Андрей платонов усомнившийся макар анализ. Главный герой рассказа «Усомнившийся Макар» – смех

В юмористическом рассказе Андрея Платонова об усомнившемся Макаре, написаным в 1929 году, речь идет о строительстве социализма. В отличие от хваленных партией и правительством произведений, этот рассказ едко высмеивает всю глупость и нелепость социалистического строя. В произведении противопоставлены два члена государства Макар Ганнушкин, имеющий умелые руки и не умеющий думать, и Лев Чумовой, живущий голым умом, умнейший руководитель. Становится ясно, что Макар Ганнушкин – это олицетворение трудящегося на благо социализма, а Лев Чумовой, ничего не умеющий, кроме, как руководить, - это бездарное партийное руководство страны советов.

Макара воспринимают как глупца, но это далеко не так. Он сообразителен, желает разобраться в механизмах, стремится облегчить труд рабочему.

Однако, все его идеи не находят отклика, а Чумовой его штрафует за индивидуальность. Сон Макара о наиученейшем человеке подтверждает тот факт, что партийное руководство социалистической страны видело вдали миражи светлого будущего, а конкретный человек с его проблемами был вне поля зрения, не интересовал партийную верхушку.

Еще один персонаж произведения Петр, не работающий, а думающий человек. Петр понимает, что в социалистическом обществе честным трудом не заработать на сытный кусок. Вот он и изворачивается, хитрит, ищет места поудобнее, отправляясь с Макаром на государственную службу в РКИ.

Когда читаешь рассказ, вспоминаются слова Бахтина о народной душе, которую не затрагивают классовые идеи, вызывающие у народа лишь насмешку и скрытую иронию.

Роман А.Платонова об уездном городе Чевенгуре – это иллюстрация попытки построения коммунизма в отдельно взятой стране. Ожидание счастья после расстрела буржуев и изгнания полубуржуев – сущность социализма. Горе для одних является ценою счастья для других людей. Работа ради работы, а не для улучшения жизни, не для пользы. В конечном итоге, гибель Дванова на лошади Пролетарская Сила – это точная аллегория того, куда ведет пролетариат.

В повести о строительстве котлована и здании для пролетариата читатель снова видит черты строительства социализма. И, если в рассказе об усомнившемся Макаре все это выглядит комично, то в повести – вызывает ужас: грязная тупая работа, голодные сироты, нищие, радио в бараке, орущее директивы и лозунги, раскулачивание, безысходность. И.Бродский впоследствии писал, что после прочтения этой повести необходимо немедленно изменить существующий строй, а Платонова признать первым сюрреалистом. Бродский отмечает, что Платонов, пишущий на языке утопии, на языке своей эпохи, отличается от своих современников писателей - стилистических гурманов. Литературный почерк писателя настолько своеобразен и оригинален, что Платонов непереводим. Всю глубину его произведений можно понять лишь в оригинале.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Напечатал рассказ «Усомнившийся Макар», написанный с озорством, с большой долей юмора, с тонкой иронией. Макар - тип «природного дурака», голова у него «порожняя», а руки «умные». Он не поладил с тов. Чумовым, у которого, наоборот, была «умная голова, а руки пустые». Поездка Макара в Москву и пребывание в Москве на стройках, служба в учреждении составляют дальнейшее содержание и финал рассказа. Главный герой рассказа - смех.

Автор смеется надо всем, что глупо и уродливо в «социалистической жизни». Во сне Макар увидел «ученейшего человека», который стоял на горе. Макар спросил его: «Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?» Но у того, кого он спрашивал, были мертвые глаза от «дальнего взора», и сам он был мертв. Ответить на вопрос Макара некому. Оказавшись в больнице для душевнобольных, он повышает свой идейный уровень в «читальной комнате». Из «безумного дома» Макар и Петр пошли в РКИ. Там они встретили Чумового. Финал рассказа неожиданный: автор переводит действие как будто в план «дальнего взора», «дурной бесконечности»: Чумовой просидел в учреждении один до комиссии «по делам ликвидации государства». В ней Чумовой проработал сорок четыре года и «умер среди забвения и канцелярских дел...»

Читая рассказ «Усомнившийся Макар», нельзя не вспомнить слова Бахтина о смехе: «...классовый идеолог никогда не может проникнуть со своим пафосом и своей серьезностью до ядра народной души: он встречается в этом ядре с непреодолимой для его серьезности преградой насмешливой и цинической (снижающей) веселости... Эта карнавальная искра насмешливо-веселой брани, никогда не потухающая в ядре народа, - частица великого пламени (пожара), сжигающего и обновляющего миры...»

