Загадочный восток. Загадочный мир Востока Leave a comment

Сценарий познавательного и развлекательного внеклассного мероприятия «Загадочный Восток»

Мероприятие проходит в форме игры-путешествия по станциям.

Цели: ознакомить с культурой и бытом Востока; расширять кругозор учащихся; развивать творческие способности.

Оборудование : для создания восточного колорита необходимо красочно оформить станции.

«Восток - страна сказок» - в виде дворца в стиле «тысяча и одна ночь».

«Восток — страна мудрецов» - собрание старцев, несколько мудрецов сидят на пуфиках.

«Восток — страна купцов» - в виде восточного базара.

«Восток - прекрасная страна» — зеркало, тумба и пуфики.

«Восток - страна сокровищ» - в виде пещеры джиннов.

Ход мероприятия

Мероприятие можно провести как в одном классе, так и между классными коллективами, что позволит наладить и укрепить отношения между учащимися класса и параллели. Пять команд игроков соревнуются между собой за право обладания сокровищами Востока. Команды для эффективности лучше сделать сборные. При выполнении заданий на станции командам дается подсказка места расположения сокровища.

В начале игры участникам предлагают конкурс-разминку, за который команды получат подсказку, где находятся сокровища.

Конкурс-разминка

Оценивается полнота ответа и находчивость, юмор, оригинальность в изображении верблюда.

Восток - край таинственный и манящий, и, наверное, самое Притягательное в нем - это бескрайние песчаные дюны. Но как же по ним путешествовать? Назовите главное транспортное средство пустыни и изобразите его. (Их называют кораблями пустыни. И верно, долгое время домашние верблюды были незаменимым транспортом пустынь. Кто еще без пищи и воды под палящими лучами солнца может двигаться много дней подряд, преодолевая 80—90 км ежедневно? Верблюд - это выносливое животное, хорошо приспособлено для жизни в пустыне. На ногах у него толстые мозоли, и он не страдает от раскаленного солнцем песка. Шерсть густая и длинная, помогает переносить дневную жару и ночной холод. Верблюд очень нетребователен к пище. Он питается колючими кустарниками и травами, которые не едят другие животные. Но и эта скромная пища помогает накопить в горбах много жира. Расходуя этот запас, верблюд может несколько дней обходиться без пищи. Во многих местах верблюды и сейчас незаменимы. И не только как транспорт. Жители пустынь используют также молоко, шерсть, кожу верблюдов.)

Станция "Восток - страна сказок"

На этой станции командам предлагается вспомнить сказку, которая была бы связана с Востоком: герои, волшебные предметы, животные, места и поселения. И попробовать, выбрав ключевой момент в сказке, инсценировать его. Например, инсценировка отрывка из сказки о царе Шахрияре («Тысяча и одна ночь»).

Действующие лица

Рассказчик.

Шахразада.

Дуньязада.

Рассказчик. Царь Шахрияр на каждую ночь стал брать себе невинную девушку, а потом убивал ее. И так продолжалось в течение трех лет. Люди в ужасе бежали со своими дочерьми из города. Наконец в нем не осталось ни одной девушки на выданье. Так что, когда однажды царь приказал своему везирю привести, как обычно, девушку, тот стал искать, но не нашел. Везирь шел домой в мрачном настроении и думал.

Везирь . Как бы мне уйти теперь от царской немилости? У меня есть две дочери: старшая - Шахразада, она прочитала много книг и собрала тысячу летописных книг, относящихся к далеким временам, повествующих о поэтах и царях, и младшая - красавица Дуньязада.

Шахразада . Чем это ты, отец, озабочен и опечален? Расскажи не таясь.

Везирь. Долго, доченька, я служу царю Шахрияру и всегда выполнял его приказы, а сейчас не могу выполнить его волю.

Шахразада . Ради Аллаха, отец, выдай меня замуж за Шахрияра, и тогда я либо останусь жить, либо стану выкупом за дочерей мусульман и спасу их от гибели.

Везирь . Заклинаю тебя Аллахом, не следует подвергаться такой опасности!

Шахразада . Этому суждено быть.

Рассказчик. Смирившись, везирь нарядил ее и повел к царю Шахрияру. А перед этим Шахразада объяснила своей сестре, как та должна поступить.

Шахразада. Дуньязада, я приду к царю и вскоре пошлю за тобой, а ты, когда явишься и увидишь, что он уже со мной, попроси: «О, сестрица, поговори с нами и расскажи что-нибудь». В этом будет, по Аллаха соизволению, наше спасение.

Рассказчик . И вот везирь, отец Шахразады, пришел к царю. Увидев его, тот обрадовался и спросил ее.

Царь. Доставил ли ты мне то, что нужно?

Везирь . Да!

Рассказчик . Шахрияр тут же вошел к Шахразаде, но она заплакала, и он спросил ее.

Царь . Что с тобой?

