Атлантический океан: интересные факты. Водные течения. Гольфстрим. Почему именно в этом заливе такие высокие приливы

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

Направление «Естественно-научное»

Разработка урока

«Особенности природы океанов.

Атлантический океан»

Подготовила:

Сокова В.П.

учитель географии

МБОУСОШ №1

с. Успенское

2012год

Тема урока: Особенности природы океанов. Атлантический океан

Цель : Сформировать у учащихся представления и знания о природных явлениях, происходящих в Атлантическом океане и его значении для жизни людей.

Задачи:

1.Образовательные :

Учащиеся смогут определять и анализировать природные явления, происходящие в океане;

2.Развивающие . Учащиеся смогут систематизировать и совершенствовать умение работать с картами различного содержания, текстом, дополнительным материалом, критически оценивать географическую информацию из различных источников, уметь выступать перед аудиторией, воспитывать чувство сотрудничества

3.Воспитатывающие: ученики смогут задуматься об изменениях, происходящих в природе океана, о его значении для жизни человека.

Тип урока: Заочное путешествие-исследование

Методические приемы:

Формы: групповая, поисковая, фронтальная, индивидуальная.

Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с карточками c текстом, ответы на вопросы, подготовка опережающих заданий.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся получат широкие знания об интересных природных явлениях, происходящих в океане, его экологическом состоянии, обогатят опыт общения, повысят свою самооценку

Сценарий урока .

Ход урока

1.Организационный момент

Деятельность учителя: Ребята, вы уже знаете, что на планете существуют четыре океана, и все они разные. (Подготавливаю учащихся к продуктивной работе на уроке, создаю положительный эмоциональный настрой)

2. Актуализация знаний: О каком океане пойдет сегодня речь на уроке, вы узнаете из стихотворения

На слайде презентации стихи об океане, физическая карта мира

Деятельность ученика: Учащийся зачитывает стихи.

Он прекрасный и большой, по величине второй.

В нем мощные течения и в этом нет сомнения.

Море там Колумб открыл, про саргассы он не скрыл.

В нем высокие приливы, не найти такие в мире.

Много есть еще явлений, обнаружим без сомнений.

Деятельность учителя: Вы узнали океан? Верно. Атлантический.

Обращаюсь к учащимся рассказать легенду о названии океана.

(на слайде название темы и цель урока)

Деятельность ученика: Рассказывает легенду о названии Атлантического океана (опережающее задание)

Происхождение этого названия восходит к мифам античного времени. Сыновья богини Земли Геи, могучие титаны, восстали против Зевса и других обитателей Олимпа, но потерпели поражение. Всех постигла суровая кара. Один из титанов АТЛАС - был приговорен вечно держать на плечах небесный свод там, где он опускается к земле, на западе, на берегах океана, где конец света.

3.Изучение нового материала

А) стадия вызова (создаю условия для формирования цели, задач урока, вырабатываю мотивацию учащихся к деятельности)

Б) Стадия осмысления

Деятельность учителя: Сегодня мы с Вами совершим заочное путешествие - исследование, но в начале выясним границы океана.

(Предлагаю определить границы океана на стр.2-3 в атласе. Один из учащихся показывает границы океана у настенной карты, остальные наносят границы на контурную карту.)

Обращаю внимание детей на заранее подготовленную таблицу и схему, .находящиеся у учащихся на партах, которые необходимо будет заполнить по ходу урока и «проплыть» по маршруту, указанному на схеме.

Схема путешествия

(фрагмент карты атласа)

Я знаю или предполагаю

Узнал(а)новое

1.Океан второй по величине

1.Океан расширяется в районе Срединно – Атлантического хребта

2.В нем мощное теплое течение Гольфстрим

2.Причину образования Саргассова моря

3. Самые высокие приливы в заливе Фанди

3,Причину формирования самых высоких приливов в океане

4.Единственное море без берегов - Саргассово

4.Пересекает Северный тропик, поэтому там очень жарко

5.Океан, загрязненный, в основном нефтяной пленкой.

6.В нем находится « Бермудский треугольник»

Деятельность учителя: Помогут совершить путешествие- исследование группы молодых ученых- климатологов, тектоников, океанологов, биологов, экологов. (Предлагаю обратить внимание ребят друг на друга, увидеть их в роли «ученых»).

Теперь, когда мы знаем, в каких границах находится океан, можно отравляться в путешествие. Наш путь начинается от м. Рока - западной части Пиренейского п-ова, в столицу острова свободы Кубы - Гавану с заходом в Канадский порт Сент-Джон.

Подплывая к Азорским островам, океан забурлил, напугал и нашему взору открылась удивительная картина - из морских пучин появился небольшой участок суши. Он вызвал интерес и попросил группу тектоников объяснить данное явление.

(создаю условия для осознанного усвоения учебного материала групповой работы)

Деятельность учеников:

Карточка 1.Группа тектоников - исследователей

Вопросы:

1.Сравнить карту «Строение земной коры» с физической картой мира и выяснить, какие природные процессы происходят в Атлантическом океане в районе Срединно-Атлантического хребта?

2.Происходили ли подобные явления в далеком прошлом?

(учащиеся используют в работе атлас на стр.2-3 и стр.4-5)

Анализируя карты, можно сказать, что в районе Срединно-Атлантического хребта находятся литосферные плиты, которые подвержены растяжению, а с ними связаны поднятия дна и подводные извержения.

На второй вопрос о подобных явлениях в прошлом рассказал ученик, которому было дано опережающее задание

Деятельность ученика: По преданию ученого древней Греции Платона на месте Азорских островов и западнее Гибралтарского пролива находилась Атлантида, но океан ее поглотил 12 тыс. лет тому назад .

Деятельность учителя: Познакомившись с данным природным явлением, мы продолжим свое путешествие, которое должно нас привести в Канадский порт Сент-Джон. Но, что за чудо, подплыв к порту, наш корабль не может приблизится к берегу, т.к. он от нас находится на большой высоте.

Ребята, что за странное явление возникло перед нами?

Карточка 2. Группа океанологов-исследователей

Вопросы:

1. Рассмотреть карту Мирового океана, и определить, в каких районах Атлантического океана наблюдаются самые высокие приливы?

2.Почему именно в этом заливе такие высокие приливы?

