Ивановская область. Исчезнувшие деревни ивановской области

Введение _________________________________________________________3

1. Архитектура в Ивановском крае со времен древней Руси до XVII века ___4

2. Архитектура края в XVII-XIX веках ________________________________6

3. Архитектура в Ивановском крае в XX веке _________________________11

Заключение ______________________________________________________14

Список литературы _______________________________________________15

ВВЕДЕНИЕ

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города - их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делают архитектуру Искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов.

Территория современной Ивановской области, образованная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 января 1929 г., объединила районы трех губерний - Владимирской, Костромской и Ярославской. Подобное соединение трех крупных историко-культурных регионов, обладавших своеобразными местными традициями, обусловило богатство и разнообразие художественного наследия Ивановской области.

Эта территория не пострадала от военных действий, чем объясняется значительное число памятников архитектуры, сохранивших не только объемную композицию и фасадный декор, но во многих случаях и убранство интерьеров, в том числе многочисленные фрагменты стенописей и сравнительно большое количество иконостасов 18-19 вв.

АРХИТЕКТУРА В ИВАНОВСКОМ КРАЕ СО ВРЕМЕН ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО XVII ВЕКА

Заселение славянскими племенами территории Ивановской области начинается с IX в., а "окняжение" этого края относится лишь к рубежу XII-XIII вв. Этим объясняется сравнительно позднее возникновение городов на данной территории.

В X-XI вв. огромные лесные массивы на территории нынешней Ивановской области являлись окраинными землями Киевского государства, а со времени феодальной раздробленности принадлежат Ростово-Суздальскому княжеству. К этому периоду относится образование здесь первых городов. Укрепленные городки - крепости, прежде всего, появляются на берегах Волги. Самыми ранними из них были Плес (1141 г.) и Юрьевец-Поволжский (1225 г.) .

Одновременно с образованием городов на территории области появляются первые монастыри. Самым ранним из них можно считать Святоозерскую пустынь, основанную в кон. XIV в. и позже преобразованную в Святоозерский Спасский Сенегский монастырь (с. Мугреево). В XV в. возникают Знаменский монастырь в Лежневе, Николо-Шартомский и Тихонов Лухский монастыри.

К сожалению, сегодня нельзя судить об их первоначальном архитектурном облике, так как монастырские постройки в этом богатом лесе крае сооружались из дерева и лишь впоследствии были заменены каменными.

В возникающих поселениях, естественно, строились бревенчатые храмы. Различные в типологическом отношении, клетские, шатровые, трех- и пятиглавые, они имели разную композицию - с трапезной, прирубами по сторонам, папертями, у некоторых были шатровые колокольни.

В Юрьевце, например, располагалось 17 деревянных церквей. Абсолютное большинство деревянных храмов не дожили до нашего времени.

Однако два храма все же уцелели. Это построенные на рубеже 17-18 вв. деревянные храмы Успения в Иванове и Воскресения в Билюкове (перевезена в Плес). Это единственные дошедшие до наших дней образцы клетских церквей, некогда широко распространенных на всей территории современной Ивановской области. Простые по композиции, рубленные "в обло" храмы практически не имеют фасадного декора. К их особенностям следует отнести высокие клинчатые кровли, свойственные клетским храмам Верхневолжья.

Самые ранние дошедшие до нас каменные памятники древнерусского зодчества на территории нынешней Ивановской области относятся к сер. 17 в. и связаны с монастырским строительством. Это можно объяснить отсутствием на данных окраинных землях крупных городов, имевших, как правило, каменный собор или храм в княжеской резиденции. Уже первые из сохранившихся каменных сооружений - крупные пятиглавые монастырские соборы - демонстрируют различия в архитектуре южных и северных районов.

Соборы Николо-Шартомского (1649) и Спасо-Кукоцкого (1673) монастырей, наиболее архаичные по формам, связаны с зодчеством владимиро-суздальских земель. По своей структуре это четырехстолпные храмы. Их фасады расчленены лопатками на три одинаковых прясла, завершенных полуциркульными закомарами. Регулярно расположенные арочные окна в соборе Спасо-Куцкого монастыря декорированы скромными наличниками-рамками, а в Николо-Шартомском - лишены убранства и помещены в глубокие ниши.

2. АРХИТЕКТУРА КРАЯ В XVII-XIX ВЕКАХ

Одним из наиболее оригинальных в конструктивном отношении памятников 17 в. является Успенский собор Золотниковой пустыни (1651) с нарядным фасадном декором, характерным для ростово-суздальских храмов этого периода (не сохранился).

Воздвиженский собор Тихонова Лухского монастыря (1679) и Воскресенская церковь в Лухе (1860) находятся в русле иной архитектурной традиции. Это двустолпные храмы, центральные главы которых поставлены между столбов, а боковые опираются на взаимно перпендикулярные арочки в угловых частях свода. Такая система использовалась на севере - в вологодских и костромских землях.

Менее регулярные фасады имеют характерный для костромских храмов развитый декор, наиболее колоритными элементами которого являются широкие карнизы с поребриком, мелкими нишками и зубчиками и нарядные "наборные" наличники, завершенные перспективными кокошниками и трехрогими коронами. Близка этим храмам Благовещенская церковь в Дунилове.

