Ерофей хабаров маршрут экспедиции. Русский исследователь Ерофей Хабаров. Что открыл этот землепроходец? Столкновения с ачанами и маньчжурскими отрядами

Пассажиры дальневосточного поезда, проезжая Забайкалье, невольно обращают внимание на название станции «Ерофей Павлович». Не все знают, чьим именем русские люди назвали эту станцию. Но сведущий человек с гордостью пояснит, что станция названа именем отважного русского землепроходца Ерофея Павловича Хабарова. В его же честь назван крупный город Дальнего Востока - Хабаровск.

Ерофей Хабаров принадлежит к числу тех замечательных русских людей, которые свыше трехсот лет назад в короткий срок прошли от Уральского хребта до берегов Тихого океана, присоединив Сибирские земли к Русскому государству.

Сведений о времени рождения, детстве и молодости Хабарова не сохранилось. Известно только, что родом он был из Устюга и в начале XVII в. занимался варкой соли в г. Сольвычегодске. Но дела, вероятно, шли плохо; Хабаров пошел искать счастья на новых сибирских землях.

Поселившись вначале на Енисее, он вскоре перебрался на Лену, где занимался соболиным промыслом.

Найдя соляные ключи, Хабаров снова стал вываривать соль. Она была нужна всем, и дело шло успешно.

Впервые в этом крае Хабаров занялся и земледелием. Но вскоре якутский воевода отобрал у него соляную варницу, все пашни и 3000 пудов хлеба в казну, а самого Хабарова, неизвестно по какой причине, посадил в Якутскую тюрьму.

Выйдя из тюрьмы разоренным, Хабаров заинтересовался рассказами об Амурской земле, о ее неслыханных богатствах. Он решил попытать счастья в этой новой, недавно открытой стране, куда до Пояркова и его спутников никто из русских не ходил.

В 1649 г. в Якутске сменили воеводу, и Хабаров предложил новому воеводе Францбекову послать его с отрядом казаков на Амур для «прииску новых землиц». Воевода охотно согласился на предложение Хабарова и поручил ему подобрать отряд из желающих отправиться в Амурские земли, которые в ту пору были населены племенами тунгусов, дауров, дучеров, ачан, гиляков и др. Жили они разобщенно и испытывали немало бед от маньчжурских торговцев, которые нещадно их обманывали.

Охотников разделить с Хабаровым трудности походной жизни оказалось немного: казаки были напуганы рассказами спутников Пояркова о встреченных ими опасностях. Хабарову с трудом удалось набрать в отряд около 80 человек.

Воевода поручил ему не только собирать ясак с местных жителей, но также описать их жизнь и составить «чертежи» (карты) местности с описаниями природных условий.

Летом 1649 г. Хабаров выступил из Якутска. В то время в Сибири единственными доступными дорогами были реки. Хабаров решил добираться до Амура вначале по рекам бассейна Лены, а затем в том месте, где верховья ее притоков всего ближе сходятся с верховьями притоков Амура, перебраться волоком в бассейн Амура.

Из Якутска он плыл вверх по Лене до устья большого ее притока - Олёкмы. Медленно продвигались лодки вверх по быстрой и порожистой Олёкме. Порой на порогах люди совсем выбивались из сил. Хабаров записал: «В порогах снасти рвало, слопцы ломало, людей ушибало…»

Только поздней осенью 1649 г. отряд добрался до устья правого притока Олёкмы - Тугира, где пришлось зазимовать.

В январе, сделав нарты и нагрузив на них лодки и все имущество, казаки двинулись через высокий Становой хребет. Тяжело было тянуть в гору нагруженные нарты. К тому же сильные ветры и вьюги затрудняли продвижение. Наконец, перевалив через хребет, Хабаров вышел на р. Урку и по ней спустился в Амур. Уже в верхнем течении Амура казаки встретили селения местных жителей - дауров. Это были хорошо укрепленные города, окруженные высокими деревянными стенами с башнями и глубокими рвами. Но они были покинуты жителями, напугавшимися приближения казаков.

В одном из таких городов отряд остановился на отдых. Однажды часовые доложили Хабарову, что к городу приближаются всадники. Это был местный даурский князь Лавкай. Он спросил через переводчика, что за люди заняли их город. Хабаров ответил, что они пришли в Даурию торговать. В то же время он предложил князю платить ясак, обещав за это покровительство русского царя. Лавкай дал уклончивый ответ и уехал.

Не решаясь идти вглубь страны с незначительными силами, Хабаров оставил в селении большую часть своего отряда, а сам отправился в Якутск за подкреплением. С восторгом он рассказывал воеводе о богатствах Даурской земли, о плодородии ее полей, о лесах, пушных зверях и рыбных богатствах Амура. Если заставить дауров платить ясак, говорил он, то Якутск будет полностью обеспечен хлебом с берегов Амура, так как эта земля «против всей Сибири будет всем украшена и изобильна».

На этот раз в поход удалось набрать около 180 человек. В июле 1650 г. Хабаров выступил со своим отрядом из Якутска и осенью добрался до Амура.

В его отсутствие дауры не раз нападали на оставленный отряд, которому пришлось выдержать не одну осаду. Но русские, значительно уступая даурам в численности, все же выходили победителями: дауры были вооружены луками и стрелами, а казаки - ружьями.

Весть о смелом казаке Хабарове дошла до Москвы. Для закрепления новых земель за Россией на Амур дополнительно послали в распоряжение Хабарова отряд из 132 служилых и промышленных людей с запасом пороха и свинца.

Летом 1651 г. Хабаров поплыл вниз по Амуру, покоряя даурские города и облагая население соболиным ясаком.

За Даурией начиналась страна ачанов, занимавшихся рыболовством. У одного из ачанских улусов (селений) Хабарова застала зима. Ачаны были сильнее дауров и оказывали Хабарову сопротивление. Выслеживая русских и выведывая их силы, они то и дело пытались нападать на них.

Остановившись на зиму, Хабаров отправил часть людей вниз по Амуру. Видя, что отряд Хабарова уменьшился, ачаны смело напали на русских. Но, несмотря на значительное численное превосходство, ачаны не могли устоять против казаков и в панике бежали с поля боя. Хабаров обложил их ясаком. Они платили его исправно, но в то же время тайно обратились за помощью к маньчжурским князьям. Весной 1652 г. маньчжуры выслали под Ачанский городок большое войско, хорошо вооруженное огнестрельным оружием. Завязался жестокий бой, который окончился полным разгромом маньчжур.

Пока Хабаров воевал с ачанами и маньчжурами, он не подавал о себе никаких вестей. Якутский воевода, обеспокоенный столь продолжительным его молчанием, решил выслать подкрепление. Посланный из Якутска отряд встретил Хабарова на пути. Хотя Хабаров получил в подкрепление 144 человека, ружья и даже пушку, о возобновлении похода вниз по Амуру не могло быть и речи. Стало известно от местных жителей, что маньчжурские феодалы, встревоженные проникновением русских на Амур, решили отправить против казаков большое и хорошо вооруженное войско. Хабаров рассудил, что ему рискованно вступать в бой с главными силами маньчжур.

Отряд Хабарова остановился около устья р. Зеи, где казаки собирались строить город. Часть отряда отказалась подчиняться Хабарову. Сто тридцать шесть казаков во главе с Костькой Ивановым поплыли по Амуру.

У Хабарова осталось всего около двухсот человек. Четырех казаков он послал в Якутск с донесением воеводе, прося у него совета и помощи. Хабарову было ясно, что без значительного подкрепления ему не удержать в подчинении такой обширный край.

В то же время Хабаров решил настигнуть бунтовщиков и наказать их. 30 сентября 1652 г. он явился под стены их городка и рядом построил свое зимовье. После тщательной подготовки Хабаров открыл военные действия. Целый день отряд вел обстрел городка. Наконец осажденные сдались. Они были жестоко наказаны; многих избили батогами до смерти.

Зиму Хабаров провел в захваченном городке, а весной, уничтожив его, снова поплыл вверх по Амуру.

Донесения о походе Хабарова шли в Якутск и в Москву. Правительство решило послать на Амур воеводу и 3 тыс. стрельцов. Сначала на Амур послали чиновника Сибирского приказа Зиновьева с отрядом в 150 человек, чтобы организовать новое Даурское воеводство и подготовиться к принятию на месте большого войска.

