Исследования творчество бунина лапти. Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ "Лапти"

Иван Алексеевич Бунин первым из русских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе. Эпоха революционных перемен, в которую он жил, и вынужденная эмиграция наложили отпечаток на его творчество. Одним из произведений, написанных на чужбине и наполненных любовью к родине, является рассказ «Лапти».

В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».

Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

Жанр и направление

Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.

Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.

Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование. Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.

Смысл названия

Лапти – это обувь из соломы, которую на Руси носили крестьяне. Сельских мальчиков с детства обучали плести эту нехитрую обувь. Таким образом, лапти обозначают русские традиции, характер русского народа.

Но также «лаптем» называли простого, необразованного человека. Такого, как Нефед. Поэтому название рассказа олицетворяет не только обувь, которую просит ребёнок, но и простых, нехитрых русских мужчин.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Нефедушки – это образ простодушного, но доброго человека. Пойти пешком в жестокую бурю лишь затем, чтобы добыть лапти ребёнку, который просит их в бреду – поистине героический поступок. В образе Нефеда Бунин передал русскую душу, характер простых русских мужиков, которые не боятся жертвовать собой ради спасения чужой жизни.
  2. Мать больного ребёнка – любящая и добрая женщина. Это собирательный образ русских матерей, всей душою любящих своих чад и готовых ухватиться за любой лучик надежды ради их спасения.
  3. Сам ребёнок – это символ будущего страны. И только «лапти» – простота и жертвенность русской души, традиции, переходившие от поколения к поколению – могут спасти его.

Темы

  • Милосердие выступает основной темой рассказа. Нефед понял, что душа больного ребёнка хочет красные лапти, и, если достать их, ребёнок может выздороветь. Последовавшее за этим решение рискнуть собственной жизнью ради спасения другой – акт милосердия, на который способны только по-настоящему добрые люди.
  • Ещё одно слово, которое характеризует поведение Нефедушки – отзывчивость . Действительно, не всякий слуга стал бы спрашивать хозяйку о состоянии ребёнка, да ещё и прислушиваться к его просьбе. Отзывчивость, пожалуй, была и остаётся качеством честных, бесхитростных и добрых сердцем людей.

Проблемы

Проблематика произведения «Лапти» выражается в обострённом чувстве писателя к революционным реалиям. Ему гораздо ближе та русская жизнь, которая была до революции. Жертвенность и милосердие, как отличительная особенность национального менталитета, выражены в образе Нефеда.

Символично, что новосельские мужики спаслись только благодаря жертве Нефедушки. Новосельские мужики – это тоже простые люди с русским характером. И жертва Нефеда в любом случае не напрасна. По-моему, это значит, что добрый, жертвенный поступок всегда приносит пользу.

Смысл

Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями. Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет. А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.

Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.

На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками. Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав. Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Бунин писал рассказ «Лапти» в 1924 году, находясь в эмиграции. Идея данного рассказа – показать не только русский характер и менталитет, но и душу русского человека. Анализ рассказа «Лапти» подтверждает это. Жанр произведения – рассказ, объемом в две страницы, в котором нет места развернутым переживаниям, кажется, что Бунин передавал события сжато, отрывками, как будто это записи из дневника. Такой способ повествования позволяет читателю представить ярче трагичность ситуации, моральное состояние убитой горем матери и подвиг слуги.

Тематика и проблематика рассказа «Лапти»

В данном произведении нельзя выделить какую-то основную тему. Бунин пишет и о долге, чести, нравственности. Но всё же, центральная тема рассказа – человечность, она формирует позицию человека по отношению к обществу. Нравственный порядок и гуманизм.

При анализе рассказа «Лапти» Бунина становится ясен незамысловатый сюжет. Во время непогоды нездоровится барскому мальчику и в бреду он просит красные лапти. Это его последняя просьба, его мечта. Лапти – последнее, чего он хочет перед смертью, которую предчувствует. Мать уверена, что лапти помогут сыну поправиться. Но погодные условия мешают отправиться за ними, мужа дома нет, ведь идти надо в соседнюю деревню. Бунин детально описывает состояние природы, пейзажные снежные зарисовки - мы можем предположить, что природа и мальчик – единое целое. Но также погода как будто переживала и за слугу. В данном рассказе погода и человек равнозначны. Продолжим анализ рассказа «Лапти» Бунина.

