Движение сопротивления на оккупированных территориях. Движение сопротивления на оккупированной территории и проблема коллаборационизма

По замыслу фашистских правителей Германии вторжение в СССР не было обычной войной. Заранее подготовленной ими план «ОСТ» предусматривал полную ликвидацию Советского государства, выселение в Сибирь значительной части населения Западной Украины, Белоруссии, Латвии и Эстонии, онемечивание оставшихся, физическое истребление 5-6 млн. евреев и 30 млн. русских. Нацистские директивы требовали «разгромить русских как народ, разобщить их», «подорвать биологическую силу русского народа», ослабить его «в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе». Расчищенное от «неполноценных народов» жизненное пространство предполагалось заселить немецкими колонистами.

Призыв к развертыванию народной борьбы в тылу немецко-фашистских войск прозвучал в директиве СНК и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года, дополненной 18 июля специальным постановлением ЦК партии. «Задача заключается в том, - говорилось в постановлении, - чтобы создать невыносимые условия для германских интервентов, дезорганизовать их связь, транспорт и сами воинские части, срывать все их мероприятия, уничтожать захватчиков и их пособников, всемерно помогать созданию конных и пеших партизанских отрядов, диверсионных и истребительных групп». Там же подчеркивалась необходимость «развернуть сеть наших большевистских подпольных организаций на захваченной территории для руководства всеми действиями против фашистских оккупантов».

Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны за линией фронта действовало 18 нелегальных обкомов, свыше 260 горкомов, райкомов и других партийных комитетов (через полтора года соответственно 24 и 370), объединявших около 65 тыс. комсомольцев и беспартийных

В конце 1941-1942 г. в Белоруссии, Ленинградской, Смоленской и Орловской областях возник ряд «партизанских краев» - районов, полностью освобожденных от оккупантов. В мае 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандования был создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П.К. Пономаренко, а при штабах армий - спецотделы по связи и руководству партизанскими отрядами. В тыл врага начали организованно засылаться диверсионные группы, обученные партизанским методом борьбы. Они были снабжены вооружением и рациями. К ноябрю 1942 г. почти 95% партизанских отрядов (их тогда насчитывалось около 6 тыс.) имели радиосвязь с Центром. Стали возникать крупные партизанские соединения (полки, бригады), возглавляемые попутными командирами: С.А. Ковпаком, А.Н. Сабуровым, А.Ф. Федоровым, Н.З. Колядой, С.В. Пришвиным и др. Партизанские полки и бригады предпринимали рейды по тылам вражеских войск.

К весне 1943 г. диверсионные подпольные работы велась во всех городах на оккупированной территории. Благодаря массовому сопротивлению (в том числе в таких «мирных» формах, как саботаж и т.п.) захватчики не смогли в полной мере поставить себе на службу экономический потенциал СССР, оказавшийся в их руках.

[Так, по предварительным расчетам германских ведомств, металлургические предприятия Донбасса и Приднепровья должны были в 1943 г. дать 1 млн. тонн продукции, а в 1944 г. - 2 млн. тонн. Но достигнутая максимальное годовое производство в стали не превышало 35-70 тыс. тонн. В 1940 г. Украина и Белоруссия выработали около 13 млрд. кВт. ч электроэнергии, а с восстановленных врагом на всей захваченной территории электростанций было получено мене 2 млрд. кВт. ч. То же происходило с добычей железной руды, угля и т.д.]

С лета 1943 г. крупные соединения партизан стали осуществлять боевые действия в рамках общих операций, проводившихся Красной Армией. Особенно масштабными были удары по коммуникациям в тылу врага во время Курской битвы и позднее (операция «рельсовая война» и «концерт»), в результате чего партизанам удалось сорвать движение почти на половине железных дорог оккупированной части СССР.

