Опрос, как метод социологического исследования. Методы социологического исследования

Метод опроса в социологических исследованиях занимает осо­бое положение и является наиболее авторитетным и популярным, так как имеет ряд весьма существенных преимуществ по сравне­нию с методами наблюдения и анализа документов.

Метод опроса изобретен не социологами. Во всех отраслях зна­ния, где исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода (анамне­стические опросы врача при приеме больного, опрос свидетелей какого-либо криминального происшествия следователем, интер­вью, проведенное журналистом для получения интересующей его информации, и др.).

Метод опроса широко практиковался в отечественной социо­логии еще в 1920-е годы. В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что он является наиболее распространенным и информативным, но не универсальным. Грамотное его использо­вание требует от исследователя выяснения, насколько он соответ­ствует тем задачам, которые предполагается решать. Другими сло­вами, нагрузка на опрос по сбору первичной информации в каж­дом конкретном исследовании может быть различной.

Опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-пси­хологического взаимодействия между исследователем и опраши­ваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использова­нии источником социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых соци­альных процессов и явлений.

Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики. С помощью этого мето­да можно получить информацию о любых проблемах в жизни со­временного общества. Познавательные возможности его практи­чески безграничны, а огромное преимущество состоит в результа­тивности опроса большого количества людей в максимально ко­роткие сроки.

Различают две основные разновидности метода опроса: анке­тирование, когда его проведение опосредовано применением ан­кеты, и интервьюирование, когда оно носит характер непосред­ственного общения социолога с респондентом.

Анкетирование – это метод получения первичной социоло­гической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Анкетирова­ние является наиболее распространенным в практике приклад­ной социологии видом опроса. Виды анкетирования многооб­разны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками.

В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное.

Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генераль­ной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборка. Имен­но этот вид анкетирования является наиболее распространенным.


В зависимости от способа общения исследователя с респонден­том различают личное и заочное анкетирование.

Личное анкетирование предусматривает непосредственный кон­такт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии. Этот способ анкетирования имеет два преимуще­ства – во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых позволяет контролировать правильность их заполнения. Лич­ный опрос может носить групповой и индивидуальный характер. Заочное анкетирование характеризуется тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя.

По способу вручения анкет респондентам различают почтовое, прессовое и раздаточное анкетирование.

Почтовое анкетирование сводится к тому, что анкеты рассыла­ются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Пре­имущества его заключаются в простоте распространения анкет, возможности получения значительной выборки, возможности при­влечь к опросу одновременно большое количество людей, прожи­вающих в различных регионах и труднодоступных районах. Недо­статком почтового анкетирования является низкий процент воз­врата анкет, искажение намеченной выборки и отсутствие уверен­ности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно. Существует методика повышения процента возврата анкет, заключающаяся в психологически грамотном обращении к респондентам, вложении конверта с написанием обратного адреса, рассылкой напомина­ний о необходимости возврата заполненной анкеты и др.

Прессовое анкетирование – это вид анкетирования, при кото­ром анкеты публикуются в печати. Данный вид анкетирования ха­рактеризуется также низким процентом возврата анкет и практи­чески исключает возможности исследователя влиять на формиро­вание выборочной совокупности.

Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту. Преимущества его состоят в личном контакте исследователя с респондентом, который повышает заинтересован­ность последнего в исследовании, дает возможность проконсуль­тировать респондента о правилах заполнения анкеты, оценить со­ответствие респондента намеченной выборке. Недостатки разда­точного анкетирования заключаются в сравнительно низком про­центе возврата анкет (хотя и более высоком, чем при почтовом опросе), в отсутствии уверенности в том, что анкеты заполнялись респондентом самостоятельно.

Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотно­го построения и содержания анкеты.

Построение анкеты. Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую («паспортичку»).

Вводная часть представляет собой обращение к респондентам с указанием названия учреждения, проводящего исследование, за­дач исследования, роли респондента в решении поставленных за­дач, заверения в полной анонимности ответов респондента, спо­соба возврата заполненных анкет и правил заполнения анкеты.

Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые используются для решения поставленных в исследовании задач. Разработка ее наиболее сложна и ответственна и начинается все­гда с простых вопросов, предназначенных для того, чтобы заинте­ресовать респондентов и помочь им включиться в работу. Затем следуют вопросы, направленные на решение главных задач ис­следования и касающиеся, как правило, мотивов, мнений и оце­нок. В конце используются вопросы, которые детализируют ответы на предыдущие, а также контрольные и наиболее интимные воп­росы, требующие индивидуального мнения респондентов.

Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определя­ющих социальную характеристику респондента, пол, возраст, об­разование, род занятий, спортивную квалификацию и т.д. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста в заполнении. Назначение ее состоит в том, чтобы способствовать, во-первых, качествен­ному анализу собранной информации и, во-вторых, опреде­лению репрезентативности полученного материала.

При конструировании анкеты применяются следующие виды вопросов, различающиеся по форме: открытые, закрытые, полу­закрытые и шкальные.

Открытые вопросы – это вопросы, формулировка которых предполагает ответ респондента в свободной форме.

Например: «Назовите вид спорта, которым Вы хотели бы зани­маться»

(напишите, пожалуйста)_______________

Формулировка в данном случае не ограничивает человека, от­вечающего на вопрос, какими-либо рамками, и он может выска­зать все, что думает, в любой форме, во всей полноте и до мель­чайших подробностей. Именно поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать очень богатую по содержанию информа­цию. В конце вопроса (в скобках) приводится напоминание рес­понденту о том, что ответ он должен дать в письменном виде.

К недостаткам открытых вопросов относятся: во-первых, возможность ответов, не имеющих прямого отношения к теме; во-вторых, вероятность пространных ответов; в-третьих, слож­ность последующей обработки таких свободных ответов. В связи с этим не рекомендуется в анкете использовать большое количество открытых вопросов.

Закрытые вопросы предполагают варианты ответов и предоставляют респондентам возможность выбора одного или нескольких возможных ответов.

