Всуе законы писать, ежели оные не исполнять. Всуе законы писать, когда их не исполнять

Русская история имеет значение Вселенской Исповеди; она может читаться как жития Святых.

Константин Аксаков, историк славянофил

Русская история до Петра Великого – одна панихида, а после Петра Великого – одно уголовное дело.

Федор Тютчев, поэт и дипломат

Памяти Петра Андреевича Зайончковского (1904-1983), профессора Московского университета и гражданина России

Предисловие

Настоящая книга представляет собой свод цитат из русской истории и политики с точными ссылками на источник, сведениями о происхождении цитаты и удобным поисковым аппаратом. В основном ряду представлено около 2200 цитат почти 450 авторов; еще около 1000 цитат содержится в пояснениях к «основным» цитатам.

В книгу включались:

1) высказывания исторических и политических деятелей (в т.ч. зарубежных, если они относятся к русской истории и политике);

2) цитаты из области идеологии и общественной жизни;

3) анонимные «крылатые слова», политические лозунги, а также некоторые исторические термины и обороты политического языка.

Помимо общеизвестных цитат, учитывались высказывания, часто цитируемые в специальной литературе, а также цитаты, которые прежде были широко известны и нередко встречаются в письменных текстах определенной эпохи.

Цитаты из произведений художественной литературы включались лишь в редких случаях. Им посвящена особая книга: Душенко К. В. Цитаты из русской литературы. – М.: Эксмо, 2005.

Раздел «400 цитат по хронологии» носит вспомогательный характер: это своего рода конспект русской истории в изречениях и цитатах.

Константин Душенко

Июль 2005 г.

Как пользоваться справочником

Книга состоит из двух основных разделов: авторского и анонимного . Первый составляют персональные рубрики, расположенные в алфавите авторов, от «А» до «Я» . В пределах персональной рубрики цитаты расположены по хронологии. Анонимные цитаты, лозунги и обороты политического языка собраны во II разделе и расположены в алфавитном порядке.

Полный список сокращений источников дан в конце книги. В «сокращенных» ссылках на многотомные издания сначала дается номер тома, затем, через двоеточие, номер страницы, напр.:

Сталин, 8:195 (то есть: т. 8, с. 195)

Если том разделен на части (книги), номер части указывается в скобках после номера тома, напр.:

Щедрин, 15(2):159 (то есть: т. 15, кн. 2, с. 159)

Карамзин, 3(10):74 (то есть: кн. 3, т. 10, столбец 74);

Соловьев С., 8(15):12 (то есть: кн. 8, т. 15, стр. 12)

В заголовке персональной рубрики указывается наиболее известное имя автора. Если автор – советский политический деятель, то его наиболее известное имя нередко представляет собой партийный или литературный псевдоним в сочетании с настоящим именем и отчеством, напр.: «ЛЕНИН, Владимир Ильич».

Даты до 14 фев. 1918 г., относящиеся к России, даются по старому стилю (за исключением особо оговоренных случаев).

Обычная схема описания такова:

1. Цитата. Она следует за номером записи и выделена полужирным шрифтом.

2. Ниже – название и датировка источника цитаты; этот абзац выделен курсивом .

Пример из персональной рубрики «ЕКАТЕРИНА II »:

Всуе законы писать, когда их не исполнять.

«Наставление к воспитанию внуков» (1784)

Отд. изд. – М., 1996, с. 11

В «Наставлении» это изречение дано в числе «выбранных российских пословиц», но в таком виде, по видимому, принадлежит самой Екатерине. Восходит к формуле Петра I «Всуе законы писать, когда их не хранить» (См. П 000).

Номер перед цитатой служит для ее отыскания при помощи указателя, помещенного в конце книги. В указателе цитату можно найти на слово «всуе» :

Всуе законы писать, когда их не исполнять Е 000

и на слово «законы» :

Законы : Всуе законы писать, когда их не исполнять Е 000

(здесь «Е » – первая буква имени «Екатерина»).

Звездочка (*) перед цитатой означает, что ее наиболее известная форма отличается от исходной. Пример из персональной рубрики «БРЕЖНЕВ» :

* Спасибо, партия, за это!

Отчетный доклад ЦК ХХVI съезду КПСС 23 фев. 1981 г. (вводная часть)

Отсюда двустишие конца 1980 х гг.: «Прошла зима, настало лето, – / Спасибо, партия, за это!» (первая строка – из песни «Чубчик»).

В этом примере исходная, «правильная» форма дается после второго абзаца, вместе с некоторыми дополнительными сведениями.

Нередко сведения о цитате объединены в одном абзаце. Это относится прежде всего к устным высказываниям (помеченным двумя звездочками), а также ко II разделу справочника: «Анонимные цитаты и выражения». Пример из персональной рубрики «ГРИБОЕДОВ »:

** Сто человек прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России!

В разговорах с декабристами. Высказывание приводится в статье Д. А. Смирнова «Биографические сведения о Грибоедове». «Беседы в обществе любителей российской словесности», 1868, вып. 2, с. 20.

Высказывания, помеченные двумя звездочками, очень часто апокрифичны, т. е. лишь приписываются данному лицу. Пометка «две звездочки» не используется в цитатах допетровской эпохи (IХ-ХVII вв.).