По мере наступления советских войск партизанские соединения переформировывались и вливались в подразделения регулярной армии. Всего в годы войны в тылу врага с оружием в руках сражалось около 1 млн. человек. Они вывели из строя 1,5 млн. вражеских солдат и офицеров, постоянно отвлекали на себя с фронта до 10% германских боевых сил, взорвали 20 тыс. вражеских поездов, 12 тыс. мостов, уничтожили 65 тыс. автомашин, 2,3 тыс. танков, 1,1 тыс. самолетов, 17 тыс. км линий связи.

До 50 тыс. советских граждан - в основном военнопленные, бежавшие из концлагерей, - принимали активное участие и в движении антифашистского Сопротивления Польши, Франции, Италии и других западноевропейских странах.

Цели и задачи урока:

  • Охарактеризовать особенности оккупационного режима и движения сопротивления на оккупированных территориях, его политическую ориентацию и формы борьбы.
  • Пояснить причины перехода военной инициативы в советским войскам в 1943 году.
  • Работать с новыми историческими понятиями: “Новый порядок”, “Движение Сопротивления”, “Коллаборационизм”, “Холокост”.
  • Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения.
  • Совершенствовать умения учащихся выявлять причинно-следственные связи в процессе рассмотрения исторических событий.
  • Формировать умения и навыки работы с обобщающими таблицами и схемами; систему работы с картами, атласами, историческими первоисточниками, учебником.
  • Воспитывать в учениках толерантность, уважение к людям разных национальностей, увлечение историей, умение находить в событиях из прошлого связь с историей своей семьи.

Оборудование урока:

  • Мультимедиа-проектор для показа подготовленной презентации (смотри Приложение 1 ).
  • Карта “Вторая Мировая война”.
  • Учебник по всемирной истории для 11 класса.
  • Классная доска, заранее оформленная к уроку.
  • Раздаточный материал для учащихся (смотри Приложение 2 ).
  • Задания для групповой работы (по двум вопросам).
  • Тестовые задания для итогового контроля знаний учащихся.

Основные термины и понятия:

  • “Новый порядок”,
  • “Движение Сопротивления”,
  • “Коллаборационизм”,
  • “Холокост”.

Тип урока: Комбинированный урок усвоения новых знаний с элементами критического мышления учащихся в процессе групповой работы с историческими источниками.

Структура урока:

1. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока.

2. Проверка предыдущего домашнего задания (на основе беседы по вопросам).

3. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся (вступительное слово учителя).

4. Изучение нового материала по следующему плану:

План изучения нового материала:

  1. Работа над историческими понятиями (“Новый порядок”, “Движение Сопротивления”, “Коллаборационизм”, “Холокост”).
  2. “Новый порядок”.
  3. Особенности оккупационного режима на оккупированных территориях.
  4. Движение сопротивления.
  5. Холокост.

5. Обобщение и систематизация знаний учащихся (проводится путем тестирования учащихся с последующей взаимопроверкой в парах и анализом путем беседы по вопросам).

6. Объяснение нового домашнего задания.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

Ход урока

I. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.

Эпиграф урока:

“Но повсюду клубится за нами,
Поколеньям другим не видна,
Как мираж, как проклятье, как знамя,
Мировая Вторая война”
Юлия Друнина

II. Проверка предыдущего домашнего задания.

Вопросы для беседы с учащимися:

  1. Какие страны оккупировали Германия, Италия и Япония на протяжении 1939 – 1942 гг.?
  2. Какие цели ставили перед собой агрессоры, захватившие территории других стран?

III. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вступительное слово учителя:

Совершая агрессию в Европе, Азии и Африке, страны фашистского блока проводили жестокую оккупационную политику, которая включала в себя нещадную эксплуатацию и ограбление подневольных народов, ужасные разрушения, террор и массовое истребление населения. Претенденты на мировое господство, взяв за основу расовую теорию, провозглашали “Новый порядок”, суть которого сводилась к ликвидации всех прав человека и демократических свобод, к грубому насилию и бесправию, геноциду “неполноценных народов” – славян, евреев, ромов (цыган).

IV. Изучение нового материала.

1. Работа над историческими понятиями (учащиеся работают в тетрадях).