Читателю не ясно, выздоровел ли мальчик, принесли ему лапти, хотя Нефёд отправился за ними. Мать отправила в пургу слугу за желанной обувью. Нефед замерз на обратном пути. Но кульминация происходит в конце рассказа, так как Бунин не раскрыл всей интриги. В этом есть некая особая трагичность. Читатель может сам завершить рассказ. Подумать над вопросом: увидел ли мальчик перед смертью лапти? Тосковал ли он по слуге? Выздоровел ли он или умер?

Герои рассказа «Лапти»

Нефёд – слуга в барском доме. Он принимает роковое решение отправиться за лаптями. Он видит в них исцеление для мальчишки. Он единственный, кто способен на такой поступок. Нефед не думает о последствиях, трудной и дальней дороге, непогоде. Это образ ключевой в рассказе. Нефед – как символ человечности и сострадания. Он жертвует своей жизнью ради выздоровления другого человека. Слуга ушел ночью и был найдем мертвым на следующий день. Найдя его с находкой, мужики спасли жизнь и себе. Нефед совершил высокоморальный поступок, бескорыстный и гуманный.

Анализ рассказа «Лапти» Бунина позволяет сделать вывод, что, жертвуя своей жизнью можно спасти другие. Нужно относиться к людям с заботой, уважением и любовью.

Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ рассказа «Лапти» Ивана Бунина . Посетив наш литературный блог , вы найдете немало полезных и интересных статей.

Урок литературы 7 класс

Учитель Сасина Л.И.

Тип урока: анализ прозаического текста (рассказа)

Технология : РКМЧП

Тема урока: Рассказ И.А.Бунина «Лапти»

Цель урока: формирование критического мышления через чтение и анализ произведения

Задачи:

    Обучение элементам анализа рассказа, вовлечение учащихся в размышления о «выборе жизни»; формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации; подготовка к восприятию философской тематики произведения

    Развитие устной речи учащихся, обогащение лексикона детей

    Воспитание чувства сопереживания, уважения к добрым поступкам

Эпиграф

Подвиг есть и в сраженье, Не было бы добрых людей,

Жизнь давно бы остановилась… В.Шукшин

Подвиг есть и в борьбе,

Высший подвиг в терпенье,

Любви и мольбе. А.Хомяков

Оборудование

    Портрет И.А.Бунина

    Листочки с заданиями

    Записи на доске

    Тексты рассказа и стихотворения

    Концепт (сострадание, милосердие, самопожертвование)

    Схемы изобразительно-выразительных средств языка

На доске

1. И.А.Бунин «Лапти» 1924

Тема:___________?

2. Словарная работа

В такую страсть – в такую плохую погоду

Фуксин – краситель красного цвета

Зипун – верхняя шерстяная одежда из грубого сукна

Обыдёнкой – в тот же день

ЛАПТИ – лапоть – плетёная обувь из лыка (коры) охватывающая только ступню ноги.

Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею

Антитеза – оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение

Структура урока.

осмысление

рефлексия

Составление кластера.

Мозговой штурм.

Чтение рассказа со«стопом». Древо предсказаний. Анализ.

Возвращение к кластеру.

Составление синквейнов.

Ход урока .

ВЫЗОВ

1. Актуализация. Рассказы И.А.Бунина 3мин

И.А.Бунин

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой. 1922

Так Иван Алексеевич Бунин обозначил две основные вехи своего жизненного пути.

Русский писатель Иван Алексеевич Бунин родился в обедневшей дворянской семье, детство и юность провёл в деревне. С ранних лет проникся уважением к труду крестьян и испытал «на редкость заманчивое желание быть мужиком». Он хорошо знал жизнь и заботы крестьян. Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с народом отразились в лучших произведениях писателя, в том числе в рассказах «Цифры», «Лапти», «В деревне». В них, кроме того, поднимается важная проблема отношений взрослых и детей в семье. Автор выражает идею о том, что взрослые должны считаться с миром ребёнка, а выбирая линию поведения, должны руководствоваться голосом своего сердца. В особо драматических ситуациях взрослые из любви к ребёнку могут быть готовы на самопожертвование, как это произошло в рассказе «Лапти». Расск аз «В деревне» тоже касается взаимоотношений в семье, но ещё содержит заветные мысли самого автора о том, что надо делать так,чтобы было поменьше бедности, и тогда хорошо можно жить в деревне

Бунин одинаково остро и тонко видел всё, что привелось ему видеть в жизни . А видел он очень много, с юных лет заболев скитальчеством, жаждой непременно увидеть всё, до той поры невиданное.

