Кодекс сатаны. Библия дьявола или кодекс гигас. Где хранится кодекс Гигаса

Сегодня одной из самых зловещих книг мира считается Библия Дьявола. В документе есть разные священные христианские писания и предполагаемый автопортрет Князя тьмы.

В статье:

Библия Дьявола - содержание

Огромная зловещая книга представлена в виде древней рукописи. Согласно распространенной теории, появился атрибут в начале XIII века в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице (сейчас Храст).

В Гигантском кодексе 624 страницы, высотой книга 89 см, ширина - 49 см. Вес труда внушительный - 75 кг. По приблизительным данным, на изготовление рукописи потрачено 167 шкур ягнят.

По одной из легенд, монаху в написании книги помогал Сатана. Предание гласит, что для искупления тяжкого греха чернецу необходимо в течение одной ночи переписать Библию. Взявшись за работу, монах осознал, что это невозможно, и , молил Дьявола о спасении.

Выполнен кодекс нетипичным для XIII века почерком. Буквы напоминают печатные. Сегодня ученые не согласны с легендой и уверены, что срок изготовления книги - не менее 20–30 лет. Предположение М. Гулик подтверждал тем, что средневековый песец был способен скопировать не более 140 строк в сутки. Даже безостановочная работа потребовала бы около 5 лет для создания Библии.

В рукописи содержатся Ветхий и Новый Заветы, тексты «Этимологии» Исидора Севильского, «Иудейской войны» Иосифа Флавия, календарь с указанием дней святых и разнообразные заклинания.

Оригинал Codex Gigas (Библия Дьявола) выставлен в пражской библиотеке Клементинум.

Поразительна страница под номером 290, где расположены и привычные библейские рассказы, и странный рисунок, изображающий предположительно Дьявола. Просматривая книгу, просто определить, что лист отличается от остальных: другой окраски, стилистика и цвет текста явно иные. Создается впечатление, что отрывок выполнен другим человеком.

Тайны Дьявольской Библии

Кодекс Гигас должен быть окутан секретами. История про монаха, заключившего сделку с Дьяволом, гласит, что Сатана договорился помочь человеку, но взамен инок должен был на одной из страниц изобразить портрет Дьявола. Неизвестно, какая участь в дальнейшем постигла мужчину.

Странно, что рукопись дошла до нашего времени, ведь инквизиция должна была не бережно хранить книгу на протяжении многих веков в библиотеках разных монастырей, а в кратчайшие сроки уничтожить творение Сатаны. Возникает вопрос: возможно, существование кодекса было выгодно кому-то?

В 1595 г. Гигас сберегался в хранилище правителя Венгрии Рудольфа III. Во второй части XVII века книга стала достоянием шведов и была перевезена в Стокгольм. После возили текст показывать в Берлин, Прагу и Нью-Йорк. В шведском королевском музее Библия Дьявола хранилась до 2007 г., через некоторое время была перевезена в Национальную библиотеку Чехии.

8 страниц после изображения с Дьяволом залиты чернилами.

Несмотря на современные способы анализа, не удалось определить, какой текст находится под закрашенными чернилами страницами и почему лист с ликом Сатаны темнее других. Исследователи не могут объяснить отсутствие людей на изображении города Неба.

Скачать копию Codex Gigas можно по этой ссылке .

Согласно одной теории, на владельца Кодекса будет наложено проклятие. Например, замок, где находился том в Стокгольме, внезапно сгорел, когда книгу оттуда увезли. Один из монастырей был поражён бубонной чумой. Существует поверье, что для спасения от черной магии необходимо выбросить Библию Дьявола из окна.

Что такое адописные иконы

Можно предположить, что Гигантский кодекс - насмешка над христианством и религией в целом. Это обоснованно, ведь среди священных текстов христианского мира спрятано изображение самого страшного и могучего монстра - Дьявола.

Теория жизнеспособна, ведь искажение святых ликов уже встречалось в истории. Например, известные адописные иконы можно рассматривать как насмешку над религией. В средневековые времена были распространены ужасающие реликвии.

