Карфаген не должен быть разрушен. Что означает выражение «Карфаген должен быть разрушен»

«Carthaginem esse delendam» — это латинское выражение характеризует настойчивость в каком-либо деле и постоянное и упорное возвращение к одной и той же теме независимо от обсуждаемого вопроса.

Крылатое выражение «Карфаген должен быть разрушен» принадлежит известному политику Древнего Рима Марку Порцию Катону (234-149 гг. до н. э.), о чем упоминается в произведениях некоторых древнеримских историков и писателей:

«Но я указываю сенату, что и как следует делать, заранее угрожаю войной Карфагену, уже давно злоумышляющему. И не перестану ждать от него опасности, пока не уверюсь, что он разрушен ».

Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н. э.), философский трактат «О старости», 44 г. до н. э.

«Ибо действительно он (Катон) смертельно ненавидел Карфаген и хотел обеспечить безопасность для потомства, когда на всех заседаниях сената кричал, что Карфаген нужно уничтожить ».

Гай Плиний Секунд (22-79 гг.), «Естественная история».

«Последним из его деяний на государственном поприще считают разрушение Карфагена. На деле его стер с лица земли Сципион Младший, но войну римляне начали, прежде всего, по советам и настояниям Катона, и вот что оказалось поводом к ее началу. Карфагеняне и нумидийский царь Масинисса воевали, и Катон был отправлен в Африку, чтобы исследовать причины этого раздора.… Найдя Карфаген не в плачевном положении…, но изобилующим юношами и крепкими мужами, сказочно богатым, переполненным всевозможным оружием и военным снаряжением,… Катон решил, что теперь не время заниматься делами нумидийцев и Масиниссы…, что (Карфагеняне)…, выжидая удобного случая, готовятся к войне. Говорят, что закончив свою речь, Катон умышленно распахнул тогу, и на пол курии посыпались африканские фиги. Сенаторы подивились их размерам и красоте, и тогда Катон сказал, что земля, рождающая эти плоды, лежит в трех днях плавания от Рима. Впрочем, он призывал к насилию и более открыто; высказывая свое суждение, по какому бы то ни было вопросу, он всякий раз присовокуплял: «Кажется мне, что Карфаген не должен существовать ».

Плутарх (46-127 гг.), «Сравнительные жизнеописания. Марк Катон».

Катон, слывший честным и неподкупным человеком, прославившийся как борец против разгула пороков и излишества роскоши, был ярым противником соперничавшего за экономическое влияние на Средиземноморье с Римом финикийского города-государства Карфагена. Поэтому каждую свою речь в сенате, независимо от темы обсуждения, он заканчивал одной и той же фразой: «Карфаген должен быть разрушен». Частое употребление Катоном этого выражения в своих выступлениях и сделало выражение легендарным и крылатым.

Почему же Марк Катон так хотел, чтобы Карфаген был разрушен? Все обуславливалось серьезным противоборством двух сильных государств, Рима и Карфагена, определяющих политическую и экономическую жизнь во всем Средиземноморском регионе. Этот затянувшийся конфликт продлился более 100 лет. Так как римляне своих соперников карфагенян называли пунийцами, то их соперничество в истории получило название «Пунические войны», которых было всего три.

Надо сказать, что до начала противостояния Рим и Карфаген довольно мирно сосуществовали и особо не затрагивали интересы друг друга. Рим распространял свое влияние за счет более слабых государств, а Карфаген осуществлял набеги на неконтролируемые Римом территории, основной целью которых был захват рабов и расширение торговых зон, куда он в дальнейшем с большим успехом поставлял разнообразные товары. Но все же из-за растущих аппетитов обоих государств рано или поздно интересы Рима и Карфагена пересеклись бы.

Так и случилось в 264 году до н.э., когда поводом для первой Пунической войны (264 — 241 гг. до н.э.) послужила Сицилия. К тому моменту римская армия состояло из гражданского ополчения и многочисленных союзников, которые предпочитали находиться под влиянием Рима, но никак не Карфагена, который вызывал лишь ненависть. Основную часть армии Карфагена составляли наемники и рабы, сами же карфагеняне занимали только руководящие посты. К тому же у них был сильный флот и значительные денежные средства.

Но все это не помогло Карфагену, победу в войне праздновал Рим. По заключенному перемирию Сицилия, Корсика, Сардиния и близлежащие острова отходили Риму.

Вторая Пуническая война (218 - 201 гг. до н.э.) развернулась за территории на юго-востоке Испании. Война проходила с переменным успехом и несмотря на участие одного из самых искусных полководцев того времени Ганнибала на стороне Карфагена закончилась победой римлян и очередным перемирием.