Условные знаки и сокращения

Смотри; Смотри также

* (звездочка) – цитата получила известность в «неправильной» форме

** (две звездочки) – устное высказывание (нередко только приписываемое данному автору)

Букв. – буквально

Загл. – заглавие

Избр. соч. - избранные сочинения

Изд. – издание

Кн. – книга

«Комс. правда» – «Комсомольская правда»

«Лит. газета» - «Литературная газета»

Назв. - название

Отд. изд. – отдельное издание

Паг. – пагинация

Пер. – перевод

Полн. собр. - полное собрание

Псевд. – псевдоним

Публ. – публикация

Разд. - раздел

Реж. – режиссер

Рец. – рецензия

Сб. – сборник

Собр. - собрание

Соч. - сочинения

Всуе законы писать, когда их не исполнять.
См. ЗАКОН

  • - напрасно, попусту, тщетно...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - законы в США, направленные на борьбу с мошенничеством на рынке ценных бумаг. Получили свое название на том основании, что ценность сомнительных акций сравнивается с ценностью небесной голубизны...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - ВСУ́Е, нареч. . Напрасно...

    Толковый словарь Ушакова

  • - Заимств. из ст.-сл. яз. Сращение въ суе «напрасно». См. суета...

    Этимологический словарь русского языка

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  тщетно, напрасно...

    Словарь церковнославянского языка

  • - Петр I. Указ 1722 г. апр. 17. Ср. Уважай законы и научи уважать их своим примером: закон, пренебрегаемый царем, не будет храним и народом. В.А. Жуковский. Свобода. Ср. Русский человек вообще порядка не любит...
  • - действовать, валять: намек на усиленное письмоводство у нас - на наши канцелярские порядки Ср. Стоит мне только оглядеть аудиторию и произнести стереотипное "в прошлой лекции мы остановились на.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Автор выражения Л. Н. Толстой...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - нареч. Не поминайте его имя всу́е. Меж ваших зачумлённых жемчугов бензин я чую, вижу смерть пустую, и бег, и горизонт без берегов...

    Словарь ударений русского языка

  • - всу/е, нареч., устар. и книжн. Нельзя упоминать имя Бога...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - нареч. вскую церк. напрасно, без причины, надобности, пользы, попусту, от ·стар. суй, пустой, глумный, глупый; тщетный, безумный. Кто всуе Бога призывает, всуе век свой проживает...

    Толковый словарь Даля

  • - ВСУ́Е, нареч. . Зря, напрасно...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Всуе законы писати, когда ихъ не исполняти. Петръ I. Указъ 1722 г. апр. 17. Ср. Уважай законы и научи уважать ихъ своимъ примѣромъ: законъ, пренебрегаемый царемъ, не будетъ хранимъ и народомъ. В. А. Жуковскій...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См....
  • - См. СУЕВЕРИЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Тогда мне губы лижи, когда они горьки, а когда сладки - и сам оближу...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Всуе законы писать, когда их не исполнять." в книгах

Глава 8 Эпоха Грозного Когда, кто и как начал писать русскую историю

Из книги автора

Глава 8 Эпоха Грозного Когда, кто и как начал писать русскую историю 1. Великая Смута Конец Орды и начало династии Романовых Многие полагают, что время Ивана Грозного достаточно хорошо изучено историками. К сожалению, это не так, что многим современным историкам прекрасно

Глава 8 Эпоха Грозного Когда, кто и как начал писать Русскую историю

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора

Глава 8 Эпоха Грозного Когда, кто и как начал писать Русскую историю 1. Великая смута - это борьба двух династий Конец Орды и начало Романовых Обычно время Ивана Грозного считается достаточно хорошо изученным. К сожалению, это не так, и некоторым современным историкам это

Глава 8. Эпоха Грозного. Когда, кто и как начал писать русскую историю?

автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 8. Эпоха Грозного. Когда, кто и как начал писать русскую историю? Великая Смута - это борьба двух династий. Конец Орды и начало Романовых Обычно время Ивана Грозного считается достаточно хорошо изученным. К сожалению, это не так, и многим экспертам-историкам это

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Когда и как начали писать русскую историю? «Среди московских летописей особое место занимают „лицевые“ (иллюстрированные) летописи в 10 томах, насчитывающие около 20 тысяч листов и 16 тысяч искусно выполненных миниатюр. Два последних тома „лицевого“ свода были посвящены

12. Эпоха Грозного Когда, кто и как начал писать русскую историю?

Из книги автора

12. Эпоха Грозного Когда, кто и как начал писать русскую историю? Великая смута - это борьба двух династий.Конец Орды и начало Романовых.Обычно время Ивана Грозного считается достаточно хорошо изученным. Однако на самом деле это далеко не так, и многим экспертам это

Писать надо только тогда, когда не можешь не писать

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Писать надо только тогда, когда не можешь не писать Автор выражения Л. Н. Толстой (1828-1910). В письме (2 сентября 1908 г.) к Леониду Андрееву: «Думаю, что писать надо [...] только тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не

О чем, когда и как много писать

Из книги Прибыльный блог: создай, раскрути и заработай автора Литвин Евгений

О чем, когда и как много писать Текстовый формат - основной для блогов и самый простой в реализации, поэтому каждый блогер должен владеть искусством написания текстов.Вопросы: о чем, через какой промежуток времени и в каком объеме писать в блог - волнуют очень многих

Глава 8 Эпоха Грозного, когда, кто и как начал писать русскую историю?

автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 8 Эпоха Грозного, когда, кто и как начал писать русскую историю? Великая смута- это борьба двух династий Конец орды и начало Романовых Обычно время Ивана Грозного считается достаточно хорошо изученным. Однако дело обстоит далеко не так, и многим экспертам-историкам

Когда и как начали писать русскую историю?

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Когда и как начали писать русскую историю? Среди московских летописей особое место занимают «лицевые» (иллюстрированные) летописи в 10 томах, насчитывающие около 20 тысяч листов и 16 тысяч искусно выполненных миниатюр. Два последних тома Лицевого свода были посвящены

Когда писать СМС, а когда звонить

автора Шереметьев Егор

Когда писать СМС, а когда звонить Одно из моих любимых причин использовать СМС - это то, что ты можешь быть на 100 % уверен, что твое послание будет прочитано. Если же ты звонишь, а она вдруг не берет трубку, то девушка так никогда не узнает, что ты хотел сказать. Сейчас ты

Когда и как часто писать СМС?

Из книги От текста к сексу: скандальное руководство как, что и когда написать девушке в СМС автора Шереметьев Егор

Когда и как часто писать СМС? Даже если она всегда отвечает тебе, не стоит отвечать на каждое ее СМС. И не нужно писать ей целый день с частотой 1 смс в 10 минут. Она подумает, что ты влюбленный в нее бездельник, которому нечем больше заняться. А не милый настойчивый молодой

4. Пресуппозиция или «Когда вы услышите это, люди будут исполнять Ваши желания?»

Из книги Скрытое управление человеком. НЛП в действии автора Ром Наталья

4. Пресуппозиция или «Когда вы услышите это, люди будут исполнять Ваши желания?» Третья речевая стратегия в нашем списке называется предположение. Если Вы встретите в НЛП название «пресубпозиция», это – одно и то же.Существуют фразы, в которых наличие какого-то предмета,

Есть ли законы о том, когда можно заниматься любовью?

Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Есть ли законы о том, когда можно заниматься любовью? В законодательстве РФ (Российской Федерации) есть несколько возрастных порогов, которые сильно влияют на состав преступления и соответственно на уголовную ответственность за совершение данного преступления. Причем

Глава V Когда отринуты моральные законы

Из книги Эти двадцать убийственных лет автора Распутин Валентин Григорьевич

Глава V Когда отринуты моральные законы

44. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

44. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. После всего сказанного, когда ясно стало, что иудеи не дети Божии по духу,

«Повинную голову меч не сечет» - так гласит народная мудрость.

Между тем, согласно известной лагерной пословице, «Чистосердечное признание - прямая дорога в тюрьму».

Убедиться в справедливости последней позволяет приговор Центрального районного суда Челябинска, вынесенный по одному из уголовных дел в феврале этого года.

Дело в общем-то по нашим временам самое обычное - мошенничество.

Двое компаньонов, назовем их Алексеем и Никитой, занимались «обналичиванием» денежных средств. Для тех, кто не знает, о чем речь, «обналичивание» - это когда коммерсанты, стремящиеся как-то облегчить непосильное налоговое бремя, налагаемое на них государством, перечисляют «обналичникам» - лицам, профессионально занимающимся переводом безналичных денежных средств в наличные и наоборот безналичных денег на расчетный счет, а «обналичники» за определенное комиссионное вознаграждение (многократно меньшее, чем-то, которое коммерсанты заплатили бы в виде налогов, работая «в белую») выдают им наличные деньги. Бывает и наоборот - у коммерсанта есть личный «нал» и он, также за определенный процент, но меньший, продает его «обналичнику», а тот, в свою очередь, сделав свою «накрутку», продает этот «нал» коммерсанту в нем нуждающемуся. Практикуются и абсолютно «черные» схемы получения наличных денег, когда «безнал» превращается в «нал» через подставные фирмы и с использованием фиктивных договоров.

Именно таким бизнесом занимались наши знакомые Алексей и Никита.

Дозанимались до того, что было возбуждено уголовное дело, по которому проходило четверо потерпевших с общим размером материального ущерба более 14 миллионов рублей.

Никита свою вину в содеянном, несмотря на неопровержимые доказательства, не признал, запирался, постоянно путался в показаниях. Ввиду такого упорства он был арестован и провел за решеткой практически все время вплоть до приговора суда.

Алексей, напротив, в содеянном раскаялся, со следствием активно сотрудничал, в том числе и «сдал» своего подельника Никиту. В период расследования дела и в период его рассмотрения судом правоохранительными органами по отношению к Алексею в связи с явной угрозой его жизни и здоровью применялась соответствующая программа по его защите.

Все шло тихо и гладко. В суде Алексей полностью подтвердил свои показания и рассчитывал на вполне законное к себе снисхождение со стороны суда. Никита продолжал упорствовать, несмотря на неопровержимые доказательства своей виновности.

Никита был полностью оправдан по всем предъявленным ему обвинениям, а Алесей получил максимально возможную за такие преступления меру наказания - 10 лет лишения свободы и большой денежный штраф. Его арестовали прямо в зале суда. Ни чистосердечное признание, ни изобличение соучастника ему не помогло. Напротив, приговор выглядел какой-то карой за то, что он посмел изобличить своего соучастника.

Действительно, для Алексея чистосердечное признание послужило прямой дорогой в тюрьму.

Русская история имеет значение Вселенской Исповеди; она может читаться как жития Святых.

