Деревни воскресенска

Наш Воскресенский район не избалован профессиональным вниманием историков. Можно по пальцам пересчитать дипломированных выпускников истфаков, которые серьезно и не один год занимались исследованием города Воскресенска и Воскресенского края.

Василий Ус, Алексей Мазуров, Ольга Пивоварова, вот имена, которые сразу приходят в голову. К этому же ряду можно смело причислить и известного историка, члена Союза писателей России Сергея Михайлова.

Сергей Сергеевич, закончив исторический факультет МГУ, долгие годы занимался исследованиями истории и этнографии различных местностей юго-востока Подмосковья. В результате были опубликованы более 20 книг и свыше 200 научных статей. В том числе объектом его интереса стала восточная часть Воскресенского района, населенная в недавнем прошлом преимущественно старообрядцами.

В результате творческого содружества Сергея Михайлова с хорловчанином Дмитрием Боярским в 2007 г. вышла интереснейшая книга – «Старообрядческие храмы и общества восточной части Воскресенского района». Книга иллюстрирована старинными фотографиями, чертежами храмов, а текст ее основан на архивных изысканиях и рассказах старожилов. Весь тираж быстро разошелся и сейчас доступен лишь в библиотеках.

— Сергей Сергеевич, расскажите, как Вы решили стать историком?

— Я родился в Москве, в 1970 году, в районе Медведково. В доме было много серьезных книг исторической тематики, которые я потихонечку читал. Проживая в, казалось бы, малоинтересном с исторической точки зрения «спальном» районе Москвы, я узнал, что до его постройки в 1960-х, здесь было четыре населенных пункта, существовавших не одно столетие. Плюс ряд старинных селений, сгинувших после присоединения к столице, располагались на месте соседних микрорайонов. Рядом, в районе нынешней станции метро «Бабушкинская» и платформы Ярославского направления «Лосинооостровская» в 1925-1960 г.г. существовал город Бабушкин (до 1938 г. – Лосиноостровск), в бывших кварталах которого я любил ходить, будучи старшеклассником. Это стало меня интересовать куда более чем большая история России и мира, я стал искать какие-либо сведения об этих селениях. Однажды пожилая коренная жительница этого уголка в очереди в булочной поведала о том, что она живет в доме напротив того места, где после войны брали банду «Черная кошка» — прототип банды из замечательного фильма «Место встречи изменить нельзя». «Черная кошка» интересовала еще и тем, что мой отец родился в Марьиной Роще, где про эту банду рассказывали целые легенды.

Потом мне рассказали легенду про жулика – директора хозяйственного магазина, коего десятками лет ловило, но так и не смогло поймать за руку ОБХСС – он так и ушел спокойно на пенсию. Такие байки и легенды заметно повлияли на мой дальнейший профессиональный выбор. После школы, в 1987 году я поступил на вечернее отделение исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Служил в армии. Закончил университет в 1994-м.

— Какие моменты учебы Вам особенно запомнились? Вы учились вечерами, где работали днем?

— Интересных моментов было очень много. Как человек общительнейший, знал большое число народа не только с исторического, но и с других факультетов. Конечно, студенческие годы – период, в том числе и веселья и глупости, но именно там я начал определяться с тем, чем буду заниматься в дальнейшем.

По своим интересам я распределился на кафедру этнологии, что очень позитивным образом сказалось на том, чем я занимаюсь до сих пор. Из преподавателей кафедры, прежде всего, хотелось бы отметить моего научного руководителя Виктора Владимировича Карлова, а также Алексея Алексеевича Никишенкова, недавно ушедшего из жизни. Это и высочайшие профессионалы каждый в своей теме, и замечательные люди.

Поскольку я учился на вечернем отделении, то днем была возможность потихоньку выбирать место основной работы. Более десяти лет, с конца 1992 г., я работал в Институте Народонаселения РАН в лаборатории Иосифа Евгеньевича Дискина, которого ныне часто вижу в политических программах на экране ТВ. Он также в значительной степени повлиял на формирование меня как специалиста.

— Какие темы для своей исследовательской работы Вы выбрали, почему?

