Всемирный день науки. История развития науки. В Госдуму внесен законопроект, отменяющий "зарплатное рабство

Ученые на протяжении всей истории своего существования – а были они всегда и везде за исключением доисторических и ранних языческих времен – стремились происходящие в окружающей среде явления объяснить с точки зрении содержания в них рационального зерна. Доставалось даже совершенно неподвластной каким-либо изысканиям сфере – религиозной, духовной. А уж паранормальному и вовсе приходилось находиться под пристальным оком научных исследований. Сегодня наука едва ли не каждый день открывает новые грани среды обитания человечества и Вселенной, но уже как раньше не опровергает выходящее за рамки стандартного понимании. Данный сектор жизни играет большую роль в развитии населения Земли, поэтому 10 ноября многие народы отмечают праздник, ей посвященный – .


История праздника

Знаменательная для всех лиц, чья деятельность связана с поиском истины в любом направлении, дата обрела статус важного мероприятия 13 лет тому назад. В 2001 году такое решение было объявлено на общей конференции ЮНЕСКО, а принято двумя годами ранее – в 1999-м, в рамках Всемирной научной конференции в Будапеште. Принадлежала инициатива и последнее слово в обсуждении данного вопроса представителям Генеральной Ассамблеи ООН.

Цели праздника

Впервые праздник под названием Всемирный день науки отметили 10 ноября 2002 года , через год после провозглашения. Сегодня он является уважаемой, знаменательной датой для жителей многих стран планеты. У такого мероприятия имеются вполне конкретные цели. Прежде всего, праздник напоминает определённым структурам и уполномоченным лицам о том, что наука нуждается во всесторонней поддержке и беспрестанном развитии, а результаты исследований обязаны превышать ожидания и оправдывать возложенные надежды. Вторая и главная цель – приложить максиму усилий для достижения тесного и качественного контакта науки и мирового социума в нахождении путей решения глобальных проблем данного плана.


10 ноября проводится множество разноформатных мероприятий в поддержку прогрессивного развития научной деятельности. В частности, к ним относятся «круглые столы» и семинары, задача которых состоит в:

  • подтверждении огромного положительного влияния научной работы на жизнь людей;
  • организации дней открытых дверей, цель их – познакомить обычных обывателей с достижениями в мире науки;
  • обустройстве тематических выставок;
  • посещении научных музеев;
  • чтении лекций на тему науки;
  • проведении конференций.

Как видите, Всемирный день науки – насыщенное интересными и необычными событиями празднество , никого не оставляющее равнодушным. Важно, что результат этой торжественной даты есть уже сегодня: достаточный процент населения Земли осведомлен о научных открытиях, по крайней мере, в компьютерной среде. И никто не станет отрицать, что они действительно облегчают наше существование.


История развития науки

Деятельность, направленная на победу рассудка над сердцем, на поиски правды, доказательств этой правды в различных областях и сферах жизни, не всегда называлась так, как именуется в настоящее время. Термин «наука» обосновался в лексиконе наших предков лишь несколько веков тому назад, а в далекие времена его место занимало словосочетание «натуральная философия».


Ученые были во все эпохи. Античные времена подарили миру имена Аристотеля, Птолемея, Евклида, Гиппократа, Теофаста. Средневековье обогатило его фамилиями Бэкона, Аль-Бируни. Классическая наука представлена результатами исследований великих ученых Ньютона, Галилея и пр. Выделяют также постклассическую науку - она отличилась тем, что в данный период было разработано и представлено на суд человечества много различных теорий: теория относительности Эйнштейна, теория катастроф Рена Тома, теория эволюции Чарльза Дарвина и мн. др.

