Казнь в быке. Ужасный медный бык. Преследование христиан в Риме

История знает немало примеров беспощадных тиранов, которые использовали изощренные методы казни. В период Античности ужас на своих соотечественников наводил Фаларис из Акраганта. За свою жизнь он совершил множество жестоких убийств, но его злодеяния не остались безнаказанными и смерть он встретил в теле Сицилийского быка - одного из самых жестоких способов казни за всю человеческую историю.

Бык Фаларида: характеристика

Медный бык - древнее орудие казни, которое для своих пыток применял тиран Фаларис, прославившийся своей беспощадностью. Он жил в Акраганте (современный город Агридженто на Сицилии) во второй половине VI века до новой эры. Современники рассказывали, что тиран жестоко расправлялся со своими врагами и не щадил пленных людей. Сохранились сведения, что Фаларис бросал пленников в жерло вулкана, сбрасывал их со скалы и применял другие изощренные способы убийства.

Именно с Фаларисом историки связывают возникновение орудия казни, названного по имени беспощадного тирана - медный бык Фаларида. В разных источниках можно встретить также второе название этого изобретения - Сицилийский бык. Конструкция, предназначенная для зверского убийства людей, представляла собой полое изваяние быка, выполненного из меди в натуральную величину. На боку или, как гласит другая версия, на спине между лопаток была дверца, через которую жертву сажали внутрь. Под брюхом быка зажигали огонь, и человек заживо сгорал, испытывая страшные муки.

До нашего времени дошли описания, согласно которым, в области ноздрей быка были проделаны отверстия, через которые выходил дым. Также конструкция была оснащена специальными трубами. Когда жертвы стонали от боли и кричали, издаваемые ими звуки походили на рев быка, который был настолько сильным, что его можно было услышать на больших расстояниях от места казни.

Создатель быка - скульптор Перилай

По преданию, создателем быка Фаларида был скульптор Перилай, который жил в Акраганте в середине VI столетия до новой эры. Древнегреческий историк писал о том, что Перилай создал медного быка специально для тирана Фалариса, прославившегося своей жестокостью. Доподлинно не известно, какой диалог состоялся между Перилаем и Фаларисом после того, как первый создал свое изобретение. Существует несколько версий данного события.

Античные историки утверждают, что скульптор, желая угодить жестокому тирану, доставил к нему изобретение в надежде получить за него высокое вознаграждение. Перилай объяснил принцип казни и сообщил, что крики жертвы, пройдя через встроенные в ноздри животного флейты, преобразуются в мелодичное мычание, звуки которого доставят удовольствие свидетелям казни. Фаларис решил, что Перилий на себе должен использовать собственное изобретение. Перилия посадили внутрь быка, а затем подожгли. Затем тело еще живого скульптора жестокий тиран вытащил из быка и сбросил с вершины холма. У Овидия приводятся следующие строки, описывающие данный эпизод: «Зажарен был в быке им сотворенном сам Перил, и первым дела рук своих жестокость подтвердил».

Древнегреческий писатель Лукиан в своем сочинении «Фаларид» изображает Фалариса справедливым правителем, который редко прибегал к насилию. Лукиан пишет о том, что казнь Перилай стала возмездием и была проведена для того, чтобы наказать его за «злое изобретение». После смерти Перилая быка перенесли в Дельфы.

Ниже приведена гравюра Пьера Вейрио "Фаларис". На ней изображена казнь скульптора Перилия, который стал первой жертвой своего жестокого изобретения.

Преследование христиан в Риме

История быка Фаларида нашла продолжение в Риме в период гонений на христиан. Римляне, как полагают, использовали это устройство пыток, чтобы убить христиан, которые не желали отрекаться от веры в Господа Бога и поклоняться «богам-бесам». Приводится эпизод из жизни священномученика Антипы Пергамского.

Епископа обвиняли в том, что он своими проповедями отвращает народ от жертвоприношений и поклонения местным богам. В ответ на требования отречься от своей веры, Святитель ответил, что никогда не предаст веру в Сына Божия. Разъяренные жрецы отвели Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола. Мощи святого были погребены в Пергаме. Христиане верят, что они исцеляют от болезней и даруют человеку утешение.

