План индивидуального развития школьника. Диагностика индивидуального развития младшего школьника. Задания для самопроверки

Министерство образования молодежной политики

Чувашской Республики

МОУ «Малокарачкинская ООШ» Ядринского района

Чувашской Республики

Программа индивидуального развития ученика

Составитель учитель МОУ «Малокарачкинская ООШ»

Ядринского района Чувашской Республики

Салтыкова Ирина Вениаминовна

С. Малое Карачкино, 2010 г.
Пояснительная записка.

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения. Педагог-профессионал – духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры , накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности.

Из стен школы должен выйти социально адаптированный человек, способный быть успешным в жизни. Можно ли человека научить быть успешным? Определённо, да. Быть успешным – это быть здоровым. Успешный стремится к претворению в жизнь своей мечты и выстраивает свою жизнь так, чтобы не мешать самому себе идти к заветной цели.

Я провела опросы среди школьников и их родителей, задав им вопрос - чему бы они хотели обучать своих детей, чтобы они стали успешными по жизни? И вот что выяснилось - нашей молодежи не хватает навыков делового воспитания, целеустремленности, целеполагания. Я начала разрабатывать программу индивидуального развития «Успешный ученик», которая была бы интересна родителям и детям.

Суть программы в том, что успеху нужно учиться со школьной скамьи. Навыки общения, уверенности в себе, управления своим временем - то есть те проблемы, с которыми дети сталкиваются каждый день. В то же время программа учит ответственности за свои поступки.

Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели были определены следующие задачи :


  • Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).

  • Изучение и анализ направленности интересов учащегося.

  • Взаимодействие с педагогами, с семьей учащегося; индивидуальная работа с родителями

  • Составление программы индивидуального развития школьника.

  • Формирование образовательных, социальных, коммуникативных и нравственных компетенций: т.е. способность применять свои знания в жизни; способность действовать в социуме, в обществе с учетом интересов своих и людей; способность вступать в контакт с людьми; умение формулировать перед собой цели и задачи для становления успешным.

  • Нахождение путей представления детских творческих достижений.
В ходе реализации программы осуществлялась тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, велись индивидуальные личные беседы с педагогами, координировалась работа

Паспорт программы индивидуального развития ученика

Наименование программы «Успешный ученик»

Основания для разработки программы


  • Закон РФ «Об образовании» (от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ);

  • Национально-образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 г. (утверждена Указом Президента ЧР от 21.03.2008 г.)

  • Концепция модернизации Российского образования до 2010г.;

  • Послание Президента Чуваши Государственному Совету Чувашии 2010 года "Чувашия из будущего и для будущего" 14.12.2009;

  • Подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике» Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы (утверждена Постановлением Кабинета Министров ЧР от 20.03.2006 № 55);
Участники программы

  • Комиссаров Маркс Владимирович, учащийся 7 класса

  • классный руководитель 7 класса Салтыкова Ирина Вениаминовна

  • ученический коллектив 7 класса

  • родительский комитет 7 класса

  • социальный педагог Тобоева С. И.

Цель программы: создать условия для развития личностных качеств учащегося, сохранить его неповторимость, раскрыть в нем потенциальные способности . Формирование образовательных, социальных, коммуникативных и нравственных компетенций: т.е. способность применять свои знания в жизни; способность действовать в социуме, в обществе с учетом интересов своих и людей; способность вступать в контакт с людьми; умение формулировать перед собой цели и задачи для становления успешным.

Задачи:


  • организация условий для самостоятельного свободного выбора учеником содержания своего образования на основе склонностей и способностей;

  • воспитание у ребенка конструктивного отношения к своему здоровью, развитие потребности в ЗОЖ;

  • воспитание духовно-нравственных качеств, гражданской позиции и позитивного отношения к труду;

  • создание условий для дальнейшего развития творческих способностей, лидерских качеств;

  • формирование культуры общения, толерантного поведения.

Методы работы при реализации программы


  • беседы

  • анкетирование

  • тестирование

  • диагностирование

  • вовлечение ученика во внеклассные мероприятия

Ожидаемые результаты :


  • формирование познавательного интереса;

  • развитие способностей к учебным предметам;

  • сохранение здоровья;

  • формирование образовательных, социальных, коммуникативных и нравственных компетенций;

  • развитие творческих способностей.

Срок реализации 2009 – 2010 , 2010 - 2011 учебные годы


Перечень приоритетных направлений воспитания:

гражданское, правовое, нравственное, патриотическое, валеологическое, художественно-эстетическое, воспитание семейной культуры и культуры жизненного самоопределения

Работа проводится в четыре этапа:

1 этап – информационно-аналитический

3 этап – коррективно-развивающий

4 этап – подведение итогов

1 этап - информационно – аналитический

Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы:

Наблюдение

Анкетирование (ученика, его родителей)

Изучение документации (характеристики, личного дела, медицинской карты и т.д.)

Тестирование

Диагностика

Педагогическая диагностика позволяет определить уровень сформированности личности учащегося и проявление ее индивидуальности (ход развития). Это дает возможность постоянно корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми . Для изучения интересов и увлечений учащегося, взаимоотношений его со сверстниками, родными, взрослыми людьми, для изучения особенностей характера, эмоционального состояния я использовала некоторые психолого-педагогические методы изучения личности ребенка.

Основные задачи диагностики:

Определить уровни развития ребенка

Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую стороны

Увидеть норму и отклонения

Проанализировать полученные факты

Установить причины изменений

Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Методы и приемы при диагностике личности ребенка:

Педагогическое наблюдение

Социологический опрос (беседа, интервью, анкетирование)

Тестирование

Создание педагогических ситуаций

Методы индивидуальной и групповой самооценки

Изучение продуктов творческой деятельности ребенка.

Схема изучения процесса развития ребенка


  1. Сбор общих сведений о ребенке: пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни в семье

  2. Знакомство с режимом дня ребенка, использованием свободного времени, участием в домашнем труде.

  3. Выявление основных характерологических особенностей ребенка (преобладающее настроение, проявление самостоятельности, воли, трудолюбия, любознательности, общительности)

  4. Выявление (путем наблюдения) основных реакций ребенка на различный тон и характер обращения к нему: задушевность, просьбу, строгость, предъявление требований.

  5. Определение (путем наблюдения) способности ребенка руководить своими чувствами, желаниями, потребностями в конфликтных ситуациях и ситуациях свободного выбора.

  6. Выявление самооценки ребенка, степени удовлетворенности собой, своим поведением и успехами, его умения анализировать свои поступки и видеть себя со стороны.

  7. Выявление культуры речи, общего кругозора ребенка, круга чтения и интересов, склонностей. Отношения к музыке, кино, театру, к разным событиям.

  8. Выявления отношения к учебному труду (активность, настойчивость, прилежание, самостоятельность, организованность в учении, интерес к отдельным учебным предметам, ответственность в выполнении домашних заданий, мотивы учения, отношение к учебным успехам и неудачам своих товарищей.

