Чтение 4 кл проект они защищали родину. Наступление советских войск. Вступительное слово учителя

Урок – проект по литературному чтению «Они защищали Родину» (защита проекта) 4 класс

Цель: раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, развивать навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения; развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами; развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины.

Планируемые результаты: предметные: умение представить свой проект; метапредметные: Р - умения эмоционально откликаться на произведения литературы, составлять план урока, К - осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине; личностные: умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну».

I . Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада снова вас видеть и начать очередной урок. Поприветствуем друг друга и наших гостей, пожелаем всем успехов на сегодняшнем уроке.

Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом:

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

II . Сообщение темы и постановка целей урока

Сегодня наш урок называется урок-проект.

Назовите тему проекта, над которой мы работали, разбившись на группы («Они защищали Родину»)

Какие задачи мы ставили на первых этапах работы над проектом? (Собрать разные исторические свидетельства о ВОВ из рассказов ветеранов и членов их семей, из литературы, интернет-ресурсов, вспомнить стихи о ВОВ, песни, книги).

- Сформулируйте задачи, которые мы поставим сегодня: представить собранный материал в виде литературной – музыкальной композиции в классе и нашим гостям.

Итак, вашему вниманию литературно-музыкальная композиция «Они защищали Родину»

III . Работа по теме

Ведущий .

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

Взрывы

Ведущий .

22 июня 1941 года, нарушив мирную жизнь людей, внезапно, без объявления войны, фашистская Германия напала на нашу страну. В тихое, мирное воскресное утро, когда еще люди спали, началась война.

На улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков

доносилось … (звучит речь Левитана )

Ученик

Двадцать второе июня

Сорок первого года…

Разве такое забудешь?

Гром посреди небосвода,

Танки в полях, самолеты…

Страх, извергающий бомбы…

Это война идет к нам.

И вот навеки умолкли,

Угасли миллионы жизней…

Крепче, сильнее стали

Люди служили Отчизне

И за нее умирали…

Ведущий . На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые .

Звучит фрагмент песни «Священная война»

Алекса́ндр Ива́нович Покры́шкин.
Звание Героя ВОВ присуждалось солдатам, офицерам, морякам, партизанам, пионерам. Все люди огромной страны стали на защиту своей Родины. Все отдавали свои силы на борьбу с врагом: и те, кто воевал на фронте, и те, кто работал в тылу. Только благодаря подвигам миллионов людей новое поколение получило право на свободную жизнь.
Мы обязаны помнить имена героев, которые отдали свои жизни в борьбе за освобождение.

Александр Матросов…

Матросов Александр Матвеевич – стрелок-автоматчик. 27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Плетень Псковской области. Как только наши солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника – три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Два дзота солдаты смогли уничтожить. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он выполнил боевую задачу, которая стояла перед подразделением. Через несколько дней имя Матросова стало известным всей стране. Звание Героя Советского Союза Александру Матвеевичу Матросову посмертно присвоено 19 июня 1943 года.

Иван Васильевич Панфилов…

Великая Отечественная война застала генерал-майора Панфилова на посту военного комиссара Киргизской республики. Сформировав 316-ю стрелковую дивизию, он выехал с нею на фронт и в октябре - ноябре 1941 года сражался под Москвой, где дивизия в боях под Волоколамском особенно отличилась.

Отражая в течение 6-ти дней непрерывные атаки врага, они подбили 80 танков и уничтожили несколько сот солдат и офицеров. Попытки противника овладеть районом Волоколамска и открыть путь провалились. За героические действия это соединение было награждено орденом Красного Знамени, а ее командир генерал И.В. Панфилов удостоился звания Героя Советского Союза. К сожалению, ему не посчастливилось быть свидетелем полного разгрома врага под Москвой: 18 ноября 1941 года у деревни Гусенево он пал смертью храбрых.

Ведущий : Наравне с мужчинами за свободу сражались женщины, девушки.

Маншук Жиенгалиевна Маметова…

Маншук Маметова родилась в 1922 году в Казахстане. Когда началась Великая Отечественная война, Маншук училась в медицинском институте. В августе 1942 года она добровольно вступила в ряды Красной Армии и отправилась на фронт. Ее хотели оставить писарем при штабе. Юная патриотка решила стать бойцом передней линии. И через месяц старший сержант Маметова была переведена в стрелковый батальон. Ей шел только 21 год, когда ее жизнь оборвалась у стен древнего русского города Невеля.