Упоминание быка Фаларида в литературе

Упоминание древнего способа казни можно встретить на станицах литературных произведений. В повести Гоголя «Тарас Бульба» встречается цитата: «гетьман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве, а полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему народу». Чтобы лучше понять эту сцену в произведении и мысленно представить себе описанную Николаем Гоголем картину, читатель должен иметь представление о том, что из себя представляла казнь в быке Фаларида.

Также упоминание казни можно встретить в романе Умберто Эко «Имя розы», в поэме Данте Алигьери «Божественная комедия», в романе Валентина Иванова "Русь изначальная".

В рассказе «Система доктора Смоля и профессора Перье» Эдгар По использует метафору: «визжали скрипки, грохотал барабан, как медные быки Фаларида».

Сцены казни в кинематографе

Жестокая смерть с применением быка Фаларида упоминается в следующих фильмах:

  • «Война Богов: Бессмертные» (2011). В фильме приводится сцена пыток, в которой жертву поджигают в быке.
  • В фильме «Красная шапочка» (2011) показано практически идентичное устройства для пыток, только вместо быка создатели фильма использовали фигуру слона.
  • В фильме «Пила» 3D (2010) женщина умирает в устройстве, подобном быку Фаларида.

Помимо представленных выше фильмов, сцену жестокой смерти с применением античного орудия пыток можно также встретить в компьютерной игре «Amnesia: The Dark Descent».

История изобретений. Первая жертва электрического стула и медный бык, съевший создателя

История казней и пыток повергнет любого современного человека в шок: сожжение на костре, четвертование, распятие. Это далеко не самые страшные способы, которыми в Древнем мире и Средневековье отбирали жизнь у преступников, заговорщиков, предположительных ведьм и других неудачников, имевших неосторожность попасть в жернова государственной системы наказаний. Onliner.by рассказывает историю создания орудий казни и тех, кто стал их жертвами.

Электрический стул

С взрослением человеческой цивилизации методы казней заменяли более гуманными. Идею казни преступников электричеством в 1881 году стал продвигать американский дантист и инженер Альфред Саутвик. Он услышал историю о пьянице, который ухватился голой рукой за электрический генератор и мгновенно умер. Столь быстрый способ умерщвления можно было использовать как альтернативу повешению, которое заставляло жертву помучиться перед смертью. В качестве примера он привел недавнюю казнь, где мужчина в петле продолжал дышать на протяжении еще 15 минут - «варварский реликт».

Сперва идею опробовали в качестве эвтаназии для сотен бродячих собак. Их экспериментально умерщвляли в воде, с различными типами электродов и их размещением, выбирая наиболее удачное их расположение. Первого же осужденного на смертную казнь посадили на электрический стул 6 августа 1890 года в тюрьме города Нью-Йорк. Но не все прошло гладко. Как писала на следующий день Los Angeles Herald, для убийства Уильяма Кеммлера, зарубившего свою любовницу топором, понадобилось включать электрический стул второй раз, а мощность установки поднимать вдвое. «Его нервная система была уничтожена не вспышкой, как предполагалось, а относительно медленными ударами электрических молотов», - так описывал журналист впечатления от казни.

Чтобы произвести второй удар электричеством, пришлось заново запустить динамо-машину. Несколько минут испуганные люди в комнате беспомощно смотрели на электрический стул. «C губ Кеммлера капала слюна, а грудь стала вздыматься, изо рта донеслись громкие хрипящие звуки». Когда машину наконец запустили на максимальной скорости, по телу Кеммлера пропустили 2000 вольт, что окончательно подавило в нем любые проявления жизни. Присутствовавший на казни свидетель позже обронил: «Уж лучше бы они воспользовались топором».

Иллюстрация Los Angeles Herald

Последующий осмотр тела показал, что один из электродов оставил заметный шрам на коже, а сердце, легкие и другие внутренние органы не были повреждены. Их вместе с мозгом извлекли для дальнейшего изучения.

