Чтение вслух. Как работает чтение вслух

Во-первых, нужно читать выразительно. Для этого необходимо хорошо понимать, о чём идёт речь. Надо также умело ставить ударе­ния, соблюдать паузы, слова проговаривать чётко, не «проглатывать» слоги и звуки, вы­бирать правильную интонацию.

Во-вторых, чтение вслух должно быть до­статочно громким, для того чтобы окружа­ющие могли без напряжения слушать. Это важно, так как тихий голос не всегда хорошо доносит нужную информацию.

Наконец, необходимо выбрать средний темп. Слишком быстрое чтение не позволяет слушателям понять всё почитанное в полном объёме, слишком медленное обычно вызывает раздражение.

Мимика и жесты, если они соответствуют содержанию текста и отчасти иллюстрируют его, могут быть кстати. Чтение в этом случае получается артистичным и вызывает ответную реакцию у слушателей. Но если вы не увере­ны в своих актёрских способностях, лучше не рисковать. Пользуйтесь интонацией!

Итак, чтение вслух - непростое заня­тие. Но это не значит, что научиться хорошо читать вслух невозможно. Надо только, как в любом деле, проявить трудолюбие и терпе­ние. И всё получится! (167 слов)

4.3 (85.81%) 31 votes

На этой странице искали:

  • как нужно читать вслух
  • напишите о том как нужно читать вслух
  • как нужно читать в слух
  • напиши о том как нужно читать вслух
  • сочинение кем я хочу стать 4 класс

Чтение вслух - это одно из умений, которым человек должен овладеть ещё в школьном возрасте. Некоторые спросят, а так ли уж важно читать вслух, ведь главное - научиться читать «про себя». Сегодня столько информации, что чтение вслух только задерживает процесс её восприятия.

Данное мнение крайне ошибочно. Чтение вслух развивает речь человека, пополняет её новыми словами. Ведь, согласитесь, читая «про себя» человек многие слова просто не научится выговаривать, не то что использовать их в своей речи. Поэтому проговаривание, правильное произношение слов просто необходимо для выработки умения красиво, чётко, внятно и доходчиво говорить.

Методика правильного чтения вслух

Чтением вслух необходимо заниматься систематически, а не от случая к случаю. Только тогда сформируются необходимые навыки грамотной речи. Хорошо, если подобные занятия будут проходить ежедневно по 15-20 минут.

Для чтения необходимо выбирать разные книги: научные, художественные, публицистические и чередовать их чтение каждую неделю. Так человек научится произносить не только общеупотребительные слова, но и научную терминологию. Учащиеся для этой цели могут читать учебники по физике, химии, истории, биологии и другие.

Первое прочтение текста необходимо делать с карандашом в руках, попутно отмечая слова, значение которых не знаете или не помните их правильное произношение (ударение).

Следующий этап - работа со словарями. Сегодня это очень просто сделать - в Интернете можно найти любой словарь и в системе онлайн узнать произношение и ударение.

При чтении вслух важно не количество прочитанного материала, а качество чтения. Поэтому читайте по абзацам или страницам, но до тех пор, пока данный отрывок текста не будет прочитан без ошибок, чётко и красиво. Только тогда переходите к следующей части текста.

Подобная методика апробирована педагогами, имеет положительные результаты. Так что если вы сами или ваши дети хотят научиться красиво читать вслух, воспользуйтесь данными советами. И результаты ощутите уже в скором времени.

Согласно новейшим исследованиям, чтение задействует большинство высших зон мозга – иными словами, это лучшее упражнение для его поддержания «в форме». Это в равной степени относится и к чтению про себя, и к чтению вслух. Однако последний способ имеет не только любопытную историю, но и оказывает положительный эффект на дикцию, помогает в обучении и просто является приятным способом общения с детьми и взрослыми.

Монополия декламации

В это трудно поверить, но в античные времена читали только вслух – иных вариантов тогда не существовало. Вот несколько отрывков из Лукиана Самосатского («Неучу, который покупал много книг»), которые порицают чтение про себя, высмеивает неумелую декламацию и демонстрируют непривычно трепетное (в нашем понимании) отношение к классике:

«Ты во все глаза глядишь на свои книги, просто, Зевсом клянусь, объедаешься ими, а некоторые даже читаешь, хоть и слишком торопливо, так что глаза все время опережают язык».

«Ты держишь в руках прекраснейшую книгу, облечённую в пурпурную кожу, с золотой застёжкой, а читаешь её, позорно коверкая слова, так что люди образованные потешаются над тобой, состоящие же при тебе льстецы славословят, а про себя, отвернувшись, также смеются немало».

«Но если ты все же решил пребывать неизменно в своём недуге, то иди, покупай книги, держи их дома под замком и пожинай лавры владельца. Довольно с тебя и этого. Но не прикасайся к ним никогда, не читай, не унижай своим языком слов, сказанных мужами древности, и их творений, которые тебе ничего плохого не сделали».