16 октября 1943 года батальон получил приказ отбить контратаку врага. Едва фашисты попытались отбить атаку, как заработал пулемет старшего сержанта Маметовой. Гитлеровцы откатились назад, оставив сотни трупов. Вдруг девушка заметила, что два соседних пулемета замолчали: пулеметчики были убиты. Тогда Маншук, быстро переползая от одной огневой точки к другой, начала обстреливать наседающих врагов из трех пулеметов.

Близкий разрыв тяжелой мины опрокинул пулемет, за которым лежала Маншук. Раненная в голову, пулеметчица продолжила обстреливать фашистов. Это обеспечило успешное продвижение наших подразделений, но девушка из далекой Урды осталась лежать на склоне холма. Пальцы ее застыли на гашетке "максима".

1 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР старшему сержанту Маншук Жиенгалиевне Маметовой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущий . Нужно , чтобы помнили , мы с тобою помнили

Имена героев своих ...

Песня «А закаты алые»

Ведущий Очень трагичной была судьба у детей военного времени. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Но пришёл час – они показали, каким может стать маленькое детское сердце, наполненное любовью к Родине и ненавистью к её врагам. Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать свою Родину. Таких ребят были десятки, тысячи. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо из них стали Героями Советского Союза.

Марат Казей
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена и вскоре повешена мама мальчика.

Марат Казей ушел к партизанам в лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады.
Марат участвовал в боях, где проявлял отвагу и бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона. А когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Леня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. И выиграл его. А партизанам он принес портфель этого генерала, где оказались очень важные документы. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза

Ведущий . Наряду с мальчишками сражались и девчонки.

Зина Портнова

Война застала девочку из Ленинграда Зину Портнову в деревне Зуя Витебской области. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...А в декабре 1943 года её выдал фашистам предатель. Фашисты схватили юную партизанку и пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

Валя Котик

Окончил 5 классов средней школы. В годы Великой Отечественной войны Валя Котик вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. С 1942 года он имел связь с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял её поручения по разведке.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Наступил день, когда Валя совершил свой подвиг.

Рев моторов становился громче - машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Со лбов, полузакрытых зелеными касками, стекал пот. Некоторые солдаты беспечно сняли каски.

Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались мальчики. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды. Машина проехала, против него уже броневик. Тогда он поднялся во весь рост и с криком «Огонь!» одну за другой швырнул две гранаты... Одновременно прозвучали взрывы слева и справа. Обе машины остановились, передняя загорелась. Солдаты стремительно спрыгивали на землю, бросались в кювет и оттуда открывали беспорядочный огонь из автоматов.

Валя не видел этой картины. Хорошо знакомой тропкой он уже бежал в глубину леса. Погони не было, немцы боялись партизан.

В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада.

29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою.

16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.

Ведущий. Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире. Но не всем было дано вернуться домой.

Стих «Баллада о матери»

Ведущий. Есть такое поверье, будто павшие на поле брани воины превращаются в журавлей. Они – летели… Они – летят… в музыке, памятниках, стихах.

Сценка

Ведущий: За годы войны Сургут и Сургутский район проводили на фронт около трёх тысяч человек, из них 1240 не вернулось с полей сражений: 924 человека погибли; 181 – пропали без вести; 131 - умерли от ран; 2 человека погибли в плену. За героические подвиги на фронте наши земляки заслужили множество наград. 2 наших земляка удостоены высшей награды Родины звания Героя Советского Союза .

Тулебай Ажимов на войну отправился из поселка Черный мыс в 1942. Он работал в рыбацкой артели, когда пришла повестка на фронт. Тулебай принимал участие в боях под Старой Руссой, в Брянских лесах, при освобождении Белоруссии.

Но особенно отличился он в Польше. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено за мужество и героизм при форсировании река Висла, за образцовое выполнение боевого задания командования по расширению плацдарма на западном ее берегу.

Иван Корольков свою звезду героя тоже получил за форсирование реки, только не Вислы, а Днепра в 1943. В составе пулеметного подразделения он выполнял задачу по отвлечению фашистов от основного места переправы. Горстка бойцов под покровом ночи начала переправу, приняв огонь на себя. В числе немногих Иван Корольков добрался до противоположного берега и пошел в атаку на немцев. Несмотря на полученное ранение, он смог уничтожить около сотни немецких солдат. В это время остальные подразделения благополучно форсировали Днепр. Бюсты Героев Советского Союза Ивану Королькову и Тулебаю Ажимову были установлены в августе 2005 г. в мемориальном комплексе солдатской славы и памяти в г. Сургуте

Ученик Сургут, как и другие города,

Послал своих сынов спасать Россию.