“Новый порядок” – террористический режим фашистов на оккупированных территориях.

“Движение Сопротивления” – антифашистское движение в оккупированных странах.

“Холокост” (от английского holocaust) – систематическое преследование и физическое уничтожение людей по признакам их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальной ориентации или генетическому типу как неполноценных, вредных. (Тотальный геноцид (уничтожение) нацистами евреев на оккупированных территориях).

2. “Новый порядок”.

Рассказ учителя:

Нацистский “новый порядок” в Европе представлял собой:

  • Безграничное оккупационное управление на захваченных территориях.
  • Воцарение марионеточных правительств (правительство Виши во Франции и Квислинга в Норвегии).
  • Создание профашистских правительств (Чехословакия – правительство Венеша, Хорватия – правительство Усташи).
  • Проведение политики “союзнических” отношений с фашистскими режимами.
  • Ликвидация реальной независимости страны.
  • Политика геноцида.
  • Устранение всех демократических свобод и завоеваний.
  • Экономическая эксплуатация населения и природных богатств страны.
  • Использование экономического потенциала страны в личных целях.

3. Особенности оккупационного режима на оккупированных территориях.

Рассказ учителя:

План “Ост” был подан Гитлеру 25 мая 1940 года. Он сразу же утвердил его как директиву. Этим планом предусматривалось колонизация Советского Союза и стран Западной Европы, уничтожение миллионов людей, превращение в рабов рейха русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов и другие народы Западной Европы, которые останутся в живых.

Планировалось выселить за 30 лет 65% населения Западной Украины, 75%населения Белоруссии, 80-85% поляков с территории Польши, значительную часть населения Литвы, Латвии и Эстонии – всего 31 миллион человек. Позднее немецкое правительство увеличило число лиц, которые подлежали выселению из Западной Европы до 46-51 миллиона человек. Намечалось на свободные земли переселить 10 миллионов немцев, а местных жителей, которые остались (по подсчетам гитлеровцев – около 14 миллионов человек), постепенно “онемечить”. Документы нацистского рейха свидетельствуют, что СССР подлежал расчленению и ликвидации. На его территории предполагалось создать четыре рейхс-комиссариата – немецкие колониальные провинции “Остланд”, “Москва”, “Украина”, “Кавказ”, управление которыми должно осуществляться специальным “восточным министерством” под руководством А. Розенберга.

Смысл “нового порядка”, как нацисты называли установленный ими режим, сводился к ликвидации независимости и суверенитета всех демократических и социальных завоеваний, безграничной экономической эксплуатации и своеволию оккупантов.

Экономики всех захваченных стран были поставлены на службу захватчикам. Промышленность работала по заказу оккупантов. Сельское хозяйство снабжало их продовольствием, рабочая сила использовалась на строительстве военных объектов.

Миллионы жителей Европы были насильственно угнаны на работы в Германию. Ближе к концу войны нехватка рабочей силы стала настолько острой, что нацисты стали использовать даже труд детей. Для удерживания покорности населения широко использовалась система доносительства и массовых экзекуций. Символом этой политики стало полное уничтожение жителей сел Орадур во Франции, Лидице в Чехословакии, Катынь в Белоруссии, в Российской Федерации гитлеровцы уничтожили более 10 миллионом мужчин, женщин и детей. Нацистский режим демонстрировал всему миру свою античеловеческую сущность.

История никогда не простит фашизму эти нечеловеческие злодеяния, которые именовались “Новым порядком”

Назовите составные части “Нового порядка”.

Работа с документом №1:

Из Комюнике Французского Национального комитета про зверства гитлеровцев от 23 июня 1942 года.

“3 октября 1941 года Германия начала использовать во Франции свои обычные методы насилия. Сейчас нет возможности установить, сколько французов стали жертвами этих методов… Среди методов насилия, которые используют немцы, можно выделить:

1. Массовые казни заложников. После первой казни заложников в Нанти в октябре 1941 года по всей оккупированной территории Франции ширится практика казни от пятидесяти до ста французов-заложников за каждого убитого немца.