Шахразада. О царь, у меня есть маленькая сестра, и я хочу с ней проститься.

Рассказчик. Тогда царь послал за Дуньязадой, и она, придя к сестре, обняла ее и села на полу возле ложа. Потом царь стал беседовать с Шахразадой. И тут Дуньязада попросила.

Дуньязада. Заклинаю тебя Аллахом, сестрица, расскажи нам что-нибудь, чтобы скорее кончилась эта ночь.

Шахразада . С любовью и охотой, если позволит мне достойнейший наш царь.

Рассказчик . Мучившийся бессонницей царь был рад послушать рассказ и позволил. С тех пор каждую ночь рассказывала Шахразада сказки царю и спасла от смерти многих невинных девушек.

Станция «Восток - страна мудрецов»

Восток - родина великих мудрецов и философов, ученых и поэтов.

Испытания, которые вас ждут, чтобы добыть следующую подсказку, будет на сообразительность и эрудицию.

Конкурс «Послание

В бутылке скрыто послание, если вы сумеете его расшифровать, то получите следующую подсказку.

РАСРАОРАКРАРРАОРАВРАИРАЩРААРА (Убрать слог РА.) ПОППОУПОСПОТПОЫПОНПОИПО (Убрать слог ПО.)

(Ответ-подсказка: сокровища пустыни.)

Конкурс знатоков

Что означают эти слова?

1. Чанг — это...

а) сосуд для хранения масла;

б) музыкальный инструмент;

в) сабля персидских стражников.

2. Дирхем-это...

а) площадь, на которой располагается восточный базар;

б) кувшин для воды, который носят на голове;

в) мелкая монета.

3. Диван - это...

а) сборник стихов или собрание мудрецов;

б) так называют на Востоке пожилых людей;

в) ложе паши.

4. Мечеть - это...

а) место, где собираются великие мудрецы;

б) мусульманский храм;

5. Чайхана-это...

а) сосуд для хранения чайного листа;

б) служанка при кухне;

в) чайная лавка.

Конкурс толкователей

Омар Хайям (1048-1131) - иранский поэт, философ, астроном, математик. Детство и юность провел в родном Нишапуре, крупном культурном центре Ирана. Учился в религиозной мусульманской школе, где готовили крупных чиновников для государственной службы. Занимаясь философией, физикой, астрономией, изучал также и Коран, математику, правоведение, знал в совершенстве арабский язык и арабскую литературу. Кроме того, владел основами стихосложения, был искусен в астрологии и врачевании. Поэзия Омара Хайяма проникнута духом философских исканий, стремлением к светлой, прекрасной жизни. Не раскрыв мучивших его тайн бытия, мудрец задал своим читателям множество неразрешимых вопросов, над которыми до сих пор бьются исследователи его поэзии. Земляки наградили его почетным званием «Царь философов Запада и Востока».

Что имел в виду Омар Хайям, написавший следующие строки?

Чем за общее счастье без толку страдать -

Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.

Лучше друга к себе привязать добротою,

Чем от пут человечество освобождать.

(Поэт дает мудрый совет: удели внимание близким людям, сделай их счастливыми, этим ты приблизишь счастье всего человечества.)

Будешь в обществе гордых ученых ослов,

Постарайся ослом притвориться без слов,

Ибо каждого, кто не осел, эти дурни

Обвиняют немедля в подрыве основ.

(Поэт считает, что многие люди упрямо не хотят признавать новых открытий, считая, что все в жизни уже открыто и изобретено.)

Некто мудрый внушал задремавшему мне:

«Просыпайся, счастливым не станешь во сне.

Великие, что знанья стяг взметнули,

Светилами поэзии сверкнули,

И те из тьмы не вырвались ночной -

Нам сказку рассказали и уснули».

(Поэт сетует, что человек часто бывает бессилен перед тайнами природы, как бы он ни стремился к знаниям.)

Разгадав правильно все загадки мудрецов Востока, учащиеся получают следующую подсказку.

Станция «Восток - страна купцов»

Караваны пришли в город, много богатого товара привезли они с собой. Восточный базар - это пряности, шелка, верблюды, золото, народ. Вот где мы сейчас.

Восточные купцы славились своим мастерством, попробуйте и вы продать следующие предметы:

Перегоревшая лампочка;

Сломанная ручка;

Пустая пластиковая бутылка;

Дырявый целлофановый пакет;

Старая открытка;

Расческа без зубцов.

Станция «Восток - прекрасная страна»

Жемчужиной Востока всегда считались местные красавицы: танец живота, пестрые наряды, замысловатые прически, расписанные хной руки и лица.

Задача команд - превратить одну из участниц в восточную красавицу.

Станция «Восток - страна сокровищ»

Все сокровища на Востоке охранялись, и чаще всего джиннами. Джинны очень опасны и умны, сокровища достанутся только тем, кто сумеет отгадать все загадки.

