Откуда пошла дедовщина в советской армии? (23 фото). Причины возникновения и устойчивого существования явления. Дедовщина в армии и неуставные взаимоотношения в армии

Дедовщина (аналог в ВМФ - годковщина ) - ранее в Вооружённых силах СССР, в настоящее время в ВС Российской Федерации, а также ряде армий стран СНГ форма насилия, основанная на неуставных доминантно-статусных отношениях между военнослужащими; наиболее распространенная форма неуставных отношений, представляющая собой нарушение уставных правил отношений между военнослужащими срочной службы, основанная на неформальном иерархическом делении солдат и сержантов по призыву и сроку службы.

Идеологическую основу дедовщины составляют традиции, обычаи и обряды, передаваемые от призыва к призыву. Зачастую указанные традиции и обряды сопряжены с фактами унижения чести и достоинства военнослужащих позднего призыва военнослужащими призыва более раннего. Нередко с целью поддержания авторитета и понуждения «молодых» к выполнению определенных хозяйственных работ в отношении последних может применяться психологическое или физическое насилие. Имеют место случаи, когда в результате побоев военнослужащим были причинены тяжкие, либо средней тяжести телесные повреждения. В исключительных случаях бывают и летальные исходы.

Особенности как правонарушения

Следует принимать во внимание, что неуставные взаимоотношения - понятие более широкое, чем «дедовщина». Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр отношений между военнослужащими, которые не описаны в общевойсковых уставах (в том числе отношения начальник-подчинённый, подчинённый-начальник). «Дедовщина» в узком понятии охватывает только те нарушения уставов, которые связаны с взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва.

Кроме того, современная наука уголовного и административного права различает преступления, совершенные в рамках так называемых «дедовщины» и «казарменного хулиганства». Отличительным признаком является субъективная сторона правонарушения. В первом случае умысел правонарушителя направлен на утверждение своего статуса как старослужащего, принуждение молодого солдата к выполнению хозяйственных работ, совершению определенных ритуалов, связанных с традициями «дедовщины» и т. п. Во втором случае противоправные действия правонарушителя мотивированы личными неприязненными отношениями, межнациональной, межэтнической, религиозной неприязнью, имущественными взаимоотношениями, внезапно возникшими неприязненными отношениями и т. п. (комментарий уголовного кодекса к статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности, чести и достоинства; Ведомости Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации (судебная практика)).

Таким образом, нарушения в рамках «дедовщины» уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими в отношениях подчинённости, можно квалифицировать как посягательства военнослужащих более старшего призыва на права, честь, достоинство и личную неприкосновенность военнослужащих младшего призыва.

Часто явление дедовщины обусловлено непосредственно соотношением физической и духовной силы «дедов, дедушек, ветеранов, старых, дембелей» (господ) и «чертей, духов, душар, чекистов, чека, салабонов, дрищей, молодых, слонов» (рабов).

Один из негативных факторов существования «дедовщины» как явления состоит в том, что данная армейская субкультура серьёзно подрывает авторитет армии среди молодёжи призывного возраста и является одной из причин уклонения от военной службы.

Подобное явление, правда, выраженное не столь ярко, как в армии, также наблюдается в школах, интернатах и других социальных учреждениях. Жертвами обычно становятся физически более слабые, неуверенные в себе или просто младшие по возрасту дети.

Ответственность

Нарушения уставных взаимоотношений по степени общественной опасности делятся на:

  • дисциплинарные проступки;
  • уголовные преступления.

К последней категории относятся нарушения, с объективной стороны подпадающие под диспозицию действующих статей Уголовного Кодекса (нанесение побоев, истязания, действия, грубо оскорбляющие человеческое достоинство, грабеж, разбой, мошенничество и др.). Ответственность наступает в общеуголовном порядке. Действия военнослужащего, допустившего неуставные отношения, которые не подпадают под понятие преступления, следует расценивать как дисциплинарный проступок (нарушение порядка заступления на смену в наряд, принуждение к выполнению хозяйственно-бытовых работ (если не связано с физическим насилием), принуждение к выполнению неуставных ритуалов (так же без физического насилия) и т. п.). В данном случае ответственность наступает в соответствии с требованиями Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил.

История

Социализация мальчиков всегда осуществляется не только по вертикали (взрослые мужчины социализируют мальчиков), но и по горизонтали, через принадлежность к группе сверстников. В этих группах часто формируются неформальные правила и обычаи, следование которым настолько важно для молодых людей, что они в первую очередь руководствуются ими, а не писаными законами и уставами.

«Цук» был откровенным издевательством старших над младшими: от младших требовали не полагающегося юнкерам старших классов отдания чести; заставляли делать приседания, выть на луну; им давались оскорбительные прозвища; их многократно будили ночью и т. д. Офицеры-воспитатели военно-учебных заведений не только знали об издевательствах, многие из них были уверены, что «подтяжка дает младшему классу дисциплину и муштровку, а старшему - практику пользования властью».

Следует отметить, что участие в подобных обычаях в некоторых случаях было относительно добровольным: когда вчерашний кадет, гимназист или студент попадал в стены училища, старшие прежде всего спрашивали его, как он желает жить - «по славной ли училищной традиции или по законному уставу?». Изъявивший желание жить «по уставу» избавлялся от «цука», зато «своим» его не считали, называли «красным» и относились к нему с презрением. К «красному» с особой дотошностью придирались командиры низшего звена - взводные юнкера и вахмистры, а главное - по окончании училища его не принимал в свою офицерскую среду ни один гвардейский полк. Поэтому подавляющее большинство юнкеров предпочитало жить по «традиции», издержки которой списывались на товарищескую спайку.

Первый случай, связанный с неуставными отношениями в Красной Армии, был зафиксирован в 1919 году . Трое старослужащих 1-го полка 30-ой дивизии забили до смерти своего сослуживца - красноармейца Куприянова, уроженца Балаковского уезда Саратовской области 1901 года рождения по причине того, что молодой боец отказался за «дедов» выполнить их работу. По законам военного времени виновные в смерти солдата были расстреляны.

По одной из версий, появление дедовщины в армии было обусловлено следующим фактором. В 1967 году срок службы в СССР сократили с трёх лет до двух. По времени это совпало с первой волной дефицита призывников. Было установлено, что пятимиллионная Советская армия может недобрать по численности целую треть - сказались демографические последствия Отечественной войны .

Вопрос обсудили на заседании Политбюро, и решение было найдено. В армию стали призывать людей с уголовным прошлым, что ранее было совершенно исключено. Идеологически это выглядело как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле всё происходит иначе: внутренняя жизнь армии изменяется в худшую сторону. Вместе с уголовным элементом в казармы приходят уголовные порядки, в солдатскую речь проникает воровской жаргон. Копируя тюремные порядки, бывшие уголовники вводят ритуальные унижения и издевательства.

Также, к концу 60-х годов в Вооруженных Силах не осталось командиров, участвовавших в Великой Отечественной войне и из личного опыта знающих, что здоровая моральная обстановка во вверенном им подразделении - залог их собственной жизни.

Эту теорию оспаривает тот факт, что уже в 1964 году ученые педагоги и психологи занимались вопросами дедовщины в армии. Наиболее глубоко это явление было изучено в ходе подготовки диссертации по психологии Глоточкиным А.Д.

Кроме того, по другим данным, при уменьшении срока службы с трёх до двух лет в течение известного времени в одном и том же войсковом подразделении находились и те, кто дослуживал третий год, и вновь поступившие, которые должны были служить на один год меньше. Последнее обстоятельство злило тех, кто уже отслужил два года, но до своего срока оставалось ещё служить. Военнослужащие третьего года службы и вымещали свою злобу на новобранцах.

Иерархические ступени

Значение терминов может варьироваться от традиций рода войск или воинской части, а так-же сроков службы.

Основные определения на армейском сленге для военнослужащих по сроку службы :

  • «Запахи», «дрищи», «духи бесплотные», «карантины» - военнослужащие, которые проходят карантин до присяги.
  • «Духи», «салаги», «бобры», «салабоны», «васьки», «отцы», «малыши», «ежи», «воробьи» (ВВ), «чеки» (ВВ), «чекисты» (ВВ), «щеглы», «ЧИЖи» (бэкроним от «человек, исполняющий желания») - военнослужащие, прослужившие до полугода.
  • «Слоны» (ВДВ и ВВ), «помоза», «шнурки», «гуси», «вороны» (ВВ), «караси» (флот), «молодые», «моржи», «щеглы», «мамонты» - военнослужащие, прослужившие полгода.
  • «Черепа», «черпаки» (бэкроним от «Человек, Еженощно Разрушающий Покой Армейской Казармы»), «борзые караси» (ВМФ), «фазаны», «котлы», «помазки» - военнослужащие, прослужившие один год.
  • «Деды» - военнослужащие прослужившие полтора года. От устойчивого термина «дед» и происходит название явления.
  • «Дембеля», «граждане» (ВВ) (считаются уже почти гражданскими): военнослужащие срочной службы, после выхода приказа об увольнении в запас.