  9. Выявление отношения ребенка к физическому труду (привычки и умения обслуживать себя, интерес к выполнению трудовых поручений, проявление добровольности, инициативы, самостоятельности, точности, быстроты в выполнении трудовых дел, умение работать индивидуально и в коллективе).

  10. Определение наиболее выраженных специальных способностей ребенка (по результатам деятельности и ведущих занятий, особенно в свободное время).

  11. Особенности общения ребенка (отношение с близкими, старшими, сверстниками, педагогами, незнакомыми; за что ценит взрослых, товарищей, друзей: способен ли к сопереживанию к другим людям; конфликтность в общении, степень авторитарности, положение в коллективе; основные симпатии и антипатии ребенка в общении).

  12. Проявление нравственных качеств в поступках и поведении ребенка (честность и справедливость, критичность и самокритичность, чувство собственного достоинства, ответственность и дисциплинированность в делах и поступках).

  13. Выявление общей направленности и уровня притязаний личности (личная, общественная, деловая направленность в деятельности и отношениях ребенка; ведущие мечты и идеалы и их отражение в деятельности; адекватность, завышенность или заниженность притязаний личности в деятельности и общении).

  14. Выявление особенностей темперамента (проявление в деятельности и общении эмоций, частоты и быстроты их смены, скорость и переключение внимания, темп деятельности; слабость, сила, уравновешенность, подвижность, инертность высшей нервной деятельности).
Диагностику в классе я проводила по следующим группам

1.Диагностирование индивидуально-психологических способностей личности учащегося:


  • уровень логического и пространственного мышления; уровень математического мышления;

  • уровень зрительной и слухо-речевой памяти;

  • уровень словарного запаса;
2.Исследование самооценки школьника

3.Диагностирование социального развития школьника:


  • уровень развития социальных качеств школьника;

  • ценностные ориентации.
4.Диагностирование уровня общего физического развития школьника

5 .Диагностирование состояния учебного процесса


  • определение уровня познавательной деятельности;

  • определение мотивации учащихся в познавательной деятельности .
6.Диагностирование воспитательных возможностей семьи;

  • определение уровня педагогической культуры родителей;

  • определение психологической коммуникабельности членов семьи.

Общие сведения

Комиссаров Маркс Владимирович родился 29. 01. 1998 г.

Место жительства с. Малое Карачкино, ул. Спортивная, д.5 а

Родители: отец Владимир Вениаминович закончил Ядринское профтехучилище №25,

мать Евгения Ивановна имеет среднее специальное образование, закончила филиал Курского техникума Аксенова в г. Чебоксары (бухучет)

Другие члены семьи: младший брат Роман, учится в 5 классе

Состояние здоровья: здоров, основная группа здоровья.

Без уважительных причин занятия не пропускает, на занятия не опаздывает.

Дополнительное образование: хореографический кружок при ДШИ

Анализ ситуации выявил следующее. Марксу нравится учиться в школе, к нему хорошо относятся одноклассники. Маркс никогда не опаздывает на уроки, без уважительных причин не пропускает учебные занятия.

Комиссаров Маркс хорошо успевает по всем предметам, ему нравятся подвижные игры и уроки физкультуры. Свободно рассуждает на различные темы, техника чтения высокая, легко пересказывает содержание текстов, на уроках не отвлекается, внимателен и активен. старателен и аккуратен при выполнении заданий, самостоятелен, переживает неудачи в учении.

Итоги прошлого учебного года за 6 класс следующие:


Чувашский язык

4

Обществознание

5

Чувашская литература

5

География

5

Русский язык

4

Биология

5

Русская литература

5

Физика

-

Английский язык

5

Музыка

5

Алгебра

4

Изо

5

Информатика

4

Физкультура

5

История

5

Технология

5

Средний балл 4,73

Итоги 1 четверти в 7 классе


Чувашский язык

4

Обществознание

4

Чувашская литература

5

География

5

Русский язык

4

Биология

4

Русская литература

5

Физика

5

Английский язык

4

Музыка

5

Алгебра

4

Изо

5

Информатика

4

Физкультура

5

История

5

Средний балл 4,53
Итоги 3 четверти в 7 классе

Чувашский язык

4

Обществознание

4

Чувашская литература

5

География

5

Русский язык

4

Биология

5

Русская литература

5

Физика

5

Английский язык

4

Музыка

5

Алгебра

4

Изо

5

Информатика

4

Физкультура

5

История

4

Средний балл 4,53

Из диаграммы видно, что в 7 классе средний балл стал немного ниже: на «4» стал успевать по английскому языку, обществознанию, истории. Маркс старается подтянуться по этим предметам. Мотивация к учению выражена достаточно (Маркс набрал 20 баллов), более выражены мотивы долга и самосовершенствования. (Приложение 3)


Характеристика учащегося по уровню сформированности умений, навыков

и способам познавательной деятельности


I

группа


Легко и быстро усваивает материал в максимальном объеме

+

Отличается способностью к обобщению материала, гибкостью мышления

+

Свободно переключается с одной умственной операции на другую

-

группа


Овладевает основным объемом знаний, определенной программой

+

Выполняя самостоятельные задания, работает чаще всего по образцу, необходимо более длительное объяснение, выделяет главное лишь под руководством учителя

-

Умеет анализировать, делать несложные выводы на основе изученного

+

К обобщению материала в состоянии подойти лишь с помощью учителя

-

III

группа


С большим трудом и не всегда в полном объеме усваивает материал

-

Работает под руководством учителя, но ориентир на самостоятельную работу должен быть

-

Не может выделить главное, воспроизводит и обобщает материал плохо

-

Отличается инертностью мышления, затруднен переход от одного вида мышления к другому

-

Мною были проведены анкетирования «Назови любимые цвет, имя, дерево и т.д.», «Расскажи о себе», дав определение каждому из «Я». (Приложение 1). Рассказывая о своих качествах, Маркс назвал только положительные качества: добрый, отзывчивый, веселый, трудолюбивый, хорошо учусь, хороший приятель, имею много друзей. Из черт характера, которые ему мешают, Маркс назвал вспыльчивость.

Наблюдения и тестирование показали, что Маркс интроверт – «обращенный внутрь», он ограничивает свои контакты (как экстраверт Маркс набрал 7 баллов, как интроверт – 9). У него дома из одноклассников бывал только Матвеев Константин, в основном он общается со своими двоюродными братьями. В 6-ом классе у Маркса были проблемы в общении с одноклассницами, он мог быть с ними довольно грубым, довести до слез. В прошлом году произошел также конфликт с педагогом хореографом: на его замечания Маркс отреагировал возмущенными криками, заявил, что больше не будет посещать занятия, и демонстративно покинул помещение. С ним состоялась беседа, он принес свои извинения педагогу. После беседы с матерью Евгенией Ивановной Маркс продолжил заниматься хореографией. Такие проявления грубости говорят о неуравновешенности характера и недостаточном уровне воспитанности в 6 классе. В 7-ом классе таких проявлений грубости и вспыльчивости не было, то есть Маркс осознал свои недостатки и работает над ними.

Тип темперамента: подвижный, неустойчивый.

