Перемещение народов. Великое переселение народов. Причины Великого переселения народов

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ - условное определение в современной истории массового вторжения варварских племен (германских, сарматских, гуннских, славянских и др.) на территорию Римской империи.

Период с IV по VII в. вошел в историю Европы как эпоха Великого переселения народов, названная так потому, что на эти четыре столетия приходится пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик. Великое переселение народов сыграло важную роль в становлении классового общества у многих первобытных племен, принявших участие в разрушении рабовладельческих государств Старого Света.

В ходе масштабных перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных ареалов, шло резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов. История многих современных народов берет начало в этой эпохе.

Причины массовой миграции племен

  • 1. Ко II веку население варварских племен возросло до такой степени, что им стало не хватать земель для своего примитивного хозяйства.
  • 2. Образование крупных племенных союзов, военные вожди которых стремились к обогащению.
  • 3. Всеобщее ухудшение климата (похолодание).

В великом переселении народов принимали участие германские и тюркские племена, славянские и финно-угорские народы.

Условно, великое переселение народов можно разделить на три этапа:

1 этап

Он начался с переселения германского племени готов. До этого они населяли территорию современной Центральной Швеции. В 239 году готы перешли границу Римской империи. В III веке на эти же земли стали вторгаться остальные германские племена: франки, вандалы, саксы. Закончился германский этап переселения народов Адрианопольским сражением, в котором римские войска были разбиты готами.

2 этап

Он связан с тюркскими и монгольскими племенами гуннов, которые из степей Центральной Азии в 378 году вторглись на земли Европы. Римлянам удалось остановить их нашествие в середине V века, но оттесненные ими племена и народы продолжили свое вторжение вглубь Римской империи. В 455 году вандалы захватили Рим. В 476 году варварами был свергнут последний император ослабевшей Западной Римской империи, а их племена расселились по всей территории бывшей могущественной державы.

3 этап

В V веке начался процесс переселения славянских племен на территорию Византии и Балканского полуострова. В результате они заселили Восточную Европу. Великое переселение привело к уничтожению многих племен и народов. Племена-завоеватели или заменили местное население или сами вошли в его состав. Некоторые из них, вообще, исчезли как народ, например, гунны.

Римская империя была на грани вырождения. Достигнув огромного могущества, Римская империя стала придавать всё больше значения развлечениям, вместо развития войска и науки. Что негативно сказывалось на государстве. Также частая смена императоров отрицательно сказывалась на могуществе страны.

Начало Великого переселения народов связывается с вторжением в пределы Римской империи готов. Остготы и вестготы (восточные и западные готы) имели в Византии обширные земельные владения и в отличие от многих других варварских племен они не испытывали «земельного голода».

Из двух готских государств наиболее сильным было Остготское, во главе которого в течение 50 лет стоял король Германарих (325-375). При нем Остготское государство было многоплеменным: помимо готов, в него входили славянские и сарматские племена.

В 375 г. в Причерноморье из Азии пришло многочисленное воинственное племя гуннов. Гунны были кочевым народом тюркско-монгольского происхождения. Ареал их первоначального расселения находился на границах Китая, затем гунны через Среднюю Азию и «Каспийские ворота» вошли в бассейн рек Дона и Днепра, т.е. на территорию остготов. Начинается война, в которой гунны одерживают победу, серьезно подорвав мощь Остготского союза. После этого гунны вместе с остготами пошли на вестготов. В этой ситуации вестготские вожди обращаются к византийским императорам с просьбой разрешить им поселиться на Балканах в качестве союзников-федератов. Византийские императоры разрешают, и во второй половине IV в. вестготы переходят Дунай. Для их поселения была выделена область Мезия (территория в современной Болгарии).

Как только вестготы поселились на Балканах, у них начались стычки с византийскими чиновниками. Отношения вскоре приняли откровенно враждебный характер, и очень быстро из союзников-федератов Византийской империи вестготы превратились в ее врагов. К тому же вестготов начали поддерживать и рабы империи. В стране сложилась опасная ситуация. Уже в качестве врагов империи вестготы переходят границу Мезии, продвигаясь на юг Балканского полуострова. В 378 г. близ Адрианополя вестготы разбивают римское войско, убивают главнокомандующего -- императора Валента. Путь на Константинополь был открыт. Но в это время на престол входит император Феодосий I (379-395 гг.), которому удалось военными силами и дипломатией остановить продвижение вестготов вглубь империи. Феодосий I был вынужден пойти на предоставление им новых, более плодородных территорий на Балканском полуострове. Вестготам была предоставлена богатая и плодородная провинция Иллирия (на территории Югославии).

После смерти Феодосия I в 395 г. империя делится между его сыновьями. На востоке, в Византийской империи начинает править Аркадий (395-408), а на западе Гонорий (395-423). Эти братья находились в состоянии постоянной вражды, втягивая в нее варварские племена.

в 409 г. король вестготов Аларих вступает на территорию Западной Римской империи. Аларих нашел поддержку у многочисленных рабов Римской империи.

В августе 410 г. Аларих берет Рим. Несколько дней продолжался страшный грабеж и разрушение столицы античного мира. Многие, знатные римляне погибли или были взяты в плен и проданы в рабство, кому-то из них удалось бежать в Северную Африку и Азию. Планы Алариха не ограничивались завоеванием Рима: он мечтал идти дальше, переправиться в Сицилию и в Северную Африку, но эти планы не осуществились -- в 410 г. он умирает.

Некоторое время после смерти Алариха вестготы остаются в Италии. Затем, по договору с императором Гонорием, они уходят в южную Галлию, где в 419 г. образуют первое варварское королевство на территории Римской империи со столицей в г. Тулузе -- вестготское королевство.

Когда вестготы основывали свое государство еще в Галлии, на Пиренейский полуостров вторглись другие варварские племена: свевы и вандалы. Завоевав Северную Африку, вандалы в 439 г. основывают второе варварское королевство на территории Римской империи. Столицей вандалов становится древний город Карфаген. Как и вестготы, вандалы производят конфискацию земли у римских рабовладельцев, за счет которой быстро складывается и обогащается вандальская знать.

Отсюда, через Средиземное море, вандалы начинают совершать набеги на Италию. В 455 г. они захватывают Рим и предают его дикому разграблению. Богатый и цветущий город быстро превратился в безлюдные развалины, среди которых бродили одичавшие домашние животные. С тех пор подобное проявление человеческой дикости получило название вандализма.

В первой половине VI в. королевство вандалов было завоевано Византийской империей и перестало существовать.

В середине V в. в бассейне р. Роны на территории будущей Франции образовалось новое варварское государство -- Бургундское королевство со столицей в г. Лионе. Государство это было небольшим, но земли его были плодородны, и более того -- оно занимало важное географическое и стратегическое положение. Образование Бургундского королевства отрезало связь Римской империи с ее провинцией -- северной Галлией.

С основанием Вестготского, Вандальского и Бургундского королевств положение Западной Римской империи становится еще более критическим. В период создания первых варварских государств римским императором становится Валентиниан III (425-455). Он был бездарным и слабым императором, но при нем находился выдающийся министр -- Аэций, которого называют «последний Великий римлянин». Аэций весь свой талант направил на спасение Римской империи.

В середине V в. у римлян появляется наиболее грозный враг -- гунны. Гунны были опасны не только для Римской империи, но и для только что возникших варварских государств Западной Европы. В первой трети V в. гуннские племена объединились под властью правителя Атиллы (435-453). Атилла был первым в ряду средневековых завоевателей типа Чингисхана, Батыя, Тамерлана и других. Все его походы отличались жестокостью и носили грабительский характер. Ему платил большую дань и византийский император. В зависимость от Атиллы попали многие подунайские славянские племена.

В начале 50-х годов V в. Атилла предпринимает поход на Запад. В 451 г. он вторгся в Галлию. Аэций организовал против Атиллы федерацию варваров и заставил гуннов отойти от Орлеана. 15 июня 451 г. недалеко от г. Труа, на Каталаунских полях состоялось сражение, получившее название «Битва народов». В римском войске сражались вестготы, бургунды, франки. Атилла стоял во главе войска гуннов и некоторых небольших восточногерманских племен (в том числе и славян). В битве на Каталаунских полях войска Атиллы потерпели поражение. Но это была и последняя победа римлян. великий переселение народ миграция

В результате Вестготское и Бургундское королевства получили широкую самостоятельность.

В 452 г. Атилла пошел на Италию. Он не стал брать Рим, довольствуясь богатой данью и щедрыми подарками от римских императоров.

В 453 г. Атилла умирает. После смерти вождя многоплеменное предгосударственное образование гуннов распалось. Гунны растворились среди других германских племен, и с VIII в. ни один источник о них уже не упоминает. Исчезновение страшной гуннской «державы» не послужило укреплению Римской империи, которая неотвратимо разлагалась изнутри. В государстве плелись бесчисленные и бессмысленные интриги, в результате которых погибают выдающиеся римские министры, полководцы и ученые. Не избежал подобной участи и «последний Великий римлянин» Аэций.

К этому времени императорский двор находился уже не в Риме, а в Равенне. Двор был перенесен туда еще в 395 г., когда произошло окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную. Вслед за Аэцием погибает и сам император Валентиниан III. Завершением катастрофы было нашествие вандалов в 455 г., которое сопровождалось 14-дневным грабежом Рима.

В Италии все больше начинают распоряжаться начальники племенных варварских дружин, среди которых выделяется Одоакр, вождь небольшого племени скиров. В 476 г. Одоакр низлагает последнего римского императора, малолетнего Ромула Августула и отсылает знаки императорского достоинства восточному императору в Константинополь. С этого времени (476 г.) Римская империя прекращает свое существование.

