Дать объяснение термину научное познание. Особенности научного познания. Последствия влияния техники на человека

1. Сущность науки, её функции и закономерности развития. 1

2. Классификация наук. Критерии научности. 2

3. Структура научного познания, его уровни, методы и формы. 3

1. Сущность науки, её функции и закономерности развития.

Основной формой познавательной деятельности, главным её «носителем» является наука. «Наука» в переводе с латинского означает «знание» . Возникло научное знание в античности, и первую классификацию наук дал Аристотель . Как самостоятельная сфера деятельности, как система знания, своеобразный духовный феномен и социальный институт наука сформировалась в Новое время, в XVI – XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Наука – это творческая деятельность по получению нового знания и одновременно – результат этой деятельности: совокупность знаний, приведённых в целостную систему на основе определённых принципов, логически организованных, оформленных в виде теории. Научные знания – это знания, проверенные и подтверждённые практикой, позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее. Эти знания имеют общественный характер, поскольку являются продуктом человеческой деятельности и достоянием людей.

Жизненный смысл науки : «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать».

Современная наука в её взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества выполняет следующие социальные функции :

1. Культурно-мировоззренческие : наука даёт ответы на вопросы мировоззренческой значимости (например, о структуре материи и строении Вселенной, о возникновении и сущности жизни, о происхождении человека и т.д.), оказывает определяющее воздействие на формирование мировоззрения людей. Научные знания, являясь элементами общего образования, становятся составной частью культуры общества.

2. Функции науки как непосредственной производительной силы общества : в современном производстве товаров и услуг применение научного знания выступает как обязательное условие существования и воспроизводства многих видов деятельности. Наука выступает мощным катализатором процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности, техники и технологии.

3. Функции науки как социальной силы : научные знания и методы используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Например, экологическая проблема. Объяснение причин возникновения экологической опасности и поиск путей её предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и постоянный мониторинг параметров экологических опасностей, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения – всё это тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы.



Закономерности развития науки :

1) обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;

2) относительная самостоятельность развития науки;

3) преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приёмов науки;

4) постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развития и революционной ломки теоретических основ науки;

5) взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;

6) свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;

7) дифференциация и интеграция научного знания;

8) математизация науки.

2. Классификация наук. Критерии научности.

Отражая мир, наука образует единую взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По предмету познания выделяют науки: 1) о природе – естествознание, 2) об обществе – обществознание, социально-гуманитарные науки, 3) о познании и мышлении. Отдельные группы составляют технические науки и математика. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

По методам исследования выделяют теоретические науки и эмпирические науки.

По функции и целевому назначению выделяют науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки нацелены на изучение законов природы, общества и мышления. Эти законы, а также сферы, в которых они действуют, изучаются фундаментальной наукой в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Задача прикладных наук заключается в применении результатов фундаментальных наук для решения производственных и социально-практических проблем.

Наука как форма познания, тип духовного производства и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время активно развивается философия науки , исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т.д.

Специфическими признаками научного познания и знания, критериями научности являются:

1. Ориентация исследования на объективную истину, так как если нет истины, то нет и науки. Истина – высшая ценность, ради которой трудятся учёные.

2. Специализированные языки науки, образованные целостными системами понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреплённых в естественных или искусственных языках. Например, медико-биологические науки общаются на латинском языке, в математике, физике, химии своя символика и формулы. Языки науки уточняются, совершенствуются, наполняются новым содержанием.

3. Использование в научной деятельности специфических материальных средств, например, телескопов, микроскопов, ускорителей и другого научного оборудования.

4. Применение специальных методов для получения нового знания.

5. Органическая связь с практикой и нацеленность на практику. Наука ориентирована на то, чтобы быть «руководством к действию» по изменению действительности и управлению реальными процессами.

Наряду с перечисленными признаками научного знания выделяют также такие критерии как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и другие.

3. Структура научного познания, его уровни, методы и формы.

Научное познание и знание, как его результат, есть целостная развивающаяся система, имеющая сложную структуру. Структура выражает единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы. Структура научного познания может быть представлена в различных её срезах и соответственно – в совокупности специфических своих элементов. В качестве таковых могут выступать : объект, или предметная область познания; субъект познания; материальные средства познания; духовные методы познания и условия осуществления.

При ином срезе научного познания в нём различают такие элементы его структуры: фактический материал; результаты первоначального его обобщения в понятиях; основанные на фактах научные предположения (гипотезы); «вырастающие» из гипотез законы, принципы и теории; философские установки, методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основания и некоторые другие элементы.

Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания, основным элементом к-рой является теория как высшая форма организации знания. Научное познание отличается от обыденного целенаправленностью, конкретностью, чёткой фиксацией результатов познания с обязательным теоретическим осмыслением. Взятое в целом, научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический, к-рые органически взаимосвязаны и составляют единый познавательный процесс.

На эмпирическом уровне научного познания преобладает чувственное познание (живое созерцание). Рациональное познание здесь присутствует, хотя и имеет подчинённое значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность – характерные признаки эмпирического познания . Эмпирическое исследование направлено непосредственно на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких методов познания , как наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, индукция и др. Эмпирическое знание является знанием вероятностно-истинным.

Теоретический уровень научного познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, а чувственное познание становится подчинённым аспектом познания. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых путём осмысления эмпирического материала, его переработкой на основе понятий, законов, теорий. На основе эмпирических данных здесь происходит обобщение изучаемых объектов, постижение их сущности, законов их существования. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей её конкретности и полноте содержания. При этом широко используются такие методы , как абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений предметов), идеализация (процесс создания чисто мысленных предметов, например, «точка», «идеальный газ»), синтез, дедукция, метод восхождения от абстрактного к конкретному и другие познавательные средства.. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны , граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание обобщает и объясняет эмпирические данные, развивает и конкретизирует на их основе своё собственное содержание, открывает новые горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.