По-иному проявляются региональные черты в сравнительно редких по типологии двухэтажных храмах. Преображенская церковь в Кинешме (1694), выстроенная костромскими мастерами, - двустолпная, со световой главой между столбами.

В 1699 г. возведен единственный сохранившийся в области храм "иже под колоколы" - церковь Ильи Пророка в Тейкове - небольшой двусветный одноосный четверик с граненой апсидой и миниатюрной трапезной, завершенной высокой шатровой колокольней. В фасадный декор введены изразцы.

В последней четвери 17 в. складывается самый распространенный на территории области тип храмов, представляющий собой двусветный бесстолпный четверик, увенчанный одной или пятью главами. Существует несколько вариантов этой композиции, различающихся в основном формой венчания.

Наиболее часто встречаются храмы с четырехскатным покрытием или кровлей, уложенной по своду. Самый ранний из них - скромная одноглавая церковь Воскресения в Толпыгине (1670) - архаична по формам. Двусветный четверик, перекрытый поперечным лотковым сводом, скупо декорирован угловыми огибающими лопатками, узким карнизом с пояском поребрика и наличниками-рамочками с полуциркульным завершением. Более нарядные формы имеет церковь Христа-Спасителя в с. Спас-Березники (1682). Ее широкий карниз усложнен поясами зубчиков, поребрика и маленьких квадратных филенок с круглыми углублениями.

Кокошники опираются на консольки, карниз над которыми раскрепован. Характерно несоблюдение вертикальных осей первого и второго ярусов, их свободное расположение, свойственное ряду памятников Костромского Приволжья.

Покровская церковь в Дунилове (1704), относящаяся к варианту двусветных пятиглавых храмов, интересна тем, что ее постамент имеет восьмигранную форму и это связано с владимирской архитектурной традицией. Повышенный интерес к венчанию, применение развитого карниза, усложненного зубчиками и городками, оконных наличников с разорванными фронтонами позволяют говорить о проникновении на местную почву стилистики нарышкинского барокко .

Влияние зодчества Москвы можно обнаружить также в одном из наиболее ярких и оригинальных образцов нарышкинского барокко в области - Преображенской церкви в Писчугове (1702). Симметричная объемная композиция состоит из центрального объема, увенчанного двумя открытыми внутрь восьмериками со световой главкой, к которому примыкают алтарь и западный притвор, также имеющие ярусные завершения. С той же стилистической традицией связано и появление храмов типа восьмерик на четверике, первый из которых - Успенский собор в Плесе (1699).

Влияние барокко в полной мере испытало не себе архитектура усадебных храмов и приходских церквей, возведенных по заказу окрестных помещиков в 1750-1800 гг. Преимущественно они строились по типу бесстолпного одноглавого двусветного четверика с граненой апсидой (церковь Смоленская в с. Тюрюково, 1760, или восьмерик на четверике (церковь Николая Чудотворца в Мирславле, 1801).

Наиболее же значительный памятник барокко на территории области - храмовый комплекс в с. Нижний Ландех, в котором главенствует огромный летний храм Рождества Богородицы (1755) .

Стены высокого трехсветного четверика, с крупными арочными окнами, украшенные сильно вытянутыми парными пилястрами, теряют свою материальность, а венчающий карниз, отделенный от лепных коринфских капителей гладкими импостами, кажется парящим в воздухе. Стоящая рядом зимняя церковь Троицы (1785) типа восьмерик на четверике по формам декора ориентирована на Рождественскую.

Подводя итог древнерусскому периоду архитектуры на территории нынешней Ивановской области, можно констатировать, что здесь не сохранилось ни одного памятника, построенного ранее середины 17 в. Причем наблюдается параллельное существование двух архитектурных традиций: костромской, в северных районах области, и владимирской - в южных.

Лишь в конце 17 в. здесь начинают ощущаться влияние зодчества Москвы, которое сюда доходит в виде ярусных объемных композиций и декоративных элементов нарышкинского или "московского" барокко.

На рубеже 18-19 вв. все ощутимей становится влияние классицизма. Стилистические черты, переходные от барокко к классицизму, прослеживаются в архитектуре церкви Троицы в Острецове (которая отличается очень высоким качеством). Во владимирских землях первыми памятниками раннего классицизма явились церковь Иоанна Предтечи в Сидоровском (1789).

К периоду классицизма относится и сооружение большого числа ярусных колоколен, как отдельно стоящих, так и пристроенных к храмам. Среди всех выделяются две отдельно стоящие колокольни храмовых комплексов в Шуе (1810) и Лежневе (1832), проектирование которых связывают с именем Я. Маричелли .

Следует отметить, что высота колокольня Воскресенского собора Шуи составляет почти 106 метров. Из всех православных построек Воскресенская звонница уступает по высоте лишь колокольне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (высота ее около 120 м.). А "изюминкой" лежневской колокольни являются четыре циферблата, помещенные в верхнем полуярусе колокольни под куполом. Согласно надписи на них, часы изготовлены в 1858 г. фирмой братьев Бутеноп. Кстати, часы сегодня идут.

Таким образом, конец 18 в. ознаменовался распространением классицизма на территории Ивановского края. Причем наряду с культовыми сооружениями, где четко прослеживается та или иная школа, существуют многочисленные храмы, выстроенные местными мастерами, в стиле которых наблюдается соединение классицизма с элементами более ранних стилей, при этом сказывается влияние местных традиций.

