Основные положения гигиены. Предмет гигиены и экологии человека. Методы гигиенических исследований Гигиенические и экологические значения объектов окружающей среды

Сущность науки гигиены, ее отличия от других наук

Определение 1

Гигиена – это наука, которая изучает влияние факторов природной и антропогенной среды на состояние здоровья человека и общества. Целью науки является уменьшение их отрицательного влияния на организм, при помощи профилактических мероприятий.

Гигиена, хотя во многом и напоминает медицину, имеет ряд важных отличительных особенностей. Тогда как в центре изучения медицины находится больной человек, гигиена ставит в центр изучения здорового человека. В медицине помощь оказывается индивидуально, гигиена же разрабатывает мероприятия по профилактике в различных коллективах (на работе, в школе, на производстве).

В течение жизни, каждый человек подвергается воздействию множества факторов окружающей среды. Они могут быть как положительными и необходимыми человеку, так и негативными, отрицательно влияющими на здоровье и состояние человека. Все их можно распределить по четырем группам:

  • Химические факторы. Это химические соединения, которые входят в состав воздуха, воды и почвы. Они попадают в организм через растения, а их недостаток или избыток может спровоцировать заболевание.
  • Физические факторы. Сюда относится температура, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, шум, вибрация и так далее.
  • Биологические факторы. Это живые организмы, такие как бактерии, грибы или простейшие, которые являются причиной многих заболеваний.
  • Психогенные факторы. В эту категорию входя слово, речь, письмо. Эти явления вызывают у человека эмоции, а это в свою очередь, сильно воздействует на организм.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Гигиена и экология 410 руб.
  • Реферат Гигиена и экология 240 руб.
  • Контрольная работа Гигиена и экология 190 руб.

Все вышеперечисленные факторы тесно связаны с характером рабочей деятельности человека и с особенностями окружающей его природной и техногенной среды.

Задачи гигиены

В задачи гигиены входит обоснование гигиенических нормативов факторов окружающей среды. Гигиенический норматив – это минимальная или предельная величина количественного показателя, характеризующего биологический фактор окружающей среды, который допустим для нормальной жизнедеятельности организма.

Сюда относятся установление предельно допустимых концентраций вредных примесей (ПДК) в воде, в атмосфере, в почве и так далее.

В науку гигиену входит также ряд самостоятельных направлений:

  • Коммунальная гигиена;
  • Гигиена питания, труда, детей, подростков и др.
  • Герогигиена (наука, изучающая действие факторов окружающей среды на процесс старения организма).
  • Личная гигиена и так далее.

Методы науки

В зависимости от того, какие задачи стоят перед исследователями, используются самые разнообразные методы данной науки, среди которых можно выделить следующие:

  • Метод санитарного обследования применяется для изучения окружающей среды. Он состоит в обследовании и описании объектов среды, например, промышленное предприятие, столовая, водный источник.
  • Метод лабораторных исследований применяется при оценке характеристики факторов окружающей среды для получения объективных данных.
  • Метод мониторинга применяют для непрерывного слежения за определенными параметрами среды и для их автоматической регистрации.
  • Клинический метод применяется во время медицинских осмотров, с его помощью можно выяснить, как организм реагирует на изменение факторов окружающей среды. Например, ухудшение зрение в условиях плохой освещённости или заболевания легких, развивающихся в запыленных помещениях.
  • Метод лабораторного эксперимента. В этом случае, в условиях лаборатории воспроизводят различные условия окружающей среды и следят за тем, как организм реагирует на изменения – отрицательно или положительно. Все данные тщательно обрабатываются, а в качестве подопытных выступают животные или добровольцы.
  • Метод статистики. Охватывает показатели здоровья всего населения и позволяет выяснить положительное или отрицательное влияние среды на организм.

Замечание 1

Не стоит путать понятия гигиены и санитарии, две эти науки отличны друг от друга. Гигиена – это наука о влиянии жизни и труда на здоровье человека. Гигиена предусматривает разработку правил и нормативов, направленных на предотвращение различных заболеваний. Санитария – это практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов и правил.

Санитарное просвещение в настоящее время является очень важной сферой в общественном образовании. Распространение знаний о причинах большинства болезней и мерах их предупреждения, помогают не только повысить экологическую и гигиеническую образованность граждан страны, но и предупредить большинство эпидемий и эпизоотий.

В данном случае значительна роль медицинских работников. Именно представители сферы медицины являются основным источником достоверных знаний о болезнях и средствах защиты от них. Образовательные тематические беседы с населением и информационные санбюллетени являются элементами работы по предотвращению массовых заболеваний среди населения.

Гигиена и экология

В последнее время, гигиена тесно связана с экологией человека, науки имеют как много общего, так и множество различий. Однако гигиеническая наука не представляется возможной без знаний, которые дает экология.

Стоит заметить, что экология и гигиена имеют все же фундаментальные различия. Дело в том, что гигиена, посредством санитарии направлена на ослабление влияния негативных факторов на человека и его среду обитания. В то время как наука экология, посредством ответвления - науки об охране природы, стремится защитить природную среду от негативных влияний, в том числе от антропогенного воздействия.

Обе науки должны действовать сообща, это продиктовано тем, что нельзя решать экологические проблемы только при помощи правовых инструментов природоохранного порядка и при этом не брать во внимание санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. И напротив, невозможно обеспечивать благополучие населения в условиях опасной экологической обстановки.

По оценкам экспертов ВОЗ (2006), действие неблагоприятных факторов окружающей среды на заболеваемость населения составляет 24% всего бремени болезней в мире, а среди детей в возрасте до 5 лет достигает 33%. Особую актуальность эта проблема приобретает для урбанизированных территорий. При этом, если доля городского населения за последние 200 лет увеличилась примерно в 6 раз и в настоящее время почти половина населения земного шара - это жители городов, то в Российской Федерации она превысила 70%.

В связи с этим все более интенсивное развитие получает научное направление «экология человека >> - фундаментальная методологическая область науки по изучению на популяционном уровне основных биологических закономерностей и механизмов взаимодействия окружающей среды и человека с широким использованием в исследованиях биомониторинга различных показателей, характеризующих взаимодействие биологической системы с факторами физической, химической или биологической природы.