1. На них лучше не попадаться завучу, если вы прогуливаете в тот момент урок.

Судя по поговорке, если с них долой, то из сердца - вон! В старину их называли «очи». (Глаза.)

2. Говорят, что за него водят, если кто-то хитрит или обманывает. На нем можно «зарубить» себе параграф из учебника.

С ним остаются, когда попадают впросак. (Нос.)

3. На них обычно вешают лапшу.

Лучше слышно, когда они расположены на макушке.

На них наступил медведь тем, у кого нет музыкального слуха. (Уши.)

4. Говорят, что на таком расстоянии от смерти находятся в минуту опасности.

В минуты испуга они могут вставать дыбом.

Они - девичья краса. (Волосы.)

5. Когда человек мерзнет, они бывают синими.

В старину их называли «уста».

Если верить песне, они бывают бантиком. (Губы.)

6. Иногда они бывают ватными.

От страха они подкашиваются.

У моделей они от шеи. (Ноги.)

7. В них просят взять себя, когда человек нервничает или ведет себя неприемлемо.

Они бывают золотые, но при этом не имеют пробы.

Если все получается плохо, говорят, что они кривые. (Руки.)

Ребята получают последнюю подсказку и отправляются на поиски «сокровища».

В конце игры команды, помимо найденных ими "сокровищ Востока" получают шуточные призы (украшения, путевку «на ковре-само- jerne вокруг школы»... и т. д.).

Вчера вечером в кабинете Истинного Учителя Истины (то есть меня) раздался телефонный звонок, и ломающийся мужской голос сообщил мне, что я ничего не смыслю в жизни.

Вот как? - заинтересовался я.

Вы глумитесь над Практиками Востока, которым очень много лет... - насмешливо произнес ломающийся голос. - Вы в них совершенно не разбираетесь, хоть бы что-нибудь почитали из интереса. Такие псевдоучителя как вы приходят и уходят, а Восток был, есть и останется, когда про вас уже все забудут. Это всё, что я хотел вам сказать. Вы могли бы попробовать сами эти реально работающие техники... Продолжайте оставаться в своем неведении, пытайтесь вышучивать То, Что бесконечно Выше вашего понимания. Вы слепец, стоящий на одной ноге в дырявой лодке и воображающий, будто...

Я осторожно положил трубку на стол, чтобы дать юноше выговориться. А сам сходил к кофейнику, распечатал плитку белого шоколаду и стал думать.

Из всех загадок, которые несомненно таит в себе наша жизнь, наиболее загадочной является Загадка Загадочного Востока. Её можно сформулировать так: с какого перепугу область мира, задыхающаяся от нерешенных социальных, демографических и духовных проблем, от нищеты, коррупции, бесстыдной эксплуатации, антисанитарии, неграмотности, голода и неустроенности, страдающая одновременно комплексами неполноценности и жесточайшим расизмом, объявлена у нас в Старом Свете вместилищем некой мега-мудрости?

Дело тут, разумеется, не в самом Востоке. Синдром Загадочной Заграницы - это традиционная европейская болезнь, ей уже более двух с половиной тысяч лет. Конкретный адрес местности все время менялся, однако сама симпотматика оставалась неизменной. Считалось, что в (название местности) живет Реально Работающая Техника того, как сделать человека обычного - мега-человеком с нечеловеческими способностями. Неизменная привлекательность Загадочной Заграницы в том, что при несрабатывании Реально Работающей Техники всегда можно завернуться в Заграничные Термины или Восточные Притчи. Из ваших объяснений, почему ничего не получилось, всё равно никто ничего не поймет - но испуганно отстанут.

Самой первой Загадочной Заграницей в истории европейской цивилизации стал, конечно, Египет. Когда ученикам Пифагора понадобилось пропиарить его технику «восхождения души», они начали утверждать, что он перенял ее в Египте и Вавилоне. Спустя 200 лет на ту же тропу ступили герметики, объявившие свое учение переводом египетской Изумрудной Скрижали. Я не знаю, продавали ли они целебные маленькие пирамидки, но почему-то уверен, что да, и недешево.

Потом в моду еще много раз входили то Персия, то Сирия, то Междуречье. (Кстати, «вавилонские маги», давшие миру первого из добрых очкастых волшебников в остроконечной шляпе и с бородой - гофмановского Альпануса, а также его клонов - диснеевского Мерлина, Гэндальфа, Дамблдора и пр., - сообщили им свой облик и одежду.)

Христианство, будучи учением этическим и четко антимагическим, на какое-то время подрубило Загадочной Загранице бизнес. Однако уже в XV-XVI веках в ротацию вновь вошли старые хиты Египет и Вавилон. А когда в Европе образовался класс грамотных сытых людей, избавленных от необходимости бороться за свое социальное положение - за Тайными Техниками Востока встали в очередь.