Таким образом, наука как целостная динамичная система знания развивается, обогащаясь новыми эмпирическими данными и обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания.

Основными формами существования научного познания являются: научный факт, проблема, гипотеза, теория. Факты науки являются формами эмпирического познания. Научный факт – это знание о каком-либо событии, явлении, полученное в ходе наблюдений и экспериментов, с достоверностью доказанное, зафиксированное в языке науки. Факты науки не всегда согласовываются с существующими взглядами на тот или иной вопрос, предмет или явление. Попадая в поле зрения учёных, научный факт возбуждает теоретическую мысль и способствует переходу исследования от эмпирического к теоретическому этапу.

Из противоречия теоретического знания и научных фактов возникает такая форма научного познания как проблема. Проблема – это знание, отражающее несоответствие фактов науки и существующих концепций, взглядов на исследуемое явление или процесс. Решение проблемы осуществляется выдвижением рабочих гипотез с последующей их проверкой.

Гипотеза – это форма научного знания, сформулированная на основе ряда фактов и содержащая в себе предположение, истинное значение к-рого неопределённо и нуждается в доказательстве. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся теорией, поскольку несут в себе истинные знания, а другие уточняются, изменяются, конкретизируются. Третьи, если проверка даёт отрицательный результат, отвергаются, представляя собой заблуждение.

Вершиной научного познания является теория как логическое завершение тернистого пути проб и ошибок. Теория – это наиболее развитая целостная форма научного знания, дающая полное отражение существенных, закономерных связей определённой области действительности. Подлинно научная теория должна быть объективно истинной, логически непротиворечивой, цельной, обладать относительной самостоятельностью, быть развивающимся знанием и воздействовать через деятельность людей на практику.

Сост.: Ткачева Е. Б.

Научное познание - это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.

Эпистемология - это учение о научном познании.

Особенности научного познания:

Во-первых, основная его задача - обнаружение и объяснение объективных законов действительности - природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции.

Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного познания - это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.

В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.

В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.

В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.

В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.

В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой.

В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.

Уровни научного познания:

Эмпирический уровень познания - это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов - данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы.

Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.

Формы научного познания:

научный факт, научная проблема, научная гипотеза, доказательство, научная теория, парадигма, единая научная картина мира.


Научный факт - это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах.

Научная проблема - это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание.

Научная гипотеза - это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой.

Кроме того, основное содержание гипотезы не должно находиться в противоречии с установленными в данной системе знаний законами. Предположения, составляющие содержание гипотезы, должны быть достаточными для того, чтобы с их помощью можно было объяснить все те факты, относительно которых выдвинута гипотеза. Предположения гипотезы не должны быть логически противоречивы.

Выдвижение новых гипотез в науке связано с необходимостью нового видения проблемы и возникновением проблемных ситуаций.

Доказательство - это подтверждение гипотезы.

Виды доказательства:

Практика, выступающая прямым подтверждением

Косвенное теоретическое доказательство, включающее подтверждение аргументами с указанием на факты и законы (индуктивный путь), выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений (дедуктивный путь), сравнение, аналогию, моделирование и т. п.

Доказанная гипотеза выступает основой построения научной теории.

Научная теория - это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области. В теории в форме принципов и законов выражается знание о существенных связях обуславливающих возникновение и существование тех или иных объектов. Основными познавательными функциями теории являются: синтезирующая, объяснительная, методологическая, предсказательная и практическая.

Все теории развиваются в рамках определенных парадигм.

Парадигма - это особый способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований. Парадигму

можно сравнить с оптическим прибором, через который мы смотрим на то или иное явление.

Множество теорий постоянно синтезируются в единую научную картину мира, то есть целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства бытия.

Методы научного познания:

Метод (от греч. Metodos - путь к чему-либо) - это способ деятельности в любой ее форме.

В метод входят приемы, обеспечивающие достижение цели, регулирующие деятельность человека и общие принципы, из которых вытекают эти приемы. Методы познавательной деятельности формируют направленность познания на том или ином этапе, порядок проведения познавательных процедур. По своему содержанию методы объективны, т. к. определяются, в конечном счете, характером объекта, законами его функционирования.

Научный метод - это совокупность правил, приемов и принципов, обеспечивающих закономерное познание объекта и получение достоверного знания.

Классификация методов научного познания может осуществляться по различным основаниям:

Первое основание. По характеру и роли в познании выделяют методы - приемы, которые состоят из конкретных правил, приемов и алгоритмов действий (наблюдение, эксперимент и т. п.) и методы- подходы, которые указывают направление и общий способ исследования (системныйАНАЛИЗ , функциональныйАНАЛИЗ , диахронный метод и т. д.).

Второе основание. По функциональному назначению выделяют:

а) общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т. д.);

б) методы эмпирического уровня (наблюдение, эксперимент, опрос, измерение);

в) методы теоретического уровня (моделирование, мысленный эксперимент, аналогия, математические методы, философские методы, индукция и дедукция).

Третье основание - это степень общности. Здесь методы подразделяются на:

а) философские методы (диалектический, формально - логический, интуитивный, феноменологический, герменевтический);

б) общенаучные методы, то есть методы, направляющие ход познания во многих науках, но в отличие от философских методов, каждый общенаучный метод (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т. д.) решает свою, характерную лишь для него задачу;

в) специальные методы.