В облике храмов могут причудливо переплетаться черты классицизма, барокко и архитектуры посадских храмов 17 в. (церковь Воскресения в Воскресенском Савинского р-на, 1812).

С середины 19 в. в русской архитектуре наступает новый этап, связанный с распространением эклектических течений.

Основными предпосылками формирования новых эстетических воззрений, отразившихся в строительной деятельности, служил экономический расцвет данного региона, основанный на развитом текстильном производстве, и, как следствие, существование достаточно широкого слоя состоятельных заказчиков - купцов и промышленников, способных поручить проект своего особняка, фабрики, церкви профессиональному архитектору. Это, в конечном счете, становится причиной того, что на большей территории области перестает ощущаться провинциальное запаздывание стиля .

Самые ранние проявления эклектики в этих местах связаны с культовым зодчеством - строятся храмы в "византийском стиле" в духе проектов К.А. Тона и высочайше рекомендованных в качестве образцовых.

Например, русско-византийский стиль нашел отражение в архитектуре, построенной в усадьбе Преображенское одноименной церкви, где были воспроизведены основные черты православных храмов соборного типа: пятиглавие, четырехстолпие, членение стен на прясла.

3. АРХИТЕКТУРА В ИВАНОВСКОМ КРАЕ В XX ВЕКЕ

К рубежу 19-20 вв. особую популярность обрел русско-византийский стиль. Его нарядные и представительные формы особенно часто использовались при строительстве крупных храмов, которым надлежало стать центрами рабочих поселков, промышленных сел или крупных городских районов. В 1898-1903 гг. в Иваново-Вознесенске возводится церковь Спаса Всемилостивого, чей проект по заказу местного фабриканта А.И. Гарелина выполнил Ф.О. Шехтель.

Крупный пятиглавый храм был одним из самых богатых в городе. Его фасады, прорезанные сгруппированными по три большими арочными окнами в массивных обрамлениях, членились пластичными пиастрами и были украшены мозаиками. Интерьер украшали росписи учеников Строганского училища, мраморные иконостасы с позолоченными бронзовыми деталями и паникадила по рисункам Шехтеля. Разрушенная в 1930-е гг. церковь являлась интереснейшим образцом раннего периода творчества выдающегося русского зодчего.

Черты этого стиля в разной степени присутствуют в архитектуре собора Воскресенско-Федоровского монастыря в Сергееве (1897-1905), церкви Христа Спасителя в Седельницах (1905-10) и храмах, возведенных по проектам П.Г. Бегена в Иванове и Лежневе .

В небольших сельских приходских церквах, выполненных из кирпича в лицевой кладке в стиле неоклассицизма, формы модерна оригинально сплавляются с формами русского стиля. Подобные храмы воспроизводят традиционный тип с бесстолпным, как правило, пятиглавым четвериком, пониженной апсидой, маленькой трапезной или притвором и невысокой двух-трехярусной колокольней (Корзино, 1902).

В начале XX в. создаются исключительно яркие и оригинальные произведения по проектам известных мастеров. В 1911 г. по заказу и на средства фабриканта И. Кокарева в фабричном селе Тезине (Вичуга) по проекту И.С.Кузнецова возведен огромный краснокирпичный храм Воскресения. В его архитектуре со всем артистизмом, свойственным модерну, стилизованы формы Успенского собора в Москве, а в высокой колокольне угадывается образ колокольни Ивана Великого. Не имеют аналогов в русском зодчестве украшающие фасады здания изысканные по цвету огромные майоликовые панно с фигурами святых и изображением памятников.

В 1900-09 гг. в Иванове по проекту архитектора П.Г. Бегена, бывшего в это время владимирским губернским архитектором, создается ансамбль церкви Введения. Гигантских размеров краснокирпичный храм, включающий двухэтажный дом причта, ворота и башенки на углах, отличается единством архитектуры, выдержанной в русском стиле, с отдельными элементами модерна.

В 1915-1917 гг. в Иванове по заказу местных промышленников З. Кокушкина и И. Маракушева по проекту видного московского архитектора И.Е. Бондаренко строится Ново-Казанская часовня (снесена в 1927 г.).

Своеобразный храм в неорусском стиле, характеризовался стройностью объема и был увенчан высоким шатром, облицованного зеленой черепицей, который завершала главка удлиненной формы. Аналогичные, но меньшие по размеру главки венчали углы четверика. Слегка скошенные стены зрительно увеличивали высоту здания. Крыльцо, служившим входом, был изящно украшен изразцовым панно.

Следует отметить, что на храмовое строительство на территории области также оказало влияние экономические особенности Ивановского края. Это малоплодородные земли и дешевизна технического сырья (пеньки, льна, шерсти и кожи), что стали предпосылкой специализации в области ремесла и торговли. Промышленное развитие региона способствовало формированию так называемых торгово-промышленных сел, характерных именно для нашей области. Основным архитектурным акцентом торгово-промышленных сел были храмовые комплексы.

Традиция постановки рядом двух церквей, зимней и летней, особенно характерная для Ивановской и Владимирской областей, зародилась в 17 в.