Особенность артефактов заключалась в том, что под одним рисунком прятался другой. На первом, скрытом, изображались бесы, черти и Дьявол. Когда краска высыхала, сверху наносились привычные мотивы - Иисус Христос, святые, апостолы. Иногда под изображениями праведных дорисовывались рога, хвосты и копыта, что скрывалось слоем масла.

Первый раз термин «адописные иконы» упоминается в XVI веке в «Житие Василия Блаженного». В истории говорится, что мужчина приблизился к стенам города, на которых виднелась икона с ликом Богоматери. Люди были уверены, что образ чудотворный - толпа молилась и просила икону даровать здоровье, силы.

Однако Василий Блаженный остановил людей. Вместо того чтобы подойти к чудесному образу в мольбах, мужчина бросал в изображение камнями. Толпа была в ужасе, но Василий обратился к людям с речью, уверяя, что под слоем краски нарисован черт. После снятия верхнего покрытия опасения подтвердились.

Есть еще одна теория, описывающая предназначение адописных икон: считалось, что если верующий обращается к изображённому на лике святому, параллельно молится и Сатане, ведь оба изображения неразрывно связаны друг с другом.

Следующая версия гласит, что в Средневековье адописными иконами могли пользоваться чёрные колдуны, если их цель - наказать человека глубоко верующего и регулярно молящегося. Подкинув атрибут, можно заставить индивидуума молиться врагу - Дьяволу.

По поверью, лики могли создать люди, выступавшие против церковной реформы и не пожелавшие соблюдать свод правил, принятый в XVII веке. Устрашающие иконы могли создать, чтобы напугать поддержавших реформу.

Распространено мнение , что адописные изображения выполнены религиозными, свято боявшимися нарушить правило «Не сотвори себе кумира» и желали устранить веру в волшебную силу икон. Например, были люди, которые противились поклонению святым образам и убеждены, что это аналогично служению языческим идолам.

В XX веке появилось мнение, что черных магических икон не было. Сегодня это скорее легендарные артефакты - сохранившиеся примеров нет. Русский славист Никита Толстой уверяет, что сказания об адописных иконах были страшилками для суеверных граждан.

Есть и другие, менее мистифицированные теории относительно изображения на первом слое: это могли быть просто плохо и неумело изображенные лики святых. Из-за низкого качества используемых материалов и недостаточной опытности мастеров образы праведных действительно могли казаться устрашающими. Слой перекрывали новым, а изображение переделывалось с нуля. Однако любителей сверхъестественного теория не устраивает.

