Ли зачеты. Разница между зачетом и экзаменом. Другие виды стипендий

В высшей школе существуют различные способы контроля и проверки знаний студентов. Это не только экзамены и зачеты. Существует еще и такое понятие, как дифференцированный зачет по дисциплине. Что это такое, как он проводится и чем отличается от иных форм контроля знаний - об этом и пойдет далее речь.

Терминология

Изначально надо разобраться с терминологией, с которой придется столкнуться. Итак, дифференцированный зачет - это одна из форм проверки усвоенного студентом материала. Нужно отметить, что такая форма контроля целесообразна и для оценки прохождения производственной и учебной практик. Если же говорить самыми простыми словами, то дифференцированный зачет - это тот же зачет, но только в результате проведения которого ставится оценка.

К примеру, если по итогам дисциплины следует зачет, то студент может получить две оценки: «з» - когда преподаватель отмечает, что материал усвоен и «н/з» - когда лектор недоволен теми знаниями, которые получил учащийся во время изучения дисциплины. Вся суть зачета в том, что если знания студента не отличны, но находятся в пределах нормы, то он может получить отметку «з». Дифференцированный зачет - это выставление преподавателем уже полноценной оценки за полученные студентом знания.

Понятие промежуточной аттестации

Нужно отметить, что дифзачет относится к одной из форм промежуточной аттестации. Суть ее в том, чтобы проверить усвоение студентами полученного материала. Кроме дифзачета, существуют еще такие формы контроля, как экзамен или зачет. Считается, что лучшей формой промежуточной аттестации является письменный контроль, ведь он считается наиболее объективной и комплексной проверкой изложенных знаний.

О нормах

Важно также отметить, что все формы контроля должны регламентироваться базовым учебным планом. Это главный документ, согласно которому работает любая кафедра. Это некий график, где содержится информация о том, в каком семестре будет изучаться определенная дисциплина, сколько на это отводится часов, какое распределение между лекционными, семинарскими и иными видами занятий предусмотрено. Также в учебном плане прописывается форма контроля, которая следует после завершения учебного курса.

Дифзачет и промежуточная аттестация

Также хочется отметить, что дифференцированный зачет может быть и формой промежуточной аттестации в рамках одной дисциплины. Так, к примеру, годовая дисциплина «История» после окончания первого семестра может завершаться дифзачетом, а по окончании целого курса - через год - экзаменом. Однако рассматриваемая форма контроля может также быть и самостоятельной, конечной.

Цель проведения дифзачета

Поняв, что дифференцированный зачет - это форма промежуточной аттестации, хочется рассмотреть также цели ее проведения. Их существует несколько:

  • В первую очередь важно, конечно же, оценить уровень усвоенного материала студентом.
  • Понять, насколько студент усвоил теоретическую часть, имеет ли представление о практической ее стороне (если дисциплина это подразумевает).
  • Убедиться в том, что у студента развито образное и творческое мышление, которое просто необходимо при изучении определенных дисциплин.
  • Ну и, конечно же, нужно понять, умеет ли учащийся синтезировать знания и трансформировать их для применения на практике.

Кто принимает дифзачет?

Обязательно надо рассказать обо всех нюансах, которые важно учитывать, если предстоит дифференцированный зачет по МДК. В первую очередь, надо уяснить, что принимать у студентов дифзачет будет тот преподаватель, который «читал» курс. Это может быть как лектор, так и преподаватель, проводивший практические (семинарские) занятия. Это лучше всего, ведь учитель видит, кто из студентов и как работал на протяжении отведенного на изучение дисциплины времени.

Кто допускается к сдаче дифзачета

Если студенту предстоит дифференцированный зачет по истории или иной дисциплине, нужно понимать, что к нему еще необходимо получить так называемый допуск. Что же это такое? К примеру, если учащийся не ходил целый семестр на пары, и тем более не сдавал контрольные работы или рефераты, допуска у него точно не будет. В каких же случаях его можно получить? Если будут сданы все контрольные рубежи и задания, предусмотренные не только рейтинговой системой, но и рабочим планом определенной дисциплины.

Критерии оценки

Проведение дифференцированного зачета завершается выставлением оценки студенту, согласно его знаниям. Оценочная шкала практически всегда такая же, как и при сдаче экзаменов. То есть преподаватель имеет право поставить студенту «5» - отлично, «4» - хорошо и т.д., до «2» - что означает неудовлетворительно. Однако надо отметить, что некоторые кафедры дифференцированный зачет также выставляют в виде букв «з» - зачет, или «н/з» - то есть незачет (что, впрочем, бывает крайне редко). Форма оценки должна быть прописана в Положении о текущих и рубежных контролях, которые составляет каждая кафедра в отдельности.