«Димитрий-киник, будучи в Коринфе, увидел, как один невежественный человек читал прекраснейшую книгу, - а именно «Вакханки» Еврипида, дойдя как раз до того места, когда вестник рассказывает о страданиях Пенфея и поступке, совершенном Агавой. Димитрий вырвал у него книгу и разорвал её, заявив: «Лучше Пенфею быть однажды растерзанным мной, чем тобой - многажды».

Сегодня историки полагают, что чтение вслух было не только данью культурным традициям, но и помогало лучше вникать в смысл – ведь в те времена не было общепринятых знаков пунктуации и даже разделения слов. К этому можно добавить, что поэзия и художественное слово вообще принципиально воздействовало прежде всего на слух - отсюда такое внимание древних к ритму и стилю как поэтической, так и прозаической речи.

Рождение современного стиля

История сохранила то мгновение, с которого можно условно начать отсчёт длительного и непростого процесса отказа от декламации и перехода к чтению «глазами». В конце IV века Святой Августин описал в своей «Исповеди» поразившее его зрелище: перед его внутренним взором всё ещё стоял его давний учитель Амвросий, епископ Медиоланский.

«Когда Амвросий читал, он пробегал глазами по страницам, проникая в их душу, делая это в уме, не произнося ни слова и не шевеля губами. Много раз - ибо он никому не запрещал входить и не было обыкновения предупреждать его о чьем-то приходе - мы видели, как он читает молча, всегда только молча...

Немного постояв, мы уходили, полагая, что в этот краткий промежуток времени, когда он, освободившись от суматохи чужих дел, мог перевести дух, он не хочет, чтобы его отвлекали, и, возможно, опасается, что кто-нибудь, слушая его и заметив трудности в тексте, попросит объяснить тёмное место или вздумает с ним спорить, и тогда он не успеет прочитать столько томов, сколько хочет. Я полагаю, он читал таким образом, чтобы беречь голос, который у него часто пропадал. Во всяком случае, каково бы ни было намерение подобного человека, оно, без сомненья, было благим…»

Последние слова святого Августина показывают, что на рубеже IV-V вв. «зловещее» молчаливое чтение всё ещё вызывало недоумение и нуждалось не только в объяснении, но даже в серьёзном оправдании. Однако в конечном счёте чтение перестало быть обоюдным искусством автора и читателя – вся «магия» сосредоточилась на кончике пера того, кто создавал поэзию и прозу. Чтение про себя преобразило литературу, привело к господству письменного слова над устным, а читателя оставило наедине с автором.

Красивая дикция

Как правильно читать вслух? Во-первых, не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, примерно 120 слов в минуту (читать про себя мы привыкли гораздо быстрей, так как не ограничены темпом речи). Во-вторых, чётко проговаривая слова. В-третьих, выразительно и с расстановкой (с ударениями и паузами). В-четвертых, артистично озвучивая прямую речь персонажей, наделяя их определённым характером. Читая для других, очень важно произносить слова так, как будто вы излагаете собственные мысли – не «читать», а «рассказывать».

Также полезно записывать читаемый текст на диктофон. Последующее его прослушивание помогает со стороны заметить некоторые нюансы речи – как достоинства, так и недостатки, которые человек обычно не замечает в процессе чтения. Такая обратная связь позволяет, корректируя речь, улучшать её: работать над интонацией, корректировать тембр голоса и так далее.

Как найти время на эти упражнения? Совместить приятное с полезным! Многие родители перед сном читают своим детям сказки. Причём любят такое времяпрепровождение не только малыши, но и умеющие самостоятельно читать школьники, и даже подростки. Конечно, дело вовсе не в том, чтобы, не напрягаясь, получить новую информацию – многие дети с удовольствием слушают одни и те же рассказы по многу раз подряд. Просто это время общения с родителями, которого современным детям чаще всего не хватает. Актуально это и для взрослых, например, для супругов - главное, чтобы подобранная литература была обоим интересна.

Нам в классе учительница рассказывала, что во все времена большим уважением пользовались люди, которые были способны читать вслух. Они проговаривали слова таким образом, что все вокруг начинали замолкать и внимательно прислушиваться. После того, как в начальных классах мы узнаём премудрость складывать буквы в слова, нам кажется, что на свете нет ничего проще и понятнее. Впрочем, когда нам нужно прочесть какой-то текст, мы не всегда способны соблюдать все нужные знаки препинания, отсеять самое необходимое и всё правильно произнести вслух. Какой вывод мы можем сделать? Это значит, что нам следует не только прочесть, а прочесть с выражением, проговаривая слова правильно и следя за ударениями. Конечно это не просто, но, как и в любом деле нам потребуется умение и терпение, а также желание и трудолюбие. Не стоит расстраиваться, если не получилось с первого раза, ведь самое главное это прилежание, а всё остальное приложится.

