Как понимают счастье герои и автор поэмы кому на руси жить хорошо

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? - с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их - найти "счастье мужицкое".
В поэме решается самый главный вопрос о современности: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Возникает и другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью.
С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин.
Чтобы ответить на вопрос "кому на Руси жить хорошо?", Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла "в народ", обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу - и есть счастье. Образом "народного заступника" Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос.
О нем рассказывается в последней части, названной "Пир на весь мир". Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и "батрачки безответной", он прожил голодное детство и суровую юность. В семинарии "их недокармливал хапуга-эконом", а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине. Он был отзывчивым и любящим сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась". Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа:
"...И лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного Родного уголка".
Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благославляет его на борьбу:
"Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь".
Гриша - поэт, он создаст песню "Русь", в которой воспевает пробудившуюся Россию:
"Рать подымается -
Неисчислимая.
Сила в ней скажется
Несокрушимая".

Задачи и тесты по теме "КАК ПОНИМАЮТ СЧАСТЬЕ ГЕРОИ И АВТОР ПОЭМЫ Н.А.НЕКРАСОВА КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?"

  • Знаки препинания при диалоге - Предложения с чужой речью 11 класс

    Уроков: 1 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Тема и главная мысль текста. Части текста. Разбиение текста на абзацы - Текст 2 класс

Н.А.Некрасов посвятил своё творчество народу. В этом он признаётся в своей «Элегии»:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Некрасову очень близка тема страданий народа, потому что он с детства видел бесправие крестьян, угнетаемых жестоким тираном — отцом будущего поэта. Некрасов через всю жизнь пронёс в своём сердце боль за тяжёлую судьбу русских крестьян. Его творчество обращено к темам освобождения крепостных, обличения помещичьей России. Писатель не только задумывался о народном счастье, но и посвятил его достижению свою жизнь.

Читая поэму, я вспомнила рассказ В.Г.Короленко «Парадокс». В нём безрукий «феномен» говорит: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». С этим вполне можно согласиться, так как каждый человек рождается, на мой взгляд, для того, чтобы найти собственное счастье. Другое дело, что все люди понимают под словом «счастье» что-то своё.

Главные герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо», мужики, сначала думают, что счастье у богатых господ. Для обездоленных крестьян материальное благосостояние — это один из признаков счастья. Их можно понять, деньги во все времена давали человеку свободу и лучший уровень жизни.

После отмены крепостного права только люди, имеющие средства к существованию, стали свободными. Что же оставалось делать тем, которые не могли выкупить себя из господской кабалы? А куда могли уйти от помещика безземельные крестьяне? Чтобы прокормить семью, большинство русских мужиков оставались у своих хозяев. Голодный человек счастливым быть не может. Но и деньги, как выяснили герои поэмы, не дают счастья. Поп, оказывается, тяжело зарабатывает на свой хлеб, постоянно видя горе крестьянское. Помещики жалуются на обеднение деревни, а солдаты «шилом бреются «, «дымом греются» .

В главе «Счастливые» описывается, как понимает счастье русский народ. Стоило только пообещать водки, нашлось много «счастливых». Выслушав истории людей, мужики поняли:

Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Не похож на всех мельник, бурмистр Ермила Гирин. Он бросает вызов миру своей честностью, несмотря на свой проступок. Когда ему понадобилась помощь, люди откликнулись на его просьбу, дали денег на мельницу. Может, доверие и любовь народа — это и есть счастье?

Совершенно другое понимание счастье у помещика Оболта-Оболдуева: деньги, покорность крестьян, неограниченная власть над людьми:

Кого хочу - помилую,
Кого хочу - казню.
Закон - мое желание!
Кулак - моя полиция!

За этим представлением счастья можно разглядеть примитивную, неразвитую духовно личность.

В главе «Крестьянка» странники спрашивают у Матрёны Тимофеевны о её счастье. Несмотря на тяжёлую, полную бед и лишений жизнь многие считают её счастливой. Но так ли это на самом деле?

