Основные функции асу умный город. Мыслящие пространства: почему о концепции «умного города» должен знать каждый. Технологии умного города: экономим на спичках миллионы евро в год

Принято считать, что название «умный город» - это вольный перевод американского термина «smart сity». Изначально термин smart не имел никакого отношения к интеллектуальным системам, а представлял собой аббревиатуру из 5 слов. В 1954 году экономист и теоретик менеджмента Питер Друкер вывел формулу эффективного городского управления и назвал ее «SMART». Поэтому первое, что отличает умный город от всех остальных - эффективное управление.

Как это работает?

«В умных городах меняется стиль общения участников городской среды, граждан и муниципальных служб», - считает Элеонор Косгрейв - доктор технических наук, PhD, директор НКО ScienceGrrl. У первых растет уровень ожиданий, а у вторых - зона ответственности. Это значит, что местные власти и жители переходят на новый уровень взаимодействия - открытый, прозрачный и эффективный.

Автоматизированная система управления, электронные госуслуги, получение информации из цифровых источников, мобильные приложения и возможность написать в твиттер мэру - в умных городах местное самоуправление уходит в цифру, а граждане становятся участниками правительственных инициатив.

В Нью-Йорке, например, есть городской портал NYC Open Data , на котором местные власти регулярно публикуют полезный контент. Карты поликлиник и хотспотов Wi-Fi, детских садов и школ, парковок и ресторанов, новости, законодательные акты - в одном месте собрана вся жизнь «Большого яблока». В Сингапуре цифровизация системы муниципального управления началась еще в 80-е годы с создания национального ИТ-плана. Сегодня азиатский Нью-Йорк является примером образцового smart city - более 80% граждан Сингапура общаются с государством в электронной форме.

В российских городах работает портал госуслуг , через который можно получить новый паспорт, лицензию, записаться на прием к врачу, оплатить услуги ЖКХ - почти 29 миллионов человек ежедневно пользуются электронным сервисом через десктоп или мобильное приложение.

Другой пример - сайты и мобильные приложения, где каждый может оставить заявку на исправление текущих городских проблем в режиме реального времени. В 2007 году в Великобритании появился сервис FixMyStreet (Почини мою улицу), на котором собраны обращения граждан о ямах на дорогах, незаконных свалках, неработающих светофорах и примерах вандализма. Сегодня сервис работает в десятках городов по всему миру. В Петербурге есть аналогичная услуга - портал «Наш Санкт-Петербург» (в 2015 году на нем было зарегистрировано более 11 000 сообщений от инициативных горожан). Оба сервиса имеют версию мобильного приложения.

Технологии умного города: экономим на спичках миллионы евро в год

Изменения в городском управлении были бы невозможны без ключевых перемен в инфокоммуникационных технологиях, которые произошли за последние 20 лет. Второе, что отличает умный город от всех остальных – передовые технологии.

С технической точки зрения умный город представляет собой городскую телеметрическую сеть, которая дает руководителям доступ к единой базе знаний, обновляющейся в режиме реального времени и содержащей актуальную информацию о действиях городских служб, состоянии инфраструктуры и распределении потоков электроэнергии.

Интеллектуальные счетчики

Внедрение интеллектуальных счётчиков в отраслях распределения ресурсов - самый простой пример. Во всем мире такие устройства устанавливаются на электросетях, в тепловой энергетике и на газораспределительном оборудовании, водопроводе для облегчения и упрощения взаиморасчетов между поставщиками и потребителями.

Это выгодно?

Конечно! Например, крупнейшее в мире развёртывание сети интеллектуальных счётчиков было предпринято компанией Enel SpA в Италии (свыше 27 миллионов потребителей). За 5 лет Enel установила такие счётчики каждому из своих клиентов. Стоимость проекта составила приблизительно 2,1 миллиарда евро, а экономия, которую приносят счётчики в ходе эксплуатации, оценивается в 500 миллионов евро в год. Умные счётчики на конкретном объекте (дом, предприятие, офисное здание) объединяются в единую сеть через каналы связи и передают собранные данные на специализированный сервер, обрабатывающий информацию. Сервер взаимодействуют с биллинговой системой, оперативно производя начисления. Информация доступна конечным потребителям через мобильное приложение или web-портал, поставщикам и муниципальным властям поступает через API.

Для поставщиков это выгодно в первую очередь из-за улучшения платежной дисциплины, предупреждения неплатежей и профилактики воровства ресурсов. Для жителей это простой и удобный способ оплатить счета, узнать текущие показатели потребления коммунальных услуг, возможность снизить расходы - за счет оптимизации потребления. Снизить потребление поможет автоматическое управление умными счетчиками. Например, можно настроить требуемую температуру в квартире по расписанию, а освещение включать по датчикам (движения/тепла), причем ночью сделать свет приглушенным.