Черты характера: старается быть тактичным со взрослыми, активен в достижении своей цели.

Особенности памяти, речи: память хорошая, запоминает материал быстро (Приложение 2). Речь выразительная, читает быстро, с интонацией. Голос спокойный, говорит неторопливо, грамотно.

Творческие характеристики: любознателен, проявляет интерес ко всем предметам, любит рисовать, занимается в хореографическом кружке, посещал кружки выпиливания и деревообработки.

Характеристика ученика как лидера: член редколлегии класса, может высказать свое мнение, ровные отношения с одноклассниками и учителями .

Со сверстниками – активно участвует в играх. Активнее стало Маркса участие во внеклассных мероприятиях.


Я определила уровень воспитанности по следующей методике:

Определение уровня воспитанности Комиссарова Маркса в 6 классе


Качества

Самооценка ученика

Оценка родителей



Оценка

класса


Средний балл

Вежливость

5

4

3

4

4,25

Гуманность

5

4

3

4

4

Трудолюбие

5

5

4

4

4,5

Честность

4

4

4

4

4

Бережливость

5

5

5

5

5

Активность

5

5

4

5

4,75

Любознательность

5

5

5

5

5

Дисциплинированность

5

4

5

4

4,5

Отношение к спорту

5

5

5

5

5

Терпеливость

4

5

4

4

4,25

Определение уровня воспитанности Комиссарова Маркса в 7 классе

Качества

Самооценка ученика

Оценка родителей

Оценка классного руководителя

Оценка

класса


Средний балл

Вежливость

5

4

4

4

4,25

Гуманность

5

4

4

4

4,25

Трудолюбие

5

5

4

5

4,75

Честность

4

4

4

4

4

Бережливость

5

5

5

5

5

Активность

5

5

5

5

5

Любознательность

5

5

5

5

5

Дисциплинированность

5

4

5

5

4,75

Отношение к спорту

5

5

5

5

5

Терпеливость

4

5

4

5

4,25


Исследование уровня воспитанности показало, что самооценка ученика выше, чем оценки родителей, актива и классного руководителя.

Уровень воспитанности Маркса (в 6 классе 4,525 балла, в 7 - 4,575 балла) стал выше.

Формы работы: индивидуальная работа с учеником, проведение бесед, анкетирование, вовлечение во внеклассные мероприятия и задания к ним.

Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн (Приложение 4) показало 80 баллов. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определённые отклонения в формировании личности . Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Вывод: надо научить ученика критически оценивать свои возможности и способности.


На вопросы теста «Конфликтная ли вы личность?» (Приложение 5) Маркс ответил следующим образом: 1а, 2б,3в, 4б, 5а,6б, 7б, 8б, набрав при этом 18 баллов.

Выводы: Комиссаров Маркс может отстаивать свое мнение в споре. Конфликты Маркс научился избегать


Мною составлен социально-демографический паспорт семьи, изучены внутрисемейные отношения, воспитательная позиция, уровень педагогической культуры родителей, что позволяет устанавливать оптимальные взаимоотношения с ними и шире привлекать их к жизни школы и класса.

Семья, где воспитывается Маркс полная, благополучная, трудолюбивая. Родительские собрания посещает мать, т. к. отец постоянно выезжает на заработки.

Дома у Маркса есть своя отдельная комната, где он делает уроки.

Маркс проявляет интерес к делам семьи, к ее проблемам, он выполняет поручения старших по уходу за домашними животными, трудолюбив, бережно относится к имуществу Дома он - помощник, любит мастерить своими руками. Маркс целеустремленный человек. Для дома он приготовил на уроках труда набор досок для нарезания – не у каждого 6-классника хватило терпения довести дело до конца. Вырезание, теннис – любимые занятия Маркса

Микроклимат в семье благополучный. Родители поощряют успехи сына в учебе в основном материальными подарками, в конце прошлого учебного года отец подарил Марксу мопед. Наказания, которые применяются в семье (со слов матери и Маркса) – порицание, запрещение смотреть телевизор или играть в компьютерные игры.

Изучение родительско-детских отношений показал следующее (Приложение 6). Более высокие тестовые баллы были по следующим шкалам. 1)Принятие – отвержение . Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку. Родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка. Симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ним, одобряет его интересы и планы. Действительно, мама Маркса Евгения Ивановна является активным родителем, постоянно принимает участие в мероприятиях, проводимых в классе школе, поддерживает сына. 2) Авторитарная гиперсоциализация отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении к ребенку просматривается авторитаризм. За проявления своеволия ребенка наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами

Маркс хочет быть успешным, у него есть цель – стать инженером-механиком.

2 этап – разработка индивидуальной программы развития учащегося

На основе диагностических данных мною совместно с учеником и родителями определены цели развития ученика. При разработке программы старалась учитывать

основные педагогические принципы, используемые в воспитательной работе :

Ребёнок - субъект собственной жизни.

Педагогу-воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать.

Каждый ребёнок талантлив.

Задача педагога - помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности.

«Ситуация успеха" - дополнительный стимул к самосовершенствованию.

Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.

Принцип толерантности.

Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением.

Принцип создания воспитывающей среды.

Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности

Принцип индивидуализации воспитания.

Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации. При планировании традиционных воспитательных мероприятий в классе планировалась и деятельность каждого ребенка (в том числе и Маркса) в процессе подготовки к нему. На стенде «Классный уголок» бала размещена матрица коллективных дел, где фиксировался уровень участия каждого школьника: 3 балла – организатор дела; участник – 2 балла; зритель – 1 балл. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводился анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый мог видеть свой фактический результат на стенде «Классный уголок».

3 этап коррекционно-развивающий. Его цель – реализация программы индивидуального развития школьника.

На основе диагностических данных (с помощью классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка.

«Хочу быть успешным»