Именно тогда и стало звучать легендарное изречение Марка Катона, кстати, участвовавшего во второй Пунической войне, что «Карфаген должен быть разрушен». Свой призыв он аргументировал тем, что заключенный мирный договор не гарантирует Риму, что восстановившийся после войны Карфаген не нарушит перемирие, как это было после первого конфликта, и не начнет новые посягательства на римские завоевания.

Настойчивость Марка Катона спустя полвека была вознаграждена. К тому же возрождающийся Карфаген начинал проявлять очередные активные действия по отношению к территориям, подконтрольным Риму.

Все это привело к решению римского сената о полном и окончательном разрушении Карфагена и начале третьей Пунической войны (149 - 146 гг. до н.э.).

На этот раз война шла на территории Северной Африки, где располагался Карфаген. После непродолжительного сопротивления римская армия под командованием Спициона осадила Карфаген. Жители Карфагена надеялись на мирное соглашение с превосходящими силами Рима, на выплату контрибуции, выполнение всех условий, выдвигаемых римлянами. Но Рим вынес урок из предыдущих войн и не собирался совершать ошибку.

После взятия города Карфаген был полностью разрушен и стерт с лица земли. Площадь города распахали и засыпали солью, а оставшихся в живых жителей продали в рабство.

Таким образом, была поставлена жирная точка в истории богатейшего и красивого полумиллионного города, жемчужины Африканского континента и великого государства Средиземноморья Карфагена.

В дальнейшем на месте, где находился Карфаген, Рим все же основал свою африканскую колонию. Мягкий климат и удобное географическое положение сделало новый город одной из самой крупной провинцией Римской империи. В современное время это место является пригородом Туниса.

По иронии судьбы главный идеолог разрушения Карфагена Марк Катон умер в начале третьей Пунической войны и не увидел, то к чему настойчиво призывал долгое время, руины Карфагена и торжество Рима.

«Ни одно правительство не было менее национально, чем правительство «National», ни одно не зависело в такой степени от Англии, а между тем при Луи-Филиппе «National» жил перефразированием изо дня в день катоновского Carthaginem esse delendam ()».

Карл Маркс (1818-1883 гг.), Том 7.

«Величественный Зубатов! Ты, который до сих пор представлял собой римлянина Катона. Куда девался твой «delenda Carthago ».

М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889 гг.), «К читателям».

«Даже если бы тут перед нами стоял какой-нибудь новый Катон, и говорил, и доказывал нам изо дня в день: Carthaginem esse delendam , - так что из этого? Исчезнет ли из-за этого Карфаген?».

И.Я.Франко (1856-1916 гг.), «Наша публика».

«Стоит ли срубить у гидры незатихающей крамолы пять-шесть голов, чтобы назавтра их выросло вдвое больше? Carthaginem esse delendam (Карфаген должен быть разрушен ) - вот девиз Сесила и Уолсингема, они хотят «покончить» с самой Марией Стюарт…».

С.Цвейг (1881-1942 гг.), «Мария Стюарт», 1935 г.

Карфаген должен быть разрушен (полностью фраза звучит так «Впрочем, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен» — eterum cenceo, Carthaginem esse delendam) — упорство в отстаивании своих воззрений, несокрушимость взглядов, уверенность в своей правоте.
Слова приписываются древнеримском политику Марку Катону Старшему, который все речи в Сенате Рима, касались ли они вопросов взаимоотношений с Карфагеном или по иным поводам, заканчивал вышеприведенным призывом.

