Характеристика ощущений, виды и свойства ощущений. Особенности ощущения. Понятие о восприятии. Ощущения и восприятия

В психологии существует несколько понятий порога чувствительности

Нижний абсолютный порог чувствительности определяют, как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.

Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зрительный порог составляет всего 2-4 кванта света, а обонятельный равен 6 молекулам пахучего вещества.

Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу его сновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследования психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего - на болевой). Например, при постепенном увеличении температуры воды человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке или давлении на кожу.

Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера - Вебера относительный порог ощущений является постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения.

У новорожденного ребенка все анализаторные системы морфологически готовы к отображению. Однако они должны пройти значительный путь функционального развития.

Самым органом познания ребенка является рот, поэтому вкусовые ощущения возникают раньше остальных. На 3-4 недели жизни ребенка появляется слуховая и зрительное сосредоточение, что свидетельствует о готовности ее к зрительных и слуховых ощущений. На третьем месяце жизни она начинает владеть моторикою глаз. С координацией движений глаз связана фиксация объекта, который действует на анализатор.

У ребенка быстро развивается зрительный анализатор. Особенно чувствительность к цветов, острота зрения, общая чувствительность к световому раздражители.

Большое значение имеет развитие слуховых ощущений. Уже на третьем месяце ребенок локализующее звуки, поворачивает голову к источнику звука, реагирует на музыку и пение. Развитие слуховых ощущений тесно связан по овладению языком. На третьем месяце ребенок уже может различать ласковый и сердитый тон простирающегося к ней языка, а на шестом месяце жизни различает голоса близких ей людей.

И. М. Сеченова подчеркивал большое значение кинестезичних ощущений в развитии познавательной деятельности. От них в значительной степени зависит совершенство двигательной сферы ребенка, дифференцирование ее движений, необходимых для выполнения различных видов деятельности.

М. М. Кольцова выдвинула идею единства и взаимосвязи всех проявлений двигательного анализатора, начиная от простых моторных компонентов и заканчивая кинестезиею языка. В период становления языка ограничение движений приводит к прекращению лепету и произнесения первых слогов. Ритм речи соотносится с ритмом телесных движений, которые совершает ребенок. Рассуждения М. М. Кольцовой совпадают с теми экспериментальными данными, которые показывают связь ритма, темпа и громкости речи с темпераментом.

Органические ощущения во взаимодействии с кинестезиею и дистантнимы ощущениями образуют еще один жизненно важный комплекс чувствительности. Основу здесь составляют органические чувства и ощущения схемы тела (соответствия его частей). Ощущение здоровья, силы придает человеку бодрости, уверенности в себе, стимулирует активную деятельность.

Следовательно, ощущения возникают и развиваются на протяжении жизни человека и составляют ее сенсорную организацию.

Б. Г. Ананьев пишет, что у детей не наблюдается значительных различий в уровне чувствительности одних и тех же анализаторов, хотя у взрослого человека они очевидны. Повышенную чувствительность отмечают в сталеваров, художников, текстильщиков. Так, текстильщики различают 30-40 оттенков черного цвета ткани, в то время как неспециалистов - лишь 2-3 оттенки. Врачи-терапевты очень хорошо различают шумы. Следовательно, деятельность влияет на развитие значимых для данной профессии видов чувствительности. Экспериментально подтверждено, что можно в десятки раз увеличить чувствительность к распознания человека.

Формирование социально значимой личности может состояться на чрезвычайно ограниченном сенсорный основе, даже при условии потери двух ведущих чувствительности - зрения и слуха. Тогда ведущей в развитии личности становится тактильная, вибрационная, обонятельная чувствительность. Пример слепоглухонимой А. Скороходов - выдающегося психолога - убедительно показывает, каких высот творческой активности может достичь человек, опираясь в своем развитии на "непроводные" ощущение.

Ощущение- процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Рефлекторная природа ощущений

Ощущения - начальный источник наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна приня¬то различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обо¬няние, вкус, осязание, зрение и слух.

Систематическая классификация ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.

