Кризис в чехословакии. Чехословацкий кризис

В ночь на 21 августа 1968 года в Чехословакию были введены войска пяти стран Варшавского Договора (СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши). Операция, получившая кодовое название "Дунай", преследовала цель прекратить происходивший в ЧССР процесс реформ, инициированных первым секретарем ЦК КП Чехословакии Александром Дубчеком - "Пражскую весну".

С геополитической точки зрения для СССР возникла опасная ситуация в одной из ключевых стран Восточной Европы. Перспектива выхода ЧССР из Варшавского Договора, в результате которого произошел бы неизбежный подрыв восточноевропейской системы военной безопасности, была для СССР неприемлема.

В течение 36 часов армии стран Варшавского Договора установили полный контроль над чехословацкой территорией. 23-26 августа 1968 года в Москве состоялись переговоры между советским и чехословацким руководством. Их итогом явилось совместное коммюнике, в котором сроки вывода советских войск ставились в зависимость от нормализации обстановки в ЧССР.

16 октября 1968 года между правительствами СССР и ЧССР был подписан договор об условиях временного пребывания советских войск на территории Чехословакии, согласно которому часть советских войск оставалась на территории ЧССР "в целях обеспечения безопасности социалистического содружества". В соответствии с договором была создана Центральная группа войск (ЦГВ). Штаб ЦГВ был размещен в городке Миловице недалеко от Праги. В договоре фиксировались положения об уважении суверенитета ЧССР и невмешательстве в ее внутренние дела. Подписание договора стало одним из главных военно-политических итогов ввода войск пяти государств, удовлетворивших руководство СССР и ОВД.

17 октября 1968 года начался поэтапный вывод союзных войск с территории Чехословакии, который завершился к середине ноября.

В результате ввода войск в ЧССР произошла кардинальная смена курса чехословацкого руководства. Был прерван процесс политических и экономических реформ в стране. В 1969 года на апрельском пленуме ЦК КПЧ первым секретарем был избран Густав Гусак. В декабре 1970 года ЦК КПЧ принял документ "Уроки кризисного развития в партии и обществе после XIII съезда КПЧ", осуждавший в целом политический курс Александра Дубчека и его окружения.

Во второй половине 1980-х годов начался процесс переосмысления чехословацких событий 1968 г. В "Заявлении руководителей Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и Советского Союза" от 4 декабря 1989 года и в "Заявлении Советского правительства" от 5 декабря 1989 года решение о вводе союзных войск в Чехословакию было признано ошибочным как необоснованное вмешательство во внутренние дела суверенного государства .

10 декабря 1989 года после победы "бархатной революции" (бескровное свержение коммунистического режима в результате уличных акций протестов в ноябре-декабре 1989 года), президент Чехословакии Густав Гусак ушел в отставку, и было сформировано новое коалиционное правительство национального согласия, в котором коммунисты и оппозиция получили одинаковое количество мест. Была осуществлена "реконструкция" парламента, где Коммунистическая партия Чехословакии потеряла большинство. 28-29 декабря 1989 года реорганизованный парламент избрал своим председателем Александра Дубчека.

Соглашение предусматривало, что вывод войск пройдет в три этапа: 1-й этап - 26 февраля 1990 года - 31 мая 1990 года; 2-й этап - 1 июня 1990 года - 31 декабря 1990 года; 3-й этап - 1 января 1991 года - 30 июня 1991 года.

Вывод начался в день подписания соглашения. Последний эшелон отправился из Миловиц 19 июня 1991 года. Уже 21 июня он пересек государственную границу СССР. 27 июня 1991 года ЧССР покинул последний командующий ЦГВ - генерал-полковник Эдуард Воробьев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

«Пра́жская весна́» (чеш. «Pražské jaro», словацк. «Pražská jar») - период политической либерализации в Чехословакии с 5 января по 20 августа 1968, закончившийся вводом в страну войск стран Организации Варшавского договора (кроме Румынии). История С приходом к руководству Коммунистической партией Чехословакии Александра Дубчека, Чехословакия начала демонстрировать все бо́льшую независимость от СССР. Политические реформы Дубчека и его соратников (О. Шик, И. Пеликан, З. Млынарж и др.), которые стремились создать «социализм с человеческим лицом», не представляли собой полного отхода от прежней политической линии, как это было в Венгрии в 1956, однако рассматривались руководителями СССР и ряда соцстран (ГДР, Польша, Болгария) как угроза партийно-административной системе Советского Союза и стран Восточной и Центральной Европы, а также целостности и безопасности «советского блока». Была существенно ослаблена цензура, повсеместно проходили свободные дискуссии, началось создание многопартийной системы. Было заявлено о стремлении обеспечить полную свободу слова, собраний и передвижений, установить строгий контроль над деятельностью органов безопасности, облегчить возможность организации частных предприятий и снизить государственный контроль над производством. Кроме того, планировалась федерализация государства и расширение полномочий органов власти субъектов ЧССР - Чехии и Словакии. Часть правящей коммунистической партии - особенно на высшем уровне - выступала, однако, против какого бы то ни было ослабления партийного контроля над обществом, а поэтому обратилась к советскому руководству за помощью в отстранении реформаторов от власти. По мнению правящих кругов СССР, Чехословакия находилась в самом центре оборонительной линии организации Варшавского договора, и её возможный выход из него был недопустим во время холодной войны. Политика ограниченного государственного суверенитета в странах социалистического блока, допускающая в том числе применение военной силы, если это было необходимо, получила на Западе название «доктрины Брежнева», по имени советского руководителя, который впервые её провозгласил публично, хотя её проводили и раньше со времен Сталина. Доктрина оставалась в силе до тех пор, пока в 1980-е годы при Михаиле Горбачёве её не сменил иной подход, который в шутку назвали «доктриной Синатры» (имея в виду песню Фрэнка Синатры «My Way» - «Мой путь»). [править] Возможные причины ввода войск По официальной версии, СССР помешал Чехословацким реформаторам вывести страну из ОВД и повести по капиталистическому пути. [править] Конец весны Прага, август 1968. «Коктейли Молотова» в танки ОВД 23 марта 1968 на съезде коммунистических партий в Дрездене прозвучала критика реформ в Чехословакии, 4 мая Брежнев принял делегацию во главе с Дубчеком в Москве, где остро критиковал положение в ЧССР, 15 июля руководители коммунистических партий направили открытое письмо ЦК КПЧ, 29 июля Дубчек снова встретился в Чьерной-над-Тисоу с Брежневым, 17 августа Дубчек встретился в Комарно с Яношем Кадаром, который указал Дубчеку на то, что ситуация становится критической. Основная статья: Операция «Дунай»

Александр Дубчек - первый секретарь КПЧ (январь-август 1968)

В 1968 г. почти восемь месяцев Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) переживала период глубоких перемен, беспрецедентных в истории коммунистического движения. Эти преобразования стали закономерным результатом нарастающего кризиса в этой относительно благополучной и развитой стране, в политической культуре которой глубоко укоренились преимущественно демократические традиции. Процесс демократизации в Чехословакии, подготовленный реформистски настроенными силами внутри КПЧ, в течение ряда лет шел почти незаметно для большинства аналитиков и политических деятелей Запада и Востока, в том числе и для советских руководителей. Они неверно истолковали характер политического конфликта внутри КПЧ в конце 1967 г., который привел к смещению в январе 1968 г. первого секретаря Президиума ЦК КПЧ А. Новотного. Вместо него был избран А. Дубчек, выпускник Высшей партийной школы при ЦК КПСС, прекрасно говоривший по-русски. В конце марта А. Новотный подал в отставку с поста президента ЧССР. Вместо него, по рекомендации ЦК КПЧ, на этот пост был избран герой второй мировой войны, генерал Людвик Свобода, против которого советские руководители также не имели возражений. Падение Новотного было не просто итогом борьбы за власть внутри чехословацкого руководства, а произошло по ряду причин, среди которых: экономический кризис 1962 - 1963 гг., пробудивший стремление к экономическим реформам, медленный ход процесса политической реабилитации репрессированных, открытое инакомыслие писателей и студентов, пробуждение реформистски настроенных интеллектуальных слоев в партии, начавших борьбу за свободу мысли и выражения взглядов. Затяжной характер политического кризиса, упорное противодействие Новотного и его сторонников Дубчеку, ряд скандальных происшествий 1968 г. (например, сенсационный побег в США генерала Яна Чейны, сопровождаемый слухами о неудавшейся попытке военного переворота в пользу восстановления Новотного), ослабление цензуры - все это способствовало мобилизации общественной поддержки нового руководства. Заинтересованные в реформах лидеры КПЧ включили свою плюралистическую концепцию социализма "с человеческим лицом" в "Программу действий", принятую в апреле 1968 г. в качестве "Великой хартии вольностей" нового руководства Дубчека. Кроме того, Дубчек разрешил создание ряда новых политических клубов, а также отменил цензуру; в области внешней политики решено было проводить более независимый курс, отвечающий, однако, интересам Варшавского Договора в целом и политики СССР - в частности. Поразительная стремительность событий в ЧССР в январе - апреле 1968 г. создала дилемму для советского руководства. Отставку ориентировавшихся на Москву сторонников Новотного, а особенно реформистские программы руководства Дубчека и возрождение свободы печати привели, с советской точки зрения, к опасной ситуации в одной из ключевых стран Восточной Европы. Кроме того, руководство ряда стран - участниц Варшавского Договора думало о возросшей, по их мнению, уязвимости границ и территории Чехословакии, перспективе выхода ее из Варшавского Договора, в результате которого произошел бы неизбежный подрыв восточноевропейской системы военной безопасности. Потенциально ситуация в ЧССР могла затронуть соседние восточноевропейские страны, да и сам Советский Союз. Чехословацкий лозунг "социализм с человеческим лицом" ставил под сомнение гуманность советского социализма. "Великая хартия вольностей" означала гораздо большую степень внутрипартийной демократии, предоставление большей автономии государственному аппарату, другим политическим партиям и парламенту, восстановление гражданских прав (свободы собраний и ассоциаций) и более решительное продолжение политической реабилитации, восстановление национальных прав этнических меньшинств в рамках федерации, проведение экономической реформы и др.