Здесь можно просмотреть и целиком Гигантский кодекс

Гигантский кодекс (лат. Codex Gigas) - грандиозный рукописный свод начала XIII века, созданный в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице (ныне - часть города Храст). Исходя из пометок на одной из страниц книги, можно заключить, что труд был закончен в 1230 году. Вероятно, вся работа проделана одним человеком, на что потребовалось от 20 до 30 лет. Является самой большой книгой в мире. Размер переплёта - 92 см в высоту, 50 см в ширину; толщина книги - 22 см, а вес - 75 кг. По легенде, Codex Gigas создан монахом-переписчиком благодаря помощи дьявола. Якобы совершивший серьёзное преступление, он в качестве наказания за свои грехи обещал настоятелю всего за одну ночь написать и украсить миниатюрами свод всех человеческих знаний, который прославит монастырь на века. Однако около полуночи он понял, что не справится со взятым на себя обетом в одиночку и продал душу дьяволу в обмен на помощь. На 577-й странице книги находится одно из самых знаменитых изображений дьявола, созданных в Средневековье. Подлажицкий бенедиктинский монастырь был полностью разрушен во время религиозных войн XV века. В 1594 году император Священной Римской империи Рудольф Второй (он владел и Богемией) заинтересовался Codex Gigas соккультистской точки зрения и перевёз фолиант в свой Пражский замок. Во время Тридцатилетней войны, в 1648 году рукопись в качестве военного трофея забрали оттуда шведские войска. С тех пор и до нашего времени рукопись находится в Шведской Королевской библиотеке в Стокгольме. 7 мая 1697 книга едва не сгорела во время сильного пожара в Королевском замке. В октябре 2007 года манускрипт впервые экспонировался на его родине - в Чехии (в Праге). Манускрипт написан на латыни. Он содержит сумму знаний монахов Бенедиктинского ордена на начало XIII века: полный текст Ветхого и Нового Заветов, «Этимологии» Исидора Севильского - все 20 книг, «Иудейские древности» и «Иудейскую войну» Иосифа Флавия, «Чешскую хронику» Козьмы Пражского, несколько трактатов разнообразной тематики, список насельников бенедиктинского монастыря, «Зерцало грешника» (сборник, содержащий назидательные рассказы-exemplia для проповедников, заговоры, календарь с синодиком и некоторые другие записи. Текст Библии примечателен, ибо Деяния апостолов и Откровение представлены в старолатинской версии, восходящей к IV веку и близкой к той, которой пользовался сардинский епископ Люцифер Каларийский (355-362 гг.). Первоначально в рукописи было 640 страниц in folio, из них 624 сохранились до нашего времени в хорошем состоянии. При создании манускрипта было использовано 160 ослиных шкур, из которых изготовили 320 пергаментных листов. Высота каждой страницы - 915 мм, ширина - 508 мм. Толщина книги - 22 см, а вес - 75 кг. Кодекс богато иллюминирован. В основном, оформитель использовал красную, синюю, жёлтую, зелёную краску и позолоту. Начальные буквицы каждого текста роскошно оформлены, иногда занимая целую страницу. Оформление и почерк едины по всему кодексу. Текст Библии составляет около половины объёма кодекса, но не образует единого блока. Материалы расположены в кодексе следующим образом: книги Ветхого Завета от Бытия до Руфи, Исайя, Даниил, Осия, Малахия, Иов, Книги Царств, Псалтирь, Песнь Песней, Премудрость Соломонова, Иисус Сирахов, книги Ездры, Товита, Юдифи, Есфири и Маккавеевы. Далее следуют «Иудейские древности» и «Иудейская война» Иосифа Флавия. После них идут 20 книг «Этимологий» Исидора Севильского, и медицинские труды Гиппократа, Феофила, Филарета и Константина. Пустая страница отделяет их от Нового Завета. Он расположен в следующем порядке: Евангелие от Матфея - Деяния Апостолов, Соборное послание ап. Иоанна - Откровение, Послание к Римлянам - Послание к Евреям. После изображения дьявола идёт текст «Чешской хроники», список насельников монастыря, календарь с некрологием, в самом конце кодекса идут магические формулы и тому подобные записи. Хотя весь кодекс написан на латинском языке, но включает фрагменты на иврите, греческом и церковнославянском языке (причём как глаголицей, так и кириллицей). В 2008 году ряд экспертов получили разрешение на проведение ряда исследований и анализов с книгой. В течение нескольких дней они провели экспертизу почерка и иллюстраций, взяли пробы пергамента и чернил, ряд других криминалистических исследований. Главным выводом экспертов стало заключение, что фолиант написан и проиллюстрирован одним человеком (монахом), который вел затворнический образ жизни и в совокупности потратил на написание более 30 лет. Также эксперты уточнили, что книга не несет никакого сатанинского характера, а изображение дьявола соседствует с изображением града небесного, акцентируя тем самым внимание на проблеме выбора человеком своей судьбы. Есть информация, что монаха звали Герман Отшельник.

Легенда гласит, что «Гигантский кодекс» был создан всего за одну ночь при помощи лукавого одним нечестивым монахом из бенедиктинского монастыря, находившегося в чешского городе Подлажиц.

Этот монах совершил серьёзное преступление, которое требовало соответствующего наказания и покаяния. В качестве таковых провинившийся насельник пообещал аббату-настоятелю за одну ночь написать и изукрасить чудными миниатюрами свод всех человеческих знаний, который прославит монастырь на века.