— Самое интересное, что все мои темы в свое время мне были как-то подсказаны жизнью. Со старших классов школы меня стало интересовать старообрядчество. Потом, уже в середине 1990-х я стал серьезно заниматься его историей в Московском регионе, причем эта тема возникла весьма неожиданно. А чуть позже, когда я стал поднимать свою родословную, выяснилось, что мои предки до 1920-х г. были старообрядцами федосеевского согласия, происходили они из Верейского уезда Московской губернии. Также есть подозрение о связи со старообрядчеством другой ветви, которая вышла из Коломенского уезда.

Совершенно неожиданно в свое время у меня возникли темы московских диаспор ассирийцев и караимов. С первыми я познакомился во время этносоциологического опроса, который проводила моя кафедра на истфаке – столкнувшись с абсолютно неисследованной темой и реальными носителями информации по истории этой общины, я уже не мог оторваться. Вторые с детства были у меня на слуху как экзотическая нация, связанная с Крымом, но о том, что я найду караимов не где-нибудь, а в Москве и буду их изучать, до 1993 г. я и предположить не мог. Кстати, до революции караимы в Москве держали не менее четверти табачных заведений и ими были основаны знаменитые фабрики «Ява» и «Дукат». Ассирийцев многие помнят по небольшим палаткам «Чистка обуви», которые еще недавно можно было встретить в Москве и ряде других городов. Этот «промысел» закрепился за представителями этой диаспоры с 1920-х, когда ассирийцы-христиане бежали из родных земель в Турции, спасаясь от турецкой резни. По истории возникновения московской ассирийской общины я писал диплом, собирая материал, бегая летом 1993-го по пыльной Москве, высматривая в таких палаточках пожилых представителей этого народа и записывая их рассказы. На носителей исторической памяти мне всегда везло – за годы своих полевых изысканий по разным темам я встретил большое число старожилов, которые поведали мне много уникальных сведений.

— Чем Вас привлек Воскресенский район?

— Воскресенский район – интереснейший уголок подмосковной Мещёры. Здесь есть множество заманчивых тем для исследователя. Можно обнаружить древний топонимический, культурный и диалектный пласт, сохраняющийся с дославянского, финно-угорского периода. Следы языка древней мери, проживавшей по реке Нерская (в старину – Мерьская) уцелели в говоре деревни Кладьково.

Восток Воскресенского края является частью большого массива расселения старообрядцев. Для нас важна и его история, и история местного православия. Интересна история практически каждого населенного пункта края, как старинного, так и вроде бы молодого. Интересен сам город Воскресенск, моменты его прошлого и настоящего. Как говорится: «День прошел – уже история».

Есть еще один важный момент, который необходимо учитывать исследователям наших регионов, в том числе и Воскресенского края. Уже в конце XIX в. помимо русских здесь можно было встретить представителей других народов. Старейшими диаспорами Воскресенска являются татары и евреи. Последние нередко становились впоследствии замечательными врачами, учителями, ключевыми специалистами на производствах. Ну а начиная с 1920-х, многие промышленные центры, в том числе и Воскресенск, стали превращаться в своеобразные «вавилоны», в которых можно было встретить выходцев из разных регионов, этнических групп. Русские, татары, евреи, мордва, украинцы, армяне. Люди вместе работали, защищали бок о бок Родину в годы Великой Отечественной войны. Изучение нашей общей истории крайне важно, особенно в условиях, когда население становится все более пестрым. Все жители края, как коренные, так и новые, должны чувствовать ответственность перед местом, где они живут и работают.

— С Дмитрием Боярским, ныне священником в старообрядческом Ильинском храме в Ёлкино, меня познакомил настоятель православного Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря в городе Куровское Орехово-Зуевского района, о. Георгий (Хлебников) в начале 2000-х годов. Через какое-то время у нас с Дмитрием родилась идея написания книги о старообрядческих храмах и обществах, которые исторически располагались и располагаются на востоке Воскресенского района. Наши действия распределялись следующим образом: на мне фактически были архивы, а Дима как прекрасный знаток устной истории края и знакомый местных старообрядцев-старожилов отвечал за полевые исследования. Такое грамотное сотрудничество и привело к появлению интересной книги. Кажется, надо начинать работать над ее следующим изданием – материалов новых накопилось много.