Простейшим видом закрытого вопроса является «да-нет» - вопрос. Специфика его заключается в неуравновешенной формулировке, т.е. в формулировке, где присутствует один из возможных вариантов, что способствует выбору его респондентом. Употребление этого вопроса часто сомнительно в методическом отношении, особенно при изучении знаний, умений и остановок. Так, например, вопросы «нравится ли Вам…?», «хотели бы Вы…?», «любите ли Вы…?» вызывают несомненное смещение ответов в положительном направлении. По этой причине рекомендуется их употреблять только в тех случаях, когда сомнения в однозначном выборе ответа отсутствуют. Например: «Были ли Вы в этом году на стадионе?», «Выписываете ли Вы спортивные газеты и журналы?».

Альтернативный вопрос отличается от «да-нет» - вопроса такой важной характеристикой, как уравновешенность формулировки. Уравновешенность альтернатив в формулировке вопроса делает смещение ответов гораздо меньшим, и предлагаемые варианты ответов носят взаимоисключающий характер. На такой вопрос можно выбрать лишь один вариант ответа.

Например: «Как часто Вы посещаете стадион?»

Очень часто (каждый день)

Часто (2 – 3 раза в неделю)

Не очень часто (3 – 4 раза в месяц)

Редко (1 – 2 раза в месяц)

Очень редко (еще реже)

Другой разновидностью закрытых вопросов является вопрос-меню, в котором респонденту предлагается право выбора нескольких ответов (количество выбранных ответов обязательно оговаривается).

Например: «Что Вас привлекает в тренерской работе?» (отметьте не более трех ответов):

общение с людьми;

процесс передачи знаний;

разнообразие деятельности;

отсутствие регламентированного рабочего дня;

эмоциональность, творчество;

возможность подготовить высококвалифицированного спортсмена;

возможность профессионального роста;

хороший заработок;

частые поездки на соревнования и сборы;

длительный отпуск и т.д.

Игнорирование различий между альтернативными вопросами и вопросами-меню приводит к неправильному их употреблению. Исследователь считает вопрос альтернативным, а возможные ва­рианты ответов не исключают друг друга. В результате задается воп­рос-меню, и опрашиваемые дают не один, а несколько ответов. Собранная информация не соответствует проблематике. Необхо­димые данные, как оказывается, не получены.

Шкальный вопрос предполагает, что респондент должен отме­тить интенсивность какого-либо явления или мнения, и чаще все­го требует выражения ответа в баллах или процентах. Например: «Насколько важно для Вас, чтобы работа была разнообразной?» 12345678910

совсем очень

неважно важно важно

Формулировка закрытых вопросов требует особой тщательнос­ти и должна включать полный перечень возможных ответов. По­скольку есть вероятность того, что не все возможные варианты ответов будут учтены при составлении закрытого вопроса, реко­мендуется чаще использовать полузакрытые вопросы, когда в пе­речне ответов есть позиции «другое» или «что еще».

Например: «Есть ли у Вас спортивный инвентарь? (подчерк­ните)»

велосипед;

эспандер;

туристическое снаряжение;

ракетки (теннисные, бадминтонные);

Ответы на приведенные вопросы имеют линейную форму рас­положения. Наряду с ней в анкетах часто используется и таблич­ная форма ответов на закрытые и полузакрытые вопросы.

Например: «Как Вы считаете - может ли человек изменить себя с помощью занятий физической культурой и спортом?»

Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явле­ний действительности и т. п. Такие прямые вопросы часто остают­ся без ответа или содержат неточную информацию. В таких случаях рекомендуется использовать косвенные вопросы. Респонденту пред­лагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его лич­ных качеств или обстоятельств его деятельности. Например: «Не­которые спортсмены считают, что объем физической подготовки должен быть сведен до минимума. А как думаете Вы?» или «Со­гласны ли Вы с утверждением, что...?»

№ п/п Характеристика изменений Варианты ответов
фигура да, нет, не знаю
устойчивость к болезням да, нет, не знаю
болевая чувствительность да, нет, не знаю
чувство усталости да, нет, не знаю
черты характера да, нет, не знаю
темперамент да, нет, не знаю
привычки, связанные с личной гигиеной да, нет, не знаю
привычки, связанные с отдыхом да, нет, не знаю
что еще? да, нет, не знаю

Открытые и закрытые вопросы имеют свои положительные и отрицательные стороны. При выборе типа вопроса исследователи обычно руководствуются следующими категориями: экономич­ность, надежность и достоверность.

В методической литературе преобладает точка зрения, что при­менение закрытых вопросов более экономично, так как требует меньших затрат при обработке. Но иногда для того чтобы составить перечень возможных вариантов ответов, необходимо провести боль­шую предварительную работу, без чего социологическое исследо­вание будет иметь низкий методический уровень.

Мнение о более высокой надежности закрытых вопросов также нельзя принять безоговорочно, так как при наличии хорошо обу­ченных кодировщиков устойчивость информации, полученной в ответ на открытые вопросы, достаточно высока.

Основным критерием применения того или иного вопроса яв­ляется достоверность. Респонденты охотно отвечают на открытые вопросы в том случае, когда имеют развитую систему представле­ний по теме вопроса и считают себя в ней компетентными. Если же предмет опроса им мало знаком или непривычен, сложен для анализа, то респонденты уклоняются от ответов либо дают нео­пределенный ответ, либо отвечают не по существу. В этом случае, применяя открытый вопрос, исследователь рискует не получить содержательной информации и сможет лишь выяснить, что по данному вопросу опрошенные не имеют сформировавшегося мнения. В то же время, используя закрытую форму вопроса, исследо­ватель помогает респонденту сориентироваться в предмете разго­вора и выразить свое отношение к проблеме через предложенный набор возможных суждений или оценок.

Кроме различий по форме, вопросы различаются также и по функциям. Выделяют содержательные, контрольные, функциональ­но-психологические и вопросы-фильтры (рис. 1).

