900 дней и ночей блокады ленинграда. Конспект занятия о блокаде Ленинграда «Девятьсот страшных дней и ночей. Классный час на тему

В самом конце Московского проспекта есть площадь Победы. Это место является южными воротами города. Через них в город въезжают все, кто прилетает в Пулково.
К 30-летию Победы здесь было решено построить монумент Героическим защитникам Ленинграда. Строительство памятника велось в том числе и на пожертвования граждан. Для этого в ленинградской конторе Госбанка даже был открыт счёт. Монумент создан по проекту скульптора лауреата Ленинской премии, народного художника СССР М. К. Аникушина и народных архитекторов СССР С. Б. Сперанского и В. А. Каменского. Главная вертикаль - 48-метровый гранитный обелиск - символ торжества Победы советского народа в одной из самых страшных войн человечества. У основания обелиска - скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата свидетельствуют о единстве города и фронта. Обелиск - связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». К нему ведут широкие лестницы по обеим сторонам постамента обелиска. Ломаные линии стен, грани разрыва символического кольца блокады ассоциируются с хаотическими нагромождениями всеразрушающей войны. По замыслу авторов, поверхность стен сохраняет фактуру деревянной опалубки - такими были оборонительные сооружения военных лет. Памятный зал «Блокада» резко контрастирует с открытым пространством «Площади Победителей». Нависающее гранитное кольцо протяженностью 124 метра изолирует зал от внешней среды. Все элементы убранства и звуковое оформление создают атмосферу храма. Строительство началось в 1974 году и к 30-летию Победы, к 9 мая 1975 года, памятник был открыт.

2 Сооружение представляет собой ансамбль. Гранитное «разорванное кольцо», ориентированное с севера на юг, открывается в сторону обелиска и скульптурных групп. Оно служит композиционной основой наземной части мемориала.

3 На внешней стороне «кольца» высечена надпись: «Подвигу твоему, Ленинград». (Слова поэта М. А. Дудина. Все работы по проектированию шрифта текстов памятника выполнены архитектором В. В. Исаевой.)

4 На внутренней стороне «кольца» изображены в бронзовых рельефах в обрамлении знамен шесть наград города (два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Красного Знамени, медаль «Золотая звезда», медаль «За оборону Ленинграда»).
Здесь же даны тексты указов о награждении города и в центре - текст приветствия ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР в связи с 250-летием Ленинграда.

5

6

7 Доминанта зала - скульптурная композиция «Блокада». Ее постамент невысок и компактен, а высота бронзовых фигур не намного превышает человеческий рост.

8 Создавший её скульптор М. Аникушин, охарактеризовал её так: «Здесь всё: и бомбёжки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютая стужа, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг…»

9 По обеим сторонам "разорванного кольца" помещены бронзовые надписи: «900 дней» ...

10 ...«900 ночей».

11 С южной стороны к центральной части памятника ведет пологая гранитная лестница. По флангам нижнего марша лестницы и лестничной террасы установлены бронзовые скульптурные группы. Если встать лицом к обелиску, то слева будут группы: «Матросы», «Снайперы», «Строители», «Окопницы»; справа - «Солдаты», «Литейщики», «Ополченцы».
У подножия обелиска установлена бронзовая группа «Победители» - рабочий и солдат.

В.А.Донцова

Освобождению города Ленинграда посвящается…

900 дней и ночей.

Классный час.

Цели: на примерах мужества и героизма Советского народа, способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжелые годы войны; развивать у учащихся чувства патриотизма и гражданственности.

Оборудование: стихи О.Берггольц ; За тебя, Ленинград!: Поэты в боях за город Ленина / Сост. В.А. Шолин. - Л.: Лениздат, 1985. ; аудиозапись с военными песнями; весы и кусочек ржаного хлеба; видеофильмы; видеозапись на компакт-диске. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: ХХ век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2000. Ч. 3. “Вероломное нападение, Начало войны”, презентация.

Подготовительная работа:

Создание творческих, инициативных групп по подготовке часа общения: поисковой, оформительской. Задание всем учащимся: узнать о своих родных, участниках ВОВ;

Организационные встречи с инициативной группой по разработке и подготовке хода проведения часа общения;

Подбор фрагментов фильма о войне;

Подбор стихотворений и их чтецов.