Умное управление уличным освещением

Интеллектуальная система наружного освещения также позволяет экономить существенную часть городского бюджета. Представьте, вместо обычных светодиодных ламп на уличных фонарях можно установить многофункциональные комплексы, включающие солнечные панели или светодиодные лампы.

Интеллектуальная система уличного освещения на базе такой технологии освещает улицы исторического квартала г. Квебека (Канада). Особенность проекта в том, что по запросу энергетических компаний можно уменьшить энергопотребления в часы пиковой нагрузки.

Так, выключая декоративное освещение, снижая яркость уличных светильников и отключая на какой-то период времени ненужное освещение, можно снизить уровень энергопотребления в целом по городу. Кроме того, сэкономленная энергия предоставляется в распоряжение энергетических компаний.Такой метод оправдывает себя особенно в зимнее время при низких температурах и коротком световом дне, когда энергопотребление достигает своего максимума. Новая система позволила г. Квебеку сэкономить 30 % энергии.

Один из немногих российских городов, где внедрили аналогичные технологии ­- это Курск. В городе провели полную модернизацию системы уличного освещения, что позволило сократить электропотребление на 50%, сэкономить около 60 млн руб. ежегодно и существенно снизить уровень аварийности на дорогах.

Умные транспортные системы

Согласно отчетам Американского общества интеллектуальных транспортных систем (ITS America), 30 % всех заторов движения в городах создают водители, ищущие место для парковки. Это отнимает время, вызывает неудобства и увеличивает выбросы углекислого газа. Умная парковка - один из вариантов решения проблемы.

Для города внедрение такой системы увеличивает рост дохода за счет снижения простоя свободных парковочных мест. А еще это повышение эффективности сотрудников парковок и правоохранительных служб и увеличение числа выигранных споров по штрафам за нарушение правил парковки. Кроме того, можно будет получить доход за счет гибкого изменения цен. На основании аналитических данных снизить там, где много пустующих мест и повысить там, где много желающих запарковаться.

Второй вариант - умное управление дорожным движением. Согласно оценкам аналитиков, более 25 % заторов носит разовый характер и обусловлены возникшими проблемами на дорогах. Внедрение этой технологии поможет устранить проблему.

Специалисты дорожной службы контролируют текущую обстановку на карте с цветовыми обозначениями, включая видео с различных камер. В случае возникновения проблемы на дороге оповещают необходимые службы: полицию, пожарных, скорую, газовую, службу водоканала, электросети. Если надо, корректируют графики работы светофоров. Отчеты о проблемах на дорогах с разбивкой по времени суток, дням недели и месту, позволяют находить зоны с постоянными проблемами и разработать планы по их устранению.

Smart City – Happy People

Социологи и экономисты сходятся во мнении: в умных городах живут счастливые люди. Как измерить индекс счастья, скептически спросите вы? Уровень доверия жителей своему правительству, возможность влиять на процесс принятия решений, чувство защищенности и безопасности, низкий уровень правонарушений и высокая степень ответственности всех участников городской среды – вот лишь то немногое, что отличает повседневность smart city.

Но это не значит, что нужно стремиться к искусственному типированию городов на «умные» и «все остальные».

Современные возможности позволяют пользователям самостоятельно построить свой «умный» город практически в любом населенном пункте – через мобильные приложения в смартфонах, запуск собственных стартапов, нацеленных на улучшение качества жизни и внедрение цифровых сервисов в рамках своего сообщества.

Как еще интеллектуальные системы изменили нашу жизнь? Почему общественный транспорт мегаполисов невозможно представить без мобильных технологий? Сколько миллионов приносит городу умная парковка? И может ли умное управление дорожным движением справиться с пробками? Об этом мы расскажем в следующий раз. А пока…

Оставайтесь на связи!

Впервые серьезно о концепции Smart City заговорили уже в 90-х, когда поняли, что будущее - это развитие в контексте IT-сектора. Интересно, что тогда в первую очередь Smart Сity рассматривали как возможность защитить окружающую среду от пагубного влияния человека. Понятно, что сначала идею нужно было популяризировать, чтобы заинтересовать государство, инвесторов и обычных граждан, так как технологии были еще слишком несовершенны. Прошло 20 лет и сегодня Smart city – это реальность.

Корреспондент «МИР 24» разобралась, какой станет жизнь в Smart City, если посмотреть на проекты, которые уже удалось реализовать.

«Умный город» - это интеграция информационных и коммуникационных технологий для управления городским имуществом, объединяющих школы, транспорт, места общественного питания, библиотеки, больницы, электростанции, водоснабжение, утилизацию отходов и многое другое.

Активное претворение в жизнь концепции «умных городов» началось в 2008 году из-за финансового кризиса, которым грамотно воспользовался IT-сектор. CEO компании IBM Сэм Палмисано 6 ноября 2008 года выступил с речью «Разумная планета: новая цель для мировых лидеров», в которой объяснил финансовое падение игнорированием технологического прогресса, который требует от общества перехода на smart system.