Индивидуальные особенности

Индивидуальные различия в ощущениях - мало изученная область психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особенности центральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных более развито обоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения - в 20-30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие - хуже); пол (женщины более чувствительны к высоким звукам, а мужчины - к низким); характер деятельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла и пр.). Основным органом познания ребенка является рот, следовательно вкусовые ощущения возникают раньше остальных. На 3-4 недели жизни ребенка появляется слуховое и зрительное сосредоточение, что свидетельствует о готовности ее к зрительных и слуховых ощущений. На третьем месяце жизни он начинает владеть моторикою глаз. С координацией движений глаз связана фиксация объекта, который действует на анализатор. У ребенка быстро развивается зрительный анализатор. Уже на третьем месяце ребенок локализующие звуки, поворачивает голову к источнику звука, реагирует на музыку и пение. Развитие слуховых ощущений тесно связано с овладением языком. И. М. Сеченова подчеркивала большое значение кинестечних ощущений в развитии познавательной деятельности. От них в значительной степени зависит совершенство двигательной сферы ребенка. М. М. Кольцова говорила о идее единства и взаимосвязи всех проявлений двигательного анализатора. Б. Г. Ананьев пишет, что у детей не наблюдается значительных различий в уровне чувствительности одних и тех же анализаторов, хотя у взрослого человека они очевидны. В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает высокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее развивается относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте).

Психология - это наука, изучающая различные психические процессы, явления и состояния. К познавательным психическим процессам относятся ощущения, представления, восприятие, воображение, речь, мышление, запоминание, воспроизведение, сохранение и пр. В этой статье мы подробнее остановимся на таком познавательном психическом процессе, как ощущение. Виды его разнообразны, и разными учеными классифицируются по разным признакам. Мы проведем обзор работ некоторых из них.

Что представляют собой ощущения?

Они являются отражением отдельных свойств явлений и предметов, которые в данный момент воздействуют на те или иные органы чувств. У ощущений есть свои особенности: они непосредственны и сиюминутны, а еще для того, чтобы они возникли, необходимо воздействие. Например, человек притрагивается к предмету, пробует на вкус, положив на язык что-то, нюхает, поднося его к ноздрям. Такое непосредственное воздействие называется контактным. Оно раздражает определенные клетки рецептора, которые являются чувствительными к тому или иному раздражителю. Это означает, что психологические процессы “ощущение” и “раздражение” тесно взаимосвязаны друг с другом, при этом второй представляет собой физиологический процесс, во время которого в нервных клетках организма возникает возбуждение. Оно передается по специальным нервным волокнам, которые называются афферентными, в соответствующий участок головного мозга, где процесс из физиологического превращается в психический, а индивид ощущает то или иное свойство предмета или явления.

Сенсибилизация и синестезия

Ученные установили, что органы чувств человека способны изменять свои характеристики, чтобы приспособиться к изменившимся условиям окружающей среды. В данном контексте хочется обратить внимание на такое понятие, как сенсибилизация. Это есть повышение чувствительности в результате возникновения других раздражителей или в результате взаимодействия нескольких ощущений. Так, довольно часто под воздействием одного раздражителя возникают ощущения, типичные для иного раздражителя. Специалисты считают, что подобные явления связаны с синестезией. Данное понятие переводится с греческого как “единовременное ощущение” или “совместное чувство”. Оно представляет собой психическое состояние, во время которого раздражитель действует на тот или иной орган чувств и, независимо от воли человека, может вызвать не только соответствующий данному органу вид ощущения, но и добавочный, который характерен для другого органа чувств. Так, например, есть теория, проверенная на опытах, согласно которой цветовые сочетания имеют влияние на чувствительность к температурам: зеленый и синий принято называть холодными тонами (смотря на них, человек может испытывать ощущение прохлады), а вот желто-оранжевое сочетание, наоборот, вызывает ощущение теплоты. Дизайнеры интерьеров всегда учитывают это при составлении дизайн-проекта.

Критерии классификации

Поскольку ощущений у человека великое множество, то психологи решили подразделить их на несколько групп. Они довольно вместительные, однако все соответствуют тем или иным признакам. Именно по ним и проводится классификация видов ощущений. Итак, к критериям относятся:

Систематизация ощущений по Ч. Шеррингтону

Этот английский ученый считает, что основные виды ощущений в психологии - интерорецептивные (органические), проприорецептивные и экстерорецептивные. Первые сигнализируют о тех состояниях, которые происходят в живом организме, например, болезненность, жажда, голод и т. д. Они относятся к наименее осознаваемым и наиболее диффузным формам ощущений, и практически всегда сохраняют в сознании близость к эмоциональным состояниям. Вторые располагаются в мышцах и сухожилиях, например, на стенках желудка. Они помогают головному мозгу получить информацию о положении частей тела и их движениях, то есть составляют афферентную основу движений человека. Следовательно, этот вид ощущений играет наиважнейшую роль для регуляции движений. К ним относятся статическое ощущение, то есть равновесие и кинестетическое или двигательное ощущение. Рецепторы данной чувствительности называют тельцами Паччини. А вот экстерорецептивные виды ощущений возникают, когда на рецепторы, расположенные в верхних слоях кожи, воздействуют внешние стимулы. А они, в свою очередь, могут быть самыми разнообразными.

