Ао южный центр судостроения и судоремонта. Южный центр судостроения как первый шаг. Офшорный кластер

Государственная Объединенная судостроительная корпорация не будет создавать Южный центр судостроения и судоремонта. Поводом для этого решения стало то, что администрация Астраханской области не смогла найти имущество на сумму 218 млн руб. для внесения в уставный капитал центра. Впрочем, ОСК вообще планирует отказаться от подобных промежуточных структур и ликвидировать уже существующие в ее структуре три центра судостроения.


Минпромторг вчера опубликовал проект указа президента России об отмене решения о создании в составе Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) ОАО "Южный центр судостроения и судоремонта" (ЮЦСС). Как говорится в пояснительной записке к проекту указа (имеется у "Ъ"), проблема в том, что правительство Астраханской области не смогло оплатить свою долю в 25% в уставном капитал ЮЦСС.

ОСК должна была внести в уставный капитал ЮЦСС доли (от 25% до 44%) в семи судостроительных предприятиях (см. справку), а власти региона — принадлежащие им 5% акций завода "Лотос". При этом по закону "О приватизации госимущества" область должна была получить в ЮЦСС как минимум блокирующий пакет, но оценка вкладов сторон требовала от Астраханской области довнесения в капитал центра имущества еще на 218 млн руб. 7 июля власти региона уведомили ОСК, что "подходящего имущества" найти не смогли.

ЮЦСС должен был объединить семь судостроительных предприятий не только на юге России, но и в Томской и Ульяновской областях. Указом президента N 696 от 9 июня 2010 года ОСК для внесения в ЮЦСС были переданы из федерального имущества 30,2% Новороссийского судоремонтного завода, 44% завода "Лотос", 25,5% Судостроительного завода имени Карла Маркса, 25,4% Туапсинского судоремонтного завода, 25,5% Криушинского судостроительно-судоремонтного завода, 25,5% Самусьского судостроительно-судоремонтного завода и 25,5% завода "Нижегородский теплоход".

В ОСК "Ъ" подтвердили, что ЮЦСС создан не будет, но от официальных комментариев отказались. Источник в ОСК, однако, сообщил, что это "не отменяет ни один из проектов корпорации по развитию судостроения на юге России, а даже упрощает их реализацию". Более того, по словам собеседника "Ъ", концепция развития ОСК до 2015 года, которую, правда, еще не утвердил совет директоров корпорации, "предполагает ликвидацию региональных центров судостроения и судоремонта", потому что они "усложняют управление компанией и являются лишним бюрократическим звеном".

В этом году мы намерены завершить интеграцию судостроительных предприятий региона и создать южный центр судостроения в составе ОСК

- Александр Жилкин, губернатор Астраханской области, в августе 2009 года во время визита в Астрахань президента России Дмитрия Медведева

Сейчас в ОСК входят три центра судостроения и судоремонта: Западный, Северный и Дальневосточный. Западный центр объединяет шесть предприятий, которые расположены в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Калининграде, в Северный входят десять заводов в Северодвинске и Снежногорске, включая крупнейшие предприятия ОСК "Звездочка" и "Севмаш". В Дальневосточный центр входят десять небольших заводов во Владивостоке, Хабаровске и других городах Дальнего Востока, а также два крупных СП "Звезда-DSME" и "Восток-Раффлс". Как пояснил собеседник "Ъ", региональные центры были необходимы "на этапе консолидации активов" для "оперативного сбора и регистрации документов по многочисленным объектам", но теперь, когда процесс создания ОСК практически завершен, "головная организация и региональный центры зачастую выполняют дублирующие функции". По данным источника "Ъ", Северный и Западный центры, "свободные от обязательств перед партнерами и контрагентами", будут ликвидированы не позднее 2012 года, а Дальневосточный — в 2013-2014 годах, потому что "сначала он должен сдать все заказы".

"ОСК, по сути, искусственная структура, надстройка, управляющая компания, которая должна контролировать движение финансовых потоков, способствовать привлечению заказов и "дешевых" денег, поэтому корпорации достаточно одного головного офиса",— считает Надежда Малышева из PortNews. По ее мнению, местные центры судостроения были созданы для того, чтобы контролировать разрозненные заводы на местах, а теперь "степень их лояльности высока". Михаил Пак из ИК "Атон" считает, что "на этапе реструктуризации активов логично, чтобы все предприятия были объединены в одной материнской компании". "Создавать местные центры управления можно через несколько лет, когда все активы будут "причесаны"",— говорит он.

