Материк по которому протекает самая. Путешествие по материкам

План -конспект урока

«Путешествие по материкам»

Кожина Ирина Викторовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Репное Балашовского района Саратовской области».

Учитель географии

География

5 класс

Учебник: « География», авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сонин, Дрофа. 2012г

Дидактическая цель урока : развивать знания учащихся о материках Земли

Задачи :

1. Познакомить с новыми терминами «океан», «материк».

2. Познакомить с материками нашей планеты и их особенностями

3. Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа.

развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.

Тип урока : урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах

Методы : репродуктивный, частично-поисковый, проектный(мини проект).

Оборудование: интерактивная доска,проектор мультимедийный, интерактивная презентация, карточка с кроссвордом (раздаточный на каждую парту, карточки для групповой работы с дополнительным материалом (приложения 1 и 2),флеш - пособия «Расставь материки правильно» (коллекция ЦОР) ,жетоны с рисунками транспортных средств по числу учеников в классе.

Структура урока:

2. Актуализация знаний по ранее изученному материалу

4. Изучение нового материала

5.Динамическая пауза

6. Рефлексия

7. Домашнее задание

Планируемые результаты

Предметные: уметь объяснять значение терминов «материк», «океан», расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, находить на глобусе материки, океаны.

Метапредметные:

Коммуникативные : навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

Рефлексивные умения : осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

Общеучебные действия : умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия : умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Организационный этап, мотивация

Приветствует детей, позитивно настраивает их на урок.

Приветствуют учителя

Положительное отношение к уроку, выполнение моральных и этических требований

Сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Актуализация ранее полученных знаний.

1. Сегодня нам предстоит большое и интересное кругосветное путешествие. Но для того чтобы узнать куда нам предстоит отправиться, мы решим кроссворд, отгадывая загадки.

1.Здесь горы-великаны -

Тибет, Алтай, Памир,

Карпаты и Балканы.

Их знает целый мир.

Здесь реки - Обь и Ангара,

Дон, Волга, Лена и Кура.

Лесов многообразие

В родной для нас...

(Евразии.)

2.Лишь в стране большой, зелёной

Кенгуру живёт смышлёный.

Он своих детей не бросит,

Он с собой их в сумке носит.

(Австралия.)

3.Там снуют акулы, прыгают гориллы.

Страшные «большие злые крокодилы

Будут вас кусать, бить и обижать».

Помните то место, где нельзя гулять?

(Африка)

4. Мы найдём на глобусе

Два различных полюса!

А у Южного найдём

Материк, покрытый льдом!

(Антарктида.)

2. Как одним словом можно назвать наши отгадки? (Материки)

3 . При решении кроссворда мы упомянули все материки нашей планеты? Назовите те материки, о которых забыли.

4. У нас мало времени и мы не сможем путешествовать вместе. Я предлагаю сформировать группы экспедиции по числу материков. (ребята на входе в класс получили жетоны с изображением транспортного средства). В Африку полетят исследователи на воздушном шаре, в Южную Америку - на вертолете, в Северную Америку летит самолет, В Антарктиду доберемся на подводной лодке, в Австралию поплывет корабль, ну а в Евразии будем путешествовать на автомобиле. Экспедициям предстоит собрать материал о своих материках и подготовить отчет для тех ребят, кто не побывал на вашем материке.

1. Слушают загадки, отгадывают кроссворд.

2 .Делают вывод, что речь идёт о материках Земли.

3 .Вспоминают и перечисляют все материки Земли.

4. Формируют группы.

Проявление познавательной активности

Умения осознавать ответственность при работе, уважительное отношение к другому человеку

Умение применять понятийный аппарат

Высказывание своего мнения

Умение работать в группе, учебное сотрудничество

3. Открытие новых знаний

1 . А без чего невозможно путешествие? Это мы узнаем, отгадав загадку.

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно -

На одном листе бумажном.

(Географическая карта)

2. Перед вами карта полушарий (демонстрация пособия из коллекции ЦОР «Расставь материки по местам»). Но что это? Как же нам путешествовать без карты? Нужно ее срочно восстановить. Расположите на карте все материки по своим местам.

3. Итак у нас есть карта, план работы экспедиции, дополнительные материалы и ваш учебник. В добрый путь!

4. Организует отчет экспедиций.

( Перед классом выступает руководитель экспедиции. Для иллюстрации выступления используется видеоряд).

