Что такое убеждения в обществознании. Убеждение: что это такое? Определения, значения слова в других словарях

Убеждения человека – это своего рода условные рефлексы нашего ума, установки и правила, которые помогают отвечать на те или иные жизненные ситуации. Мы реагируем и поступаем так, как подсказывают нам наши убеждения.

Казалось бы, нет ничего лучше, чем иметь таких подсказчиков. Внутренние убеждения человека как путеводные звезды, по которым он направляет движение своей жизненной шхуны. Он плывет туда, куда зовут его внутренние установки. Иногда направление совпадает с общими для всех указателями, но порой убеждения зовут его плыть против течения, бороться со стихиями и непогодой. Убеждения могут выбросить человека за борт или на необитаемый остров. Могут сделать его странствующим рыцарем без страха и упрека или отшельником, замкнутым в сизую ловушку одиночества.

Отчего человек постоянно испытывает дискомфорт существования, болезненный конфликт столкновения с самим собой, миром и окружающими людьми? Нам кажется, виной тому его убеждения.

  • Во-первых , потому, что они расходятся с убеждениями других людей.
  • Во-вторых , убеждения порой вступают в конфликт с его внутренними потребностями или естественными желаниями.
  • В-третьих , внутренние убеждения человека превращаются в барьеры и ограничения для его свободного развития и движения вперед и навстречу людям. Конечно, каждому из нас хотелось бы этого избежать. Научиться жить в гармонии с собой и миром, понимать смысл своего существования, любить и быть счастливым. Как это сделать?

На первый взгляд, это кажется непосильной задачей, ведь человек находится в постоянном движении, развитии, меняются его взгляды, убеждения, возможности, желания. «И вечный бой, покой нам только снится!» - эта бессмертная строка А. Блока будто обрекает человечество на вечный конфликт с самим собой и бесконечное болезненное обретение истины, которая неуловима как время.

И все же есть та волшебная нить Ариадны, которая поможет человеку найти себя и свое счастье. Она заключается в осмыслении собственных ошибочных, статичных, тормозящих, опасных, роковых и негативных убеждений, которые мешают нам жить и радоваться каждому мгновению.

Формирование убеждений

Чтобы понять себя и свои заблуждения-убеждения, нужно разобраться, с чего все начиналось. Как я стал таким занудой (перфекционистом, задавалой, неудачником, конфликтером, маргиналом и т.д.)?

Внутренние убеждения человека формируются под влиянием множества факторов:

  • Влияние семьи. Традиции, особенности взаимоотношений между родителями и родственниками, собственные убеждения родителей. Семейные модели поведения, ритуалы, словесные программы.
  • Влияние этноса, социума, исторические традиции, культура, атмосфера и дух того окружения, в котором формируется человек.
  • Влияние литературы, науки, искусства и т.п.
  • Влияние кино, интернета, СМИ.
  • Влияние авторитетов (учителей, кумиров, психологов, идеологов и т.д.)

Ценности и убеждения человека формируются задолго до его рождения.
Как это ни странно, уже в одном факте зачатия и отношения будущих родителей к появлению на свет ребенка заложено первое зерно его будущих убеждений. Желанен ли он или появится незапланированным? Уже любим или видится как будущая проблема и обуза? Уважают ли друг друга его родители? Как они относятся к себе, миру, людям? Все это, так или иначе, проявится в дальнейшем. В той тонкой сети самых разнообразных мелочей, которые окутают новорожденного.

Младенец, которого любят, не оставляют подолгу в одиночестве, оберегают, о котором заботятся, примет мир как прекрасное место, где можно быть счастливым и любимым. Это будущий оптимист, счастливчик, весельчак. Будущий смелый и открытый борец за свое и всеобщее счастье. Но это может быть и будущий самовлюбленный эгоист, занятый исключительно собственным благополучием.

Ребенка может встретить в этом мире совсем иное: равнодушие, жестокость, отсутствие тепла и заботы, грубость, холод, резкая смена и множество разных трудностей, которые заставят его защищаться. Искать замены, симулировать, хитрить, обманывать. И все для того, чтобы вернуть себе каплю тепла и света, на которую вправе рассчитывать каждый новорожденный. Такой человек всю жизнь будет бороться с миром, доказывать свою ценность. Он будет вечно искать любовь и не сумеет разглядеть её там, где она обитает. А все потому, что он не знал её в детстве.