Учащиеся рассматривают карту на стр. 20-21, применяют знания курса 6 класса о движении вод Мирового океана

Деятельность ученика 1: . В Атлантическом океане наблюдаются самые высокие приливы в мире - до 18 м..

Деятельность ученика 2: Залив Фанди узкий, глубоко вдается в сушу, это и приводит к высокой воде.)

Деятельность учителя. Теперь, когда мы повернули на юг, можем смело двигаться дальше.

Деятельность ученика . Я по курсу вижу буровато – зеленую сушу, а ее на этой широте нет. Почему?

Деятельность учителя. Верно. Зададим этот вопрос биологам-исследователям.

На помощь пришли биологи-исследователи со своими объяснениями.

Карточка 3.Группа биологов-исследователей

Вопросы

1.С каким природным явлением столкнулись?

2.Как называется море, кто его впервые открыл? (текст учебника, дополнительный материал)

Деятельность ученика 1: это не суша, а буровато- зеленые водоросли. Наполненные пузырьками газа, они поднимаются на поверхность океана и создают иллюзию суши.

Деятельность ученика 2: Впервые они были открыты экспедицией Христофора Колумба, которая также была введена в заблуждение. Море было названо Саргассовым по названию водорослей.

Деятельность учителя . Наверно мы все рассмотрели природные явления. Теперь спокойно доплывем до Гаваны - намеченной нашей цели. Но, что это? Стрелка компаса заметалась. Мы попали в полосу белого тумана.

Деятельность ученика: Что это может быть? И не пропадет ли наш корабль?

Капитан- учитель . К сожалению, ребята, мы сейчас с вами проплываем Бермудский треугольник, который пользуется в мире «дурной славой» (схема Бермудского треугольника). В нем исчезают корабли, пролетающие самолеты. Ученые бьются в догадках о данных явлениях, даже приписывают инопланетянам их исчезновения, но, к сожалению, истинных причин никто не знает. Тем более, что таких мест на планете не мало. Просто в этой части океан загружен торговыми путями и если пропадают корабли или самолеты, это становится сразу известно.

Схема Бермудского треугольника

Но вот, компас, верно показывает курс на Гавану, туман рассеивается и мы поплывем дальше.

Деятельность ученика 1: Очевидно, наши приключения закончились, на горизонте показалась Гавана.

Деятельность ученика 2: Но почему стало так жарко? Откуда взялась это жара?

Деятельность учителя: Думаю, время подошло побеспокоить климатологов – исследователей.

Карточка 4. Группа климатологов-исследователей.

Вопросы:

1.Почему в районе острова Куба стоит высокая температура даже в сентябре месяце? (Карта климатическая мира)

2.Как называется параллель, где формируются высокие температуры на Земле?

Деятельность ученика 1: Мы находимся на широте северного тропика(23,5.гр).

Деятельность ученика 2: А, как известно, на данной широте солнце находится высоко над головой, что приводит к высоким температурам круглый год.

Деятельность учителя: А теперь послушаем экологов - исследователей. Они нам расскажут, с какими явлениями столкнулись по пути в Гавану

Карточка 5.Группа экологов-исследователей

Вопросы:

1. С какими экологическими явлениями встретились по пути следования в Гавану (карта Мировой океан и человек).

2. Как данные явления могут повлиять на жизнь людей, живущих на берегах океана и вдали от него?

Деятельность ученика 1: Среди всех океанов планеты Атлантический океан

самый загрязненный. Основной источник загрязнения - нефть, которая покрывает верхний слой океана на пути движения танкеров.

Деятельность ученика 2:(опережающее задание) А в последнее время из-за утечки нефти из глубинной скважины во время аварии в Мексиканском заливе, ее стало настолько много, что это повлияло на изменения плотности воды в районе Северной Америке, а итогом явился распад Гольфстрима на отдельные рукава и движение его в центре океана. Значит, теплые воды Гольфстрима не будут как прежде обогревать Европу и Северную Америку, что отразится на жизни людей и их хозяйственной деятельности.

4. C тадия рефлексии (обобщить и систематизировать знания, осознать

продуктивность работы на уроке.)

Вернитесь к нашей таблице. Смогли вы сегодня узнать, то, что вам было особенно интересно?

-СИНКВЕЙН-

1 существительное (1)- (океан );

2-прилагательное(2)-второй, загадочный;

3-глагол (3)расширяется, охлаждается, загрязняется

4- крылатая фраза- Затерянный мир Атлантиды

А)Самооценка и взаимооценка (формировать у детей способности к объективной оценки, самооценки своей деятельность). Наше путешествие закончилось, прикрепите магнит к следующим утверждениям:

1) понял все хорошо ответили 24 учащихся

2)хочу знать больше ответили 22 учащихся

5.Домашнее задание: познакомиться с параграфом 10, нанести на контурную карту глубоководные желоба (способствовать проявлению творческой активности учащихся). Совершить путешествие на выбор в других океанах планеты, используя учебник, атлас, интернет и др. источники информации.

Пояснительная записка

Урок по теме «Особенности природы океанов. Атлантический океан представлен в четвертом Естественно – Научном направлении

Характеристика класса

В классе 7 «А» 24- учащихся: 13-девочек, 11 –мальчиков. Многодетных семей-5

Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями к урокам. Дети подвижны, жизнерадостны. Диагностика мотивации к обучению показала, что все желают учиться. Ребята - креативные личности, с удовольствием откликаются на различные формы, методы, типы уроков, импровизации на занятиях. Ребята исполнительны, воспитаны, что позволяет давать опережающие задания

Коллектив сплоченный, отвергнутых учащихся нет.

Ребята работоспособны. Успеваемость-100%, качество знаний 62 %.

для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, Е.М. Домогацких, Москва «Русское слово, 2008

Учебник. География. Материки и океаны Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский,

Раздел 1. «Планета, на которой мы живем».

2 часа в неделю 2012 год

Этапы урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний

3.Изучение нового материала

4. Рефлексия

5.Домашнее задание

Методические приемы: словесный, объяснительно-иллюстрированный, создание ситуации успеха, похвала, оценка, самооценка.

Используемая литература :

- «Педагогические технологии», Буланова М.В, Топоркова. Москва-Ростов – на Дону, 2004.

- «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под редакцией Е.С. Полат. Москва. 2003.

- «Педагогика». Харламов И.Ф. Москва 2004.