УДК 37.042.2 Янгирова В.М.,д.п.н.,проф. БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа Султанова Е.А.,студент ИП БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа Диагностика индивидуального развития младшего школьника В материалах ФГОС определяются требования к результатам основных образовательных процессов начального общего образования, где основным показателем качества и результативности образовательных результатов является индивидуальное прогрессивное развитие каждого ученика начальной школы. Поэтому возникает потребность в диагностике индивидуального прогресса в развитии каждого ребенка. Анализ концепции исследователей в отечественной педагогике и психологии показал, что при исследованиях на разных возрастных этапах развития ученика целесообразно исходить из: 1. возрастных новообразований; 2. ведущего вида деятельности; 3. социальной ситуации; 4. развития каждого ученика. В данной Выпускной Квалификационной Работе исследуется младший школьник, у которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность; у младшего школьника происходит активное развитие: мотивации, учебных задач, учебных действий, контроля и самоконтроля, анализа и самооценки, рефлексия. Так как в учебной деятельности у младшего школьника происходит активное развитие возрастных новообразований: внутренний план действий, произвольность мыслительных процессов и поведения, актуализируются мыслительные процессы: анализ, синтез, классификация по заданному признаку и по самостоятельно найденному признаку, сравнение, ассоциативность процесса и др. В современной педагогической практике в контексте ФГОС начального общего образования учитель начальной школы выполняет социальный заказ государства в системе образования, он должен осуществить мониторинг индивидуального прогрессивного развития ребенка. Для ведения мониторинга необходимо проводить диагностику индивидуального развития. В процессе диагностики индивидуального развития каждого ученика 4 класса исходили из концепции предложенной Л.С. Выготским. В его концепции индивидуальный процесс рассматривается на III уровнях: I уровень- формальный (репродуктивный) ориентация на внешние ориентиры (запомнить - воспроизвести). Действие на воспроизведение по образцу. II уровень- рефлексивный - понимание существенных отношений. Действие на понимание, «Целевые ориентиры - понимание». III уровень- функциональный - действие в смысловом поле. (Ребенок выходит за рамки способов и преобразует ситуацию). Описанные уровни положены в основу построения тестов SAM. Уровням освоения способа действия были поставлены в соответствие индикаторы, т.е. типы задач. При создании предметного теста для каждого относительно целостного раздела учебного предмета разрабатываются блоки задач. Каждый блок включает три задачи – 1-го, 2-го и 3-го уровня, образующие естественную иерархию по трудности. Блок задач служит детектором, выявляющим уровень присвоения соответствующего предметного материала (определяется по самой трудной задаче блока, которую решил тестируемый). Совокупность блоков, покрывающая основные разделы учебного предмета, позволяет выявить внутреннюю картину его присвоения учащимися. В качестве примера ниже приведены блоки задач по русскому языку: 1 уровень (формальный): Отметь предложение, в котором поставлены НЕ ВСЕ нужные запятые. 1. Осенний листопад. Листья летят, скачут, плывут. 2. Мальчишки просидели в засаде до вечера, но ушли почти ни с чем. 3. Мама сидела за компьютером и писала какой-то доклад. 4. На массивном столе с зелѐным сукном лежал ноутбук папки с бумагами, калькулятор. 2 уровень (рефлексивный): Поставь знаки препинания в соответствии с описанными ситуациями. Один ученик расставил знаки препинания, и у него получилось, что море выбросило на берег предметы и людей. Прибоем выбросило на берег корабль__испанцев__лодку__ рыбака__катер. 3 уровень (функциональный): Переформулируй предложение так, чтобы смысл его сохранился, но оно стало простым с однородными членами. Вода непрестанно трудится, и время от времени края горных уступов обрушиваются. В тестах SAM использовались задания открытой формы с кратким ответом, закрытой с выбором одного ответа из 4-5 предложенных, задания на установление соответствия, требующие построений и другие. Задачи в тесте предъ- являлись блоками. Последовательность предъявления блоков значения не имела. Для оценивания заданий использовался дихотомический подход: за правильный ответ ученик получает 1 балл, за неправильный ответ (или отсутствие ответа) – 0 баллов. Таким образом, максимальное количество первичных баллов, которые может набрать участник за выполнение теста, равно 9. Максимальное количество первичных баллов по каждому субтесту (т.е. по каждому уровню) равно 3. Каждый предметный тест выполнен в нескольких вариантах с близкими статистическими характеристиками. При этом во все варианты включаются общие задания, позволяющие провести процедуры выравнивания и получить оценки участников на единой шкале. Число общих заданий в различных вариантах составляет не менее 6 (не менее двух общих блоков). Тесты могут предлагаться в бланковой и компьютерной формах. Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. ЛИТЕРАТУРА 1. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с. 2. Занков Л.В. Беседы с учителями: Вопросы обучения в начальных классах. - М.: Просвещение, 1975. - 190с. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2013 [электронный ресурс] http://минобрнауки.рф/документы/922 Янгирова В. М., 2016 Султанова Е. А., 2016

Программа индивидуального развития ученика

Разработчик программы: Протопопова Е.В.

учитель английского языка

Программа индивидуального изучения английского языка дает возможность:

1) построить индивидуальную образовательную траекторию обучения способного ребёнка;

2) увеличить темп изучения учебного материала;

3) обогатить учебный материал в сторону его углубления и увеличения объёма;

4) повысить интенсивность обучения; то есть выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей:

1) ускорение – обучение в более быстром по сравнению с классом темпе.

2) углубление - более глубокое изучение материала.

3) обогащение - обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.

4) проблематизация - использование оригинальных объяснений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у школьника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Пояснительная записка

Актуальность.

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.

Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний.

На современном этапе развития науки "одарённость" преимущественно понимается как "потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения". Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.

Данная программа индивидуального развития - помощь ребенку в реализации его возможностей в полной мере.

Цель программы:

    формирование благоприятных условий обучения для успешного развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Задачи:

    выявить одарённых детей методом наблюдения, анкетирования и тестирования по английскому языку;

    внедрить методы, формы и средства, направленные на поэтапное развитие у учащихся самостоятельности мышления, научно-исследовательских, рефлексивных, оценочных навыков, инициативности и творчества в урочной и внеурочной деятельности;

    использовать на уроке дифференциацию на основе индивидуальных особенностей одарённых детей;

    расширить возможности обучения и самообучения;

    отследить личностный рост одарённых детей с помощью мониторинговых процедур.

Работа строится на следующих принципах педагогической деятельности:

    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе;

    принцип опережающего обучения;

    принцип комфортности в любой деятельности;

    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для реализации способностей учащихся;

    принцип развивающего обучения.

Позиция учителя:

    инициирование субъектного опыта учения;

    развитие индивидуальности каждого ребенка;

    признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

Позиция ученика:

    свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса:

    самопознание, самоопределение, самореализация.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2013 – 2015 гг.

Промежуточные результаты.

Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах.

Прогнозируемый результат.

А) Будут развиты данные способности и умения:

1. Познавательные способности и навыки

    Богатый словарный запас.

    Перенос усвоенного на новый материал.

    Установление причинно- следственных связей.

    Умение делать выводы.

    Умение интегрировать и синтезировать информацию.

    Умение улавливать сложные идеи.

    Умение замечать тонкие различия.

    Использование альтернативных путей поиска информации.

    Анализ ситуаций.

    Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

    Умение рассуждать.

    Построение гипотез.

    Применение идей на практике.

    Критичность в мышлении.

    Высокая любознательность.

2.Творческие способности

    Способность рисковать.

    Дивергентное мышление.

    Гибкость в мышлении и действиях.

    Быстрота мышления.

    Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

    Богатое воображение.

    Высокие эстетические ценности.

    Развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы

    Реалистическая Я-концепция.

    Уважение к другим.

    Эмпатическое отношение к людям.

    Склонность к самоанализу.

    Терпимое отношение к критике.

    Настойчивость в выполнении задания.

    Независимость в мышлении и поведении.

    Соревновательность.

    Чувство юмора.

    Уверенность в своих силах и способностях.

    Внутренняя мотивация.

Б) Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции.

В) Успешная сдача ЕНТ.

Общие черты интеллектуальной активности учащихся:

    конкретность мышления и способность к абстракциям;

    быстрота и точность выполнения заданий, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью;

    сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного;

    богатство словарного запаса, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.