Константин Аксаков, историк славянофил

Русская история до Петра Великого – одна панихида, а после Петра Великого – одно уголовное дело.

Федор Тютчев, поэт и дипломат

Памяти Петра Андреевича Зайончковского (1904-1983), профессора Московского университета и гражданина России

Предисловие

Настоящая книга представляет собой свод цитат из русской истории и политики с точными ссылками на источник, сведениями о происхождении цитаты и удобным поисковым аппаратом. В основном ряду представлено около 2200 цитат почти 450 авторов; еще около 1000 цитат содержится в пояснениях к «основным» цитатам.

В книгу включались:

1) высказывания исторических и политических деятелей (в т.ч. зарубежных, если они относятся к русской истории и политике);

2) цитаты из области идеологии и общественной жизни;

3) анонимные «крылатые слова», политические лозунги, а также некоторые исторические термины и обороты политического языка.

Помимо общеизвестных цитат, учитывались высказывания, часто цитируемые в специальной литературе, а также цитаты, которые прежде были широко известны и нередко встречаются в письменных текстах определенной эпохи.

Цитаты из произведений художественной литературы включались лишь в редких случаях. Им посвящена особая книга: Душенко К. В. Цитаты из русской литературы. – М.: Эксмо, 2005.

Раздел «400 цитат по хронологии» носит вспомогательный характер: это своего рода конспект русской истории в изречениях и цитатах.

Константин Душенко

Июль 2005 г.

Как пользоваться справочником

Книга состоит из двух основных разделов: авторского и анонимного . Первый составляют персональные рубрики, расположенные в алфавите авторов, от «А» до «Я»1
F В число авторских рубрик включены также рубрики: «Повесть временных лет», «Программа КПСС», «Слово о полку Игореве» и т.д.

В пределах персональной рубрики цитаты расположены по хронологии. Анонимные цитаты, лозунги и обороты политического языка собраны во II разделе и расположены в алфавитном порядке.

Полный список сокращений источников дан в конце книги. В «сокращенных» ссылках на многотомные издания сначала дается номер тома, затем, через двоеточие, номер страницы, напр.:


Сталин, 8:195 (то есть: т.

8, с. 195)

Если том разделен на части (книги), номер части указывается в скобках после номера тома, напр.:

Щедрин, 15(2):159 (то есть: т. 15, кн. 2, с. 159)

Карамзин, 3(10):74 (то есть: кн. 3, т. 10, столбец 74);

Соловьев С., 8(15):12 (то есть: кн. 8, т. 15, стр. 12)


В заголовке персональной рубрики указывается наиболее известное имя автора. Если автор – советский политический деятель, то его наиболее известное имя нередко представляет собой партийный или литературный псевдоним в сочетании с настоящим именем и отчеством, напр.: «ЛЕНИН, Владимир Ильич».

Даты до 14 фев. 1918 г., относящиеся к России, даются по старому стилю (за исключением особо оговоренных случаев).


Обычная схема описания такова:

1. Цитата. Она следует за номером записи и выделена полужирным шрифтом.

2. Ниже – название и датировка источника цитаты; этот абзац выделен курсивом .


Пример из персональной рубрики «ЕКАТЕРИНА II »:

Всуе законы писать, когда их не исполнять.

«Наставление к воспитанию внуков» (1784)

Отд. изд. – М., 1996, с. 11

В «Наставлении» это изречение дано в числе «выбранных российских пословиц», но в таком виде, по видимому, принадлежит самой Екатерине. Восходит к формуле Петра I «Всуе законы писать, когда их не хранить» (См. П 000).


Номер перед цитатой служит для ее отыскания при помощи указателя, помещенного в конце книги. В указателе цитату можно найти на слово «всуе» :

Всуе законы писать, когда их не исполнять Е 000


и на слово «законы» :

Законы : Всуе законы писать, когда их не исполнять Е 000


(здесь «Е » – первая буква имени «Екатерина»).


Звездочка (*) перед цитатой означает, что ее наиболее известная форма отличается от исходной. Пример из персональной рубрики «БРЕЖНЕВ» :

* Спасибо, партия, за это!

Отчетный доклад ЦК ХХVI съезду КПСС 23 фев. 1981 г. (вводная часть)

Отсюда двустишие конца 1980 х гг.: «Прошла зима, настало лето, – / Спасибо, партия, за это!» (первая строка – из песни «Чубчик»).


В этом примере исходная, «правильная» форма дается после второго абзаца, вместе с некоторыми дополнительными сведениями.


Нередко сведения о цитате объединены в одном абзаце. Это относится прежде всего к устным высказываниям (помеченным двумя звездочками), а также ко II разделу справочника: «Анонимные цитаты и выражения». Пример из персональной рубрики «ГРИБОЕДОВ »:

** Сто человек прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России!

В разговорах с декабристами. Высказывание приводится в статье Д. А. Смирнова «Биографические сведения о Грибоедове». ?«Беседы в обществе любителей российской словесности», 1868, вып. 2, с. 20.


Высказывания, помеченные двумя звездочками, очень часто апокрифичны, т. е. лишь приписываются данному лицу. Пометка «две звездочки» не используется в цитатах допетровской эпохи (IХ-ХVII вв.).