На протяжении 18-19 вв. первоначальные деревянные храмы почти повсеместно были заменены каменными. Как и в деревянных храмовых комплексах при переведении в камень это объемное противостояние сохраняется. Примером подобного ансамбля может служить комплекс в Дунилове, состоящий из летней Покровской церкви - стройного пятиглавого храма с высокой шатровой колокольней - и небольшой приземистой одноглавой церкви Всех Святых, возведенной рядом в 1743 г .

Этим же обстоятельством можно объяснить, что на территории области построено относительно немного приусадебных храмов, потому что промышленный характер многих сел не способствовал развитию усадебного строительства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

На территории Ивановской области отсутствуют древние памятники культового зодчества, самые же ранние датируются XVII веком. Наиболее активное храмовое строительство приходится на период XIX-XX вв., что совпадает со временем бурного экономического развития региона. В этот период строятся большое количество культовых сооружений с необычайным разнообразием типов, активных стилистических поисков.

В то же время, преобладание сельских торгово-промышленных поселений над городскими, малое число дворянских усадеб, служивших зачастую проводниками новой стилистики, определили особый традиционализм и некоторую архаичность данного региона. Этому же способствовало расселение здесь с 60-х гг. 17 в. старообрядцев - хранителей обычаев, в том числе и архитектурных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). М.: Изд. Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2002.

Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

Пилявский В.И. История русской архитектуры. Л., 1984.

Побединский В.С. Традиции и особенности культовой архитектуры на территории ивановской области. Иваново, 2004.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 1. - М.: Наука, 1998.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2. - М.: Наука, 1999.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 2000.

Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 1999. С. 155.

Любовь к родному краю, знание его истории -

основа, на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

Д. Лихачев

Ивановская область и г. Иваново в обыденном сознании чаще всего ассоциируются с такими понятиями, как текстильный край, Первый в России Совет рабочих депутатов 1905 года. Но Ивановская земля - свидетель и многих других важнейших исторических событий прошлого и настоящего. Ее богатая история и культура тесно переплетаются с многовековой историей Отечества и уходят в глубь веков. Между тем, Ивановская область как административное образование сравнительно молода. Созданная лишь в 1918 году, она включила в себя окраинные земли Владимирской, Костромской, Ярославской, Нижегородской губерний и явилась наследницей богатейшей истории и культуры Владимиро-Суздальской Руси.

Малоплодородные суглинистые почвы не способствовали развитию в нашем крае хлебопашества. Они не могли прокормить людей, и местное население вынуждено было заниматься ремеслом и торговлей. Вследствие этого здесь стало быстро развиваться льноткачество, а позднее и производство ситца. Уже к началу XIX века наш край стал центром текстильной промышленности России.

Пережив жестокие времена (монголо-татарское нашествие, польско-шведскую интервенцию), край сохранил свою самобытность в разноцветье тканей, в народных традициях и промыслах. Среди них - получившее мировую известность искусство мастеров лаковой миниатюры и иконописи Палеха и Холуя.

Не только историей городов известен Ивановский край, но и людьми, отдавшими ей свой труд и талант. С нашим краем связаны имена общественных деятелей, ученых, меценатов, деятелей литературы и искусства. Среди них - астроном Бредихин, архитекторы братья Веснины, И.В.Цветаев (основатель Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве), предприниматели и меценаты Гарелины, Бурылины,

Краведческий музей имени Д.Г. Бурылина

Гандурины, художник Левитан, великий русский драматург Островский и многие другие. Их имена знают и помнят на Ивановской земле.

Ивановский край - составная часть Золотого кольца России. Здесь находится немало исторических и культурных памятников: Успенская деревянная церковь в Иванове (конец XVII века)

Николо-Шартомский монастырь близ Шуи,

упомянутый впервые в 1425 году, Щуд-ровская палатка - первое в Иванове каменное строение (конец XVII века).

Самобытные культурные и народные традиции края сохраняют музеи, в том числе уникальные, единственные в стране: Музей ситца в Иванове,

Музей лаковой миниатюры в Палехе, Музей русского пейзажа в Плесе; театры и библиотеки, творческие объединения, созданные в последние годы (Шереметев-центр, центр «Ювента»).

Ивановский край с полным правом можно назвать студенческим. Здесь сосредоточен высокий научный потенциал: восемь государственных высших учебных заведений, научно - исследовательские и проектные институты, где ведутся разработки по самым различным направлениям науки и техники.

Накануне юбилея Иваново-Вознесенской губернии мы решили составить своеобразный рейтинг наиболее значимых для губернии исторических личностей. Стать экспертами мы попросили наших известных земляков, проявивших себя в разных сферах жизни. Каждый из них должен был назвать пять, по его мнению, самых достойных персон. Вот что получилось.

Наши эксперты

Юрий Орлов - писатель, председатель ивановского регионального отделения «Союза писателей России».

Наталья Шутова - театровед, преподаватель Ивановского колледжа культуры.

Андрей Кабанов - уполномоченный по правам человека в Ивановской области.

Александр Сакуров - известный музыкант, джазмен.

Олег Волынкин - путешественник, председатель регионального отделения Русского географического общества.