Пока Зиновьев добирался в Даурию, по Сибири быстро распространился слух о богатствах новой земли. Со всех концов необъятной Сибирской земли на Амур потянулись русские люди. Якутский воевода, обеспокоенный массовым уходом людей с берегов Лены, высылал за ними погоню, но и посланные зачастую присоединялись к переселенцам. Чтобы не пускать людей на Амур, воеводе пришлось устроить на Олёкме специальную заставу.

Зиновьев встретился с Хабаровым у устья Зеи в августе 1653 г. Раздав царские награды, Зиновьев заявил Хабарову, что ему поручено «всю Даурскую землю досмотреть». Иными словами, Хабаров устранялся от дел и начальником становился Зиновьев. Часть казаков, недовольная Хабаровым, воспользовалась этим. Хабарова стали обвинять во всевозможных притеснениях, а главное, в том, что он государственному «делу не радел, а радел своим нажиткам, шубам собольим…» Зиновьев забрал себе имущество Хабарова, арестовал его и повез в Москву, обвинив в государственном преступлении.

В Москве, в Сибирском приказе, начался разбор дела. В поданной царю челобитной Хабаров просил за свою службу, за то, что он «кровь свою проливал и раны терпел» и «4 земли привел под государеву руку», вернуть отобранное Зиновьевым имущество. Просьба Хабарова была удовлетворена. Кроме того, за заслуги перед Русским государством он получил награду и был назначен управителем поселений по Лене. Зиновьева же наказали за превышение власти и незаконное присвоение имущества Хабарова.

Позднее Хабаров не раз подавал челобитные воеводам с просьбой послать его снова в Даурские земли «для городовых и острожных поставок и для поселения и хлебные пахоты». Но всякий раз ему отказывали.

Как в дальнейшем сложилась судьба Хабарова,- точно неизвестно.

Ерофей Хабаров, присоединяя к России новые земли, прежде всего, стремился к хозяйственному использованию Приамурского края. В одном из донесений якутскому воеводе он писал о богатствах края: «И по тем рекам живет многое множество тунгусов, а вниз но славной по великой реке Амур живут даурские люди пахотные и скотные, и в той великой реке Амуре рыба - калушка, и осетры, и всякой рыбы много против Волги. А в градах и улусах луги великие и пашни есть, а лесы по той великой реке Амуре темные, большие, соболя и всякого зверя много… А в земле злато и серебро виднеется». Имеются даже сведения о том, что Хабаров пытался заняться на Амуре земледелием, организуя для этого слободы из русских переселенцев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ерофей Павлович Хабаров остался в истории как один из первых исследователей Приамурья.
Он пришел в эти земли следом за Василием Поярковым, чтобы «послужить государеву делу» и принести «прибыль великую» русскому царю.

Слухи о богатствах «Даурской землицы» дошли до Хабарова в то время, когда он, обосновавшись в устье реки Киренги, успешно торговал солью, одновременно занимаясь хлебопашеством и очень выгодным пушным промыслом.

Благополучие Хабарова на устье Киренги продолжалось недолго - якутский воевода наложил руку и на это его хозяйство. За отказ ссужать деньгами воеводскую казну Хабарова в 1643 году бросили в якутскую тюрьму, где подвергали жестоким пыткам. В тюрьме Хабаров просидел около двух с половиной лет - выпустили его во второй половине 1645 года.

После выхода на свободу Хабаров вместе с братом и племянником с еще большей энергией и настойчивостью принялся за восстановление разоренного киренгского хозяйства. Устье Киренги снова ожило, хозяйство расширилось, у Хабарова появился приказчик, ведавший хозяйством, наймом работников и постройкой мельницы.

Ерофей Хабаров прожил в новой заимке до 1649 года, когда внимание его привлекло другое, более важное, как ему казалось, дело - открытие Приамурья Василием Поярковым и его людьми. Легендарные слухи о несметных богатствах этого края пробудили огромный интерес среди землепроходцев. К тому же возможность новых преследований со стороны якутских воевод заставляла Хабарова и его ближайших товарищей задуматься над своей дальнейшей деятельностью в якутской земле.

Эти обстоятельства привели к окончанию 17летнего периода жизни Хабарова на Лене. Мирная жизнь хлебопашца сменилась беспокойной, опасной жизнью походного атамана.

В XVII веке Даурией называли страну, расположенную в верхнем и среднем течении Амура. Основным населением этого края были дауры, которые жили по Амуру, от слияния Шилки с Аргунью до нижнего течения реки Сунгари включительно. Далее, вниз по Амуру, до устья реки Дондон, а также по Уссури жили дючеры. По нижнему течению Амура - натки (ачаны) и гиляки (нивхи).

Основным занятием дауров и дючеров являлось земледелие - сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, гречиху, просо, коноплю и горох. Из хлеба умели курить вино, из конопли - жать масло и выделывать ткани и веревки. Сравнительно высоко было развито огородничество: возделывались арбузы, дыни, бобы, чеснок, огурцы, мак и табак. В садах росли груши и яблони. Большое место в хозяйстве дауров и дючеров занимало скотоводство, разводили лошадей, крупный рогатый скот, баранов, свиней и кур. Население Приамурья знало охоту и рыболовство.

Жили дауры и дючеры родовыми группами - «улусами», как называли их русские. Улусы возглавляли князьки. Каждый улус имел укрепленный центр городок, обнесенный стеной с башнями и окруженный рвом и валом. Некоторые городки имели по две стены, пространство между которыми заполнялось землей, с «подлазами» - подземными ходами. Внутри крепостей располагались деревянные на каменном фундаменте дома. Население улусов находилось в постоянных экономических сношениях с Китаем: ежегодно китайские купцы привозили камки, кумачи, металлические изделия и другие товары и меняли их на пушнину. Натки и гиляки - «непашенные» народы - занимались рыболовством и охотой. Из домашних животных держали одних собак, которых использовали для езды. Китайцы называли натков и гиляков «жителями северных стран, одевающимися в рыбью кожу» потому, что одежда их изготовлялась из рыбьих кож.

Впервые о Приамурье сообщили русским тунгусы, кочевавшие в верховьях рек Витима, Олекмы и Алдана. В 1637 году томские казаки, собирая ясак с алданских тунгусов, узнали о племенах, живущих по рекам Зее и Шилкару (Шилке).

Более подробные сведения были получены енисейскими казаками во время похода во главе с Максимом Перфильевым в верховья Витима в 1639 году. Возвращаясь в Енисейский острог, они 27 июля 1640 года на реке Тунгуске встретили якутских воевод П. Головина и М. Глебова и сообщили им важные подробности о племенах, обитавших «по Шилке на границе Китайского государства».

В 1641 году П. Головин направил письменного голову Еналея Бахтеярова с 51 служилым человеком «на Витим реку для ясачного сбору и прииску новых землиц, и серебряной руды и медной и свинцовой, и хлебной пашни».

Однако открыть реку Амур и плавать по ней пришлось не Еналею Бахтеярову, а Василию Пояркову в 1643-1646 годах.

Экспедиция Василия Пояркова имела огромное значение. Удалые землепроходцы, проплыв по Амуру почти от верховьев до устья, своими глазами увидели этот заветный край и проверили достоверность рассказов тунгусов о богатствах Даурии. Перед ними действительно предстал совершенно другой край, по сравнению с тем, что они привыкли видеть в Сибири. По берегам Зеи, Амура часто встречались городки, вспаханные поля, сады, табуны лошадей, стада коров. Местные жители подтвердили изобилие пушных зверей - стоит туземцу день поохотиться, как он приносят десять и больше соболей. Василий Поярков удостоверился, что у дауров и дючеров имеются всевозможные металлические, серебряные изделия, дорогие камни, кумачи... но оказалось, что они не местного, как говорили тунгусы, а китайского происхождения. Поход Василия Пояркова подтвердил слухи о богатствах Даурии.