- «Современные образовательные технологии». Москва, «Народное образование»,1998.

- «Методика обучения географии в школе» под редакцией Л.М.Панчешниковой. Москва. «Просвещение» 1997.

Формы обучения: кооперированно-групповая предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего задания;

Индивидуальная, поисковая, фронтальная.

Методические материалы, технические средства обучения:

- конспект урока, презентация;

Компьютер, мультимедийный проектор;

Раздаточный материал - карточки с вопросами;

Сообщение детей;

Карта «Физическая мира»;

УМК: учебник География. Материки и океаны Е.М. Домогацских,

Н.И. Алексеевский. «Русское слово»,

Атлас для 7 класса

Анализ урока:

Цель урока и задачи, поставленные перед учащимися класса, были выполнены.

На уроке учащиеся познакомились и получили представление о природных явлениях, происходящих в Атлантическом океане. Была установлена связь, с темами, раннее изученными, как этого года, так и предыдущего.

Материал подавался на достаточном уровне научности, с учетом возрастных особенностей учащихся. Вместе с тем доступно, и логично.

В качестве средств наглядности были использованы физическая карта мира, карты атласа, учебник, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

На уроке применялись методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Ребята активно включались в работу в группах. Отвечали на вопросы, вошли в роль « ученых- исследователей», повысили свою самооценку.

Приложение

Описание педагогических идей и инициатив

Эффективность таких уроков в значительной мере зависит от подготовленности работать самостоятельно. Предпочитаю групповую форму работы и уроки путешествия-исследования. Они особенно соответствуют программе обучения в 6-7 классах.

Для этого веду подготовительную работу с учащимися, определяю степень сложности и самостоятельности учащихся на каждом уроке, привлекаю к систематической работе с картами различного содержания, продумываю связь нового материала с пройденным этапом.

Составляю карточки для групп, каждая из которых имеет свою учебную задачу. Отмечаю, на какие моменты учащимся необходимо обратить внимание. Материал распределяю с учетом подготовленности каждого ученика. В каждой группе есть лидер, который регулирует ответы членов группы. Таким образом, каждый ученик работает и чувствует свою ответственность, т. к. его ответ влияет на оценку всей группы.

При объяснении группой задания, другие учащиеся слушают и заполняют таблицу, заранее подготовленную. Уроки заочного путешествия - исследования в форме групповой работы более эффективны, т. к. развивают интерес к предмету, изучаемой теме, способствует сплочению коллектива, усвоению материала и развитию самоуправления в классе.

Для успешного проведения урока нескольким ученикам даю опережающее задание и дополнительный материал или сайты интернета.

Считаю, что данная форма работы способствует развитию самостоятельности, умение работать в коллективе, в группах, а значит к адаптации в последующей жизни.

При подготовке к уроку использовала технологии:

1. Развивающего обучения, по З.И. Калмыковой, основными принципами которого являются:

- индивидуализация и дифференциация обучения;

-формирование эврестических приемов умственной деятельности;

-оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности.

2.Проблемного обучения по мнению И.М.Базиной и Л.М Панчешниковой

проблемным считается урок, на котором учитель создает проблемную ситуацию и организует поисковую деятельность к их разрешению.

Для развития самостоятельности и активности использую методы креативный и деятельный.

творческий (креативный) и деятельный методы, разработанные В.В.Давыдовым, предлагают максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Данные методы проявлялись в течение всего урока.

Урок сопровождался показом презентации по теме. Использовался мультимедийный проектор

Методики оценки эффективности урока:

Стимулирующее введение урока, создание эмоционального и делового настроя;

-оптимальность целеполагания, ясность образовательных, развивающих и воспитательных задач;

-кратковременность организационного момента, создание готовности класса и оборудования к уроку;

-наличие логических переходов от одного этапа урока к другому, качество усвоения темы урока;

-оптимальность использования методов, побуждений учебной активности учащихся;

-психологическая готовность учителя: доброжелательный тон, уверенность четкость, организованность;

-компетентность, тактичность, умение работать в группах;

-умение осуществлять проверку и взаимопроверку учащихся;

-создание учителем на уроке ситуации успеха, помощь учащимся в создании положительной самооценки.

Рецензия

на урок «Особенности природы океанов. Атлантический океан».

Урок по теме «Особенности природы океанов. Атлантический океан» был проведен в 7 «А» классе.

Перед учащимися была поставлена цель: Сформировать у учащихся представления и знания о природных явлениях, происходящих в Атлантическом океане и его значении для жизни людей, а также задачи: образовательные, развивающие и воспитывающие.

Урок интересный, по типу заочного путешествия-исследования. Материал урока подобран грамотно. Применялись различные виды деятельности: карточки для групповой самостоятельной работы, фронтальная беседа, опережающее задание детей.

Хорошо продуманы цель и методы обучения. Учащиеся активно работали в течение всего урока, использовали карты атласа, учебник, с желанием отвечали на проблемные вопросы. Объяснение было наглядным, доступным, сопровождалось презентацией.

Закрепление материала проводилось заполнением таблицы и синквейном.

Вызвал интерес рефлексии урока и творческий подход учителя к выполнению учащимися домашнего задания.

В ходе урока были достигнуты цель и задачи урока.

Зам. Директора по УВР Вольнер И. В.

Суша занимает менее 30% поверхности нашей планеты. Остальная часть покрыта морями и океанами. С ними связаны десятки тайн и удивительных природных явлений. И, несмотря на то, что учёные успешно объяснили причины этих феноменов, они остаются великолепными произведениями природы, поражающими воображение людей. Давайте узнаем о 10 необычных и волнующих явлениях, связанных с Мировым океаном.

Айсберги далеко не всегда выглядят идеально белыми!

Не секрет, что температура воды в океане отличается на разных географических широтах. На экваторе поверхностный слой может прогреваться до +28°С и выше, в близких же к полюсам районам — не более, чем до +2°С. Поэтому крупные айсберги могут плавать в Арктике и Антарктике десятилетиями. И иногда они превращаются… в полосатые айсберги!

