Глухая согласная в корне слова примеры. Конспект урока по русскому языку: «Парные звонкие и глухие в корне слова

ГУО «Средняя школа № 40 г. Могилева»

Тема: «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова»

Учитель:

Осипова Елена Александровна

Могилев, 2017

Цели и задачи урока:

    сформировать представление у детей об орфограмме парный согласный в корне слова;

    повторить и закрепить правила по данной орфограмме;

    развивать у детей навыки логического мышления, анализа и синтеза;

    увеличение словарного запаса учеников;

    формировать навыки коммуникативного общения при работе в группе;

    развивать навыки контроля и самоконтроля.

Оборудование: учебник «Русский язык», 2 класс, карточки для работы в группах, компьютерная презентация MicrosoftPowerPoint.
Технические средства: персональный компьютер, телевизор.

Ход урока

1. Организационный этап

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Проверка д/з

Самопроверка. На слайде правильный образец выполнения задания. (Слайд)

Сравните выполненное д/з с образцом.

Кто выполнил задание правильно - поднимите руку.

Желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.

Минутка чистописания.

Возьмите ручки, запишите дату, классная работа.

Прежде чем начать наш урок, давайте проложим путь. Для этого напишите узор, который видите на доске.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. Простым карандашом обведите букву, которая написана, по вашему мнению, правильно.

Орфографическая минутка (2 ученика работают за доской).

Посмотрите на экран. Прочитайте предложение.

Спишите его, вставляя пропущенные буквы.

Проверка.
(Слайд.)Пч.ла д.леко за м.дком л.тает. (Пчела далеко за медком летает).
- Объясните написание слов. Какие слова вы подобрали для проверки?
- Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная в корне слова).

- Назовите слова, в котором написание парного согласного в корне слова требует проверки. (Медком.)

Как проверить? (Подобрать проверочное слово).

Каким словом млжно проверить? (Медок, медовый).

Словарная работа (1 ученик на доске)

Проверяем ученика, который писал на доске. (Слайд)

Проверьте! Город, карандаш, мороз, огород, арбуз, медведь.

Самооценка

Как бы ты оценил свою работу?

Новое слово морковь . (Представляется картинка).

Назовите звуки, которые слышите в этом слове.

Сравните звуки с буквами, которые пишутся в данном слове.

Что заметили? (Не совпадают.)

Написание какой буквы мы можем проверить? (В)

Каким образом? (Подобрав проверочное слово.)

Какую букву проверить нельзя? (О).

Запишите данное слово. Из буквы о сделайте солнышко, нарисовав лучики простым карандашом (Слайд.)

Поделите слово на слоги.

Устно составьте с ним предложение.

3. Формулирование темы и постановка цели урока

- Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?

Чему мы будем сегодня учиться? (узнавать слова с парной согласной в корне слова; правильно писать слова с этой орфограммой, учиться безошибочно подбирать проверочные слова).

4.Закрепление знаний, умений и навыков.

Составление алгоритма для работы

Предлагаю составить алгоритм работы над орфограммой «Правописание парных звонких и глугих согласных». На доске вперемешку находятся этапы работы над словом. Давайте их поставим в правильном порядке.

1. Читаю слово …

2. Нахожу парный звук …

3. Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить.)

4. Изменяю слово (подбирираю однокоренное (назови ласково или подставляю слово нет) ) …

5. Проверяю …

6. Пишу букву…

7. Подчеркиваю орфограмму.

Физминутка Упражнение «Буратино»

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел-

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать

Закройте глаза. Представьте, что у вас длинный-длинный нос, совсем как у Буратино. Теперь с закрытыми глазами носом напишите в воздухе: «Я молодец!»

Работа у доски. В коробке лежат предметы: чашка, блюдце, ложка, кружка, лопатка, прихватка, салфетка, сковородка. Ученик вынимает предмет, называет его и проверочное слово, после чего записывает это слово на доске.

Работа с учебником

Прочитайте задание. Выпишите те слова, в которых нужно проверять парные звонкие глугие согласные в корне.

В какой части слова находятся парные согласные? (В корне слова) Это важно знать или нет? (Важно) Зачем это нужно знать? (Если она в корне, мы будем проверять).

Групповая работа . Капитаны выбирают предложенные учителем задания, для работы в группах. Выборочная проверка по нескольким примерам. Проверка проводится представителями соседних групп. Повтор правила.

Оценивать будем правильность выполнения задания.