Важными и новыми разделами в оценке здоровья населения являются: разработка методологии неинвазивной диагностики состояния здоровья, изучение индивидуальной чувствительности человека к неблагоприятному действию факторов среды (составление генетического паспорта), включение социально-психологического блока оценки качества жизни, создание региональных стандартов различных показателей здоровья с учетом возрастных, этнических и других особенностей.

Дальнейшее развитие получило научное направление «гигиена окружающей среды» - прикладная область науки по разработке и внедрению государственной системы первичной профилактики с целью предупреждения неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье настоящего и будущих поколений людей. Особо актуально гигиеническое нормирование огромного количества (от 50 до 90% в различных средах - воздух, вода, почва, жилище и др.) вновь выявляемых физических, биологических и, особенно, химических агентов, для которых еще не установлены гигиенические нормативы. Они необходимы для разработки технических регламентов, внедрения современных профилактических, технологических разработок по улучшению экологического состояния окружающей среды, совершенствованию научных основ оценки и анализа риска для здоровья с целью принятия соответствующих управленческих решений.

Все большее признание получает новое научное направление «медицина окружающей среды» - специальная область медицинской науки по разработке методов диагностики и лечения заболеваний, вызванных или опосредованных воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, а также восстановление (реабилитация) здоровья населения с экологически обусловленной патологией.

Сформулированы основные принципы диагностики (донозоло- гическая, расчетно-аналитические способы оценки риска и ущерба здоровью, прогноз возможности полной или частичной реабилитации) и лечения экологически обусловленных заболеваний (выделение причинных экологических факторов, оценка функциональных резервов организма, индивидуализация лечения).

По указанным разделам гигиенической науки сформулированы приоритетные перспективные направления дальнейших научных исследований и практической деятельности с целью как улучшения экологической ситуации в целом, так и сохранения и укрепления здоровья населения.

В течение всей своей жизни человек постоянно испытывает на себе воздействие разнообразных факторов окружающей среды. Действие это постоянное, но меняющееся по интенсивности и длительности воздействия. По своей природе факторы окружающей среды подразделяются на химические, физические, биологические и социальные.

Химические элементы, или соединения, входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, могут быть природного или антропогенного происхождения. В определенных количествах химические вещества природного происхождения (кислород, водород, макро- и микроэлементы и др.) являются биологически необходимыми. Они входят в состав тканей организма человека, снижение или повышение их содержания в окружающей среде далеко не безразлично для здоровья человека. Нарастающее антропогенное рассеивание химических веществ в биосфере меняет не только химический состав воздуха, почвы, воды, но и растений и животных.

Следующей группой факторов являются физические факторы окружающей среды, солнечная радиация, атмосферное давление, температура, влажность, подвижность воздуха, ионизирующее излучение, вибрация, шум и др. По воздействию на организм выделяют семь классов физических факторов: механические, тепловые, оптические, электрические, магнитные, электромагнитные, ионизирующие.

Биологические факторы. В окружающей среде содержатся патогенные микроорганизмы, гельминты, дрожжеподобные грибы и т.д.; биологически активные вещества (антибиотики, аминокислоты, белки). В определенных условиях биологические факторы могут явиться причиной инфекционных и аллергических заболеваний, пищевых отравлений и т.д.

Социальные факторы окружающей среды. Поскольку сущность человека социальна, перечень этих факторов огромен. Это все виды взаимодействия людей в обществе: трудовые, учебные, семейные, межличностные и др. Эти факторы оказывают выраженное влияние на здоровье человека.

Важнейшей теоретической основой экологии человека является учение об адаптации. Адаптация - это постоянно развивающиеся в пространстве и во времени процессы приспособления, обеспечивающие формирование и сохранение целесообразных взаимоотношений человека и окружающей его среды обитания. Механизмы адаптации делятся на социальные и биологические.

Социальные механизмы адаптации представляют собой коллективные усилия людей, направленные на защиту или изоляцию человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Сюда же относятся изменения среды в желаемом для человека направлении. Например, защита человека с помощью одежды, благоустроенного жилья, питания, средств медицины - так называемая броня цивилизации.

Биологические механизмы адаптации:

  • ? морфологические изменения - в процессе адаптации растет масса мембранных структур клетки и тем самым увеличивается энергообеспечение клетки;
  • ? физиологические изменения - появляются и закрепляются новые функциональные возможности человека, которые помогают ему приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды и выжить в процессе естественного отбора;
  • ? поведенческие изменения способствуют формированию более адекватного образа жизни человека в ответ на действие окружающей среды.

Состояние адаптированности организма выражается понятиями - напряжение, резистентность или стабильность, утомление и болезнь. В соответствии с этим выделяют три фазы адаптации:

  • ? фаза «тревоги» - аварийная фаза содержит в себе призыв к мобилизации защитных сил организма в ответ на внешнее воздействие;
  • ? фаза резистентности, или стабильности функций. Она характеризуется наличием динамической устойчивости между состоянием функциональных систем организма и окружающей средой. Она универсальна для разных раздражителей;
  • ? фаза истощения. Она не обязательна и возникает лишь тогда, когда организм не в состоянии компенсировать очень сильное или длительное неблагоприятное воздействие любых факторов окружающей среды.

По отношению к адаптационным системам организма человека окружающая среда может быть:

здоровая, или комфортная - когда воздействие не превышает адаптационные возможности человека;

нездоровая, или дискомфортная - воздействие среды превышает адаптационные возможности и развиваются предпатологические или патологические состояния;

абсолютно экстремальная - невозможны взаимоотношения человека и среды без специальных систем жизнеобеспечения (космос, глубоководное погружение).

Интегральным показателем качества окружающей среды является здоровье человека. Академик В.П. Казначеев постоянно подчеркивает мысль, что в современной экологической обстановке «дальнейшее увеличение капитальных вложений в медицину не приводит к снижению заболеваемости. Строительство больниц, увеличение числа коек, числа врачей, диспансеризация населения без одновременного улучшения среды обитания не обеспечивает человеку сохранение и тем более укрепление здоровья».

Установлена зависимость между определенными факторами окружающей среды и неинфекционными заболеваниями. Из антропогенных факторов большее воздействие на распространенность инфаркта миокарда оказывает высокий уровень шума, гипертонической болезни - уровень шума и загрязнения атмосферного воздуха, бронхиальной астмы - высокая плотность населения и уровень загрязнения атмосферного воздуха.