по Хэду

Согласно теории этого выдающегося британского невролога, чувствительность бывает всего лишь двух видов: протопатическая и эпикритическая. Первая - более простая, даже примитивная и аффективная. К данной группе относятся органические чувства, то есть голод, жажда и др. А вот эпикритическая - она более тонко дифференцирующая, рациональная. К ней относятся основные виды ощущений: зрение, обоняние, слух, осязание и вкус.

Другие классы ощущений

В психологии также выделяют дистантные и контактные классы ощущений. К первым относятся визуальные и слуховые, причем зрительные передают 85 процентов информации об окружающем нас мире. Контактными, естественно, являются осязательные, обонятельные и вкусовые. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что каждый из видов ощущений дает нам специфическую информацию о том или ином явлении или предмете внутри или вокруг нас. Однако если приступить к их более глубокому изучению, то можно понять, что все они объединены чем-то закономерным.

Общие характеристики

Психологи считают, что все, а не только основные виды ощущений, имеют общие закономерности. К ним относятся так называемые «пороги ощущений». Иначе они называются уровнями чувствительности, которая, в свою очередь, является способностью к распознаванию качества и величины раздражителя. «Порог ощущений» - это психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой раздражителя. Эти пороги очень важны для всех видов ощущений человека.

Мера чувствительности

Есть несколько степеней ощущений, а значит, - порогов. Нижний абсолютный порог - это минимальная величина раздражителя, вызывающая легкое, едва заметное ощущение, а наибольшая величина раздражителя, соответственно, называется в психологии верхним порогом чувствительности. Чтобы было понятно: за этим порогом свет как раздражитель ослепляет, и на него уже нет возможности смотреть. Важность порогов заключается в том, что они помогают людям улавливать даже незначительные перемены в параметрах внутренней и внешней среды, например силу вибрации, уровень освещенности, увеличение или уменьшение силы звука, уровень тяжести и прочее. Независимо от видов ощущения и восприятия пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. С чем же связана их величина? Считается, что наибольшее влияние на повышение степени чувствительности имеет характер трудовой деятельности человека, его профессия, интересы, мотивы, степень тренированности, как физическая, так и интеллектуальная.

Восприятие

Принято считать, что ощущение тесно взаимосвязано с другим, более сложно организованным психологическим процессом, - восприятием. Что оно собой представляет? Восприятие - это целостное отражение явлений и предметов, явлений окружающего нас мира при их воздействии (непосредственном) в данный момент на органы чувств и вызывающих различные виды ощущений. Восприятие делится на следующие виды: слуховое, осязательное, зрительное, обонятельное, вкусовое и двигательное (кинестезическое).

Связь между восприятием и степенью чувствительности

Если помните, в главе о мерах чувствительности мы рассказывали о том, что, перейдя через абсолютный верхний порог, свет может ослеплять или, например, от чересчур громкого звука можно оглохнуть. Связано ли это с процессом восприятия? Конечно же, да, однако здесь не все однозначно, поскольку это не всегда бывает объективно, и не во всех случаях трезво оценивается интенсивность того или иного раздражителя. При резком физическом или эмоциональном переутомлении восприимчивость, вне зависимости от силы раздражителя, может повыситься, и тогда у человека возникнет острое раздражение относительно самых обычных вещей. При одних и тех же обстоятельствах может также встречаться и понижение восприятия - гипостазия, острой формой которой являются галлюцинации.

Иллюзии и галлюцинации

Иногда в сознании человека возникают какие-то образы, несмотря на то что каких-либо внешних раздражителей, вызывающих их, нет. Эти мнимые восприятия называют галлюцинациями. Однако их нужно отличать от иллюзий, которые, по сути, являются ошибочными представлениями относительно реально существующих вещей и явлений. Острое раздражение, галлюцинации и иллюзии являются состояниями, которые могут сопровождать процесс ощущений. Виды органов чувств, участвующих в нем, не так важны. Это может быть и зрение, и обоняние, и слух и т. д.