1-е место

Его безоговорочно отдали Михаилу Фрунзе, которого поставили во главе списка четверо из шести экспертов. Трое из них высоко оценили его политическую деятельность. «Он дал импульс развитию региона», - пояснил Андрей Кабанов. «Если бы не его воля, губернии не существовало бы», - вторит ему Василий Баделин. А Наталья Шутова оценила первого губернатора с другой точки зрения: «Он подписал декреты о создании двух театров - в Иванове и Шуе. Казалось бы, вокруг разруха - какой театр? Но он был твердо убежден, что людям нужна и духовная пища», - поясняет театровед.

Михаил Фрунзе

Революционер, советский государственный и военный деятель, один из наиболее крупных военачальников Красной армии во время Гражданской войны, военный теоретик. В 1918 году - председатель Иваново-Вознесенского губкома РКП(б), губисполкома, губсовнархоза и военный комиссар Иваново-Вознесенской губернии.

2-е место

С определениями второго и последующих мест всё было не так однозначно. Тем не менее после Фрунзе большее число баллов набрал Андрей Тарковский. «Он наш бренд, мировая знаменитость, - пояснил свой выбор Андрей Кабанов. - На нашей земле он сформировался как личность и прославил нашу губернию на весь мир». А Александр Сакуров поставил его на второе место без каких-либо комментариев.

Андрей Тарковский

Советский кинорежиссер и сценарист. Народный артист РСФСР. Родился в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской промышленной области (ныне - сельское поселение Завражье Кадыйского района Костромской области), рос в литературной семье. В войну мать увозит Андрея и его младшую сестру в эвакуацию в Юрьевец, к родным. Несмотря на то что взрослая жизнь режиссера прошла за пределами нашей области, образом отчего дома стал для него дом его детства в Юрьевце, где сейчас открыт дом-музей Тарковского. Как известно нашим читателям, с 2007 года в нашей области проводится кинофестиваль «Зеркало», носящий его имя.

3-е место

Оно отдано Якову Гарелину. «Выдающийся меценат, городской голова, он отдал Иванову много душевных сил», - пояснил, к примеру, свой выбор Олег Волынкин.

Яков Гарелин

Фабрикант и меценат, основатель мануфактурного дела. Почетный гражданин города Иванова. При его руководстве началось крупномасштабное благоустройство Иваново-Вознесенска и озеленение улиц. В частности, в центре города появились фонари, был разбит парк, ныне называемый парком имени Степанова, заложен общественный сад по берегам ручья Кокуй (ныне - бульвар Кокуй). Также были открыты: публичная библиотека, реальное и женское училища. Написал книгу «Город Иваново-Вознесенск или бывшее село Иваново и Вознесенский посад», изданную в 1885 году. В 2011 году в Иванове в начале Шереметевского проспекта меценату поставили памятник.

4-е место

На него поставили Дмитрия Бурылина. Так исторически сложилось, что имена двух меценатов почти всегда идут рядом, и наш опрос не стал исключением.

Дмитрий Бурылин

Иваново-вознесенский фабрикант, меценат и коллекционер. Видный общественный деятель конца XIX - начала XX века. В течение 28 лет избирался гласным городской думы. Занимал различные общественные должности в городских и общественных учреждениях. Всю свою жизнь Дмитрий Бурылин собирал коллекцию редкостей и древностей, которая позже стала основой музея. В 1919 году фабрики и музей Бурылина были национализированы. Его «хранилище редкостей» переименовали в Иваново-Вознесенский городской музей, а самого Бурылина оставили в нем, по предложению Михаила Фрунзе, главным хранителем.

5-е место

Завершают наш список Александр Василевский и Дмитрий Фурманов. «Это выдающийся полководец, - говорит про маршала Василий Баделин. - Мы должны гордиться этим человеком. На Западе его очень уважают и даже специально изучают его полководческий талант…» «В первую очередь хочется отметить писательскую деятельность Фурманова. Он прославил нашу губернию, сделал ее известной благодаря своему роману «Чапаев», - убежден Юрий Орлов.

Александр Василевский

Советский военачальник, маршал Советского Союза (1943), начальник Генштаба, член Ставки Верховного главнокомандования. В годы Великой Отечественной войны в должности начальника Генерального штаба (1942-1945) принимал деятельное участие в разработке и осуществлении практически всех крупных операций на советско-германском фронте. С февраля 1945 года командовал 3-м Белорусским фронтом, руководил штурмом Кёнигсберга. В 1945-м главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке в войне с Японией. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны.

Дмитрий Фурманов

Советский писатель-прозаик, революционер, военный и политический деятель. Настоящая фамилия Фурман. Позднее стал подписываться как Фурманов. Во главе сформированного им из иваново-вознесенских рабочих отряда принимал участие в подавлении Ярославского восстания в 1918 году. Осенью того же года становится секретарем Иваново-Вознесенского окружкома РКП(б). В начале 1919 года отправляется в качестве политработника на Восточный фронт, с 25 марта - комиссар 25-й стрелковой дивизии, которой командовал В. И. Чапаев.

Кроме того, наши эксперты назвали и других выдающихся личностей:

Егор Властов - генерал-лейтенант, герой войны 1812 года.

Отец Леонтий Михайловский - один из самых почитаемых святых ивановской земли, был священником в селе Михайловское Фурмановского района.