На флоте (по крайней мере до 1990 года) иерархических ступеней было ровно 7:

  • до полугода - «дух» (Существо бесплотное, бесполое, ничего не понимающее, ничего не умеющее, ничего не знающее, годен только для грязной работы, зачастую беспомощен);
  • полгода - «карась» (Пообтесавшийся в условиях реальной службы боец, твердо знает обычаи, традиции и свои обязанности, но из-за нерасторопности «духов» часто бывает бит);
  • 1 год - «борзый карась» (Это тёртый калач. Службу знает крепко. Ответственен за исполнение работ «карасями» и «духами». Физическому воздействию подвергается в исключительных случаях);
  • 1 год 6 мес. - «полтора́шник» (Первая ступень «неприкасаемых». Подвергается только моральному давлению со стороны старослужащих за недосмотр за нижестоящими. «Полторашник» считается самым злым и беспощадным существом. На этой ступени очень отчетливо проявляются люди с низкими моральными устоями);
  • 2 года - «подгодо́к». Наиболее либеральная ступень. Уставшие от морального напряжения «полтора́шничества», особо не «заморачиваясь» служебными проблемами, просто отдыхают);
  • 2 года 6 мес. - «годо́к», или, как вариант, имевший хождение на ТОФе : «саракот» (Видимо, поэтому на флоте «дедовщина» называется «годковщи́ной)». Реально руководящая верховная каста старослужащих. К физическому насилию лично прибегают в исключительных случаях, в основном действуя через «полторашников». В свою очередь, неформальное воздействие на коллектив офицерским составом осуществляется исключительно через «годко́в»);
  • 3 года - «профсоюз», «гражданский» (Это «звание» присваивалось после опубликования приказа Министра обороны об увольнении в запас. «Годок» сразу после приказа Министра обороны неформально признавался уволенным в запас и снятым с довольствия, но поскольку «волею судеб» вынужден находиться в части, содержался якобы на средства флотского профсоюза. Живёт в части или на корабле как гражданское лицо, носящее военную форму).

Традиции перевода на следующую ступень иерархии

Перевод с более низкого иерархического уровня на более высокий осуществляется в ходе ритуала «перебивания», «перевода». Солдат, не пользовавшийся уважением своих сослуживцев или нарушавший принципы дедовщины может остаться «неперебитым» - в этом случае он не имеет права на привилегии более высоких уровней неофициальной иерархии, а приравнивается к «духам» или «запахам». Это случается нечасто, в виде исключения.

Переход на следующий уровень сопровождается причинением физической боли особым ритуальным способом: солдату, отслужившему год (ранее, когда срок службы составлял 2 года) наносятся удары ремнем (бляхой), табуретом или металлическим половником (черпаком) по ягодицам. Количество ударов разное в соответствии с уровнем, на который переводится солдат (например, при переводе из «черпаков» в «деды» полагается больше ударов, чем из «чекистов» в «черпаки»). Перевод из «дедов» в «дембеля» носит символический характер, без применения физического воздействия: будущего дембеля «бьют» по заду ниткой сквозь слой матрасов и подушек, а за него «кричит от боли» специально выделенный «дух». За заслуженные к моменту «перевода» лычки (звание ефрейтора или сержанта) в некоторых частях полагаются дополнительные удары.

На флоте так же существовало немалое количество обычаев и традиций, но стоит выделить лишь два основных, встречавшихся нередко на различных флотах.

  • При переводе из «карасей» в «полторашники» происходит т.н. «смывание чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия с «карася» «смывают чешую», выбрасывая того за борт, окуная в прорубь, обливая из пожарного шланга и т.д., стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».
  • «разрыв годка» - в момент появления первого печатного варианта приказа Министра обороны «Об увольнении в запас...» (например, в газете) на «годке» разрывается в мелкие клочки вся находящаяся на нём в данный момент военная форма включая носки и нижнее бельё. Ритуал также проводится неожиданно для «годка». После «разрыва» «годок» становится «Профсоюзом», т. е. гражданским. В «разрыве» имеет право принять участие любой военнослужащий вплоть до «духа».

Как правило, «перевод» происходит в первую же ночь после выхода приказа Министра обороны «Об увольнении в запас…» (обычно - 27 сентября и 27 марта), но может и откладываться на несколько дней, так как командование любой части прекрасно осведомлено о процедурах «перевода» и зачастую в первые дни и ночи после выхода «Приказа…» особенно сурово следит за соблюдением Устава.

Распространение явления в зависимости от условий службы

Обычно полагают, что наиболее злостные формы дедовщины характерны для «второсортных» частей и родов войск, в особенности для стройбата , но факты дедовщины нередко вскрываются в частях и соединениях, считающихся «элитными». В погранвойсках дедовщина традиционно значительно менее распространена «…данное печальное явление почти не коснулась погранвойск» . Кроме того, дедовщина мало распространена в авиачастях. Дедовщина не получила широкого распространения в небольших, удалённых частях (для примера - части радиолокационной разведки ПВО).

Причины появления

Существуют различные точки зрения на причины возникновения дедовщины. По мнению некоторых экспертов, происхождение дедовщины напрямую связано с практикой призыва в армию СССР заключённых из тюрем . В таком случае в довоенной РККА (а до этого в армии дореволюционной России) дедовщины не было, и она ведёт своё начало с 1942-43 гг. Именно тогда в действующую армию стали призывать заключённых, которые и внесли часть своей «зоновской» субкультуры в Советскую Армию . Существует также мнение, что «старт» дедовщине был дан в 1960-е годы, в момент сокращения срока службы в Советской Армии (с трёх до двух лет в сухопутных войсках и с четырёх до трёх в ВМФ), когда старослужащие, вынужденные дослуживать свои три или четыре года, начали вымещать зло на пришедших новобранцах, которым предстояло служить на год меньше. Окончательно дедовщина как явление приобрела свой настоящий вид в конце 80-х - начале 90-х годов и во время разрухи первых годов независимости постсоветских государств, когда беспорядок и запущенность армии достигли апогея.

В воинских коллективах, которые формируются за счёт призывников, у командиров отделений, взводов и рот слишком мало формальных рычагов воздействия на рядовой состав. К таковым относятся :

  • выговор,
  • строгий выговор (в отношение рядовых срочной службы выговоры совершенно бесполезны, так как никак не отражаются в военном билете - фактически, единственном документе, который он заберёт с собой из Армии),
  • лишение нагрудного знака отличника,
  • лишение очередного увольнения,
  • объявление наряда на работу,
  • снижение в должности (никаких ценных для солдата должностей он не занимает),
  • снижение в воинском звании на одну ступень (примерно 80% военнослужащих-срочников находятся в низшем воинском звании - рядовой),
  • предупреждение о неполном служебном соответствии (не несёт никаких последствий, не применяется),
  • арест с содержанием на гауптвахте (связан с оглаской, командир пострадает больше, чем провинившийся),

Из приведённого выше следует, что формальных эффективных способов стимулирования солдата-срочника практически не существует. В таких условиях командиры вынуждены использовать ту власть, которая эффективна. Ею и является дедовщина.