Полосатые айсберги образуются, когда вода сначала оттаивает, а после этого снова замерзает. В промежутке в неё попадают мелкие частицы грязи, минералы и т.д. После замерзания цвет свежего слоя айсберга отличается от других. Благодаря этому процессу на поверхности ледяной глыбы можно наблюдать множество разноцветных полосок. То есть не все айсберги белые или прозрачные, какими они изображены на картинках. На некоторых из них мы можем наблюдать удивительную игру цветов и оттенков. Причём чем старше айсберг, тем больше полос на нём присутствует. Глядя на них, может показаться, что сама природа умелой рукой украсила эти глыбы льда.
9. Водоворот


Водоворот — огромная воронка с нижней тягой, засасывающая всё, что оказывается поблизости

Слово «водоворот» будто нарочно предупреждает людей о том, что этого явления стоит опасаться. Интересно, что впервые оно было употреблено известным писателем Эдгаром Алланом По. Он охарактеризовал его как «разрушительное течение». На самом деле океанский водоворот - это мощнейшая воронка с нижней тягой, медленно, но уверенно засасывающая всё, что оказывается поблизости. Они бывают трёх типов - постоянные (существующие в одном и том же месте всегда), сезонные (вызывающиеся определёнными климатическими условиями) и эпизодические (возникающие, например, при землетрясениях).

В морях и океанах водовороты чаще всего вызываются столкновением приливных или отливных волн с встречными течениями. При этом вода в них может перемещаться со скоростью в сотни километров в час.

Это интересно: Ширина водоворотов иногда достигает 3-5 километров. Жертвами таких явлений могут стать не только маленькие яхты и рыболовецкие лодки, но и крупные лайнеры. Возможно, вы помните шокирующий случай, когда в 2011 году у берегов Японии в образовавшийся после землетрясения водоворот затянуло судно с сотней пассажиров на борту.

Раньше люди верили в легенды, утверждающие, что водовороты непременно утянут их на самое дно океана. Но учёные развенчали подобные мифы.
8. Красный прилив


Самый большой Красный прилив можно наблюдать во Флоридском заливе

Волны насыщенных ярко-красных и оранжевых оттенков - удивительно красивое природное явление. Но наслаждаться красными приливами слишком часто вредно для здоровья, ведь они таят в себе немалую опасность.

Цветение морских водорослей (из-за которого вода и окрашивается в алый оттенок) может происходить настолько интенсивно, что растения начинают вырабатывать всевозможные токсины и химикаты. Часть их растворяется в воде, часть попадает в воздух. Токсины наносят вред представителям водной флоры и фауны, морским птицам и даже людям.

Самый большой Красный прилив на планете ежегодно наблюдается у побережья залива Флориды в июне-июле.
7. Брайникл (солёная сосулька)


Брайникл распускает по дну моря ледяную сеть, выбраться из которой не сможет ни одно живое существо

Удивительное произведение природы - солёная сосулька, представляет собой нечто невообразимое. Когда брайникл окончательно сформирован, он выглядит примерно как опущенный в воду кристалл. Солёные сосульки образуются, когда вода, образовавшаяся в процессе таяния льда, просачивается в море. Учитывая, что для образования солёных сосулек нужны очень низкие температуры воздуха и воды, их можно наблюдать только в холодных водах Арктики и у берегов Антарктиды.

Это интересно: Брайниклы таят в себе большую опасность для флоры и фауны океана. В момент соприкосновения с ними морские звёзды, рыбы и даже водоросли или примораживаются и замерзают, или получают значительные порезы.

Общепризнанная модель формирования брайниклов была описана океанографом Силье Мартином ещё в 1974 году. Более 30 лет свидетелями этого яркого океанического представления могли стать только учёные. Но в 2011 году процесс формирования морской сосульки был снят на видео оператором BBC.

Поток солёной воды, вытекающей из ледяной глыбы, настолько холодный, что окружающая его жидкость почти моментально замерзает. Через считанные секунды после того, как брайникл оказывается в океане, вокруг него образовывается хрупкая броня, состоящая из пористого льда. При достижении критической массы сосулька обрушивается на дно. Затем она начинает распускать свои холодные сети дальше. Любое попавшее в них животное обречено на гибель. На глазах у операторов «сосулька-убийца» за 3 часа проросла на несколько метров и достигла океанского дна. После этого за каких-то 15 минут брайникл уничтожил всех морских обитателей, находившихся в радиусе четырёх метров.
6. Самая длинная на Земле волна


Бразильцы называют процесс образования самой длинной волны Поророка

Погодные условия оказывают огромное влияние на воды океана. Неудивительно, что некоторые природные явления можно наблюдать лишь в определённый сезон при сочетании множества способствующих им факторов.

Так, самую длинную на планете волну можно увидеть в Бразилии не чаще 2 раз в году. В конце февраля, а затем в начале марта огромный объём воды из Атлантического океана поднимается вверх по устью реки Амазонка. При столкновении течения реки с приливными силами океана образуется самая длинная на Земле волна. В Бразилии это явление называют Поророка. Высота волн, образующихся в ходе этого явления, иногда достигает 3,5-4 метров. А услышать шум волны можно за полчаса до того, как она с грохотом обрушится на берег. Иногда Поророка разрушает прибрежные дома или вырывает деревья с корнями.
5. Морозные цветы


Тысячи удивительных морозных цветов в арктических водах

О существовании этих нежных, очаровательных цветов знают немногие. Морозные цветы образуются достаточно редко - только на молодом льду в холодной морской воде. Их формирование происходит при низкой температуре в безветренную погоду. Диаметр подобных образований обычно не превышает четырёх сантиметров, выглядят же они как хрустальные копии настоящих цветов. В них содержится много соли, этим и объясняется кристаллизованный вид морозных цветов.

Это интересно: Если на каком-то небольшом участке моря образуются миллионы подобных цветов, они начинают «выпускать» соль в воздух!

Море способно не только создавать условия для жизни и поддерживать её. Оно и само меняется, подобно живому организму. А морозные цветы - пример одного из самых красивых предметов искусства, созданных Мировым океаном.
4. Волны-убийцы


Блуждающие волны-убийцы могут достигать высоты в 25 метров и больше. Причины их образования достоверно неизвестны

Как правило, определить момент образования волны не составляет труда. Но существуют так называемые волны-убийцы, которые, по сути, появляются из ниоткуда и не проявляют никаких признаков своего приближения.

Это интересно: Обычно волны-убийцы встречаются в открытом океане далеко от суши. Они могут появляться даже в ясную погоду при отсутствии сильного ветра. Причины до сих пор не установлены. Их размеры просто колоссальны. Высота блуждающих волн-убийц может достигать 30 метров, а иногда и больше!