Но если говорить именно о науке в том качестве, в каком мы понимаем ее сейчас, то можно с уверенностью сказать: данная сфера интересов появилась в период XV – XVI вв. Местом рождения считаются страны Западной Европы. Именно современная наука связана с деятельностью таких маститых ученых мужей, как Гук, Паскаль, Кеплер, а также Лейбниц Гюйгенс, Бойль, Браун. В сущности, XVI столетие (его конец), явилось веком предпосылок к появлению качественно нового подхода к познанию окружающего мира. В XVII же веке началась долгожданная революция в этом вопросе. Следом наступила эпоха Просвещения, сконцентрировавшая внимание на популяризации научных изысканий. Ее невозможно представить без работ Василия Ломоносова – великого светлого ума России, д΄Аламбера. Для эпохи Просвещения характерны были развитие нового видения психологии (Кант, Юнг), закладка фундаментальных основ нынешней экономики (Адам Смит).

XIX век принес с собой превращение термина «ученый», применяемого ранее к образу жизни человека, в статус профессии. Промышленная революция, достижения в области техники позволяли создавать целые научные институты и даже включать научные методы в аспекты существования и функционирования государств. В XX веке наука развивалась еще более прогрессивно, и сегодня мы можем лицезреть результат ее развития: база, создаваемая веками, дает нам возможность двигаться вперед с поразительной скоростью.

Сенсации научного мира XXI века

В последнее время СМИ то и дело пишут о прорывах в области науки. Какие-то из них бесполезны на взгляд простого смертного, другие облегчают жизнь небольшого количества людей, владеющих значительными денежными средствами, третьи приносят реальную пользу всему человечеству. С некоторыми из упомянутых в последнюю очередь мы с вами и познакомимся.

Например, всем и каждому известно с детства, что нервные клетки не восстанавливаются. Шведские ученые недавно опровергли сей факт, укоренившийся в сознании массы людей. Оказывается, еще как восстанавливаются, причем не один раз в жизни! Но это вовсе не значит, что теперь можно тратить нервы безудержно и бездумно – от стресса страдает весь организм в целом.

А вот другие скандинавские исследователи обратили свое внимание не на элемент человеческого тела , а на … целлюлозу. Они прогнозируют, что использование бумаги для изготовления книгопечатной продукции, канцелярских товаров, оберточных и упаковочных материалов резко сократится с ростом компьютеризации, а значит, нужно искать новое применение древесным волокнам. Финны предполагают изготавливать из целлюлозы предметы текстиля, посуду и др.



Интересны научные открытия из области освоения космического пространства. Так, ученые обнаружили более 700 новых (для нас новых) небесных тел, существующих вне нашей галактики. Они утверждают, что некоторые из этих планет вполне могут быть пригодны для жизни землян, то есть иметь схожую с планетой Земля атмосферу и особенности климата, природных ландшафтов. Эти космические тела вращаются вокруг 300 звезд.

Наука дает нам стимул к дальнейшему существованию. Она развивает способность к анализу и расширяет кругозор. Каждый должен быть немного ученым, тогда завтра жизнь станет намного интереснее, чем сегодня!

10 ноября отмечается Всемирный день науки за мир и развитие. Всемирный день науки за мир и развитие, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2001 году, является ежегодным мероприятием, которое отмечается во всем мире, чтобы напомнить об обязательствах, принятых на Всемирной конференции по науке ЮНЕСКО-МСНС (Будапешт, 1999 год).

Целью Дня является возобновление национальных, а также международных обязательств в области науки за мир и развитие и намерение подчеркнуть ответственное использование науки на благо общества. Всемирный день науки за мир и развитие также направлен на повышение уровня информированности общественности о важности науки и ликвидацию разрыва между наукой и обществом.

Тема отмечаемого в 2010 году Дня - «Наука в интересах сближения народов и культур».

«Наука не способна развиваться в изоляции. Она расцветает благодаря диалогу между людьми, взаимодействию культур и общин и соприкосновению умов. Она разрастается на почве, изобилующей разнообразием, и в климате, благоприятствующем распространению и взаимооплодотворению. Чтобы развиваться, идеи должны распространяться; чтобы их укоренять, их нужно совместно использовать, а чтобы из них можно было извлечь пользу, они должны быть доступны для всех». Из послания Генерального директора ЮНЕСКО по случаю Дня.