Высказывается мнение, что появление дедовщины в той или иной форме является закономерным при наличии ряда провоцирующих факторов, среди которых можно отметить следующие:

  • Закрытость сообщества, невозможность легко покинуть его, тем более - принудительность нахождения в сообществе (в армии - служба по призыву).
  • Недостаточно комфортные условия проживания (теснота, отсутствие горячей воды и прочих удобств цивилизованного общежития).
  • Отсутствие внутренних механизмов, предназначенных для защиты одних членов сообщества от агрессии со стороны других (в армии - за порядок официально отвечают офицеры , фактически они выполняют эту функцию настолько, насколько хотят).
  • Культивируемое в обществе представление об аморальности противодействия насилию с помощью обращения к органам охраны правопорядка или лицам, выполняющим их функции. Проще говоря, представление о том, что «стучать» - подло. В армии - жалоба офицеру на старослужащего, избившего новобранца, автоматически делает этого новобранца «изгоем» среди своего призыва, и, прежде всего, в своих глазах. Однако некоторые считают, что лучше быть «изгоем», чем подвергаться физическому и психологическому насилию, для них моральное презрение сослуживцев в этом случае значения не имеет. Каждый сам выбирает, как ему поступать в зависимости от конкретных обстоятельств.
  • Необходимость выполнения работ, не относящихся к непосредственным целям и задачам сообщества, но отнимающих время и не являющихся популярным (в армии - хозработы). Существует противоположная точка зрения, согласно которой дедовщина развивается в условиях лишнего свободного времени у военнослужащих, и что новобранцу лучше заниматься хозработами, чем сидеть в казарме и быть объектом иерархических экспериментов «дедов».
  • Незаинтересованность руководства в поддержании порядка. В армии офицеры часто поддаются искушению отстраняться от текущей работы, перекладывая её на «дедов».
  • Оценка деятельности руководства по отсутствию официально зарегистрированных происшествий (в армии - даже явные преступления на почве дедовщины предпочитают скрывать, поскольку за выявленные случаи командиров подразделений наказывают). Тем не менее, поскольку следствием дедовщины нередко бывают самоубийства (часто являющиеся следствием унижения, гораздо реже - изнасилования), то факты дедовщины «всплывают», и проводится разбирательство с участием

Все больше военных аналитиков сходятся во мнении, что в ближайшем будущем главной проблемой российской армии станет этническая дедовщина. Солдаты-земляки, объединяясь в сплоченные национальные группы, выстраивают в воинских частях свою силовую вертикаль. В основном это парни, призванные с Северного Кавказа. Нынче двухмиллионный Дагестан поставляет столько же призывников, сколько двенадцатимиллионная Москва...

Очередной побег на почве этнодедовщины случился недавно в Самаре. Из воинской части внутренних войск сбежали двое военнослужащих. В тот же день они дали пресс-конференцию, на которой заявили, что однополчане их не только били и унижали, но и заставляли совершать преступления. Военная прокуратура возбудила уголовное дело. Арестован рядовой - дагестанец Арслан Даудов...


-- 1. Шеф прав. 2. Шеф всегда прав. 3. Шеф не спит - он отдыхает. 4. Шеф не ест - он укрепляет свои силы. 5. Шеф не пьет - он дегустирует. 6. Шеф не флиртует с секретаршей - он поднимает ей настроение. 7. Если шеф не прав - см. пункт 2".
Шеф - это Олег Киттер. Кроме плаката "Регламент шефа" в его приемной советские и царские флаги, запрещенная законом об экстремизме литература и собственный портрет в спасательном круге вместо рамки. Киттер - русский националист и этого не скрывает. К приемной националиста примыкает его оружейный магазин, охранное агентство и правозащитный центр, защищающий права только русских.

В прошлом у Киттера - погоны капитана милиции, неудачная попытка избраться в мэры Самары и два уголовных дела за разжигание межнациональной розни. Первое закончилось оправдательным приговором, второе еще тянется, но на всякий случай газета Киттера "Алекс-информ" теперь выходит со сноской: "Под жидами следует понимать международную прослойку людей, живущих за счет труда и способностей других".
Побег из воинской части № 5599 внутренних войск МВД России рядового Станислава Андреева (русского) и младшего сержанта Азамата Алгазиева (казаха) - это первый случай в армии, когда беглецы обратились за помощью не в Военную прокуратуру и не в Комитет солдатских матерей, а к махровому националисту.
-- "Слово "националист" сильно извращено, - пожаловался мне Киттер. - Национализм - это просто следующая ступень родства после семьи, он не может разжигать никакой розни, если только не оскорблять этого родства. А настоящим разжигателем национальной вражды как раз является интернационализм. Потому что именно принудительное выравнивание неравного приводит к недовольству нацбольшинства и развращению нацменьшинства".
-- "Олег Вячеславович, а вы не пробовали быть хитрым националистом? Не статьи про жидов публиковать, а поднимать свой бизнес, налаживать связи... Плетите паутину влияния и лоббируйте интересы своей нации"...
-- "Вот вам анекдот. Завелись в лесу бородатые зайцы. Везде ходят стаями, всех бьют, грабят, насилуют. Весь лес воет, а справиться никто не может. Вроде обычные зайцы, но уж слишком их много. Лиса пыталась с ними разговаривать - теперь в больничной норе лежит, волк выяснял отношения - в реанимацию попал, даже медведь чуть живой ушел. Осталась последняя надежда - лев. Забивает он с ними стрелку на поляне. Приходит - а там тьма тьмущая бородатых зайцев. Все такие мускулистые, глаза горят. "Мужики. -говорит, - вы чего творите? А ты кто такой?!" - спрашивают льва бородатые зайцы. "Я лев. Царь зверей!" "Не-е! Это Масхадов - царь зверей. А ты - просто животное".
-- Это вы так от ответа уходите?"
-- Это и есть ответ. Чтобы победить зверя, нужно самому быть зверем, Чтобы плести паутину влияния нужно быть пауком. Русские не умеют быть пауками. Русские умеют быть зверями, но их заставляют быть животными".
-- "Кто заставляет?"
-- "Те, кто плетет паутину.

Рядовой Андреев и сержант Алгазиев после побега из воинской части сначала содержались в полку МЧС, потом их перевели в часть при областной Военной прокуратуре. Киттер привез меня туда и опознал обоих беглецов возле КПП. Но Алгазиева тут же сцапали приехавшие на свидание родители. Они как-то косо посмотрели на националиста и наотрез отказались давать своему чаду слово.
Станиславу Андрееву 22 года. До армии он выучился на сварщика и закончил юридический колледж и Факультет уголовного права в Тольяттинском университете. Поэтому говорить умеет
-- "В полк меня привезли 25 декабря 2002 года. Уже на КМБ (курсе молодого бойца) из 90 человек было 45 дагестанцев и ингушей. Те что городские и с образованием - еще ничего. А которые с гор - вот эти и были вовлечены в эту систему. После КМБ в нашей роте их человек пятнадцать было - аварцы, даргинцы, ингуши, кумыки, но держались все вместе. Это у них называлось джамаат - община по нашему. Вместе молились в каптёрке, вместе решали проблемы, вместе бизнес наладили".
-- Какой бизнес?"
-- "Разбойничий. Сначала как бы по-дружески: мол, ты местный, помоги - на курево денег нет. Принеси пятьдесят рублей, я потом отдам. Раз пятьдесят рублей, два, потом сто, двести. А когда с новым призывом их земляков пришло еще больше, они уже стали требовать. Вымогательство стало системой. Нас обложили данью. Формы изобретали разные. Например, так называемый косяк. За любую провинность на тебя вешали определенную сумму - от пятидесяти до тысячи рублей. Косяк рублей в двести могли вчинить за что угодно. Они могли обвинить тебя даже в том, что ты просто медленно среагировал на их требования более серьёзные суммы назначались за настоящие провинности. Но дагов (мы их так называли) не интересовало, что мы уже получили наказание от командиров. Они выстроили параллельную систему власти. Однажды я, сержант Кузьменко и младший сержант Гроздин отклонились от маршрута патрулирования - звонили домой. Нас заметил полковник Лазарев и сообщил дежурному по части. Когда мы вернулись, Даудов сказал: "На вас косяк. От офицеров - это само собой. А от нас - отдельно. Короче, с вас тысяча". Тогда за нас отдал сержант Кузьменко".
-- "Сержант отдал рядовому?"
-- "А там не важно, рядовой ты или кто. Среди своих даги придерживаются субординации, все остальные для них - никто. Майоров еще слушаются, и то не всегда, а на лейтенантов и капитанов давно забили. Могут матом послать... Лейтенант Солдатов прошлой осенью сделал рядовым ингушам замечание - его избили. Никаких последствий не было. В декабре трое рядовых ингушей пытались в столовой избить заместителя командира полка майора Леонова. И тоже - ничего. Многие офицеры просто боятся с ними связываться. Бесятся от бессилия и все зло срывают на нас. Чтобы хоть как-то контролировать ситуацию, ставят самих же дагов старшинами, потому что русского они слушаться не будут. В итоге под командованием своих земляков служба у кавказцев превращается в курорт, на котором солдатам всех остальных национальностей отводится роль обслуживающего персонала".
-- "Что еще облагалось данью?"
--- "Увольнения. Вернуться надо было или с деньгами, или с телефонной карточкой. Доходило до шестисот рублей за день. Даже сама служба облагалась данью. Наша часть патрулирует улицы города, помогает милиции, у нас и форма похожа на милицейскую. И каждый патруль должен приносить им из города по сто рублей в день. Солдатам приходилось вымогать деньги у горожан, а иногда и грабить. Пьяные откупались от нас, чтобы не попадать в вытрезвитель. А упившихся до бесчувствия просто обворовывали. Если ты приходил с патруля с пустыми руками, долг оставался за тобой. А иногда и счетчик включали. Наша рота патрулировала город четыре раза в неделю. Каждый день по девять патрулей. Вот и посчитайте. Плюс косяки. Плюс увольнения. Да еще положенное бесплатно обмундирование они нам продавали... И это только денежная повинность".
-- "А еще какая?"
-- "Трудовая. Заправка постели, стирка, уборка помещения - это они считают женской работой, говорят, что традиции им не позволяют её выполнять. Поэтому все это приходилось делать нам. Впрочем они и ремонт помещения заставляли делать нас. Русские пацаны, бывало, всю ночь вкалывают. Они подключаются только к приходу командира. А тот нахваливает: "Молодцы, джигиты, хорошо сделали". За малейшее наше недовольство начинали бить. Но даже если ты всё исполняешь, всё равно бьют. Бьют за всё. Они чувствовали себя королями. В столовой: принеси чай, принеси вторую порцию. Откуда? Не волнует. Свою неси. Смотрят телевизор: принеси подушку! Они любят сидеть, обложившись подушками. Курорт. За территорию выходят, когда захотят. Покупают себе одежду гражданскую, ходят гулять на набережную. Когда день рождения у кого-то - мы скидывались на день рождения. Гражданской одежды у них гардеробы целые.