На протяжении следующих двух десятков лет электрическим стулом воспользовались еще в четырех американских городах, и в скором времени этот метод стал превалирующим в местных тюрьмах.

Наверное, наиболее известной тюрьмой, где смертные приговоры исполнялись на электрическом стуле, можно назвать Синг-Синг в Нью-Йорке. Это пенитенциарное заведение во время своего путешествия по «одноэтажной Америке» по совету Эрнеста Хемингуэя посетили советские писатели Ильф и Петров. Тогда в Синг-Синге сидели 2299 человек. Из них 85 находились в пожизненном заключении, а еще 16 ожидали своей очереди на электрический стул.

Такой Синг-Синг видел карикатурист. 1906 год.

Так заключенные и камеры в старом корпусе выглядели на самом деле. 1915 год. Bain News Service

Для Ильфа и Петрова устроили экскурсию по старому и новому корпусу тюрьму, а также показали неприметный одноэтажный кирпичный домик, в котором находился электрический «деревянный желтый стул с высокой спинкой и с подлокотниками». На нем казнили 200 мужчин и трех женщин (к моменту отмены смертной казни в 1972 году их общее число достигло 614), но выглядел он как новый. Его мирный вид нарушали лишь кожаные браслеты для ног и рук осужденного, а также отполированные локтями подлокотники.

Помимо этого, там же находились четыре скамьи для свидетелей, столик и умывальник в стене. В помещение вела дверь из комнатки поменьше с распределительным щитом и старомодным рубильником. За каждое включение палач получал $150, и от желающих отбоя не было. В другой смежной комнатке находился склад гробов, которые делали заключенные.

Возможно, тот самый электрический стул, с которым познакомились Ильф и Петров в Синг-Синге. 1915 год. Фото: Robbins, T. Fred

«О том, что их просьба о помиловании отвергнута и что казнь будет приведена в исполнение сегодня же, приговоренным сообщают рано утром. Тогда же приговоренного приготовляют к казни: выбривают на голове небольшой кружок для того, чтобы электрический ток беспрепятственно мог сделать свое дело», - рассказывали писатели в заметках из путешествия.

В свое время на стуле Синг-Синга казнили серийного убийцу Альберта Фиша. Жертвами «Лунного маньяка», или «Бруклинского вампира», как величала его местная пресса, стали от 7 до 15 детей. На этом же стуле окончилась жизнь четы Розенбергов, которые шпионили в пользу СССР. Их обвинили в передаче Советам американских ядерных секретов.

Рут Снайдер стала одной из самых известных жертв тюрьмы Синг-Синг благодаря фотографу Тому Ховарду. Мужчина проник на казнь в январе 1928 года под личиной пишущего журналиста, а к щиколотке у него была прикреплена миниатюрная камера с единственной фотопластинкой. Кабель затвора камеры проходил под одеждой Ховарда. В момент подачи электричества он нажал на спуск: тело женщины извивалось на электрическом стуле, снимок получился размазанным. Но эта динамика лишь добавила фотографии драматизма. На следующий день она пошла в печать под заголовком «МЕРТВА!».

То самое фото и его художественная адаптация на странице газеты

В различных штатах казнь на электрическом стуле практиковалась вплоть до 1980 года, когда была вытеснена смертельной инъекцией. В некоторых тюрьмах США приговоренные к казни до сих пор могут выбрать между электричеством и инъекцией. На данный момент последний заключенный погиб на электрическом стуле в январе 2013 года.

Медный бык

Электрический стул отдавал гуманизмом на фоне всех тех казней, которые человечество придумало за тысячелетнюю историю. Если Альфред Саутвик умер спокойно в почтенном возрасте, то другой изобретатель машины для убийств стал жертвой собственного изобретения. Речь идет об афинском меднике Перилле, который создал Медного быка (Быка Фалариса). Внутрь медной статуи через специальную дверцу помещался приговоренный к казни, под статуей разводили костер. У изобретения был специальный акустический аппарат из системы трубок, которые конвертировали крики смертника в звук бычьего рева. В этой своеобразной духовке античные преступники запекались до смерти.