Перед тем, как начать читать вслух, вы по возможности "пройдите" текст несколько раз глазами. Мысленно отмечая сложные места, следя за знаками препинания. Не забывайте, что двоеточие и тире следует отметить длинной паузой, а запятую более короткой. В восклицательных и вопросительных предложениях следует поднимать интонацию вверх, а к его концу она должна идти на спад. Окончания всех слов должны проговариваться чётко и внятно, при этом произносите все звуки тщательно следя за соблюдением правил. Некоторые учителя рекомендуют прочесть текст тихонько вслух для себя, чтобы ощутить и понять, как выстраиваются слова и фразы. При этом все ошибки и огрехи "вылезут" наружу. Если же некоторые слова в предложении оказались для вас незнакомы следует открыть свой словарь и найти, что означает данный термин. При этом вы узнаете, как правильно проставить ударение, а также слова синонимы, которые помогут вам запомнить непонятное слово, а значит и пополнить свой небольшой словарный запас.

Если вы думаете, что вы всё узнали, то вы сильно ошибаетесь. Далее вам потребуется правильно определить скорость речи и, подобрать громкость. В большинстве случаев чтение вслух рассчитывается таким образом, чтобы все могли поспевать за вами. Это означает, что следует придерживаться не очень быстрого темпа речи. Также не рекомендуется читать слишком медленно, ведь в этом случае, помимо сильного раздражения, вы больше ничего не достигнете. Отсюда мы делаем вывод - не стоит читать очень громко, не желательно повышать свой голос до крика, а лучше попробовать "поиграть" тональностью, где нужно поднимая интонацию, а где нужно - опуская.

Ещё один важный момент - это жесты и мимика. Конечно, в этом занятии, как и во всех других требуется золотая середина, поэтому нужно подойти к зеркалу и немного порепетировать. Вы сразу же сделаете вывод, понадобятся ли вам дополнительные артистические ужимки или нет. Если же вы пришли к выводу, что весь ваш артистизм выглядит неловко и вам становится за себя стыдно, лучше побольше поработать над своими интонациями и ударениями, этого окажется вполне достаточно для твёрдой пятёрки.

Любой ученик способен в сжатые сроки научиться этому виду чтения. Как говорится в пословице: "глаза боятся, а руки делают". Попробуйте подстроиться под тех, кто вас будет слушать. Научитесь делать правильные ударения, выработайте умение делать паузы и проработайте свой средний темп речи. Постарайтесь на некоторое время перевоплотится в артиста и главное верьте в себя, у вас всё обязательно получиться!

Во-первых, нужно читать выразительно. Для этого необходимо хорошо понимать, о чём идёт речь. Надо также умело ставить ударе­ния, соблюдать паузы, слова проговаривать чётко, не “проглатывать” слоги и звуки, вы­бирать правильную интонацию.

Во-вторых, чтение вслух должно быть до­статочно громким, для того чтобы окружа­ющие могли без напряжения слушать. Это важно, так как тихий голос не всегда хорошо доносит нужную информацию.

Наконец, необходимо выбрать средний темп. Слишком быстрое чтение не позволяет слушателям понять всё почитанное в полном объёме, слишком медленное обычно вызывает раздражение.

Мимика и жесты, если они соответствуют содержанию текста и отчасти иллюстрируют его, могут быть кстати. Чтение в этом случае получается артистичным и вызывает ответную реакцию у слушателей. Но если вы не увере­ны в своих актёрских способностях, лучше не рисковать. Пользуйтесь интонацией!

Итак, чтение вслух - непростое заня­тие. Но это не значит, что научиться хорошо читать вслух невозможно. Надо только, как в любом деле, проявить трудолюбие и терпе­ние. И всё получится! (167 слов)

Глоссарий:

– сочинение кем я хочу стать 4 класс


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Почему нужно заниматься спортом? Если хочешь быть здоровым, сильным, стройным и красивым, занимайся спортом. Необходимо делать зарядку, полезно плавать, играть в теннис, волейбол, бадминтон, катать­ся...
  2. Сочинение-сказка на тему: ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬСЯ? ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬСЯ? (сказка) Учиться надо много и не только по книжкам. Жила-была в библиотеке одна серенькая Мышка. Она...
  3. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ОРГАНИЗОВАННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ Чтобы хорошо учиться, надо быть организованным челове­ком. Прежде всего, необходимо стараться выполнять режим дня. Составьте его в сентябре и старайтесь...
  4. НУЖНО УЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ Уж так заведено давно, Виной тому – не мы, не боги. Влюбляться всем нам суждено, А вот любить дано не многим. Любовь...