Международная консалтинговая компания McKinsey предсказывает появление 600 «умных» городов уже к 2020 году. Согласно прогнозу, они будут генерировать по меньшей мере две трети мирового ВВП.

Хотя скептики, ссылаясь на популярную площадку для стартапов Angel.co, отмечают, что из нескольких сотен проектов, реализующих концепцию «умных городов», лишь единицы берутся за реализацию целого Smart City. В большинстве своем это какие-то отдельные элементы: WI-FI-скамейки, смартфон, как замена ключам от дома, сервисы по утилизации отходов, отслеживание украденных велосипедов с помощью WI-FI. Но даже несмотря на такие негативные оценки, уже сегодня есть целые города, работающие в системе Smart.

ИНЬЧУАНЬ

Столица китайской провинции Нинся - Иньчуань - примечательна тем, что это единственный город в мире, в котором не нужны банковские карты, проездные и соответственно наличные деньги. Вместо них – лицо. Для того чтоб оплатить услугу, нужно всего лишь подставить его под систему распознавания лиц, и нужная сумма будет автоматически списана с вашего счета.

Чтобы купить продукты, здесь больше не нужно идти в магазин - достаточно заказать их через мобильное приложение. Ждать курьерской доставки тоже не потребуются, оплатив покупку, спокойно можете забрать товар в ближайшем холодильнике – камере хранения.

Все мусорные контейнеры работают от солнечных батарей, когда бак заполнен, в коммунальную службу поступает соответствующий сигнал, и его вывозят.

А в здании местной администрации на входе вместо сотрудников работают голограммы. Многие процедуры, которые нужно было решать раньше, общаясь с чиновниками, теперь выполняются онлайн.

Smart City в Китае – это еще и государственная цель. К 2050 году правительство КНР планирует переселить в города 250 миллионов сельских жителей, а «умные города» - это как раз то, что может стать дополнительным стимулом для граждан.

Использовать smart–систему в Китае решили в маленьких, по местному масштабу, городах - крупные и так слишком перенаселены, рассказал вице-президент стратегических програм м TM Forum Карл Пива.

«Проблема в том, что Пекин и Шанхай - уже слишком крупные и устоявшиеся территории. А небольшие города вроде Иньчуаня – более гибкие и с большей готовностью принимают нововведения. Кроме того, правительству нужно как-то привлекать в малые города людей, которые иначе переедут в тот же Пекин или Шанхай».

ФУДЗИСАВА

В 2016 год в Японии «открылся» умный город Фудзисава, где во всех домах используют только солнечную энергию, водопотребление снижено на 30%, а пользоваться можно только электрическими автомобилями, велосипедами и самокатами.

На улицах города установлены сенсорные системы, поэтому освещение работает только, когда на улицах есть люди. А в случае землетрясений город сам в течение трех дней может обеспечить жителей горячей и холодной водой. Все объекты управляются из комплекса Fujisawa SST Square на центральной городской площади.

МИЛТОН-КИНС

Этот британский город получил статус Smart , когда Министерство предпринимательства, инноваций и ремесел Великобритании в 2010 году запустило здесь программу Catapult Transport Systems.

Катапульта из Милтон-Кинс продолжила правительственную программу Low-carbon Urban Transport Zone (LUTZ) и занялась разработкой LUTZ Pathfinder - беспилотного электрокара .

В 2015 году двухместные машины, работающие на электричестве, впервые появились на улицах города. Состоят они из 22 сенсоров, радара, панорамных и стереокамер. Без подзарядки электрокары могут проехать 64 километра.

Позже был запущен проект MK:Smart. Он собирает все данные о городе в одну систему: показания спутников, датчиков в почве и системах энерго- и водопотребления; информацию с камер видеонаблюдения с функцией распознавания; социальные и экономические показатели. Таким образом, разработчики дают гражданам шанс самостоятельно контролировать расходы энергии и воды.

СИНГАПУР

Правительство Сингапура запустило программу « Smart Nation », в рамках которой превращает город в «умный». Квартал Yuhua оснастили сенсорами, которые контролируют потребление воды и электроэнергии, вакуумной системой утилизации отходов и солнечными панелями.

В домах установили специальные датчики, которые контролируют передвижения пожилых людей, если система видит, что-то необычное, то он отправляет уведомления в больницу и родственникам.

А в 2016 году на улицах запустили беспилотные автомобили. К 2020 году все автомобилисты будут обязаны установить специальную навигационную систему, которая позволит отслеживать положение автомобиля в реальном времени.

МАСДАР

В 2006 году в ОАЭ началась реализация программы «умных городов» в пригороде Абу-Даби - Масдаре. Основная идея – минимизация выброса углерода, поэтому все системы работают на возобновляемых источниках энергии, а не электрическим автомобилям запрещено подъезжать к границе города ближе, чем на две мили.

