План-конспект проведения родительского собрания на тему: «Давайте знакомиться! Примерный план проведения родительского собрания. Подготовка к родительскому собранию

План и конспект родительского собрания на тему «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов» - одно из занятий по программе работы с родителями "Родительская академия". Материал может быть использован классными руководителями при подготовке к родительским собраниям.

Форма проведения: родительский практикум

Цели : формирование навыков эффективного общения с детьми; повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

мультимедийный проектор, маркеры, флипчарт, раздаточные материалы для проведения упражнений, организация пространства (четыре стола для работы четырех групп).

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения родительского собрания

по теме «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов»

Дата проведения: 19.11.2013

Время проведения: 18.00

Разработчик: Н.А. Моргунова, зам. директора по ВР МАОУ СОШ № 25

Форма проведения: родительский практикум

Цели: формирование навыков эффективного общения с детьми; повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

Место проведения: МАОУ СОШ № 25

Оборудование, ресурсы и материалы: мультимедийный проектор, маркеры, флипчарт, раздаточные материалы для проведения упражнений, организация пространства (четыре стола для работы четырех групп).

План проведения мероприятия

№ п/п

Время

Сообщение целей практикума.

1 минута

Знакомство (родители пишут маркерами на листочках свои имена и прикрепляют бейджи)

3 минуты

Введение в тему практикума. Упражнение 1 «Обсуждение ситуации»

7 минут

Упражнение 2 «Определить неэффективные сообщения»

3 минуты

7 минут

Упражнение-игра «Место под солнцем». Обсуждение

6 минут

Рефлексия. Подведение итогов.

2 минуты

Итого

30 минут

Конспект проведения мероприятия

Добрый день, уважаемые Родители.

Предметом нашего обсуждения станет классическая проблема взаимоотношения поколений. Недопонимание между «отцами» и «детьми» было всегда, но страшно то, что это недопонимание может вызвать конфликт. Поэтому тема нашего родительского практикума «Эффективные коммуникации – путь к решению конфликтов» Шаг 1 (слайд № 1).

Жизнь без конфликтов невозможна, а успешно их разрешение зависит от нас – взрослых. Предлагаю рассмотреть одну из ситуаций, с которой сталкивается практически каждый родитель.

Упражнение 1 «Обсуждение ситуации» (слайд № 2)

Ситуация: « Ваш 13-летний ребенок пришел из школы, поел на кухне и в очередной раз оставил все после себя в беспорядке. А вы до этого потратили час на то, чтобы привести ее в идеальный вид»

Что в данной ситуации Вы скажете своему ребенку?

(Варианты высказываний записываются на флипчарте)

Родители, сталкиваясь с подобным протестным поведением своих детей, используют различные пути выхода из конфликтной ситуации. Одни выбирают путь: «Я выигрываю - ты проигрываешь» и настаивают на своем, другие «Ты выигрываешь - я проигрываю» и уступают ребенку, третьи не могут выбрать между этими двумя и колеблются от одного к другому. Есть еще одни подход – «беспроигрышный», он требует коренного изменения установок большинства родителей в отношении своих детей, времени и навыков четкого сообщения о своих чувствах и эффективной коммуникации между родителями и детьми.

Взрослые выражают свои чувства и эмоции посредством языков «Я-высказывание» и «Ты-высказывание».

«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, угроза, совет, уговаривание или посылка готового решения (что ребенку нужно сделать). Н-р («Немедленно уберись за собой!», «Всегда убирай за собой!», «Я рассержусь на тебя, если ты не уберешь» и т.д.).

Посылка «Ты-сообщения» (слайд № 3)

1) заставляет ребенка сопротивляться родителям и отказываться от изменения поведения;

2) заставляет ребенка думать, что родитель считает его не слишком хорошим;

3) заставляет ребенка думать, что родитель не считается с его чувствами;

4) вызывает у ребенка чувство вины;

5) снижает степень самоуважения для ребенка;

6) заставляет ребенка защищаться;

7) провоцирует ребенка на атаку против родителя.

Ребенок сопротивляется, когда ему говорят, что сделать. Ему может не нравиться ваше решение. Передача решения сообщает ребенку, что ваши нужды более важны, чем его; что он должен делать именно то, что вы считаете нужным, невзирая на его потребности

В результате дети сопротивляются, отвечают защитой или враждебностью. Они чувствуют себя приниженными, уничтоженными, контролируемыми. Они "теряют лицо". Некоторые вырастают, покорно ожидая, что окружающие будут за них принимать решение. Отсюда жалобы родителей на несамостоятельность детей, невнимание их к нуждам родителей. Посылка «Ты-сообщения» почти всегда начинается со слова «Ты» или содержит это слово. Все эти сообщения «Ты» - ориентированы.

Уважаемые родители, как Вы думаете, чем «Я-высказывание» отличается от «Ты-высказывания»?

(Предполагаемые ответы родителей: «Я-высказывание» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. «Я-высказывание» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху». В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. («Я расстроена тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»)

Упражнение 2 Определить неэффективные сообщения

Предлагаю вашему вниманию ситуации и родительские сообщения, прочитав их, определите неэффективные сообщения (слайды № 4-7)

Ситуация и сообщение

Дети шумят около ТВ: какую передачу смотреть. Родитель: "Прекратите шуметь и выключите сейчас же ТВ!"

