Вызывают теплые радостные эмоции. Эмоции. Препятствия стоящие на пути к переживанию радости

Желать, ощущать радость свойственно каждому человеку. Жизнь в целом хорошая штука, а если она ещё и наполнена субъективным благополучием, радостью - то мы счастливы. Стремление к счастью остается для большинства основной целью.

Часто какое-либо событие, предмет вызывает чувство радости, но она остается лишь на короткое время. Как сказал Данте Алигьери в "Божественной комедии" ("Ад"): "Тот страждет высшей мукой, кто радостные помнит времена в несчастии". Не бывает удовольствия без боли, как не бывает радости без печали.

Радость - чувство удовольствия, восторга, комфорта, релаксации, внутреннего удовлетворения и счастья.

Радость - положительная эмоция. Различают несколько видов положительных эмоций. Основному измерению положительных эмоциональных состояний соответствуют чувство радости и экзальтация (эйфория). Результатом комбинации возбуждения и радости является смех, а также состояния счастливого, радостного возбуждения(М.Аргайл).

" РАДОСТЬ - веселье, услада, наслаждение, утеха, противоположна скорби, грусти, горю, печали и пр. внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая"(Владимир Даль).

Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа»-«тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» - с телом. Существует радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость /Википедия/.

Радость овладения
Психоаналитик Роберт Уайт (White,1959) предположил, что, начиная с младенчества, внутренее мотивированы к овладению окружающей средой, чтобы успешно воздействовать на мир людей и объектов или справиться с ним. Дети активно ищут встречи с вызовами окружающей среды, чтобы испытать радость овладения ими.
До 2-летнего возраста дети получают удовольствие от овладения вызовами окружающей среды, демонстрируя мотивацию совершенствования, о которой писал Уфйт (White,1959). Но они не привлекают к своим триумфам внимание других людей, т.е. не ищут одобрения. Кроме того, вместо того, чтобы расстраиваться в случае неудачи, они просто меняют цели и стараются овладеть другими игрушками. Дети этого возраста еще не оценивают результаты своей деятельности в соответствии с определенными стандартами, определяющими успех и неудачу (1,с.636).
Радость общения - это свободное проявление чувств: гнева, ревности и одновременно выражать любовь и нежность по мере того как они существуют в каждом партнере. Необходимо ободрить партнера, чтобы он следовал собственной дорогой к своему развитию - вот радость общения и любви. Это трудно достижимо и только для самых удачных пар возможно. В отношениях с партнером не должно быть давления требований заслуг и необходима способность в искренности.
4 составляющие близких отношений
1. Постоянное выполнение обязательств,
2. Выражение чувств
3 Специфических ролей - без оправдания ожиданий другого, вместо того, чтобы определить наши собственные. Каждый имеет право хранить молчание иначе есть возможность использования информации против себя самого.
4. Способность участвовать во внутренней жизни партнера (с.379-380)
Если человек располагает мудростью, оптимизмом, эмпатией, творческими способностями и жизнестойкостью то он несомненно радуется своей жизни
Литература:
1. Шэффер Д. Дети и подростки. СПб.: Питер, 2003.

Приятные и хорошие чувства удержать долго невозможно. Они появляются как результат и освобождение от какого-то стесняющего напряжения.
Радость - редко выпадающий успех, свобода от вины.
Радость -ощущение большого душевного удовлетворения. Плодом душевного удовлетворения являются любовь, радость, мир в сердце человека и вера в счастливое будущее.
Человеческое представление о радости заключается в том, чтобы быть счастливым насколько это возможно.
Список самых распространенных источников радости. Это:
* прием пищи;
* межличностные взаимосвязи и любовные отношения;
* физические упражнения и занятия спортом;
* успех и социальное одобрение;
* применение умений;
* музыка, другие виды искусства и религия;
* погода и окружающая природа;
* отдых и релаксация.
Кроме того, радостное событие часто содержит не один из указанных факторов, а несколько.
Все мы радуемся, когда приходит конец скорбям и страданиям. Нам всем дорога неомрачаемая радость в общении с близким, совершенным и благословенным человеком.
Люди, дух которых сломлен и наполнен всевозможными страхами всегда находятся в напряженном состоянии и ощущении ужасающего унижения и отверженности. Хроническое напряжение, ригидность препятствует приятным и хорошим чувствам и ведет к отказу от позитивного самопознания и радости.
А.Лоуэн в своей книге "Радость" пишет, что радость принадлежит к кругу позитивных телесных ощущений; она не является умственным чувством и не присуща разуму. Человек не в состоянии заставить свой разум испытать радость. Чувства подобны погоде, бываю изменчивы. В какой-то момент мы можем быть обозлены, потом полны любви, а ещё позже начать плакать. Подавление чувств влечет за собой снижение жизненной силы, положительного возбуждения.
Но, есть личности не испытывающие опыт переживания радости - это нарциссические индивиды.
Нарциссические индивиды отторгают чувства и не испытывают стыда или вины, они не способны также почувствовать и любовь. Эти индивиды кажутся лишенными всяких запретов и совершенно свободными в своем поведении, но вся эта их свобода - чисто внешняя, а не внутренняя, и она проявляется лишь в действиях и поступках, а не в чувствах. Они проживают жизнь полную коварства, манипулирования и самообмана.
Спасение этих личностей заключается в отказе от собственного эготизма, обязать себя вести моральную жизнь. Человеку предстоит открыть самого себя вместе с психологом-помощником и подвергнуться психологическому консультированию. Такой человек, если решится погрузится в этот темный мир отчаяния, мучения, мании - получит поддержку и поощрение от психолога.
Позитивные эмоции, удовлетворенность жизнью, душевный покой, интерес, восторг, увлеченность, довольство всё это составляющая счастья. Радость и счастье является субъективным показателем, который зависит от внутренних впечатлений, переживаний и ощущений, возникающих вследствие непосредственного знакомства с предметом внутренних изменений со своей жизнью, внутреннего мнения и сложившегося настроения в моменты обращения к данным предметам, людям, явлениям в окружающем мире и своей жизни (М.Аргайл,2003).
Без радости и счастья, интереса - жизнь не является полноценной, так как в них предполагается уверенность человека в достижении её смысла. Радостное эмоциональное состояние и наличие смысла существования рождает позитивную жизненную установку.
Литература:
Лоуэн А. Радость. Минск: "Попурри", 2009.

Радость

Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Радость - одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти, печали.
Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа»-«тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» - с телом. Существует радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость.
Радость в культуре
В языковой картине мира радость является одним из важнейших культурных концептов. Первоначально эмоция радости выражалась через конкретные понятия - вещи, предметы, или события вызывающие положительные эмоции (еда, красота, праздник, отдых): сравни древнерусское «плескание» - «рукоплескание, торжество, радость» или «ликовати» - первоначально «танцевать, играть», впоследствии «радоваться». Радость ассоциировалась с удовольствием, а также с желанием (сравни древнеанглийское lusten - «радоваться» и «хотеть»). С появлением христианства во многих европейских языках понятие «радости» начало ассоциироваться с благожелательностью, добротой, спокойствием.
Радость в религии
В. М. Васнецов. Радость праведных о Господе
В Евангелиях радость упоминается в связи сблаговестием о рождении Иисуса Христа (Лк 1:28):
Радуйся, Благодатная! Господь с тобой!
В письме Галатам апостол Павел говорит о радости как о плоде духа Бога Гл 5:22
Радость от Благой Вести и радость служения Богу нередко рассматривались как основная черта христианства.
Радость, как один из основных атрибутов божества и религиозного чувства, рассматривается и вне христианства. Так, Спиноза считал, что на высшей ступени познания, познания себя в Боге, происходит осознание Бога как причины радости.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Александр Блок, 1905 год
Примечания