Каждый рассказ и каждое стихотворение Бунина подобно магниту, который притягивает из самых разных мест все драгоценные частицы, нужные для этого рассказа. Язык Бунина прост, почти скуп и живописен, но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношении. Сегодня мы обратимся к чтению одного из таких рассказов.

2.Постановка цели урока. Запись в тетрадях. 3мин

Тема урока

Прочитайте эпиграф. Какая строчка является ключевой?

Скажите, какая цель нашего сегодняшнего урока? На основе анализа рассказа поразмышлять о нравственных понятиях, категориях

Как можно определить тему? Высший подвиг человека - человечность

3. В центре листа обведите «самопожертвование» «самоотверженность» «со-страдание» в овал

Составление кластера

А)индивидуальный мозговой штурм

На листочке (заранее) запишите всё, что вы знаете об этом слове 5мин

Б) парная мозговая атака

Повернитесь друг к другу и спросите, что ваш сосед знает об этом слове, обменяйтесь информацией, допишите свой кластер.

В) групповой мозговой штурм

Повернитесь к соседям за следующей партой, обменяйтесь информацией

Г) Один ученик от каждой группы записывает информацию на доске

Мы обращаемся к чтению рассказа «Лапти»

ОСМЫСЛЕНИЕ

4. Чтение рассказа учителем со «стопом» 5мин

СТОП

Древо предсказаний. 3мин

Объясни свои предположения.

2. Чем закончится рассказ?

3.Как будут развиваться

события после финала?

5. Продолжение чтения. 5мин

6. Древо предсказаний.

Какие ваши предсказания подтвердились? Какие не нашли отражения?

- Понравился ли вам рассказ?

-Какое настроение сопровождало вас при чтении?

-Какие чувства вызвал Нефёд?

-Каким человеком предстаёт перед нами рассказчик? О чём это произведение?

7. Анализ понимания сюжета. Фронтальная беседа.

Кому помог Нефёд ценой своей жизни? (мальчику? Двум новосельским мужикам?) 2

1.Когда был написан рассказ? 1924

2.В какое время года происходят описываемые события? Зима

3.Что просил больной ребёнок? Лапти (толкование слова)

4.В чём проявлялась беспомощность матери? (прочитать)

5.Как Нефёд хотел облегчить состояние больного мальчика? (принести фуксин)

6.Кому ещё, кроме мальчика, невольно помог Нефёд, пожертвовав собой?

Фабула – мать мечется возле больного ребёнка, буран не позволяет прибегнуть к помощи доктора, замерзает в пути Нефёд, который хотел выполнить просьбу больного ребёнка.

8. Линия сопоставления. Маркерная доска. 10 м

Линия сравнения

Бледный сумрак

В белом от снега и холодном ….

Смерклось

АНТИТЕЗА

Огненный

Красные лапти

Весь огнём горит

Стена казалась огненной..

Красный в христианстве

Символ самопожертвования. В православной иконографии символизирует праздничность происходящего, но и предвещает грядущую жертву. Цвет жизни, войны, опасности, смерти в бреде..

Смерть Н – та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги

Непроглядная вьюга

Бездна снежного урагана

Бешено несущееся…

Вечный, адский холод

состояние

Тяжело болен…Плакала горькими слезами...

Жалобно плакал

Нефёд»потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море»…Мужики всю ночь плутали..

Изобразительно-выразительные средства языка

Эпитет зловещий стук

Метафора

Речь Нефёда

Страшный снег

Антитеза

Битва за ребёнка

Нефёд, мать, мужики

РЕФЛЕКСИЯ

9. Кластер. Что нового можно добавить? Вносим изменения. 3мин

милосердие переживание


самопожертвование

жертвенность

человеколюбие

помощь жалость

Д) Выступление ученика. Концепт слова «сострадание»

Гуманизм

10. Синквейн. Составьте синквейн. 3мин

Добрый, отзывчивый

Помогает, любит, жалеет

У него доброе сердце.

Это рассказ о доброте, о самоотверженности, о том, что роднит человека и природу: за смертью неостановимо идёт жизнь.

Судьба человека зависит только от него самого. Не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние и призывы о помощи. Стремись быть нужным, полезным.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,-

Тогда весь мир ты примешь как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

(Р.Киплинг «Заповедь»)

11.Домашнее задание. Отметки. 2 мин

    Иллюстрации к рассказу «Лапти».

    Отзыв на один из рассказов «В деревне», «Сверчок», «Лапти».

