Общие принципы и правила работы психолога. Психология действия. Обеспечение связи между участниками допроса

ДЕЙСТВИЕ (в психологии)

(англ. action , performance ) - произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т. е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели. В терминологии А . А . Ухтомского Д. есть прижизненно построенный , обладающий собственной биодинамической, чувственной и аффективной тканью. Как и др. функциональные органы индивида, Д. есть виртуальный механизм, данный внешнему наблюдателю лишь в исполнении. Носитель Д. способен проигрывать его во внутреннем плане, мысленно совершать Д. до Д., что в сложных ситуациях полезно, т. к. минимизирует возможные ошибки. Формированию Д. предшествует или происходит наряду с ним формирование образа ситуации и образа Д., которые должны быть в ней выполнены. При осуществлении Д. происходит декомпозиция регулирующего образа и композиция Д. Последняя приводит к уточнению образа. Подобное возможно потому, что биодинамическая и чувственная ткань живого движения , являющегося строительным материалом Д., - это одно. Их можно себе представить как 2 стороны ленты Мёбиуса, переходящие одна в др. В осуществлении Д. участвуют (со сдвигом по фазе) 2 формы чувствительности: к ситуации и к исполнению. Наличие их обеспечивает возможность оперативной перестройки Д. по ходу его исполнения. Сказанное не относится к сверхбыстрым, баллистическим Д.

Д., как и , есть истинное бытие человека, в нем действительна (Гегель). Д. м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности . Д. само может выступать как внешний предмет для усваивающего его субъекта. Построить Д. не проще, чем построить предмет. Чувственно-предметное Д. - это кентаврическое образование, имеющее внешнюю и внутреннюю форму ( , образ ситуации и образ действия, ). Д. эволюционирует, инволюционирует, обладает свойствами реактивности, чувствительности, начальными элементами рефлексии . Ч. Шеррингтон локализовал в Д. элементы памяти и предвидения, А . В . Запорожец выделял в Д. практическую и теоретическую части. С . Л . Рубинштейн рассматривал Д. в качестве исходной единицы, «клеточки», неразвитого начала развитого целого, всего психологического анализа. Д. обладает порождающими свойствами. Благодаря дифференциации оно служит источником возникновения и развития многих превращенных форм (ориентировочное, перцептивное, мнемическое, викарное, умственное, эмоциональное и пр.), в т. ч. Д. внутренних, т. е. автономизировавшихся, обособившихся и освобожденных от своей внешней оболочки. После такой автономизации внутренние формы Д. могут интериоризироваться в др. формы чувственно-предметного Д. и деятельности, превращая их в разумные, свободные, в «умное делание».

Д. м. б. не только исполнительным (в широком смысле). Оно может выполнять функции знака и даже символа, т. е. изобразительные, коммуникативные функции. Для человека, усваивающего Д., оно выступает в качестве цели, а для усвоившего Д. его исполнение становится потребностью , мотивом . Т. о., «внутренняя картина», «внутренняя драматургия» Д. постоянно обогащается, что является непременным условием повышения не только его внешней эффективности, но и творческого потенциала.

Структура Д. чрезвычайно сложна. Макроанализ выделяет в нем 3 основных компонента: а) (формирование или активацию программы); б) реализацию; в) контроль и коррекцию. Микроструктурный и микродинамический анализ позволил выделить в 1-м компоненте образ ситуации ( ), Д., интегральную и дифференциальную программы, которые подпитываются памятью о прошлых Д. В компонентах реализации и контроля выделены сохраняющие свойства целого волны и кванты. Все макро- и микрокомпоненты пронизаны сетью прямых и обратных связей, представляющих собой «кровеносную систему» целого Д., обеспечивающую сложное сочетание программного и афферентационного способов его регулирования и осуществления (Н. Д. Гордеева). Сложность структуры Д. объясняет его неповторимость. Согласно Н . А . Бернштейну , упражнение - это повторение без повторения. При принятии решения наблюдается соревнование, конкуренция его консервативных свойств, определяемых новизной ситуации, целей и смыслов возникшей двигательной задачи .

На основании часто интуитивно представляемой внутренней картины Д. и его внешнего исполняющего рисунка в научной (и художественной) литературе используются многочисленные противопоставления и метафоры, сопровождающие понятия движения и Д.: мертвое, физическое, механическое, машинообразное и живое, биологическое, раскованное, творческое, свободное; внешнее и внутреннее, превращенное, психологическое, осмысленное, духовное и т. п. В психологической науке создается классификация Д. К выделенным классам относятся управляющие, исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные (в т. ч. речевые). Имеются и др. основания для классификации. Д. разделяют на: импульсивные, реактивные и осмысленные, разумные; регулярные и экстренные и т. п. Наконец, важно разделение Д. на игровые, учебные, трудовые, сценические, спортивные. Каждое из них оснащается теми или иными внешними средствами и аксессуарами и требует формирования внутренних средств и способов. См. , и произвольные , , . (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ДЕЙСТВИЕ (в психологии)" в других словарях:

    Целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… …

    ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - см. Социальное действие. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ … Философская энциклопедия

    ДЕЙСТВИЕ - см. Причина; квант действия – см. Квантовая теория. «Принцип наименьшего действия» гласит, что из всех механических движений, которые может совершать система тел, связанная определенными ограничивающими условиями, совершается то движение, при… … Философская энциклопедия

    Система операций интеллектуальных, направленных на выявление признаков предметов, не данных в перцептивном плане, от математических преобразований до оценки поведения другого человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на… … Большая психологическая энциклопедия

    Основные структурные единицы процесса восприятия. Обеспечивают сознательное выделение некоего аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование информации, сенсорной, приводящее к построению образа, адекватного миру предметному и… … Большая психологическая энциклопедия

    ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - простейшая единица соц. деятельности; понятие, введенное в научн. оборот М. Вебером для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение др. людей, причем, под другими понимаются как… … Российская социологическая энциклопедия

    ДЕЙСТВИЕ - в психологии, произвольный, преднамеренный акт, направленный на достижение осознаваемой цели; структурная единица деятельности. В отеч. психологии представление о Д. как специфич. единице деятельности введено С. Л. Рубинштейном и А. Н. Ле… … Российская педагогическая энциклопедия

    Действие социальное - способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества (см.: Маркс К Энгельс Ф.// Соч. 2 е изд. Т. 27. С. 410); акция (акт, поступок и т. п.),… … Социологический справочник

    Действие - (старославянск. « «деи» деятель; например, «злодей») 1. реальное осуществление функции, протекание некоего процесса (в отличие от движения); 2. результат этого осуществления или процесса. * * * (в психологии) каждый относительно законченный… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Действие - произвольный акт, направленный на достижение осознаваемой цели; структурная единица деятельности. В отечественной психологии представление о Д. как специфической единице деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. Д. включает … Педагогический терминологический словарь

ДЕЙСТВИЕ - произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. Определяется как процесс, направленный на достижение цели. Действие выполняется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, - с условиями; эти способы - неосознаваемые или мало осознаваемые - называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Итак, действие - совокупность операций, подчиненных цели. Инициация действий - лишь последний этап трехстадийной последовательности.