Общечеловеческие приемы мышления:

- Сравнение - установление сходства и различия предметов действительности (например, сравниваем характеристики двух двигателей);

- АНАЛИЗ - мысленное расчленение предмета, как целого

(расчленяем каждый двигатель на составные элементы характеристики);

- Синтез - мысленное объединение в единое целое выделенных в результате анализа элементов (мысленно соединяем лучшие характеристики и элементы обоих двигателей в одном - виртуальном);

- Абстрагирование - выделение одних признаков предмета и отвлечение от других (например, изучаем только дизайн двигателя и временно не учитываем его содержание и функционирование);

- Индукция - движение мысли от частного к общему, от отдельных данных к более общим положениям, а в итоге - к сущности (учитываем все случаи сбоев двигателя данного типа и, исходя из этого, приходим к выводам о перспективах его дальнейшей эксплуатации);

- Дедукция - движение мысли от общего к частному (исходя из общих закономерностейРАБОТЫ двигателя делаем прогнозы о дальнейшем функционировании конкретного двигателя);

- Моделирование - построение мысленного предмета (модели) сходного с реальным, исследование которого позволит получить необходимую для познания реального предмета информацию (создание модели более совершенного двигателя);

- Аналогия - вывод о сходстве предметов в одних свойствах, на основании сходства в других признаках (вывод о поломке двигателя по характерному стуку);

- Обобщение - объединение отдельных предметов в некотором понятии (например, создание понятия «двигатель»).

Глобальные проблемы

Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.

Глобальные проблемы человечества - это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

Проблема Север-Юг - это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.

Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности . Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых. Ее решение будет во многом зависеть от эффективного использованияприродных ресурсов, научно-технического прогресса в сфере сельского хозяйства и от уровня государственной поддержки.

Глобальная энергетическая проблема - это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Если развитые страны решают эту проблему сейчас прежде всего заСЧЕТ замедления роста своего спроса путем снижения энергоемкости, то в остальных странах идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. К этому может добавиться растущая конкуренция на мировом рынке энергоресурсов между развитыми странами и новыми крупными индустриальными странами (Китай, Индия, Бразилия). Все эти обстоятельства в сочетании с военно-политической нестабильностью в некоторых регионах могут обусловливать значительные колебания в уровне мировых цен на энергоресурсы и серьезно влиять на динамику спроса и предложения, а также производства и потребления энергетических товаров, создавая подчас кризисные ситуации.

Экологический потенциал мировой экономики все больше подрывается хозяйственной деятельностью человечества. Ответом на это стала концепция экологически устойчивого развития . Она предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений.

Защита окружающей среды является важной частью развития. В 70-х гг. 20 века экономисты осознали важное значение проблем окружающей среды для экономического развития. Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушение и исчерпанием ресурсов.

Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых - эмиграция и реформирование пенсионной системы.

Взаимосвязь роста населения и экономического роста длительное время является предметом исследования экономистов. В результате исследований выработалось два подхода к оценке влияния роста населения на экономическое развитие. Первый подход в той или иной степени связан с теорией Мальтуса, который полагал, что рост населения опережает рост продовольствия и поэтому население мира неизбежно беднеет. Современный подход к оценке роли народонаселения на экономику является комплексным и выявляет как положительные, так и негативные факторы влияния роста населения на экономический рост.

Многие специалисты считают, что действительная проблема - не рост населения сам по себе, а следующие проблемы:

§ слаборазвитость - отсталость в развитии;

§ истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды.

Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Нарастающая глобализация, взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создаютситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз , от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.

Проблема Мирового океана - это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана - это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный педагогический институт им. М. В. Евсевьева»

Факультет психологии и дефектологии

Кафедра психологии


Контрольная работа по дисциплине

«Общая и экспериментальная психология»

Вариант - 12


Выполнил (а): студент

группы ДЗП-114

Новиченкова Н. А.

Проверила: преподаватель

кафедры психологии

Лежнева Е. А.


Саранск 2015

Введение


Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей научно-технической революции, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска, обработки и многого другого.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания - наука. В наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и форм познания.

Цель: Изучить формы и уровни научного знания.

Узнать, что представляет собой научное познание.

Рассмотреть уровни научного познания.

Рассмотреть основные формы научного знания: эмпирические факты, научная проблема, гипотеза, теория, концепция.


1. Научное познание


Научное познание - это объективно-истинное знание о природе, обществе и человеке, полученное в результате научно-исследовательской деятельности и, как правило, апробированное (доказанное) практикой.

Эпистемология - это учение о научном познании.

Особенности научного познания:

В большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.

Наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.

Научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.

Научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.

Научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.

Область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.


2. Уровни научного познания


Естественнонаучное познание структурно состоит из эмпирического и теоретического направлений научного исследования. Каждый из них характеризуется особенными формами организации научного знания и его методами.

К эмпирическому уровню относятся приемы, методы и формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально-чувственным взаимодействием с ним человека. На этом уровне происходят накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала для построения опосредованного теоретического знания.

На эмпирическом уровне познания складываются основные формы знания - научный факт и закон. Закон - высшая цель эмпирического уровня познания - является результатом мыслительной деятельности по обобщению, группировке, систематизации фактов, в которой применяются различные приемы мышления (аналитические и синтетические, индуктивные и дедуктивные и пр.).

Если на эмпирическом уровне познания законы объекта выделяются и констатируются, то на теоретическом уровне они объясняются.

К теоретическому уровню относятся все те формы, методы и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории. Сюда относятся теория и ее элементы, составные части, как научные абстракции, идеализации и мысленные модели; научная идея и гипотеза; различные методы оперирования с научными абстракциями и построения теорий, логические средства организации знания и т.д.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.

В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяемые при этом методы.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.