Условные знаки и сокращения

Смотри; Смотри также

* (звездочка) – цитата получила известность в «неправильной» форме

** (две звездочки) – устное высказывание (нередко только приписываемое данному автору)


Букв. – буквально

Загл. – заглавие

Избр. соч. - избранные сочинения

Изд. – издание

Кн. – книга

«Комс. правда» – «Комсомольская правда»

«Лит. газета» - «Литературная газета»

Назв. - название

Отд. изд. – отдельное издание

Паг. – пагинация

Пер. – перевод

Полн. собр. - полное собрание

Псевд. – псевдоним

Публ. – публикация

Разд. - раздел

Реж. – режиссер

Рец. – рецензия

Сб. – сборник

Собр. - собрание

Соч. - сочинения

Ср. – сравни

Стб. - столбец

Сцен. - сценарий

Цит. - цитируется


Список сокращений книжных источников см. на с. ХХХ.

I. Авторские цитаты

А
АВВАКУМ
(Аввакум Петрович), протопоп (1620 или 1621 – 1682), глава старообрядчества, писатель

Не передвигаем вещей церковных с места на место. Идеже святыи положиша что, то тут и лежи. Иже что, кто хотя малое переменит, да будет проклят.

Послание к неизвестному лицу (в рукописях – «Послание к рабам Христовым»)

Материалы по истории раскола. – М., 1879, т. 5, с. 220

«Долго ли муки сея, протопоп, будет?» (...) «Марковна, до самыя смерти!» (...) «Добро, Петрович, ино еще побредем».

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (1672-1673; опубл. в 1860 г.)

Отд. изд. – М., 1997, с. 99

АКСАКОВ, Иван Сергеевич
(1823-1886), публицист славянофил

** Сладострастный культ палки.

О взглядах Константина Леонтьева (1831-1891). Высказывание приводится в статье В. С. Соловьева «Леонтьев, Константин Николаевич» из «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона. ?СПб., 1896, т. 17а, с. 562.

АКСАКОВ, Константин Сергеевич
(1817-1860), публицист, историк, один из основателей славянофильства

Государству неограниченное право действия и закона, Земле полное право мнения и слова.

«Краткий исторический очерк Земских Соборов» (начало 1850 х гг.; опубл. в 1861 г.)

Аксаков К. С. Полн. собр. соч. – М., 1889, т. 1, с. 283

Также в «Записке о внутреннем состоянии России» (1855; опубл. в 1881 г.): «Правительству – право действия и, следовательно, закона; народу – право мнения и, следовательно, слова». ?Русская идея. – М., 1992, с. 110.

Внешняя правда Государству, внутренняя правда Земле.

Там же

Аксаков К. С. Полн. собр. соч. – М., 1889, т. 1, с. 284

Самобытный путь России до совращения ее (хотя отчасти) на путь Западный.

«О том же» (ок. 1850 г., опубл. посмертно в 1861 г.; название статьи дано публикаторами)

Аксаков К. С. Полн. собр. соч. – М., 1889, т. 1, с. 16

Здесь же приводился вопрос западников: «Неужели вы думаете, что Россия идет каким то своим путем?» Возможно, отсюда – позднейшая формула «особый путь России».

Вопрос об «особом пути развития России» обрел актуальность в полемике народников с марксистами 1890 х гг. «Особый путь России» – загл. одного из разделов тематического указателя к «Полному собранию сочинений» Н. К. Михайловского (СПб., 1910, т. 10), хотя в указанных здесь текстах Михайловского именно этого выражения нет.

«Русский путь» – загл. книги идеолога «народно патриотических сил» А. И. Подберезкина (1996).

Петербургский период. (...) С одной стороны Государство со своей иностранной столицей Санкт Петербургом; с другой стороны Земля, народ, с своей русской столицей Москвой.

«Несколько слов о русской истории...» (1851; опубл. в 1861 г.)

Аксаков К. С. Полн. собр. соч. – М., 1889, т. 1, с. 53-54

Отсюда: «Петербургский период русской истории».

Публика и народ.

«Опыт синонимов. Публика – народ» («Молва», 1857, № 36)

«Публика выписывает из за моря мысли и чувства, мазурки и польки; народ черпает жизнь из родного источника. Публика говорит по французски, народ – по русски. Публика ходит в немецком платье, народ – в русском. (...) Публика спит, народ давно уже встал и работает. (...) Публике всего полтораста лет, а народу годов не сочтешь. Публика преходяща: народ вечен». ?Цит. по: Славянофильство и западничество... – М., 1992, вып. 2, с. 79 .

АЛЕКСАНДР I
(1777-1825), император с 1801 г.

Судьбам Вышнего угодно было прекратить жизнь любезного родителя нашего, государя императора Павла Петровича, скончавшегося скоропостижно апоплексическим ударом (...). Мы (...) восприемлем (...) обязанность управлять (...) по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей, государыни императрицы Екатерины Великия (...).

Шильдер 1904, 2:6

«Батюшка скончался апоплексическим ударом, все при мне будет, как при бабушке» – сказал Александр гвардейским офицерам в ночь с 11 на 12 марта. ?Шильдер Н. К. Император Павел Первый. – М., 1996, с. 476 (со ссылкой на воспоминания К. М. Полторацкого).

См. «Геморрой (...) слишком опасен в этой стране» Д-2).

Чтоб (...) самое название пытки (...) изглажено было навсегда из памяти народной.

Шильдер 1904, 2:72-73

Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в Царстве Моем.