Ее первый этап - активация мозга, происходящая в результате сопоставления внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями. Второй - обработка мозгом информации, поступающей от организма и внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта. Обработка информации выполняется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или поведении инстинктивном. При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решений в этом участвуют такие высшие функции, как память и мышление. Освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек представляет, что делает, но контроль этот реализуется следующим образом. Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при этом самые высокие этажи системы - самые поздние и сложные компоненты действия - оказываются в фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно. В поле сознания происходит постоянное изменение содержаний: представленным в нем оказывается то один, то другой «слой» иерархической системы актов, составляющих действие. Как крупные цели членятся на более мелкие, так крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. По структуре действие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно. Как средства могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и прочее; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому. В каждом действии выделяются части:

1) ориентировочная - принятие решения;

2) исполнительная - реализация действия;

3) контрольная - контроль и коррекция действия. При этом в ориентировочной части происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ выполнения действия. Исполнительная и контрольная части выполняются циклически. По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным. В онтогенезе функция произвольного контроля действий выполняется вначале взрослым в ходе деятельности совместной с ребенком, а затем - вследствие интериоризации социальных образцов и схем выполнения действия - ребенок сам начинает контролировать его соответственно этим эталонам и схемам. Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ действия обретает для него личностный смысл и выступает как цель действия. При наличии намерения у субъекта возникает установка целевая - готовность к достижению предвосхищаемого результата действия. Установка целевая связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построения действия, тогда как исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации. По степени включенности эмоционально‑волевых компонент различаются действия волевые и импульсивные. Нельзя сказать, что развитие действий в онтогенезе идет от импульсивных к волевым, но с возрастом количество действий импульсивных резко уменьшается. В редуцированном виде они сохраняются в речевых реакциях, мимике и жестах при эмоциональных состояниях. По прагматическому основанию выделяются человеческие действия: управляющие, исполнительные, утилитарно‑приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий. В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым. Понятие действия как единицы анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных, творческих и пр. В ходе выполнения действия происходит контакт субъекта с предметным миром, преобразование (внешнее или мысленное) предметной ситуации и достижение тех или иных результатов, смысл личностный коих для субъекта оценивается эмоциями. В процессе действия могут появляться новые цели (‑> целеобразование), может изменяться место действия в структуре деятельности. В условиях деятельности коллективной впервые появляются операции, не направленные прямо на предмет потребности - биологический мотив, но на некий промежуточный результат. В рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Так для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, и соответственно в деятельности выделяется как ее новая единица действие. Это сопровождается переживанием смысла действия, ибо для того чтобы совершить действие, приводящее к промежуточному результату, нужно понять связь этого результата с мотивом - открыть для себя смысл действия. Согласно А. Н. Леонтьеву, смысл и есть отражение цели действия к мотиву. Действие - с позиций теории деятельности - основная единица анализа деятельности, - процесс, направленный на реализацию цели. Характеризуя понятие действия, можно выделить четыре момента:

1) действие содержит как необходимую компоненту акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе (как фактически утверждала психология сознания), а раскрывается в действии;

2) действие - одновременно акт поведения (то есть сохраняются достижения бихевиоризма), но внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели - скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность;

3) через понятие действия утверждается принцип активности, противоставляемый принципу реактивности: в субъекте предполагается активное начало - в форме цели;

4) понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, ибо цель действия может быть любой, а не только чисто биологической, но и социальной. Согласно А. Н. Леонтьеву, действие может превратиться в операцию (‑> действие операция), если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом достижения, ввиду автоматизации действия перестает осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого действия (механизм сдвига цели на условие). Начав выполнять действие ради некоих мотивов, субъект может потом выполнять действие ради него самого. Тогда происходит сдвиг мотива на цель, и действие становится самостоятельной деятельностью. Механизм образования осознаваемых мотивов‑целей - один из механизмов формирования новых видов деятельности человека в онтогенезе. Динамическая устойчивость действия определяется установкой целевой.

ДЕЙСТВИЕ (действие и операция) - Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя подлежащих им операций. Граница слоев действий и операций подвижна: ее движение вверх означает превращение некоих действий, в основном элементарных, в операции: происходит укрупнение единиц деятельности. Движение границы вниз означает превращение операций в действия: происходит дробление деятельности на более мелкие единицы. Очень важен вопрос, как в конкретных случаях определить, где проходит эта граница. Поскольку действие - единица деятельности, ответ на него позволил бы установить, какими единицами работает индивид, что важно и теоретически, и практически (например, с позиции обучения). Пока это - одна из проблем экспериментальных исследований. Теоретически этот вопрос решить невозможно, ибо хотя операция есть способ выполнения действия, однако не всякий способ есть операция: так, частные действия можно рассматривать как способы выполнения более крупного действия, в состав коего они входят, - но они не перестают быть действиями. Потому ни статус способа, ни соотнесенность с условиями, ни величина и масштаб акта не позволяют определить его деятельностный ранг - определить, действие он или операция. Самый точный признак, различающий действия и операции - осознаваемость или неосознаваемость - в принципе можно использовать, но далеко не всегда. Он не работает как раз в пограничной зоне, у границы между действиями и операциями. Чем дальше от границы, тем достовернее данные самонаблюдения. В пограничье становится существенной ситуативная динамика процесса деятельности, и уже сама попытка определить осознаваемость некоего акта может привести к его осознанию, тем нарушая естественную структуру деятельности. Единственный путь, что пока видится, - это использование объективных индикаторов деятельного уровня текущего процесса - поведенческих и физиологических признаков. Согласно А. Н. Леонтьеву, действие может превратиться в операцию, если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом достижения, ввиду автоматизации действия перестает осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого действия (механизм сдвига цели на условие).

ДЕЙСТВИЕ: ОСНОВА ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ - система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин введен П. Я. Гальпериным (‑> концепция формирования поэтапного действий умственных). Содержание основы действия ориентировочной во многом предопределяет качество действия. Так, полная основа ориентировочная обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций. Основу действия ориентировочную следует отличать от схемы таковой - как совокупности ориентиров и указаний, задаваемой субъекту. Форма и способ задания схемы диктуются целями обучения, возрастными и индивидуальными особенностями обучаемых. Выделяются три типа построения схемы основы действия ориентировочной и соответственно три типа учения.

При первом типе индивид имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден дополнять ее с помощью метода проб и ошибок. Окончательная структура действия устанавливается медленно, осмысляется далеко не всегда и не полностью. Разброс индивидуальных показателей велик, а сформированное действие крайне чувствительно к сбивающим воздействиям. При втором типе индивид ориентируется на полную систему ориентиров и учитывает всю систему условий правильного выполнения действия, что гарантирует его безошибочность. При этом схема основы действия ориентировочной либо задается в готовом виде, либо составляется обучаемым совместно с обучающим. Третий тип характерен полной ориентацией индивида уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на слагающие его единицы и на законы их сочетания. Основа действия ориентировочная такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала и формирование познавательной мотивации.