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

Матрёна Тимофеевна вызывает восхищение своей волей к жизни. Она не впадает в уныние от выпавших на её долю страданий. Эта мудрая женщина умеет находить счастливые минуты. Искренне радуется она освобождению мужа Филиппа, рождению сына Лиодорушки. Красота природы не оставляет её равнодушной:

Хорошо, светло
В мире божием!
Хорошо, легко,
Ясно на сердце.

Счастье богатыря Савелия, мне кажется, заключается в его человеческом достоинстве, любви к свободе. Он не смиряется с положением раба, совершив достойный поступок. Богатырь убивает душегуба Фогеля, не боясь последствий.

Савелий выделяется из людей даже своим внешним видом. Он похож на Ивана Северьяновича Флягина из повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Савелий и Флягин напоминают обликом богатырей русских. Оба героя — раскаявшиеся грешники, ушедшие в монастырь.

Святорусский богатырь не согласен с бесправием крестьян. На слова сына, что Савелий «клейменый каторжный»:

Уйдет в свою светелочку,
Читает святцы, крестится,
Да вдруг и скажет весело:
«Клейменый, да не раб!»

Гриша готов бороться за счастье народа:

Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного -
Пел он воплощение счастия народного.

Все герои, все образы поэмы выражают понимание счастья самого поэта. Некрасов незримо присутствует в их словах и поступках. Используя народный язык, писатель достоверно изображает крестьянскую жизнь с её бедами и невзгодами. Автор мечтает о народном счастье, но понимает, что без желания и усилий ничего не получится. В понимании Н.А.Некрасова счастье народа невозможно без свободы:

Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!


ПЛАН ОТВЕТА

1. Художественное исследование народной жизни.

2. Фольклорная основа поэмы.

3. Кому на Руси жить хорошо?

- говорящие названия;

Образ крестьян;

Идеал счастья:

Помещика;

4. Понимание счастья Некрасовым.

5. Образы бунтарей - народных заступников.

6. Образ Г. Добросклонова - нравственный идеал Некрасова.

7. Оптимистический финал поэмы.

1. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», которую он писал около 20 лет, - итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова «Элегия»:

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления. Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только отдельные герои (семь мужиков, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, Савелий, помещики, купцы, солдаты, чиновники, священники, странники и богомольцы), но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое: на празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе, избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир.

2. Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью. ^ Уже зачин поэмы «В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай», не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле. Названия деревень, в которых живут мужики, встретившиеся на столбовой дороге, глубоко символичны:

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень -

Заплатова, Дырявина,

Разугова, Знобишина,

Горелова, Неелова -

Неурожайка тож.

В своем странствии они проходят через Испуганную и Неграмотную губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Адовщина, Столбняки, узнают о том, что от неурожая «целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут...». Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы разорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой обрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается...

Центральный вопрос поэмы: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» не имеет однозначного ответа:

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! -

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву

А Пров сказал: царю...

В первой части поэмы священник формулирует общенародный идеал счастливой жизни, с которым не только по простодушию и наивности соглашаются правдоискатели:

В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, друга милые?

Они сказали: «Так».

Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие «счастье». Для попа счастье - в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков. Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который «сам нуждается и рад бы дать, да нечего». Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье - в праздности, роскоши и чревоугодии:

Французу не привидится

Во сне - какие праздники,

Не день, не два - по месяцу

Мы задавали тут.

Свои индейки жирные,

Свои наливки сочные,

Свои актеры, музыка,

Прислуги - целый полк!

Пять поваров, два пекаря...

в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право:

Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Закон - мое желание!

Кулак - моя полиция!

Богатство «прогрессивного» помещика Оболта-Оболдуева основано на поборах с оброчных крестьян, которые гостинцы добровольные несли из «Киева - с вареньями, из Астрахани - с рыбою». Покой помещика - вера в идиллию единой семьи помещика и крестьянина, где помещик - отец, а крестьяне - дети, которых помещик по-отечески наказывает и великодушно милует.

Счастье помещик понимает как удовлетворенное властолюбие, выражающееся в самодурстве. Честь помещика - это спесь, тщеславная гордость своим происхождением. А народ понимает счастье по-своему. Солдат счастлив тем, что в двадцати сражениях «был, а не убит», «нещадно бит я палками» - а остался жив; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как «родилось реп до тысячи на небольшой гряде»; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до родной деревни. Их счастье - в отсутствии несчастья. Для народа богатство - достаток, который дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим.

