Заря прощается с землею история написания. «Заря прощается с землёю…» А. Фет. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Стихотворение “Заря прощается с землею” наполнено искренними и нежными чувствами, в нем смешались чистая любовь и печаль. Фет посвятил его своей погибшей возлюбленной Марии Лазич. Краткий анализ “Заря прощается с землею” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 6 классе, позволит школьникам лучше понять это произведение.

Краткий анализ

История создания – стих написан в 1858 году, спустя восемь лет с того момента, когда в жизни Фета произошло трагическое событие: погибла его любимая женщина Мария Лазич. Их чувства были взаимны, хотя влюбленные и расстались за несколько месяцев до ее смерти, и поэт глубоко переживал потерю до самой своей смерти.

Тема стихотворения – размышления о жизни и смерти, а также о красоте и загадочности природы.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой поэт описывает состояние предчувствия чуда, но следующая за ней вторая – это унылая картинка ночного леса. В конце Фет все же говорит о надежде, что со следующим восходом придет и счастливое предвкушение.

Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмой, использовано чередование женской и мужской рифм.

Жанр – лирическое стихотворение.

Эпитеты – “пышный венец “, “двойная жизнь “, “родная земля “.

Олицетворение – “заря прощается с землею “, “купают деревья пышный свой венец “.

Антитеза – “и землю чувствуют родную, и в небо просятся оне “.

Метафора – “потухают лучи “.

История создания

К моменту встречи с Марией Лазич молодой Фет пережил немало плохого, его лишили не только наследства, но и титула. Но то, что такая чудесная и понимающая девушка ответила на его страсть, наполняло его надеждой на лучшее. Но ей, увы, не суждено было сбыться – сначала влюбленным пришлось расстаться из-за ультиматума, который поставил перед поэтом отец девушки, а спустя всего несколько месяцев после тяжелого расставания муза Фета погибла при весьма трагических обстоятельствах: вспыхнуло кисейное платье, и Мария умерла от ожогов. Это печальное событие произошло в 1850 году и произвело на Фета самое гнетущее впечатление.

Многие годы после этого, вплоть до своей кончины, поэт сожалел, что не решился на женитьбу: возлюбленная его была небогата, он – совсем беден. Не желая заставлять девушку переносить вместе с ним тяготы жизни, он отказался от нее, но все обернулось еще большим несчастьем.

То, что стихотворение “Заря прощается в землею” создано спустя почти десять лет после этой трагедии, показывает, что Афанасий Афанасьевич не просто не смог забыть возлюбленную, он не пережил свое чувство до конца. Сам поэт включил его в один из лучших своих сборников, “Вечера и ночи”.

Тема

Основная тема – это рассуждения поэта о жизни и смерти, которые навеяны ему картиной заката: вот только лес еще был овеян лучами солнца, как они потухли и деревья скрылись во мраке. Фет рассуждает о том, как смена дня и ночи похожа на приход смерти в конце жизни. Но он также восхищается пейзажем и надеется, что скоро наступит новый день.

Композиция

Это двухчастное стихотворение: если в первых двух строфах поэт описывает закат с ощущением предвкушаемого чуда, картинка получается очень романтичной, то вторая часть рисует достаточно унылую картинку леса, погруженного в ночной сон. И все же, даже несмотря на это, в последней строфе чувствуется надежда на то, что жизнь еще продолжается. Также она завуалированно рассказывает о заветной месте Фета, который в смерти видел только полное забвение, хотели бы надеяться на загробную жизнь и встречу с возлюбленной.

Жанр

Это лирическое стихотворение, сочетающее в себе элементы пейзажной и философской лирики: поэт описывает природу, с ее помощью высказывая свои взгляды на вопросы смерти и жизни, а также рассуждает таким образом о собственной судьбе, которая оказалась столь несчастливой.

Стихотворение написано ямбом с чередованием женской и мужской перекрестной рифмы – с помощью этого приема поэт передает свое представление о двойственности жизни человека. В произведении явно прослеживаются черты импрессионизма.

Средства выразительности

Фет использует в произведении не так много выразительных средств, но все они работают на художественный замысел, это делает стихотворение поразительно емким. Поэт задействует:

  • Эпитеты – “ пышный венец “, “ двойная жизнь “, “ родная земля “.
  • Олицетворение – “ заря прощается с землею “, “ купают деревья пышный свой венец “.
  • Антитезу – “ и землю чувствуют родную, и в небо просятся оне “.
  • Метафора – “ потухают лучи “.