Прага. Август 1968г.

Возможность "цепной реакции" в соседних социалистических странах, где еще были свежи в памяти социальные потрясения недавнего прошлого (ГДР в 1953 году, Венгрия в 1956 году), обусловила враждебность к чехословацкому "эксперименту" не только советского, но и восточногерманского (В. Ульбрихт), польского (В. Гомулка) и болгарского (Т. Живков) руководства. Более сдержанную позицию занимал Я. Кадар (Венгрия). Однако "Пражская весна" представляла собой протест иного рода, нежели тот, с которым советские лидеры столкнулись в Венгрии в 1956 году. Руководство Дубчека не бросало вызова основам обеспечения интересов национальной безопасности СССР, оно не выступало с предложением о ревизии внешнеполитической ориентации Чехословакии. Не подвергалось сомнению сохранение членства в ОВД и СЭВ. Ограниченный плюрализм также не означал утраты общего контроля со стороны компартии: власть, хотя и несколько рассредоточенная, сохранялась бы в руках реформистски настроенного партийного руководства. С точки зрения советского руководства, события в ЧССР создавали проблемы и были потенциально опасны. Обжегшись на Венгрии, советские руководители долгое время не могли определить свой курс в отношении происходящего в ЧССР. Следует ли на корню уничтожить или просто ограничить перемены, которые произошли там после января? Какие средства следует использовать, чтобы повлиять на Чехословакию? Ограничиться ли политическими и экономическими действиями или прибегнуть к вооруженному вмешательству? Несмотря на то что в Кремле были едины в негативном отношении к чехословацкому реформизму, там долго не склонялись к военному вторжению. Некоторые члены советского руководства занялись интенсивными поисками мирного решения проблемы. Это стало очевидным после марта 1968 г., когда Советское правительство начало применять ряд средств политического и психологического давления с целью убедить Дубчека и его коллег в необходимости замедлить назревавшие перемены. Советская сторона оказывала политический нажим на руководство Дубчека в ходе различных встреч и переговоров: на многосторонней встрече в Дрездене в марте, во время двусторонней встречи руководителей КПСС и КПЧ в Москве в мае, на беспрецедентных переговорах на высшем уровне между Политбюро ЦК КПСС и Президиумом ЦК КПЧ в Чиерне-над-Тисой в июле, в Братиславе - в августе 1968 года. На встречу руководителей Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и СССР в Варшаве (июль 1968 г.) чехословацкая делегация прибыть отказалась. Обострению ситуации способствовали также сначала сдержанная реакция, а затем категорический отказ чехословацкого руководства принять неоднократные предложения о размещении советского воинского контингента на территории ЧССР. Политический нажим сопровождался психологическим давлением: вблизи границ Чехословакии проводились крупномасштабные учения войск ОВД с участием СССР, ГДР и Польши. Позже использовался такой вид психологического воздействия, как присутствие войск стран Варшавского Договора на территории ЧССР во время и после военных учений в июне и июле 1968 г. Кроме того, советское руководство не исключало возможности применения и экономических санкций против ЧССР как формы давления. Однако, несмотря на появившиеся в конце апреля 1968 г. сообщения о прекращении советских поставок зерна, каких-либо реальных подтверждений использования экономических рычагов не было.

Платошкин Николай Николаевич - доцент Московского гуманитарного университета, кандидат исторических наук

«Пражская весна»: мифы и факты

Так называемая пражская весна 1968 года до сих пор окружена политически выгодными Западу мифами, впрочем, как и остальные крупные кризисы времён «холодной войны». Сегодняшняя трактовка этих событий примерно такова: процесс экономических и политических реформ в Чехословакии, начавшихся с избрания Александра Дубчека на пост первого секретаря ЦК Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ) в январе 1968 года и пользовавшихся поддержкой Запада, был остановлен вторжением войск стран Организации Варшавского договора (ОВД) 20-21 августа 1968 года, что положило конец деятельности чехословацких реформаторов.

На самом деле всё было иначе. Реальные политические и экономические реформы в Чехословацкой Социалистической Республике (ЧССР) начались под влиянием развития событий в СССР в первой половине 1960-х годов. Тогда под руководством первого секретаря ЦК КПЧ (с 1953г.) и президента (с 1957г.) Чехословакии Антонина Новотного в стране начался процесс реабилитации жертв репрессий начала 1950-х годов, была существенно ослаблена цензура, а в Европе получила признание «новая волна» чехословацкого кино, одним из молодых представителей которого стал всемирно известный ныне режиссёр Милош Форман с фильмом «Чёрный Пётр». В качестве основного события того времени можно выделить принятие Прагой под прямым влиянием «косыгинской реформы» в СССР новой концепции экономической политики, имевшей целью ослабление централизованного планирования и предоставление предприятиям большей хозяйственной самостоятельности в рамках хозрасчёта. То есть именно СССР стал катализатором подлинных реформ в Чехословакии, причём приход к власти Л.И.Брежнева активизировал экономические преобразования как в СССР, так и в ЧССР.

Однако в конце 1967года внутренняя борьба в чехословацком партийном руководстве серьёзно обострилась. А.Новотный, не будучи сторонником федерализации Чехословакии, подверг критике «национализм» словацких коммунистов во главе с Александром Дубчеком, который, кстати, в должности секретаря ЦК КПЧ в конце 1950-х годов курировал промышленность страны. Разногласиями А.Новотного с А.Дубчеком воспользовались некоторые члены Президиума ЦККПЧ, решившие сместить его с высшего партийного поста. В результате жарких и продолжительных дебатов в ЦККПЧ Новотный сам предложил в качестве компромиссного кандидата на пост первого секретаря ЦК КПЧ Александра Дубчека. С этим был согласен и Л.И.Брежнев. Дубчек с 1925 по 1938год жил в СССР и считался в Кремле надёжным другом и союзником. Брежнев даже называл его Сашей или Александром Степановичем. Однако собственного политического лица «Саша» не имел, поэтому кандидатуру Дубчека в чехословацком партийном руководстве одобрили как «либералы», так и «консерваторы», и 5января 1968года Дубчек был избран первым секретарём ЦК КПЧ, правда, большинством всего в один голос. Следует отметить, что посольство США в Праге ещё в конце 1967 года сообщало в Вашингтон о слухах насчёт возможной отставки Новотного, причём в качестве перспективных преемников назывались члены президиума ЦККПЧ Кольдер («консерватор») и О.Черник («либерал»)1. Дубчек не упоминался. Разведка госдепартамента США (Intelligence and Research Bureau) давала Дубчеку оценку как аппаратчику типа Новотного2. Этим, видимо, и объясняется, что после избрания Дубчека на высший партийный пост госдепартамент США рекомендовал пока не проявлять к нему особой доброжелательности, так как «режим Дубчека» представлял собой неустойчивую коалицию правых и левых сил3. И хотя у США имелись все рычаги для поддержки нового «реформаторского руководства», госдеп считал, что «Дубчек и компания» сначала должны укрепить свои позиции в госаппарате, затем сами попросить Запад об экономической помощи4. Однако что касалось помощи, то имелись два немаловажных обстоятельства. Во время освобождения западной части Чехословакии в 1945 году армия США захватила золотой запас чехословацкого банка, который после оккупации Чехословакии Гитлером в 1939 году попал к немцам5. Несмотря на неоднократные требования правительства ЧССР вернуть золото, американцы под разными предлогами уходили от предметного обсуждения вопроса. В 1961 году они всё же согласились вернуть награбленное нацистами монетарное золото в обмен на погашение из него претензий американских граждан, якобы пострадавших от национализации в Чехословакии после 1948 года. Сумма претензий была согласована обеими сторонами в 10-11млн долларов, но Вашингтон неожиданно увеличил её в 4 раза без объяснения причин. На самом же деле в Белом доме были просто недовольны поставками оружия из Чехословакии боровшемуся против американской агрессии Вьетнаму.