Формы сдачи

Дифзачет может быть сдан в двух формах: устной и письменной. В первом случае оценку преподаватель должен огласить в день сдачи. Во втором - может быть оценка оглашена и через определенное время, которое может потребоваться на проверку написанных студентами работ. Важно: оценка должна оглашаться до дня сдачи ведомости в деканат, чтобы в случае необходимости можно было ее оспорить или уточнить.

Если студент не явился

Бывает так, что студент не является для сдачи дифференцированного зачета. В таком случае в ведомость проставляется отметка «н/я», что означает «не явился». Такая же отметка может проставляться в том случае, если студент желает попасть на пересдачу. Однако это должно быть прописано в вышеупомянутом Положении.

О ведомостях

Также надо отметить, что существует два вида ведомостей.

  1. Зачетно-экзаменационная. Где проставляются все оценки по результатам промежуточной аттестации. Сдается она в деканат. После этого исправление или внесение в нее дополнений невозможно. Важно: студент должен знать, с какой отметкой отправилась в деканат ведомость.
  2. Балльно-рейтинговая, куда заносится то количество баллов, которые получил студент во время сдачи промежуточного контроля.

Как проходит дифзачет

Очень часто студенты интересуются тем, как проходит дифференцированный зачет по математике или иной дисциплине. Особенно, если сдавать его приходится впервые. Тут все просто. Все проходит по принципу обычного зачета. Вот только лишь разница в том, что в результате студент получит оценку, а не просто отметку «з» или «н/з». Если дифзачет письменный, в аудитории будут находиться все студенты вместе. Каждый из них выберет себе билет, на вопросы которого и придется отвечать в письменном виде. Если же дифзачет устный, то студенты будут заходить в аудиторию по одному или по несколько человек. Тоже тянется билет с вопросами, далее следует время, отведенное на подготовку, после чего - изложение материала преподавателю. Считается, что письменная форма контроля дает возможность избежать субъективного отношения преподавателя к студенту. А устная разрешает понять, насколько глубоко и качественно учащийся усвоил предлагаемый материал.

Важна ли оценка?

Если окончено, к примеру, изучение дисциплины «Физика», дифференцированный зачет показывает уровень полученных студентом знаний. Но зачем ставить оценку, если можно просто получить «з»? Так, важно понимать, что данная отметка будет учитываться во время расчета всех «отлично» и «хорошо» для получения диплома с отличием. То есть надо понимать, что тройка по дифзачету может существенно подпортить картину.

О пересдаче перед получением диплома

В отдельных случаях студент имеет право пересдавать дифзачет, если он претендует, к примеру, на диплом с отличием. Однако это непростая процедура, которая предусматривает предварительное ходатайство декана факультета или заведующего кафедрой. В основном руководство разрешает пересдавать не более пары оценок для повышений рейтинга. Однако все эти нюансы должны быть прописаны в Положении.

О практике

Дифзачетом, в основном, заканчиваются все виды студенческих и учебных. В таком случае отметка должна выставляться до начала Отметка ставится комплексная: как усвоение теоретической, так и практической стороны.

Важные нюансы

Если студент заболел или по иным уважительным причинам пропустил сдачу дифзачета, сессия его может быть продлена. Альтернатива: могут быть установлены индивидуальные сроки сдачи промежуточной аттестации. Это все оформляется распоряжением декана факультета.

      Зачет с оценкой (дифференцированный зачет) - это форма оценки усвоения учебного материала дисциплин (разделов дисциплин), а также выполнения программ практик.

      Зачеты с оценкой (дифференцированные зачеты) принимаются преподавателями, проводившими практические занятия в группе, или лекторами потока.

      Результаты прохождения промежуточной аттестации для дисциплин, по которым в соответствии с учебным планом предусмотрена форма контроля «зачет с оценкой (дифференцированный зачет)», оцениваются отметками «зачтено» /«зачет» («отлично» / «хорошо» / «удовлетворительно»), «незачтено» / «незачет». Критерии оценок формируются кафедрами и отражаются в рабочих программах учебных дисциплин. Критерии перевода рейтинговой оценки в традиционную определены Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».

      Результаты сдачи устных зачетов с оценкой (дифференцированных зачетов) и тестов объявляются студенту в день сдачи, результаты письменных зачетов с оценкой (дифференцированных зачетов) могут объявляться (и оформляться) позже, но не позднее дня сдачи ведомости в деканат.

      Положительные оценки заносятся в ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в зачетно-экзаменационной ведомости. При проставлении оценки допускается сокращения: «отл.», «хор.», «удовл.», «зач.», «незач.». Рядом с традиционной оценкой в зачетно-экзаменационной ведомости в скобках указывается количество набранных студентом рейтинговых баллов. В балльно-рейтинговую ведомость заносится количество набранных студентом баллов.

      В случае неявки студента на зачет или пересдачу против его фамилии преподаватель проставляет в зачетно-экзаменационной ведомости запись «не явился» («н/я»).