2. Насильственное сопровождение французскими гражданскими лицами немецких военных эшелонов. После случая, который произошел возле Каена с одним из немецких эшелонов, груженным оружием, было решено, что с этого дня французов будут насильно размещать в каждом немецком поезде. Так погибло тридцать французов, когда один из эшелонов сошел с рельсов возле города Вира.

3. Массовые выселения… Тысячи людей, которые находились в концентрационных лагерях парижского района, прежде всего евреи, были отправлены группами по пятьсот человек на территорию Польши и оккупированной России.

4. Репрессии относительно семей так называемых “саботажников”.

Вопрос к документу:

Какие методы насилия использовали гитлеровцы относительно гражданского населения Франции?

4. Движение Сопротивления.

Рассказ учителя:

Движение Сопротивления – это борьба демократических сил в оккупированных странах против захватчиков, которую можно разделить на два основных направления – национальное и коммунистическое. В то время как в странах Западной Европы оба эти направления соприкасались, в Центральной и Юго-Восточной Европе представители этих течений не только боролись с фашистами, но и воевали между собой.

Формы этого движения были разнообразными. В одних случаях это были собрания и передача союзникам ценной информации, в других – саботаж, срыв военных поставок, нарушение ритма военного производства, диверсии. В эти же годы появляются первые партизанские отряды в Польше, Югославии, Албании, Греции. Одним из первых актов европейского движения сопротивления стало восстание в варшавском гетто в 1943 году. Почти месяц плохо вооруженные жители гетто, обреченные на уничтожение, сражались с немецкими войсками.

На территории, оккупированной Японией, положение было почти таким же. Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Бирма, Индонезия и Филиппины до войны не имели независимости. Японская оккупация означала лишь смену метрополии. Более того, какое-то время народы этих стран надеялись, что из рук Японии они получат независимость; в качестве оправдания своих завоеваний она выдвинула лозунг “Азия для азиатов”. Так что иллюзия быстро развеялась. Японский оккупационный режим оказался наиболее жестоким, чем колониальный. Антияпонское сопротивление возникло в Бирме, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах.

Аналогично сложилась ситуация и в оккупированной Советской Украине, когда лидеры Украинского Национального движения ожидали с приходом нацистов получить из их рук независимость, создать свое государство. 30 июня 1941 года в оккупированном немцами Львове был провозглашен “Акт о независимости Украины” и создано украинское правительство во главе с Я. Стыцко.

На этот шаг оккупанты отреагировали быстро и жестко – арестовав всех членов этого правительства и отправив их в концентрационные лагеря, где они пробыли до конца войны.

Работа с таблицей:

“Национально-освободительное движение в странах Европы”.

Страна Течения движения сопротивления
Национальное Коммунистическое
Франция Организация “Свободная Франция” во главе с генералом Шарлем де Голлем.

Создание в стране разветвленной агентурно-диверсионной сети.

Ноябрь 1942 г. – договор Шарля де Голля с компартией о совместных действиях.

Май 1943 г. – создание национально-освободительного фронта.

Июнь 1943 г. – создание Французского Комитета Национального освобождения (ФКНО), который провозгласил себя правительством.

Коммунистическая партия Франции (КПФ).

Создание партизанских отрядов (маки).

Сентябрь 1943 г. – создания Партизанского комитета освобождения.

Особенность французского движения сопротивления: совместная работа всех течений
Югославия Организация четников генерала Д. Михайловича. (чета – отряд) Народно-освободительная армия под командованием И. Броз Тито
Особенность югославского движения сопротивления: противоборство между течениями внутри движения.
Польша Эмигрантское правительство в Лондоне и подчиненная ему Армия Крайова под командованием генерала Бур-Комаровского. Польская рабочая партия и созданная ею Армия Людова
Особенности польского движения сопротивления: значительный авторитет среди населения Армии Крайовой, руководимой из Лондона эмигрантским правительством, и Армии Людовой, созданной польской рабочей партией. Существование существенных разногласий между двумя направлениями движения сопротивления.