Варианты заданий для групповой работы:

1. Задание: выберите лодку с буквой. Приведите ее к нужному слову.

Бума…ка, ю…ка, шу..ка, кра…ка, пу…ка, кно..ка, гря…ка, бере..ка, до…ка, фла…ки, тру…ка, бесе…ка, мы…ка, ша…ка, ска…ка.

2. Задание. Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Вставьте пропущенные буквы.

Ло…ка, игру…ка, кату…ка, клю…ка.

Доро…ка, кры…ка, варе…ка, но…ка.

Лоша…ка, лю…ской, лопа…ка, зага…ка.

Мину…ка, моне…ка, гря…ка, конфе…ка.

Оши…ка, гри…ки, тру…ка, ла…ка.

3. «Поиграем с куколкой». Назвать ласкательными словами, что есть у куклы. В словах должны быть парные согласные: глазки, губки, бровки, ушки, зубки, ножки. Подобрать проверочные.

(Картинка куклы.)

4. Задание. Заполните таблицу, подбирая подходящие по смыслу слова.

Вставьте пропущенные буквы. Слова для справок: табуре…, крова…ка, ча…ка, тя…ка, алма…, кру…ка, рома…ка, люти…, конфе…ка, морко…ка, лопа…ка, изумру…, зябли…, пряни….

сладости

драгоценные камни

орудия труда

Проверка. Меняются заданиями. Даны правильные образцы выполнения.

Физкультминутка

Игра «Зоркий слух»)

Слово учителя: называю слова с глухой согласной- встаёте, со звонкой- хлопаете в ладоши.

Слова: травка, улыбка, шубка, шутка, дуб, шапка, зуб, крышка, сапожки

Физкультимутка

Мелкие шажки- раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

Тихонечко садитесь. Продолжаем работу.

Работа в парах

Пончик любит лимонат

Шоколат и мармелат

А Авоська – плюжки

И слаткие ватружки.

Найдите и исправьте ошибки, объсните.

Торопыжка любит торд

И из персиков компод.

Все мы слаткоежки,

Щёлкаем орежки.

5. Рефлексия

Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. Интересно

1. Работал на уроке

1. Понял материал

2. Отдыхал

2. Узнал больше, чем знал

3.Безразлично

3. Помогал другим

3. Не понял материал

6. Подведение итогов. Задание на дом .

Над какой темой работали?

Чему научились?

Справились ли мы с поставленными задачами?

В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.

Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них - противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Парные согласные

примеры слов с парными согласными

стол[б]ы - стол[п]

дро[в]а - дро[ф]

доро[г]а - доро[к]

боро[д]а - боро[т]ка

бла[ж]ить - бла[ш]

моро[з]ный - моро[с]

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Правило правописания парных согласных

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга - последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:

  • бо[п] - бобы - боб;
  • бро[т] - брода - брод;
  • бро[ф"] - брови - бровь;
  • гвоз[т"] - гвозди - гвоздь;
  • огоро[т] - огороды - огород;
  • дро[ш] - дрожи - дрожь;
  • поло[с]ка - полосонька - полоска;
  • ко[з"]ба - косить - косьба;
  • ре[з"]ба - резать - резьба;
  • горо[д"]ба - городить - городьба;
  • кро[в"] - кровный - кровь;
  • стра[ш] - стражник - страж.

Парные согласные. Примеры различения слов

Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:

  • (суп) густ - (над речкой) куст;
  • (телеграфный) столб - (Александрийский) столп;
  • кора (дуба) - (высокая) гора;
  • (невыносимая) жара - (поверхность) шара;
  • (букет) роз - (мальчик) рос;
  • (новый) дом - (толстый) том.

В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

Тест по изученной теме

трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.

  • гу…ки (__________);
  • фла…ки (__________);
  • гри… (__________);
  • гла… (__________);
  • пры…ки (____________);
  • ло…ка (____________);
  • лоша…ь (______________);
  • зу.. (_______).

Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.

9. Вставьте буквы в тексте:

Лебе…ь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаски.
  • Как душисты яготки земляники!
  • На грятках посеяна моркофка.
  • Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
  • Лотка плыла по озеру.
  • Берек постепенно приближается.
  • Сторош не спит.
  • Громко тяфкает во дворе дворняшка.
  • Ёш шуршит в кустах.

Ответы

1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.

3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:

погру..ка , подво..ный, гла..кий , наря..ный, лоша..ка , осторо..ный, гото..ить, ду..ки , ло…ки , дру..ный.

4. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гуДки (гудок);
  • флаЖки (флажок);
  • гриБ (грибы);
  • глаЗ (глаза);
  • прыЖки (прыжок);
  • лоДка (лодочка);
  • лошаДь (лошади);
  • зуБ (зубы).

8. Выберите правильный вариант:

ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.

9. Вставьте буквы в тексте:

ЛебеДь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаЗки.
  • Как душисты ягоДки земляники!
  • На гряДках посеяна моркоВка.
  • ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
  • ЛоДка плыла по озеру.
  • БереГ постепенно приближается.
  • СтороЖ не спит.
  • Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
  • ЁЖ шуршит в кустах.

Тема: « Парные звонкие и глухие согласные в корне слова».

Цель : закрепить знания о правописании слов с парными звонкими и глухими

согласными; Слайд 1

развивать речь, внимание, мышление, память;

воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование : презентация к уроку,

раздаточный дидактический материал,

Ход урока.

    Организационный момент.

Приветствие. Организация внимания учащихся. Слайд 2


    Актуализация опорных знаний.

- Посмотрите внимательно на игровое поле. У нашего зайчика

на этом поле сегодня два маршрута (два направления). Если вы

правильно их определите, то узнаете тему сегодняшнего урока.

(Сначала зайчик находился в домике Б, из него отправился

в домик В, оттуда пошёл в домик Г, перепрыгнул в домик Ж..З..Д.)

Учащиеся определяют первый маршрут:

- Зайчик посетил дома только со звонкими парными согласными: Слайд 3

Б→В→Г→Ж→З →Д

Учитель:

- Предположите, каким был второй маршрут?

(Зайчик посетил дома с глухими парными согласными:

П →Ф →К →Т →С →Ш)

3. Формулировка темы и цели урока. Слайд 4

- Назовите тему уроку

(« Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»).

- Какие звонкие и глухие согласные составляют пары?

Соедините линиями парные согласные:

б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш

Учитель:

- Какова же цель нашего урока?

(Мы будем закреплять знания о правописании звонких и глухих согласных)

4 . Минутка чистописания.

- Проведём минутку чистописания. Запишем букву, которая была последней в первом маршрут, и её пару. Какие это буквы? (д – т)

- Составим цепочку из этих букв, прибавив к ним букву о (дто). При каждом повторе количество букв о увеличивается на одну (дтоо – дтооо и т.д.).

5. Словарная работа.

а) Игра «Собери слово»

- Какие словарные слова с парными звонкими и глухими согласными вы знаете?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Слайд 5

Посмотрите на рисунок, найдите букву, с которой начинается

искомое слово, и направление для поиска остальных букв.

Отгадайте это слово (сапог)

б) Работа с лексическим значением слова.

Учитель:

- Что такое сапоги ? (Это обувь)

- Что ещё относится к обуви? (туфли, кроссовки, ботинки, калоши)

- В чём отличие сапог от туфель? (сапоги высокие, а туфли низкие). Слайд 6


- Из какого материала шьют сапоги?

- Дайте полное определение слову «сапоги».

(Это высокая обувь из кожи, резины, других материалов)

Учитель: Слайд 7

- Слово «сапоги» - древнерусское слово. У учёных нет единого

мнения, от какого слова оно образовалось. Одни считают, что

от слова «соп», т.е. « печная труба», т.к. сапоги напоминают её

по форме. Другие учёные считают, что от слова «сапати», т.е. сопеть,

скрипеть, т.к. при ходьбе обувь обычно поскрипывает. Вторая

точка зрения считается более убедительной.

в) Работа со словом.

Учитель:

- Произнесите слово «сапоги» по слогам, определите ударный слог (третий).

- Напишите слово «сапоги» в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в слове.

- Запишите рядом это слово в единственном числе (сапог). Какая орфограмма появилась на конце слова? (парная согласная на конце слова) Как правильно нужно записать это слово? Как проверить?

г) Работа с фразеологическими оборотами. Слайд 8


Учитель:

- В левой столбике записаны фразеологические обороты

со словом «сапоги», а в правом – значения данных оборотов.

Соотнесите фразеологические обороты и их значения.

1. Сапоги каши просят . Похожие люди, особенно по их недостаткам.

2. Быть под сапогом. Продырявились, износились, требуют ремонта.

3. Два сапога пара. Заискивать, угодничать, унижаться.

4. Стлаться под сапогом. Быть в полном подчинении у кого-либо.

д) Составление предложения со словом «сапоги».

Выбор учителем предложения из нескольких предложений, составленных учащимися.