Об этом рассказывали римские писатели и историки

- Марк Тулий Цицерон: философский трактат «О старости»: «At Senatui quae sint gerenda praescribo et quo modo, Carthagini male iam diu cogitanti bellum multo ante denuntio, de qua vereri non ante desinam, quam illam excissam esse cognovero» — «Но я указываю сенату, что и как следует делать, заранее угрожаю войной Карфагену, уже давно злоумышляющему. И не перстану ждать от него опасности, пока не уверюсь, что он разрушен »
- Гай Плиний Секунд, «Естественная история»: «Namque perniciali odio Carthaginis flagrans nepotumque securitatis anxius, clamaret omni senatu Carthaginem delendam» — «Ибо действительно он (Катон) смертельно ненавидел Карфаген и хотел обеспечить безопасность для потомства, когда на всех заседаниях сената кричал, что Карфаген нужно уничтожить»
- Плутарх «Сравнительные жизнеописания. Марк Катон»: «Последним из его деяний на государственном поприще считают разрушение Карфагена. На деле его стер с лица земли Сципион Младший, но войну римляне начали прежде всего по советам и настояниям Катона, и вот что оказалось поводом к ее началу. Карфагеняне и нумидийский царь Масинисса воевали, и Катон был отправлен в Африку, чтобы исследовать причины этого раздора… Найдя Карфаген не в плачевном положении…, но изобилующим юношами и крепкими мужами, сказочно богатым, переполненным всевозможным оружием и военным снаряжением,… Катон решил, что теперь не время заниматься делами нумидийцев и Масиниссы…, что (Карфагеняне)…, выжидая удобного случая, готовятся к войне. Говорят, что закончив свою речь, Катон умышленно распахнул тогу, и на пол курии посыпались африканские фиги. Сенаторы подивились их размерам и красоте, и тогда Катон сказал, что земля, рождающая эти плоды, лежит в трех днях плавания от Рима. Впрочем, он призывал к насилию и более открыто; высказывая свое суждение по какому бы то ни было вопросу, он всякий раз присовокуплял: «Кажется мне, что Карфаген не должен существовать».

Пунические войны, в результате которых Карфаген был разрушен

Названы по наименованию римлянами карфагенян (финикийцев) — пунийцы. Шли в третем — втором веках до нашей эры между Римом и Карфагеном, городом-государством на северном берегу Средиземного моря (нынче территория Туниса). Войн было три. Причиной первой (264-241 до н.э.) был спор о владении Сицилией. В результате Сицилия, Сардиния, Корсика и лежащие вокруг них малые острова перешли во власть Рима. Вторая (218-201 до н.э.) началась в Испании, за влияние на юго-востоке которой претендовали Рим и Карфаген. Именно в этой войне прозвучало имя Ганибала, признанного величайшим полководцем древности, и произошла битва при Каннах, одна из самых знаманитых в истории войн. В итоге Карфаген потерпел поражение и перестал быть великой державой. Третья война (149-146 до н.э.) началась по наущению Марка Катона Старшего, опасавшегося возрождения Карфагена. Она проходила на территории Северной Африки. Осада Карфагена продолжалась три года. Наконец, город пал, был полностью разрушен, перестал существовать, население продано в рабство. На месте Карфагена Рим создал свою провинцию.

Марк Катон Старший (234-149 до н. э.)

Древнеримский политик, полководец, писатель. Происходил из семьи небогатых землевладельцев. Сначала его фамильное имя было не Катон, а Приск, но впоследствии за остроту ума он получил прозвище Катона («Катус» - «многоопытный»). Был рыжеват, с серо-голубыми глазами. Первый военный поход совершил в 17 лет. Соседом Марка был Маний Курий - трижды триумфатор, но тем не менее живший простом доме и самостоятельно вёдший хозяйство. В дальнейшей борьбе Катона с роскошью, расточительностью, безнравственностью Маний послужил ему примером.

Другим соседом Марка был один из самых знатных и могущественных среди римлян Валерий Флакк. Они часто встречались и, видя в Катоне учтивость, приветливость, добрый нрав и воздержность, Валерий убедил Марка перебраться в Рим и принять участие в государственных делах.

Катона в Сенате называли римским Демосфеном. Однажды, когда римский народ несвоевременно домогался раздачи хлеба, Катон, желая отвратить сограждан от их намерения, начал свою речь так: «Тяжелая задача, квириты, говорить с желудком, у которого нет ушей». Обвиняя римлян в расточительности, он сказал, что трудно уберечься от гибели городу, в котором за рыбу платят дороже, чем за быка. В другой раз он сравнил римлян с овцами, которые порознь не желают повиноваться, зато все вместе покорно следуют за пастухами. «Вот так же и вы, - заключил Катон. - Тем самым людям, советом которых каждый из вас в отдельности и не подумал бы воспользоваться, вы смело доверяетесь, собравшись воедино».

Марк Катон пользовался большим авторитетом за свою неподкупность и честность. Он говорил, что враги ненавидят его за то, что каждый день он поднимается чуть свет и, отложив в сторону собственные дела, берется за государственные, что предпочитает не получить награды за добрый поступок, лишь бы не остаться без наказания за дурной; и что готов простить ошибку каждому, кроме самого себя. Избранный консулом, он получил по жребию провинцию, которую римляне называли Внутренней Испанией, и удачно правил и оборонял её от притязаний варваров. Принимал участие Катон и во Второй Пунической войне. Отметился Марк и литературной деятельностью. До наших дней дошло полностью его сочинение «Земледелие» (сборник советов по управлению сельскохозяйственным имением), и фрагменты Истории Рима и Италии.