Перилл презентовал свою разработку в 6-м веке до нашей эры кровавому сицилийскому тирану Фаларису. «Вопли придут к вам через трубы как самое нежное, самое трогательное и мелодичное мычание», - цитируют легенды медника, который ожидал большой награды за свой труд. Но тиран так спешил испытать новую игрушку, что недолго думая поместил в агрегат ее создателя.

Некоторые источники утверждают, что дожариться Периллу не дали. Сам тиран извлек его из быка, а затем отвез на гору, с которой и сбросил вниз на камни. Но судить о правдоподобности этой концовки столь же сложно, как и разбираться в подробностях события, произошедшего две с половиной тысячи лет назад.

Сам кровавый правитель не избежал знакомства с внутренностями быка. Его жестокое правление в конце концов довело до ручки граждан, которые воспользовались прибытием вооруженного отряда Телемаха. Вспыхнуло восстание, семью Фаралиса перебили, а его самого заточили в медном быке, где медленно поджаривали всю оставшуюся и очень короткую жизнь.

Вариации медного быка встречались неоднократно в последующей истории унизительных человеческих пыток. Римляне подобным образом уничтожали христиан, а христиане позже жарили до смерти еретиков.

Гильотина

В Средневековье те, кто продвигал новые способы казни, также становились жертвами этих смертельных приспособлений. Одну из разновидностей гильотины, до получения ею этого устоявшегося названия, в XVII веке в Шотландию привез Джеймс Дуглас, 4-й граф Мортон. В этой стране лезвие с грузом, подвешенное на веревке и предназначенное для мгновенного отрубания головы, получило название Шотландской девы. Эта «дева» и обезглавила графа Мортона, после окончания его регентства на время взросления шотландского короля Якова VI.

Доподлинно неизвестно, кто придумал этот аппарат. Но в различных европейских государствах он получил широкое распространение после того, как французский профессор анатомии Жозеф Гильотен предложил в 1789 году использовать косое лезвие для отрубания головы как более гуманное орудие казни. Мечи и топоры в руках неумелых палачей становились причиной длительной агонии жертв. Гильотен ратовал за отмену смертной казни, но времена и обстоятельства диктовали свои условия.

История человечества - это не только история открытий и свершений. Это история войн и пыток. Одним из самых страшных орудий пыток, придуманных древними, был медный бык, в чреве которого погиб сам его создатель.

Темные страницы истории буквально пестрят страшными методами пыток, которые сегодня повергают в шок. От распятия до железной девы - в истории можно найти много ужасного. А одна из самых изощрённых садистских форм пыток была придумана в Древней Греции. Ее широко применял тиран Фаларид.

Фаларид, тиран Акрагаса (современный Агридженто на Сицилии), был бессердечным садистом, известным своей беспримерной жестокостью в любых ситуациях. Ходили легенды, что тиран ел мясо младенцев. Известен факт, что он приказал бросить пленных врагов в кратер Этны. Однажды афинский медник Перилл рассказал Фалариду о своем новом изобретении - устройстве для пыток и казни, которое должно было вселять страх в сердца врагов тирана - о знаменитом медном быке.


Работы Лукиана Самосатского, том II «Фаларид»

Древние греки воспринимали быка как символ абсолютной власти. Это объясняет, почему такие существа, как «минотавр» были настолько распространены в греческой мифологии. Некоторые греки верили в Молоха - бога с бычьей головой, который требовал человеческих жертв. Медный бык мог быть вдохновлен именно этой древней и жестокой формой поклонения быку.


Акустическая система Перилла

Медный бык был устройством очень простой конструкции, но прямо-таки дьявольской задумки. Устройство было сделано полностью из меди в виде и размером с настоящего быка, а внутри его размещалась полая камера. Человека, которого собирались казнить, сажали в эту камеру и запирали снаружи. Затем под брюхом разводили костер, который нагревал снизу быка до тех пор, пока жертва внутри не зажаривалась до смерти.