Наиболее устойчивыми являются убеждения, заложенные в человеке в период формирования его личности. То есть те, которые сложились в семье и школе под воздействием близких и родных, учителей и воспитателей, целенаправленно занимающихся формированием личности ребенка. При всей плановости и осознанности такого воздействия, некоторые влияния оказываются пагубными для человеческой психики и формируют убеждения, которые впоследствии станут препятствием для нормального существования человека в социуме.
Неосторожные и не осознаваемые родителями определения, которые они дают собственному ребенку (неряха, зануда, замарашка, тупица, бездарь и т.п.), формируют негативные программы будущей жизни малыша. В детстве коренятся все те ошибочные модели поведения, убеждения, ментальные проекции, которые впоследствии станут причиной проблем, кризисов и конфликтов, с которыми человек сталкивается во взрослой жизни.

Наиболее стойкие и яркие убеждения человека закладываются на высоком эмоциональном уровне и связаны:

  • либо с особенностями детского восприятия, способного удивляться даже самым незначительным событиям
  • либо - с острыми критическими моментами жизни, эмоционально насыщенными и оказывающими шокирующее воздействие на психику. Например, во время конфликта, войны, столкновения, преодоления препятствий, озарения, открытия. Иногда это связано с важными вехами в жизни: женитьба, развод, рождение, смерть, болезнь, карьерные успехи и неудачи.

Яркое переживание (негативное или положительное) отпечатывается в сознании, запоминается, остается в подсознании, связывая последующие события и их оценку с тем опытом, который был получен в результате. На основании этого опыта у человека вырабатывается определенный набор реакций на события. В любом случае эти реакции выражают стремление к комфорту, к лучшему. Человек либо снова стремиться пережить ощущение удовольствия и душевного подъема, состояние счастье. Либо пытается избежать негатива, который принесла ему та или иная жизненная ситуация. Чтобы плохое не повторялось, ему необходимо выработать защитные меры, придумать механизм избегания или уменьшения негатива. Такое стремление формирует в нем определенные жизненные убеждения. Таким образом, жизненные убеждения формируются под воздействием двух главных факторов:

  • стремление к счастью;
  • избегание несчастья.

Так формируются убеждения оптимиста и пессимиста. С этой точки зрения можно рассмотреть два противоположных убеждения. «Мир прекрасен и добр ко мне!» и «Я могу достичь любой цели, если только захочу!» - такое убеждение рождается у человека, который когда-то испытал счастье триумфа, одержал победу. Состояние победителя окрыляет, и делает человека счастливым от сознания собственной силы, веры в себя. Не случайно, поэтому школьные психологи советуют, почаще создавать для детей моменты побед. Пусть даже незначительных, но ощутимых с точки зрения ценностной идентичности личности. Каждый из нас для веры в свои силы нуждается даже в самом незначительном одобрении.

С другой стороны, синдром неудачника формируют такие негативно воздействующие факторы, как постоянная критика, приклеивание отрицательных ярлыков, физические наказания, грубость. Подсознательно стремясь избежать негатива, человек постепенно вырабатывает такие убеждения: «Мир отвратителен и жесток ко мне!» и «Все равно ничего не получится, моя хата с краю!»

Можно ли с уверенностью сказать, что стремление к счастью лучше, чем избегание несчастья? Однозначный ответ дать трудно. Порой убеждения, связанные с защитой от негативного воздействия внешней среды, помогают человеку избежать ошибок, предохраняют его от необдуманных и опасных шагов, которые могут стоить ему очень дорого.

Напротив, преобладание убежденности в своем всесилии и правоте часто проявляется в таких неприятных качествах, как , властолюбие, высокомерие или безбашенность, шапкозакидательство. В конечном итоге, изначально положительное убеждение незаметно отторгает человека от социума, над которым он триумфально возвышается, делает его маргиналом, одиноким и несчастным человеком.