Константинополь не доверял Одоакру. Византийские императоры готовили ему на смену новую политическую фигуру, которая должна будет править в Италии в качестве, как они предполагали, их политической марионетки. Это был Теодорих (493-526), король остготов. При поддержке Византии Теодорих завоевывает Италию в 493 г. и становится «королем готов и италиков» на долгие годы -- свыше 30 лет. Рим лежит в руинах, и центром государства Теодориха в Италии становится Равенна.

Против Теодориха был устроен заговор, в котором участвовали многие знатные римляне, входившие в его ближайшее окружение. Заговор удалось раскрыть, но вскоре после этого, в 526 г. Теодорих умирает.

Политический строй при Теодорихе был двойственным, что объяснялось наличием в Италии двух сильных этнических групп -- остготов и италийцев (римлян). Эти две группы жили обособленно одна от другой, каждая по своим законам, и соединения их в один народ не происходило. После смерти Теодориха начинается борьба двух партий: римской и остгостской. Эту сложную ситуацию использовала Византия. При императоре Юстиниане I византийцы завоевывают остготскую Италию, присоединив к своей империи Аппенинский полуостров.

Византийские императоры мечтали возродить Римскую империю в ее былом величии, но византийское завоевание продлилось недолго. Между византийцами и остготами в Италии вспыхнула война, получившая название Готской войны. Эта война длилась свыше 20 лет. После смерти Теодориха остготы выбрали нового короля, Тотилу. Тотила (541-552) привлек к борьбе против Византии не только остготов, но и римлян.

В результате 20-летней Готской войны почти все остготское население было истреблено, а города разрушены.

Однако византийцы в Италии не задержались. В 568 г. в Северную Италию вторглись новые варвары -- лангобарды. Это германское племя обитало на левом берегу Эльбы и было родственно свевам. Во главе лангобардов, вторгшихся в Италию, стоял Альбоин, который сделал своей столицей г. Павию.

Лангобарды завоевали всю Северную и часть Средней Италии и не шли ни на какие компромиссы с местным населением, в том числе и с римской знатью. В отличие от своих предшественников, лангобарды произвели полную конфискацию земель и всей собственности у римских рабовладельцев. Римскую знать они брали в плен и обращали в рабство, продавая новых рабов в чужие страны. Многим знатным римлянам удалось покинуть родину и бежать в Византию.

В Италии образовалось сильное и крупное Лангобардское королевство, в котором значительный процент населения составляло крестьянство. В отличие от многих других варварских королевств, в этом государстве была богатая и политически сильная знать.

На этом наиболее активный этап великого переселения народов заканчивается. После этого на территорию Европы будут приходить и другие племена, в том числе и славяне, но в основном они будут селиться на территории Восточной Европы.

В течение V-VI вв. геополитическая картина Западной Европы коренным образом меняется. Исчезает Западная Римская империя. Происходит существенная перемена в жизни Западной Европы -- исчезает античный мир и начинает складываться мир феодальный, средневековый.

Великое переселение народов произошло в промежутке между 4-7 веками нашей эры. Это условное название было дано этническим перемещениям славян, сарматов, гуннов, германцев и некоторых других племен на территорию Римской империи. Из-за того, что часть территории была уже заселена, и достаточно густо, это движение сопровождалось многочисленными конфликтами, от языковых до религиозных.

Причины, вызвавшие великое переселение народов

Однозначного мнения на этот счет нет, хотя основная теория заключается в климатических изменениях. В 4 веке нашей эры пришло резкое похолодание, которое заставило этносы, ранее жившие на территориях с континентальным климатом, осваивать более благоприятные для проживания районы. Высокая детская смертность, неурожаи и вызванный ими голод только подталкивали людей к такому решению. Ко всем несчастьям добавлялись бури и наводнения, которые затронули земли нынешних Италии, Франции и Англии.

Дополнительным фактором, который рассматривается в учебнике за 10 класс, стал упадок Римской империи, спровоцированный комплексом причин. Результатом ослабления центральной власти и недееспособности армии стало то, что пограничные районы активно заселялись соседними народами.

Одной из причин была демографическая ситуация в Скифии и Сарматии. Эти земли стали более благополучными благодаря развитию торговых связей с Северным Причерноморьем и Средиземноморьем, что вызвало прирост населения. Миграционные процессы были вызваны необходимостью его прокормить.

Зарождение государственности стало еще одной причиной великого переселения народов: стремление к завоеваниям было порождено тем, что племена объединялись в союзы.

Однако спровоцировало переселение все-таки вторжение гуннов из Средней Азии.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Гунны.

Важные даты и события Великого переселения народов

Миграция началась в 354 году, когда в Европу вторглись гунны, “народ всадников”. Это стало катализатором, вызвавшим движение этносов, которые обосновывались на тех землях, что смогли захватить. Так, в 486 году франкский правитель наносит окончательное поражение римлянам в Галлии и основывает Франкское государство, а в 6 веке славяне уже заселяют Мекленбург. К 6 веку славянские племена уже частично ассимилируют германское население на землях к востоку от Эльбы.

Также в Южной Галии и Испании поселяются вестготы – они окончательно осели на этих землях в 412 году, образовав собственное королевство.

С 434 по 453 год гуннами правил вождь Аттила, который создал империю, чьи границы проходили по Рейну и Волге. Однако после его смерти она распалась.

Рис. 2. Аттила.

Уже к 6 веку германцы полностью заселили Западную Римскую империю: вандалы осели в Северной Африке, вестготы (западные готы), как уже упоминалось, в Испании, остготы (восточные готы) - в Италии, франки - в Галлии, а англы и саксы стали жить в Британии.

Последствия великого переселения народов для мировой истории

В результате множества миграционных процессов образовались варварские королевства. Многие варвары окультурились, впоследствии на месте их государств появятся современные европейские страны.

С культурной точки зрения миграция вызвала противоречивые последствия: была полностью уничтожена цивилизация гуннов, но с другой стороны появились новые культуры, которые образовались в результате смешивания нескольких этносов. К тому же в этот период сформировалась вульгарная латынь, давшая основу европейским языкам.

С другой стороны были полностью стерты с лица земли североевропейские народы и разграблены их древние памятники.


Набросав общую схему движения индоевропейских народов в Восточной Европе на рубеже III и II тыс. до н.э. (см. раздел ), попробуем воссоздать картину миграционных процессов проживавших здесь народов более детально. В то время как развитие животноводства, увеличение поголовья скота у тюркских поселенцев междуречья Днепра и Дона вызвали необходимость освоения новых пастбищ (см. раздел ), одной из причин движения индоевропейцев было относительное перенаселение занятой ими территории между Вислой и верховьями Оки. Рыболовство как основа хозяйствования обеспечивало стабильный и надежный источник питания местного населения и его численность постепенно увеличивалось, приводя к определенному демографическому напряжению. Начавшейся миграции способствовали и природные условия Европы:


Хотя тогда огромные пространства, которые сегодня превращены в культурные страны и густо заселены, были покрыты пралесами и труднопроходимыми болотами, значительным препятствием это обстоятельство не было. Разветвленная система рек, по которым можно было продвигаться в любое время года на челнах и плотах, везде обеспечивала возможность освоения нового пространства. Вода имелась везде и нигде не было безводных земель или пустынь. Не было в Европе и лета с убийственной жарой и даже зимы здесь были не настолько суровы, чтобы быть препятствием для проживания (Krämer Walter. 1971, 22).


Следует особо подчеркнуть, что при переселениях древних народов не все население оставляло обжитые места. Для индоевропейцев в этом по указанной выше причине не было большой нужды, так же считал и Порциг, но по другим соображениям (Порциг В., 1964, 97-98). Обычно на поиски новых мест для поселения отходил излишек населения, а довольно большая его часть, особенно в изолированных местах, оставалась. При заселении этой территории новыми людьми остатки прежних жителей ассимилировались ими, но в определенной мере влияли на язык и культуру пришельцев, т.е. приходил в действие принцип суперпозиции. на примере нескольких языков рассматриваются отдельно. С другой стороны, на пути переселения по разным причинам в удобных местах время от времени какая-то часть мигрантов оставалась на постоянное жительство, в то время как большинство двигалось дальше.

Таким образом, движение народов тех времен не был переселением в полном смысле слова. Правильнее назвать его расселением. Очевидно при этом не обходилось без военных конфликтов, но неизбежными были и культурные контакты пришельцев с автохтонным населением. В частности, тесный культурный обмен имел место при поселении тюрок в области трипольской культуры, когда они в поисках свободных земель стали переходить на правый берег Днепра. Движение тюркских племен в западном направлении более детально рассматривается в разделе .



Природные условия не только способствовали миграциям населения но и определяли их направления. Понятно, что лесные пространства все-таки затрудняли расселение людей и наиболее удобным путем были речные системы (Голубовский П . 1884, 13). Плаванья по рекам большей частью осуществлялись на однодеревках, которые выдалбливались из стволов деревьев (см. фото славянской однодеревки слева). В степной зоне, где реки протекают больше в меридианальном направлении, необходимость переселения толкала людей на поиски иных средств передвижения. Так населявшие степь тюрки пришли к изобретению колеса.


В тюркских языках есть общее слово для обозначения саней čana . Тюрки первыми одомашнили коня и использовали его в качестве тягловой силы для перевозки вещей именно на санях. Поскольку летом сани неэффективны, то свои переселения тюрки делали, наверное, в зимнее время, пока не изобрели колесо. Открытие вращетельного движения (катки, скаты и т.д.) и использование его для транспортировки произошло у разных народов в разное время (Зворыкин А.А.и др. 1962, 55). Идея использования колеса возникла также и среди носителей ямной культуры независимо от внешних культурных влияний (Новоженов В.А . 2012. 123). Об этом свидетельствуют находимые в погребениях повозок с дисковидными колесами.



