Основные этапы психологического исследования включают. Этапы проведения психологического исследования. Понятие о психологии как науке

Этика - это свод правил, определяющих норму поведения при общении и взаимодействии с другими людьми. А этические нормы - это, собственно, сами правила, соблюдение которых делает контакты с окружающими приятными для всех. Несоблюдение этикета не влечет за собой уголовной или административной ответственности (в большинстве случаев), но порицается окружающими, что также является наказанием для нарушителя.

На работе, в школе или университете, дома с родными, в магазине, в общественном транспорте - везде происходит взаимодействие друг с другом как минимум двух людей. Это взаимодействие включает в себя мимику, действия и разговор, причем все эти составляющие оцениваются окружающими. Разумеется, никому неприятно получить пинок в метро, услышать грубость от продавца, увидеть скорченную рожицу сослуживца или одноклассника, почувствовать пренебрежение своих близких. Воспитанный человек никогда не будет нарочно совершать действия, причиняющие дискомфорт и, тем более, боль другим людям. Он будет соблюдать особые правила -

Не толкаться, не грубить собеседнику, не разговаривать с набитым ртом - все это правила этикета, позволяющие сделать общение с окружающими легким и приятным. Соблюдать этические нормы очень важно, ведь в противном случае велик риск прослыть грубияном и хамом, а с такими людьми предпочитают не иметь дела. А человеку, от которого отворачиваются все, приходится очень тяжело.

Очень важно соблюдать поведения, ведь именно действия характеризуют человека. К сожалению, правила хорошего тона давно перестали изучаться в обязательном порядке. Именно этим объясняется грубость и бестактность нынешней молодежи, ее вызывающее поведение. Соблюдения этикета можно добиться, лишь подавая хороший пример, но редкий подросток берет пример со своих родителей и учителей. Служить могут "крутые" сверстники и друзья, кумиры, но не родители. Таким образом, в современном обществе этические нормы постепенно уходят в прошлое, что приводит к бескультурности, хамоватости и необразованности растущего поколения.

Однако даже человек, не получивший должного воспитания в детстве, может исправиться, для того и существует самосовершенствование. Библиотеки, театры, специальные школы - все это существует специально для тех, кто хочет стать с большой буквы.

Не менее важны и этические нормы общения, ведь потребность в контакте, диалоге с окружающими испытывает каждый человек. Даже тот, кто сам себя называет нелюдимым и необщительным испытывает потребность в контакте, просто подбирает себе собеседников более тщательно.

Общение с всегда приносит удовольствие, с ним хочется говорить еще и еще. Диалог же с грубияном оставляет неприятный осадок и нежелание продолжать разговор.

Этика общения включает в себя не так уж много правил. Так, в диалоге недопустимо повышать тон и грубить собеседнику, запрет распространяется и на завуалированные оскорбления. Необходимо внимательно прислушиваться к говорящему, а вот перебивать его или повторять по нескольку раз одно и то же.

Запомнить эти правила не так уж и сложно, а соблюдая их можно легко стать душой любой компании.

Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей, и в то же время результат действия традиций и норм взаимоотношений людей и социальной среды. Для правильного понимания следует различать традиции и нормы, не отождествлять их социальные функции.

Традиции –специфический, творческий способ функционирования норм и стереотипов поведения. Стереотипы помогают снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить человеку процесс организации собственного поведения.

Все социально-правовые нормы (от лат.– правило, образец) определены для воздействия на волевое поведение людей, а предмет этого регулирования отношения между личностью и обществом.

Нормы поведения –общепринятые шаблоны поведения. В зависимости от типа социального контроля нормы поведения представляют собой привычные культурные образцы деятельности и обычаи, принятые в обществе или социальной группе и не действующие за ее пределами.

Этическая норма поведения - одна из простых форм нравственного требования к личности. С одной стороны это элемент моральных отношений (обычай), постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением, а с другой –форма морального сознания, оформляясь в виде повеления самому себе, требующего обязательного выполнения исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости.

Формирование этических норм поведения идет в ходе эволюционного развития человечества, принимая формы универсальных моральных ценностей, вырабатываются каждым обществом в его конкретно-историческом своеобразии, а также отдельными социальными группами и каждой личностью в отдельности. По принадлежности к носителям ценности можно выделить всеобщие, общие, групповые и личностные этические нормы.

Всеобщие этические нормы - выражают общечеловеческие нравственные требования общежития. Они сформулированы в «золотом» правиле этики: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Общие этические нормы господствующей в обществе морали распространяют свои требования на всех членов данного общества , выступая средством регулирования и оценивания отношений и взаимодействия людей.