Рис. 1. Классификация вопросов анкеты

К контрольным вопросам исследователь прибегает тогда, ког­да возникает необходимость в проверке искренности ответов рес­пондентов. Их назначение - проверка достоверности данных. Они могут ставиться и перед, и после основных вопросов и заключа­ются как правило, в употреблении одного и того же вопроса в различной формулировке или использовании косвенной формы вопроса. Например, сначала можно спросить респондента, на­сколько он доволен своей работой. Через несколько вопросов за­дается первый контрольный вопрос: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?», затем второй: «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на пре­жнее место работы?» Сопоставление ответов на эти вопросы дает информацию об искренности опрашиваемого. В случае противо­речия в ответах такие результаты бракуются либо подлежат до­полнительному изучению с целью получения адекватной инфор­мации.

Функционально-психологические вопросы используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а так­же для снятия установок, возникающих у респондентов. Если пос­ле ряда вопросов, связанных со служебной деятельностью, рес­понденту без всякой видимой связи задаются вопросы об отноше­ниях в семье, то это вызывает недоумение у отвечающего. Для из­бежания такой ситуации можно использовать следующий функци­онально-психологический вопрос: «После работы Вы возвращае­тесь домой. Дома Вас ждут жена и дети. Любите ли Вы находиться у себя дома?» После такого вопроса интерес к семье со стороны исследователя вполне обоснован, вопросы не вызывают неудоволь­ствия и опрашиваемый охотно отвечает на них.

Прежде чем задать респонденту содержательный вопрос, целе­сообразно выяснить, относится ли он к той группе людей, для которых предназначен этот вопрос. Для этой цели в анкете исполь­зуются вопросы-фильтры. Так, например, прежде чем выяснять у респондента, как он оценивает работу стадиона, нужно уточнить: ходит ли он на стадион, как часто и на какие мероприятия. Если не использовать в данном примере вопросы-фильтры, то количество некомпетентных ответов скажется на достоверности получен­ной информации.

Характеристика анкеты будет неполной, если не сказать о вре­мени, необходимом для заполнения анкеты. Время заполнения анкеты зависит от сложности вопросов и их количества. При воз­можности необходимо добиваться того, чтобы вопросы были сфор­мулированы просто и понятно. Количество вопросов тоже должно быть в пределах разумного. Практика показывает, что время запол­нения анкеты должно быть в пределах 45+10 минут.

Необходимо также отметить, что внешний вид анкеты должен быть аккуратным. Анкету нужно отпечатать на хорошей бумаге, четким, достаточно крупным шрифтом. Тексты вопросов и ответов должны иметь разный шрифт. При необходимости вопрос должен содержать пояснения при использовании терминов или слов, име­ющих двойной смысл, а также пояснения по технике заполнения.

При печати или наборе текста анкеты нельзя допускать разрыва вопроса (т.е. переносить его со страницы на страницу). Это затруд­няет восприятие респондентом его целостности, что приводит к смещению ответов. Необходимо помнить, что смысловые и конт­рольные вопросы нельзя ставить в анкете рядом и они должны быть сформулированы так, чтобы респонденту не навязывалось мнение социолога. Формулировка вопросов не должна задевать са­молюбия респондентов и вызывать у них отрицательные эмоции.

Интервью является менее распространенным методом опроса, применение которого имеет свои достоинства и недостатки.

Главное различие между анкетированием и интервьюировани­ем состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. Если при анкетировании их общение опосредуется анкетой, то при ин­тервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопро­сы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

Участие интервьюера позволяет максимально приспособить воп­росы бланка-интервью к возможностям отвечающего, а в случае непонимания смысла вопроса или других затруднений тактично прийти ему на помощь, что существенно снижает количество не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Существенными же недостатками данного метода являются боль­шие временные затраты (по сравнению с анкетированием) на проведение интервьюирования и возможности субъективного влия­ния интервьюера на результаты опроса (эффект интервьюера).

В прикладной социологии различают три вида интервью: фор­мализованное, фокусированное и свободное.

Формализованное (стандартизированное) интервью - самая рас­пространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано де­тально разработанным вопросником и инструкцией, предназна­ченной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопро­сов и их последовательности. Обычно в беседе преобладают закры­тые вопросы, что позволяет свести к минимуму влияние интер­вьюера на результаты опроса. Способ фиксации ответов также стан­дартен и предусмотрен инструкцией.

Фокусированное интервью используется, как правило, при сбо­ре мнений и оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий и причин. Респондент при этом уже заранее зна­комится с предметом беседы (читает книгу или статью, участвует в работе семинара по данной проблеме и пр.). Вопросы подготав­ливаются заранее, их перечень обязателен, но последовательность и формулировка могут корректироваться.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса используется, как прави­ло, при определении проблемы исследования, уточнении ее кон­кретного содержания и др. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Направление беседы, ее структура, последовательность вопросов, их формулировка зависят только от интервьюера, его представлений о предмете обсуждения и профессиональной под­готовки.

Для проведения контроля качества работы интервьюера приме­няют выборочное повторное посещение респондентов, при котором спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое про­извел интервьюер. По результатам проверки осуществляется выб­раковка ненадежных бланков-интервью. Другим способом контро­ля может быть почтовая анкета, которая рассылается респонден­там, участвовавшим в опросе. В такой анкете присутствуют вопро­сы, подобные тем, которые задают контролеры-интервьюеры.

В последнее время в крупных городах с высоким уровнем теле­фонизации применяется телефонное интервью. Его основным до­стоинством является оперативность и низкая стоимость. Телефон­ное интервью обладает наивысшими возможностями в устранении эффекта «третьих лиц». Влияние интервьюера на ответы респон­дента в телефонном интервью ниже, чем при опосредованном об­щении. Оптимальная продолжительность телефонного интервью – 10 – 15 минут. Вопросы, по возможности, не должны быть длин­ными и содержать большое количество альтернатив в ответах.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является ОПРОС. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства расследуемого происшествия, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможные оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

Метод опроса широко практикуется в российской социологии с 20-х годов. В настоящее время можно с утверждением сказать, что этот метод является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. Его популярность среди российских социологов можно объяснить тем, что вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Кроме того, практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.

Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование. Предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.

Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).