3. Основные формы развития научного познания


1 Эмпирический научный факт


Фундаментом всего научного знания являются научные факты, с установления которых начинается научное познание.

Научный факт - это исходная форма, в которой фиксируется эмпирическое знание об исследуемом объекте. Научный факт отличается от факта действительности, который представляет собой реальный процесс, событие, предмет или объект познания. Научный факт есть отражение в сознании познающего субъекта факта действительности. При этом научным считается лишь тот факт, который верно отражен субъектом, поддается проверке и перепроверке и описан с помощью языка науки.

Одним из важнейших свойств научного факта является его достоверность, которая обусловливается возможностью его воспроизведения с помощью различных экспериментов. Чтобы факт считался достоверным, требуется его подтверждение в ходе многочисленных наблюдений или экспериментов.

Факты составляют эмпирический, т.е. опытный, фундамент науки. По мере накопления фактов, они всё в большей степени начинают зависеть от выбора теории, в рамках которой рассматриваются.

Факты играют большую роль в науке. Без них невозможно было бы развитие научных знаний об окружающем нас мире. "Факты, - писал выдающийся русский ученый И.П.Павлов, - это воздух для ученого". Вместе с тем для научного познания характерно строгое отношение к фактам. "Выхватывание" фактов из системы их взаимодействия с действительностью, поверхностный их анализ, использование непроверенных, случайных или тенденциозно подобранных фактов могут ввести исследователя в заблуждение. Поэтому строгое описание, систематизация и классификация фактов является одной из главных задач эмпирического этапа научного исследования. Изучение фактов приводит к формулированию научной проблемы.


2 Научная проблема


Научная проблема - это отражение в сознании субъекта познания противоречий изучаемого объекта и прежде всего противоречий между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. С постановки научной проблемы начинается теоретический этап научного исследования. Научная проблема может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту и незавершенность того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел.

Любое научное исследование начинается с выдвижения проблемы, что свидетельствует о возникновении трудностей в развитии науки, когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить существующими знаниями. Поиск, формулирование и решение проблем - основная черта научной деятельности. Проблемы отделяют одну науку от другой, задают характер научной деятельности как подлинно научной или псевдонаучной.

В среде ученых широко распространено мнение: "Правильно сформулировать научную проблему - значит наполовину решить ее". Правильно сформулировать проблему - это значит разделить, "развести" известное и неизвестное, определить факты, которые противоречат имеющейся теории, сформулировать вопросы, требующие научного объяснения, обосновать их важность и актуальность для теории и практики, определить последовательность действий и необходимые средства.

К данной категории близки понятия вопроса и задачи. Вопрос, как правило, элементарнее проблемы, которая обычно состоит из серии взаимосвязанных вопросов. А задача представляет собой проблему, уже подготовленную к решению. В задаче, корректно поставленной, сформулирована проблемная ситуация, в которой оказалось то или иное направление исследований.

Правильная постановка научной проблемы позволяет сформулировать научную гипотезу, а возможно, и несколько гипотез.


3 Гипотеза

научный познание проблема эмпирический

Наличие проблемы при осмыслении необъяснимых фактов влечет за собой предварительный вывод, требующий своего экспериментального, теоретического и логического подтверждения. Такого рода предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, называется научной гипотезой. Таким образом, гипотеза - это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда достоверных фактов.

Гипотеза - это всеобщая и необходимая для любого познавательного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зависимостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего неполного и неточного знания к новому, более полному и более точному. Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либо подтверждению и дальнейшему ее доказательству.

Существует несколько видов гипотез. По функциям в познавательном процессе гипотезы делятся на описательные и объяснительные. Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Она обычно отвечает на вопрос: Что представляет собою данный предмет? или Какими свойствами обладает данный предмет?. Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта. Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называют экзистенциальными гипотезами. Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выясняют: «Почему произошло данное событие? или Каковы причины появления данного предмета?.

История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов. Последняя ступень - построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов.

По объекту исследования различают общие и частные гипотезы. Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний. Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Наряду с терминами общая и частная гипотеза в науке используется термин рабочая гипотеза. Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Специфика рабочей гипотезы - в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов. Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

Выдвижение гипотез - один из самых сложных моментов в науке. Ведь они не связаны прямо с предшествующим опытом, который лишь дает толчок к размышлениям. Огромную роль играют интуиция и талант, отличающие настоящих ученых.. Интуиция важна так же, как и логика. Ведь рассуждения в науке не являются доказательствами, это только выводы, которые свидетельствуют об истинности рассуждений, если посылки верны, но они ничего не говорят об истинности самих посылок. Выбор посылок связан с практическим опытом и интуицией ученого, который из огромного множества эмпирических фактов и обобщений должен выбрать действительно важные. Затем ученый должен выдвинуть предположение, объясняющее эти факты, а также целый ряд явлений, еще не зафиксированных в наблюдениях, но относящихся к этому же классу событий. При выдвижении гипотезы принимается во внимание не только ее соответствие эмпирическим данным, но и требования простоты, красоты и экономичности мышления.

В случае своего подтверждения гипотеза становится теорией.

4 Теория и концепция


Теория - это логически обоснованная и проверенная на практике система знаний, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области объективной реальности.

Главными элементами научной теории являются принципы и законы. Принципы - это наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. В теории принципы играют роль исходных, основных и первичных посылок, образующих фундамент теории. В свою очередь, содержание каждого принципа раскрывается с помощью законов, которые конкретизируют принципы, объясняют механизм их действия, логику взаимосвязи вытекающих из них следствий. На практике законы выступают в форме теоретических утверждений, отражающих общие связи изучаемых явлений, объектов и процессов.

Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснять изучаемые явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать поведение изучаемых объектов в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснение и предсказание, т.е. научное предвидение.