Деревянные тележки ямного периода .
1. – ст. Новотитаровская (Динский район Краснодарского края). 2. – Останний курганный могильник. 3. – Чернишевский курганный могильник (Степное Закубанье).
(Кульбака В., Качур В. 2000, 54)



Справа: Карта находок деревянных повозок в погребениях ямного времени (32-30 ст. до н.э.) Южная Украина и смежные территории (там же , 58)


Очевидно колесо и повозка были дальнейшим усовершенствованием катка. В связи с этим первые повозки были слишком неуклюжими, потому что в них колеса вращались с одинаковой скоростью, будучи жестко посаженными на ось, вращавшуюся вместе с колесами. Такие примитивные повозки могли двигаться только по прямой дороге на недалекие расстояния. Однако со временем ось и колеса были разделены. Колеса были посажены на неподвижную ось, что дало им возможность вращаться независимо друг от друга с разной скоростью.



Слева: Реконструкция повозки новотитаровской культуры.
Реконструкция выполненена по материалам из погребений 150 и 160 I могильника Останний (Гей А.Н. 1991, 64).


Как видно на рисунке слева повозки такого типа уже отличались сложной конструкцией со стандартными размерами деталей.

Трехчастные колеса толщиной 7 см и диаметром около 70 см имели ступицы, выступавшие с обеих сторон. Оси четырехугольного сечения были встроены в раму, а колеса на округленных концах закреплялись на них чекой и вращались свободно. Способ крепления осей исключает наличие поворотного устройства, то есть повозка не могла обеспечить крутой поворот. Тягловые животные (быки или волы) впрягались по обоим сторонам дышла с раздвоенным концом, которое крепилось к раме (там же , 64-65). Такая конструкция уже позволяла передвигаться на далекие расстояния. Во время этого движения в различных направлениях на основе ямной культуры и под влиянием местных особенностей в Европе начинают развиваться различные варианты культуры шнуровой керамики а в Азии культуры иного типа. Отличие в типах культур может быть объяснено также временной разницей начала миграций.



Заселение тюрками Восточной Европы происходило несколькими потоками в обход поселений индоевропейцев и финно-угров (см. карту слева).


На правый берег Днепра могли перейти только часть тех тюрок, которые заселяли его левый берег, то есть языковые предки булгар, современных туркмен, турок, гагаузов, ареалы которых были определены .

Из степей тюрки двигались дальше вдоль левого берега Днестра и северных отрогов Карпат, оставляя свои поселения в Правобережной Украине и Восточной Польши. Их языки долгое время сохраняли архаичные черты пратюркского языка, потому что потеряли связи с остальными тюркскими, которые продолжали развиваться в тесном контакте между собой на старых местах поселений. Большая часть мигрантов в Центральную Европу и Прибалтику со временем ассимилировались среди индоевропейцев и доиндоевропейских аборигенов, однако в силу исторических обстоятельств одни из потомков булгар, а именно чуваши, сохранили свою этническую идентичность и вместе с ней архаику пратюркского языка. Благодаря этому материал чувашского языка помогает нам отслеживать пути странствий тюрков на очень широком пространстве.

Небольшая часть тюрок, двигаясь вдоль берегов Десны, достигла междуречья Волги и Оки и заселила эту территорию частично выселив, а частично ассимилировав местное население. Здесь ими была создана фатьяновская культура как один из вариантов культуры шнуровой керамики. Другой вариант этой культуры, так называемой балановской был создан той частью тюрков, которая, перейдя Дон, двинулась вдоль правого берега Волги до устья Оки. Миграция тюрок в направлении к Верхней Волге привела в движение значительную часть местного финно-угорского населения (об этом см. раздел " ")

Одновременно какие-то группы тюрков двигались также и в направлении к Балканам вдоль берегов нижнего Дуная. Как указывает Кузьмина, в III тыс. до н.э. отмечается постепенное проникновений ямных племен из степной зоны в область древних земледельческих культур – в Молдову, Румынию, Венгрию (Кузьмина Е.Е., 1986, 186 1989, 23). Двигаясь вверх вдоль левого берега Дуная, тюрки достигли устья Тисы и далее повернули на север. Они постепенно заселили левобережную часть бассейна Тисы вплоть до Карпат, т.е территорию культуры Кукутени. Заболоченное междуречье Дуная и Тисы осталось незаселенным. Небольшие группы тюрков обосновались на правом берегу Дуная.



Слева: Скопление курганов ямной культуры в Карпатском регионе и в бассейне Дуная. . Карта составлена на основе данных Петра Влодарчака (Wŀodarczak Piotr . 2010. Рис. 1)


Европейские ученые, признавая большую роль древнеямной культурно-исторической области в дальнейшей истории Европы, однозначно связывают население этой области с индоевропейцами. В частности о заселении ямниками бассейна Дуная характерны следующие соображения:


Западное Причерноморье представляло собой ту территорию, по которой, начиная с энеолита, мобильные группы индоевропейских скотоводов продвигались в южном и западном направлениях. В основном эти пути проходили долиной Дуная (на запад) и западным побережьем Черного моря (на Балканы). В географическом (ландшафтном) плане эти территории были продолжением приазовско-причерноморских степей, которые тянулись Придунайщиной южнее Карпат в низменные части Средней Европы (современные Венгрия, Северная Югославия, западная Румыния и южная часть Словакии). То есть, территории, которые занимали до этого земледельческие племена Балканского полуострова и Средней Европы. Проникновение в эти регионы степных скотоводов Северного Причерноморья – Приадазовья в значительной степени и обусловливало ту специфику формирования и дальнейшего развития земледельческо – скотоводческих племен, которая отражается термином "индоевропеизацию" (Кульбака В., Качур В. 2000, 27


Учитывая тюркскую этничность носителей ямной культур, смысл приведенной цитаты справедливо относить именно к тюркам. Кроме того, в ней содержится существенная ошибка. Расселение индоевропейцев по Европе связывается с распространением культур шнуровой керамики (КШК), которые развились на основе ямной кильтуры. Но памятники КШК на Балканах не зафиксированы.

По мнению многих исследователей генетические корни культуры Кукутени- Триполье скрыты в культурах Балкан, нижнего Подунавья и Карпатского бассейна, а не в буго-днестровском неолите; их этничность считается неизвестной (Збенович В.Г., 1989, 172; Археология Украинской ССР , 1985, 202-203). Мы же предположили, что трипольцы могли быть семитами, что вполне возможно, если их предки пришли на Балканы из Малой Азии. Какие-то неясные связи балканских культур с малоазиатскими имеются.

Если трипольцы были семитами, то должны остаться следы влияния их языка на тюркские, поскольку они были соседями тюрок. Днепр не мог быть непреодолимой преградой, особенно в зимнее время, поэтому примитивная торговля и культурный обмен между тюрками и трипольцами должны были иметь место. Поиски следов трипольских влияний в сфере торговли, т.е. среди слов, имеющих значение "товар", "оплата", дали определенные результаты. Подобное слово присутствуетє в чувашском языке kěměl и имеет значение "серебро", а в других тюркских языках в полном соответствии с фонологией этих языков ему отвечает слово kümüš «то же». Безусловно, серебро в те древние времена могло виполнять функцию денег, а замена значения слова связана с тим, что торговые стороны обходились без переводчика и поэтому могли придавать одному и тому же предмету разные значения. Что для одних было просто платой, то для других принимало конкретное значення серебра. Дальнейшие поиски принесли богатый материал, что дает основание рассматривать семитское происхождение трипольцев серьозно. Детально этот вопрос рассматривается в разделе " ".


Судя по всему, у трипольцев не было племенных вождей, однако нормы жизни должны были кем-то устанавливаться, но кем именно, остается неясным. Жреческого сословия первоначально у них тоже не было, а появление жрецов и жриц в Позднем Триполье объясняется влиянием культа предков, позаимствованого у племен ямной культуры (Алексеева, И.Л . 1991, 21). Тем не менее какие-то духовные авторитеты в трипольском обществе должны были быть при общем исповедывании культа плодородия, который отражался в образе женщины-матери, о чем свидетельствуют находки статуэток с подчеркнутыми женскими формами. Ранее даже господствовала точка зрения о матриархальной организации трипольского общества, но такой взгляд противоречит тому факту, что "культ женщины-родоначальницы почти нигде не зафиксирован" (там же ,18). Можно думать, что сакральное отношение к женщине в обществе вступало в противоречие с той ролью, которую благодаря физическому превосходству играл человек в хозяйстве. Наверное, этот внутренний кризис трипольского общества преопределил его упадок и облегчил воинственным кочевникам с востока занять господствующее положение на этих землях без особого напряжения сил. Тем не менее, трипольское культурное достояние оставило следы на более поздних культурах этого региона, поэтому можно предполагать, что большая часть населения оставалось на своих местах. И это довольно вероятно, потому что не могли же захватчики безоглядно уничтожать мирных жителей. Очевидно они ограничивались грабежом и уничтожением поселений (Брюсов А.Я ., 1952).

Наряду с культом женщины-матери был у трипольцев и культ быка как мужского начала, и эти два культа каким-то образом переплетались (Збенович В.Г., 1989, 165). Есть мнение, что образ быка и фалический культ в качестве символов мужской силы принесли с собой ямники, так же, как и патриархально-родовой строй, культ предков и погребальный обряд (Алексеева, И.Л . 1991, 20-21).