Любопытно, кстати, что поначалу хранителями Мудрости Востока туристы, возвращавшиеся в Европу из круизов девятнадцатого столетия, объявили тех, до кого добрались - уличных фокусников. Время «йогинов и дервишей» пришло много позже «времени факиров». Однако раньше «времени даосов», «времени яки» и «времени вуду».

Сейчас мы переживаем всего лишь очередное обострение Загадочного Востока. Выглядит это, образно выражаясь, Марк Твеном наизнанку: среди потомков бравого янки из Коннектикута появляется бородатый мужик с посохом и объявляет, что он только что победил стоглавого великана одним заклинанием. Янки, раскрыв рот, млеют: надо же! Одним заклинанием!.. Никто не требует доказательств: ведь он и бородатый, и с посохом... Мерлин продает «кельтские магические техники» в 18 томах и открывает мастер-класс по руническому феншую, возглашая: «Хлопок одной рукой подобен луне в ведре!», «Перестань индульгировать свой нагваль, Карлос, люди смотрят», «Совы не то, чем они кажутся» или «Не познавшие дхармы не достигнут мокши!»

Но, друзья мои - примем всё это на веру. Как ни странно. Поверим: в Индии и вправду густо понатыканы Великие Учителя и Живые боги, по Китаю и Корее действительно бродят тысячелетние даосы с несокрушимой эрекцией, по Мексике автостопом передвигаются раздваивающиеся и превращающиеся в фауну брухо, в Тибете затаились Махатмы. Согласимся: всё так и есть.

Останется два нескромных вопроса:

  1. Если это «наука жизненной мудрости», то почему в странах, воспитанных на ней, так плохо живётся?
  2. Если это «реально работающие техники», то почему ни один европеец или американец, обучавшийся годами Загадкам Загадочного Востока, так и не привез никаких мега-результатов, кроме книг с многозначительными фразами и Заглавными Буквами?

Я не шучу.

Блаватская привезла «Разоблаченную Изиду» и неплохо продала.

Елена Рерих привезла «Листы Сада Мории» и все остальное, и неплохо продала.

Кастанеда притащил десять томов и неплохо продал.

Все, кто был в Индии и на Тибете, что-нибудь написали и неплохо продали.

Но никто из них почему-то так и не удосужился продемонстрировать ничего сверхчеловеческого. Более того: даже сами дети Востока, пересекая его условную границу с Западом, отчего-то теряют свои сверхчеловеческие качества. Далай-Лама гастролирует с лекциями, Ошо и Кастанеда ездили с лекциями, Ли Хунчжи ездит с лекциями, и все они бешеными темпами издаются и неплохо продаются.

Ну да. Они любят повторять, что «это тайное знание, и демонстрировать эти навыки нельзя». Описывать на словах, издавая миллионными тиражами, можно. А демонстрировать - ни-ни.

В остальном Знание Востока оказывает на Запад удивительно малое воздействие. Миллионы европейцев и американцев вот уже десятилетиями сидят в позах и дышат, повторяя «Ху» и «Фа». Но не сказать, что восточная гимнастика сделала их в чем-то качественно превосходящими тех, кто занимается гимнастикой обычной. Миллионы европейцев и американцев также медитируют по-восточному. Но пока ни один из медитировавших не одарил мир никакими культурными или научными прорывами.

При этом жителей мегаполисов продолжают бомбить Загадками Загадочного Востока не как гимнастикой и не как умственной дисциплиной. Им упорно продают сверхчеловеческое чудо - вечно оказывающееся либо за дверью, либо в потаённых комнатах, либо через десяток лет упорных занятий, либо безнадежно субъективным («Ты - летал, Карлос! Потому и тебя и стошнило на брюки», «Я научился находиться в состоянии оргазма в течение двадцати часов, при этом ясность сознания не теряется и эрекции нет! Могу передать свой опыт людям...»).

На самом же деле любой может убедиться: уравновешенные, здоровые, добрые, счастливые и приносящие пользу миру Практики Восточных Практик существуют почему-то только в анкетах на сайтах знакомств. В реальности знакомые о них философски вздыхают, а экс-супруги нервно ёжатся.

Я доел шоколад, допил кофе и поднял трубку.

И поэтому не важно, умерли даосы или нет. Они создали систему психофизического тренинга, имеющего влияние на развитие человека на многих уровнях. - вещал юноша. - И даже если умерли, то сделали это в более позднем возрасте, чем семяизвергающие...

С детских лет нам знакомы сказки, где события развиваются в далёком и загадочном мире Востока. Там всемогущий халиф в одежде бедняка, расхаживающий по ночным улицам Багдада, волшебная лампа Аладдина - символ исполнения желаний, ждинн, выпущенный из запечатанного сосуда, пещера, наполненная сокровищами разбойников, открывающаяся заветным словом, простолюдин, проснувшийся халифом на час и Синдбад-мореход, плывущий на край земли. Проходят годы, мы взрослеем, а этот мир так и остаётся для нас нераскрытой тайной, окутанной легендами.