— Какие интересные люди или ситуации Вам запомнились во время этой работы?

— Прежде всего, меня поразила сама специфика местных деревень. Каждая из них представляла собой целый мир, со своим самосознанием, своим укладом. Самой интересной и самобытной была большая старообрядческая деревня Кладьково, снесенная в 1980 г. в связи с расширением фосфоритных карьеров. Например, там вплоть до 60-х годов прошлого века существовала тайная милостыня. Тем, кто не жил в достатке, приносили продукты и оставляли под окном. И никто никогда не говорил, кто это сделал. Накормить нуждающихся в деревне считалось за честь…

К величайшему сожалению, вместе с деревней Кладьково исчезли и соседние деревни: Кельино, Анфалово, Лунёво, Муравлёво, Климово и другие. Они также были снесены в 1970-1980-е годы. Изучая эти деревни, приходилось отыскивать и расспрашивать их уроженцев в Воскресенске, поселках Хорлово, Лопатинский, Фосфоритный.

— Чем Вы занимаетесь сейчас, планируете ли продолжить исследовательскую работу по Воскресенскому краю?

— Сейчас я продолжаю изучение истории старообрядчества Коломны, где существовало несколько старообрядческих общин. В Воскресенском районе меня очень интересует история старообрядцев-беспоповцев в селе Конобеево и некоторых окрестных деревнях. Ищу архивные сведения в московских архивах и надеюсь в дальнейшем написать о них. Не так давно в одном из архивных дел середины XIX века обнаружил важные сведения по истории старообрядчества в деревне Исаково. Интересных тем очень много.

Беседовал Андрей Фролов

Ивановка - деревня в Воскресенском районе Московской области. Входит в состав Белоозёрского городского поселения .

Общая численность населения по состоянию 2006 года - 215 человек.

Первое упоминание о деревне датируется около 18** года. Основана деревня была немцем Иваном Беком , служивший при царском дворе. За хорошую работу он и был награждён этими территориями и деревня получила название в честь его основателя, как было модно в то время. Позже, после его смерти, его сыном были образованы соседние деревни - Михалёво, Надеждино, Александровка, которая сейчас уже не существует. В советское время в деревне существовал колхоз, от которого в наше время не осталось и следа.


В ранние времена деревня была окружена лесом. Старожилы помнят, что раньше в этом лесу было много грибов. Во времена правления Хрущёва лес вырубили и на его месте посадили кукурузу, однако в лесной почве она не прижилась и посев прекратили. С тех пор деревню со стороны Воскресенска окружают длинные бескрайние поля. Около платформы Радуга располагается Ивановский пруд. Вода в пруд подаётся по трудам с водонапорной башни СНТ "Сосновка" . В прошлые времена у пруда располагался источник, который позже иссяк и был завален мусором от отдыхающих дачников и местных жителей.

Марчуги - село в Воскресенском районе Московской области.

Впервые упоминается в духовной грамоте княгини Софьи Витовтовны, вдовы великого князя Василия I Дмитриевича, датированной 1451 годом. После её смерти село переходит во владение князя Юрия Васильевича Меньшова. Будучи бездетным он умирает в 1472 году и, согласно завещанию, его владения переходят в ведение Архангельского собора. Позже, село перешло в разряд дворцовых (государственных) и во второй половине XVI века было пожаловано князю Михаилу Фёдоровичу Пожарскому, отцу Дмитрия Михайловича , снискавшим славу освободителя Отечества.


В Писцовой книге Коломенского уезда, датированной 20-ми годами XVII века, отмечено наличие в селе Крестовоздвиженской церкви. В 1768 году на ее месте была воздвигнута каменная церковь, взамен деревянной, смытой разливом реки.

В конце XVIII века Марчуги перешли во владение Милославских. В середине XIX века село стало собственностью князя В. А. Черкасского . На начало XX века в селе было земское училище и усадьба графа С. В. Орлова-Давыдова.

Ратчино - деревня, расположенная в юго-восточной части Воскресенского района, недалеко от его границы.