Жизненные убеждения человека складываются из множества незаметных и значимых влияний, зависят от его опыта, знаний, окружения, воли. И если глубокие внутренние убеждения, которые были сформированы в младенчестве и раннем детстве, изменить чрезвычайно тяжело, так как они находятся зачастую в области бессознательного, то более поздние убеждения, которые сформировались в период взросления под воздействием книг, искусства, кино, интернета, социума и т.п., могут претерпевать значительные изменения.

В определенный период своей жизни человек осознанно может формировать свои нравственные убеждения, не дожидаясь, пока кто-то сделает из него фигурку на своей идеологической шахматной доске. Ему просто надо перестать слепо доверять привычным источникам информации, анализировать полученные знания, подвергать сомнению навязанные извне формулировки. Человек сможет научиться жить в гармонии с собой и миром, стать гибким и подвижным только тогда, когда поймет, как и под воздействием чего в нем сформировались убеждения. Найдет истоки своих ошибок и ограничений, осознает их и избавиться от них.

Представляет собой применяемый в психотерапии метод психологического воздействия на сознание пациента посредством изменения его прежних суждений. У. составляет основу рациональной психотерапии. Коррекция неадекватного восприятия болезни осуществляется преимущественно с помощью У. Психотерапевт в соответствии с поставленной задачей производит отбор фактов и их логическое упорядочивание, с тем чтобы подвести пациента к нужным выводам. В беседе с больным он рассматривает и тщательно анализирует все объективные и субъективные данные, раскрывая пациенту действие механизмов возникновения и развития расстройств. Вслед за этим психотерапевт переходит к У., добиваясь изменения отношения пациента к болезни и лечению.

В рациональной психотерапии Дежерина (Dejerine J.), в отличие от Дюбуа (Dubois P.), У. основано в большей мере на эмоциональном, чем на интеллектуальном воздействии. В его психотерапии рассуждения приобретают действенную силу, если сопровождаются эмоциональным влиянием. Логические доказательства врач предлагает пациенту для обдумывания, переживания и принятия.

Невозможно отделить от У. суггестивный элемент, связанный с авторитетной личностью врача и влияющий на эффективность У. В. М. Бехтерев (1911), описывая метод "лечения перевоспитанием", считал полезным сочетание У. и внушения, особенно для больных со слабо развитой критикой, в частности для детей, с целью укрепления воли и формирования новых ассоциаций. Он подчеркивал важность привития больному с помощью У. более высоких нравственных взглядов для укрепления "Я" пациента или переориентации на другие цели и виды деятельности.

Моральное У. является в той или иной степени составной частью любой формы психотерапии, даже если психотерапевтом оно не декларируется и не осознается. Психотерапевт сознательно или невольно обучает пациента конструктивному образу жизни, т. е. убеждает его принять личную ответственность за собственные поступки и активную роль в управлении своей жизнью, и в целом передает ему свою философию зрелого, независимого и ответственного человека.

Переубеждение (персуазия) - процесс замены (изменения, переделки, трансформации) ранее сформированного убеждения новым под влиянием дополнительной или разъясняющей информации, полученной из разных источников и в различных ситуациях. Переубеждение в психотерапии имеет целью последовательное и направленное формирование убеждений, изменяющих в терапевтическом направлении представления пациента о механизмах его заболевания, его лечении и прогнозе.

Следует отметить, что хотя У. как метод преимущественно рациональной психотерапии приводит к расширению информационной стороны сознания, к укреплению некоторых личностных установок или коррекции ошибочных взглядов, но он недостаточно эффективен при решении задач изменения личности, реконструкции нарушенных ее отношений, послуживших источником патологических расстройств.

См. также Рациональная психотерапия, Сократовский диалог.

УБЕЖДЕНИЕ

1. Осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать согласно своим ориентациям ценностным. Представления о нормативном поведении, ставшие внутренней мотивацией. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов-политических, философских, эстетических, естественнонаучных и прочих, - совокупность убеждений выступает как мировоззрение.

О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека с серьезными препятствиями.

2. Используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. Метод убеждений - основной в полемике научной и в педагогии.