Ход мероприятия.

Учитель 27 января - День воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (в настоящее время это город Санкт-Петербург). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час .(Слайд1)

Более 60 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза.(Слайд2)

План ведения кампании против СССР получил название “Барбаросса”. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в русле молниеносной войны захватить нашу страну до Уральских гор. Наступление на CCCР осуществлялось по трем основным направлениям (показать направления по карте-схеме Слайды3-5)) : группа “Север” - на Ленинград, группа армий “Центр” - на Москву, группа “Юг” - должна была наступать на южном, украинском направлении. Вторжение врага было вероломным и неожиданным для Советского Союза. В первые три недели войны 23 советские дивизии были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 километров в глубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия. Одновременно с ожесточенными сражениями на центральном и южном направлениях не менее упорная борьба развернулась на Северо-западном направлении. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года. Советский народ был полон решимости, отстоять Ленинград. Вокруг города создавалась система обороны, которая состояла из нескольких поясов. Десятки партизанских отрядов, организованных из добровольцев города, включились в активную борьбу в тылу. На заводах и фабриках ковалось оружие для фронта.

К концу сентября фронт на подступах к Ленинграду окончательно стабилизировался. Город был блокирован фашистскими войсками, все сухопутные коммуникации Ленинграда с центром были перерезаны. Не сумев захватить город, противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.(Слайд6) Вот выдержка из секретной директивы немецкого военного штаба: «О будущем города Петербурга»от 22 сентября 1941 года - «Город Петербург стереть с лица земли… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложение блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолетов. Немцев поддерживали 200-тысячная финская армия, «голубая дивизия из фашистской Испании, легионеры из Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

Вражеские войска значительно превосходили наши силы. Вместе со взрослыми сражались и ленинградские мальчишки –сыновья полков.

На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город - крепость. В нём построили -35 км баррикад. 4170 дотов, 2200 огневых точек. (Слайд7)

Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады 150 000 тяжелых снарядов,5000 фугасных и более 100000 зажигательных бомб. Жители лишились третьей части жилья. 611 дней город подвергался интенсивному артиллерийскому обстрелу и бомбардировкам . (Слайд8)

(Слайд 9) 8сентября 1941 года захватив, г. Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. 8 сентября 1941 года над горо дом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 огненных, страшных, блокадных дней и ночей. (Слайд10 ) В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие и интеллигенция получали в день всего по 250 г хлеба, а служащие и дети по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев . (Слайд11)

Но город жил и боролся. Подвигом был каждый день осаждённого Ленинграда . (Слайд12-14) В промёрзших цехах трудились рабочие. К станкам, плавильным печам на место ушедших на фронт мужчин встали старики, женщины, подростки. В своей «Ленинградской поэме» поэтесса Ольга Берггольц писала:

Учащийся . Да, мы не скроем - в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но, съев похлёбку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движенья.

А если падал,- у станка,

Как падает солдат в сраженье.

Учитель . В период блокады Ленинград дал фронту более двух тысяч танков, полторы тысячи самолетов, сто пятьдесят тяжелых морских орудий, более четырех тысяч полевых орудий разных калибров, двенадцать тысяч минометов, свыше двухсот тысяч единиц стрелкового оружия, более семи миллионов артиллерийских снарядов и мин.

Все нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки . (Слайд15-16)

Учащийся. Девчонка с ведёрком пустым (Слайд17 )

Чуть движется…А за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно т взрослым шагать,

На саночках узких ребята,

Везут свою мертвую мать…

Учащийся. На развороченном пути (Слайд18)

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щёки белые, как мел.

Где твоя мама, мальчик?

Дома.

А где твой дом, сынок?

Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Учитель . (Слайд19 ) Обречь на мучительную медлен ную смерть как можно больше людей, оставших ся в живых, деморализовать, разобщить их, ли шить воли к сопротивлению, пробудить живот ные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на все... Вот что такое фашистская стра тегия голода. И фашисты это орудие широко применяли, стремясь сломить волю людей к со противлению и укрепить свой тыл.

(Слайд20 )Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчи ны, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближа лось к сердцу, и наступал конец. Смерть настига ла людей везде. На улице человек падал и боль ше не поднимался. В квартире - ложился спать, и засыпал навеки.

