Я читала что бессмертны души. Стихотворение "дверь полуоткрыта" ахматова анна андреевна

Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.

Круг от лампы желтый…
Шорохам внимаю.
Отчего ушел ты?
Я не понимаю…

Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.

Ты совсем устало,
Бьешься тише, глуше…
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Каждый день Это жизни модель. Пробужденье — Рожденье. Утро — Детство и юность, Мудро За утро волнуюсь. Если утро проспал я Или утро пропало, То и зрелости полдень Никуда не...
  2. Две стены, окно и дверь, Стол и табуретка. В эту команту теперь Ты приходишь редко. И огонь в огне погас, Плотно дверь закрыта. Этой комнате теперь Не хватает быта. Видно,...
  3. Дым поднимается снизу, медленный, плавный, долгий… «Лизанька, Лизочка, Лиза» — кто-то кричит над Волгой. Кто-то живет иначе: правильно, просто, мудро. Дверь открываю настежь в это туманное утро....
  4. Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо, В полуденных лучах следы недавней стужи Дымятся. Теплый ветр повеял нам в лицо И морщит на полях синеющие лужи. Еще трещит камин, отливами огня...
  5. И к нам судьба стучала в дверь, рвала, надавливала кнопку… И среди всех людских потерь — моя душа: в ней и теперь — затравленность, забитость, робкость. Я поднималась, не смогла...
  6. Слушай — и в смутных догадках не лги. Ночь настает, и какая: ни зги! Надо безропотно встретить ее, Как не сжималось бы сердце твое. Слушай меня, но не слушай людей....
  7. Я дверь к тебе открыл своим затылком, Не помню — от пинка иль тумака, О строф моих ночная доможилка — Моя косноязычная тоска! Не знать бы нам ни Китсов, ни...
  8. Мы, умные,- безумны, Мы, гордые,- больны, Растленной язвой чумной Мы все заражены. От боли мы безглазы, А ненависть — как соль, И ест, и травит язвы, Ярит слепую боль. О...
  9. Замкнули дверь в мою обитель навек утерянным ключом, и черный Ангел, мой хранитель, стоит с пылающим мечом. Но блеск венца и пурпур трона не увидать моей тоске, и на девической...
  10. Вчерашний день погас, А нынешний не начат, И утро, без прикрас, Актрисою заплачет. Без грима, нагишом, Приходит утром утро, А далее — в мешок — Забот, зевот… И мудро Что...
  11. Услышав плач, я отпер дверь в лачугу. Там четверо детей осиротелых Над матерью усопшею рыдали… Конурка страх невольный наводила: Зеленый труп на рубище лежал; Нигде огня; в дырявый потолок Валилася...
  12. Я дверь распахну, пойду на крыльцо, И молодость ветром овеет лицо. Я вижу ее среди беспорядка Идущих не в ногу маршевых рот. Упрямо бьет по бедру лопатка, До крови шею...
  13. Вся радость — в прошлом, в таком далеком и безвозвратном А в настоящем — благополучье и безнадежность. Устало сердце и смутно жаждет., в огне закатном, Любви и страсти; — его...
  14. Бьет полдень! И чеканным шагом Наряд дворцовых егерей, Склонившись к золоченым шпагам, У королевских встал дверей. В заботах вечных о народе, Любовью. к подданным согрет, Его Величество проходит На пять...
  15. Отчего эта ночь так тиха, так бела? Я лежу, и вокруг тихо светится мгла. За стеною снега пеленою лежат, И творится неведомый белый обряд. Если спросят: зачем ты не там...
Вы сейчас читаете стих Дверь полуоткрыта, поэта Ахматова Анна Андреевна

"
"Эта жизнь прекрасна..."
Эссе по трём ранним стихотворениям Анны Ахматовой:
"Дверь полуоткрыта...", "Белой ночью", "Я научилась просто, мудро жить..."

Дверь полуоткрыта...

Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко...
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.

Круг от лампы жёлтый...
Шорохам внимаю.
Отчего ушел ты?
Я не понимаю…

Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.

Ты совсем устало,
Бьешься тише, глуше...
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души.