А более полутора века назад в России была открыта «шкатулка» дивного, чудесного мира восточной поэзии. Стихотворцы X-XVI веков покорили мир глубиной заложенной мысли в своих творениях. И классическая ирано-таджикская поэзия занимает особое место в сокровищнице всемирной литературы. Она не только хранительница истории Востока, ни и неисчерпаемый кладезь восточной мудрости.

Восточная поэзия специфична. Кто-то её любит, кто-то её не понимает. Но никого она не оставляет
равнодушным. В чём же причина? Большая сложность и в то же время немалая притягательность персидско-таджикской поэзии - в существовании строго обусловленных канонических форм. Их надо было соблюдать ещё точнее, чем нормы итальянского сонета. Поэт зажат традицией в такие тесные рамки, что для самовыражения у него остаётся только одно средство - талант. Классическая персидско-таджикская поэзия существует как бы в трёх измерениях. Это поэтическая строка, миниатюра и каллиграфия. Восприятие стихов читателем усиливается благодаря тонкому пониманию оттеняющих и сопровождающих его искусств художника и каллиграфа, стихи живут единой жизнью с миниатюрами и каллиграфическим письмом. Поэтому, знакомясь с творениями поэтов Востока, надо суметь увидеть, прочувствовать и продумать то, что воспевается поэтом.

Попробуем это сделать вместе с Вами?

«ВТОРИЧНО НЕ ЦВЕТУТ УВЯДШИЕ ЦВЕТЫ…»

Четверостишия Омара Хайяма на устах у всех, кто любит поэзию. Такой известности не знают другие великие поэты Востока.

Чтоб мудро жизнь прожить, надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало ешь,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Омар Хайям знал жизнь во всех её проявлениях. Сын ремесленника, накопившего денег изготовлением простых палаток, чтобы отдать сына в ученье. Школьный друг, ставший визирем. Тайный орден. Место придворного астролога. Близость к властителю. Умение выжить при дворе после убийства покровителей. Математик, познавший Евклида и предвосхитивший Ньютона. Ловкий царедворец. Врач, поплатившейся придворной карьерой за неосторожно сказанное слово. Он провёл остаток жизни, учительствуя в школе родного городка, откуда когда-то начал свой путь. Он сумел понять жизнь и мир. И заключить жизнь и мир в четыре строки, поражающие всех мудростью поэзии и поэзией мудрости.

Джемшида чашу я искал, не зная сна,

Когда мной земля была обойдена,

От мужа мудрого узнал я, что напрасно

Так далеко ходил, - в моей душе она.

Бесстрашный спорщик с Богом, в стихе стремящийся к точной формуле, к афоризму, - таков Хайям, астролог и математик.

Ты к людям милосерд? Да нет же, не похоже!

Изгнал ты грешников из рая, отчего же?

Заслуга велика ль, послушного простить?

Прости ослушника, о, милосердный боже!

Благодаря Хайяму, во всём мире стала известна форма рубай. Это стихотворение, обычно афористичное, в котором рифмуются первая, вторая и четвёртая строка, иногда рифмуются все четыре строки.


Кумир мой, вылепил тебя таким, гончар,

Что перед тобой луна своих стыдится чар.

Другие к празднику себя пусть украшают,

Ты - праздник украшать собой имеешь дар.

Мы – цель и высшая вершина всей вселенной,

Мы – наилучшая краса юдоли бренной;

Коль мирозданья круг есть некое кольцо,

В нём, без сомнения, мы - камень драгоценный.

«О, ПЕРИ! Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ РАЗУМ СОКРУШЁН ТОБОЙ…»

Основоположником персидско-таджикской литературы считается Абуабдулло Рудаки (ум. в 941 г.) - родился неподалёку от Самарканда, значительную часть жизни провёл в Бухаре и под конец жизни, попав в опалу, вернулся в родной кишлак. Из огромного поэтического наследия Рудаки (130 тысяч или 1 миллион 300 тысяч бейтов - сообщение источников допускает двоякое толкование) сохранилось всего немногим более одной тысячи бейтов. Рудаки писал в самых разнообразных жанрах, главное же место в его творчестве занимали касыды с лирическими вступлениями.

О, пери! Я люблю тебя, мой разум сокрушён тобой,

Хоть раз обрадуй Рудаки, своё лицо ему открой.

Ужель так тягостно тебе открыть лицо, поцеловать

И так легко меня терзать, губить навеки мой покой?

Что для меня легко - тебе великим кажется трудом,

Что тяжело мне, то тебе забавой кажется пустой.

Таджикская народная поэзия проникнута всеобъемлющей любовью.

Коль знал бы я, когда захочешь ты прийти,

Рассыпал бы цветы жасмина на твоём пути,

Чтоб ты по лепесткам, любимая, ступала,

Чтоб восхищённых глаз не мог я отвести.