Рескрипт председателю Государственного совета и Комитета министров графу Н. И. Салтыкову от 13 июня 1812 г. (написан А. С. Шишковым)

ПСЗ. Собр. 1 е. – СПб., 1830, т. 32, кн. 1, с. 354

См. «Я не заключу мира (...), пока последний неприятельский воин...» Н-75).

На зачинающего Бог.

Шишков А. С. Записки, мнения и переписка. – Берлин, 1870, т. 1, с. 424

Так, по преданию, воскликнул Петр I под Полтавой 26 июня 1709 г., узнав от перебежчика, что генеральное сражение назначено Карлом ХII на завтра. ?Беляев О. Дух Петра Великого... – СПб., 1798, с. 44.

Да встретит он [неприятель] в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина.

Шишков А. С. Записки, мнения и переписка. – Берлин, 1870, т. 1, с. 427

Вы еще должны отчетом оскорбленному отечеству в потере Москвы.

Кутузов, 4(1):432

Вы спасли не одну Россию, вы спасли Европу.

Шильдер 1904, 3:134

См. «Иди спасать Россию!» А-22).

Россия умеет побеждать, но никогда не мстит.

Обращение к жителям Варшавского герцогства (написано А. С. Шишковым; подписано в Вильне 13/25 дек. 1812 г.)

Шильдер 1904, 3:281

Не нам, не нам, а имени Твоему.

Надпись на медали, учрежденной в 1813 г. в память победы в Отечественной войне 1812 г. Еще раньше – надпись на серебряных монетах в царствование Павла I (1796-1801). ?См.: Герцен, 17:468. Также в Манифесте 1 янв. 1816 г.: «Не нам, не нам, Господи, но имени Твоему». ?ПСЗ. Собр. 1 е. – СПб., 1830, т. 32, кн. 3, с. 424.

Восходит к Библии: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Псалт., 113:9).

Да соорудится мне памятник в чувствах ваших.

Указ 30 июня 1814 г. Синоду, Государственному совету и Сенату с отказом от предложения воздвигнуть памятник в его честь (указ был написан А. С. Шишковым)

Шишков А. С. Записки, мнения и переписка. – Берлин, 1870, т. 1, с. 302

18 янв. 1762 г., после того как Петр III высказал намерение освободить дворянство от обязательной службы, генерал прокурор А. И. Глебов предложил Сенату воздвигнуть золотую статую императора. Петр III будто бы ответил: «Сенат может дать золоту лучшее назначение, а я своим царствованием надеюсь воздвигнуть более долговечный памятник в сердцах моих подданных». ?Helbig G. A. Biographie Peters der Dritten. – T(bingen, 1809, B. 2, S. 16; цит. по: Соловьев С., 8(15):12.

Высказывания подобного рода восходят к Цицерону: «За эти столь великие деяния (...) памятника (...) не требую я от вас. (...) Я хочу, чтобы в сердцах ваших были запечатлены (...) мои триумфы, (...) памятники славы (...)« («Против Катилины», III, 11, 26; пер. В. О. Горенштейна).

Крестьяне, верный Наш народ, да получат мзду свою от Бога.

Манифест 30 авг. 1814 г. (о наградах различным сословиям по случаю победы в войне с Наполеоном)

ПСЗ. Собр. 1 е. – СПб., 1830, т. 32, кн. 3, с. 908

Спасительное влияние [законно свободных учреждений] надеюсь, при помощи Божией, распространить (...) на все страны, Провидением попечению моему вверенные.

Шильдер 1904, 4:86

Имелось в виду дарование конституции, вслед за Царством Польским, также и России.

Перевод понятия «institutions lib(rales» («свободные учреждения») оборотом «законно свободные учреждения» принадлежал самому Александру. ?Вяземский П. А. Полн. собр. соч. – СПб., 1878, т. 1, с. ХХХVI («Автобиографическое введение»).

Воля Божия: нам остается преклонить главу пред нею.

Шильдер 1904, 4:326

Отсюда у Пушкина в «Медном всаднике»: «С божией стихией / Царям не совладеть». ?Пушкин, 5:141.

** Иди спасать Россию!

Так будто бы сказал Александр Кутузову при назначении его главнокомандующим в авг. 1812 г. (согласно письму Кутузова протоиерею Казанского собора Иоанну (Сирохнову) от 24 дек. 1812 г.). ?Анекдоты, или достопамятные сказания о (...) князе Михаиле Ларионовиче Кутузове Смоленском. – СПб., 1814, ч. 1, с. 103.

Отсюда у А. Пушкина: ««Иди, спасай!» Ты встал – и спас...» («Перед гробницею святой...», 1831). ?Пушкин, 3(1):267.

См. «Тебе спасать царей» П-4).

** Публика хотела назначения его; (...) что до меня касается, умываю обе руки.

О М. И. Кутузове в 1812 г. Фразу приводит П. А. Вяземский со ссылкой на генерал адъютанта Е. Ф. Комаровского. ?Вяземский 2003, с. 122.

** Я для России только счастливая случайность.

Видоизмененная фраза из беседы с Жерменой де Сталь в Петербурге (авг. 1812 г.). Александр, вспоминала де Сталь, «сказал мне о своем желании (...) улучшить положение крестьян, еще закованных цепями рабства. «Государь, – сказала я, – в вашем характере есть залог конституции для вашего государства, и ваша совесть в том порукой». – «Если бы это было так, то я был бы не чем иным, как счастливой случайностью»« («Десять лет изгнания», ч. 2, гл. 17; опубл. в 1821 г.). ?Россия первой половины ХIХ века глазами иностранцев. – Л., 1981, с. 46.