Основные сведения

Об организации целевого мероприятия, связанного с популяризацией науки и проблем общества, которое могло бы быть одним из позитивных итогов Всемирной конференции по науке, говорилось на ее заседаниях в Будапеште. Высказывалось мнение, что такого рода мероприятие позволит ежегодно подтверждать приверженность целям, провозглашенным в Декларации о науке и использовании научных знаний, и содействовать осуществлению рекомендаций, содержащихся в Повестке дня в области науки - Рамках действий.

Первопричиной проведения Всемирного дня науки за мир и развитие является громадное значение роли науки и ученых в создании устойчивого общества, а также необходимость информирования граждан о достижениях науки и их участия в ней. В этом смысле День позволит продемонстрировать широкой общественности актуальность науки для ее жизни и привлечь ее к обсуждению вопросов науки. Мероприятие подобного рода открывает также уникальную перспективу для поиска мира и развития в глобальном масштабе.

Первый День отмечался во всем мире под эгидой ЮНЕСКО 10 ноября 2002 года. В торжественных мероприятиях приняли участие многие партнеры, как, например, правительственные, межправительственные и неправительственные организации, национальные комиссии по делам ЮНЕСКО, научно-исследовательские институты, профессиональные ассоциации, средства массовой информации, преподаватели вузов и школ.

Международная неделя науки и мира

6 декабря 1988 года Генеральная Ассамблея постановила провозгласить Международную неделю науки и мира, которая будет проводиться ежегодно в течение недели, на которую приходится 11 ноября.

Генеральная Ассамблея настоятельно призвала государства-члены и межправительственные и неправительственные организации поощрять проведение в течение этой Недели университетами и другими высшими учебными заведениями, научными академиями и институтами, а также профессиональными ассоциациями и отдельными представителями научных кругов лекций, семинаров, специальных дискуссий и других мероприятий, способствующих изучению и распространению информации о связи между научно-техническим прогрессом и поддержанием мира и безопасности.

Международная неделя науки и мира впервые проводилась в 1986 году в контексте Международного года мира. Организация мероприятий и деятельности в рамках Недели явилась результатом инициативы на неправительственном уровне; секретариат Международного года мира был проинформирован о подготовительной работе и заключительном комплексе мероприятий, которые имели место на протяжении Недели. Организаторы стремились поощрять максимально широкое участие стран и организаций всего мира в ее проведении.

Учитывая успешное празднование Недели в 1986 году, организаторы продолжали предпринимать усилия в последующие годы. Признавая ценность этого ежегодного мероприятия, Генеральная Ассамблея в декабре 1988 года приняла резолюцию 43/61, провозглашающую Международную неделю науки и мира, которая будет проводиться ежегодно в течение недели, на которую приходится 11 ноября. Генеральная Ассамблея настоятельно призвала государства-члены содействовать международному сотрудничеству между учеными и просила Генерального секретаря представить Генеральной Ассамблее на ее сорок пятой сессии доклад о деятельности и инициативах государств-членов и заинтересованных организаций в связи с Неделей.

Ежегодное проведение Международной недели науки и мира представляет собой важный вклад в установление мира. Неделя способствует более широкому научному обмену по теме, имеющей важное значение для всех, а также расширяет осведомленность общественности о взаимосвязи проблем науки и мира. Учитывая имеющийся на сегодняшний день опыт проведения Недели науки и мира, можно ожидать, что с каждым годом участие в ней будет расширяться, способствуя лучшему пониманию между народами и расширению возможностей сотрудничества в использовании науки для обеспечения мира на протяжении всего года.

Послание Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой по случаю Всемирного дня науки за мир и развитие. 10 ноября 2010 г.

Наука не способна развиваться в изоляции. Она расцветает благодаря диалогу между людьми, взаимодействию культур и общин и соприкосновению умов.

Она разрастается на почве, изобилующей разнообразием, и в климате, благоприятствующем распространению и взаимооплодотворению. Чтобы развиваться, идеи должны распространяться; чтобы их укоренять, их нужно совместно использовать, а чтобы из них можно было извлечь пользу, они должны быть доступны для всех.