В становлении теории большую роль играет выдвижение научной идеи, в которой высказывается предварительное и абстрактное представление о возможном содержании сущности предметной области теории. Затем формулируются гипотезы, в которых это абстрактное представление конкретизируется в ряде четких принципов. Следующий этап становления теории - эмпирическая проверка гипотез и обоснование той из них, которая больше всего соответствует эмпирическим данным. Только после этого можно говорить о перерастании удачной гипотезы в научную теорию. Создание теории - высшая и конечная цель фундаментальной науки, реализация которой требует максимального напряжения и высшего взлета творческих сил ученого.

Теория - это высшая форма познания. Естественнонаучные теории нацелены на описание некой целостной предметной области, объяснение и систематизацию эмпирически выявленных ее закономерностей и предсказание новых закономерностей. Теория обладает особым достоинством - возможностью получать знание об объекте, не вступая с ним в непосредственный чувственный контакт.

Концепция же - это система связанных между собой взглядов на то или иное понимание явлений, процессов. В научных дискуссиях концепциям придаются различные значения. В естествознании концепции обобщают универсальные свойства и отношения.

Большинство научных концепций рождается из эксперимента или до некоторой степени связано с экспериментом. Другие области научного мышления - чисто умозрительные. Однако в естествознании они полезны и необходимы в получении нового знания.

Концепциями современного естествознания являются основные закономерности рациональных связей окружающего мира, полученные естественными науками за последнее столетие. К современному естествознанию относятся концепции, возникшие в XX в. Но не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, поскольку наука представляет собой единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.

Заключение


Итак, научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания. Она включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический. Они хоть и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Специфику теоретического научного познания определяет преобладание рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.

Эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровн0435й в ущерб другому.

Рассматривая теоретическое познание как высшее и наиболее развитое, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К основным из них относятся: эмпирические факты, проблема, гипотеза и теория («узловые моменты» построения и развития знания на его теоретическом уровне), концепция.

Традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов - первичное эмпирическое обобщение - обнаружение отклоняющихся от правила фактов - изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения - логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность.

Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Такая модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.

Таким образом, теоретический уровень познания - своеобразная вершина эвереста науки. Достигнув такой вершины, мысль учёного лучше видит новые цели своего движения.

Терминологический словарь


Абстрагировать - рассматривать предмет или явление, выделяя их существенные, закономерные признаки и отвлекаясь от их несущественных сторон, свойств, связей.

2.Гипотеза (от греч. hypothesis - основание, предположение) - научное предположение, выдвигаемое в форме научных понятий с целью восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, либо выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, фактов и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

3.Задача - цель, к которой стремятся, которую хотят достичь.

Закон - объективно существующая необходимая связь между явлениями, внутренняя существенная связь между причиной и следствием.

Интерпретация (от лат. interpretatio - посредничество, истолкование, объяснение) - истолкование, разъяснение смысла какой-либо знаковой системы (символа, выражения, текста).

Концепция (от лат. conceptio) - 1) система связанных между собой взглядов на то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.; внезапное рождение идеи, основной мысли, научного или творческого мотива.

Наука (греч. episteme, лат. scientia) - в широком смысле слова наука, во-первых, форма общественного сознания, во-вторых, сфера человеческой деятельности, в-третьих, система институтов. Ее основная функция - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; ее результат - сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира.

8.Познание - процесс усвоения чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

9. Принцип - основное исходное положение какой-либо научной системы, теории, политического устройства и т.п.

Проблема (от греч. problema - задача, задание) - неразрешенная задача или (вопрос) вопросы, подготовленные к разрешению. Возникающая ситуация связана с тем взглядом, с таким познанием предмета, который не познан, но является знанием о незнании.

Теория (от греч. theoria - наблюдение, исследование) - система основных идей той или иной отрасли знания. Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях действительности. .

Факт (от лат. factum - сделанное) - 1) событие, явление; твердо установленное знание, данное в опыте, достоверность которого доказана; 2) действительность, реальность, то, что объективно существует; 3) сделанное, совершившееся.

Библиографический список


Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 2012.

Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М.: Агар, 2012.

Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. - М.: Владос, 20013г.

Концепции современного естествознания. / Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко,В.П.Ратникова. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012г.

Концепции современного естествознания. Под ред. Лавриенко В. Н. и Ратникова В.П. М., 2013.

Петров Ю. А. Теория познания. М., 2012.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1. Специфика научного познания.

2.Cоотношение эмпирического и теоретического знания.

3. Формы и методы научного познания.

При изучении первого вопроса «Специфика научного познания» необходимо уяснить сущность и значения науки как феномена духовной культуры.

Наука , представляет собой специфическую сферу человеческой деятельности, направленную на производство, систематизацию и проверку знаний. Кроме того, что наука это система знаний . Она представляет собой также – социальный институт и непосредственную производительную силу.

Науку характеризует относительная самостоятельность и внутренняя логика развития, способы (методы) познания и реализации идей, а также социально-психологические особенности объективно-сущностного восприятия действительности, то есть стиль научного мышления .

Чаще всего, науку определяют через ее собственное основание, а именно: 1) научную картину мира, 2) идеалы и нормы науки, 3) философские принципы и методы.

Под научной картиной мира понимают систему теоретических представлений о реальности, которая вырабатывается путем обобщения важнейших знаний, накопленных научным сообществом на определенном этапе развития науки.

К идеалам и нормам науки относят инварианты (фр. invariant – неизменяющийся ) воздействующие на развитие научного знания, задающие ориентиры научного поиска. Таковыми в науке являются самоценность истины и ценность новизны, требования недопустимости фальсификации и плагиата.