Данный вид опроса требует определенной профессиональной подготовки. Используется, как правило, журналистами. Положительным моментом является живое общение. Но вместе с тем при этом утрачивается анонимность, характерная для анкетирования, что может привести к получению менее искренних ответов. В настоящее время широкое распространение получило телефонное интервью.

Особым видом опроса является экспертный опрос, или, как его часто называют, метод экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки полученной информации.



Одним из наиболее ответственных моментов является подбор экспертов. Эксперты - это компетентные в исследуемой области лица, крупные специалисты, люди с большим стажем работы в данной области. Наиболее распространенными методами подбора экспертов являются: документальный (на основе изучения социально-демографических данных); подбор экспертов на основе тестирования; подбор экспертов на основе их самооценок и подбор экспертов на основе их аттестации другими людьми.

Метод опроса экспертов широко используется в отечественной и зарубежной социологической практике. Он очень эффективен в сочетании с другими методами. В то же время необходимо отметить, что в интересах дела экспертам чаще всего задают открытые или полузакрытые вопросы (особенно на начальной стадии исследования), что требует значительных временных и финансовых затрат. Социологи тем не менее считают, что метод экспертных оценок является одним из перспективных.

Важным видом сбора информации является социологическое наблюдение. Это целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото-, или радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение позволяет получить "срез" знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике, позволяет как бы "схватить" живую жизнь. В результате получаются интересные материалы.

Наблюдение может быть различным: неструктурализованное (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации); структурализованное (имеется детальный план наблюдения, инструкция, имеется достаточная информация об объекте); системное, несистемное.



Интересные результаты можно получить при включенном наблюдении, когда исследователь работает или живет вместе с изучаемой группой. Это полевая работа, где исследование проводится в естественных условиях в отличие от лабораторного (с созданием определенных условий).

К числу самых своеобразных и трудно усваиваемых методов сбора социологической информации относится социальный эксперимент. Необходимость применения социального эксперимента возникает тогда, когда нужно решить задачи, связанные с реакцией какой-либо социальной группы на вводимые внутренние или внешние факторы, если эти задачи не могут быть решены другим путем. Отсюда задача социального эксперимента состоит в том, чтобы измерить показатели группы на те или иные факторы в искусственно созданных и контролируемых условиях.

Эффективным методом сбора информации является анализ документов. Этот метод используется при исследовании прошлых явлений, помогает выявлению тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Источником анализа служат доклады. протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и пр. Практика, да и теория социологического исследования показывают, что почти все социологические исследования начинаются с анализа документов. Изучается ли текучесть кадров на предприятии или ценностные ориентации молодежи, проблемы социального планирования или проблемы распределения выпускников вузов, первая информация, которую мы получим на начальном этапе исследования, чаще всего будет документальной.

В социологии, кроме "чисто" социологических методов сбора информации, используются и методы с психологическим "уклоном", методы, применение которых ориентировано на некоторые психологические аспекты поведения и взаимоотношения людей.

Одним из таких методов сбора первичной социологической информации является метод структурного анализа малых групп, или, как его очень часто называют социометрический метод.

Социометрический метод - это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

Социометрический метод на сегодняшний день - один из наиболее эффективных и, по-видимому, наиболее перспективных методов социально-психологических исследований малых групп, а также один из наиболее распространенных методов изучения личности как элемента социальной группы. Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп. Это особенно относится к изучению неофициальных отношений. Поэтому перед социометрическим методом стоит задача получить ту социологическую информацию, которую другими методами добыть почти невозможно.

Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневниковых наблюдений и т.п. Поскольку анкетирование является наиболее распространенным методом сбора социологической информации, остановимся на нем подробнее. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней?

Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты - дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только при соблюдении определенных требований при ее составлении возможно получить объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования.

Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины.

Вопросы не должны:

Превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых;

Вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов;

Навязывать мнение социолога;

Быть перегружены вариантами ответов.

Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов.

1. Вопросы по содержанию: а) о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); б) о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения); в) о личности респондента (или так называемая "паспортичка", дающая характеристику личности респондента).

2. Вопросы, различающие по форме: а) вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов); б) открытые (к которым не прилагаются варианты ответов. Респондент должен сформулировать и вписать ответ); в) полуоткрытые (в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.

Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернативными.

Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую.

Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: "Из каких источников Вы получаете политическую информацию - телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья?"

Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы - это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим.

Косвенные вопросы - в которых преодолевается необходимость критического отношения к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: "Что мешает Вам хорошо учиться?" Пример косвенного вопроса: "Когда я слышу упрек в адрес студента, что он плохо учится, я думаю, что..."

Вопросы отличаются по своим функциям: основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

Вопросы-фильтры используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее часть. Контрольные вопросы используются для проверки искренности ответов.

При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты.

В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.

В конце анкеты, как правило, имеется "паспортичка" и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.

Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т.д.

В социологическом исследовании используются понятия: индикатор и шкала измерения. Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и субъективными (степень удовлетворенности работой и т.д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в качестве показателей выступают объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т.д.) и ранговые, где показатели перечисляются в порядке значимости.

После завершения социологического опроса проводится прежде всего проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.

Небольшое количество анкет (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, большое - на персональных компьютерах и ЭВМ. В последнем случае проводятся такие дополнительные операции, как кодировка информации, подбор программы обсчета и др.

После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д.); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации. Приложение к отчету включает методические и вспомогательные документы.

В заключение хочется сказать, что социологическое исследование является лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать. И вместе с тем это важное и в определенном плане незаменимое средство получения объективной информации, которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания общества, повышает эффективность практической деятельность.

Литература

Батыгин Г.С. Лекции по методике социологических исследований. - М., 1995.

Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. - М., 1988.

Давидюк Г.П. Прикладная социология. - Минск, 1979.

Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. - М., 1995.

Методология и методы социологических исследования (Итоги работы, поисковых исследовательских проектов за 1992 - 1996 годы). - М., 1996.

Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1990. Кн. 1-2.