Мрачные и страшные сцены и ситуации даны Платоновым в романе «Чевенгур», но еще более страшной представлена картина мира в повести «Котлован». Об этой повести И. Бродский написал, что «первое, что следовало бы сделать, закрыв данную книгу, это отменить существующий миропорядок и объявить новое время». Платонова, по его мнению, «следовало бы признать первым сюрреалистом». О языке повести им сказано, что Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности» (язык современников - Бабеля. Пильняка, Олеши, Замятина, Булгакова, Зощенко - в сравнении с языком Платонова Бродский называет «более или менее стилистическим гурманством»). «Поэтому Платонов непереводим», нельзя воссоздать этот язык, компрометирующий время, пространство, самую жизнь и смерть...

Если домашнее задание на тему: » Главный герой рассказа «Усомнившийся Макар» – смех оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Он не поладил с тов. Чумовым, у которого, наоборот, была «умная голова, а руки пустые». Поездка Макара в Москву и Наиболее значительными из всего созданного в этот период являются повести «Котлован», «Ювенильноеморе», «Джан». Вскоре после публикации рассказа «Усомнившийся Макар» и Даты работы над рукописью проставлены самим автором - декабрь 1929 - апрель 1930 г. Такая хронологическая точность далеко не случайна: Творчество Платонова привлекает большое внимание исследователей, и, по самым скромным подсчетам, количество работ, посвященных писателю, достигло тысячи. Отец Платонова Платон Фирсович
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Главный герой произведения Макар Ганушкин. Ему противопоставлен другой герой по имени Лев Чумовой. Первый из них очень талантлив, имеет золотые руки, но не силен в уме, а другой самый умный среди жителей села, но ничего не умеет делать.

Так в один день Макар добывает железо из руды. Чумовой обвиняет его в утаивании и штрафует. Макар поехал в Москву на поезде с целью оплатить штраф. Его на пол пути спустили из-за неимения билета. Тот спрятался под поезд. Макар по дроге в Москву сделал много открытий для себя, которые только разочаровали его.

В Москве Макар всем предлагал свои умные решения вместо уже привычных. На стройке Макар придумывает как облегчить дело рабочим при помощи новой техники. Макар со своей идеей добрался до главного инженера. Ждал до самого вечера начальника. Начальник дал направление к Лопину, который должен был помочь Макару в деле научного открытия.

Никто в пролетариате не обратил внимания на планы и предложения Макара. Он лег спать и увидел во сне умнейшего идола, попросил совета, но тот рассыпался. Макар знакомится с неким Петром. Тот нездорового Макара отводит в психбольницу. Они читали письма Ленина. В них говорилось, что социализм строить должны не бумажки, а массы. Ничего не менялось, а работающие с бумагами, как Чумовой, так и умирали среди бумаг.

Картинка или рисунок Усомнившийся Макар

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бальзак Блеск и нищета куртизанок

    В романе Оноре де Бальзака Блеск и нищета куртизанок описывается жизнь французского высшего общества первой половины 19 века.

  • Краткое содержание Шмелев Страх

    События разворачиваются 13 марта 1881 года, в непростое время, когда на правящего императора Александра II происходит покушение. Малолетний главный персонаж произведения проживает с мамой, старшими сестрами и братом

  • Краткое содержание Войнович Иван Чонкин (Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина)

    Действие произведения происходит в самом начале войны в одной из деревень. Нюрка Беляшева, которая работала почтальоном, трудясь на огороде, увидела, как прямо на нее падал вертолет.

  • Краткое содержание Особняк Фолкнер

    Минк Сноупс пристрелил фермера Хьюстона, и прокурор вынес решение о пожизненном заключении подсудимого. Когда закончился суд, адвокат разъяснил Минку, что если тот будет честно трудиться

  • Краткое содержание Бунин Кукушка

    В глухом лесу стояла маленькая покосившаяся избушка. По приказу барина в ней поселился старый солдат по прозвищу Кукушка, который привёз с собой кота, петуха и двух собак.

«Усомнившийся Макар»)

часто называют тайной русской души. Дерзновенность мысли, глубина рассмотрения философской проблематики всегда отличали произведения Платонова. Писатель удивляет читателя уже с первой строки самобытностью созданного им характера героя. Это народный тип, чаще всего рабочий, мастеровой, которого волнуют проблемы мироустройства, отличает упорное стремление постичь глубинный смысл происходящего. Платонов видит мир глазами трудящегося человека, мучительно и напряженно мыслящего, ищущего свое место в жизни. Таков «нормальный мужик» Ганушкин, главное действующее лицо рассказа «Усомнившийся Макар».

Русский народный характер особенно ярко проявляет себя в творчестве Платонова в искании универсальной истины. Не случайно Макар, подобно многим героям-странникам в русской литературе, отправляется в путешествие, пытаясь открыть для себя сокровенный смысл бытия: «Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?». Как и его многие литературные собратья, Макар лишен эгоизма и корысти, он беззаветный искатель истины, не щадящий ради этого ни сил, ни времени, отвергающий материальное во имя достижения духовного просветления. Главная цель его усилий не личное благополучие, а стремление стать частью общей жизни, содействовать ее улучшению. Только в этом видит герой свое предназначение, только так может быть счастлив.

