Занятия по блокам дьенеша. Конспект нод по фэмп с логическими блоками дьенеша в средней группе на тему «путешествие в страну геометрических фигур. «Заселяем в домик»

Конспект НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе "Путешествие в страну геометрических фигур"

Виды детской деятельности:

познавательно-исследовательская, продуктивная, художественная, игровая, коммуникативная.

Цели:

  1. Закрепить различать и называть геометрические фигуры; основные признаки предметов: цвет, форму, величину.
  2. Развивать память, воображение, логическое мышление, сообразительность.
  3. Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, доброжелательные отношение друг другу.

Материалы и оборудование: ИКТ, блоки Дьенеша, карточки с заданиями, бумага, трафареты геометрических фигур, восковые мелки, письмо.

Ход занятия: Письмо

Дети играют на ковре. Воспитатель приносит письмо.

Воспт.: Дети, сегодня утром я получила письмо. Предлагаю открыть и прочесть его вместе. Согласны.

Воспт.: Хорошо. Вот что здесь написано: «Здравствуйте, дети. Мы жители города математических игр Формандия приглашаем вас на праздник Дня города. Приезжайте, очень ждем.» Ребята, поедем в гости?

Дети: Да-а.

Воспт: Хорошо, мы сегодня с вами поедем в волшебный город математических игр. А чтобы пойти в гости какое у нас должно быть настроение?

Дети: Хорошее...

Воспт.: А какое у вас настроение?

Дети: Хорошее

Воспт.: Отлично. Значит мы готовы отправиться в путь.

  • Поезд

Воспит.: Что же нам ещё нужно, чтобы добраться до города математических игр?

Дети: Транспорт.

Воспит.: Верно, город Формандия находится далеко. Я предлагаю добраться до него на поезде. И как вы все знаете, места в поезде пронумерованы. А номера вагонов необычные, а состоят из геометрических фигур. У каждого из вас также будут билеты, на которых отмечен ваш вагон, но они зашифрованы. Нам необходимо разгадать шифр и тогда мы узнаем под каким номером находится наш вагон. А чтобы было легче разгадать шир вспомним геометрические фигуры. (презентация геометрических фигур на компьютере) .

Воспит.: Все фигуры мы повторили. А теперь я раздам вам билеты, в которых зашифрован нужный номер вашего вагона. Но сначала мы немного потренируемся.

Дети расшифровывают на карточках номер вагона.

Воспит.: Отлично. Все разгадали шифр и узнали, какой нужен вагон. А теперь занимайте места. (Дети рассаживаются на стульчики-вагончики)

Воспит.: Дети, рассаживайтесь по вагонам. Осторожно, двери закрываются, поезд отправляется. (Слышится гудок и тихий стук колес поезда) . Чтобы не скучать в пути, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний» . (Игра «Четвертый лишний» из геометрических фигур)

  • Презентация-игра «Четвертый лишний»
  • Физкультминутка

Воспит.: Молодцы! Мы и в эту игру сыграли. А теперь пора немного передохнуть:

Мы шагаем друг за другом
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились. (Дети выполняют движения и считают.)

  • Классификация

Воспит.: Вот мы и приехали в город Математических игр. Но, к сожалению, оказалось все геометрические фигуры в этом городе перемешались и нам необходимо им помочь. (Игра «Классификация» по цветам, по величине, по форме)

  • Подарок

Воспит.: Вы очень хорошо справились со всеми трудностями и очень понравились жителям Формандии. А мы с вами должны им сделать подарок, ведь у них сегодня праздник. Какой же подарок самый лучший? Конечно тот, который мы сделаем своими руками. Для этого нам необходимо нарисовать одну из геометрических фигур и превратить её в какой-нибудь предмет. (дети под музыку и с помощью трафаретов рисуют понравившуюся геометрическую фигуру и с помощью восковых мелков превращают в какой-нибудь предмет)

Конспект методической разработки НОД «Игровое путешествие по сказке «Репка» (с блоками Дьенеша), старшая группа

Вся образовательная деятельность НОД «Игровое путешествие по сказке «Репка» построена на использовании технологии развивающего обучения З.Дьенеша и предусмотрена для организации регламентированной деятельности со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений.
Блоки Дьенеша представляют собой 48 геометрических фигур 3 основных цветов: красного, синего и желтого, 4 форм: круга, квадрата, прямоугольника и треугольника, двух размеров: большие и маленькие, двух свойств толщины: толстые и тонкие. Блоки можно начинать использовать с младшего дошкольного возраста.
В данном занятии систематизирован авторский опыт работы педагога: при проведении занятия используются авторские игры с блоками Дьенеша, авторская методика ознакомления с составом числа из двух меньших с помощью блоков Дьенеша и авторская физкультминутка с анимацией.
Непосредственно-образовательная деятельность построена в форме увлекательного путешествия по сказке. Реализуя сказочные задания, дошкольники выполняют игровые упражнения с блоками Дьенеша достаточно высокого уровня сложности.
На занятии используются методы, активизирующие познавательную активность дошкольников: проблемные ситуации, развивающие игры. Методы и приемы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка, предусмотрены ситуации выбора для дошкольников. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет предупреждать физическую утомляемость детей, возможную при высокой умственной активности детей дошкольного возраста. В процессе познавательной деятельности созданы условия для творческой активности детей, задействованы сенсорные сферы ребенка, эмоционально – волевая сфера.
Данная образовательная деятельность имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связанны общим содержанием и методикой. Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей, создание эмоционально-положительного фона, введение в игровую ситуацию и моделирование проблемной ситуации, вызывая интерес дошкольников на предстоящую деятельность.
В ходе занятия в процессе развивающих игр наблюдаются высокая насыщенность занятости детей при умственной деятельности достаточно высокого уровня сложности, активная смена видов деятельности и методов обучения и воспитания.
В завершении образовательной деятельности воспитателем предусмотрены рефлексия, подведение итогов познавательно-игровой деятельности и задания для последующей занятости родителей с детьми в домашних условиях с целью закрепления пройденного материала, что способствует целостности и эффективности образовательного процесса.
Все предложенные игры, а также методику ознакомления с составом числа можно использовать как фрагменты других занятий, как совместную с педагогом, а в дальнейшем и самостоятельную деятельность детей для развития логического мышления, психических функций внимания, памяти, восприятия, речи, а также формирования мыслительных умений и способностей старших дошкольников.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений».
Интеграция ОО: «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира», «Речевое развитие», «Физическое развитие, «Социально-коммуникативное развитие».
Программное содержание:
Цель:
Развитие логического мышления и психических функций внимания, памяти, восприятия, речи; формирование мыслительных умений и способностей.
Задачи:
Образовательные задачи:

1) Закрепить состав числа 6 из двух меньших.
2)Упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию (в том числе со знаком отрицания); соотносить размер объекта с размером геометрических фигур.
3)Упражнять в арифметических действиях сложения в пределах 6.
4) Систематизировать представления детей о родословной, генеалогическом древе.
5) Познакомить с профессией дизайнера одежды.
6) Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающие задачи:
1) Развивать логическое мышление и творческое воображение, способность к моделированию и конструированию в играх с блоками Дьенеша.
2) Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
3) Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
4) Развивать внимание, память, воображение, речь, творчество, наблюдательность, познавательный интерес.
5) Продолжать формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов по 4 признакам: цвету, форме, размеру и толщине, находить общее свойство совокупности.
6) Совершенствовать стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи; пополнение словаря: родословная, генеалогическое древо, эскиз, дизайнер.
Воспитательные задачи:
1) Содействовать поддержанию интереса к математике, к развивающим играм с блоками Дьенеша.
2) Воспитывать интерес к изучению своей родословной, желание создать генеалогическое древо своей семьи.
3) Воспитывать любознательность, интерес к профессии дизайнера
4) Воспитывать сочувствие, сострадание, уважение друг к другу, желание помочь.
5) Формировать умение действовать в коллективе сообща, воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность.
Оборудование: Видео и аудио сопровождение: аудиозапись музыки Э. Грига «Утро», мультимедийная презентация «Игровое путешествие по сказке «Репка»; авторская физкультминутка с эффектами анимации «Репка».
Материал: Демонстрационный: магнитная доска, блоки Дьенеша, плакат «Состав числа 6», плоскостные изображения блоков Дьенеша, цифры 1-6, письмо, схема к игре «Найди нужную фигуру», толстый большой синий квадрат, тонкий большой синий прямоугольник, картинки «Платье», «Брючный костюм», «Костюм с юбкой», фотоаппарат, картинки «Генеалогическое древо» и «Математическое генеалогическое древо».
Раздаточный: блоки Дьенеша, силуэты одежды с изображением символов блоков Дьенеша на вороте, рукавах и нижней части; силуэты ведерок и рыбок, схемы «Поймай рыбку», шаблоны генеалогического древа.
Предшествующая работа: дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми с замедленным темпом развития, беседы о родословной и генеалогическом древе, рассматривание репродукции картины З.Серебряковой «На террасе в Харькове», чтение энциклопедии «Хочу всё знать» (раздел о генеалогическом древе)
Форма проведения: совместная деятельность1 Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона занятия. Введение в игровую ситуацию. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Придумано кем–то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро! – солнцу и птицам,
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Дети, сегодня утром почтальон доставил мне письмо для детского сада. Давайте его прочитаем: «Дорогие дети! Помогите мне, пожалуйста, составить генеалогическое древо. Я в большом затруднении, потому что даже не знаю, что это такое. Одна надежда на вас. Выручите меня, пожалуйста. Заранее благодарна, Ваша Мышка» Что будем делать?
Воспитатель: Конечно же, надо помочь. Но как нам это сделать, ведь мы не знаем, из какой сказки Мышка? Скажите, дети, в каких сказках встречается мышка? Действительно, сказок, героиней которых является мышка, немало, как бы не ошибиться. Давайте воспользуемся подсказкой.


Воспитатель: (показывает детям схему к игре «Найди нужную фигуру») Нам надо найти фигуру, которая соответствует какому числу? Да, числу 6. Давайте посчитаем, в каком ряду шесть фигур. Сколько фигур в первом верхнем ряду? Сколько фигур во втором? Сколько – в третьем? Верно, 6 фигур в третьем ряду. Какая наша фигура будет по толщине? Да, толстая. А по размеру? Совершенно верно, большая. По цвету она должна быть не… Да, не желтая и не красная, значит, синяя. И по форме она будет не круглая и не треугольная… Правильно, квадратная или прямоугольная. Таким образом, какую фигуру мы ищем? Да, конечно же, толстый большой синий квадрат или прямоугольник. И расположен он… Верно, на подоконнике. А на подоконнике 2 фигуры (выбор детьми нужной фигуры).
Воспитатель: Дети, на квадрате загадка:
В сказке жили, не тужили:
Дедка, бабка, внучка, Жучка,
Также кошка, еще мышка.
Дружно вместе сообща
Репку вытянули не спеша.
Конечно же, это сказка «Репка». Итак. Начинаем путешествие в сказку «Репка».
Воспитатель: Давайте вспомним начало сказки.
Дети: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть: тянет - потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку». Воспитатель: А бабка говорит: «Я тебе, дед, обязательно помогу, но только после того, как ребята посчитают, сколько всего героев в нашей сказке?»

3.Авторская методика ознакомления с составом числа 6 из двух меньших с помощью блоков Дьенеша.
Воспитатель:
Дети, сколько всего героев в сказке «Репка»? Совершенно, верно, 6. Давайте обозначим число цифрой (выкладываю цифру 6 на магнитной доске).
Разделение фигур по размеру. Как еще можно разделить героев сказки по размеру? Сколько у нас маленьких героев? Да, одна мышка. Фигурой какого размера покажем мышку? Совершенно верно, маленьким треугольником. Обозначим число цифрой (выкладываю маленькую фигуру во второй ряд слева; ниже, в третий ряд – цифру 1). А сколько всего героев не маленького размера?. Конечно, 5, отметим их фигурами какого размера? Безусловно, большими фигурами. Обозначим число цифрой (выкладываю большие фигуры во второй ряд справа, цифру – в третий ряд). Значит, 6 – это сколько и сколько? Да, 1 и 5.