Сплотила Русь всеобщая беда,

А перед силой духа зло бессильно.

Сургут, как и другие города,

Работал на войну с мечтой о мире.

И день и ночь для фронта шли суда,

Гружённые богатствами Сибири.

Сургут, как и другие города,

Победу ждал, надеялся и верил,

Что мир спасёт российская звезда,

Сломавшая хребет стальному зверю

Ведущий . : Каждую семью затронула эта страшная война. Сейчас, я хочу предоставить слово ребятам, которые хотят рассказать нам о своих прадедушках и прабабушках, участниках ВОВ. (Рассказы детей о своих родных, воевавших в ВОВ).

Ведущий: Возвращались домой солдаты, возвращались победители. Но много было среди радости и ликования безутешных слёз тех, кто не дождался своих близких, своих единственных и родных.

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Метроном

Ведущий: Закончилась война. Возвращался солдат домой. Шёл он по родной земле, а за ним была страна – самая огромная и великая!

Песня «Здравствуй, Родина»

Ученик:

Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
И всем, кто вынес ту войну -
В тылу иль на полях сражений,

Принес победную весну, -
Поклон и память поколений.

Ведущий. Все защитники нашей страны патриоты, они любили свою Родину и народ. Они - Герои! Они выстояли, они победили. И мы в неоплатном долгу перед ними. Мы должны помнить о той войне, чтобы такого не повторилось никогда.

Песня «О той весне»

Бурные аплодисменты нашим артистам. Спасибо за урок.

Проект по литературному чтению выполнил ученик 4"В" класса МБОУ "СОШ с УИОП №13" города Воронежа Молодых Никита. Из перечня тем Никита выбрал "Они защищали Родину". Мальчик рассказал одноклассникам о своём понимании патриотизма, верности Родине, поведал о своём прадедушке Хохлове Иване Антроповиче, прошедшим всю войну до Берлина. Бессмертный полк продолжает своё шествие по миру и Иван Антропович навечно в этом строю.

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературному чтению "Они защищали Родину"»

Проект по литературному чтению

«Они защищали Родину»


«Патриот – это человек, служащий Родине.»

Н.Г. Чернышевский


Что такое Родина?

Для меня, Родина – это то место, где я родился и вырос, где получу образование и встану на ноги. Это тот уголок, который мы должны сберечь, защитить и сохранить.


Верность Родине

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости…


Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух, –

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

М. Исаковский


МЫ ГОРДИМСЯ ИМИ!

Своей жестокою рукой война

коснулась

каждой семьи. И мы, оставшиеся

на своей земле, политой кровью

миллионов, обращаем свою

к тем нашим родным, кто

отстоял нашу Родину.

Нашу семью тоже коснулась Великая Отечественная Война…

Практически все мои прадедушки и прабушки воевали за нашу Родину.

Прабабушки пусть и не воевали на фронте, но помогали

нашим солдатам и разведчикам в тылу. Прадедушки учасвовали

в сражениях и имеют много медалей.

Их уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда.


Хохлов Иван Антропович 1919 – 2000 Это мой прадедушка с маминой стороны. Он в 1937 году поступил в ряды Красной Армии и прослужил 3 года. В 1941 ушел на фронт рядовым пехоты. В 1945-ом дошел до Берлина. После ВЕЛИКОГО ДНЯ ПОБЕДЫ и окончания войны мой прадедушка ещё 2 года служил Родине в Германии. Иван Антропович имеет 8 медалей и Орден Красной Звезды за боевые заслуги в военное время. К сожалению мой дедушка никогда не рассказывал моей маме о войне. Не любил он и смотреть фильмы про войну. На вопрос моей мамы: – Дедушка, а как было на войне? Он отвечал: – Тебе это не надо знать. Живи!

Валентина Меняйленко
Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калачеевская СОШ №6»

Проект

по литературному чтению на тему :

«Они защищали Родину »

Выполнил : ученик 4 «В» класса

Меняйленко Игорь

Руководитель : Грищенко О. П.

г. Калач 2017 г.

I. Введение…стр. 3.

II. Основная часть

1. Что значит для меня Родина…стр . 5.

2. Они защищали Родину… .стр. 7.

3. Поэты и писатели о войне…стр. 8.

