"звуковая культура речи". Тема: Звуковая культура речи: звук ш. Задачи

Цель: упражнять детей в отчетливом произнесении слов, содержащих звуки ж - ш, развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в дифференциации звуков ж - ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж - ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Ход занятия.
Воспитатель напоминает детям, что звук ш - это песня змеи, а ж - песня жука. Формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнять соответствующее движение: на звук ш - заигзагообразное движение кистью руки от себя - ползет змея, на звук ж - поставить руки перед грудью (чтобы не задеть сидящих рядом детей) и подвигать кистями вверх-вниз - летает жук. Помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Произносит звуки: ш... ш... ж... ш... ж... ж... ш... ж... ж... ш... ж.
Предлагает тем, кто допустил ошибки, выполнить задание отдельно; остальные контролируют их.
Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в первом случае, показывают, какой звук слышится. (Слова надо произносить с очень легким интонированием звука.) Вначале упражнение выполняют девочки, затем мальчики.
Педагог задает вопрос: «Книжица - это большая книга? (Не очень большая, может, совсем тоненькая.) Как можно сказать про большую и толстую книгу?» (Книжища)
Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Предупреждает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение «Про ослика» Р. Фархади:
У ослика
Был день рождения.
И он принимал поздравленья.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.

Педагог просит детей прочесть последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у осленка: дли-и-и-инными стали (хоровое и индивидуальные выступления).
Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки», уверяет, что в них есть 3 слова со звуком ш. Ставит на свой стол 3 пирамидки одинакового цвета и поодаль еще одну - другого. Просит назвать слова со звуком ш (ушки, лошадки, хрюшки). По мере называния ребенком слов убирает одну за другой 3 пирамидки. Привлекает внимание детей к оставшейся пирамидке, ее цвету. Говорит, что в сказке про осленка есть слово со звуком ж. Читает первые 3 строчки. Дети называют слово рождение.
- Поскольку у ослика «рождение», надо спеть для него песенку про каравай,- продолжает разговор воспитатель.- Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть - со слов «Вот такой ширины, вот такой ужины» - исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?
Воспитатель ставит перед кем-либо из детей осленка (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как у ослика рожденье! Испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок. Он же выбирает следующего исполнителя, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 4-5 раз. По окончании его воспитатель задает вопрос, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.
Далее педагог несколько раз произносит первую строчку потешки «Пошел котик на торжок», меняя логическое ударение:
Пошел котик на торжок.
Пошел котик на торжок .
Пошел котик на торжок.
Дети называют слова котик, торжок, пошел.
Воспитатель предлагает вспомнить стихотворение «Осенью» А. Н. Плещеева. Просит двоих детей прочесть его выразительно, проникновенно. Интересуется, кто, по мнению слушателей, прочел лучше те или иные строчки.
Подводя итог занятию, воспитатель напоминает, какие упражнения были проведены, спрашивает, какие звуки дети учились различать.

В.В.Гербова, "Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада", М., 1984.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Занятие по речевому развитию

«Звуковая культура речи:

знакомство со звуками [ж] и [ш]»

(использование корректурных таблиц)

Воспитатель ДУУ «Антошка» г. Ровеньки, Луганская обл.

Коростылева Н. А.

Цель : Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ;

Задачи :

Образовательные : совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш ;

развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух) знакомого звука , в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах ;

расширять словарный запас путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;

уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД.

Коррекционно- развивающие : способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;

способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;

развивать артикуляционную моторику;

развивать тонкую моторику и кинетические навыки;

способствовать развитию координации речи с движением ;

способствовать развитию зрительной памяти ;

Воспитательные : продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.

Материал : картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш ; кружки синие и зеленые; два домика на доске; корректурные таблицы; запись песни-игры Николая Шуть «Мы идем»

Ход занятия:

Организационный момент. (Дети в кругу)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

О чем это стихотворение?

О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

1. Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем учиться различать звуки. Чтобы узнать о каких звуках идет речь, отгадайте загадки:

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползёт … (змея) (достаёт из коробки змею)

А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея) .

