Я изгой в коллективе. Телесные проявления эмоциональной травмы

В каждом детском коллективе есть свои изгои. Их не приглашают на вечеринки, не играют с ними на переменах и не дают лопатку в песочнице. Их психологические проблемы ребенка-изгоя , зачастую остаются на всю жизнь.

Существует определенный стереотип: непопулярные в классе дети, вечно терпящие насмешки окружающих, учатся хорошо, тянут руки, чтобы ответить на любой вопрос учителя и получают свои законные «пятерки». В действительности все обстоит с точностью до наоборот. Исследования Эрика Бахса (Eric S. Buhs) показали, что дети в возрасте от 5 до 11 лет, отвергаемые сверстниками, получают по результатам учебных тестов более низкие баллы по сравнению с одноклассниками.Остракизм присутствует во всех детских коллективах, даже в младших группах детского сада. По наблюдению психологов, ему одинаково подвержены как мальчики, так и девочки. При этом у детей-изгоев часто развиваются психологические травмы и падает успеваемость. Профессор Бахс обнаружил, что дети, отвергаемые коллективом в детском саду, подвергаются остракизму и в школе. Их успеваемость по таким предметам, как чтение и арифметика, оставляет желать лучшего.

Доктор Тэд Фейнберг, председатель национальной ассоциации школьных психологов (США), говорит, что удивлен и обеспокоен результатами исследований профессора Бахса. «Большинство исследований по проблеме остракизма проводилось в средней школе», - говорит он, - «поскольку считалось, что у более младших детей в силу пластичности их нервной системы остракизм не приводит к значительным психологическим травмам.». Теперь же д-р Фейнберг составляет рекомендации для родителей детей младшего возраста. Вот что, по его мнению, должно насторожить взрослых:

— ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
— возвращается из школы подавленным;
— часто плачет без очевидной причины;
— никогда не упоминает никого из одноклассников;
— очень мало говорит о своей школьной жизни;
— одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рожде-ния, и он никого не хочет позвать к себе.
Что делать, если ребенка отвергают?Первое, что в таких случаях стоит сделать родителям, говорит д-р Фейнберг - вздохнуть поглубже и успокоиться. Не стоит самим искать и наказывать обидчиков ребенка, но нельзя и пассивно ждать, что ситуация разрешится сама. Лучше подумать, почему именно Ваш ребенок стал «изгоем»?

Исследования, проведенные психологом Розалиндой Вайсман, свидетельствуют: травлю в первую очередь вызывает провоцирующее поведение жертвы. Чаще всего изгоями становятся дети с плохими социальными навыками либо страдающие каким-нибудь физическим недостатком - «не-такие-как-все». Вторая причина, наиболее часто приводящая к изоляции - агрессивность ребенка.

Психологи считают, что помочь сравнительно просто - тренинги социализации и/или снижение уровня агрессии. Поэтому, пока ситуация не зашла слишком далеко, говорит д-р Фейнберг, родителям детей, отвергаемых коллективом, надо обращаться к школьному психологу.

Ирина Павленко
(с) http://www.psihologyhelp.ucoz.ru/

Психологическая эмоциональная травма может по-разному проявляться в теле. Многие телесные заболевания сопровождают ее.

Травма наносит не только психическое, но и телесное поражение. Например, если женщину били и душили во время изнасилования, ее тело хранит память об этом.

Психическая рана отщепляется и становится телесной. От сознательно воспринимаемого воспоминания о травме остается только боль, симптом без медицинского обоснования. Например, теснение в груди, потому что нельзя было оплакать потерю дорогого человека.

Травматичный опыт провоцирует неразрешаемый эмоциональный конфликт, поглощает много жизненных сил и препятствует гармоничному взаимодействию тела, духа и души. Таким образом травма увеличивает риск того, что с человеком произойдет несчастный случай или разовьется хроническое соматическое заболевание (астма, нейродермит или рак). Бывает, что сексуальное злоупотребление приводит к раку груди.

