Какая порода дерева подходит для домовой резьбы. Мягкие породы для резьбы по дереву

– это старинное и по-настоящему удивительное мастерство. Для крупных объектов (например, мебели) принято использовать твердые породы дерева, но что касается сувениров, посуды и украшений для дома, то пойдут и мягкие. Самыми распространенными мягкими породами дерева для резьбы являются: липа, ива, осина, тополь, ольха, каштан. Детальнее рассмотрим каждый из этих материалов.

Липа – это довольно мягкий и легкий материал. Она почти не подвержена растрескиванию и усыханию, хорошо режется и в целом легко поддается обработке. Сувениры, украшения для дома, деревянная посуда – все это производится не без участи липы , а вот для производства мебели, как и любое дерево мягкой породы, она категорически не годится.

Ива мало в чем уступает липе, ведь ее древесина такая же легкая, мягкая, вязкая и эластичная. Это довольно доступный материал, ибо ива приживается на любой почве. Ее легко резать, шлифовать и полировать – словом, настоящая находка для любителей резьбы по дереву. Ивовые доски подходят для рельефной и плоскорельефной резьбы, а спелая древесина нашла применение в скульптурных работах.

Осина является еще одним материалом, работать с которым – настоящее удовольствие. Он устойчив к низким температурам, влаге, свету, червоточине и даже кислоте. Ее мягкость и однородность были высоко оценены мастерами резного дела, ведь эти свойства позволяют делать порезы в любом направлении – древесина не скалывается и не сминается.

Тополь состоит из мягкой и легкой однородной древесины, которая почти не растрескивается, а также податлива к резанию и отделке. Но это дерево абсолютно не защищено от гниения, грибков и механических повреждений, что значительно сужает область его применения. В резьбе тополь применяется очень и очень редко, чаще он выступает в роли вспомогательного материала.

Ольха , наоборот, довольно устойчива к влаге, мало коробится и хорошо режется, поэтому она пригодна для резьбы. И стамеска, и нож, и иные режуще-пилящие инструменты с легкостью обрабатывают древесину ольхи. Ее обычно активно используют в той местности, где растет мало липы, осины и ивы, производя скульптуры, украшения для дома и посуду.

Каштан является представителем среднеусыхающей породы древесины. Он отлично впитывает защитные составы, предотвращая растрескивание и гниение. Форма и размеры изделий из каштана остаются стабильными на протяжении длительного времени. Эти и другие свойства позволяют применять его древесину для внутренней и наружной отделки, а также изготовления эксклюзивных образцов мебели.


"...Там липы в несколько обхватов
Справляют в сумраке аллей,
Вершины друг за друга спрятав,
Свой двухсотлетний юбилей".

Липовая аллея (Борис Пастернак)

Замечательно сказал Пастернак о липах, а еще это дерево уникально по своим свойствам и красоте. Расскажу вам сегодня о это природном материале и как я его применяю в своих работах.

Древесина

Древесина липы мягкая, легкая, мало подвержена растрескиванию, короблению, не усыхает, белого цвета, отличается чистотой и однородностью; легко поддается обработке, хорошо режется, широко используется в токарном деле.

Липа хороша в изготовлении сувениров, игрушек, резного декора для украшения дома, различной деревянной посуды. Из нее до сих пор делают семеновские и загорские матрешки, точат хохломскую посуду и еще многое другое. Благодаря своей мелкослойности, легкости в обработке липа используется в производстве бочек. Более мягкой липа становится после распаривания, а высыхая, приобретает высокую прочность.

Это дает возможность выгибать из тонких липовых дощечек решета, коробейки и набирухи, обивать тонкими липовыми досками изделия со сложными криволинейными поверхностями. Из распаренной древесины липы намного проще вырезать столовую утварь: ложки, миски, ковши, братины. Липа широко используется в резьбе по дереву, поскольку легко режется и обладает чистой белой древесиной.