Медный бык

"Земляк мой Перилл был замечательным художником, но очень злым человеком, который думал, что может привлечь мое внимание изобретением новой формы пытки... Он открыл заднюю часть животного, и продолжил: "Когда вы хотите наказать кого-либо, закройте его внутри, вставьте в ноздри быка трубы и прикажите разжечь под ним огонь. Запертый будет визжать и реветь в беспрерывной агонии, а его крики вы услышите через эти трубы как нежнейшее мелодичное мычание. Ваша жертва будет наказана, а вы будете наслаждаться музыкой".

Изображение идола Молоха

Как будто медный бык уже сам по себе не был достаточно жестоким изобретением, он был разработан так, чтобы крики жертвы доносились наружу через серию специальных труб. Этот ужасный акустический аппарат преобразовывал отчаянные крики так, так что они звучали как сердитый рев быка.

Казнь медника Перилла

По легенде, Перилл сказал Фалариду: «Крики жертвы донесутся к вам через трубы как нежнейшее мелодичное мычание». Потрясенный этими словами мучитель приказал испытать акустическую систему на самом создателе и втолкнул Перилла внутрь быка. Обреченный ремесленник был заперт внутри, а под быком развели огонь.

Казнь в медном быке Пергама

Вскоре Фаларид услышал страшные крики из чрева быка. Но перед тем, как Перилл умер внутри быка, тиран открыл запертую дверь и освободил его. Перилл думал, что его вознаградят за его злое изобретение, но вместо этого Фаларид сбросил несчастного мастера с вершины горы. По иронии судьбы, и сам тиран Фаларид был зажарен в медном быке, когда он был свергнут Телемахом.


История человечества - это не только история открытий и свершений. Это история войн и пыток. Одним из самых страшных орудий пыток, придуманных древними, был медный бык, в чреве которого погиб сам его создатель.

Темные страницы истории буквально пестрят страшными методами пыток, которые сегодня повергают в шок. От распятия до железной девы – в истории можно найти много ужасного. А одна из самых изощрённых садистских форм пыток была придумана в Древней Греции. Ее широко применял тиран Фаларид.


Фаларид, тиран Акрагаса (современный Агридженто на Сицилии), был бессердечным садистом, известным своей беспримерной жестокостью в любых ситуациях. Ходили легенды, что тиран ел мясо младенцев. Известен факт, что он приказал бросить пленных врагов в кратер Этны. Однажды афинский медник Перилл рассказал Фалариду о своем новом изобретении – устройстве для пыток и казни, которое должно было вселять страх в сердца врагов тирана - о знаменитом медном быке.


Древние греки воспринимали быка как символ абсолютной власти. Это объясняет, почему такие существа, как «минотавр» были настолько распространены в греческой мифологии. Некоторые греки верили в Молоха - бога с бычьей головой, который требовал человеческих жертв. Медный бык мог быть вдохновлен именно этой древней и жестокой формой поклонения быку.


Медный бык был устройством очень простой конструкции, но прямо-таки дьявольской задумки. Устройство было сделано полностью из меди в виде и размером с настоящего быка, а внутри его размещалась полая камера. Человека, которого собирались казнить, сажали в эту камеру и запирали снаружи. Затем под брюхом разводили костер, который нагревал снизу быка до тех пор, пока жертва внутри не зажаривалась до смерти.


"Земляк мой Перилл был замечательным художником, но очень злым человеком, который думал, что может привлечь мое внимание изобретением новой формы пытки... Он открыл заднюю часть животного, и продолжил: "Когда вы хотите наказать кого-либо, закройте его внутри, вставьте в ноздри быка трубы и прикажите разжечь под ним огонь. Запертый будет визжать и реветь в беспрерывной агонии, а его крики вы услышите через эти трубы как нежнейшее мелодичное мычание. Ваша жертва будет наказана, а вы будете наслаждаться музыкой".


Как будто медный бык уже сам по себе не был достаточно жестоким изобретением, он был разработан так, чтобы крики жертвы доносились наружу через серию специальных труб. Этот ужасный акустический аппарат преобразовывал отчаянные крики так, так что они звучали как сердитый рев быка.