Миронов А.В., Панферова В.В., Субочев Н.С. Методология, методика и техника социологических исследований // Социально-политический журнал. - 1994. - № 9-10.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. - М., 1993.

Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. - Л., 1989.

Практикум по социологии. - М., 1992.

Рабочая книга социолога. - М., 1983.

Социологические теории и социальные измерения в современном мире. - М., 1986.

Социологический словарь. - Минск, 1991.

Социологический справочник. - Киев, 1990.

Социология: краткий словарь социологических терминов. - Чебоксары, 1992.

Хэмилтон Дж. Что такое маркетинговое исследование?// Социс. - 1994. - № 3,5,8-9.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. - Самара, 1995.

Студенты, обучающиеся социологии, имеют в структуре своей подготовки целый блок специализированных дисциплин, посвященных методам исследований, поэтому они могут рассматривать данный материал как введение в проблему. Что же касается студентов, чья будущая профессия не сопряжена со специализированными социологическими исследованиями, то разговор о методологии и методах таких исследований будет направлен на выполнение двух основных задач.

Во-первых, не будем исключать того, что многие из вас, успешно продвигаясь по карьерной лестнице, займут руководящие позиции в фирмах, компаниях, на предприятиях. В вашем распоряжении будут социологические службы, к услугам которых вам придется обращаться по самым разным вопросам - от проблем выбора стратегии управления коллективом до взаимодействия с внешней средой организации. Разумеется, в этих службах заняты специалисты, но сама постановка задачи перед ними, а равно и оценка полученных в исследовании результатов требуют от руководителя понимания способа их получения, хотя бы и в общих чертах.

Во-вторых, каждый из нас сталкивается с оперированием в СМИ самой разнообразной социологической информацией. Ежедневно проводится бесчисленное количество опросов, на основе которых делаются выводы о политической ситуации в стране и мире, о мотивах и ценностях людей, об их покупательских предпочтениях и пр. Зачастую эта информация имеет своей целью манипулирование сознанием граждан, и понимание - пусть в самом общем виде - правомерности тех или иных выводов формирует на уровне личности защиту от подобного манипулирования.

Для определения общей логики изложения методологии и методов социологического исследования введем формулу «М-М-М», где буквы обозначают соответственно «методологию», «метод» и «методику». Такая последовательность и логика изложения темы, касающейся исследовательского инструментария, подойдет для учебника по любой дисциплине и позволит продемонстрировать зависимость используемого исследователем инструментария от его общетеоретических (и даже мировоззренческих) позиций, а также преемственность в развитии различных подходов к сбору и анализу информации.

Понятие «методология» принимается для обозначения системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей. Следовательно, корни методологии лежат в разделе философского знания - гносеологии, а практическая часть ориентируется на преобразование мира. Под методом понимается «способ и порядок исследования предмета для получения наиболее полного и соответствующего истине результата» , а иод методикой - конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа осуществления. Таким образом, методология предполагает поиск цели и формулировку принципов ее достижения, метод представляет собой способ реализации принципов достижения цели, а методика - конкретный прием, воплощение метода.

Теперь рассмотрим, на какие основные методологические ориентиры опирается современная социология и какие исследовательские методы используются представителями различных направлений.

В самом общем виде мы уже касались вопроса о методологических основаниях социологического (и шире - социально-гуманитарного) знания.

Задание. Вспомнив эти положения, определите, что сравнивается в приведенной ниже таблице, подумайте, как можно озаглавить колонки.

Да, действительно, в таблице сравниваются объективистская (объясняющая) и герменевтическая (понимающая) позиции исследователя, конфликт между которыми был перенесен из внешней - междисциплинарной - среды в среду внутрисоциологическую.

Однако каких бы позиций - объективистских или герменевтических - ни придерживался бы социолог, проведение социологического исследования требует от него прохождения обязательных этапов. Вот перечень этих обязательных шагов:

I. Этап подготовки исследования.

  • 1. Выбор темы и формулировка проблемы исследования.
  • 2. Обзор литературы: анализ теорий и результатов эмпирических исследований по выбранной и смежным с ней темам.
  • 3. Построение гипотезы: формулировка рабочих определений исследуемых феноменов, а также выстраивание предположений о характере связей между ними.
  • 4. Выстраивание программы исследования, т.е. путей проверки гипотезы: определение объекта и методов исследования.

II. Сбор данных.

III. Интерпретация полученных результатов.

  • 1. Анализ результатов.
  • 2. Выводы - определение места исследованной проблеме в более широком контексте, определение направлений дальнейших исследований.
  • 3. Публикация результатов исследования.

Итак, на первом этапе исследования - на этапе планирования - социолог выстраивает детальную модель будущего исследования. Анализ по каждому из пунктов - проблема, предмет, объект, цель, задачи, гипотезы - позволяет отнести конкретное исследование к одному из видов, выделяемых по разным основаниям.

Предложенная ниже типология социологических исследований (табл. 1.1) представляет собой не просто логическое упражнение, но имеет глубокий методологический смысл. Необходимость определения типов социологического исследования диктуется прежде всего тем, что уже в самом начале его проведения перед социологом возникают вопросы относительно выделения общего, особенного или неповторимого в исследовании социальных объектов, явлений или процессов общественной жизни. Если ему удается обоснованно идентифицировать свое исследование с имеющимися видами, то это позволяет более эффективно использовать уже накопленный другими исследователями опыт при организации и проведении конкретно-социологического исследования.

Таблица 1.1

Типы социологических исследований

Основание для классификации

Тины исследований

По характеру добываемого социологического знания

  • 1. Теоретические, нацеленные на обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни.
  • 2. Эмпирические, в центре которых находятся накопление и сбор фактического материала и его первичная обработка

По числу проводимых замеров, выраженности динамики объекта

1. Разовые, позволяющие получить представление

о состоянии какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент.