Чем национально-освободительное движение в Польше отличалось от подобных движений в Югославии и Франции?

Рассказ учителя:

Наибольшего размаха партизанское движение достигло на территории Украины, Белоруссии, в западных районах России.

“Национально-освободительное движение на территории бывшего СССР”.

Условия Партизанские отряды Подпольные организации Формы борьбы
Начало 30-х гг. – создание в западных районах СССР тайных партизанских баз на случай войны.
  • 1937 – 1939 гг. – полная ликвидация секретных баз.
  • Подозрительное отношение Л.Берия к народному партизанскому движению.
  • Стихийные, народные, околовластные (просоветские).
  • Чекистские, созданные из работников органов контрразведки.
  • Национальные (Украинская повстанческая армия) – антисоветские
Просоюзнические; на Украине еще и антисоветские – ОУН(Б) – с 1942 г.
  • Диверсии на коммуникациях
  • Разгром вражеских штабов, комендатур и прочее.
  • Разрушение линий связи, дорог, мостов.
  • “рельсовая война”.
  • Убийства калаборационистов

Коллаборационисты – представители местного населения, которые сотрудничали с оккупационными властями.

Патриотическое и антифашистское Движение Сопротивления играли очень важную роль в победе над фашизмом. И, несмотря на то что его участники выбирали различные формы и способы борьбы против врага, их деятельность существенно ослабляла врага и приближала Победу.

Работа в группах № 1: (класс делится на 4 группы).

Задание для группы № 1.

“Национально-освободительное движение во Франции”.

Задание для группы № 2.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Италии”.

Задание для группы № 3.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Югославии”.

Задание для группы № 4.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Польше”.

После обсуждения материала таблиц, заполненных учениками, проводится первичная проверка их знаний по изучаемой теме по следующим вопросам:

  1. В чем состоял план “Ост”?
  2. Обозначьте особенности “Нового порядка” в оккупированных странах Европы.
  3. Чем объясняется участие в Движении Сопротивления представителей гражданского населения независимо от их политических и религиозных убеждений?

5. Холокост.

Рассказ учителя:

Слово “холокост” обозначает катастрофу или уничтожение еврейского народа в годы Второй Мировой войны. Напомню, что “Холокост” (от английского holocaust) – систематическое преследование и уничтожение людей по признакам их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальной ориентации или генетическому типу как неполноценных, вредных. (Тотальный геноцид (уничтожение) нацистами евреев на оккупированных территориях).

“Новый порядок” предполагал осуществление особой расовой политики, жертвами которой стали евреи, ромы (цыгане), а, со временем, и славянское население Восточной Европы.

В 1942 году правительство Германии принимает решение о начале физического уничтожения всех евреев в Европе. 25 января 1942 года в городе Ванзее под Берлином состоялось совещание “об окончательном решении еврейского вопроса”. Гейдрих рассказал на этом совещании про точное количество евреев, которые подлежат уничтожению в Европе, назвав 33 страны.

В Польше были созданы сеть “фабрик смерти” – концентрационных лагерей, наибольшими из которых были Освенцим (на территории этого польского города было расположено два “лагеря смерти” – Аушвиц и Беркенау) – с мая 1940 г. до января 1945 г. в нем было уничтожено более 4 миллионов людей, Майданек – здесь погибло более полутора миллионов заключенных, Треблинка, Собибур, Хелмо, Белжец. На территории Германии возникли лагеря Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен и Равенсбрюк. Так же на территории Австрии появился лагерь Маутхаузен.

Всего в концентрационных лагерях оказалось около 18 миллионов человек, более 12 миллионов из которых были уничтожены. Среди погибших евреи составляли 6 миллионов человек. Только в “Бабьем яру” в Киеве нацисты уничтожили за 2 дня 195 тысяч человек, 150 тысяч из которых были евреями. Кровавые погромы проводили специально созданные зондер-команды.