Тело, дух и душа — автономные системы функций. Тот, кто болеет телесно, не страдает автоматически душевным недугом, и наоборот. А тяжелое душевное бремя не обязательно сказывается на интеллектуальных способностях человека. Так же и высокий, или низкий уровень интеллекта еще ничего не говорит о душевном здоровье. Тем не менее все эти системы функций координируются в человеческом теле. Следовательно, депрессивные чувства могут негативно повлиять на обмен веществ в теле. Гипоталамус является важным регулятором ощущений у человека; посредством гормональной системы он воздействует на чувство голода или жажды. Иммунная система также взаимодействует и обменивается информацией с гормональной системой и может дать трещину, находясь в состоянии постоянного стресса. А потому телесные симптомы нередко выражают душевный дисбаланс. Такого рода симптомы исчезнут, только если снять душевную блокаду.

Многое свидетельствует о том, что человек как продукт длительного процесса эволюции является системой, состоящей из многих подсистем. Подсистемы преследуют их собственные цели и подчиняются своим законам. Однако они интегрированы в общее целое. Каждая подсистема должна работать автономно, чтобы выполнять свои функции. В то же время она должна координировать с другими подсистемами, чтобы не навредить целостной системе своим преобладанием или отрезанностью.

На физиологическом уровне существуют качественные различия между стрессогенными и травматогенными реакциями. И те, и другие являются защитными механизмами. Но если стресс заряжает энергией, травма парализует. Стресс вызывает бдительность (будоражит), а травма оглушает (обезболивает). Защитный механизм травмы вступает в действие после стрессогенной реакции. Он — самое последнее средство, когда больше ничего не помогает.

Разумные медицинские и телесные способы лечения могут благоприятно повлиять и поддержать процесс выздоровления. Однако телесная терапия и врачебные меры не принесут плодов, если не установить связи между соматическим заболеванием и травмой или если сознательно или неосознанно упустить из виду эти причинно-следственные связи.

Социальные аспекты травмы

Понятие эмоциональной травмы не сводится к рассмотрению биологических или психических феноменов. Травма всегда происходит в некое м социальном контексте. Помимо основных пострадавших есть еще много других людей, которые, хоть сами и не были травмированы психически, вынуждены страдать от последствий травмы. Можно себе представить, что происходит во всей семье, когда с войны домой возвращается травмированный солдат. Среди травмированных ветеранов войны в среднем большой процент самоубийств. При этом самоубийство может быть неосознанно инсценировано и выглядеть как несчастный случай. В их случае существует и другая опасность: в приступе агрессии они могут унести за собой на тот свет и других. Тем самым они наказывают невинных людей за причиненное когда-то им самим.

Поскольку в семейных системных расстановках учитывается отрезок времени вплоть до ста лет назад, в судьбах отдельных людей и семей проносятся исторические события, которые травмировали всю страну в целом. Так, скажем, в судьбах отдельных людей и семей находят отголосок раскулачивание, события гражданской войны, репрессии (когда целые семьи теряли все – дом деньги, друг друга, перспективы, социальный статус).

Слишком сильно индивидуализованная концепция травмы не поможет разобраться в симптоматике тяжелых психологических состояний. Ведь часто мы имеем дело с травмой не в ее прямом значении, например, когда у человека в его собственной биографии серьезных травм не было. Нередко человек, страдающий сейчас паническими атаками, депрессией и т.п., оказывается как бы «втянутым» в травматический жизненный опыт родителей или даже предыдущего поколения своей семьи.

Ведь с точки зрения «здравого смысла» время должно исцелять раны, конечно, если потерпевший хочет исцелиться. Практически же никто не знает, что, если сразу не оказать потерпевшему соответствующей помощи, не помочь ему не стать социальным изгоем, травма все глубже и глубже будет проникать в его психику.

Окружающим трудно принять факт того, что человеку не справиться с травмой и ее симптомами без специальной терапии, как бы он ни старался. Через некоторое время они уже не в силах выносить страдания потерпевшего, избегают его, требуют от него больше не говорить о своей беде или стыдят за неспособность справиться с травмой.