Чувство
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/chuvstvo
В широком смысле слова, чувства - это все то, что противопоставлено рациональному началу в человеке, все, что относится к аффективной сфере: чувства, эмоции, настроения, желания и потребности. Однако в более узком значении чувства отличают от эмоций, настроений, потребностей и пр., определяя чувства как эмоционально и телесно переживаемое отношение человека к тому или иному событию или явлению.
Описать это трудно, но стоит попробовать...
Чувство - это жизнь тела. Чувства - живые и теплые, и внимание к чувствам - это всегда внимание вовнутрь, внимание к тому живому, что происходит в нашем теле. Жизнь тела - это ощущение внутреннего тепла, это телесные импульсы и тяга желания, это нравится и хочу, это волны настроений и вибрации звука, превращающиеся в мелодию и танец. Жизнь - это движение, а чувство - это переживание энергии тела.
Эту энергию можно оседлать и на ней можно кататься, энергией радости можно брызгать во все стороны из веселых глаз, в энергии тела можно купаться, в нее можно погружаться и нырять, она может захлестнуть, в ней можно утонуть... Чувства идут из ощущений тела, внимательны к движениям и потребностям тела. Чувство - это тело. Это погружение в жизнь тела.
Если же переходить на более строгий язык, то чувство - целостный комплекс ощущений, в более узком значении - эмоционально и телесно переживаемое отношение человека к тому или иному событию или явлению.
Впрочем, что только не называют чувствами! Почти все разновидности мышления, если только они выходят за рамки дискурсивного (осознанного, речевого, четко простроенного) мышления - все это относят к чувствам. К чувствам удивительным образом относят деятельность сценарийного мышления и мышление образно-ассоциативное, относят интуицию и просто смутное, малосвязное мышление, относят привычку действовать импульсивно, на основании первой же пришедшей к человеку мысли...
Виды чувств
К чувствам относят и физические ощущения (ощущение прикосновения или ощущение холода - так называемые внешние чувства), и эмоциональные, внутренние чувства(чувство радости или печали, чувство страха, чувство гордости или чувство любви).
В дальнейшем, по умолчанию, под "просто чувствами" мы будем иметь в виду внутренние, эмоциональные чувства.
Внешние чувства в академической психологии чаще называются восприятиями (первичными восприятиями) и изучаются в соответствующем разделе, разделе восприятия человеком окружающего мира. Внешние чувства рассказывают нам о внешнем мире, внутренние чувства - о состояниях нашего тела. Внутренние чувства в академической психологии исследованы мало, при этом они исключительно популярны в области практической психологии и еще более в человеческой жизни, где их называют просто - чувства.
Если вы где-то в книге читаете о чувствах, вы можете быть уверены - автор имеет в виду внутренние чувства. Если молодой человек рассказывают о своих чувствах девушке, он рассказывает ей не об особенностях своего восприятия внешнего мира, он рассказывает ей не о своих внешних, а о своих внутренних чувствах.
С точки зрения науки, внутренние чувства сообщают нам в первую очередь о готовности нашего организма к той или иной деятельности или взаимодействию. Для гуманитариев внутренние чувства - это язык, на котором говорит наша душа. См.→
Чувства и внимание
Чувства вызываются теми или иными событиями, но что мы увидим как события, во многом зависит от направленности нашего внимания. Направленность внимания, точнее - обращенность внимания вовне или в себя, - главный момент, определяющий возникновения внешних или внутренних чувств.
Чувство и знание
Чувства в сравнении с знанием являются первичной информацией. Чувства содержат в себе более полную и объемную информацию, чем знание, но то, что содержатся в чувствах - еще не переработано, не осмыслено, легко может потеряться и легко может неверно проинтерпретировано. Знание - это выжимка из чувств, готовый продукт из полуфабрикатов (чувств)
Не называйте чувствами то, что чувствами не является
Автор: Н.И. Козлов
Что только не называют чувствами! Почти все разновидности мышления, если только они выходят за рамки дискурсивного (осознанного, речевого, четко простроенного) мышления - все это относят к чувствам. К чувствам удивительным образом относят деятельность сценарийного мышления и мышление образно-ассоциативное, относят интуицию и просто смутное, малосвязное мышление, относят привычку действовать импульсивно, на основании первой же пришедшей к человеку мысли...
Человек с развитым сценарийным мышлением, просто глядя на ситуацию и представляя ее возможные развороты, знает заранее: "Так пойдет, а так нет". Сценарийное мышление основывается на богатом жизненном опыте и внимательности к людям, но на вопрос: "Откуда вы все это знаете?" - развернутых ответов обычно не бывает, чаще звучит: "Я это вижу, я это чувствую". Как обыденное словоупотребление, это простительно, но при внимательном отношении к терминологии говорить о чувствах здесь нельзя.
Опытный человек может придти к мгновенному решению, только взглянув на ситуацию. Ничего выходящего за рамки мыслительной деятельности здесь нет, это умение развивается у любого опытного и мыслящего человека. Достаточно общепринято подобное свернутое, бессознательное рассуждение называть интуицией. Но относить это к деятельности чувств, называть это "своим внутренним чувством" - также безосновательно.
Использование образно-ассоциативного мышления в обычном словоупотреблении также именуют не мышлением, а чувством. Участникам тренинга предлагается упражнение на ассоциативное мышление, задача сказать, какой человек напоминает какого животного. При этом на вопрос: "Почему вам кажется, что этот мужчина похож на медведя, а эта девушка на лису?" обычно следует ответ: "Я это чувствую".
Что здесь можно сказать? Люди склонны объяснять "своим чувством" все, действие чего в себе они не понимают. И чем меньше человек в себе не понимает, тем чаще он говорит о своих чувствах...
Особенно это характерно для девушек ровно в связи с тем, что им нравится находить в себе чувства и нравится о своих чувствах говорить.
Если девушка задумалась, если ей что-то показалось, то даже если четкой логики в своих рассуждениях она не видит, она всегда может сказать "Я чувствую". Признаваться в том, что толком не подумала и обосновать свои выводы нечем - не приятно, и многие люди свое смутное, малосвязаннное мышление называют своими "чувствами".
Это особенно распространено, когда в свои впечатления человеку хочется верить. Если верить во-что приятно, тем более если человек находит в этом какую-то внутреннюю выгоду (это защищает от ненужных вопросов и дает внутреннее спокойствие), можно назвать своим чувством все что угодно и обосновать своими чувствами любое свое решение и склонность, свои капризы, слабости и глупости.
Человек опоздал на самолет, а позже узнал, что улетевший без него самолет - разбился. Традиционное объяснение: "Это мне подсказало сердце, именно поэтому я не торопился и опоздал".
Бывает, что люди действуют импульсивно: яркое событие привлекло внимание, в теле сработал рефлекс или эмоциональные якоря... Если кто-то разрешает себе действовать импульсивно, на основании первой же пришедшей к нему мысли или вообще без мыслей, то объясняя такие свои действии, люди склонны также ссылаться на пришедшее к ним чувство. Если подобная импульсивность привела к неприятностям, можно вздохнуть и назвать происшедшее своей импульсивностью. Если же импульсивная реакция оказалась кстати, приятнее увериться в том, что это «чувство подсказывает быстро и безошибочно», далее для обоснования вспоминая только уместные случаи...
Умный человек найдет подсказки во всем: и в действиях окружающих, и в состоянии своего тела, и в перемене погоды, но это действия его мышления, а не окружающих, тела или погоды. Верно или не верно, но человеку подсказывает только его мышление, хотя бы и в склейке с чувствами, в упаковке из чувств или сопровождаемое чувствами. О каких-либо важных "сообщениях", эксклюзивно находящихся именно в чувствах, передающихся именно с помощью чувств - похоже, оснований говорить нет.