  • 2. Повторные, использующиеся для выявления изменений в развитии этих явлений. К этой категории относятся панельные исследования, когда один и тот же социальный объект изучается по идентичной программе и методике через определенный интервал времени, благодаря чему появляется возможность установить тенденции его развития (например, перепись населения).
  • 3. Мониторинговые, предполагающие постоянное отслеживание объекта, наблюдение его в динамике, что позволяет не только оценивать влияние различных факторов, но и составлять прогнозы на будущее

По характеру поставленных целей, а также по широте и глубине анализа

1. Разведывательные (пилотажные, зондажные) исследования. Как правило, предваряют глубокое изучение проблемы. Необходимы для более точной

Основание для классификации

Типы исследований

формулировки целей, задач, гипотез, «обкатки» инструментария.

  • 2. Описательные исследования, с помощью которых получают эмпирическую информацию, дающую целостное представление об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.
  • 3. Аналитические исследования - наиболее сложный тип исследований, так как направлен не только на описание элементов изучаемого объекта или процесса, но в первую очередь на поиск причинно- следственных связей между ними

По ориентации на различные аспекты социального планирования и управления общественными процессами

  • 1. Теоретико-прикладные, практическое значение которых выявляется через систему дополнительных (инженерных) разработок.
  • 2. Теоретико-методологические.
  • 3. Оперативные, с помощью которых анализируют локальные проблемы (на конкретных предприятиях и в организациях) с целью нахождения оптимальных способов их разрешения

По сферам общественной жизни

  • 1. Социально-экономические.
  • 2. Социально-политические.
  • 3. Социально-педагогические и т.д.

По степени представленности сторон объекта

  • 1. Комплексные.
  • 2. Некомплектные

По масштабу объекта исследования

  • 1. Сплошные.
  • 2. Выборочные.
  • 3. Локальные (региональные, отраслевые, общегосударственные, международные)

Могут быть выделены и другие основания для классификации типов социологического исследования и соответственно иные типы. Отметим, однако, что предложенная классификация представляется достаточно полной, поскольку в ней отражены все основные пункты, по которым составляется программа будущего исследования.

Следующий этап - сбор данных. В обыденном сознании именно к этому этапу - к социологическому обследованию - сводятся представления о социологическом исследовании как таковом. Но такая редукция совершенно неправомерна, поскольку речь идет всего лишь об одном из этапов, хотя и очень важном, социологического исследования. Сбор эмпирического материала может осуществляться с использованием различных методов, но, так как данный учебник ориентируется не на подготовку профессиональных социологов, мы считает избыточным детальный анализ всех существующих методов, а предлагаем краткую их характеристику (табл. 1.2).

Основное методы социологического обследования

Таблица 1.2

Сильные стороны

Ограничения

Наблюдение - метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования

  • 1. Естественные условия проведения.
  • 2. Возможность учитывать конкретное поведение групп реальных людей.
  • 3. Наблюдение не зависит от готовности наблюдаемых лиц высказываться о самих себе.
  • 4. Многомерность, дающая возможность фиксировать события и процессы наиболее полно

и всесторонне

  • 1. Возможная необъективность, обусловленная мотивацией (интересами, установками, ожиданиями), настроением, состоянием наблюдателя, стремлением наблюдаемых «произвести впечатление».
  • 2. Комплексность может приводить к потере существенного среди огромного набора фиксируемых качеств.
  • 3. Невозможность точного повторного воспроизведения условий, в которых проводилось наблюдение.
  • 4. Требует больших затрат времени, а также человеческих, материальных и финансовых ресурсов.
  • 5. Предъявляет высокие требования к квалификации социологов- исполнителей
  • 1. Наблюдение за наблюдением.
  • 2. Контроль с помощью других социологических методов.
  • 3. Обращение

к повторному наблюдению.

4. Исключение из записей оценочных терминов

  • 1. По наличию системы контроля при проведении набл юде1 шя: контрол и ру емое, неконтролируемое.
  • 2. По положению наблюдателя относительно наблюдаемых: включенное, не включенное.
  • 3. По степени формализован- ности: структурированное, неструктурированное.
  • 4. По условиям организации: полевое, лабораторное.
  • 5. По степени осведомленности наблюдаемых о наблюдении: открытое, инкогнито.
  • 6. По регламентированности времени проведения: систематическое, эпизодическое, случайное

Метод анализа документов - метод сбора данных, предполагающий использование

1. Дает возможность увидеть отраженные аспекты социальной действительности, содержащиеся в доку-

1. Отсутствие уверенности в достоверности документа и содержащейся в нем социологической информации

  • 1. Убедиться в подлинности документа.
  • 2. Найти другой документ, подтверждающий й расе м атр и ваем ы й.
  • 1. Традиционный (качественный).
  • 2. Формализованный (количественный) - контент-анализ

Окончание табл. 1.2

Метод и его краткая характеристика

Сильные стороны

Ограничения

Меры по преодолению ограничений

информации, зафиксирован ной в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и других носителях информации

ментальных источниках.

2. Документы относительно свободны от влияния позиции исследователя

  • 3. Четко представить себе цель документа и его смысл и суметь прочитать его язык.
  • 4. Применить документальный метод

в совокупности с другими методами сбора социологической информации

Социологический опрос - это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами

  • 1. Пригоден для исследования процессов и явлений, недоступных наблюдению и в случаях слабой обеспеченности документальной информацией.
  • 2. Оперативность, простота, экономичность.
  • 3. Формализованного», что дает возможность повторения и перепроверки полученных данных
  • 1. Формализованного не дает возможности улавливать оттенки настроения респондентов.
  • 2. Возможность фальсификации (сознательной и неосознанной) данных респондентами
  • 1. Наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования.
  • 2. Создание благоприятной, психологически комфортной обстановки опроса.
  • 3. Тщательная подготовка социологов
  • 1. По степени охвата генеральной совокупности: индивидуальные, выборочные, сплошные.
  • 2. По способу коммуникации между респондентом и социологом: анкетные, интервью; почтовые, телефонные, прессовые.
  • 3. По степени формализации: свободные, формализованные.
  • 4. По содержанию социологической информации: о фактах, событиях; о поведении людей; о внутреннем мире людей.
  • 5. по типу респондентов: групповые, экспертные

Эмпирические данные, полученные в ходе социологического исследования, еще нс позволяют сделать верные выводы, обнаружить закономерности и тенденции, проверить выдвинутые программой исследования гипотезы. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интегрировать. Собранный эмпирический материал дает возможность перейти к третьему этапу исследования - этапу обработки, анализа и интерпретации полученных данных.