Как нельзя более удачно выбрана тема отмечаемого в этом году Всемирного дня науки за мир и развитие – «Наука в интересах сближения народов и культур», особенно ввиду того, что на ЮНЕСКО возложена ведущая роль в рамках проводимого в 2010 г. Международного года сближения культур. Использование потенциала науки для объединения людей и культур, для извлечения максимальной пользы из огромного разнообразия человечества и для содействия мирному развитию лежит в основе мандата ЮНЕСКО.

Глобальный ландшафт науки быстро меняется. Новые центры развития науки и технологии появляются во всем мире. Развиваются инновационные формы сотрудничества, в том числе между странами Юга. Все большее внимание уделяется «зеленым» технологиям. Как показано в Докладе ЮНЕСКО о науке а 2010 г., который выпускается сегодня, арена действий становится более транспарентной и упорядоченной, благодаря революции в области информационных и коммуникационных технологий и укреплению глобальных институциональных рамок. Эти тенденции носят позитивный характер.

Однако мы этого еще в полной мере не достигли. Сохраняются глубокие различия между странами и, во все большей степени, внутри них. Количество выдаваемых патентов распределяется неравномерно. Управление развитием науки и технологии на национальном и глобальном уровнях становится гораздо более сложным. Правительства и международные организации призваны реагировать на эту ситуацию – устранять недостатки и поддерживать позитивные тенденции. ЮНЕСКО играет в этом отношении свою роль. Мы стремимся к мобилизации научных знаний и политики в интересах устойчивого развития исходя из трех целей – применение научных знаний в интересах охраны окружающей среды и управления природными ресурсами; активизация политики и создания потенциала в области науки, технологии и инноваций и содействие обеспечению готовности на случай бедствий и смягчению их последствий.

В этом году мы особенно выделяем роль науки в качестве одной из сил, способствующих единению народов и культур. В условиях быстрых перемен нам жизненно важно признать эту силу как один из факторов развития и диалога.

История может нам помочь. Ни одна из цивилизаций прошлого не существовала сама по себе. Знания всегда развивались благодаря обмену и взаимодействию. Греческие города обновлялись под влиянием африканских и азиатских культур знаний. Великая наука Багдада находилась под плодотворным влиянием Индии и Китая. История науки в Персии свидетельствует о столь же разнообразной динамике. На протяжении тысячелетий Азия и Африка служили источниками знаний и помогали формированию того мира, который мы знаем сегодня. Американские континенты доколумбовой эпохи также являются носителями богатой истории интеллектуальных и материальных достижений в таких областях, как астрономия, архитектура и инженерное дело. Таким образом, история науки не носит единообразного характера; она – многогранна.

Так обстоит дело и сегодня. Я полагаю, что нам надлежит опираться на мощь науки в качестве одной из сил для сближения народов и культур на трех уровнях. Во-первых, на глобальном уровне. Никакие народы, общины или государства не способны в одиночку противостоять изменению климата. Нам жизненно важно проявить необходимую волю для того, чтобы добиться успеха на Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата, которая завершится 10 декабря в Мексике. ЮНЕСКО будет вносить вклад в эту деятельность с помощью своей Инициативы в связи с изменением климата, основывающейся на нашем многодисциплинарном и глубоко гуманистическом подходе. Это послужит фундаментом для продуктивной работы Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, которая состоится в 2012 г. в Рио-де-Жанейро. Устойчивое развитие призвано носить «зеленый» характер и должно быть предназначено для всех, иначе оно не состоится.

Во-вторых, мы должны действовать на региональном уровне для того, чтобы максимально использовать науку в качестве платформы для единения культур и народов. Прекрасным примером этого служит расположенный в Иордании межправительственный научный центр, именуемый СЕЗАМЕ. Этот важный международный исследовательский центр, образцом для которого послужила Европейская организация ядерных исследований в Женеве, объединяет в своем составе девять членов из этого расширенного региона, а именно: Бахрейн, Египет, Израиль, Иорданию, Иран, Кипр, Пакистан, Палестинскую администрацию и Турцию. Центр поддерживает группа из 11 стран, включая Германию, Российскую Федерацию, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Францию и Японию. Это – миростроительство посредством науки.