На дембель они уходят вот с такими баулами, а там кроссовки, куртки, спортивные костюмы, туфли, мобильники. Там, у себя на родине, они даже деньги платят, чтобы их в Россию направили служить, а не на Кавказ. Хажуков, дагестанец, говорил, что он на призывном пункте заплатил пять тысяч рублей, чтобы его сюда направили".
--"Зачем?"
-- "Да потому что среди своих придется реально служить. И постель заправлять, и унитазы драить. А представь, назначат тебя сержантом и придется командовать представителем какого-нибудь знатного рода. На кровную месть нарваться можно. Да и родители там рядом, старейшины - не побалуешь".

-- "Вы пробовали жаловаться командиру части? Или он тоже их боится?" -
-- "Нет, не боится. Но сделать ничего не может. Жалобы были, но все уходило в песок. Ну выстроит полковник их на плацу, поорет, они сделают вид, что боятся, а через час так изобьют жалобщика, что до следующего призыва все заткнутся. Одного рядового после такого случая избили, а потом заставили чистить туалет своей зубной щеткой. Командование всякий конфликт старалось замять. Зачем им проблемы по службе? Только один раз осудили дагестанца за сломанную челюсть. На два года условно. Хотя сломанных челюстей было много. И пальцы ломали. Но вообще-то они старались бить грамотно - не оставляя следов".
-- "А своим родителям ты рассказывал?"
-- "Нет, расстраивать не хотел. А другие рассказывали. Родители приходили к командиру части. Иногда переводили ребят в другие подразделения, где нет кавказцев".
-- "А почему у вас их так много скопилось?"
-- "Наш полк головной в бригаде, из других полков их сюда сбрасывают от греха подальше. Командир части все время грозится, что призыва с Кавказа сюда больше не будет, но меньше их здесь не становится. Против реальности не попрешь. У русских рождаемость падает, а на Кавказе демографический бум и стопроцентная явка на призывные пункты. Там уже наш полк давно прославился, и многие прицельно идут именно сюда".

-- "Слушай, половина - это все же не большинство. Вы пытались оказывать сопротивление?"
-- "Некоторые пытались - безрезультатно. Они, знаешь, как говорят? Не сможет один сломать человека, сломаем всем джамаатом".
-- "А вы не пробовали всем джамаатом?"
-- "Не пробовали. Что-то мешает объединяться. Не знаю что. Вот вены себе вскрывать русские не боятся - только при мне три случая было. Слава Богу, все остались живы.

Мы с Азаматом тоже терпели до последнего. Мне еще полгода оставалось, а он и вовсе должен был увольняться. Но нам обоим на день побега срок выплаты назначили - по пятьсот рублей. Они так нами сказали: "Не отдадите - узнаете, что такое ад" За месяц до этого мы патрулировали станцию метро рядом с офисом Киттера, я тогда с ним случайно познакомился. Поэтому мы решили бежать именно к нему."
-- "Алгазиев ведь мусульманин. Он для них "свой".
-- "Свой?! Смешно. Ему еще больше меня доставалось, хоть он и сержант. И по почкам били, и губы оттягивали, и уши выворачивали. Накануне побега его жестоко избил сержант Магомедов. В ту ночь Азамат был дежурным по роте, а Магомедов и еще трое в классе боевой подготовки пили водку. Когда им стало весело, они заставили русских рядовых два часа подряд танцевать перед ними лезгинку. Когда Азамат попытался возразить, его избили, отняли штык-нож и пообещали зарезать его этим штык-ножом, если он его не выкупит. Он все это в заявлении написал. Для них мусульмане только те. которые с Кавказа. Казахи, башкиры, татары для них - такие же свиньи, как русские. Потому что они водку пьют и свинину едят".
-- "А сами они водку не пьют?"
-- "Пьют. Но свинину не едят. И подмываются каждый день. У них традиция такая, они туалетной бумагой не пользуются.

Так и говорят: "Наши жопы чище ваших лиц". Антирусские настроения у них очень сильны. Слушают песни певца Тимура Муцураева. Там прославляются шахиды и прямо целый план расписывается, как моджахеды станут властителями мира. Мне запомнилась одна песня про то, как в горное село приходит трусливый русский солдат. А альбом этот называется "Держись, Россия, мы идем!"
-- "А в боевых действиях на стороне чеченцев там никто не участвовал?"
-- "Я такого не слышал. Вот что поразительно. У нас в роте было двое чеченцев. Из Урус-Мартана. Два брата - Хасан и Рамазан Басаевы. Они выросли во время войны, видели и бомбежки, и все на свете. И у них таких наклонностей не было. Они не слушали Муцураева, не называли нас свиньями и в вымогательствах не участвовали. Более того, если они видели, что на русского наезжают уж совсем по беспределу, заступались. Они единственные, кто как-то сдерживал дагов. Их боялись".

-- "А чего остальные с вами не побежали?" "Испугались. Это же внутренние войска. Там много местных служат.
-- "А у дагестанцев в Самаре большая диаспора. Вы бы видели, как дембеля из нашей части увольняются. Одежду и деньги получили - и бочком, бочком, пока не отняли".
-- "Ты, наверное, теперь тоже националист, как Киттер?"
-- "Да нет. Я только латышей не люблю. Мне за Прибалтику обидно".
***
Военный прокурор Самарского гарнизона Сергей Девятов назначен на эту должность недавно и не перестает удивляться нравам местных призывников. Люди из его окружения в конфиденциальных разговорах признаются, что прокурор уже испытывает давление дагестанской диаспоры в Самаре. Но на прямой вопрос Девятов ответил отрицательно:
-- "Сейчас самая большая проблема для следствия - это получить показания сослуживцев Андреева и Алгазиева. Никто не хочет. Все боятся".
-- "Конечно. Если там половина с Кавказа".
-- "Какая половина! Двадцать процентов. Наверное, тем, которые сбежали, просто стыдно признаться, что они терпели от кучки людей. А большинство там из Самары и области. Это единственная воинская часть в регионе, где разрешается служить местным. Именно поэтому все как воды в рот набрали. Предпочитают терпеть, лишь бы их не услали куда-нибудь в Бурятию или в Чечню. А арестованный Даудов, естественно, все отрицает. Командиры? Естественно, им все это не нужно. Зачем им портить себе отчетность? Но если так и дальше пойдет, то будет им не до отчетности... Мы-то дело в суд передадим, а что будет дальше - не знаю".
Воинская часть № 5599 расположена в самом центре Самары. На проходной стоит молодой дагестанец в гражданском. Мимо проходит солдат. Парень хватает его за руку: "Эй, стой. Слушай, вон в том корпусе на втором этаже двое прапоров. Скажи, их Рамазан ждет. Понял? Срочно". Солдат не переспрашивал.
Командир части полковник Громов производит впечатление человека, который и сложившихся обстоятельствах делает все, что может, но понимает, что обстоятельства сильнее. Долго спрашивал меня: "А что Киттер поет? А что Андреев поет?"

-- "В моем полку служат солдаты 56 национальностей, и для меня не важно, кто какой. Хотя, если честно, у кавказцев уровень боевой подготовки гораздо лучше. Они сильнее, инициативнее, тот же Даудов за неделю до ареста смог в одиночку задержать двух преступников. Когда они патрулируют город, я абсолютно спокоен".

-- "А когда они в казарме?"
-- "Здесь не закрытый режим. Все наши ходят в патрули, очень часто видятся с родственниками. Если их здесь так унижали, почему они молчали? Мое мнение - это все политические интриги Киттера. Про него что-то давно никто не вспоминал, вот он и решил пошуметь".
Когда я выходил, на проходной вместе с Рамазаном уже тусовались человек пять его земляков. Вместо ответа на мои вопросы он дал мне телефон главы дагестанской диаспоры в Самаре Абдул-Самида Азиева.