Не исключено, что в области трипольской культуры, с началом ее позднего этапа развития С (3000 – 2400 гг. до н.э.) начали постепенно расселяться также и индоевропейские племена, воспринявшие уже до того трипольскую культуру, которая в среднем периоде В (3600 – 3000 гг. до н.э.) распространилась в верховья Южного Буга, Роси и среднего Днепра (Археология Украинской ССР , 1985, 211). Таким образом, распространение культуры шло в направлении с юго-запада на северо-восток, но инвазии земледельческого населения со стороны трипольской культуры археологи не отмечают (Кузьмина Е. Е., 1986, 186).



Древнегреческая топонимия на территории Украины.


Тем временем, большая часть греков продолжила плавание до устья Днепра. Приобретя опыт в строительстве плавсредств и навигации, они продолжали свое движение вдоль берегов Черного моря. В греческом языке море называется словом ποντοσ, родственным славянскому путь . Навыки мореплавания в дальнейшем способствовали заселению греками островов Эгейского моря. Дойдя до гирла Дуная, греки вверх по его течению поднялись до Железных ворот, которые сделали дальнейшее плавание невозможним, поэтому они далее двинулись на Пелопоннес по суше, заселенный ранее племенами, очевидно, родственными малоазиатским. Во всяком случае древнейшие топонимы Греции выявляют черты, несвойственные индоевропейским языкам.

Греки заселяли Эгеиду и Пеллопоннес несколькими волнами. Первая волна, которую составляли позднейшие ахейцы, ионийцы и эолийцы, наплывала с Балкан и дошла до Эгейских островов около 1900 гг. н.э. Завоеватели превратили в руины поселения предыдущих поселенцев, которых они называли пеласгами, карийцами или лелегами. Темные воспоминания о загадочном племени пеласгов сохранилось у греков до классического времени (Hoffmann O., Scherer A. , 1969, 19). С этим греческим нашествием началась средняя элладская эпоха, которая характеризуется слиянием местных культурных традиций с новыми индоевропейскими элементами. Эта эпоха длилась более трех столетий, и в конце культурного синтеза наступил микенский период (1600 – 1050 г.г. до н.э.). В XIV-XIII вв. до н.э. ахейцы начали свою экспансию в Малую Азию, Египет, Сицилию и на юг Апеннинского полуострова. С этой экспансией связываются сообщения египетских источников о нашествии "морских народов". К этому времени относится нападение греков на Трою. Вскоре после окончания Троянской войны, около 1200 г. до н.э. согласно археологическим данным в континентальной Греции имели место какие-то деструктивные явления, которые связывают с новым нашествием греческих племен – дорийцев, более примитивных родственников ахейцев, также пришедших с севера.



Второй поток индоевропейской экспансии проходил суше на юго-запад к берегам Адриатики. В его составе были италики и иллирийцы. На рубеже бронзового века и начала железного происходят большие изменения в составе населения Задунавья и Альфёльда (Шушарин В.П., 1971, 15). Есть основания связывать эти изменения приходом сюда италиков и иллирийцев. Последние в своем движении на Балканы останавливались в Саксонии, Моравии, Богемии, где их следы можно найти в топонимике (Pokorny J., 1936, 193), потом поселились на северо-западе Балканского полуострова, а позднее заняли Эпир и, возможно, более обширные территории Греции (Hoffmann O., Scherer A.1969., 10). Но первыми двигались племена италиков (сабины, оски, умбры, латины), поскольку они в своих странствиях продвинулись несколько далее, на Апеннинский полуостров. Заселение полуострова происходило несколькими волнами, очевидно латины и фалиски на долгое время задерживались в Паннонии


Справа: Народы Италии в начале I тыс. до н.э.


Цифрами на карте обозначены:

1. – Венеты.

2. – Лигуры.

3. – Этруски.

4. – Сабины (пицены).

5. – Умбры.

6. – Латины.

7. – Мессапы (япиги).

8. – Оски.

9. – Сиканы.

10. – Сарды.

11. – Корсы.


Все это движение индоевропейских племен на юг могло продолжаться несколько столетий, потому что в общий процесс переселения позже включились фригийцы и армяне. Факт проникновения фригийцев в Малую Азию через Балканы подтверждается в греческих легендах. Фригийцы и загадочные "мушки" пришли к берегам Мраморного моря примерно одновременно с дорийцами (Bartonék Antonýn , 1976, 60-65). Эти "мушки" могли быть племенем, родственным фригийцам, или одним из их племен, это могло быть также и другим названием фригийцев, но то, что "мушки" позже продвинулись до верховьев Тигра и поселились там, позволяет предполагать, что это были предки современных армян. Правда, Туманян, ссылаясь на данные хеттских и ассиро-вавилонских источников, утверждает, будто предки армян вместе с "морскими народами" появились в долине реки Чалис еще в середине II тыс. до н.э., (Туманян Э.Г., 1971). Вопрос о особой близости армянского и фригийского языков рассматривается в разделе " ". Поскольку фригийцы и протоармяне появились в Малой Азии в середине (или в конце) II тыс. до н.э., то до того времени (не считая времени переселения) они должны были заселять Правобережья Днепра, поскольку они некоторое время оставались в индоевропейском языковом пространстве, южнее фракийцев.

Тохары же еще какое-то время должны были оставаться на своей прародине, о чем свидетельствуют некоторые лингвистические данные, в частности лексические соответсвия тохарских и осетинского языков. В.И. Абаев в своих работах приводит такие примеры:

тох. witsako "корень" – осет. widag "то же",

тох. porat "топор" – осет. färät – "то же",

тох. eksinek "голубь" – осет. äxinäg "то же",

тох. aca-karm "удав" – осет. kalm "змея",

тох. káts "живот" – осет. qästä "то же",

тох. kwaš "село" – осет. qwä "то же",

тох. menki "меньший" – осет. mingi "маленький, мало".

Индоарии двигались в направлении Средней Азии, перейдя Волгу и Урал. Однако какая-то их часть осталась в Восточной Европе навсегда, и явные следы их языка сохранились некоторых финно-угорских языках в течение тысячелетий. Примеры индийско-финно-угорских лексических схождений подает Т.Т. Камболов:

венг. tehén "корова" – др.-инд. dhenu "корова",

манси śiś "дитя" – др.-инд. śiśu- "дитя".

морд. saras "кура" – др.-инд. śāras "пестрый" (Камболов Т.Т . 2006, 32).

К этим парам можно добавить одинокое среди финно-угорских мок. врьгаз почти полностью фонетически тождественно др.-инд. vrgas "волк" (в языке эрзя верьгиз ). Ссылаясь на Э.А. Грантовского, Камболов также говорит об обратных финно-угорских заимствований в индийском, сепаратных от иранских (там же )

Кроме того, есть основания полагать, что языки синдо-меотских племен, населявших Таманский полуостров и прилегающие территории, генетически родствены с индийскими:


Благодаря трудам О.Н. Трубачева проэтимологизированы сотни древних языковых форм, а в Северном Причерноморье выявлены три обширных ареала индоарийских языковых реликтов: синдо-меотский (Приазовье), тавро-скифский (Великая Скифия) и сигинно-гетский (Малая Скифия). Подавляющее большинство меотских языковых реликтов сопоставимо с языковыми материалами индо-дардо-кафирской группы индоевропейской семьи. Уже описанного и исследованного прежде языкового материала достаточно для вывода о родстве синдо-меотских и индийских языков в генетическом плане. (Шапошников А.К. 2005, 32).


По мнению Зографа, членение индоарийских языков на две ветви произошло уже за пределами Европы, хотя, очевидно, и за пределами Индии (Зограф Г. А., 1982, 112). Такое членение могло произойти где-то при первой продолжительной остановке индоариев, возможно в Средней Азии. Лингвистический анализ показывает, что создание Ригведы произошло не позднее II тыс до Р.Х., следовательно, движение индоарев из Средней Азии или Северного Ирана произошло ранее этого времени (Лал Б.Б., 1978, 47). С другой стороны о пребывании индоариев в Иране может свидетельствовать и то, что неподалеку от него появился особый «западно-индоиранский язык», представленный сравнительно небольшим количеством имен людей и богов:


Ареал подобных имен совпадает с ареалом распространения хурритского языка (от предгорий Ирана до Палестины) (Дьяконов И.М. 1968, 29).


Из рассуждений Дьяконова о применении носителями этого языка искусства массового использования боевых колесниц следует, что они прибыли из областей «к северу от Кавказа» (Дьяконов И.М . 1968, 30). Здесь нужно сказать, что проблема миграции древних индо-ариев запутывается общепринятым представлением о существовании особой индо-иранской (арийской) языковой общности. Как считает Харматта, продвижение "индо-иранских" народов из степей Восточной Европы в Азию вплоть до Индостана и Китая происходило двумя волнами. Первая волна имела место с началом II тыс. до н.э., а вторая – с началом I тыс. до н.э. (Harmatta J. , 1981, 75). По нашим представлением со второй волной следует рассматривать только иранские племена, а первая должна была следовать за той частью тюрок, которая двигалась в Среднюю Азию (об этом см. ниже).


Справа: Миграция иранских племен


Опустевшие ареалы поселений индоариев, фракийцев (протоалбанцев), фригийцев и армян заселяют иранцы (см. карту справа). После отхода тохар их ареал заселили балты. Вслед за фригийцвми фракийцы перешли Днепр и надолго поселились на Правобережье и уже отсюда в предскифское время продвинулись на Балканы. Кельты, возможно, под давлением германцев начали движение на запад, где в Центральной Европе стали создателями культур полей погребальных урн (1300-750 до н.э.), северо-восточная граница которой, кажется, проходила по Неману, за которым были уже земли славян. Германцы распространились в ареал кельтов, а также заняли ареал греков и южные ареалы италиков и иллирийцев. В процессе этих миграций славяне тоже расширили свою территорию до Балтийского моря, двигаясь на правом берегу Немана и, таким образом, установили прямой языковой контакт с кельтами.

