Песочная терапия для школьников с овз. Темы для юкоз. Виды песочной терапии

Государственное бюджетное учреждение Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г.Нефтекамска Республики Башкортостан

ПРОЕКТ
Разработала социальный педагог Чусовитина Т.П.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель - один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".
Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.

Какой же принцип положен в создание игры с песком?
Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей. Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Или - в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу системы работы по пескотерапии. Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики".
Цель пескотерапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:
- развить более позитивную Я-концепцию;

Стать более ответственным в своих действиях и поступках;

Выработать большую способность к самопринятию;

В большей степени полагаться на самого себя;

Овладеть чувством контроля;

Развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

Развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Игры с песком:
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- снимают мышечную напряжённость;
- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском саду, в учебном кабинете.
Общие условия организации песочной терапии.
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 - размер поля, а 8 - глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.
Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Например:
наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Частичный перенос занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных нет детей в стране -
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок - мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!
Начало занятий с песком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
1. «Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
5. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
11. Выложить фишками геометрическую фигуру.
12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
13. Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
14. Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
15. Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
16. Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.
17. Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
18. Игра "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
19. «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?
20. Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.
21. «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
22. «Дорожки из песка». Покажите ребёнку как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
23. Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.
24. Игра «Назови звук» (по Н.В.Дуровой). Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
25. Игра «Найди друга» (по Н.В.Дуровой). Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к"] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к"] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие).
26. Упражнение «Песочный дождик» (по Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
27. Игра «Кто это был?» (по Р.Г.Голубевой). Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
28. Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.
- та-ка-па - па-ка-та - га-ба-да - по-бо-по - пу-бу-пу
С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.
29. Игра «Какой отличается?» (по Р.Г.Голубевой) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
30. Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
31. Упражнение "Необыкновенные следы".
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Закончить игры с песком можно тоже стихами:
В ладошки наши посмотри -
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Использование песочной терапии дает положительные результаты:
 у детей значительно возрастает интерес к занятиям;
 ребёнок чувствуют себя более успешными;
 на занятиях нет места монотонности и скуке;
ребёнок расширяет круг предметно-игровых действий;
 на занятиях повышается уровень социально-бытового ориентирования детей.

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком?
Для специалиста действуют три правила.
Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения.
Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Литература
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. –СПб, 1998.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь „особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб, „Детство-пресс", 2001.
4. Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб, „Речь", 2002.
5. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, „Речь", 2007.
6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. – М., 1993.
7. Интернет-ресурсы.

В последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Нарушения психофизического развития, свойственные многим детям с ограниченными возможностями здоровья, приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера.

К таковым относятся и затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка “взгляду со стороны”, мы помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность выразить себя через общение.

Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

У таких детей пониженная познавательная и речевая активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, а также нарушения различных сторон речи.

На сегодняшний день в России активно развивается практика инклюзивного образования, целью которого является оптимизация процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Детям с ОВЗ свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие жизненные ситуации.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира.

Следует отметить, что опыт реализации инклюзивной практики дошкольных учреждениях, нарабатывается в различных вариантах и находится на разных стадиях развития.

Наряду с традиционными методами, как вспомогательное средство эффективно используются песочная терапия. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Работая с детьми с ОВЗ, возникла необходимость применения песочной терапии в целях создания психологического комфорта для каждого ребенка.

Занятия песочной терапией направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Игры на песке дают уникальную возможность взрослым реально увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и понять его.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая заряжает нас позитивными эмоциями.

Песочница и «песочная терапия» для детей не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.

Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества - именно так действует песочная терапия на детей.
Песочная терапия является эффективным методом помощи ребенку. Во время занятий, например «Улыбнулось солнышко», «Дождик» происходит гармонизация внутреннего эмоционального состояния, свойственная, при негативизме, подавленности, обидчивости, конфликтности, агрессивности.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Дошкольник часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Что может быть привлекательней для ребенка дошкольного возраста, чем игра с песком и водой. Дети в этом возрасте готовы весь день копошиться в песке строя свои сказочные города и создавая свою историю. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для детей наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа.

Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. И в этом ему помогают различные упражнения;

«Художники»

Ребенку предлагается на песке нарисовать геометрические фигуры(цифры, элементы букв: прямые, наклонные, волнистые линии, полуовалы, петельки и т.д.): «Нарисуй на песке квадрат (круг, овал, ромб, прямоугольник)», «Нарисуй цифру, которая стоит после пяти и т.д.».
Обучение: если ребенок не понимает цель задания, педагог показывает квадрат, цифру и предлагает нарисовать такой же – по образцу. Затем снова предлагает выполнить задание по образцу с помощью речевой инструкции.

«Строители»

Ребенку предлагается построить башенку из песка. Вокруг можно вырастить деревья. (можно из шишек или палочек от дерева. Теперь давай попробуем сосчитать сколько деревьев ты посадил?

Обучение: при затруднении ребенка в использовании дополнительных предметов педагог показывает способ применения одного из них и предлагает продолжить выполнять задание самостоятельно. Ребенку предлагается сказочный сюжет: «В этой башне злой волшебник заточил принцессу, чтобы она не смогла выбраться, вокруг башни вырыл глубокий ров. Как ты спасешь принцессу?».

Обучение : если ребенок не предлагает вариантов действий, педагог показывает дополнительные предметы и спрашивает, как можно их применить.

«По морям по волнам»

«Педагог рисует точки на песочном планшете, и просит ребенка соединить их.

Обучение: педагог задает дополнительные вопросы, например, «Что у нас получилось? Волнистая линия. А на что она похожа? Правильно на волны. Теперь давай также нарисуем лодку. Затем ребенку предлагается выполнить самостоятельно аналогичные действия.

«Что спрятано?»

Педагог ребенку читает загадку на определенную тему, а отгадку он должен найти в песке: «Отгадай загадку, назови отгадку и найди ее в песке». (пуговица, шишка, листочек, ручка, карандаш и т.д.)

Обучение: если ребенок затрудняется назвать отгадку, то задаются уточняющие вопросы по содержанию, помогающие понять образные сравнения.

«Дорисуй»

Ребенку предлагается на мокром песке пальцем дорисовать вторую половину предмета с левой или с правой стороны: «Дорисуй вторую половину солнца с правой стороны».

Обучение: если ребенок затрудняется выполнить задание, педагог вместе с ребенком уточняет направления сторон. Затем берет палочку и начинает дорисовывать фигуры, после предлагает ребенку продолжить. Если ребенку трудно дорисовать часть, то задние упрощается и предлагается дорисовать лучи солнышка.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, а познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, развивают творчество и фантазию, что очень важно для детей с ОВЗ. Но главное - ребенок получает первый опыт самоанализа и учится понимать себя и других.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, которые, в свою очередь:

  • снимает мышечную напряжённость
  • развивает чувствительность и мелкую моторику рук
  • осуществляет ориентировку в пространстве
  • помогает ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде
  • развивает активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации)
  • стабилизирует эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию
  • позволяет ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации
  • преодолевает комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок
  • развивает творческие действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату
  • совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности
  • способствует расширению словарного запаса
  • помогает освоить навыки анализа и синтеза
  • позволяет развивать фонематический слух и восприятие
  • помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику для детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной и продуктивной.

Предлагаемая техника песочной терапии может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Как показала практика использование песочной терапии дает положительные результаты - у детей значительно возрастает интерес к занятиям, дети чувствуют себя более успешными; возрастает познавательная, речевая активность, нормализуется эмоциональный фон, поведенческие нарушения неврологического характера, что в свою очередь открывает новые перспективы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Если ребенок не говорящий, то работа психолога в рамках песочной терапии особенно благотворно влияет на развитие речи.

Таким образом, основной целью песочной терапии является повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.

7. Бен Е. А. Некоторые особенности фасилитации в работе педагога по физической культуре // Научные основы современного прогресса: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2 ч. Ч.1. Уфа: Омега Сайнс, 2016. С.174-176.

8. Соснина А. О. Педагогическая фасилитация как категория профессионально-педагогического знания // Инновационные технологии научного развития: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2016. С.243-245.

9. Сидоров А. О. Фасилитация в конструктах педагогики развития // Информационные технологии в науке нового времени: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2-х ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2016. С.142-144.

© Топакова В. В., 2016

Фетисова Мария Юрьевна

Старший воспитатель ГБОУ ООШ № 18 г.Новокуйбышевска структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» г.Новокуйбышевск Самарской области

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В данной статье рассмотрена актуальность такого метода арт-терапии, как песочная терапия для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Этот метод можно использовать как для организации непосредственно-образовательной деятельности, также как метод релаксации детей с ОВЗ в период адаптации и в режимных моментах в повседневной деятельности.