ДЕЙСТВИЕ: СОСТАВ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ - являет собой систему двигательных операций, выполняемых соответственно задаче двигательной, окончательное формирование коей возможно лишь в ходе практической отработки, ведущей к уточнению индивидуального стиля движений.

ДЕЙСТВИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ‑> навык.

ДЕЙСТВИЕ АВТОМАТИЧЕСКОЕ (автоматизм первичный) - в эту группу входят либо врожденные акты, либо те, что формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Сюда относятся сосательные движения, мигание, схватывание предметов, конвергенция глаз и многие пр. Действия автоматические не осознаются и не поддаются осознанию. Более того, попытки осознать их обычно расстраивают эти действия.

ДЕЙСТВИЕ ВОЛЕВОЕ - связаны с осознанием цели действий или, по крайней мере, их ближайших возможных последствий.

ДЕЙСТВИЕ ИМПУЛЬСИВНОЕ - возникают неожиданно для самого человека, провоцируются эмоциями, и осознание их последствий приходит лишь после совершения действия. Здесь срабатывает более древний и быстрый способ реагирования.

ДЕЙСТВИЕ ИНСТИНКТИВНОЕ ‑> инстинкт.

ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ - действие, служащее средством достижения цели, отличной от собственно результата действия.

ДЕЙСТВИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ - сформированный навык, имеющий заданные точность и скорость, в структуре коего используется определенный набор трудовых операций и соответственных орудий труда: инструменты, контрольно‑измерительные приборы, органы управления и пр.

ДЕЙСТВИЕ НАВЯЗЧИВОЕ - непроизвольные, симптоматические и патологические акты, совершаемые вопреки желанию, нередко - вопреки сдерживающим усилиям. В большинстве случаев выступают как посредник, обеспечивающий удовлетворение запретного бессознательного желания и получение облегчения.

ДЕЙСТВИЕ ОШИБОЧНОЕ - общее название для целого класса действий «с дефектом», при выполнении коих обнаруживаются ошибки различного характера. Сюда относятся оговорки, описки, очитки, ослышки, забывание, затеривание, запрятывание, ошибки памяти и ошибки‑заблуждения - выражение борьбы двух несовместимых бессознательных стремлений (намерений и сопротивлений), в результате коей нарушается задуманное действие и возникает ошибочный поступок. Появление действий ошибочных объясняется:

1) столкновением взаимно противоречащих намерений индивида;

2) проявлением в столь своеобразной форме - против воли субъекта - намерения, которое он старается скрыть, или которое для него в данный момент бессознательно. Родственны действиям ошибочным так называемые действия симптоматические, кажущиеся случайными, бесцельными (напевание про себя мелодий, «перебирание» вещей и пр.); согласно З. Фрейду, они имеют скрытый смысл. В психоанализе как особенно существенные выделяются две группы действий ошибочных: повторяющиеся и комбинированные. Согласно З. Фрейду, основной мотив действий ошибочных - тенденция избегать неприятные чувства в связи с воспоминаниями или иными психическими актами - психическое бегство от неприятного. Эти действия - полноценные и полноправные психические акты, в коих открывается и смысл и намерение; при столкновении двух различных намерений одно из них оттесняется, выполнение его не допускается, однако оно все же проявляется как нарушение другого намерения (=> действие случайное | симптоматическое).

ДЕЙСТВИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЕ - основные структурные единицы процесса восприятия. Обеспечивают сознательное выделение некоего аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование информации, сенсорной, приводящее к построению образа, адекватного миру предметному и задачам деятельности. Впервые понятие действий перцептивных было выдвинуто в отечественной психологии; близкие взгляды развивали и зарубежные психологи. Генетическая связь действий перцептивных с практическими действиями проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере. В ощупывающих движениях руки, в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, происходит непрерывное сравнение восприятия с оригиналом, проверка и коррекция образа. Действия перцептивные, служащие для построения одного и того же образа перцептивного, могут реализоваться с помощью различных наборов операций перцептивных. Развитие действий перцептивных сопровождается значительным сокращением моторных компонент, и процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного акта «усмотрения». Эти изменения обусловлены формированием разветвленных систем эталонов сенсорных и единиц восприятия оперативных, кои позволяют превратить восприятие из процесса построения образа в более простой процесс опознания. Эталоны сенсорные соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как шкала музыкальных звуков, система фонем родного языка, система основных геометрических форм. Усваивая их, ребенок начинает пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками. В результате возрастает и точность, и произвольность сенсорно‑перцептивных процессов.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЕ ВИКАРНОЕ (викарные перцептивные действия) - действия перцептивные системы зрительной. Направлены на анализ информации, представленной следом от возбуждения рецепторов сетчатки, и совершаются посредством малоамплитудных движений глаз (дрейф, быстрые скачки), ведущих к избирательным изменениям чувствительности отдельных участков сетчатки. Субъективно осознаются как перемещение внимания в пределах стабилизированного образа зрительного.

ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТНОЕ - более сложные психологические образования, чем собственно действия. Непосредственно связаны с целью деятельности, имеют определенное предметное содержание. В них проявляется отношение к действительности. Сложившиеся действия предметные, став личным достоянием, выступают как навыки и умения - способы поведения и деятельности.

ДЕЙСТВИЕ СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ - действия, кажущиеся случайными, бесцельными (напевание про себя мелодий, «перебирание» вещей и пр. Согласно З. Фрейду, они имеют скрытый смысл - выражают скрытую мысль или переживание, связанные с бессознательными тенденциями. Сигнализируют о том или ином психическом состоянии индивида и его устремлений (‑> действие случайное симптоматическое).

ДЕЙСТВИЕ СЛУЧАЙНОЕ (случайные и симптоматические действия) - согласно З. Фрейду - разнообразные, незаметные и незначительные излишние действия, выглядящие случайными, но в действительности являющие собой полноценные психические акты и, вместе с тем, знаки других, более важных душевных процессов. Их отличительная черта - то, что в действительности они вполне мотивированы и детерминированы, однако мотивы их скрыть! от сознания. Пример таких действий - как бы бесцельные манипуляции с одеждой, с частями тела, предметами и пр. Действия случайные и симптоматические близки к действиям ошибочным, но отличаются отсутствием при них другого, противоположного намерения, с коим они приходят в столкновение и кои мешали бы им проявиться (‑> действие симптоматическое).