По легенде, Перилл сказал Фалариду: «Крики жертвы донесутся к вам через трубы как нежнейшее мелодичное мычание». Потрясенный этими словами мучитель приказал испытать акустическую систему на самом создателе и втолкнул Перилла внутрь быка. Обреченный ремесленник был заперт внутри, а под быком развели огонь.


Вскоре Фаларид услышал страшные крики из чрева быка. Но перед тем, как Перилл умер внутри быка, тиран открыл запертую дверь и освободил его. Перилл думал, что его вознаградят за его злое изобретение, но вместо этого Фаларид сбросил несчастного мастера с вершины горы. По иронии судьбы, и сам тиран Фаларид был зажарен в медном быке, когда он был свергнут Телемахом.

История человечества - это не только история открытий и свершений. Это история войн и пыток. Одним из самых страшных орудий пыток, придуманных древними, был медный бык, в чреве которого погиб сам его создатель.

Темные страницы истории буквально пестрят страшными методами пыток, которые сегодня повергают в шок. От распятия до железной девы – в истории можно найти много ужасного. А одна из самых изощрённых садистских форм пыток была придумана в Древней Греции. Ее широко применял тиран Фаларид.


«Медный бык».
Фаларид, тиран Акрагаса (современный Агридженто на Сицилии), был бессердечным садистом, известным своей беспримерной жестокостью в любых ситуациях. Ходили легенды, что тиран ел мясо младенцев. Известен факт, что он приказал бросить пленных врагов в кратер Этны. Однажды афинский медник Перилл рассказал Фалариду о своем новом изобретении – устройстве для пыток и казни, которое должно было вселять страх в сердца врагов тирана - о знаменитом медном быке.

Работы Лукиана Самосатского, том II «Фаларид».
Древние греки воспринимали быка как символ абсолютной власти. Это объясняет, почему такие существа, как «минотавр» были настолько распространены в греческой мифологии. Некоторые греки верили в Молоха - бога с бычьей головой, который требовал человеческих жертв. Медный бык мог быть вдохновлен именно этой древней и жестокой формой поклонения быку.



Акустическая система Перилла.
Медный бык был устройством очень простой конструкции, но прямо-таки дьявольской задумки. Устройство было сделано полностью из меди в виде и размером с настоящего быка, а внутри его размещалась полая камера. Человека, которого собирались казнить, сажали в эту камеру и запирали снаружи. Затем под брюхом разводили костер, который нагревал снизу быка до тех пор, пока жертва внутри не зажаривалась до смерти.
«Земляк мой Перилл был замечательным художником, но очень злым человеком, который думал, что может привлечь мое внимание изобретением новой формы пытки… Он открыл заднюю часть животного, и продолжил: „Когда вы хотите наказать кого-либо, закройте его внутри, вставьте в ноздри быка трубы и прикажите разжечь под ним огонь. Запертый будет визжать и реветь в беспрерывной агонии, а его крики вы услышите через эти трубы как нежнейшее мелодичное мычание. Ваша жертва будет наказана, а вы будете наслаждаться музыкой“.


Изображение идола Молоха.
Как будто медный бык уже сам по себе не был достаточно жестоким изобретением, он был разработан так, чтобы крики жертвы доносились наружу через серию специальных труб. Этот ужасный акустический аппарат преобразовывал отчаянные крики так, так что они звучали как сердитый рев быка.


Казнь медника Перилла.
По легенде, Перилл сказал Фалариду: «Крики жертвы донесутся к вам через трубы как нежнейшее мелодичное мычание». Потрясенный этими словами мучитель приказал испытать акустическую систему на самом создателе и втолкнул Перилла внутрь быка. Обреченный ремесленник был заперт внутри, а под быком развели огонь.


Казнь в медном быке Пергама .
Вскоре Фаларид услышал страшные крики из чрева быка. Но перед тем, как Перилл умер внутри быка, тиран открыл запертую дверь и освободил его. Перилл думал, что его вознаградят за его злое изобретение, но вместо этого Фаларид сбросил несчастного мастера с вершины горы. По иронии судьбы, и сам тиран Фаларид был зажарен в медном быке, когда он был свергнут Телемахом.