1 .Отгадывают загадку

2. Работают с интерактивной картой

3. Групповая работа с использованием дополнительных материалов, учебника и карты

4 .Слушают отчёт руководителей экспедиции, заполняют таблицу в рабочей тетради

Проявление познавательной активности

Умение самостоятельно высказать своё мнение

Формирование целостного мировоззрения

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми

Учебно-познавательный интерес,

Самоопределение, самосознание

Сотрудничество между учителем и учащимися, умение выделять главное

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Смысловое чтение, умение определять понятия, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации

Умение формулировать и аргументировать своё мнение

4.Динамическая пауза(физминутка)

Организует физкультминутку

Ребята, вы много работали в экспедиции писали отчет о ней, а потом добирались домой. Перед тем как вы сообщите свои результаты, я предлагаю немножко отдохнуть.

Выполняют упражнения

Реализация на уроке установки на здоровый образ жизни

Умение выполнять действия по образцу, умения взаимодействовать в группе.

5.Рефлексия, итог урока

Проверка понимания учащимися нового учебного материала (работая с заданиями - карточками)

1. Самый большой полуостров мира -

2. Назовите океан, который пересекает все меридианы на Земле -

3. Самое высокое место в мире -

4. Назовите третий по величине материк -

5. Самый большой остров мира -

6. Самый сухой материк -

8. Самое глубокое озеро мира -

10. Самое глубокое место в океане -

11. Самый влажный материк -

12. Самое большое озеро мира -

13. Самый большой материк -

14. Самый большой океан -

15. Самый холодный океан -

Закрепление знаний учащимися (тест)

Слушают, анализируют.

Отвечают на вопросы:

1. Выполняют тест

Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму

Формирование интереса к предмету

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Умение анализировать, группировать обобщать, делать выводы. умение создавать письменный текст

6.Домашнее задание

Д/З п.22, вопросы на с.112

Формирование ответственного отношения к учению

Умение применять понятийный аппарат исторического знания

Умение работать с учебной и внешкольной информацией, умение представить результат своей деятельности

Использованные ресурсы

5. Равнины отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи километров (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье и др.)

2.самое глубокое озеро мира — Байкал (1637 м).

Природные зоны Евразии разнообразны: от арктических пустынь до экваториальных лесов.

Африка

1. второй по величине материк

2. площадь составляет 30,3 млн. км 2 .

1. самый жаркий материк на Земле

2. на большей его части годовая температура выше + 20°C.

1. равнинный рельеф, с несколькими горными цепями

2. самая высокая точка на континенте - гора Килиманджаро (5895 м).

3. величайшая в мире пустыня Сахара.

1. Нил — самая длинная река в мире (6671 км). 2. Озеро Виктория - 2-е по величине пресное озеро мира, самое большое озеро в Африке по площади.

3. Водопад Виктория — единственный водопад в мире, имеющий более 100 метров в высоту и более километра в длину.

Богат и разнообразен животный и растительный мир материка: слоны, носороги, бегемоты, львы, обезьяны, страусы; пальмы, акации, фикусы и другие.

Северная Америка

1. площадь составляет 24,2 млн. км2.

1. климат на территории Северной Америки очень разнообразен: от сурового на севере (до - 45°C), до жаркого, влажного - на юге.

1. преобладают равнины.

2. вдоль западного побережья тянутся горные цепи - Кордильеры. 3. самая высокая гора Кордильер и наивысшая точка материка — гора Мак-Кинли (6193 м).

1. реки Северной Америки - полноводны. 2. самая крупная река — Миссисипи.

Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнее (самое большое пресноводное озеро в мире), Мичиган, Гурон, Эри,Онтарио.

Природные зоны разнообразны: от арктических пустынь до пустынь. Самые известные деревья Северной Америки — секвойи — хвойные деревья высотой более 100 метров, диаметром до 9 м.

Южная Америка

1. один из двух материков, расположенных в Западном полушарии Земли.

2. По площади материк занимает четвертое место — 18,3 млн. км2.

1. самый влажный континент планеты

2. климат теплый, на крайнем югн температура опускается до 0°C

1. рельеф можно разделить на две части: горную область Анд на западе континента, и обширную равнинную, с плоскогорьями (Гвианское и Бразильское) и низменностями (Оринокская, Амазонская, Ла-Платская).

2. Анды — длиннейшая в мире горная система, протянувшаяся на 9 тысяч км с севера на юг.

3. высочайшая вершина Анд — гора Аконкагуа (6960 м).

1. Амазонка - самая полноводная река планеты

2. самый высокий водопад в мире — Анхель, его высота — 1054 м.

1. основное богатство материка — растительный мир - ценные культуры, как картофель , шоколадное дерево , каучуконос гевею . 2. Главное украшение материка — влажные тропические леса.

3. крупный зверь - редкость. Ленивцы, броненосцы, муравьеды, экзотические птицы, змеи, несметные полчища насекомых — вот основа животного мира этого материка. Опасны реки Амазонки, они изобилуют крокодилами и хищными рыбами пираньями.