Передача травматичного опыта из поколения в поколение

Действие травмы не ограничивается непосредственно затронутым лицом. Травма влияет на социальное окружение, на общество, на семейные, партнерские, дружественные и социальные системы отношений. Но это еще не все. Действие травмы продолжается, даже когда пере несшие ее люди уже умерли. И спустя 10, 20, 50 или даже 100 лет после травмирующего события, оно может оказывать влияние на души живущих сегодня людей. Как это происходит?

Дети, несущие отпечаток родительской травмы, передают ее своим детям точно так же — через душевно-эмоциональную связь родителей и ребенка.

Каким бы невероятным это ни казалось, но и это еще не конец. Даже правнуки могут оказаться эмоциональными участниками специфической ситуации травмы прадедушек и прабабушек посредством привязанностей.

По книге Франца Рупперта «Травма и семейные расстановки»

Большинство современников, страдающих от депрессий, навязчивых страхов и комплексов, склонно искать причины своего аномального состояния в воздействии негативных факторов окружающей среды. Взрослые особы зачастую даже не подозревают, что истинные виновники сегодняшних проблем – детские психологические травмы . Действительно, большинство событий юных лет со временем утратили свою актуальность, кризы и трудности потеряли злободневность, а перенесенные в детстве довольно смутно представлены в памяти. Однако не воспринимаемые на сознательном уровне следствия детских психотравм довольно прочно укоренились в сфере подсознания, создав специфическую «жизненную программу» личности.

Причины детских психотравм

На вопрос о том, что может стать причиной психологических травм подростков и детей, нельзя ответить объективно и однозначно, поскольку интерпретация и значимость любого события для человека имеет сугубо индивидуальные критерии. Однако можно утверждать, что неокрепшая психика маленькой личности значительно больше подвержена негативному действию окружающей среды. То, что зрелый человек будет считать незначительным и преодолимым препятствием, для ребенка станет громадной катастрофой.

Единственным объективным критерием для оценки неблагоприятных обстоятельств, возникших в жизни малыша, может быть сочетание факторов: значимость события для ребенка и сила эмоциональной реакции в ответ на это явление. Психологическая травма детства – это психотравмирующее событие, которое ребенок интерпретирует как жизненно важное. Это те явления, по поводу чего он сильно и длительно переживает. Те обстоятельства, которые лишают душевного спокойствия, психического равновесия и требуют кардинальных изменений в мышлении и поведении.

Исследования, проводимые психологами среди детской и подростковой аудитории, позволяют утверждать, самыми труднопереносимыми событиями для маленькой личности являются:

  • моральное, физическое, сексуальное насилие;
  • смерть близкого родственника;
  • собственная болезнь или заболевание родителей;
  • развод родителей, уход одного из взрослых из семьи;
  • неожиданное нарушение взаимоотношений в семье;
  • внезапное отчуждение родителя от ребенка;
  • предательство, обман, несправедливость со стороны родственников, авторитетных взрослых и друзей;
  • разочарование, неудовлетворенность от несбывшихся надежд;
  • воспитание аморальными взрослыми;
  • взросление в асоциальной атмосфере, как в семье, так и в коллективе;
  • гиперопека либо недостаток родительского внимания;
  • «колебательная» стратегия воспитания ребенка, отсутствие единого подхода у родителей касательно требований к малышу;
  • ссора с близким другом по его инициативе;
  • ситуация, когда ребенок ощущает себя изгоем общества;
  • конфликт в учебном коллективе;
  • несправедливое отношение, давление со стороны авторитарных учителей;
  • непомерная загруженность ребенка учебной и внешкольной деятельностью.

Существует версия, что детская психотравма – частое следствие неверной стратегии воспитания ребенка. Результат существующих у взрослых неконструктивных жизненных стереотипов, которые передаются потомку «по наследству». Согласно такой точке зрения, дети перенимают от родителей на подсознательном уровне сформированные директивы касательно правил жизни: как нужно жить, как верно себя вести, как следует реагировать в конкретных ситуациях. Малыши неосознанно наследуют установленные родителями деструктивные «правила игры», причем в отягощенной форме.

Описано очень много таких негативных установок, которые создают почву для детских психотравм и отравляют жизнь человека в зрелом возрасте. Опишем некоторые из таких навязываемых родителями указаний.