Разделение фигур по цвету. Как еще можно разделить героев сказки на группы? Да, по возрасту. Сколько у нас немолодых героев? Верно, двое: бабка и дедка. Предлагаю обозначить их синим цветом. Сколько синих фигур мы возьмем? А сколько в сказке молодых героев? Конечно, 4. Их мы обозначим… Да, красным цветом. Кто хочет разложить фигуры у доски? (ребенок выкладывает блоки и цифры с помощью взрослого). Значит, 6 – это 2 и 4.


Разделение фигур по форме. По какому признаку можно разделить героев сказки «Репка»? Да, на людей и на животных.. Какой формой мы отметим людей? Сколько всего кругов нам понадобится? Какой формой мы обозначим животных? Сколько треугольников мы возьмем? (выкладывание фигур и цифр ребенком у доски). Значит, 6 – это 3 и 3.


Давайте повторим, 6 – это 1 и 5, 2 и 4, 3 и3. (по схеме «Состав числа»)
Воспитатель: Молодцы, путешествуем дальше. Кто хочет продолжить сказку?
Дети: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку»
Воспитатель: А внучка говорит: «С удовольствием помогу, но только после того, как вы поможете мне украсить мне наряд к празднику".

4.Авторская игра с блоками Дьенеша «Мастерская дизайнера» (работа с раздаточным материалом) Воспитатель: Сейчас мы отправляемся в мастерскую дизайнера одежды. Вы знаете, кто такой дизайнер одежды? Дизайнер одежды - это человек, который придумывает новые модели одежды, помогает нам стать красивее. Согласитесь, было бы очень скучно, если бы все ходили в одинаковой одежде. Вот и внучку мы сейчас порадуем и изготовим ей новые образцы одежды. Внучке можно помочь украсить на выбор платье, блузку с юбкой и жакет с брюками. Давайте внимательно рассмотрим ваши эскизы одежды. Эскиз – это рисунок одежды, по которому в мастерской изготовят новые красивые наряды. Итак, нам нужно украсить ворот одежды, рукава, и, наконец, подол платья, юбки или брюк. Все понятно?


Воспитатель: Теперь вы должны выбрать, в какую дизайнерскую мастерскую вы отправитесь. Я вам предлагаю стать дизайнерами платья, брючного комплекта и костюма с юбкой. Выбор за вами.
(Дети выбирают дизайнерское направление и украшают одежду по схеме)
Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько одежды вы украсили. Внучка благодарит вас. А это значит, что сказка продолжается, помогайте, ребята.
Дети: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку».
Воспитатель : Жучка охотно прибежала на помощь, но прежде чем начать работать, предлагает всем вместе с ней потанцевать.

5. Авторская физкультминутка с эффектом анимации «Репка».
6.Авторская игра с блоками Дьенеша «Подводное царство»
Воспитатель:
Кто хочет дальше продолжить сказку?
Дети: «Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку».
Воспитатель: Но кошка прибежать не может, так как очень голодна. Предлагаю помочь кошке поймать рыбок в реке к обеду. Вот вам ведерки, в которые вы должны поймать рыбок в соответствии с символами.


(Дети самостоятельно находят рыбок в соответствии с символами, задания предлагаются разной степени сложности в зависимости от уровня развития детей)
Воспитатель: Молодцы, хороший улов получился. Кошка наелась и готова тянуть репку. А мы продолжаем путешествие по сказке.
Дети: «Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку».
Воспитатель: Мышка прибежала и предлагает вам помочь ей составить генеалогическое древо семьи. Кто скажет, что такое генеалогическое древо? Правильно, это родословная семьи. С давних времен у людей существовал обычай вести свою родословную. О чем рассказывает родословная? Правильно, родословная рассказывает о своей семье, родственниках и об истории семьи - предках. Ребята, как вы думаете, должны ли дети знать историю своей семьи? Для чего нужно знать историю своей семьи?
Воспитатель: Посмотрите на рисунок. Здесь родословная показана в форме генеалогического древа.

7.Авторская игра с блоками Дьенеша «Составим генеалогическое древо»
Воспитатель:
Давайте попробуем составить генеалогическое древо Мышки с помощью волшебных блоков.
Воспитатель: Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную своей семьи? У дерева есть крепкие, глубокие корни. Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Почему родословную начинают составлять с дедушки и бабушки? (потому что они самые старшие в семье). Именно благодаря им у нас появились дружные и крепкие семьи. Какой фигурой мы обозначим дедушку? (большим толстым синим прямоугольником). А бабушку? (большим красным толстым кругом). Почему?
Воспитатель: Далее. У дерева есть крепкий, высокий ствол, от него вправо и влево отходят ветви: на них расположены наши любимые… Совершенно верно, мамы и папы, дяди и тети. Какую фигуру мы выберем для папы Мышки? (большой синий тонкий прямоугольник или квадрат) А для ее мамы? (большой тонкий треугольник красного или желтого цветов). Прочему мы выбрали именно эти фигуры?
И, наконец, на вершине дерева, на самых ее молоденьких веточках, находятся… Конечно же, дети. Какую фигуру мы возьмем для обозначения дочки Мышки? (маленький тонкий треугольник красного или желтого цветов). А для ее брата Мышонка? (маленький синий тонкий прямоугольник или квадрат). Почему мы сделали такой выбор?


Воспитатель: (фотографирует генеалогическое древо семьи и показывает картинку с изображением генеалогического древа детям) Молодцы. Мы с вами составили математическое генеалогическое древо семьи Мышки. И самое главное, мы выполнили просьбу нашей Мышки и отправим ей фото нашего генеалогического древа.
Воспитатель: Таким образом, каждый ярус генеалогического древа указывает на одно поколение: поколение кого? (дедушек и бабушек, родителей, детей) Этой традиции нужно обязательно следовать, стараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.
Воспитатель: А наша сказка близка к завершению. Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли. Как вы думаете, почему они смогли вытянуть репку? (Тянули все вместе, дружно, они жили большой и дружной семьей). И мы сейчас будем дружной семьей.
8. Пальчиковая игра «Дружная семья»
Раз, два, три, четыре –
Кто у нас живёт в квартире.
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!

10. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми. Формирование навыков самооценки. Формирование коммуникативных навыков.
Воспитатель:
Понравилось вам наше путешествие по сказке «Репка»? Чем мы занимались во время нашего путешествия? Что нового узнали? Что такое генеалогическое древо? Кто такой дизайнер одежды? Зачем нужен эскиз дизайнеру? Чему научились? Что вам больше всего понравилось и запомнилось? С какими трудностями вы встретились?
Воспитатель: Вот мы и выполнили просьбу нашей Мышки. На память о нашем путешествии она вам дарит шаблоны генеалогического древа, чтобы вы дома вместе с родителями смогли составить свою родословную и познакомить нас с нею. Узнайте побольше о своих предках, нарисуйте их, наклейте фотографии, подпишите с помощью родителей. Мы обязательно устроим выставку ваших генеалогических древ и вы познакомите нас со своими предками. До новых путешествий.

Литература:
1. Б.Б. Финкельштейн. Давайте вместе поиграем. - Санкт-Петербург: Корвет, 2001.
2. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2000.

Приложение 1

Методика ознакомления с составом числа из двух меньших с помощью блоков Дьенеша

Материал: блоки Дьенеша, отличающиеся по 3-4 признакам (количество соответствует числу, с составом которого происходит ознакомление), цифры, схема «Состав числа».
Содержание : 1. Разделение фигур по размеру.
2.Разделение фигур по цвету.
3.Разделение фигур по форме.
4.Разделение фигур по толщине.
Ознакомление с составом числа 9 из двух меньших. Материал: блоки Дьенеша: 2 больших красных толстых круга, 2 маленьких тонких красных круга, 2 маленьких толстых синих круга, маленький синий тонкий круг, маленький красный тонкий квадрат; цифры 1 - 8, схема «Состав числа 8» .
Содержание: Дети, сколько всего блоков? Давайте обозначим число цифрой (выкладываю цифру). Чем отличаются фигуры? Как можно разделить блоки на группы? (по цвету, форме и размеру)
Разделение фигур по форме. По какому признаку можно разделить блоки? Да, по форме. Сколько квадратов? Обозначим число цифрой 1 (выкладываю квадрат во второй ряд; ниже, в третий ряд – цифру 1). А сколько всего кругов? Обозначим число цифрой 7 (выкладываю круги во второй ряд, цифру – в третий ряд). Значит, 8 – это 1 и 7.
Разделение фигур по размеру. Как еще можно разделить блоки? Сколько всего больших фигур? Обозначим число цифрой (выкладываю большую фигуру во второй ряд; ниже, в третий ряд - цифру). А сколько всего маленьких фигур? Обозначим число цифрой (выкладываю маленькие фигуры во второй ряд, цифру – в третий ряд)
Разделение фигур по цвету. Как еще можно разделить фигуры на группы? Да, по цвету. Сколько красных фигур? А сколько синих? (ребенок выкладывает блоки и цифры с помощью взрослого). Значит, 6 – это 2 и 4.
Разделение фигур по форме . Ещё по какому признаку можно разделить блоки? Да, по форме. Сколько кругов? А сколько квадратов? (выкладывает ребенок, дети исправляют недочеты). Значит, 6 – это 3 и 3.
Разделение фигур по толщине . А по-другому можно разделить фигуры? Правильно, по толщине. Сколько тонких фигур? А толстых? (выкладывает ребенок, самопроверка). Значит, 6 – это 4 и 2.
Давайте повторим, 6 – это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3 (по схеме «Состав числа»)Игра «Мастерская дизайнера»
Возрастная категория : старший дошкольный возраст.
Цель: Учить украшать одежду по заданным правилам и алгоритму, упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию; развивать логическое и комбинаторное мышление и творческое воображение, внимание, способность к декодированию информации и моделированию.
Материал: блоки Дьенеша, силуэты одежды с изображением символов блоков Дьенеша на вороте, рукавах и нижней части, карточки с символами свойств (цвет, форма, размер, толщина) и символами отрицания этих свойств.
Игровое правило: Украшать ворот, низ рукавов и низ одежды по заданным свойствам.
Варианты игры: Самостоятельно задавать свойства украшения одежды.
Украшать одежду в другом дизайне (пояс, по центру сверху-вниз, по всей поверхности одежды, в одном цвете (форме, размеру) и др.
После украшения одежды преобразовывать, изменяя 1-4 заданных свойства.

Игра «Подводное царство»
Возрастная категория : старший дошкольный возраст.
Цель: Упражнять в систематизации и классификации рыб по 4 свойствам (цвет, форма, размер, толщина), развивать логическое мышление, творческое воображение, способность к моделированию и конструированию, умение рассуждать, доказывать.
Материал: 48 рыбок (каждый элемент, подобно логическим блокам Дьенеша, характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной), ведерки красного, синего и желтого цветов, макет водоема, карточки с символами свойств (цвет, форма, размер, толщина) и символами отрицания этих свойств.
Игровое правило: Располагать пойманных рыбок в ведерки в соответствии с карточками-символами.
Варианты игры: «Превращать» рыбок, заменяя карточки на ведерке другими символами.
Последовательно изменять рыбок, используя схему со стрелкой разной степени сложности.
Превращение рыбок при попадании в другое ведерко, изменяя 1-4 заданных свойства, используя блоки Дьенеша или символы блоков.

Конспект ООД с блоками Дьенеша в старшей группе «Нолик в гостях у ребят».

Тип занятия: интегрированное (развивающая игра-развлечение).

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Раздел: общеобразовательная деятельность: «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем».

Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий.

Программные задачи:

Образовательные:

Систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений (эталоны геометрических фигур), посредством дидактических игр и игровых заданий.

Обобщать знания: о геометрических фигурах - треугольнике, круге, прямоугольнике, квадрате; в умение различать фигуры по форме, цвету, размеру, толщине.

Закреплять умение изображать и выкладывать предмет из геометрических фигур, с помощью конструктивных средств, состоящей из нескольких частей..

Поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.

Упражнять в умении работать со схемами, по воображению.

Учить эмоционально воспринимать и оценивать свою работу и работы своих товарищей, радоваться успеху, исправлять ошибки.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, внимание, память, практически- действенное мышление, сообразительность, умение производить логические операции.

Способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речь, навыков свободного общения со взрослым.

Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, фантазию.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе.

Развивать умение выполнять задания в группе и подгруппе сверстников, активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

Воспитательные:

Воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности и художественно - эстетическому труду.

Воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий.

Воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Предварительная работа воспитателя: составление конспекта занятия, изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, подбор музыкальных рингтонов, изготовить схемы, геометрические фигуры из бумаги; подбор оборудования, оформление группы.

Предварительная работа с детьми: игры-беседы по активизации эмоционально-мыслительных процессов, отгадывание загадок, рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры», логические игры и упражнения с блоками Дьенеша: «Найди клад», «Найди пару»; индивидуальные занятия, аппликация из геометрических фигур; геометрическое конструирование на плоскости (плоскостное моделирование): «Сложи узор».

Формы организации ООД воспитанников с учетом интеграции образовательных областей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: актуализация чувственного опыта- сюрпризный момент, ориентирование в пространстве в процессе передвижения, решение проблемной ситуации, взаимодействие с героем в игровой форме, развивающая игра, гимнастику для глаз, дидактическая игра, беседа, физ. минутка, продуктивная деятельность.

Используемые методы, приемы и технологии: проблемный (помочь найти мультипликационного персонажа); игровая мотивация (использование сюрпризных моментов (появление героя и предметов), дидактическая игра и упражнение; словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, использование художественного слова, оценка деятельности детей); продуктивные методы (практические): конструирование; физ. минутка; поощрение; анализ ООД.

Виды детской деятельности: игровая (аудиозапись, дидактические, развивающие и логические игры), продуктивная (аппликация, конструирование), коммуникативная (беседа), двигательная (ориентирование в пространстве, физ. минутка).

Словарная работа (закрепление терминов): одинаковые, разные, а так же названия форм, размера, цвета, толщины.

Материал и оборудование:

Раздаточный материал: печатные карточки-задания с заданием.

Дидактические средства (демонстрационный материал): кукла Нолик (из м/ф «Фиксики»); учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», мольберт, изображение мультипликационных персонажей Фиксиков, рюкзак, печатные карточки со схемами, воздушный шарик; палки гимнастические.

Оборудование: аудиозапись отрывка песни из мультипликационного фильма «Фиксики», запись рингтона СМС сообщения «К телефону подойди», мобильный телефон, фотоаппарат.

Ожидаемый результат:

Развитие элементарных математических способностей, представлений о параметрах «большой - маленький», «толстый - тонкий»

Знания о форме, размере, цвете, толщине геометрических фигурах; умение изображать и выкладывать рисунок из геометрических фигур, с помощью конструктивных средств.

Интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности.

Навыки культуры речевого общения, совершенствования нравственного отношения к окружающему, умение работать коллективно.

Ход занятия:

Воспитатель:Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им доброго дня. Хорошо, когда в дом приходят гости. Но это еще не все, у вас сегодня будет еще гость, попробуйте догадаться, кто это.

(звучит аудио запись из мультипликационного фильма «Фиксики» )

Воспитатель: Ребята, кто же этот гость?

Дети: Это Фиксики?

Воспитатель: Да, Фиксики - это человечки, которые живут в разных приборах, вещах созданных руками человека. Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – растопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы. Фиксики часто пользуются особым знаком, который украшает их одежду, рабочие инструменты и средства передвижения.

А может Фиксик уже здесь, давайте сделаем упражнение для глаз и может мы его увидем.

Физминутка для глаз «Где же Фиксики?»

Надо глазкам отдых дать, будем быстро мы моргать. (Быстро моргать)

Раз, два, три, четыре, пять, будем Фиксиков искать.

Глазки пускай в потолок поглядят. (Посмотреть вверх)

Головки опустим – на стол поглядим. (Вниз)

И снова наверх – где там Фиксик бежит? (Вверх)

И по кругу поглядим.

Мы глаза закроем ладошками.

Снова глазки мы откроем, на работу их настроим.

В момент, когда дети закрывают глаза, воспитатель достает игрушку Нолика и ставит его на стол.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с Ноликом по Фиксиковски.

Дети: Здравствуй, Нолик! (показать ладонь с тремя пальцами).

Нолик: Привет, я Нолик.

Воспитатель: Ребята, я пригласила Нолика к нам в группу, чтобы он познакомился с Вами и мы подружились.

Нолик: Теперь мы друзья, только это секрет.

(Звучит аудио сигнал «Компьютерный вирус»)

Нолик чем-то огорчен.

Воспитатель: Пока мы делали гимнастику для глаз, Нолик где-то в группе положил свой помогатор. А сейчас вирусная программа сделала его невидимым. Ребята давайте поможем Нолику уничтожить компьютерный вирус. Так как это вирус не человеческий, от которого люди болеют гриппом, а компьютерный математический, то и удалять его будем при помощи математических блоков Дьенеша. Давайте расскажем Нолику, что такое блоки Дьенеша.

Дети: Это геометрические фигуры, которые отличаются по форме, цвету и размеру и толщине.

ЗАДАНИЕ 1

«Найди нужную фигуру». Индивидуальная работа по картам – схемам.

Воспитатель: Мы нашли нужные элементы вирусной программы. Теперь нужно собрать их в определенной последовательности.

ЗАДАНИЕ 2

«Сложи цепочку из геометрических фигур по схеме». Коллективная работа по схеме.

Вирус отключен Дети находят помогатор.

Воспитатель: Ребята, для чего нужен помогатор? А что у него внутри? (Инструменты).А какие инструменты вы знаете? А для чего они нужны? (Ответы детей).

Физкультминутка «Помогатор».

Нолик: Мне Очень понравилось играть с блоками Дьенеша. Мы с Симкой любим раскладывать инструменты.

Воспитатель:А наши ребята любят раскладывать блоки по секторам.

ЗАДАНИЕ 3 «Положи фигуры в нужный сектор». Дети делятся на две команды, выбирают капитана. Раскладывают фигуры в нужный сектор «большой – маленький, толстый - тонкий». Капитан проверяет правильность выполнения задания.

Нолик: А когда мы работаем с Симкой, например я ремонтирую телефон, а Симка – холодильник, то нам бывает нужно разделить инструменты. Некоторые нужны мне для работы, некоторые – Симке, а некоторые и мне, и ей.