Раньше я в основном работала с ароматным кедром, а сейчас появилась возможность вырезать по липе. Дерево отличается равномерной плотностью, малой усадкой, хорошей возможностью вырезания во всех направлениях, податливостью, пластичностью. Покажу вам свои резные шкатули из липы. Дерево действительно мягкое и приятно в обработке дерева.


В процессе резьбы липовая шкатулка.


Шкатулка "Лесная песня" после тонировки морилки и воска.




Шкатулка "Лесная песня".


Шкатулка "Дары кедра"". Вырезана из липы.





Шкатулка "Совушки".


Шкатулка "Совушки".


Очень ценным свойством липы является ее вязкость. Многие мастера делают из липы доски, на которых режут кожу, вырезают берестяные кружева, мозаичные элементы из шпона, не боясь затупить нож. В свое время чертежные доски также делали из липы. Такие доски хорошо держали кнопки, и оставшиеся вмятины быстро сглаживаются. Из-за легкости обработки, способности почти не усыхать и не поддаваться короблению модели для литья в основном делают из липы.

Широко используют луб — кору липы. Вымоченный в воде луб превращается в мочало — прочный и дешевый материал, идущий на изготовление решет, лукошек, коробов. Из него же плетут (из коры молодых лип – липового лыка) лапти. Древесина липы часто идёт на изготовление музыкальных инструментов, в частности, на деки электрогитар.

И, наконец, что всеми любимое замечательное дерево — липа является одним из лучших медоносов. Липовый мед целебен, обладает бактерицидными свойствами, цвет липы также издавна применяется в народной медицине, даже уголь из липы используется как лекарственное средство. В настоящее время соцветия липы находят применение в ликерном и коньячном производстве, в результате чего алкогольные напитки приобретают целебные качества. Человек научился всесторонне применять липу — этот поистине универсальный клад, приготовленный самой природой.

Желаю вам познакомиться и полюбить это универсальное дерево - липу! Ведь она источник вдохновения и создания новых неповторимых работ.

Ольха - быстрорастущее дерево, достигающее полного развития за 50 - 60 лет, но прожить может и 150 лет. Высота ее ствола может составлять 15 - 20 м, диаметр - 15 - 25 см.

Наибольшее значение имеют: ольха клейкая или черная, произрастающая в европейской части территории страны и в Западной Сибири; ольха серая или белая, которая растет в европейской части региона и в Западной Сибири; ольха сибирская, произрастающая восточнее реки Оби.

У свежесрубленной ольхи древесина белого цвета, но тут же на глазах она становится оранжевой, а затем красной. Проходит какое-то время и поверхность древесины уже коричневая. Сок окрашивает только поверхностные слои древесины. В устойчивый светло-шоколадный цвет с розоватым оттенком древесина ольхи окрашивается только после того, как ее высушат и выдержат. Древесина очень легкая, мягкая, при усыхании уменьшается в объеме незначительно и почти не трескается. Она легко и без особых усилий обрабатывается режущими инструментами, порезки получаются четкими, чистыми, с гладкой, слегка бархатистой поверхностью.

Ольха легко окрашивается, протравливается и полируется. Кряжи хорошо поддаются лущению. В современной мебельной промышленности ольху серую и черную обрабатывают аммиаком (парами нашатырного спирта), а затем прессуют. После такой обработки по техническим и декоративным свойствам древесина ольхи намного превосходит ореховую. Крашение придает ей выразительный текстурный рисунок. Это достигается за счет того, что у годичных слоев разная плотность и красильные вещества поглощаются отдельными участками с разной силой. Для глубокого крашения применяют железный купорос, натуральный хромпик и другие протравы.

Ольху охотно используют для станковой и камерной скульптуры, настенных резных панно и декоративной посуды.