Объединенная судостроительная корпорация заявила об окончании формирования нового структурного подразделения. Для работы с Черноморским флотом и Каспийской флотилией ВМФ России был создан Южный центр судостроения и судоремонта. В состав центра вошли пять судостроительных и ремонтных заводов. Это Новороссийский, Туапсинский и Криушинский судостроительно-судоремонтные заводы, а также астраханские предприятия «Верфи им. Карла Маркса» и «Лотос». Основной задачей Южного центра является строительная и ремонтная поддержка Черноморского флота и Каспийской флотилии. Причем больший приоритет, похоже, будет иметь именно работа с черноморскими моряками. Официальная церемония учреждения центра состоится 4 февраля.

О создании Южного центра судостроения и судоремонта стало известно еще несколько месяцев назад, когда руководство ОСК объявило о своих намерениях сделать еще один центр, в дополнение к Северному, Западному и Дальневосточному. Таким образом, все оперативно-стратегические объединения российского ВМФ получили свои собственные центры судостроения и судоремонта. Опыт предыдущих лет показал пользу такого решения, что в итоге и привело к созданию последнего центра.

Примечательно, что создание Южного центра, в первую очередь предназначенного для работы с Черноморским флотом, в текущей ситуации имеет особый приоритет. После распада Советского Союза немалая часть объектов инфраструктуры Черноморского флота, равно как и часть кораблей, досталась независимой Украине. Ввиду ряда спорных вопросов, часть которых не решена до сих пор, российский Черноморский флот испытывал ряд серьезных проблем, касавшихся строительства и ремонта кораблей. В прошлые годы Черноморский флот получал технику, в подавляющем большинстве случаев произведенную на расположенных рядом предприятиях. Теперь же по понятным причинам очень часто приходится перегонять готовые корабли и подводные лодки с балтийских или северных верфей. Нетрудно догадаться, как в таком случае усложняются логистические и ремонтные процедуры.

В первую очередь, исходя именно из таких соображений, в свое время руководства флота и отрасли стали создавать региональные центры судостроения и судоремонта. Однако не совсем понятно, почему центр на черноморском и каспийском «направлениях» появился последним. В настоящее время, в свете событий на Ближнем Востоке и на севере Африки, наибольший приоритет имеет развитие именно Черноморского флота, ведь именно это соединение базируется ближе всего к районам напряженности и может быстрее других отреагировать на появившиеся угрозы. Тем не менее, руководство ВМФ и ОСК по каким-то причинам решило строить центры именно в такой последовательности. Возможно, было решено отработать создание и механизмы работы центров судостроения на базе уже имеющихся развитых инфраструктур Северного и Тихоокеанского флотов и только потом сделать подобную структуру на Черноморском флоте и Каспийской флотилии. Так или иначе, теперь, несмотря на разницу во времени создания, все соединения ВМФ России будут иметь собственные центры судостроения и судоремонта.

Судя по имеющейся информации, в течение первых лет главной задачей Южного центра будет обслуживание имеющейся техники флота, в том числе и построенной на других предприятиях. Одновременно с этим ОСК проведет модернизацию производств, благодаря чему впоследствии возможно возобновление строительства кораблей на черноморских верфях. После начала строительства новых кораблей Черноморский флот и его вспомогательную инфраструктуру можно будет назвать в полной мере самостоятельным. Среди прочего возобновление строительства новой техники будет полезным ввиду географического положения Черноморского флота. При определенных обстоятельствах во время вооруженного конфликта корабли Черноморского флота могут быть заперты в акватории моря. В таком случае все ремонтные работы придется вести силами собственных предприятий, поскольку не будет возможности перегнать тот или иной корабль на завод, где он строился. Кроме того, речь идет о восстановлении былого престижа. В советское время на черноморских верфях строилось большое количество самых крупных и сложных кораблей. Теперь же пальма первенства в этом отношении перешла к заводам других регионов.