Радость
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/radost
Радость - ресурсное развлечение. Радость - одна из главных ценностей для ребенка и важный расходный материал для деятеля. По затратам энергии: если стала привычкой - абсолютно незатратное и может быть естественным, фоновым эмоциональным состоянием.
Как узнается радость? Радость не сложно узнать издалека: это улыбка на лице, блеск в глазах и яркость интонаций в голосе. Вы это умеете?
Как делается радость? Самое главное, что радость - делается. Конечно, бывает, что радость приходит к нам сама, и это здорово, но когда она сама прилетать не торопится, бодрые люди умеют создавать ее самостоятельно. Зачем? Потому что с радостью жить веселее. И для того, чтобы было чем порадовать тех, кого мы любим.
Радость, как и любая другая эмоция, делается тремя составляющими:
Внутренним текстом. "Рад видеть!".
Рисунком тела. Брови и лоб спокойные, Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки - «гусиные лапки». Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки - носогубные складки.
Картинкой-ситуацией. Встреча хороших знакомых. Милая беседа в кафешке обо всем на свете.
О радости и людях

Материалhttp://www.liveinternet.ru/community/2731268/post...
Радость - главная потребность. Если человек не позволяет себе радоваться, это все равно, как если бы он держал себя без сна или еды…Радость рождается от вовлеченности в интересный и непредсказуемый процесс: ух ты, что сейчас будет! Драйв! Адреналин! …Радость - это не «делу время - потехе час». Потеха - это важное дело. Она должна присутствовать в жизни человека, причем в большом количестве. Иначе он скуксится. Радость переживается в теле. Это ж физиология! …Жить без радости - не нормально. Патология это. Ты сейчас не радуешься? Значит, живешь не своей жизнью. И уже пора что-то с этим делать. Что-то менять! …Ощущение радости - это показатель правильности выбранной жизни.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Мне сложно разобраться в своих чувствах - фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах. Некоторые считают - и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства?

Самое простое определение: чувства - это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) - особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Чем чувства отличаются от эмоций?

Ощущения - это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель - рецептор - ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание - наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот - эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции:

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.

Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние.

Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания - горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека:

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни - обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство, можно узнать из таблицы.

Страх Грусть Злость Радость
Беспокойство
Встревоженность
Замешательство
Паника
Ужас
Додумывание
Дискомфорт
Замешательство
Замкнутость
Задетость
Испуг
Нервозность
Недоверие
Неопределенность
Неуверенность
Настороженность
Отверженность
Опасение
Осторожность
Сдержанность
Смущение
Стеснительность
Суетливость
Тревога
Трусливость
Сомнение
Шок
Апатия
Безразличие
Беспомощность
Депрессия
Отчаяние
Вина
Затруднение
Изнурение
Истощенность
Меланхолия
Мрачность
Неудобство
Никчемность
Обида
Озабоченность
Отвергнутость
Опустошенность
Одиночество
Печаль
Пассивность
Подавленность
Пессимизм
Потерянность
Разбитость
Расстроенность
Стыд
Сломленность
Скука
Тоска
Усталость
Угнетенность
Угрюмость
Хмурость
Агрессия
Брезгливость
Ярость
Бешенство
Гнев
Досада
Жестокость
Зависть
Мстительность
Недовольство
Ненависть
Нетерпимость
Омерзение
Неудовлетворение
Осуждение
Отвращение
Безумие
Оскорбление
Презрение
Привередливость
Пренебрежительность
Раздражение
Ревность
Резкость
Сердитость
Циничность
Досада
Язвительность
Блаженство
Бодрость
Возбужденность
Восторг
Достоинство
Доверие
Удовольствие
Интерес
Любопытство
Миролюбивость
Непосредственность
Облегчение
Оживление
Оптимизм
Энергичность
Польщенность
Покой
Счастье
Умиротворение
Уверенность
Удовлетворение
Упоение
Любовь
Нежность
Сочувствие
Удача
Эйфория
Экстаз

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи - помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой.

Сегодня на очереди четвертая базовая эмоция – РАДОСТЬ.

Эмоция радости протекает на фоне высокого уровня серотонина – это главный «гормональный агент» этой эмоции.
Эмоция радости запускает активную продукцию этого гормона (и нейромедиатора), в свою очередь высокий уровень серотонина обеспечивает продлевание этой эмоции. Нет серотонина – нет радости. Нет радости – нет серотонина.

Если говорить о гормональной стороне вопроса, то также эмоция радости сопровождается высоким уровнем окситоцина (доверие к людям и миру), дофамина (желание жить и познавать, воля к жизни), эндорфинов (при очень амплитудной радости, переходящей в стадию «эйфория»).

Эмоция радость

Радость – эмоция, которую человек очень хорошо осваивает первые годы жизни – когда он живет в состоянии ребёнка, который 80% времени живет в эмоции радости, на высочайшем уровне серотонина, дофамина и окситоцина. Как правило, с годами люди теряют навык «брать и удерживать» эту эмоцию самостоятельно (на то множество причин, среди которых и фактор влияния социума). Как правило, во взрослом возрасте, радость приходит к людям только с какими-то внешними событиями (зарплату повысили – «Ура» – радость).

Между тем, человек не требуется никакого внешнего подтверждения, чтобы брать эту эмоцию, и брать глубоко, и при всем при этом её удерживать.

Эмоция радости – идеальная эмоция, чтобы творить. Большая часть шедевром искусства (музыкального, художественного, кулинарного и так до бесконечности) создается в сопровождении этой эмоции.

Эмоция радости – идеальная эмоция, чтобы думать о жизни, о её смысле, о вашем предназначении, и о других философских темах, о которых периодически так важно рассуждать (ключевое слово – периодически).

Эмоция радости – идеальная эмоция, чтобы коммуникацировать с людьми в повседневности/проводя какой-либо досуг, располагать всех собеседников к себе и находится в центре внимания.

♻Какие ключевые мысли прокрутка и проживание которых, активирует эмоцию радости?

Супер!
?Здорово!
?Класс!
?Замечательно!
?Прекрасно!

Так же можно выделить ряд мыслеформ, который имеют наибольшим гормональный отклик именно у категории русскоговорящих граждан. Они матерные, поскольку матерные слова в ряде случаев, делают мысли сильнее, усиливая амлитуду (глубину) эмоции

ОХУЕННО!
?ЗАЕБАТО!
?ЕБАТЬ, КАК КРУТО!
?ЕБАТЬ, КАК КЛАССНО!
?И так далее.

Собственно, попробуйте прожить эти мысли, посмотреть на какие-либо события через призму этих мыслей и отпишите в комментариях, как поменялось ваше состояние.

Парадокс радости в том, что на любое событие (даже которое с некоторых точек зрения имеет негативный окрас) можно смотреть через призму радости.

Выйдите на улицу. Слякоть, дождь, капает на голову с кондиционера? Отследите ваши первые мысли. “О-о, опять погода говно, слякоть эта, дождь мерзкий…”

А вы попробуйте взять и сказать: “СУПЕР! Отличная погода, то что нужно! Прекрасная слякоть! Ах, какая крутая капля мне на голову упала с кондиционера!”.

“ЕБАТЬ! Какая охуенная погода! Охуительная слякоть, круто! Шикарный день!”.

Да, это слегка шизофрения, но это чертовски работает! Навык позволяет из любой даже самой тяжелой ситуации выходит с минимальными психическими потерями.

Ключевая фаза в том, что эмоция радости – базовая эмоция в состоянии ребенка. Вы могли видеть, что все люди, живущие в радости имеют определенную (порой крайне выраженную) детскую непосредственность.

А теперь момент истины. Все “взрослые люди”, которые все знают, всё познали, жизнь для них пресная и неинтересная, они уже на всё насмотрелись – всего лишь идиоты с подавленной радостью. Разблокируйте им радость – и вы их не узнаете, а насколько быстро они начнут расти (потому что начнут учиться)!

Попробуйте войти в состояние ребенка и прожить эмоцию радости.

Как войти в состояние ребенка? Начните смотреть на все, что вас окружает с позиции “А что это? А как это? А где это? У-у, а куда это?

При этом ответа НЕ существует. А если он случайно появился, посмотрите на него с той же позиции. Смотрите не только на физические объекты, но и на свои мысли, эмоции, чувства, тело, жизненные события, прошлое, будущее, и так далее.

Очень интересное и крутое состояние, позволяющее заново познавать мир, как будто вам снова 7 лет. Попробуйте взять это состояние глубоко и удерживать его. А также проживите в нём радость (ого! круто!)