В социологии под методами анализа и обработки социологической информации понимают способы преобразования эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования. Преобразование производится с целью сделать данные обозримыми, компактными и пригодными для содержательного анализа, проверки исследовательских гипотез и интерпретации.

Преобразованные данные, как правило, подвергаются статистическому анализу. При этом используются методы описательной статистики (расчет многомерных распределений признаков, средних величин, мер рассеяния) и статистики вывода (корреляционный, регрессивный, факторный, кластерный, причинный, логлинейный, дисперсионный анализ, многомерное шкалирование). Также могут быть задействованы методы моделирования и прогнозирования социальных явлений и процессов (анализ временных рядов, имитационное моделирование, цепи Маркова). Современные программы математической обработки данных позволяют, кроме прочего, еще и наглядно представить полученные результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм. На основании интерпретации полученных и обработанных данных формулируются выводы, готовится аналитический отчет и выстраивается система рекомендаций в случае, если исследование носит прикладной характер.

Однако, как мы уже знаем, прикладные исследования представляют собой лишь один из видов социологических исследований. В структуре социологического знания чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня:

  • - общесоциологическую теорию;
  • - специальные социологические теории (или теории среднего уровня);
  • - социологические исследования, называемые еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретно-социологическими.

Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получать научно обоснованные результаты, изучая те или иные социальные объекты, явления и процессы.

Мы указывали в качестве особого шага на этапе планирования исследования «обзор литературы: анализ теорий и результатов эмпирических исследований по выбранной и смежным с ней темам». На заключительном этапе эта линия должна «замкнуться» - ученый определяет роль проведенного исследования в процессе познания социального мира, интегрирует полученные им результаты в целостную систему социологического знания. Этот сложный шаг требует перехода с частного уровня прикладных задач на уровень теоретического обобщения. Как указывает польский социолог Петр Ш"1 омпка, подчеркивая важность овладения будущими социологами теорией, «речь идет не о запоминании имен и школ, определений и аргументов. Суть дела заключается в применении теории, то есть соотнесении ее с конкретным опытом, рассмотрением текущих проблем современного общества, его дилемм и возможностей, а также с осмыслением наших личных судеб и жизненных возможностей в контексте теории» .

  • Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor.
  • Типология предложена В. Л. Ядовым. См.: Ядов В. Л. Стратегия социологическогоисследования. М., 1998.
  • Штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение. URL: http://www.politnauka.org/library/classic/shtompka.php.

Введение

Методы социологических исследований

Виды социологических исследований

Анкетирование

Виды вопросов

Виды опроса

Выборочное обследование

Интервью

Наблюдение

Эксперимент

Методы, применяемые в маркетинге

Список литературы

Введение

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т.д.

Второй этап - сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).

Третий этап - подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.

Заключительный, четвертый этап - анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщённые данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог - построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Методы социологических исследований

При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:

    Опрос (анкетирование и интервьюирование);

    Анализ документов (качественный и количественный);

    Наблюдение (не включенное и включенное);

    Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый);

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами.

Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения - если их обработать статистически - взаимопогашаются. В результате социолог получает усреднённую картину реальности. Он опросил 100 инженеров и выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Никто в мире не изобрёл более совершенного способа соединить несоединимое, огонь и воду, лёд и пламень. Это маленькое чудо научного познания совершает математическая статистика. Правда, она требует за это дорогую цену - совершенное владение методикой и техникой социологического исследования, все тонкости которых можно познать только за долгие годы непрерывной работы.

Виды социологических исследований

Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Идет обработка методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа. Программа такого исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование обычно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследование возможно применение одного или нескольких методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины лежащие в его основе. Главное назначение такого исследования - поиск причинно-следственных связей.

Аналитическое исследование завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты, а с разработки его программы, состоящей из дух разделов - методологического и методического.

В методологический раздел программы входят:

а) формулировка и обоснование объекта и предмета социальной проблемы;

б) определение объекта и предмета социологического исследования;

в) определение задач исследователя и формулировка гипотез.

Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных.

Существенной частью программы любого исследования является прежде всего глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы, под которой следует понимать "социальное противоречие", осознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должностным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей.

Важно различать объект и предмет исследования. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен в самой социальной проблеме.

Объектом исследования могут любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

Предмет исследования - те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога.

Анализ любой проблемы можно провести в теоретическом и прикладном направлениях в зависимости от цели исследования. Цель исследования может быть сформулирована как теоретическая . Тогда при подготовке программы основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам. Объект исследования определяется только после того, как выполнена предварительная теоретическая работа.

Анкетирование

Это самый распространённый в социологии метод исследований. Анкета - размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к анкетам применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в прилагаемой к ней инструкции.

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.

Достоинство анкетирования в быстроте получения тех или иных объектов.

Анкетирование может быть:

    почтовое;

    прессовое;

    групповое.

Анкетированием может заниматься любой сотрудник. Но анкетирование достаточно сложный процесс по организации анкеты. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Анкета состоит:

    вводная часть (цель проведения исследования, методы заполнения анкеты, благодарность за участие в анкетировании).

    вопросник (закрытые вопросы, открытые вопросы, полуоткрытые вопросы).

    паспортичка (статус и положение участника).

Виды вопросов

Все вопросы делятся на два основных типа - открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать своё мнение. Например:

В закрытых после текста вопроса социолог предлагает перечень закрытий или альтернатив. Пример:

Каков доход на одного человека в вашей семье?

    До 100 000 рублей.

    От 100 001 до 500 000 рублей.

    От 500 001 до 1 000 000 рублей.

    Свыше 1 000 000 рублей.

Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытие легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытие используется там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью.

Виды опроса

В социологии различают два типа анкетного опроса - сплошной и выборочный.

Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается всё население страны.