Применение выражения в литературе «Карфаген должен быть разрушен»

  • «Ни одно правительство не было менее национально, чем правительство «National», ни одно не зависело в такой степени от Англии, а между тем при Луи-Филиппе «National» жил перефразированием изо дня в день катоновского Carthaginem esse delendam (Карфаген должен быть разрушен»)… (Карл Маркс. Том 7 )
  • «Величественный Зубатов! ты, который до сих пор представлял собой римлянина Катона … Куда девался твой «delenda Carthago» (Салтыков-Щедрин «К читателям» )
  • «Даже если бы тут перед нами стоял какой-нибудь новый Катон и говорил, и доказывал нам изо дня в день: Carthaginem esse delendam, – так что из этого? Исчезнет ли из-за этого Карфаген?» (Иван Франко «Наша публика» )
  • «Стоит ли срубить у гидры незатихающей крамолы пять-шесть голов, чтобы назавтра их выросло вдвое больше? Carthaginem esse delendam (Карфаген должен быть разрушен) – вот девиз Сесила и Уолсингема, они хотят «покончить» с самой Марией Стюарт…» (С. Цвейг «Мария Стюарт» )

(Carthago delenda est ) - известное , сказанное римским сенатором Катоном и означающее настойчивый призыв к борьбе с врагом или препятствием. В более широком смысле - постоянное возвращение к одному и тому же вопросу, независимо от общей тематики обсуждения.

Давайте разберемся, зачем же должен был быть разрушен Карфаген.

Город Карфаген на северном побережье Африки основали финикийские колонисты из города Тир. Владевшие искусством ведения военных действий и торговли, к III в. до н.э. они образовали крупное государство, названное тем же именем. В состав Карфагена вошли обширные территории: северная Африка, Сардиния, Сицилия, южная Испания.

Финикийцы основали демократическое государство. Власть принадлежала аристократам во главе с советом старейшин, в котором было 10 человек (в поздние времена – 20). Также существовало народное собрание, которое собиралось в очень редких случаях. Примерно в 450 г. до н. э. фактическая власть оказалась в руках 104 судей. Жалованье чиновникам не платили, поэтому уровень их коррумпированности был достаточно высок.

Но, несмотря ни на что, Карфаген превращался в процветающую страну, преимущественно, благодаря торговле, налоговым сборам, притоку рабской силы и поступлениям в казну ценностей из оккупированных и разоренных стран. Карфагенские купцы вели торговлю с Египтом, Римом, Испанией, заплывали в города на черноморском побережье. Так же как и в Риме, в Карфагене возводили храмы, виллы, появился амфитеатр. В городской гавани могли швартоваться одновременно 20 галер. Население города-государства составляло не менее 700 тыс. человек.

Такому крупному государству, как Карфаген, была нужна большая армия. Основу карфагенской армии составляли обученные наемники – испанцы, греки, нумидийцы, галлы. Солдаты имели на вооружении метательные машины – баллисты, катапульты. Оснащенность оружием была не хуже, чем у других средиземноморских держав. Сами карфагеняне желали служить в конном войске или особом роде войск, основу которого составляли около 300 боевых слонов. Такая армия во всей экипировке наводила ужас на вражеское войско.

Сначала Карфаген был союзником Древнего Рима, но потом между ними началась борьба за новые территории. В итоге карфагеняне потерпели поражение.

В III в. до н. э. территориальная и политико-экономическая экспансия Карфагена стала раздражать Рим, что в 264 г. до н. э. привело к началу Первой пунической войны между бывшими союзниками. Первоначально, военные действия велись на море, а также на острове Сицилия. Война затянулась. Сначала успех был на стороне карфагенян, так как у них был сильный флот и боевые слоны, которых у римского войска не было.

Римляне были вынуждены создать флот и приобрести боевых слонов, что изменило ход войны в их пользу. Дальнейшие боевые действия развернулись на побережье Северной Африки, где сухопутные войска римлян оказались сильнее.

В 241 г. до н. э. карфагеняне потерпели сокрушительное поражение, поэтому по условиям мирного договора Карфаген уступил Сицилию и выплатил контрибуцию. Дальнейшие военные действия для Карфагена успеха не принесли. В связи с напряженной обстановкой, правители Карфагена повысили налоги и снизили жалованье наемникам, что привело к недовольству среди населения и солдат.