** Если Петербург будет взят, отступим в Сибирь.

В беседе с наследником шведского престола генералом Б. Бернадоттом в Або (Финляндия) в авг. 1812 г. Фраза приводится в мемуарах Ж. де Сталь «Десять лет изгнания», ч. 2. ?Россия первой половины ХIХ века глазами иностранцев. – Л., 1981, с. 59.

Также в разговоре с генерал адъютантом А. Ф. Мишо 8 сент. 1812 г.: «...Я отращу себе бороду и лучше соглашусь скитаться в недрах Сибири, нежели подписать стыд моего отечества». ?Девятнадцатый век. – М., 1872, кн. 1, с. 457.

** Наполеон или я, я или он, но вместе мы не можем царствовать.

Генерал адъютанту А. Ф. Мишо 8 сент. 1812 г. в Петербурге (согласно письму графа Мишо к А. И. Михайловскому Данилевскому, июль 1819 г.). ?Шильдер 1904, 3:112, 510; в оригинале по французски.

Другие мемуаристы датируют эту фразу иначе. «Одно из двух, или он, или я, но вместе мы царствовать не будем» – так будто бы сказал Александр после неудачного сражения под Бауценом 9/21 мая 1813 г. ?Старина и новизна. – СПб., 1913, кн. 16, с. 12 («Воспоминания князя Виктора Илларионовича Васильчикова со слов его отца?И. В. Васильчикова«).

«Нам обоим нет места в Европе: одному из нас, рано или поздно, должно отступить» – так, согласно П. А. Вяземскому, говорил Александр I «задолго до 1812 года» сестре, вел. княгине Марии Павловне. ?«Русский архив», 1873, № 6, стб. 1030 («Из старой записной книжки»; в оригинале по французски).

См. «Через пять лет я буду господином мира...» Н-9).

** Европа должна нынче же ночевать в Париже.

18/30 марта 1814 г. – флигель адъютанту полковнику Михаилу Орлову, отправлявшемуся на переговоры о сдаче Парижа. ??Орлов М. Ф. Капитуляция Парижа. – М., 1963, с. 7.

** Я пришел бы к вам раньше, но меня задержала храбрость ваших солдат.

19/31 марта 1814 г. в Париже, в ответ на возглас из толпы: «Мы уже давно ждали вашего прибытия». ?Богданович М. И. История царствования императора Александра I. – СПб., 1869, ч. 4, с. 508; Шильдер 1904, 3:212.

** У меня закружилась бы голова, если бы я стоял так высоко.

Так будто бы сказал Александр в марте 1814 г. в Париже, проезжая мимо Вандомской колонны, увенчанной огромной статуей Наполеона. ?Шильдер 1904, 3:232; Надлер В. Император Александр I и идея Священного союза. – Рига, 1892, т. 5, с. 194.

** Не мне подобает карать.

Так сказал Александр 24 мая 1821 г. в Царскосельском дворце, получив от генерала И. В. Васильчикова донос М. К. Грибовского на декабристов. ?Шильдер 1904, 4:204 (в оригинале по французски).

По другой версии, Александр сказал: «Я сам заронил первое семя этого зла». ?Старина и новизна. – СПб., 1913, кн. 16, с. 14 («Воспоминания князя Виктора Илларионовича Васильчикова со слов его отца»). Или: «Я разделял и поощрял эти иллюзии и заблуждения». ?Волконский С. Г. Записки декабриста. – СПб., 1902, с. 411 (в оригинале по французски).

** Занимайтесь полками, а не управлением моей империей, в чем вы, извините меня, толку не имеете.

После смотра под Тульчиным в окт. 1823 г. Александр, отозвав в сторону князя С. Г. Волконского, одного из руководителей Южного общества декабристов, сказал ему: «...Гораздо для вас выгоднее будет продолжать оные [военные труды], а не управлять моей империей, в чем вы, извините меня, и толку не имеете». ?Волконский С. Г. Записки декабриста. – СПб., 1902, с. 434 (гл. 48); Нечкина М. В. Движение декабристов. – М., 1955, т. 2, с. 23.

** Когда я вижу в саду пробитую тропу, я говорю садовнику: делай тут дорогу.

По записи П. А. Вяземского. ?Вяземский 1963, с. 180. Замечание Вяземского: «Любопытно знать: просто ли это садоводное замечание или государственное».

** А все таки, что бы ни говорили обо мне, я жил и умру республиканцем.

За три недели до смерти, в Севастополе, в беседе с начальником Главного штаба Черноморского флота И. И. Дибичем. ?Богданович М. И. История царствования императора Александра I... – СПб., 1871, т. 6, с. 518.

Екатерина II в эпитафии себе самой (1778) написала: «С душой республиканскою и с добрым сердцем». ?«Русский архив», 1878, № 9, с. 41.

Николай I говорил: «По своему убеждению я республиканец. Монарх я только по призванию» (согласно воспоминаниям вел. княжны Ольги Николаевны «Сон юности»); «Как частный человек (...) я бы выбрал для себя и своей семьи республику; (...) но она подходит не для всякой страны» (запись графа П. Д. Киселева). ?Николай I: Муж. Отец. Император. – М., 2000, с. 280, 529 .