УБЕЖДЕНИЕ

Процесс побуждения человека принять определенный набор ценностей, верований или отношений. Исследования этого процесса были перспективными и включали ряд факторов, как рациональных, так и нерациональных. Например, см. когнитивный диссонанс, достоверность, убеждающая коммуникация.

Убеждение

использующийся в управленческих коммуникациях метод воздействия на личность через обращение к ее собственному критическому суждению. Основа убеждения - логическая аргументация фактов.

Убеждение

способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, соотносящихся по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов, к определенной трансформации мировоззрения, а значит и мотивационной основы поведения. В отличие от внушения У. основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. У. эффективно в том случае, когда содержание и взаимное расположение аргументов соответствует основным принципам ораторского искусства: учтены места наиболее ярких примеров, соотношение аргументов "за" и "против", эмоциональный фон ассоциаций, возникающих при произнесении ключевых слов и т.п. Успешность У. зависит от интеллектуального уровня объекта У. и его флексибельности. Люди с гибким мышлением легче усваивают чужие аргументы, интегрируя их в систему своих знаний. Наиболее легко также поддаются убеждению индивиды, имеющие заниженную самооценку и преимущественно ориентированные на адаптацию к социальной среде, а не на индивидуализацию в ней. Труднее всего поддаются У. те, кто враждебен по отношению к другим и стремится прежде всего доминировать над окружающими. Систематическая разработка приемов У. (наряду с приемами целенаправленной дезориентации) была начата философами Древней Греции и привела к формированию основ риторики, формальной логики и математике как науке о доказательстве. И.Г. Дубов

УБЕЖДЕНИЕ

способ вербального влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное У. ведет к принятию и последующему включению нoвых сведений в сложившуюся систему взглядов и У., к определенной трансформации мировоззрения, a значит, и мoтивационной основы поведения. В отличие от внушения, У. оcновано на осмысленном принятии человеком каких-л. свeдeний или идей, на их анализе и оценке. При этом зaключeние м. б. сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и opaтopских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод У. считается основным в наyчной полемике и в процессах воспитания. У. является одним из важных способов воздействия оппонентов друг на друга в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Аргументированное У., достигшее цели, может предотвратить конфликт. Еще большую роль играет У. в деятельности конфликтолога, занимающегося урегулированием конфликта. Овладение навыками У. – профессионально важное качество конфликтолога.

Что такое Убеждение? Значение и толкование слова ubezhdenie, определение термина

1) Убеждение - " Убеждение " в смысле, в котором я хочу употреблять это слово, означает такое состояние разума, или тела, или того и другого, когда животное действует по отношению к чему-то не присутствующему чувственно. Когда я направляюсь на станцию, ожидая найти там поезд, мое действие выражает убеждение. Поэтому я предлагаю рассматривать убеждение как нечто такое, что может быть доинтеллектуальным и может проявляться в поведении животных. Я склонен думать, что в некоторых случаях "убеждением" можно назвать чисто телесное состояние. Например, когда вы входите в вашу комнату в темноте и кто-то оставил стул в необычном месте, вы можете натолкнуться на него, так как ваше тело убеждено, что стула там нет. Но для наших целей не так важно различать роль разума и тела в убеждении. Убеждение - в моем понимании этого термина - это некое состояние тела, или разума, или того и другого. Для того, чтобы избежать многословия, я буду называть убеждение состоянием организма, оставляя в стороне различие между телесными и ментальными факторами. Однако вера в какое-либо мнение, как не устают повторять нам современные психологи, редко определяется рациональными мотивами, и то же самое справедливо и в отношении неверия, хотя скептики часто упускают из виду этот факт. Факт широкой распространенности какого-либо мнения никоим образом не свидетельствует об его полной абсурдности; правда, если принять во внимание глупость большей части человечества, гораздо вероятнее, что широко распространенное убеждение окажется нелепым, чем разумным. Мы можем закончить наш предварительный список понятием "убеждения". Я имею в виду такое состояние сознания, которое может быть либо истинным, либо ложным. Мы говорим, что человек "сознает, что выглядит дураком", имея в виду, что он убежден, что выглядит дураком и при этом не ошибается. Но есть еще один момент, который необходимо подчеркнуть. Убеждение в том, что нечто является желательным, часто обнаруживает тенденцию вызывать то самое желание, в которое верят. Именно этот факт так усложняет воздействие "сознания" на желание.