ДЕЙСТВИЕ УМСТВЕННОЕ - система операций интеллектуальных, направленных на выявление признаков предметов, не данных в перцептивном плане, - от математических преобразований до оценки поведения другого человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе речь слышимую. Этим действия умственные отличаются от других видов действий - например, речевых, физических. Основаны на использовании определенных познавательных орудий, выработанных в ходе общественного развития. Действия умственные могут направляться на решение и задач познавательных - мыслительных {‑> мышление), мнестических (‑> память) и прочих, и задач эмоциональных (‑> эмоция). В отечественной психологии действия умственные исследованы применительно проблематики психологии общей, возрастной и педагогической: механизмы конкретных явлений психических, возрастные возможности ребенка, соотношение обучения и рад‑вития умственного, и пр. Управление процессом формирования действий умственных (‑> концепция формирования поэтапного действий умственных) открывает некие перспективы совершенствования обучения и целенаправленного влияния на ход развития умственного ребенка. Результаты исследований по планомерному формированию действий умственных все шире применяются в обучении дошкольном, школьном, вузовском и профессиональном.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

ДЕЙСТВИЕ (в психологии) (англ. action , performance ) - произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т. е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели. В терминологии А . А . Ухтомского Д. есть прижизненно построенный функциональный орган , обладающий собственной биодинамической, чувственной и аффективной тканью. Как и др. функциональные органы индивида, Д. есть виртуальный механизм, данный внешнему наблюдателю лишь в исполнении. Носитель Д. способен проигрывать его во внутреннем плане, мысленно совершать Д. до Д., что в сложных ситуациях полезно, т. к. минимизирует возможные ошибки. Формированию Д. предшествует или происходит наряду с ним формирование образа ситуации и образа Д., которые должны быть в ней выполнены. При осуществлении Д. происходит декомпозиция регулирующего образа и композиция Д. Последняя приводит к уточнению образа. Подобное возможно потому, что биодинамическая и чувственная ткань живого движения , являющегося строительным материалом Д., - это одно. Их можно себе представить как 2 стороны ленты Мёбиуса, переходящие одна в др. В осуществлении Д. участвуют (со сдвигом по фазе) 2 формы чувствительности: к ситуации и к исполнению. Наличие их обеспечивает возможность оперативной перестройки Д. по ходу его исполнения. Сказанное не относится к сверхбыстрым, баллистическим Д.

Д., как и поступок , есть истинное бытие человека, в нем индивидуальность действительна (Гегель). Д. м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности . Д. само может выступать как внешний предмет для усваивающего его субъекта. Построить Д. не проще, чем построить предмет. Чувственно-предметное Д. - это кентаврическое образование, имеющее внешнюю и внутреннюю форму (чувственная ткань, образ ситуации и образ действия, слово, цель). Д. эволюционирует, инволюционирует, обладает свойствами реактивности, чувствительности, начальными элементами рефлексии . Ч. Шеррингтон локализовал в Д. элементы памяти и предвидения, А . В . Запорожец выделял в Д. практическую и теоретическую части. С . Л . Рубинштейн рассматривал Д. в качестве исходной единицы, «клеточки», неразвитого начала развитого целого, всего психологического анализа. Д. обладает порождающими свойствами. Благодаря дифференциации оно служит источником возникновения и развития многих превращенных форм (ориентировочное, перцептивное, мнемическое, викарное, умственное, эмоциональное и пр.), в т. ч. Д. внутренних, т. е. автономизировавшихся, обособившихся и освобожденных от своей внешней оболочки. После такой автономизации внутренние формы Д. могут интериоризироваться в др. формы чувственно-предметного Д. и деятельности, превращая их в разумные, свободные, в «умное делание».

Д. м. б. не только исполнительным (в широком смысле). Оно может выполнять функции знака и даже символа, т. е. изобразительные, коммуникативные функции. Для человека, усваивающего Д., оно выступает в качестве цели, а для усвоившего Д. его исполнение становится потребностью , мотивом . Т. о., «внутренняя картина», «внутренняя драматургия» Д. постоянно обогащается, что является непременным условием повышения не только его внешней эффективности, но и творческого потенциала.

Структура Д. чрезвычайно сложна. Макроанализ выделяет в нем 3 основных компонента: а) принятие решения (формирование или активацию программы); б) реализацию; в) контроль и коррекцию. Микроструктурный и микродинамический анализ позволил выделить в 1-м компоненте образ ситуации (оперативный образ ), образ Д., интегральную и дифференциальную программы, которые подпитываются памятью о прошлых Д. В компонентах реализации и контроля выделены сохраняющие свойства целого волны и кванты. Все макро- и микрокомпоненты пронизаны сетью прямых и обратных связей, представляющих собой «кровеносную систему» целого Д., обеспечивающую сложное сочетание программного и афферентационного способов его регулирования и осуществления (Н. Д. Гордеева). Сложность структуры Д. объясняет его неповторимость. Согласно Н . А . Бернштейну , упражнение - это повторение без повторения. При принятии решения наблюдается соревнование, конкуренция его консервативных свойств, определяемых новизной ситуации, целей и смыслов возникшей двигательной задачи .

На основании часто интуитивно представляемой внутренней картины Д. и его внешнего исполняющего рисунка в научной (и художественной) литературе используются многочисленные противопоставления и метафоры, сопровождающие понятия движения и Д.: мертвое, физическое, механическое, машинообразное и живое, биологическое, раскованное, творческое, свободное; внешнее и внутреннее, превращенное, психологическое, осмысленное, духовное и т. п. В психологической науке создается классификация Д. К выделенным классам относятся управляющие, исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные (в т. ч. речевые). Имеются и др. основания для классификации. Д. разделяют на: импульсивные, реактивные и осмысленные, разумные; регулярные и экстренные и т. п. Наконец, важно разделение Д. на игровые, учебные, трудовые, сценические, спортивные. Каждое из них оснащается теми или иными внешними средствами и аксессуарами и требует формирования внутренних средств и способов. См. Двигательный навык , Движения непроизвольные и произвольные , Операция , Сознательность учения . (В. П. Зинченко.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

1. Профессиональная деятельность практического психолога характеризуется особой ответственностью перед клиента­ми, обследуемыми, испытуемыми.

2. В работе с клиентами психолог руководствуется принци­пом честности и искренности.

3. Работа практического психолога направлена на достиже­ние исключительно гуманных целей, предполагающих сня­тие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого человека.

4. Психолог строит свою работу на основе безусловного ува­жения достоинства и неприкосновенности личности, со­блюдает и активно защищает основополагающие челове­ческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека

5. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в вы­боре психодиагностических и психокоррекционных ме­тодов, а также в своих выводах и рекомендациях.

6. Психолог не должен принимать участие в том, что ка­ким-то образом ограничивает человеческую свободу и развитие, физическую и психологическую неприкосно­венность. Наиболее тяжким нарушением профессиональ­ной этики является его личное содействие или непос­редственное участие в делах, наносящих вред человеку.

7. Психолог обязан информировать тех, кому он подчи­нен, а также свои профессиональные объединения о за­меченных им нарушениях прав человека другими лица­ми, о случаях негуманного обращения с людьми.

8. Психолог обязан оказывать только те услуги, для кото­рых он имеет необходимое образование и квалифика­цию.

9. В случаях вынужденного применения психодиагности­ческих или психокоррекционных (психотерапевтических) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, пси­холог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях

10. Психолог не имеет права передавать психодиагностичес­кие, психокоррекционные и психотерапевтические ме­тодики для пользования некомпетентным лицам.



11. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия про­фессионально не подготовленными людьми, предупреж­дать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

12. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обсле­дование и консультирование клиента по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-пси­хологической или судебно-психологической эксперти­зы, определенных законом

13. Данные индивидуального психологического обследова­ния психолог имеет право сообщать или передавать тре­тьим лицам лишь при согласии на это самих клиентов

14. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, админис­трации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку,

15. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распростране­ния, психологи обязаны предупреждать людей о воз­можных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетент­ным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологи­ческую помощь.

16. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб людям.

17. Психолог не может давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.

18. Если обследование ребенка или психологическое вме­шательство осуществляется по требованиям другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и др., психолог должен известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

19. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о клиентах, с которыми он работает.

20. Принцип не нанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому какой-либо вред его здоровью, состоянию или социаль­ному положению. Выполнение принципа регламентиру­ют правила отношения психолога с испытуемым, заказ­чиком и выбора адекватных методов исследования и об­щения.

21. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здо­ровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкрет­ным согласованным задачам психологического исследо­вания.

22. Правило предупреждения неадекватных действий заказ­чика относительно испытуемого. Психолог таким обра­зом формулирует свои рекомендации, организует хра­нение, использование и презентацию результатов ис­следования, чтобы исключить их. применение вне тех

задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком, чтобы не ухудшить положение испытуемо­го. Психолог информирует испытуемого о характере пе­редаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

23. Принцип компетентности психолога требует от психо­лога браться за решение только тех вопросов, по кото­рым он профессионально осведомлен и для решения ко­торых владеет практическими методами работы и наде­лен соответствующими правами и полномочиями. Выполнение принципа обеспечивается правилами, рег­ламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым и результатами исследования.

24. Правило сотрудничества психолога и заказчика обязы­вает психолога уведомить заказчика о реальных возмож­ностях психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов о пределах своей компетентности и границе своих возможностей. Психолог должен сооб­щить заказчику о принципах и правилах психологичес­кой деятельности и получить согласие заказчика руко­водствоваться ими при использовании методов и средств психологического характера.

25. Правило профессионального общения психолога и ис­пытуемого предполагает владение методами психодиаг­ностической беседы, наблюдения и воздействия на та­ком уровне, который позволял бы максимально эффек­тивно решать поставленную задачу и поддерживать \ испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворе­ния от общения с психологом, Выполнять психологичес­кую работу с больным клиентом психолог может толь­ко по согласованию с лечащим врачом или при наличии у него специализации по медицинской психологии.

26. Правило обоснованности результатов исследования обя­зывает психолога формулировать результаты исследова­ния в терминах и понятиях, принятых в психологичес­кой науке, подтверждать свои выводы предъявлением первичных материалов исследования и данными математико-статистической обработки.

27. Принцип беспристрастности психолога не допускает пред­взятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического ха­рактера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление ни производил он своим ви­дом, юридическим или социальным статусом, какое бы ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламенти­рующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.

28. Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, полученный психологом в про­цессе его работы с испытуемым на основе доверитель­ных отношений, не подлежит сознательному или слу­чайному разглашению вне согласованных условий и дол­жен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип реали­зуется в том случае, если процесс обмена психологичес­кой информацией регламентируется соответствующими правилами.

29 Правило кодирования сведений психологического харак­тера обязывает психолога на всех материалах психологи­ческого характера использовать не имена и фамилии ис­пытуемых, а их коды. Документ-дешифратор заполняет­ся в единственном экземпляре и хранится у психолога в недоступном для посторонних лиц месте.

30. Правило контролируемого хранения сведений психоло­гического характера предусматривает предварительное со­гласование с заказчиком списка лиц, получающих дос­туп к материалам, место и условия их хранения, сроки хранения и уничтожения.

31. Правило корректного использования сведений психоло­гического характера позволяет психологу достичь согла­шения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать. Не­обходимо создать условия для выполнения этого согла­шения. Сведения психологического характера об испы­туемом ни в коем случае не должны подлежать открыто­му обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

32. Принцип осведомленного согласия требует, чтобы пси­холог, заказчик и испытуемый были извещены об эти­ческих принципах и правилах психологической деятель­ности, ее целях, средствах и предполагаемых результа­тах и принимали в ней добровольное участие. Практическая психология как профессиональная деятель­ность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого, границу профессиональных возможностей психолога.

Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессио­нального долга. Профессиональный долг требует от психо­лога действия, практическая этика определяет глубину воз­действия на другого человека, а профессия диктует приня­тие ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимы­ми профессиональными средствами (Абрамова Г.С, 1997).

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на пережива­нии чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих ви­дов социальной активности, где обобщенные идеи о ценно­сти человека предельно конкретизируются и персонифици­руются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими про­фессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает, выполняя тем самым важную со­циальную задачу.

Психологическая работа - это весьма сложная и ответственная область профес­сиональной деятельности, которая может затрагивать судьбы людей (например, когда ставится медицинский или судебно-психологический диагноз).

Психолог владеет информацией, небрежное использование которой может нанести непоп­равимый вред отдельным людям, семьям, рабочим коллективам, ав­торитету профессиональной психологии.

В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации руководителям (менеджерам), предоставлять им не­обходимые данные о персонале в интересах обеспечения организакционно-управленческой работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение. Именно поэтому к психологам, как основным специалистам в области такой сложной работы, предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых по­зволяет специалисту сохранять доверие людей, выбирать верную линию поведе­ния при конфликте между нормами субординации и нравственности.

Профессионально-этические нормы - это требования, предъявляемые к уровню про­фессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфи­ческих нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным со­обществом, так и с испытуемыми (клиентами).

Рассматриваемые требования сформулированы в ряде принципов.

1. Принцип соблюдения тайны.

Этот принцип означает, что любая информа­ция, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, должностным или частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми. Из указанного правила есть исключения, о которых клиент всегда должен быть предупрежден заранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время при­ема о чем-то таком, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровья.

2. Принцип ненанесения ущерба.

Он предполагает, что психолог не должен распространять информацию и специальные психологические знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними. Психолог обязан:

Уважать личную неприкосновенность работников, их право на участие или неучастие в исследованиях, на психологическую консультацию без при­сутствия третьих лиц;

Разъяснять цели и задачи психологических исследований, порядок исполь­зования полученной информации;

Не использовать методик и процедур, оскорбляющих личное достоинство че­ловека;

Оценивать любую профессиональную ситуацию с этической точки зрения и информировать руководителей, других лиц об этических требо­ваниях, предъявляемых к ней и собственной этической позиции;

Предоставлять испытуемому результаты психологического обследования в форме, доступной для его понимания.

3. Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов.

Данный принцип требует, чтобы методы и средства, при­меняемые психологом, были валидными и надежными, т.е. давали такие результаты, которым можно вполне доверять. Психолог должен использовать методы и техники, механизм действия которых он ясно понимает, считает достаточно осво­енными и предвидит последствия их применения. Выводы, которые делает пси­холог, должны вытекать из результатов самого обследования, а не зависеть от субъективных установок тех, кто его проводит или пользуется его итогами.

4. Принцип комплексной диагностики и психологической помощи.