Работа с документом № 2: (проводится в группах, класс делится на 5 групп).

Задание для группы № 1.

Вопрос к группе:

Задание для группы № 2.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Что вы думаете о социальном статусе семьи автора этих строк?

Задание для группы № 3.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Как вы бы чувствовали себя, оказавшись в такой ситуации?

Задание для группы № 4.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

В какой стране и в какие годы, на ваш взгляд, происходили описанные события?

Задание для группы № 5.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Какие мысли возникли у вас после прочтения дневниковой записи?

V. Обобщение и систематизация знаний учащихся (проводится путем тестирования учащихся с последующим анализом при беседе по вопросам).

1. Расположите в хронологической последовательности:

А) Курская битва.
Б) Создание штаба партизанского движения.
В) Сталинградская битва.
Г) Создание антигитлеровской коалиции.
Д) Утвержден план “Ост”.
Е) Трагедия в Бабьем Яру.

А
Б
В
Г
Д
Е

2. Соотнесите понятия:

1
2
3
4

3. Как назывался план наступления на Москву войсками нацистской Германии?

А) Буран.
Б) Тайфун.
В) Прорыв.

4. Сколько дней длилась героическая оборона Одессы?

А) 70 дней.
Б) 71 день.
В) 73 дня.

5. Какой город в СССР первым был удостоен звания “Город-герой”?

А) Севастополь.
Б) Москва.
В) Одесса.
Г) Ленинград.
Д) Сталинград.

Проверка теста осуществляется путем взаимопроверки в парах с помощью учителя.

После проверки теста проводится заключительная беседа с учащимися по следующим вопросам:

  1. Что такое Движение Сопротивления? Какой характер оно имело?
  2. Какие слои населения и почему принимали участие в Движении Сопротивления?
  3. Назовите страны, в которых Движение Сопротивления приняло массовый характер?
  4. Как в начале XXI века чтят жертв холокоста?

VI. Объяснение нового домашнего задания.

  • Отработайте текст соответствующего параграфа учебника.
  • Подготовьте сообщения о соотношении сил на советско-германском фронте к осени 1942 года.
  • Ответьте на вопрос: Что вам говорит название волжского города – Сталинград?

При желании каждый учащихся может сопроводить свое сообщение компьютерной презентацией.

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

С первых дней потери независимости в большинстве европейских стран развернулась борьба против немецко-фашистского оккупационного режима, получившая название движение Сопротивления.

Уже с осени 1939 года стали возникать очаги антифашистского сопротив­ления в Польше. Польское сопротивление поддер­живалось правительством Польши, находившимся в эмиграции в Великобритании, которое возглавлял В. Сикорский. Большую роль в сопротивлении немецко-фашистским захватчикам играла Армия Крайова.

Началось антифашистское движение и во Франции. В конце июня 1940 года в Лондоне была создана патриотическая организация «Свободная Франция» во главе с Ш. де Голлем. В начале июля 1941 года силы французского движения Сопротивления объединились в Национальный фронт. В мае 1943 года был образован Национальный совет сопротивления, объединив­ший все антифашистские силы Франции. Весной 1944 года многочисленные организации патриотов Франции объединились в армию французских внутренних сил, численность которой достигала 500 тыс. человек.

Наиболее широкий размах антифашистское сопротивление приобрело в Югославии. Уже осенью 1941 года в отрядах югославских партизан было около 70 тыс. человек. Они освободили от врага целые районы страны. В ноябре 1942 года была сформирована Народно-освободительная армия Югославии.

Движение Сопротивления разворачивалось и в тех странах, где действовали прогерманские правительства. Так, на севере и в центре Италии действовали партизанские гарибальдийские бригады.