История названия деревни

История деревни Ратчино своими корнями уходит в глубь столетий. В напечатанной в 1843 г. книге "Путешествие по старинному Коломенскому уезду" её автор Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев сообщает о двух курганах, расположенных неподалёку от Ратчино. Указывая на них, здешние старики говорили: "Вот где рать чинилась", объясняя таким образом возникновение названия деревни. На самом деле название деревни Ратчино представляет собой обычное владельческое название, данное по имени владельца либо первого жителя селения - Ратша . Чтобы подчеркнуть, что селение принадлежало именно ему, жители говорили:" Ратшина деревня", а впоследствии, для удобства произношения всё чаще стали говорить Ратчина. Такой вариант и закрепился окончательно.


Ратчино в XVII-XIX вв

Первое упоминание о селении Ратчино в источниках относится к 1626-1629 гг., когда в писцовых книгах Коломенского уезда впервые появляется "деревня Ратчина". В ту пору в ней числилось 17 дворов, на которых обитало 30 душ мужского пола. По территории деревни протекала речка Суходолка , которая стекает по "суходолу" и впадает в речку Любовку. На Суходолке (она же позднее Карасёвка) впоследствии и был создан каскад ратчинских прудов. После окончания Смутного времени наступили мирные годы. Это способствовало быстрому росту населения. В деревне Ратчино в 1646 г. стояло 36 дворов, где жили 77 душ мужского пола. В переписной книге фиксируются первые ратчинские фамилии - Корепины, Приблажновы, Бабушкины и другие. В 1898-1900 гг. в деревне числилось 90 изб, в которых проживало 225 мужчин и 257 женщин. Очень многие семьи занимались промыслами, главными из инх были: портные и портнихи, мраморщики, ткацкие промыслы, штукатуры и другие.

Судя по карте-двухвёрстке Московской губернии съёмки 1852 г., нынешняя планировка деревни Ратчино сложилась уже к середине XIX века. Избы располагались двумя порядками по обеим сторонам каскада прудов, фасадами навстречу друг к другу. Самая древняя часть деревни находилась в южной части на берегах нижнего пруда, носившего название Старый пруд . Нынешние пруды, именуемые теперь Школьный , Большой , Шведовский Краснов , существовали уже к 1852 г., хотя часть из них в старину называлась, вероятно, по-другому. Барская усадьба и её сад находились на северной окраине деревни. Последним владельцем дворянского гнезда стал некто Краснов . По нему старожилы зовут это место Краснова усадьба , а близлежащий пруд - Красновым.


Сегодня деревня Ратчино насчитывает более 1200 жителей.

Район расположен в 60-100 км к юго-востоку от Москвы и граничит на западе и северо-западе с Раменским районом , на северо-востоке с городским округом Ликино-Дулёво , на востоке с городским округом Егорьевск , на юге с Коломенским городским округом и на юге-западе с городским округом Ступино Московской области. Общая протяжённость границы с другими районами свыше 100 км.

Площадь района составляет 812,48 км² , из них под сельскохозяйственные угодья выделено - 285 км², а лесные - 280 км².

По территории Воскресенского района протекает несколько больших и малых рек, относящихся к бассейну реки Москвы . Москва-река делит территорию района на две части - левобережную (Мещерская низменность) и правобережную (Москворецко-Окская равнина), имеет правым притоком реку Отра и левыми притоками реки Нерскую , Медведку и Семиславку . Густота речной сети равна 0,21 км². Озёрность территории составляет 0,4 %. Общая площадь водного зеркала разного происхождения равна 3,4 кв.км. Наиболее крупные озёра района - Срамное, Круглое, Белое, Лебединое. Заболоченность территории составляет 2,2 %. Общая площадь болот 1,74 тыс. га. Наивысшая точка района - 128 м - расположена на границе с Егорьевским районом.

Климат

Территория Воскресенского района расположена в поясе умеренно-континентального климата , типичного для южной группы районов Московской области. Сезонность проявляется достаточно чётко. Средняя температура января −10 °C, а июля +18 °C. Среднегодовая температура воздуха положительная (+4 °C). Среднегодовое количество осадков - 500 мм. Годовой баланс влаги - положительный.

Колыберово

Асбестцемент снт

Дача, 75 кв.м., 6 сот.