Дочь пришла в 12.00 вместо 10.00, как договорились. Родители очень беспокоились, думая, что с ней что-то случилось. Родители почувствовали облегчение, когда она вернулась. "Я вижу, тебе нельзя доверять. Я очень рассержена на тебя. Ты будешь проучена на месяц".

Дочь пришла в 12.00 вместо 10.00, как договорились. Родители очень беспокоились, думая, что с ней что-то случилось. Родители почувствовали облегчение, когда она вернулась. "Слава богу, ты наконец-то пришла домой. Я так рада, какое облегчение. Я так боялась, что что-то случилось".

Учитель прислал домой записку о том, что 13-летний ребенок громко болтал на уроке. "Подойди и объясни, почему ты заставляешь нас краснеть из-за твоего дрянного языка".

Вывод: От родителя требуется смелость и внутренняя уверенность, чтобы высказать свои внутренние чувства. Честность и открытость «Я-сообщений» в третьем примере создает истинно человеческие отношения между родителем и ребенком. Мой ребенок узнает меня таким, какой я есть; это в свою очередь поощряет его к тому, чтобы открыть мне, каков он. Вместо того, чтобы отдаляться друг от друга, мы развиваем отношения близости.

Упражнение 3 «Тренировка в построении «Я – высказывания»

Работа в группах (разделиться на 3-4 группы). Каждой группе дается задание - переформулировать фразу из Ты – сообщения в Я – сообщение. (проблема и «Ты –сообщение» написаны на карточках) (Приложение 1)

Затем (при необходимости) группа возвращается к обсуждению ситуации № 1. Формулировка «Я – сообщения»

Упражнение-игра «Место под солнцем»

Инструкция: Представьте себе, что во время отпуска вы оказались на очень престижном курорте. Пляжи в это время сезона все переполнены. Те, кто стоит в кругу, приехали немного раньше и уже обрели свое место под солнцем. Те, кто находится вне круга, приехали позже, и потому перед ними встала задача – проникнуть все же на пляж – найти там свое место.

Обсуждение:

Что значит быть отверженным? Что Вы чувствовали?

Может ли «Ты-высказывание» отвернуть от Вас ребенка? Что чувствует Ваш ребенок, когда Вы отвергаете его?

Чтобы проникнуть в круг, какие методы Вы использовали? Какие из них более эффективные?

Подведение итогов. Рефлексия.

Уважаемые родители на следующей нашей встрече мы познакомимся и обсудим три основных подхода к решению конфликтной ситуации между родителями и детьми. А сейчас я прошу Вас одним словом выразить свое состояние и настроение после собрания.

Литература:

  1. С.М. Емельянов Практикум по конфликтологии. С-П,2000.
  2. Р.В. Овчарова Практическая психология. М., 1999.
  3. С.А. Левашова Психолог и подросток. Ярославль, 2002.
  4. Е.Лютова Эффективное взаимодействие с детьми. М., 2003.
  5. Н.С. Караваева. Тренинг эффективного общения. Тюмень, 2004.
  6. К. Торн. Д. Маккей Тренинг. С-П., 2001.
  7. В.А. Родионов Я и другие. Ярославль, 2003.
  8. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? М., “Генезис”, 1999.

БАЯНДАМА

Тақырыбы: « Рухани- адамгершілік білім беру үдерісіндегі отбасы мен мектептің әрекеттестігі»

ДОКЛАД

Тема: « Взаимодействие школы и семьи в процессе духовно- нравственного образования»

«Ребенок -зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В. А. Сухомлинский.

Во все века люди ценили нравственность, воспитанность. Социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана и его молодежи.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина способного самостоятельно оценивай ь происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

«Самопознание» является одним из практических ответов на возникшую потребность поиска новых подходов к развитию личности ребенка, к его нравственно-духовному образованию.

Предмет «Самопознания» направлен на обучение детей и молодежи нравственным ценностям, на формирование навыков конструктивного общения, на самораскрытие личностного потенциала, на поиск и обретение каждым себя в многогранном мире человеческих взаимодействий.

И работу эту необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как именно в это время происходит активное накопление нравственного опыта, начинается нравственное самоопределение и становление самосознания.

У себя в школе мы нашли идеальных союзников в лине родителей наших учеников. Ведь именно семья является для ребенка тем миром, где он живет, учится любить и радоваться, сочувствовать и переживать, учится умению жить среди людей, постигает азы добра и зла.

Ребенок, прежде всего, должен осознавать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом, гражданином Казахстана и только потом жителем планеты Земля. Поэтому, безусловно, необходима обратная связь, то есть работа с семьей. Сама проблема сотрудничества школы и родителей не нова, по сегодня она требует творческого подхода. Содержание учебной программы «Самопознание» предлагает тесное сотрудничество с семьей. Эту совместную деятельность мы осуществляем через индивидуальные беседы, праздники, домашние задания, открытые занятия, родительские собрания.

Помня о важности семейного воспитания, мы стараемся привлечь родителей к участию в воспитательном процессе. И очень большую роль в этом направлении нам оказывает учебник «Самопознание», учебно-­методический комплекс к нему, предусмотренные для совместного выполнения с родителями домашние задания.