Абдул-Самид, полковник медицинской службы в отставке, смотрит на ситуацию не только как дагестанец, но и как кадровый военный советской закалки:
-- "У нас тут полтора года назад в учебном центре двадцать призывников написали жалобу, что их заставляют выполнять работу, которую им не позволяют делать традиции. Я тогда с ними встречался и говорил: "Не придумывайте! Никаких таких традиций на Кавказе нет и никогда не было. И в Коране об этом тоже нигде не написано. У себя дома - да. Там мужчина должен делать более тяжелую работу, а женщина - заниматься хозяйством. Но в армии мужской коллектив и вы не птички, которые летают и не оставляют грязи на полу. Поэтому будьте добры нести те же обязанности, что и остальные".
-- "А что делать с Даудовым?"
-- "Мне удалось с ним коротко побеседовать. Он утверждает, что никого не бил и кругом невиновен. Я не думаю, что это правда, но и не уверен, что, если его посадить, это послужит на пользу. Обозлится его мать, обозлится село. Надо искать другой выход. Правильное воспитание нужно начинать еще на призывных пунктах и на уроках военной подготовки в школах. Потому что возвращаются с военной службы ребята и хвастаются, что вот, мол, они в армии полы не мыли и картошку не чистили. И с них будут брать пример следующие призывники, сложится традиция, которую потом будет трудно перебороть. И еще - надо что-то делать с мужским воспитанием в России. Разве нормально, что восемьдесят процентов солдат не дали отпор двадцати процентам? В мужском коллективе всегда идет борьба за власть и контроль. И если большинство оказалось слабее меньшинства, то какое же это большинство?"
Лидия Гвоздева, председатель самарского Комитета солдатских матерей, сказала так: - "Проблема есть, и она становится все серьезнее и серьезнее. Я не понимаю, что происходит. Доходит до смешного. Двое дагестанцев бьют одного русского, а еще четверо русских стоят в очереди на экзекуцию. Уж сколько раз мы с нашими солдатами разговаривали, говорили, что надо держаться вместе. Они только мычат. Все без толку. На днях мне звонит дама: "Переведите моего сына в другую часть, там кавказский террор". Начинаем выяснять - оказывается, двое поставили под контроль целую роту. Двое! Я ей говорю: "Мамаша, лучше идите и объясните своему сыну, что свое достоинство в этой жизни нужно отстаивать. Иногда с кулаками. Пусть они объединятся, один раз отметелят тех двоих"...
-- "Вы же боретесь с дедовщиной в армии! Как вы можете такое советовать?"
-- "А это и есть борьба с дедовщиной. Среди казаков не было дедовщины, потому что там все были мужчинами. Если теперь наши ребята вырастают такими зайчиками, то чего удивляться, что их бьют. Дедовщину создают слабые, а не сильные. Мы делаем все возможное, чтобы сильных усмирить, но против природы не попрешь, человеку невозможно запретить быть сильнее тебя, можно только самому стать сильнее. Сколько раз приезжала сюда Тайгарат... это председатель махачкалинского Комитета солдатских матерей. Беседовала с ними, с собой старейшин привозила. Они говорят своим ребятам нечто такое, что на несколько месяцев позволяет снять проблему. В принципе я знаю, что они им говорят, но это не для разглашения".

-- "Странная у вас позиция. Обычно ваши коллеги склонны во всем винить командиров".
-- "Мы с этой частью работаем с 1994 года и имели дело со всеми ее командирами. Полковник Громов - самый достойный из них. До него была разруха полная. Наркоторговцы сверлили в заборе дырки и через них наркоту продавали, а при Громове даже пьянство там под реальным запретом. Можно, конечно, ругать командиров, можно даже их увольнять и сажать, только легче от этого не станет.

Вы подождите, сейчас подрастет поколение, которое родилось в девяностые, во время демографического спада. Тогда проблема дедовщины будет уже не только в армии, но и в обществе".

Июль 2002 года. Семинар проводился на базе Интернет-форума "Обсуждение работ С.Г.Кара-Мурзы с его участием (о ситуации в России)"

Сегодня почему-то подавляющая часть молодых людей считает армейскую дедовщину чем-то характерным для Cоветской Армии в течение всего времени ее существования. И очень удивляются, когда впервые слышат о том, что до 1969-1970 года такого явления не было в массовом масштабе. Расспросы более старших поколений дали дату первых упоминаний о появлении неуставных взаимоотношений где-то около 1970 года.

Вот что рассказывают на эту тему:


"У меня отца и дядю (по матери) взяли в армию в 1943-м. 2 года на фронте. После войны отец служил 3 года, дядя - 5 лет. Оба говорили, что ничего похожего на дедовщину не было."

"У меня отец служил на флоте в конце 1940-х, при этом успел застать тех, кто участвовал в войне. Ничего похожего на дедовщину не наблюдал. Когда в 1970-е - 1980-е по "голосам" начали рассказывать о дедовщине в Советской Армии, считал это выдумкой и брехней, т.к. искренне полагал, что "такое просто невозможно" (хотя в целом относился к тогдашней власти достаточно критически и другим антисоветским байкам охотно верил.)

"Первый раз я услышал о дедовщине в 1979 году. От одногодка. Тогда впервые в наш лексикон вошло выражение "армейские дедушки". До этого никто (!) из родителей, родственников и знакомых ни разу не упоминал или не намекал об армейских издевательствах."



Нередко наблюдалось, что представители старшего поколения, служившие в армии до начала 50-х годов, категорически отказывались верить в существование дедовщины.
То, что старшее поколение отказывалось верить в существование дедовщины - не зашоренность. А ведь старые люди прожили очень непростую жизнь, хлебнули лиха. Но остались Людьми.
Увидев много всяких более злобных гадостей, нежели дедовщина, они могли сказать: "Бывает хуже, но реже. Людоедство, например, или увечья, или тиф". Но дедовщина-то воспринималась ими как позор, как разрыв с основами жизнеустройства, как глубокое моральное падение.



Все солдатское общество делится на следующие группы:

военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме - карантин, слон, мамонт, салабон

военнослужащие первого периода службы (до 0,5 года) - дух, салабон, щегол, чижик, гусь

военнослужащие второго периода службы (0,5 - 1 год) - молодой, морж, леник, щегол, старший гусь

военнослужащие третьего периода службы (1 - 1,5 года) - котел, черпак, помазок, фазан

военнослужащие четвертого периода службы (1,5 - 2 года) - дед

военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа) - дембель, карантин



Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом - переводом. Формы перевода различны в различных частях; существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча.
Однако когда котла переводят в деды, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли. Права, обязанности и даже внешний вид военнослужащих зависят от того, к какой категории они принадлежат.
Самая бесправная среди всех категорий - духи, самая полновластная - деды. Промежуточное положение между ними занимают молодые и котлы. Иначе говоря, военнослужащий имеет тем больше прав и тем меньше обязанностей, чем больше он служит.



Армия стала отражением изменений в обществе. Общество менялось - сменялись поколения, на смену строителю жизни пришёл потребитель жизни. Советское общество оказалось не готово к смене строителей потребителями.
Поменялось "внешнее" общество - отразилось и на армии. Очень интересно читать воспоминания некоторых военнослужащих, относящихся к тому периоду. Видно, что поменялись люди, которые пришли в армию.
Оказалось, что порядок в русской армии держался не на уставе, и не на страхе перед побоями, а на этих самых неуставных отношениях - дружбе, товариществе, поддержке, наставничестве. И когда в армию в массе пришли люди, не способные на эти чувства, армейская дисциплина рухнула. В общем, конечно, похоже на то, что происходило во всей стране.
Возможно, дедовщина - это еще одно достижение западной цивилизации, усвоенное нами в ходе периода, предварившего перестройку. Дедовщина связана с падением "общинного" принципа построения Союза и с переходом на евроцентристские и индивидуалистические рельсы всего мироуклада населения. Фактически - первый звоночек катастрофического разрушения общественной морали.



Все трансформации общества выражались в сбоях "армейской машины". То же самое, например, произошло в 50-е годы - пришло новое поколение, "десталинизация" и т.д. - и вдруг отказ в системе дисциплины и беспомощность офицеров.
Но тогда еще система была с инерцией развития, и с этим справились как с болезнью. В 70-80-е общая болезнь (и прежде всего верхов квази-сословного общества) ослабила организм.
Начавшийся в начале 60х годов надлом, был вызван тем, что элита, вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала разворачивать ситуацию в свою пользу. Прагматизм и жесткая ответственность за результат, сменилась волюнтаризмом и безответственностью.
Армии это, понятно, тоже коснулось. Именно тогда шли большие сокращения, резались на металлолом корабли и самолеты, уничтожался сержантский корпус. Генералы, которые пытались противодействовать этому идиотизму, были смещены. А их место заняла новая, "паркетная" генерация, более обеспокоенная своим личным благополучием, чем реальным повышением боеготовности.