Оттягивали США и предоставление ЧССР статуса наибольшего благоприятствования в торговле, увязывая этот вопрос с возвратом золота. Получился своего рода замкнутый круг. Что же касается непосредственно экономической помощи, то надо отметить, что социалистическая Чехословакия развивалась гораздо быстрее, чем сами США. В 1948-1970годах национальный доход на душу населения вырос в ЧССР на 229проц., а благодаря советским заказам традиционно развитое чехословацкое машиностроение смогло увеличить выпуск продукции в 1948-1969 годах в 12,8 раза. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Foreign Relations of the United States (FRUS). Volumes online, Volume XVII, Johnson Administration 1964-1968, Eastern Europe, Document 53.

2 Skoug K. Czechoslovakia’s lost fight for freedom, 1967-1979; an American embassy perspective. Westport, 1999. Р. 63.

3 FRUS. Document 55.

5 Небезынтересно отметить, что золотой запас ЧСР (23 тонны золота) совершенно официально был переведён нацистам в 1939году через Банк Англии. Всего нацисты присвоили себе в разное время оккупации примерно 45 тонн чехословацкого золота.

Ильина Татьяна Николаевна - старший научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (197046, Санкт-Петербург, Александровский парк, д.7)

«Чехословацкий кризис» 1938-1939 гг.

Аншлюс Австрии 12 марта 1938 г. гитлеровской Германией коренным образом изменил обстановку в Европе. Этот акт знаменовал крушение Версальской системы и выносил на повестку дня судетскую проблему. С этого времени вопрос о будущем судетских немцев обсуждался на высшем международном уровне. Особо следует отметить, что речь шла не только о праве немецкого населения в ЧСР на самоопределение, но и о будущем демократии в стране и в Европе вообще: Чехословакия оставалась последним демократическим государством в Центральной Европе.

Аншлюс привел к обострению национальных противоречий внутри ЧСР и к активизации генлейновцев. Судето-немецкие буржуазные партии приняли предложение Генлейна, и сразу же после аншлюса Австрии лан-дбунд и христианские социалисты покинули правящую коалицию и влились в состав СНП, Таким образом, вне генлейновской организации остались лишь социал-демократы и ряд мелких демократических партий и организаций. Практически сложился единый фронт всех судетских немцев. Дело было за социал-демократами, во главе которых после пражского съезда 26-27 марта 1938 г, встал В. Якш. Он оказался у руля партийного руководства в крайне неблагоприятный момент, когда чехословацкое государство доживало свои последние дни.

Якш еще до своего избрания председателем НСДРП(Ч) установил контакты с австрийскими легитимистами, с консервативно-христианской группой в Вене. Г. Шютц свел В. Якша с лидерами Национального фронта К. фон Шушнига. Указанные контакты носили характер политических и идеологических консультаций и не могли оказать значительного воздействия на развитие ситуации в Судетах. Молодые активисты НСДРП(Ч) искали также точки соприкосновения с умеренными членами СНП, которые также были готовы к переговорам. Посредником при организации переговоров между генлейновцами и социал-демократами выступил Э. Францель, покинувший в конце 1937 г. партийные ряды. Францель уже давно являлся одной из наиболее одиозных, фигур в партии, занимая крайне правую позицию.

Несмотря на свой выход из партии, Францель продолжал оставаться одной из влиятельнейших фигур, пользуясь особым воздействием на Якша. При помощи члена СНП - профессора Й, Пфитцнера Францель попытался организовать встречу между Якшем и представителями ген-лейновского движения. Пфитцнер представлял умеренное, автономистское крыло СНП, к которому проявлял интерес и В, Якш, через Францеля давший понять, что готов к переговорам. О подготовке и ходе переговоров свидетельствуют так называемый "меморандум Пфитцнера" и сопроводительное письмо Пфитцнера, адресованные Генлейну.

Состоявшаяся 2 апреля 1938 г. встреча между Якшем и одним из лидеров СНП Э. Кундтом была итогом неофициальных контактов между представителями СНП и НСДРП(Ч). Сама встреча также носила полуофициальный характер, хотя и проходила открыто, днем, в пражском кафе. Формально она представляла собой простой обмен мнениями относительно положения дел, но стороны договорились о продолжении диалога.

Было наивно полагать, что Якш откажется от только, что обретенного поста главы партии. Большое значение имело также и давление сторонников Л. Чеха. Союз с СНП автоматически означал исключение из НСДРП(Ч) евреев, но именно люди Чеха контролировали партийные финансы и имели доступ к дополнительным источникам финансирования. Еще ранее обсуждался вопрос о возможной отставке Чеха с поста министра, и тот был, в принципе, не против такого решения, но вместо себя предлагал кандидатуру другого еврея - Тауба, а не Якша, как рассчитывали антисемитски настроенные члены НСДРП(Ч). С другой стороны, после избрания последнего председателем партии в кулуарах циркулировали слухи о том, что сторонники Чеха готовят внутрипартийный переворот, чтобы вновь поставить его во главе НСДРП(Ч). Якш также колебался, опасаясь попасть в положение предателя, каковым он стал бы если бы в период подготовки к местным выборам он бы поднял вопрос о сотрудничестве с СНП. На эти выборы Якш возлагал последнюю надежду, рассчитывая отобрать голоса избирателей у СНП, что давало бы, по крайней мере, возможность вести переговоры с этой партией с позиции силы. В итоге Якш не решился продолжить переговоры с представителями СНП: его запланированная встреча с Э. Кундтом не состоялась. Вскоре после консульгаций с Пфитцнером Якш неожиданно отбыл в Англию.

Якш сумел заручиться помощью британских лейбористов и, по-видимому, получил финансовую поддержку от чехословацких правящих кругов. В пользу этого свидетельствует неожиданно резкий отказ Якша от продолжения переговоров. В итоге в ходе состоявшегося 21 мая 1938 г. последнего разговора между Францелем и Якшем, Якш резко осудил политику СНП и отказался от дальнейших разговоров о сотрудничестве.

Параллельно с переговорами с НСДРП(Ч) руководство СНП с марта 1938 г. проводило регулярные консультации с германским руководством, которое открыто заявляло о своем желании разрешить судето-немецкую проблему: в апреле 1938 г. Гитлер внес коррективы в аннексионистский "план Грюн", предусматривавшие возможность захвата чехословацкой территории. Речь шла лишь о формах, в которых будет найдена решение судето-немецкой проблемы: либо автономия, в пользу которой склонялся в тот период и сам Генлейн, либо аншлюс. Гитлер заверил в беседе 28 марта 1938 г. вождей СНП, что не намерен откладывать решение судето-немецкой проблемы в долгий ящик. Относительно того, будет ли достигнута широкая автономия или дело дойдет до отторжения Судетской области, ясности не было. Гитлер заявил, что СНП должна выдвинуть требования к чехословацкому руководству, обещав поддержать ее. Генлейн со своей стороны должен был использовать свои связи в Англии, чтобы не допустить вмешательства британских правящих кругов.

На съезде СНП 24 апреля 1938 г. в Карлсбаде Генлейн выступил с программными требованиями в адрес чехословацкого руководства, получившими название "Карлсбадская программа". Она состояла из восьми основных пунктов:

1.Полное равноправие немецкого и чешского народов.

2.Признание судето-немецкой этнической группы юридическим лицом и соблюдение ее соответствующего положения в государстве.

3.Определение границ и признание области проживания немцев в ЧСР.

4.Создание судето-немецкого самоуправления во всех областях общественной жизни там, где это отвечает интересам и положению немецкой этнической группы.

5.Законодательная гарантия защиты прав граждан немецкой национальности, проживающих вне судето-немецкой области.

6.Устранение несправедливости, допущенной в отношении судетских немцев в 1918 г., и компенсация понесенного ими вследствие этого ущерба.

7.Признание и претворение в жизнь основополагающего принципа: немецкие чиновники на немецкой территории.

8.Полная свобода для немецкой культуры и немецкого мировоззрения. Карлсбадская программа повторила основные требования, выработанные судето-немецкими активистскими партиями, в частности требование равноправия немецкой этнической группы, создания судето-немецкого местного самоуправления. Более того, отдельные положения активистского манифеста января 1937 г. шли даже дальше требований ген-лейновцев, в частности относительно отмены обязательного знания чешского языка. Наиболее радикально в Карлсбадской программе звучали требования признать судето-немецкую этническую группу субъектом права, компенсировать ущерб, который судетские немцы понесли из-за политики чехословацкого руководства (главным образом здесь речь шла о последствиях аграрной реформы), а также положения восьмого пункта, который в завуалированной форме разрешал свободный доступ нацистской пропаганды на территорию Чехословакии. Помимо этого Генлейн настаивал, чтобы ЧСР перестала считаться славянским государством и переориентировала свою внешнюю политику на Германию.