С начала XIX века в европейских странах периодически проводятся переписи населения, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят безумно дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь лишь раз в 10 лет. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны - самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например: персонал предприятия, все участники афганской войны, все ветераны войны, все жители небольшого города. Если опрос проводиться на таких объектах, он также называется сплошным. Эта разновидность используется на практике чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошного опроса, а перепись выделяют в самостоятельный вид.

Выборочное обследование

Оно является более экономичным и не менее надёжным методом, хотя требует более изощрённой методики и техники. Его основа - выборочная совокупность. Что она из себя представляет? Она - уменьшенная копия генеральной совокупности.

Генеральной совокупностью считают всё население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Выборочной совокупностью называют множество людей, которых социолог опрашивает.

В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5 - 2 тыс. человек, а получает достоверные сведения обо всём населении. Ошибка не превышает нескольких процентов. Так же ведут себя наши отечественные социологи. Самые авторитетные социологические фирмы в России - ВЦИОМ и Voc populis.

Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы.

Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами её участников, в генеральную совокупность войдут все войны-афганцы, но опрашивать ему придётся небольшую часть - выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается правила: любой воин-афганец, независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попадания в выборочную совокупность.

Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеет вероятный механизм отбора, специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод - наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.

(2)Реферат >> Социология

... Методы социологического исследования : общий обзор В этой книге рассматриваются основные методы социологического исследования - эксперимент, метод включенного наблюдения, биографический метод ...

Нет ответа

1.В социологической анкете используется ______________ вопрос

открытый

2.Разговор на улице с бомжом не относится к методу...

фокус-группа

3.К качественным методам социологического опроса относится

фокус-группа

4.Функция социологического опроса, выделяемая в современной социологии, которая обусловлена социально-психологической природой общения, называется...

коммуникативная

5.Метод выявления межличностных отношений в группах, лидеров и степени разобщенности называют ________опросом?

6.К основным видам опроса относят...

анкетирование и интервью

7.Социологический опрос, основанный на исследовании групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления особенностей представлений об объекте исследования, называется...

фокус-группа

8.Даны варианты ответов на следующие вопросы анкеты. Укажите, по каким видам шкал они построены Укажите, в каких пределах представлен средний доход на одного члена Вашей семьи в месяц? а) до 1000 руб. б) от 1001 до 3000 руб. в) от 3001 до 5000 руб. г) от 5001 до 10000 руб. д) от 10001 до 15000 руб. е) свыше 15000 руб. Интервальная

Вы принимали участие в выборах губернатора летом этого года? а) да б) нет в) не помню Номинальная

Как Вы оцениваете деятельность депутата Госдумы от Вашего округа? а) очень высоко б) в целом положительно в) в целом не очень высоко г) крайне отрицательно д) ничего не знаю об этом Ранговая

9.Метод исследования малых групп, с помощью описания системы межличностных отношений между их членами, называется...

социометрия

10.Инструмент сбора первичной социологической информации в виде опросного листа называется...

11.Шкала произвольных взаимно-однозначных преобразований, в результате которых сохраняются отношения равенства и неравенства между числами, – это …шкала

Ответ: номинальная

12.Человек, выступающий для социолога непосредственным носителем и источником информации, называется...

респондент

13.Социологический метод систематизированного сбора информации, которая извлекается из ответов на вопросы, задаваемые респондентам, называется...



14.Непосредственное общение с определенной группой людей с целью выяснения их мнений и взглядов называют ________?

15.Беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов – это … интервью

Ответ: формализованное

16.Вид опроса, предполагающий наличие человека, который задает вопросы, организует процедуру беседы и фиксирует полученные ответы, называется...

интервью

17.Функция социологического опроса, выделяемая в современной социологии, состоящая в том, что опрос обеспечивает получение искомой информации, а не какой-либо другой, называется...

инструментальная

18.Вид социологических опросов, который относится к категории "качественных методов" социологического исследования, - это...

углубленное интервью

19.Длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минимальной детализацией поведения интервьюера - это … интервью

Ответ: неформализованное

20.Метод получения социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты называется....

Ответ: анкетирование

21.Класс дополнительных вопросов социологической анкеты, в задачу которых входит установление основного адресата вопроса и отсечение тех, кто не имеет отношения к данному вопросу – это вопросы - …

Ответ: фильтры

22.Совокупность демографических, экономических, и профессиональных сведений, находящихся в конце, реже в начале анкеты называется...

Ответ: паспортичкой

23.Подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен - это … интервью

Ответ: фокусированное

24.Соотнесите предложенные высказывания с утвердительным или отрицательным ответом

Характер ответа следует подсказать респонденту наводящим характером формулировки вопроса - НЕТ Одной из главных опасностей при формулировании вопроса является его двусмысленность - ДА

В социологической анкете респондент всегда обязан указать свои фамилию, имя, отчество - НЕТ

Одна из отличительных черт социологического опроса – количество респондентов (объем выборочной совокупности) - ДА

25.К методам сбора информации в социологических исследованиях не относятся...

IQ тестирование

маркетинговый анализ

26.Метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, отражающими проблему исследования, называется...

27.Шкалирование, дающее наиболее точные результаты опросов, называется...

номинальным

28.Основной формой опроса в социологическом исследовании является _______________

29.Самая передовая в настоящее время, в техническом отношении, форма проведения социологического опроса - это...

web-интервью

30.Социологический инструмент, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой и соответствующих цели и задачам исследования, называется...

31.К методам сбора информации в социологических исследованиях не относятся...

SWOT анализ

32.Методами сбора социологической информации не являются...

ранжирование

шкалирование

33.Произвольное повествование о жизни рассказчика безо всякого вмешательства со стороны интервьюера – это … интервью

Ответ: нарративное

34.Функция социологического опроса, выделяемая в современной социологии, которая связана с соблюдением специальных требований, предъявляемых к измерительным процедурам, называется...

инструментальная

35.Разновидность опроса, в ходе которого респондентами выступают специалисты-эксперты – это … опрос

Ответ: экспертный