Директива 1. «Лучше бы ты не появился на свет».

Родители неустанно сообщают потомку о том, сколько трудностей возникло после его рождения. Они приводят доказательства того, сколько сил забирает взросление отпрыска. Следует трактовка ребенка: «Мне лучше умереть, чтобы родители перестали страдать».

Взрослые постоянно указывают, насколько прекрасны, умны, способны другие дети, и какой бездарный и глупый их собственный ребенок. Это приводит к тому, что маленький человек начинает стесняться своей индивидуальности, старается слиться с безликой толпой, убегает от самого себя, надевая удобные для взрослых «маски».

Директива 3. «Ты уже взрослый, а ведешь себя, как ребенок».

Родители утверждают, что их потомку уже пора поумнеть, повзрослеть и отказаться от ребячества. Говорят, что он ведет себя очень глупо, как младенец, а ведь ему уже пора в школу. В итоге ребенок лишается самого прекрасного – детства с соответствующими возрасту желаниями, потребностями, играми.

Директива 4. «Для нас ты всегда будешь маленьким».

Такие родители очень боятся, что их кроха когда-то повзрослеет, будет вести самостоятельную жизнь. Они всяческие пресекают его попытки повзрослеть, затормаживая его на уровне развития дошкольника. В результате человек просто лишается способности самостоятельно мыслить и действовать.

Директива 5. «Перестань мечтать, а начти действовать».

Взрослые лишают малыша естественной необходимости – фантазировать, мечтать, строить планы. Это попросту убивает возможность на будущее рассматривать проблему с разных точек зрения. В итоге однобокого мышления человек совершает массу непоправимых глупостей.

Директива 6. «Прекрати ныть и стань хладнокровным».

Приказ: «Перестать выражать свои эмоции» аналогичный команде: «Перестань чувствовать». В итоге человек загоняет свои чувства и переживания вглубь подсознания, обретая впоследствии разнообразные проблемы с психикой.

Директива 7. «Нельзя никому доверять».

Родители приводят примеры, что все окружающие люди – обманщики, лжецы и мошенники. Человек с малых лет приучается к тому, что любые контакты чреваты фатальными последствиями. В итоге он замыкается в себе, ведь мир вокруг него – враждебный и опасный.

Чем опасны детские психологические травмы: последствия

Психологические травмы детства значительно замедляют процесс социализации человека. Ребенку становится сложно завести друзей, вступить в новые контакты, адаптироваться к условиям нового коллектива.

С детских лет формируется почва для развития навязчивых страхов, например: , при которой персона просто боится человеческого сообщества. Травма, полученная в детстве, дает старт к разнообразным депрессивным расстройствам, при которых глобальное чувство собственной виновности разрушает всю жизнь человека.Очень частое следствие стрессов, пережитых в юные годы, – обессивно-компульсивные расстройства, когда человеком овладевает какая-то алогичная навязчивая идея, и он предпринимает своеобразные «защитные» действия.

Неразрешенные проблемы детства приводят к формированию – анормальных пристрастий, в числе которых алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость. Психологические травмы детства находят отражение в зрелые годы в виде пищевых аномалий: компульсивного переедания или нервной анорексии.

Помимо вышесказанного, справедливо утверждение: все комплексы личности – результат пережитых травм в юном возрасте. Именно в детские годы происходит формирование определенных черт характера , которые при неблагоприятном стечении обстоятельств достигают размеров акцентуаций и принимают формы разнообразных расстройств личности.

Как помочь ребенку пережить травму: психологическая помощь

Самый главный совет всем родителям – обрести достойный уровень психологических и педагогических знаний, избрать верную стратегию воспитания потомка, лишенную деструктивных стереотипов. Задача родителей – создать комфортную почву для развития и становления личности, оказывать всякое содействие в грамотном преодолении ребенком возникших трудностей. Не игнорировать переживания малыша, а стать надежным попутчиком, которому ребенок без страха и сомнений сможет поведать свои тревоги. Не пускать на самотек ситуации, когда становятся очевидным изменения в поведении ребенка.