Изучением славяно-кельтских языковых связей долго занимался А.А. Шахматов, размещавший прародину славян в Прибалтике где-то неподалеку от кельтов. Часть лингвистов, среди которых были такие авторитеты как М. Фасмер и К. Буга, весьма критически относилась к его утверждениям об особой близости кельтов и славян, (Мартынов В.В ., 1983), но позднее к его мнению прислушивались более внимательно:


А.А. Шахматов приводит значительный перечень предполагаемых лексических заимствований в славянском языке из кельтского, в котором видное место принадлежит общественным, военным и хозяйственным терминам. Исследователь предполагал также, что часть германизмов проникла в славянский язык через посредство кельтов. Тесные кельто-славянские взаимоотношения способствовали распространению этнонима «венеды» на славян. (Седов В.В., 1983, 98).


Примеры кельтских заимствований в славянском подают Гамкрелидзе и Иванов: *sluga , *braga , *ljutь, *gunja , *dǫgъ , *tĕsto (Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В., 1984). В фонетике результатом кельтско-славянских контактов явилась назализация гласных в славянских языках, которая развилась в русле общего славянского процесса монофтонгизации дифтонгов *en , *em , *on , *om и т.д. при тенденции возрастания звучности в структуре слога, которая привела к господству закона открытого слога (Виноградов В. А., 1982, 303, Хабургаев Г. А., 1986, 94). Поскольку в кельтском уже существовали носовые, то под его влиянием монофтонгизация пошла в данном случае в направлении назализации указанных дифтонгов в закрытых слогах. Это фонетическое влияние может быть объяснено проживанием кельтов и славян в одном и том же фонетическом ареале. По словам Бернштейна, Лер-Сплавинский пытался объяснить возникновение мазурского диалекта кельтским влиянием. Сам Бернштейн тоже полагал, что "древнекельтские влияния на праславянский язык были более глубокими, чем это казалось до сих пор" (Бернштейн С. Б., 1961, 95).

В.В. Седов считал, что интенсивное славяно-кельтское взаимодействие имело место при обратой миграции кельтов с запада на восток, начавшейся около 400 г. до н.э. Будучи создателями латенской культуры, они внесли большой вклад в европейскую культуру, в частности, в развитие металлургии и металлообработки (Седов В.В. 2003, 4-5). Следы этого влияния заметны в пшеворской культуре, создателями которой Седов считал славян, но на самом деле ими были германцы, а кельтского влияния на культуру и особенно на металлургию славян не видно совершенно. Это и понятно – в то время славяно-кельтских контактов быть не могло, они имели место в значительно более раннее время, еще до прихода в бассейн Вислы готов, навсегда отделивших славян от кельтов. Прародина готов находилась в ареале между верховьями Припяти и Немана от Ясельды до Случи, где они пребывали до начала I тыс. до н.э. После этого они стали двигаться в западном направлении на земли славян, простиравшихся до Вислы. И только через несколько столетий новая волна славянских переселенцев заставила готов покинуть эти земли и двигаться вдоль правого берега Вислы на Волынь и дальше в причерноморские степи (см. карту ниже).



Вельбарская культура в позднеримское время (Бірбрауер Ф . 1995, 37. Рис. 6, по: Kokowski. Problematyka kultury wielbarskiej w młodszym okresie rzymskim).
На оригинале карты дополнительно обозначены прародина готов (цифра I) и прародина славян (цифра II).


Со времен Плиния Старшего (23? г. н.э – 79 г. н.э.), античные ученые (Тацит, Птолемей) помещают на правом берегу Вислы венедов. Обычно под этим именем понимают славян:


… начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами (Иордан III. 35).


Были ли венеды и венеты одним народом или это созвучное название разных или родственных племен, до настоящего времени установить не удалось. В связи с этим история миграций славян в доисторические времена остается туманной. Можно допускать, что славяне не были полностью ассимилированы готами и их часть была вытеснены на левый берег Вислы, после чего они продолжили свою миграцию совместно с кельтами и достигли местности, где теперь расположена Венеция.


По сравнению с миграциями индоевропейцев тюркская экспансия на широком пространстве Евразии продолжалась значительно дольше и захватила ямный и катакомбный периоды. На территории Украины и Северного Кавказа в захоронениях ямного и катакомбного времени остатки деревянных тележек и глиняных моделей колес, тележек и шатер-тележек были найдены в около 250 захоронениях (Кульбака В., Качур В . 2000, 27). При этом исследования показывают, что в катакомбный период количество находок тележек и их моделей на Правобережной Украине и на Кубани значительно сократилось, зато в районе Кума-Манычской впадины увеличилась, что может свидетельствовать о прекращении миграции в Центральную Европу и увеличении оттока населения в восточном направлении (см. карту ниже и ср. с картой 32-30 ст. выше).



Справа: Карта находок деревянных повозок, колес и их глиняных моделей катакомбного периода (29-22 ст. до н.є.) Южная Украина и смежные территории (Кульбака В., Кочур В. 2000, 60)


Погребения с характерной колесничной атрибутикой в Доно-Волжской лесостепи свидетельствуют, что тем же путем, которым ранее прошли фатьяновцы и балановцы, проследовала и вторая волна тюрков. На территории Верхнего и Среднего Поволжья от верхней Оки до Урала во втором тыс. до н.э. они стали создателями новой культуры, которая получила название абашевской. Археологические находки, в частности керамика не абашевского типа в культурных комплексах того времени являются свидетельствами того, что по этой территории с юга двигались только военные отряды и имела место "не взаимоассимиляция полноценных культур, а скорее пополнение дефицита собственных "единокультурных" женщин за счет местных " (Матвеев Ю.П. 2005, 11).



Основная же масса тюрок в поисках новых пастбищ двинулась за Волгу в степи Казахстана, а еще одна их часть заселила Предкавказье, вытеснив оттуда население майкопской культуры, которое также должно переходить на левый берег Волги и двигаться далее на восток.


Справа: Расселение древних тюрок на Предкавказье .


В настоящем население Северного Кавказа многонационально, но среди него есть тюркские народы кумыков, балкарцев, карачаевцев и ногайцев.

При этом только ногайцы имеют выраженные монголоидные черты, а другие кавказские тюрки, точно так же как турки, азербайджанцы, туркмены, гагаузы относятся к европеоидного типа. Монголоидных признаки отчетливо дают о себе знать при малейшей метисация, поэтому возникает большое сомнение в том, что предки указанных народов когда-то находились на территории, где основное население относилось к монголоидной расы. Согласно расположения ареалов формирования тюркских языков предки европеоидных тюрков имели прародину между Северским Донцом и Днепром. А языковые предки якутов, киргизов, казахов, хакасов, тувинцев проживали в то же время между Северским Донцом и Доном. Вот именно они и должны были двинуться через Волгу на восток.

В принципе, чуваши и казанские татары тоже не должны были иметь монголоидных признаков, но они появились у них в результате метисации с финно-уграми, имеющими лапоноидные черты, или после прихода татаро-монголов в Восточную Европу. Смешение чувашей и татар с монголами не могло происходить в больших масштабах, тем не менее, монголоидные признаки у части чувашей и татар достаточно заметны. Это лишний раз свидетельствует, насколько трудно от них избавиться. Если когда-либо предки современных тюрок проживали на Алтае, то их внешний облик об этом отчетливо свидетельствует. Таким образом, можно уверенно говорить, что не только чуваши и татары, но и туркмены, кипчаки (предки современных крымских татар, балкарцев, карачевцев, кумыков), огузы (предки гагаузов), предки современных турок и азербайджанцев либо всегда оставались в Восточной Европе, либо не уходили далеко от Прикаспия.

Имеются факты, которые говорят о том, что кипчаки населяли Предкавказье с доисторических времен. В первую очередь об этом свидетельмтвует тюркская топонимия(Терек, Бештау, Эрсакон, Кызыл-Тогай, Учкекен, к примеру). Только на территории Северной Осетии "насчитывается более ста пятидесяти географических названий, объясняемых из тюркских и монгольских языков" (Цагаева А.Дз . 2010, 97). А Цагаева предполагает, что эти топонимы были оставлены гуннскими и татаро-монгольскими племенами, но справедливым это утверждение может быть лишь частично. Названия населенных пунктов завоеватели обычно не изменяют. Когда осетины пришли из бассейна Дона на Кавказ, вытеснив или ассимилировав местных тюрок, они тоже либо не поменяли тюркские названия, либо перевели их на осетинский, как показывает, к примеру, название реки Урсдон, являющегося калькой тюркского Аксу "Белая вода" (там же , 18). По подсчетам Абаева количество общих слов в осетинском и карачаево-балкарском языках достигает двухсот. При этом логичной является их возможная структуризация:


Выделяются три основные категории лексических схождений: элементы заимствованные из осетинского в балкаро-карачаевский, элементы усвоенные из балкаро-карачаевского в осетинский, и элементы, воспринятые теми и другими из общего местного яфетического субстрата (Камболов Т.Т. 2006, 277).