Несмотря на то, что «Самопознание» применяется в казахстанских школах всего лишь второй год, мы поняли, что для реализации этой программы нам необходима не просто помощь родителей, а их непосредственное, участие в занятиях. Начали мы с общих индивидуальных консультаций с опросников по проблеме. Здесь мы учитывали то, что родители более всех заинтересованы в развитии своего ребенка, и они способны эффективно включаться в учебно-воспитательный процесс, если видят путь практического применения полученных знаний. Тесное сотрудничество с родителями нам нужно было и для того, чтобы получить обратную связь. Во время первых бесед с родителями и в процессе анкетирования мы выяснили, что им не хватает практических знаний в воспитании и общении со своими детьми. Мы начали привлекать родителей к посещению этих занятий, поскольку I? этом случае им было легче выполнять домашнее задания. Учитывая, что современные родители очень заняты, мы внедрили в практику своей работы некоторые формы заочного общения, например, «Рекомендации месяца». Для этого мы подбираем изречения, цитаты о жизни, о воспитании. Подобранные цитаты вывешиваем на специальных информационных стендах для родителей, поэтому они запоминаются, отпечатываются в сознании и в дальнейшем применяются на практике.

Планируя свою работу с родителями, мы стараемся дать им возможность понять, что они сами должны быть такими, какими хотят видеть своих детей, что детей необходимо учить примером своей жизни.

Используя материал из учебно- методического комплекса, мы составляем сценарии семейных праздников. Подобные совместные праздники способствуют духовному обновлению взрослых и детей, превращаясь тем самым в праздники Любви и Добра, солнца и света, радости для всех. Кроме того, любая совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. В результате таких совместных праздников родители учатся понимать и чувствовать душу ребенка. Очень полюбились нашим учителям и родителям проводимые в школе тематические недели декады самопознания, различные конкурсы и выставки, совместные спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья. И сразу становится очевидным результат работы с родителями: они наиболее активные участники всех школьных мероприятий.

Для проведения занятий родительского лектория, встреч с родителями за круглым столом мы так же используем притчи, видеозаписи фрагментов уроков по самопознанию, где дети рассуждают, высказывают свое мнение на вопросы или проблему. В такие моменты родители заново открывают своих детей, видят их с неожиданной стороны. Очень часто им бывает трудно сдерживать слезы, а некоторые вынуждены задуматься над тем или иным высказыванием своего ребенка.

В суждениях детей, по мнению родителей, появились новые, более широкие понятия о добре, любви, радости, уважения, дружбе. При этом 84% родителей отмечают, что их дети значительно изменились к лучшему, особенно в отношениях е близкими, окружающими.

Как показывает опрос детей, уроки самопознания им очень нравятся. Вот какие отзывы мы получаем: «Я взрослею вместе с детьми и учусь быть терпимее и добрее в любых ситуациях». Мы искренне рады такой педагогике сотрудничества семьи и школы. Опытная работа в нашей школе показывает необходимость этого единения. Нели человека учат добру, в результате будет добро. Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей.

Мы уверенны, что наши воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научат бережно относиться к труду.

БАЯНДАМА

Тақырыбы: « 12 жылдық білімге көшу жағдайындағы бастауыш сынып оқушыларының білім деңгейіне әсер беруі»

Тема: « Влияние процесса обучения на уровень развития младших школьников на 12 летнее образование»

Влияние процесса обучения на уровень развития младших школьников в условиях перехода на 12 летнее образование.

Современная школа требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться в динамично меняющемся мире, творчески реализовать себя в личной жизни, в будущей профессиональной деятельности.

Переход на 12-летнее образование- это, по существу, реформа всей национальной системы образования, предлагающая "формирование и развитие высокообразованной творческой личности, способной жить в динамично развивающей среде, готовой к саморазвитию, самовыражению и максимальной самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества ("Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан").

Развитие мышления.

К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.

Что такое сформированное наглядно- действенное мышление? Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где требуется умение работать по наглядному образцу, умение соотнести размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов) для решения поставленной задачи.

Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем - на конкретной предметной основе.

Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.

Наглядно - действенное формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения игровой деятельности, которая должна быть определенным образом организована и протекает под контролем и при специальном участии взрослого. Только полноценное развитие дошкольника обеспечивает формирование необходимого уровня наглядно-действенного мышления.

Дети приходят в школу с разным уровнем общего психологического развития, поэтому у них в силу разных причин могут отсутствовать не только зачатки логического или наглядно­образного мышления, но и быть недостаточно развито мышление наглядно-действенное, формирование которого в норме должно быть завершено к моменту поступления в школу.

Что же делать, если у ребенка все-таки не сформировано наглядно­действенное мышление? Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждой группе, каждом классе был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных и др.)

Развитию наглядно - образного мышления способствуют следующие виды заданий: вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.

Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет с самостоятельно воплощает его.

Можно предложить целый ряд развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом.

К ним относятся: всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками или спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение: соединить несколько точек одной линии, не отрывая руки).

Упражнения со спичками помогут так - же развитию пространственного мышления. С этой целью, кроме перечисленных, можно также использовать простейшие задания с бумагой и ножницами, условно называемые "Одним разрезом".