Однако дело стало непосильным для простого смертного. Монах это осознал (либо понимал сразу) и, поскольку всё равно был грешен, решился на самое страшное — продал душу дьяволу в обмен на написанную книгу. Дьявол не замедлил явиться. Нечестивая сделка состоялась после полуночи.

Утром настоятель увидел готовую гигантскую книгу, а дьявол был уже далеко, радуясь своему новому «приобретению». Что стало с монахом, лишившимся души, история умалчивает.

ЗНАТНЫЙ ТРОФЕЙ

Монастырь, может быть, и прославился благодаря удивительному «Кодексу». Однако владение этой книгой не спасло его от печальной участи. Во время религиозных войн XV века Подпажицкий монастырь был полностью разрушен, а книга пустилась в долгое путешествие «по рукам», переходя от одного хозяина к другому. Одновременно с «Гигантским кодексом» стали связывать таинственные смерти и эпидемии, всевозможные бедствия и катастрофы.

В1594 году император Священной Римской империи Рудольф II заинтересовался «библией дьявола», правда с оккультистской точки зрения, и перевёз фолиант в Пражский замок.

В ходе Тридцатилетней войны в 1648 году «Кодекс» был захвачен шведами и увезён в Стокгольм. Он числился в описи трофеев как один из наиболее ценных, полученных шведским королевским двором.

Но в 1697 году уникальную книгу чуть было не потеряли навсегда во время крупного пожара в Королевском замке, чудом вынеся из пламени.

Швеция до сих пор является полновластной владелицей «Гигантского кодекса», который вот уже более 300 лет не покидает её пределов.

ДЬЯВОЛ В ПОДРОБНОСТЯХ

Размеры «Гигантского кодекса» поражают — 92 х 50 сантиметров. На его изготовление ушло 160 ослиных шкур, из которых изготовили 320 пергаментных листов. Он считается самой большой книгой в мире.

Весит «книжечка» 75 килограммов, имеет 624 страницы, а также деревянные обложки. В изначальном варианте в «Кодексе» было 640 страниц, но в течение веков 16 листов пропали.

«Библия дьявола» удивительно красива. Её листы заполняют не только тексты, но и прелестные миниатюры, в которых переливаются красные, синие, жёлтые, зелёные краски и яркая позолота. Начальные буквицы каждого текста роскошно оформлены, иногда одна буква занимает целую страницу.

А на 577 странице — гигантское изображение дьявола, в красках и подробностях — одно из самых известных изображений нечистого в период средневековья.

«Гигантский кодекс» велик не только по своим размерам, но и по обширному содержанию. Сначала идут книги Ветхого Завета. Далее следуют «Иудейские древности» и «Иудейская война» Иосифа Флавия. После них — 20 книг «Этимологий» Исидора Севильского и медицинские труды Гиппократа, Феофила, Филарета и Константина.

Пустая страница отделяет их от Нового Завета. Он расположен в следующем порядке: Евангелие от Матфея — Деяния Апостолов, Соборное послание ап. Иоанна — Откровение, Послание к Римлянам — Послание к Евреям.

Практически весь «Кодекс» написан на латинском языке, но включает фрагменты на иврите, греческом и церковнославянском языке, причём как глаголицей, так и кириллицей.

ОДИН — ЕДИНСТВЕННЫЙ

Самые подробные исследования «Библии дьявола», проведённые в 2008 году группой экспертов, породили сенсацию: согласно их заключению, «Гигантский кодекс», действительно, был написан и иллюстрирован одним человеком, правда, занимался он этим в течение 30 лет, а не одну ночь. Это убедительно доказала экспертиза почерка и иллюстраций, пробы пергамента и чернил, а также ряд других криминалистических исследований. Оформление и почерк явно принадлежат одной и той же гениальной руке. Но чьей именно?