А еще серотонин напрямую связан с известностью и признанием. Все люди, которые “очень высоко сидят” – имеют запредельный уровень серотонина. Они невероятно ПРИЯТНЫЕ. Они притягивают к себе.

К слову о связи серотонина и известности, ранга, я писал тут https://vk.com/institutsila?w=wall-143503737_429 – прочтите, вам будет интересно.

Радость (серотонин) напрямую связан с вашим успехом. Если Вам доступна радость – вы смотрите на мир СВЕЖО, вы находите новые гениальные идеи, вы развиваетесь сумасшедшими темпами.

Если радости нет – вы всё знаете, ваша жизнь затхлая, вы по большей части отталкиваете (либо оставляете людей равнодушными к себе), развитие ваше будет крайне медленное.

Эмоция “радость” перетекает в эмоцию “любовь”, но о ней в рамках этой статьи мы говорить не будем, хотя эмоция сама по себе – величайшая, и всё великое в этой мире на ней построено.

Напоследок, какие физиологические (и другие) проявления имеет эмоция радости:

Вас как будто приподнимает вверх.
?Мимика живая, легкая, невероятно приятная и очаровательная (в т.ч. улыбка)
?Предельная искренность, фальш в этой эмоции невозможна.
?Депрессии, апатии невозможны, любые стрессовые ситуации переносятся невероятно легко.
?Движения очень мелодичные и плавные.
?Жестикуляция максимально открытая. Сам человек – максимально открыт. Окружающие так же отвечают предельной открытостью.
?Человек рассматривает всё как некий вызов и воспринимает это как повод-возможность для радости.
?Взгляд ровный и прямой, при этом нет агрессии.

К слову, реакцию людей на ваш контакт глаз НА 100% зависит от того какую эмоцию и какой амплитуды вы проживаете.

Игривость. Если вы отец/мать, вам жизненно необходимо уметь глубоко брать эту эмоцию, чтобы находить с детьми общий язык.
?Высокая степень адаптации, живучесть и гибкость.
?Огромное количество энергии, заряжает всех вокруг
?Солнечный человек”.

Смотреть запись про эмоциональный интеллект

Друг! Если ты хочешь научится брать эту эмоцию максимально глубоко и удерживать её столько времени, сколько тебе необходимо – приходи на курс “Апгрейд Эмоционального Интеллекта” и мы тебя этому научим!

Узнать подробную информацию о курсе и записаться можно здесь –

Приведём описание внешних проявлений некоторых переживаний, особенно эмоций и чувств.

1.Смущение (замешательство):

  • голова поворачивается в сторону от наблюдателя;
  • взгляд направлен вниз, он смещается при этом вбок;
  • улыбка сжатыми губами - «сдержанная улыбка»;
  • дотрагивание рукой до лица.

2.Радость:

  • брови и лоб спокойны;
  • нижние веки и щёки приподняты, прищур глаз, под нижними веками морщинки;
  • «гусиные лапки» - лёгкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз;
  • рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.

Выражения радости видны уже у младенцев. На мать они реагируют улыбкой, в которой участвуют большая скуловая мышца и круговая мышца глаза, - улыбка Дагена. В улыбке незнакомому человеку активизируется только большая скуловая мышца. Вообще говоря, улыбок разного типа достаточно много. И.Е.Репин представил такие виды смеха: тонкая улыбка, вульгарная улыбка, простодушный смех, развесёлый смех, зубоскальный смех, здоровый смех (толстяка), дюжий смех (готовый вылиться в дюжую потасовку), глупый смех (дегенерата с малой головой и оттопыренными ушами), простоватый смех (недалёкого, дебелого субъекта), добродушный смех, саркастическая улыбка, тонко-ироничная улыбка, ехидная улыбка (у человека «себе на уме»), улыбка разини (всего 14).

Л.Н.Толстой, как известно, описал 97 оттенков улыбки, выражающих не только радость, но и другие чувства (он знал и о существовании 85 разных выражений глаз). На высоте проявления радость достигает степени ликования, при этом возникает двигательное и речевое оживление, иногда с речевыми итерациями радости. Как, к примеру, у А.С.Пушкина, который, чрезвычайно обрадованный творческой удачей, вдруг быстро заходил взад-вперёд, то и дело приговаривая: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».

3.Внимание к чему-то внезапному, неожиданному:

  • горизонтальные складки во всю ширину лба;
  • поднятие бровей;
  • поднятие век - «делать большие глаза».

4.Умственное напряжение:

  • две вертикальные складки на переносье. Пифагор, зная об этом по своему опыту, говорил: «Не советуйся с теми, у кого лоб гладок - они не думают»;
  • брови нависают над глазами;
  • брови из дугообразных делаются горизонтальными.
  • плотное сжатие губ;
  • напряжение мышц тела, отсюда живость движений.

6.Печаль:

  • брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные опущены;
  • на средней трети лба образуется несколько поперечных морщин;
  • на переносье появляется несколько вертикальных складок (признак сосредоточенности на проблемах);
  • глаза слегка сужены, делаются тусклыми («потухший взор»);
  • уголки рта опущены;
  • темп движений и речи замедлен (признак «слабоволия»).

7.Злоба:

  • брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные - в противоположность печали, приподняты - лицо Мефистофоля;
  • на переносье образуются поперечные складки.

8.Страх:

  • поперечные морщины на лбу, в центре лба они глубже, чем по краям;
  • широкие глаза («смотреть во все глаза», чтобы ничего не упустить);
  • поднятие век так, что между верхним веком и радужкой обнажается белок глаз;
  • брови поднимаются, делаются дугообразными и сводятся к переносице (выражение беспомощности);
  • рот открыт («отпала челюсть»);
  • углы рта резко оттянуты (выражение задержанного крика о помощи);
  • поперечные морщины передней области шеи (рудимент съёживания - «свернулся бы в клубок»);
  • застывание на месте или беспорядочное метание (паралич воли или движения бегства);
  • сухость во рту, бледность лица (первое - признак, который учитывали древние детекторы лжи; второй издавна был известен полководцам - А.Македонский, по преданию, не брал в своё войско людей, которые бледнели в моменты опасности). Боулби добавляет к внешним признакам страха настороженный и напряжённый взгляд, направленный в сторону источника угрозы, а также дрожь в ногах, руках и теле.

Внешние проявления страха близки к таковым удивления, это подтверждает родственный характер страха и удивления. Отличие их, полагают, состоит в том, что страх ориентирован на последствия угрожающей ситуации, а удивление - на её причины. В проявлениях недоумения и растерянности часто добавляется такой характерный жест, как разведение рук в стороны - знак невозможности действовать или что-то понять.

9.Гнев или «приступ к драке» (Дарвин):

  • голова откинута и расположена вполоборота к объекту гнева;
  • глазные щели сужены, угловаты или, напротив, появляется экзофтальм;
  • брови опущены, они принимают горизонтальное положение и сведены к переносью так, что между бровями появляются вертикальные складки;
  • неотрывный взгляд на объект гнева (Л.Н.Толстой);
  • шумное дыхание;
  • сжатые кулаки;
  • обнажение клыков;
  • гиперемия склер («глаза налиты кровью»);
  • зубы стиснуты, скрежет зубов, губы плотно сжаты.

Гнев - один из элементов триады враждебности, включающей также отвращение и презрение. Этот аффект намного чаще других трансформируется в патологический.

10.Подозрительность:

  • неподвижный взор, устремлённый на объект подозрения;
  • взгляд искоса (выражение желания дистанцироваться от объекта угрозы);
  • слабое смыкание губ (выражение неуверенности);
  • тело ориентировано от объекта угрозы (выражение желания уйти, отдалиться от опасности);
  • признаки злобы.