Покой - внутренняя гармония и чистая совесть. Честь - уважение, любовь, сострадание, возможные между людьми.

Для народа слова: богатство, честь, покой - наполнены высоким нравственным содержанием. И в соответствии с этими нравственными запросами народ выбирает свой эталон счастья, указывая странникам на счастливых. Это Ермил Гирин, человек чести, правды и совести:

Да, был мужик единственный!

Имел он все, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почет,

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой.

Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением:

«Не дело между бабами счастливую искать». Счастливой она была только в молодости:

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья

И добрая работница

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Хороший муж, лад в семье - это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, «Бог сибирской язвою» трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

Матрена называет деда Савелия - «богатыря святорусского», который двадцать лет провел на каторге.

Эти простые люди - золотой фонд русской нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода. Поэтому так ненавистны им холопы: предатель Егор Шутов, староста Глеб, Яков:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда!

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

4. Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. Поэтому так дороги ему люди, не смирившиеся со своим рабским положением.Всем своим повествованием он приводит читателя к мысли:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

5. В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.

6. Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время - добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую слезу, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. О его дальнейшей судьбе Некрасов говорит.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? - с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их - найти "счастье мужицкое".

В поэме решается самый главный вопрос о современности: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Возникает и другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью. С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин. Чтобы ответить на вопрос "кому на Руси жить хорошо?", Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла "в народ", обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу - и есть счастье. Образом "народного заступника" Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О нем рассказывается в последней части, названной "Пир на весь мир". Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и "батрачки безответной", он прожил голодное детство и суровую юность. В семинарии "их недокармливал хапуга-эконом", а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине.

Он был отзывчивым и любящим сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась". Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа: "...И лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка". Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благославляет его на борьбу: "Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь". Гриша - поэт, он создаст песню "Русь", в которой воспевает пробудившуюся Россию: "Рать подымается - Неисчислимая. Сила в ней скажется Несокрушимая".

КАК ПОНИМАЮТ СЧАСТЬЕ ГЕРОИ И АВТОР ПОЭМЫ Н.А.НЕКРАСОВА "КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?". Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? - с этого вопроса начина

Как понимают счастье герои и автор поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? Счастье - понятие сугубо индивидуальное. У каждого человека счастье свое, отличное от остальных. Для кого-то быть счастливым - значит находиться в гармонии с окружающим миром и людьми; для кого-то - быть понятым и верно воспринятым близкими. Для некоторых понятие «счастье» является сложным и многогранным, включающим в себя множество факторов. Кому-то для счастья необходимо всего ничего - приятная мелодия и хорошая погода на улице.

В любом случае счастье, каким бы оно ни было, сильно разнится в зависимости от индивидуальных особенностей человека - воспитания, мировоззрения, образа мысли. Многих писателей и поэтов совершенно различных эпох волновала проблема поиска человеческого счастья. У разных художников оно представало различным: то синей птицей, как у М. Метерлинка, то манящим, глубоким небом, как у А. С. Пушкина иМ.Ю. Лермонтова. В своей во многом революционной поэме Н. А. Некрасов изобразил другое счастье - радость от того, что происходящее не так плохо, как могло бы быть. Многотипное и многогранное счастье у Некрасова, однако, не такое прекрасное и светлое чувство, каким мы привыкли его представлять.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо?» является сложным, многолетним авторским трудом. На протяжении всего срока работы над поэмой Некрасова не покидали мысли о предопределении человека, о том, с какой целью он приходит в этот мир, и о способах воплощения этой цели.

Для того чтобы ответить на вопрос, заданный в заглавии произведения, поэт пересматривает всю Русь, все общественные классы. У каждого свои представления о счастье и комфорте, но не все из них представляют для автора интерес.

Начало поэмы - написанное в 1863 году, сразу после отмены крепостного права - представляет печальную картину жизни крестьян, мещан, церковников. У них нет даже смутного представления о настоящем человеческом счастье, а то состояние, которое ими выдается за счастье, откровенно вызывает жалось. Только в тех частях, которые относятся к 70-м годам, мы видим созревшее в мыслях автора определение высокого человеческого чувства: служить народу и есть счастье.

