А зачем понадобился этот разговор Елене Андреевне? Она, быть может, не отдает в этом себе полного отчета, но причина, конечно, ясна: она сама увлечена Астровым. Тонкий, умный Астров догадывается об этой причине.

«Только одного не понимаю: зачем вам понадобился этот допрос? (Глядит ей в глаза и грозит пальцем.) Вы - хитрая!

Елена Андреевна. Что это значит?

Астров (смеясь). Хитрая! Положим, Соня страдает, я охотно допускаю, но к чему этот ваш допрос?.. Хищница милая, не смотрите на меня так…»

Да, как хищница, она похитила у Сони ее счастье, заставив Астрова сказать, что он не любит Соню. Вся сущность отношений Астрова и Сони и заключалась в том, что эти отношения еще нельзя, не надо было определять. Елена Андреевна почувствовала это, добилась «ясности» и тем самым разрушила все.

Разрушив чужое счастье, она не способна создать счастья ни себе самой, ни Астрову. Она опустошает других так же бессмысленно, бесцельно, как бесцельно влачится по жизни и ее пустая красота, не способная служить счастью. Бездушная, неодухотворенная, некрасивая красота!

Лейтмотив пьесы - гибнущая красота - звучит во множестве вариаций. Ведь и сам Астров, тоскующий из-за разрушения красоты жизни, тоже представляет собою образ гибнущей красоты.

Соня умоляет его не пить водку. «Это так не идет к вам! Вы изящны, у вас такой нежный голос… Даже больше, вы, как никто из всех, кого я знаю, - вы прекрасны. Зачем же вы хотите походить на обыкновенных людей, которые пьют и играют в карты? О, не делайте этого, умоляю вас! Вы говорите всегда, что люди не творят, а только разрушают то, что им дано свыше. Зачем же, зачем вы разрушаете самого себя?»

Но красота Астрова, его прекрасный внутренний и внешний образ разрушаются самой жизнью. В финальном акте он говорит дяде Ване:

«Наше положение, твое и мое, безнадежно… Те, которые будут жить через сто, двести лет после нас и которые будут презирать нас за то, что мы прожили свои жизни так глупо и так безвкусно, - те, быть может, найдут средство, как быть счастливыми, а мы… Да, брат. Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты. Но в какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, и мы стали такими же пошляками, как все…»

Это слишком строго и сурово. Ни Астров, ни дядя Ваня не превратились в обывателей, живущих презренной, самодовольной жизнью. Но их покидает свет, их ожидает пустота. В Астрове мы уже различаем черты опускающегося человека. Тление коснулось его.

Астров - увы! - не ошибается в диагнозе своего положения. Оно и в самом деле было безнадежным. Иначе и не могло быть у человека, презиравшего либеральное филистерство и вместе с тем далекого от революционного движения рабочего класса, которое добивалось в девяностых годах все больших успехов. Астров, как и его» друг Войницкий, не сможет найти какую-нибудь спасительную идейку, утешиться «малыми делами», сладкими иллюзиями; не сможет он и обрести высокую цель жизни, будучи далек от тех людей, которые вели борьбу за цели, близкие Астрову, - за разумную, чистую, справедливую жизнь. Трагедия чеховского героя и заключалась прежде всего в его аполитичности, мелкобуржуазной ограниченности.

Конечно, Астров сохранил бы себя и свою мечту, и в полбеды были бы ему все трудности его жизни, если бы его согревало сознание, что его скромный труд включен в общее дело изменения, созидания жизни. Но этого сознания у него нет.

Уезжает из имения Серебряков с Еленой Андреевной. Уезжает Астров, уходит навсегда из жизни Сони. И вновь, как когда-то, остаются вдвоем дядя Ваня и Соня. Но все уже стало по-другому в их жизни. Навсегда ушли из нее все надежды.

«Что же делать, надо жить, - говорит Соня. - Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит час, мы покорно умрем, и там, за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную… Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир… (Вытирает ему платком слезы.)

Бедный, бедный дядя Ваня, ты плачешь… (Сквозь слезы.) Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди… Мы отдохнем… (Обнимает его) Мы отдохнем!»

Чехову удалось в финале «Дяди Вани» выразить ту красоту человеческого горя, которую, по его словам, «не скоро еще научатся понимать и описывать и которую умеет передавать, кажется, одна только музыка».