И.А.Сикорский указывает на вполне реалистическое художественное изображение подозрительности - портрет баварского короля Людвига XI, страдавшего паранойей. Король покончил с собой - он утопился, утопив заодно, как это бывает в случаях расширенного самоубийства, и профессора В.А.Гуддена (описавшего глазной синдром с его именем при алкогольной энцефалопатии и тяжёлом алкогольном делирии: миоз, анизокорию, отсутствие и ослабление фотореакции, нарушение конвергенции). Художники-реалисты вообще много внимания уделяют изображению актов экспрессии, проникая тем самым во внутренний мир прототипов персонажей картин, в отличие от художников формалистического направления в искусстве. На картинах последних не всегда можно определить даже пол или возраст персонажа, не говоря уже о его психологии.

11.Зависть (из описания Овидия):

  • медленная поступь;
  • бледное лицо;
  • косой взгляд (скрытый от объекта зависти, отчего последнюю М.Ю.Лермонтов называет тайным чувством);
  • отсутствие улыбки за исключением тех случаев, когда завистник видит страдания других людей.

В зависти сочетаются элементы враждебности и печали. Уже в Библии говорится о телесных расстройствах, которые зависть вызывает. У.Шекспир называет ей зеленоокой, возможно потому, что зависть может повлечь и нарушения пигментного обмена;

12.Сомнение (по картине А.А.Иванова «Явление Христа народу», изображение группы из шести сомневающихся в появлении Христа людей):

  • слабое напряжение мышц тела и круговой мышцы рта;
  • опущенная голова;
  • опущенный взор;
  • руки прижаты к телу, они сложены, засунуты в рукава (выражение отсутствия побуждений к действию);
  • приподнятые плечи (это как бы знак вопроса: чему тут удивляться).

13.Негодование:

  • брови опущены и расположены горизонтально (знак напряжения мысли, чего нет при гневе, когда индивиду размышлять вроде бы не о чём);
  • руки воздеты и обращены ладонями кверху («весы справедливости», высшим арбитром правосудия принимается при этом только сам создатель мира);
  • на лице выражение бесстрастия (во всяком случае, нет признаков злобы, гнева). Негодование, как это подтверждается его внешними проявлениями, - это благородный, праведный гнев, он безличен и распространяется лишь на действия, но не на человека, его вызывают не личное оскорбление или угроза своему благополучию, а причины, порождающие несправедливость.

14.Стыд:

  • прячется лицо, оно закрывается руками, отводится в сторону, опускается вниз, как это бывает в чьём-то присутствии, пусть и в воображаемом;
  • взор обращён в сторону, опущен вниз или беспокойно двигается (признак, указывающий, что стыдящемуся не хочется встретиться взглядом с теми, кому он причинил неприятность, - Ч.Дарвин);-веки прикрывают глаза, глаза иногда бывают закрыты (тут проявляется что-то детское: не вижу, значит, этого нет);
  • умолкание речи (признак понимания того, что оправдания неуместны, они могут лишь усилить гнев или негодование потерпевшего. В Библии так прямо и сказано: «Чтобы впредь нельзя было тебе рта раскрыть от стыда»);
  • действия украдкой, они тихие, бесшумные, по возможности незаметные (указание на то, что стыдящийся старается остаться незамеченным, он ведёт себя как бы по-воровски. Это вполне соответствует точности библейского наблюдения: «Крадутся люди стыдящиеся»);
  • тело сжимается, съёживается в подобие комка (чтобы не увидели, не заметили и не устыдили);
  • поверхностное дыхание с глубокими вздохами (как бы рудиментами плача);
  • внезапные остановки дыхания (вероятно, связанные с воспоминаниями о содеянном и приливами предчувствия чего-то ужасно страшного);
  • заикание (в данном случае как признак волнения или свидетельство робости характера);
  • краска стыда. Есть выражение «покрыться стыдом, бесчестьем», оно явно указывает на этот признак стыда, оставляющий, к счастью, надежду на исправление виновника. Ч.Дарвин считал «стыдливый румянец» самым человеческим из всех проявлений эмоций.

15.Самоуверенность:

  • отсутствие жестов у лица (прикрывания рта, почёсывания носа, головы и т. п., что говорит: «Я ничего не скрываю, я уверен, что прав»);
  • гордая, прямая поза (тем самым как бы говорится: «Уж я-то точно знаю, что делаю и говорю»);
  • пальцы рук соединены, иногда куполом - «моё мнение о себе выше мелочных подозрений». Чем выше расположены руки, тем большее превосходство над другими ощущает индивид. Начальник может подчёркивать его тем, что смотрит на подчинённого сквозь соединённые пальцы своих рук);
  • руки могут быть соединены за спиной (это как бы подчёркивает готовность повелевать не физической силой, а правом на своей стороне);
  • высоко поднятый подбородок («взгляд свысока»). Два последних признака образуют авторитарную позу, которую часто можно видеть у высокого начальства, сержантов перед новобранцами, начинающего преподавателя перед студентами, у других пациентов с чрезмерным самомнением и т. п.;
  • неторопливые движения, скупые жесты и движения головой и глазами. Это создаёт впечатление их многозначительности, а также убеждённости в своей непогрешимости и силе власти;
  • выбор места расположения где-нибудь на возвышении, как бы на троне или на пьедестале;
  • расположение ног на предметах (столе, спинке стула), а также поза, небрежно облокотившись на что-нибудь (она говорит: «Тут моя территория, тут я хозяин положения»).

16.Скука:

  • глаза полуприкрыты («не глядел бы на всё это, так надоело»);
  • голова лежит на ладони («эх, подушку бы, так хочется уснуть»);
  • машинальное рисование на бумаге («это куда интереснее, чем то, что я сейчас слышу и вижу»);
  • пустой, ничего не выражающий и ни к чему не прикованный взгляд, «дневной сон» («тут и смотреть не на что, я это видел тысячи раз» или «я смотрю, но ничего не хочу видеть и слышать»).

17.Расположение к кому-либо:

  • наклон головы, тела в сторону собеседника («мне интересно, я не хочу лишиться вашего внимания»)
  • рука на груди или «на сердце» (жест честности и открытости). Жест римского легионера - одна рука «на сердце», другая протянута по направлению к партнёру. Считается, что это мужской жест;
  • взгляд в глаза («мне приятно вас видеть»);
  • покачивание головой в знак согласия с тем, что говорят («говорите, говорите ещё, я готов вас слушать сколько угодно»);
  • прикосновение к партнёру - «тактильный контакт» (жест, выражающий доверие, симпатию, теплоту отношения);
  • приближение к партнёру до пределов интимной зоны или даже ближе (указывает на особый характер отношения к нему и одновременно показывает другим людям, что «место занято, третий тут лишний»);
  • закрытая позиция партнёров: они смотрят один другому в глаза, их ступни расположены параллельно.

18.Ухаживание (у женщин):

  • приглаживание, оправление одежды, волос («я ещё хоть куда, вы только посмотрите»);
  • взгляды на себя в зеркало («ну как это может быть, чтобы я кому-то не понравилась, от меня глаз не отведёшь»);
  • покачивание бёдрами («нет, вы только посмотрите на меня, где вы такое ещё видели»);
  • медленное скрещивание и выпрямление ног (знак, вероятно, напоминающий объятие);
  • поглаживание себя по икрам, коленям, бёдрам («смотрите же, любуйтесь, тут есть на что поглядеть» или «я совсем не прочь, чтобы меня вот так погладили»);
  • балансирование туфли на кончиках пальцев ног («я с удовольствием осталась бы и без неё» или «не стесняйтесь, вам до желаемого осталось совсем ничего»);
  • сидя, подгибание ног под себя («уходить не собираюсь» или «я своего дождусь»);
  • прямой, неотрывный контакт глаз. Психологи утверждают: если человек смотрит в глаза партнёру более 60% времени беседы, он заинтересован не только в разговоре с ним.

19.Ухаживание (у мужчин):

  • прихорашивание: поправление галстука, пиджака, запонок («я, разумеется, и так хорош, а это такие мелочи»);
  • подтягивание носков («если что будет не по мне, я могу и уйти» или «я человек со вкусом и приличием, цену себе знаю, но я ничего и без носков»);
  • выпрямление тела («я стройный, как кипарис» или «энергии у меня предостаточно»);
  • подбородок то поднимается, то опускается («я гордый, но позволяю себе и слабости» или «не такой уж я и недоступный»).