Наряду с этим можно использовать игры - головоломки, позволяющие всесторонне развивать функцию мышления путем усложнения условий задания.

В любом случае все стороны личностных новообразований ребенка не должны оставаться без внимания и родителям необходимо дать полную консультации по тем вопросам, которые возникли в результате обследования.

Младший школьный возраст очень уязвим, ведь именно в этом возрасте формируются основные привычки, правила поведения. Ведь недаром в народе говорят "Посеешь привычку, пожнешь характер".

Примерный план проведения родительского собрания

"Мой ребенок становится старше".

    Мини лекция.

Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении.

Долгое время среди специалистов - ученых и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей семья или школа? Наконец, большинство пришли к правильному выводу - не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять семье, т.к. именно здесь закладывается фундамент личности ее нравственные ценности, ориентации и убеждения.

Важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать.

Для эффективного воспитания ребенка в семье необходимо соблюдать механизмы семейной педагогики.

По мнению педагогов механизмов в семейной педагогике

прежде всего применяется подкрепление, поощряя ребенка за правильные действия и типично наказывая и порицая его за неправильные, вы постепенно внедряете в сознание ребенка систему норм, правил, понятий. Они должны быть осознаны и восприняты ребенком, стать потребностью его.

Второй механизм - идентификация (отождествление) себя с близкими, который ребенок уважает, обожает, стремится быть похожим на них. Важно, что этот механизм часто основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребенок стремится быть хорошим во всем.

Третий механизм - понимание.

Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребенка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.

    Родительский ринг.

Цель: изучение точки зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье.

    Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в семьях учащихся.

    Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании учащихся.

Ход ринга.

    Объяснение темы ринга и его задач. Охват всех родителей находящихся в зале, и работа с ними.

    Разделить родителей на 3 группы по 6 человек (стол, стулья, листы б.бумаги, маркеры). Родители обсуждают предложенную ситуацию выбирают спикера, который представляет ответ группы.

Ситуация первая. "Что делать, если..." В последнее время ребенок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит о чем-то думает. Не все вопросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребенок страдает, но причины скрывает. Как поступить в такой ситуации?

Продумать ответ психолога.

Ситуация вторая. В конце учебной четверти вы получили дневник своего ребенка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьезного разговора, и там вы узнаете, что ваш сын или дочь исправили оценки в дневнике и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие и ваш ребенок вас обманул?

Продумать ответ психолога.

Ситуация третья. Ребенок вырос, все чаще пытается ускользнуть из дома и все дальше где-то задерживается. Он по прежнему все выполняет, но вы чувствуете, что он живет своей жизнью, которая ему интересней. Вы страдаете, но не знаете, как поступить...

Продумать ответ психолога.

Ситуация четвертая. "Что делать, если..." Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявление таких качеств вы наблюдаете сами иногда это прорывается даже в ваш адрес.

(Запасной вариант)

Продумать ответ психолога.

В период, когда родители будут заниматься заданием: психолог читает рекомендации .

    Создание благоприятной семейной атмосферы.

    Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

    Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместной общение ненавязчивые советы.

    Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: "Какие оценки ты сегодня получил?"

Лучше задать нейтральный вопрос: "Что было интересно в школе?", "Чем сегодня занимались?", "Как дела в школе?".

    Радуйтесь успехом ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

    Терпеливо с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим.

Как часто вы говорите детям…

    Я сейчас занят (а)...

    Посмотри, что ты натворил!

    Это надо делать не так...

    Неправильно!

    Когда же ты научишься?

    Сколько раз я тебе говорила!

    Нет! Я не могу!

    Ты сведешь меня с ума!

    Что бы ты без меня делал?!

    Вечно ты во всё лезешь!

    Уйди от меня!

    Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если ребёнок отдалится от вас, станет скрытным, ленивым, неуверенным в себе.

Эти слова ласкают душу ребёнка..

    Ты самый любимый!

    Ты очень много можешь!

  • Что бы мы без тебя делали?!

    Иди ко мне!

    Садись с нами!

    Я помогу к тебе...

    Я радуюсь твоим успехам!

    Что бы не случилось, твой дом - твоя крепость.

    Расскажи мне, что с тобой

"Мой ребенок становится взрослым...”

Сколько человеческого счастья разбилось

вдребезги только потому,

что кто-то кому-то не сказал: "Извини”?

И.Д. Вильде.

Задачи собрания:

    Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.

    Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.

    Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми. Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для дискуссии.

Подготовительная работа к собранию:

    Тестирование учащихся.

    Анкета для родителей.

    Подготовка притчи для анализа родителями и рекомендаций по воспитанию трудного ребенка.

Ход собрания.

Вступительное слово классного руководителя.

Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребенке или внуке, чаще всего употребляют такую фразу: "Сладу с ним нет. Начал курить, водится с большими ребятами. Трудно с ним". Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях? Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

Но прежде, попробуем определить, кто он - трудный ребенок?

Родители определяют признаки трудного ребенка, и классный руководитель записывает эти признаки на доске. К примеру, трудный ребенок ни в чем не знает меры; нарушает распорядок дня; портит домашнее имущество; издевается над младшими и стариками; издевается и дерется с другими детьми; мешает проводить уроки и т. д.

И так, портрет трудности ребенка мы с вами определи.

Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. Для того, чтобы вам было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по данной проблеме.

2. Анализ теста.

    Дискуссия.

Причина детской неуправляемости.

    Борьба за внимание родителей.

    Борьба за самоутверждение.

    Жажда мщения окружающему миру, взрослым.

    Неверие в свой успех.

    Анализ притчи.

В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему нужно было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя- милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все поступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один- единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.

После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.

Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись.

Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.

С этим вопросом он пришел к наставнику. "Деньги твои.

Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорого стоит".

Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, учитель сказал: "Эта история - не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывать".

    Итог собрания.

Психолог Г.Досмуханова

Развернутый план родительского собрания

по теме:

Опыт работы педагога дополнительного образования первой квалификационной категории Буканина Михаила Петровича, ЦДЮТТ г. Нижнекамска, Февраль 2015 года

Форма: Родительское собрание

Тема: «Как помочь тревожному ребенку»

Цель: понять причины детской тревожности, наметить пути коррекции, если это требуется

Задачи:

Актуализировать знания родителей о причинах и следствиях детской тревожности;

Обозначить основные проблемы взаимоотношений детей в объединении;

Участники: родители объединения…

Место проведения собрания: ЦДЮТТ, г. Нижнекамск.

Использованные технические и методические средства: доска с надписями.

План проведения собрания:

    Причины тревожности (выступление классного руководителя);

    Как родители могут помочь ребенку преодолеть тревожность (выступление школьного психолога);

    Советы родителям (памятка).

Ход собрания.

    Причины тревожности (выступление педагога дополнительного образования).

Ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и поддержки. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Уважаемые родители, обратите внимание на то, что чаще всего тревожность у ребенка развивается тогда, когда он находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа.

Необходимо подчеркнуть, что формирование тревожности у детей чаще всего является следствием неправильного воспитания. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать или учиться сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, с заниженной самооценкой, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.

К сожалению, как показали исследования специалистов, большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Поэтому важной рекомендацией для оказания помощи тревожному ребенку является самоанализ родителями своего педагогического воздействия на ребенка и своих побудительных мотивов в общении с ним.

    Как родители могут помочь преодолеть ребенку тревожность

Помощь тревожным детям целесообразно оказывать в трех основных направлениях: во-первых, поощрение ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; и в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

1. Поощрение ребенка.

Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Проявляйте искреннюю заботу о нем, и как можно чаще давайте позитивную оценку его действиям и поступкам. Не сравнивайте личность ребенка с личностными качествами других детей, принимайте ребенка безусловно, то есть таким каков он есть. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

2. Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения .

Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное – можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствует снятию мышечного напряжения. Если это будет делать не мед. сестра, а мама, то это будет вдвойне хорошо, так как кроме самого массажа ею будет установлен ещё и телесный контакт с ребенком, который очень важен.

3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Зная о трудностях ребенка, а так же в случае, если ребенок не говорит открыто о них, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через ролевую игру, или игру с солдатиками, куклами возможные сложные ситуации. Может быть, ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Важно, чтобы сюжетами для игр были «трудные» случаи из жизни ребенка. Роли следует распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» - взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний.

Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. Так же с этой целью можно придумывать вместе с ребенком сказки, герои которых могут попадать в тревожащие их ситуации и находить достойный выход из них.

    Советы родителям (памятка).

    Необходимо понять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций - приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте ("Да, это неприятно, обидно…"). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Таким образом, вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным - например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе - не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: "Сначала я боялась того-то..., но потом произошло то-то и мне удалось..."

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы ("нет худа без добра"): ошибки в контрольной - это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...

Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.

Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")

Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость, и он не чувствовал себя ущемленным.

Список использованной литературы:

    Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика» Москва 2000 г.;

    «Практика административной работы в школе» журнал, статья «Психологическое просвещение», Москва 2009 г.

(Ранний возраст)

Форма родительского собрания - беседа, обсуждение.

Цель:

1. Составить по возможности полную картину индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2. Знакомство родителей между собой и с педагогами дошкольного учреждения.

3. Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.

Мотивация:

Объявление-приглашение.

«Воспитание-такая работа, которая непременно

должна доставлять удовольствие».

А.С.Макаренко

Уважаемые родители!

Мы хотим, чтобы время, которое ваш ребенок проводит в нашем дошкольном учреждении, было для него радостным и счастливым!

Приглашаем вас …/.../... на встречу с воспитателями и друг с другом, где побеседуем о каждом малыше и особенностях раннего возраста.

В программе:

1. Вступительное слово заведующего.

2. Экскурсия по группе с сопроводительной речью педагога.

3. Узнаете много интересного об уникальности ваших детей.

4. Получите ответы на все свои вопросы.

Давайте знакомиться! Очень рады будем видеть вас!

Подготовительный этап:

1. Анкетирование в виде письма о своем ребенке, используя вопросы-подсказки для выявления особенностей каждого ребенка.

2. Анкетирование в виде пожеланий, для получения представлений родителей о планах в смысле сотрудничества с педагогами группы, детского сада.

3. Подготовка объявления-приглашения.

5. Распечатка памяток для родителей на тему: «Понимаем ли мы друг друга?»

6. Разработка плана проведения родительских собраний.

7. Разработка проекта решения родительского собрания.