4. Герои войны…. стр. 13.

Регулярный С. К….стр. 14.

Регулярный Н. С…. стр. 14

III. Заключение….стр. 15.

IV. Список литературы…стр . 16.

V. Приложение….стр. 17.

I. ВВЕДЕНИЕ

В народе говорят : «Павшие живут, пока о них помнят» . Мы войны не знали, но слышали о том, какое это было страшное горе и трагедия для многих миллионов людей. Наши прабабушки и прадедушки приняли всю тяжесть событий на свои плечи в самом полном значении этого слова. Мы хотим, чтобы память о защитниках Отечества , отстоявших мир и свободу, о тех, кто пережил эту тяжёлую войну, всегда жила в наших сердцах.

Актуальность проекта

Вспомним всех поименно

Героев вспомним своих.

Это нужно не мёртвым!

Это нужно живым!

Тема проекта достаточно актуальна в наше время. Прошло более полувека со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше очевидцев страшного лихолетья остается с нами. Учащиеся начальной школы мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях, в семьях их земляков. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

Гипотеза :

Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, людях, героически защищавших Родину , и передавать это по наследству.

Цель проекта :

определить роль прозы и поэзии о Родине и войне , их влияние на сознание людей в военное и послевоенное время.

Задачи :

Ответить на вопросы «Что такое Родина и

патриотизм?»

раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;

познакомить учащихся с поэтами и писателями – фронтовиками и их произведениями;

рассказать о своих родственниках, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны;

развивать навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения;

развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами ;

развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения;

воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины .

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Что значит для меня моя Родина

Родина ! Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна , в которой ты родился , живешь со своими родными и друзьями.

Леса, поля, горы, реки - это все наша Родина . Мы гордимся своей Родиной и своим народом . Много славных подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

Мы любим свой родной язык, песни и танцы своего народа.

Любить Родину – это своим трудом умножать её славу и богатство.

Родина - это не только место, где я живу. Родина - это мой дом , в котором я родилась , Родина - это школа , где я учусь, это та улица, по которой я каждый день прогуливаюсь со своими друзьями.

Моя Родина для меня безумно важна, у каждого человека она есть, но у меня она самая лучшая. Я бы не захотела иметь никакую другую Родину . Даже если я когда-нибудь уеду в другую страну, то всегда буду помнить о ней, вспоминать каждый момент, прожитый в ней.

Никто не может забыть свою Родину , она всегда будет в нашем сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле.

ОТЧИЗНЫ МИЛОЙ КРАСОТА

М. Пляцковский

Как хорошо бродить в лесу ,

Малину рвать с куста

И ненароком сбить росу

С кленового листа.

Послушать, как звенит сосна,

Как дуб скрипит, гудя.

Порой светла, порой грустна

Мелодия дождя.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Понятны песенки всегда

На птичьем языке,

И сладкой кажется вода

В обычном ручейке.

Любой из нас узнать готов

Знакомые стихи

И в тихом шелесте цветов,

И в шорохе ольхи.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Она проста, она чиста,

Нельзя привыкнуть к ней,

Отчизны милой красота

Нас делает нежней.

Нас озаряет неспроста

Как радостный рассвет

Отчизны милой красота,

Которой краше нет!

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

2. Они защищали Родину

Более полувека назад, в 1941 году, на нашу страну напали фашистские войска. Весь народ поднялся тогда на защиту Родины ! Подвиг людей, защитивших нас , их потомков, никогда не будет забыт!

Как можно забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь? Как забыть подвиг солдата Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского пулемётного дзота, или подвиг лётчика Николая Гастелло, направившего свой горящий самолёт на скопление фашистских машин и танков? А так ли уж мал подвиг миллионов пехотинцев, месивших грязь бездорожья, выбивших врага с территории нашей страны и задавивших гадину в её чреве - в Берлине? Их ежедневный военный труд так же достоин восхищения и преклонения, как и отдельные, героические, подвиги, о которых написаны книги и сняты фильмы!

Защищали Родину не только на фронте , но и в тылу. Без миллионов и миллионов женщин, подростков, специалистов, работавших в тылу на военных заводах, на полях, на текстильных фабриках, не состоялась бы наша Победа! Поэтому уже давно эти люди приравнены к полноправным участникам Великой Отечественной войны. Внесли свой вклад в дело освобождения Родины от иноземных захватчиков и военные медики, спасшие миллионы жизней, вернувшие в строй многие тысячи воинов. Дело освобождения Родины было всенародным , поэтому, когда мы говорим : «Они защищали Родину » , мы должны иметь в виду всё военное поколение, всех людей, живших в то время, - воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная им слава! А наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну , нашим потомкам.