При малейших признаках развития психологической травмы следует посетить психолога, и совместными усилиями выработать адекватную программу, направленную на восстановление душевного равновесия у маленькой личности. На сегодня разработано немало психотерапевтических мероприятий для детей, позволяющих развить у ребенка способность к полноценной жизни, устранить навязанные извне барьеры и покончить с деструктивными стереотипами мышления, заложенными социальным окружением.

Оценка статьи:

читайте также

Психологический стресс

Большинство обывателей расценивает стресс - как негативные, мучительные переживания, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами...


Травма отвергнутого

Еще сравнительно недавно человек, уже достаточно взрослый, не мог понять, почему ему так сложно дается в жизни все то, чего с легкостью достигают другие? Как так получается, что одному приходится прилагать практически нечеловеческие усилия, и при этом, образно говоря, топтаться на месте, а для другого каждый шаг становится не просто шагом, а настоящим взлетом? И только с возрастанием популярности среди обычных людей науки психологии стало известно, что существуют определенные травмы человека , которые предопределяют его жизнь не просто с самого рождения, но еще задолго до него. Именно таковой является травма отвергнутого.

В чем заключается понятие отверженного?
Обратившись к словарю, можно найти сразу несколько определений того, что означает «отверженный» или «отвергнутый» человек. Сразу же хочется обратить внимание, что это понятие кардинально отличается от понятия покинутого, поскольку смысл его заключается не в том, что человек, до недавнего времени нужный и необходимый многим, оказался вдруг один, а в том, что его изначально не принимают, отвергают.

Наиболее яркий пример, когда человека отвергают еще до его появления на свет – рождение нежеланного ребенка. Причем не только того, который по сути не нужен либо самой женщине, либо семье в целом, но даже и просто ребенок не того пола. Мало кто из будущих родителей придает значение своим словам, когда всем вокруг рассказывают, что у них обязательно родится мальчик (девочка), ведь иначе и быть не может! И пусть окружающие воспринимают это, как удачную шутку, и даже в шутку «сочувствуют», когда ожидания не оправдываются – исправить уже ничего нельзя: малыш, еще не успев появиться на свет, уже получил все те сложности, которые влечет за собой травма отвергнутого.

Впрочем, даже если подобного развития событий удалось избежать, и мама с папой получили желанных сына либо дочь, это еще не гарантия того, что ребенка данная проблема не коснется впоследствии. Обращаем ваше внимание на то, что не обязательно быть плохими родителями (в принятом в современном обществе понимании этого слова), чтобы отвергнуть своих детей. Травмы человека тем и опасны, что наносятся они ему подсознательно, т.е. как-либо повлиять и избежать подобного развития событий очень сложно. А происходит все банально: вечно занятые родители «переадресовывают» ребенка друг другу, мотивируя это тем, что есть дела поважнее. Может быть, став старше, человек и умеет оценивать такие ситуации объективно, однако в детском возрасте с каждой такой «переадресацией» у него крепнет понимание того, что родителям он не нужен, что он не имеет права на существование.

Что происходит с жизнью отверженного?
В двух словах – ничего хорошего. Причем пока ребенок маленький, и печальный исход событий можно было бы предупредить, на проявление признаков отвергнутого никто не обращает внимания: все попытки ребенка почувствовать свою значимость, доказать самому себе, что он существует, — воспринимаются родителями как капризы и в большинстве случаем жестко пресекаются. Что это может быть? Чаще всего отвергнутый пытается скрыться, стать незаметным, но парадоксальным образом он делает это так, чтобы обратить на себя как можно больше внимания, вызывая тем самым еще большее недовольство родителей. Круг замкнулся: взрослые в качестве наказания лишают ребенка своего общества, а он, чувствуя себя отвергнутым, делает все, что считает правильным, чтобы в это общество попасть.
С взрослением ребенка взрослеют и его комплексы. Теперь уже человек с такой травмой пытается не обратить на себя внимание тех, кто, по его мнению, его отверг, а изначально старается сделать так, чтобы его не отвергли – попросту избежать контактов с такими людьми. А если все же взаимодействия избежать не удается и общение происходит не так, как хотелось бы, — отверженный будет винить во всем себя и еще больше отдаляться от того, кто, по его мнению (чаще – субъективному), его отверг.