А теперь отгадайте другую загадку :

В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук .

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из коробки жука)

А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке . Давайте попробуем. Движения у нас будут такие : поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук) .

Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].

Как вы думаете, чем похожи эти звуки?

Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами - расстояние, широкий кончик языка - «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.

Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - дрожит.

Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)Я буду называть звуки , а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш , ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)

2. - Сегодня на занятие я подобрала веселые чисто говорки на эти звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их. Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

жа-жа-жа - тут ежата у е жа ;

ша – ша – ша – моет мама малы ша;

жу – жу – жу – я вам сказку расска жу ;

ши-ши-ши - любят песни малы ши;

аж – аж – аж – летом все идут на пля ж;

аш – аш – аш – есть у Кати каранда ш.

(Индивидуальные и хоровые ответы детей).

А сейчас я вам предлагаю немного размяться.

3. Физ. минутка .

Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

Над землёй кружу – кружу, ( Развести руки , имитация полёта)

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжала ( развести руки , поднять плечики)

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

4. Молодцы. Давайте присядем за столы и будем играть дальше

Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным» .

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж , поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш , поднимите зеленый кружок.

Слова : машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишни, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш.

5 . - Пальчиковая гимнастика "Дом".

Я хочу построить дом (руки над головой "домиком")

Чтоб окошко было в нём (руки перед глазами, пальцы рук сомкнуты в окошко)

Чтоб у дома дверь была (ладони сомкнуты боковыми частями)

Рядом чтоб сосна росла (пальцы растопырены, руки тянутся вверх)

Чтоб вокруг забор стоял (руки перед собой кольцом, пальцы соединить)

Пёс ворота охранял (собака лает)

Солнце было (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)

Дождик шёл, (стряхивающие движения)

И тюльпан в саду расцвёл. (предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх)

6. Работа с корректурными таблицами

Сейчас, я вам предлагаю поработать с корректурной таблицей. Слушаем внимательно вопрос, а ответ ищем на картинках. Давайте определим место звука в словах:

(индивидуальная работа с детьми)

    Ж в начале слова;

    Ж в середине слова;

    Ж в конце слова;

    Ш в начале слова;

    Ш в середине слова;

    Ш в конце слова.

    Посчитайте, сколько всего картинок со звуком Ш?

    Посчитайте, сколько всего картинок со звуком Ж?

Дифференциация звуков «Ш» - «Ж».

7. А теперь новая игра. Она называется «Засели домик» .

У вас на столах лежат картинки со словами, в которых звук Ш или Ж . На доске домики, в левом домике живет звук Ш , а в правом – звук Ж . Тот, кого я вызову, подойдёт к доске и поселит слово где есть такой звук как у домика. Если в слове будет звук Ш , то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж , то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).

8 . А сейчас послушайте сказку и найди слова со звуком Ж .

Сказка «Ёжик»

Телёнок увидел ежа и говорит ему:

- Я тебя съем!

Ёж не знал, что телята не едят ежей, испугался, свернулся клубком и фыркнул:

- Попробуй! ...

Задрав хвост, глупый телёнок запрыгал вокруг ёжика и, боднув его, лизнул в правый бок.

    Ой! Ой! Ой! - заревел маленький телёнок и побежал

жаловаться маме-корове:

    Ёж меня за язык сильно укусил!

Корова подняла медленно голову, задумчиво поглядела на своего несмышленого сына и принялась дальше жевать траву...

Ребята, я предлагаю вам немного размяться.

9 . песня-игра Николая Шуть «Мы идем»

ИТОГ:- С какими звуками мы сейчас работали?

Давайте, вспомним, как произносятся эти звуки.

Чем они похожи, чем отличаются?

Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» г. Канаш

Конспект ООД

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«Звуковая культура речи: звук «Ш»»

для детей средней группы 4-5 лет

Воспитатель:

Яковлева Зоя Валериевна

Канаш - 2016

Тема: « Звуковая культура речи: звук «Ш»»

Программное содержание: Учить правильно произносить звук «Ш» в слогах и словах, согласовывать существительные с числительными, находить слова со звуком [ш]. Закреплять представления детей о речевых звуках. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать связную речь, координацию речи с движением, слуховое внимание, фонематическое восприятие. Воспитывать умение слушать других.