Учащийся. На салазках кокон пряменький,

Спеленав, везет

Мать, заплаканная, в валенках,

А метель метёт.

Старушонка лезет в очередь,

Охает, крестясь:

«У моей вот тоже дочери

Схоронён вчерась.

Бог прибрал, и слава господу,

Легче им и нам.

Я сама-то скоро с ног спаду

С этих со ста грамм».

Труден путь, далёк до кладбища,

Как с могилой быть?

Довезти сама смогла б ещё,

Сможет ли зарыть?

А не сможет - сложат в братскую,

Сложат, как дрова,

В трудовую, ленинградскую,

Закопав едва.

И спешат по снегу валенки,-

Стало уж темнеть.

Схоронить трудней, мой маленький,

Легче умереть.

Наталья КРАНДИЕВСКАЯ-ТОЛСТАЯ. Из цикла "На улице"

Учитель. (Слайд21 )Хоронить было трудно: транспорт не работал. Обледеневшие, покрытые сне гом стоят трамваи. Вдоль проспектов причудли выми нитями свисали провода, окутанные ине ем. По бесконечно длинным улицам, между сугробами, напрягая последние силы, люди тя нули саночки, на которых лежали покойники. Мертвых хоронили без гробов, обернутых про стыней или одеялом, а позднее и просто в одеж де, в которой человек умер. Нередко, выбив шись из сил, люди оставляли мертвого на пол пути. Позднее эти трупы подбирали машины и увозили на окраину города, на огромный пус тырь рядом со старой Пискаревской дорогой. Так образовалось известное ныне Пискаревское кладбище.

Только за первую блокадную зи му голод унес в Ленинграде 252 тыс. чел. Поте ря близких отражалась острой болью в сердцах живых, однако большая смертность не породи ла отчаяния и паники в городе.

Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призы вала живых к настойчивой неукротимой борьбе. От малого до старого, все испытывали голод, но они трудились и жили с надеждой на торжество победы. (Слайд22-23 ) Это чувство поднимало кузнеца, инжене ра, бухгалтера, ученого на героические дела. Это же чувство руководило артистами, когда они пе ли, играли, развлекая голодных и усталых людей, хотя у них самих подкашивались ноги, и кружилась голова. В антрактах у наиболее ослабевших на ступало обморочное состояние, но воля побежда ла: они вставали и продолжали играть. Под грохот бомбовых разрывов писал в Ленинграде свою знаменитую Седьмую симфонию Д.Шостакович. (Слайд24 ) В ней прозвучал страстный призыв к борьбе с фашистской нечистью, уверенность в том, что силы света и разума восторжествуют.

Учащийся Девочка у рояля . Слайд25 )

Дочери моей, Марианне Дранишниковой

Стрелки непочиненных часов,

Как трамваи, неподвижно стали.

Но спокойно, под набат гудков,

Девочка играет на рояле.

У неё косички за спиной.

На диване в ряд уселись куклы.

Бомба, слышишь? В корпус головой…

Дрогнул пол… Коптилка вдруг потухла.

Кто-то вскрикнул.Стекла,как песок,

Заскрипели под ногой. Где спички?

Девочка учила свой урок,

В темноте, играя по привычке.

Так ещё не пел нам Мендельсон,

Как сейчас в тревогу. И весь дом был

Музыкой нежданной потрясен

В грозный час разрыва близкой бомбы.

И наутро, в очередь идя,

Постояла я под тем окошком.

Ты играешь, ты жива, дитя.

Потерпи еще, еще немножко.

Зимовать остался Мендельсон.

Как надежда, музыка бессмертна.

Стали стрелки. Город окружён.

До своих - большие километры.

Учитель. Дети в осажденном городе... (Слайды 26-28 ) Смо треть на голодающих детей (а их в городе оказа лось около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Де ти ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силен ки, тем самым, нанося вред своему здоровью. Что бы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шла мебель, паркет и даже книги. Из ближайших водо емов таскали ведрами воду, таща их на салазках, стирали в ледяной воде белье и чинили одежду при слабом свете коптилки, скудные продукты распре деляли по дням, а в течение дня - по часам.

В осаждённом городе работали 39 школ. Да, трудно поверить, но это факт, даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились . (Слайд29)

А.Фадеев сказал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились». Да они учились несмотря ни на что. Дети шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась и цинга. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, прямо в классе.