Анатолий Мальцев - академик Академии наук СССР, создатель уникальной математической школы.

Владимир Кабаидзе - директор ИЗТС, воспитал плеяду замечательных кадров.

Иван Голиков - талантливый художник Палеха.

Василий Демидов - создатель первого в Иванове общедоступного театра.

Александр Третьяков - кинооператор Ленинградской студии документальных фильмов, создавал хронику Иванова.

Евгений Богородский - журналист, бывший редактор «Рабочего края».

Авенир Ноздрин - поэт, журналист, революционер.

Михаил Дудин - поэт, Герой Социалистического труда.

Владимир Жуков - поэт-фронтовик, почетный гражданин Иванова.

Владимир Клюев - с 1972 по 1985 год - первый секретарь Ивановского обкома КПСС, позже - министр легкой промышленности СССР.

Андрей Бубнов - советский политический и военный деятель, революционер.

Исидор Любимов - русский революционер, ближайший сподвижник Фрунзе в годы революции и Гражданской войны, руководитель внешней торговли (1930—1931), нарком легкой промышленности СССР (1932-1937).

Дмитрий Семёновский - русский и советский писатель, переводчик.


Первые монастыри В 14-15 веках в ивановском крае основаны монашеские обители: Святоезерская пустынь (г. Южа) Основан митрополитом Киприаном (болгарин по национальности) Макарий Решемский монастырь (п. Решма) 1425 г- основан Николо-Шартомский монастырь


Иван Дмитриевич Пожарский Во время Смуты его отец- Дмитрий Пожарский дал обет построить в случае освобождения края от польских интервентов около Холуя монастырь. По каким- то причинам сам сделать этого не смог, а вот И.Д. Пожарский основал там Николо-Борковскую пустынь


Святые люди края. Тихон Лухский (мирское- Тимофей) прибыл в Москву вместе с князем Бельским, спасаясь от католиков. Путешествовал по монастырям нашего края, но ни в одном из них не остался. Наконец. Поселился вблизи села Копытово (рядом с Лухом),основал здесь мужской монастырь.


Икона Шуйской Смоленской Богоматери. В 1654-1655г.г в Шуе свирепствовала эпидемия, уносившая жизнь тысяч людей. Местный иконописец Герасим Тихонов написал икону. После её внесения в храм эпидемия прекратилась. Позже эта икона творила ещё сотни чудес. Икона спасала людей до начала 20 века, а затем была утрачена.


Памятники архитектуры Храмы Владимира и Суздаля построены до нашествия Батыя(13 в) Никольский собор и Казанская церковь в Введенье Шуйского района.(17 в) Воскресенская церковь в Лухе(17 в) Успенская деревянная церковь в Иванове(17 в)

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Одной из основных социально-экономических тенденций в XVII веке стало значительное укрепление феодального землевладения. С одной стороны, расширялись земли боярско-княжеской знати, с другой – увеличивалось мелкое и среднее поместное землевладение дворян, которым первые Романовы достаточно щедро раздавали земли. Среди титулованных вотчинников нашего края следует отметить князей Голицыных, владевших слободой Холуй; Черкасских, которым принадлежали сёла Иваново, Васильевское, Нижний Ландех. Село Лежнево в XVII веке принадлежало Пушкиным – предкам поэта, его хозяевами были последовательно Гаврилович, Матвей Степанович и Фёдор Матвеевич Пушкины. Последний в конце столетия принял участие в заговоре полковника Циклера, направленном против юного Петра I, и был казнён, именно об этих событиях поэт писал: “…С Петром мой пращур не поладил и был за то повешен им” (справедливости ради уточним, что Ф. М. был не повешен, а обезглавлен).

Наряду со знатью, владевшей десятками и сотнями тысяч крепостных в разных местностях России, росла и укреплялась поместная дворянская прослойка. Типичным представителем её был, например, Данила Змеев, которому Василий Шуйский пожаловал за “московское осадное сидение” большое село Кузнецово (Шуйский район), к той же категории средних и мелких землевладельцев принадлежали дворяне Кашинцовы, имевшие поместья в окрестностях Шуи.

Значительные масштабы приобрело монастырское землевладение. По-прежнему, как и в предыдущее столетие, десятки деревень и сёл принадлежали в крае богатому суздальскому Спасо-Евфимиевскому монастырю. Пашнями, покосами, рыбными ловлями владели многочисленные монастыри, расположенные в пределах нынешней Ивановской области: Воробьёвский (село Дунилово Шуйского района), Николо-Писчуговский (Комсомольский район), Николо-Борковский (близ поселка Холуй) и др. Отметим, что последний из них был основан одним из сыновей Д. М. Пожарского по желанию самого полководца. Наиболее богатым из местных монастырей был в этот период Николо-Шартомский, ему принадлежало 1470 душ крестьян в современном Шуйском районе, а такие соляные варницы возле города Нерехты.