Непосредственными целями науки являются исследование, описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения.

Мировоззренческими истоками науки принято относить миф религию (в частности – христианство). Ее мировоззренческим основанием служит: материализм, идеализм, натурализм, сенсуализм, рационализм, агностицизм.

Научная проблематика продиктована как ближайшими, так и грядущими потребностями общества, политическим процессом, интересами социальных групп, экономической конъюнктурой, уровнем духовных запросов народа, культурными традициями.

Специфика научного познания характеризуется следующим составляющими: объективность; системность; обоснованность; эмпирическая подтверждаемость; определенная социальная направленность; тесная связь с практикой.

От всех способов освоения мира наука отличается выработкой специального языка для описания объектов исследования и процедурой доказательства истинности результатов научного поиска.

Научное познание представляет собой разновидность субъектно-объектных отношений, главной сущностной чертой которых выступает научная рациональность. Рациональность познающего субъекта находит свое выражение в апелляции к доводам разума и опыта, в логико-методологической упорядоченности процесса мышления, в воздействии на научное творчество существующих идеалов и норм науки.

Как составная часть духовного производства, наука связана с целеполаганием. Она способна превратиться в непосредственную производительную силу в форме знаний и новых технологий, принципов организации труда, новых материалов, оборудования.

В заключение студенту следует обратить внимание еще на одну особенность научного познания. Оно выступает в качестве меры развитости способностей человека к творческому созиданию, к конструктивно-теоретическому преобразованию действительности и самого себя. Иными словами, научная деятельность продуцирует не только новые технологии, создает материалы, оборудование и инструменты, но, будучи частью духовного производства, позволяет включенным в нее людям, творчески самореализоваться, объективировать идеи и гипотезы обогащая, тем самым, культуру.

Рассматривая второй вопрос « C оотношение эмпирического и теоретического знания», следует помнить, что знания в любой области науки имеют два тесно взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический. Единство двух уровней (слоев) научного знания вытекает из познавательных способностей познающего субъекта. Вместе с тем оно предопределено двухуровневым характером функционирования объекта (явление – сущность). С другой стороны, указанные уровни отличны друг от друга, и это отличие задается способом отражения объекта субъектом научного познания. Без экспериментальных данных теоретические знания не могут иметь научной силы, так же как и эмпирические исследования не могут не учитывать пути, прокладываемого теорией.

Эмпирический уровень познания - это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. На этом уровне познания объект отражен со стороны связей и отношений, доступных созерцанию и наблюдению.

На теоретическом уровне достигается синтез научного знания в виде научной теории. Теоретический, концептуальный в своей основе, уровень научного знания призван систематизировать, объяснить и предсказать факты, установленные в ходе эмпирического исследования.

Факт представляет собой зафиксированное эмпирическое знание и выступает как синоним понятий «событие», «результат».

Факты в науке выполняют не только роль информационного источника и эмпирической основы теоретических рассуждений, но и служат критерием их достоверности, истинности. В свою очередь, теория формирует концептуальную основу факта: выделяет изучаемый аспект действительности, задает язык, на котором описываются факты, детерминирует средства и методы экспериментального исследования.

Научное знание разворачивается по схеме: проблема - гипотеза – теория ,каждый элемент которой отражает меру проникновения познающего субъекта в сущность объектов науки.

Познание начинается с осознания или постановки проблемы. Проблема это то, что еще неизвестно, но требуется познать, это вопрос исследователя к объекту . Она представляет собой: 1) трудность, преграду в решении познавательной задачи; 2) противоречивое условие вопроса; 3) задачу, осознанную формулировку исходной познавательной ситуации; 4) концептуальный (идеализированный) объект научной теории; 5) возникающий в ходе познания вопрос, практический или теоретический интерес, мотивирующий научный поиск.

Гипотеза это научное допущение или предположение относительно сущности объекта, сформулированное на основе ряда известных фактов. Она проходит две стадии: выдвижение и последующая проверка. По мере того, как гипотеза проверяется и обосновывается, она может быть отброшена как несостоятельная, но может быть и «отшлифована» до истинной теории.

Теория - это форма научного знания, дающая целостное отображение существенных связей исследуемого объекта. Теория как целостная развивающаяся система знаний имеет такую структуру : а) аксиомы, принципы, законы, фундаментальные понятия; б) идеализированный объект, в виде абстрактной модели связей и свойств объекта; в) логические приемы и методы; г) закономерности и утверждения, выводимые из основных положений теории.

Теория выполняет следующие функции: описательную, объяснительную, прогностическую (предсказательную), синтетическую, методологическую и практическую.

Описание есть первоначальное, не совсем строгое, приблизительное фиксирование, вычленение и упорядочение признаков черт и свойств исследуемого объекта. К описанию того или иного явления прибегают в тех случаях, когда невозможно дать строго научное определение понятия. Описание играет важную роль в процессе становления теории, особенно на начальных его этапах.

Объяснение осуществляется в форме вывода или системы выводов с использованием тех положений, которые уже содержатся в теории. Этим отличается теоретическое объяснение от обыденного объяснения, которое базируется на обыденном, повседневном опыте.

Прогноз, предвидение. Научная теория позволяет увидеть тенденции дальнейшего развития объекта, предвидеть, что будет с объектом в будущем. Наибольшими прогностическими возможностями обладают те теории, которые отличаются широтой охвата той или иной области действительности, глубиной постановки проблем и парадигмальностью (т.е. комплексом новых принципов и научных методов) их решения.

Синтезирующая функция . Научная теория упорядочивает обширный эмпирический материал, обобщает его, выступает как синтез этого материала на основе определенного единого принципа. Синтезирующая функция теории проявляется также и в том, что она устраняет раздробленность, разобщенность, фрагментарность отдельных компонентов теории, дает возможность обнаружить принципиально новые связи и системные качества между структурными компонентами теоретической системы.