Долгое время учёные считали блуждающие волны вымыслом моряков, ведь они не укладывались ни в какие существовавшие математические модели возникновения и поведения волн. Дело в том, что с точки зрения классической океанологии волна высотой более 20,7 метров не может существовать в земных условиях. Не хватало и достоверных свидетельств их существования. Но 1 января 1995 года на норвежской нефтяной платформе «Дропнер», расположенной в Северном море, приборы зафиксировали волну высотой в 25,6 метра. Её назвали волной Дропнера. Вскоре начались исследования в рамках проекта MaxWave. Специалисты вели мониторинг водной поверхности Земли с помощью двух радарных спутников, запущенных Европейским космическим агентством. Всего за 3 недели в океанах было зафиксировано 10 одиночных блуждающих волн высотой более 25 метров.

После этого учёные были вынуждены по-новому взглянуть на случаи гибели огромных судов - контейнеровозов и супертанкеров. Волны-убийцы были включены в число вероятных причин этих катастроф. Позднее было доказано, что в 1980 году 300-метровый английский сухогруз «Дербишир» затонул у берегов Японии после столкновения с гигантской волной, пробившей грузовой люк и залившей трюмы. Тогда погибло 44 человека.

Волны-убийцы - ночной кошмар моряков, фигурирующий во многих рассказах и легендах. В них скрывается что-то загадочное и зловещее. Кажется невероятным, что предсказать появление такой стены воды практически невозможно. Мысль о волнах-убийцах определённо заставит вас пересмотреть своё отношение к океану. Вряд ли вы продолжите полагать, что в спокойную погоду можно заплыть на катере или яхте далеко от берега, не опасаясь за свою жизнь.
3. Место встречи Балтийского моря с Северным


Слева — Северное море, справа — Балтийское. Удивительно, но их воды не смешиваются

В датской провинции Скаген можно наблюдать удивительное явление, ранее вызывавшее немало споров среди учёных. В живописном месте встречаются 2 соседних моря - Балтийское и Северное. Удивительно, но они не смешиваются, словно будучи разделёнными невидимой стеной. Цвет воды в каждом море отличается, это позволяет визуально определить границу между ними.

По мнению океанологов, показатели плотности морских вод отличаются, как и их солёность (у Северного моря она в 1,5 раза выше). Из-за этого каждое море остаётся по свою сторону «водораздела», не смешиваясь с соседним и не уступая ему. Кроме состава воды, граница выражена настолько ярко благодаря противоположным течениям в двух проливах. Набегая друг на друга, они образуют сталкивающиеся волны.

Интересно, что встреча Северного моря с Балтийским упоминается в религиозной литературе - в «Коране». Непонятно только, как древние мусульмане добрались к территории современной Дании, чтобы повидать это фантастическое зрелище.
2. Биолюминесценция


Свечение океана в прибрежных водах — фантастическое зрелище

Биолюминесценция воды - явление, потрясающе выглядящее на фотографиях и ещё эффектнее в реальности. Свечение океана обусловлено простейшими водорослями - динофлагеллятами, составляющими большую часть планктона.

Крошечная молекула - субстрат люциферин, окисляется под воздействием фермента люциферазы и кислорода. Высвобождаемая энергия не превращается в тепловую, а возбуждает молекулы вещества, которое испускает фотоны. Типом люциферина определяется частота света, то есть цвет свечения.

Лучше всего наблюдать свечение океана во время размножения одноклеточных водорослей (обычно - не более 3 недель в году). Крошечных огоньков становится так много, что морская вода становится похожей на молоко, правда, окрашенное в ярко-голубой цвет. Впрочем, любоваться биолюминесценцией моря или океана следует осторожно: многие водоросли вырабатывают опасные для здоровья человека токсины. Поэтому в период их размножения и наибольшей интенсивности свечения наблюдать за ярким приливом всё же будет лучше, находясь на берегу. И обязательно в ночное время! Может показаться, что под водой скрыты огромные прожекторы, освещающие её из глубины.
1. Феномен Молочного моря


Свечение океана, вызванное явлением биолюминесценции, иногда можно заметить даже из космоса!

Феномен Молочного моря наблюдается в Индийском океане, и это - одно из проявлений процесса биолюминесценции.

Это интересно: В определённых зонах океана создаются идеальные условия для размножения бактерий. Тогда огромные объёмы солёной воды начинают светиться и окрашиваются светло-голубыми огоньками. Иногда бактериями освещаются такие большие участки воды, что их можно легко заметить даже из космоса. Такое зрелище никого не оставит равнодушным!

Это явление наблюдается уже не первое столетие. Свечение воды часто наблюдалось моряками в древности, оно заставляло их восторженно вглядываться в глубины океана. Однако если раньше люди не могли найти объяснения этому феномену, то в наше время о его природе известно всё. Но это не мешает свечению воды оставаться фантастическим зрелищем.

Подобные явления показывают всю красоту и разнообразие величественного Мирового океана. Наблюдая за ними, невольно ловишь себя на мысли, что человеческая цивилизация, насколько бы развитой она ни была, не сможет создать ничего подобного! Ведь люди - лишь временные гости на этой удивительной планете. И мы должны не разрушить, а сохранить всё великолепие природы для грядущих поколений.

Океаны обширны и ошеломляюще великолепны. Благодаря их огромным размерам, разговоры о морях, входящих в них, о находках и явлениях могут быть как поразительными, так и интригующими. В глубинах океанов кроются огромные тайны. Несмотря на то, что некоторые из этих явлений были изучены и расшифрованы химиками и экспертами, там всё же остаётся огромное количество довольно интересных явлений, которые очень сложно объяснить. Моряки со всего мира были свидетелями или участниками целого ряда невероятных явлений. Ниже представлены десять самых занимательных из этих явлений.

10. Полосатые айсберги

В зависимости от океана и того, в какой части мира он находится, меняется его температура и общие характеристики. Явление, которые мы опишем в этом пункте, связано с холодными, ледяными водами Антарктиды. Существует такое явление как полосатые айсберги, образующиеся тогда, когда сливаются голубые и прозрачные льды Антарктиды. Вода сначала оттаивает, а затем снова замораживается. Таким образом, в неё попадает грязь и другие частицы, которые при замораживании остаются в айсберге, образуя полоски. Благодаря этому процессу, на поверхности айсберга можно увидеть множество разноцветных полосок. Поэтому не все айсберги являются просто большими глыбами белого или прозрачного льда, в некоторых из них можно наблюдать интересную игру цветов и оттенков. Глядя на них создаётся впечатление, что природа своей рукой украсила эти айсберги.