    Поступок, достойный уважения (миниатюра)

«Выбор жизни». Как я понимаю.

Эпитет

Ирония


Литота


Метафоры

Сравнение


_

Перифраза

Метонимия

Олицетворение

_____________________

___________________________________________________________________________

Анафора

Параллелизм

Градация



Инверсия

Антитеза


Парцелляция

Риторический вопрос

Многосоюзие

________________________________________________________________________

Ассонанс

Звукоподражание

Аллитерация

И.А.Бунин

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать «прости» - родному дому.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо

Как бьётся сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой.

«Мать»

И дни и ночи до утра

В степи бураны бушевали,

И вешки снегом заметали,

И заносили хутора.

Они врывались в мёртвый дом-

И стёкла в рамах дребезжали,

И снег сухой в старинной зале

Кружился в сумраке ночном.

Но был огонь – не угасая,

Светил в пристройке по ночам,

И мать всю ночь ходила там,

Глаз до рассвета не смыкая.

Она мерцавшую свечу

Старинной книгой заслонила

И, положив дитя к плечу,

Всё напевала и ходила…

И ночь тянулась без конца…

Порой, дремотой обвевая,

Шумела тише вьюга злая,

Шуршала снегом у крыльца.

Когда ж буран в порыве диком

Внезапным шквалом налетал,

Казалось ей, что дом дрожал,

Что кто-то слабым, дальним криком

В степи на помощь призывал.

И до утра не раз слезами

Её усталый взор блестел,

И мальчик вздрагивал, глядел

СОСТРАДАНИЕ

Жалость, сочувствие, вызываемое чьим-либо несчастьем, горем

(С.И.Ожегов. Словарь русского языка»)

СОСТРАДАНИЕ

Греческое слово sym -pathia двояко проникло в русский язык

Со- страдание

И как заимствованное – симпатия, и теперь в современном русском языке существует два равноправных синонима – сострадание и симпатия.

Значение слова страдать смещалось, образовано от существительного страда – работа, поначалу глагол обозначал – работать. Неожиданный переход от работы к страданию

(Г.А.Крылов Этимологический словарь русского языка.)

МИЛОСЕРДИЕ

Готовность помочь к-н или простить к-л из сострадания, человеколюбия

(С.И.Ожегов)

МИЛОСЕРДИЕ

Заимствовано из ст\слав, miserccordie , достойный сожаления, милости (доброго, человеческого отношения)

(Этимологический словарь)

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

Пожертвование своими личными интересами ради других

(С.И.Ожегов)

Сам – общеслав. Того же корня, что др\инд samas равный, одинаковый

Жертва – заимств. из ст\слав молитва, битва

Приносить в жертву, жертвовать, жалеть, беречь, охранять от боли, мучений

(этимологический)

Жалеть – вызывать сострадание

ПОСЛОВИЦЫ

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу

Человек живёт жалью

Сердце кровью обливается – чувство глубокого сострадания, жалости

Душа болит – сильно переживает, волнуется)

«Мать» И.А.Бунина

«Зимний вечер» А.С.Пушкина

Пристройки

Буря - мир

Вечер более

Вихри снежные домашний

Ветхая лачужка

старушка

Бураны теснят человека

Разрушают его дом

Помогают лирическому Я отгородиться от снежной бури

Буря зашуршит

Центральный образ- мать

Свеча и книга – Мадонна

Горящая свеча – символ духовного горения

Негасимый свет противостоит тьме

Соседство жизни и смерти

Непобедимость Властителя человеческих жизней в вечном борении с мировым злом

Специфика лирики и эпоса

В лирическом тексте противостояние человека и стихии не разрешено- это связано с воплощением образа-переживания

Глаголы несов. Вида-незавершённость

Анализ рассказа И.А. Бунина «Лапти»

1) Особенности жанра произведения. В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре короткого рассказа, пишет небольшое по объёму произведение - рассказ «Лапти».

2) Тематика и проблематика рассказа. В своём произве­дении И.А. Бунин поднимает множество тем: человечности, долга и совести, нравственного подвига, справедливости. Цен­тральной проблемой повествования становится тема человеч­ности, гуманного отношения к людям. Рассказ И.А. Бунина «Лапти» располагается на двух страницах хрестоматии, но те­ма бескорыстного служения людям раскрывается максимально широко. Главная тема бунинского рассказа «Лапти» - тема гу­манизма, человеческого отношения к судьбам людей - фор­мирует отношение читателя к жизни, нравственную позицию человека.