1 900 000 руб., продажа

Продам Дачу в черте города СНТ Побережье. Дача 2-этажная брусовая, дом на ленточном фундаменте площадью 75 кв.м. Дом в отличном состоянии, заезжай живи, подходит под круглогодичное проживание! Дом утеплен, вода заведена в дом, электрическое отопление. В доме 3 комнаты, кухня, санузел. Дом оформлен, присвоен почтовый адрес, прописка! Участок 6 сото...

27.03.2019 09:41

Цемгигант

Отдых снт

Дача, 35 кв.м., 6 сот.

450 000 руб., продажа

Продается дача в черте города СНТ Отдых. Деревянная дача площадью 35 кв.м, участок 6 соток, ровный, огорожен. На участке плодовые деревья и кусты, летний водопровод с водой пригодной для питья. Рядом лес, озеро, магазины, до жд станции пешая доступность.

25.03.2019 12:11

Белоозерский

Жилой дом, 110 кв.м., 12 сот.

6 500 000 руб., продажа

Продаётся новый дом 3 комнаты 12 соток 2 этажа гараж постройка Московская область воскресенский район Белоозерское поселение ДНП Кипреево дом из блоков, все удобства,свет, скважина, твердотопливный котел

24.03.2019 17:57

Дача, 12 кв.м., 12 сот.

650 000 руб., продажа

Объявление 0953. Продажа дачи в СНТ на участке 12 соток!!! Предлагается дача 9 км от г. Егорьевска и 21 км от г. Воскресенска в СНТ на земельном участке в 12 соток с плодовитой почвой. Дача каркасно-щитовая 12 кв.м,2014 года постройки, внутри дачи печь-буржуйка.На территории участка находится металлический вагончик 15 кв.м.(утепленный) ,в...

17.03.2019 20:54

Жилой дом, 130 кв.м., 8 сот.

3 700 000 руб., продажа

Продается новый дом из бруса 130м2 на 8 сотках в д. Цибино, ул. Весенняя, г/п Белоозёрский, Воскресенский район. Дом из бруса, общая 130м2, 2 этажа, полностью под ключ. Отопление твердотопливный котел Куппер, фирмы Теплодар с электрическим контуром (полуавтомат), все подключено. Сэптик Экопан. Бойлер - горячая вода. Удобная планировка; 4 комнаты, ...

Чаще всего мошенники просят Вас заплатить вперед за получение правдивой информации о появляющихся новых вариантах. А потом ежедневно кормят «завтраками», старательно затягивая время Вашего ожидания просмотра шикарной квартиры стоимостью аренды всего за 10 000 рублей в месяц в центре города. Но информацию, скорее всего, Вам не предоставят.

17.03.2019 08:03

Фаустово

Жилой дом, 160 кв.м., 15 сот.

6 500 000 руб., продажа

Продается жилой дом Московская область Воскресенский р-он, с. Фаустово, ул 3-го Интернационала. Дом продается частично с мебелью. Дом находится в удобном районе 65 км от МКАД по Новорезанскому или по Егорьевскому шоссе, школа и магазины в шаговой доступности, до платформы Фаустово 10 мин пешком. Площадь дома 160 кв.м., земли 1500 кв.м., Жилой дом...

14.03.2019 21:51

Гостилово

Жилой дом, 44 кв.м., 6 сот.

1 050 000 руб., продажа

Продам дом рядом с г. Воскресенск (1,5 км) в Московской области, Воскресенский район, вблизи д. Гостилово, СНТ «Модуль». Дом кирпичный площадью 44 кв.м., 2-х этажный, внутренняя отделка-вагонка, окна стеклопакеты, фундамент бетонный ленточный, крыша-шифер. Дом расположен на земельном участке площадью 6 соток, участок огорожен (профлист), на уча...

13.03.2019 11:34

Чемодурово

Дача, 70 кв.м., 8 сот.

1 400 000 руб., продажа

Продам Дачу в Воскресенском р-не, СНТ Автомобилист, рядом д. Чемодурово. 2-х этажная кирпичная дача площадью 70 кв.м. в хорошем жилом состоянии! На первом этаже располагаются крыльцо, застекленная веранда, кухня и большая комната. На втором этаже расположены 2 комнаты, одна из которых с большим балконом, кладовка, просторный коридор. Участок 8 сото...