Советская армия в 60-70-х гг. находилась в сложном положении: внешней ощутимой угрозы не было (никто всерьез не верил, что буржуи завтра нападут - они, кстати, открыто и не напали!), а внутренняя политика стремительно уходила от принципа закручивания гаек во всех областях. В мирное время система армейских наказаний - всякие наряды вне очереди - рассчитана, в сущности, на школьника.
С другой стороны, советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. (в хорошем смысле). К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре.
Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью? Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ.
Однако, Система по-прежнему обязывала превращение в кратчайшее время молодого призывника в автомат, беспрекословно выполняющий приказы. Поэтому переход офицеров и сержантов на неуставные методы поддержания дисциплины был предрешен. Выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.


В 1968 г. были ликвидированы полковые школы младших командиров, и сержантов начали готовить в учебных дивизиях. Полковые школы имели ряд существенных преимуществ, они отвечали требованиям индивидуального подбора. Кандидатов в сержанты отбирали через некоторое время после прибытия молодого пополнения и его адаптации в новых условиях.
Не прерывалась связь будущего командира со своим подразделением. В казарму сержант приходил уже признанным лидером. После ликвидации полковых школ сержантский состав потерял всякое влияние в казарме.
Если сравнивать с армиями западных стран, то прослеживается существенная разница - перенасыщенность офицерами и полное отсутствие профессионального сержантского и унтер-офицерского состава.
В американской армии сержант - это немалая власть и это профи. И именно на нем лежит львиная доля обязанностей по поддержанию дисциплины. В нашей - такой же солдат-срочник, только с лишней лычкой. Вовсе не факт, что эта лычка придаст ему авторитет в среде таких же 20-летних.
В прежней СА (первых послевоенных лет) это хотя бы частично компенсировалось наличием "старорежимного старшины". Теперь такие старшины вымерли как мамонты. Планировалось, что эту роль на себя возьмут прапорщики, но на практике прапоры это чуть ли не поголовно хозяйственники в частях.
Однако природа не терпит пустоты - место профи-сержантов и старшин заняли "деды". Но дедовская власть имеет одну существенную особенность - она насквозь неофициальна и посему в большей степени подвержена злоупотреблениям - тем более, что поддержание дисциплины для дедушек побочная задача, хоть и связанная с их благополучием.


Компания шестидесятников против стукачества также немало способствовала процветанию дедовщины, т.к. жаловаться на издевательства стало неприличным и более осуждаемым в обществе, чем сами издевательства.
Прочно перепутав и объединив понятия ябедничества и открытого призыва о помощи “шестидесятники” сделали очень много для разобщения людей. Была блокирована в голове мысль об обращении за помощью к органам государства, специально поставленных для защиты закона и граждан СССР.
Определенную роль сыграли стереотипы холодной войны. В основе психологической войны против СССР лежал метод усиления и развития естественных трудностей и противоречий, имеющихся в каждом обществе. Одним из таких слабых мест в СССР были противоречия между руководящим звеном и народом.
Велась работа по расширению этой щелки до пропасти. В частности, кампания против стукачества - нельзя обращаться к начальникам, ибо они враги, а надо обращаться к "своим" - паханам, дедам.

Конфликт поколений - очень распространенное в обществе объяснение возникновению дедовщины в армии. Период возникновения дедовщины приходятся на конец 60-х - начало 70-х гг. По времени он совпадает с переходом от 3-хлетнего на 2-хлений срок службы.
Поэтому можно предположить, что имел место конфликт поколений. Про этот конфликт многие упоминают, однако имеются две интерпретации:
1) "трехлетки", дослуживавшие свой третий год, и начали вымещать свое неудовольствие на младшем призывы, которому нужно было служить только 2 года. По этой причине могло возникнуть много эксцессов, которые благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов быстро развились в устойчивое явление дедовщины.;
2) для поддержания прежней численности именно тогда потребовалось существенно расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов.

В 70-80-х годах офицеры и прапорщики, имевшие непосредственное общение с личным составом были уже из тех, кто родился после войны, т.е. уже не были свидетелями тяжких лишений. Как раз в это время служить в армии стало выгодно.
Т.е. кто-то шел в училища по призванию и т.п., но появилась масса молодых людей, которые стали рассматривать военную карьеру, как приличное обустройство в жизни: платили неплохо; выход на пенсию к 45 годам; возможность получать в дальнейшем и военную пенсию, и зарплату; по выходу на пенсию многих обеспечивали жильем.
При этом напрягаться многие уже не хотели. Так, к примеру, один прапорщик (комвзвода) откровенно поделился, почему он приветствует и поддерживает дедовщину. "Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и чтобы все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они пусть с молодых требуют. Не смогут - будут сами...ться. Так мне надо всех контролировать, а так - только дедов".

Для попытки создания репрезентативной выборки были опрошены совершенно разные люди, служившие в разное время, в разных частях и регионах. Все без исключения опрошенные (возраст от 20 до 45 лет) говорили, что дедовщина создается, поддерживается и всячески стимулируется именно офицерами.
Данный опрос полезен для понимания сути явления, но надо иметь в виду одну поправку. Если такой опрос проводится среди бывших солдат срочной службы, то велика вероятность, что они буду винить в дедовщине исключительно одних офицеров. Никто не хочет признаваться, что сам поддался искушению стать дедом, всегда легче свалить вину на кого-либо другого (на офицеров, государство, партию и т.п.).

Более интересны опросы среди самих офицеров. Так, например, один опрошенный офицер просто не мог понять, чем возмутительна дедовщина! Он совершенно искренне не понимал, почему для солдат унизительно чистить очко зубной щеткой. Он говорили: "Я чистил, пусть теперь другие почистят".
Мол ничего страшного! Казалось бы наоборот, "я чистил, когда был солдатом, меня унижали, но теперь я полковник, а потому должен хотя бы попытаться искоренить это зло."
И этот полковник не стеснясь рассказывал, что равнодушно взирал, как недавний призывник своей зубной щеткой моет полы. Для этого офицера такое положение вещей - школа мужества.

Таким образом, главная причина устойчивости дедовщины (но не причина ее возникновения!) - поддержка офицеров. Вследствие демократизации общества и деградации механизмов управления у офицеров были резко сужены возможности поддержания порядка и дисциплины.
Поэтому офицеры стали негласно поощрять дедовщину как неуставной метод поддержания порядка - "деды" использовали для этого средства, недоступные офицеру.
Сыграло свою роль и разложение самого офицерского корпуса - второй причиной поддержки дедовщины стало нежелание офицеров напряженно заниматься воспитанием и обучением солдат. Этим стали заниматься "деды".

Получили новую униформу 1969 год.

Письмо в редакцию: «Три года назад я с беспокойством готовилась к смене работы. Для меня вообще вход в новый коллектив — процесс тяжелый. Именно поэтому я стараюсь менять работу как можно реже. Но когда у меня появилась уверенность в том, что все мои тревоги позади, в нашем отделе появился новый начальник. Я сразу стала замечать, что он как-то по-особому ко мне относится. Нет, нет, никаких сексуальных домогательств! Если бы причина заключалась в этом, я бы знала как себя вести. Здесь другое. Я работаю в компании уже давно, всегда была, что называется, на хорошем счету. Меня уважали не только мои сослуживцы, но и коллеги из других отделов, даже пытались переманить в другую компанию. Но теперь я все больше ощущаю, что теряю уверенность в себе, своем профессионализме. Когда прихожу с докладом к начальнику, он всегда придирается к мелочам, заставляет по несколько раз переделывать одну и ту же работу, старается поддеть меня, поймать на слове. На общем собрании обычно делает вид, что меня не замечает. Все самые интересные задания раздает другим сотрудникам. Коллеги говорят — не обращай внимания! Но я не могу. Посоветуйте, как мне правильно вести себя в этой ситуации? В чем причина такого поведения моего начальника? Ирина, маркетолог .»

Письмо читателя комментирует бизнес-тренер, психолог Ольга Осипова.

Первый раз... в новый офис

Давайте вспомним тот восхитительный вечер, то состояние, что предшествует первому рабочему дню на новом месте. Пожалуй, лишь немногие отнесутся к этому с легкостью и не будут испытывать тревоги. Как все будет? Как лучше одеться? Как повести себя в самом начале контакта с сослуживцами? Трудно ли будет адаптироваться и скоро ли рабочее место станет «своим»? Как вести себя с руководством? А с подчиненными? В общем — не самый простой вечер в нашей жизни.