4. Домашнее задание для родителей: изготовление листочков для дерева с фотографией родителей и ребенка для уголка в группе «я и семья».

Средства и способы: анкетирование, беседы, словесные игры, игрушка-медведь, памятки, корзина, бумага, ручки.

Структура собрания:

1. Вступительное слово заведующего. Она рассказывает:

О дошкольном учреждении,

Новациях в работе,

Представляет педагогов,

Благодарит родителей за активную помощь в подготовке группы к началу учебного года,

Знакомит с программой встречи.

2. Воспитатель приглашает родителей ознакомиться с группой.

Группа условно разделена на три зоны: зона познавательного развития, спокойных игр, двигательной активности. Объясняет значение каждой зоны. Демонстрирует родителям уголок «Я и моя семья», предлагает разместить листочки с фотографиями ребенка с родителями на дереве.

3. Воспитатель предлагает родителям игру: «Идем в гости».

Родители встают в круг. Каждый участник игры (мама или папа ребенка) поочередно, получая игрушку-мишку, встает в центр круга, называет свое имя (остальные родители прохлопывают его), называет имя своего ребенка и три определения качеств, характеризующих своего малыша. Так продолжается знакомство, пока все родители не примут участие в игре.

Воспитатель благодарит родителей за приятное знакомство, за «приглашение в гости».

4. Сообщение воспитателя на тему: «Особенности раннего возраста».

Цель:

  • познакомить родителей с особенностями раннего возраста, адаптационного периода.
  • с задачами образовательной работы,
  • с индивидуальными особенностями воспитанников,
  • научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.

5. Обсуждение индивидуальности детей в стиле «Вопрос - ответ». Ответы на вопросы родителей, с целью выявления характера взаимодействия родителей с ребёнком.

6. Презентация плана работы с родителями группы.

  • родительские собрания,
  • консультации,
  • проведение дней открытых дверей, с целью ознакомления с деятельностью воспитателя и жизнью детей,
  • семинары-практикумы, с целью овладения родителями методами и приёмами развития ребёнка,
  • ·заседания «круглого стола»,
  • совместные праздники,
  • опросы и анкетирования.

7. Воспитатель предлагает родителям игру: «Пожелание».

Воспитатель предлагает написать на бумаге в 2-3 словах свое пожелание воспитателю на предмет выяснения их запросов и ожиданий от сотрудников ДОУ, совместной работы с ними. Предлагает ориентировочные вопросы-подсказки, с которыми родители были ознакомлены заранее. Предлагает озвучить некоторые и положить в корзину.

8. Воспитатель приглашает родителей снова встать в круг, чтобы раздать памятки на тему: «Понимаем ли мы друг друга?» и наградить друг друга за участие аплодисментами.

Проводится игра: «Аплодисменты». Воспитатель говорит: «Сегодня знаменательное событие первое родительское собрание в вашей жизни. Станет ли этот год для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения».

9. Воспитатель подводит итог родительского собрания: «Мы будем вместе закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском и в родительском коллективах, а также в отношениях между родителями и педагогами дошкольного учреждения. Нужно сделать так, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он с радостью шел в детский сад, дружил с ребятами и довольный возвращался домой, потому что дома его ждут любящие взрослые».

Вопросы-подсказки для анкетирования в виде письма о своем ребенке.

  1. Каков ваш ребенок? (уверенный, нерешительный, озорной, послушный).
  2. Общительный он или нет? Как это проявляется?
  3. Какое у него любимое занятие?
  4. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
  5. Часто ли плачет ваш ребенок?
  6. Как засыпает? Как спит?
  7. Быстро ли он устает? Если да, как вы думаете, почему?
  8. Как он реагирует на неудачи?
  9. Как он реагирует на замечания, наказания?
  10. Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит все делать самостоятельно, даже если не умеет, не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы все делали другие)?
  11. Каковы отношения со сверстниками (умеет ли играть рядом, делится ли игрушками)?
  12. О чем бы вы еще хотели рассказать?

Вопросы-подсказки для игры «Пожелание»

  1. Каким бы вы хотели видеть к себе отношение педагогов как к родителю?
  2. Чему воспитатель может научиться у родителей?
  3. А чему бы вам хотелось бы научиться у воспитателей?
  4. В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе учреждения?
  5. Что понравилось вам, как родителю, участвующему в работе детского сада?
  6. Что необходимо для эффективной работы?
  7. Что думаете о качестве работы ДОУ на сегодняшний день?

СБОРНИК РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

«Как бывают приятны встречи …»

(в помощь классному руководителю)

Жаркенова Г.К., учитель начальных классов Бестюбинская СШ № 2 г.Степногорск

Дорогие коллеги!

Если эта брошюра привлекла ваше внимание, скорее всего, вы работаете в школе, где время от времени проводятся родительские собрания.

Надеюсь, что эта брошюра может быть интересной для широкого круга классных руководителей независимо от того, работают они в государственной школе или частной, в начальной или средней.

Родительское собрание в школе - это кратковременная встреча родителей с учителями, а в некоторых случаях и с администрацией школы, в рамках которой решаются организационные проблемы, родители получают информацию об учебном процессе, об успеваемости и поведении детей, а также возможность пообщаться между собой. Обычно собрание проводится несколько раз в течение учебного года.