На основе вышеуказанного, можно выделить учащихся 10 «а» класса Черепанову Алену, Силину Елизавету, Теселеву Дарью, Абдулфаизову Ирину, Гетманскую Яну с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.

Характеристика

ученицы 10 «А» класса КГУ НИСЦРО»Восток»

Теселевой Дарьи

Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Дарью привлекает в основном возможность узнавать новое, проявлять свои умственные способности.

Имеет отличные способности по всем предметам. Девочка имеет отличную память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт, имеет большой словарный запас, упорна в достижении резуль­тата в сфере, которая ей интересна. Полина об­ладает повышенной концентрацией внимания, умеет пользоваться накопленными зна­ниями, предпочитает интеллектуальные игры. Ученица четко может планировать свою работу, самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Достаточно хорошо осуществляет самоконтроль, проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. Она имеет хорошие результаты в учебе. На уроках активна, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную литературу. Любознательна, эрудированна. В моменты вдохновения сочиняет прозу. Хорошо развита речь. Она содержательна, выразительна, грамматически правильна.

Самооценка адекватная. Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию. Девочка с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий. Она с энтузиазмом берётся за любое дело и доводит его до конца. Ей нравится работа, которую можно делать быстро. Быстро запоминает любой материал, работает быстро, допускает небольшое количество ошибок.

Положительно реагирует на похвалу и порицание. Обладает высоким уровнем эмпатии. В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе Дарью ценят за эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения. Состояние здоровья удовлетворительное. Уроки физкультуры посещает охотно, участвует в спортивных соревнованиях.

Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире.

Диагностический блок

I этап – диагностический

Цель – углубленное психолого - педагогическое изучение учащихся и выявление детей с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.

(анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности ученика, психические качества личности и уровень сформированности интеллектуальных умений)

Задачи :

    Провести психолого - педагогическое обследование ребенка для определения его психологического развития (Приложение 1, 2)

Приоритетные направления:

      • диагностика познавательной деятельности учащихся;

        исследования эмоционально-личностной сферы;

        диагностика межличностных отношений;

        диагностика психологического здоровья;

2. Занести полученные результаты в базу данных.

1.Характеристика познавательных процессов.

    Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).

    Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)

    Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания).

2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.

3.Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.

4. Выводы

Сравнительный анализ результатов диагностики

Теселевой Дарьи

Качества

Уровень сформированности

в 10 классе

Уровень сформированности

в I полугодии 11 класса

Забота о своей школе

В делах класса участвует

Участвует в делах класса, привлекает к этому других

Любознательность

Сформирована

Сформирована в полной мере

Реализация своих интеллектуальных способностей

Хорошо учится под контролем

Учится без контроля, стремится к знаниям

Организованность в учении

На уроках внимательна

Работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно и аккуратно

Саморазвитие

Во внеурочной деятельности участвует

Участвует в конкурсах различного уровня

Трудолюбие

Старается

Старается, привлекая своих одноклассников

Самостоятельность в труде

Трудится при наличии контроля

Трудится без контроля со стороны взрослых

Уважительное отношение к старшим

Уважает старших, не допускает грубость

Уважает старших

Дружелюбное отношение к сверстникам

Доброжелательна

Отзывчива к друзьям, является примером

Самоподготовка

Вышесреднего уровень

Полностью сформирована

Самодисциплина

В основном сформирована

Сформирована полностью

Соблюдение правил культуры

Нормы и правила поведения в основном соблюдает

Правила поведения соблюдает

Требовательность к себе

Проявляет себя в хороших поступках

Стремиться проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся

Психолого-педагогические выводы:

У учащейся выявлены признаки интеллектуальной одаренности.

Разработать основные направления развития ребёнка:

    Наблюдение

    Тесты

    Тренинги

Психические качества учащейся

Параметры

Оценка ученицы

Оценка родителей

Оценка класса

Оценка учителя

Познавательный интерес

Логическое мышление

Запоминание

Интеллектуальные способности

Речь

Внимание

Общая оценка

Вывод: самооценка ученицы занижена по сравнению с оценками родителей, одноклассников и учителя. Следовательно, она не всегда уверенна в своих силах.

Задача учителя повысить самооценку ученицы и внести в план работы больше заданий по развитию интеллектуальных способностей.

(построение индивидуально-образовательной траектории)

II этап – коррекционно-развивающий

Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальной программы.

Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I этапа наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов. (Приложение 3)

    Цели, поставленные на учебный год.

    Приемы и методы достижения поставленной цели. (Приложение 4)

    Рефлексия

Для построения индивидуально-образовательной траектории необходимо:

    Составить план занятий по английскому языку с учеником, учитывая психические особенности и уровень его развития.

    Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

    Выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

    Предоставить ученику тематический план-график. (Приложение 5)

    Для анализа результатов работы оформить таблицу. (Приложение 6)

III этап – саморазвитие

Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

Задачи:

    развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

    формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

    развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

    воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

    формировать культуру межличностных отношений.

Результативный блок

(подведение итогов работы)

IV этап – самооценка, оценка достижений

    Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции.

    Написание творческой тематической работы.

    Успешная сдача ЕНТ

Литература:

    Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991.

    Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.

    Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.

    Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.

    Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.

    Гончаров В.С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии. Курган, 1998.- 40 с.

    Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.

    Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.

    Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

    Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.

    Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.

    Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.

    Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.

    Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.

    Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.

    Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.

    Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.

    Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.

    Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.

    Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.

Приложение 3

Индивидуальный план работы Теселевой Дарьи (11 «А» класс)

201 3-2014

201 4-2015

Мероприятие

Школьное

Областное

Республ. Междунар

Сроки участия

Школьное

Областное

Республ. Междунар.

Сроки участия

Изучение английской грамматики (по Ю. Голицинскому)

В течение года

по плану

В течение года

по плану

Работа в библиотеке, Интернете

В течение года

В течение года

Олимпиада по основам наук

Ноябрь, март

Октябрь, ноябрь

Написание (научно-исследовательской), творческой тематической работы

Март

Октябрь

Научно-практическая конференция

Апрель

Апрель,ноябрь

Конкурсы, фестивали, форумы

В течение года

В течение года

День консультаций – суббота

Приложение 5

Технологическая карта изучения темы

Теселевой Дарьи (9 «А» класс)

Название темы

План изучения темы

Основные вопросы

Понятия и термины, которые он должен усвоить

Практические работы

Список

необходимой литературы

Формы контроля

Задания для самопроверки

Приложение 6

Технологическая карта анализа результатов работы

Теселевой Дарьи (10 «А» класс)

Дата и время консультаций

Главные рассматриваемые вопросы

Время работы с темой по программе

Фактическое затраченное время

Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой

Невыясненные вопросы

Причины отклонений от сроков

«Трудный» ребенок - это не тот,
с кем трудно, а кому трудно.»

Пояснительная записка

В последние годы в России происходят процессы, связанные со стабилизацией жизни, однако последствия явлений предыдущих лет ещё не преодолены. Социальный фон воспитания детей в современной России продолжает оставаться неблагоприятным.