В Масдаре запустили систему беспилотного электрического транспорта Personal rapid transit. Энергию город получает не посредством сжигания полезных ископаемых, а от солнечных ферм, таким образом, город потребляет только 20% энергии, которая используется в обычном городе.

Все улицы в городе строят с учетом положения солнца и направления преобладающих ветров. Сдача первых жилых помещений запланирована на 2018 год, собираются заселить 7000 человек. А к 2030 году планируется, что население достигнет уже 100 тысяч человек. Сейчас в городе живут 300 научных сотрудников, которые работают над реализацией проекта.

Екатерина Дегтерева

Темпы урбанизации в XXI веке зашкаливают. С каждым годом количество людей, стремящихся перебраться в большие города, лишь возрастает. Мегаполисы привлекают жителей сел и деревень хорошими условиями работы, более высокими заработками, развитой инфраструктурой и качественной медициной. Но в связи с этим возникает ряд закономерных вопросов.

Как повысить уровень жизни городского населения? Как максимально упростить процесс управления городом? Можно ли усовершенствовать работу муниципального транспорта? Найти ответы на все эти вопросы поможет развитие концепции умных городов. Собственно, о ней и пойдет речь в нашей статье.

Проблема идеального города

Виченцо Скамоцци, Леонардо да Винчи, Франческо де Марка, Джованни Беллуччи, Ле Корбюзье - все эти талантливые люди в разные времена работали над идеей так называемого идеального города. О том, как создать такой населенный пункт, в Европе стали активно задумываться еще в эпоху Средневековья.

Так, например, сохранился чертеж двухуровневой улицы с раздельным транспортным движением, датируемый серединой XV века. Его автором является выдающийся итальянский ученый Леонардо да Винчи. На северо-востоке Италии находится уникальный старинный город Пальма Нова в форме звезды. Он был заложен еще в 1593 году. Именно таким представлялся «идеальный город» архитектору Виченцо Скамоцци.

Разумеется, с бурным развитием науки и информационных технологий представление об идеальном городе несколько изменилось. На рубеже ХХ и XXI века зародилась концепция «умного города», в основе которой лежит автоматизация абсолютно всех процессов городской жизнедеятельности.

Smart City: основные задачи интеллектуального города

Понятие «умный город» возникло относительно недавно. Причем однозначного и общепринятого толкования этого термина пока нет. Сама концепция умного города (Smart City - в англоязычном варианте) зародилась в конце 90-х годов. Именно тогда прогрессивная часть человечества впервые осознала, что будущее - за развитием IT-сектора. Любопытно, что изначально эта идея развивалась исключительно в экологическом и природоохранном контексте. Но шли года, и уже сегодня Smart City - это всеобъемлющая реальность.

Итак, что же такое «умный город»? Можно дать следующее определение: это интеграция всех коммуникационных и информационных технологий с целью эффективного управления городской системой. Согласно концепции «умного города», все эти технологии используются для того, чтобы решить ряд важных задач:

  1. Рациональное использование всех объектов городской инфраструктуры.
  2. Комплексное благоустройство среды.
  3. Оперативный сбор и передача данных городским чиновникам.
  4. Установление тесных связей между городским управленческим аппаратом и местными жителями.

7 признаков умного города

Если говорить коротко, основной целью программы «умного города» является повышение эффективности работы всех муниципальных служб. Можно ли как-то отличить Smart City от обычного населенного пункта? Оказывается, можно. Вот семь основных признаков умного города:

  • Привлечение простых городских жителей к вопросам менеджмента.
  • Наличие интеллектуальных систем
  • Разумный подход к уличному освещению.
  • Внедрение общегородской и доступной сети Wi-Fi.
  • Активное использование солнечных батарей.
  • Наличие системы через sms-сообщения.
  • Минимальное использование наличных средств для оплаты услуг и товаров.

К основным города сегодня относятся беспроводные сенсорные сети, различные онлайн-платформы, датчики (например, для контроля дорожного движения, уровня загрязнения воздуха и т. д.), электронные карты и приложения.

Устройство умного города

Согласно рассматриваемой нами концепции, умный город состоит из семи структурных компонентов (частей) - трех основных и четырех вспомогательных. Это:

  1. Умная экономика (развитие информационно-коммуникационных технологий, благоприятная среда для инноваций, наличие системы онлайн-бронирований).
  2. Умная финансовая система (безналичные расчеты, доступность банкоматов и терминалов, прозрачность в распределении тендеров).
  3. Умный городской менеджмент (открытость муниципальной администрации, тесные связи между местной властью и простыми жителями).
  4. Умный общественный транспорт.
  5. Умная инфраструктура.
  6. Умное освещение.
  7. Умные жители.

Давайте более подробно рассмотрим некоторые из этих компонентов, а именно транспорт и освещение.