Имя автора этого средневекового шедевра, скорее всего, останется неизвестным. В качестве предположения автором называют монаха из Подлажицкого монастыря — Германа Отшельника, профессионального переписчика, имевшего доступ к древним

рукописям ордена, из которых он и черпал всю информацию. Время его деятельности совпадает с хронологией «Гигантского кодекса», который, если судить по пометкам на полях, был закончен к 1230 году.

Громадное количество информации, заключённой в «Кодексе», говорит об исключительной степени образованности автора, и не только для того времени. И о его художественной одарённости, если оценивать иллюстрации.

ЦЕННОСТЬ ВЕЛИЧАЙШАЯ

Одна из загадок «Гигантского кодекса» заключается в том, что он, имея зловещую репутацию «Библии дьявола», тем не менее не был уничтожен ни инквизицией, ни каким-либо особо ревностным католиком. И это в то время, когда множество других «сомнительных» манускриптов безжалостно уничтожались, отправляясь в костёр наравне с колдунами и еретиками.

Мало того, по «Библии дьявола» Священное Писание изучало не одно поколение юных насельников, а после того, как родной монастырь был разрушен, «Кодекс» кочевал по другим без всякого ущерба для себя. И судя по тому, насколько он прекрасно сохранился, обращались с ним чрезвычайно бережно и аккуратно.

В настоящее время у «Библии дьявола» есть свой собственный интернет-сайт, который, кроме международной английской версии, полностью дублируется на чешском и шведском языках.

Создал за одну ночь средневековый монах-затворник Герман, которого собратья собирались замуровать в стене за некий тяжкий грех. Но он пообещал им, что произведёт книгу, которая будет содержать все знания человечества и прославит монастырь. Герман не мог своими силами создать книгу к восходу солнца, поэтому призвал на помощь дьявола.

Гигантский кодекс (на латыни Codex Gigas) не имеет себе равных ни по размерам, ни по объёму. Его создали в начале XIII века в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице. Книга знаменита тем, что содержит полностраничный портрет дьявола во весь рост. Из-за этой иллюстрации за ней закрепилось название «Дьявольская Библия». Изображение князя тьмы с набедренной повязкой из горностая и с вишнёво-красными когтями расположено на одном развороте с рисунком Небесного Града.

Помимо примечательных иллюстраций Гигантский кодекс уникален тем, что это самая крупная из сохранившихся средневековых иллюминированных рукописей в мире. Книга весит 75 килограммов. На создание её страниц высотой около 90 сантиметров и шириной около полуметра потребовались шкуры 160 ослов (две страницы из одной шкуры).

По одной из версий, разделы кодекса дополняли разные писцы. Хотя анализ почерка указывает на то, что все записи принадлежат одному очень аккуратному переписчику. Специалисты Национальной библиотеки Швеции, где Кодекс Гигас нашёл пристанище в 1649 году после столетий приключений и злоключений, идентифицируют его как «каролингский минускул », популярный и очень разборчивый стиль средневековой письменности.


Инициал Евангелия от Матфея.

Исследователи полагают, что лишь на переписывание текстов могло потребоваться не менее пяти лет ежедневного труда. А учитывая, что книга украшена полноразмерными иллюстрациями и сложными инициалами, на её оформление и переписывание ушло 25-30 лет. Работа над манускриптом завершилась к 1230 году.

Кодекс Гигас содержит все знания, которыми располагал в 13-ом веке Бенедиктинский орден и полный текст Библии. Рукопись начинается с Ветхого Завета, за ним следуют исторические книги «Иудейские древности» и «Иудейская война» Иосифа Флавия , жившего в первом веке нашей эры. Далее самая популярная энциклопедия средневековья – «Этимологии» Исидора Севильского , который жил в шестом веке в Испании и был канонизирован. За «Этимологией» – медицинские трактаты (в том числе Константина Африканского и Салернской врачебной школы), а за ними – Новый Завет и наставление в покаянии. После портрета дьявола следует описание ритуала по изгнанию злых духов, а затем «Чешская хроника» Козьмы Пражского и календарь с указанием местночтимых святых. Десять страниц, посвящённых правилам жизни в бенедиктинском монастыре, неизвестно кем вырезаны из рукописи.