Методологическая функция. Научная теория пополняет методологический арсенал науки, выступая в виде определенного метода познания. Совокупность же принципов формирования и практического применения методов познания и преобразования действительности и есть методология освоения человеком мира.

Практическая функция . Создание теории не является самоцелью для научного познания. Научная теория не имела бы большого значения, если бы она не являлась мощным средством для дальнейшего совершенствования научного познания. В этом плане, теория, с одной стороны, возникает и формируется в процессе практической деятельности людей, а с другой - сама практическая деятельность осуществляется на основе теории, освещается и направляется теорией.

Переходя к изучению третьего вопроса «Формы и методы научного познания» , нужно уяснить, что научное познание не может обойтись без методологии.

Метод - представляет собой систему принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе научного познания. Метод - это способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта.

Методы научного познания подразделяются на специальные (частнонаучные), общенаучные и универсальные (философские). В зависимости от роли и места в научном познании фиксируют методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, исследования и изложения. В науке имеет место подразделение на методы естественных и гуманитарных наук. Специфика первых (методы физики, химии, биологии) приоткрывается через объяснения причинно-следственных связей явлений и процессов природы, вторых (методы феноменологии, герменевтики, структурализма) – через понимание сущности человека и его мира.

К методам и приемам научного познания относятся:

наблюдение - это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, с целью ознакомления с объектом. Ономожет включать в себя процедуру измерения количественных отношений исследуемого объекта;

эксперимент - прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно воспроизводится с целью выяснения тех или иных свойств;

аналогия – установление у объектов сходства некоторых признаков, свойств и отношений, и на этом основании - выдвижение предположения о сходстве у них других признаков;

моделирование - метод исследования, при котором объект исследования заменяется другим объектом (моделью), находящимся в отношении подобия с первым. Модель подвергается эксперименту с целью получения новых знаний, которые, в свою очередь, подвергают оценке и прилагают к изучаемому объекту. Большое значение в науке приобрело компьютерное моделирования, позволяющее моделировать любые процессы и явления;

формализация - исследование объекта со стороны формы с целью более глубокого познания содержания, что позволяет оперировать знаками, формулами, схемами, диаграммами;

идеализация - предельное отвлечение от реальных свойств предмета, когда субъект мысленно конструирует объект, прообраз которого имеется в реальном мире («абсолютно твердое тело», «идеальная жидкость»);

анализ - расчленение изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции с целью рассмотреть связи и отношения отдельных элементов;

синтез – прием исследования, объединяющий в единое целое расчлененных анализом элементов, с целью выявления закономерных, существенных связей и отношений объекта;

индукция - движение мысли от частного к общему, от единичных случаев к общим выводам;

дедукция - движение мысли от общего к частному, от общих положений к частным случаям.

Указанные выше методы научного познания широко используются на эмпирическом и на теоретическом уровне познания. В отличие от них метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также исторический и логический методы применяются в первую очередь на теоретическом уровне познания.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному – это метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» -–односторонне, неполное знание) – к воспроизведению в теории целостного образа изучаемого процесса или явления.

Этот метод применим и в познании той или иной научной дисциплины, где идут от отдельных понятий (абстрактного) к многостороннему знанию (конкретное).

Исторический метод требует брать предмет в его развитии и изменении со всеми мельчайшими деталями и второстепенными признаками, требует отслеживать всю историю развития данного явления (от его генезиса – до настоящего времени) во всей полноте и многообразии его аспектов.

Логический метод является отражением исторического, но он не повторяет историю во всех деталях, а берет главное существенное в ней, воспроизводя развитие объекта на уровне сущности, т.е. без исторической формы.

Среди научных методов исследования особое место занимает системный подход, представляющий собой совокупность общенаучных требований (принципов), с помощью которых любые объекты могут быть рассмотрены как системы. Системный анализ подразумевает: а) выявление зависимости каждого элемента от его функций и места в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ поведения системы с точки зрения обусловленности ее элементами в нее включенными, а также свойствами ее структуры; в) изучение механизма взаимодействия системы и среды, в которую она «вписана»; г) исследование системы как динамической, развивающейся целостности.

Системный подход имеет большую эвристическую ценность, поскольку он применим к анализу естественно-научных, социальных и технических объектов.

Для более детального ознакомления с темой в справочной литературе обратитесь к статьям:

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Метод», «Наука», «Интуиция», «Эмпирическое и теоретическое», «Познание» и др.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002.Ст.:«Методологія науки», «Наука», «Інтуїція», «Емпіричне і теоретичне» та ін.

Если считать, что научное познание базируется на рациональности, необходимо понимать, что ненаучное или вненаучное познание – это не выдумка или фикция. Ненаучное познание так же, как и научное, производится в некоторых интеллектуальных сообществах в соответствии с определенными нормами и эталонами. Ненаучное и научное познание имеют собственные средства и источники познания. Как известно, множество форм ненаучного познания старше познания, которое признается научным. Например, алхимия намного старше химии, а астрология старше астрономии.

Научное и ненаучное познание имеют источники. Например, первое базируется на результатах опытов и наук. Его формой можно считать теорию. Законы науки вытекают в определенные гипотезы. Формами второго считают мифы, народную мудрость, здравый смысл и практическую деятельность. В некоторых случаях ненаучное познание также может базироваться на чувстве, которое ведет к так называемому откровению или метафизическому озарению. Примером ненаучного познания может стать вера. Ненаучное познание может осуществляться с помощью средств искусства, например, при создании художественного образа.