С каждым годом растет детская безнадзорность, беспризорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребенка это результат социально-экономической, экологической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей.

Учащиеся моего класса - это в большинстве случаев подростки из благополучных, хороших семей. Но есть и из трудных, кризисных семей. И чаще всего именно ситуация в семье так или иначе является первопричиной возникновения проблем подростка в школе, с друзьями, с взрослыми, а также с родителями. Асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье являются непосредственными факторами формирования личности каждого подростка. В этой ситуации все очевиднее становится то, что школа как социальный институт, обязана быть воспитывающей.

Эта программа индивидуального развития предполагает создание условий, обеспечивающих развитию личности обучающегося, обеспечение психологической, социальной помощи и поддержки, формирование общей культуры, усвоение основных норм и правил поведения. Формируя такую личность, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека с самобытной индивидуальностью, обладающего единством духовно-нравственного и правового долга

Цель программы : формировать социально адаптированную личность, которая умеет реализовать свои способности в учебной, а в будущем в профессиональной деятельности, воспитать интеллектуального, духовно богатого и здорового гражданина, способного к социальному творчеству, создание условий для его самопознания, самовоспитания и самореализации.

Задачи программы:

  • Создать благоприятные условия для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка.
  • Формировать у обучающегося адекватную современному уровню знаний и уровню ступени обучения целостную картину мира, адаптацию личности к жизни в обществе.
  • Формировать законопослушное поведение, уважение к национальному и культурному наследию, гражданскую ответственность, любовь к Родине и к семье.
  • Создать условия для осознанного выбора профессии и продолжения углубленного изучения предметов.
  • Обеспечить социально-правовую защиту, психолого-педагогическую помощь.
  • Формирование стремления к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей.

Обоснование: Программа индивидуального развития разработана по следующим причинам:

  • Ученица воспитывается в полной семье, где иногда происходят семейные скандалы.
  • Ученица входила в «группу риска», часто пропускала занятия в школе.
  • Ученица способна на более высокие показатели в развитии своей личности и в учебе.

Программа рассчитана на 2 года.

Участник программы – ученица 10 класса

Принципы программы:

1. Личностно ориентированный принцип:

а) принцип адаптированности (ученик должен себя чувствовать в школе как дома, найти свое место в классном коллективе);

б) принцип развития (целостное развитие личности: физическое, интеллектуальное, духовное);

в) принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы раскрепощенности, раскованности, атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели).

2. Принцип дифференцированности:

а) учет возрастных особенностей и специфики работы с учащимися;

3. Принцип диалогизации:

а) позиции взрослого и подростка считаются равноправными;

4. Принцип последовательности и систематичности.

5. Принцип гуманизации отношений в классном коллективе.

6. Принцип комплексности (социальный педагог, учителя предметники, администрация, классный руководитель)

Методы работы при реализации Программы

  • индивидуальные беседы
  • наблюдение
  • тестирование
  • метод незаконченных предложений
  • анкетирование родителей и учащихся
  • портфолио учащихся
  • анализ участия учащегося в мероприятиях

Сроки и этапы реализации программы:

1этап - организационный (начало обучения в 10 классе)

  • составление индивидуальная карта ученика (приложение № 1);
  • изучение жилищно-бытовых условий и составление социальной карты; (приложение №2)

2 этап - реализация программы (10-11 класс)

Реализация программы проводится по следующим основным направлениям:

1) «Я и моя семья».

  • формирование уважения к членам семьи;
  • воспитание семьянина, любящего своих родителей;

2) «Я и закон».

  • упорядочить знания учащегося об уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • развивать представления учащихся о видах преступлений;
  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

3) «Я и моя личность».

  • формирование потребности к самообразованию, воспитание своих нравственно-моральных качеств личности (совесть, уважение, честность, сочувствие, содействие)
  • создание условий самопознания с последующей самореализацией;

4) «Я и мои знания».

  • воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности к сознательному выбору профессии;

5) «Я и культура».

  • воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей;
  • формирование понимание значимости искусства в жизни каждого человека.

6) «Я и мое Отечество».

  • воспитание сознательного отношения к народному достоянию, верности традициям старшего поколения, преданности Отчизне;
  • воспитание чувства ответственности и гордости за свою страну.

7) «Я и мое здоровье».

  • воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры;
  • воспитание стремления к совершенствованию физического здоровья.

Мероприятия по реализации программы (Приложение №3)

3 этап - мониторинг реализации программы (1 полугодие 11 класса)

  • анализ и диагностика уровня воспитанности и обученности (приложение №4)
  • карта успешности ученика (приложение №5)

Ожидаемый результат деятельности

  1. Успешное становление ученика как разносторонне-развитой личности.
  2. Усвоение учеником патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
  3. Освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом.
  4. Выработать способность к самореализации и привычки контролировать себя.
  5. Стремление к здоровому образу жизни.
  6. Научить строить свою жизнь по законам гармонии и красоты.

МОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР

ученика МБОУ «Среднекибечская СОШ»

Семёнова Дмитрия Евгеньевича

Классный руководитель

Спиридонова Лиана Александровна

Актуальность.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни. В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создает ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближайшего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребенка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие положительных качеств личности ребенка.

Данная программа помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика.

Пояснительная записка.

Данная программа разработана для индивидуального развития ученика Семенова Дмитрия. Этот ученик выбран не случайно. Уже с начала 1 класса я заметила, что Диме трудно управлять своими чувствами, он слишком эмоциален. К тому же у него наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Также есть подозрения, что мальчик страдает дислексией и дисграфией.

Обоснованность программы .

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру.

Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.

К основным диагностическим критериям нарушения письма относят:

Наличие в письменных работах специфических ошибок. Это пропуски, замены, перестановки, недописывание букв, слогов, слов; ошибки в ударных слогах, ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другие искажения букв, особенно редко встречающихся или прописных; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова, нечитаемый почерк, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному), несоблюдение границы полей в тетради.

Цель программы:

Обеспечение условий для привития ребенку нравственных, толерантных, интеллектуальных и физических качеств, благодаря которым он будет способен к созиданию и самостоятельности.

Задачи:

Воспитание личности в духе современных требований к гуманности, толерантности, сочетающей в себе: любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;

Создание благоприятных условий для атмосферы равноправия в коллективе, членом которого является ребенок;

Стимулирование любознательности, самостоятельности, честности, личной инициативы;

Формирование потребности к здоровому образу жизни;

Привлечение родителей к участию во внеклассной и внешкольной деятельности.

Ожидаемые результаты

1. Творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов; стремление к самореализации; стремление к активной жизненной позиции. Личностный рост ученика в классном коллективе.

2. Повышение качества образования ученика, формирование обширного кругозора.

3. Формирование нравственной, физически и психологически здоровой, сильной личности.