АЛЕКСАНДР II
(1818-1881), император с 1855 г.

Незабвенный наш родитель.

О Николае I в Манифесте 19 фев. 1855 г. Многократно повторено в позднейших выступлениях Александра II. ?Татищев С. С. Император Александр II... – М., 1996, т. 1, с. 154, 155, 232, 244 .

Иронически прозвали Николая I «незабвенным» А. Герцен и Н. Огарев в «Колоколе».

Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу.

Татищев С. С. Император Александр II... – М., 1996, т. 1, с. 331

В «Нравственно политическом отчете» III отделения за 1839 г. говорилось: «Начать когда нибудь (...) надобно, и лучше начать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа». ?Крестьянское движение. 1827-1869. – М., 1931, вып. 1, с. 32.

Николай I, принимая депутацию смоленских дворян в Зимнем дворце 17 мая 1847 г., будто бы сказал: «Лучше нам отдать добровольно, нежели допустить, чтоб у нас отняли » (согласно письму В. Белинского П. В. Анненкову от 1-10 дек. 1847 г.). ?Белинский, 12:438. В опубликованном впоследствии тексте речи («Русская старина», 1873, № 12) этих слов нет.

Кинскалиева Динара

МОУ «СОШ посёлка Молодёжный Перелюбского района Саратовской области» 10 класс

Руководитель – учитель истории и обществознания И.Н. Нечепурнова

НАПРАСНО ЗАКОНЫ ПИСАТЬ, КОЛЬ ИХ НЕ ИСПОЛНЯТЬ

В русской народной поговорке поднимается проблема совершенствования правовой культуры современного общества, которая заключается в незнании законов, правовом нигилизме и, даже, правовом цинизме. Необходимость соблюдать закон, жить в соответствии с моральными и нравственными нормами актуальна как никогда. Я уверена в том, что каждый должен уважать и соблюдать закон, не забывая о принципе равенства всех граждан, иначе, нет смысла заниматься законотворческой деятельностью.

Общество выработало для себя некие нормы морали, правила поведения, которые сначала являлись обычаем, и затем, после написания их на бумаге и утверждения государственным органом, получили юридическую силу, т.е. были облечены в форму закона.

Под законом мы понимаем свод норм поведения и правил, принятых в данном обществе, которые регулируют взаимоотношения человека с людьми, с государством. Они занимают в нашей жизни очень важное место, потому что призваны регулировать отношения в обществе, тем самым облегчая управление государством. Законы определяют границы дозво ленного и недозволенного, служат мерой для наказания. Для отдельных людей значимость права состоит в том, что оно способствует созданию нормальных условий для жизни, содействует всестороннему развитию, защища ет права и свободы, позволяет выби рать свою линию поведения и запрещает произвол в отношении дру гих.

С библейских времён известны истины «не укради», «не убий», но по- прежнему есть немало людей, готовых оправдать убийство «за дело» и самосуд над преступником, считающих справедливым лозунг: «Грабь награбленное». Многие искренне удивляются, узнав, что применение физического наказания к детям в воспитательных целях является преступлением УК РФ, а в распитии спиртного на детской площадке не видят ничего плохого, хотя законодательство это запрещает. Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм), либо готовы использовать законы в корыстных личных целях (правовой цинизм). Особенно опасен двойной подход к праву, когда людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан. На мой взгляд, показательным является опрос, проведенный в 2006 г. ВЦИОМ. Результаты следующие: 30% опрошенных нарушали закон, 50% ничего страшного в этом не видят. На вопрос Левада-центра «Можете ли Вы отстоять в России свои интересы или права в случае их нарушения?», 25% респондентов ответили «Да», а 61% считают это невозможным в современной России. Цифры наглядно показывают отношение общества к праву.

Почему человек обязан соблюдать закон? Есть несколько точек зрения:

Потому что так установило государство;

Потому что так установили люди в общественном договоре, воля большинства обязательна;

Потому что это естественный порядок вещей, мера свободы каждого;

Поэтому что сопротивление бесполезно, тебя все равно заставят его соблюдать.

Попробуйте представить общество без законов. Представили? Ваша жизнь и жизнь близких вам людей, ваше жилище, имущество, да все перестанет находиться под защитой законов. Отсюда следует, что закон это своего рода соглашение. И если вы живете в этой стране, будьте добры, соглашайтесь с ее законами. Только тогда наше обще ство станет по-настоящему справедливым, будет уважать честь, совесть, достоинство каждого участника общественных отношений, когда будет соблюдаться принцип верховенства права, что является признаком правового государства, к которому, несмотря на все трудности и ошибки, сделала важные шаги наша страна. В таком государстве знание законов, гарантии соблюдения прав человека, уважение правоохранительных органов являются первоосновой.

Чтобы построить правовое государство необходимо высокое правосознание населения, путь к которому, на мой взгляд, лежит через самовоспитание каждого человека. Оно позволяет сохранить и развить положительные качества даже в самых неблагоприятных социальных условиях. Личность, восприимчивая к ценностям права, справедливости, добра, является фундаментом, на котором строится справедливая и стабильная жизнь. Каждый должен соблюдать закон, жить в соответствии с моральными и нравственными нормами. А если в обществе законы никто не исполняет, то нет смысла их писать. Но есть ли будущее у такого народа?..