Конечно, неправильно было бы думать, что Чехов, с его чуждостью каким бы то ни было религиозным переживаниям, ищет для своих героев утешения в религиозной вере. Но Соне больше не на что надеяться, ей нечем больше утешить дядю Ваню. И это делает еще более ясной всю безнадежность мечты об отдыхе и радости для нее и для дяди Вани. Мудрость финала пьесы заключается в том, что упоминание о «жизни светлой, прекрасной, изящной» - это упоминание о той жизни, которой заслуживают и Соня, и дядя Ваня, и Астров, и множество «маленьких» людей, тружеников, отдающих всю свою жизнь счастью других…

А над всей этой беспросветной жизнью «маленьких людей», над темной, злой силой разрушения поднимается чеховская мечта о той будущей жизни, когда все в человеке будет прекрасно! И, как всегда у Чехова, представление о прекрасном сливается с представлением о правде, о творческом труде: эстетическое сливается с этическим. Правда и труд - основа, вечный живой источник красоты. И жизнь должна быть такою, чтобы не разрушалась красота «маленьких великих людей», чтобы душевная сила, самопожертвование, самоотверженное трудолюбие не расхищались, не служили ложным кумирам, чтобы не Серебряковы задавали тон в жизни, а Астровы, дяди Вани, Сони могли украшать родную землю творческим, свободным трудом.

Слова Астрова о том, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - формула неразрывного единства красоты и правды, - были записаны в записной книжке Зои Космодемьянской в числе самых дорогих для нее мыслей.

Из книги Жаклин автора Вентура Джеффри

Глава 11. «Я, ДОЛЖНО БЫТЬ, МЕЧЕНАЯ…» Через шесть недель после окончания работы над экранизацией «Долины кукол» компания Эй-Би-Си выпустила часовую передачу под названием «Жаклин Сьюзен и „Долина кукол“». Перед самым выходом в эфир руководство компании настояло на том,

Из книги Чехов. 1860-1904 автора Ермилов Владимир Владимирович

XXVI. В ЧЕЛОВЕКЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕ ПРЕКРАСНО! Тема «Дяди Вани» - жизнь «маленьких людей», с ее незаметными страданиями и самоотверженным трудом во имя чужого счастья, тема красоты, пропадающей понапрасну.Из воспоминаний Н. К. Крупской мы знаем, что Ленин высоко ценил эту

Из книги Личный пилот Гитлера. Воспоминания обергруппенфюрера СС. 1939-1945 автора Баур Ганс

«Он, должно быть, сошел с ума!» Через два дня мы полетели в Мюнхен. Гитлер совершил восхождение на гору, а я поехал к своей семье на Пильгернзее. Стояла чудесная погода, и все мои мысли были сосредоточены вокруг предстоящей рыбалки. Однако внезапный телефонный звонок,

Из книги Я вспоминаю... автора Феллини Федерико

Глава 20. «Это, должно быть, ее муж, Феллини» На протяжении многих лет происходит одно и то же. Кто бы ни обрушивался на меня с нападками, кто бы ни делал мне ту или иную гадость, на нее всегда болезненнее всего реагирует Джульетта. Она принимает близко к сердцу любой упрек -

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь девятая: Чёрная роба или белый халат автора

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

«Все должно быть гармонично…» Медхудожником была я только в нерабочее время; основная же работа у меня была в перевязочной хирургического отделения. Фактически до меня перевязочной как таковой и не было. Заведовал ею какой-то вольнонаемный - дурак и алкоголик. Ксчастью,

Из книги Смерть не заразна автора Бротиган Ианте

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ДАЛЬШЕ Дальше должно быть начало. Началом первым, вероятно, можно считать ту ночь, когда я, изнывая от страха за отца, вот уже несколько дней не дававшего знать о себе, попросила кого-то из знакомых, чтобы зашли посмотрели, не оставил ли он записки. В ту же

Из книги Мэри Пикфорд автора Уитфилд Айлин

Денег должно быть больше Вступив в гастролирующую труппу Хэла Рейда, ставившего спектакль «В маленькой красной школе», Мэри надеялась распрощаться с нищетой и начать работать по-настоящему. Она мечтала вступить в большой театральный мир захватывающих пьес и крупных