Из нее выжигают высококачественные угли для рисования. Высоко ценится древесина ольховых капов, имеющих выразительный текстурный рисунок. Древесина черной ольхи устойчива к воздействию влаги, поэтому ее применяли всегда там, где контакт с водой неизбежен: в мостостроении (сваи), в домостроении (водосточные желоба), бондарном деле. Из коры черной ольхи получали красители для сукна, шелка и кожи, которыми окрашивали в зависимости от предварительной обработки в черный, красный и желтый цвета. Отваром ольховой коры рыбаки окрашивали сети в маскировочный цвет, после чего они становились намного прочнее, а древоделы - ольховую древесину "под орех".

Древесина ольхи мягкая, однородная по строению, применяется в фанерном, столярно-мебельном производстве и для изготовления ящичной тары.

06.04.2011 А. Ф. Афанасьев Обновлено 16.06.12

В этой главе мы постараемся подробно разобраться в решении второго вопроса, который стоит перед начинающим резчиком: где взять и какой использовать материал? Хочется сразу сказать, что пойти и купить нужную заготовку в настоящее время невозможно. Тем не менее решение этого вопроса не является столь сложным, только беспокоиться о нем нужно заблаговременно. Как правило, самодеятельный резчик по дереву приобретает материал не тогда, когда он потребовался, а когда предоставилась такая возможность. Даже обычную древесину - ель, сосну, березу, бук - лучше запасать заранее, дать ей возможность высохнуть, проверить на растрескивание, коробление. Более надежное дерево старое, выдержанное, лишь бы в нем не было жучков-древоточцев. Источником для него могут быть детали разрушенных домов, выброшенная мебель, буковые планки паркетного пола и т. д. Спиленные или поваленные деревья нужной породы, в том числе и фруктовые, также объект внимания резчика. Когда же начнет действовать принцип «на ловца и зверь бежит», то появляется и так называемая экзотическая древесина. Например, автору этих строк удалось случайно вытащить из костра приготовленные для сожжения несколько брусков красного дерева (махагони) от упаковки импортного холодильника. Несколько досок и брусков красного дерева предложил один знакомый председатель колхоза: в колхозе это дерево выписывают и используют не всегда по назначению. Две кухонные доски из красного дерева купила жена в хозяйственном магазине. Широкую доску из палисандра уступил знакомый резчик, у него их было три. Две большие ореховые доски прислали товарным багажом приятели с Кавказа. Чертежные доски из липы, без сучков и достаточно однородные, продаются иногда в магазинах.

Такие запасы древесины приобретаются не сразу, но поскольку и работа по резьбе - процесс медленный, то нужная древесина практически всегда будет под рукой. На первых же порах начинающему резчику можно воспользоваться теми советами, которые приведены при описании первых поделок.

Отметим также, что нельзя указать на конкретный сорт древесины как самый лучший для начинающего резчика. Как раз бытующее мнение о том, что липа больше всего годится для резьбы, так как она «легко режется», не всегда верное. Легкость срезания древесины липы, ее мягкость являются отрицательными качествами для начинающего резчика: не имея практики в резьбе, он неосторожным движением может быстро испортить («поранить») поделку, чего нельзя сделать с твердой древесиной, хотя при резьбе ее физических усилий приходится прилагать больше. Липа требует особо острых инструментов именно из-за своей мягкости, иначе она не режется, а мнется (в некоторых местах), что также не плюсы для начинающего резчика. Липа хороша для резчика-профессионала, когда он, виртуозно владея ножом (например, богородские резчики), быстро и без больших усилий придает деревянной чурке контуры будущей поделки.