      Защита отчета по практике с проставлением зачета с оценкой (дифференцированного зачета) производится в соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов.

      Зачетные ведомости сдаются в деканат на следующий рабочий день после проведения зачета с оценкой (дифференцированного зачета), если он проводится в устной форме или спустя два рабочих дня после его проведения, но не позднее дня окончания промежуточной аттестации (сессии), если он проводится в письменной форме.

      Прием зачетов с оценкой (дифференцированных зачетов) после окончания промежуточной аттестации (сессии) проводится по индивидуальной зачетно-экзаменационной ведомости. Индивидуальные зачетно-экзаменационноые ведомости выдаются в деканате преподавателям 4 .

      Оценки, полученные студентом по результатам сдачи зачетов с оценкой (дифференцированных зачетов) учитываются при расчете количества оценок «отлично» и «хорошо» для получения диплома с отличием». При получении оценок «удовлетворительно» по результатам сдачи зачетов с оценкой (дифференцированных зачетов) студент не может претендовать на получения диплома с отличием за исключением случаев, изложенных в п. 8.7. настоящего положения.

Если вы пришли сюда за секретными техниками списывания во время зачёта или экзамена, то будете разочарованы. Шпаргалки и «бомбы» - это путь в никуда и следствие куда более серьёзной проблемы.

Человек не сможет серьёзно относиться к чему-либо и не добьётся успеха, пока не ответит сам себе на главный вопрос: «Зачем мне это?»

Поняв важность и необходимость достижения цели, вы будете стремиться к ней всеми силами, и никакая внешняя дополнительная мотивация вам больше не понадобится. Задавайте себе этот вопрос до тех пор, пока не докопаетесь до истины.

Зачем вы учитесь? Чтобы получить корочку? Зачем? Чтобы устроиться на перспективную высокооплачиваемую работу? Там правда вскроется моментально, потому что любой нормальный наниматель смотрит не на диплом, а на реальные знания, навыки и опыт. Так зачем? Родители решили, что отпрыску обязательно надо стать финансистом, хотя вас явно тянет к кодингу? Это очень трудная ситуация, но и из неё есть как минимум два выхода:

  1. Поговорить с родителями. Объясните им, что вам интересно другое, что вас обрекают на жизнь, которой вы не хотите. Аргументируйте свои желания, чтобы ваши слова звучали не как каприз, а как обдуманное взвешенное решение. Сменить факультет и даже вуз более чем реально. Да, вы можете потерять время, но лучше упустить год, чем всю жизнь заниматься неинтересной работой, сожалеть о несделанном и завидовать тем, кому хватило смелости реализовать мечту.
  2. Совместить. Данный вариант является золотой серединой и зачастую даже лучше, чем смена места обучения и специальности. Реальный мир устроен так, что у специалиста в двух областях больше возможностей, чем у специалиста в одной. Возьмём пример с социальными и техническими науками. Быть разработчиком хорошо, но быть разработчиком с экспертными знаниями в области человеческого поведения гораздо лучше, так как это открывает путь в big data и подобные крайне перспективные направления. Конечно, получать сразу два высших образования трудно, но жизнь в принципе непростая штука. Если задача кажется невыполнимой, ещё раз спросите себя: «Зачем мне это?» Найдёте ответ - найдёте способ достигнуть цели.

Отношение к учебному процессу

Вам не придётся догонять, если вы не будете отставать. Двигайтесь согласно учебному плану, и проблем не будет.

Вероятность успешной сдачи сессии определяется с первого дня семестра.

Сейчас вам крайне важно понять, что вы учитесь не для того, чтобы сдать зачёты и экзамены. Вы учитесь, чтобы стать специалистом, экспертом, профессионалом в своём деле. Сессия - это вообще вторично. Гораздо важнее усвоить и научиться применять знания. При таком раскладе всё сдаётся само собой. Вы даже не заметите сессию, потому что, помимо программы вуза, вам хочется впитать ещё тонну информации на стороне. Это куда интереснее и полезнее, чем какие-то зачёты и экзамены.

Да, самообучение - это неотъемлемая часть жизни студента. Наша система образования несовершенна, программы зачастую устаревшие, неполноценные либо неприменимы в жизни. Ежегодно из вузов выходят тысячи дипломированных теоретиков, но работать они не умеют. В результате работодателю приходится всему их учить. Почему? Потому что студенты подходят к образованию неосознанно, не понимают, что они тут делают и зачем.

Представьте, что вы прямо сейчас устраиваетесь на работу по своей специальности. Поищите в интернете примеры тестовых заданий и требований, предъявляемых к специалистам в вашей области. Сможете ли вы выполнить эти задания, соответствуете ли требованиям? Нет? Ну что же, зато теперь вы ясно понимаете, что должны знать и уметь.