( Мама купила красивые сапоги .)

Учитель:

- Подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.

е) Работа с группой родственных слов. Слайд 9

Учитель:

- Составьте группу родственных слов с

корнем «сапог»- «сапож».

(сапог- сапожок, сапожник, сапожище...)

6. Физминутка.

Учитель:

- Я буду называть слова. Если в слове есть парный согласный,

то хлопните в ладоши, а если нет, то топнете ногой.

(Трава, зуб, суп, книга, школа, клуб, зима, мороз, земля, вода, сторож.)

7. Систематизация и обобщение знаний учащихся. Слайд 10

а) Учитель:

- Прочитайте слова. Спишите эти слова в тетрадь. Найдите и

подчеркните согласные буквы, которые при письме

нужно проверять.

Чашка, рыбка, коровка, берёзка, грядка, кружки, сказка.

-

б) Работа с правилом

Учебник с. 171.

в) Самостоятельная работа

Выполнение упражнения № 323.

г) Работа с деформированным текстом. Слайд 11

Учитель:

- Перед вами деформированное предложение:

кошки глазки у зубки зоркие и острые

- Составьте предложение.

- Найдите слова на правописание парных согласных

в корне слова.

д) Вставьте пропущенные буквы в слова:

Ду..., цветок, руба...ка, зверь, ястре..., одежда, медве...ь,

дерево, ланды..., птица. Слайд 12

Самопроверка.


Игра « Найди пару!» (ассоциации)

- Объедините слова в пары по смыслу

(дуб – дерево, ландыш – цветок, рубашка – одежда,

ястреб – птица, медведь - зверь)

Проверка по слайду.

Слайд

8. Развитие речи. Слайд 13

Работа с пословицами.

    Друг познаётся в беде.

    Важен не обед, а привет.

    Друга ищи, а найдёшь - береги.

Учитель:

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Какие пословицы можно объединить по смыслу?

- Составьте к ним своё задание в соответствии с темой урока.

(записать только те пословицы, в которых есть слова с парной согласной в корне слова)

9.Обобщение.

Работа с раздаточным дидактическим материалом.

Игра « Будь внимателен!»

ча.. .ка

ло...ка

кни...ка

бума...ка

ры.. .ка

ука...ка

10. Итог урока. Слайд 14

а) Рефлексия.

Учитель:

- Над какой темой работали на уроке?

- Как проверить парный согласный звук в корне слова?

б) Домашнее задание.

Учитель:

- Повторить правило, упр. 321.

Презентация предназначена для урока русского языка. Учитель расскажет о том, когда и при каких обстоятельствах в корне слова надо ставить одну из парных согласных. Для начала учащимся предстоит вспомнить, что такое корень слова, какую функцию он выполняет, почему так важна данная часть слова. Также они должны разобраться, какие звуки относятся к глухим и звонким. Затем им нужно будет все буквы определить в пары, исходя из понятия глухости-звонкости. Учащиеся должны увидеть взаимосвязь между парными звуками и то, как они на самом деле похожи, если бы не различие в звонкости и глухости. Затем школьники будут учиться проверять, какой звук лучше писать в корне слова, как его проверить. Для этого им будут даны слова на обувную тематику. Также учащиеся узнают несколько новых фразеологизмов, в которых встречается слово “сапог”. Но самое главное, они научатся правильно писать согласные в корне слова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. 2 класс Prezentacii.com

Б Д Г Ж Ф С Т П В З Ш К

Б Д Г Ж В З

Б В Г З Д Ж Т Ф П Ш К С

Фразеологические обороты речи Сапоги каши просят. Быть под сапогом. Два сапога пара. Стлаться под сапогом. Похожие люди, особенно по их недостаткам. Заискивать, угодничать, унижаться. Быть в полном подчинении у кого-либо. Продырявились, износились, требуют ремонта.

Слова-родственники сапог сапож сапожок сапожище сапожник

Найти парные согласные в корне слова. Чашка, рыбка, коровка, берёзка, грядка, кружки, сказка. ш б в з д ж з

Составь предложение кошки глазки у зубки зоркие и острые У кошки глазки зоркие и зубки острые.

Найди пару ду... цветок руба...ка зверь ястре... одежда медве...ь дерево ланды... птица дерево одежда птица зверь цветок б ш б д ш

Русские народные пословицы Друг познаётся в беде. Важен не обед, а привет. Друга ищи, а найдёшь - береги.

Молодцы! Домашнее задание: п овторить правило, упр. 321.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова".