Чехословацкое правительство в целом отвергло Карлсбадскую программу. Все это демонстрировало нежелание чехословацких правящих кругов пойти на компромисс с СНП и предоставить судетским немцам особый статус. С другой стороны, чехословацкое правительство не отказывалось от дальнейших переговоров с генлейновцами. Однако искреннего стремления к разрешению судето-аемецкой проблемы оно не проявляло. В своей политике они опирались на последнюю партию судето-немецкого активизма - НСДРП(Ч).

В противовес Карлсбадской программе СНП новое партийное руководство НСДРП(Ч) выдвинуло инициативу административно-территориального переустройства ЧСР. План Якша был рассчитан на сохранение сложившихся после Версальских договоров границ, на достижение широкой национальной автономии на местах при сохранении основных рычагов политического управления в руках государства, но при передаче функций экономического самоуправления регионам. Это давало преимущества судетским немцам в тех районах, где они численно доминировали, в Богемии и Моравии прежде всего, и гарантировало защиту прав немцев как национальных меньшинств в тех районах, где они не составляли большинство населения.

Чехословацкому руководству пришлось столкнуться с давлением Англии и Франции, которые настаивали на расширении прав немецкого национального меньшинства. На конференции, состоявшейся в Лондоне 28-29 апреля 1938 г., чехословацкая сторона представила к конференции свой меморандум, в котором говорилось о подготовке специального стахута, посвященного национальным меньшинствам. Особо оговаривались права судетских немцев: чехословацкое руководство подчеркивало, что готово предоставить немцам возможности широкого культурного развития, политическую свободу и экономическую помощь, какие только возможны в рамках государства. Предполагалось обобщить все ранее созданные законы о национальных меньшинствах и дополнить их новыми положениями. Особое внимание обращалось на законы о равноправии языков, о соразмерном использовании бюджетных средств, о пропорциональном представительстве национальностей в государственных учреждениях, о школьном самоуправлении. Вместе с тем чехословацкая сторона давала понять, что судето-немецкий вопрос таким образом будет закрыт, и что она не желает дальнейшего давления извне. Итоги конференции были расценены чехословацким руководством как успех, как доказательство того, что Англия и Франция не допустят расчленения страны. Однако эти великие державы руководствовались не интересами Чехословакии, а задачей не допустить новой войны.

В начале мая на чехословацкое правительство усилилось давление Великобритании. Звучали речи о том, что в случае войны и поражения Германии чехословацкая сторона не может рассчитывать на восстановление прежних границ. В свою очередь Генлейн во время своего визита в Лондон передал британской стороне проект реформы административно-государственной системы Чехословакии, предусматривавший, в частности, создание, помимо центрального парламента в Праге, региональных ландтагов и местного самоуправления для национальных меньшинств, определение границ расселения национальностей посредством третейского суда. Фактически речь шла о больших, нежели были изложены в Карлсбадской программе СНП, требованиях по преобразованию ЧСР в федерацию различных национальностей. Эти предложения были весьма благосклонно приняты в Лондоне и переданы на рассмотрение чехословацкому руководству.

Под давлением извне и изнутри, чехословацкое правительство пошло на переговоры с представителями СНП. Переговоры начались 17 мая, но уже 19 мая были прерваны известиями о сосредоточении германских войск вдоль чехословацкой границы. Начался так называемый майский кризис "в выходные" (так как его события выпали на конец недели). В ответ в Чехословакии в ночь с 20 на 21 мая была объявлена частичная мобилизация: войска выдвинулись в сторону германской границы. Кульминационным пунктом майского кризиса стало столкновение у г. Эгер, в ходе которого были убиты два члена СНП, пытавшиеся перейти германо-чехословацкую границу.

Гитлеровское руководство, натолкнувшись на решительность чехословацкого правительства, не пошло на дальнейшую эскалацию напряженности и отвело свои войска от границы. В Праге исход майскою кризиса был расценен как триумф. В этой ситуации не последовало никаких дискриминационных действий в отношении генлейновцев. Более того, не были отменены выборы в местные органы самоуправления. Э. Бенеш рассчитывал, что успех 21 мая лишит популярности генлейновцев и поможет судето-немецким активистам. Местные выборы 1938 г. стали неофициальным плебисцитом по вопросу о будущем судето-немецкого народа. Социал-демократы и ряд незначительных активистских организаций предприняли отчаянные усилия, чтобы переломить ситуацию. "Сейчас или никогда!" - эти слова стали лозунгом предвыборной кампании. Была сделана попытка сплотить все антигенлейновские силы в единый предвыборный "Демократический блок", в состав которого вошли НСДРП(Ч), Немецкая демократическая партия свободы и Свободное гражданское объединение. Но, несмотря на все усилия активистов, выборы 1938 г. принесли полную победу СНП, которая собрала 92,6% голосов немецкого населения. Таким образом, судетские немцы отказали в поддержке активистским партиям и сохранили верность линии СНП.

После неудачи прямого давления на Чехословакию в мае 1938 г. гитлеровская Германия и все более ориентировавшаяся на нее СНП сменили тактику, сделав упор на активную пропагандистскую кампанию. Лето 1938 г. явилось апофеозом так называемой «пропагандистской войны» между Германией и Чехословакией. С одной стороны, шло систематическое нагнетание античешской истерии в Судетах и в Германии, с другой - росли антинемецкие настроения в Чехословакии. В этой пропагандистской войне успех оказался на стороне Германии и генлейновцев, которые не только сумели убедить общественное мнение стран Запада в невозможности дальнейшего сосуществования в рамках общего государства судетских немцев и чехов, но и породили неуверенность, сумятицу внутри чехословацкого политического лагеря, что явилось одной из предпосылок Мюнхенских соглашений. Нацистская и генлейновская пропаганда дискредитировала политику судето-немецких активистов.

Правительства Англии и Франции также оказывали постоянное давление на Чехословакию. Последняя ускорила выработку статута национальных меньшинств, но генлейновцьг выступили 7 июня с новым меморандумом. Так называемая "Программа из 14 пунктов", или "июньский манифест", в принципе дублировала Карлсбадскую программу. В ней даже были сделаны некоторые уступки: в частности, генлейновцы внесли пункт о демократическом сосуществовании наций. Однако главное требование, вокруг которого шла дискуссия - выделение особой Судетс-КОЙ области - сохранялось.

По мере нарастания чехословацкого кризиса все новые стороны оказывались втянутыми в него. Вслед за судетскими немцами о своих правах заявили поляки и венгры, чем воспользовались диктаторские режимы в Польше и Венгрии, также принявшие участие в давлении на Чехословакию. Остро встала словацкая проблема. Словацкая народная партия Глинки, сотрудничавшая с СНП, выступила с требованиями автономизации Словакии. Рассматривался вопрос о коалиции генлейновцев и глинков-цев и о создании на базе их партий нового правительства ЧСР.

В августе 1938 г. британское руководство организовало для изучения судето-немецкой проблемы так называемую миссию лорда Ренсимена. Британский колониальный политик лорд Ренсимен прибыл 3 августа в Прагу как независимый посредник и наблюдатель. Фактически его задание заключалось в разработке конкретного плана разрешения судето-не-мецкой проблемы. Ренсимен внимательно изучил обстановку в ЧСР, установил контакты с представителями различных судето-немецких и чехословацких партий и организаций.

Одна из первых рекомендаций Ренсимена призывала чехословацкое руководство предоставить СНП места в правительстве. Чехословацкая сторона в принципе не возражала против такого расклада, однако сами генлейновцы предпочитали оставаться в оппозиции. Оставаясь на позициях Карлсбадской программы и июньского меморандума, они фактически выступали за вычленение Судетской области из состава ЧСР и передачу ее Германии. Этому же содействовала миссия Ренсимена. Западные правительства стремились не допустить к участию в разрешении чехословацких проблем третьи силы, в частности, СССР, с которым у ЧСР в 1935 г. был заключен договор о взаимопомощи.

В итоге, под усиленным давлением извне, в конце августа Бенеш принял так называемый третий план Ренсимена, который в целом базировался на требованиях Карлсбадской программы и предусматривал создание на территории ЧСР пяти немецких кантонов (жуп). Однако 2 сентября СНП отклонила этот план. Генлейновцы считали уступки недостаточными и требовали гарантий их осуществления. Положения Карлсбадской программы были интерпретированы в духе широкой территориальной автономии. В конце концов под влиянием Ренсимена Бенеш склонился к еще большим уступкам. По так называемому четвертому плану урегулирования судето-немецкого вопроса предполагалось введение территориальной автономии для судето-немецких кантонов, распространение принципов национальной пропорциональности на все области чехословацкого государства, равноправие всех национальных языков, создание центрального судето-немецкого правительства для всех кантонов. Таким образом, чехословацкое руководство пошло на беспрецедентные уступки СНП. которые выходили за рамки Карлсбадской программы и Июньского манифеста. Четвертый план был обнародован 10 сентября, а два дня спустя Гитлер выступил на съезде нацистской партии в Нюрнберге с античешской речью. Он обвинил чехословацкое руководство в происках против мира в Европе, в угнегении немецкого национального меньшинства, а также в агрессивных намерениях по отношению к Германии. Гитлер потребовал для судетских немцев права на полное самоопределение, что фактически означало аншлюс. Речь Гитлера явилась сигналом к выступлению сторонников нацистов: в судето-немецких районах начались волнения. Представители СНП прекратили переговоры с чехословацким руководством, а после введения чрезвычайного положения в пограничных судето-немецких областях генлейновцы призвали 14 сентября своих сторонников к открытому выступлению.