Если говорить непосредственно о процессе получения знаний в стенах вуза, то тут есть несколько универсальных советов, которые кажутся банальными, но работают всегда:

  1. Ходите на лекции, пишите и спрашивайте. Так информация хорошо усваивается. При возникновении вопросов не стесняйтесь задавать их. Очень важно не допускать ситуации, когда вы перестаёте понимать, о чём говорит преподаватель. Если вы не можете пересказать содержание лекции после её окончания, значит, что-то не так. Садитесь за конспект и разбирайтесь, иначе на следующей паре всё станет ещё хуже, а потом ещё, ещё и ещё. Понятные формулы и термины превратятся в бессмысленные значки и слова.
  2. Ходите на практику, выполняйте задания. Так вы научитесь применять полученные знания. Теоретики никому не нужны.
  3. Изучайте то, что происходит в сфере вашей специальности в реальном мире. Ваши курсовые и прочие работы должны быть актуальными, полезными, решать проблемы, с которыми человечество имеет дело сегодня. Всё это хорошо отразится на преподавательском отношении к вам, а заодно пойдёт в раздел «Достижения» вашего первого резюме.

Полезные советы, которым стоит следовать непосредственно перед сдачей зачёта или экзамена и во время:

  1. Приходите на сдачу, даже если вообще не готовы. Тут работает теория вероятностей. Если не прийти на зачёт или экзамен, то шанс сдать его равен нулю. Если прийти на зачёт или экзамен без подготовки, то существует отличный от нуля шанс сдать предмет. Как? Преподаватель может сжалиться и разрешить допуск даже без выполненного учебного плана. Вам может достаться тот единственный вопрос, ответ на который вы знаете. Говоря проще, явившись на сдачу, вы можете повлиять на ситуацию, а не явившись - нет. В глазах преподавателя вы сдались, отказались от мечты, и помогать вам больше нет смысла.
  2. Выходите отвечать в числе первых либо последних. Обычно сначала идут самые подготовленные, претендующие на пятёрку. Если вы правильно учились, то должны быть в их числе. Отвечая в числе последних, вы рискуете не получить максимальной оценки, так как преподаватель уже устал, проголодался и более не готов тратить дополнительное время на детальную проверку ваших знаний. Это же состояние принимающего предмет может сыграть на руку тем, кто учится неправильно. Преподаватель не будет глубоко копать и с большой вероятностью даже не дослушает ваш ответ. Достаточно не облажаться на первых словах, и троечка почти гарантирована.
  3. Пишите шпаргалки и «бомбы», но не для того, чтобы ими воспользоваться. Повторение - мать учения. При создании шпаргалок и «бомб» вы неизбежно будете хоть как-то изучать и повторять то, что пишете. Часть этого отложится в голове. Грубо говоря, подготовка к читингу без последующего его применения - это разновидность подготовки к сдаче, причём очень эффективная.
  4. Наведите порядок в подготовительных материалах. Если ответ на один вопрос разбросан по трём конспектам и двум учебникам, то вы потратите больше времени на поиск информации, нежели на её усвоение и повторение.

Отношение к преподавателям и другим студентам

Чем человек младше, тем он менее сознательный. Учёба в школе для него - пытка, а учитель - тиран. Такое искажение восприятия проходит через года и не позволяет наладить правильные отношения с преподавателями вуза.

Уясните для себя одну простую вещь: преподаватель - это не враг, не злодей, не противник, который только и ищет способ завалить и отчислить вас. Давать знания и проверять качество их усвоения - это его работа. Ваша работа заключается в том, чтобы получить эти знания, усвоить их и научиться применять. Иначе зачем вы учитесь?

Выходит, при правильном восприятии преподаватель становится вашим другом и цели у вас теперь общие. Соответственно, отношения между вами должны быть максимально искренними и честными.

Задайте преподавателю вопрос: «Что мне делать, чтобы максимально успешно усвоить и сдать ваш предмет?»

Так вы покажете свою сознательность, а именно заинтересованность в получении знаний, а заодно будете в курсе критериев и взглядов преподавателя на процесс обучения. При наличии проблем, таких как невозможность посещать все пары, сообщите о них и узнайте, как это компенсировать.

Расспросите старшекурсников, у которых ваш преподаватель уже вёл предметы. В чём особенности? Что обязательно нужно делать? Требуется ли стопроцентная посещаемость?

Одногруппники, однокурсники и старшекурсники - это ваши друзья. Вы можете помочь им, а они - вам. Поддерживать дружественные отношения с коллегами по цеху крайне важно. Вы сможете больше, если будете держаться вместе. Не отказывайте в помощи другим, но и не позволяйте садиться себе на шею.