Кроме того, свою важную роль выполняет также возвышенная лексика, с помощью которой поэт показывает, насколько торжественным он видит момент перехода дня в ночь. Риторические восклицания помогают ему выразить восхищение перед красотой окружающего мира – “ как незаметно потухают лучи и гаснут под конец! “, “ с какою негой в них купают деревья пышный свой венец! “.

Стихотворение А. А. Фета «Заря прощается с землёю...» (восприятие, истолкование, оценка)

Страницы: (сочинение разбито на страницы)

Фетовскую песню рождало сопротивление жизненным невзгодам, заставлявшим поэта побеждать над буднями, чтобы хоть на мгновения вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии. Давно замечено, что слово в стихотворениях А. А. Фета многомерно, точный лексический смысл его не всегда улавливается. Язык и поэтические метафоры напряженны, логическая связь образов ослаблена. Логика развития поэтической мысли часто причудлива и парадоксальна. Эти особенности творчества А. А. Фета легко проследить на примере стихотворения «Заря прощается с землёю...», созданного в 1858 году. Поэтический язык этого произведения можно назвать «музыкальным каскадом», а не логически последовательной речью. Это неслучайно, ведь на протяжении всего творчества поэт искал речи музыкально-эстетической.

Фета называют певцом «чуть заметного». Главными художественными особенностями стихотворения «Заря прощается с землёю» являются недосказанность, ассоциативность, импрессионистичность и музыкальность. Поэт вовлекает читателя в новые неожиданные состояния духа, тревожит воображение живописными образами зари, земли, лучей, ставит слово в необычные позиции. Можно сказать, что в стихотворении слова сдвинуты с привычных мест. «Вещественные» значения их как бы размыты, взяты в отвлечённом, переносном, метафорическом плане. Характеризуя полнее определённое явление природы, фетовское слово обрастает вместе с тем рядом добавочных значений и ассоциаций.

Центральным образом стихотворения является заря, передающая душевное состояние самого поэта. Закат солнца, нарисованный Фетом, движение лучей - это особое воплощение противоречивых чувств поэта во взгляде на жизнь природы и человека. Последнее четверостишие наиболее ярко передает замысел автора:

Как будто чуя жизнь двойную

И ей овеяны вдвойне, -

И землю чувствуют родную,

И в небо просятся оне.

Жизнь солнечных лучей, их движение напоминают лирическому герою изменения в душе человека. Вечная противоречивость чувств, мыслей, поступков ассоциируется с «двойной» жизнью лучей на закате дня.

Фет предоставляет читателю возможность уловить душевное состояние лирического героя в подтексте, а не в тексте, где оно не определено и не названо. Природа воспринимается читателем сквозь призму сознания героя. Его глазами мы видим догорающий вечер. Но в засыпающей природе не чувствуется дисгармонии. Непосредственность, естественность фетовской поэтической «мелодии» настраивает всё стихотворение на светлый, мажорный лад. Лирический герой очарован красками летнего вечера:

Заря прощается с землею,

Ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

Интересно заметить, что в стихотворении нет четкой хронологической последовательности. Однако она и не нужна: поэта не интересует временная протяженность. Для него исчезает всякое время. Задача поэта - передать настроение вечерней природы в целом, через чувственное и эмоциональное изображение отдельных штрихов и деталей. Фет создаёт тональность вечера вообще, а не конкретного временного промежутка. Он описывает постепенное угасание природы, добиваясь эффекта необъятности изображаемого. Кажется, будто широкий взгляд лирического героя способен охватить безграничное. Пространство, которое описывается в стихотворении настолько велико, что кажется, будто человек любуется природой с высоты. Можно предположить, что лирический герой стоит на возвышении и смотрит вниз. Близится закат, скорое наступление которого чувствуют природа и человек. Всё живое - в предвкушении этого момента. Взгляд лирического героя следит за движением солнечных лучей и за изменениями в окружающем мире.

Анализ стихотворения - Заря прощается с землею...

Афанасий Афанасьевич Фет - выдающийся рус­ский лирик, сумевший в своих стихах передать всю красоту природы. Мне кажется, в творчестве А. Фета можно выделить два типа пейзажных стихотворе­ний. В произведениях «Еще майская ночь», «Ве­чер», «Лес», «Степь вечером» он обращается непос­редственно к изображению природы, используя при этом множество ярких деталей, сочных красок.