И вот оно — утро первого рабочего дня. Все прошло очень хорошо. Или — не очень. Может быть — совсем плохо. Удивительно, но это еще ничего не означает.

На тренинге по управлению персоналом один из участников рассказал такую историю. Он сменил работу и пришел на должность руководителя подразделения. В первый же день ему (по секрету, конечно) рассказали, что директор, курирующий данное направление, человек очень опасный. Он любит, чтобы сотрудники собирались в свободное время выпить пива. При этом очень внимательно слушает, кто о чем говорит, расслабившись под действием спиртного. А нужно ему это за тем, чтобы: во-первых — иметь компромат на каждого сотрудника, а во-вторых — использовать этот материал на заседаниях правления, так как дорожит имиджем «знающего все про всех».

Прошло некоторое время и — о ужас! Нового сотрудника приглашают на «пятничные посиделки» в одном из пивных ресторанов. «Шел я как на бой» — рассказывал главный герой истории. И вечер провел так же, под лозунгом «Фильтруй базар». На вопросы отвечал уклончиво, конкретных фактов не приводил. Даже на вопрос о том, сколько стоила моя квартира в новостройке, что-то уж совсем несуразное произнес: «Точно не помню, этим в основном жена занималась». И это после того, как в отделе рассказывал, что год назад кредит брал.

Каков результат этого «продуманного поведения»? Прослыл он человеком со странностями, и, кроме того, неумеренно скрытным. И совершенно этот образ был бесполезен, поскольку, как потом выяснилось, в компании ценили людей компанейских и открытых. Каким и был, собственно тот «страшный» директор, который часто инициировал корпоративные мероприятия. Пришлось нашему герою долго над имиджем работать, чтобы стать тем самым «своим парнем», которым он являлся с самого начала.

Причина же этой истории выяснилась через некоторое время и была до смешного банальна. Коллега, который страшилки про руководство рассказывал, боялся конкуренции и всячески мешал новому сотруднику. Каков вывод можно сделать из этой истории, стоившей участнику немало сил и бессонных ночей?

Вывод первый. Информацию, полученную на новом месте работы не нужно воспринимать как немедленное руководство к действию. Рассказы опытных сотрудников могут иметь такое же отношение к реальности, как виртуальная «стрелялка-бродилка» к настоящей войне.

Вывод второй. Отношения с руководством строятся, как правило, очень индивидуально. Постарайтесь сами разобраться, что за человек ваш начальник, а уж потом обдумывайте, какой стиль поведения будет оптимален.

«Почему меня обижают?»

Предположим, мы последовали предложенным выводам. Мы были осторожны и внимательны к мелочам. Но, возвращаясь к ситуации, изложенной в письме читательницы, руководство несправедливо. Интересную работу отдает другим. И вообще — придирается. Если считать, что у всего есть причина (иначе не было бы смысла писать подобные статьи), то нужно сделать ряд предположений.

Предположение первое: мы просто несовместимы! Встречаются случаи, когда начальник и подчиненный действительно психологически несовместимы. Встречается это крайне редко, но все же встречается. Может быть, Ирина напоминает руководителю его бывшую жену, которая разрушила его идеалы и теперь он женщин такого типа на дух не переносит. То есть при виде их испытывает плохо контролируемую ярость и с трудом подавляет желание швырнуть в них письменным прибором. И удерживают его от этого только упорные слухи о том, что в тюрьме очень плохо.

Рекомендаций здесь никаких быть не может, поскольку такие вещи, что называется «не корректируются». Можно попытаться реже попадаться на глаза, либо по-пластунски ползать во всемирной паутине в надежде найти-таки руководителя, бывшая жена которого относилась к другому типу.

Предположение второе: возможно, мы не объективны... На наше восприятие происходящего влияют наши же индивидуальные психологические особенности. Или, говоря другим языком, мы зачастую не очень объективны.

Мне известен случай, когда сотрудник был абсолютно уверен, что руководитель люто его ненавидит. И проявление этой ненависти заключается в том, что самые сложные задания поручаются именно ему. Проблема стала настолько острой, что сотрудник решил обратиться к психологу. Выяснилось, что он никогда не обсуждал с руководством этот вопрос, отношения их развивались, что называется, «по умолчанию». Через некоторое время состоялся разговор. И что же выяснилось?

Прежде всего, ни о какой личной неприязни не было и речи. Сложные задания поручались потому, что руководитель был очень высокого мнения о деловых способностях своего подчиненного и задачи такой сложности не мог доверить никому другому. Более того, этот самый «обиженный» сотрудник включен в резерв на выдвижение. И это тоже не все. После «переговоров» с начальством ему была повышена зарплата.

Рекомендация, вытекающая из этой, вполне оптимистичной истории: иногда нужно просто поговорить с руководителем. Задать вопросы. Обрисовать свое видение ситуации. Велика вероятность, что реальность будет отличаться от того, как мы ее представляем.

Предположение третье: это все-таки моббинг. Моббинг — это психологическая агрессия одного человека против другого. Чаще всего этот термин употребляется именно при описании агрессии начальника в адрес подчиненного. Хотя это совсем не обязательно — коллеги тоже могут «моббинговать» так, что мало не покажется.

Механизм процесса таков: по какой-либо причине руководство выбирает «изгоя». И начинает его терроризировать. Способов для террора у каждого из руководителей — масса. Кроме описанных в письме Ирины, стоит еще упомянуть: бестактную критику в присутствии коллег (а ведь на всех тренингах учат: похвали прилюдно, критикуй наедине!), регулярное несправедливое распределение жизненных благ (все бонус автоматически получают, а ему еще побегать придется), а также другие издевательства типа: «Ты самый молодой, будешь всем за бутербродами бегать!» В общем, это довольно близко к известному понятию «дедовщина». Только еще шире.

Можно ли с этим бороться?

Прежде всего, это зависит от психологической устойчивости того, кто подвергся моббингу. Поскольку самый действенный способ — не поддаваться на провокации. И здесь коллеги Ирины, которые говорят ей «Не обращай внимания» — правы. Но если у человека от такого отношения понижается самооценка, возникают состояния подавленности, значит его психологическая устойчивость недостаточна. Но это еще не значит, что все потеряно.

Один из сильных приемов противостояния — называть (хотя бы иногда) вещи своими именами. Например, одна девушка, которую руководитель регулярно критиковал и заставлял по 5-6 раз переделывать документы сказала ему, когда они были один на один: «Знаете, Михаил, у меня такое чувство, что вы ко мне придираетесь. И я хотела бы от него избавиться. Вы не будете против, если все варианты документа я попрошу посмотреть коммерческого директора. И, если он скажет, что это плохо сделано, я признаю, что я бездарь и буду и дальше тратить время на переделки».

Конечно, она рисковала. Но в результате этого разговора психологический прессинг заметно ослаб и руководитель стал относиться к ней осторожнее. Обратим внимание, что в ее монологе не было даже мысли, что она может, например, уволиться. Имидж, который приобретает такой сотрудник — «от нее можно ждать чего угодно, такая может и в суд пойти».

Еще один возможный прием — это действительно обратиться в суд или хотя бы дать понять, что мы к этому готовы. В западных странах такое разрешение подобных ситуаций распространяется все шире. Для нас это пока экзотика, но если «правовая среда» будет продолжать расширяться на сферу трудовых отношений, такая практика неизбежно появится. Чтобы картина не выглядела слишком уж безоблачной, нужно сказать, что сегодня большинство ситуаций, связанных с моббингом все-таки заканчиваются увольнением сотрудника (причем по его инициативе) или переходом в другое подразделение. Уверена, это происходит потому, что многие не готовы к возникновению таких ситуаций.

Поэтому главный совет будет звучать так: «Будьте готовы к тому, что вы можете подвергнуться моббингу. В соответствии с вашими предпочтениями выберите ту или иную линию поведения. Только никакой депрессии! Психическое здоровье уж точно важнее мнения руководства».

Так же как и все другие явления социального характера, дедовщина имеет свои вполне объективные причины.

Во-первых, это сам по себе призывной принцип набора новобранцев на службу. В армию люди идут не по призванию, не по собственному желанию (хотя есть и определенный процент таких парней конечно), а попадают туда по призыву - то есть их "забирают", руководствуясь только лишь половой принадлежностью и состоянием здоровья.

Естественно, призванный в армию новобранец вполне может не особо стремиться соблюдать свои воинские обязанности: поддерживать физическую форму тренировками, овладевать военной специальностью, соблюдать устав и так далее... То есть новобранцев необходимо заставить все это делать - это необходимость любой призывной армии в принципе. Иначе такая армия просто будет не боеспособна.