Урок русского языка во 2 классе создан по программе "Школа России" авторов Зелениной Л. М. , Хохловой Т. Е. Тема урока: Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова". Тип урока: закрепл...

Урок русского языка во 2 классе. "Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слов» (для классов коррекции IV вида)

Этот урок был разработан и апробирован в классе для детей с нарушениями зрения. В урок включены элементы здоровьесберегающих технологий....

В русском языке разделяются глухие и звонкие согласные. Правила написания букв, обозначающих их, начинают изучать уже в первом классе. Но даже по окончании школы многие так и не могут без ошибок писать слова, где встречаются глухие и звонкие согласные. И это печально.

Зачем нужно правильно писать глухие и звонкие согласные в русском языке

Некоторые люди относятся к культуре письма поверхностно. Они оправдывают своё незнание в этой области такой расхожей фразой: «Какая разница, как написано, всё равно ведь понятно, о чём речь!»

На самом деле ошибки в написании слов свидетельствуют о низком уровне культуры личности. Нельзя считать себя развитым человеком, не умея правильно писать на своём родном языке.

Есть и ещё один факт, свидетельствующий в пользу правила о безошибочном написании. Ведь глухие и звонкие согласные иногда находятся в таких словах, которые устной в речи являются омофонами. То есть звучат одинаково, а пишутся по-разному. Неверное употребление буквы в них чревато потерей или изменением смысла контекста.

Например, слова "пруд" - "прут", "кот" - "код", "рог" - "рок" как раз входят в этот список.

Позорный проигрыш

Школьникам на уроке русского языка можно рассказать смешной эпизод из жизни. Он должен быть основан на том факте, что несколько ребят не умели правильно писать в словах буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки.

А произошло это во время школьной командной игры «Кладоискатели». В правилах её было отмечено, что нужно двигаться по маршруту, указанном в записках. Причём место, где было спрятано следующее письмо, указывалось не точно. Записка содержала только намёк на него.

Вот команды получили первые письма с таким текстом: «Дорога, луг, камень». Одна группа ребят сразу побежала в сторону лужайки, нашла там камень, под которым и было спрятано письмо. Вторая же, перепутав слова-омофоны «луг» и «лук», побежала к грядке. Но, естественно, среди ярко зеленеющих рядов никакого камня они не обнаружили.

Можно историю изменить таким образом, будто составлял записки неграмотный писака. Именно он, давая указания членам своей команды, вместо слова «луг» использовал «лук». Не зная, как пишутся парные звонкие и глухие согласные, «грамотей» ввёл ребят в заблуждение. В результате соревнование было сорвано.

Правило написания сомнительных парных по глухости-звонкости согласных

На самом деле проверить, какую букву следует писать в том или ином случае, достаточно просто. Парные звонкие и глухие согласные звуки вызывают сомнения в написании лишь тогда, когда находятся в конце слова или за ними стоит ещё один согласный глухой звук. Если один из данных случаев имеет место быть, нужно подобрать однокоренное или изменить форму слова так, чтобы за сомнительным согласным следовал гласный звук. Можно также воспользоваться вариантом, где за проверяемой буквой стоит звонкий согласный.

Кружка - кружечка, снег - снега, хлеб - хлеба; резь - резной, пот - потный.

Дидактическая игра «Соедини проверяемое слово с проверочным»

Чтобы во время занятий успеть сделать больше, можно провести игру, в которой закрепляются навыки без записывания. Условием её будет задание, в котором детям предлагается только соединить проверочные слова с проверяемыми чертой. Времени на это уходит меньше, а проделанная работа будет чрезвычайно эффективна.

Интереснее станет игра, если проводить её в виде соревнования. Для этого составляют три варианта заданий, где используются два столбика. В одном записаны проверочные слова. В другой же нужно занести те, в которых находятся в сомнительном положении звонкие и глухие согласные. Примеры слов могут быть такими.

Первый столбик: хлеба, пруды, снега, луковка, луга, прутик . Второй столбик: лук, хлеб, луг, прут, снег, пруд.

Для усложнения задания можно включить в столбец с проверочными словами те, которые не подходят для проверки, то есть не являются однокоренными с теми, в написании которых существуют сомнения: снеки, слуга, спрут .

Таблица согласных по звонкости-глухости

Все согласные звуки делятся по нескольким параметрам. Во время фонетического разбора слова в школе указываются такие характеристики, как мягкость-твёрдость, звонкость или глухость. Например, звук [н] - согласный, твёрдый, звонкий. А звук [п] отличается от него только одной характеристикой: он не звонкий, а глухой. Отличие же звуков [р] и [р’] кроется лишь в мягкости и твёрдости.