Германская пресса и генлейновцы обвинили чехословацкое руководство в срыве переговоров и в развязывании террора против немцев. Генлейнов-ский путч был сравнительно быстро подавлен. Большую роль в этом сыграла респвер, отбивший штурм боевиков в г. Эгер. 15 сентября лидеры СНП объявили, что единственный путь для разрешения судето-немецкого кризиса состоит в присоединении СудетскоЙ области к Германии. "Мы хотим домой в Рейх", - заявил Генлейн, В ответ пражское правительство запретило СНП; Генлейн и его соратники бежали в Германию. Из бежавших из ЧСР сторонников СНП 17 сентября на территории Германии был создан Судето-немецкий свободный корпус - СНСК. одной из главных задач которого Генлейн видел организацию террористических групп для нападения на чехословацкие пограничные посты, диверсий и т.п.

Таким образом, открытое выступление генлейновцев завершилось цоражением, и для судето-немецких активистов, казалось, сложилась относительно благоприятная ситуация чтобы перехватить политическую инициативу. В своем радиообращении 16 сентября В, Якш еще раз повторил свои предложения по мирному разрешению судетской проблемы. На следующий день респвер получил официальное разрешение полицейского управления Праги на ношение формы, что фактически означало использование этих военизированных формирований в качестве составной части силовых структур Чехословацкой республики.

В последующие дни руководство НСДРП(Ч) попыталось еще раз спасти ситуацию, обратившись 20 сентября с так называемым "последним манифестом". Вновь созданный Немецкий Национальный совет, который объединял активистов, склонялся к принятию четвертого плана. Однако предпосылок для разрешения суде го-немецкого кризиса изнутри уже практически не осталось: судьба судетских немцев находилась в руках великих держав.

29 сентября 1938 г. состоялась знаменитая конференция в Мюнхене, на которой было принято решение о передачи Судето-немецкой области Германии. Чехословакия уступила территорию площадью ок. 29.000 км2 с населением 3,4 млн чел., в их числе примерно 300.000 чехов. Позднее Польше была передана территория площадью ок. 900 км2 с населением 240,000 чел, в том числе 130.000 чехов, а Венгрия получила 12.000 км.2 с населением около 1 млн чел., в том числе 300.000 словаков. На территории остальной, так называемой "второй Чехословакии", осталось около 400.000 немцев, причем почти половина из них - карпатские немцы в Словакии и Закарпатской Украине. Не было ясности относительно компенсации ЧСР за экономические потери вследствие Мюнхенских соглашений. Таким образом, борьба судето-немецких социал-демократов завершилась неудачей, а сами они были вынуждены покинуть отходившие от ЧСР территории.

Мюнхенские соглашения открыли последнюю главу в истории партии судето-немецкой социал-демократии в ЧСР. В период с октября 1938 г. по март 1939 г. происходило постепенное свертывание деятельности НСДРП(Ч) на территории Чехословакии и подготовка к переходу на нелегальное положение и организации эмиграции. Отябрь- ноябрь 1938 г. характеризуется растерянностью в рядах партийцев. 1 октября 1938 г. было объявлено о свертывании деятельности НСДРП(Ч) в районах, отходивших Германии; на территории "второй республики" создавалось так называемое "партийное представительство", которое должно было в числе прочих задач "помочь своим соратникам обрести новую родину". "Прощание с родиной" стало лейтмотивом всех последних номеров пражского "Социал-демократа".

Судето-немецкой социал-демократии пришлось столкнуться с серьезными трудностями при организации деятельности на территории "второй Чехословакии". Несмотря на то, что партия не была запрещена, как это произошло с КПЧ, чехословацкое руководство ужесточило контроль за судето-немецкими социал-демократами: местные секретариаты партии были обязаны подавать в полицию сведения обо всех эвакуированных членах НСДРЩЧ), прибывших из Судетской области. Чехословацкая тайная полиция активно сотрудничала с аналогичными организациями Германии, передавая последним сведения об антифашистских силах.

Несмотря на это, сама партия продолжала свою деятельность на оставшихся чехословацких территориях вплоть до конца февраля 1939 г., хотя ее политическая активность и ее значимость была невелика. Фактически НСДРЩЧ) находилась на полулегальном положении. В январе 1939 г. большинство ведущих членов НСДРП(Ч) 2500 человек находились в Праге. 22 февраля 1939 г. на последнем заседании руководства партии приняло решение о прекращении ее деятельности и создании за границей "Сообщества судето-немецких социал-демократов" (Treugemeinschaft Sudetendeutscher Sozialdemokraten - далее ТГ). Лидеры партии отмечали сложность ситуации, в которой не удалось установить контакт со многими партийцами. В силе было оставлено то партийное руководство, что было избрано на последнем съезде. Организационными мероприятиями было поручено заниматься Э. Паулю и 3. Таубу.

Многие руководители партии оставались в стране вплоть до занятия гитлеровскими войсками всей территории ЧСР. 15 марта 1939 г. 3. Тауб, В. Якш и другие лидеры судето-немецкой социал-демократии укрылись в английском посольстве в Праге. Для председателя партии был разработан путь побега, в котором его сопровождал де Витте. Под видом чешских туристов по фальшивым документам лидеры НСДРП(Ч) достигли Польши. Они перешли границу на лыжах; из Польши перебрались в Швецию, а впоследствии - в Великобританию, где налаживали деятельность партии в эмиграции.

Всего в эмиграции оказалось около 10.000 судето-немецких социал-демократов из общего числа в 30 000, покинувших оккупированные гитлеровской Германией районы ЧСР. Таким образом, большинство членов партии остались под властью нацистов. Трагически сложились судьбы Л. Чеха и ряда его соратников, которые работали в краевом секретариате Брюнна вплоть до 15 марта 1939 г. Чех, по свидетельствам его друзей, до самого последнего часа не верил в возможность германской оккупации Чехословакии. В первые месяцы после оккупации он продолжал спокойно жить; затем сначала его выселили из квартиры, в июне 1940 г. нацисты изъяли его библиотеку, запретили выписывать газеты, слушать радио, изъяли телефон. Только в марте 1942 г. Л. Чех был брошен вместе с женой в концентрационный лагерь Терезиенштадт, где вскоре умер. Судьбу Л. Чеха разделили И. Полах и Э. Штраус.

Официальным центром партийной эмиграции была выбрана Англия, что было связано как с особыми обязательствами, что взяла на себя эта страна перед ЧСР после Мюнхенских соглашений, так и особыми отношениями между лейбористами и НСДРП(Ч). Формальное руководство эмиграцией в Лондоне принял на себя В. Якш. Стал выходить печатный орган организации судето-немецкой социал-демократии газета "Социал-демократ"; В. Якш и его товарищи развернули активную пропагандистскую работу. Они пытались установить связь со всеми социал-демократическими эмигрантами, рассылая многочисленные послания от имени партийного руководства. Оказывалась помощь социал-демократам в поиске работы, особой поддержкой пользовались студенты. В. Якш и его товарищи организовали сбор средств в "Издательский фонд", из которого финансировались газета "Социал-демократ" и прочие печатные издания ТГ.

Однако среди эмигрантов быстро проявились противоречия, связанные как с идеологическими, так и с конкретно-политическими расхождениями. Противоречия внутри эмиграции проявились уже на первом заседании партийного руководства в изгнании 24 мая 1939 г. Оппозиция выдвинула требование изменить название организации, выступив против понятия "су-дето-немецкая социал-демократия" и настаивая на включении в название слов "нелегальная партия". Противники курса партийного руководства настаивали на сближении с чехословацкими социал-демократами, не принимая возражений о том, что последние фактически перешли на коллаборационистские позиции. Разгорелась дискуссия по вопросу о партийной программе. Оппозиция настаивала на создании новой программы. Партийное Руководство возражало, что у НСДРП(Ч) как таковой не было собственной партийной программы. В целом оппозиция настаивала на реанимации прежнего партийного активистского курса, не принимая во внимание качественно новую политическую ситуацию. Однако и само руководство эмиграции фактически сохраняло верность старому курсу, хотя вернее было бы говорить о состоянии растерянности, отсутствии четких программных установок и ориентации, как у него, так и у оппозиции.

Таким образом, заключительный этап деятельности партии немецкой социал-демократии в Чехословакии был связан с трагическими событиями аншлюса Судето-немецкой области и ликвидации Чехословацкого государства. Оказавшись в эмиграции, судето-немецкие социал-демократы не избежали острых дискуссий и расколов. Однако партийное ядро сохранилось, и после 1945 г. влилось в состав партии германской социал-демократии.