Но, на мой взгляд, не такие стихи являются силь­ной стороной его пейзажной лирики. Гораздо более значительны те, в которых доминируют эмоциональ­ные впечатления от природы, настроения, порож­денные встречей с ней. Разумеется, и здесь мы встре­тимся с яркими образами, но они не столько рас­крывают характерные стороны природы, сколько выражают эмоциональные впечатления лирическо­го героя.

Стихотворение «Заря прощается с землею...» принадлежит к разряду подобных произведений. Оно написано в 1858 году, когда А. Фет оставил воен­ную службу.

Уже в первых строчках дана основная антитеза, на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины.

А в следующих стихах первой строфы антитеза по­лучает свое развитие:

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

Мотив Земли и Неба, столь знакомый нам по лирике М. Ю. Лермонтова, пронизывает все стихот­ворение Фета.

Лучи зари на лесных деревьях «потухают» и «гас­нут под конец», но устремленный в небеса «пыш­ный венец» деревьев все еще купаются в их золо­том сиянии. И хотя «все таинственней, безмерней их тень растет, растет, как сон», «легкий очерк» вершин «вознесен» на ярком вечернем небе.

Небо и земля оказываются открытыми друг дру­гу, а весь мир раздвигает свои границы «по верти­кали». Создается грандиозная картина мирозданья. Вверху ее - деревья, купающие свои кроны в лу­чах уходящей зари, внизу - наступающая мгла, окутанная паром земля.

Эмоциональное впечатление передается воскли­цательной интонацией предложений, а также исполь­зованием усилительных конструкций в их начале:

С какою негой...

Как тонко...

Я думаю, неточно было бы утверждать, что при - I рода у Фета «одушевлена». Правильнее говорить об! ее одухотворенности. Она живет своей особой жиз­нью, не каждый способен проникнуть в ее тайну, познать ее великий смысл. Лишь на высшей ступе­ни духовного подъема человек может быть к этой жизни причастен.

Стихотворение заканчивается строчками, полны­ми глубокого смысла:

Как будто, чуя жизнь двойную,

И ей овеяны вдвойне, -

И землю чувствуют родную,

И в небо просятся оне.

Земля и небо в понимании А. Фета не просто противостоят друг другу. Выражая разнонаправлен­ные силы, они существуют только в своем двуедин-стве, более того - во взаимосвязи, во взаимопро­никновении.

Последняя строфа стихотворения состоит из от­дельного олицетворения: деревья, «чуя» двойную жизнь, чувствуют землю, просятся в небо. А вместе они соединяются в единый образ живого, объемно­го мира природы.

Однако, на мой взгляд, образ этот можно вос­принимать и в его параллелизме с внутренним ми­ром человека. Стихия природы оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состоя­ния: любовью, желаниями, стремлениями и ощу­щениями. Любовь к родной земле и постоянное стремление оторваться от нее, жажда полета - вот что символизирует этот образ.

Как и в других стихах А. Фета (например, в моем любимом «Солнце нижет лучами в отвес...»), здесь мы не найдем связи с какими-либо национальными, местными или историческими особенности картины природы. Перед нами вообще лес и вообще земля (хотя и имеющая определение «родная»). И основным мо­тивом является стремление лирического героя пере­дать свои впечатления от подмеченного момента пе­рехода природы из одного состояния в другое.

В программном стихотворении «Как беден наш язык», написанном за пять лет до смерти, поэт дал достаточно точное определение своего творческого метода:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

А. Фет сполна обладал этой способностью под­метить случайное, мгновенное и перевести его в «мо­мент» вечности. Анализируемое стихотворение - прекрасное тому подтверждение.

Заря прощается с землею,

Ложится пар на дне долин,

И на огни его вершин.

Как незаметно потухают

Лучи и гаснут под конец!

С какою негой в них купают

Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней

Их тень растет, растет, как сон;

Как тонко по заре вечерней

Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную

И ей овеяны вдвойне, --

И землю чувствуют родную,

И в небо просятся оне.

Стихотворение “Заря прощается с землею...” принадлежит к разряду подобных произведений. Оно написано в 1858 году, когда А. Фет оставил военную службу.

Уже в первых строчках дана основная антитеза, на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины.