В ходе расширения социального опыта человек включается в различные социальные группы, являясь, как правило, одновременно членом нескольких групп. Так, поступая, на службу, он входит в коллектив, представляющий собой сложную систему формальных и неформальных групп, группировок, каждая из которых устанавливает собственную систему ценностей и вырабатывает на их основе свои этические правила. Между этими правилами всегда существует некая степень несоответствия, а подчас и противоречия.


Групповые этические нормы обеспечивают включение личности в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействия, влияют на все виды поведения, в том числе и тогда, когда он становится членом другой группы. Занимая определенную позицию в коллективе, человек усваивает заданные и вырабатывает личностные нормы, предписывает собственную позицию и формы поведения, в которых реализуется процесс его существования как личности.

Личностные этические нормы - характеристика субъективного «внутреннего» мира человека. Они соотносятся с его представлением о самом себе и по этой причине не нуждаются в «усвоении» и «принятии». Следование личностным этическим нормам связано прежде всего с чувством самоуважения, высокой самооценкой, уверенностью в своих действиях. Отступление от этих норм всегда сопряжено с чувством вины (совесть), самоосуждением и даже нарушением целостности личности.

Итак, поведение человека, исполняющего профессиональную служебную деятельность сложно детерминировано. Оно управляется посредством внешних этических регуляторов (общечеловеческие ценности, господствующая в обществе мораль, групповые нормы) и внутренних механизмов саморегуляции (самосознание, самооценка, мотивационная сфера, установки, на основе которых формируются личностные нормы). Эти регуляторы между собой в сложном динамическом противоречивом взаимодействии. В каждый момент они предоставляют человеку право морального выбора на основе предъявляемых к нему внешних требований.

На протяжении тысячелетий люди разных эпох и социальных структур искали наиболее верный путь общения между собой. Над тем, как привести общечеловеческие отношения к гармонии, трудились лучшие представители философской и религиозной мысли. В итоге оказалось, что, несмотря на разницу эпох и исторических реалий, «золотые правила этики» во все года остаются неизменными. Это определяется в первую очередь их общечеловеческим характером.

Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе

Именно такой принцип, заложенный в основу нравственности и ставший «золотым правилом этики», в той или иной форме проповедуется всеми основными мировыми религиями как современности, так и давно минувших времён. Ещё в V веке до нашей эры это этическое правило было сформулировано в древнеиндийском эпосе "Махабхарата". В более поздний период истории оно нашло отражение в Ветхом Завете, а затем было засвидетельствовано евангелистами Матфеем и Лукой как слова, произнесённые Иисусом Христом.

Этому простому, казалось бы, правилу часто бывает трудно следовать. Причина кроется в наших естественных человеческих слабостях, заставляющих нас руководствоваться прежде всего своими интересами и пренебрегать чужими. Эгоизм, присущий в той или иной мере каждому человеку, не позволяет ему, пренебрегая собственной выгодой, приложить усилия к тому, чтобы было хорошо другому. Ответ на вопрос: «Как я понимаю золотое правило этики и что оно для меня значит?» часто становится определяющим в формировании человека как личности.

Понятия норм поведения у древних шумеров

Исходя из общих принципов общечеловеческих отношений, на протяжении всей своей истории человечество вырабатывало свои золотые правила этики. Одну из первых таких попыток можно наблюдать у древних шумеров, населявших Месопотамию. Согласно дошедшим до нас письменным памятникам той эпохи, за соблюдением жителями государства неусыпно следили бог солнца Уту и богиня правосудия Нанше.

Ежегодно она вершила суд над людьми, безжалостно карая тех, кто, следуя путём порока, творил произвол, уклонялся от выполнения правил и договоров, а также сеял вражду между людьми. Доставалось от разгневанной богини и всякого рода жуликам, обманывающим на рынках доверчивых покупателей, и тем, кто, согрешив, не находил в себе сил признаться в содеянном.

Нормы этикета в Средние века

В период Средневековья появились первые пособия, в которых были сформулированы основы поведения людей в отношении к гражданским и церковным властям, а также к домочадцам. К этому времени выработался определённый стандарт поведения в тех или иных ситуациях. Обусловленные им правила были названы этикетом.

От умения вести себя в обществе, соблюдая этикет, во многом зависела не только успешная карьера придворного, но подчас и сама его жизнь. Подобным правилам, жёстко регламентировавшим все стороны общения между людьми, обязаны были следовать даже монархи. Это не была этика поведения в принятом нами смысле. При их дворах этикет носил форму некоего ритуала и был предназначен для возвеличивания августейших особ и закрепления сословного разделения общества. Этикетом диктовалось буквально всё, начиная от формы и размера пряжек обуви и заканчивая правилами приёма гостей.