Камболов указывает, что при определении направления заимствования можно использовать морфологический, этимологический, фонетический и другие критерии, но критерия стратиграфии схождений не предлагает. Это делает, остро полемизируя с В.И. Абаевым, М. Джуртубаев. Он анализирует огромное количество данных о взаимных языковых заимствованиях северокавказских народов и, в частности, о заимствованиях в осетинском языке из тюркских и других языков. На цифрах и фактах он доказывает, что карачаевцы и балкарцы проживали на Кавказе задолго до прихода сюда осетин (Джуртубаев М . 2010, 265-413). Здесь нет возможности подробнее останавливаться его доводах, это отдельная большая тема, но следует указать, что Джуртубаев ошибался, считая, что осетины пришли на Кавказ не из Великой степи, а из Закавказья. Так же, как и тюрки, они пришли из степей, но на полторы тысячи лет позже.

Уже в историческе время балкарцы и карачаевцы были оттеснены кабардинцами и черкесами в горные районы, но кумыки так и продолжают жить на равнине, хотя в какое-то время продвинулись и в долины Дагестана, доказательством чему являются названия рек Сулак и других с тюркской составляющей Койсу. Поселившись в тесном соседстве с народами различного происхождения, тюрки не только усвоили обычаи и образ жизни местного населения, но и обогатили общий культурный фонд народов Кавказа. Например, от них пошел широкий обычай "молочного братства", основанный на передаче на время новорожденного ребенка в другую семью. Этот обычай называется емджек , емчег , но эти же слова могут означать "молочный брат", "воспитанник". Что обычай имеет тюркское происхождение, доказывает его название, в основе которой лежит слово, которое в тюркских языках имеет значение "материнская грудь" (кум. ämcäk , карач., балк emček ).

То, что кипчаки, или половцы, никогда не были в Центральной Азии, подтверждает изучение генетической структуры населения Западного Кавказа:


Что касается восточно-евразийского компонента, в изученных популяциях он оказался представлен примерно в одинаковой степени по данным как мтДНК, так и Y-хромосомы. При этом тюркоязычные карачаевцы не демонстрируют существенной доли данного компонента, что в особенности касается мтДНК. Более того, некоторые популяции абхазо-адыгов содержат его в большей степени. Данные по Y-хромосоме, в целом, подтверждают эти данные… (Литвинов Сергей Сергеевич , 2010, 20).



Балкарцы (карачаєвцы?) . Фото с сайта "Забытые истории. "


На фото слева хорошо видно, что балкарцы и карачаевцы не имеют признаков монголоидной расы. Считается, что половцы пришли из-за Волги в причерноморские степи в начале 11-го ст., вытеснив оттуда печенегов.

Однако нет абсолютно никаких исторических свидетельств, подтверждающих такое предположение, хотя в древнерусских и византийских источниках вторжение многочисленного народа в соседнюю страну не могло быть не отмечено.

В Повести временнх лет первое упоминание о половцах стоит под 1055 годом и оно весьма буднично: "В том же году приходил Болуш с половцами, и заключил мир с ними Всеволод, и возвратились половцы назад, откуда пришли". Для летописца ничего нового в присутствии половцев в ближайшем соседстве нет.

До прихода тюрков в Предкавказье там жили носители майкопской культуры неизвестной этнической принадлежности, которую нет основания отождествлять с какими-либо современными кавказскими народами. Поэтому предположения могут быть разные и одним из них может быть то, что майкопцы были вытеснены отдельной ветвью тюрков за Волгу и далее мигрировали несколько южнее основной массы тюрков в направлении Алтая. Прибытие мигрантов из Восточной Европы многие ученые связывают с появлением в Азии афанасьевский культуры, которая не могла развиться на местной почве:


В археологии Южной Сибири и Центральной Азии афанасьевская культура давно и по праву занимает особое место в силу ряда причин. Наиболее значимые их них – принципиальные культурные трансформации, которые впервые проходят в это время на обозначенной тариториии. Ключевые составляющие «афанасьевского феномена» были сформулированы М.П. Грязновым… Это переход к производящему скотоводческому типу хозяйства, начало металлургии меди, ряд косвенных данных, свидетельствующих о процессе зарождения сложной системы социальных отношений, предполагающей появление социальной стратификации, особых идеологических представлений и прочих новшеств, указывающих на совершенно новую, но, тем не менее, узнаваемую матрицу, которая окончательно сложится в степном мире несколько позднее (Фрибус. А.В , 2012, 199).


Памятники афанасьевский культуры зафиксированы на широком пространстве – на Верхнем и Среднем Енисее, в Горном Алтае и Монголии. Их изучение велось различными группами исследователей независимо друг от друга без обобщающих выводов (Степанова Н.Ф., Поляков А.В. 2010, 4). Однако антропологические исследования показывают, что краниологические типы афанасьевцев не отличаются от черепов среднестоговцев и ямников Запорожмкой области или Калмыкии, которые являются либо потомками среднестоговцев, либо метисной группой со смешением тех же компонентов, что и у населения среднестоговской культуры (Солодовников К.Н. 2003). Такой вывод подтверждается и археологическими данными:


Ряд особенностей, которые можно рассматривать как этнокультурные, указывают на регионы, где мог сформироваться протоафанасьевский комплекс – это территории Нижнего Поднепровья и степногого Крыма до Приазовья и Предкавказья. Только здесь прослеживаются аналогии афанасьевскому погребальному обряду, в частности, специфическим погребальным сооружениям. Что касается остальных элементов погребальной практики, то весь набор признаков в самом общем виде вернее было бы сопоставить с ранним общеямным стандартом, который являлся интегрирующим элементом на раннем этапе сложения древнеямной культурно-исторической области (Фрибус А.В. 2012, 200).


Таким образом, имеются данные которые позволяют предполагать, что творцами афанасьевский культуры были племена тюрков, пришедших из степей Северного Причерноморья и Приазовья. Хронологические рамки миграции тюрков до Алтая установить сложно. Сходство памятников афанасьевский и ямной культур позволяет считать их синхронными, но между ними лежит дистанция в несколько тысяч километров, поэтому хронологический сдвиг неизбежен. С другой стороны, определение возраста ямной культурно-исторической общности вычислено с помощью радиоуглеродного метода, поэтому нет другого пути, как воспользоваться этим же методом при определении возраста Афанасьевский культуры. Согласно вычислениям, верхняя граница диапазона радиоуглеродных дат погребальных памятников на Среднем Енисее и на Алтае совпадает с точностью до одного года (2289 и 2290 до н.э.) При этом алтайские даты распределены относительно равномерно в течение 1500 лет, что явно противоречит количеству оставленных памятников, а на Среднем Алтае – на хронологическом отрезке 700 лет (3200-2500 гг. до н.є.). Вопрос, почему на Алтае афанасьевские памятники могли появиться раньше, чем на Среднем Енисее предлагается считать открытым (Поляков А.В . 2010. 161).

Однако, соглашаясь с тем, что создатели афанасьевской культуры пришли с запада, о чем свидетельствует, кроме всего прочего, распространение колесного транспорта (см. карту ниже), нужно согласиться с тем, что афанасьевские памятники на Среднем Енисее не могли появиться ранее, чем на Алтае.



Распространение колесничного транспрота в урало-казахстанских степях .
По материалам (И.В. Чечушков, А.В. Епимахов, стр. 207)


В своем движении на восток тюркские племена соблюдали очередность, обусловленную расположением мест поселений на прародине. Якуты, занимавшие крайний восточный ареал, так и двигались первыми севернее Балхаша в направлении к озеру Байкал. В дальнейшем они поднялись вверх по Лене к местам их теперешнего обитания. Вслед за ними двигались предки тувинцев, которых мы условно называем туба. Они дошли до верховьев Енисея и там же живут теперь. Предки их современных соседей в Горном Алтае были такими же соседями на прародине. Севернее тех и других теперь проживают хакасы, камасинцы, шорцы, чулымские татары. Все они говорят на близких языках, происходящих от одного языка, который мы условно называем хакасским, ареал которого занимал самую северную часть тюркской территории на прародине. Очевидно, они так и двигались более северным потоком, а за ними двигались их южные соседи киргизы. Определенное время они должны были занимать соседние территории в Сибири, но позднее киргизы переселились в Среднюю Азию, где и живут теперь. В порядке очередности за киргизами двигались общие предки современных казахов и ногайцев. Казахи постепенно заселили большую территорию от Нижней Волги до Алтая, а ногайцы уже в недавнее время вернулись в Европу. Последними из тех тюрок, которые перешли Волгу, двигались предки узбеков и современных уйгуров, которых мы называем обобщенно карлуками (см. карту ниже).



Карлуки вдоль правого берега Сырдарьи достигли нижнего течения Зеравшана, где и теперь там и на ближайших территориях проживают узбеки. Уйгуры же населяют Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая в ближайшем соседстве с узбеками. С ними нельзя путать сары-уйгуров, которые говорят на языке, близком к хакасскому. Они живут в провинции Ганьсу в северной части Китая, восточнее Синьцзяна. Каким путем они туда попали, сказать тяжело, а путь карлуков можно восстановить по археологическим находкам:


Продвижение к границам Средней Азии степных племен засвидетельствовано открытым в низовьях Зеравшана могильником Заманбаба и другими памятниками, объединенными ныне в заманбабинскую культуру (Массон В.М., Мерперт Н.Я., 1982, 329).


Памятники культуры Заманбаба, обнаруженные в настоящее время в районе Хорезма, Ташкента, Самарканда, и Бухары, по ряду признаков близки андроновской культуре. В то же время ее погребальный обряд носит черты культур катакомбного периода. Все это дает основания считать, что в ее сложении приняли участие степные племена ямного облика (Массон В.М . 1989, 64).