Австралия

1. самый маленький материк.

2. площадь составляет около 7,7млн км2.

1. самый сухой материк

1. в рельефе преобладают равнины

2. высшая точка Австралии — гора Косцюшко, 2230 м.

1. крупных, полноводных рек - нет

3. Озеро Эйр - самое крупное на материке

1. характерны сумчатые животные, только здесь живут разные виды кенгуру

2. из растений - эвкалипт

Антарктида

1. площадь - 14 млн. км2.

2. антарктида не принадлежит никакому государству, там никто не живет постоянно

1.самый холодный материк

2. в зимние месяцы морозы могут достигать -90°С., а летом - -20°С.

1. материк покрыт мощным ледяным щитом.

2. средняя высота материка — 2040 метров.

3. в центральной части ледяной покров поднимается почти до 4000 метров.

1. льды составляют — 24 млн. км3. Это более 90% всех запасов пресной воды на Земле, которые хранятся здесь в замороженном состоянии.

1. органический мир беден - редкие мхи, лишайники и водоросли населяют ее.

2. Пингвины — главное украшение континента.

3. в водах морей живут киты, тюлени.

Водные потоки — величина крайне непостоянная. В разные годы, и даже сезоны, меняется их протяженность и объем воды. Споры о том, какая река самая длинная в мире, не утихают до сих пор. Однако, ТОП-10 остается неизменным, изменяются лишь места.

Южная Америка — удивительный континент, где находится самая длинная река в мире, Амазонка. Она протекает через несколько стран — Бразилию, Колумбию, Боливию, Эквадор и Перу. Площадь ее бассейна — примерно 7,05 млн км², это почти что территория Австралии.

Название самой длинной реки в мире произошло от населявших ее берега легендарных племен амазонок, с которыми пришлось сражаться первооткрывателям материка, конкистадорам. Еще один любопытный факт: в прошлом Амазонка неоднократно меняла направление своего течения, пока не «остановилась» на окончательном варианте — с запада на восток, пересекая весь материк.

Нил (6 700 км)

Длительное время считалось, что именно Нил — самая длинная река в мире, пока не был открыт новый приток Амазонки. Истоки Нила находятся в Руанде, всего же он проходит через 10 стран Африки. Для Египта, на территорию которого приходится значительная часть реки, она имеет неоценимое значение. Именно вдоль ее берегов живет более 95% населения государства.

Миссури-Миссисипи (6 275 км)

Многие американцы до сих пор уверены, что Миссисипи является самой длинной рекой в мире. Еще бы, ведь она почти полностью находится на территории США. На самом деле, ее протяженность — «всего» 3 734 км. И если бы Миссури не превратилась из полноценной реки в приток Миссисипи, не видать бы ей топ 10, как своих ушей.

Янцзы (5 800 км)

В переводе с китайского, название означает «длинная река». Она является длиннейшей на территории Евразии, расположена в Китае. В водах Янцзы проживает множество редких и вымирающих видов, включая аллигаторов, осетров и речных дельфинов.

Хуанхе (5 464 км)

Название этой реки, тоже находящейся в Китае, переводится как «желтая». Этим она обязана глинистым наносам, что вымываются с ее берегов и придают воде желтовато-мутный оттенок. Более того, так же назвали и море, в которое впадает Хуанхе.

Обь (5 410 км)

Самая длинная река России, расположена в Западной Сибири. Имеет не так много притоков и наполняется, в основном, за счет таяния снегов. Название, скорее всего, появилось из перевода слова «снег», на языке народа коми.

Лена (5 100 км)

Крупнейшая из рек, расположенных целиком на территории РФ, в Восточной Сибири. Большую часть года Лена находится под толстым слоем льда, поэтому судоходство развито довольно слабо, а берега практически не заселены.

Амур (5 052 км)

Следующая из топ-10 самых длинных рек в мире тоже находится, по большей части, в России. Также протекает через территорию Китая и Монголии. Интересно, что неофициальное название на китайском звучит как «Хэйлунцзян» — река черного дракона.

Конго (4 700 км)

По полноводности эта река уступает лишь Амазонке. В некоторых местах ее глубина превышает 250 метров. Большая часть водоема находится на территории Республики Конго. Река дважды пересекает экватор и впадает в Атлантический океан.

Маккензи (4 240 км)

Канада, оказывается, не только страна озер. На ее территории расположена последняя из 10 самых длинных рек в мире. Интересно, что изначально она носила название «Disappointment » — разочарование, однако позже ее переименовали на честь первооткрывателя, Александра Маккензи.