2) Убеждение - форма отношений, при которых взгляды и убеждения человека изменяются без насилия. Каждый человек имеет свои убеждения устойчивые сознательные конструкции в разных областях жизни, которые служат ориентиром для оценки личностью ситуации и выбора способа действия. Убеждения складываются на основе общественного сознания, общественной практики, воспитания, образования и окружающей среды

3) Убеждение - - вера в то, что выдвигаемая идея или система идей должна быть принята в силу имеющихся оснований. Предметом У. может быть не только отдельное высказывание, но и связная система высказываний: сообщение о каких-то событиях, доказательство, концепция, теория и т.д. У. не совпадает ни с истиной, ни с верой, лишенной сколь-нибудь отчетливых оснований («слепой верой»). Когда высказывание истинно, описываемая им ситуация реально существует. Но если высказывание представляет собой чье-то У, это не означает, что ему что-то соответствует в действительности. В отличие от чистой веры, способной служить основанием самой себя, У. предполагает определенное основание. Последнее может быть совершенно фантастичным или даже внутренне противоречивым, но, тем не менее, оно должно существовать. У. - одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности, и в то же время сложная, противоречивая, с трудом поддающаяся анализу категория. Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить «новый прекрасный мир», и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира. С др. стороны, есть люди, которых невозможно убедить в самых простых математических истинах. Так, А. Шопенгауэр называл доказательство теоремы Пифагора «мышеловкой» и отказывался его принять; Т. Гоббс, прочитав это доказательство, воскликнул: «Боже, но это невозможно!»; И. Ньютон, напротив, читая в студенческие годы геометрию Евклида, пропускал доказательства теорем, считая их очевидными и потому излишними. У. включают не только представления о реальности (ее описания), но и ее оценки, идеалы, символы веры, нормы, планы и т.д. Человек действует на основе имеющихся у него У., их изменение влечет за собой изменение его поведения. Среди многих наук, изучающих У. (психология, логика, лингвистика, риторика и др.), наиболее близка к философии аргументации теория. Она исследует способы обоснования и опровержения У., зависимость этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности и т.д. Основания принятия высказываний и превращения их в У. могут быть очень разными. Одни высказывания принимаются, поскольку кажутся верными описаниями реального положения дел, др. принимаются в качестве полезных советов или предостережений, третьи - в качестве эффективных оценок или норм и т.д. Создать полный перечень оснований принятия высказываний или их групп невозможно. Нет также к.-л., даже предварительной, классификации таких оснований. Вместе с тем существуют определенные приемы, позволяющие с той или иной вероятностью побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие. В числе таких хорошо известных приемов - ссылка на эмпирические данные, на существующие логические доказательства, на определенные методологические соображения, на особо проницательную интуицию, на здравый смысл или вкус, на причинную связь или связь цели и средства и т.д. Теория аргументации ничего не говорит о том, почему те или иные люди или группы людей разделяют какие-то - разумные или, напротив, нелепые - У. Ее задача - исследовать и систематизировать те приемы, или способы, рассуждения, с помощью которых можно попытаться убедить отдельного человека или группу людей в необходимости или целесообразности принятия каких-то утверждений. П Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991; Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997; Rescher N. Plausible Reasoning. Amsterdam, 1976; Eemeren F. van, Grootendorst R., Kruger T. Handbook of Argumentation Theory. Dordrecht, 1987.