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

Стихотворение «Заря прощается с землёю…» на первый взгляд совсем простое, неяркое, спокойное. Но именно над этим сразу и задумываешься: в чём его простота? Почему, несмотря на обыденность, к нему вновь возвращаешься? Как непритязательность оборачивается притягательностью?

Заря прощается с землёю,

Ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

И мы видим в высоком чистом небе яркий алый отблеск заходящего солнца, переводим взгляд вниз - там темнота земли скрадывается светлой мягкой вуалью туманной дымки пара. Контраст света и тьмы, цвета и пространства, яркости и приглушённости: «заря прощается с землёю».

Лес… Лес, конечно, лиственный: там липы, клёны, рябины, берёзы, осины - все те деревья, листва которых по осени становится яркой. Потому и бросаются в глаза «огни его вершин»: желтые, алые, коричнево-багряные, светящиеся и пылающие в лучах заката.

Значит, это осенний, сентябрьский вечер. Ещё тепло, но прохлада где-то совсем близко, хочется зябко передёрнуть плечами. Лес уже погрузился во тьму, птиц не слышно, таинственные шорохи и запахи заставляют настораживаться, и…

Как незаметно потухают

Лучи - и гаснут под конец!

С какою негой в них купают

Деревья пышный свой венец!

Деревья здесь - живые, думающие, чувствующие существа, они прощаются со светом дня, с теплом лета, с мягкостью и тяжестью листвы. Это очень приятно: быть молодым, стройным и сильным, ласкать каждый свой листок упругими волнами ветра, и «с такою негой», с удовольствием, с наслаждением купать в лучах вечерней зари «пышный свой венец»! Но деревьям ведомо, что скоро, скоро это окончится, и надо успеть насладиться жизнью: пышностью кроны, пением лесных пичуг, рассветами, закатами, солнышком и дождями…

И всё таинственней, безмерней

Их тень растёт, растёт как сон.

Небо и земля оказываются открытыми друг другу, а весь мир раздвигает свои границы “по вертикали”. Создается грандиозная картина мирозданья. Вверху ее -- деревья, купающие свои кроны в лучах уходящей зари, внизу -- наступающая мгла, окутанная паром земля.

Эмоциональное впечатление передается восклицательной интонацией предложений, а также использованием усилительных конструкций в их начале:

С какою негой...

Как тонко...

Я думаю, неточно было бы утверждать, что природа у Фета “одушевлена”. Правильнее говорить об ее одухотворенности. Она живет своей особой жизнью, не каждый способен проникнуть в ее тайну, познать ее великий смысл. Лишь на высшей ступени духовного подъема человек может быть к этой жизни причастен.

Стихотворение заканчивается строчками, полными глубокого смысла:

Как будто, чуя жизнь двойную,

И ей овеяны вдвойне, --

И землю чувствуют родную,

И в небо просятся она.

Земля и небо в понимании А. Фета не просто противостоят друг другу. Выражая разнонаправленные силы, они существуют только в своем двуединстве, более того -- во взаимосвязи, во взаимопроникновении.

Последняя строфа стихотворения состоит из отдельного олицетворения: деревья, “чуя” двойную жизнь, чувствуют землю, просятся в небо. А вместе они соединяются в единый образ живого, объемного мира природы. На мой взгляд, образ этот можно воспринимать и в его параллелизме с внутренним миром человека. Стихия природы оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния: любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями. Любовь к родной земле и постоянное стремление оторваться от нее, жажда полета -- вот что символизирует этот образ.

А.А. Фет сполна обладал этой способностью подметить случайное, мгновенное и перевести его в “момент” вечности. Анализируемое стихотворение -- прекрасное тому подтверждение.

А.Фету всегда было тесно в пределах слова, в узких для него рамках поэзии, поэтому он часто прибегал к помощи звуков, мелодии, музыки, сочинял свои стихотворения как музыкальные произведения, по законам гармонии. Благодаря этому большинство его произведений легко ложатся на музыку. обладал удивительным умением психологически точно передавать ощущения, настроения, впечатления от движений собственной души, их полутона, оттенки, которые не поддаются описанию и не имеют определенного названия, однако они в то же время воспринимаются как что-то родное и знакомое, внимательный читатель улавливает их, иногда даже неосознанно. Его мечта - суметь создать стихи, равные по своей силе мелодии.