Наконец, мы должны действовать на местном уровне. Я убеждена в том, что системы знаний местного и коренного населения должны играть жизненно важную роль в выработке решений инклюзивного характера для общих проблем, особенно в том, что касается поощрения биологического и культурного разнообразия. Системы местных знаний служат также фундаментальными опорами для подлинного устойчивого развития.

Сегодня политика в области науки является в равной мере культурной дипломатией и политикой в сфере развития. Нынешний Всемирный день науки за мир и развитие дает прекрасную возможность признать и использовать этот фактор, неизменно руководствуясь целью формирования единой общности всего человечества на основе человеческого достоинства и культуры мира.

По материалам UNESCO, UN.

История Всемирного дня науки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Всемирный день молодёжи (ВФДМ)
  • Всемирный день перелётных птиц

Смотреть что такое "Всемирный день науки за мир и развитие" в других словарях:

    День науки - День науки: Белоруссия День науки (последнее воскресенье января) … Википедия

    День арабского языка - 18 декабря отмечается День арабского языка. Решение проводить всемирный день по каждому из шести официальных языков Организации Объединенных Наций было принято Департаментом ООН по общественной информации 19 февраля 2010 года в рамках поддержки и … Энциклопедия ньюсмейкеров

    День защитника Отечества - В.И.Ленин проходит мимо строя красногвардейцев, 1918 год … Википедия

    Международный День ООН - официально установленный ООН международный памятный день. В основном учреждается резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Как правило, ежегодно на каждый международный день выбирается своя тема дня. Содержание 1 Январь 2 Февраль 3 Март … Википедия

Всемирный день науки


Всемирный день науки во имя мира и развития» учрежден ЮНЕСКО в 2001 году, с тех пор он отмечается ежегодно 10 ноября. Цель проведения этого дня - повысить осознание мировой общественностью пользы науки для развития человечества.
Особенно следует подчеркнуть значение медицинской науки для существования и функционирования человечества.
Благодаря медицинской науке побеждены многие страшные болезни, в том числе инфекционные; резко возросла выживаемость даже при самых тяжелых заболеваниях и травмах; стали доступны методы генетического консультирования; человеческий труд стал гораздо безопаснее. И это далеко не полный список достижений медицинской науки.

http://glazikplus.info/index.php?holiday=97&page=11&year=2014



Ежегодно 10 ноября отмечается Всемирный день науки за мир и развитие. Это мероприятие было учреждено в 1999 году на Международной научной конференции в столице Венгрии - Будапеште.
Эта конференция проходила по инициативе ЮНЕСКО - Организации Объёдинённых Наций по вопросам науки, образования и культуры. В ходе собрания участники, среди которых были видные учёные из разных стран мира, выдвинули идею учредить в календаре мировых праздников Международный день науки во благо всего общества. Они были убеждены, что этим шагом способствуют сближению науки и общества, напомнят людям о пользе науки, популяризуют научную деятельность. Также учёные надеялись пробудить общественный интерес к решению глобальных проблем, найти подходы к этим вопросам не только с научной, но и с общественной точки зрения. Совместная инициатива учёных была поддержана, и в 2001 году ЮНЕСКО утвердила проведение Международного дня науки 10 ноября. Первый раз праздник отметили в 2002 году.
Эта дата ознаменована всевозможными мероприятиями по популяризации научной деятельности: в различных научных институтах и академиях проводятся дни открытых дверей, лекции на разнообразные темы, интересные демонстрации, семинары и многое другое. Также в крупнейших научных учреждениях ЮНЕСКО организовывает выпуск тематических постеров и брошюр, в музеях проходят выставки, посвящённые науке.
Несмотря на то что учёные постоянно заняты разработкой новых и проверкой старых концепций, они также принимают непосредственное участие в Международной акции. Это - прекрасный повод провести время с коллегами, похвастаться новыми достижениями, обменяться идеями и совместно обсудить решение каких-либо вопросов.