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика для речевого дыхания, дидактические игры «Поймай звук», «Найди звук «Ш», «Маленькое – большое», разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.

Материал: презентация «Путешествие с мышкой», карточки с заданиями, аудиозаписи: звук ветра, логопедическое упражнение «Игра на пианино».

Методические приемы: организационный момент, игровой сюжет, беседа, динамическая пауза, обращение к личному опыту, использование яркой наглядности, ИКТ; смена статического положения, звуковое оформление, сюрпризный момент, рефлексия.

ХОД ООД:

Дети стоят около стульев.

C воспитателем имитируют движения.

Воспитатель вместе с детьми:

Утром встали малыши, (руки поднимают)

В детский садик свой пришли, (шагают на месте)

Гости здесь у нас с утра, (разводят в сторону).

Вам мы рады, как всегда. (руки вперед вытянули)

Воспитатель: - Поздоровайтесь, друзья!

Дети: - Здравствуйте!

ВОСПИТАТЕЛЬ: - К нам в группу сегодня утром залетел шарик (показывает) . Мне кажется, что этот шарик прилетел не просто так. Ребята, давайте, вспомним, какая песенка у шарика?

ДЕТИ: Ш-Ш-Ш

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Да, мы сегодня с вами будем продолжать учиться красиво произносить звук «Ш».

Ребята, давайте вспомним:

Как шипит змея?

Как шумит ветерок?

Да, правильно, ребята. При произнесении звука «Ш» - язык у нас чашечкой, зубы сжаты, а губы округлены. Звук «Ш» - согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, и звук «Ш» всегда твердый.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, вы не заметили, а на шарике висит конверт. Может, это письмо от кого-нибудь? Давайте мы ее откроем. А в этом конверте, посмотри-ка, … какая-то картинка. Что это? (воспитатель показывает на домик)

ДЕТИ: - Домик.

Слайд №1

ВОСПИТАТЕЛЬ: - В этом домике живет мышонок по имени «Шалунишка». Мышонок приглашает Вас к себе в гости, но предупреждает, что приготовил для Вас разные испытания, с которыми мы должны справиться. А в конце испытаний наш ждет необычный сюрприз. Ну что примем приглашение мышонка?

ДЕТИ: -Да.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А, чтоб попасть к мышонку в гости нужно сказать волшебные слова.

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы немножко покружимся,

И у мышонка очутимся.

Слайд №2

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышонок нас приглашает на большое болото. Посмотрите, как здесь много камышей. Подул ветерочек и камыши зашумели. А шумят камыши - вот так:

Ша-шу-ша

Шо-ши-шо

Ребята, как шумят камыши?

(Дети повторяют слоги, четко проговаривая звук [Ш],

сначала все вместе, потом индивидуально)

Ребята, а отгадайте загадку и узнайте кто живет в болоте.

Скачет зверушка-

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Кто это?

ДЕТИ: ЛЯГУШКА.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Правильно, лягушка. Посчитайте сколько их сидит в болоте?

Слайд №3, 4, 5, 6,7)

(по очереди считают лягушек – одна лягушка, две лягушки, три лягушки, четыре лягушат, пять лягушек)

Слайд №8

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышонок предлагает нам поиграть в одну игру. Спряталась она в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Повторите как шуршит Мышонок?

ДЕТИ: Ш-Ш-Ш

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давайте посмотрим и пошуршим вместе с мышкой. Я буду начинать слово, а вы с мышонком пошуршите погромче, чтобы его докончить.

Каранда… Малы… Камы… Ланды…

(Воспитатель показывает картинки,

А дети договаривают последний звук)

Слайд №9

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, Мышонок хочет Вам рассказать странные истории, послушайте их, пожалуйста, и подумайте может ли такое быть. И помогите исправить эти предложения.

Мышка ловит кошку.

Машина едет на дедушке.

Шляпка носит Наташу.