Ни солнцу, ни луне я без тебя не рада.

Ты - бархатный цветок, моих очей услада.

На свете не один такой, как ты, цветок,

Но сердцу моему других цветов не надо.

Поэты используют бесподобные сравнения: мужчина сравнивается с соколом, женщина - с горлинкой.

О, горлинка моя, ловлю тебя на слове,

Мои теперь и стан, и родинка, и брови.

Я соколом тебя прижму к своей груди

И пёрышку упасть не дам, клянусь любовью!

«ТЫ ПИРШЛА НАРАССВЕТЕ, ТОЧНО СИЯНЬЕ ДНЯ…»

Царица персидско-таджикской поэзии - газель. Это стихотворение, преимущественно лирическое, состоящее из двустиший - бейтов, которые связаны между собой рифмой. Рифма обязательна в каждом втором стихе и проходит через всё произведение.

Ты пришла на рассвете, точно сиянье дня,

И заарканила ловко локонами меня.

Дверь распахнула и стала, переступив порог,

Омер… Когда ж очнулся, глаз отвести не мог.

От твоего явленья благословенный миг!

Предо мной, как в тумане, плыл несравненный лик.

Взор, колдовски пьянящий, что нарцисса взор,

Томностью глаза газели ранили меня в упор.

Видя, как лик сияет, солнечный свет струя,

Блага земли и неба предал забвенью я.

Мне без него и услада - жалящее остриё.

Чашу протянешь с ядом, выпью, ликуя, её.

Вскрикнул: «Хосрову в ухо вдень, как рабу, кольцо,

Только бы вечно видеть мог я твоё лицо!»

Непревзойдённым мастером создания газелей считается Амир Хосров Дехлеви (1253-1325 гг.) - индо-персидский поэт, учёный, музыкант. Жил в Делийском султанате. Поэзия Амира Хосрова имела огромное значение в истории индийской, персидской и таджикской литератур.

Пришла, подобная Юсуфу, когда на ложе мук прилёг.

Амир Хосров Дехлеви (1253-1325 гг.)

В сожжённом сердце отыскала полусожжённый уголок.

Его заполнила печалью, и зарыдало сердце вновь,

Во мраке ночи с новой силой заговорила в нём любовь.

Уснули псы сторожевые, а сторож был, наверное, пьян,

И я до самого рассвета сжимал в объятиях дивный стан.

Я возносил хвалу кумиру, предав забвению намаз.

Что мне страшиться было неба, коль с уходящею луной

Прощался я, боясь, что снова печаль останется со мной?

И так со лба клеймо печали, как ни стараюсь, не сведу.

Оно начертано, должно быть, жестоким роком на роду.

Судьба позволила Хосрову к воде источника ступить,

Но передумала и не разрешила жажду утолить.

Отец Хосрова, Амир Сейф уд-Дин Махмуд, был одним из среднеазиатских командиров тюркского племени лачин. Его мать была уроженкой Индии. Амир Хосров служил придворным поэтом и хронистом. Ему принадлежит большое количество поэтических, литературоведческих и исторических сочинений. Лирика поэта собрана в пяти диванах: «Дар юности» (1272 г.), «Середина жизни» (1284 г.), «Полнота совершенства» (1293 г.), «Избранный остаток» (1316 г.) и «Предел совершенства» (1325 г.). Он создал десять поэм-дастанов, один из них на сюжет из жизни двора. Сохранились сборники стихов, загадок и поговорок на хинди, авторство которых приписывается Амиру Хосрову.

Считают, что бейт как самостоятельная форма в персидско-таджикской поэзии не встречается. Он лишь входил в состав газели или касыды. Но многие из бейтов цитировались более поздними поэтами и стали известны нам в разрозненной форме.

Довольны жизнью лишь глупцы. Они богатству рады.

Разумный в этом мире нищ, хоть под ногами клады.

* * *

Дервиш не тот, кто оборван. Рубищем тело прикрыв,

Сущность души не изменишь, коль не от сердца порыв.

* * *

Коль тебя корит соперник, принимай укор за лесть.

Коль твоё склоняют имя из-за пери, это - честь.

И сегодня не иссяк интерес к газелям Амира Хосрова Дехлеви, или рубайям Омара Хайяма. Восточная сказка, так ярко и образно нарисованная поэтами Востока, как и прежде, будоражит умы и покоряет сердца читателей. Мудрость Востока в сочетании с непревзойдённым мастерством воспевания женской красоты делают восточную поэзию всё более популярной в наше время. И у многих на устах такие имена персидских и таджикских поэтов классического периода, как: Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади, Хафиз, Джами и другие, азербайджанские поэты Хакани и Низами (писавших на фарси), а также персоязычные поэты Индии Амир Хосров Дехлеви.