Тем временем был открыт более короткий путь на Амур, чем тот, по которому прошел отряд Пояркова. Разведали его в 1645-1648 годах якутские служилые и промышленные люди, обосновавшиеся в бассейне реки Тунгира. Проходил этот путь по реке Олекме и ее притоку Тунгиру, затем волоком через хребет к верховьям рек Урки и Амазара и по ним к Амуру.

В 1649 г. Ерофей Хабаров обратился к якутскому воеводе с челобитной, в которой писал, что знает на Амур более короткий и верный путь, чем тот, которым ходили раньше, просил дать ему 150 человек и брался снарядить их за свой счет. Вскоре пришел ответ «наказ» воеводы Францбекова: «...велели ему, Ерофейке, идти и с ним охочим, служилым и промышленным людям ста пятидесяти человекам, или сколько может прибрать, которые похотят без государева жалования идти, по Олекме и по Тунгирю рекам...». В походе предписывалось действовать мирными средствами.

Собрав отряд в 70 человек, Хабаров выступал с ним из Илимского острога в конце марта 1649 г. Путь был долгим и нелегким. Почти год добирались до р.Урка, впадающей в Амур (в наши дни на берегу этой речки расположена крупная железнодорожная станция Ерофей Павлович). С этих мест начиналась Даурская земля владения князя Лавкая. Дальше, вниз по Амуру, располагались улусы других даурских князьков. Лавкаев городок, построенный на реке Урке, вызвал восторженные отзывы, но в то же время и настороженность. Обширные и светлые дома с большими окнами находились за крепостной стекой с башнями, подземными ходами и тайниками, ведущими к воде. В многочисленных ямах хранились большие запасы хлеба. Но, к удивлению прибывших, городок оказался покинутым жителями. Безлюдными были и другие на пути Хабарова городки: оказалось, что князьки, получив сведения о походе против них якобы многочисленного русского войска, покинули свои улусы вместе с подчиненным им населением. Ерофей Хабаров попытался вести с Лавкаем переговоры, говоря, что он прибыл с мирными целями - для сбора ясака и ведения торговли, однако Лавкай оказался несговорчивым и ускакал обратно. В погоне за ним Хабаров с отрядом через день добрался до четвертого, тоже оставленного жителями городка. В надежде найти населенные места отряд продолжал путь дальше, и на следующий день достиг пятого городка, на берегу Амура. В нем оказалась только одна старуха. При допросе она подтвердила все сказанное Лавкаем о бегстве населения улусов. Кроме того, старуха много рассказала про «Богдойскую», то есть Китайскую страну, про ее изобильные богатства и города.

Проведав Даурскую землю и собрав сведения о ней, Ерофей Хабаров убедился, что с небольшими силами подчинить многолюдную страну невозможно. Он возвратился в первый лавкаев городок и, оставив здесь свой отряд, приблизительно в апреле уехал в Якутск, куда прибыл 26 мая 1650 года.

Ерофей Хабаров привез чертеж лавкаевой земли, который якутские воеводы сразу же отправили в Москву. Чертеж Хабарова был той «картой» Даурской земли, которая впоследствии служила одним из главнейших источников при составлении карт Сибири 1667 и 1672 годов, использованных Витсеном (голландским географом) для карты Сибири 1688 года. Таким образом, чертеж Хабарова еще в XVII веке стал достоянием не только русской, но и западноевропейской науки.

Чертеж и сведения о Даурской земле тут же были отправлены в Москву. Якутский воевода писал: «... тебе, государю, будет прибыль большая, и в Якутский острог... хлеба присылать будет не надобно, ибо, Даурская земля будет прибыльнее Лены... и против всей Сибири место в том украшено и изобильно».

Однако ни Дмитрий Францбеков, ни Ерофей Хабаров не стали ждать ответа из Москвы, который можно было получить при тогдашних условиях связи лишь через дватри года. Хабаров сразу же по приезде объявил новый набор охотников в даурский поход. Ерофей Хабаров, облеченный званием «приказного человека Амурской земли» и снабженный наказной памятью, пробыл в Якутском остроге недолго. С вновь набранными людьми он в первой половине июля 1650 года покинул Якутск и осенью того же года прибыл на Амур. Товарищей, оставленных в лавкаевом городке, он нашел под стенами Албазина - городка князька Албазы, зятя Шилгинея, - стоявшего на берегу Амура значительно ниже устья Урки. Пришли они сюда, когда кончился хлеб в ямах лавкаева городка, в надежде найти продовольствие и поймать новых аманатов, и жили в острожке, поставленном после неудачной попытки взять штурмом хорошо укрепленную крепость дауров.

Прибытие Хабарова с новыми силами вызвало панику среди жителей Албазина, и они без каких либо попыток: сопротивления оставили городок и убежали. В городке хабаровцы нашли много продовольствия, в том числе хлеба. Здесь они прожили до лета 1651 года.

Захватив Албазин и укрепив его, Ерофей Хабаров с большей частью казаков двинулся вниз по Амуру. На десятый день пути встретили многочисленное даурское войско. Завязался бой, и дауры снова отступили. Зимовать отряд Хабарова вернулся в Албазин. В Якутск был отправлен богатый ясак: одних соболей 166 штук. Зима прошла в подготовке к новому дальнему походу по Амуру.

Как только окончился ледоход, казачьи струги вновь двинулись вниз по Амуру. Все лето и осень прошли в плавании, обследовании побережья и столкновениях с даурскими князьками. Ниже устья Уссури казаки встретили новый народ: землю они не пахали, скота не разводили, занимались только рыболовством. В земле ачан, как назвал их Хабаров, решили зазимовать. На правом берегу Амура, на мысе Джарри (в 3 км от нынешнего с.Троицкого) вырос укрепленный острожек. Здесь провели зиму 1651-1652 гг., собирали ясак с окрестных жителей и жили относительно спокойно до весны 1652 г.

В марте к стенам острожка подступило довольно большое войско маньчжур. Маньчжурские феодалы пытались отстоять территорию своего влияния от слишком активных русских. Но, как и прежде, продолжительный и тяжелый бой принес победу не им. Это столкновение закончилось полным поражением маньчжур. Много их было убито, уцелевшие спаслись бегством, побросав пушки, пищали и знамена. Однако, несмотря на благоприятный исход боя, Хабаров, предвидя возможность повторного появления маньчжур, 22 апреля решил плыть вверх по Амуру.

При входе в Хинганское ущелье Хабаров встретил отряд казаков, возвращавшихся из Якутска. В устье Зеи Хабаров выбрал место для будущей резиденции русских властей на Амуре. Здесь часть казаков, давно выражавших свое недовольство Хабаровым, взбунтовалась и захватив несколько судов, ушла вниз по Амуру, решив служить государю отдельно. Здесь, в гиляцкой земле, они поставили острог с башнями, захватили аманатов и начали сбор ясака. Но все это продолжалось недолго. 30 сентября под стенами острога появился Ерофей Хабаров с оставшимися под его властью 212 человеками; мятежный острог после осады был взят в середине октября и сожжен, а бунтовщики жестоко наказаны.

Третью зиму на Амуре - зиму 1652/53 года - Хабаров провел здесь же, в низовьях реки. Попытки собирать ясак с гиляков не увенчались успехом, и в мае Ерофей Хабаров со своей партией поплыл вверх по Амуру.

В августе 1653 года на Амур прибыл московский дворянин Дмитрий Иванович Зиновьев с царским указом приготовить все необходимое для войска, которое предполагалось отправить в Даурию под начальством князя И. Лобанова-Ростовского, и «всю даурскую землю досмотреть и его, Хабарова, ведать». Недовольные Хабаровым казаки и охочие люди подали Зиновьеву челобитную на Ерофея Хабарова, обвиняя его в притеснениях, в нерадении государеву делу, в курении и продаже вина и пива. Зиновьев, получив жалобу и кое кого опросив, отстранил Хабарова и повез его в Москву. Так закончилась служба Ерофея Хабарова на Амуре в качестве предводителя экспедиции.