Последствия травмы отвергнутого во взрослой жизни
Если кто-то полагает, что травмы человека , полученные им в детстве, остаются там навсегда и не доставляют ему никаких проблем во взрослой жизни, — он серьезно заблуждается. Взрослая жизнь бывшего отвергнутого ребенка – это постоянное бегство, попытки спрятаться, исчезнуть, стать незаметным. Вполне понятно, что ни успешным в делах, ни счастливым в личной жизни такой челок не будет.

Зная, что на отвержение он отреагирует паникой и бессилием, такой человек заранее сделает все, чтобы избежать контакта с людьми, способными его отвергнуть. Казалось бы, что в этом страшного? Людей на свете много и свой круг общения можно найти всегда. Однако на деле все намного хуже: с каждым человеком, которого удается избежать отверженному, уменьшается в его собственных глазах его же значимость, его важность в том обществе, где он работает или живет. Далее ситуация усугубляется: отверженный постепенно убеждает себя в том, что он гораздо хуже всех остальных людей, а значит – не имеет права жить так, так они: не имеет права на успех, на любовь, на заботу близких. Так действительно высококлассные специалисты в той или иной области загоняют себя в тень, полагая, что они ни на что не способны. Причем о глубине травмы можно судить по тому, насколько часто такого человека отвергают окружающие, ведь, ожидая стать отверженным, он сам притягивает к себе те ситуации, в которых именно так и случается.

Мне 19 лет, и я учусь в Университете. Мне было всегда трудно устанавливать контакты с людьми. Но сказать, что я этого не умею делать, нельзя: у меня есть друзья, с которыми я познакомилась на мастер-классах по моей профессии , есть друзья по работе, есть онлайн френды, общаюсь с несколькими девочками с других факультетов.
В школе я была изгоем с 1 по 11 класс, с 1 по 9 класс вообще не знала, что такое хотя бы приятельские отношения. Думала, что сама виновата. Потом пошла на несколько кружков, потом на подготовительные курсы, постепенно ситуация налаживалась. Я поняла, что могу дружить. Я думала, что когда закончу школу, изгойству придёт конец.
Но я поступила в Университет - и началось! Сначала всё было хорошо, мы с девочками ходили вместе к метро, гуляли. Они несколько раз позвали меня куда-то - я отказалась. С 1 дня было понятно, что у нас полное несовпадение интересов. Меня интересует учёба и будущая карьера , а им охота погулять. Одна девочка пыталась пристрастить меня к модной одежде, но меня не интересуют наряды. Они говорят о парнях, о сексе , о свадьбе, о будущей семье , а у меня на 1 месте карьера. Они любят заниматься шоппингом, а я - нет.
Я не помню, когда это началось. Я не помню, как это началось. Я думаю, это начиналось постепенно. Но уже к концу 1 курса они меня тупо игнорировали, не звали на дни рождения, не ставили лайки к моим фото. Я не могу ни у кого попросить конспекты. Они предъявляют ко мне глупые претензии: "Не задавай вопросов, ты нам мешаешь!" или "Не ищи препода, если прошло 40 минут и более! Не искала бы - пошли бы домой". Смеются надо мной в открытую, особо не стесняясь моего присутствия. И вообще, когда я молчу, я для них - пустое место!
Может, проблема во мне? Может, я их провоцирую? Но я хочу исправить свою вину! И если не я - то кто виноват?
Подружится с ними, увы не удастся. Но что делать? Как сохранить нейтралитет? И как не стать изгоем в следующем коллективе?