Дел в Восточной Европе. Если сторонники официальной советской версии считают, что стратегической целью советского руководства летом 1939 г. было обеспечение безопасности СССР в условиях начавшегося кризиса в Европе, то их критики отмечают, что советская внешняя политика способствовала столкновению Германии с Англией и Францией, что было необходимо для успеха дела расширения зоны «социализма», ...

Польши, политика "умиротворения" со стороны Англии и Франции, советско-германский пакт о ненападении привели к тому, что политический кризис 1939 г. перерос в сентябре в войну, развязанную Германией. Начало Второй мировой войны в Европе в сентябре 1939 г. до сих пор вызывает оживленные политические дискуссии, что связано со стремлением участников событий обелить себя. Доступные ныне исторические...

Зрадництва. Зовнішня політика Бекеша, яка ніколи не рахувалася х громадською думкою та поводившись антидемократичним шляхом в цей момент залишалась вірною своїм ганебним традиціям. 30 вересня 1938 року чехословацький уряд прийняв мюнхенський диктат. Своє рішення вона, так як і західні імперіалісти, обґрунтувала тим, що начебто зберігає мир в усьому світі, разом з тим і чехословацький народ від...

Объединившись на антикоммунистической, антисоветской платформе, империалистические силы возродили милитаризм, поставили у власти в Германии гитлеровский фашизм, путем политических, экономических и особенно территориальных уступок за счет целых суверенных государств подталкивали немецко-фашистскую экспансию против Советского Союза. Причины второй мировой войны не лежат на поверхности.

Не прошло и двух месяцев с момента появления гитлеровских войск в Вене, как Европа вновь была охвачена тревогой: угроза германского вторжения нависла над Чехословакией.

Гитлеровская «пятая колонна» активно действовала в Судетской области, где проживало много немцев. Подогреваемые успехом аншлюса, судетские фашисты открыто заявляли, что со дня на день следует ожидать прихода германских войск. Обстановка еще более накалилась в связи с фашистской провокацией 21 мая в городе Хеб близ германской границы. Во время нападения на чешских полицейских погибли два судетских немца. Вокруг этого инцидента немецко-фашистская печать развернула неистовую античешскую кампанию.

Чехословакия привлекала гитлеровцев выгодным стратегическим положением в центре Европы, наличием богатых природных ресурсов и высокоразвитой промышленностью. Кроме того, обладая первоклассной., хорошо вооруженной армией, Чехословакия являлась серьезным препятствием на пути осуществления германской агрессии, особенно благодаря договорам с Советским Союзом и Францией о взаимной помощи.

Поэтому после захвата Австрии главным объектом в агрессивных планах фашистских правителей становится Чехословакия. «Задача германских вооруженных сил, -- говорилось в плане нападения на эту страну, закодированном под наименованием «Грюн», -- заключается в проведении подготовки таким путем, чтобы основная часть вооруженных сил могла быстро и неожиданно ворваться в Чехословакию, в то время как на Западе были бы оставлены минимальные силы...»

11 марта 1938 г. Гитлер дал указание пересмотреть план «Грюн» с учетом новых стратегических возможностей, которые создавал захват Австрии. 21 апреля Кейтель в докладе фюреру высказался за внезапное нападение на Чехословакию. Но, по мнению Гитлера, германская армия еще не была готова вести войну против группы стран, связанных договорами о взаимопомощи. Учитывая благосклонность западных держав, он решил повторить в Чехословакии нечто подобное тому, что так легко удалось в Австрии.

Опираясь на судетско-немецкую партию Генлейна, действуя совместно с ее главарями, разведка Германии проникала в важнейшие звенья чехословацкого государственного аппарата. Через своих агентов и судетских фашистов, работавших в правительственных учреждениях, она получала информацию политического, экономического, оборонного и иного характера. По заявлению шефа германской военной разведки Николаи, для него в Чехословакии секретов вообще не существовало.

Спецслужбы Германии систематически забрасывали в Чехословакию своих сотрудников и агентов. Только в 1936 г. через Швейцарию и Австрию было заброшено 40 специально подготовленных кадровых разведчиков. Они создавали шпионские резидентуры, занимались сбором различного рода информации, проводили фашистскую агитацию и пропаганду.

Гитлеровцы активно помогали судетско-немецкой партии в подрывной работе против чехословацкого государства. Их план включал присоединение Судетской области к Германии с последующим захватом ею всей Чехословакии.

Судетские фашисты, выполняя указание Гитлера, с помощью разведывательных органов Германии создали в Чехословакии по образцу гитлеровских штурмовых и охранных отрядов так называемый «свободный корпус» Генлейна, насчитывавший около 15 тыс. человек.

Оружие, боеприпасы и снаряжение для корпуса поставляла немецко-фашистская разведка. «Свободный корпус» предназначался для захвата фашистами власти в Чехословакии, а затем для выполнения полицейских функций. В помощь главарям судетских немцев фашистская разведка перебросила из Германии специально подготовленные вооруженные отряды -- четыре батальона СС «Мертвая голова», которые предназначались для совместных действий с отрядами «свободного корпуса». Одновременно в Чехословакию засылались диверсионно-террористические группы (эйнзац-группы), которые должны были в момент нападения Германии дезорганизовать тыл чехословацкой армии, уничтожать узлы связи, мосты и тоннели, разрушать предприятия оборонного значения.

Под воздействием гитлеровской разведки антиправительственную деятельность в Чехословакии развернули словацкие, венгерские, польские и украинские фашиствующие элементы. Установив с ними контакт, гитлеровские спецслужбы организовали их в единый блок во главе с судетско-немецкой партией.

Первоначально Гитлер попробовал применить в отношении чехословацкого президента метод личного давления, как это было с Шушнигом. В марте в Праге появился некий Уорд-Прайс, корреспондент английской газеты «Дейли мэйл», известный своими симпатиями к нацистам и близостью к гитлеровской верхушке. Он «доверительно» сообщил через одного из сотрудников МИД Чехословакии так называемые претензии фюрера к ее правительству, в которых предоставление автономии немецкому меньшинству являлось минимальным требованием.

«Если Чехословакия не примет требований Гитлера, -- заявил нацистский эмиссар, -- она будет в течение недели уничтожена концентрированными ударами с севера, запада и юга, особенно с юга, в нанесении которых Венгрия объединится с Германией для освобождения Словакии... Чехам предоставляется последняя возможность спасти себя и Европу как от кошмара мировой европейской войны, так и от кошмара большевизма» Было бы лучше всего, убеждал Уорд-Прайс, если бы Бенеш или чехословацкий премьер Годжа сели в самолет и, посетив Гитлера, высказали ему свои предложения.

В конце марта Генлейн, глава нацистов, проживавших в Чехословакии, получил указание прибыть в Берлин для инструктажа. Заявив о своем намерении в ближайшем будущем «разрешить» судетско-немецкую проблему, фюрер поручил ему спровоцировать в стране политический кризис, подняв вопрос о правах немецкого меньшинства в Чехословакии.

«Существо инструкций, которые Гитлер дал Генлейну, -- отмечается в записи беседы, -- сводилось к тому, что судетско-немецкая партия должна выдвинуть требования, неприемлемые для чехословацкого правительства...». Однако, если бы Прага дала на них согласие, инструкция предусматривала выдвижение новых претензий, с тем чтобы кризис ни в коем случае не был урегулирован.

Следуя полученным указаниям, судетско-немецкая партия на своем съезде в конце апреля в Карлсбаде выдвинула провокационную программу установления полного контроля гитлеровской агентуры над пограничным районом Чехословакии. В середине мая генлейновцы начали распространять в стране обращения к солдатам. Положение безнадежно, говорилось в них, всякое сопротивление германской армии бессмысленно. Генлейновская печать требовала проведения референдума; муниципальные выборы, назначенные на 22 мая, судетско-немецкая партия объявила плебисцитом по вопросу о присоединении Судетской области к Германии. Действия генлейновцев и скрытая концентрация немецко-фашистских войск на чехословацких границах давали основание полагать, что в день выборов -- 22 мая -- гитлеровцы планировали фашистский путч в пограничных районах и вооруженное вторжение.

При подготовке агрессии против Чехословакии в Берлине рассчитывали использовать правящие националистические круги Польши, их стремление к территориальным захватам. Договоренность по данному вопросу была достигнута во время визита польского министра иностранных дел Бека в Берлин в январе 1938 г. Стремясь отвлечь Бека от мысли, что вслед за оккупацией Чехословакии очередь последует за Польшей, Гитлер в переговорах с ним особенно рьяно доказывал необходимость борьбы против «угрозы коммунизма».