Условно родительские собрания можно разделить на организационные , где обсуждаются текущие проблемы школьной жизни, организации занятий и внешкольных мероприятий, и тематические , на которых рассматриваются актуальные для родителей вопросы. Организационные собрания обычно проводятся в начале и в конце учебного года, а тематические могут проводиться в течение года как в соответствии с заранее составленным планом, так и в случае возникновения какой-либо актуальной проблемы.

У каждого из нас свое представление о родительском собрании: у кого-то свежи воспоминания о том, как в школьные годы они ждали возвращения родителей с собрания с тревожной мыслью: «Что там про меня расскажут?», «С каким настроением вернется мама?».

Родительское собрание – это особая форма работы, которая значительно расширяет диапазон его возможностей.

Данный сборник содержит родительские собрания нестандартной формы проведения, так же собрания разрабатывались с применений следующих форм работы: групповая форма, критическое мышление, ИКТ. Родители на этих собраниях работают с огромным удовольствием, раскрываются в общении друг с другом. Так же в данном сборнике есть анкеты для родителей, полезные советы.

Примерный план работы родительского комитета

Дата

Мероприятия

Ответственные

Встреча родителей и избирание родительского комитета. Обсуждение проблем, требующих решения в новом учебном году.

Обсуждение плана работы родительского комитета класса в новом учебном году. Подготовка проведения линейки 1 сентября.

Классный руководитель

Сентябрь

Организация и проведение 1 родительское собрание на тему «Первый класс, в первый раз»

Классный руководитель

Участие родительского комитета в организации проведения утренника «Здравствуй осень- золотая»

Классный руководитель и председатель родительского комитета

Участие родительского комитета в утеплении окон кабинета. Подготовка к новогодней елке.

Организация и проведение 2 родительского собрания «Ток-шоу «Есть мнение…». Итоги первого полугодия.

Классный руководитель

Отчет родительского комитета о проделанной работе за I полугодие 2012-2013 учебного года

Председатель родительского комитета

Организация и проведение 3 родительского собрания «Отношения в семье как основа взаимопонимания»

Классный руководитель

Организация и проведение утренник посвященный 8 –марта, и празднованию Наурыза. Итоги за 3-четверть.

Родительский комитет. Классный руководитель.

Участие в организации и проведении дня Батыра для мальчиков.

Председатель родительского комитета

Итоговое родительское собрание. Организация и проведения 4-го родительского собрания «Ток-шоу «Можно ли обойтись без наказания?»

Соколова Н.В.

Класс: 1 класс

Форма проведения: Ток-шоу "Есть мнение"

Тема: "Государственно-общественное управление"

Задача: Выслушать мнение как родителей, так и администрации о Государственно-общественном управлении в школе, как должны работать родители и администрация школы.

Ход собрания

Вступительное слово

Добрый день, уважаемые родители. Сегодня наша встреча пройдет в форме ток-шоу "Есть мнение". Тема ток-шоу "Государственно-общественное управление"

И первый вопрос, как Вы считаете: Кто должен играть первостепенную роль при принятии решений в школе? Какая формула верна?

Родители диктуют условия администрации школы

Администрация школы диктует условия родителям

Родители и администрация школы - партнеры

Итак, большинство родителей считает, что верна третья формула. Тогда возникает резонный вопрос: Кто такой ПАРТНЕР, по вашему мнению? Для этого Вам необходимо на каждую букву слова "партнер" подобрать ассоциацию, начинающуюся с этой же буквы

(выясняется мнение родителей)

- Мнение воспитателей таково:

П - помощник

А - активный

Р - разносторонний

Т - трудолюбивый

Н - надежный

Е - единомышленник

Р - разумный

Это очень хорошо, что в большинстве мнения воспитателей и родителей схожи.

Однако, как же организовать партнерство школы и родителей? Через:

Управляющие советы

Попечительские советы

Родительские комитеты

Конечно же, наиболее приемлемый и работающий вариант - это родительские комитеты. Существует два основных мнения о родительском комитете:

Мне кажется, что родительский комитет - это полная ерунда. Для чего он нужен? Никакого толка с него нет. Родительский комитет существует только на бумаге, формально. Я не понимаю, зачем он вообще нужен.

Я считаю, что родительский комитет нужен. Это первые помощники воспитателей в организации каких-либо мероприятий, например те же подарки на Новый год. Родительский комитет всегда может и проконтролировать детский сад. У него есть такие полномочия.

Каковы, на ваш взгляд, функции родительского комитета?

Содействует обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса (оказывает помощь в приобретении технических средств бучения, подготовке наглядных методических пособий и т.д.),

Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) воспитанников об их правах и обязанностях.

Оказывает содействие в проведении массовых воспитательных мероприятий с детьми.

Участвует в подготовке к новому учебному году.

Совместно с руководством контролирует организацию качественного питания детей, медицинского обслуживания, организацию диетического питания для отдельных воспитанников (по медицинским показаниям).

Оказывает помощь руководству в организации и проведении общих родительских собраний.

Рассматривает обращения в свой адрес, а так же обращения по вопросам, отнесенным к компетенции Родительского комитета, по поручению руководителя.