Отношение к себе, своему здоровью и деньгам

Студенты очень редко думают о своём здоровье. Почему? Потому что организм молодой и пока ещё работает как часы. Ему по силам практически всё. Можно кутить до четырёх утра, поспать три часа, приехать к первой паре и быть огурцом. Человеку сложно понять то, с чем он ещё не сталкивался, но потом будет поздно.

Неправильный образ жизни сейчас наносит вашему организму огромный ущерб, зачастую непоправимый. Пока вы не замечаете этого, но уже в ближайшие 10–15 лет вам всё аукнется.

Вы «живёте по полной» и считаете, что это не мешает вам учиться эффективно. На самом деле вы просто не осознаёте, на что способны.

Обратите внимание, насколько вам лучше, если просто хорошо выспаться. Сколько дополнительных сил и энергии появляется, если элементарно вовремя поесть. Некоторые студенты, пытаясь компенсировать несознательный подход к учёбе в течение семестра, обращаются во время сессии к всевозможным допингам. Это самое глупое, что можно сделать накануне важного зачёта или экзамена, особенно если вы раньше не имели дело с данным препаратом. Знаете, что такое побочные эффекты и индивидуальная непереносимость? В лучшем случае не произойдёт ничего, в не самом плохом - больница и проваленная сессия.

Призывать молодёжь к ЗОЖу, наверное, наивно. Всё равно вы не послушаете. В таком случае попробуйте поверить на слово и проведите простой эксперимент: возьмите еду, спорт и отдых под контроль буквально на пару недель и посмотрите, что будет.

  1. Соблюдайте режим питания в течение дня. Изучите основы диетологии и научитесь готовить хотя бы элементарные здоровые блюда. Правильное питание, которое при самостоятельном приготовлении, кстати, не обязательно дорогое, даст вам энергию и силы для продуктивной учёбы.
  2. Добавьте в жизнь ежедневную утреннюю зарядку и 2–4 полноценные тренировки в неделю в дополнение к физкультурной программе вуза. Выбирайте любой спорт, который вам по душе. Бег, футбол, теннис, тренажёрка, турники, плавание - без разницы. Физическая нагрузка благоприятно сказывается на кровоснабжении и работе мозга, выносливости, общем самочувствии и улучшает качество сна.
  3. Не жертвуйте сном. Задайте себе вопрос: «Что для меня важнее? Ещё одна игра или возможность отдохнуть, чтобы завтра хорошо отучиться и стать ещё ближе к заветной цели?»

О финансах студенты, напротив, думают, и очень много. Всё потому, что денег постоянно не хватает. Попробуйте подработку по специальности. Так вы получите не только дополнительные средства, но и опыт работы, умение решать реальные задачи, а также общее представление о том, что такое взрослая жизнь.

Проблему пустого кошелька хорошо решает осознанный подход к своему здоровью. Сокращение расходов на развлечения высвобождает приличную сумму на более важные вещи:

  1. Хорошую еду. Тратьте деньги на максимально качественное питание. Серьёзно. Вашему молодому и всё ещё растущему организму это необходимо больше всего.
  2. Учебный ноутбук. Гнаться за трендами и мощностями нет смысла. Вам нужна рабочая лошадка - доступная, удобная и максимально функциональная, но без избыточной производительности. Ноутбук проигрывает планшету в мобильности, зато умеет гораздо больше и куда лучше подходит для набора текста.
  3. Экономичный принтер. Вам придётся много печатать. Очень много. Независимо от специальности. Даже технари, у которых по идее всё должно быть в цифре, всё равно печатают сотни страниц в течение каждого семестра. Очевидно, что распечатать одну, даже очень большую работу дешевле, чем покупать печатающее устройство, но если смотреть на это в масштабах всего времени обучения, то приобрести принтер становится гораздо выгоднее.

Canon Pixma G - это идеальные принтеры для студентов. Серия Pixma G разработана и создана с одной целью - печатать много и дёшево. Струйная технология не уступает по качеству лазерной, зато цена печати у неё гораздо ниже. Пополняемые чернильницы Pixma G увеличенного объёма расположены во фронтальной части принтера. Вы всегда будете знать, сколько осталось чернил, а при необходимости легко, быстро и за минимальные деньги пополните их запас.

Одним из способов значительно облегчить себе сдачу сессии является получение части зачетов, а иногда и экзаменов «автоматом». Сдать зачет «автоматом» – значит получить вожделенную отметку «зачтено» без устного опроса или выполнения всяческих письменных тестов, то есть «автоматически». Некоторые студенты высказываются против «автоматов», полагая, что так неинтересно, нет адреналина, такая форма зачета расслабляет и предмет запоминается хуже. Однако для большинства преимущества автоматической оценки очевидны: высвобождается время, не надо лишний раз изнывать в очереди у кабинета, гадая сдашь или «завалят». Кроме того, бытует мнение, что к некоторым преподавателям на устный опрос лучше не попадать. Эта аксиома касается и ряда предметов, которые можно пересдавать бесконечно (список у каждого свой). В последнем случае «автомат» является настоящим спасением. Итак, как же сдать сессию «автоматом», легко ли это и что для этого нужно?