» - Москву. В произведении отсутствует детализация описаний: пейзажей, места действия, так как автор сосредоточен на повествовании о внутренней жизни героя, его настойчивом поиске истины. Обо всем мы узнаем через восприятие Макара, одаренного тонкой наблюдательностью и самостоятельностью мышления. Искусство создания народного характера проявляется Платоновым в индивидуализации речи героя: «неправильная» гибкость языка Макара, его прекрасное «косноязычие», искусственная «шероховатость» фраз подчеркивают самобытность личности героя, искренность его исканий. Нельзя не сказать и о другой особенности платоновского героя: почти всегда он несет в себе некую долю ущербности, неполноценности. У Макара Ганнушкина, по словам «умнейшего на селе Льва Чумового», «стихийная, порожняя голова». Чумовой и Макар в рассказе антиподы: сельский активист, руководящий «движением народа вперед, по прямой линии к общему благу», «живет голым умом», а «единоличник», «индивид-дьявол» действует «своими умными руками». Однако ограниченность Ганушкина на поверку оказывается мнимой: он познает действительность не с помощью логики, аналитических способностей, а чувством. Подчеркивая уникальность интуитивного понимания мира Макаром, его удивительную наблюдательность, автор замечает: «Думать он не мог, но зато мог сразу догадываться». В этом отражается яркая особенность русского мировосприятия, народного характера, воплощенная еще в фольклорных произведениях, любимые герои которых, часто считавшиеся простаками и недотепами, проявляли недюжинные способности в решении сложнейших жизненных задач. Успеха они достигали потому, что думали не только о себе, а стремились помочь другим.

через сквозную антитезу, являющуюся главным принципом построения кульминационной сцены. Макар увидел во сне гору, на которой «стоял научный человек». Герой же «лежал» под этой горой, как «сонный дурак», и «глядел» на вышестоящего, «ожидая» от него «слова». Но тот «молчал», «не видя» Ганнушкина и думая лишь о «целостном масштабе», а не о «частном Макаре». Лицо «умнейшего человека» освещало зарево «дальней массовой жизни», которая «расстилалась перед ним вдалеке». На мучавший Макара вопрос о смысле своего бытия он не отвечал, лишь «миллионы живых жизней отражались в его мертвых очах». Тогда Ганнушкин пополз «на высоту». «Три раза» им овладевал страх, и «три раза» страх побеждало «любопытство». Если бы Макар «был умным человеком», то не полез бы на гору, но он был «отсталым человеком». «Силой своей любопытной глупости» герой добрался до «образованнейшего» и тронул его «толстое, громадное тело». Оно шевельнулось, как «живое», и рухнуло на Макара. Это «неизвестное тело» было «мертвое». Так во сне герою открывается разрушительная сила бюрократизма, которая управляет живыми людьми, постепенно развивая в них безынициативность, пассивность, отчуждение друг от друга. Искренность и самозабвенность духовных поисков истины привели героя к открытию, которое миллионы людей сделали лишь много десятилетий спустя. Макар стал олицетворением внутренней свободы, независимости мысли и символом сопротивления тоталитарной системе. Такова сила обобщения художественного образа, созданного искусным мастером слова.

Подобная неутомимость в стремлении к познанию законов бытия отличает и героев более позднего рассказа «Одухотворенные люди». Это моряки, защищающие Севастополь от фашистов и не прекращающие напряженные размышления о жизни, смерти, судьбах человечества даже в окопах. Их задача - понять сокровенный смысл происходящего и осознать свою роль в этих событиях. Матрос Фильченко приобретает иное видение войны, когда становится свидетелем того, как дети хоронят своих кукол. С этого момента он ощущает себя не просто бойцом, выполняющим приказ, но человеком, на которого возложена миссия спасения, которая выражалась в остром желании «отучить от жизни тех, кто научил детей играть в смерть».

что его судьба стала частицей общей, когда его существование помогает сделать жизнь людей красивее и чище. В момент наивысшего прозрения бойцы понимают, что «они родились на свет не для того, чтобы истратить, уничтожить свою жизнь в пустом наслаждении ею, но для того, чтобы отдать ее обратно правде, земле и народу, отдать больше, чем получили от рождения, чтобы увеличился смысл существования людей». Эти слова могли бы принадлежать многим героям писателя, ведь в них звучит неиссякаемая потребность в искании правды, добра, красоты. Такова формула народного характера в творчестве Андрея Платонова, таково его главное художественное открытие, которое ставит его в один ряд с великими художниками слова.