Здравствуйте, Ольга!
А кем вы хотите стать в следующем коллективе? Хотите ли вы общаться с людьми? Хотите ли вы общаться с теми, кто на вас очень не похож и не разделяет ваши ценности? По интонациям вашего письма складывается ощущение, что вы чувствуете себя существом более высокого сорта, чем ваши одногруппницы. Вас интересует учеба и карьера - то, за чем и поступают в университет; а девушек больше волнует личная жизнь и реализация в отношениях и в семье .
Если для вас увлечение шоппингом - признак недоразвитости, то почему вам важна симпатия и расположение недоразвитых существ? Похоже, тут есть какое-то внутреннее противоречие. С одной стороны, вы ощущаете, что ваше поведение более разумно и правильно, с другой - как любой человек (люди социальные существа) нуждаетесь в общении, понимании, дружеских связях. Нейтралитет - это компромисс между этими противоречивыми мотивами, и не думаю, что он по-настоящему удовлетворит ваши потребности в общении и признании. Работа с психологом поможет вам разрешить это противоречие.

С уважением, Елена Ливач, психолог, Санкт-Петербург.

Хороший ответ 0 Плохой ответ 4

Ольга, это коллектив нужно выбирать ПОД СЕБЯ, а не строить себя под коллектив. Соглашусь, что выбрать полностью весь коллектив в университете - сложно. Но это легче будет сделать потом на работе, выбирая компанию в том числе и по тому, КТО там работает, если ставить в центр себя и свои потребности, а не "соцзаказ" других людей.

А сейчас - я больше чем уверен, что и на вашем факультете есть парочка "белых ворон". Они всегда есть - присмотритесь внимательно. Зачем вам пытаться встроиться в группу "обычных" девушек? Найдите таких же "изгоев" - они вам, скорее всего, окажутся куда более интересны, чем "большинство".

Но зачем-то вы пытаетесь подстроиться именно под это большинство. Видимо, вы не до конца уверены в том, что с вами "все в порядке"? И почему-то чувствуете вину за то, что не нравитесь большинству. А должны? Кто и когда сказал вам, что вам должно "поставить оценку" большинство, и только тогда вы будете считаться "социально-пригодной"? Это не так. Почитайте вот этот тренинг, там есть многие ответы на ваши вопросы:

http://psyhelp24.ru/kak-zavodit-dryzei/

С уважением,Несвитский Антон Михайлович, психолог Санкт-Петербург

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Ольга.

Проблема вашей своеобразной роли в коллективе, о которой вы пишете, очень серьезная. И проблема эта, исходя из вашего письма, существует уже давно. Одно можно сказать точно - сами того не замечая, вы что-то делаете, как-то провоцируете других, что такое отношение к вам возникает вновь. Видимо вам привычна именно такая роль в коллективе. Почему? Причин здесь может быть много и в этом нужно серьезно разбираться.
Вы спрашиваете что делать, как не стать изгоем в следующем коллективе? Дать ответ и универсальную рекомендацию вот так сразу, чтобы проблемы не стало в один миг, невозможно. Думаю, что если вы для себя определите, что нужно решить эту проблему, то вам стоит пообщаться со специалистом-психологом . Тогда можно будет не только понять причины, избежать подобной ситуации в следующих коллективах, но и изменить нынешние ваши отношения в Университете.

С уважением, психолог Алексей Богинцев (Санкт-Петербург)

Хороший ответ 1 Плохой ответ 3

Скорее всего это последствие эмоциональной травмы, из за котороый установился барьер между вами и и другими людьми. На неосознанном уровне было принято решение держаться от других людей на расстоянии, скорее всего в целях защиты.

Убрать это в любом случае можно. Может потребоваться всего 1-2 сеанса со специалистом, а может гораздо больше, все зависит от от глубины проблемы и от того, как она формировалась. Был ли единичный неприятный случай, который привел к такому результату - или же это систематический патерн взаимодействя с близкими, который зародился очень рано.

Из практических советом - освойте метод ДПДГ - информация есть в интернете, и прорабатывайте свои неприятные состояния с помощью этого метода. Есть еще довольно экзотический метод описный в книгах по EFT Гарри Крейга и Фреда Галло.

Я буду вести прием в Питере 7-8 декабря - можете обратиться ко мне. Даже за 1-2 раза можно добиться значительного успеха, вплоть до полного устранения проблемы. Как я сказал, тут много зависит от обстоятельств - но легче станет в любом случае. Мой телефон есть на моей страничке на сайте.

В любом случае, желаю вам успехов.

Голощапов Андрей Викторович, психолог Саратов

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1