Учащийся. Девчонка руки протянула

И головой

На край стола…

Сначала думали -

Уснула,

А оказалась-

Умерла.

Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Уроки-

После похорон.

Учитель. Многие знают печальную историю 11 летней ленинградской школьницы Тани Савичевой .(Слайд30)

Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей:

«Савичевы умерли»

«Умерли все»

«Осталась одна Таня»

Таню при первой возможности вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку. И она вскоре умерла.

Самой страшной оказались зима и весна 1942 года, когда запас хлеба для питания детей и стариков сократили до 125 граммов .(Слайды 31-32)

«Сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам» - писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осаждённом Ленинграде.

Выдержать такое испытание помогла и «Дорога жизни» (Слайды 33-35 )проложенная по льду Ладожского озера, но действовала она пять месяцев. «Дорогу жизни» называли ещё и «дорогой смерти», так как много людей и машин гибло под бомбами или проваливалось в образовавшиеся от взрывов полыньи. Но риск оправдывал себя: Ленинград жил.

(Слайды 36 )13 января 1943 года силами Советской армии была прорвана линия обороны и по отбитому у врага коридору, шириной 8-11 км началось бесперебойное снабжение Ленинграда продовольствием, сырьём для промышленных предприятий, вооружением для его защитников.

(Слайд37 )Час освобождения города от блокады пробил через год. Из трех миллионов жителей в Ленинграде осталось 560 тысяч жителей . (Слайд 38)

Заключение. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта . (Слайд39)

Учащийся. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем.

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика-

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют

С тобой

Пол - Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют

И лиц заплаканных не прячут

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы - ….плачут…

Учитель. Пройдут столетия, но всегда будет жива память о беспримерном мужестве ленинградцев, о доблести славных защитников города Ленинграда . (Слайд 40 ) Их бессмертный подвиг не забудется никогда.

Прошу всех встать и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны.

Минута молчания. (Слайд 41)


Инна Зубачева
Конспект занятия о блокаде Ленинграда «Девятьсот страшных дней и ночей»

Цель :

познакомить детей с понятием, «Блокада » , «Ладога» , «Дорога жизни» , рассказать о войне, о горе, которое она принесла, о подвигах детей во время войны. Способствовать формированию чувств патриотизма, национальной гордости за Великую Победу и уважения к воинам-освободителям.

Задачи :

Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость;

Стимулировать совместную музыкальную деятельность;

Расширять знания о государственных праздниках и истории нашей страны ;

Развивать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами; музыкальной культурой;

Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти погибших во время блокады и на фронте .

Оборудование :

презентация на интерактивной доске, музыкальный центр с электронным носителем военных песен, атрибуты (военные письма-треуголки, костюмы, цветы)

Подготовительная работа :

Слушание симфонии №7 Д. Шостаковича,

Беседы о блокаде и Великой Отечественной войне,

Разучивание военных песен;

Разучивание стихов и танцев;

Рассматривание иллюстраций ;

Продуктивная деятельность детей : рисунки на тему прослушанных произведений.

Ход мероприятия

Под музыку в музыкальный зал, оформленный в соответствии с тематикой, шеренгами входят дети подготовительной и старшей групп, встают у противоположных стен.

27 января 1944 года - Это особая страница Великой Отечественной войны. Весь мир узнал, что означают слова «Блокада » , «Ладога» , «Дорога жизни» . Жители блокадного города и Ленинградской земли мужчины , женщины, дети и старики вместе с нашими воинами смогли выстоять и дать отпор врагу. Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Но жертвы были не напрасны. Если бы Ленинград не выстоял , то не выстояла бы и Москва.

Тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах.

Дети :

Сегодня день особенный, ребята,

День памяти - торжественный, святой.

73 года со дня снятия блокады

Отмечает город наш родной.

В тот день, прорвав кольцо блокады ,

Наш город из последних сил

Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда ,

И в яростных сраженьях победил.

Давайте вспомним о блокаде .

О ней никак нельзя забыть :

Тревожные те дни и ночи,

Что довелось всем пережить.

Тех, кто погиб под вражеским обстрелом,

С тобою мы запомним навсегда.

Боролись вы, чтоб одержать победу,

Чтоб не было фашизма никогда.