Слайд №10

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, мы немножечко устали, давайте с вами отдохнем, и сделаем разминку перед следующим заданием Мышонка!

Много разных звуков окружают нас,

Даже если тихо в комнате сейчас.

Мы сейчас, ребята, дружно

Будем звуки издавать.

(Выполняют движения по тексту стихотворения)

Будем глазками моргать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем ножками мы топать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем звонко, звонко хлопать:

Раз, два, три, четыре, пять.

А потом будем молчать.

Слайд №11

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, Мышонок живет один. И ему очень сильно хочется найти себе друзей. Но, ребята, Мышонок хочет дружить с теми, у кого в названии есть звук «Ш». Давайте ему поможем. Выберем тех животных в друзья мышонку, в названии которых есть звук [Ш]. Кто же хочет подружиться с Мышонком?

(всех перечисляют по очереди: кошка, бабочка, лягушка, мишка, собака)

(Дети называют слова четко проговаривая звук [Ш]: кошка, мишка, лягушка)

Слайд №12

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А, теперь Мышонок приготовил для Вас загадки.

(Дети отгадывают загадки, четко проговаривая в словах звук [Ш])

  1. Носит яркий гребешок

Наш веселый …

ДЕТИ: Петушок.

  1. Рисует дружно малыши,

У них в руках …

ДЕТИ: Уши.

  1. Вот бежит малышка

Серенькая …

ДЕТИ: Мышка.

  1. Зашуршали тихо шины –

Это едет к нам ….

ДЕТИ: Машина

Слайд №13

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышонок хочет с вами поиграть. Игра называется «Поймай звук». Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш].

с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш

Слайд №14

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушайте их и спойте вместе с мышкой.

ШИ-ШИ-ШИ-ШИ

КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ

ШО-ШО-ШО-ШО

МОЙТЕ РУКИ ХОРОШО

ШУ-ШУ-ШУ-ШУ

Я К СТОЛУ ВАС ПРИГЛАШУ

ША-ША-ША-ША

БУДЕМ КУШАТЬ НЕ СПЕША

(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки, ударяя пальчиком в воздухе под звуковую композицию)

Слайд №15

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, а кто мне подскажет, какое сейчас время года? Правильно, зима. И следующее задание от Мышонка – сходить в магазин и купить ему зимнюю одежду. Посмотрите внимательно полки в магазине, и назовите, что нужно купить Мышонку?

(перечисляют что видят: шорты, купальник, платье, шуба, шарф, шапка)

ДЕТИ: ШУБА, ШАРФ, ШАПКА.

Слайд №16

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, ой, а в гости к Мышонку ветерочек залетел. Слышите? (шум ветра) Подумайте, если бы вы превратились в ветерочек, куда бы Вы полетели?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: …

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, а наш волшебный ветерок «полетает», а мы последим за ним глазками. Покажите Мышке, как мы тренируем глазки.

Полетел вверх ветерочек – Ш-Ш-Ш

Покружился, покружился,

И на землю опустился – Ш-Ш-Ш

Полетел он вправо – Ш-Ш-Ш

Полетел он влево – Ш-Ш-Ш

На окошко полетел – Ш-Ш-Ш

Далеко он улетел – Ш-Ш-Ш

(всматриваются вдаль)

Ему ресничками помаши – Ш-Ш-Ш

И в дорогу проводи – Ш-Ш-Ш

Слайд №17

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, Мышонок любит всё большое и все предметы у неё большие.

У Мышонка не маленькая шляпа, а … большая.

У Мышонка не маленькое платье, а … большое.

У Мышонка не маленькие сапожки, а … большие.

У Мышонка не маленький шар, а … большой.

Слайд №18

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот и закончились задания Мышонка. А за то, что мы справились со всеми заданиями Мышонка, он приготовил вам сюрприз - шарики.

(вручение подарков детям)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш

Цель. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж– ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Ход занятия.

Ребят мы целый месяц говорили о нашей стране. Скажите мне пожалуйста в какой стране мы с вами живем? (дети в России) правильно ребята в России значит мы (Россияне). Какая наша Россия (большая, красивая, величественная, любимая, богатая). Ребят давайте мы с вами повторим мы живем в России, наша страна Россия.