Умный городской транспорт

Транспорт будущего, по убеждению известного бразильского урбаниста Жайме Лернера, будет маневренным и чрезвычайно дешевым. Он будет курсировать по поверхности и сможет легко интегрироваться в подземные линии метрополитена. Сегодня в разных странах идет активная работа над разработкой смарт-автобуса, смарт-велосипеда и смарт-такси.

Умный транспорт контролирует все, что происходит в пассажирском салоне и на дорожном полотне. При этом он способен оперативно передавать информацию о нарушениях ПДД в соответствующие органы.

Одной из важнейших составляющих любого умного города является геолокация. Она помогает отслеживать движение городского транспорта в режиме онлайн, определяя местоположение конкретного автобуса, троллейбуса или такси. Во многих городах мира уже внедрена система оптимизации движения муниципального транспорта, которая подсказывает пассажиру (через специальные информационные панели или смартфоны пользователей) оптимальный маршрут передвижения.

Умное городское освещение

Представьте себе, что вы идете по ночной улице, фонари на которой зажигаются автоматически по ходу вашего продвижения. Подобные технологии уже давно внедрены во многих городах планеты. Так называемые датчики движения сегодня необычайно популярны. Они фиксируют присутствие человека (или транспортного средства), и только тогда включают свет. Ученые подсчитали, что умные светильники в рамках концепции «умного города» способны сэкономить до 80 % электроэнергии по сравнению с обычными лампами накаливания.

Следует отметить, что в ближайшем будущем освещение станет комфортным не только для людей, но и для растений. Уже ведутся исследования по умному освещению городских парков и садов, с учетом автоматической регулировки яркости, интенсивности и оттенков излучаемого света.

Бурно развивается архитектурное освещение. Благодаря широкому разнообразию светодиодных ламп создаются новые возможности для оригинальной дизайнерской подсветки фасадов городских зданий и общественных сооружений.

Smart Cities: самые известные примеры

В настоящий момент концепция Smart City в большей или меньшей степени реализуется в 350 городах мира. По прогнозам аналитиков, к 2020 году эта цифра увеличится до 600 населенных пунктов. Вот примеры самых умных городов планеты:

  • Сингапур (Сингапур).
  • Масдар (ОАЭ).
  • Колумбус (США).
  • Иньчуань (Китай).
  • Фудзисава (Япония).
  • Куритиба (Бразилия).

Давайте вкратце рассмотрим, какие интеллектуальные технологии внедрены и используются в перечисленных населенных пунктах.

Сингапур

В рейтинге самых умных городов первую строчку нередко отдают Сингапуру. Правительством страны здесь была запущена специальная программа Smart Nation, в рамках которой городские кварталы оснастили солнечными панелями, вакуумными мусоросборниками, а также сенсорами, контролирующими объемы потребления электроэнергии и воды. Во многих домах Сингапура есть особые датчики, которые следят за передвижениями пожилых людей и, в случае необходимости, отправляют сообщения в ближайшие больницы.

Масдар

Селение Масдар - это футуристический проект города будущего, расположенного на территории Объединенных Арабских Эмиратов. По замыслу проектировщиков, он должен стать полностью автономным и самодостаточным. Вся энергия, необходимая для функционирования городских служб и систем, будет получена исключительно из природных возобновляемых источников - ветра, солнца и воды. Несмотря на жаркий климат, на улицах Масдара будет сохраняться комфортная для жизни человека температура воздуха. Полностью этот проект будет реализован лишь к 2030 году.

Колумбус

В столице штата Огайо проживает не менее 850 тысяч человек. Компания Google внедрила здесь свою систему Flow, которая собирает и анализирует информацию о транспортном трафике со смартфонов и навигаторов. Это помогает муниципальным властям избегать больших пробок, а местным жителям - выбирать оптимальный маршрут и способ передвижения с учетом загруженности основных дорог. Помимо этого, совсем скоро в Колумбусе начнут курсировать беспилотные автобусы-челноки.

Иньчуань

Относительно небольшой китайский город Иньчуань примечателен, прежде всего, тем, что здесь нет необходимости не только в наличных деньгах, но и в банковских картах. Для того чтобы совершить покупку, достаточно поднести свое лицо к специальному сенсору. Уникальная автоматически спишет нужную сумму с вашего счета.

Помимо этого, в городе успешно действует и ряд других умных технологий. Например, все мусорные контейнеры работают от солнечных батарей и оснащены индикаторами наполнения. А вот в здании местной администрации посетителей встречают не госчиновники, а голограммы, которые способны решить многие проблемы горожан.

Фудзисава

Как не упомянуть о Японии, которая сегодня является одним из лидеров по внедрению новейших технологий и разработок. Совсем недавно в этой стране был торжественно открыт умный город Фудзисава. По его улицам колесят исключительно электрические автомобили, а все дома используют только энергию Солнца.