3. Поэты и писатели о войне

Русская литература , издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины . Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценит. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны.

Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю . Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А. Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине , советская литература воспитывала и ненависть к врагу.

Значительна в литературе военных лет роль прозы. Проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину » М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого - ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность - зависит судьба народа и страны. Список поэтов военного времени велик. Вот фамилии некоторых из них : Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Константин Симонов, Павел Коган, Евгений Винокуров, Булат Окуджава, Дмитрий Чибисов и многие другие.

Семён Гудзенко

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут - поют,

а перед этим

можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою -

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

и умирает друг.

И значит - смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним

идет охота.

Будь проклят

сорок первый год -

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

я кровь чужую.

Михаил Исаковский

ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат : «Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой :

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил :

«Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Евгений Винокуров

У возвратившихся с фронта отцов,

Мешки и подсумки облазив,

Ребята не просят

Цветных леденцов,

А просят военных рассказов.

Уступив настояньям ребят,

Отцы им, пока не стемнело,

Как взрослым, о жизни своей говорят

И гладят их неумело.

А дети задремлют,

Наград боевых

Касаясь во сне головою.

Отцы осторожно баюкают их

Песенкой

Строевою.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы…

4. Герои войны

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости…

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни : здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог :

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг .

М. Исаковский

Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. И сегодня мы, оставшиеся на своей земле, политой кровью миллионов, обращаем свою память к тем нашим родным, кто отстоял нашу Родину .

Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная Война… Практически у всех ребят нашего класса прабабушки и прадедушки воевали за нашу Родину , прославляя семьи подвигами. Одни из них были солдатами, другие- сестрами или братьями милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!

Я хочу рассказать о своём прапрадедушке Регулярном Серафиме Кузьмиче и о прадедушке Регулярном Николае Серафимовиче.

Регулярный Серафим Кузьмич

Родился в 1903 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе. Был любящим мужем и отцом шестерых детей. Призван в армию в 1941 году. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками до полной победы в Великой Отечественной войне. Демобилизован из армии в 1945 году. После войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Награждён медалями. Умер 16 ноября 1986 года.

Родился 1924 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Призван в армию в октябре 1943 года. Участвовал в боях с Японией в воинской части 16976 в качестве телефониста артиллерийской части. Демобилизован в апреле 1950 года. После войны работал в колхозе. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени и медалями. Я очень горжусь, что у меня такие прапрадедушка и прадедушка. Очень жалко, что я так мало знаю об их фронтовой жизни. Я бы хотел быть похожим на них, быть таким же смелым и мужественным. Может быть, благодаря им, я не знаю, что такое война. Я не знаю войны…

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа - это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Благодаря произведениям писателей и поэтов военного и послевоенного времени люди узнавали правду о войне, воодушевлялись на героические подвиги.

Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16. В них правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры мы совсем теряем связь с реальностью, совсем не ценим то, что имеем. Мы должны сказать спасибо уникальным писателям, поведавшим нам о войне. Даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе - читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником. Мне кажется, что мы и сейчас способны на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся много лет назад.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История русской советской литературы /Под ред . П. Выходцева. -М., 1970.-С. 390.

2. Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет . - Горький, 1962.

3. Быков В. Сотников. – М.: Детская литература , 2015.

4. Сурков А. Стихи. – М.: Художественная литература , 1985.

5. Редактор-составитель Н. С. Шевцов, О тех, кто вернулся с войны, Воронеж 2000.-С. 559.

Интернет ресурсы

6. Песня Победы [Электронный ресурс]: стихотворения // Ленинград Блокада Подвиг : [сайт]. – Режим доступа : http://blokada.otrok.ru/library/pobeda/index.htm – Загл. с экрана.

7. Тематические коллекции : День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

Готовое домашнее задание по литературе за 4 класс, программа Школа России, умк Климанова, Горецкий. Вместо ФИО нужно подставить фамилию, имя и отчество своего прапрадеда и прадеда. Проект представлен для ознакомления, не стоит его полностью копировать, измените его по своему желанию, все же не одни вы списываете ГДЗ с 7гуру, другие ваши одноклассники тоже могут отсюда списать, и тогда придется вам объяснять, что вы готовили этот проект вместе. Можно приложить к проекту какие-то фотографии из семейного архива, сканы документов военных лет: письма, благодарности.