4) Убеждение - (моральное): 1. Рациональная основа нравственной деятельности личности, позволяющая ей совершать тот или иной поступок сознательно, с разумным пониманием необходимости и целесообразности определенного поведения. У. называют глубоко укоренившиеся · в сознании человека моральные представления (нормы, принципы, идеалы и т. п.), к-рым он считает для себя обязательным следовать. Предопределяя поступки человека, У. принимают форму мотивов, к-рыми он руководствуется в своей деятельности. У. складываются под воздействием объективных условий бытия людей в процессе социальной практики человека, его активной общественно-преобразовательной и трудовой деятельности, усвоения созданной об-вом духовной культуры, накопления личного практического опыта, к-рый позволяет глубже усвоить определенные моральные принципы и нормы и осознать необходимость их соблюдения. Процесс формирования У. представляет собой одну из сторон процесса нравственного воспитания личности, к-рый имеет сложный, многосторонний и противоречивый характер (Человек и общество. Всестороннее, целостное развитие личности, Трудовое воспитание). В социалистическом об-ве он имеет свои особенности (Коммунистическое воспитание). 2. Передача нравственных представлений от одного человека к др., от об-ва к отдельным его членам, осуществляемая гл. обр. путем разъяснения. У.-осн. метод коммунистического воспитания, к-рое требует сознательного усвоения личностью моральных принципов. Оно включает мн. разнообразные формы, пропаганду марксистско-ленинского учения об об-ве, разъяснение практических задач коммунистического строительства, обоснование идей коммунистической нравственности, воспитание масс на конкретных примерах из жизни социалистического об-ва, деятельности различных коллективов и отдельных людей, оценку общественным мнением различных явлений, поступков, критику и самокритику.

Убеждение - это коммуникационный процесс между людьми (и результат этого процесса), в ходе которого пропонент (убеждающий) передаёт оппоненту (убеждаемому) некоторую значимую информацию с целью породить у него веру в её истинность . Убеждение при этом не способно само по себе служить доказательством истинности передаваемой информации. Однако в ходе процесса убеждения часто используются те или иные формы доказательства в рамках аргументации (см. ). В этом смысле убеждение понимается как способ вербального влияния, который включает в себя систему доводов (аргументов), выстроенных по законам формальной логики (см. ) и обосновывающих (см. ) выдвигаемое пропонентом утверждение (тезис).

Цель убеждения как коммуникационного процесса достигнута, если оппонент понял пропонента и поверил ему. Чаще всего она достигается двумя способами: монологом , когда пропонент говорит, а оппонент его слушает, воспринимая передаваемую информацию, и диалогом , когда оппонент имеет возможность не только задавать вопросы, но и критиковать пропонента, анализируя его утверждения. Успешное убеждение ведёт к принятию оппонентом новых сведений и последующему их включению в сложившуюся у него систему взглядов и убеждений, а следовательно, и к изменению мотивационной основы его поведения. Поэтому в некоторых социальных практиках убеждение рассматривается как метод воздействия на мышление и поведение человека. При этом, отличие от такого распространённого метода воздействия на сознание, как внушение , убеждение основано на осмысленном (но не всегда рациональном) принятии индивидом передаваемых ему сведений, на их анализе и последующей оценке.

Результат убеждения (то есть убеждение как результат) может быть представлен как устойчивая осознанная потребность индивида, побуждающая его мыслить и действовать согласно новым ценностным ориентациям. Содержание таких потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определённую картину мира индивида, в правильность которой он верит и на основе которой он действует. Образуя упорядоченную систему взглядов, совокупность убеждений выступает как мировоззрение (см. ). Убеждение как процесс и убеждение как результат не всегда соотносятся однозначно. Отдельного объяснения требует тот факт, что индивид способен не только формировать своё мировоззрение и действовать на основе убеждений, но в ряде ситуаций готов отдать за них жизнь.

В интеллектуальной традиции со времён Платона и Аристотеля различают два метода убеждения: диалектический и эристический . Пропонент-диалектик сообщает оппоненту ту информацию, в которую верит сам, и приводит в её защиту те аргументы, которые убедили его самого. Пропонент-эрист менее щепетилен: он стремится убедить пропонента в правильности той информации, вера в которую выгодна ему или его заказчикам.