И все же нельзя не признать, что создание Южного центра судостроения и судоремонта – даже не половина дела. Помимо структурных изменений необходимо довести до ума множество других вещей. Из-за спорных политических моментов Черноморский флот сейчас переживает не самые лучшие времена и, как следствие, теряет ощутимую часть своего боевого потенциала. Организация Южного центра фактически решает только вопрос обслуживания и ремонта. Другие важные проблемы – создание и модернизация пунктов снабжения, базирования и т.п. – пока только предстоит решить. Вопрос строительства новых объектов уже неоднократно поднимался на самых разных уровнях и, похоже, теперь переходит из стадии разговоров на этап реальных дел. Однако и тут есть все основания предполагать определенные проблемы. Пункты базирования, снабжения и т.п. должны располагаться на побережье, а берега Черного моря давно являются курортным районом. Кроме того, расположение военного объекта подразумевает некоторые требования ктранспортным путям и параметрам береговой линии. Из-за этого строительство новых объектов в наиболее удобных местах может противоречить интересам третьих сторон, например, коммерсантов, занимающихся туристическим бизнесом. Их реакция на планы военных может быть самой разной.

Стоит отметить, частные интересы не должны быть причиной для серьезного изменения планов, касающихся безопасности страны. Конечно, скорее всего, придется проработать некий механизм примирения сторон, но приоритетом в таком случае должна быть модернизация флотской инфраструктуры. Последние события в средиземноморском регионе требуют скорейших действий по улучшению состояния Черноморского флота. Кроме того, сложность всей ситуации с ним увеличивается из-за споров вокруг аренды объектов на территории Украины. Так что из-за всех проблем, задач и трудностей нынешние работы по созданию Южного центра судостроения и судоремонта фактически оказываются только первым шагом большого и длительного пути.

Объединенная судостроительная корпорация ликвидирует "Западный центр судостроения" (ЗЦС) и АО "Северный центр судостроения и судоремонта" (СЦСС). Об этом сообщает Коммерсант со ссылкой на пресс-службу ОСК.

ЗЦС до ликвидации юридически контролировал части уставного капитала "Балтийского завода", "Северной верфи", "Адмиралтейских верфей", "Средне-Невского судостроительного завода", "Выборгского судостроительного завода", Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" и завода "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде. СЦСС владел долями капитала производственного объединения "Севмаш" и Центра судоремонта "Звездочка" в Северодвинске.


"Решение принято советом директоров и правлением во исполнение стратегии и долгосрочной программы развития ОСК, согласно которому предусмотрен переход на двухзвенную систему управления", – пояснили в пресс-службе корпорации. Ликвидация промежуточных структур призвана оптимизировать систему управления дочерних и зависимых обществ.

В составе ОСК пока остается Южный центр судостроения и судоремонта (ЮЦСС) и Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС). В корпорации утверждают, что дальнейшая деятельность ЮЦСС "находится в проработке". Судостроители полагают, что его также ликвидируют. ДЦСС управленческая реформа не затронет: ОСК сегодня контролирует его только на 25%. Мажоритарный акционер ДЦСС – компания "Современные технологии судостроения" (по 50% принадлежат Газпромбанку и "Роснефти").

Отмечается, что центры судостроения никогда не оказывали влияния на работу заводов. "Все вопросы решались напрямую, через головной офис ОСК в Москве", – говорит бывший менеджер одной из верфей. По словам собеседника "Коммерсанта" с другой верфи, ликвидация центров судостроения не принесет ОСК экономии: в каждом из АО числилось по несколько сотрудников, расходы на содержание центров были незначительными в масштабах госкорпорации.

Должности директоров ЗЦС и СЦСС судостроители называют формальными, однако с ЗЦС связана карьера как минимум одной крупной фигуры в российском судостроении: в 2007-2011 годах его возглавлял Александр Бузаков, впоследствии вставший у руля "Адмиралтейских верфей". Это предприятие президент ОСК Алексей Рахманов называет "жемчужиной в короне корпорации". В 2000-х годах Александр Бузаков работал главным инженером "Адмиралтейских верфей". Впоследствии он возглавлял "Северную верфь", "Средне-Невский судостроительный завод", после чего и оказался в ЗЦС, где пробыл четыре года, пока ему не представилась возможность вернуться на "Адмиралтейские верфи" уже в должности гендиректора.

Центры судостроения в прошлом году выдавали займы подконтрольным заводам: СЦСС выделил 25 млн рублей "Звездочке", а ЗЦС предоставил заем "Северной верфи" на 82 млн рублей. Кроме того, ЗЦС закончил прошлый год с убытком в 337 млн рублей. Старший юрист Rightmark Group Олег Лодянов отмечает, что уплату и взыскание долгов центров осуществят ликвидационные комиссии, при обнаружении признаков банкротства они должны подать заявление о банкротстве.