Рим воспользовался благоприятным моментом для атаки на Карфаген. Римское войско подошло к городу. Карфагеняне призвали на помощь известного полководца Ганнибала, эффективно использовавшего в сражениях боевых слонов. Но Ганнибал потерпел поражение – первое в своей жизни. По условиям нового мирного договора, Карфаген был вынужден сжечь свой флот и выплатить значительную денежную контрибуцию Риму.

Карфаген потерял статус мощной средиземноморской державы, но его существование не давало римлянам покоя. Известный полководец и римский сенатор Марк Порций Катон Старший на каждом выступлении в Сенате заявлял о необходимости уничтожения Карфагена: Ceterum censeo Carthaginem delendam esse!

Ни один древний источник не цитирует фразу в той форме, в которой она распространилась в новое время (Carthago delenda est или Ceterum censeo Carthaginem esse delendam). В работе «Жизнь Катона Старшего» древнегреческого биографа Плутарха упоминается, что римский полководец и государственный деятель Катон Старший, непримиримый враг Карфагена, заканчивал все свои речи (вне зависимости от их тематики) в сенате фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен» (Ceterum censeo Carthaginem esse delendam).

Что такое государство и город Карфаген?

Спросите любого гида,твердящего эту фразу3 на всех языках, почему "должен", зачем "должен" - ответом вам будет удивленное: "Так сказал Катон". И ты вдруг начинаешь понимать, что в памяти людей не осталось никаких материальных примет этого города: ни стен, ни башен, ни идола, ни даже какого-нибудь деревянного коня; один лишь боевой клич римского сенатора звучит в веках. Невероятно!.. Как известно, идеи, особенно прогрессивные и агрессивные, время от времени становятся материальной силой.

Призыв, которым сенатор Катон заканчивал свои речи, в конце концов возымел действие. В 146 г. до н. э. римское войско разрушило и сожгло Карфаген, а его территория была распахана и засеяна солью, чтобы ничто живое не выросло на проклятой земле. /Государство Карфаген/

Представим себе масштаб этой разрушительной работы: население Карфагена приближалось в ту пору к 700 тысячам человек, а площадь города составляла около 20 квадратных километров. Так закончилась III Пуническая война, знакомая нам (по крайней мере, людям старшего поколения) из школьного курса истории.

Больше ста лет земля Карфагена стояла пустой. Но слишком удобен был залив на севере Африки для торгового и военного порта; слишком выгодным было его геополитическое, как сказали бы сейчас, положение.

И вот, в 29 году до н. э. Юлий Цезарь повелел на месте Карфагена устроить колониальный город - с прямыми улицами, амфитеатром, форумом, термами и другими признаками римской цивилизации. Однако просуществовал новый город не столь долго, как его предшественник.

В 439 г. н. э. вандалы во главе с королем Гензерихом разгромили римские войска, и Карфаген стал столицей их государства. Через сто лет он перешел к византийцам и прозябал в провинциальной тиши, пока арабы в 698 году опять не смели его с лица земли - на сей раз уже безвозвратно.

Билет до станции Карфаген

Электрический поезд Северной железной дороги Туниса пересекал по дамбе Тунисское озеро - лагуну Средиземного моря. В кармане у меня был билет до станции Карфаген-Ганнибал и обратно.

Шесть железнодорожных станций, подобно межевым столбам, напоминают о границах великого города: Карфаген-Бирса, Карфаген-Дермеш, Карфаген-Ганнибал, Карфаген-Президент (поблизости вилла президента Туниса), Гамилькар...

Но открывает этот ряд станция с хрупким женским именем "Саламбо" - знак благодарности писателю Флоберу, автору романа из жизни Карфагена. Спрашивается, почему бы не назвать станцию - Флобер? Но имя жрицы Саламбо для арабского уха, пожалуй, благозвучнее: вроде бы слышится "салам" или "шолом", - в общем, что-то семитское.

Теперешние насельники этой земли - арабы - родня исчезнувшим финикийцам-карфагенянам. Те и другие - "дети Авраама", то есть, происходят от семитского корня. К тому же, название "Флобер" косвенно напоминало бы о колониальном прошлом: до 1956 года Тунисом владела Франция.

К счастью, французский язык остался здесь в качестве второго государственного. Иначе как ориентироваться иностранцу в стружечных завитках арабской графики? А так - видишь в окне эмалевую табличку Salambo и выходишь на чистенький бетонный перрон, заранее зная, что недалеко отсюда карфагенская достопримечательность - святилище богини Тиннит, оно же - Тофет Саламбо.