Заступником и защитником человечества становится «счастливчик» Гриша Добросклонов. Однако автор, описывая будущее Гриши - «чахотку и Сибирь», ставит четкую разграничительную линию между понятиями личного и общечеловеческого, народного счастья. Первое - убого и жалко, второе - по-настоящему прекрасно и действительно способно возвысить человека.

Основной сюжет поэмы напоминает русскую народную сказку - путешествие мужичков из разных деревень в поисках счастливого человека. По дороге к их заветной цели крестьянам помогают волшебные природные силы, которые и кормят их, и поят. Постоянные сказочные повторы, множество чисто народных поговорок и присказок делают полотно поэмы не просто авторской выдумкой, а особым произведением, действительно близким по духу народу.

Цель поэмы совпадает с целью главных героев: понять, а что такое счастье и есть ли ему место на земле Русской? каковы пути, которые помогут народу обрести потерянное счастье и кто может им помочь? Все эти вопросы решаются в ходе длинного и трудного путешествия мужиков по городам и селам.

Тут перед героями и читателями проходит целая галерея разнообразных человеческих типов. И все они претендуют на то, чтобы считаться счастливыми, но сами и отказываются в итоге от этого звания. Читатели видят людей, симпатичных автору, но неспособных считаться счастливыми. Их простое счастье заключается в том, что горе оказалось не таким страшным, каким могло быть, Народные герои, не смирившиеся с рабским положением и не ставшие холопами - Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин- вызывают уважение и автора, и читателей. Их антиподы - слуги богатых помещиков - тоже вроде бы имеют право на личное счастье, однако если крестьянская доля вызывает сочувствие и светлую грусть у героев поэмы, то барские причуды и замашки холопского сословия отвратительны и противны рабочему люду.

Множество лиц, з разной степени несчастных и счастливых, проходят перед читателем. Но только в одном герое произведения, появляющимся в самом его конце, автор видит народного заступника и счастливого человека. Это Гриша Добросклонов, о котором рассказывается в последней части поэмы «Пир на весь мир».

Жизненный путь этого героя очень тяжел. Григорий Добросклонов - семинарист, сын «батрачки безответной» и нищего дьячка, прожил голодное детство и тяжелую юность:

…А у Григория Лицо худое, бледное

И волос тонкий, вьющийся,

С оттенком красноты.

В семинарии, в которой Гриша провел свою юность и получил образование, учеников «недокармливал хапуга эконом». Во время отпуска Гриша подрабатывал батраком в селе Вахлачино - в месте, где родился и вырос. Он знал о тяжелой жизни крестьян не понаслышке. Несмотря на мрачные картины, которые он видел в Вахлачино, Гриша рос отзывчивым и добрым человеком:

… в сердце мальчика С любовью к бедной матери,

Любовь ко всей вахлачине Слилась…

Гриша решил, что должен посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье:

…и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного Родного уголка.

Народный герой - человек, сильный духом и чуждый личных интересов. В нем сочетается и любовь к земле, к простому и тяжелому крестьянскому труду, и ясный, образованный ум передовой молодежи. В борьбе за правое дело он не идет по простой, проторенной его неудачливыми предшественниками дороге, а выбирает тяжелый, трудный путь борьбы за права угнетаемых крестьян. Народ видит в нем своего посланника и избавителя, благословляет молодого человека на борьбу:

Иди к униженным,

Иди к обиженным

Будь первый там!

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Именно в уста Гриши - народного поэта и певца - автор вкладывает жемчужину свой поэмы - песню «Русь»:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

Сила с неправдою Не уживается,

Жертва неправдою Не вызывается…

Рать подымается -

Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая!

Именно образом народного героя Гриши Добросклонова, вышедшего из низов и не забывшего своих корней, Некрасов связывает свое представление об истинном счастье - прежде всего для общества, а только потом - для самого себя. Это и есть нравственный и эстетический идеал русского человека - единственный приемлемый автором. И только такому герою «на Руси жить хорошо».