Кроме частновладельческих и монастырских земель в нашем крае были и дворцовые земли, которыми распоряжался сам царь. Они охватывали почти полностью Юрьевецкий и Пучежский районы, дворцовыми сёлами были Дунилово (Шуйский район) и Гари (Ильинский район). Эти земли поставляли все необходимое для царского двора. Так, оброк, отправлявшийся из Дунилова в Москву, включал , мед, воск, соления, орехи, мясо, рыбу, грибы, сукно, холст, шубы и многое другое. Из дворцового фонда производились царем земельные пожертвования. В 1685 году Дунилово и его окрестности были отданы боярину Федору Абрамовичу Лопухину, на дочери которого женился Петр I. Этот был весьма щедрым. В руки Лопухина перешло 56 сел и деревень, в которых насчитывалось 1660 душ крестьян. Дворцовому ведомству принадлежал также конный завод в Гавриловой слободе. Есть предположение, что в XVII веке это был один из самых крупных конных заводов в России. К нему были приписаны окрестные села и деревни Ярышево, Закомелье, Шекшово и др., их крестьяне должны были снабжать фуражом государственных лошадей. Заводу принадлежали также обширные луга по рекам Ирмесу и Воймиге.

Административное деление края в XVII веке значительно отличалось от современного, границы XVII века не имели ничего общего даже с делением

XVIII и XIX столетий. Основной административной единицей в это время был уезд. Центральные и западные районы области, а также Южский, Пестяковский, Верхне-Ландеховский районы входили в Суздальский уезд, восточные – в Юрьевецкий, северные – в Костромской. Существовали также небольшие Кинешемский, Лухский и Шуйский уезды. Уезды делились на станы, в частности, окрестности Иванова входили в Талицкий стан, Южский район в Стародубо-Ряполовский стан.

В рассматриваемый период в хозяйственной жизни края происходили важные изменения – начал формироваться всероссийский внутренний рынок. Возникала более или менее отчётливая специализация различных районов на производстве тех или иных видов сельскохозяйственной или ремесленной продукции. Естественным следствием этого становился интенсивный торговый обмен между отдельными регионами, в этой связи существенно возросла в XVII веке ярмарочная торговля.

Замосковный край, куда входила территория современной Ивановской области, не отличался плодородием почвы, и выращенный урожай зачастую не мог прокормить в течение года растущее население. Поэтому для многих крестьян дополнительным источником существования становились промыслы. Нередко крестьяне совсем забрасывали землю и жили только ремесленным трудом, такое хозяйство называлось “непашенным”. Существовали целые сёла, где население почти не занималось сельским хозяйством. В селе Иванове в 1630 году из 89 крестьянских дворов 73 были непашенными, а по переписи 1667 года из 312 дворов того же села только 38 значились как “пашенные”. К концу XVII века относятся первые свидетельства о том, что в Иванове развивалось текстильное производство. Это челобитная ивановского крестьянина Трифона Григорьева от 1691 года, жаловавшегося на то, что в Холуе во время ярмарки его ограбили и “сняли” с него 12 рублей, вырученных им за “холщёвый промысел”. Изготовление тканей было развито и в селе Тейкове. Это видно из документа 1672 года, в котором сказано, что на Макарьевской ярмарке была куплена для тейковчан краска; несомненно, она предназначалась для окраски тканей. В окрестностях Шуи – в селах Дунилове, Афанасьевском, Васильевском выделывали кожи, шили полушубки, тулупы, рукавицы, именно в связи с этим крупнейший местный феодал – князь Шуйский – получил прозвище “шубника”.

В городах ремесло также получало всё более широкое распространение. Предметом гордости шуян было мыловаренное производство, в XVII веке в Шуе работало 11 “мыльных варниц”, 16 кожевенных заводов (под словом “завод” здесь следует иметь в виду ремесленную мастерскую), 14 сыромятных, 7 скорняжных, 4 рукавичных и 4 меднокотельных завода, 11 кузниц, существовало и “иконописное мастерство”. При этом Шуя не отличалась очень большими размерами среди соседних городов. Так, по переписи 1681 года здесь значилось 203 двора, во Владимире – 400, в Суздале – 515.

Продавали ремесленный товар как на всероссийских ярмарках – Макарьевской, Ирбитской и др., так и на местных. Среди них наибольшую известность получили Троицкая и Борисоглебская ярмарки в Шуе, ярмарки в сёлах Введенье, Дунилово, Писцово, Холуй. Специально для торговли в Шуе был построен обширный гостиный двор. Здесь торговали местные и приезжие купцы и ремесленники. Среди них было много ивановцев, по этому поводу некто Лучка Ялагин (вероятно, управляющий вотчиной) сообщал своему хозяину, князю Черкасскому, что крестьяне из Иванова “почасту в Шую с товаренцом волочатца”. В Шуе у князей Черкасских был особый осадный (то есть освобожденный от различных пошлин и сборов) двор, заведённый, вероятно, для тех ивановцев, которые приезжали сюда по торговым делам.

О том, что можно было купить на Шуйском гостином дворе, свидетельствует отрывок из таможенной книги города Юрьева-Польского. В нём говорится, что юрьевский крестьянин привез из Шуи 90 сит, 180 рогож, 50 кулей, 100 деревянных ставцов (деревянная посуда). Здесь можно было купить и съестные припасы, домашних животных. География торговых связей Шуи была исключительно широкой, в гостином дворе была даже лавка английской торговой компании.