Гюстав Флобер посетил эти места весной 1858 года. Очевидно, к тому времени он уже прочитал ученые штудии о Карфагене и решил "привязать к местности" события будущего романа (раньше у нас такие поездки назывались "творческая командировка писателя").

Поэтому записки Флобера "Путешествие в Карфаген" местами напоминают отчет о топографической съемке: "Если повернуться лицом к Хаммам-Лифу, видишь равнину, а за ней озеро, и если стоять правым боком ко входу в церковь Святого Людовика, то напротив видны оба порта, полоска зелени и море..."

Или: "Если с красноземного холма у подножия Сиди-бу-Саида смотреть на Карфаген, все неровности местности отсюда до Бирсы сглаживаются. Бирса скрывает от меня часть озера, я снова вижу его правее, около Туниса". Редко вместо описаний местности в дневнике появляются чисто писательские детали: буро-зеленые деревья, сверкающее пурпурным щитом солнце, неизвестная мадемуазель Розенберг с маленькими черными усиками и т. п. Читая флоберовские записки, испытываешь мелкое тщеславие: и я там был.

Итак, если сойти с электрического поезда Северной железной дороги на станции Саламбо и стать лицом к морю, слева будет холм Бирса, увенчанный охристого цвета церковью Святого Людовика, справа - Тунисское озеро, а впереди - широкая улица, образованная двумя рядами богатых вилл.

"На берегу пустынных волн" появилась крепость

Улица имени великого полководца Ганнибала, чуть было не взявшего Рим во время II Пунической войны, была покрыта тонким слоем желтоватой пыли.

От моих шагов пыль разлеталась по сторонам или взвивалась крохотными гейзерами. Должно быть, подумал я, знойный сирокко принес ее с безжизненных плоскогорий Сахары, и она легла на асфальт, подобно нашей снежной пороше.

Стоял ноябрь, но в природе не было заметно и следа увяданья. С каменных оград свисали плети роз, бугенвилей и гибискусов с избыточно роскошными, на наш северный взгляд, соцветиями; за ними виднелись верхушки надменных олеандров, усыпанные алебастровыми цветками; дальше, в глубине усадеб, замерли фруктовые деревья.

Над всем этим великолепием царили финиковые пальмы с гроздьями прозрачных розоватых плодов и скошенными челками резных листьев.

Когда на плоскогорьях Сахары, ныне безжизненных, еще паслись слоны - живые танки армии Ганнибала, - в садах карфагенской аристократии произрастали, как и теперь, красивые и полезные растения.

"Это было в Мегаре, предместье Карфагена, в садах Гамилькара" - так начинается роман "Саламбо", и здесь нет художественного вымысла. Виллы и поместья карфагенской знати не уступали римским. Под шорох пальмовых листьев хозяева вилл наслаждались экзотическими винами и яствами, обсуждали новые морские походы и дела страны.

Карфагеняне были потомками жителей Ханаана - ближневосточного народа, упоминаемого в Библии. Из родных мест близ Иордана их вытеснили израильтяне. Благодаря своей энергии, предприимчивости и настойчивости хананеяне, известные грекам как финикийцы, а римлянам - как пунийцы, постепенно расселились по берегам Средиземного моря, в западной его части.

С аборигенами захваченных земель финикийцы предпочитали не воевать, а договариваться, порой пуская в ход хитрость. Легендарная царица Дидона попросила у африканского князька кусок земли размером с бычью шкуру.

Простодушный туземец, конечно, не сообразил, что шкуру можно распустить на тонкие ремешки и очертить ими участок... Так Дидона получила Бирсу, что и означает "Бычья шкура". Там возник центр будущего Картхадашта - Карфагена - Нового Города (а попросту, Новгорода).

Скоро "на берегу пустынных волн" появилась крепость, застучали топоры кораблестроителей, зашумело торжище, а на целинных землях Средиземноморья зашумели оливковые рощи, зазеленели виноградники, поднялись плантации финиковых пальм, привезенных сюда из Месопотамии. Финикийцы любили финики.

"Карфаген был в свое время богатейшим городом мира. Сельское хозяйство, лежавшее в основе его благосостояния, почиталось занятием почетным, и знаменитый Магон оставил сельскохозяйственный трактат, который считался в древности образцовым, и по повелению римского сената был переведен как руководство для италийских землевладельцев" (Т. Моммзен).

Рассказывают, что именно великолепные карфагенские оливки навели сенатора Катона на мысль о необходимости уничтожения Карфагена - процветающего, несмотря на войны, города. Он побывал здесь в составе римского посольства в середине II века до н. э. и набрал пригоршню плодов в кожаный мешочек.