На улицах и в переулках Фудзисавы установлено умное освещение. Фонари включаются лишь тогда, когда в зоне их действия находятся движущиеся объекты. В Японии, как известно, нередки землетрясения. Но город Фудзисава полностью готов к любым стихийным бедствиям и способен обеспечить своих жителей холодной и горячей водой как минимум на трое суток.

Куритиба

Бразильская Куритиба - это, пожалуй, самый яркий пример «умного города», если говорить исключительно о развивающихся странах. Многие проблемы современного мегаполиса здесь были разрешены еще пятьдесят лет назад. Во многом благодаря усилиям мэра города - Жайме Лернера. Он прославился на весь мир модернизацией своей родной Куритибы, преобразовав городскую среду до эталонного уровня с точки зрения планирования.

Особых успехов Лернер добился в сфере городского транспорта. Статистические данные говорят сами за себя:

  • Общественный транспорт Куритибы потребляет на 30 % меньше топлива, чем в других крупных мегаполисах.
  • Система городского автобусного транспорта работает не менее эффективно, чем легкое метро.
  • Куритиба славится одной из крупнейших пешеходных зон среди всех городов мира.
  • Около 70 % жителей Сан-Паулу хотели бы жить в Куритибе.

Умные города России

Концепция интеллектуальных городов в последние годы вызывает огромный интерес в России. Положительным является и тот факт, что она находит отклик у политиков и чиновников разного уровня. Так, в 2016 году по инициативе Правительства Москвы был открыт центр «Умный город» на ВДНХ. Для него построили отдельный павильон с довольно оригинальным оформлением внешних фасадов (в виде рельефного рисунка компьютерных микросхем).

В пределах Москвы концепцию умного города хотят реализовать в поселке Коммунарка (поселение Сосенское). Здесь столичные власти планируют создать современный деловой центр при участии французской компании Engie.

А вот компания Huawei принимает непосредственное участие в реализации проекта «Безопасный город» в Санкт-Петербурге. В Северной столице уже разработана система облачного хранения видеофайлов, собранных с 12 000 камер наблюдения. Она позволяет в считаные минуты отыскать нужный фрагмент и принять соответствующие меры по обеспечению безопасности. Общая емкость этого облачного хранилища впечатляет: около 40 ПБ (для справки: в 1 ПБ - 1 млн ГБ памяти).

«Умный город»: концепция "Ростелекома"

В апреле 2018 года в Минстрое РФ состоялось расширенное заседание специальной рабочей группы при участии представителей различных регионов страны. На нем Ростелеком представил дорожную карту нового проекта «Умный город» в рамках госпрограммы «Цифровая экономика России».

Концепция «Умный город», разработанная компанией «Ростелеком», включает в себя ряд задач по шести различным направлениям, призванным существенно улучшить жизнь горожан. В числе важнейших результатов реализации данного проекта:

  • Внедрение общественного транспорта на беспилотном управлении.
  • Сокращение аварий и чрезвычайных ситуаций в системе ЖКХ.
  • Снижение общего количества ДТП в городах.
  • Увеличение надежности снабжения энергоресурсами.

Минстрой РФ также составил список муниципалитетов, на территории которых будет реализовываться этот пилотный проект. В него вошли 18 городов: Пермь, Воронеж, Великий Новгород, Новосибирск, Котовск, Евпатория, Тольятти, Ижевск, Елабуга, Глазов, Саров, Новоуральск, Сатка, Сарапул, Магас и Сосновый Бор.

В заключение…

«Умный город» - концепция, в основе которой лежит населенный пункт, использующий разнообразные информационные технологии для более эффективного функционирования всех своих служб и систем. Ключевая идея такого города заключается в сборе различной информации (в реальном времени) и использовании ее для принятия рациональных, конструктивных решений.

  • Облачные вычисления ,
  • Сетевые технологии ,
  • Системное администрирование
  • – Вот ты говорил, город – сила, а здесь слабые все…
    – Город – это злая сила. Сильные приезжают, становятся слабыми, город забирает силу… Вот и ты пропал!
    к/ф «Брат»

    Мы с вами живем в удивительное время. Время, когда претворяется в жизнь то, о чем говорили фантасты прошлых десятилетий.

    Для нас уже нет ничего необычного в «умном телефоне», «умном пылесосе», «умном автомобиле», «умном доме»: смартфоны и роботы-пылесосы уже стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, все популярнее становятся системы автоматизации жилых зданий, активно ведется разработка беспилотных автомобилей.

    Процесс «smart-изации» всего и вся нас окружающего подобно снежному кому набирает и набирает скорость, увеличиваясь в объеме. И с высокой долей уверенности можно заявить, что следующим звеном этой цепочки станет «умный город», ведь практически все большие агломерации так или иначе задумываются об автоматизации процессов управления городским хозяйством.