Из книги Два брата - две судьбы автора Михалков Сергей Владимирович

Все ли будет так, как должно быть? Прошло около двух педель. Женева живет в своем привычном размеренном ритме. Дни стоят теплые. На аккуратно подстриженных газонах, обрамляющих виллы богачей, цвели георгины и розы, а их хозяева, дельцы и боссы из Америки и Англии, выезжают

Из книги В лабиринтах смертельного риска автора Михалков Михаил Владимирович

Все ли будет так, как должно быть? Прошло около двух недель. Женева живет в своем привычном размеренном ритме. Дни стоят теплые. На аккуратно подстриженных газонах, обрамляющих виллы богачей, цвели георгины и розы, а их хозяева, дельцы и боссы из Америки и Англии, выезжают

Из книги Синдром удава автора Витман Борис Владимирович

44. Предначертание должно быть выполнено Потребность рассказать правду о событиях, имевших существенное влияние на ход войны и на судьбы миллионов людей, с каждым годом становилось все настоятельней. Видно, самой судьбой было мне предназначено пройти все испытания и

Из книги Танковые сражения 1939-1945 гг. автора

Из книги Бронированный кулак вермахта автора Меллентин Фридрих Вильгельм фон

«Неудачи не должно быть» В конце марта 1943 года на Восточном фронте наступила оттепель. «Маршал Зима» уступил свои права еще более властному «маршалу Грязи», и активные действия сами по себе прекратились. Все танковые дивизии и ряд пехотных дивизий были отведены с

Из книги Моя настоящая жизнь автора Табаков Олег Павлович

Демократии в театре быть не должно Олег Ефремов - человек высокой судьбы. Просто в силу характера он иногда боролся со сталинизмом сталинскими же методами. Одной из главных его ошибок было стремление перераспределять блага, даваемые нам государством, среди актеров

Из книги Океан времени автора Оцуп Николай Авдеевич

«Должно быть, тесно под землей…» Должно быть, тесно под землей, Когда лежишь, зарыт, Но жить не легче над тобой Зияет и кружит Простор, огромный до того, Что лучше не глядеть в него. И не глядишь, но разве здесь Без неба, взаперти Всю боль, и стыд, и холод весь Легко

Из книги Товарищ Ванга автора Войцеховский Збигнев

1. Книга, которой быть не должно А если бы суждено ей было родиться, то первые ее строчки были бы выцарапаны на бетонной стене мрачного бомбоубежища, первыми читателями ее стали бы изможденные, голодные, бледные от недостатка солнечного света люди. Или бы первые слова

Эталон красоты XXI века.

«… что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Н. Заболоцкий

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. В чем же заключается истинная красота человека? Над этим «вечным» вопросом люди задумывались во все времена. Каждая историческая эпоха рождала свое представление о красоте. То в моде ценились пышные фигуры, то худые и спортивные; то бледный цвет лица, то румяный. И это понятно, ведь у людей разные вкусы и пристрастия. Например, эталоном красоты Древней Греции считалась скульптура Афродиты, в Древнем Египте - царица Нефертити, в средние века идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария, в XX веке - Мэрилин Монро, в XXI веке - Анджелина Джоли.

Красота притягивает. Красивому человеку легче жить. Да, наверное, это так. Поэтому современные девушки стремятся к идеалу с обложек модных журналов, к недосягаемым параметрам 90-60-90, доводя тем самым себя до полного истощения. Нервная анорексия - современная болезнь XXI века, которая унесла уже не одну жизнь девушки-подростка. В погоне за идеальной внешностью не стоит забывать, что здоровье напрямую зависит от естественно достигнутой красоты, без насилия над собственной природой и чрезмерного следования веяниям моды.

Другие, наоборот, всячески стараются себя изуродовать и этим привлечь к себе внимание окружающих. Например, бодибилдинг. Мне кажется люди с громадами мышц полностью забывают, как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины. Эта так называемая «красота» тоже приносит огромный вред здоровью, достаточно вспомнить смерть В. Турчинского. А женщины теряют самое главное - возможность стать матерью!