Понятие “ощущение”: виды, свойства и физиологическая основа

Давайте еще раз приведем определение данного понятия. Ощущение является познавательным психическим процессом отражения тех свойств действительности, которые непосредственно воздействуют на человека в определенный момент. являются анализаторы - каналы, через которые человек получает информацию об окружающем мире. Они состоят из трех частей:

  1. Нервные окончания, которые иначе принято называть рецепторами.
  2. Проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в головной мозг.
  3. Центральные корковые отделы анализаторов, в которых происходит обработка сигналов, исходящих от рецепторов.

Эффективность этого сложного процесса во многом зависит от свойств видов ощущений, и к ним относятся интенсивность, длительность, латентность и последствие ощущения.

Интермодальные ощущения

Есть ощущения, которые не связаны с определенной модальностью, поэтому их принято называть интермодальными. Это вибрационная чувствительность, в которой участвуют как тактильно-моторные, так и слуховые ощущения. Согласно известному психологу Л. Е. Комендантову, тактильно-вибрационная чувствительность является одной из форм восприятия именно звука. В жизни глухих, а также слепоглухонемых людей такая чувствительность играет большую роль. Они могут почувствовать приближение грузового автомобиля за несколько минут до того, как он станет виден.

Классификация ощущений

Поскольку ощущения в результате воздействия определенного раздражителя на ее соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, которые воздействуют на эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1) экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; 2) интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; 3) проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестетическими или кинестетическими.

В состав осязания, наряду с тактильными ощущениями (ощущениями прикосновения), входит вполне самостоятельный вид ощущений – температурных. Они являются функцией особого температурного анализатора. Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и самостоятельное, более общее значение для всего процесса терморегуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой.

Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Большую роль в общем процессе ориентировки человека в окружающей среде играют ощущения равновесия и ускорения. Сложный системный механизм этих ощущений охватывает вестибулярный аппарат, вестибулярные нервы и различные отделы коры, подкорки и мозжечка. Общие для разных анализаторов и болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя.

Существует несколько возможных вариантов классификации тех двух десятков анализаторных систем, которыми обладает человек.

Обычно используют следующие критерии:

1) по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущения;

2) по месту расположения рецепторов;

3) по времени возникновения в ходе эволюции;

4) по модальности (виду) раздражителя.

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствитель­ность зрительного анализатора. В то же время, наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, громкий шум авиационного мотора.



Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, а воздействие интенсивных световых раздражителей ухудшает слуховую чувствительность.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора наблюдается и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.

Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый, как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.

Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности.

Раздел 10 ВОСПРИЯТИЕ

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.

2. По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают, соответственно, экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

3. По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность.

Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.

Слуховые ощущения. К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих окончаний улитки лежит принцип резонанса: различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют) при определенном числе колебаний в секунду.

Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.

Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинации этих четырех ощущений, к которым присоединяются мускульные (движение языка), и возникает гамма вкусовых ощущений.

Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении – понижается.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов – на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

Понятие о восприятии. Ощущения и восприятия.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.

Характеристика основных свойств восприятия.

Свойства восприятия

Избирательность восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. В избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление отражательной деятельности личности.

Избирательность восприятия зависит от интересов, установок, потребностей личности.

Предмет и фон в восприятии. Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может за ненадобностью или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на какое-то время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимальной возбудимости по коре больших полушарий головного мозга.

Особенности соотношения предмета и фона учитываются при выборе формы, окраски, буквенного шрифта для указателей уличных переходов, транспортных знаков. Контрастность, необычность предметов позволяют быстро выделить их из фона.

Апперцепция. Содержание и характер протекания восприятия зависят от установок отдельных людей, различия в их опыте, интересах, общей направленности личности. Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний называется апперцепцией. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не обособленный язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным, живым человеком. В восприятии всегда проявляются особенности познающего человека, обнаруживается его определенное отношение к предмету восприятия.

Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение к ним.

Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становятся возможными целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия достигается пониманием сущности предметов, т. е. мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия.

Отражение любого единичного случая как особого проявления общего представляет собой обобщенность восприятия. Определенная степень обобщенности есть в каждом акте восприятия.

Виды восприятия.