Стихотворение прочитано и не один раз, а всё влечёт и влечёт его перечитывать. Завораживают ритм и музыкальность стиха, его звукопись. Четыре строфы, и почти в каждой строке звук "л", и не по одному разу: 1-я строфа - поЛуоткрыта, Липы, сЛадко, стоЛе хЛыстик; 2-я - Лампы, жёЛтый, ушёЛ; 3-я - ; 4-я - устаЛо, читаЛа...
Особенно насыщена этим звуком первая строфа, пять раз; во второй - три раза; в третьей - отдых от него, и в четвёртой - два раза. Насыщение звуком "л" по убывающей создаёт ощущение колебания воздуха с приносимыми им запахами июньского липового цвета.

Благодаря этому звукописному приёму всё стихотворение до краёв и даже через край наполнено густым ароматом удивительного медоноса, что при всей драматичности переживаний героини вызывает победительное ощущение силы и красоты жизни даже в её роковые минуты:

"Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна..."

(А ведь несколькими днями ранее, Ахматова, описывая всё ту же, видимо, ситуацию в стихотворении "Белой ночью" называет жизнь "проклятым адом":

Белой ночью

Ах, дверь не запирала я,
Не зажигала свеч,
Не знаешь, как, усталая,
Я не решалась лечь.

Смотреть, как гаснут полосы
В закатном мраке хвой,
Пьянея звуком голоса,
Похожего на твой.

И знать, что всё потеряно,
Что жизнь - проклятый ад!
О, я была уверена,
Что ты придешь назад.

Сладкий запах цветущего дерева попадает в комнату через полуоткрытую дверь, на столе забыты хлыстик и перчатка... Конечно, в проёме двери могут быть видны и сами липы, однако взгляд героини, а, значит, и взгляд читателя, сосредоточен на двух забытых её возлюбленным вещах - хлыстике и перчатке. Таким образом можно себе представить, кто же он и его оставленная подруга.
Это дворянская молодёжь начала двадцатого века, предпринимавшая конные прогулки верхом по полям и лесам или участвующая в спортивных состязаниях на ипподромах (скачках, конкурах и т.д.) . Подобное развлечение требовало соответствующей экипировки, и хлыстики с перчатками были неотъемлемым его атрибутом. Хлыстик, или стек, представлял собой небольшую тонкую палочку из дерева, длиной 40-45 см, отделанного кожей или замшей, и был предназначен для передачи соответственно обученной лошади сигналов о скорости передвижения или направлении. Перчатки, как правило, были кожаные или замшевые, чаще бежевого цвета.

Один из художественных приёмов ранней Ахматовой - недосказанность или прямое умолчание - здесь налицо. Читатель волен создать себе сам обстановку, в которой совершалось действие, закончившееся дезертирством одного из партнёров: была ли это конная прогулка, как в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", глава "Княжна Мэри", или скачки (роман Л.Н.Толстого "Анна Каренина"), или герой заехал к своей подруге после спортивных занятий. Очевидно, что всё это не столь важно по сравнению с тем, что происходит в душах молодых людей.

Забытые вещи говорят о многом: человеку хотелось скорее покинуть этот дом, окончательно разорвать любовную связь. Поскольку нет никакого намёка на ссору или выяснение отношений, уход героя мог быть совершён внезапно или тайно, без раскрытия им причин своего охлаждения:

"Круг от лампы жёлтый...
Шорохам внимаю.
Отчего ушел ты?
Я не понимаю..."

Надеется ли ещё она на его возможное возвращение? Если ранее: "О, я была уверена, Что ты придешь назад" ("Белой ночью"), то теперь отчаяние сменилось тихим раздумьем:

"Шорохам внимаю..."

И всё же названные забытые предметы, думается, в тексте не случайны: герою неподвластен духовный мир героини, уподоблённой им в какой-то мере, так кажется, своенравной кобылице, поэтому ему и не нужен стек, что в свою очередь свидетельствует и о его любовном крахе.

В тяжких раздумьях поэтессы о необъяснимом поступке её мучителя подспудно вызревают феминистские мысли о свободе от неравноправной любви: "Сердце, будь же мудро..."