За пределы нашего края товары вывозились, как правило, по Волге через Кинешму, Плёс, Юрьевец. Существовало торговое судоходство и по реке Тезе. Оно известно с 1611 года, когда последовал указ о сборе пошлин с судов, идущих вверх по Тезе в Шую с товаром. Теза в XVII веке была гораздо полноводней, чем сейчас, по реке могли проходить крупные суда – барки, называвшиеся “тезянками”. От 1686 года сохранилась грамота царей Петра и Ивана и царевны Софьи, где запрещалось перегораживать Тезу мельничными плотинами в ущерб судоходству. Купцы из нашего края возили товары и в весьма отдалённые районы. В таможенных книгах городов Великого Устюга и Тотьмы упомянуты в XVII веке торговцы из Кинешмы и Решмы. Кинешемские купцы проникали со своими товарами и в Сибирь. Торговые люди везли товар также за границу, в документе 1654 года упомянуты “костромитин Ивашко” и “кинешемец Микитка”, ездившие торговать в Тилянь” и “Кизилбашские города”, т. е. в Персию.

В XVII веке значительно усилился феодальный гнёт, происходит окончательное закрепощение крестьян. Это вызвало целый ряд беспрецедентных по своим масштабам народных выступлений – крестьянские восстания под руководством И. Болотникова и С. Разина, городские восстания середины XVII века. На территории нашего края таких крупных народных выступлений не было. Наиболее распространёнными формами протеста крестьян и посадских людей были побеги, подача прошений. Беглые чаше всего уходили в разбойничьи ватаги, которые нападали на богатых людей и грабили их. Старинные акты и предания XVII века пестрят упоминаниями о “разбоях” и “татьбе” в окрестностях Шуи и села Иванова, в других местах нашего края.

Своеобразной формой социального протеста был раскол, возникший после церковной реформы патриарха Никона (1608-1681). Религиозная оболочка старообрядчества в значительной степени скрывала недовольство людей феодальной эксплуатацией и произволом светских властей. С нашим краем был связан один из наиболее видных идеологов и вождей раскола протопоп Аввакум Петрович (1620-1682). В 1652 году он два месяца исправлял священническую должность в городе Юрьевце. Раскольничье учение активно пропагандировалось во второй половине XVII века в районе Кинешмы, Решмы, Юрьевце. Здесь создали группы своих приверженцев монах Калитой Колесников и его ученик Подрешетников. Они убеждали народ не ходить в церковь, не молиться официальным иконам, не слушать священников. Старообрядческая община существовала и в селе Иванове. Об этом свидетельствует относящийся к 60-м годам XVII века документ – “извет” (донос) некого старца Серапиона “на новых еретиков, на богомерзких пустынников и лживых учителей”, где обличаются местные раскольники. Как явствует из этого документа, раскольничья идеология приняла в Иванове крайние формы, отрицалась не только официальная церковь, но и царская власть.

Культурное наследие, оставшееся нам от XVII века, сравнительно небогато. В нашем крае не было крупных административных, торгово-промышленных и религиозных центров, таких, как соседние Кострома, Владимир, Суздаль, . Памятников архитектуры, возведённых до XVII века, в области нет, а те, которые относятся к этому столетию, насчитываются единицами. Среди них особое место занимает комплекс зданий Николо-Шартомского монастыря рядом с селом Введенье Шуйского района – Никольский собор, построенный в 1651 году, и Казанская церковь (1678). Большой интерес представляют также Воскресенская церковь (1680), стоящая в центре посёлка Лух, и две Троицкие церкви (зимняя и летняя) в поселке Писцово. В этом же столетии были возведены такие памятники как Успенская церковь и Щудровская палатка в Иванове. Успенская деревянная церковь, расположенная в начале улицы Фрунзе, первоначально находилась на территории Покровского монастыря, стоявшего в XVII веке на месте современного Дворца искусств на площади Пушкина. Затем её дважды переносили с места на место, пока она не была поставлена там, где расположена в настоящее время. Что касается Щудровской палатки, то она в XVII столетии служила вотчинной конторой князей Черкасских, отсюда наместники князя управляли селом и окрестными деревнями, входившими в княжескую вотчину. Свое название палатка получила по имени местного крестьянина Щудрова, который в начале XIX века приспособил здание под мастерскую для отделки тканей.

В XVII веке в нашем крае получило широкое распространение иконописа-ние. Центрами его были не только широко известные села Палех и Холуй, но и города Кинешма и Шуя. Многие иконы, изготовленные умелыми мастерами, представляли собой настоящие произведения искусства. Однако большая часть их писалась по шаблонам и была рассчитана на массового потребителя. Их сотнями и тысячами покупали крестьяне и посадское население. В документе 1688 года говорилось. Что «в некой веси Суздальского уезда, иже именуется село Холуй, поселяне пишут иконы без всякого рассуждения и страха» Это свидетельствовало о том, что «богомазы» не всегда придерживались жестких церковных канонов в своем ремесле. Иконы, изготовленные в нашем крае, продавались на местных ярмарках, вывозились и за его пределы. Грамота от 1650 года сообщала о том, что крестьяне из окрестностей Шуи регулярно отправлялись «в ходьбу в Украйные города иконы менять».

Цит. по: Балдин К. Е., Ильин Г. В. Ивановский край в истории Отечества. – 2-е изд. доп. – Иваново, 1998. – С. 16 – 20.