Крутится-вертится шар голубой,
Для человека дом он родной,
Полный загадок, тайн и секретов,
И до чего любопытно все это,
Ньютон, Эйнштейн и Кюри, Ломоносов
Столько к планете имели вопросов,
Столько открытий они совершили,
Но ещё больше загадок открыли,
И нет им ответа, как нет и предела,
Ученые люди всю жизнь в это дело
Без жалости отдали и посвятили,
И труд мы их ценим, мы их не забыли,
С днем науки поздравим ученых,
Ответов, открытий и почестей новых!

В суетном мире, сквозь пространство, годы,
Для человечества другого нет пути:
Секреты отнимать и тайны у природы,
Искать, учиться и вперед идти!
Пусть Вам, светилам, русским интеллектам,
Поможет Бог, а средствами страна.
Здоровья Вашим умным серым клеткам,
И чтоб любовь спрягала Ваши имена!

Сегодня праздник всех ученых,
Кто двигает умом прогресс,
Идеей вечно окрыленный,
Достичь пытается небес.
Изобретений и открытий
Без вас не ведал этот мир,
Желаем светлых новых мыслей,
Познать секреты всей Земли!

Человек испокон веков интересуется устройством окружающего мира. Любопытство и существовавшие проблемы стимулировали поиск знаний в различных предметных областях. Это позволило улучшить повседневную жизнь, получать новые возможности, значительно экономить время и средства. Во многих государствах специалистам данной отрасли посвящён профессиональный праздник.

Когда отмечают

Всемирный день науки отмечается ежегодно 10 ноября. В РФ праздник пока не закреплен на официальном уровне - в перечне памятных дат и не является общегосударственным выходным. Учредителем Всемирного дня науки за мир и развитие выступила Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Официальным его признали в 2001 году.

Кто празднует

В чествованиях принимают участие все имеющие отношение к данному роду деятельности, независимо от званий, занимаемых должностей и выслуги лет. В их числе -профессоры, академики, исследователи. Международный день науки считают своим преподаватели, аспиранты, чиновники профильных министерств, их родственники, друзья, знакомые и близкие люди.

История и традиции праздника

Всемирный день науки за мир и развитие берёт начало в 1999 году. Под эгидой ЮНЕСКО в Будапеште проходила Всемирная научная конференция. Её участники выступили с инициативой создания подобного события, а уже в 2001 году предложение было закреплено официально. Цель мероприятия - установление плотных связей в сообществе исследователей, слаженное реагирование на вызовы перед человечеством и совместное решение проблем.

Чествования предполагают праздничные застолья. В адрес виновников торжества произносятся поздравления, пожелания здоровья, новых достижений и открытий. Тосты завершаются звоном бокалов. Собравшиеся обмениваются подарками, делятся опытом, планами на будущее, обсуждают успехи и новости. В преддверии мероприятий высокопоставленные чиновники выступают с заявлениями. Они держат слово перед слушателями, докладывая о проделанной работе и её перспективах. Сообщается об объёмах финансирования различных отраслей и их свершения.

Всемирный день науки 2019 знаменуется вручением дипломов, наград за выдающиеся достижения, присвоением почётных званий. В средствах массовой информации транслируются программы, популяризирующие знания, повествующие о прорывах и новых задачах перед человечеством. Берутся интервью, в которых главные герои делятся своими воспоминаниями и рассказывают о ходе исследований.

В учебных заведениях устраиваются конференции и семинары. Участвовать в них приглашаются молодые учёные и заслуженные деятели. Государственные и частные фонды выделяют гранты и финансирование на проведение изыскательских работ. Праздник получил широкую популярность в среде аспирантов.

О профессии

Научные сотрудники заняты поиском закономерностей окружающего мира. Они ведут изучение новых предметных областей, внедряют накопленные сведения. Результатом являются изобретения, воплощающие различные технические решения.

Путь в профессию начинается с поступления в аспирантуру. В ней разрабатывается заданная тема. Она оформляется в виде диссертации, которая выносится на защиту. Документ демонстрирует новизну и полноту знаний, представленных в труде.

Выпускники, получив степень кандидата наук, имеют право продолжить изыскания. Они могут стать работниками исследовательских институтов или преподавателями учебных заведений. Данные учреждения занимаются теоретической и прикладной проблематикой. Уровень финансирования науки в России находится на низком уровне.