Этот принцип предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства. В ходе оказания психологической помощи должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психо­логу-консультанту ситуацию. В определении факторов, которые обусловливают возможность позитивных изменений, должен преобладать комплексный подход, учитывающий возможность реализации данных факторов в системе профессио­нальных действий как самого психолога, так и других должностных лиц, специалистов и окружения клиента.

5. Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности.

Психо­лог создает такие условия, при которых обратившийся за помощью работник (клиент) чувствует себя спокойно и комфортно во время приема. Необходимо принимать людей такими, какие они есть. Ради создания атмосферы доверия, спо­собствующей более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений. Что бы ни говорил человек - все достойно доб­рожелательного внимания.

Этот принцип предполагает, что ре­комендации психолога обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Они должны быть выполнимыми как для самого человека, так и для должностных лиц, имеющих отношение к решению конкретной задачи. Эф­фективность рекомендаций предполагает их конкретность, учет компетентности и компетенции тех лиц, которым они адресуются.

7. Принцип рефлексии профессиональных ограничений.

Психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности, четко пред­ставлять пределы своих возможностей в решении стоящих задач, применять толь­ко проверенные и освоенные методы работы, прогнозировать последствия своих действий, сводить к минимуму риск непреднамеренного отрицательного воздей­ствия на людей.

Должностным лицам, получившим психологическую информацию от психо­лога, необходимо воздерживаться от применения административных мер без тща­тельного и всестороннего анализа и учета полученных сведений и возможных последствий применяемых воздействий.

В интересах клиента психолог должен активно сотрудничать с врачами, юристами, должностными лицами службы управления персоналом. Он уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному осуществлению мероприятий психологической работы. Нарушение психологом этических норм и принципов работы несовместимо с исполнением обязанностей им по занимаемой должности.

I. В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

1. Руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством Российской Федерации, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования РФ и региональных департаментов образования, Положением о психологической службе образования.

2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики вопросов, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.

3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.

6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям. Оказывать необходимую и возможную помощь детям и их родителям (замещающим их лицам) в решении их проблем.

7. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п.7 настоящего документа.

8. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.

II. Ответственность работника службы социально-психологической помощи:

1. Психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.

III. В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

1. Самостоятельно определять приоритетное направление работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательного учреждения и т. п.

2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов деятельности.

3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

4. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

5. Знакомиться с необходимой документацией.

6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.

7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии (оставление на второй год, перевод в другую школу и т.п.) психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценки их эффективности.

9. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей.

10. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях.

11. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, выступлений и пр.

12. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.

13. Обращаться в случае необходимости через руководство службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).

Повышенная доверчивость несовершеннолетних, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, нередко приводит к тому, что они часто становятся жертвами различных преступлений, а отсутствие жизненного опыта, в свою очередь, делает детей более уязвимыми перед рядом иных факторов внешней угрозы. При работе с детьми, ставшими невольными заложниками подобных стрессовых ситуаций, основополагающей является помощь педагога-психолога, который, находясь в тесном контакте с детьми, имеет возможность раньше остальных заметить неладное как в физическом, так и в психологическом самочувствии детей, и предпринять все необходимые меры для устранения проблемы. Поэтому очень важно специалисту в работе с детьми установить доверительные отношения, искренне сопереживать, но не жалеть, а также приложить немало сил и проявить терпение.

Ведь работа педагога-психолога заключается в том, чтобы слушать, слышать, понимать…

Право на детство – одно из самых охраняемых прав не только в России, но и во всем остальном мире, соблюдение которого призваны оберегать как органы правопорядка, так и представители социальных структур. В данном случае речь идет о детском педагоге-психологе, без работы которого сегодня немыслимо ни одно из расследований преступлений «против детства», .

В этой статье мы расскажем о значимости, целях и смысле работы педагога-психолога на следственных действиях с несовершеннолетними потерпевшими и свидетелями, а также опишем в деталях процесс взаимодействия специалиста с ребенком, родителем и следователем.

На всех этапах следственных действий важно уделять внимание обеспечению интересов ребенка. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.

Чтобы наилучшим образом обеспечить защиту прав несовершеннолетнего с 1 января 2015 года в статью 191 УПК РФ (Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля) были внесены изменения и дополнения в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 432-Ф3.

«1. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» .

Таким образом, участие педагога-психолога в следственных действиях (на допросах, опросах, опознаниях, очных ставках, опросах на месте, в судах) обусловлено законом Российской Федерации.

«Педагог-психолог участвует в следственных действиях как Специалист.

Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом (УПК РФ, ст.58), для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

Специалист осуществляет меры, облегчающие дачу детьми свидетельских показаний или представление иных доказательств, путем налаживания процесса общения и разъяснения ребенку процесса и процедур расследования.

Вызов специалиста и порядок его участия в уголовном судопроизводстве определяются статьями 168 и 270 настоящего УПК.

Специалист вправе:

  1. отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;
  2. задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда;
  3. знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол;
  4. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.

Специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования специалист несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации» .

Педагог-психолог должен обратить внимание следователя на те психологические особенности допрашиваемого, которые могут обусловить трудности в получении показаний, а также предоставить следователю информацию о типичных особенностях восприятия, памяти, мышления несовершеннолетних потерпевших или свидетелей определенного возраста, которая будет способствовать дальнейшему правильному выбору следователем тактических приемов допроса.

Профессиональная деятельность специалиста-психолога на следственных действиях направлена, с одной стороны, на обеспечение психологической защищенности потерпевшего или свидетеля как лица, оказавшегося в чрезвычайно сложной жизненной ситуации, а с другой – на помощь следователю в устранении эмоциональных и когнитивных барьеров в ходе его взаимодействия с несовершеннолетним и законным представителем несовершеннолетнего.

Работая на следственных действиях с потерпевшими и свидетелями педагог-психолог, должен стараться выполнять следующие функции:
Организация времени и безопасного пространства.

В основном эта функция принадлежит следователю, так как обычно следователь предоставляет помещение. Педагогу-психологу в данном случае следует сообщить следователю, что желательно исключить присутствие посторонних лиц в помещении во время допроса, так как это будет усиливать эмоциональное напряжение несовершеннолетнего. Если допрос проходит в незнакомом несовершеннолетнему месте, то необходимо дать ребенку время освоиться в новом пространстве, осмотреться, выбрать удобное для себя место. Такая возможность позволит ребенку почувствовать себя комфортно и расслаблено. Вдобавок важно определиться со временем, когда будет проходить следственное действие. Допрос несовершеннолетнего должен быть произведен как можно раньше после восприятия обстоятельств, связанных с событием преступления. Также при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей и их распорядок дня, рекомендуется назначать следственные действия в такое время, которое бы соответствовало периоду активного бодрствования ребенка.

Если педагог-психолог присутствует на опознании, важно сообщить следователю о важности проведения данного следственного действия в помещении, где имеется зеркало А. Гезелла. Это позволит уменьшить травмирующее воздействие данного мероприятия на психологическое состояние несовершеннолетнего.