20.Открытость:

  • открытые, развёрнутые навстречу партнёру руки («вот он я, весь у вас на виду»);
  • частое поднятие плеч («сомнения в моём расположении излишни»);
  • расстёгнутые пиджак или куртка («я ничего не таю, убедитесь сами, что мои намерения самые добрые»). Сравнительный психолог Смит не раз проделывал такой опыт: он, будучи лёжа, подставлял волку незащищённый живот. Волк «до смерти» пугал Смита, но не укусил его ни разу;
  • наклон в сторону партнёра.

21.Закрытость:

  • скрещивание рук со сжатыми кулаками или так, что одна рука сжимает другую («я ничего хорошего не жду, нахожусь в обороне»);
  • сидение на стуле, повёрнутом спинкой вперёд (демонстрация силы и готовности к ответной агрессии);
  • ноги расположены поверх стола, кресла, стула (поза высокомерия, развязности; она как бы говорит: «Мне тут бояться нечего, в своём доме смела и шавка»);
  • скрещивание ног или поза нога на ногу через колено («я готов к конфронтации и понимаю, что ничего другого мне ждать не приходится»). Если при этом скрещены и руки, то это явный знак собеседнику: «Перед вами враг».

22.Внимание (к собеседнику):

  • рука расположена у щеки, голова опирается на руку, а указательный палец может быть при этом вытянут вдоль виска («я весь - внимание»);
  • голова наклонена набок («я слушаю вас с интересом» - Ч.Дарвин). Когда интерес к собеседнику ослабевает, плечи сначала поднимаются, затем опускаются (сомнение, настолько ли интересен собеседник, как это было вначале, или просьба «хватит, довольно, мне уже не терпится закончить этот разговор»), взгляд начинает блуждать по сторонам («поищу что-нибудь поинтереснее»), а тело принимает позу, обращённую от партнёра («хочу уйти, надоело, сколько можно ещё»).

23.Отвращение:

  • отворот головы («противно смотреть»). В псалмах библейского Давида часто встречается обращённая к Богу просьба не отвратить лицо, не отвратить взгляд;
  • нахмуренные брови («глаза бы не глядели на эту мерзость»);
  • сморщенный нос, как это бывает при неприятном запахе;
  • приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя («так бы и выплюнул, будь такое во рту»);
  • угловатая форма рта («как какая-то гадость во рту»);
  • язык слегка высунут, он словно выталкивает что-то неприятное изо рта или препятствует его попаданию в рот;
  • туловище занимает позу с отворотом, оно словно от чего-то отстраняется;
  • пальцы рук «растопырены» («ничего не возьму из чувства гадливости»). На картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» у Христа при произнесении слов «один из вас предаст меня» правая рука выпрямлена, чем выражается отвращение к акту предательства. Апостолы на картине изображены так, что это искусно передаёт сложную гамму чувств, которые каждый из них в это время испытывает. Человек, вызывающий отвращение своим гнусным поведением, называется потому отверженным, изгоем, к которому невозможно ни приблизиться, ни тем более прикоснуться.

24.Досада:

  • выражение злобы;
  • выражение напряжённой мысли;
  • отсутствие общего мышечного напряжения.

На картине Клодта «Начало реформ Петра I» изображён боярин, которому только что остригли бороду. Боярин раздосадован, он поглощён злобной думой, но в то же время видно, что на это насилие над собой он не склонен отвечать тем же.

25.Жеманство:

  • преувеличенные, нарочито замедленные, а временами задерживаемые движения. Например, дама жадно смотрит на своего визави, затем, резко прищуривая глаза, долго остаётся в таком положении. Она тем самым как бы подаёт знак: «Я смотрела бы и ещё, но, право, мне очень стыдно, ведь я так целомудренна»;
  • замедление, ускорение и утрирование выразительных актов, а также их разнообразие, что должно бы обратить внимание кого-то из присутствующих.

Жеманство (от «жмени», то есть горсти чего-либо) - это ломание, манерничанье, отсутствие простоты и естественности. Оно есть частный вариант кокетства - поведения, при котором хотят понравиться, выставляя напоказ свои привлекательные качества. Кокетки, а это чаще женщины, усиленно демонстрируют прелести своего тела, «строят глазки» (глаза при этом обращены в одну, а голова и тело - в другую сторону), показывают свою весёлость, обнюхивают платок, цветок (изображают склонность к чувственным радостям) и одновременно пытаются как бы скрыть всё это, чем показывают, будто кокетничают невольно, будучи не в силах сдержать порывы страсти. Признаки кокетства обнаруживают также геи с женоподобными тенденциями.

26.Раскаяние:

выражение печали, убитого вида (вплоть до обезображивания своей внешности - рудимента разрывания одежд и посыпания головы пеплом);

выражение мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (просьбы о прощении, помиловании). Раскаяние может принять форму молитвенного экстаза;

сжатие кулаков (досада, гнев в отношении себя и своего недостойного поведения);

плач с закрытыми руками глазами, отдаление от других людей (чувство стыда). Разные формы раскаяния (с преобладанием одного из приведённых его признаков) с высокой точностью представлены на картине А.А.Иванова «Явление Христа народу», где изображена группа кающихся в своём грехе людей.

27.Подобострастие - обман путём подражания приятным манерам с целью произвести выгодное впечатление. Осуществляется преувеличенным изображением внешних проявлений уважения, расположения к кому-либо, чем достигается порой эффект раболепия, пресмыкания и низкопоклонства. Тело подпевалы при этом до предела наклонено вперёд, лицо копирует мимику объекта прислуживания или изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражая готовность угадать и исполнить любое её желание. В то же время в облике холуя незаметно признаков напряжения ума и воли, отчего становится ясно, что при других обстоятельствах он и не подумает о человеке, который в данный момент ему нужен только из побуждений корысти. Превосходное изображение раболепия представляет картина В.Е.Маковского «Деловой визит».

28.Удивление :

  • высокое поднятие бровей;
  • открытие рта;
  • разведение рук;
  • сильное напряжение внимания;
  • сильное напряжение мысли.

Художественное представление удивления особенно хорошо удалось Леонардо да Винчи в полотне «Тайная вечеря». Почти все апостолы, каждый в чём-то по своему, демонстрируют удивление в ответ на совершенно неожиданные слова Христа о предательстве. Не изумлён лишь любимец Христа Иуда.

29.Умиление:

  • признаки радости;
  • признаки печали;
  • слёзы.

Умилиться, быть тронутым до глубины души, до слёз - душевное состояние на исходе печали А.А.Иванов запечатлел у старца, опирающегося на палку, и человека, стоящего подле мальчика. Поэтическое изображение умиления находим у М.Ю.Лермонтова:

С души, как бремя, скатится, Сомненье далеко -

И верится, и плачется, И так легко, легко!

И.А.Сикорский указывает, что умиление может стать чертой характера и естественным исходом гнетущих настроений. Такое соотношение, заключает он, является природной особенностью русского, а может быть, и славянского народного гения.

30.Недоумение:

  • застывание на одном месте и в одной позе;
  • признаки остановки мысли;
  • разведение рук - знак неспособности действовать из-за остановки мысли;
  • полуоткрытый рот, остановка вокализации.

Примером изображения недоумения может служить картина I.B.Greus «Разбитый кувшин», на котором запечатлена сражённая каким-то несчастьем девушка. Недоумение, указывает А.И.Сикорский, стоит близко к удивлению, но отличается от него тем, что оно более соответствует умственному состоянию, тогда как удивление более входит в область чувства и эмоций.

31.Тревога (боязнь, опасение, ожидание бедствия):

  • беспокойный взгляд:
  • суетливость, то есть бестолковая, бесцельная и торопливая активность, проявление усиливающегося беспокойства (потирание рук, непоседливость, хождение с места на место, метание, перестановка и перекладывание предметов, теребление одежды и др.);
  • тревожные вербигерации;
  • дрожание голоса, рук, всего тела (сопровождаемые чувством растущего внутреннего напряжения);
  • крики, плач;
  • бледность кожи.