Дети находятся в игровой зоне.

Воспитатель подходит к ним, в руках у него красивая коробка. Ребят отгадайте загадки.

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя.

По земле ползёт … (змея) (достаёт из коробки змею)

А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).

А теперь отгадайте другую загадку:

В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из коробки жука)

А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).

Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)

Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)

Молодцы. Давайте присядем за столы и будем играть дальше, а наших героев мы поселим в домики… (воспитатель определяет змею в левый домик, а жука – в правый).

Сейчас я буду называть слова со звуками Ш и Ж, а вы должны показать, какой звук слышится в слове: (жаба, груша, жало, мышь)

3. Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш, поднимите синий кружок с зеленым внутри.

Слова: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишни, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш.

Физ-минутка.

4. Молодцы! Давайте немного разомнёмся!

Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжалка (развести руки, поднять плечики)

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

5. А теперь новая игра. Она называется «Засели домик». У вас на столах лежат картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живет звук Ш, а в правом – Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске, покажет картинку всем и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).

6. Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Педагог сообщает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика»:

У ослика

Был день рождения.

И он принимал поздравления.

Барбос ему сена принес,

Коза подарила овес.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули осленка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли-подрастали

И к вечеру длинными стали.

Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Воспитатель уверяет, что здесь есть три слова со звуком ш.

Педагог ставит на свой стол три пирамидки одинакового цвета и одну – другого цвета. Воспитатель просит назвать слова со звуком ш. (Ушки, лошадки, хрюшки.) По мере называния слов убирает одну за другой три пирамидки. Затем привлекает внимание детей к оставшейся пирамидке и говорит, что в стихотворении есть слово со звуком ж. Читает первые три строчки. Дети называют слово рождение.

«Поскольку у ослика „рождение“, надо спеть ему песенку про каравай, – продолжает разговор воспитатель. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов „Вот такой ширины, вот такой ужины“ – исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?»

Воспитатель ставит перед ребенком ослика (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как на ослика рожденье испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок-солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 2–3 раза. По его окончании воспитатель спрашивает, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.

Итог занятия.

Ребята, какие звуки мы учились различать на сегодняшнем занятии?

Чем они отличаются друг от друга?

Молодцы, все старались быть внимательными, правильно поднимали карточки, старались запомнить стихи.

Название: «Проделки Шапокляк ». Звуковая культура речи: звук Ш.
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, звуковая культура речи, Подготовительная к школе группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №6
Месторасположение: г. Задонск, Липецкая область

«Проделки Шапокляк». Звуковая культура речи: звук Ш.

1. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

2. Развитие фонематического восприятия и слуха.

3. Умение находить слова со звуком [ш].

4. Воспитание умения слушать других.

  1. Организационный момент.

1)приветствие:

— Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте повернемся к гостям и поздороваемся.

2)психогимнастика:

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

Улыбнёмся мы друзьям,

Улыбнёмся мы гостям.

На занятье не зевать,

На все вопросы отвечать.

  1. Сообщение темы занятия.

Ребята! Я принесла в группу шкатулку с сюрпризом и положила на полочку, а её здесь нет.

Куда же она подевалась?

(на планшет приходит смс сообщение (звук))

Извините, меня мне пришло электронное письмо, я обязательно должна его прочесть.

Ребята, пишет нам Шапокляк, вы её знаете? Из какого она мультфильма?

Письмо: Я решила немного пошутить над вами, игру я спрятала, а куда, вы узнаете, выполнив мои задания.

Ребята, но все задания я вам сразу не прочту, это условия Шапокляк, как только будет выполнено 1-е задание, откроется второе.

1-е задание от Шапокляк:

Шапокляк хочет выяснить, знаете ли вы:

— Какие бывают звуки?(гласные и согласные)

— Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласный звук- воздух можно долго тянуть, согласный звук не тянется.

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

— 1-е задание выполнено, можем приступить ко второму.

Артикуляционная гимнастика.