4. Подготовка Германии к войне с ссср

Оккупация стран Западной Европы позволила Германии значительно усилить свой военно-экономический потенциал. В ее распоряжении оказались производственные предприятия Франции, которые до войны выплавляли 97 % чугуна и 94 % стали, добывали 79 % угля и 100 % железной руды страны. Кон­церн «Рейхсверке Герман Геринг» включал в свою систему металлургиче­ские заводы Эльзас-Лотарингии и Люксембурга. Захват промышленности Франции, Бельгии, Люксембурга, а также Польши увеличил мощность металлургической промышленности рейха на 13-15 млн. тонн. Например, Бельгия к 1941 году поставила 2,3 млн. тонн стали. Численность иностранных рабочих и военнопленных, занятых в германской промышленности, превысила 1 млн. человек по сравнению с 0,5 млн. осенью 1939 г. К началу войны с Советским Союзом Германия накопила значительные запасы цвет­ных металлов: меди, цинка, свинца, алюминия и др. Большое значение для подготовки войны против СССР имела добыча нефти. Кроме собственных нефтяных ресурсов Германия использовала нефть Румынии, Австрии, Венгрии, Польши и Франции. В стране увеличилось производство синтетического горючего. В 1941 году Германия имела 8 млн. тонн нефтепродуктов. Кроме того, она захватила 8,8 млн. тонн топлива у Франции, Бельгии и Голландии.

В августе 1940 г. была принята новая программа производства вооружения и боеприпасов. Она предусматривала ускорение выпуска средних танков, противотанковых орудий и другого оружия. Основная ставка делалась на достижение превосходства над СССР по качеству и эффективности вооружения.

Имея информацию о советском преимуществе в танках, немецкое командование позаботилось об обеспечении своих войск противотанковыми средствами.

1. Охарактеризуйте «новый порядок», который устанавливали германские захватчики на оккупированной территории. В каких странах Европы «новый порядок» приобрел наиболее жестокие формы? Почему?

«Новый порядок – это система военных, социально-экономических, политических и идеологических мероприятий, которые направлены были реализацию политики геноцида и создание оккупационного режима, экономическую эксплуатацию и грабеж. Наводили этот «новый порядок» на оккупированных территориях тайная полиция (гестапо) и служба безопасности (СД). На захваченных территориях организовывались концентрационные лагеря. Для евреев создавались изолированные кварталы в городах, которые назывались гетто. В Европе фашистами были уничтожены миллионы евреев. Еще одними из методов геноцида были карательные экспедиции, депортации людей на работу в Германию, экономическая эксплуатация, политика «голодной смерти», грабежи, сожжение населенных пунктов, массовые расстрелы. Наиболее жесткие формы геноцид приобрел на территории Польши, захваченной части СССР. Это было связано с тем, что необходимо было не только получить жизненное пространство на Востоке, но и оставить только треть населения, которое превратится в рабов германских колонистов. Также, на этих территориях немецкие оккупационные власти получили наиболее серьезное сопротивление.

2. Объясните значение понятия «коллаборационизм». Почему в некоторых странах Западной Европы ряд государственных деятелей пошел на сотрудничество с оккупантами?

Коллаборационизм – это добровольное политическое, военное и экономическое сотрудничество граждан государств антигитлеровской коалиции с оккупационными властями Германии, Италии и Японии в годы Второй мировой войны. Многие государства стали на путь коллаборационизма, поэтому Гитлер проводил достаточно лояльную политику по отношению к ним. Относительно лоялен Гитлер был к Дании, Норвегии, Голландии и Бельгии. Например, в Дании продолжало действовать национальное правительство. В Норвегии функции правительства выполнял Административный совет, созданный из коллаборационистов. К тесному сотрудничеству между Францией и Германией выступал лидер вишистской Франции маршал А. Ф. Петен.

3. В каких формах происходило сопротивление германским захватчикам на оккупированных территориях? В каких странах Европы движение Сопротивления получило наибольший размах? Какие события на фронтах войны содействовали расширению масштабов движения Сопротивления?