Заря прощается с землею,

Ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

Казалось бы, обычное перечисление примет заката: оседающий туман ("пар"), слегка освещенные вершины лесных деревьев, нарастающий сумрак, растущие тени...

Как незаметно потухают

Лучи и гаснут под конец!

С какою негой в них купают

Деревья пышный свой венец!

Он одушевляет и заставляет звучать даже то, что мертво: "...Этот листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье..." Фет слышал и иную, неземную музыку: "Как тепло в нем звездный хор повторялся...", "И задрожал весь хор небесный", "Как звучала их песнь с поднебесья" и т. д.

Для того чтобы "озвучить" в своих произведениях окружающие явления и , вещи, поэт чаще всего обращался к словам песня, песнопенье, пою, певец, певица, звук, отзвук, хор, хоровод, трель, слух, шепот, струна... Думается, это не случайно. Ведь абсолютное большинство стихотворений Фета легко "поются", даже если не положены на музыку.

И все таинственней, безмерней

Их тень растет, растет, как сон;

Как тонко по заре вечерней

Их легкий очерк вознесен!

"Самые частые эпитеты, которые прилагает Фет к явлениям природы, - "трепещущий" и "овеянный". Трепет, действительно одно из ключевых состояний природы и души в лирике Фета. Трепещут сердце, совесть, руки, одинокий огонек, ивы, струны, хоровод деревьев, звук колокольчика, звезды счастья, молодая жизнь... Овеян - это посвящен, наполнен чем-то (двойной жизнью), вознесен куда-то. Любит поэт и "высокие" слова: нега, венец, безмерный, таинственный. В его строках они не банальны, но органично вливаются в общую мелодию.

Как будто, чуя жизнь двойную

И ей овеяны вдвойне,

И землю чувртвуют родную,

И в небо просятся оне.

Эти строки ассоциируются с полетом мысли, с вдохновением, с чем-то вечным, они манят куда-то в неизвестность, но обещают счастье. Душа, заслышав их, обретает крылья. Она как будто освобождается от невидимых оков. В ней находят отклик чудесные голоса, которые звучат, "в небо просятся", голоса инструментов, цветомузыка; душа раскрывается навстречу волшебной, таинственной красоте вечерней зари.

Для его поэзии характерно изображение глубокого любовного чувства со свойственной ему трагичностью, восторженностью и психологичностью. При этом образы и героини у Фета начисто лишены будничности, приземленности, социально-бытовой определенности, они наполнены любовью, мелодичностью, особым тактом:

Только встречу улыбку твою

Или взгляд уловлю твой отрадный, -

Не тебе песнь любви я пою,

А твоей красоте ненаглядной.

Да и кто лучше Фета может изобразить красоту, будь то красота возлюбленной или природы? Фетовская природа наполнена звуками, красками, тончайшими, порой неуловимыми оттенками. Она одухотворена, она живет своей жизнью: любит и страдает, как: человек. Не даром во многих стихотворениях поэт явно отождествляет женщину и природу:

Одна звезда меж всеми дышит

И так дрожит,

Она лучом алмазным пышет

И говорит...

Кто сможет так близко и так непринужденно соединить внутренний мир человека, такой сложный, такой непредсказуемый, с прекрасными, порой нереальными картинами великой русской природы? Очень часто у Фета можно встретить проявление человеческих переживаний, чувств, эмоций через живописное описание природных явлений. Буря чувств, захлестывающая человека с головой, порождает бурю в природе:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья...

Вчера расстались мы с тобой.

Я был растерзан. - Подо мной

Морская бездна бушевала,

Волна кипела за волной

И, с грохотом о берег мой

Разбившись в брызги, убегала.

Сколько музыки в этих строках! Действительно, абсолютно вся поэзия А. А. Фета наполнена мелодией, особым ритмом, тактом, его стих льется, как песня, которую хочется петь снова и снова.

Не отходи от меня,

Друг мой, останься со мной!

Не отходи от меня:

Мне так отрадно с тобой...

Относясь к поэтам «чистого» искусства, Фет большую часть своих произведений посвятил любви, природе и искусству. Тесное переплетение этих мотивов дает нам возможность почувствовать всю красоту, духовность, лиричность чувств влюбленного человека, человека, безумно любящего свою страну, природу, окружающий его мир. Эти чувства уже после смерти поэта получили «новую» жизнь в знаменитых романсах великих русских композиторов.