В Риме Катон предъявил сенаторам роскошные оливки, заявив с обезоруживающей прямотой: "Земля, где они растут, расположена всего в трех днях морского перехода". Именно в тот день впервые прозвучала фраза, благодаря которой Катон вошел в историю. Катон понимал толк и в оливках, и в судьбах мира: он был агрономом и писателем...

С некоторым трепетом ступил я на землю святилища Тиннит. Место это, надо сказать, угрюмое: бугры и впадины, поросшие жесткой травой, оплывшие археологические раскопы, дикие заросли.

В смыкающихся кронах платанов и эвкалиптов возятся тысячи скворцов - лишь их несмолкаемый гомон звучит жизнеутверждающе в этой обители смерти. По саду проходят две тропы: налево вверх и направо вниз. Я выбрал левую, и она скоро привела меня к полуобвалившемуся своду какого-то строения.

Наклонный вход упирался в темень, откуда несло сыростью и тайной. Не решаясь войти, я вглядывался в сумрак, постепенно различая замшелые остовы колонн, груды камней, кладку стен.

Неизвестно, сколько стоял бы я, завороженный загадкой, если бы не вздрогнул от звука крадущихся шагов за спиной. К счастью, то оказался не мертвый карфагенский жрец в истлевшей хламиде, а небритый страж пунических древностей, недавно приветствовавший меня у турникета.

Он решил помочь мне, рассчитывая на бакшиш. "Терме роман!" - важно указал мой гид на подземелье. Стало быть, простая римская баня. Ну, не баня, так термы - с парилкой, мыльней, бассейном, массажной и мраморными скамьями для неторопливых бесед.

За две тысячи лет заведение римских коммунальщиков ушло под землю, заросло травой и терновником. Под ногами звякнула плитка со следами изображения. Возможно, упомянутые у Флобера "незначительные римские мозаики"...

От бани поводырь привел меня на лужайку, уставленную покосившимися столбиками-пирамидками. Тут он сделал широкий жест, означающий приглашение к осмотру.

Перемещение в пространстве на пять десятков метров равнялось переходу в другую эпоху - на полтыщи лет древнее той, в которую строились термы. Присев на корточки, я разглядел на стертых боках пирамидок едва заметные линии, провел по ним пальцами.

Это было непередаваемое ощущение: прикоснуться к бетилу - жертвенному камню, установленному знатным карфагенянином в знак того, что он посвятил его Луноликой владычице Тиннит, святой деве карфагенского пантеона.

Вот и ее знак: женская, расширяющаяся книзу, фигурка с раскинутыми в стороны черточками-руками. Что (или кого) принесли здесь в жертву? И по какому поводу?..

Тиннит (Танит) - богиня странная. Неизвестно, как появился ее культ. Тиннит отождествляли с Астартой, богиней плодородия и любви в Сирии, Финикии и Палестине; в эллинистическое время - с матерью богов Юноной, с Афродитой Уранией или Артемидой.

Она - девственница и в то же время супруга; "око и лик" верховного божества, Баал-Хаммона, богиня луны, неба, плодородия, покровительница деторождения.

При этом, Тиннит не блещет женской красотой и статью. Древний скульптор изобразил ее приземистой женщиной с головой льва; позднее "великую матерь" представляли крылатой женщиной с лунным диском в руках.

Флобер, потрясенный несходством образа богини с античными представлениями о женственности, дал в романе живописное описание Тиннит: "Чешуя, перья, цветы и птицы доходили ей до живота. В ушах у нее висели наподобие серег серебряные кимвалы, касавшиеся щек.

Она глядела пристальным взором; сверкающий камень в форме непристойного символа, прикрепленный к ее лбу, освещал весь зал, отражаясь над дверью в зеркалах из красной меди". Иные символы богини - полумесяц, голубь и египетский знак жизни (крест с петлей, анх).

На различных изображениях Тиннит окружают монструозные существа: крылатые быки, летающие с задранными хоботами слоны, рыбы с человечьими головами, многоногие змеи. Особенно замечательно огромное яйцо, свисающее с пупка богини: оно отсылает наше воображение прямо к Босху и Дали...

Однако, несмотря на столь устрашающий образ, Тиннит не требовала от карфагенян священных жертв. Маленьких детей здесь сжигали, чтобы умаслить ее супруга, свирепого Баал-Хаммона, известного в Европе под именами "Ваал" и "Молох" (последнее имя - ошибка: "молк" по-финикийски "жертва").