Вопрос только в том, кто этим будет заниматься. И вот тут возможно два варианта: офицеры или "Деды".

Первый вариант называется "уставщина" - то есть диктат офицеров и сержантов. Любое несоблюдение устава, неподчинение, неуважение к офицеру любым солдатом, независимо от его срока службы, жестко карается. Дисбат, "Губа", наряды вне очереди, рукоприкладство и т.д - у офицера есть полный арсенал средств для этого. По такому принципу и жила советская армия до конца 60-х годов.

Второй вариант - дедовщина. В этом случае власть офицеров и сержантов носит формальный и ограниченный характер. Заставляют "служить" новобранцев старослужащие, которые дослуживают последние полгода. На "молодых" ложатся все положенные им тяготы военной службы в усиленном объеме, все грязные работы по части, а также унизительные обязанности по обслуживанию "дедов": стирка носков, уборка кровати, выполнение абсурдных и издевательских приказаний, беспрекословное терпение побоев.

Так живет российская армия в настоящее время (или возможно жила так до недавней военной реформы, связанной с сокращением срока службы до одного года).

Главная причина процветания дедовщины - это резкое падение престижа военной службы среди офицеров, вызванное объективными причинами перестроечного периода и особенно периода становления демократии. Низкая заработная плата, серьезные проблемы с обеспечением жильем, как правило плохие бытовые условия службы и в противовес этому: хорошие перспективы на гражданке в частных структурах. Все это вызвало массовый исход профессиональных офицеров из армии.

Свято место пусто не бывает, и образовавшуюся пустоту заполнили "пиджаки" - выпускники военных кафедр ВУЗов. В отличии от кадровых офицеров, закончивших военные училища (на армейском сленге: "сапог" или "шакал") "пиджак" об армейской службе имеет представление весьма смутное и зачастую даже не разбирается в воинских званиях.

По своей сути "пиджак" - это такой же призывник, только с высшим образованием и званием лейтенанта, которому по факту нужно ещё осваивать военное дело с самых азов, но его назначают по прибытии в часть на должность командира взвода, дают задания, требуют их выполнения...

Понятное дело, что никакого реального влияния такой офицер иметь не будет, так-как знает о военной службе меньше бойцов, которые находятся в его подчинении - особенно тех, которые дослуживают последние полгода. На них фактически и возлагаются обязанности по поддержанию боеготовности и "дисциплины". А офицерская должность чисто формально занята человеком, которого так же как и солдат "забрали" в армию, и который зачастую не имеет ни желания, ни способностей, а самое главное - необходимых знаний и навыков для выполнения своих обязанностей.

Отслужив два года и набравшись определенного опыта, лейтенант-пиджак, как правило, возвращается на гражданку или уходит на другую должность, а на место командира взвода приходит другой новичок, и цикл повторяется заново...

Вторая причина - негласная поддержка дедовщины офицерами, вытекает из первой. Зачастую, плохо подготовленный офицер, не имея толком представления об обязанностях находящихся в подчинении солдат, сам не может научить их ничему. "Деды" же, доведя выполнение служебных обязанностей для "молодых" до абсурда, волей-неволей "вобьют" все необходимые навыки, так же как в свое время всему научили их. Никто при этом не сможет откосить или отфилонить, так-как любой "Дух", независимо от физической силы или лидерских качеств, бесправен перед "стариками". Таким образом, система работает при минимальном участии со стороны офицера (если он не портит отношения с "Дедами").

Офицеров понять тоже можно. Дело в том, что призывной контингент очень разнообразный. Помимо ребят, которые нормально способны нести военную службу, призывают очень много людей, которые просто не сумели откосить. Это может быть "мамин сынок" Вася, психопат Петя и дворовый полуавторитет по кличке "Кисель".

Теперь представьте, что старослужащие не строят "Духов". В закрытом мужском коллективе моментально образуются неуставные отношения по принципу дворовых компаний и группировок, что совершенно неприемлемо для армии. Часть солдат будет изначально игнорировать уставные обязанности, возлагая их на других. Заправлять всем будут бывшие группировщики или просто физически крепкие и наглые ребята, не зависимо от срока службы.

Что со всем этим будет делать офицер - командир взвода? Что он может по уставу? Поругать, сделать выговор... Естественно, офицер вынужден полагаться на "Дедов", чтобы установить хоть какую-то дисциплину и поддерживать хоть какую-то боеготовность.

Независимо от того, кем призывник был на гражданке - "мамин сынок" или "крутой парень", в армии он будет сначала просто бесправный "Дух". "Деды" обломают и сравняют всех, заставят выучить устав, и вообще все, что положено знать бойцу при молчаливой поддержке со стороны офицеров. Причем это происходит не потому, что офицер - "сволочь" или "поддается соблазну возложить на Дедов свои обязанности", а потому, что по-другому просто невозможно в России. Реальных альтернатив у офицера нет.

Простой пример: Командир взвода ставит в наряд "Духа". Тот симулирует - "живот болит". Лейтенант, без всяких эмоций: "Ну хорошо, тогда пойдет... (называет фамилию "Деда")". Обмен взглядами, "Дух" моментально выздоравливает и уже уговаривает лейтенанта поставить его в наряд, а тот с притворным сомнением рекомендует ему обратиться за медпомощью...

Риторический вопрос: будет ли офицер бороться с дедовщиной? Скорее всего нет, так-как победив дедовщину, он добьется лишь бардака во вверенном ему подразделении. Хороший офицер будет стараться лишь сгладить негативные последствия дедовщины - не допускать явных и чрезмерных издевательств, но ни как не бороться с ней в принципе.

Кстати говоря, в рамках кампании по борьбе с дедовщиной создавались экспериментальные части, где в каждой роте служили солдаты одного призыва. Дедовщины не было, но через какое-то время солдаты полностью выходили из под контроля офицеров. Многие призывники абсолютно не склонны к дисциплине, и поняв, что офицер реально ничего им не может сделать, просто забивают на свои обязанности, а офицера посылают на три известные буквы. Вскоре это явление становится массовым. Все подобные эксперименты были признаны провальными. Солдатам в таких условиях конечно живется полегче и намного, но при этом воинская часть становится абсолютно небоеспособной, а армия это все же не пионерский лагерь.

Третья причина носит психологический характер. Новобранец, призванный в армию и испытавший на себе сполна все "прелести" дедовщины: побои, издевательства, выполнение работы за себя и за старослужащих и т.д., после полутора лет службы обретает статус "Деда" со всеми причитающимися "льготами". "Дед" свободен от всех своих уставных обязанностей и работ, но кто-то должен его обязанности выполнять. Возникает риторический вопрос: а кто будет этим заниматься? Соответственно, риторический ответ: "молодые", кто...

Естественно, "Духи" не захотят это делать добровольно. Значит придется сделать их бесправными и заставить работать за себя и за "деда", так-как старики уже "свое отслужили". В этом случае работает преемственность и принцип: "Чем ты лучше меня? Я унижался и работал в начале службы за десятерых, и ты будешь..."

Четвертая причина: жаловаться на "неуставные отношения" в России считается страшным позором. Допустивший такое солдат становится изгоем для всех. Да и смысла никакого в жалобах нет, так-как офицерам выгодна дедовщина и на все в результате будет один ответ: "Служить не хочет". А вот в Израильской армии, например, зарождающуюся дедовщину быстро искоренили с помощью жестких судов за "преступления против личности".

Все перечисленные выше причины, хоть и имеют место быть, носят второстепенный характер. Главные причины дедовщины призывной армии России, как ни крути, упираются именно в особенности национального менталитета государствообразующего народа. Ведь для кавказцев в той же российской армии (если их достаточно для образования землячества) - дедовщины нет! Так же как не было её во времена СССР для азербайджанцев, казахов, эстонцев... Либо дедовщина носила для них совершенно формальный характер.

Дело в том, что хоть Россия и находится между Европой и Азией, русские люди очень сильно отличаются как от "цивилизованных" европейцев, так и от "диких" азиатов.

Во-первых, у русских, в отличии от кавказцев и азиатов, начисто отсутствует чувство национального единства и национального достоинства.

Во-вторых, русские (это касается призывной армии), в отличии от европейцев, не способны соблюдать элементарную дисциплину и уважительное отношение к офицерам при отсутствии дедовщины или жесткой уставной диктатуры.

В сумме два этих качества "загадочной русской души" гарантируют процветание дедовщины в российской армии.

К тому же есть ещё один нюанс: в российской армии солдат, который изначально "был никем" постепенно, по мере прохождения службы "становится всем" - это опять же очередное воплощение национальной идеи! Хоть и в локальном виде.