Многие студенты считают, что «автомат» доступен лишь отчаянным ботаникам и отдельным любимчикам преподавателей, но это далеко не так. На самом деле получить зачет в такой форме может любой обучающийся на очном отделении, достаточно лишь поставить такую цель и выполнить ряд не сложных рекомендаций.

Прежде всего, вам необходимо выяснить, возможно ли вообще получить «автомат» в вашем вузе и по каким дисциплинам, и если да, то за что конкретно, то есть на основании каких критериев принимается решение о такой форме оценки. Здесь возможны два варианта. В первом варианте возможность получения зачета или экзамена (последнее реже) «автоматом» официально установлена правилами учебного заведения. При этом критерии выставления автоматической оценки более менее четко закрепляются в документах вуза, например, в «Положении о экзаменах и зачетах», «Положении о формах итогового контроля успеваемости студентов», «Положение о рейтинговой оценке знаний студентов» и т.п.

Официально возможность получения «автомата» чаще устанавливается в тех вузах, которые применяют балльно-рейтинговую систему оценки знаний учащихся. При такой системе оценки текущим контролем знаний студентов охватываются все разделы и темы изучаемых дисциплин. Иначе говоря, после каждой изученной темы проводится письменный или устный опрос каждого студента, по итогам которого выставляются оценки в баллах по определенной шкале (обычно стобальной). Поэтому при таком подходе к оценке знаний нет необходимости применять обязательный итоговый зачет или экзамен – любую положительную итоговую оценку за учебную дисциплину можно получить «автоматом», набрав соответствующее количество баллов в течение семестра.

Баллы начисляются за различные виды учебной работы студента: контрольные, лабораторные и курсовые работы; тесты в форме анкетирования; доклады на научных студенческих конференциях; участие в деловых играх, дискуссиях и коллоквиумах; ответы на семинарах и тому подобную активность. Кроме того, часто непременным условием получения «автомата» является обязательное посещение всех лекционных и семинарских занятий, соблюдение внутреннего распорядка вуза. В некоторых университетах за различные нарушения студентов штрафуют, снимая баллы с их «счета». В конечном итоге, студенты, которым не удастся набрать достаточного количества баллов для получения положительной «оценки-автомата» или пожелают ее повысить, будут вынуждены сдавать устный зачет или экзамен, который проводится во время экзаменационной сессии.

Итак, если вы выяснили, что в вашем университете возможность получения «автоматического» зачета или экзамена установлена официально, то ваша задача отчасти упрощается. Во-первых, в этом случае вам заранее известны как необходимая для сдачи зачета «автоматом» сумма баллов, так и виды работ, за которые можно получить определенное количество баллов. Вам остается лишь принять решение, стоит ли участвовать в этой «игре», или, «забив» на всё с самого начала семестра, ориентироваться на сдачу традиционного зачета. А во-вторых, если в вузе есть четкие критерии выставления оценки за зачеты и экзамены «автоматом», то влияние личных предпочтений преподавателей на вашу оценку сводится к минимуму, что конечно же не может не радовать. Последнее особенно актуально в запущенных, спорных ситуациях, когда дело доходит до заседания апелляционной комиссии.