Ерофей Хабаров, основную задачу своей экспедиции видевший в присоединении Даурии к русскому государству, одновременно сделал ряд попыток распространения русского земледелия на Амуре. Он всячески склонял якутских воевод к организации перевода крестьян по указу для заведения пашни. В 1650 году он даже привез Дмитрию Францбекову образцы даурских хлебов. И когда это ни к чему не привело, он сам решил взяться за дело. Во время своего пребывания в 1650 году в Якутске Хабаров получил от казны в порядке ссуды сельскохозяйственный инвентарь и сговорил с собой в Даурию 20 крестьян. Крестьяне эти с инвентарем, продовольствием и семенами были им оставлены в районе Тунгирского острожка для производства опытных посевов. Однако здешние места оказались «каменными» и крестьяне были переведены в район Албазина, где зимовал Хабаров. Попытка заселения ими района устья реки Урки, покинутого соплеменниками князца Лавкая, также оказалась неудачной: охотников не нашлось, и Хабаров посадил на пашню только четырех своих кабальных людей, Так Ерофей Хабаров сделал первую попытку заведения на Амуре русского земледелия.

Русские люди оставались на Амуре еще пять лет. Подавляющее большинство из них погибло в многочисленных столкновениях с. превосходящими маньчжурскими войсками, правители которых пытались обосноваться в наиболее важных стратегических пунктах Приамурья. Осенью 1658 года уцелевшие люди с грудой добрались до Нерчинска и Илимского острога. Так закончилась первая попытка освоения русскими Приамурья.

Хабаров вместо государева жалованья, на получение которого он надеялся, попал в опалу; везли его в Москву как арестанта. Дмитрий Зиновьев в пути притеснял его всячески - бил и наносил оскорбления, отобрал все пожитки, которые вез Хабаров в Москву. Больше того, из съезжей избы Якутского острога была взята долговая расписка Хабарова за взятое снаряжение. Ерофей Павлович стал государевым должником на многие годы.

В 1655 г., посетив Москву, Е.Хабаров подал челобитную царю Алексею Михайловичу, в которой подробно перечислял свои заслуги в освоении сибирских и даурских земель.

Царь просьбу бывалого сибиряка уважил лишь частично: денежного жалованья дано не было, но за многолетнюю службу челобитчика возвысили в чине: он получил звание сына боярского.

Вступив по царскому пожалованию в служивое сословие, Хабаров - бывший торговый человек и землепроходец - должен был снова возвратиться на Лену, в Илимский уезд, и работать приказным человеком приленских крестьянских деревень от устья Куты до Чечуя.

Есть сведения, что Ерофей Хабаров выехал в Илимский уезд в 1658 году. Если это соответствует действительности, то остается неизвестным, где он провел время с конца 1655 года, в Москве или в своем родном уезде.

Много пережил на своем веку Хабаров. Когда он осваивал новые земли в ленском крае, - его притеснял воевода Петр Головин. Амурская экспедиция принесла новое разочарование: вместо похвал и жалованья - побои, оскорбления. Хабаров добыл в царскую казну немалый ясак с даурских племен, ознакомил с новым богатым краем не только Россию, но и Европу. Тем не менее, на нем висели огромные долги за «государевы товары, за ссуду, за судовые снасти, за холсты и за сукна, за пушки», взятые им в Якутском остроге для даурского похода. Тяжелым бременем легли эти долги на плечи Ерофея Хабарова. Шутка ли, с него требовали четыре тысячи восемьсот пятьдесят рублей серебром. Сразу полностью расплатиться с долгами было нечем.

В 1660 году за даурские долги Хабаров был арестовал Хабарова и направлен в Якутский острог. Хабаров упросил Голенищева-Кутузова отпустить его в Илимский острог для нахождения за себя поручителей - лиц, которые добровольно взяли бы на себя обязательство нести любую ответственность за своевременную уплату им казенных долгов. Просьба была уважена - Хабарова в сопровождении якутской стражи отпустили в Илимский острог.

Прибыв в Илимск, Хабаров легко нашел поручителей, и был отпущен на волю. Остается неизвестным, сумел ли он вообще расплатиться с долгами.

Ерофей Павлович Хабаров прожил в Усть-Киренге еще несколько лет, занимаясь наряду с исполнением служебных обязанностей хлебопашеством. Одновременно старый и опытный предприниматель занимался и промыслами, отпуская в тайгу покручеников. Сравнительно большое хозяйство, основанное на земледелии и промыслах, давало значительный доход. Ерофей Хабаров снова почувствовал силу и стал строить всевозможные планы на будущее.

Как раз в это время в Даурии развертывались новые события. Дело в том, что весть о ее богатствах остатки хабаровских отрядов разнесли по многим уездам. Их рассказы вызвали почти всеобщее внимание, и люди в одиночку и небольшими партиями снова двинулись на Амур. Среди них были люди «всяких чинов»: беглые казаки, вольные промышленники, «воровские» крестьяне и гулящие люди. И именно они,- разными путями и в разное время попадавшие в Даурию, положили начало заселению ее в 1660-1680 годах.

Удачное начало вторичного заселения русскими Приамурья и хорошие урожаи хлебов усилили тягу на Амур: туда потянулись «своими подъемы» вольные переселенцы. Эти события, нашедшие живой отклик и в Якутском и Илимском уездах, побудили Ерофея Хабарова решиться покинуть насиженное место и снова проситься в Приамурье. Подарив свою Киренгскую заимку усть-киренгскому Троицкому монастырю, основанному в 1663 году, он отправился в Тобольск. Прибыл сюда Хабаров в конце 1667 года и подал челобитную воеводе. Человек на склоне лет просил отпустить его в Даурию «для городовых и острожных поставок и для поселения и хлебные пахоты». Однако эта просьба, к великому огорчению Ерофея Хабарова, не была удовлетворена.

Не осуществились новые планы Хабарова, и он снова вернулся на Лену. Дальнейшая жизнь его пака остается неизвестной. Мы знаем только, что умер он на Лене и что у него остался сын Андрей, который был сперва сыном боярским, а затем - посадским человеком.

Походы Хабарова на Амур положили начало включению приамурских земель в состав России. Сегодня в память землепроходца стоит на Амуре город его имени - Хабаровск.

Биография Ерофея Павловича Хабарова

О ранних годах Ерофея Павловича Хабарова-Святитского мы знаем немного. Известно, что он родом из крестьянской семье. Родился и рос Ерофей где-то под Устюгом Великим. Молодой Ерофей со своим братом Никифором ходили на промысел пушного зверя на Таймыр. Пришлось ему заниматься и солеварением в Соли-Вычегодской. Поскитавшись по северу Европейской части России и северной части Западной Сибири, Хабаров перебирается в $1639$ году на Лену. Там он на протяжении семи лет продолжает заниматься пушным промыслом.

В $1639 $году Хабаров распахивает землю, выращивает хлеб. Построил мельницу, начинает торговлю хлебом. Большую прибыль ему приносит солеварение. В те времена соль была на вес золота. Но вскоре Хабаров впал в немилость у местного воеводы и угодил на некоторое время в острог. По выходу из острога он был разорен.

Первый поход Хабарова

В $1648$ году в Якутске сменился воевода. В марте $1649$ года к нему прибыл Хабаров. Он уже знал о трудном, но, в целом, успешном походе Пояркова. Поэтому Хабаров стал убеждать нового воеводу в необходимости новой экспедиции в даурские земли.

С разрешения воеводы, Хабаров набрал отряд из примерно $70$ человек. Воевода снабдил походников припасами, деньгами, хлебом и судами. А Хабарову было велено призвать даурских князей «под высокую государеву руку».

Хабаров осенью $ 1649$ года двинулся по Олекме и Лене на юг с целью дойти до Амура. Он перевалил через горный хребет Олекминсий Становик и добрался до реки Урки (первого на их пути притока Амура). Даурцы бежали от русских, не желая платить им ясак, и отошли в Китайские земли, оставив свои богатые селенья. Хабаров оставил «залогу» (гарнизон) из $50$ казаков в одном из таких брошенных селений – «Левкаевом городке». А сам в мае $1650$ года возвратился в Якутск за подмогой.

Замечание 1

Первый поход окончился, вроде бы, неудачей – не было добычи, покоренных народов. Но Хабаров привез чертеж даурских земель. Это была первая подробная карта этого края. Эти материалы активно использовались при создании карт Сибири во второй половине $ XVII$ века.