Мы не ставили целью научный разбор поэзии Востока. Нами была предпринята попытка, на примере наиболее ярких её представителей, понять тот блистательный мир, сверкающий драгоценными камнями и яркими красками Востока, мир, знакомый с детства.

Елена Краснова. «Трудовая новь». 2010 г.

Загадочный Восток

Наши исследования показали, что больше, чем в какой-либо другой изученной нами стране, застенчивость распространена в Японии и на Тайване. 57 % опрошенных японцев и 53 % тайваньцев признали себя застенчивыми. Три четверти японцев расценивают застенчивость как серьезную проблему; свыше 90 % указывают, что считали себя застенчивыми в прошлом или считают в настоящем. По сравнению с представителями других национальностей японцы более склонны испытывать застенчивость практически в любой ситуации общения. У мужчин застенчивость возникает на фоне противоречия двух социальных установок – быть главой семьи и безусловно подчиняться любому авторитету. Среди японцев (и тайваньцев) гораздо больше застенчивых мужчин, чем женщин. В других исследованных нами культурах либо вообще не существует различий между полами в этом плане (как в Соединенных Штатах), либо женщины более застенчивы, чем мужчины (например, в Израиле, Мексике и Индии).

В восточных культурах наблюдается интересное противопоставление: с одной стороны застенчивость как нежелательная черта, с другой – традиционно поощряемые скромность и сдержанность. Японцы чаще других утверждают, что им нравится быть застенчивыми и они видят в этом определенные преимущества. Но таких все же лишь 20 % – безусловное меньшинство. Большинство студентов, заполнивших наш опросник, отметили, что считают застенчивость нежелательным свойством и не находят в ней ничего привлекательного. В этом, вероятно, получает отражение растущий протест молодого поколения против догм восточной системы ценностей.

Япония являет собой пример общества, порождающего застенчивость. Мои собственные наблюдения, подтвержденные данными моих восточных коллег и иных исследователей японской культуры, показали, что японский ребенок растет опутанным сетью культурных традиций, делающих застенчивость неизбежной. Процесс усвоения ребенком культурных ценностей тяжело поддается изучению: исследователи рискуют прийти к ложным интерпретациям. Тем не менее в ряде источников мы находим аналогичные выводы о влиянии японских культурных ценностей на процесс воспитания, а также о том, каким образом такого рода воспитание формирует застенчивость. В одной из наиболее интересных работ, посвященных изучению японских и американских детей (и их родителей) на протяжении их развития от трех месяцев до шести лет, говорится:

«По сравнению с японцами американцы более активны, независимы, открыты в проявлении эмоций и более приспособлены к функциональному манипулированию как физической, так и социальной средой».

Эмоциональный самоконтроль, запрет на самовыражение, подчеркнутое внимание ко всякого рода правилам и ритуалам не только тормозят активность и самостоятельность, по и препятствуют приемлемому проявлению тревоги и гнева. Японец, страдающий психическим недугом, склонен видеть источник заболевания в самом себе, и поэтому свои негативные эмоции он направляет на себя. Направление эмоций вовнутрь стимулируется и иными культурными ценностями, такими как чувство долга (гири ), выполнение своих обязательств, покорное и уважительное поведение по отношению к вышестоящим лицам, самоуничижение, личная ответственность за собственную неспособность жить согласно общественном нормам.

В основе развития японского характера лежит амаэ и чувство стыда. Амаэ зарождается как зависимость ребенка от матери, а затем пронизывает все части социальной структуры и позволяет управлять любыми формами общественного, политического и культурного поведения. Амаэ поощряет зависимость и безусловную лояльность по отношению ко всем, кто занимает более высокое положение, независимо от их способностей. Каждый должен терпеливо ждать того часа, когда его положительно оценят старшие, пусть даже не отличающиеся никакими талантами. Как рассказывал мне президент одной крупной японской фирмы, нетерпение и стремление выделиться не поощряются. Мудрым признается решение того администратора, который затормозит служебную карьеру «выскочки». Стремление к безопасности порождает пассивность, зависимость и крайнюю озабоченность по поводу того, как тебя оценят другие.

Другой механизм социального контроля – использование чувства стыда. Японец отдает много сил тому, чтобы избежать потенциально постыдной ситуации. Каждый шаг, который может быть негативно оценен другими, является возможным источником стыда как для самого человека, так и для его коллектива. Японец неотделим от своей команды – семьи, школы, группы сослуживцев и т. д. Лояльность по отношению к коллективу столь же сильна, как и обязанность поддерживать и укреплять его престиж. Пережитый стыд усугубляется сознанием ущерба, который ты нанес своей команде, поэтому ущерб необходимо компенсировать или же исключить свою падшую личность из коллектива, возможно, даже путем самоубийства. Нет такой неудачи, пусть и ничтожной с точки зрения иностранца, которая не могла бы послужить причиной самоубийства. Один игрок школьной бейсбольной команды покончил собой, допустив ошибку, приведшую к поражению в игре; несколько преподавателей колледжа добровольно ушли из жизни, после того как подверглись со стороны студентов критике за недостаточную компетентность.