Воспитатель:А наши ребята любят раскладывать блоки в обручи.

ЗАДАНИЕ 4 «Разложи блоки в обручи».

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы, чтобы Фиксики жили у нас в детском саду? Давайте попробуем расселить их в разные группы.

ЗАДАНИЕ 5 «Рассели жильцов в дом».

Нолик: Мне так у Вас понравилось, но я очень задержался у Вас в саду и Симка будет очень сердиться.

Воспитатель: Я, кажется знаю, что нужно делать, Что любят девочки? (Играть в куклы). Давайте мы сложим для Симки Веселую куколку, сфотографируем ее, она увидит фотографию – улыбнется, а когда человек улыбается, он не может сердиться.

ЗАДАНИЕ 6 «Кукла для Симки»

Самостоятельная деятельность детей с демонстрационным материалом (повторение и закрепление знаний).

Конструирование «Кукла для Симки».

Нолик: Приступайте к заданию.

Дети: (самостоятельная работа) .

Воспитатель подходит к столам поочередно и стимулирует самостоятельную творческую деятельность детей.

Воспитатель: Молодцы! Давайте подойдем и посмотрим, друг у друга, какие замечательные у нас получились куклы.

Нолик: Я думаю, что Симке они тоже понравятся.

Воспитатель достает из Рюкзака-помогатора фотоаппарат и передает Нолику. Нолик фотографирует работы детей и прощается с ними.

Нолик: ТЫДЫЩ, ребята! До свидания! Я обязательно передам Симке фотографии ваших работ! С вами было очень интересно!

Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия- обобщение знаний).

Воспитатель приглашает детей встать в центре комнаты в круг.

Воспитатель обращается к детям: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы такие молодцы, столько заданий выполнили! Ребята, а кто был у нас в гостях, из какого мультфильма?

Ответы детей.

Воспитатель: У меня в руках воздушный шарик, передавая его друг другу, я хочу, чтобы вы рассказали, что мы делали сегодня на занятии? Что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей: Играли в игры с геометрическими фигурами блоками Дьенеша, делали подарок «Куклу для Симки», играли с Ноликом и т.д.

Воспитатель: Вы сегодня справились с заданиями и помогли Нолику понять, как надо дружно играть вместе. А теперь нам нужно попрощаться с нашими гостями!

Дети: До свидания!


Программное содержание:

Помочь научиться правильно называть части, на которые обручи делят плоскость; закрепить названия времен года, обратный счет, умение кодировать и декодировать блоки по четырем свойствам (цвет, форма, величина, толщина); развивать умение классифицировать предметы по четырем свойствам; умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать мышление, внимание, воображение; воспитывать дружеские взаимоотношения, бережное отношение к методическим пособиям, самостоятельность; доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Материалы к занятию:

Иллюстрации по временам года: девочка-осень, девочка-зима, девочка-весна, девочка-лето;

Образец изображения «Машины времени»;

Игра «Танграм» (один комплект на двоих детей);

Игра «Блоки Дьенеша» (один комплект на двоих детей и один комплект для воспитателя);

Корзинка с набором овощей и фруктов;

Картинки для игры «Четвертый лишний»;

Карточки для игры «Сделай бусы»;

Карточки для игры «Засели птичек в домики»;

Карточки-символы, соответствующие свойствам блоков: цвет (красный, желтый, синий), форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), величина (большой, маленький), толщина (толстый, тонкий);

–Три обруча: красный, синий, желтый.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети заходят в группу, встают полукругом, лицом к воспитателю.

Воспитатель: Дети, скажите, зачем люди улыбаются? (Ответы детей)

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.

Игра «Приветствие»

Друг к другу лицом повернулись,

Улыбнулись.

Руку правую подали,

И потом ее пожали,

И друг друга мы обняли, Отошли и поклонились,

И немного покружились,

Все готовы заниматься?
Дети: Очень будем мы стараться

Я желаю вам хорошего настроения и приглашаю в веселое путешествие по временам года на «Машине времени». Дети, вы хотите отправиться со мной в путешествие? (Ответы детей).

раз у нас путешествие необычное, я предлагаю вам превратиться в блоки. Вы хотите? (ответы детей) Выбирайте каждый себе из корзинки блок и расскажите, кто вы. (дети рассказывают: «Я блок синего цвета,большой, толстый, квадрат)

Как я уже сказала, мы сегодня будем путешествовать на «Машине времени». Для этого вам необходимо ее построить. От того, какие вы будете дружные и внимательные друг к другу, зависит успех путешествия.

Дети, подойдите к столу и постройте свою «Машину времени» из геометрических фигур по этому образцу. (Воспитатель выставляет образец на мольберте, дети строят по нему фигуру-силуэт).

Игра «Танграм»

Не забывайте, что «совершать прыжки» из одного времени года в другое вы будете на своей «Машине времени» порами, поэтому работайте дружно.

Основная часть.

Воспитатель: Построили? Молодцы! Теперь подойдите ко мне, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Чтобы ваши машины пришли в движение, надо посчитать обратным счетом от 20 до 1. (Дети считают, после чего садятся на стульчики).

Воспитатель: Кто нас встречает? (Показ картинки: изображение девочки-осени ). Ответы детей.

Осень приготовила нам корзинку с овощами и фруктами. (Показ корзинки)

Найдите блоки, похожие по форме и цвету на овощи и фрукты. (Дети выбирают нужные блоки) А теперь опишите их и найдите карточки-символы, соответствующие выбранным блокам. (Далее дети находят блоки и карточки-символы, соответствующие овощам и фруктам)

Дети, посмотрите, Осень приготовила нам еще одну игру.

Игра «Четвертый лишний» (Воспитатель показывает картинку, дети находят лишний предмет и объясняют, почему он лишний). Гимнастика для глаз . (Дети зрачками глаз рисуют круг, квадрат, треугольник).

Воспитатель: Хорошо! Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся в следующее время года. Кто нас встречает после осени? (зима) (Показ картинки: изображение девочки-зимы ) За что вы любите зиму? Какой сказочный праздник бывает зимой? (Ответы детей) Закройте глаза, представьте, что настал Новый год. Откройте глаза. Какой главный символ Нового Года? (елка)

Угадайте, какую елку принес Дед Мороз на праздник?