Предположительно продвижение тюрок на юг к Афганистану было остановлено многочисленным местным населением. Укрепленные поселения в Маргиане со следами пожаров и найденная в них керамика степного облика могут подтвердить это предположение. Очевидно после первых встреч с воинственными кочевниками местные земледельцы стали строить крепостные сооружения для защиты своих поселений и храмов. Первое появление регулярних крепостей на юге Средней Азии датируется рубежом ІІІ – ІІ тыс. до н.э.(Щетенко А.Я . 2005, 124-131). Это время как раз соответствует продолжающейся миграции тюрок в степи Казахстана и Средней Азии.

Тюркская экспансия на восток продолжалась несколько веков, и с началом эпохи бронзы новая волна тюрков продвинулись до Алтая, став создателями андроновской культуры и их европеоидные морфологические признаки могут подтвердить данные антропологических исследований:


Европеоидное по своим морфологическим признакам население составляло подавляющее большинство Алтае-Саянского нагорья в эпоху энеолита и бронзы, частично и в эпоху раннего железа. Монголоидная примесь фиксируется в это время лишь в единичных случаях, но постоянно усиливается, начиная с эпохи раннего железа, и достигает полного преимущества в современную эпоху (Алексеев В.П. , 1989, 417).


Морфологическое сходство части европеоидных черепов андроновской серии могильника Преображенка-3 с сериями степных культур эпохи бронзы свидетельствует о возможности миграции населения из западных районов распространения андроновской культуры, в физическом облике которого проявляются средиземноморский расовый тип (Молодин В.И., Чикишева Т.А. , 1988, 204).


Справа: Человек бронзового века. Казахстан и Южная Сибирь. Андроновская культура.

Реконструкция М.М. Герасимова.
(Всемирная история. 1955. Том 1, стр. 457).


При этом также обращается внимание на то, что «в андроновское время население Барабинской лесостепи отличалось исключительной смешанностью» (Молодин В.И., Чикишева Т.А., 1988, 204), но люди европеоидного облика специалистами определенно связываются с миграцией в Сибирь и Центральную Азию индоевропейцев:


Происхождение андроновской общности – одна из центральних проблем в истории индоевропейских народов. Индоиранскую или иранскую принадлежность данной общности можно считать доказанной (Козинцев А.Г. , 2009, 126).


Насколько справедливо и на чем основано это смелое утверждение можно заключить из следующего факта:


В 1960 г. археолог С. С. Черников выпустил в Москве интересную книгу «Восточный Казахстан в эпоху бронзы», в которой, базируясь на добытом им археологи­ческом материале, высказал «крамольные» мысли: носителей андроновской культуры, которых было принято считать ираноязычными, он справедливо назвал предками тюркских народов. На С. С. Черникова тут же обрушились с жесткой критикой некоторые археологи, плененные идеей об ираноязычности андроновцев. (Лайпанов К.Т., Мизиев И.М. , 2010, 6).


Возникает вопрос к убежденным сторонникам ираноязычности андроновцев: Как же могло случиться, что довольно большая масса индоевропейцев совершенно исчезла с лица земли, даже не оставив заметных следов в языках местного населения? Даже если бы они постепенно растворились в нем, то, как показывает опыт тохар, то на это должно было уйти сотни лет. За это время мигранты из Европы должны были ассимилировать хотя бы часть местного населения и навязать ему свой язык, поскольку были носителями более высокой культуры, чем жители Сибири. Вот это мы как раз и видим в том случае, если в мигрантах признаем тюрок. В процессе совместного сосуществования и закономерной метисации тюрок с местным населением со временем оформился однородный антропологический тип с явными монголоидными признаками многих этносов, сохранивших либо свой тюркский (якуты, тувинцы, хакасы, киргизы, казахи и др.), либо монгольский язык.

Что-то определенное о миграциях предков башкир сказать трудно, ибо монголоидный элемент у них выражен достаточно сильно, а по языку они близки к татарам. Так же трудно определенно говорить о времени появления в закаспийских степях огузов, сельджуков и туркменов.


Великое переселение народов - уникальный исторический феномен переходной эпохи. Это особый период исторического развития, когда на значительном историческом пространстве (уже не Античность, но ещё не Средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (II-VII вв.) и определённой территорией (Европа, Азия, Африка) взаимодействие варварства и цивилизации достигло своей наиболее интенсивной фазы. Результатом явилось зарождение нового типа цивилизации. Семь столетий Переселения определили тенденции дальнейшего развития Европы, дали мощный импульс рождению новых народов, новых государств, новых языков, новой социально-психологической и духовной атмосферы, морали и нравственности.

Первое тысячелетие истории Европы насыщено важными событиями, связанными с кризисом Римского государства и поступательным движением Барбарикума. Значительная часть Старого Света переживала эпоху Великого переселения народов. К началу Переселения западную и южную часть Европейского континента занимала античная цивилизация, существовавшая в государственных рамках Римской империи. В Центральной и Восточной Европе обитали, жившие догосударственным строем, германские, славянские, балтские, финно-угорские, иранские, и другие племена. На Европейском континенте Великое переселение ознаменовано движением германцев. Почти одновременно с ними из Азии в Европу хлынули многочисленные кочевнические племена и племенные объединения, вызвавшие значительные передвижения среди местных народов.

Многие народы в поисках новых мест обитания и лёгкой наживы оставляли насиженные места и "пускались в те великие и сказочные странствия, которые положили начало образованию народов в древней и новой Европе". Римская империя, раздираемая внутренними противоречиями, стала объектом устремлений варварских племён. Сначала это были германцы, которых сменили гунны, а позже авары и славяне. В ходе Великого переселения народов произошла гибель античной цивилизации и падение Римской империи. В её западной части сформировались "варварские королевства", созданные германцами. В восточной сложилась Византийская империя, смирившаяся с утерей значительной части своей территории к югу от Дуная, занятой славянами (и частью тюркоязычными болгарами). Германцы и славяне в ходе Переселения расселились на обширной территории от Британии, Галлии и Испании до Финского залива, Верхней Волги и Дона. Сформировалась новая средневековая цивилизация. Вследствие смешения латинизированного населения бывших римских провинций с варварами сформировались романские народы. Все это существенным образом сказалось на этнической карте Европы: многие народы исчезли с лица земли. Политическая и этническая карта Европы, сложившаяся после Великого переселения народов, в основном продолжает существовать до наших дней, ибо этнополитических метаморфоз, подобных Великому переселению народов, история Европы больше не знала.

Великое переселение народов как временной "зазор" между Античностью и Средневековьем делится на три этапа. Первый (II-IV вв.) - "германский", охватывает время от Маркоманнских войн до Адрианопольского сражения. Второй (IV-V вв.) - "гуннский", между Адрианопольским сражением и битвой на Каталаунских полях. Третий этап (VI-VII вв.) - "славянский", связан с передвижением в Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европе славянских племён. Этапы Переселения отличаются характером этнического состава участников Переселения, позицией мигрирующих племён, основными акцентами противостояния и взаимодействия, направлением миграций и их результатом.

К числу инертных участников Великого переселения можно отнести, главным образом, жителей римского мира, всех народов, населявших Римскую империю и её провинции. Так, жители Италии, практически не меняя мест своего обитания, испытали мощный напор Барбарикума и выдержали не одну волну переселений. Специфическая особенность этнического пространства этого региона сложилась уже в преддверии Великого переселения. Она заключалась в готовности населявших Аппенинский полуостров многочисленных народов к военным и торговым контактам с племенами Барбарикума. Сюда следует отнести и возросшую "внутреннюю", в границах Римского государства мобильность населения, связанную с захватом Римом огромной территории от берегов Рейна, от Альпийских гор до океанского побережья, включая области Пиренейского полуострова. Организация этих территорий в римские провинции и постепенная их романизация приводили к разрушению этнической замкнутости Галлии и Испании. Здесь этническое пространство размывалось социализирующей направленностью римской цивилизации.

Осколки исчезнувшего кельтского мира в целом оказались в стороне от активного участия в миграционных процессах Великого переселения. Известно, что кельты упорно сопротивлялись римлянам. Однако им не удалось устоять перед германцами. После ряда военных неудач, потеряв часть завоёванных земель, кельтское население концентрируется в Средней Европе от Британии до Карпат. Не исключено, что некоторые кельтские племена оказались вовлечёнными в походы, вторжения и грабительские экспедиции племён Барбарикума, особенно на первом этапе Переселения народов. Длительные набеги скоттов на западные берега Британии, постепенное и методическое освоение ими большей части Каледонии не типичный пример миграционной активности кельтов в эпоху Переселения.

Часть этнического пространства Великого переселения народов составлял мир фракийских, иллирийских и греческих племён. Их можно также отнести к блоку инертных участников Переселения. Фракийцы, иллирийцы и греки находились между кельтским миром на западе, германским - на севере и скифо-сарматским - на востоке. Неоднократно районы обитания этих племён до и особенно в период Великого переселения являлись эпицентром многих миграций. Основные события первого этапа Переселения (Маркоманнские войны во II в., готские вторжения на Балканы в III в., борьба племён за Дакию после 270 г., Сарматские войны середины IV в. на Среднем Дунае) сопровождались расселением мигрирующих племён в иллирийском и фракийском мире. Через населённые иллирийцами и кельтами провинции Норик и Паннонию в течение четырех столетий в Италию двигались бурные полиэтничные миграционные потоки.