Ключевые слова

Арт-терапия, песочная терапия, кинетический песок, ограниченные возможности здоровья

Внутренний мир ребенка очень сложен и велик. Взрослые прикладывают немало усилий, чтобы услышать ребенка, почувствовать его проблемы, помочь раскрыть внутренний мир, найти себя в этом огромном мире.

Говоря же о ребенке с ограниченными возможностями здоровья, нужно помнить и о таком важном аспекте, как бережная забота о его здоровье.

Применение методик и технологий художественно-эстетической направленности всегда придавало положительную окраску процессам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно искусство является основным средством, которое способно решить целый ряд проблем в развитии детей с ОВЗ.

Одним из направлений в системе психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ является арт-педагогика и арт-терапия.

Основной целью арт-педагогики является художественное развитие детей с ОВЗ, их социальная адаптация средствами культуры. Арт-терапии - гармонизация психологического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_

Существует много видов арт-терапии - музыкотерапия, имаготерапия (театрализация), фототерапия, игровая терапия, изотерапия, библиотерапия и множество других.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, в том числе методов арт-терапии, ориентированы на решение эмоционально-волевых проблем ребенка, формирование позитивной самооценки ребенка с ОВЗ, в первую очередь с речевыми нарушениями, в работе с которыми пристальное внимание следует обратить на развитие тонких движений пальцев, ведь для детей с речевыми нарушениями очень важна взаимосвязь речевой и моторной деятельности.

Доказано, что мысль и глаз двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, большое внимание следует уделить тренировке рук, что будет мощным стимулом для развития головного мозга.

Подробнее хотелось бы остановиться на таком направлении арт-терапии как песочная терапия, которое становится популярным в последнее время благодаря такому изобретению современных химиков как кинетический песок, который носит много названий - живой, космический, мокрый. Но как бы не назывался этот продукт, ценность его неоспорима.

Это очень необычный материал, созданный в 2013 году в Швеции, на 98% состоит из чистого кварцевого песка и на 2% из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Он не вызывает аллергии, легко собирается с поверхности, оставляя ее чистой. Все эти свойства позволяют активно использовать его в образовательной деятельности как дома, так и в детском саду.

Количество игр и упражнения с песком безграничны, все они вызывают неподдельный интерес ребенка, позволяют повысить эффективность занятий.

Знакомство с этим удивительным материалом мы начинаем еще в группах раннего возраста во время проведения непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с веществами и материалами. Малыши знакомятся со свойствами песка, разглаживают его, рисуют пальчиками закорючки, лепят и разрушают свои комочки. Помимо общего положительного фона, эти занятия позволяют изучить цвет, форму, величину. Кроме формочек используются пластиковые стаканчики, ячные контейнеры, футляры от яиц с сюрпризом и другой бросовый материал.

Для ребят постарше воспитатели совместно с родителями изготовляют формочки в форме цифр, детям очень нравятся такие игры и они быстро и с удовольствием запоминают названия и обозначения цифр.

В песке можно прятать предметы и играть по принципу «Волшебного мешочка», выделять основные признаки предметов, чувствовать пальцами разницу, развивая тем самым тактильные ощущения. В песке можно зарыть клад пиратов, и на песке же нарисовать карту сокровищ.

Замечательная игра по изготовлению отпечатков фигур на песке. Можно почувствовать себя археологами, смастерив отпечаток фигурки динозавра на песчаном камушке. Можно сделать следы животных и определять, кому они принадлежат. Либо по принципу игры «Мемори» изготовить по паре одинаковых отпечатков, запомнить их расположение, перевернуть и отгадывать месторасположение двух одинаковых.

Рисование на песке тоже может быть различным. Можно нарисовать тропинку. Это, простое на первый взгляд задание часто вызывает у детей затруднение, так как должен быть определенный нажим и положение пальца. Но данное упражнение очень полезно для развития моторики.

Для детей с нарушением речи можно вылепить из песка «язычок» из различных логопедических упражнений («Горка», «Чашечка» и т.д.) и повторить эту форму уже собственным языком.