Обеспечение связи между участниками допроса.

Данная функция предполагает, переформулирование вопросов следователя в более понятную для несовершеннолетнего форму, в случае, если он не понял вопроса. При формулировании вопросов необходимо избегать сложных конструкций, специальных терминов и пр. Вместо местоимений (он, они, там и тут и пр.) рекомендуется использовать имена собственные и конкретные названия мест (в ванной, в парадной, на … этаже и пр.). Вопросы желательно задавать не более одного за раз, а также между вопросами делать паузы, чтобы несовершеннолетний мог подумать, сформулировать свою мысль и ответить. Если задавать по несколько вопросов сразу, то ребенок может запутаться, на какой вопрос отвечать. При допросе по поводу сексуального насилия нужно определить вместе с ребенком, как он называет различные части тела, включая половые органы, и в дальнейшем в вопросах надо использовать его обозначения.

Эмоциональная поддержка несовершеннолетнего, его родителей и, в случае, если это необходимо, следователя в процессе следственных действий.

В процессе следственных действий важно поддерживать несовершеннолетнего и его родителей, проявлять терпение и понимание. Уважительно относиться к тому темпу, в котором ребенок рассказывает о случившемся с ним, не торопить его, быть эмоционально включенным, проявлять эмпатию. Важно оказывать помощь родителям в отреагировании чувств, которые они проявляют в процессе допроса их детей. А также в случае необходимости при взаимодействии со следователем оказывать ему поддержку в преодолении неуверенности и смущения, возникающих в процессе следственного действия с несовершеннолетним.

Наблюдение за психоэмоциональным состоянием несовершеннолетнего в процессе допроса.

Наблюдая за психоэмоциональным состоянием ребенка, важно своевременно сообщать следователю о том, что состояние несовершеннолетнего ухудшилось. Поэтому желательно сделать перерыв или в ситуации, когда эмоциональное состояние ребенка не позволяет продолжать допрос, необходимо сообщить следователю о том, что желательно остановить и перенести следственное мероприятие на другой день.

Выполняя свои функции на следственных действиях, педагог-психолог работает по нескольким направлениям:

Психологическая работа со следователем.

Следователь является лицом, которое руководит процессом следственного действия. Контакт со следователем очень важен для того, чтобы следственные действия прошли эффективно и с наименьшей «нагрузкой» на ребенка. Поэтому, перед началом допроса, психологу необходимо, установить контакт со следователем, прояснить цель и план его работы с несовершеннолетним, уточнить, имеются ли у следователя как-либо трудности в общении с ребенком. При необходимости, специалист может переформулировать вопросы следователя, задаваемые ребенку, в более понятную для несовершеннолетнего форму, в случае, если он не понял вопрос. Или помочь следователю и ребенку в назывании интимных подробностей, это касается допросов, где несовершеннолетние пострадали от сексуального насилия или иных действий сексуального характера.
Психологическая работа с родителями (законными представителями), присутствующими на следственных действиях.

Перед началом следственных действий педагогу-психологу необходимо установить контакт с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, участвующего в допросе. Следует рассказать родителям о том, как важно поддерживать своего ребенка, быть для него опорой во время следственных действий, в стрессовой для него ситуации. Нельзя допустить, чтобы родитель давил на своего ребенка, торопил его или отчитывал за произошедшее с ним, иначе, это только усилит эмоциональное напряжение несовершеннолетнего. Для того, чтобы родитель смог стать дополнительным ресурсом для своего ребенка и смог принять его сторону, ему самому необходимо быть собранным и эмоционально устойчивым. Поэтому важно отражать те чувства, которые испытывает родитель. Это могут быть такие чувства как, страх, гнев, тревога, сильное волнение.

Психологическая работа в процессе следственных действий с несовершеннолетними.

Самое важное в работе педагога-психолога на следственных действиях – поддержка и оказание психологической помощи несовершеннолетнему потерпевшему или свидетелю. Поэтому необходимо установить контакт с несовершеннолетним и подготовить ребенка к следственным действиям. Важно оказывать ему психологическую поддержку на протяжении всего времени, пока длится допрос, отслеживать его эмоциональное состояние и создать, насколько это будет возможным, наиболее комфортные условия. Например, ребенку дошкольного и младшего школьного возраста предложить лист бумаги, карандаши или игрушку, таким образом, несовершеннолетний сможет снять напряжение, возникшее с необходимостью погружаться в травмирующие для него воспоминания во время допроса. Для несовершеннолетнего более старшего возраста, предметом, помогающим снять эмоциональное напряжение, может стать мячик, который можно вертеть или сжимать в руках.

Рассмотрим работу педагога-психолога с несовершеннолетним потерпевшим и свидетелем поэтапно:

Установление контакта – это самая важная часть работы педагога-психолога, поскольку является основой для успешного взаимодействия и эффективной помощи несовершеннолетнему. Еще перед началом следственного действия важно сразу обратить на ребенка свое внимание, поздороваться, представиться самому и спросить имя ребёнка. Необходимо объяснить несовершеннолетнему, что психолог нужен для того, чтобы поддержать его в трудную минуту, помочь, если вдруг ему будет тяжело о чем-то говорить или если он почувствует себя плохо.

Заинтересованная беседа . После установления контакта, желательно продолжить беседу с ребёнком на отвлеченные темы. Например, можно спросить несовершеннолетнего о его друзьях, увлечениях, интересах, об успехах в школе. Но если известно, что ребенок плохо учиться или конфликтует с учителями, то тему школы лучше не затрагивать.

Подготовительный этап. Знание о том, что будет происходить на допросе, может несколько снизить тревогу несовершеннолетнего. Поэтому подготовку к следственному действию можно начать с вопроса: «Ты знаешь, почему ты здесь находишься?». Если ребенок не знает или не понимает, для чего его пригласили, то нужно объяснить, что будет происходить на допросе, и о чем его будут спрашивать. Если ребенок знает, что ему предстоит рассказать о неприятных событиях, то необходимо поддержать его, постараться снизить его тревогу и объяснить, что его показания, возможно, помогут наказать преступника.

В том случае, если тревога ребенка велика, то необходимо отразить его состояние, например: «Ты стесняешься…», «Ты переживаешь…», затем поддержать, сказав ему: «Я вижу, что ты волнуешься, тебе тяжело, но вместе мы постараемся справиться». Если специалисту удалось установить доверительный контакт, и подготовить несовершеннолетнего к следственным действиям, то, чаще всего, дети сами начинают рассказывать о случившемся, а также говорить педагогу-психологу о своем самочувствии и трудностях, которые могли у них возникнуть при рассказе. Случается, что ребенок не может подобрать подходящие слова для ответа на вопрос, тогда психолог может ему помочь.

После доверительной беседы и подготовки несовершеннолетнего к следственным действиям можно спросить, готов ли он отвечать на вопросы и после этого приступать к самому допросу.

Пример мотивационной беседы, состоявшейся между психологом и потерпевшим .

Беседа проходила перед допросом несовершеннолетнего в кабинете следователя. Имена участников беседы изменены.