Выбор сорта древесины для резчика так же важен, как и вопрос о материале вообще в прикладном искусстве (об этом будет подробнее сказано дальше): одним образом реализуется художественная форма в мраморе, по-другому - в граните и совершенно по-иному - в дереве. Такое же внимание надо уделять и отдельным сортам дерева: светлая и однотонная древесина подойдет, например, для скульптуры лица, портрета (темная однотонная древесина в этом случае менее выразительна); для тонкой ажурной резьбы также лучше иметь однотонную древесину; а ель или сосна, имеющие ярко выраженный полосатый рисунок древесины, т. е. текстуру древесины, могут быть использованы для поделок с крупными элементами рисунка или резьбе прорезной, где контуры вырезанных элементов являются определяющими в орнаменте (см. рис. 65). В некоторых сюжетах полосатая текстура хвойного дерева способствует выявлению сюжета (см. рис. 40) или вносит в резьбу оригинальность (см. рис. 39). Подробнее об этом будет сказано в соответствующих разделах. Также мы учитываем при выборе древесины ее твердость или мягкость, свилеватость или способность легко колоться, устойчивость к влаге или набухание и коробление от воды и т. д.- качества, которые в одних случаях будут положительными, в других - отрицательными.

Поэтому выбор сорта древесины, источник ее приобретения обдумываются одновременно с сюжетом резьбы и с технологией его выполнения. Удачно выбранный сорт древесины - это начало успеха в работе. Здесь нельзя применять поспешных решений, тем более что весь процесс резьбы может длиться неделями, иногда месяцами, а то и более года.

Другой фактор, на который надо обратить внимание начинающего резчика,- это эстетическая ценность поделки, качество ее выполнения, что находится в прямой зависимости и от выбора материала для резьбы, и от творческого замысла резчика, т. е. с первых шагов в работе указанные задачи взаимосвязаны. Проследим цепочку этой взаимосвязи.

Резчик будет более свободен в выборе материала, если владеет различными приемами техники и технологии в резьбе: может сращивать древесину в более крупный кусок с незаметными швами; может изготовить изделие сборным, монтировать из отдельных резных кусков одной и той же или различных пород древесины; может приготовить сам искусственную декоративную древесину для поделки; может использовать в резьбе (особенно в скульптуре лица) однородную формовочную массу на базе древесных опилок; может сочетать резьбу с облицовкой мозаичным набором из различных пород дерева; может тонировать древесину; может резать по сухой или сырой древесине. Это, в свою очередь, расковывает резчика в выборе темы, сюжета для резьбы или, как говорят, создаются в таком случае благоприятные условия для примата содержания, когда содержание определяет художественную форму, а не наоборот: цилиндрическая форма деревянной чурки диктует возможную художественную форму поделки, под которую, в свою очередь, подгоняется сюжет.

Вышесказанное заставляет более серьезно подходить к первой стадии работы самодеятельного мастера, которая предшествует непосредственно процессу резьбы,- к обдумыванию и вынашиванию замысла, сюжета и к пути его реализации. Именно на этой стадии и решается успех дела. Удачная реализация задуманной резьбовой поделки как раз и определяется хорошо продуманным до мелочей процессом работы от начала и до конца. Все это вносит в резьбу по дереву тот спортивный интерес, иногда азарт, заставляющий резчика выкраивать для работы каждый свободный час. И думать: «Что же, интересно, получится? Так ли, как я задумал, как представляю?» Тот же интерес заставляет ломать голову над поиском решения какой-либо возникшей проблемы в резьбе, в монтаже, в композиции, которые требуют то конструкции нового инструмента, то какого-либо приспособления.

Неудачно выполненное деревянное резьбовое изделие уже не переделаешь. Все переделки и варианты должны быть продуманы предварительно (в замыслах, в рисунке, в пластилине), и для резьбы оставлен единственный, самый лучший вариант.

Чем больше опыт резчика, тем точнее совпадение замысла с полученным результатом. И этот уровень будет достигнут тем быстрее, чем серьезнее отношение резчика к своей поделке. Надо подходить к каждой своей работе, как к экзамену, где требуется раскрыть все свое умение, расценивать каждый объект художественной поделки как поле для приложения мастерства на самом высшем уровне своих способностей, считать, что именно эта поделка будет самой лучшей. И при выполнении последовательных операций в резьбе стараться также каждую последующую операцию сделать лучше предыдущей. Вот тогда будет и качество, и художественный уровень, а не размножение количества поделок. Вот тогда будет и рост художественного мастерства.