Занятия с логопедом можно превратить в увлекательную игру, если слова, которые нужно разделить слоги, будут написаны не в тетради, а на песке, и вместо ручки использовать палочку или пальчик.

Любая ролевая игра будет интереснее с живым песком. Из него можно сделать огород и посадить пластиковые овощи, можно построить автостраду, или сварить суп.

Все это только малая доля тех игр и упражнений, которые Вы можете использовать со своими детьми. Но, безусловно, на занятиях с песком нет скуки и монотонности, каждая игра как открытие, которая принесет радость и пользу в освоении обыденных вещей волшебным образом.

Список использованной литературы:

1. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А.Сакович. - СПб.: Речь, 2006.

2. Эль, Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Г.Н.Эль. - СПб.: Речь, 2010.

© Фетисова М.Ю., 2016

Фоминцева Наталья Сергеевна

Учитель, МБОУ СОШ №25 (г.Чита) E-mail: [email protected]

ЦЕННОСТЬ ДРУЖБЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Аннотация

В статье рассматривается ценность дружбы и роль общения в жизни современного подростка. В качестве метода исследования было выбрано письменное анкетирование. Произведено сравнение данных анкетирования учащихся, которые входят и тех, кто не состоит в составе детского объединения школьного лесничества «Лесная страна».

Ключевые слова:

дружба, общение, ценностные ориентации.

Введение. В современном обществе происходят социально-экономические и технологические преобразования, изменяются ценности и «формат» общения, наряду с реальным общением, широко распространяется общение виртуальное. А. Маслоу говорит о том, что общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека . В подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью . В ФГОС ООО общению и сотрудничеству со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми уделяется большое внимание . Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович, К.Н. Поливановой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман, Е.О. Смирновой, И.С. Кона, Э.Эриксона и др. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы дружбы становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Определение понятия дружба рассматривается многими философами и психологами, но в своей работе под дружбой мы понимаем особую форму межличностных взаимодействий, которая характеризуется индивидуально-выборочным отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностных контактами, взаимными ожиданиями положительных чувств .

Идея разработки проекта была вызвана повышенным спросом родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Все эти дети не посещают детские дошкольные учреждения. Учитывая большие ежемесячные траты семьи на поддержание здоровья детей с особенностями развития, у родителей практически не остаётся средств для посещения платных занятий в коммерческих центрах. Однако, этим детям особенно необходимо общение со сверстниками и коррекция их психологического состояния. Работа студии песочной терапии направлена на создание условий для реабилитации, социализации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. На данный момент песочная терапия является эффективным методом психологической работы с детьми всех групп здоровья, в основе которой лежит «игра ребенка в песок». Рисунок на песке - мощное средство самовыражения ребенка, средство познания, особенностей мышления, воображения, волевой сферы. По мнению известного психолога Л.С.Выготского, «рисунок для ребенка является его речью». Когда дети рисуют на песке, они раскрывают свои душевные переживания, тревоги, страхи, чувства и другие эмоции. Во время занятий по песочной терапии развивается мелкая моторика, речь, образно-логическое мышление и эмоционально-познавательная сфера ребенка. Это способствует и подготовке детей к школе. Если коррекционная работа с ребенком не будет проведена вовремя, то имеющиеся отклонения в здоровье могут привести к возникновению нарушений письменной речи ребенка, мешая ему в полном объеме овладевать программными знаниями и умениями в школе. В рамках проекта предполагается проведение 3-х месячного курса занятий (2 раза в неделю) для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводит психолог по специальной методике песочной арт-терапии. С целью определения эффективности занятий с каждым ребенком будет проводиться предварительная и итоговая диагностика. Помимо этого, будет организована работа с родителями этих детей: индивидуальные консультации, общие собрания и семинары. Общаясь между собой, родители смогут обмениваться опытом и поддерживать друг друга. Итоговым мероприятием проекта является проведение фотовыставки детских рисунков на песке. В распоряжении организации имеется помещение, которое предполагается оснастить необходимым оборудованием для песочной терапии. Открытие студии песочной терапии - новое направление в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в зоне «шаговой» доступности. Ход реализации проекта будет отражен в социальных сетях и сайте организации. Результатом проекта будет реабилитация 21 ребенка с ОВЗ и создание условий для продолжения такой работы после завершения проекта. В городе появится доступная площадка, куда может бесплатно обратиться каждая мама, имеющая ребенка с особенностями развития и получить квалифицированную помощь специалиста.