Для того чтобы выполнить второе задание, нам необходимо чётко произносить звуки, в этом нам поможет артикуляционная гимнастика.

  1. «Погладь кошку». (языком проводим по нёбу вперёд, назад рот приоткрыт)
  2. «Лошадки» (цокаем)

Пройдите к стульям, и послушайте задания:

2-е задание от Шапокляк:

А с какого звука начинается имя Шапокляк? [ш].

Как шумит море? Как шуршит лес? Как шипит змея? (Ш-ш-ш).

Какой звук объединяет эти слова? (звук [ш]).

Характеристика звука.

Как вы думаете, кокой это звук?

— Звук [ш] согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит.

Ребята, а звук [ш] необычный, у этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, он всегда твердый.

Подберите слова которые начинаются на звук [Ш].

Молодцы, с этим заданием вы справились, теперь мы сможем прочесть письмо дальше.

Ребята, подойдите пожалуйста к мольберту (чистый с магнитами, рядом стул на котором лежат картинки).

3-е задание «Мы со звуком Ш играем».

— Вы правильно подобрали слова, а теперь найдите расположение звука [Ш] в словах от Шапокляк.

— Возьмите каждый по одной картинке и определите место звука [Ш] в слове.

Мы со звуком Ш играем

И картинки подбираем:

Карандаш, машина, шишка,

Шляпа, бабушка, малышка,

Ландыш, дедушка, подушка,

Мишка, шорты и лягушка.

(разбираем слова) .Дети определяют правильность выполненного задания.

Чистоговорка- физкультминутка.

А сейчас немного поиграем. Я буду говорить, а вы внимательно слушать, повторять и выполнять движения.

Ша-ша-ша- нет карандаша.(«не знаю»)

Шо-шо-шо- нам гулять хорошо. (маршируем)

Шу-шу-шу- я сижу и не шуршу. (сидят на корточках, обхватив колени)

Ши-ши-ши- притихли малыши. (пальчиком «грозим», показываем маленький рост).

Ребята, а в нашей игре вы слышали звук [ш].

Кто запомнил и сможет назвать слова со звуком [ш].

4-е задание: игра: «Разложи картинки».

Ребята, а сейчас давайте пройдём к столу, и прочтём письмо дальше.

Сядьте ровно, спинка прямая.

Перед вами подносы, посмотрите что там…(называют)

Чем отличаются дома?(одноэтажный и двухэтажный)

(На столе на каждого ребёнка лежат картинки, и два домика.

5-е задание: «Посели жильцов». В одноэтажный домик вы должны положить картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, в которых нет звука [ш]. Но в начале давайте проведём пальчиковую гимнастику.

пальчиковая гимнастика:

Кошка мышку не поймала,

Мышка в норку убежала

И от страха там дрожит,

Кошка мышку сторожит.

Картинки: кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик. (1 ребёнок выполняет задание у доски)

С каким звуком слова вы поместили в одноэтажный дом? (звук [ш])

В двухэтажный?

6-е задание: Игра «Назови картинку».

Ребята, а сейчас подойдите ко мне. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду, вы его сможете найти на картинке, которые находятся на доске.

Выставляются картинки: (читаю предложения, дети находят картинку- продолжение).

— на сосне растут- … (шишки), (повтори предложение)

— на орешнике - … (орешки).

Мы надули красивый… (воздушный шар)

— Ой, про письмо то мы забыли! Давайте прочтём его дальше.

7-е задание: «стихотворчество»

Шапокляк предлагает нам последнее задание, мы должны придумать окончание стихотворения.

Фокусник носит шляпу с секретом.

Вот поглядите-ка: шляпа пуста.

Как же оттуда, скажите при этом

……………………………………..

(Фокусник кролика сможет достать? Фокусник будет цветы доставать? Фокусник будет платки доставать?)

— Что носил фокусник? (шляпу)

На какой звук начинается? (ш).

— Ребята, я кажется догадалась где Шапокляк спрятала шкатулку с секретом.

А поиграем мы чуть позже.

6.Итог занятия.

Что нового вы сегодня узнали?

— Какое из заданий больше понравилось?

— Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.