Пытаясь приукрасить себя, мы, порой, теряем что-то большее, чем просто свою индивидуальность. Например, представители современных молодежных субкультур: панки, готы, эмо, хиппи, рэперы. Их внешний вид искажен почти до неузнаваемости. У одних - яркие, броские цвета, длинные волосы, всевозможный пирсинг, культ мерзости и агрессивность; у других - черный цвет, эстетика смерти, мистицизм и депрессивный настрой. Ну, например, готы стремятся быть похожими на персонажей мрачных мультфильмов. Бледная кожа, подведённые чёрным глаза и губы, тёмная одежда - всё это внешний вид готов. Разве это красиво?!

Мне кажется, что красивый человек - это не обязательно модель с идеальной фигурой, а человек, который следит за собой, занимается спортом, ведёт здоровый образ жизни. Истинная красота — естественна, проста и безыскусна. Такой человек ни на кого не стремится произвести впечатление, он такой, какой он есть.

Внешняя красота создает только первое впечатление о человеке: помните пословицу: «Встречают по одежке…» Но есть еще и другая сторона красоты, которая скрыта от посторонних глаз - это внутренний мир человека, его душа, мысли и чувства. И если красота души человека сочетается с красотой внешней, то такого человека можно назвать поистине красивым, потому что в таком человеке все гармонично. Думаю, именно это имел в виду Антон Павлович Чехов, когда говорил, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Таких людей встречаешь редко. Почему-то чаще всего внешняя привлекательность уживается с нравственным уродством, а внешнее безобразие с красотой души. Лев Николаевич Толстой сказал когда-то гениальную фразу: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить лишь только душу» Главное в человеке, конечно же, душа, для которой еще не придуман эталон. Любая красота со временем увянет. А вот душевная красота, красота любящего, доброго сердца не иссякнет никогда!!!

Иногда смотришь на красивого человека, а от него веет «холодной» красотой. А глянешь в душу - там пустота и холод. А иногда вроде и не красив человек, но душа поет. В народе говорят: «Землю красит солнце, а человека…» Я считаю, что человека красит доброта. И среди нас есть такие люди, которые излучают свет, тепло. Глядя на них, всегда хочется улыбаться. Я называю таких людей солнечными. Они светят людям, то есть делают окружающих счастливыми. Стать таким человеком может не всякий. Для этого нужно иметь богатую душу, сердцем чувствовать беду любого, уметь чем - то пожертвовать, не ожидая похвалы. Рядом со мной много таких людей. Это в первую очередь мама и бабушка. Я убеждена, что добрыми дети могут стать только в семье, где царит любовь и доброта. Я учусь в нашей школе уже 7 лет и знаю, что понятия «доброта», «отзывчивость», «внимание» близки нашим ребятам. В школе нас всегда учат тому, что ждать просьбы о помощи от кого - либо не надо. Нужно видеть тех, кто в этом нуждается. Настоящие люди всегда просто могут помочь. Это состояние каждого человека должно быть естественным.

Я не могу назвать красивым человека жестокого, который способен на подлость и обман, который хамит, сквернословит, имеет вредные привычки.

Таким образом, для меня эталоном красоты XXI века является человек внешне приятный, и это не только красивое лицо, а впечатление, которое создается от всего облика человека: его лица, фигуры, манеры одеваться и манеры говорить, от его мимики и жестов. Еще, на мой взгляд, для внешней красоты человека очень важен уровень его общей культуры. Эта культура будет проявляться во всем: как человек выглядит, что он носит, как ведет себя, какие книги читает, какую музыку слушает, о чем мечтает.

Кроме того, красивый человек должен быть умным и образованным. Ум для меня - вообще самое главное качество в человеке. Мне кажется, что если есть ум, то очень многие качества приложатся. Умный и уверенный в себе человек просто не может быть некрасивым.

Красивый человек - это человек, умеющий творить добро. Добро - это высшее проявление нравственности в человеке. Творить добро - это значит быть внимательным к людям, помогать, поддерживать, сочувствовать и сострадать. Это не какой-то особенный героизм. Просто так поступают люди.

Для меня очень важно, чтобы человек был веселым и жизнерадостным, чтобы он светился счастьем и оптимизмом. Что может быть прекраснее широкой улыбки, искрящихся радостью глаз, легкой летящей походки?

Кроме того, красивый человек, на мой взгляд, это человек, умеющий любить и дружить. Это человек, которому интересно жить в мире, в своей стране.

Вот такой должен быть эталон красоты во всем мире и во все времена!!!