Гийо Хатано пишет: «В японском языке слово “застенчивость” сродни слову “стыд”. Японцы впадают в застенчивость, когда боятся быть осмеянными». Таким образом, застенчивость поощряется как безопасный жизненный стиль. Это справедливо и по отношению к Тайваню.

Использование амаэ и чувства стыда позволяет коллективу контролировать поведение своих членов и предотвращать асоциальные действия и правонарушения (это касается и выходцев с Востока, живущих в Америке). Застенчивость поощряется обществом, но ее влияние на личную жизнь крайне негативно. Однако в континентальном Китае с застенчивостью научились эффективно бороться.

Из книги Секс в искусстве и в фантастике автора Бейлькин Михаил Меерович

Самый загадочный роман Набокова Подобно апостолу Петру, трижды отрёкшемуся от Христа, Владимир Набоков открещивался от своего героя и клеймил его девиацию, по крайней мере, тремя способами.Во-первых, он вложил покаянное самоосуждение в уста самого педофила: псевдоним

Из книги Пособие по выживанию автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег

2.15 Юго-восток Восток - дело тонкое… Товарищ Сухов Здесь сохранилась старинная семейная или клановая структура общества. Население - высокопримативно. Ранговый потенциал - различен у разных этносов. Иерархии - пирамидальные. Господствующая религия - ислам.

Из книги Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории [Синергетика – психология – прогнозирование] автора Назаретян Акоп Погосович

Из книги Говори! Ты это можешь автора Августова Ромена Теодоровна

Этот загадочный ребенок …Но есть ещё на свете У нас чудесные друзья, Которым имя - дети. На первый взгляд Сережа производит довольно-таки безотрадное впечатление. Рот постоянно открыт, язык изо рта вываливается, лицо - застывшая маска. Ему 9 лет, он не говорит ни слова.Что

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Другая любовь. Природа человека и гомосексуальность автора Клейн Лев Самуилович

1. Трансформация хирурга и загадочный Теннесси Здесь рассмотрены некоторые факторы, обычно способствующие направлению развития по гомосексуальному руслу, и их следствия. Выше приведены гипотезы о корнях гомосексуальности, в каждой из которых есть зерно истины, есть

Из книги Язык тела автора Антоненко Елена Юрьевна

Древний Восток «Восточной» принято называть культуру народов, имеющих неантичные культурные корни, в частности египетскую цивилизацию. Исследование Древнего Египта началось сравнительно недавно, в конце XVIII века. До этого знания о египетской культуре были хаотичны и не

Из книги Рональд Лэйнг. Между философией и психиатрией автора Власова Ольга Викторовна

Из книги Индивидуальные отношения [Теория и практика эмпатии] автора Курпатов Андрей Владимирович

Восток и индивидуальность Абсолютное достижение нашей цели может быть найдено только в отказе от всего… Гаутама Будда Анализируя восточный подход к определению индивидуальности, мы сталкиваемся со множеством трудностей. Например, разъясняя тот или иной вопрос,

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег

2.15 Юго-восток Восток – дело тонкое… Товарищ Сухов Здесь сохранилась старинная семейная или клановая структура общества. Население – высокопримативно. Ранговый потенциал – различен у разных этносов. Иерархии – пирамидальные. Господствующая религия – ислам.

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Менее известный, более загадочный сигнал Теперь дона Карлетта привела еще один интересный пример, который содержит в себе полезный прием: если вы зашли в тупик относительно структуры, попробуйте определить, с какими невербальными сигналами человек отождествляется, а с

Из книги Ваш персональный психолог. 44 практических совета на все случаи жизни автора Шабшин Илья

Загадочный парадокс Иногда мы сами себя не понимаем и сами себе удивляемся. «Почему так происходит, что с коллегами по работе и с малознакомыми людьми я общаюсь без проблем, уверенно, а с близким человеком иду на бесконечные уступки, не могу отстаивать свое мнение, молчу и

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 2 Мондиализм – неизвестный, но не загадочный В детстве я хотел стать тапером в борделе или политиком. Разница, по правде сказать, небольшая. Президент США Гарри Трумэн Мондиализм – социальное и общественное движение, очень влиятельное на Западе, особенно в США. В

Из книги Секс в кино и литературе автора Бейлькин Михаил Меерович

Загадочный Усама Бин Ладен Кто же он, превращенный в нового сатану Усама бин Мухаммад бин Авад бин Ладин? Он родился 10 марта 1957 года в семье богатых выходцев из Йемена. Усама – семнадцатый ребёнок из 52 детей строительного магната Мухамеда бин Ладена (1908–1967). У Мухаммада