Резьбовое изделие, выполненное с любовью, когда в него вложено максимум терпения, поиска и труда, доставит впоследствии самому мастеру большое удовлетворение. Такая же реакция, как правило, бывает и у зрителя на соответствующие резные изделия. А если поделка выполнена наспех, поскорее, «чтобы закончить», из первой попавшейся древесины, то она может оказаться предметом разочарования и укором на долгие годы.

Итак, сорт древесины выбран, технология резьбы продумана, сюжет определен. Рассматриваем пригодность древесины с технической стороны, ее механические и физические свойства. В первую очередь она должна быть сухой, без сучков и, по возможности, без трещин. Хотя с трещинами на не ответственных местах еще можно справиться, о чем будет сказано ниже, сучок же можно обыграть только вставкой вместо него какой-либо детали резьбы из того же куска дерева и с соблюдением такого же направления волокон древесины, как и в окружающем поле детали.

Заметим, что в некоторых случаях декора, решенных крупными полированными плоскостями, свилеватые переплетения слоев древесины вокруг сучков, дающие интересный рисунок, специально обыгрываются, даже выделяются. Иногда для этой цели используется и сам сучок.

В некоторых случаях можно резать и из сырого (не высушенного) дерева, но тогда надо уметь ликвидировать отрицательные последствия высыхающей в процессе резьбы древесины. Умение работать с сырой древесиной позволяет выполнить такие технически сложные поделки (сырая древесина режется значительно легче сухой), какие из сухого дерева сделать вообще невозможно (рис. 21 и 24). В последующих разделах будет подробно рассказано и о сушке древесины, как обычной, в естественных условиях, так и ускоренной, когда сухой древесины в наличии нет, а условия не позволяют ждать ее выдержки.

Рис. 21. Рыба и осьминог - скульптурная композиция (эвкалипт). Фрагменты композиции
Рис. 24. Столик на витой подставке. Резьба, интарсия (тонир. сосна, акажу, лимонная и другая древесина). Фрагменты столика

Важно обратить внимание резчика на то, что существуют два вида влажности древесины: органическая, или внутриклеточная, и внешняя - дождевая. Органическая жидкость может быть удалена при естественной сушке только в течение нескольких лет, а внешняя - за несколько часов. Даже полностью набухшая от дождя доска высохнет в течение не более суток. Отметим в связи с этим, что древесина, спиленная зимой, обладает значительно меньшей органической влажностью; соответственно, она суше (иногда в 2 раза) и тверже весенней или летней. И конечно, наиболее благоприятна для резчика древесина сухостоя или валежника.

Для художественной поделки из дерева не всегда нужна ровная, без сучков древесина. Особенно для маркетри и для интарсии более интересна оригинальная текстура древесины, которая получается как раз вследствие заболевания или повреждения дерева, механических помех при его росте. Ниже мы познакомимся на конкретных породах с особенностями древесины, также подробно опишем свойства капов, здесь же отметим некоторые из них.

Древесина, обладающая запутанным переплетением волокон, применяется резчиком и как прочная, неколкая (для киянок, черенков, топорища), и как декоративная, т. е. используются ее плоские срезы в виде шпона или облицовочных пластинок. Особенно красива текстура такой древесины в округлых наплывах (болонах) на стволах деревьев, которые так и называются свиль (или сувой, сувель). От свили можно отделить выпиливанием участки для изготовления изогнутых веточек, скобочек, полосок, хвостов животных в поделках, для тонких кривых деталей, где прямослойная древесина не годится. Для этой же цели можно использовать и завитки вокруг сучков, особенно старых, заросших, или вокруг прорости - омертвевшей древесины.

Из других особенностей и свойств древесины отметим следующие. Не всякая древесина является изолятором тока. Самый лучший диэлектрик - дуб, а тополь, например, хорошо проводит ток. Прочность и плотность древесины увеличивается от ядра (середины) к заболонной части. Также и влажность в середине ствола меньше, чем в заболони, а это значит, что доска, вырезанная из середины ствола, при высыхании не покоробится, но в средней части будет толще за счет разности в усыхании древесины. Отсюда же происходит, в частности, и коробление других досок - всегда с образованием выпуклости в сторону ядра ствола.