32.Симуляция актов экспрессии проявляется сокрытием подлинных и искусственным изображением других переживаний . При этом нарочито изображаются внешние проявления ума, воли или эмоций.

Симуляция ума (точнее, его диссимуляция) обычно есть изображение равнодушия, невнимания к тому, что на самом деле индивида очень заботит. Он делает вид, будто не замечает, не слушает и не понимает происходящего. Иногда бывает и так, что симулянт изображает подобие человека глубокой мысли и высокого ума. Тут в его распоряжении много разных не слишком понятных слов, прочитанных книг, общих рассуждений. По-настоящему умный человек всегда очень прост в словах, обхождении и понятен даже ребёнку. Симуляция воли обнаруживает себя в позе Зевса. Это поза откинувшись назад и гордо поднятая голова. Но в то же время рот полуоткрыт или губы сжимают папиросу, а руки за что-нибудь держатся (признаки неуверенности в себе). Это хорошо показано в картине В.Н.Бакшеева «Неудачники».

Симуляция высших чувств обнаруживается, в частности, в таких проявлениях, как поза фарисея. В картине «Христос и грешница» (H.Hoffmann) лицемер изображён с высоко поднятой головой и одновременно с молитвенно сложенными руками, покорность явно не вяжется тут с заносчивой позой. К кому же фарисей смотрит в сторону главнейших участников сцены, явно ожидая одобрения своего благочестия. Также противоречат смирению упитанное тело и нарядная одежда лицедея, они никак не ассоциируются с ожиданием аскетизма человека, для которого превыше всего стоят ценности духовного порядка. В картине В.Е.Маковского «Вечеринка» изображена симуляция пафоса. Девушка стоит с гордо откинутой головой и выпрямленным с наклоном назад телом.

Это должно бы означать воодушевление, высокий порыв духа. Но в то же время заметны дугообразные брови (нет напряжения мысли), а главное - нет движения рук, они пассивно лежат на спинке стула и даже наклоняют его от себя (знак неуверенности, безволия). Видно также, что окружающих не трогает то, в чём она хочет их убедить, им скучно, а некоторых из них даже клонит в сон. Это потому, что героиня картины своей позой определённо говорит: «Поговорить о чём-то возвышенном я очень даже могу, но делать что-нибудь такое же, - уж нет, увольте».

33.Походка также может сказать нечто важное о её обладателе . Различают несколько типичных видов походки.

Походка скрытности: руки во время ходьбы прочно покоятся в карманах, это выказывает скрытность, излишнюю критичность в отношении других и склонность к их подавлению. Решительная походка: быстрая, с размашистыми движениями рук; она как бы говорит, что цель ясна и теперь дело только за тем, чтобы к ней идти не останавливаясь. Походка угнетённая: голова опущена вниз, ноги волочатся, руки находятся в карманах; она сообщает: всё потеряно, нет смысла ни говорить, ни что-нибудь делать.

Импульсивная походка (походка Черчилля): энергичная ходьба с руками на бёдрах, сменяющаяся вялостью, «летаргией», а затем очередным всплеском бодрости; в ней сказывается неуравновешенность характера, а быть может, и удачное сочетание своеволия, коварства и цинизма алкоголика, то и дело замышляющего что-то вероломное. Походка диктатора (походка Муссолини): с поднятой вверх головой, негнущимися ногами и подчёркнуто энергичными движениями рук; это явная игра на зрителя, которому надлежит видеть в дуче уверенного в себе вождя. Походка мыслителя: ритуально неторопливая, как бы самоуспокаивающая и подавляющая эмоции, нередко с руками за спиной или занятыми чем-то давно привычным, чтобы и они не мешали думать. Существуют и другие типы походки: топ-модели, моряка, военного человека и т. д.

34.К числу проявлений экспрессивности следует отнести и некоторые особенности речи , поскольку в ней выражаются не только мысли, но и личностные, а также характерологические качества. Так, размеренная речь свойственна сангвиникам, ускоренная - холерикам, медлительная - флегматикам, неуверенная и неровная - меланхоликам. В речи часто проявляются те или иные эмоциональные состояния. В подтверждение приведём здесь только фрагмент стихотворения А.И.Полежаева «Цепи»:

Я зрел: надежды луч прощальный Темнел и гаснул в небесах,

И факел смерти погребальный С тех пор горит в моих очах! Любовь к прекрасному, природа, Младые девы и друзья,

И ты, священная свобода - Всё, всё погибло для меня!

Без чувства жизни, без желаний, Как отвратительная тень, Влачу я цепь моих страданий - И умираю ночь и день!

В этих строках очевидно свидетельство едва ли не болезненной печали, гнетущей и парализующей волю к жизни тоски. Во всяком случае, можно определённо говорить о готовности поэта к самой настоящей депрессии.

35. Некоторое значение в качестве актов экспрессии имеют татуировки . Например, наколка «Серун» указывает на то, что индивид когда-то идентифицировал себя с определённой идеологией. Татуировка расшифровывается так: «Сталинизм есть раскрепощение угнетённых народов». Другая - «ИзаИда» - звучит так: «Иди за Ильичём, детка». Но это всего лишь примеры фанатизма, способного дискредитировать и самую светлую идею. Гораздо чаще в татуировках выражаются более прозаические, низменные и пошлые идентификации.

36.Мимические признаки обмана (Изард, 1999):

  • микровыражения - выразительные акты, маскирующие истинные проявления чувств. Например, выражение печали скрывается за искусственной улыбкой, ироничным пожиманием плеч;
  • «смазанные выражения» - попытки «убрать» или стереть подлинное выражение лица;
  • «честный взгляд» прямо в глаза партнёру;
  • частое моргание, а также слёзы;
  • асимметрия лица, выражение которого связано с определённой эмоцией, - при обмане одна половина лица искривляется сильнее другой;
  • длительность выражения лица - сохранение выражения лица более 10 сек обычно указывает на ложь;
  • выражение лица отстаёт от других актов экспрессии - удар по столу кулаком, например, совершается раньше изображения гнева на лице.

В заключение следует сказать, что распознавание эмоций и вообще переживаний человека часто бывает сопряжено с немалыми трудностями. Это связано с тем, что, во-первых, информация о переживаниях поступает наблюдателю по многим каналам в одно и то же время (слова, голос, выражение лица, жесты, позы и т. д.), воспринимать и оценивать такой поток разнородных впечатлений достаточно сложно. Во-вторых, редко бывает так, что человек испытывает только одно какое-то переживание, даже только одну эмоцию. Обычно возникает несколько эмоций сразу. Например, индивид не только ощущает страх, он так или иначе реагирует на этот страх, ему в это время может быть стыдно, он бывает недоволен собой или чувствует вину, тревогу и др.

В-третьих, во внешних проявлениях переживаний много индивидуального и культурально обусловленного, но, вероятно, ещё больше неискреннего или наигранного, поскольку реакции человека очень часто бывают рассчитаны на окружающих. Наедине с собой люди реагируют совсем иначе, чем в чьём-то присутствии. Тем не менее всё сказанное здесь об актах экспрессии может, полагаем, быть полезным клиницисту в плане идентификации душевных состояний пациента, а также для более точного и конкретного описания своих наблюдений.

Далеко не всегда в клинической практике удаётся использовать детекторы лжи, с их помощью можно узнать лишь об относительно простых вещах («лжёт» индивид в данный момент или нет). Многие люди с трудом дифференцируют свои эмоции, поскольку делать это бывает достаточно сложно, или даже не вполне их осознают, как это свойственно алекситимии и особенно психической анестезии. Поэтому наблюдение за актами экспрессии нередко является основным или даже единственным источником информации о душевных состояниях пациентов.

Удовлетворение

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова удовлетворение определяется как чувство (переживание) удовольствия, которое испытывает тот, чьи стремления, желания,

потребности удовлетворены, исполнены. Важно подчеркнуть, что удовлетворение не является физическим удовольствием, которое отражает положительный эмоциональный тон ощущений. Это психическое удовольствие, которое сродни положительному эмоциональному тону впечатлений. Главное в генезисе этого удовольствия -достижение цели.