9. Водоворот


Само слово «водоворот» явно не предвещает ничего хорошего, как будто это явление предупреждает нас о том, что его нужно опасаться. Изначально описанное автором Эдгаром Алланом По (Edgar Allan Poe) слово «водоворот» на самом деле означает «разрушительное течение», что вполне соответствует правде. По сути это очень мощная и широкая воронка с нижней тягой, которая засасывает всё, что находится поблизости. Погода зачастую является определяющим фактором силы и мощности водоворота. Существуют городские легенды, повествующие о том, что водоворот непременно затянет вас на дно океана. Но эти легенды были уже давно развеяны учёными. Кому бы пришла в голову идея пойти ко дну посреди океана? Звучит как страшное место.

8. Красный прилив


Именно это явление можно описать как особенно потрясающее. Сочные и яркие красные и оранжевые цвета, пронизывающие накатывающие волны, поистине являются поразительным зрелищем. Однако не стоит жаждать возможности насладиться этой красотой слишком часто, ведь то, что вызывает её на самом деле очень опасно. Вредоносное цветение водорослей, представляющих собой колонии водорослей различных типов, может становиться настолько интенсивным, что растения начинают вырабатывать токсины и вредные химикаты, которые вредны морским млекопитающим, рыбам, птицам и людям. Самый большой Красный прилив можно наблюдать каждое лето у побережья залива Флориды (Florida Gulf Coast).

7. Брайникл или солёная сосулька (Brinicle)


Этот феномен действительно представляет собой нечто невообразимое. Когда брайникл полностью сформирован, он выглядит почти как кристалл под водой - очень красиво. Он образуется когда вода богатая солью вытекает из морского льда и просачивается в море, создавая уникальную ледяную фигуру. Из-за того, что для образования брайникла нужна очень низкая температура, они образуются лишь в холодных океанских водах у Южного и Северного полюса. Брайниклы могут быть очень опасными и разрушительными для океанической жизни, которая находится в их непосредственной близости. Когда морские звёзды, рыбы или водоросли контактируют с брайниклом, они либо замораживаются, либо получают серьёзные порезы.

6. Бразильская волна - самая длинная волна в мире


Исходя из того, что океаны настолько неразрывно связаны с погодой, существуют явления, которые можно увидеть только во время определённых сезонов. Одно из таких явлений мы опишем в этом пункте. Самую длинную волну в мире можно увидеть лишь дважды в год. В период с февраля по март воды Атлантического океана поднимаются вверх по реке Амазонка, которая протекает в Бразилии. Именно в этот период образуется самая длинная волна в мире. Это явление называется Поророка (Pororoca). Это происходит, когда прилив входит в устье реки. Волны, которые образуются в ходе этого явления, порой достигают 3,6 метра в высоту. Волну можно услышать за 30 минут до того как она обрушится на берег. Эта волна способна разрушать местные дома, деревья и разные виды животных.

5. Морозные цветы


Эти нежные, очаровательно выглядящие цветы являются явлением, о существовании которого не знает большинство людей. Морозные цветы обычно образуются на молодом льду в холодных водах. Как правило, они формируются при низких температурах и практически полном отсутствии ветра. Диаметр таких образований обычно составляет порядка четырёх сантиметров, и они зачастую принимают вид цветов. Эти морозные цветы содержат очень много соли, что также объясняет их кристаллизованный вид. Если в какой-то определённой части моря образуется множество подобных цветов, они выпускают соль в воздух. Таким образом, море может не только создавать и поддерживать жизнь, оно также меняется и создаёт самое настоящее искусство, которое мы не видим в большинстве случаев. Цветы выглядят очень захватывающе.

4. Волна-убийца


Большинство из нас могут точно определить, когда начинает образовываться волна, мы видим или слышим признаки, которые указывают на то, что она вот-вот разобьётся о берег. Однако не все волны можно определить подобным образом. Существует такое явление как волна-убийца, которая, по сути, появляется из ниоткуда и не проявляет никаких признаков своего прихода. Эти волны обычно встречаются далеко от суши и их размер просто колоссален, их высота может достигать до 24 метров. Они являются самым страшным кошмаром моряков и фигурируют в самых жутких морских байках. В них есть что-то загадочное, зловещее, глубокое и тёмное, что-то, чего никто не может предсказать. Кажется невероятным, что такая стена воды может внезапно обрушиться на судно и невозможно предсказать её появление. Мысль о волне убийце определённо заставит вас по-другому думать о пребывании посреди океана, даже если вы находитесь на корабле или на лодке.

3. Место встречи Балтийского и Северного морей


В этом живописном месте встречаются два моря - Балтийское и Северное, но вместе с тем, они не смешиваются. Даже различные цвета вод морей достаточно эффекты и кажутся практически невероятными. Этот океанический феномен вызывает множество споров. Точка схождения расположена в провинции Скаген, Дания. Из-за различных показателей плотности морских вод, они остаются по свою сторону «границы» и не смешиваются, не уступая друг другу. Стоит заметить, что встреча этих двух океанов упомянута в религиозной литературе, а именно в Коране.

2. Биолюминесценция


Этот феномен, без всяких сомнений, является одним из самых интересных, и вы бы наверняка хотели его сфотографировать. Существование биолюминесценции обусловливается светом, излучаемым живыми организмами и смешивающимся с атмосферным кислородом, в результате чего происходит химическая реакция c выделением света. При этом феномене, кажется, что огромные части океана начинают светиться. Явление похоже на то, что под воду были опущены гигантские прожекторы, которые освещают воду в темноте. Естественно, биолюминесценцию лучше всего наблюдать ночью, так как свечение под поверхностью воды более заметно.

1. Феномен Молочного моря


Этот эффект проявляется в Индийском океане и похож на биолюминесценцию, проявляющуюся в водах различных океанов. На самом деле, большие объёмы солёной воды получают синий цвет из-за определённых бактерий, но для человеческого глаза вода кажется молочно-белой. Этот феномен обладает широкой историей и регулярно наблюдался более четырёх столетий. Так что научные и интересные феномены в океане происходили не только в ближайшие века, но проявлялись и в древней истории. В частности, это необычное явление настолько заметное и широкое, что его можно заметить даже из космоса. Это впечатляет!