Второй поход Хабарова

По возвращении в Якутск, Хабаров сразу же взялся за организацию новой экспедиции. Он умышленно преувеличивал богатства Даурского края. К средине лета $1650$ года он выступил из Якутска во главе отряда из $160$ человек с пушками и припасами. Пройдя старым маршрутом, он воссоединился на Амуре с оставленным отрядом и захватил укрепленный город Албазин. Эта крепость стала опорой русских в освоении прилегающих земель и покорении местных племен.

Через некоторое время Хабаров двинулся вниз по Амуру. Поход сопровождался стычками с местными племенами дауров, нанайцев, маньчжуров. Узнав, что маньчжуры собрали большое войско, Хабаров отступил до Зеи. Там он перезимовал и послал отряды осваивать прилегающие земли, посылая в Якутск и Москву описания богатств здешних земель.

На завоеванные Хабаровым земли в августе $1653$ года прибыл новоназначенный воевода Дмитрий Зиновьев со $150$ казаками. Хабаров был арестован, а его добро конфисковано.

В Москве Сибирский приказ велел Хабарова освободить, а его вещи вернуть. Сам Хабаров собирался снарядить новый поход. Но неожиданно он исчез. Больше сведений о нем нигде не сохранилось.

Замечание 2

Неизвестно, где и когда скончался Хабаров. Но в честь этого отважного землепроходца и покорителя далеких земель назван самый большой город на Амуре – Хабаровск (центр Хабаровского края), а на железной дороге есть станция под названием Ерофей Павлович.

Итоги походов Хабарова

Можно по-разному относиться к методам Хабарова. Но не будем скидывать со счетов специфику того времени. Хабаров проявил себя умелым организатором и командиром. Он сумел завоевать обширные земли Приамурья, составил подробные чертежи освоенных земель и пройденных маршрутов, описал богатства Амурского края. Основав несколько укрепленных городков, Хабаров создал предпосылки для укрепления России на Дальнем Востоке.

Для наших современников крайне интересен духовный мир людей великих, а знание их полных биографий подчас проливает свет на многое, становятся понятными побудительные мотивы действий и поступков, и в тоже время ясно одно, что мы всё ещё недостаточно внимательны к своим предкам, первооткрывателям, первопроходцам, устроителям земли русской.

Имена Ивана Москвитина, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Федота Попова, Семена Дежнева, Михаила Стадухина, Владимира Атласова, людей возглавлявших движение русских на Восток, в результате которого Дальний Восток был присоединен к России, известны мировой исторической науке. Но как часто совершенно поразному оценивается их деятельность.

На привокзальной площади города Хабаровска высится памятник землепроходцу Ерофею Павловичу Хабарову, чье имя носит город. Установлен памятник в мае 1958 года в связи со 100-летием города. Автором памятника является скульптор А. Мильчин, долгие годы проживший на берегах Амура.

Имя Ерофея Хабарова./Ярофея, Ярко/ занимает особое место в истории Сибири и Дальнего Востока, так как в его разносторонней деятельности сконцентрированы многие, если не все, оттенки понятия "землепроходец". А это накладывает отпечаток и на оценку Хабарова, как исторической личности.

В книге Игоря Забелина «Встречи, которых не было» мы можем выделить такие строки: "Позднее я прочитал отписки Хабарова, помещенные в "Дополнениях к Актам историческим", и они мне определенно не понравились. Среди многих, кто путешествовал и воевал в ХУП веке в Сибири и на Дальнем Востоке, Хабаров - единственный в своем роде "законченный" конкистадор, он не сродни Москвитину или Шелковнику, Филиппову, Федоту Попову или Дежневу, и, как таковой, он мне не интересен. Я твердо решил, что ничего писать о нем не буду, и не собираюсь нарушать принятое решение".

В статье корреспондента хабаровской газеты "Тихоокеанская звезда" А.Чернявского "По следам Хабарова" мы читаем: " Исследователи отмечают такие качества личности Хабарова, как честность, наблюдательность, сметливость, предприимчивость, упоминают о его грамотности... Человек прямой, честный, горячий, он мог не поладить с воеводами, чиновниками, и те чинили ему препятствия..."

Кто же прав? Итак, обратимся к биографии и жизнедеятельности Ерофея Павловича, помня, что немногие из хабаровчан знают о житье-бытье этого человека.

Дата рождения его точно неизвестна. Считают, что родился около 1610 года. Профессор М.И. Белов полагал, что предпочтительнее считать родиной деревню Дмитриево Устюжского езда /Нюксенский район Вологодской области/. Но поскольку его отец Павел Хабаров и брат Никифор жили в деревне Ленивицы Сольвычегодского уезда, то вряд ли следует предполагать, что отец уехал из Дмитриево, оставив там Ерофея.

До первого похода в Сибирь Ерофей Хабаров с семьей жил в Сольвычегодске. В 1628 году ходил в Мангазею с братом Никифором. Мангазейский острог стоял на роке Таз в 180 км от устья. Оттуда Хабаров ушел на Пясину, где был целовальником, собирал пошлину.В 1630 году он возвратился из Мангазеи и в начале 1631 года отправился в Москву, где передал челобитную на имя царя с жалобой на действия воеводы Григория Ивановича Кокорева, который поссорился со вторым воеводой Андреем Федоровичем Палицыным. Дело доходило до вооруженных стычек. Хабаров принял сторону Палицына, и по этой причине взялся передать жалобу в приказ Казанского дворца, ведавшего делами Сибири. Этот случай указы¬вает на активную жизненную позицию молодого Хабарова, не побоявшегося принять участие в воеводской сваре.

В 1631 году вновь с братом Никифором и племянником Артемием Филипповичем Петриловским уходит в Сибирь и оказывается на реке Енисей вблизи устья реки Тиса. Следует сказать, что брат и племянник пройдут с Ерофеем через всю Сибирь и Приамурье.
На Енисее Ерофей Павлович занялся землепашеством, но решил идти дальше на восток. Нанял 27 работников-покрученников и отправился на Лену в 1632 году.

Сначала в 1639 году обосновался на устье реки Куты, ныне населенный пункт Усть-Кут. Не будем забывать, что в 1632 году знаменитый землепроходец Петр Бекетов основал Якутский острог. Как видим, Ерофей с братом и племянником в первом эшелоне покорителей далеких земель. В 1639 году Хабаров основал впервые в Ленском крае соляные варницы. Доставка на Лену соли до тех пор была весьма тяжким делом. А в следую¬щем году он закладывает основы землепашества в Якутии, и к 1641 году уже имел 26 десятин. Это был первый, и к тому же успешный опыт выращивания хлебов русскими в столь суровом крае.

Первые якутские воеводы П.П.Головин и М.Б.Глебов, выполняя царский наказ о заведении государственной пашни в Ленском крае, ничего не нашли лучшего как конфисковать у Хабарова пашни и соляные варницы. Но соляные варницы Хабаров успел продать Семену Андреевичу Шелковнику, тому самому, который в 1647 году основал Охотский острог /погиб там же в 1648 году/.

В 1641 году Хабаров поселился в устье реки Киренги, основал там селение, позднее названное Хабаровкой. С помощью наемных людей распахал 60 десятин /I десятина = 1,09 га/. В 1642 году продал 900 пудов хлеба. Мало это или много можню определить из соотношения годового денежного содержания пешего казака, равного 5 рублям, и стоимости одного пуда хлеба от 5 до 10 и иногда до 15 рублей. Стоимо¬сть одного соболя была 2 рубля 50 копеек. Хабаров стал хлеботорговцем. В дальнейшем в челобитных он называл себя торговым человеком.

Власть предержащие всегда находят способы прижать неугодного им человека, и в 1643 году якутский воевода отобрал все владения Ерофея Павловича под предлогом того, что тот отказался принять на поселение рядом с собой четырех украинских ссыльных. При аресте у Хабарова было конфисковано 3000 пудов хлеба. Из тюрьмы Хабаров был выпущен в конце 1645 года.

Хабаров знал о походах Ивана Москвитина на берег Охотского моря /на Ламу/, атамана Максима Перфильева в 1609 и письменного головы Еналея Бахтеярова в 1641 году в верховья Витима, а также о походе на Амур письменного головы Василия Даниловича Пояркова, начатого в 1643 году и закончившегося в 1646 году.