В память о погибших в блокаду , на полях сражений, трудившихся в тылу, не покладая рук, объявляется минута молчания.

Исполняется песня «О блокаде » подготовительная, старшая группа.

Звучит фоном тема «нашествия» симфонии № 7 Шостаковича.

8 сентября 1941г. гитлеровские войска вторглись на территорию Ленинградской области , и окружили город. Началась блокада , которая продлилась 900 страшных дней и ночей . Три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем выживали ленинградцы . Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» не на час не прекращали работы заводы : умирали голодной смертью, но не покидали рабочих мест труженики. Стояли насмерть и бойцы,оборонявшие город.

На Ленинград , обхватом с трех сторон,

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье,

Он сердца ленинградского биенье .

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он : Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом

Показ слайдов жителей блокадного города .

Враги окружили наш город,

В блокадном кольце Ленинград .

Над Литовским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.

Рано зима в этот год наступила.

Морозы пришли, холода.

И в мирную жизнь ленинградцев

Ворвалась нежданно беда.

Блокада ! Блокада ! Блокада !

Погасли огни Ленинграда .

В снегу от разрывов воронки

Чернеют, как стаи вороньи.

Блокада . Блокада . Блокада .

У Нарвских ворот баррикада.

На фронт уходящие танки.

И с гробиком детские санки.

(Звук метронома)

На фоне негромкого стука метронома дети читают стихи.

В городе воздушная тревога,

Вой сирены слышится опять.

Лишь бомбоубежище могло

Спасеньем ленинградцам стать .

Охваченный войною

Блокадный Ленинград .

На улицах трамваи

Замёрзшие стоят.

Разрушенные здания

И надпись на стене :

«Опасно при обстреле

На этой стороне»

В водопроводных кранах

Не вода, а лёд.

И только прорубь невская

Горожан спасёт.

Ведущий и ребёнок.

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

«Где твоя мама, мальчик?»

- «Дома.»

- «А где твой дом, сынок?»

- «Сгорел.»

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает : хлеба нет.

Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах нет имен,

На пискаревских плитах только даты.

Исполняется танец «Дети войны» подготовительная группа

Слайды о пайке хлеба и воде.

Цену хлеба знает каждый ленинградец .

Маленькие кусочек – 125 грамм.

Не сдаётся Ленинград .

Город выживает,

Урок отваги, мужества преподносит нам.

К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия

на человека приходилось по 125 г хлеба в день. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день

Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. от которого к концу февраля 1942 умерло более 300 тыс. человек.

Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах от голода- люди шли куда- то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Умирали так, как будто засыпали. Трупы долго лежат, так как некому их убирать».

Я вспоминаю хлеб блокадных лет ,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Но самый сильный голод был,

Когда Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война - это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

Ведущий :

Есть поговорка : «На воне детей не бывает» . Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством в обычном мирном смысле этого слова.

Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся снаряды, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детски кроватки Можно спросить : что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, видеть, запомнить дети?

Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны.

«Об отце» . Началась война. Отец остался на захваченной территории по служебному заданию командира, но дома он не жил. Если мы ночью слышали стук в дверь – не тот осторожный, о котором условились с отцом, а другой, у меня начинало дрожать в сердце : это фашисты или полицейские, опять будут допытываться об отце. Я забиралась в самый темный угол на нашей большой печке, обнимала бабушку, боялась уснуть. Как-то поздно ночью пришел отец. Отец был холодный, уставший, постаревший, но такой свой, такой родной. Он сидит возле меня и не может уйти. Через несколько часов, как он пришел в дверь вломись каратели. Вытолкнули отца на улицу. Он протянул ко мне руки, но его ударили и оттолкнули. Босиком я бежала за ним до самой речки и кричала : «Папочка, папочка.» Бабушка не смогла пережить такое горе. Плакала все тише и тише и через две недели умерла ночью на печке, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме никого больше не осталось».

Исполняется танец «Птицы белые» подготовительная группа

Да, трудно поверить, но это факт – даже в условиях блокадной жизни , когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды… многие ленинградские дети учились .: Да, они учились, несмотря ни на что… Нередко дети-подростки шли работать на заводы, вставали в строй и воевали наравне со взрослыми. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады , были награждены медалями за оборону Ленинграда .

Дети :

Жили давно эти девочки, мальчики.