Высшее удовлетворение называется восхищением, восторгом. Трогательно-восторженное состояние, обычно проявляемое сентиментальными людьми в отношении маленьких детей, называется умилением. В психологии оно остается практически не изученным феноменом.

Если обычное удовлетворение может ничем внешне не проявляться, то восхищение, восторг выражаются в различных психомоторных реакциях (мимике, позе, криках, аплодисментах и т. п.). Вот как описано восхищение пением Якова-Турка в рассказе И. С. Тургенева «Певцы»:

«Все вдруг заговорили шумно, радостно. Обалдуй подпрыгнул кверху, залепетал, замахал руками, как мельница крыльями; Моргач, ковыляя, подошел к Якову и стал с ним целоваться; Николай Иваныч приподнялся и торжественно объявил, что прибавляет от себя еще осьмуху пива; Дикий Барин посмеивался каким-то добрым смехом, которого я никак не ожидал встретить на его лице; серый мужичок то и дело твердил в своем уголку, утирая

обеими руками глаза, щеки, нос и бороду: "А хорошо, ей-Богу хорошо, ну вот будь я собачий сын, хорошо!", а жена Николая Иваныча, вся раскрасневшая, быстро встала и удалилась»1.

Тургегнев И. С. Записки охотника. - М.: Гослитиздат, 1958. - С. 217.

Пытаясь определить сущность радости, психологи испытывают значительные затруднения. Поэтому некоторые из них идут в ее понимании от противного - чем она не является. В. С. Дерябин (1974), Е. Шахтель (Schachtel, 1959), С. Томкинс (Tom-kins, 1962), К. Изард (2000) не сводят ее к чувству сенсорного удовольствия (эмоциональному тону ощущений). Последний, как отмечает В. С. Дерябин, локализован по органам чувств, в то время как радость не имеет локализации, она захватывает весь организм. Кроме того, радостно настроенный человек испытывает неудовольствие от вкуса хинина и удовольствие от запаха цветов. Как пишет К. Изард, «...вряд ли вы отправитесь на поиски радости в ближайшее кафе-мороженное» (2000, с. 147). Радость и эмоциональный тон возникают на разных уровнях эмоциональной сферы.

В. Квин (2000) определяет радость как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. То, что при радости у человека хорошее настроение, спорить не приходится. Однако достаточно ли этого, чтобы определить радость? Разве всякое хорошее настроение - обязательно радость?

В. С. Дерябин (1974) и К. Изард отделяют радость от веселья, хотя и признают, что различие между ними трудно поддается определению. Например, Дерябин пишет, что нерезко выраженное переживание радости может быть без веселья («тихая радость»). Можно добавить, что и веселье может быть без наличия радости, хотя очень часто

радость является поводом для веселья. Изард отмечает, что радость сопровождается переживанием удовлетворенности самим собой и окружающим миром. Очевидно, это и является ее главной отличительной чертой. Поэтому я бы определил радость как сильное удовлетворение. Очень сильная радость (удовлетворение) принимает форму поведения, называемого буйством.

Радость может быть следствием творческого успеха, но вовсе не обязательно ему сопутствует. Она возникает не только по поводу удовлетворения желания, достижения цели, но и по поводу предвидения удовлетворения желания (предвкушения). Впрочем, разница между этими двумя случаями небольшая. В последнем случае радость возникает как следствие уже свершившегося в мыслях желаемого события. Именно поэтому человек может испытывать радость и при мечтаниях, грезах (Singer, 1966).

Характерным для радости является ее очень быстрое возникновение, чем она приближается к аффекту. Не случайно В. С. Дерябин определяет радость как реакцию на неожиданное получение чего-то приятного, желанного. Чем неожиданнее успех и чем дольше он ожидаем, тем больше радость по его поводу.

Как показала М. С. Неймарк (1961), бурная радость при успехе свойствена лицам с заниженной самооценкой.

Радость легко распознаваема, о ее наличии свидетельствуют улыбка и смех. К. Г. Ланге (1896), один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости. Она сопровождается возбуждением двигательных центров, приводящим к разряду моторного возбуждения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопание в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

Сильную и кратковременную радость переживающие ее часто принимают за счастье. Отсюда выражения: «счастливый миг», «птица счастья» и т. п.

В. Квин называет счастьем длительное переживание радости. Правда, она тут же добавляет, что счастье - это нечто большее, чем просто интенсивные удовольствие или радость. Очевидно, это ее замечание можно отнести не к испытываемой сильной эмоции радости по поводу свершившегося события, а к философской категории счастья, которая скорее отражает удовлетворенность человека своей жизнью, т. е. к тому психологическому явлению, которое называется чувством (см. раздел 12.11).

Радость (торжество) по поводу неудачи соперника, конкурента, к которому человек испытывает неприязнь, называется злорадством (злобной радостью).

Проявление радости в онтогенезе. Признаки радости (улыбка), отмечает К. Изард (2000), наблюдаются уже у трехнедельного младенца. С четвертой-пятой недели до четвертого-пятого месяца жизни ребенок улыбается любому человеческому лицу, если оно близко от него и если человек кивает ему. Это имеет большое значение в установлении психологического контакта между ребенком и материю. Мать, наклоняясь к ребенку, вызывает у него улыбку; в свою очередь улыбка ребенка вызывает улыбку у матери, заставляет ее ласково разговаривать с малышом. Это является для

ребенка подкрепляющей стимуляцией, которая имеет важное значение для его здоровья и благополучия.

В последующие годы круг обстоятельств, по поводу которых ребенок радуется, расширяется: ребенок испытывает радость от игры, от учения, от общения со сверстниками и т. д.

Другие новости по теме:

  • РАДОСТЬ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЖИЗНИ - Преуспевать с радостью - Николаус Б Энкельман
  • 1.1. Описание модели эмоции "радость/горе" - Управление риском. Риск. Устойчивое развитие. Синергетика - Неизвестен - Синергетика
  • Гена Глазунов, г. Владимир. Удовлетворение и удовольствия. Методы стимуляции игроков на Игру - Ролевые игры. Сборник.
  • 10.Очень часто реакцией на сильный стресс является состояние дремоты. - Человек и суицид. Краткий справочник самоубийцы - Хроники Харона
  • 9.Многие самоубийства совершаются в состоянии, которое выражается фразой: "Мне очень плохо. Я не могу больше терпеть". - Человек и суицид. Краткий справочник самоубийцы - Хроники Харона
  • § 9. 5. Количество концепций, которое может быть обсуждено в группе. - Метод фокус-групп - С. А. Белановский
  • 3.Запомните очень важную вещь: самоубийство не является вашим личным делом. - Человек и суицид. Краткий справочник самоубийцы - Хроники Харона
  • КТО ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХ, НЕ МОЖЕТ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ - Преуспевать с радостью - Николаус Б Энкельман
  • СТРАНА И БЫТЬ МОЖЕТ ВЕСЬ МИР: замечание о социально-биологическом минимуме. - Статьи о психологии. Сборник
  • Урок 10. У каждого из нас есть тень нашего я, которая является частью нашей реальности. - Путь Волшебника - Дипак Чопра
  • "А МОЖЕТ, И ВЫШИВАТЬ..." - Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка - Миллс Дж., Кроули Р.
  • СКЕПТИЦИЗМ И СЛЕПАЯ ВЕРА (с комментариями по поводу сожжения книг, биологического сюрреализма и правил игры) - Материалы о Вильгельме Райхе - Автор неизвестен
  • 2.3. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) - Эмоции и чувства - Ильин Е. П.
  • Глава 13. ЛИЧНЫЕ МЫСЛИ ПО ПОВОДУ ОБУЧЕНИЯ И НАУЧЕНИЯ - О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта - К. Роджерс
  • 2. ЧТО МОЖЕТ МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК - После трех уже поздно - Масару Ибука