«...Никогда, пожалуй, в другом случае канцлер рейха не был более категоричен в отношении данных им гарантий, что ни прямые, ни косвенные интересы Польши не будут нарушены. Никогда также он не высказывал с такой силой свою враждебность к России...» -- писал Бек в мемуарах, замалчивая, разумеется, свой позорный сговор с фюрером. В мае 1938 г. правительство Польши, идя на поводу у Гитлера, сосредоточило в районе Тешина, у чешской границы, несколько соединений (три дивизии и одну бригаду пограничных войск).

Кроме того, 21 мая польский посол в Париже Лукасевич, накануне вернувшийся из Варшавы, заверил американского посла во Франции Буллита, что Польша немедленно объявит войну Советскому Союзу, если он попытается направить войска через польскую территорию для помощи Чехословакии, и что советские самолеты, если они появятся над Польшей по пути в Чехословакию, тотчас же будут атакованы польской авиацией.

Между тем расчеты гитлеровцев не оправдались. Узнав о скрытом сосредоточении германских войск на границах Чехословакии, правительство Бенеша под давлением общественного мнения срочно провело частичную мобилизацию. Под ружье были призваны: один возраст резервистов (80 тыс. человек), пять возрастов технических войск и полиции -- всего около 180 тыс. человек. Войска заняли пограничные укрепления, предотвратив опасность фашистского путча в Судетах и внезапного вторжения вооруженных сил рейха. Решимость чехословацкого народа защитить свою страну сорвала замысел агрессора.

Огромное значение для исхода майских событий имела твердая уверенность чехов и словаков в помощи Советского Союза, правительство которого с момента возникновения кризиса в германо-чехословацких отношениях решительно выступило в поддержку Чехословакии.

Еще 15 марта на вопрос американских журналистов, что намерен предпринять СССР, если Германия нападет на Чехословакию, народный комиссар иностранных дел заявил: наша страна выполнит союзнические обязательства. Во второй половине апреля чехословацкий посланник в Москве. Фирлингер сообщил в Прагу об официальной позиции Советского правительства: «СССР, если его об этом попросят, готов вместе с Францией и Чехословакией предпринять все меры по обеспечению безопасности Чехословакии. Для этого он располагает всеми необходимыми средствами. Состояние армии и авиации позволяет это сделать... Желание оказать действенную помощь будет здесь всегда, пока Чехословакия не откажется от проведения демократической политики». Учитывая обострение обстановки, правительство Советского Союза предложило начать переговоры генеральных штабов вооруженных сил СССР, Франции и Чехословакии.

По условиям советско-чехословацкого договора обязательство СССР об оказании помощи Чехословакии вступало в силу только в том случае, если Чехословакии, подвергшейся агрессии, будет оказана помощь со стороны Франции. Таким образом, отказ Франции выступить в защиту Чехословакии полностью освобождал Советский Союз от обязательства. Однако Советское правительство и в этом случае не было намерено оставить чехословацкий народ в беде. 26 апреля 1938 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин, изложив формулировку договора, определявшую условия, при которых СССР и Чехословакия были обязаны оказывать друг другу помощь, сделал исключительно важное уточнение: «Разумеется, пакт не запрещает каждой из сторон прийти на помощь, не дожидаясь Франции».

Министр иностранных дел Чехословакии Крофта и ее посланник в СССР Фирлингер в беседах с советскими представителями неоднократно выражали благодарность за твердую поддержку Советским Союзом Чехословакии. «Уверенность в том, что СССР совершенно серьезно и без всяких колебаний намеревается и готовится оказать помощь Чехословакии, в случае действительной нужды, -- отмечал Крофта 30 мая 1938 г., -- действует очень успокоительно и ободряюще на Чехословакию».

Иной была позиция западных держав. Излагая 28 апреля заявление военного министра Англии американским корреспондентам, чехословацкий посланник в Лондоне писал: «О Чехословакии он говорил весьма пессимистически. Ничто якобы не может спасти Чехословакию от немецкого господства, которое может быть достигнуто и без прямого нападения. Дословно он сказал: судьба Чехословакии предрешена». Подобное заявление в обстановке быстро нараставшего давления и угрозы фашистского рейха в отношении Чехословакии поощряло как правые силы внутри страны, так и агрессора. гитлеровский чехословакия вьетнамский бомбардировка

Вопреки надеждам международной демократической общественности британский премьер отклонил предложение Советского правительства о немедленных коллективных мерах для пресечения дальнейших действий захватчиков. Еще 24 марта 1938 г. Чемберлен, выступая в парламенте, заявил, что английское правительство не может заранее брать на себя какие-либо обязательства в районе, где его интересы «не затрагиваются в такой степени, как это имеет место в отношении Франции и Бельгии». В словах премьера звучала явная удовлетворенность: немецко-фашистская экспансия развивалась в направлении, выгодном для правящих кругов Англии.

Позиция французского правительства в связи с чехословацким кризисом основывалась на тех же политических расчетах, но имела свою специфику. Проблема взаимоотношений с Германией всегда являлась для Франции более острой, чем для Англии. Кроме того, правящие круги Франции должны были считаться с мнением своего народа, который был серьезно обеспокоен нарастанием угрозы новой войны. Весна 1938 г. была отмечена массовыми выступлениями трудящихся, требовавших от правительства активных внешнеполитических действий, усиления связей с другими государствами, прежде всего с Советским Союзом, для обеспечения безопасности страны и укрепления европейского мира. Смысл политики попустительства агрессии был ясен не только широким массам трудящихся, но и наиболее дальновидным буржуазным деятелям.

Известный французский журналист Пертинакс писал в те дни, что Франция и Англия должны твердо заявить о своем намерении защищать Чехословакию, иначе «установление германской гегемонии завершится в кратчайший срок».

Французское правительство во главе с Даладье, пришедшее к власти в апреле 1938 г., объявило, что страна будет «верна всем пактам и договорам, которые она заключила»6. Это явилось официальным подтверждением обязательств Франции, в том числе и по франко-чехословацкому договору 1924 г. о союзе и дружбе и пакту 1925 г. о взаимных гарантиях.

Однако подлинные намерения французского кабинета были далеки от его публичных деклараций. Наиболее влиятельные круги буржуазии стремились к тому, чтобы как-либо избавиться от обязательств оказать помощь Чехословакии. К числу сторонников подобного курса относился и бывший премьер Фланден, который, по свидетельству Черчилля, был «твердо убежден, что у Франции нет иного выхода, кроме соглашения с Германией». Осуществление этой «деликатной» миссии возлагалось на нового министра иностранных дел Боннэ, пользовавшегося полным доверием «двухсот семейств».

Первым шагом Даладье в области внешней политики явился его визит в Лондон в конце апреля. Как французский премьер, так и его министр иностранных дел Боннэ в переговорах с Чемберленом и Галифаксом с неожиданной твердостью заявили, что решительно настроены выполнить обязательства в отношении Чехословакии. Они тонко играли на опасениях британского премьера: если возникнет франко-германский конфликт, Англия также окажется вовлеченной в войну, а это будет означать полное крушение замыслов Чемберлена. Единственную возможность освободить Францию от ее обязательств по договору Англия усматривала в том, чтобы заставить Прагу капитулировать. Французские министры были не прочь осуществить это неблаговидное дело в «английских перчатках».

Доказывая «безвыходность» своего положения, Даладье и Боннэ побуждали англичан оказать давление на чехословацкое правительство. «Мы связаны честью по отношению к Чехословакии... Вы должны действовать!» -- заявил Даладье английским корреспондентам.

И западные державы усиливали нажим на правительство Чехословакии, рекомендуя договориться с Генлейном. 7 мая английский и французский посланники в Праге посетили министра иностранных дел и потребовали, чтобы Чехословакия пошла «как можно дальше» в удовлетворении требований судетских немцев, предупредив, что, если из-за ее «неуступчивости» возникнет вооруженный конфликт, западные державы не окажут помощи Чехословакии.

Насколько губительным был этот «дружеский» совет, раскрывает заявление Даладье в беседе с Буллитом, состоявшейся 9 мая. На вопрос последнего, не явится ли предлагавшаяся западными державами «реорганизация» чехословацкого государства началом его расчленения, французский премьер ответил, что так оно и будет и вообще положение Чехословакии после захвата Германией Австрии он считает «совершенно безнадежным».

Уже на пороге майского кризиса явно проступала суть позорной сделки, заключенной через несколько месяцев в Мюнхене. При этом западные державы спешили доказать Берлину и Риму свое стремление заставить Прагу капитулировать, усматривая в этом единственный путь прийти к соглашению с фашистскими державами, которое гарантировало бы интересы правительств Англии и Франции.

Характерным примером, раскрывающим намерения англо-французской дипломатии, может служить беседа в Берлине 10 мая 1938 г. советника английского посольства Киркпатрика с ответственным сотрудником германского МИД Бисмарком. Киркпатрик считал, что чехословацкий вопрос может быть разрешен Англией и Германией. Для этого будет достаточно германской стороне точно сформулировать свою программу, а Англии взять на себя ее осуществление в Праге.