Бегали, прыгали резво, как зайчики.

Часто коленки они разбивали,

Старшим по дому они помогали.

В годы тяжёлые, годы войны

Дети с врагами сражаться пошли.

Разведчиками, связистами дети были.

Важные сведения в отряд приносили.

Продукты и воду бойцам доставляли,

Раненых с поля боя спасали.

Был красный галстук у них на груди,

У пионеров Великой войны.

В небе, на море, в подпольях, отрядах

Храбро сражались эти ребята.

Знали слова : «За Родину-мать!»

Жизнь свою не боялись отдать!

Помнить и знать всегда их должны

Пионеров-героев Великой войны :

Марата Казея, Валю Котика, Лёню Голикова. Зину Портнову, Лару Михеенко, Юту Бондаровскую, Валю Зенкину, Надю Богданову, Галю Комлеву, Костю Кравчука. Васю Коробко, Сашу Бородулина, Володю Казначеева, Витю Хоменко и многих других.

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену,

Продержались, выжили, смогли!

В этот день и горестный, и светлый,

Поклониться от души должны

Мы живым и недожившим детям

Той большой и праведной войны!

Слава детям-героям Великой Отечественной войны!

Исполняется песня «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда »

Показ слайда «Дорога Жизни»

Но на помощь ленинградцам поднялась вся страна . По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни» . По ней под огнём противника перевозили хлеб,муку и лекарства в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых.

Исполняется танец «Ладога» подготовительная группа

Чтобы жизнь спасти ленинградцам ,

Зимой в сорок первом году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду.

Бомбёжки, метели, заносы.

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт.

“Дорогой жизни” Ладогу назвали,

Надеждой на спасение людей.

Раненых, больных и истощённых

Везли полуторки из города по ней.

Шофёр за руль держался крепко,

Свою он песню напевал.

Исполняется «Песня фронтового шофёра» подготовительная группа

Прорыв блокады в январе 1943 года начала 45-я гвардейская стрелковая дивизия с территории Невского пятачка.

Это участок небольшого размера : 2 км вдоль Невы и 800 метров от береговой линии на левом берегу реки Невы, который удерживали советские войска во время Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах. За сутки на эту землю падало 52 тысячи бомб и снарядов.

В г. Кировске Ленинградской области , находится музей Прорыва Блокады Ленинграда . На площадке перед музеем установлены танки времен Великой Отечественной войны. Там есть КВ-1, КВ-1С,

БТ-5, Т-38, Т-26 и Т-34-85. Большинство танков были подняты со дна Невы в районе Невского пятачка.

Затонувший танк

В аду кромешном, под обстрелом

Переправлялся батальон

На «пятачок» , на берег левый.

И танк пустили на понтон.

Ещё темно, но спозаранку

Нет нам привычной тишины :

Бьют сверху, спереди по танку

Дела обычны для войны.

Под миномётной грозной лавой

Он шёл на долгую стоянку.

Через полвека с лишним слава

Пришла к израненному танку.

Не левом берегу поставлен,

Как назидание врагам.

Дорогами войны прославлен,

Стоять он вечно будет там.

Песня «Три танкиста» старшая группа

Дети :

За город шли жестокие бои.

За Родину солдаты воевали

И в январе, разбив врага,

Кольцо блокадное прорвали .

Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в страшную блокаду ,

Кто восстанавливал, из пепла возрождал,

Спасибо вам герои Ленинграда .

Звучит фонограмма салюта.

Ведущие и дети

Ленинградский салют

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут,

Город празднует День снятия блокады ,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда !

В честь бессмертия не выживших детей.

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней .

Но блокаду черных месяцев прорвали!

И, когда врага отбросили назад,

Был салют! Его снаряды возвещали :

Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград !

Есть салют у нас весной - на День Победы,

Он цветами красит небо всей стране ,

Но особо почитают наши деды

Тот салют в голодно-белом январе.

Исполняется песня «Мой город – герой»

Пусть будет мир на всей планете,

И войны не знают дети.

Пусть дети учатся, мечтают,

Ни горя, ни беды не знают!

Наш город дорогой, любимый,

Ты гордый, сильный и красивый.

Этот город над Невой

Очень любим мы с тобой.

Исполняется танцевальная композиция

«Солнечный круг» старшая группа