Страница из текста Иосифа Флавия.

Усилиями Национальной библиотеки Швеции все страницы Гигантского кодекса оцифрованы и опубликованы в свободном доступе . Их можно просматривать в высоком разрешении и скачивать. Для зрителей, не знающих, с чего начать, библиотека составила путеводитель по основным моментам . Также можно воспользоваться картой сайта , чтобы открывать интересующие разделы рукописи.

Интересна и история самой рукописи, не раз менявшей хозяев и становившейся трофеем в результате Гуситских войн и Тридцатилетней войны. История кодекса и связанные с ним легенды описаны в отдельном разделе сайта .

Тайнам манускрипта «Codex Gigas» посвящён документальный фильм National Geographic «Библия дьявола» (Devil"s Bible).

Параметры книги действительно впечатляют: она состоит из 360 листов из выделанной ослиной кожи, размером 89х49 каждый и вес и т 75 килограмм. Название книги Кодекс Гигас говорит с амо за себя: это самый большой рукописный манускрипт и одна из сам ых больших загадок истории. О б этом уникальном издании написано по материалам сайта Википедия и других научных и популярных источников.

Все знания в одной книге

Гигантский манускрипт был создан монахами-бенедиктинцами в начале тринадцатого века, его родина - территория современной Чехии. Установить более точную дату написания проблематично: рукописные книги таких объёмов создавались не одно десятилетие.

Содержание Кодекса Гигас можно условно разделить на основные части: текст Священного Писания, дополненный полководцем и историком Иосифа Флавия , трактаты знаменитых врачевателей, исторические сведения, описание акта экзорцизма . К сожалению, не все страницы сохранились до наших дней. Как полагают некоторые исследователи, отсутствующие листы содержали устав монастыря, в связи с чем его попытались скрыть - ещё одна тайна истории.

Для чего понадобилось собирать наиболее ценные знания в одной книге? В те годы в Европе свирепствовала чума, угроза мора была настолько велика, что монахи всерьёз опасались за будущее цивилизации. Вполне возможно, Кодекс Гигас предназначался наследникам тех, кому посчастливится пережить эпидемию.

Причём тут дьявол?

Библия Дьявола - второе неофициальное название Гигантской книги, своим происхождением оно обязано характерному рисунку на весь лист на одной из страниц. Как же монахи допустили соседство священных текстов и столь не богоугодного изображения? Согласно распространённой в научных кругах гипотезе, в те времена рогатые мистические сущности не вызывали ярого отторжения. Память о традиционных архетипах была ещё достаточно свежа. Вполне возможно, что рисунок олицетворял мудрость и силу языческих божеств, которых христианский культ постепенно превратил в символ греха.

Бытует и другая не менее любопытная легенда, основанная на научно обоснованных данных. Учёные утверждают, что Кодекс Гигас от корки до корки написан одинаковым почерком. Принимая во внимание тот факт, что люди в давние времена не отличались долголетием, и режим среднестатистического монаха, проводящего в молитвах, труде и служениях большую часть суток, есть основания усомниться, что одному человеку хватило бы жизни завершить работу.

Неудивительно, что вокруг необъяснимого факта сложился миф о том, как приговорённый монах попросил о помиловании, пообещав создать сей уникальный экземпляр за одну ночь. На его условие согласились, будучи в полной уверенности, что ему окажется не под силу выполнить обещание. Уединившись в своей келье, монах заключил сделку с нечистым в обмен на его помощь. Дьявол сдержал слово, к утру гигантский манускрипт и в самом деле был готов. В знак благодарности монах запечатлел своего помощника, посвятив ему персональную страницу.

В наши дни оригинал рукописи экспонируется в Чехии, изготовлено несколько копий, которые также пользуются популярностью у туристов в разных странах мира. Самые современные из них выполнены в 3D формате.