4. Активное участие ребенка и родителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Этапы и сроки реализации программы:

I этап – организационно-подготовительный (сентябрь, 2012 – декабрь, 2012)-1 класс;

III этап - коррекционно-развивающий (сентябрь, 2013 - март, 2016)-2,3, 4 класс;

IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2016 - май, 2016)-4класс.

Основными принципами работы программы являются:

Учёт современных требований;

учёт возрастных особенностей;

Доступность;

последовательность;

системность;

эффективность;

личностно-ориентированный подход;

сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

Основные методы работы по реализации программы:

  1. беседы, викторины, нацеленные на развитие свойств и качеств личности;
  2. анкетирования, тесты с целью диагностирования различных параметров;
  3. Упражнения по развитию специфических качеств;
  4. Экскурсии, походы с классом;
  5. Посещение уроков предметников целью наблюдения;
  6. Индивидуальные и групповые занятия;
  7. Беседы с родителями, посещение семьи;
  8. Коллективно-трудовая деятельность в классе, в школе.
  9. Риски в процессе реализации программы

1.Снижение успеваемости ученика.

2.Утомляемость ученика, ухудшение его здоровья.

3. Излишняя психологическая напряженность ученика.

4. Непонимание со стороны родителей, учителей-предметников, одноклассников.

Стратегия устранения рисков

1.Индивидуальная работа с учеником: научить оценивать свои успехи и недостатки, повысить свою самооценку, формировать толерантность.

2.Индивидуальная работа с учителями, работающими в данном классе. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

3. Активное взаимодействие с социальным педагогом, психологом школы и другими специалистами.

4. Использование здоровьесберегающих технологий.

Направления работы по коррекции дисграфии:

Развитие пространственных и временных представлений

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов

Количественное и качественное обогащение словаря

Совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов

Усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений

Обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимами и др.

Этапы реализации программы.

I этап – организационно-подготовительный

Цель : сбор и анализ информации, выявление особенностей развития и самооценки ребёнка.

Методы : собеседование, анкетирование, изучение документации, наблюдение.

Деятельность на данном этапе :

Мероприятие

Ответственные

Сроки проведения

Ознакомление с медицинской картой ребёнка.

Классный руководитель

Сентябрь 2012

Оформление личного дела учащегося.

Классный руководитель

Сентябрь 2012

Беседа с родителями.

Классный руководитель,

социальный педагог

Сентябрь 2012

Посещение на дому.

Октябрь 2012

Наблюдение «адаптация ребёнка к школе», на уроках, во время перемен, прогулок, внеклассных мероприятий.

Классный руководитель, социальный педагог

Сентябрь - декабрь 2012

Поручения в классе.

Классный руководитель

Октябрь 2012

Ожидаемый результат : полное представление о личности ребёнка.

II этап - диагностический

Цель :психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление проблем, составление на основе диагностических данных плана индивидуального развития ребёнка.

Методы : анкетирование, тестирование, психолого-педагогическая диагностика, наблюдение.

Деятельность на данном этапе :

Выявление индивидуальных особенностей личности ребёнка

Состояние здоровья

Физически здоров, но наблюдается гиперактивность.

Состав семьи

Семья полная, благополучная, материально обеспеченная.

Учебно-познавательные возможности

Любознателен, стремится много узнать.

Отношение к учебной деятельности

Не любит чтение и письмо.

Тревожность

Средняя

Волевые качества

Слабоволен, поддаётся чужому влиянию.

Темперамент

Сангвиник.

Внимание

Неустойчивое

Память

Медленно запоминает, преобладает зрительная память.

Мышление

Есть задатки креативного мышления.

Речь

Медленная

Воображение и творчество

На высоком уровне

Положение в коллективе

Принят

Трудовая активность

Снижена

Поведение в школе

Нарушает дисциплину, бегает, кричит.

Отношение к окружающим

Толерантен

Психолого-педагогическая карта учащегося

1.Общие сведения о ребенке:

Семёнов Дмитрий, 8 лет

Дата рождения29.06.2005.

Ученик 2 класса

Общее физическое развитие в норме, то есть соответствует возрастной норме;

Состояние здоровья: в норме, основная группа здоровья

Психологическая атмосфера в семье:

  1. Родители: мать –Семёнова Татьяна Александровна, образование высшее; отец – Семёнов Евгений Валерьевич, милиционер.
  2. Тип семьи – полная, благополучная.
  3. Характер взаимоотношений родителей с ребенком: доверительный.
  4. Организация режима труда: мама контролирует сына, так как он сам постоянно забывает все поручения.

2. Взаимоотношение с коллективом и отношение к школе:

  • В данной школе Дима обучается с первого класса, пользуется авторитетом у многих детей, но не явный лидер;
  • Отношение с одноклассниками: общается со всеми, но особенно дружит с Костей Александровым. Своим положением в классе доволен.
  • На замечания учителей реагирует адекватно.

3. Учение:

Дима может учиться на хорошо по всем предметам, кроме русского и родного языка. Дима может самостоятельно играть, рисовать, выполнять домашнее задание, но не любит читать. Предпочитает конструировать из бумаги, заниматься оригами, но у мальчика пропала мотивация к учебе. Ему требуется внимание и одобрение со стороны взрослого. Письменные задания может выполнять самостоятельно, но с грамматическими ошибками, а за устными заданиями нужен контроль, так как читает с трудом.

4. Труд:

Отношение к труду уважительное, выполняет все поручения, но требует внимание и одобрения. К общественным поручениям относится добросовестно, но в силу неустойчивости внимания быстро забывает про них.

5. Особенности поведения:

Ведет себя подвижно, может подраться с одноклассниками сам того не замечая, но на замечания реагирует адекватно;

6. Особенности характера и темперамента:

Диме присущи такие черты направленности личности: по отношению к труду- добросовестность , по отношению к учебе – может забыть сделать домашнее задание или сделать его небрежно, забыть тетрадь или дневник, по отношению к людям - доброта, отзывчивость, уважение к старшим и девочкам. Проявляет черты холерика-сангвиника, очень подвижен и эмоционален, требует внимания, одобрения и контроля со стороны взрослых, устает от длительной однообразной деятельности.

Вывод: У ребёнка есть затруднения с чтением и письмом,

хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Также наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Не может в речи полно выражать свои мысли и чувства.

  1. Помочь реализовать себя в учебной и общественной деятельности.
  2. Воспитывать уверенность и самостоятельность.
  3. Обеспечить условия для личностного роста ученика в классном коллективе.
  4. Стараться помочь развивать устную и письменную речь.
  5. Поощрять за личную инициативу.

III этап - коррекционно-развивающий

Цель : реализация индивидуальной программы развития (проведение мероприятий и занятий, способствующих достижению поставленных целей)

  • Методы : методы формирования сознания - Убеждение:
  • Рассказ;
  • Объяснение;
  • Разъяснение;
  • Этическая беседа;
  • Инструктаж;
  • Пример.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения - Упражнения :

  • Приучение;
  • Педагогическое требование;
  • Поручение;
  • Воспитывающие ситуации.

Методы стимулирования - Мотивация:

  • Поощрение;
  • Наказание;
  • Соревнование.