    Думаю, самое время разобрать тему по полочкам:)

    Город-сказка, город-мечта

    Что же представляет собой «умный город», или же, выражаясь языком Шекспира, Smart city? По сути это универсальная комплексная система информационной поддержки, которая выполняет две основные функции:

    – обеспечивает ключевой информацией все уровни городской исполнительной власти;
    – предоставляет интерфейсы обратной связи, через которые исполнительная власть может воздействовать на определенные сферы городской жизни, попадающие в зону ее ответственности.

    В чем ее польза?

    Во-первых, реализация этой концепции однозначно повышает качество жизни населения региона, или, как это сейчас стало модно называть, life quality experience.

    Во-вторых, это снижение затрат на эксплуатацию инфраструктуры за счет автоматизации рутинных процессов по управлению городским хозяйством и создания средств объективного контроля за работой городских служб. В нынешних жестких экономических условиях, сопровождающихся сокращением количества денег, в том числе и в сферах ЖКХ, оптимизация текущих процессов – едва ли не самое популярное решение.

    Но сорвем красивую упаковку и посмотрим, что скрывается под этикеткой «Smart city».

    Ключевым связующим звеном «умного города» является некоторый операционный центр, который аккумулирует в себе информацию от нижестоящих систем и является высокоуровневым агрегатором управляющих воздействий.

    Следующий уровень за центральной консолью – уровень конкретных областей городского хозяйства , в каждой из которых стоят свои задачи и свои показатели эффективности со своей спецификой. И в связи с этим каждая такая область управляется отдельным приложением. Например, приложение по «умному управлению городским освещением», которое позволяет задавать с центральной консоли общую политику управления светом в городе и оптимизировать затраты на электричество и операционную поддержку освещения. Или система «умного управления жилищно-коммунальным хозяйством», которая следит за состоянием разных участков ЖКХ и может эффективно реагировать на сбои в отдельных своих частях, а также прогнозировать потенциальные проблемы на основе анализа собранных с датчиков данных (например, где-то на магистрали наблюдается падение давления: вероятнее всего, на каком-то из участков возникла протечка, и система управления призвана помочь локализовать и устранить повреждение, пока это не привело к возникновению аварии).

    Все эти обособленные системы («умный свет», «умное ЖКХ», «умные системы управления трафиком», «умные здания», «умная медицина» и т.д.) сводятся в единую центральную консоль управления городом – этакий «городской мозг», который обрабатывает полученную информацию: фильтрует, сортирует, агрегирует и анализирует. Результаты этой обработки выводятся на общегородской dashboard, отражающий текущее состояние городских систем, – своего рода панель управления городского начальника.

    Если на центральной панели наблюдаются какие-то проблемы, то ответственные лица могут перейти в конкретную систему управления областью городского хозяйства прямо из панели и оперативно разобраться в деталях происходящего, принять адекватные меры.

    City as a service

    Помимо мониторинга городских систем и коммуникаций, «умный город» призван изменить в лучшую сторону еще один ключевой аспект городской жизни – процесс взаимодействия власти и гражданина. Если раньше каждая область городского хозяйства была практически суверенной и управлялась относительно независимо от остальных (со своими стандартами, правилами, процедурами), то «умный город» в своей идеальной реализации должен предоставить гражданину доступ к городским сервисам через единый интерфейс, к которому были бы применимы общие правила взаимодействия с понятными индикаторами качества и понятными принципами работы. Фактически это должна быть реализация идеи «Город как сервис», дающая гражданину максимально быстрый и удобный способ обратного взаимодействия с городской инфраструктурой. «Интегрированное городское правительство», если хотите.

    Технологический базис
    Естественно, для воплощения этой концепции в жизнь необходим ряд технологий и построенных на базе этих технологий решений, позволяющих реализовать «умный город» с технической точки зрения.

    Можно выделить четыре базовых элемента в технологической структуре «умного города», а именно:

    – интернет вещей , технологическая концепция которого позволяет собирать нужную информацию от объектов и обеспечивает обратную связь с ними;
    – инфраструктуру передачи данных , связывающую приложения с объектами городской инфраструктуры;
    – системы анализа данных , позволяющие извлечь из большого объема данных полезную информацию;
    – систему агрегации и унификации данных , призванную упорядочить и синхронизировать огромные потоки данных.

    По функциям интернета вещей и инфраструктуры передачи данных все более-менее понятно, а вот о присутствии платформ обработки данных в описанном технологическом базисе скажем отдельно.

    Очевидно, что информационный поток в системах «умного города» огромен и большая часть информации фактически дублируется, а то и вовсе не является ценной. И системы работы с данными играют важнейшую роль: нужно правильно отфильтровать и кластеризовать данные, проанализировать и выявить зависимости – от этого зависит корректность прогноза и точность реакции на возникающие события.