В контекст этнического пространства эпохи Переселения вписалось и население малоазийского и ближневосточного регионов. Морские набеги причерноморских племён потрясли до основания Каппадокию, Галатию, Вифинию, Понт, Азию, Киос, Родос, Крит, Кипр. Племена европейского Барбарикума проникают вглубь Малой Азии и приходят в тесные соприкосновения (не только враждебные, но и и мирные) с иноэтничным миром местных племён. Прослеживается чёткая безусловная связь первых шагов распространения христианства у германцев в результате контактов с жителями Каппадокии. Роль малоазийского и ближневосточного этнического компонента в Великом переселении народов можно определить как пассивную по отношению к миграционным процессам. Но эти племена, будучи, главным образом, "зрителями" Переселения, все же дали ему дополнительный импульс, способствуя распространению в варварском мире христианства.

Агрессивную, наступательную позицию Барбарикума разделяли не все населявшие его племена. Инертным, безразличным к миграциям оставался мир балтских племён. На первом этапе Переселения спокойная, размеренная жизнь этих племён, их замкнутый, непритязательный уклад были нарушены движениями готов к югу и миграционной волной сарматских племён в район Среднего Подунавья. Внутренние стимулы к переселению у балтов отсутствовали. На незначительные передвижения их подталкивали лишь миграции соседних народов. Будучи инертными в противостоянии "варварский мир - римская цивилизация", балты сыграли значительную роль в стабилизации особого жизненного цикла отдельных регионов Барбарикума.

Подобно балтам финно-угорские племена не проявляли миграционной активности вплоть до VI в. Занимая значительные территории от нынешних районов Западной Белоруссии до предгорий Урала, они не были однородными. Разные группы племён этого этнического пространства пересекались и взаимодействовали с лидерами

Великого переселения народов - германцами и гуннами. Одни племена вошли в состав "государства Эрманариха", другие - сыграли значительную роль в процессе этногенеза западных гуннов. Отметим, что в то время, когда в Центральной Европе бушевали Маркоманнские войны (166-180 гг.), знаменовавшие начало первого этапа Переселения, в степях Южного Урала в ираноязычном и угро-финнском этническом пространстве уже начал формироваться лидер следующего этапа Переселения - гунны.

В эпоху Великого переселения народов по обширным пространствам Великого пояса степей, тянувшегося от Паннонии до Забайкалья, были сосредоточены различные тюркские племена. Они создали особое этническое пространство. Территории, над которыми устанавливался контроль того или иного кочевого сообщества и с которыми эти кочевники себя идентифицировали, представляли собой своеобразный ареал кочевания племён. В отличие от других варварских миров граница этого ареала не являлась границей тюркского этнического пространства. Этой границей был тот круг людей, который составлял данное кочевое сообщество, принадлежность к которому определялась отшлифованными нормами родства. Тюркский варварский мир - рассеянная пространственная структура. Евразийский степной коридор лишь одна из важнейших межконтинентальных артерий, по которой в Европу шли миграции различных гуннских племён, а впоследствии аваров и булгар. В эпоху Великого переселения народов существовало представление, что волны враждебных римской цивилизации кочевников выплёскивались Меотидой и Танаисом. Идеи о вторжении "варваров" с востока господствовали вплоть до эпохи Возрождения. Кочевники тюркского этнического пространства в эпоху Великих переселений овладели различными средствами адаптации к встречающимся на их пути осёдлоземледельческим племенным мирам: периодические набеги, регулярные грабежи, навязанный "вассалитет", данничество.

Отличительная особенность славянского племенного пространства - его относительная удалённость от римского мира. Находясь на периферии Барбарикума, славянские племена тем не менее активно включились в миграционные процессы. Можно полагать, что миграционные процессы у славянских племён являлись своего рода адаптацией к предшествующим миграциям других племён и их результатам. Приближаясь к границам римской цивилизации, славянские племена не первых порах не стремились, однако, к взаимодействию и развёрнутым контактам с этим миром. Последующая активность славян в отношении империи была во многом спровоцирована самой империей, а также появлением аварских племён. Славянские племена, начав продвижение на юг и завершив расселение по Балканскому полуострову в VI-VII вв., сливались с фракийцами, иллирийцами и кельтами. Они растворили в своей среде тюркоязычных булгар, вступали в контакты с эпиротами, греками и положили начало южнославянским этносам.

И, наконец, каковы же причины явления, получившего название Великого переселения народов? Качественные сдвиги в хозяйственной жизни германских и славянских племён накануне Великого переселения, привели к росту общественного богатства и большого числа людей не занятых производительным трудом. Племенная элита испытывала потребность в накоплении богатств, средством добывания которых становились походы в Империю. Эти походы готовили почву для последующих переселений на земли Римского государства. При этом Римская империя играла активную роль, зачастую стимулируя варваров к миграциям. Появление гуннов в Центральной Европе резко ускорило миграционные процессы. Причины их переселения несколько иные, чем у оседлых народов. В большей степени они связаны и с природными факторами, влияние которых на номадические общества сильнее, чем на земледельческие.

восточный славянин русь древнерусский

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ – условное определение в современной историографии массового вторжения варварских племен (германских, сарматских, гуннских, славянских и др.) в 2–7 вв. на территорию Римской империи.

К концу 4 в. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. В Западную Римскую империю, кроме Италии, входили Испания, Галлия, правобережные территории Дуная, бóльшая часть Британии, западное североафриканское побережье. Центр Западной империи был перенесен из Рима в Равенну (северная Италия). К Восточной части империи отошли Балканский полуостров, Малая Азия, Восточное Средиземноморье (граничащее с империей Селевкидов) и Египет. Столицей Восточной Римской империи стал Константинополь.

В 166–180 германские (маркоманы и др.) и ираноязычные сарматские племена форсировали Дунай (восточную европейскую границу Римской империи) и вторглись в Северную Италию. Началась длительная и кровопролитная Маркоманская война. Только в 180 римскому императору Коммоду удалось заключить мир с варварами и восстановить прежние границы. После этого римляне возвели многочисленные оборонительные укрепления по Дунаю.

В середине 3 в. с территорий верхнего Рейна на Галлию стали совершать опустошительные набеги германские племена алеманнов и франков.

Впрочем, мирное сосуществование вестготов с Римской империей продлилось недолго. В 378 армия вестготов разбила войска римского императора Валента в битве при Адрианополе (см . АДРИАНОПОЛЬ). В начале 5 в. правитель вестготов Аларих опустошил Грецию и двинул войско, включавшее в себя ряд славянских и фракийских племен, на Рим. 24 августа 410, после ожесточенного штурма, вестготы, усиленные рабами и колонами (малоимущие римские землевладельцы) взяли Рим и разграбили его. Римский император Гонорий заключил вынужденный союз с победителями и предоставил вестготам территорию между Пиренеями и Атлантическим океаном с центром в Толозе (Тулуза). Первое варварское королевство вестготов на территории Римской империи просуществовало до 507 ().

Германское племя вандалов вместе с аланами вторглись в Галлию из-за Одера, прошли через Испанию и переправились через Гибралтар на африканский континент. Король вандалов Гейзерих основал второе варварское королевство вандалов, просуществовавшее до 439 (см . ВАНДАЛЫ).

В конце 4 в. гунны, опустошили Кавказ, восточную Малую Азию, Сирию. Далее гунны устремились в римскую провинцию Паннонию (современная Венгрия). Воинственные гунны и примкнувшие к ним племена остготов, герулов, гепидов и др., продолжили свою экспансию на запад. Легендарный вождь гуннов Аттила ок. 451 вторгся в Галлию. На стороне гуннов выступил ряд покоренных гуннами народов. В битве на Каталуанских полях (провинция Шампань в северо-восточной Франции) Аттила потерпел поражение от объединенных войск римлян, франков и вестготов. Однако победа в этом сражении не принесла римлянам реальной победы и стабильности империи.

В 457 германские племена бургундов заняли бассейн Роны и основали Бургундское королевство со столицей в Лионе.

В конце 5 в. племенной союз франков продолжил экспансию в Галлии и положил начало Франкскому королевству.

В конце 5 – первой половине 6 вв. германские племена лангобардов проникли в бассейн Дуная, а в 568 вторглись в северную Италию и основали там свое государство (см . ЛАНГОБАРДЫ).

В 455 Рим вторично был захвачен – на этот раз королем вандалов Одоакром. Город был подвергнут варварскому грабежу и опустошению. Беспощадное и бессмысленное уничтожение ценнейших памятников культуры с тех пор называют вандализмом. Одоакр низложил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. 476 принято считать годом окончательного падения Западной Римской империи.

В Восточной Римской империи в 6 в. происходило интенсивное заселение Балканского полуострова многочисленными племенами славян и антов. Варваризация западной части Восточной Римской империи повлекла отторжение от нее ряда территорий: славяне основали свои государства – Сербию, Хорватию и Болгарию.

Великое переселение народов имело колоссальное значение в эволюции народов всего европейского континента. В результате событий 2–7 вв. Западная Римская империя пала, а на ее обломках возникли новые варварские королевства, положившие основу современным национальным государствам Западной Европы. На смену рабовладельческому строю 800-летней Римской империи пришел более прогрессивный феодальный строй, который предоставил новые возможности для дальнейшего развития европейской цивилизации. Однако римские античные порядки и культурное наследие сыграли огромную роль в становлении варварских государств Западной Европы. Все варварские народы Европы приняли христианство, а официальным церковным языком стал латинский язык. В Восточной Римской империи славянская варваризация не повлекла за собой крушение римской государственности – могущественная восточная наследница Римской империи – Византия (империя ромеев) – просуществовала вплоть до середины 15 в.

Таким образом, для Великого переселения народов можно использовать понятие «этнической революции» как показатель беспрецедентного миграционного процесса в 1 тысячелетии н.э. с последующим кардинальным изменением этнической карты Европы и Азии.