Некогда писатели, журналисты и ораторы часто использовали этот образ для обличения капитализма. Известен рассказ А. И. Куприна "Молох", где писатель сравнивает завод с чудовищем, постоянно требующим людских жертв.
окончание следует.........

Вконтакте

« Карфаген должен быть разрушен» (лат. Carthago delenda est, Carthaginem delendam esse) - латинское крылатое выражение, означающее настойчивый призыв к борьбе с врагом или препятствием.

В более широком смысле - постоянное возвращение к одному и тому же вопросу, независимо от общей тематики обсуждения.

Источник фразы

В работе «Жизнь Катона Старшего» древнегреческого биографа Плутарха упоминается, что римский полководец и государственный деятель Катон Старший, непримиримый враг Карфагена, заканчивал все свои речи (вне зависимости от их тематики) в сенате фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен» (Ceterum censeo Carthaginem esse delendam).

Различные формы фразы также встречаются в некоторых других древних источниках.

, GNU 1.2

Историческая подоплёка

Несмотря на успех первой и второй пунических войн, в которых Рим боролся с финикийским городом-государством Карфагеном за господство в Средиземном море, римляне потерпели ряд обидных поражений от Карфагена и боялись его возрождения, что привело к желанию полной победы и отмщения всех потерь.

Кроме того, Карфаген быстро восстанавливался и по-прежнему создавал существенную конкуренцию римской торговле. Это и привело к появлению настойчиво повторяемого клича Carthago delenda est .

неизвестен , Public Domain

В конечном итоге, в результате Третьей Пунической войны полумиллионный город Карфаген был полностью уничтожен, а оставшиеся в живых жители проданы в рабство. Место, где располагался город, было засыпано солью.

В последующем, однако, римляне вновь заселили Карфаген, который стал главным городом римской Африки и одним из крупнейших городов Империи вплоть до арабского завоевания. В настоящее время на противоположной древнему Карфагену стороне бухты расположен Тунис.

Грамматическая форма

Грамматически фраза выражает настойчивую необходимость совершения действия (то есть разрушения Карфагена) с оттенком долженствования, поскольку используется герундив - глагол «разрушать» в форме герундива (delenda ) в сочетании со вспомогательным глаголом «быть» (est, esse ) в форме настоящего времени. Таким образом, в русском варианте перевода «Карфаген должен быть разрушен» отражается лишь долженствование , в то время как необходимость совершения действия исчезает.

Для сравнения, английский вариант перевода (англ. Carthage must be destroyed ) несколько лучше передает суть, поскольку для передачи должностного использован самый сильный из возможных глаголов, подразумевающий, в числе прочего, неотвратимость действия.

В «Словаре иностранных слов» под ред. И. В. Лёхина и проф. Ф. Н. Петрова (изд. 4-е, Москва - 1954) русский вариант перевода выглядел следующим образом: «Кроме того, я думаю, что Карфаген необходимо разрушить».

Дата начала: 150 г. до н.э.

Дата окончания: 149 г. до н.э.

Полезная информация

«Карфаген должен быть разрушен»
лат. Carthago delenda est, Carthaginem delendam esse

«Карфаген должен быть разрушен» (лат. Carthago delenda est) - латинское крылатое выражение, означающее настойчивый призыв к борьбе с врагом или препятствием.

Катон Старший

В конце 150-х годов (по разным версиям, в 153 либо в 152 году до н. э.) Катон отправился в Карфаген в составе посольства для арбитражного разрешения спора между Карфагеном и Нумидией о спорной территории. Включение в состав посольства столь заслуженного сенатора свидетельствовало о важности миссии. Приграничный спор не был улажен (карфагеняне отказались принять посредничество римлян), но послы воочию убедились, что новая, независимая внешняя политика Карфагена, имела серьёзный фундамент в виде восстановленной экономической мощи вражеской столицы. После возвращения в Рим Катон принялся активно лоббировать скорейшее начало войны с Карфагеном до полного разрушения этого города. Самым известным эпизодом этой кампании стала знаменитая фраза «Ceterum censeo Carthaginem esse delendam» («Кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен»), которую он повторял, высказываясь в сенате по любому вопросу. Главным оппонентом Марка по этому вопросу в сенате стал Сципион Назика Коркул, родственник и зять Сципиона Африканского.

В 150 году до н. э. Катон упоминается как авгур, но он наверняка вступил в эту жреческую коллегию раньше. Умер Катон в 149 году до н. э., вскоре после начала Третьей Пунической войны.