Исходя из этих характеристик, составляется таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по мягкости-твёрдости. Ведь некоторые согласные бывают только мягкими либо только твёрдыми.

Также разделяют согласные звонкие и глухие. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку. Например, таковыми являются

  • й, л, м, н, р;
  • х, ц, ч, щ.

Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго - глухими. Остальные же согласные являются парными. Именно они и составляют сложность в написании, так как часто слышится глухой звук там, где пишется буква, обозначающая звонкий согласный.

Проверки требуют только парные согласные - звонкие и глухие. Таблица отражает этот момент. Например, звук «б», попадая в конечную позицию или оказываясь перед другим глухим согласным, сам «оглушается», превращаясь в «п». То есть слово «граб» (порода дерева) произносится и слышится как [грап].

В таблице показано, что эти звуки являются парными по звонкости-глухости. Таковыми же можно назвать «в»-«ф», «г»-«к», «д»-«т», «ж»-«ш» и «з»-«с». Хотя к паре «г»-«к» можно добавить звук «х», который часто звучит в оглушённой позиции на месте «г»: мягок - мягкий [м’ахк’ий], лёгок - лёгкий [л’охк’ий].

Дидактическая игра-лото «Сомнительные согласные»

Чтобы занятия, на которых изучается правописание звонких и глухих согласных, не превратились в нудную рутину, следует их разнообразить. Педагогам и родителям можно подготовить для дидактической игры специальные небольшие карточки с картинками и словами, в которых есть сомнительные согласные звуки. Сомнительную согласную можно заменить точками или звёздочками.

Дополнительно следует изготовить более крупные карточки, в которых будут стоять только буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости согласные. На стол раскладываются карточки с картинками.

По сигналу ведущего игроки берут их со стола и закрывают ими буквы на крупной карточке, которые являются пропущенными по их мнению. Кто раньше других и без ошибок закроет все окошечки, считается выигравшим.

Внеклассные мероприятия по русскому языку

Выигрышными вариантами развития интереса к этой области науки являются вечера, конкурсы, КВНы. Проводятся они во внеурочное время для всех желающих.

Очень важно составить увлекательный сценарий такого мероприятия. Особое внимание следует уделить разработке заданий, которые будут и полезными, и увлекательными. Такие мероприятия могут проводиться с учащимися самых разных возрастов.

Интересными заданиями могут быть и такие, которые содержат в себе элемент литературного творчества. Например, полезно предложить ребятам:

Составить рассказ о том, как поссорились звуки «т» и «д»;

Придумать как можно больше однокоренных слов к слову «рог» за одну минуту;

Написать короткое четверостишие с рифмами: луг-лук, прут-пруд.

Чередование согласных в русском языке

Иногда, вопреки законам правописания, некоторые буквы в словах заменяются другими. Например, «дух» и «душа». Исторически (этимологически) они являются однокоренными, однако имеют разные буквы в корне - «х» и «ш». Такой же процесс чередования согласных наблюдается в словах «ноша» и «носить». Но в последнем случае звук «ш» чередуется с согласным «с».

Однако следует заметить, что это - не чередование звонких и глухих согласных, составляющих пару. Это особый вид замены одного звука другим, произошедший в глубокой древности, на заре формирования русского языка.

Чередуются такие согласные звуки:

  • з - ж - г (пример: друзья - дружить - друг);
  • т - ч (пример: летать - лечу);
  • ц - ч - к (пример: лицо - личный - лик);
  • с - ш - х (примеры: лесник - леший, пашня - пахать);
  • ж - д - жд (пример: вожак - водитель - вождение);
  • з - ст (пример: фантазия - фантастический);
  • щ - ск (пример: лощеный - лоск);
  • щ - ст (пример: мощеный - мостить).

Часто чередованием называют появление в глаголах звука «л», который носит в данном случае красивое название «эль эпентетикум». Примерами могут быть пары слов «люблю - любить», «кормлю - кормить», «куплю - купить», «графлю - графить», «ловлю - ловить», «гублю - губить».

Русский язык настолько богат, происходящие в нём процессы столь разнообразны, что если педагог постарается найти увлекательные варианты работы на занятиях как в классе, так и вне уроков, то многие подростки окунутся в мир познаний и открытий, по-настоящему заинтересуются этим школьным предметом.