    Пожалуй, будет справедливо сказать, что именно в этих системах и заключен «разум умного города», его «мозговой центр». И конечно, «умный город» невозможен без «умных людей» – экспертов с достаточным для эффективного использования систем уровнем знаний и навыков.

    Внимание, вопрос!

    Объявляем перерыв. Перерыв на рубрику «Минутка каверзных вопросов». И победителем рубрики сегодня становится вопрос «На чем основана гипотеза о росте популярности технологии «умный город» в ближайшем будущем?».

    Спасибо за вопрос. На сегодняшний день явно просматриваются два глобальных процесса, располагающих к распространению «умных городов».

    Первый из них – это рост городского населения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сегодня в городах живет более 60% населения Земли, и тренд по увеличению количества людей в городах сохраняется. Например, Москва по количеству населения – это примерно три Финляндии и примерно полторы Чехии. При этом города сегодня создают до 70% валового мирового продукта, т.е., другими словами, до 70% мировой экономики находится в городах. Эффективно управлять таким огромным хозяйством без использования высокотехнологичных инструментов едва ли возможно. Поэтому уже сегодня все крупные агломерации занимаются внедрением в жизнь концепции Smart city. С разным уровнем готовности примеры проектов построения «умных городов» есть во всех без исключения частях света.

    Процесс второй , пожалуй, даже более важный, чем первый, – поиск новых источников дохода на следующем этапе технологического развития. По существу, внедрение «умного города» – большой и прибыльный бизнес. Согласно классической матрице BCG (Boston Consulting Group) развитие ниши «умных городов» – это вывод на рынок новой «дойной коровы», которая в следующие несколько лет будет нести большую прибыль в IT-отрасль.

    По разным оценкам, к 2020 году этот рынок будет составлять порядка полутора триллионов долларов. Причем монетизация «умного города» может идти самыми разными путями: четкой модели, по которой работает рынок, пока еще нет. Однако, как ни крути, полтора триллиона – большие деньги, и многие за них хотят побороться.

    Чего же мы ждем?!

    При всей перспективности решения имеется ряд причин, препятствующих взрывному развитию «умных городов». И компания Huawei заинтересована в преодолении этих препятствий, поскольку мы видим будущее в развитии «умных городов».

    Одна из таких причин – legacy старых систем с разрозненными интерфейсами данных и старыми протоколами, которые непонятно как интегрировать друг с другом. Такие сети работают медленно, имеют множество проблем с безопасностью и еще целый букет недостатков. И решений тут два: либо вырезать на корню старые системы и менять на новые (но это дорого и не всегда возможно), либо изобрести некоторую «волшебную железку», которая «вжух!» и соберет нужные данные с разнородных интерфейсов, нормализует их и передаст на вышестоящую платформу.

    В Huawei пошли по второму пути. Мы разработали универсальный шлюз с большим количеством проводных и беспроводных интерфейсов, который выполняет работу по сбору и нормализации данных из разнородных источников. На текущем уровне технологического развития без такого универсального шлюза построение инфраструктуры сбора данных в «умном городе» сопоставимо с чудом. Либо сеть будет очень сложной и многократно избыточной, либо она не будет собирать все необходимые данные.

    Итак, что из себя представляет универсальный шлюз от Huawei? Фактически это инфраструктурная основа сети в «умном городе» – IoT-маршрутизатор, выполненный в индустриальном корпусе и предназначенный для работы на улице, защищенный от воздействия неблагоприятных погодных условий.

    Ключевое понятие здесь – IoT. В этом шлюзе интегрирована поддержка специальных промышленных интерфейсов передачи данных (PLC, DI/DO и т.д.), характерных больше для SCADA-систем, нежели для телекоммуникационной инфраструктуры. Помимо этого, в нем реализованы полный стек стандартных сетевых протоколов и системы сетевой защиты (встроен межсетевой экран), посему можно без зазрения совести сказать, что это полноценный маршрутизатор.

    Развертывание сетевой инфраструктуры «умного города» на базе таких шлюзов становится довольно типичной и понятной задачей.

    Другая причина, являющаяся «стопером» для развития «умных городов», – отсутствие платформы, способной работать с по-настоящему большими данными. Информационный поток «умного города» весьма требователен к производительности систем, обрабатывающих эту информацию.
    На эту проблему Huawei может ответить системой Fusion Insight.

    Fusion Insight реализована на базе Hadoop, в основе лежат облачная платформа Fusion Sphere (OpenStack), система хранения данных Huawei OceanStor и вычислители на базе Х86.

    Мы видим большие перспективы развития технологий «умных городов», роста объемов рынка. Именно поэтому часть разработки компании Huawei в ближайшем будущем будет направлена на поддержание популяризации технологий Smart City и техническое обеспечение развития данных технологий.

    Теги:

    • Smart city
    • технология
    • инфраструктура
    Добавить метки