Отличия научного и ненаучного познания

Во-первых, главным отличием научного познания от ненаучного является объективность первого. Человек, который придерживается научных взглядов, понимает тот факт, что в мире все развивается независимо от тех или иных желаний. На такую ситуацию не могут повлиять авторитеты и частные мнения. В противном случае мир мог бы оказаться в хаосе и вряд ли вообще существовал.

Во-вторых, научное познание в отличие от ненаучного направлено на результат в будущем. Научные плоды в отличие от ненаучных не всегда могут дать быстрые результаты. Многие теории перед открытием подвергаются сомнениям и гонениям со стороны тех, кто не хочет признавать объективность явлений. Может пройти достаточное количество времени, пока научное открытие в отличие от ненаучного будет признано состоявшимся. Ярким примером может стать открытия Галилея Галилео или Коперника относительно движения Земли и строения солнечной Галактики.

Научное и ненаучное познание всегда находятся в противоборстве, что обуславливает еще одно отличие. Научное познание всегда проходит следующие этапы: наблюдение и классификация, эксперимент и объяснение естественных явлений. Ненаучному познанию все это не присуще.

Узкая специализация в науке – явление сравнительно молодое по историческим меркам. Анализируя историю науки с древнейших времен, нетрудно убедиться, что все науки – от физики до психологии – произрастают от одного корня, и корень этот – философия.

Говоря об ученых Древнего мира, их чаще всего собирательно именуют философами. Это не противоречит тому, что в их трудах присутствуют идеи, которые с современной точки зрения можно отнести к (идея Демокрита об атомах), психологии (трактат Аристотеля («О душе») и т.д. – эти идеи в любом случае отличает универсальность миропонимания. Это относится даже к тем древним ученым, за которыми признается некая научная специализация. Например, о Пифагоре говорят как о , но даже он искал в числовых соотношениях всеобщие законы устройства мира. Именно поэтому он смог так естественно математические идеи в область музыковедения. Точно так же Платон пытался выстроить модель , исходя из своих космогонических идей.

Такая предельная обобщенность была характерна для философии во все века ее существования, включая . Но если в античности он включала в себя зачатки всех будущих наук, то в настоящее время эти «семена» давно дали всходы и выросли в нечто самостоятельное, что заставляет ставить вопрос о соотношении философии с другими науками.

Основа науки – эксперимент. Именно в нем устанавливаются объективные факты. В философии эксперимент невозможен в силу предельной обобщенности ее предмета исследования. Изучая наиболее общие законы существования мира, философ не может выделить некий конкретный объект для эксперимента, поэтому философское учение не всегда может быть воспроизведено на практике.
Таким образом, сходство философии и науки очевидно. Как и наука, философия устанавливает факты и закономерности и систематизирует знания о мире. Различие же заключается в степени связи научных и философских теорий с конкретными фактами и практикой. В философии эта связь носит более опосредованный характер, чем в науке.

Источники:

  • Философия и наука

Познание действительности может осуществляться несколькими способами. В обычной жизни человек интуитивно или осознанно использует обыденные, художественные или религиозные формы постижения мира. Существует также научная форма познания, имеющая свой набор методов. Для нее характерно сознательное разбиение познания на этапы.

Особенности научного познания

Научное познание сильно отличается от обыденного. В науке существует собственный набор объектов, которые подлежат изучению. Научное действительности ориентировано не на отражение внешних признаков какого-то явления, а на уяснение глубинной сущности предметов и процессов, которые находятся в фокусе науки.

В науке выработан свой особый язык, разработаны специфические методы исследования действительности. Познание здесь происходит опосредованно, через соответствующий инструментарий, который наилучшим образом подходит для выявления закономерностей движения различных форм материи. В качестве основы для обобщающих выводов в научном познании используется философия.

Все стадии научного познания сведены в систему. Изучение явлений, наблюдаемых учеными в природе и обществе, происходит в науке планомерно. Выводы делаются на основе объективных и проверяемых фактов, они отличаются логической организованностью и обоснованностью. Научное познание использует свои способы обоснования достоверности результатов и подтверждения истинности добытых знаний.

Стадии научного познания

Познание в науке начинается с постановки проблемы. На этом этапе исследователь очерчивает область исследований, выявляя уже известные факты и те стороны предметной действительности, знание о которых не является достаточным. Ученый, ставя перед собой или научным сообществом проблему, обычно указывает на границу между известным и неизвестным, которую требуется перейти в процессе познания.

На второй стадии процесса познания происходит формулирование , которая призвана разрешить ситуацию с недостаточным знанием о предмете. Суть гипотезы состоит в выдвижении обоснованного предположения, имеющего в своей основе некоторый набор фактов, подлежащих проверке и объяснению. Одно из основных требований к гипотезе состоит в том, что она должна быть проверяемой методами, принятыми в данной отрасли знания.

На следующем этапе познания ученый проводит сбор первичных данных и систематизирует их. В науке широко используются для этой цели наблюдение и эксперимент. Сбор данных носит системный характер и подчиняется принятой исследователем методологической концепции. Сведенные в систему результаты исследований дают возможность принять или отвергнуть выдвинутую ранее гипотезу.

На завершающей стадии научного познания происходит построение новой научной концепции или теории. Исследователь обобщает результаты работы и придает гипотезе статус знания, обладающего свойством достоверности. В результате на свет появляется теория, которая по-новому описывает и объясняет некоторую ранее очерченную ученым совокупность явлений.

Положения теории обосновываются с позиции логики и приводятся к единому основанию. Иногда в ходе построения теории ученый наталкивается на факты, не получившие объяснения. Они могут послужить отправной точкой для организации новой исследовательской работы, что позволяет обеспечить преемственность в развитии концепций и делает научное познание бесконечным.