При движении к новому месту службы новый якутский воевода Дмитрий Андреевич Францбеков на зимовку в 1648 остановился в Илимском остроге. К нему 6 марта 1649 года обратился с челобитной Ерофей Хабаров. Он писал, что знает путь по Олекме на Амур, который много легче, чем тот, которым ходил Поярков, и просил отпустить с ним 150 человек, обязуясь снарядить их за свой счет и принести "прибыль великую" русскому царю.

Воевода был знаком со сведениями, полученными казаками в верховьях Витима, что на Витиме живет даурский князец именем Ботога и у него рубленые юрты, много скота и серебра. Серебро он покупает на реке Шилке у князьца Лавкая. От Ботоги на реку Шилку всего три с половиной дня волоку. И если дауры князьца Ботоги конные, то на Шилке много даурских пашенных людей, и хлеб там выращивают такой же как на Руси. А на устье реки Уры /Урки/ есть гора с серебряной рудой, из которой и плавят серебро. Это серебро расходится по многим улусам, его покупают на соболей. Особенно подчеркивали казаки, что на Шилке много хлеба.
Итак, хлеб, серебро и соболя - то, что было в течении многих лет побудительным мотивом к движению вперед, за горизонт.

Воевода согласился отпустить Хабарова во главе группы добровольцев в Даурскую землю, ссудив его деньгами и выдав из государевой казны оружие, порох, свинец. Хабарову не удалось собрать 150 человек, с ним согласились пойти только 70. На их снаряжение Ерофей Павлович израсходовал 3500 рублей, подписав на себя кабальные обязательства. Часть людей была набрана в Илимске, и отряд в марте 1649 года выступил в поход, остальные присоединились к нему в Якутске. Осенью вышли из Якутска. К морозам добрались до устья реки Тугир /ныне Тунгир/. Здесь прожили до середины зимы и в январе 1650 года на нартах пошли вверх по Тугиру и перевалили через Олекминский Становик. Весной добрались до Урки. Убедившись, что для проведения задуманного предприятия сил недостаточно, с партией из 20 человек Хабаров возвратился в Якутск, прибыв, туда 26 мая. Он привез чертеж Лавкаевой земли и доложил о походе. Его рассказ увлек многих. Добровольно согласились идти с ним 117 человек. Воевода выделил 21 служилого во главе с Терентием Чичегиным. На снаряжение отряда Е.П.Хабаров затратил 4000 рублей. Он выдавал деньги на прокормление вперед на три года. Документы показывают, что бывший землепашец значительную часть этой суммы занял с условием возврата с процентами.

Воевода назначил Хабарова приказным человеком Даурской земли, то есть официально признал государственное значение экспедиции. Одновременно в Москву был направлен обстоятельный отчет, в котором сообщалось следующее: " А будет, изволишь ты, государь, послать на князя Бокдоя своих государевых ратных людей, и надобно, государь, ратных служилых людей тысяч с шесть...А только, государь, они, даурские князцы, тебе, государю, учинятца сами своею волею покорны или твоею государевою грозою под твою государеву высоку руку приведены будут, и заведутся тут в Даурской земле пашни, и тебе, государю, будет прибыль большая, бо и в Якуцкой, государь, острог хлеба присылать будет ненадобно, потому что де из Лавкаева города с Амура реки через золок на Тугир реку в новый острожек, что поставил Ярко Хабаров, переходу только со сто верст, а водяным путем из того Тугирского острожку на низ Тугирем рекою и Олекмою и Леною до Якуцкого острогу поплаву на них только две недели, а чаять, государь, что Даурская земля будет прибыльнее Лены, а сказывал он, Ярко, нам, холопем твоим, что и против всей Сибири будет место в том украшено и изобильно".

Следует обратить внимание, что основной целью присоединения Даурской земли здесь определено заведение пашен, возделывание хлебов, а не грабежу туземного населения, как очень часто пытаются изобразить иностранные историки побудительные мотивы движения русских в восточном направлении.

Осенью 1650 года Хабаров прибыл на Амур и встретился со своими соратниками, которые построили острожек неподалеку от городка Шилгиноя, зятя князца Лавкая после неудачного штурма.
Узнав о прибытии нового отряда, дауры бежали из пяти крепостей, которые хабаровцы называли городками. В первых двух было по пять башен, в третьем - четыре, в четвертом - три и в пятом четыре башни, вокруг всех городков были рвы, из них вели тайные ходы к воде и имелись подлазы. В некоторых литературных версиях прихода Хабарова на Амур рассказывается о штурме городка Албазы. Этого не было. Хабаровцы нашли в брошенных крепостях много продовольствия. Позднее, оценивая ситуацию, Хабаров говорил, что брать боем эти крепости было бы крайне трудным делом.

Укрепив ещё более Албазин, русские прожили в нем до лета 1651 года. В течение зимы, имея базу в Албазине, совершали походы вверх и вниз по Амуру, но на незначительные расстояния. К этому периоду относится возникновение русского зимовья на Устъ-Стрелке.

В этот период Хабаров думал, как выполнить задание воеводы Францбекова по приведению в русское подданство князя Богдоя, то есть Богдохана - главу государства Маньчжоу. В наказной памяти от 9 июля 1650 года воевода требовал, чтобы «князь Богдой с родом своим и с племенем и со всеми улусными людьми был под государевою нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси высокою рукою в холопстве».

Приведенный отрывок свидетельствует о том, что в Якутске слабо представляли политическую обстановку на востоке.
К югу от Амура в ХУ1 веке окрепли племенные объединения чжурчженей цзяньчжоу, ожень и хайси. Племена цзяньчжоусской ветви объеданились под руководством Нурхаци /родился в 1559 году на реке Ялу в Корее/ и покорили соседние племена. В 1585 году Нурхаци был избран ханом. Нурхаци ненавидел китайцев и в 1617 году опубликовал "Семь причин ненависти к Китаю". Он объявил войну Китаю. В 1625 году маньчжурские войска овладели городом Мукден, в котором Нурхаци основал столицу, объявив прилегающие земли исконно маньчжурскими, и через два года умер.

Его сын Абахай, унаследовавший власть, в I635 году издал указ, в котором предписал племена маньчжоу, хада, ула, ехэ и хойфа впредь считать маньчжурами и государство называть Маньчжоу. В 1636 году, разгромив южномонгольское Чахарское ханство Лигдана, Абахай собрал съезд южномонгольских ханов и на этом съезде провозгласил себя Великим ханом Монголии - Богдоханом. Свою династию он назвал Цин /Чистая/.

В 1639 и 1640 годах маньчжуры вели опустошительные войны против солонов, монголоизированного племени эвенков, жившего по правому берегу Амура против устья реки Зея. Маньчжуры нанесли поражение солонскому князю Бомбогору. В донесении Богдохану маньчжурские командующие Самшика и Сохай указывали, что ими захвачены в плен 3154 мужчин, 2713 женщин.и 1819 малых детей, а также захвачены 424 лошади и 704 коровы и быка. Поскольку у маньчжуров постоянно существовала нехватка воинов для борьбы с Китаем, то захваченных в плен солонов они переселили к югу и включили в свои войска в качестве воинов или работных людей. Некоторой части солонов удалось бежать в район реки Хайдар.

В этот период в Китае существовала династия Мин /Светлая/, но в 1644 году она была уничтожена мятежниками под руководством пирата Ли Цзычена, захватившими столицу Пекин. Но пирату не удалось воссесть на трон. Китайские военачальники обратились к своим заклятым врагам - маньчжурам за помощью. Войска маньчжуров под руководством дяди малолетнего императора вторглись в застойный Китай. Доргонь разбил мятежников, подверглись избиению и те, кто попросил помощи.

Воспользовавшись моментом маньчжуры обратили войска на завоевание Китая, но на это потребовалось около сорока лет. Против захватчиков в южных провинциях Китая велась ожесточенная борьба.

Как видим, обстановка была сложной. Племена Приамурья оказались между двумя могучими государствами. И, конечно, Хабаров имевшимися силами не мог выполнить, наказ воеводы - привести под государеву руку маньчжурского Богдохана.
2 июня 1651 года Хабаров из Албазина начал поход по Амуру. 3 июня прошли мимо сожженного городка князьца Дасаула. Через два дня к вечеру подошли к городку-крепости Гуйгудара. Князьцы Гуйгудар, Олгемза и Лотодий встретили хабаровцев боем. Бой длился всю ночь.