В простейшем случае пропонент-диалектик просто воспроизводит тезис и те аргументы в его защиту, которые убедили его самого. Этого вполне достаточно, когда пропонент и оппонент находятся на одном социальном, интеллектуальном и профессиональном уровне. Но, например, для политика, борющегося за президентский пост, такая тактика убеждения обречена на провал. Процесс убеждения протекает в сознании оппонента, который верит лишь в то, что вытекает из уже имеющихся у него убеждений, причём по правилам, которые также не вызывают у него сомнения. Вот почему самое добросовестное обоснование тезиса может вызвать у него неприятие, а совокупность демагогических приёмов - восторг. Поэтому условием успешного убеждающего воздействия является способность поставить себя на место пропонента, «взглянуть на мир его глазами». Психологи называют эту способность эмпатией . Пропонент, обладающий ею, выдвигает только те тезисы, которые оппонент способен понять, и приводит в их защиту только те аргументы, которые он способен принять. Уже античные мыслители хорошо сознавали, что процесс убеждения не ограничивается только рациональными доводами и основанными на них логическими рассуждениями, хотя последние и являются сильными его средствами. ещё Аристотель в своей «Риторике» указывал, что убеждение достигается, во-первых, характером и поведением оратора; во-вторых, эмоциональным воздействием на слушателей, умением вызывать у них соответствующие обстановке чувства и настроения; в-третьих, содержанием логических доказательств. В дальнейшем эти компоненты убеждения, совместно изучавшиеся в античной риторике , стали предметом обособленного исследования в философии, логике и психологии, а сама риторика превратилась в отрасль филологии, изучавшую довольно искусственные формы построения ораторской речи.

Каждое убеждение, как правило, состоит из двух частей: описывающей и предписывающей . Эти две части обуславливают два направления процесса убеждение: пропонент сначала обосновывает истинность сообщаемых им описаний, а затем создаёт веру в рациональность сформулированных на их основе предписаний. Это разные процедуры. Убеждая оппонента в истинности описания, пропонент показывает, что оно соответствует своему предмету, а убеждая его в рациональности предписания, следующего из этого описания, он показывает его соответствие, во-первых, потребностям убеждаемого; во-вторых, законам объективного мира; в-третьих, тем или иным возможностям воплотить его в жизнь. Отсюда следует, что среди факторов, влияющих на результат убеждения, наиболее важное место занимают интересы убеждаемого. Без их учёта ни убедить, ни переубедить его невозможно.

Часто в политике, юриспруденции, этике и других социальных практиках возникают ситуации, когда низкий образовательный уровень (см. ) оппонента не позволяет убедить его в истинности тезиса теми аргументами, которые действительно доказывают его. Из этой ситуации выходят двумя способами. Нередко пропонент-диалектик, например адвокат, убеждающий присяжных заседателей в правильности предлагаемого им решения, использует эристическое доказательство, то есть становится диалектиком по целям и эристом по средствам. Но рано или поздно оппонент понимает, что ему «морочили голову», и «вместе с водой выплескивает ребёнка» - отказывается от правильных убеждений, порождённых эристическими приёмами. Второй выход заключается просто в том, что непрофессионалы не допускаются к решению проблем, в которых они некомпетентны, а эта работа передаётся заслуживающим их доверия специалистам. Так, именно с этой целью в ряде случаев сознательно ограничивают всеобщее избирательное право. Тем самым сфера «лжи во спасение» сужается. И наоборот: эристы часто сознательно расширяют крут людей, принимающих решение, чтобы мнением некомпетентного большинства подавить мнение специалистов. Эрист никогда не защищает явную ложь. Его искусство основано на том поразительном факте, что ложь часто больше похожа на правду, чем сама правда. Эристические методы убеждения тщательно описываются, исследуются и критикуются со времён Аристотеля. Но их арсенал постоянно пополняется, и их успех у непрофессионалов не уменьшается.

Помимо указанных значений термина «убеждение» в общеупотребительном смысле, в научно-ориентированных дискурсах, в частности в аналитической эпистемологии (см. ) и методологии науки (см. ) он нередко используется как термин «убеждение» (belief) в определении термина «знание» (knowledge): «знание есть оправданное убеждение»; или же им вообще заменяется термин «знание» с тем, чтобы снять вопрос об его оценке на истинность.