При этом английский дипломат отметил, что подобное сотрудничество в решении чехословацкой проблемы может открыть путь к достижению длительного англо-германского соглашения по широкому кругу вопросов, касающихся будущего Европы.

Американский посол в Германии Вильсон сообщал в Вашингтон 28 апреля 1938 г., что важно «заключить такое соглашение с Берлином... которое, так сказать, канализировало бы устремления Германии и даже ее непоколебимые намерения с таким расчетом, чтобы обеспечить всеобщий мир».

Правительство США было хорошо информировано о замыслах Англии и Франции. Избегая официальных заявлений, Вашингтон на деле солидаризировался с англо-французской дипломатией. Посол Буллит сообщал в те дни, что, по мнению руководства Соединенных Штатов, предотвратить присоединение Гитлером пограничных областей Чехословакии невозможно. Опасное воздействие подобных оценок легко понять, приняв во внимание то влияние, которым пользовались США в капиталистическом мире.

В это время в самой Чехословакии начались разногласия между различными группировками буржуазии. Наиболее правые круги, представленные аграрной партией, к которой принадлежал, в частности, премьер-министр Годжа, видели возможность сохранения своих социальных позиций в установлении в стране «сильной власти», считая возможным опереться на помощь рейха. Еще до майского кризиса они давали понять гитлеровцам, что готовы пойти на уступки Генлейну и согласны расторгнуть пакт о взаимопомощи с Советским Союзом.

Другой тактической линии придерживались президент Бенеш и представляемая им группировка крупной буржуазии. На протяжении всего межвоенного периода они ориентировались на западные державы, прежде всего на Францию. Заинтересованная в сохранении чехословацкого государства, обеспечивавшего ей господствующие политические и экономические позиции внутри страны, эта часть буржуазии полагала, что от Гитлера можно добиться большего, следуя в фарватере англо-французской политики.

Располагая широкими личными связями на Западе и хорошо зная дипломатическую кухню Лиги наций, Бенеш ясно представлял себе, какого рода сговор подготавливался между «западными демократиями» и державами оси. Реакционные круги, писал он впоследствии, желали направить развитие событий таким образом, чтобы, если возникнет война, она была бы «войной между нацизмом и большевизмом». Деятельность Бенеша свидетельствует о том, что и он полностью разделял эти взгляды.

Договор с Советским Союзом президент Чехословакии рассматривал не как эффективное средство обеспечения независимости страны, а лишь как выгодный козырь в предстоящей рискованной дипломатической игре. «Отношения Чехословакии с Россией,-- пояснял Бенеш британскому посланнику Ньютону 18 мая 1938 г.,-- всегда были и будут второстепенным, фактором, зависящим от позиции Франции и Англии... Если Западная Европа потеряет интерес к России, Чехословакия также утратит к ней интерес».

Даже мысль о допуске советских войск на территорию Чехословакии для совместной обороны страны Бенеш считал «ослоумием» и невообразимой глупостью. Он внимательно прислушивался к советам Лондона и Парижа и был готов пойти на значительные уступки в переговорах с Генлейном.

Правительства Англии и Франции посоветовали Бенешу отменить мобилизацию и дать согласие на новые уступки генлейновцам. Английский посол в Берлине довел до сведения германского правительства, что кабинет Чемберлена оказывает на Прагу давление для достижения «справедливого» решения вопроса и что она обещает сделать все возможное в этих целях.

Далее английский дипломат просил Германию проявить терпение, ибо ее желания могут быть удовлетворены мирным путем. Если тем не менее военный конфликт разразится, предупреждал он, и Франция в силу своих обязательств вынуждена будет в него вмешаться, тогда Англия «не сможет гарантировать, что она не будет вовлечена в конфликт».

По расчетам правящих кругов Англии, Франции и их заокеанских партнеров, достижение договоренности с Германией предотвращало возникновение вооруженного конфликта внутри капиталистической системы, чреватого опасными социальными потрясениями. В то же время им казалась заманчивой перспектива направить «динамизм» рейха в сторону Советского Союза.

Стремясь подорвать советско-чехословацкий договор как опору независимости Чехословакии, гитлеровцы развернули бешеную антисоветскую кампанию. Они утверждали, что правительство Чехословакии, заключив договор с Москвой, превратило страну в очаг «красной опасности», «непотопляемый авианосец» большевиков. Центры немецко-фашистской пропаганды за пределами Германии пытались запугать обывателя Запада угрозой «коммунистической агрессии». Общее направление гитлеровской пропаганды отвечало устремлениям политических лидеров Англии, Франции и США.

Заявление дипломатов рейха, будто Чехословакия в результате договора с Советским Союзом превратится в плацдарм «для нападения на Германию», встретило в Лондоне и Париже понимание и сочувствие. Западные державы выдвинули тезис «нейтрализации» Чехословакии, то есть аннулирования ее договоров с Советским Союзом и Францией.

Разделяя антисоветские высказывания гитлеровцев, не скрывавших намерения в самое ближайшее время начать «поход на Восток», англо-французская дипломатия всячески поощряла их в этом. В беседах с германскими представителями английские и французские официальные лица подчеркивали «экономические трудности», якобы переживаемые СССР, «неспособность» его армии вести наступательные операции.

Такова была политическая обстановка, на фоне которой развертывалась чехословацкая трагедия. Лондон и Париж оказывали сильнейшее давление на Прагу, заставляя пойти на максимальные уступки. 25 мая германский посол в Лондоне Дирксен, ссылаясь на посланника Масарика, сообщал в Берлин, что чехословацкое правительство намерено вести переговоры по всем вопросам, в том числе и о советско-чехословацких отношениях. «Он снова и снова подчеркивал,-- писал германский посол, имея в виду Масарика,-- что его правительство готово принять все требования, если они в какой-либо мере совместимы с сохранением независимости Чехословакии. Совершенно очевидно, что Галифакс оказал на него сильное давление».

О своих демаршах в Праге Галифакс и Боннэ поспешили сообщить гитлеровцам, давая понять, что чехословацкий вопрос лучше всего решать за столом переговоров между Германией и западными державами, ибо это сотрудничество откроет путь к достижению договоренности между ними и по другим вопросам.

Настойчивость, с которой действовало при этом английское правительство, бросалась в глаза нацистским дипломатам. Правительство Чемберлена -- Галифакса, подчеркивал Дирксен, «по отношению к Германии проявляет такой максимум понимания, какой только может проявить какая-либо из возможных комбинаций английских политиков».

Прибывший в середине июля в Лондон личный адъютант Гитлера капитан Видеман в беседе с Галифаксом заявил, что фюрер намерен начать переговоры с Великобританией лишь после урегулирования проблем Центральной Европы, прежде всего судетской, разрешить которую он собирается в ближайшее время. От главы Форин офиса последовал ответ: «Передайте ему, что я надеюсь дожить до момента, когда осуществится главная цель всех моих усилий: увидеть Гитлера вместе с королем Англии на балконе Букингемского дворца...».

Позиция Англии окончательно прояснилась после заявления английского посла в Берлине Гендерсона заместителю германского министра иностранных дел Вейцзекеру, что правительство Великобритании не намерено ради чехов «пожертвовать хотя бы одним солдатом» и, если они пойдут на обострение отношений с Германией, Англия не окажет им поддержки.

Важное значение имела позиция французского правительства, которое совместно с Советским Союзом могло предотвратить надвигавшуюся катастрофу.

Но основную ставку оно делало на соглашение с Германией. 23 мая Даладье пригласил к себе на квартиру германского посла Вельчека и, отбросив дипломатические условности, поделился своими опасениями об ужасных последствиях новой войны, в результате которой, утверждал французский премьер, будет полностью уничтожена «европейская цивилизация», а на опустошенных боями территориях появятся «казаки» и «монголы».

Такая война, по его мнению, должна быть предотвращена, «даже если это потребует тяжелых жертв». Роль жертвы, отданной на заклание, отводилась, конечно, Чехословакии. Два дня спустя Бонна в беседе с Вельчеком заявил, что Франция не намерена выполнять обязательства по договору с Чехословакией. Если ее правительство сохранит «неуступчивую» позицию, Франция «будет вынуждена пересмотреть свои обязательства по договору»1. Это был акт открытого предательства.

Требуя от чехословацкого правительства «уступчивости» в переговорах с генлейновцами, роль которых как агентов рейха была общеизвестна, Боннэ прекрасно знал действительные планы гитлеровцев. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в беседе с польским послом Лу-касевичем 27 мая 1938 г. он сказал: «План Геринга о разделе Чехословакии между Германией и Венгрией с передачей Тешинской Силезии Польше не является тайной»2. Французский министр иностранных дел использовал различные каналы для передачи в Берлин заверений, что «французы воевать не будут».

Несмотря на прямую поддержку правительств Англии и Франции в мае 1938 г., Гитлеру не удалось «проглотить» Чехословакию. Его остановила явно выраженная решимость чехословацкого народа выступить на защиту своей независимости. Но подготовка захвата Чехословакии продолжалась полным ходом.