Применение пушек, пищалей и мушкетов обусловило победу русских. Были убиты 861 даур, захвачено в плен 243 женщины, 118 детей. Казакам досталось 237 коней, 113 коров и быков. Спаслись бегством только 15 человек.

Здесь впервые русские увидели маньчжуров, которые перед боем на конях выскочили из городка и ездили по полю в течение сражения, но участия в нем не приняли. На следующий день представитель маньчжуров встретился с Хабаровым, но уровень языкового общения был весьма низким, так как переводчика с маньчжурского языка не было, пользовались услугами жанщины-ясырки, которая с трудом истолковывала отдельные слова. Удалось выяснить, что "царь" Шамшакан не велел им драться с казаками. Хабаров дал представителю богдойцев подарки и «отпустил его Богдойского мужика честно в свою Богдойскую землю».

В захваченных городках хабаровцы прожили шесть недель, посылая к даурским князьцам Дасаулу, Банбулаю, Шилгинею и Албазе представителей с предложениями покориться и поклониться русскому государю, но дауры не желали покоряться неведомо откуда взявшемуся владыке. Прожив ещё неделю, Хабаров приказал подобрать коней, погрузить их на дощаники и, распределив людей на судах, вновь поплыли вниз по Амуру. До Банбулаева городка плыли два дня /находился вероятно около Кумары/. Городок оказался пуст, все жители сбежали. О страшной битве в Гуйгударовой крепости, конечно, знали. В улусах Банбулая хабаровцы узнали, что напротив устья реки Зея находится Кокорев улус /вероятно современный населенный пункт Чанфатунь/, а за тем, проплыв три улуса, стоит город, который крепили всей Даурской землей. Живут там князь Туронча, да другой князь Толга и Омутей. Земли вверх по Зое принадлежат даурскому князьцу Олпелу. От Банбулаева городка до крепости Турончи совершили своеобразный бросок, до устья Зея плыли два дня и ночь и к вечеру третьего дня оказались под стенами крепости. Городок оказался почти пустым и был взят без боя, так как князцы Туронча, Толга и Омутей пьянствовали в ближайшем улусе, Хабаровцы поспешили туда. Омутей успел убежать, вскочив на коня. Туронча и Толга отстреливались из юрты. После уговоров сдались. Их отвели в городок, где уже находилось захваченных 100 мужчин и 170 женщин. От Турончи узнали, что под его властью находится около 1000 луков /то есть воинов/. Он согласился быть в подданстве русского царя и ежегодно платить ясак. Через посланника Туронча приказал прибыть в крепость Омутею и всем «лутчим» людям. Прибыло около 300 человек.
«И я приказной человек, по государеву указу, того Турончу и с
братьями, и Толгу, и Омутея с братьями, их князей и лутчих людей
Балуню, и Аная, и Евлогоя и всех улусных людей и весь род их к
шерти /присяге, - Г.Л./ привели на том, что быть им под государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси высокою рукою в вечном ясачном холопстве на веки...»

Даурские князьцы предлагали за каждую ясырку /женщину, оказавшуюся в плену у казаков/ от 40 до 100 рублей /в пересчете, разумеется на различные товары и соболей/, чтобы Хабаров отпустил их из города. Посоветовавшись со служилыми и вольными казаками, он принял решение отпустить всех без выкупа. Бот выдержка из отписки Хабарова: "... и они жили в тех своих улусах у го¬рода с нами за един человек, и корм нам привозили и они к нам в город ходили безпрестанно и мы к ним тож ходили".

3 сентября толмач Костка Иванов, прибывший к Хабарову от атамана Галкина с Байкала, ходил в улус к даурам и прибежал оттуда, сообщив, что еле спасся, так как его захватили в плен и не хотели отпускать. Допросив находившхся в аманатах Толгу, Турончу и других, Хабаров убедился, что дауры решили изменить присяге. Было принято решение плыть дальше вниз по реке. Толга спрятанным ножом нанес себе несколько ранений, стараясь покончить жизнь самоубийством. Толгин городок сожгли, чтобы крепости более не существовало. 7 сентября погрузились на суда и двинулись вперед.

За четыре дня доплыли до Хинганских щек. Здесь встретили народ, который хабаровцы назвали гогулями. Два дня и ночь плыли мимо гор. На отрезке от Хингана до Сунгари насчитали 21 улус, все улусы были многолюдны. В последних улусах взяли пленных и ясак. Путь до Сунгари они проделали в два дня. Около устья Сунгари было два больших городка. Взяли с боем.

От Сунгари /Шингала/ плыли 7 дней мимо земель заселенных дючерами. Улусы были многолюдными и их было много. Земли были пахотные. Много скота.

В один из дней приплыли к месту, где "стоит на правой стороне на Камени улус велик гораздо, и с того места люди пошли имя Ачаны, и с того места и до моря место не пашено и скота нет, а живут все рыбою".

Поскольку речь идет о горах, то не исключено, что имелась ввиду местность вблизи Хабаровска, может быть, Хехцир. Поход продолжался.

29 сентября на левой стороне увидели большой горподок, который был хорошо укреплен. Взяли его с боем. Решили здесь зимовать. Городок назвали Ачанским.

Определить местоположение этого городка, где провели хабаровцы зиму 1652 года, пытались многие историки и археологи. Указывали его вблизи устья реки Уссури, на мысе Джаори вблизи Троицкого, но при этом забывали, что городок был на левой стороне, а не на правом берегу.

На протяжении ряда лет Приамурское Географическое общество проводило экспедиции, пытаясь определить местоположение Ачанского городка. Можно считать, что городок находился на мысе Кадачан у выхода протоки из озера Болонь. На это место указывал и историк Б.Л. Полевой по результатам исследования старинных документов. Правда, нельзя согласиться с его рассуждениями при попытке объяснить этимологию названия Мунгу-Хонгко, горы около озера Болонь /в прошлом называлось Оджал, Очжал/, как "Серебряная Гора". При этом он ссылался на наличие в горе, мышьякового колчедана, который яко бы принимался туземцами за серебро.

Мунгу-хонгко переводятся с маньчжурского языка как "Желтый насыпной холм" или же "Желтая насыпь". Раскопки на холме показали, что там были три оборонительных насыпных вала. Это вполне соответствует названию. Почему же так интересует исследователей местоположение Ачанского городка?
Дело в том, что там происходили весьма значительные события. Всего через восемь дней после расположения хабаровцев в Ачанском городке, 8 октября 1651 года на них напали объединенными силами ачаны и дючеры численностью около 800 человек. Хабаровцев было всего 106 человек, так как половина ушла на двух судах на заготовку рыбы. Тем не менее русские одержали победу, убив 117 человек нападавших. Среди же казаков был всего один убитый, Никифср Ермолаев, и пятеро ранено.

Ачани и дючеры начали платить ясак.

24 марта 1652 года на Ачанский городок обрушилась воинская маньчжурская сила. Маньчжуры, видя, что русские укрепляются на Амуре, решили нанести поражение отряду Хабарова и тем самым обусловить подчинение себе племен Приамурья.
Против 206 человек воинства Хабарова было более двух тысяч маньчжуров, дючеров и дауров. В ходе ожесточенного сражения русские одержали победу. Маньчжуры оставили на поле боя тела 676 погибших воинов. Казакам достались богатые трофеи: 830 лошадей, хлебные запасы из обоза, 17 скорострельных пищалей, 2 пушки, 8 знамен. Скорострельными пищали были потому, что были соединены по три-четыре ствола вместе.
Отряд Хабарова потерял в бою 10 человек убитыми и 78 ранеными.

Родо-племенная верхушка народов Приамурья поняла, что процесс присоединения этих земель к Руси необратим. Начал поступать регулярно ясак.