Из этих соображений сплачивание досок в один щит, если он не снабжен поперечными планками, делается с поочередным наложением лицевой и нелицевой сторон досок, чтобы свести к минимуму коробление щита. Лицевая, или правая, сторона та, которая ближе к внешней части ствола - к коре. Определить это можно, рассматривая доску с торца.

Пожалуй, умение определить лицевую сторону еще более важно для шпона (однослойной фанерки). Если повернуть лист шпона к свету так, чтобы лучи падали под острым углом и стали почти скользящими, то на лицевой стороне будут видны маленькие бугорки древесины, а на нелицевой, или левой,- продолговатые впадинки. Поэтому при фанеровке шпон наклеивается на основу нелицевой стороной, где впадинки способствуют затеканию и удержанию в них клея, а внешнюю, лицевую, сторону при этом удобнее обрабатывать: бугорки сшлифовать легче, чем всю поверхность сровнять со впадинками. В последнем случае «дефекты впадинок» проявляются часто при отделке поверхности лаком, что заставляет наносить значительно больше слоев лака, чтобы их убрать.

Не всегда маркетристу или резчику по дереву приходится считаться с лицевой стороной шпона. Иногда одерживают верх и соображения о выразительности рисунка древесины, особенно, когда листы шпона берутся из одной пачки (кноля) и создается симметричный рисунок с расположением рядом двух одинаковых листов, но один правой, а другой левой стороной вверх. Тогда нужно хотя бы снять бугорки с правой стороны перевернутого листа шпона, чтобы они не мешали контактируемым поверхностям при склеивании.

В пачках покупного шпона лицевую сторону легко определить по бумажным полоскам (стяжкам), которыми склеены трещины: они наклеиваются всегда на лицевую сторону.

Обратим внимание читателя еще на некоторые данные о древесине и вытекающие отсюда выводы. При одном и том же весе деловая древесина сосны, например, стоит дороже, чем чугун или сталь. Несравнимо дороже благородная древесина. Дерево - это строительный материал будущего, так как запасы металла и другие природные ресурсы исчезают безвозвратно, а дерево в среднем вырастает в течение десятков лет. Еще более любима древесина как отделочный материал, особенно в настоящее время. Она быстро вытесняет пластмассу, и здесь вопрос уже не только экологический. Здесь в первую очередь эстетика, а также гигиена, сохранение здоровья, удобства. После этого замечания можно более ясно представить значение в быту художественных поделок из древесины, тем более выполненных своими руками.

И уж коли мы стали рассматривать древесину с позиций экономических и социальных, то следует учесть, что стоимость древесины в изделии резчика по дереву будет занимать ничтожный процент по отношению к труду, вложенному в это изделие. Однако от качества древесины, ее внешнего вида (а если этого нет, зачем тогда делать из дерева?) зависит очень многое, что определяется уже не «ничтожными процентами». Отсюда напрашивается ясный вывод: перед началом работы серьезнее подойти к выбору древесины, работать на самом лучшем материале, который доступен резчику в данный период.

Всеми этими приемами обращения с древесиной должен владеть мастер по дереву, использовать не только ее положительные свойства, но и брать на службу, казалось бы, отрицательные качества (об этом будет сказано ниже). Это упрощает работу, а результат получается лучше.

Ниже мы рассмотрим свойства отдельных пород дерева и обратим внимание главным образом на те особенности, которые могут неожиданно повлиять на результат или процесс работы. Мы начнем с наиболее распространенных сортов древесины, но опишем также свойства и тех пород, которые поступают к нам как импорт или произрастают на юге страны, тем более что сведений о них в литературе автору не удалось встретить. Практика показывает, что рано или поздно резчик использует и этот материал.