Она - не маленькая, не синяя, не красная, не желтая, не прямоугольная, не квадратная, не круглая, не тонкая (ответ: большая, зеленая, треугольная, толстая). Дети находят данный блок.

Что нужно сделать, чтобы елка стала новогодней? (Высказывания детей) Давайте украсим елку и сделаем для нее бусы по схемам, которые лежат у вас на столе (по выбору).

Игра «Сделай бусы»

(дети рисуют бусы из блоков по четырем свойствам). После того, как дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы:

Сколько всего блоков использовали для строительства бус?

Сколько использовали блоков желтого цвета? красного? синего?

Сколько использовали прямоугольников? квадратов? кругов? треугольников?

Каких фигур больше: желтых или красных? На сколько?

Молодцы! Сейчас произойдет прыжок в следующее время года. Закройте глаза. (Вывешивается картинка: изображение девочки-весны ) А теперь, посмотрите, кто нас встречает? (Весна) Весной к нам возвращается много птиц из теплых краев.

Физкультминутка (по выбору детей)

Воспитатель: Дети, давайте птичкам поможем найти свои домики.

Игра «Засели жильцов в домики»

(Детям раздаются изображения домиков; необходимо найти блоки, соответствующие данным свойствам; блоки – это «птички»).

Во время работы детей, воспитатель задает вопросы: Какая птичка здесь живет? (показывает)

Почему эту птичку поселил именно сюда? (ответы детей)

Воспитатель: Хорошо! Мы отправляемся дальше, в следующее время года. Кто нас встречает? (Лето) (Показ картинки: изображение девочки – лета ) Вспомните, как летом бывает красиво, сколько цветов распускается на клумбах. Давайте и мы высадим цветы на клумбы.

Игра с тремя обручами «Посади цветы на клумбы»

Дети, посчитайте, сколько всего клумб. (7) Давайте их назовем.

Представьте, что блоки – это цветы. Сажать цветы будем так: внутри красного обруча – все красные цветы; внутри синего обруча – все большие цветы; внутри желтого обруча – все треугольные цветы.

Внутри синего обруча, вне красного и желтого (все большие )

Внутри красного обруча, вне синего и желтого (все красные)

Внутри желтого обруча, вне красного и синего (все треугольные)

Внутри синего и красного, вне желтого обруча - все не треугольные, не прямоугольные, не круглые (квадратные )

Внутри синего и желтого, вне красного обруча – все желтые

Внутри красного и желтого, вне синего обруча – все блоки, которые не толстые (тонкие)

Внутри синего, красного и желтого обручей – синие, маленькие, тонкие блоки

Какие цветы остались снаружи клумбы?

Заключительная часть.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу! Вам понравилось наше путешествие? А какое время года ваше любимое? Какие задания сегодня для вас были легкими? А какие трудными?

Какое сейчас время года? (Ответы детей) Мы с вами остаемся пока в этом времени года, а «Машина времени» отправляется в другой детский сад. Какое у вас настроение после нашего путешествия? Возьмите каждый себе радостный смайлик, и пусть он дарит вам всегда хорошее настроение.


План и конспект занятия по математике в средней группе

Путешествие с Микки – Маусом в волшебную страну

Программное содержание

1. Развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине).

2. Упражнять в отсчете предметов из большего множества в пределах шести.

3. Упражнять в количественном счете в пределах шести.

4. Закрепить представления детей о геометрических фигурах.

1. Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства.

2. Приучать использовать в речи слова, характеризующие количественные и пространственные отношения.

1. Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности.

2. Развивать восприятие, внимание, умение анали­зировать и сравнивать предметы по самостоятельно выде­ленным свойствам, обобщать.

3. Развивать комбинаторику, пространственное мышление.

4. Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога.

Методические приемы

Внесение посылки от Микки-Мауса

Чтение письма с приглашением в волшебную страну.

Полет на ковре-самолете.

Задачи № 1,4

На дверях в зал изображение замка с 4 геометрическими фигурами, одна из которых отличается цветом и величиной. Детям предлагается найти лишнюю фигуру на кодовом замке, открыть его.

Дети попадают в город Геометрических фигур.

Задача №1

На полу схематическое изображение города геометрических фигур: с помощью цветных ленточек выложено логическое древо. Блоки Дьенеша разделены по размеру, цвету и форме. Под каждым блоком помещена картинка-зверушка.

Детям рассказывается о принципе классификации фигур, условном обозначении их свойств, затем предлагается найти домик- блок по названным свойствам или самим назвать свойства указанного блока.

Дети отправляются в Город Мастеров. Их встречает Палочкин-Считалочкин.

Физминутка:

Дети плывут на лодке по реке, делают наклоны.

Дети приплывают в таинственный лес, встречают Сороку с блестящим мешочком в клюве.

Задача 3,4

В мешочке письмо от мишки и лисички с просьбой собрать их из фигур, которые рассыпал по всему лесу злой колдун,готовые изображения зверей. 2 магнитные доски.

Дети собирают фигуры, классифицируют их по цвету, размещают в ряд на магнитной доске, пересчитывают количество фигур на «фотографии» и на доске, составляют изображения медведя и лисы.

Итог занятия.

Анализ работы детей от имени Микки-Мауса.

Полет на ковре-самолете в д/сад.

Конспект занятия

Воспитатель вносит в группу посылку. Дети играют на ковре.

Нам Микки – Маус прислал посылку! А в ней еще есть письмо.

Давайте прочитаем его:

«Ребята, приглашаю вас к себе в гости - волшебную страну. Я покажу Вам много интересного»

Примем приглашение Микки-Мауса?

Встанем, возьмемся за ковер-самолет, скажем заклинание:

О ковер-самолет!

Отправляйся в полет!

Музыка-полетели.

Пролетаем город, над полями мы летим. Держим ковер крепко. Можно упасть, если мы его отпустим.

Подходят к музыкальному залу.

Вот попали мы в волшебную страну. Давайте ковер рядом аккуратно положим.

Ой! На двери замок. Волшебный.

Наверное, чтобы его открыть тоже нужно заклинание сказать. Но нам Микки-Маус ничего не написал.