"Наши убеждения оказывают огромное влияние на наше поведение.
Принято считать, что если человек по-настоящему верит, что он может
что-либо совершить, то обязательно это совершит. Но если он убежден в
невозможности этого, никаких сил не достаточно, чтобы убедить его в
обратном. Такие убеждения, как "Уже слишком поздно", "Ничего не
поделаешь, здесь я бессилен", "Я —- жертва обстоятельств ", "Раз уж на
мою долю выпало, никуда не денешься" —- часто могут являться камнем
преткновения, не позволяющим человеку в полной мере использовать
весь потенциал своих естественных ресурсов и бессознательной
компетенции (unconscious competence). Наши убеждения относительно
самих себя и своих возможностей в окружающем мире неизменно и в
значительной мере влияют на повседневную деятельность. У каждого есть
убеждения, служащие ресурсом, и наряду с этим —- убеждения,
сдерживающие движение вперед."

Роберт Дилтс. "Изменение убеждений с помощью ".

Убеждения, как они есть.

На мой взгляд, наиболее авторитетным специалистом по работе с убеждениями является Роберт Дилтс. Он определяет убеждения как "Убеждение - это обобщение какого-либо взаимоотношения между различными проявлениями жизненного опыта ".

Но это убеждение все-таки достаточно строгое и научное. Я бы попробовал определить убеждения немного по-другому.

У человека есть его собственное представление о мире, его карта . Убеждения - это скелет его карты, вокруг которого она строится. Убеждения же в наибольшей мере определяют внутренний мир человека. Человек либо что-то делает ради своих убеждений, либо не делает ничего. Если вы читаете эту статью, у вас должно существовать убеждение, которое бы поддерживало это ваше стремление. Например, что "понимать себя важно " или "нужно же хоть чем-то занять время ".

Структура убеждений.

Убеждения могут быть выражены при помощи развернутого предложения, и их можно привести к приблизительно такому виду:

X = Y (X соответствует Y) или X => Y (Из X следует Y)

  1. Если у человека в жизни есть Любовь, то он Прожил ее не Зря.
    (Любовь = Прожил не Зря).
  2. Если стараться, то можно достигнуть в жизни Счастья
    (Стараться => Счастье)
  3. Если у меня будет Хорошая Работа, то я смогу выбраться из трудной ситуации
    (Хорошая Работа => выбраться из трудной ситуации).
  4. Если я была бы достаточно интересной, то я нашла бы себе Любимого Мужа.
    (Быть интересной => найти Любимого Мужа).

Еще примеры:

  1. Я - Интересный Человек.
  2. Женатый человек несвободен.
  3. Любовь - это хорошо.
  4. Если я все сделаю хорошо - то это означает, что я талантлив.
  5. Если я буду много работать, то стану богатым человеком.

Внутреннее представление.

Сами убеждения внутри человека чаще всего представлены не словами, а чувствами, образами которые несут это значение. Попытка же сформулировать убеждение - это просто подбор наиболее подходящих слов. И когда вы убеждение пытаетесь сформулировать, может возникнуть проблема с точностью передачи. Очень похожие фразы могут описывать достаточно разные убеждения.

Я могу изменяться.

Я могу изменять.

Эти два убеждения достаточно похожи по звучанию, но сильно отличаются по смыслу.

Типы убеждений.

Роберт Дилтс предлагает разбить убеждения на три типа:

  1. Убеждения о возможностях.

То есть убеждения о том, что человек может, а что нет:

  • Я совершенно не способен быстро думать.
  • Для того чтобы выспаться, мне хватает 4-5 часов в сутки.
  • Ну не могу же я бросить семью.
  • Убеждения о личностном своеобразии.
  • Кто я такой, что из собой представляю (то же самое и о других людях)

    • Я вполне компетентный специалист!
    • Таким как я всегда не везет.
    • Иван Петрович - неудачник.
  • Убеждение о значении (соответствии).
    • Если ревнует - значит любит.
    • Красивым нет в жизни счастья.
    • Если руки есть - значит семью прокормит.
  • Зачем знать об убеждениях.

    Если это касается других людей - убеждения помогают нам понять, что собственно этому другому человеку надо, почему он так реагирует и какова причина его действий. Так же, при желании (как собственном, так и "клиента") можно попробовать эти убеждения изменить.

    Для себя знание собственных убеждений (и способ их менять) представляет прекрасный инструмент организации себя нужным способом и избавления от собственных ограничений.

    По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru


    Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
    Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.