Правила этикета в странах Востока

Известно много случаев, когда несоблюдение правил этикета становилось причиной срыва важных дипломатических миссий, а порой приводило к началу войн. Наиболее педантично соблюдались они в странах Востока, а особенно в Китае. Там существовали сложнейшие церемонии приветствия и чаепития, часто ставившие иностранцев в крайне неловкое положение. В частности, с этим столкнулись голландские купцы, установившие на рубеже XVII и XVIII века торговые связи с Японией и Китаем.

Договоры по обмену товарами и разрешение на торговлю достигались ими путём выполнения многочисленных и порой унизительных этикетных предписаний. Известно, например, что директор голландской фактории вместе со своими сотрудниками был вынужден регулярно являться с подарками к царствующей особе, именуемой сегуном. Считалось, что таким образом они выражали свою верность и преданность.

Как в восточных странах, так и при дворах европейских монархов требования этикета были столь сложны, что для контроля за их соблюдением появились специально подготовленные люди - церемониймейстеры. Следует заметить, что преподавалась эта наука отнюдь не всем, а лишь аристократам. Умение вести себя с соблюдением всех правил этикета считалось признаком социального превосходства и важной чертой, отделявшей привилегированные слои общества от грубого простонародья.

Старорусские печатные сборники правил поведения

На Руси этические принципы поведения впервые были достаточно полно изложены в знаменитом «Домострое» - бессмертном творении протопопа Сильвестра. В XVI веке им была сделана попытка сформулировать основные правила поведения, включившие в себя не только указания на то, что следует делать, но и поясняющие каким образом добиться лучшего результата.

Очень многое в нём перекликается с библейскими Десятью Заповедями, данными Моисею на Включает в себя Домострой и совет не делать другому того, чего не желаешь самому себе. Это отнюдь не случайно, ведь «золотые правила этики» являются фундаментом, на котором базируются все этические принципы.

Следующим шагом в установлении на Руси норм общественного поведения стал изданный во времена Петра I свод правил, известный под названием «Юности честное зерцало…». Он включил в себя подробные разъяснения того, как подобает вести себя в самых различных жизненных обстоятельствах. На его страницах объяснялось что прилично, а что нет в обществе, дома, на службе и так далее. Имелись конкретные указания на позволительность или недопустимость тех или иных действий при общении с другими людьми, во время разговора, за столом или на улице. В этой книге «золотые правила этики» были изложены применительно к конкретным ситуациям.

Вред от формализма в следовании этическим нормам

Важно отметить, что, усваивая те или нормы поведения, безусловно, необходимые в повседневной жизни, человек подвергается опасности, слепо исполняя заложенные в них предписания, впасть в весьма нежелательную крайность - лицемерие и склонность оценивать достоинства окружающих людей не по их человеческим качествам, а лишь по видимой респектабельности.

В прежние времена среди столичной аристократии бытовала мода придерживаться стиля жизни, именовавшегося французским выражением «comme il faut». Его последователями, равнодушными к своему внутреннему содержанию, этика поведения сводилась лишь к неукоснительному соблюдению установленных великосветских норм, касавшихся, главным образом внешней атрибутики - одежды, причёсок, манеры держаться и говорить. Яркая тому иллюстрация из русской литературы - образ Евгения Онегина в раннюю пору его жизни.

Правила поведения в простонародье

Все официальные трактаты, касавшиеся норм поведения, были ориентированы исключительно на представителей привилегированных классов и никоим образом не касались крестьян и ремесленников. Их этика отношений регламентировалась главным образом религиозными заповедями, а отношение к человеку определялось его деловыми качествами и трудолюбием.

Важное место в быту простых людей отводилось почитанию отца семейства. По неписаным, но строго исполняемым законам сыновьям положено было в его присутствии снимать шапки, запрещалось первыми садиться за стол и приступать еде. Особому же осуждению подвергались все попытки перечить главе дома.

К женщинам и девушкам предъявлялось требование физической и нравственной чистоты, способности к чадородию, умению вести хозяйство и оставаться при этом весёлыми, бережливыми и терпеливыми. Побои, часто перепадавшие им от мужей, считались не унижением достоинства, а «наукой». Жёны, уличённые в супружеской измене, жестоко наказывались в назидание другим, но из семьи, как правило, не изгонялись, чтобы не лишать детей материнской заботы.