В заболеваемости населения раком органов дыхания ведущую роль играет загрязнение атмосферного воздуха и высокая плотность населения, в заболеваемости раком органов пищеварения и брюшной полости, кроме названных причин, играет роль недостаток магния в окружающей среде, в распространении злокачественных новообразований мочевого пузыря - избыточная общая минерализация и высокое содержание кальция в воде.

Во всех случаях действие совокупности негативных факторов, в которую входят антропогенные и природно-климатические факторы, оказывает более выраженный эффект, чем отдельные факторы. Поэтому необходимо исключить возможность наслоения одного вредного фактора на другой.

Из физических факторов наиболее отрицательное влияние на здоровье оказывает шум. Высокий уровень шума в городской среде способствует повышению заболеваемости населения гипертонической болезнью, гастритом, язвенной болезнью желудка, болезнями обмена веществ, психозами, неврозами и др.

Отечественные гигиенисты первыми в мире обосновали научную концепцию управления качеством окружающей среды на основе системного подхода с учетом последних научных достижений технического прогресса, включая как природные, так и антропогенные факторы окружающей среды. В системе «человек - окружающая среда» основным приоритетом является состояние здоровья населения.

Конечной целью является достижение такого качества окружающей среды при минимальных финансовых и других затратах на природоохранные мероприятия, которое гарантировало бы сохранение и упрочнение здоровья населения.

Основные задачи гигиенической науки и практики:

  • ? выявление и изучение факторов риска окружающей среды, а также изучение механизмов взаимодействия их с организмом человека;
  • ? гигиеническое регламентирование или нормирование факторов окружающей среды;
  • ? научное обоснование и разработка оздоровительных мероприятий.

Анализ факторов риска окружающей среды можно провести на примере выявления источников химического загрязнения окружающей среды. Изучаются технологические процессы с целью установления места и условий образования того или иного химического выброса, анализируется его количественный и качественный состав, определяются условия, способствующие его образованию. После того как изучен состав выброса, оценивают степень его опасности для окружающей среды и здоровья населения. С этой целью изучается содержание химических веществ в воде, воздухе, почве на разных расстояниях от источника и при разных условиях, т.е. определяют зону загрязнения. Поскольку интегральным показателем качества окружающей среды является здоровье населения, то одновременно изучают показатели состояния здоровья (демография, физическое развитие, заболеваемость и продолжительность жизни).

Чтобы дать гигиеническую оценку качества окружающей среды, необходимо иметь гигиенические критерии этого качества. Решая задачу регламентирования, или нормирования, факторов окружающей среды, устанавливают природу фактора и механизм действия на организм человека, определяют границы негативного и положительного влияния. Гигиенический норматив гарантирует сохранение здоровья в широком смысле этого слова, включая генетическое и репродуктивное здоровье как отдельного человека, так и всей человеческой популяции в целом. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды составляет теоретический фундамент гигиенической науки и имеет огромное практическое значение, поскольку является основой разработки оздоровительных мероприятий.

Современная гигиеническая наука и практика при обосновании профилактических мероприятий исходят из представления о первичной роли факторов окружающей среды в этиологии заболеваний, поэтому и существует понятие о первичной гигиенической профилактике заболеваний.

Цель первичной гигиенической профилактики: обеспечить сбалансированность взаимоотношений «среда - человек» и таким образом исключить неадекватное, превышающее физиологические адаптационные возможности человека, отрицательное влияние того или иного или, чаще всего, нескольких факторов окружающей среды. Если неблагоприятное влияние фактора не удается полностью исключить, то необходимо снизить его до величины гигиенического норматива.

Технологические реабилитационные мероприятия представляют собой такие изменения технологических процессов, когда процесс становится экологически чистым, ресурсосберегающим, малоотходным или безотходным, с многократным повторным или оборотным использованием сточных вод, с заменой высокотоксичного сырья менее токсичным, с заменой открытых технологических процессов закрытыми, прерывистых - непрерывными, с широким использованием автоматизированных линий, вычислительной техники и роботизации.

В основе санитарно-технических реабилитационных мероприятий лежит разработка новых, более совершенных методов очистки сточных вод и атмосферных выбросов, которые имеют высокую не только техническую, но и гигиеническую эффективность.

Градостроительные и планировочные мероприятия предусматривают правильное взаимное расположение селитебной и производственной зон с учетом местной розы ветров, организацию и благоустройство санитарно-загцитных зон и зон санитарной охраны, рекреационных зон отдыха населения, решение транспортных и жилищных проблем, борьбу с шумом, озеленение, благоустройство городов и т.д.

Часто мероприятия, направленные на улучшение качества окружающей среды, при высокой технической эффективности не дают ожидаемого гигиенического эффекта. После их проведения содержание вредных веществ в окружающей среде не уменьшается или снижение бывает недостаточное, без достижения гигиенических нормативов. Поэтому очень важно своевременно дать гигиеническую оценку этим фактам, разработать дополнительные оздоровительные мероприятия или заменить их более эффективными.

Гигиенисты должны принимать участие совместно с другими специалистами в разработке приборов и автоматизированных систем для осуществления мониторинга качества окружающей среды. Это очень большой спектр средств контроля среды, включающий использование космических кораблей, орбитальных станций и спутников Земли.

Такие автоматизированные системы мониторинга качества окружающей среды включают в себя многочисленную сеть датчиков, средства связи и интерпретации данных, дают возможность эффективно управлять качеством окружающей среды не только в национальных, но и в системах глобального слежения. Они позволяют давать научные прогнозы природных и антропогенных изменений качества окружающей среды и на основании этого разрабатывать рекомендации к развитию отдельных территориально-производственных или экономических комплексов, всей национальной экономики.

Особую актуальность приобретает гигиеническое прогнозирование, т.е. прогноз влияния предполагаемых изменений в окружающей среде на здоровье населения в будущем. Целенаправленно влияя на факто 1

ры, роль которых наиболее значима, можно не допустить дальнейшего изменения окружающей среды в неблагоприятном для здоровья населения направлении и, наоборот, можно усилить влияние положительных факторов. Современные успехи применения прогнозирования в экономике и социологии, достижения информатики и вычислительной техники позволяют составлять реальные гигиенические прогнозы.

Гигиеническая наука и практика вносят большой вклад в разработку природоохранного законодательства в стране. При их участии и по их инициативе приняты такие основополагающие документы, как Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», постановление Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга», Экологическая доктрина Российской Федерации и целый ряд других законопроектов и нормативно-методических документов.