Весной, 22 апреля 1652 года Ерофей Хабаров оставил Ачанский городок и начал подниматься вверх по Амуру. К этому времени Терентий Чечигин и Артемий Петриловский уже возвратились из Якутска на Амур, набрав там 110 "охочих казаков" и 27 служилых людей. Не застав Хабарова в Албазине, они провели зиму в Банбулаевом городке, где брали ясак. Чечигин приказал Ивану Нагибе с 26 казаками отправиться на поиски Хабарова. Нагиба не нашел отряда Хабарова, где-то расплылись между многочисленных островов вблизи устья Шунгала /Сунгари/.

Возвратиться обратно к Чечигину отряд не мог, так как слишком много пришлось выдержать стычек с немирными туземцами. Доплыли до моря. По морю двигались вдоль берега, но струг был неприспособлен для морского плавания. Судно затерло льдами. Отряд Нагибы выбрался на берег, питались выброшенными на берег дохлыми моржами и тюленями. Потом сделали некоторое подобие судна и вновь поплыли. Добрались до устья реки Учальды. Время было осеннее. Дождавшись зимнего пути, 15 декабря 1652 года на нартах пошли через горы и спустя 4 недели вышли на реку Тугур, где нашли гиляцкое стойбище. Взяли ясак в 78 соболей, Здесь прожили до лета. 30 июня 1653 года Иван Нагиба, Иван Михайлов, Павел Степанов, Федор Спиридонов и Степан Дмитриев поплыли вниз по реке. Выйдя в море, четыре недели двигались вдоль берега, а затем 4 дня поднимались вверх по реке Нангтары /ныне название утрачено/ к югу от залива Аян.

Пешком перевалили чероз хребет Джугджур и вышли на реку Ватангу /ныне Ботомга/. По Ватанге сплыли на Маю, а затем по Алдану на Лену, и 15 сентября 1653 года наконец добрались до Якутска. Здесь немедленно организовали смену товарищам, оставленным на Тугуре. Так возникло Тугурское зимовьем.
Поход Нагибы ознаменовал проход русских от верховья до истоков батюшки-Амура, сомкнул кольцо с походом Ивана Москвитина 1639 - 1642 годов и на значительном участке Амура повторил экспедицию Пояркова.

Встреча отрядов Хабарова и Чечигина произошла вблизи от Хингана. Терентий Чечигин имел задачу от воеводы, сдав Хабарову людей и привезенные порох и свинец, с десятью человеками отправиться в посольстве к Богдохану - для приведения того в русское подданство. Дауры и дючеры отказались провести посольство к Богдохану, а потом в результате предательства крещенного татарина Урусова, перешедшего на службу к маньчжурам, посольство было убито туземцами.

I августа 1652 года у устья реки Зея состоялся своеобразный казачий сход, на котором обсуждался вопрос, где ставить острог и проводить зиму. Частые переезды, постоянные стычки с туземными племенами не позволяли заняться промыслами, земледелием, торговлей. Зревшее недовольство деятельностью Хабарова прорвалось наружу. Предводительствуемые Степаном Поляковым и толмачом десятником Константином Ивановым часть служилых и вольных казаков, общим числом в 136 человек, захватив знамя, запасы пороха и свинца, несколько пушек, на трех дощаниках поплыли вниз.

Хабаров был вынужден плыть за ними. 30 сентября догнал бежавших в построенном ими остроге, осадил его и в середине октября, уговорив многих из бунтовавших, взял острожек. В феврале сжег его, а сторонников Полякова и Иванова жестоко наказал, приказав бить кнутами и батогами. От этого несколько человек скончались.

Перезимовав в низовьях Амура, в мае 1653 года, Хабаров поплыл вверх по реке. 25 августа он встретился около устья реки Зея с московским дворянином Дмитрием Ивановичем Зиновьевым, пришедшем туда с 330 служи¬лыми и "охочими людьми".
Зиновьев был послан царским правительством для ознакомления на месте возможности административного устройства присоединенных территорий. В Москве сначала планировалось послать трехтысячное войско под командованием князя И.Лобанова-Ростовского, но мероприятие это по ряду причин не состоялось. Д.И.Зиновьев сначала вручил хабаровцам награды. Хабарову был вручен золотой червонец, служилым - новгородки /серебряные монеты /а "охочим людям". - московки /две московки равнялись одной новгородке/.

На Хабарова была подана жалоба частью служилых и "охочих людей". Зиновьев, не разобравшись до конца, был резко настроен против Хабарова. Сколь бесцеремонно он обращался с Ерофеем Павловичем можно судить из того, что в ярости плевал в лицо и трепал за бороду предводителя амур¬ского воинства.

Назначив приказным человеком вместо Хабарова Онуфрия Степанова Кузнеца, Зиновьев забрал с собой Хабарова, Степана Полякова, Константина Иванова и 150 человек для сопровождения. Он решил возвратиться в Москву. Онуфрию Степанову Кузнецу приказал построить три острога: в Лавкаевом улусе /район нынешнего Игнашино на Амуре/, около устья Зеи и на реке Урке. Онуфрий Степанов Кузнец продолжил походы по Амуру, Сунгари и Уссури.

Перед самой Москвой, боясь побега, Зиновьев приказал, заковать Хабарова в кандалы. В столицу прибыли 12 декабря 1654 года. В Москве тщательно разобрались в деле Хабарова. Он был награжден званием сына боярского. Зиновьеву, по приговору, вынесенному 12 июня 1655 года, надлежало возвратить отнятое у Хабарова имущество, а сам Дмитрий Зиновьев, гласил указ, за непомерное самоуправство заслуживает жестокого наказания, но освобождается от него по решению самого царя.

Из приведенного примера видно сколь велика была власть государя и руки его доставали до самых окраинных земель.
Хабаров подал челобитную с просьбой о возвращении на Амур. Но принимая, видало, челобитную недовольных казаков и огромный долг, который Хабарову надлежало выплатить в Якутске, правительство запретило Хабарову появляться на Амуре. С этой целью во все Сибирские города был разослан указ с оповещением запрета пропуска Хабарова на Амур.

Ерофей Павлович был назначен приказчиком приленских деревень, растянувшихся от Куты до Чечуйского волока. Из центральной России Хабаров в Илимский уезд прибыл в 1658 году. В 1667 году он возил государеву казну в Москву, где вновь просился на Амур, но ему было отказано.

В старости Хабаров ушел в монастырь, чтобы замаливать большие и малые грехи. Ведь известно, что один покаявшийся грешник угоден Богу более, чем тридцать праведников.

Долгое время не знали где и когда умер Ерофей Павлович Хабаров. Б.П. Полевой считает, что Хабаров умер в своей деревне Хабаровке, вблизи Киренска в 1671 году.

В 1706 году по челобитной сына боярского Никиты Варламова было дано разрешение на месте бывшего Шилкинского острожка /напротив устья реки Нерчи/ построить Успенский мужской монастырь. В советское время деревня Монастырская, возникшая на месте монастыря, была переименована в село Калинино. На кладбище этого села была обнаружена плита с надписью "Ерофей Павлович... /и далее стерто/". Предположить, что плита лежала на могиле Ерофея Павловича Хабарова, весьма соблазнительно. Но слишком уж большая разница в дате смерти, приводимой Полевым, и временем возникновения Успенского монастыря.

В монастырь на Лене Хабаров ушел под фамилией Святицкий. Эта фамилия содержит в себе определенный секрет. Не исключено, что это фамилия его деда или прадеда. Ведь у известного завоевателя Сибири Ермака отец носил фамилию Поволжский, а дед - Аленин.

Потомки высоко оценили выдающуюся роль Хабарова в завоевании Дальнего Востока и в истории Сибири. Не случайно генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев предложил назвать селение Хабаровкой, ныне превратившееся в прекрасный город. Ведь Хабаров положил не только начало ленскому земледелию и соляным промыслам, он присоединил к России Приамурье, где в 1656 году возникло Нерчинское, а в 1684 году - Албазинское воеводство.

Мы не знаем, что стало с бывшей женой Хабарова Василисой и дочерью Анастасией, покинутых им на Вологодщине. Сын же Андрей, от второго брака в Якутии, в 1690 году был поверстан в "сыны боярские".

И ныне где-то на огромных пространствах нашей страны живут потомки Ерофея, подчас ничего не зная о своем великом предке.

Почетный член Приамурского Географического Общества
Григорий Левкин

Июнь 1996 года

Фотографии подобраны на интернет порталах