Они защищали Родину

I. Введение.
II. Основная часть
1. Что значит для меня Родина
2. Они защищали Родину
3. Поэты и писатели о войне
4. Герои войны
III. Заключение
IV. Список литературы
V. Приложение

I. ВВЕДЕНИЕ

Вспомним всех поименно,
горем
вспомним
своим...
Это нужно -
не мертвым!
Это надо -
живым!

Роберт Рождественский

Наше поколение не видело войны, но мы все слышали о том, какое это страшное горе и трагедия для многих миллионов людей. Наши прабабушки и прадедушки приняли всю тяжесть событий Великой Отечественной войны на свои плечи. Они защитили Родину! И пусть вечно будет жива память о защитниках Отечества, отстоявших мир и свободу, о героях, переживших эту жестокую войну!

Актуальность проекта

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы…

Е. Винокуров

Прошло больше половины века со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, а это значит, что все меньше очевидцев трагических событий остается в живых. В войне участвовали наши прадедушки и прабабушки, и поэтому уже некому рассказать о тех ужасах войны, которые они видели воочию, которые они пережили, как они отстояли победу. Великая Отечественная война - это подвиг наших прадедов и прабабушек, без которого немыслима Россия, без которого она не была бы Великой державой.

Гипотеза :

Если каждый человек будет знать и помнить о войне, о героях, грудью вставших на защиту Родины, и будет рассказывать это своим потомкам, память о героях Великой Отечественной войны будет вечна.

Цель проекта : определить роль прозы и поэзии о Родине и войне, влияние литературы на сознание людей в военное и послевоенное время.

Задачи :

  • ответить на вопрос «что такое Родина ипатриотизм?»
  • раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;
  • познакомить учащихся с поэтами и писателями – фронтовиками и их произведениями;
  • рассказать о своих родственниках, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны;
  • развивать навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения;
  • развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами;
  • развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения;
  • воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Что значит для меня моя Родина

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна, в которой ты родился, живешь со своими родными и друзьями.
Леса, поля, горы, реки - это все наша Родина. Мы гордимся своей Родиной и своим народом. Много славных подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.
Мы любим свой родной язык, песни и танцы своего народа.
Любить Родину – это своим трудом умножать её славу и богатство.
Родина - это не только место, где я живу. Родина - это мой дом, в котором я родилась, Родина - это школа, где я учусь, это та улица, по которой я каждый день прогуливаюсь со своими друзьями.
Моя Родина для меня безумно важна, у каждого человека она есть, но у меня она самая лучшая. Я бы не захотела иметь никакую другую Родину. Даже если я когда-нибудь уеду в другую страну, то всегда буду помнить о ней, вспоминать каждый момент, прожитый в ней.
Никто не может забыть свою Родину, она всегда будет в нашем сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле.

Родина

З. Александрова

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

2. Они защищали Родину

В 1941 году на нашу страну напали фашистские захватчики во главе с Гитлером. Весь народ поднялся на защиту своей Родины!
Они сражались самоотверженно, проливая кровь за наше с вами будущее! Нельзя забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь. Вспомним подвиг солдата Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского пулемётного дзота. Вспомним подвиг лётчика Николая Гастелло, направившего свой горящий самолёт на скопление фашистских машин и танков. Велики подвиги миллионов пехотинцев, месивших грязь бездорожья, выбивших врага с территории нашей страны и дошедших до самого Берлина. Их ежедневный военный труд достоин восхищения и преклонения, как и отдельные, героические, подвиги, о которых написаны книги и сняты фильмы!
Не только на фронте защищали свою родную землю, но и в тылу. Женщины и подростки трудились в тылу день и ночь на военных заводах, на полях, на текстильных фабриках. Они все ковали Победу! Именно поэтому работники тыла приравнены к участникам Великой Отечественной войны.
Огромную помощь в боях оказывали военные врачи и медсестры. Они не только ухаживали за больными и лечили их, но и выносили раненых под свист пуль и грохот минометов с поля боя. Их вклад в дело освобождения Родины неописуем.
Дело освобождения Родины было всенародным, поэтому, когда мы говорим: «Они защищали Родину» , мы имеем в виду всё военное поколение, всех людей, живших в то время, принимавших участие в боях и тружеников тыла. Вечная память и вечная им слава!
А наша задача заключается в том, чтобы хранить с почтением нашу память о войне и о тех, кто защитил страну от захватчиков, передать ее нашим потомкам. Подвиг людей, защитивших нас, никогда не будет забыт!