Роль гигиенической и экологической наук в обеспечении профилактических задач здравоохранения

Гигиена - основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения. Основной задачей гигиены является изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения, а так же разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. Другой задачей гигиены является разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным воздействиям окружающей среды, на улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после нагрузок.

В вопросах изучения влияния факторов внешней среды на здоровье человека гигиена тесно взаимодействует с экологической наукой, а точнее - экологией человека, изучающей общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человечества, его групп (популяций) и индивидуумов, влияние природной сферы на человека и группы людей.

Комплексный раздел гигиенической науки - гигиена окружающей среды изучает общие закономерности взаимоотношений организма человека с факторами окружающей среды разной природы (физическими, химическими, биологическими), адаптационно-приспособительные процессы, механизмы взаимодействия организма с комплексом благоприятных и неблагоприятных факторов среды антропогенного происхождения, а также с комплексом социально обусловленных факторов. Медицина окружающей среды объединяет изучение и факторов среды, факторов организма, патогенных факторов, создает почву для взаимодействия представителей различных медицинских специальностей. Медицина окружающей среды - более емкий термин, чем гигиена окружающей среды, его содержание должно отражать и клинические аспекты заболеваний неблагоприятно воздействующими на него факторами, физиологические аспекты адаптации, характеризующие защитные, компенсаторные и приспособительные возможности организма.

В настоящее время ученые обращают внимание на медленный прогресс в профилактике, диагностике и лечении заболеваний, в этиологии которых присутствует экологический компонент. Это связано не только с отсутствием или недостаточностью знаний о механизмах взаимодействия между организмом человека и факторами окружающей среды на молекулярном уровне или факторах, определяющих генетическую предрасположенность к тем или иным заболеваниям, но и существовавшим длительное время жестким нормативным подходом в практической гигиене, ставящим акцент на изучении факторов окружающей среды, а не здоровья человека и не на анализе зависимости между здоровьем и качеством среды.

Выявление причинно-следственных связей между воздействием факторов окружающей среды и возможными изменениями состояния здоровья человека является одной из задач гигиенической диагностики, ставящей своей целью установление зависимости между состоянием природной и социальной среды и здоровьем популяции или отдельного индивидуума. Последнее направление в гигиенической диагностике, т. е. установление этиологической связи между заболеванием и воздействием факторов окружающей среды, получило за рубежом название "клиническая экология".

Одним из важнейших элементов методологии гигиенической диагностики является оценка риска неблагоприятных эффектов факторов окружающей среды для здоровья человека.

Факторы, формирующие здоровье населения

Среди факторов, формирующих здоровье населения, гигиеническая наука выделяет: наследственные (генетически обусловленные факторы, формирующие наследственные заболевания - гемофилию, дальтонизм, атаксию, альбинизм и др.); эндемические (обусловленные биогеохимическими особенностями местности, приводящие к возникновению эндемических заболеваний - флюороз, кариес зубов, эндемический зоб, уролитиаз, стронциевый и молибденовый рахит и др.); природно-климатические (характерные для определенных климатических зон, вызывающие рост простудных заболеваний в зоне холодного климата и кожных заболеваний - в условиях жаркого климата); эпидемиологические (региональные особенности местности, приводящие, в частности, к возникновению природно-очаговых инфекций - гепатит, холера и др.); профессиональные (факторы производственного процесса, способные привести к развитию профессиональных заболеваний); социальные (питание, образ жизни, социальное благополучие), психоэмоциональные (обусловленные воздействием на человека столь частых в последние годы экстремальных ситуаций) и экологические. Последние, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), формируют до 25 % патологии человека, а в отдельных странах и отдельных регионах этих стран процент экологически обусловленных заболеваний может быть и существенно выше. Неслучайно поэтому концепция «экологического риска» нашла отражение в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. 3 7-ФЗ.

Необходимо отметить, что заболевания так или иначе связанные с экологией, т. е. обусловленные определенными параметрами окружающей среды, могут быть представлены двумя группами. К первой относятся экологически обусловленные заболевания - заболевания человека, возникающие в результате воздействия экологической составляющей в качестве этнологии заболевания. К ним относятся эндемические заболевания; природно-очаговые инфекции; заболевания, обусловленные радиационным воздействием (лейкоз, злокачественные новообразования); острые и хронические отравления химическими выбросами в окружающую среду; злокачественные новообразования, обусловленные загрязнением окружающей среды канцерогенами; заболевания, обусловленные воздействием биологических факторов, в том числе лейкозы вирусного происхождения. Вторую группу составляют наиболее многочисленные экологически зависимые заболевания - заболевания неспецифического характера, возникающие на фоне существенно измененной внешней среды.

При этом экологические причины выступают в качестве пусковых механизмов патогенетических механизмов. Это рост общей и детской заболеваемости; увеличение числа случаев отдельных нозологических форм, напрямую не связанных с экологическими факторами, но обусловленных снижением общей сопротивляемости организма под их воздействием; рост частоты патологии беременности; увеличение частоты нарушений внутриутробного развития плода и др.

Окружающая среда и здоровье населения

Приступая к рассмотрению вопросов влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения, необходимо остановиться на понятии «здоровье». Согласно определению ВОЗ, под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов, как это распространено в общественном сознании. Частное значение здоровья, с точки зрения психофизиологии, может отражать уровень физической и умственной работоспособно при осуществлении различных видов труда.

Величина утраты здоровья, выражающаяся в показателях заболеваемости и инвалидности, показывает нарушения, происходящие в структурах и функциях организма, а также изменение адаптивных возможностей. В медико-биологических исследованиях для оценки здоровья используют показатели физического развития. Функции организма оценивают по показателям физической и умственной работоспособности, а адаптационные резервы - по показателям биохимического, гормонального и иммунного статусов.

Показатель болезненности или морбидности отражает распространенность заболеваний, которая определяется соотношением числа заболеваний за год, умноженного на 1000 и деленного на численность населения. В целом этот показатель является собирательным из отрицательных показателей здоровья, которые в санитарной статистике наиболее часто рассматриваются в качестве критериев состояния здоровья, особенно на популяционном уровне.

Категория «окружающая среда» включает совокупность природных и антропогенных факторов. Последние представляют собой факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью и оказывающие преимущественно негативное воздействие на человека, условия его жизни и состояние здоровья. Изменения в состоянии здоровья населения, обусловленные воздействием факторов окружающей среды, методологически изучать достаточно сложно, так как для этого необходимо использование многофакторного анализа.