Ритм стиха "Белой ночью" передаёт сильное волнение, муки ожидаемого возвращения, это ритм колотящегося сердца - чередование четырёхстопного и трёхстопного ямба. Размер "Полуоткрытой двери" - уже спокойный раздумчивый трёхстопный хорей, вызываемый "уставшим сердцем".

Последнюю строку:
"Знаешь, я читала,
Что бессмертны души", - очень трудно интерпретировать.

Известно, что Ахматова была православной верующей, на протяжение всей жизни ей сопутствовала Библия. С идеей бессмертия души она обращается к возлюбленному. Почему?.. Одно несомненно, что мысли о Боге возвысили её душу и помогают преодолеть отчаяние.

Уже в 1912 году, всего год спустя, Анна Ахматова пишет стихотворение "Я научилась просто, мудро жить", где мы находим подтверждение этой мысли:

Я научилась просто, мудро жить...

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

"Эта жизнь прекрасна" - в первом стихотворении, "Слагаю я весёлые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной" - в третьем. Вот такое стремительное духовное развитие совершается в молодой женщине, правда, не без "помощи" обманчивого партнёра научившейся презирать предательство и всё, что с ним связано, жить одной, но в окружении других вещей, "просто и мудро", - отдыхая взглядом и душой на тех обыденных явлениях жизни, которые прежде, в её любовном смятении, были ею почти не замечаемы: небо, лопухи в овраге, гроздь рябины жёлто-красной, умильный кот, озеро, огонь на башенке лесопильни, аист...

«Дверь полуоткрыта…» Анна Ахматова

Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.

Круг от лампы желтый…
Шорохам внимаю.
Отчего ушел ты?
Я не понимаю…

Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.

Ты совсем устало,
Бьешься тише, глуше…
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души.

Анализ стихотворения Ахматовой «Дверь полуоткрыта…»

В 1912 году издательство «Цех поэтов» выпустило дебютный сборник Ахматовой «Вечер» тиражом в три сотни экземпляров, который тепло был принят профессиональными критиками и читающей публикой. В него включено стихотворение «Дверь полуоткрыта…». Как отмечают многие исследователи творчества Анны Андреевны, ее лирике свойственна сюжетная неполнота. Рассказываемая история часто словно вырвана из контекста, носит фрагментарный характер. Особенность эта есть и в рассматриваемом тексте. Перед читателями предстает женщина, по-видимому, недавно пережившая разрыв с любимым человеком. Можно только гадать, что осталось за кадром. Вероятно, случилась ссора, после которой мужчина в спешке ушел, — об этом свидетельствуют забытые на столе хлыстик и перчатка. Финал стихотворения, в котором упоминаются бессмертные души, намекает на возможную скорую смерть лирической героини. При этом в середине текста давалась надежда на позитивный исход. Женщина пыталась понять, почему возлюбленный ее покинул, уговаривала себя жить дальше, ведь завтра наступит ясное и радостное утро.

Действие в анализируемом тексте полностью переведено в зону предметности. Значительную роль играет пространство, выступающее в качестве атрибута лирической героини. В стихотворении «Дверь полуоткрыта…» напрямую оно не названо. Впрочем, в данном случае это не так уж и важно. Гораздо интереснее другое – нахождение внутри помещения тесно связано с мотивом одиночества и разлуки с любимым человеком, что часто встречается в лирике Ахматовой.

Стихотворение «Дверь полуоткрыта…», как и некоторые другие произведения Анны Андреевны, можно рассматривать как своего рода психологическую новеллу. При этом стоить учитывать, что доминанта ранней поэзии Ахматовой – «стремление к лаконизму и энергии выражения». Получается, ее лирика близка не к прозе вообще, а к поэтическим рассказам двух важнейших русских авторов двадцатого столетия – Чехова и Бунина. Что касается тяготения к вещизму, о котором говорилось выше, то здесь истоки необходимо искать в творчестве Анненского – одного из учителей Анны Андреевны. Для них обоих мир мыслей и чувств невозможен без материальной среды. Они прекрасно понимали, что в человеческой памяти всегда остаются зацепки, как хлыстик и перчатка в стихотворении «Дверь полуоткрыта…», которые напоминают об определенных переживаниях и эмоциях.