3. Поэты и писатели о войне

Русская литература, издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценит. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны.
Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.
Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А. Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.
Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине, советская литература воспитывала и ненависть к врагу.
Значительна в литературе военных лет роль прозы. Проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.
Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого - ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность - зависит судьба народа и страны. Список поэтов военного времени велик. Вот фамилии некоторых из них: Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Константин Симонов, Павел Коган, Евгений Винокуров, Булат Окуджава, Дмитрий Чибисов и многие другие.

Константин Симонов

Атака (1942г.)

Когда ты по свистку, по знаку,
Встав на растоптанном снегу,
Готовясь броситься в атаку,
Винтовку вскинул на бегу,

Какой уютной показалась
Тебе холодная земля,
Как все на ней запоминалось:
Примерзший стебель ковыля,

Едва заметные пригорки,
Разрывов дымные следы,
Щепоть рассыпанной махорки
И льдинки пролитой воды.

Казалось, чтобы оторваться,
Рук мало - надо два крыла.
Казалось, если лечь, остаться -
Земля бы крепостью была.

Пусть снег метет, пусть ветер гонит,
Пускай лежать здесь много дней.
Земля. На ней никто не тронет.
Лишь крепче прижимайся к ней.

Ты этим мыслям жадно верил
Секунду с четвертью, пока
Ты сам длину им не отмерил
Длиною ротного свистка.

Когда осекся звук короткий,
Ты в тот неуловимый миг
Уже тяжелою походкой
Бежал по снегу напрямик.

Осталась только сила ветра,
И грузный шаг по целине,
И те последних тридцать метров,
Где жизнь со смертью наравне!

Слава (1942г.)

За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.

Он мертв. Его никто не знает.
Но мы еще на полпути,
И слава мертвых окрыляет
Тех, кто вперед решил идти.

В нас есть суровая свобода:
На слезы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.

Михаил Исаковский

Враги сожгли родную хату

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат - и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя - мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол,-
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел…»
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил - солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.

Евгений Винокуров

Отцы

У возвратившихся с фронта отцов,
Мешки и подсумки облазив,
Ребята не просят
Цветных леденцов,
А просят военных рассказов.
И вот,
Уступив настояньям ребят,
Отцы им, пока не стемнело,
Как взрослым, о жизни своей говорят
И гладят их неумело.
А дети задремлют,
Наград боевых
Касаясь во сне головою.
Отцы осторожно баюкают их
Песенкой
Строевою.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы…

4. Герои войны

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости…

Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, -
Навек запомни : здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог :
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.

М. Исаковский

Война коснулась каждой семьи, у многих унеся отцов, матерей и детей. И сегодня мы, оставшиеся на своей земле, политой кровью миллионов, обращаем свою память к тем нашим родным, кто отстоял нашу Родину.
Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная Война. Прабабушки и прадедушки многих моих друзей воевали за нашу Родину, прославляя семьи подвигами. Одни из них были солдатами, другие - сестрами или братьями милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!
Я хочу рассказать о своём прапрадедушке ________________Ф.И.О______________________ и о прадедушке ________________Ф.И.О___________________.

Прапрадедушка родился в 1902 году в деревне Лаптево. До войны работал в колхозе. Был любящим мужем и отцом семерых детей. Призван в армию в 1941 году. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками до полной победы в Великой Отечественной войне. Демобилизован из армии в 1945 году. После войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Награждён медалями. Умер 28 октября 1983 года.

Прадедушка родился 1925 году в деревне Лаптево. До войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Призван в армию в сентябре 1944 года. Участвовал в боях с Японией в воинской части 16976 в качестве телефониста артиллерийской части. Демобилизован в апреле 1950 года. После войны работал в колхозе. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени и медалями. Я очень горжусь, что у меня такие прапрадедушка и прадедушка. Очень жалко, что я так мало знаю об их фронтовой жизни. Я бы хотел быть похожим на них, быть таким же смелым и мужественным. Может быть, благодаря им, я не знаю, что такое война.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа - это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Благодаря произведениям писателей и поэтов военного и послевоенного времени люди узнавали правду о войне, воодушевлялись на героические подвиги.

Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16. В них правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры мы совсем теряем связь с реальностью, совсем не ценим то, что имеем. Мы должны сказать спасибо уникальным писателям, поведавшим нам о войне. Даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе - читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником. Мне кажется, что мы и сейчас способны на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся много лет назад.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет. - Горький, 1962.
  2. Быков В. Сотников. – М.: Детская литература, 2015.
  3. История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева. -М., 1970.-С. 390.
  4. Сурков А. Стихи. – М.: Художественная литература, 1985.
  5. Редактор-составитель Н. С. Шевцов, О тех, кто вернулся с войны, Воронеж 2000.-С. 559.

«Они защищали Родину» Проект ученика 4 б класса Ахмедов Эльвин.

В последнее время всё чаще мы слышим такие слова, как «патриотизм», «патриот». А кто же такой патриот?

Для меня, Родина - это то место, где я родился и вырос, где получу в дальнейшем образование и встану на ноги. Это тот уголок, который мы должны сберечь, защитить и сохранить.

Куда б ни шёл, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр, Учёный иль пастух, - Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберёг. Каждый народ ценит в человеке верность Родине, мужество и отвагу героев. Каждый человек должен помнить героев своей земли русской.

В 1942 году окончил техникум субтропического растениеводства в Ленкоране, и в том же году его забрали на фронт. Воевал в составе 105-го полка 77-й дивизии. Сражался на Моздокском и Краснодарском направлениях. С начала 1944 года в составе 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии сражался на 1-м Украинском фронте, участвовал в боях на территории Польши и Германии. В ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции в бою за село Рожнюв, будучи наводчиком станкового пулемета, младший сержант Агададаш Самедов уничтожил 10 вражеских огневых точек и 13 немецких солдат и офицеров. В это же время был награждён медалью «За отвагу». Позже он был повышен в должности до командира стрелкового отделения 2-го стрелкового батальона 388-го стрелкового полка.

14 Января 1945года в бою за овладение опорным пунктом немецкой обороны в селе Боркув, в 15 км юго-восточнее Кельце, командир стрелкового отделения младший сержант Агададаш Самедов, будучи ранен, не покинул строй, и после перевязки продолжил продвижение вперед. Агададаш Самедов был награждён орденом Славы 3-й степени, был повышен в звании и должности до сержанта, командира стрелкового взвода. 19 Апреля 1945 в бою у населенного пункта Грабенберг на плацдарме на реке Шпрее между городами Котбус и Шпремберг, сержант Самедов показал образцы мужества и отваги. Первым поднялся в атаку, воодушевляя бойцов взвода своим примером, ворвавшись на вражеские позиции уничтожил со своим взводом до 15 гитлеровцев. В этот день Агададаш Самедов лично забросал гранатами вражеский ДЗОТ, уничтожив шесть немецких автоматчиков, засевших там. Кроме того, Самедов уничтожил из фаустпатрона немецкий бронетранспортер. За личную смелость и отвагу в бою сержант Агададаш Самедов бы награждён орденом Славы 2-й степени.

После войны мой прадедушка Агададаш Самедов демобилизовался из рядов РККА и вернулся в родной Азербайджан. Окончил Сельскохозяйственный техникум в Лянкяранском районе, получил специальность агронома. Затем в родном селе Вильван, который именовался тогда совхозом «Коммунизм», он работал сначала инженером-агрономом, потом бригадиром, а уже затем, и до выхода на пенсию, был заместителем директора совхоза по качеству выпускаемой сельскохозяйственной продукции. С 1980 года - пенсионер республиканского значения. В 1985году в связи с 40-летним юбилеем Победы награждался также орденом Отечественной войны 1-й степени.

Тем не менее, ордена Славы 3-й и 2-й степеней ждали своего хозяина ещё более полувека. Только в июле 2008года, по время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Баку, в присутствии президента Азербайджана Ильхама Алиева, других высших должностных лиц и представителей общественности двух государств, ветеран Великой Отечественной войны Агададаш Абдулгасым оглы Самедов смог получить эти награды из рук главы России.

ПОМНИТЕ! ЧЕРЕЗ ВЕКА, ЧЕРЕЗ ГОДА – ПОМНИТЕ! О ТЕХ, КТО УЖЕ НЕ ПРИДЕТ НИКОГДА, – ПОМНИТЕ! КАКОЮ ЦЕНОЮ ЗАВОЕВАНО СЧАСТЬЕ, – ЗАКЛИНАЮ, – ПОМНИТЕ! (Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)