Структура окружающей среды условно может быть разделена на природные (механические, физические, химические и биологические) и социальные элементы среды (труд, быт, социально-экономический уклад, информация). Условность такого деления объясняется тем, что природные факторы действуют на человека в определенных социальных условиях и нередко существенно изменены в результате производственной и хозяйственной деятельности людей. Свойства факторов окружающей среды обусловливают специфику влияния на человека. Природные элементы влияют своими физическими свойствами: гипобария, гипоксия; усиление ветрового режима; солнечной и ультрафиолетовой радиации; изменение ионизирующей радиации, электростатического напряжения воздуха и его ионизации; колебания электромагнитного и гравитационного полей; усиление жесткости климата с высотой и географическим положением, динамика осадков; частота и разнообразие стихийных явлений. Природные геохимические факторы оказывают влияние на человека аномалиями качественного и количественного соотношения микроэлементов в почве, воде, воздухе, а следовательно, уменьшением разнообразия и аномалиями соотношений химических элементов в сельскохозяйственных продуктах местного производства. Действие природных биологических факторов проявляется в изменениях макрофауны, флоры и микроорганизмов, наличии эндемических очагов болезней животного и растительного миров, а также в появлении новых аллергенов естественно-природного происхождения.

теоретического занятия № 1

Тема:

Составитель: Маклаков И.А.

    Тема занятия: Предмет гигиены и экологии человека. Основные положения гигиены

    Форма организации учебного занятия: лекция.

    Вид лекции: традиционная.

    Тип лекции: вводная.

    Продолжительность: 90 мин.

    Цель занятия: сформированность представлений о науках гигиена, экология и экология человека, знаний о законах и методах исследования гигиены, основных положений гигиены.

Задачи:

обучающие:

    знать определение понятий экология, экология человека и гигиена; предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены; задачи экологии и гигиены, законы гигиены; методы гигиенических исследований;

    знать взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук; основные исторические этапы развития экологии и гигиены

воспитательные:

    демонстрировать умения и навыки учебной работы, ответственное отношение к учению

развивающие:

    формировать навыки конспектирования, самоконтроля собственной деятельности; развивать внимание, память, познавательный интерес;

    Методы обучения: словесные – изложение, беседа; наглядные – демонстрация иллюстраций; объяснительно-иллюстративный, дискуссия.

    Оборудование (оснащение) занятия: информационное (методическая разработка занятия для преподавателя), наглядное – иллюстрация «Символ Гигиены».

    Межпредметные связи: История, Экология.

    Внутрипредметные связи: Т 2. Современное состояние окружающей среды. Глобальные экологические проблемы, П 1. Физиологический метод исследования.

    Описание хода занятия (таблица 1).

    Список основной и дополнительной литературы по тематике лекции:

1. Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека: учебник / В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 176 с.

2. Крымская, И.Г. Гигиена и основы экологии человека: учеб. пособие для студ. средн. проф. образования/ И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан.- Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 351 с.

Таблица 1

Описание хода занятия

п\п

Этапы занятия

Ориентировочное время

Содержание этапа.

Методические указания

Организационный момент

Цель: организовать студентов на деятельность для достижения поставленных целей, создать у них положительный эмоциональный настрой

3 мин.

Проверка присутствующих, наличия формы, готовности студентов к занятию, оснащение рабочего места.

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

10 мин.

Сообщение темы, цели и задач занятия.

Формирование мотивации (Приложение 1)

Актуализация опорных знаний студентов

Цель: выявить уровень остаточных знаний по экологии, формировать коммуникативные навыки

10 мин.

Формы актуализации

1.Фронтальный опрос

Вопросы:

Что изучает наука экология?

Что такое гигиена?

Что общего у экологии и гигиены?

Для чего медицинскому работнику необходимы знания по экологии и гигиене?

Изложение нового материала

Цель: формирование познавательного интереса к учебной дисциплине, формирование теоретических знаний в соответствии с целью и задачами занятия.

55 мин.

Изложение основного содержания лекции (Приложение 2) в соответствии с планом.

План лекции:

2 Законы гигиены и экологии.

3 Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека.

4Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование.

5Санитария. Профилактика, виды профилактики.

Осмысление и систематизация полученных знаний. Подведение итогов занятия

Цель: закрепление учебного материала, оценка работы студентов на занятии в целом

7 мин.

Преподаватель осуществляет выборочный опрос, отвечает на вопросы студентов.

Вопросы:

- какое место занимает гигиены в системе медицинских наук?;

Назовите объект изучения гигиены;

Перечислите законы и методы гигиены;

Какова роль Петтенкофера в развитии гигиены?

Что изучает экология?

Назовите основоположника экологии.

Перечислите основные законы экологии.

Задание на дом

Цель: организация студентов для поиска дополнительной информации

5 мин.

Выдача и разъяснение домашнего задания.

Домашнее задание:

1.Конспект лекции 1.

2. Учебник Крымская И.Г. Гигиена и экология человека (стр.4 – 28).

3.ВСРС 1. Заполнить таблицу «История развития гигиены».

Контроль на П1

Приложение 1

Мотивация занятия

Медицинский работник должен уметь оценивать состояние здоровья человека и дать квалифицированные рекомендации по его сохранению и укреплению.

На сегодняшний день подготовка специалистов со средним специальным медицинским образованием немыслима без глубоких гигиенических знаний и развития экологического мировоззрения. При этом практическая деятельность медицинской сестры, фельдшера, акушерки доказывает, что имеется тесная связь между гигиеническим мышлением, профилактической и клинической медициной.

Задача данного курса – выявление связи между эколого-гигиеническими факторами и состоянием здоровья населения.

Приложение 2

Содержание лекции по теме:

Предмет гигиены и экологии человека . Основные положения гигиены .

План:

1. Предмет гигиены и экологии человека.

2. Законы гигиены и экологии.

3. Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека.

4. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование.

5. Профилактика, виды профилактики.

    Предмет гигиены и экологии человека. Законы гигиены и экологии. Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека.

Гигиена наука, изучающая влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на организм человека, его здоровье, работоспособность и продолжительность жизни с целью обоснования и разработки гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепление здоровья населения и предупреждение заболеваний.