Законы, неподвластные времени

С течением времени уклад человеческой жизни менялся, уступая место новым формам, обусловленным социальным и техническим прогрессом. В соответствии с этим уходили в прошлое многие правила поведения, являвшиеся чисто формальными, и ограниченные временными и сословными рамками. В то же время «золотые правила этики» остались неизменными. Преодолев временной барьер, они прочно заняли место в нашей сегодняшней жизни. Речь не идёт о том, что появились какие-то новые виды «золотого правила», просто, наряду с прежними, обозначились его современные формы.

Необходимость всестороннего воспитания

Даже не принимая во внимание соблюдение окружающими каких-либо конкретных правил поведения, не составляет труда выделить среди них людей культурных, с которыми возникает желание продолжить общение, и невоспитанных, отталкивающих от себя неприкрытой грубостью и хамством. Это свидетельствует об их низкой внутренней культуре, которая не может сложиться без целенаправленного вырабатывания её внешних форм. Каждый человек имеет в глубине души определённые желания, эмоции и порывы. Однако лишь воспитанный человек не позволит им выражаться прилюдно.

Этим и определяется необходимость обучения каждого человека, а молодёжи в особенности, тем правилам поведения, которые не позволят, как выразился выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, «сыпать соль на раны и стучать сапогами там, где подобает затаить дыхание». Отсутствие элементарного воспитания, в основе которого лежат культура и этика, способно сослужить весьма плохую службу даже талантливому и по-своему замечательному человеку.

Нет нужды упоминать о том, что каждому человеку хочется доброты, внимания и сочувствия. Желая получать их от окружающих, многие люди тем не менее сами остаются скупы на их проявление. Обижаясь на чужую грубость, не стесняются проявлять её при каждом удобном случае. Казалось бы, элементарные основы этики, диктуемые самой жизнью, должны научить человека ответить улыбкой на улыбку, уступить дорогу женщине или суметь во время спора сохранить доброжелательный тон, но происходит это весьма редко. Поэтому хорошие манеры и являются, как правило, не природным даром, а результатом воспитания.

Внешний вид - залог выгодного впечатления

Важно отметить и такую деталь: среди факторов, формирующих общую картину нашего общения с окружающими, не может быть мелочей. Поэтому крайне ошибочно полагать, что в данном вопросе внешний вид играет второстепенную роль. Это следует и из заключения многих психологов, утверждающих, что большинство людей склонны оценивать наши достоинства и недостатки, руководствуясь внешностью, так как она во многом является характеристикой внутреннего содержания. Тут уместно вспомнить библейскую мудрость, гласящую: «Дух творит себе форму».

Безусловно, со временем, когда люди получают возможность более обстоятельно познакомиться друг с другом, их мнение друг о друге, в основе которого лежало чисто внешнее восприятие, может либо подтвердиться, либо измениться на противоположное, но в любом случае его формирование начинается с внешнего вида, который складывается из целого ряда деталей.

Кроме опрятности, обаяния и физической красоты, обращает на себя внимание умение человека одеваться сообразно своему возрасту и в соответствии с модой. Было бы неправильным преуменьшать её роль в жизни общества, ведь мода - это не что иное, как один из стандартов человеческого поведения, хоть и имеющий порой весьма кратковременную форму. Он формируется стихийно под влиянием превалирующих на данный момент в обществе настроений и вкусов, но влияние его на поведение людей бесспорно.

Помимо разумного следования моде, человек, желающий произвести на окружающих выгодное для себя впечатление, должен позаботиться о надлежащем состоянии собственного тела. Под этим следует понимать соблюдение и занятие физическими упражнениями, которые не только улучшат внешний вид, но и вызовут чувство уверенности в себе. Неоднократно доказана связь между удовлетворённостью собственным внешним видом и уверенностью как в решении личных вопросов, так и в профессиональной деятельности. Для более полной самореализации в ней следует учесть необходимость соблюдения сугубо профессиональных

Деловая и служебная этика

Под служебной этикой принято понимать целую совокупность норм занимающегося какой-то конкретной деятельностью. Она состоит из целого ряда общих и частных составляющих. К ней относится профессиональная солидарность, порой приобретающая формы корпоративности, понятие долга и чести, а также сознание ответственности, налагаемой той или иной деятельностью. Также служебная этика определяет нормы взаимоотношений между руководителями и подчинёнными, культуру служебного общения внутри коллектива и поведение его членов в случае возникновения тех или иных нештатных ситуаций и конфликтов.

Под деловой этикой принято в наши дни понимать совокупность законов бизнеса, порой юридически не оформленных, но общепринятых в деловых кругах. Именно они часто определяют порядок и стиль работы, партнёрские взаимоотношения и оборот документации. Этика современного бизнеса является совокупностью норм, выработанных в течение длительного исторического периода под влиянием культур различных народов и их этнических особенностей.