3) Особенности сюжета рассказа. Сюжет рассказа прост: в ненастную погоду в одном из отдалённых хугоров умирает маленький барский мальчик, бредит и просит дать ему крас­ные лапти. Для ребёнка красные лапти - желаемая мечта, то, к чему он стремится, возможно, последняя просьба умирающе­го. Никто не может в такую пургу дать мальчик)" то, что он просит, так как за лаптями необходимо идти в другой насе­лённый пункт. Иван Алексеевич Бунин описывает состояние природы следующими синонимами: «непроглядная вьюга»; «такая страсть»; «белое, куда-то бешено несущееся степное мо­ре, бездна снежного урагана и мрака». Финал бунинского рас­сказа открытый: читателю остаётся неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его Нефёд, так как «за пазухой Нефёда лежа­ли новенькие ребячьи лапти и пузырёк с фуксином». Такая концовка рассказа заставляет читателя ещё раз задуматься о поступке Нефёда. Но смерть героя не напрасна: он уже спас новосельских мужиков. Нефёд умер, но его поступок надолго останется в памяти людей.

4) Характеристика героев рассказа.

Образ Нефёда. Нефёд - главный герой рассказа - отправ­ляется в путь, никого не спрашивая, гак как «душа желает», а противиться желанию души ребёнка персонаж не в силах, и никакая ненастная погода его не пугает. Герой в данный мо­мент не задумывается о себе, его интересует только судьба ре­бёнка. Нефёда мёртвым нашли на следующий день у дороги новосельские мужики, и именно эта находка спасла им жизнь. Гуманистическая направленность бунинского рассказа оче­видна: Нефёд, не думая о себе, решает выполнить последнюю волю умирающего мальчика, и для героя нет ничего важнее человеческой жизни. Бескорыстность поступка Нефёда оче­видна.

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти».

Бунинские «Лапти», небольшое по объёму произведение, – рассказ в его классическом виде. В нём одна сюжетная линия: в отдаленном хуторе тяжело болен ребёнок, в бреду он жалобно просит красные лапти, за окном воет вьюга, и убитой горем матери кажется, что спасения её мальчику уже нет.

У рассказа "Лапти", как и большинства бунинских произведений, точная дата написания – 26 июня 1924 года. Бунин живёт за границей, но память снова и снова возвращает его в Россию. Герои его рассказов – простые русские люди, ставшие на чужбине для писателя ещё ближе. Один из таких героев - Нефёд из рассказа "Лапти".
Нефёд – имя греческого происхождения, в переводе на русский язык означает «в порядке идущий, целенаправленный, методичный». Именно таким, целеустремлённым, несгибаемым в стремлении помочь ближнему, предстаёт бунинский герой. В народе более употребительна другая форма этого имени – Мефодий. Обращает на себя внимание тот факт, что в рассказе имя есть только у Нефёда. Бунин тем самым подчёркивает центральное место этого персонажа в системе образов.
Рассказ написан в характерной для Бунина-писателя реалистической манере, но ощущаются отголоски символизма, наложившего свой отпечаток на всю литературу конца XIX – начала XX века. Главный символ рассказа – вьюга (в разных вариантах повторяется семь раз: непроглядной вьюгой; в такую страсть; в такой ужас; в белом, куда-то бешено несущемся степном море; в бездне снежного урагана и мрака; гул и грохот вьюги; в страшный снег ). Эпитеты, подобранные писателем, усиливают мрачность разыгравшейся непогоды, возникает ощущение обречённости. И только открытый финал вселяет надежду.

Размышляя над темой, идеей рассказа, нужно обратиться и к названию рассказа, «Лапти», и к образу главного героя. Бунин здесь обращается к одной из центральных тем своего творчества, теме гуманизма, человечности. Нефёд отправляется в путь, поскольку считает, что, если выполнить желание больного, он обязательно выздоровеет: «…душа желает. Надо добывать». Ег о не пугает разыгравшаяся непогода. Ему некогда размышлять, нужно выполнять желание больного ребёнка. Об этом говорят его обрывистые фразы, которые он бросает, вся его речь лишена какой-либо замысловатости, что ещё раз говорит о том, что перед нами простой мужик.

Главный герой замёрз, сбившись с пути, но его смерть спасла жизнь заблудившимся новосельским мужикам. Идея рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить желание тяжело больного мальчика. Бунин показывает, что никакая жертва во имя других не будет напрасной.