Задачи гигиены:

Изучение природных и антропогенных (вредных) факторов окружающей среды и социальных условий, влияющих на здоровье населения;

Изучение закономерностей влияния факторов на организм человека или популяцию;

Разработка и научное обоснование гигиенических нормативов, правил, рекомендаций и т.п.;

Максимальное использование положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды;

Устранение неблагоприятно действующих факторов или ограничение их влияния на население до безопасных уровней;

Внедрение и применение в хозяйственной деятельности человека разработанных гигиенических нормативов, правил, рекомендаций, указаний;

Прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

Основное направление гигиены - профилактическое.

Название термина связывают с именем греческой мифической богини здоровья Гигиеи, дочери древнегреческого бога врачевания Асклепия , она изображается символически на стендах, медицинских книгах и т.д. в виде красивой девушки, которая держит в руках чашу, наполненную водой и обвитую змеёй (символ мудрости).

С древнегреческого гигиена означает – « целебный, приносящий здоровье». Основателем гигиены является немецкий учёный М. Петтенгофер , который 150 лет назад (1865 г.) обосновал количественные методы измерения факторов внешней среды. Обращал внимание на личную гигиену.

Зачатки гигиены уходят в доисторический период, первобытные люди соблюдали гигиен. навыки при обустройстве жилища, приготовления пищи, захоронение умерших и т.д.

Наибольшего развития достигла в Древнем Риме (600-500 лет назад до н.э.), где строили водопроводы и общественные бани, в Древней Греции, Риме, Египте, Китае и Индии – приоритет здоровым условиям и ЗОЖ, физ-ре.

Когда в Европе 6-14 вв. все науки пришли в упадок, в т.ч. медицина. в следствии господства религии (чистота души, а не тела) , эпоха средневековья – эпидемии чумы, холеры, проказы, тифов и др., которые уносили население целых городов. Париж – «город грязи». Однако и в это время врачи высказывали ценные мысли, так учёный и врач Востока 11 в. - Абу Али Ибн Сины (Авиценны), в труде мировой известности «Канон медицины», обобщил знания в области гигиены питания, жилища, воспитания детей, личной гигиены. Именно он одел мед. работников в белые халаты (символ чистоты и незапятнанности).

Интенсивно гигиена начала развиваться в 17-18 столетиях, в эпоху капитализма, массовые болезни трудящихся (лучше профилактика). Как самостоятельная наука с 60-70 –е гг. 19 в. в Западной Европе и России.

Основоположники в России – М.В. Ломоносов, Пирогов, Боткин, говорили о профилактике. Формирование гигиенической науки принадлежит Доброславину (1-й русский учебник по гигиене, журнал «Здоровье») и Эрисману кафедра гиены в Москве, санитарную станцию, его труды по школьной гигиене, гигиене питания и труда).

Объектом изучения гигиены является – здоровый человек в тесном взаимодействии с окружающей средой (в клинических дисциплинах – больной человек).

Законы гигиены.

Факторы внешней среды могут оказывать на организм положительное или отрицательное действие, что обусловлено определёнными законами:

    Закон нарушения уровня здоровья людей , может проявляться в виде болезни или снижение механизмов компенсации (иммунного статуса). Патологическое действие зависит от интенсивности вредного фактора – исходя из этого были обоснованы гигиенические нормативы:

предельно-допустимые концентрации (ПДК) – концентрации химического вещества, которые при постоянном воздействии не вызывают изменений в состоянии здоровья человека и его потомства;

предельно-допустимый уровень (ПДУ) – уровень физического фактора, (например: уровень радиации, шума, электронного поля), не оказывающие влияние на человека, здоровье и его потомства.

Минимальная летальная доза (МЛД)- количество вещества или фактора, вызывающего гибель человека.

Закон отрицательного влияния деятельности людей на окружающую среду , который проявляется в большей степени, чем ниже технический уровень производства и уровень развития общества (например: промышленный бум в Китае сопровождается интенсивным загрязнением окружающей среды, сопровождающимся массовым возникновением экозаболеваний; высокий уровень промышленности в Швейцарии не оказывает видимого влияния на природную среду). В связи с физиологической, бытовой и производственной деятельностью, люди оказывают отрицательное влияние на окружающую среду.

Законы отрицательного влияния, особенностей природной среды на здоровье населения. Из этого закона выведено учение Вернадского о химических провинциях (территория с недостатком или избытком каких-либо веществ, что сопровождается развитием эндемических заболеваний). Так Забайкальский край входит в число йод-дефецитных территорий, что способствует развитию эндемического зоба, Краснокаменск обеспечивается питьевой водой. Что приводит к развитию флюороза (эндемическое заболевание, сопровождающееся изменением эмали зубов, т.е. коричневая исчерченность).

Закон положительного влияния на организм человека естественной природной среды . Природные факторы: солнце, чистый воздух, вода, пища, способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Закон отрицательного воздействия загрязнённой окружающей среды на здоровье человека , что приводит к снижению компенсаторных возможностей организма, физиологическим отклонениям, бессимптомным формам болезни, развитием болезни, патологии (бронхиальная астма, анемия, злокачественные новообразования.

Примеры: индикатором экологического неблагополучия в местах проживания населения является репродуктивное здоровье, влияние на течение беременности и новорожденных (нарушение иммунной, кроветворной и др. систем); отмечено неблагоприятное влияние загрязнений на физическое развитие детей, что обусловлено большей чувствительностью, повышенной проницаемостью кожи, слизистых ЖКТ и дыхательных путей, незрелостью иммунитета; рост загрязнения химическими веществами и радиоактивными влияет на онкологическую заболеваемость.

Гигиена тесно связана с санитарией.

Санитария (с лат. «здоровье») - практическое претварение в жизнь гигиенических норм и правил.

Оздоровительные мероприятия проводятся силами гос. санитарно-эпидемиологической службой (СЭС), в соответствии с законодательством РФ. ФЗ «Об охране здоровья граждан» (1993г.), ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999г.) и др.

В России СЭС возглавляет Гос. комитет сан.- эпид. надзора при Президенте РФ. Председатель является Главным гос. санитарным врачом РФ. (ранее РОСПОТРЕБНАДЗОР).

Санитарный надзор осуществляется в 2-х основных формах:

    предупредительный санитарный надзор проводится в ходе проектирования и строительства различных объектов, а так же внедрение производства промышленных изделий.

    текущий санитарный надзор - обследование действующих объектов, соблюдение в них санитарных правил и норм (СанПиН). Сюда относится и систематическое изучение заболеваемости, травматизма.