Цели

  1. Создание и организация работы студии песочной терапии для реабилитации, социализации и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обоснование социальной значимости

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. В РФ менее 10% новорожденных являются практически здоровыми и относятся к 1 группе здоровья. В Ступинском районе аналогичная ситуация. Большое количество детей имеет расстройства здоровья разной степени выраженности. Из них: детей-инвалидов – 284 человека. У большинства имеются не просто ограниченные особенности развития, но и психологические проблемы и они не могут их решить самостоятельно. Несмотря на наличие в городе 7 учреждений дополнительного образования для детей дошкольного возраста, работа по методике песочной терапии проводится в одном бюджетном учреждении, где всего лишь 3 стола-песочницы. Этого явно недостаточно для города, где живут 7980 детей дошкольного возраста. Необходимо отметить, что детских садах воспитываются 6513 детей. Еще одной проблемой для семей с детьми с ОВЗ является отсутствие бесплатных занятий. Важно заметить, что в городе малообеспеченных семей насчитывается 1174, многодетных семей – 830 и 905 матерей воспитывают детей одни. Общественная организация работает в г.Ступино уже более 15 лет. За эти годы накоплен богатый опыт проведения занятий по всестороннему развитию детей и организации культурно-досуговой деятельности для всех членов семьи. В распоряжении организации имеется помещение на условия договора безвозмездного пользования. За годы работы сформировался дружный коллектив профессионалов. В силах общественной организации оказать помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Проведенный опрос среди родителей Клуба Лиги матерей показал актуальность проведения занятий по песочной терапии для детей. Рисование на песке приближает детей к творческой деятельности, вдохновляет, погружает в сказку. Песок - лучшая среда, которая дает представление о внутреннем мире ребенка. Опытный специалист с легкостью сможет распознать в этих детских творениях психологическую проблему. Под руководством психолога песочная терапия является хорошим способом расслабления ребенка и снятия стресса, напряжения, страхов. Участие в реализации проекта поможет семьям создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья для ведения полноценной жизни. Реализация проекта позволит совершенствовать взаимодействие государственных и общественных структур по созданию благоприятного пространства для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.

«Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка - это куча песка».

К. Д. Ушинский

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла?

Да, есть такая игра!

Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра .

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель - один жизненный сюжет меняет другим, следуя законом бытия: все уходит и приходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским психотерапевтом, сначала он рекомендовал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г.М. Грабенко и Г.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для сказкотерапии, назвав из коррекционно-развивающими.

Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки и т.д. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фонтазирует, и в то же время, учится работать и добиваться цели .

В современном обществе все чаще возникает проблема воспитания и обучения детей, имеющих особенности в развитии. В нашей школе есть дети с задержкой психического развития, речевого развития, аутисты, дауны и т.д. Для таких детей характерны снижения познавательной активности, бедность запаса сведений об окружающем мире, это приводит к тому что школьники не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений. С ними наиболее важно использовать нетрадиционные формы работы .

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др). Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия .

«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир - это мир под контролем.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт - Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме - Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи коррекции, и главную задачу развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления :

Обучающие игры.

Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие
различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению.

Познавательные игры.

С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Игры на знакомство с окружающим миром (тем, что рядом с нами: животные, насекомые, моря, транспорт и т.д.)

Проективные игры.

Направлены на коррекцию и развитие ребенка.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии "хаоса" ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия "хаоса" может занимать от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

Стадию "борьбы" можно наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На стадии "разрешения конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Основные принципы игр на песке:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Игры в песочной стране:

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее - холодное», «сухое - мокрое», «твердое - мягкое», «гладкое - острое».

Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.

Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Игры на развитие диафрагмального дыхания:

«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»

От детской машинки воспитатель проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«ЯМКА»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«ДОРОГА К ДРУГУ»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«СЕКРЕТ»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Использование песочной терапии имеет много положительных моментов:

. существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

. в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»;

. в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;

. совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;

. песок, как и вода, поглощает отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, актуальность использования игр с песком определяется, во-первых, решением речевых задач; во-вторых, развитием связной речи; в-третьих, развитием мелкой моторики кисти руки; в-четвёртых, коррекцией психических процессов детей с ОНР и ЗПР.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.