Давайте подумаем, как его открыть?

*предложения детей.

Посмотрим внимательно на замочек. Что же здесь нарисовано? А одним словом?

Давайте подумаем, наверное, нужно нажать на какую-то фигуру, чтоб открылся замочек? А какую?

Чем различаются эти фигуры? Какая тут фигура лишняя? Не такая, как все другие?

*Лишняя маленькая фигура! Все фигура большие, а эта фигура маленькая.

Какая это фигура?

*Маленький красный круг!

Или все фигура желтые, а эта фигура красная. Она отличается от других цветом. А еще чем?

* Величиной. Она маленькая, а другие фигуры большие.

Нажимай, Катя, скорее!

Вот дверь и открылась!

Заходите в волшебную страну! А вот и Микки-Маус вас встречает!

М: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что сумели открыть дверь в волшебную страну! Догадались! Наверное волшебниками будете.

М:Я хочу вас пригласить в город геометрических фигур.

Как вы думаете, почему этот город так называется?

Что вы здесь видите:

Посмотрите, это главная дорога в этой стране.(Показывает указкой) А справа и слева - районы. Как вы думаете, вот это (справа) район каких фигур?

Маленьких или больших?(показывает условный знак:маленький, потом большой)

Мы сейчас находимся в районе маленьких фигур. Как в любом городе тут есть улицы.У улиц есть названия. Тут даже указатели стоят:

Эта какая улица? Цветом?

*Синяя, желтая и красные.

Давайте теперь пройдем в район больших фигур. Где красная улица? Синяя? Желтая? Покажите указатель на желтой улице.

На каждой улице есть домики и у каждого домика есть адрес. Какая это фигура? Все домики – это разные геометрические фигуры. Если они стоят в районе больших фигур, то они все какие по размеру?

*большие!

На красной улице стоят фигуры – домики какого цвета?

*красные.

А на желтой? Синей?(показываю указкой)

А кто же живет в этих домиках? Хотите узнать? Вот послушайте, я вам скажу.

Саша, найди мне домик круглый, стоит он на желтой улице в районе больших домов. Где такой домик?

Подними эту фигурку. Кто там живет?

Закрой домик, пусть он там отдыхает.

А теперь, найдет домик Анечка.

Синий квадрат, на синей улице в районе маленьких домов.

Кто там живет?

Наташа, в районе маленьких домов на красной улице найди прямоугольный домик.

Кто здесь живет?

Открой любой домик. Кто там живет? Объясни, где домик находится. На какой улице? В районе каких домов? Какой формы домик? Треугольный.

М:А хотите узнать где я живу?

Микки-Маус живет в районе больших домиков на красной улице, в квадратном домике.

*Никого нет.

Правильно, потому что Микки-Маус сейчас с нами.

Понравилось вам городе геометрических фигур? Пойдемте дальше - в город Мастеров. К Палочкину-Считалочкину.

(Размещаю детей вокруг столов, на которых в подносах лежат счетные палочки).

Надо взять ножовку и фанеру,

гвозди взять и молоток.

Не беда, что мы не инженеры,

час прошел и дом уже готов!

П-С: Здравствуйте ребята, я рад видеть вас в нашем городе. На столе лежат палочки. Отсчитайте по 6 палочек и положите их перед собой. А я посмотрю, как вы считаете. 6 палочек лежит у всех на столе. Лишние палочки положите обратно в поднос.

У меня вчера был день рождения. Мне подарили подарки: письмо, бантик и телевизор.

Сделайте из своих палочек мои подарки: письмо, бантик и телевизор.

Что у тебя, получилось?

*телевизор.

Получился бантик?

(Дети конструируют по представлению. Образец может быть показан, лишь в случае затруднения отдельных детей.)

П-С:А у меня для вас есть тоже подарок. Берет 6 больших гимнастических палок.

П-С: Сколько у меня палочек? Какие они по размеру? Вот из этих больших палочек я сделаю лодку. И вы поплывете по реке.

Вот какая большая получилась лодка.

Давайте встанем в лодочку. Попрощаемся с Палочкиным-Считалочкиным!

Звучит фонограмма течения реки.

Быстрая река, сильное течение. Качает нашу лодочку. Наклонились вправо, влево!

Вот, мы приплыли в таинственный лес. Выйдем из лодочки и погуляем по лесной опушке.

Посмотрите, сорока прилетела! Сорока, сорока-белобока, что ты нам принесла?(у сороки в клюве блестящий мешочек)

Достаю письмо:

Я мишка косолапый, веселый и лохматый

В лесу спокойно жил

С лисичкою дружил.

А злой колдун однажды

всех нас погубил.

Вы, ребята, помогите,

из фигур нас соберите!

Вот фотография мишки и лисички. (достаю из мешочка)

Походите – ка по лесу и поищите фигурки. Расколдовать нужно лисичку и мишку!

Дети размещают фигуры на магнитную доску. В 2 ряда. -Садитесь вокруг на поляночку, смотрите на фотографию.

Давайте посчитаем, сколько фигур в изображении мишки.

Какого цвета фигурки?

* коричневые

А как называются эти фигуры?

*квадраты и прямоугольники.

А сколько фигур мы нашли?

*6. Все 6 фигур нашли.

Давайте по фотографии сделаем мишку.

А теперь посчитайте, сколько фигур в изображении лисички?

Показывает фигурки пониже. Сколько мы нашли? Все нашли или еще надо искать? Давайте поищем 1 фигурку. А кто увидел, какой фигурки не хватает?** Ищем оранжевый треугольник.

Ну вот, расколдовали мы лесных зверюшек, молодцы!

Ребята, а нам ведь уже пора возвращаться в д/сад. Погостили мы в волшебной стране. Давайте попрощаемся с Микки-Маусом!

*До свидания!

М-М: До свидания! С вами было интересно. Вы знаете фигуры, умеете считать, даже как настоящие волшебники расколдовали зверюшек. Молодцы! Прилетайте еще! Пишите мне письма и рисуйте картинки!

Полетим домой на нашем ковре – самолете. Пойдемте. Беритесь за ковер.

Скажем заклинание:

О ковер-самолет!

Отправляйся в полет!

Музыка - полетели в группу.