Др. словами санитарная служба контролирует выполнение на практике рекомендаций, мероприятий, разработанных гигиеной и эпидемологией.

В вопросах изучения влияния факторов внешней среды на здоровье человека гигиена тесно взаимодействует с экологической наукой, а точнее – экологией человека.

Экология – комплексная наука, изучающая взаимосвязи живых организмов между собой и со средой их обитания, влияние природы на человека.

Термин «экология» от греческого «ойкос» (дом) и «логос» (наука). Дословно «наука о доме», живущих в нём организмах и всех процессах, делающих этот дом пригодным для жизни. Сведения экологического характера (бережное отношение, защита природы) содержатся уже в трудах Гиппократа, Аристотеля и др. Роберт Мальтус говорил об опасности перенаселения планеты (1789). Основатель Эрнст Геккель в 1866 г. выпустил книгу «Всеобщая морфология организмов», где дал определение экологии(наука об отношениях организмов с окружающей средой). Внёс большой вклад Вернадский, его книга «Биосфера» (1926), где впервые была показана планетарная роль совокупности всех видов живых организмов.

Объекты изучения: популяции, сообщества, экосистемы, биосфера.

Популяция это совокупность особей одного вида, проживающих длительное время на определенной территории, свободно скрещивающихся, дающих плодовитое потомство и относительно обособленных от других совокупностей особей этого же вида.

Сообщество – это совокупность взаимодействующих популяций, занимающих

определенную территорию, живой компонент экосистемы.

Экосистема совместное функционирование на данном участке организмов и среды (лес, озеро, болото). Экосистемы не изолированы друг от друга. Множество видов растений и животных можно встретить в нескольких экосистемах, а некоторые виды, н-р перелетные птицы, мигрируют между экосистемами, в зависимости то времени года. Экосистема устроена из 4 составляющих:

Неживая (абиотическая) среда-вода, газ, неживые неорганические и органические вещества.

Продуценты (производители) автотрофные организмы, продуцирующие органическое вещество из простых неорганических веществ при участии солнечной энергии с выделением кислорода - зеленые растения.

Консументы (потребители) потребляют готовые органические вещества, но не доводящие разложение органических веществ до простых минеральных составляющих. Выделяют консументы первого порядка (растительноядные) и второго, третьего и т.д. порядков (хищники).

Редуценты (разлагатели) организмы, минерализующие мертвое органическое вещество до простых неорганических соединений пригодных для продуцентов.

Люди вместе со своими культурными растениями домашними животными образуют группировку организмов, взаимодействующих друг с другом и со средой. Это тоже экосистема. Все экосистемы Земли, включая человеческую, взаимосвязаны и образуют в своей совокупности единое целое- биосферу.

Эти две науки изучают одни и те же явления, а именно – влияние факторов среды на человека и т.о. оценивают роль разнообразных факторов на формирование здоровья населения.

Уровень здоровья человека зависит от влияния факторов внешней среды, которые подразделяются на 3 основные группы:

1) природные факторы – включают атмосферный воздух, солнечное излучение, естественный радиационный фон, растительность, микрофлору, воду и почву. К этим факторам в организме выработаны механизмы адаптации.

2) социальные факторы – факторы, связанные с образом жизни, нравственными и социальными устоями, особенностями быта, поступающей информации.

3) антропогенные факторы – возникают в результате деятельности человека (антропос – греческий человек). Они представляют собой физические, химические и биологические факторы, возникающие в результате промышленной деятельности, транспорта сельского хозяйства и т.д. К этим факторам у человека нет механизма адаптации.

Взаимодействие человека с окружающей средой рассматривает отдельное направление – экология человека. Термин появился в 1972 г. на 1-м заседании ООН по окр. среде.

Предметом изучения экологии является – среда.

Основные законы экологии сформулированы американским экологом Б. Коммонером (1974 г.):

1 закон «Всё связано со всем» (эколог. цепи)

2 закон «Всё должно куда-то деваться» (сохранение материи);

3 закон «Природа знает лучше» (природный вариант явлений лучший);

4 закон «Ничто не даётся даром» или «За всё надо платить» (что отняли или испортили надо вернуть или исправить).

Итак, гигиена и экология имеют общие цели изучения: влияние факторов окр. среды на здоровье человека. Гигиенисты разрабатывают мероприятия по предупреждению, экологи природоохранное законодательство, формируют эколог. мировоззрение.

II . Методы гигиенических исследований (МГИ)

Гигиенические методы подразделяются на 2 большие группы:

    методы, оценивающие факторы внешней среды.

    методы, оценивающие реакцию организма на эти факторы.

Все они включают:

    Метод санитарного обследования – описание объекта, в котором даётся его гигиеническая характеристика (санитарное состояние эпидемиологич. и т.д).

    Лабораторный метод:

а) физический метод исследования , позволяет оценить микроклимат помещения (изменения температуры, влажности, шума, вибрации).

б) санитарно-химический метод , который используется для - анализа химического состава, воздуха, воды, продуктов питания и т.д.

в) бактериологические методы, которые используются при оценке бактериальной обсемененности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов (кишечная палочка, сальмонелла);

г) токсикологический метод, исп-ся в экспериментах при выявлении действия веществ на организмы животных, для установления ПДК.

    Метод клинических наблюдений проводится при профессиональных осмотрах, диспансерном наблюдении и т.д.

    Метод физических наблюдений .

    Санитарно-статистический метод (смертность, рождаемость, заболеваемость, уровень физического развития).

Все исследования проводятся на основании ГОСТ, ТУ, СанПиН (санитарных правил и норм) и др. НМД.

Все методы объединены в понятие – гигиеническая диагностика , цель её – выявление нарушений адаптационных механизмов человека и оценка состояния его адаптационных систем.

III . Профилактика

Цель гигиены – разработка и реализация первичной медицинской профилактики. Профилактика – это комплекс мероприятий (политических, экономических, правовых, медицинских, эколог. и т.д.) по сохранению и укреплению здоровья населения, его долголетия. устранению причин заболеваний, улучшению условий труда, быта и отдыха населения.

Выделяют три уровня профилактики:

    активная наступательная профилактика (обеспечение благоприятной среды обитания, ЗОЖ);

    донозологическая, вкл. оценку рисков здоровью людей (реальную и потенциальную);

    оборонительная или пассивная (профилактика прогрессирования заболеваний, инвалидности)

Выделяют личную и общественную.