Атлантический океан расположен в основном в Западном полушарии. С севера на юг он вытянут на 16 тыс. Км. В северной и южной части океан расширяется, а в экваториальных широтах сужается до 2900 км.

Атлантический океан - второй по величине среди океанов. Береговая линия океана в Северном полушарии сильно расчленена полуостровами и заливами. У материков в океане много островов, внутренних и окраинных морей.

Рельеф дна

Через весь океан примерно на равном расстоянии от берегов материков протянулся Срединно-океанический хребет. Относительная высота хребта - 2 км. В осевой части хребта расположена рифтовая долина шириной от 6 до ЗО км и глубиной до 2 км. Поперечные разломы расчленяют хребет на отдельные сегменты. С рифтами и разломами Срединно-океанический позвоночника связаны подводные действующие вулканы, а также вулканы Исландии и Азорских островов. Наибольшую глубину океан имеет в пределах желоба Пуэрто-Рико - 8742 м. Площадь шельфа Атлантического океана достаточно велика - больше, чем в Тихом океане.

Климат

Атлантический океан расположен во всех климатических поясах Земли, поэтому его климаты очень разнообразны. Большинство океана (между 40 ° с. Ш. И 42 ° ю. Ш.) Размещается в субтропических, тропических, субэкваториальных и экваториальном климатических поясах. Строгим климатом характеризуются южные части океана, несколько меньше холодные северные районы.

Свойства вод и океанические течения

Зональность водных масс в океане очень осложнена влиянием суши и морских течений, проявляется прежде всего в распределении температур поверхностных вод. Северная половина океана теплее южной, разница в температурах доходит до 6 ° С. Средняя температура поверхностных вод +16,5 ° С.

Соленость поверхностных вод в Атлантическом океане высокая. В океан и его моря впадает немало больших рек (Амазонка, Коиґо, Миссисипи, Нил, Дунай, Парана и др.). В опресненных заливах и морях субполярных и умеренных широт зимой у восточных берегов образуется лед. Особенностью океана е многочисленные айсберги и плавучий морской лед, выносимых сюда с Северного Ледовитого океана и от берегов Антарктиды.

Из-за сильного вытянутость Атлантического океана с севера на юг в нем в большей степени развиты океанические течения меридионального направления, чем широтного. В Атлантическом образуются две системы поверхностных течений. В Северном полушарии она имеет вид восьмерки - Северная Пассатная, Гольфстрим, Североатлантический и Ка-Нарский течения образуют движение вод по часовой стрелке в умеренных и тропических широтах. В северной части Североатлантический течение направляет воды Атлантики в Северный Ледовитый океан против часовой стрелки. Как холодные течения они возвращаются в Атлантический океан в северо-восточной части. В Южном полушарии Южная Пассатная, Бразильская, Западных Ветров и Бенгель-ская течения образуют движение вод против часовой стрелки в виде одного кольца.

Органический мир

Атлантический океан по сравнению с Тихим имел беднее видовой состав живых организмов. Однако по количеству и общей биомассы, то Атлантический океан богат организмами. Это связано прежде всего с широким распространением шельфа, на котором живет много придонных и донных рыб (треска, окунь, камбала и др.).

Природные комплексы

В Атлантическом океане выделяют все зональные комплексы - природные пояса, кроме северного полярного. Воды северного субполярного пояса богаты различные виды живых организмов - особенно на шельфе у беретов Гренландии и Лабрадора. Умеренный пояс характеризуется интенсивным взаимодействием холодных и теплых вод, большим количеством живых организмов. Это наиболее рыбные районы Атлантики. Большие пространства теплых вод субтропических, тропических и экваториального поясов менее продуктивны, чем воды северного умеренного пояса. В северном субтропическом поясе выделяется особый природный водный комплекс Сарґасового моря. Для него характерна повышенная соленость вод - до 37,5% в и низкая производительность.

В умеренном поясе Южного полушария выделяются (как и в северном) комплексы, где смешиваются воды с разной температурой и плотностью. Комплексы субантарктического и антарктического поясов характеризуются сезонным распространением плавающих льдов и айсбергов.

Хозяйственное использование

В Атлантическом океане представлены все виды морской деятельности, среди которых наибольшее значение имеет морской, транспорт, подводный нефтегазодобыче и только потом - использование биологических ресурсов.

Атлантический океан - главный морской путь мира, район интенсивного судоходства. На берегах Атлантического океана размещается более 70 приморских стран с населением более 1300000000 человек.

К минеральных ресурсов океана принадлежат россыпные месторождения редких металлов, алмазов, золота. В недрах шельфа сосредоточены запасы железных руд, серы, обнаружены большие залежи нефти и газа, которые эксплуатируются многими странами (Северное море и др.). Некоторые районы шельфа богатые яа каменный уголь. Энергия океана используется в работе приливных электростанций (например, в устье реки Ранс на севере Франции).

Многие приатлантических стран добывают из океана и его морей такие минеральные богатства, как поваренная соль, магний, бром, уран. В засушливых районах работают опреснительные установки.

Интенсивно используются и биологические ресурсы океана. Атлантический океан - самый на единицу площади, но его биологические ресурсы в некоторых районах истощены.

В связи с интенсивной хозяйственной деятельностью во многих морях в открытом океане происходит ухудшение природных условий - загрязнение воды, воздуха, уменьшение запасов ценных промысловых рыб и других животных. Ухудшаются рекреационные условия на берегах океана.


Атлантический океан является одним из крупнейших. Его площадь вторая по размерам после Тихого и составляет 91,6 млн. квадратных километров. Он омывает берега Европы, Африки, Северной и Южной Америки. Природа и рельеф Атлантического океана очень разнообразны. Еще до сих пор не изучены все особенности этой части мирового океана и поэтому он вызывает интерес ученых и исследователей всего мира.

Существует две версии возникновения его названия. По одной это связано с древнегреческим титаном Атласом, а по другой, с мифическим островом Атлантида.
Атлантический океан имеет некоторые индивидуальные особенности. Его линия берега сильно изрезана. Для нее характерно присутствие большого количества морей и заливов. Если сравнивать его с другими океанами, то количество рек, впадающих в Атлантический океан, самое значительное.