Наибольший размах движение Сопротивления приобрело в Польше, Югославии, Греции, Италии и Франции. Оно имело форму вооруженного сопротивления фашистам. В Югославии, например, Народно-освободительная армия во главе с Брозом Тито контролировала значительную часть территории страны, действовала сообща с партизанами. В Италии движением Сопротивления руководили национальные комитеты. Борьба носила интернациональный характер, в Италии сражалось 4 тыс. советских граждан. Расширению масштабов движения Сопротивления содействовали коренной перелом в ходе ВОВ и роспуск Коминтерна.

4. Приведите примеры борьбы советских партизан и подпольщиков против оккупантов. Докажите, что эта борьба носила всенародный и интернациональный характер. Определите значение сопротивления немецкому оккупационному режиму на захваченной территории СССР.

На оккупированной территории СССР развернулось партизанское движение. Оно оформилось с первых дней войны. Во время контрнаступления Красной Армии под Москвой, партизаны разрушали в тылу немецких войск железные дороги, мосты, устраивали засады. В мае 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения, который возглавил П.К. Пономаренко. ЦШПД был разработан и проведен план освобождения Беларуси, России, Украины, Литвы и Латвии, партизаны осуществили операцию «рельсовая война», вывели из строя тысячи километров путей, что затруднило фашистам перевозку ресурсов и войск во время Курской битвы. Легендой стал советский разведчик Н.И. Кузнецов, который действовал под видом немецкого офицера и снабжал партизан ценной информацией. В тылу врага появлялись целые партизанские зоны, которые полностью контролировались партизанами. Там действовали органы советской власти, школы и небольшие предприятия. Известными организаторами партизанского движения на Беларуси и Украине были А.Ф. Федоров, В.З. Корж, М.Ф. Шмырев, П.М. Машеров и др. К концу 1941 г. на оккупированной территории работало более 250 подпольных организаций. В сентябре 1943г. минские подпольщики уничтожили генерального комиссара Генерального округа «Беларусь» В. Кубе. За это Е. Мазаник, М. Осипова, Н. Троян были удостоены звания Героя Советского Союза. На территории СССР сражались представители многих наций, и итальянцы, и французы, и немцы и многие другие.

5. Какие партизанские формирования действовали в Польше? В чем состояла особенность их деятельности? Что осложняло взаимоотношения СССР и Польши?

На территории Польши против гитлеровцев действовали две вооруженные организации – Армия Крайова (АК) и Армия Людова. Первая ориентировалась на польское эмигрантское правительство, которое нашло временное пристанище в Лондоне, вторая – на Москву. Проблема была в том, что АК не признавала восточную границу Польши, которую утвердили Германия и СССР. Поэтому АК считала Западную Беларусь польской территорией и действовала там, сражаясь и против фашистов и против Красной Армии. Весной 1943 г. стало известно, что в Катынском лесу в 1940 г. НКВД было расстреляно около 15 тыс. польских пленных офицеров. Это привело к разрыву отношений между СССР и Польшей.

Стр. 182. Предлагаем обсудить……….. как вы считаете, жестокость оккупационного режима на самом деле была спровоцирована действиями советских партизан и подпольщиков? Имеет ли право сторона, подвергшаяся агрессии, защищаться всеми доступными ей средствами?

Во многом да, но и с другой стороны, немецкое командование утвердило план колонизации захваченных территорий, где указывалось какое количество необходимо оставить населения захваченных стран, чтобы они были послушными рабами немецких колонистов. Поэтому здесь будут иметь место и планы немецкого командования, и активные действия советских партизан и подпольщиков, которых немцы очень боялись, про особо крупные диверсии докладывали даже лично Гитлеру. Я считаю да. Любая сторона, на которую направлена агрессия, для своей защиты имеет право использовать любые средства. В случае с агрессией Германии против СССР, советская сторона могла использовать только силу для обороны, так мирным путем этот конфликт разрешить нельзя было.

Ответ на вопросы к историческому документу. Стр. 182. Где на оккупированной территории СССР партизанское движение приобрело наиболее широкий размах?

Наибольший размах партизанское движение, согласно таблице стр. 182, приняло на территории Украины и Беларуси.