Деятельность на данном этапе :

п/п

Основные направления развития уч-ся

Формы, приёмы, методы работы

Предполагаемый результат

Формирование познавательного интереса

  • помощь в выборе книг для самостоятельного чтения,
  • регулярное посещение школьной и сельской библиотек,
  • участие в конкурсах рисунков и поделок, чтецов, сочинений,
  • диагностика по выявлению предпочтений учащегося во внеурочное время
  • тест «Какой у тебя характер?»
  • рост познавательной активности,
  • самостоятельность в подборе художественной литературы,
  • развитие навыков чтения, повышение читательской активности,
  • активность во внеурочное время,
  • развитие творческих способностей

Формирование специфических качеств.

  • Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики;
  • Упражнения, способствующие устранению дисграфии и дислексии.
  • Улучшение каллиграфии,
  • Улучшение навыков чтения,
  • Улучшение грамотности.

Развитие способностей к учебным предметам

  • кружки по интересам,
  • статистический анализ текущей и итоговой успеваемости, беседы с родителями;
  • анкетирование « Моё учение»,
  • организация практической помощи в учебной деятельности,
  • рекомендации к изучению электронных энциклопедий ,
  • закрепление за учеником сильного ученика для помощи в учебе,
  • интеллектуальные марафоны,
  • предметные олимпиады.
  • развитие интереса к учёбе,
  • повышение престижности хорошей учёбы,
  • увлечение каким – либо предметом

Развитие речи. Учимся говорить по-русски

Работа по учебнику:

  • аудирование,
  • ответы на вопросы по картинам,
  • чтение и пересказ текстов
  • развитие речи, совершенствование навыков выразительного чтения,
  • пополнение словарного запаса,
  • развитие умения видеть орфограммы в словах

Развитие коммуникативных умений, формирование толерантности

  • работа в органах самоуправления: дать постоянное поручение – игровик,
  • индивидуальная беседа «Как вести себя во время конфликта и завершать, справедливо без насилия»
  • контроль над поведением и посещаемостью.
  • повышение ответственности за порученное дело,
  • приобретение опыта управленческой работы

Воспитание коллективизма

  • индивидуальная беседа об активной жизненной позиции,
  • участие в классных и школьных мероприятиях, концертах,
  • организация общих коллективных дел,
  • коллективные поздравления с днём рождения учащихся,
  • совместные поездки – экскурсии, походы.
  • активность во внеурочное время
  • улучшение взаимоотношений в классе и улучшение психологического климата

Воспитание трудолюбия

  • участие в уборке класса,
  • общешкольные субботники,
  • дежурство в классе.
  • повышение активности в делах класса,
  • воспитание трудолюбия

Приобщение к здоровому образу жизни

  • участие в спортивных мероприятиях класса,
  • участие в школьных соревнованиях «День бегуна», «День прыгуна» и.т.д.
  • проведение бесед о безопасном поведении,
  • беседы о здоровом образе жизни, режиме дня,
  • спортивные викторины,
  • Утренняя зарядка перед началом уроков, пятиминутки-разминки .
  • Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья,
  • стремление к выполнению режима дня, правильному питанию, безопасному поведению,
  • развитие интереса и привычки к регулярным занятиям спортом.

IV этап – заключительный

Цель : обобщение результатов, анализ и оценка результатов на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными.

  • Методы : анализ, сравнение, сопоставление. Карта творческих достижений учащегося, промежуточное диагностирование, мониторинг успеваемости, собеседование с родителями, создание ситуации успеха.

Деятельность на данном этапе :

Составление карты достижений ученика:

диагностика познавательной деятельности ученика;

диагностика межличностных отношений;

диагностика психологического здоровья;

исследование эмоционально-личностной сферы;

Ожидаемый результат :

  • Участие в классных, общешкольных мероприятиях;
  • Повышение качества знания по предметам;
  • Развитие навыков чтения;
  • Улучшение грамотности;
  • Приобретение навыков общения в коллективе;
  • Увеличение уровня воспитанности;
  • Приобщение к здоровому образу жизни.

    Цель программы Обеспечение условий для привития ребенку нравственных, толерантных, интеллектуальных и физических качеств, благодаря которым он будет способен к созиданию и самостоятельности.

    воспитание личности в духе современных требований к гуманности, толерантности, сочетающей в себе: любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию; создание благоприятных условий для атмосферы равноправия в коллективе, членом которого является ребенок; стимулирование любознательности, самостоятельности, честности, личной инициативы; формирование потребности к здоровому образу жизни; привлечение родителей к участию во внеклассной и внешкольной деятельности Задачи программы:

    1. Творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов; стремление к самореализации; стремление к активной жизненной позиции. Личностный рост ученика в классном коллективе. 2. Повышение качества образования ученика, формирование обширного кругозора. 3. Формирование нравственной, физически и психологически здоровой, сильной личности. 4. Активное участие ребенка и родителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях. прогнозируемые результаты

    ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ЭТАПОВ: Организационно-подготовительный диагностический Коррекционно-развивающий заключительный

    ЗАДАЧИ ЭТАПОВ 1 ЭТАП 2 ЭТАП 3 ЭТАП 4 ЭТАП сбор и анализ информации, выявление особенностей развития и самооценки ребёнка. психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление проблем, составление на основе диагностических данных плана индивидуального развития ребёнка. реализация индивидуальной программы развития (проведение мероприятий и занятий, способствующих достижению поставленных целей) обобщение результатов

    МЕТОДЫ ЭТАПА ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ СОБЕСЕДОВАНИЕ НАБЛЮДЕНИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

    МЕТОДЫ ЭТАПА психолого-педагогическая диагностика тестирование НАБЛЮДЕНИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

    Вывод: У ребёнка есть затруднения с чтением и письмом, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Также наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Не может в речи полно выражать свои мысли и чувства. Вывод: У ребёнка есть затруднения с чтением и письмом, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Также наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Не может в речи полно выражать свои мысли и чувства.

    Рекомендации: 1. Помочь реализовать себя в учебной и общественной деятельности. 2. Воспитывать уверенность и самостоятельность. 3. Обеспечить условия для личностного роста ученика в классном коллективе. 4 .Стараться помочь развивать устную и письменную речь. 5 .Поощрять за личную инициативу.

    Методы этапа: Убеждение: Рассказ; Объяснение; Разъяснение; Этическая беседа; Инструктаж; Пример. - Упражнения: Приучение; Педагогическое требование; Поручение; Воспитывающие ситуации. - Мотивация: Поощрение; Наказание; Соревнование.

    Формирование познавательного интереса Формирование специфических качеств Развитие способностей к учебным предметам Развитие речи Развитие коммуникативных умений Воспитание коллективизма Воспитание трудолюбия Приобщение к ЗОЖ

    МЕТОДЫ ЭТАПА мониторинг успеваемости собеседование с родителями промежуточное диагностирование сопоставление анализ

    Промежуточное диагностирование диагностика познавательной деятельности ученика; диагностика межличностных отношений; исследование эмоционально-личностной сферы; диагностика психологического здоровья;