Эта часть мирового океана отличается сравнительно небольшим количеством островов. Особенностью рельефа являются множественные впадины и хребты. Его можно назвать самым сложным. На территории Атлантического океана расположено много котлованов и желобов. Рельеф дна меняется под воздействием землетрясений и извержений вулканов, которые в большом количестве присутствуют на его территории. Многие из вулканов достигают высоты в 5 километров.
Атлантический океан отличается и особенным климатом. Это объясняется большой протяженностью вдоль меридиана. Температура вод зависит и от влияния Северного Ледовитого океана, с которым происходит обмен течениями. С этой стороны в океан попадают многочисленные айсберги, которые достигают даже тропических вод.

Атлантический океан протягивается через все климатические пояса Земли, поэтому климаты его очень разнообразны.
Почему климат южной части океана суровее, чем климат на его севере? Особенности климата отражаются на свойствах водных масс. Температура поверхностных вод здесь значительно ниже (+ 16,5°С), чем в Тихом и Индийском океанах. Объясняется это охлаждающим влиянием вод и льдов, выносимых из Северного Ледовитого океана и из Антарктики, а также интенсивным перемешиванием водных масс.

Соленость водных масс в некоторых районах океана выше средней, так как значительная часть испарившейся влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на соседние материки.

Атлантический океан. Фото: Jackie

В отличие от других океанов в Атлантике образуются течения, большая часть которых направлена не по широте, а почти вдоль меридианов. Причина этого - большая вытянутость океана с севера на юг и очертания береговой линии. Течения в Атлантике активнее, чем в других океанах, переносят воду, тепло и холод из одних широт в другие.

Течения влияют и на ледовые условия. Особенность океана - многочисленные айсберги и плавучий морской лед. Воды близ Гренландии - один из самых живописных районов Атлантики. Мощные ледяные «языки» выходят из глубин острова к океану и нависают над его холодными голубовато-зелеными водами высокими обрывами прозрачного льда. Временами они с грохотом отламываются и большими глыбами падают в воду. Течения выносят айсберги в открытый океан до 40° с. ш. Эти районы Атлантики опасны для судоходства. За движением айсбергов следит специальная патрульная воздушная служба, снимки поступают и с искусственных спутников Земли. Эта информация передается кораблям всех стран.

Особенности климата и рельефа характеризуют его биологический мир. Животный мир Атлантического океана разнообразен и неравномерен.

Для Атлантического океана, как и для других океанов в этих широтах, свойственно присутствие в составе фауны крупных млекопитающих - морских котиков, нескольких видов настоящих тюленей, китообразных. Последние представлены здесь наиболее полно по сравнению с другими частями Мирового океана, но в середине минувшего столетия они подверглись сильному истреблению. Из рыб для Южной Атлантики характерны эндемичные семейства нототениевых и белокровных щук. Количество видов планктона невелико, но его биомасса, особенно в умеренных широтах, очень значительна. В составе зоопланктона представлены веслоногие рачки (криль) и птероподы, в фитопланктоне доминируют диатомовые водоросли. Для соответствующих широт северной части Атлантического океана (Северо-Атлантическая биогеографическая область) характерно присутствие в составе органического мира тех же групп живых организмов, что и в южном полушарии, но представлены они другими видами и даже родами. А по сравнению с теми же широтами Тихого океана Северная Атлантика отличается большим видовым разнообразием. Особенно это касается рыб и некоторых млекопитающих.

Многие районы Северной Атлантики издавна являлись и продолжают оставаться местами интенсивного рыболовства. На банках у берегов Северной Америки, в Северном и Балтийском морях вылавливают треску, сельдь, палтуса, морского окуня, кильку. С давних времен в Атлантическом океане велась охота на млекопитающих, особенно на тюленей, китов и других морских животных. Это привело к сильному истощению промысловых ресурсов Атлантики по сравнению с Тихим и Индийским океанами.

Как и в других частях Мирового океана, наибольшее разнообразие жизненных форм и максимальное видовое богатство органического мира наблюдается в тропической части Атлантического океана. В планктоне многочисленны фораминиферы, радиолярии, веслоногие рачки. Для нектона характерны морские черепахи, кальмары, акулы, летучие рыбы; из промысловых видов рыб обильны тунцы, сардины, макрель, в зонах холодных течений - анчоусы. Среди придонных форм представлены различные водоросли: зеленые, красные, бурые (уже упоминавшиеся выше саргассовые); из животных - осьминоги, коралловые полипы.

Но несмотря на относительное видовое богатство органического мира в тропической части Атлантического океана, он все же менее разнообразен, чем в Тихом и даже в Индийском океанах. Здесь гораздо беднее представлены коралловые полипы, распространение которых ограничено, в основном, Карибским бассейном; отсутствуют морские змеи, многие виды рыб. Возможно, это связано с тем, что в приэкваториальных широтах Атлантический океан имеет наименьшую ширину (менее 3000 км), что несопоставимо с огромными пространствами Тихого и Индийского океанов.

Природные условия Атлантики благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи других морских продуктов приходится на северную часть океана. Однако усиленный промысел в последнее время привел к уменьшению биологических богатств.
Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и других полезных ископаемых. Тысячи скважин пробурены на шельфе Мексиканского залива и в Северном море. В связи с ростом городов, развитием судоходства во многих морях и в самом океане в последнее время наблюдается ухудшение природных условий. Загрязнены воды, воздух, ухудшились условия для отдыха на берегах океана и его морей. Например, Северное море покрыто многокилометровыми нефтяными пятнами. У берегов Северной Америки нефтяная пленка имеет ширину в сотни километров. Средиземное море относится к самым загрязненным на Земле. Атлантика уже не в состоянии самостоятельно очищаться от отходов.

Природа океана в наше время изучается больше с 40 научных кораблей из разных стран мира. Океанологи тщательно исследуют взаимодействие океана и атмосферы, наблюдают за Гольфстримом и другими течениями, за движением айсбергов. Атлантический океан уже не в состоянии самостоятельно восстанавливать свои биологические ресурсы. Уже заключены договоры, которые запрещают сброс в океан опасных отходов. Сохранение природы Атлантического океана сегодня – международное дело.