Гораздо сложнее получить «автомат» при втором варианте развития событий, когда возможность автоматической оценки вроде бы и декларируется вузом, но ее критерии в документах крайне размыты, либо когда «автомат» выставляется преподавателем не официально, а по собственной инициативе. Так, например, в ГОУ ВПО Ростовском Государственном Экономическом Университете «РИНХ» Положением «О курсовых экзаменах и зачетах» установлено: «При систематической активной работе студента в течение всего семестра (успешное выполнение аудиторных, домашних контрольных работ и текущих заданий в установленные сроки, активное участие в семинарах и т.д.) преподавателю предоставляется право выставлять зачет (экзамен) без опроса. Об этом преподаватель информирует группу на последнем занятии по данному предмету». Как видно из приведенной цитаты, понятия «активная работа студента», «успешное выполнение» работ, «активное участие» не являются четко определенными и могут трактоваться как студентом, так и преподавателем по-разному. Кроме того, при таком подходе выставление зачета без опроса это лишь право преподавателя, а значит ваш «автомат» целиком и полностью зависит от доброй воли, жизненных взглядов и личных предпочтений преподавателя. Одни преподаватели будут ставить и учитывать количество «плюсиков» в журнале за ваши ответы, другие обратят внимание на посещаемость, третьи потребуют наличие всех конспектов своих лекций, вовремя сданных курсовых и контрольных. А кто-то может подарить вам «автомат» по собственной инициативе просто за «красивые глаза». Поэтому при таком варианте вам необходимо не только сосредоточится на получении знаний, но и найти «правильный подход» к вашему преподавателю, что в общем-то не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Вступая в «битву за автомат», для начала вам неплохо бы понимать, что любой, даже самый «грозный» профессор, наделенный бесчисленным количеством званий и регалий, с целой библиотекой написанных им работ, несмотря на ту пропасть жизненного опыта и статуса, отделяющего его от вас, в сущности является таким же человеком, как и каждый из его студентов, со своими проблемами, мечтами, достоинствами и недостатками, слабостями и грехами. Здесь, например, уместно вспомнить фразу из великолепного фильма «Адвокат дьявола», произнесенную героем Аль Пачино: «Тщеславие – определенно, один из моих самых любимых грехов». Действительно, гордыня и тщеславие – одни из наиболее распространенных, относительно «безопасных» человеческих слабостей, и может статься ваш преподаватель им подвержен. Умело сыграв на тщеславии, в конечном итоге, вы сможете получить желаемое. Например, кому из преподавателей не понравится, пусть и в глубине души, восторженное и, конечно же, заслуженное признание студентом их научных заслуг? Выберите тему своей курсовой по проблематике диссертации вашего преподавателя, используйте и цитируйте его научные труды, просите его разъяснить вам некоторые якобы непонятные моменты. Ваш преподаватель еще не защитил диссертацию? Отлично! Найдите свежую статью по теме его научной работы и вручите ее ему, и не важно, что возможно он ее уже читал. Главное в том, что вы обратите на себя внимание, позволите преподавателю выделить вас из общей массы студентов и запомнить, заставите думать о себе, как о способном, познающем, заинтересованном в знаниях студенте. И даже если вы не получите «автомат», то на экзамене к вам обязательно отнесутся лояльно. Однако, необходимо все же предупредить, что устанавливая подобные личные взаимоотношения с преподавателем не переборщите, не будьте навязчивыми. Нет ничего хуже студента, который ходит за тобой «хвостом», докучая своими вопросами, особенно если его стремление понравиться легко читается на лице.

Полезно также учитывать и мотивы, которыми руководствуются преподаватели, выставляя «автоматы» по собственной инициативе. Автоматическая оценка это всегда своеобразная форма стимуляции студентов к активной учебе. Преподавателям важно, чтобы на семинаре студенты выступали, отвечали на вопросы, принимали участие в дискуссии. «Сонная» группа на семинаре, когда желающих выступить не наблюдается, и к ответу приходится вызывать по журналу – это во-первых удар по самолюбию преподавателя, так как получается ни он, ни предмет не интересны, а во-вторых – преподавателю фактически приходится больше работать, «развлекая» и себя и всю группу. Конечно, в большинстве случаев, в такой ситуации виноваты сами преподаватели, их неспособность интересно преподнести материал, но кто же из них признается себе в этом? Поэтому у таких преподавателей активно выступающий студент вызывает благосклонность и может рассчитывать на «автомат».

Для преподавателя – профессионала в своем деле важно, чтобы студенты ушли от него со знаниями. Поэтому у таких преподавателей «автоматическая» оценка является формой поощрения прилежных студентов. Получить такую оценку у них можно только за активность и продемонстрированные в течение семестра знания.

Ряд преподавателей ставят «автоматы», облегчая тем самым себе работу. Ведь если группа большая, то зачет или экзамен могут длиться несколько часов, в течение которых преподаватель вынужден выслушивать «блестящие» ответы студентов на порядком надоевшие, хорошо знакомые вопросы, что само по себе уже утомительно. Поэтому для некоторых проще поставить «автомат», экономя время и силы. А кроме того, в этом случае и студенты довольны и учебная часть, ведь не сдавших нет, а значит и преподаватель хороший.

Итак, обобщая выше сказанное, сформулируем ряд основополагающих правил для страждущих получить зачет или экзамен «автоматом»:

  1. В начале семестра узнайте, при каких условиях, за какие виды работ преподаватель может поставить «автомат». Только не делайте это лично, иначе преподаватель может заподозрить вас в желании облегчить себе жизнь и не поставит вам автоматическую оценку из принципа. Лучше будет если этот вопрос прояснит староста, выражая ожидания всей группы.
  2. Посещайте по возможности все лекции и обязательно все семинары. Если ваше отсутствие на лекции могут и не заметить, то на семинаре перекличку преподаватели обычно делают лично. Помните – староста группы должен быть вашим лучшим другом, так как именно он чаще всего подает списки присутствующих на лекции.
  3. На всякий случай имейте все конспекты лекций вашего преподавателя, пишите их сами или заимствуйте у одногруппников.
  4. Активно выступайте на семинарах, коллоквиумах, не избегайте подготовки докладов, сами просите темы для участия в научных конференциях, проявляйте себя. Конечно ко всем семинарам подготовиться не удастся. От ситуаций, когда вас спросили, а вы не готовы спасает простая студенческая хитрость: перед семинаром одногруппники заранее распределяют между желающими вопросы на которые они будут отвечать. В этом случае при наличии желающих ответить на вопрос вас вряд ли спросят, хотя риск все же сохраняется.
  5. Вовремя и правильно пишите все контрольные и курсовые работы. Если не уверены в своих силах, наиболее сложные из них стоит заказать опытному автору. Потраченные средства на заказ курсовой работы окупятся сэкономленными нервами на экзамене.
  6. Устанавливайте неформальный контакт с преподавателем, всячески старайтесь обратить на себя внимание в течение семестра, демонстрируя при этом свою заинтересованность в получении знаний. Почитайте литературу по психологии общения и применяйте полученные знания на практике. Помните – преподаватель это ваш друг и наставник в учебном процессе, его цель передать вам знания, поэтому активнее обращайтесь к нему за пояснениями, задавайте вопросы.

И в заключение перечислим весьма сомнительные способы получения «автомата», которые хотя и используются некоторыми студентами, однако положительного результата вовсе не гарантируют:

  1. Крайне не рекомендуется «покупать» преподавателя дорогими подарками и спиртными напитками, ибо чревато… Во-первых, как говорил небезызвестный Ося Бендер: «Закон надо чтить!», а во-вторых, купив единожды, есть риск платить постоянно. Кроме того, некоторые могут и оскорбиться, причем совершенно искренне («я что вам алкоголик?!»).
  2. Не стоит давить на жалость, выдавая с глазами кота из мультфильма про Шрэка истории о заболевшей бабушке, автомобильных катастрофах и т.п. Может и поставят, но скорее нет.
  3. Не рекомендуется ссылаться на «авторитет» папы, мамы или других родственников и знакомых. Авторитет может и сработает, но осадок у преподавателя останется и при случае вам его вернут сторицей.
  4. Никогда не говорите преподавателю, что его предмет не профильный, вам не пригодится в будущем, а потому ему следует поставить вам «автомат» дабы не мучить себя и вас. Гарантированно будете сдавать, и возможно не один раз.

В целом же, процесс получения зачета или экзамена «автоматом» может превратиться для вас в увлекательную игру, которая и развлечет и принесет пользу, позволив наработать знания и некоторые полезные в будущем навыки, например умение общаться и выступать публично.

Проверки знаний и навыков студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений, полученных на семинарских и практических занятиях, производственной практике, а также их обязательных самостоятельных работ (чертежей, расчетов и др.).

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЗАЧЕТ" в других словарях:

    Способ прекращения обязательств, согласно которому обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого: либо наступил; либо не указан; либо определен моментом востребования. См. также:… … Финансовый словарь

    Перерасчет, пересчет, сконтрация, пересчетка Словарь русских синонимов. зачет сущ., кол во синонимов: 18 автомат (43) айс … Словарь синонимов

    В гражданском праве один из способов прекращения обязательств. Обязательство прекращается полностью или частично 3. встречного однородного требования, срок которого наступил либо этот срок не указан или определен моментом востребования. Для 3.… … Юридический словарь

    А. Принятие в счет чего либо. Б. Взаимопогашение равных сумм платежных обязательств двух или нескольких юридических и физических лиц. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Погашение взаимных обязательств, платежей двух или нескольких юридических и физических лиц в пределах равных сумм, величин взаимного долга. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.:… … Экономический словарь

    зачет - 1. Принятие в счет чего либо. 2. Погашение в пределах равных сумм взаимных платежных обязательств двух или нескольких юридических и физических лиц. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

    Зачет - см. Прекращение обязательства зачетом … Энциклопедия права

    ЗАЧЕТ - фиксация положит. р та личного и командного участия в соревновании. Необходимое для получения командного 3. число участников команды, полностью выполнивших программу соревнований, устанавливается в Положе нии о соревновании … Справочник по коневодству

    ЗАЧЕТ - в гражданском праве один из способов прекращения обязательств. Обязательство прекращается полностью или частично З. встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для З … Юридическая энциклопедия

    ЗАЧЕТ - регламентированная ст. 78 НК процедура, применяемая налоговым органом в отношении излишне уплаченных (взысканных) сумм налога (сбора), а также пени. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Книги

  • Зачет обязательств , Н.Г. Вавин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1911 года (издательство "Правоведение"…
  • Зачет по выживаемости , Василий Гриневич. Тридцать лет назад количество аварий и катастроф в космосе внезапно - и неизвестно почему - приняло чудовищные размеры. С тех пор "выживаемость" стала обязательной дисциплиной в курсе…