Выделяют несколько видов профилактики:

Первичная предполагает предотвращение возникновений заболеваний (либо полное устранение вредного фактора, либо снижение его воздействия до безопасного уровня).

Вторичная предусматривает раннюю диагностику заболеваний у лиц, подвергшихся воздействию вредных факторов окр. Среды.

Третичная направлена на предупреждение ухудшения здоровья. Разработан комплекс мер (лечение и реабилитация) по предотвращению осложнений, которые могут возникать в ходе уже развившегося заболевания.

Греческая мифическая богиня здоровья Гигиея


Гигиена как наука. Гигиена и экология .

Гигиена – основная профилактическая дисциплина медицины, наука о здоровье и факторах, его моделирующих. Изучает факторы, формирующие и влияющие на здоровье, ответные реакции на факторы организменного, популяционного уровня. Цель: разработать правила, которые обеспечат здоровье человека и населения в целом.

Экология – наука об основных закономерностях, о взаимодействии живых систем и окружающей среды. Изучает функции, развитие, устойчивость биосферы в целом и отдельных экосистем.

Основной научный метод в гигиене и экологии – системный подход, когда единица изучения (организм, популяция) воспринимаются как совокупность элементов, как единое целое.

Основные характеристики этих систем:

· Саморегулирующиеся

· Высоко упорядоченные

· В стационарном неравновесном состоянии

Все живые системы любого уровня организации являются термодинамически открытыми (и живые, и абиотические), функционируют по общим законам. Понимание этого позволяет сформировать представление об особенностях взаимодействия человека с окружающей средой, формирование здоровья и т. д.

Единство человека и окружающей среды сформулированное Сеченовым, Павловым, динамическое равновесие является научной основой гигиены. Единство проявляется в том, что все живое состоит из тех же химических элементов. Человек, как любой биовид, перерабатывает эти элементы в своих функциях: питание, дыхание, размножение – поэтому человек является субъединицей системы. Единство так же в том, что человек состоит из одинаковых первичных морфофункциональных блоков (мембраны, синтез АТФ). Любой химический элемент возвращается в окружающую среду и может снова стать биогеном для других организмов. Все элементы могут функционировать только по закономерностям, которые допускает система с более высоким уровнем организации. Изменения проявляются на любом другом уровне, но чем дальше, тем менее заметны.

Один из законов функционирования саморегулирующихся систем – это принцип Ле-Шателье – Брауна: при внешнем воздействии, выводящем систему из состояния равновесия, это равновесие смещается в направлении, при котором эффект внешнего воздействия ослабляется.

Общие закономерности воздействия факторов окружающей среды на живые системы:

Условие, влияющее на процесс – фактор.

Экологический фактор – любой, который действует в экосистеме.

Гигиенический фактор – любой, который характеризует взаимодействие организма и среды.

В гигиене факторы:

1. физические.

2. химические.

3. биологические.

4. социальные.

Любой по отношению к организму вызывает ответную реакцию и характер ее общебиологический.

Кривая Куражковского выражает характер ответа:

Доза фактора


Ответ не линейный, так как проявляется способность системы отвечать на этот фактор на каждом уровне своей организованности. На один и тот же уровень ответа может быть получен на разную интенсивность действия одного и того же фактора. В одном случае ответ «+», в другом «-».

Для каждого фактора есть свой диапазон выносливости, который лежит между точками, когда ответа система не дает. Есть положительный диапазон у любого фактора, когда ответ соответствует оптимальному состоянию системы – устойчивости состояния здоровья.

Проявление лимитирующего действия фактора может быть сглажено, если фактор действует в комплексе сдругим, однако полной замены фактора не будет.

Симметричность кривой – это ее идеальный теоретический ход, встречается при медленном, равномерном, незначительном увеличении интенсивности. Импульсное воздействие изменяет ход кривой, и могут быть ответы. Особенно вариабелен ход кривой в правой части, здесь могут быть такие варианты ответа, как установление нового устойчивого состояния (здоровье) на более высокую интенсивность воздействия.

Понимание характера закономерности ответа помогает понять многие проблемы взаимодействия среды и организма, например, очевидно, что у любого фактора есть количество, на который по принципу Ле-Шателье – Брауна система отвечает совершенствованием механизмов устойчивости (адаптацией). У любого фактора есть количество, когда состояние устойчивости попросту невозможно. У любого фактора есть диапазон, когда на небольшую прибавку дозы система отвечает скачком (по принципу «скачка»), поэтому при прогнозе следует учитывать исходный уровень воздействия фактора.

Если ответ в зоне оптимума – рассматривается как состояние устойчивое, следовательно, выяснение параметров – основная задача, стоящая перед гигиеническим и экологическим нормированием.

Проблемы:

Гигиеническая норма – диапазон интенсивного воздействия фактора, количество вредного вещества, количество биогенов, обеспечивающих при неопределенно длительном их воздействии отсутствие неблагоприятных сдвигов в организме.

Любой норматив относителен.

Норма устанавливается в зоне оптимума, но не в крайних ее точках. Крайняя правая – порог в результате действия, после которого различные варианты ответа.

Чем не благоприятнее фактор, тем больше сдвиг нормы в левую часть зоны оптимума. При разработке нормы применяется коэффициент закала. При установке нормативов проводят эксперименты на животных для получения значений порога, летальных доз. Экстраполяция данных тоже вносит относительность. Относительность заключается и в том, что при воздействии нормируемого фактора в медленных нарастающих количествах система переходит в новое устойчивое состояние.

Гигиенические и экологические нормативы имеют ценность как точки отсчета, как критерии, позволяющие оценивать интенсивность воздействия антропогенных нагрузок на человека, на биосферу в целом.

Гигиенический мониторинг – входит в систему охраны здоровья человека, его содержание: наблюдение за состоянием, загрязнением окружающей среды , эффективностью мероприятий, за состоянием здоровья населения по демографическим показателям.

Экологический мониторинг – наблюдение за состоянием экосистем, за абиотическими факторами, видовым разнообразием, возрастным составом, численностью и т. д.

Мониторинг – это системный подход в изучении взаимодействия живой и абиотической среды, он решает задачи: наблюдение за окружающей средой, выяснение ответных реакций, воздействия на окружающую среду (оздоровительное), оценка эффективности этих мероприятий, без уточнения конкретных механизмов устойчивости, вырабатываются и применяются механизмы устойчивости.