В допросе участвовал мальчик «Сережа», 7 лет, в качестве законного представителя выступал его отец «Борис Иванович», а также педагог-психолог «Светлана Павловна».

Описание случая:

Сережа неоднократно подвергался развратным действием со стороны соседа по коммунальной квартире. Мама мальчика, застав их соседа в своей комнате, и выяснив у мальчика подробности произошедшего, обратилась в полицию.

На момент вызова педагога-психолога в следственный отдел, Сережа и его папа уже давно ожидали начала следственного действия. Следователь ввел психолога в курс дела, пояснив, что мальчик готов дать показания, но очень переживает, что не может рассказать на камеру интимные подробности случившегося, т.к. ему очень стыдно и страшно. Папа мальчика сам предложил психологу поговорить с Сережей наедине, предположив, что тот стесняется отца. Допрос несовершеннолетнего под видео никак не начинался по техническим причинам. Поэтому у психолога было достаточно времени для общения с ребенком:

Психолог: Здравствуй. Меня зовут Светлана Павловна и я психолог. Я буду участвовать с тобой в допросе. И буду тебе помогать, и поддерживать тебя, если это тебе потребуется. А как тебя зовут?

Сережа: Сережа.

Психолог: Ты давно уже здесь?

Сережа: С самого утра.

Психолог: Ты, наверное, устал?

Сережа: Очень устал.

Психолог: Как ты себя чувствуешь?

Сережа: Нормально.

Психолог: Если ты захочешь порисовать, то здесь есть цветные карандаши и бумага.

Сережа: Угу. Я потом.

Психолог: Сережа, ты знаешь, зачем ты здесь?

Сережа: Да.

Психолог: Хорошо. Сейчас следователь будет задавать тебе вопросы, возможно, что некоторые из них тебе будут неприятны, но нам очень важно, чтобы ты ответил на них очень подробно. Если ты не поймешь вопроса, то можешь сказать об этом нам, и мы сформулируем его по-другому. Если во время допроса ты почувствуешь себя плохо, то также скажи об этом, и мы сможем сделать перерыв.

Сережа: Хорошо.

Психолог: Сережа, я вижу, что ты играешь с бумагой, а что ты делаешь?

Сережа: Просто держу в руках.

Психолог: Тебе так спокойнее?

Сережа: Да.

Психолог: А что тебя беспокоит прямо сейчас?

Сережа: Я боюсь.

Психолог: Боишься? Чего ты боишься?

Сережа: Я боюсь говорить…на камеру боюсь говорить…

Психолог: Ты боишься все рассказать на камеру?

Сережа: Нет, рассказывать на камеру не боюсь... не могу… не знаю, как сказать… что делал дядя Коля…

Психолог: Ты боишься назвать действия, которые делал дядя Коля?

Сережа: Да (опустил голову).

Психолог: Тебе неприятно вспоминать об этом?

Сережа: Да.

Психолог: Тебе сейчас стыдно?

Сережа: Да.

Психолог: Сережа, я хочу, чтобы ты знал, что в том, что с тобой произошло, нет твоей вины, и мы, все кто сейчас находится рядом с тобой, полностью на твоей стороне. Я понимаю, что тебе сейчас стыдно и страшно, но я постараюсь помочь тебе. Давай вместе попробуем придумать способ, как можно рассказать следователю о случившемся с тобой?

Сережа: Давайте.

Психолог: Смотри, у нас есть карандаши и бумага. Может, тебе было бы удобнее нарисовать то, что делал дядя Коля?

Сережа взял бумагу и карандаши, начал что-то рисовать.

Психолог: А еще ты можешь своими словами описывать то, что с тобой произошло. И называть все части тела так, как ты знаешь или как тебе удобно. Ты можешь даже использовать слова, которые тебе кажутся неприличными.

Сережа молча, что-то рисует.

Допрос все не начинается и психолог, сидя неподалеку от рисующего мальчика, не отвлекает его разговорами. Через какое-то время, мальчик поднимает голову и откладывает в сторону лист бумаги.

Сережа: Я знаю, как сказать мне трудные слова.

Психолог: И как же?

Сережа: Я закрою глаза и заткну уши. Вот так (затыкает уши указательными пальцами). И все скажу. Быстро.

Психолог: Сережа, какой ты молодец. Ты смог найти выход из трудной для тебя ситуации. Тебе было нелегко. Но ты справился. Преодолел страх и стыд и придумал такое хорошее решение.

Таким образом, затянувшееся ожидание перед допросом, дало психологу возможность для установления контакта и неторопливой беседы с ребенком, позволила мальчику и остальным участникам следственного действия успешно завершить допрос.

Поддержка в ходе следственного действия . В процессе всего следственного действия важно поддерживать несовершеннолетнего, проявлять терпение и понимание. В ходе допроса необходимо продолжать отражать чувства несовершеннолетнего, отслеживать его эмоциональное состояние, поддерживать и хвалить его: «Ты молодец», «Тебе было тяжело, но ты справился», «У тебя все получается» и т.п. Необходимо поощрять рассказ ребенка, т.к. он может замолчать и закрыться. В случае если ребенок пострадал от жестокого обращения или сексуального насилия важно сказать несовершеннолетнему: «В том, что произошло, нет твоей вины…», «На тот момент ты сделал все, что от тебя зависело…».

Таким образом, педагог-психолог на следственных действиях может являться опорой и поддержкой для несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, но главное для специалиста это предотвращение у несовершеннолетнего вторичной травматизации, которая может возникнуть в ходе следственных действий.

«Созданные комфортные и отвечающие потребностям несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля условия во время проведения следственных действий в сочетании с адекватной возрасту и уровню развития ребенка тактикой допроса, способствуют, с одной стороны, снижению рисков повторной травматизации ребенка в процессе работы, а с другой - повышению эффективности следственных действий (чем ниже уровень эмоционального дискомфорта, переживаемого ребенком, тем выше вероятность того, что ребенок в процессе допроса даст четкие и адекватные показания)» .

Список литературы:

  1. Методические рекомендации по организации и ведению допроса несовершеннолетних в специализированном помещении на этапе следствия. – СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи Детям», 2014. - 66 с.
  2. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: учебное пособие / под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011. - 384 с.
  3. Организация работы учреждения по оказанию помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия. На примере Службы межведомственного взаимодействия СПб ГБУ социальный приют для детей «Транзит». Методические материалы / под ред. М.П. Рябко, Е.В. Копосовой. – 2-е. изд., испр. и доп. – СПб.: СПб ГБУ Городской информационно-методический центр «Семья», 2015.- 172 с.
  4. Психолог – помощник следователя. Работа психолога на следственных действиях с детьми, пострадавшими от сексуального насилия и иных действий сексуального характера; Психологическая реабилитация потерпевших несовершеннолетних и членов их семей (методическое пособие). – СПб.: Изд-во «Лема», 2015. - 150 с.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) http://www.base.consultant.ru/cons. (дата обращения 06.03.2016)
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российский Федерации (УК РФ) от 18.12.2001 № 174-Ф3 http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения 06.03.2016)