Если функции так разнообразны, то каковы причины низкой эффективности работы родительских комитетов? (записываются мнения родителей)

Cейчас я предлагаю Вам поработать в группах по следующей проблеме: Как сделать работу родительских комитетов более эффективной? (работа в группах)

Каждая группа представляет вниманию свои наработки. Подводится итог:

Администрация + родители = партнеры = благополучие детей

Благодарю всех за работу. Давайте в оптимизации работы родительских комитетов будет активно использовать наши сегодняшние наработки.

Класс: 1 класс

Форма проведения: круглый стол

Тема: Отношения в семье как основа взаимопонимания

Обсудить с родителями проблему отношения в семье как основа взаимопонимания; формировать у родителей культуру понимания проблемы и путей её преодоления; дать рекомендации; развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях.

Ход собрания

Вступительное слово

– Здравствуйте уважаемые папы, мамы! Сегодня мы с вами собрались за круглым столом поговорить о чём-то очень важном. Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, с коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Сегодня мы попытаемся вместе найти причину и решение этой проблемы. Сейчас я хочу вам прочитать Китайскую притчу, а вы внимательно послушайте.

Работа с китайской притчей «Ладная семья»

Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но

дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силён был в грамоте.

Обсуждение с родителями притчи

– Что вы можете сказать об этой притче? (Родители высказывают своё мнение).

– Какие взаимоотношения должны быть в семье?

– Что для этого нужно сделать? Какие условия создать?

Родительский практикум-игра «Корзина чувств»

– Уважаемые родители у меня в руке «Корзина чувств», давайте напишем и назовём те чувства, которые нас беспокоят при обсуждении данной темы. Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учёбе. Взаимная информированность родителей и детей даёт возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая,

то ребёнок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребёнок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло,

формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создаёт у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят своё отношение к родителям на весь мир взрослых людей. Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Анкетирование

– Сейчас я хочу с вами провести анкетирование, которое поможет вам понять какие у вас взаимоотношения в семье.

Анкета

    Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

    Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

    Интересуются ли дети вашей работой?

    Знаете ли Вы друзей своих детей?

    Участвуют ли ваши дети с вами в хозяйственных делах?

    Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

    Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

    Предпочитают ли дети, чтобы во время праздников Вы были вместе с ними.

    Бываете ли вместе с детьми на выставках, концертах, театрах?

    Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?

    Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?

    Есть ли у вас общие занятия, увлечения?

    Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?

    Предпочитаете ли Вы проводить свободное время с детьми?

Обработка результатов:

За каждый положительный ответ ставится 2 балла;

За ответ «иногда» - 1 балл;

За отрицательный ответ – 0 баллов.

20 баллов – у Вас благополучные отношения с детьми.

10 – 19 баллов – отношения удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Посмотрите, где стоят у Вас отрицательные ответы.

9 баллов и ниже – контакт с детьми не налажен.

Практическая работа с родителями

– А сейчас я хочу вместе с вами сделать памятку, которая будет помогать наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину, взаимопонимание в семье.

Родительский тренинг

Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые

ситуации, связанные с взаимоотношениями в семье.

Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещённые в общении с ребёнком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.

При общении с детьми не следует употреблять такие выражения, как:

· Я тысячу раз говорил тебе, что… · Сколько раз надо повторять… · О чём ты только думаешь… · Неужели тебе трудно запомнить, что… · Ты становишься… · Ты такой же, как… · Отстань, некогда мне… · Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…

При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения:

· Ты у меня самый умный (красивый и т. д.). · Как хорошо, что у меня есть ты. · Ты у меня молодец. · Я тебя очень люблю . · Как ты хорошо это сделал, научи меня.

· Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

· Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Постарайтесь использовать перечисленные выражения, как можно чаще.

Рекомендации родителям: 1) Безусловно принимайте своего ребенка. 2) Активно слушайте его переживания, мнения. 3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки. 4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

5) Помогайте, когда просит. 6) Поддерживайте и отмечайте его успехи. 7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами. 8) Разрешайте конфликты мирно. 9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции. 10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

– Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем. На этом наше родительское собрание подошло к концу. Я думаю, что вы для себя получили много полезного. До свидания, да новых встреч.

Класс: 1 класс

Форма проведения:

Тема: "Учимся быть терпимыми"

Цель: обозначить проблему толерантного отношения друг к другу

дать понятие толерантности,

выявить черты толерантной и интолерантной личности,

обсудить примеры конфликтных ситуаций в семьях и способы их предотвращения.

Ход собрания:

Вступительное слово классного руководителя о толерантности.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил,

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой не интересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй; и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная все, не знаем ничего.

Уходят люди. Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать. (Е. Евтушенко)

Классный руководитель.

Какое пронзительное стихотворение! Поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внима­ния и понимания со стороны окружающих. Нам не хватает терпимо­сти и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

Что же означает это понятие?

Готовясь к родительскому собранию, я подобрала определение толерантности из различных источников.

Толерантность-

это – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

Это положительное отношение к его инаковости.

– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Термин «толерантность» в разных языках звучит по-разному:

tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг,

но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Главная задача общества – воспитание подрастающего поколения в духе толерантности.

Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод:

терпимость к чужим мнениям, прощение, уважение прав,

верованиям, поведению других

сострадание – ТОЛЕРАНТНОСТЬ - сотрудничество,

дух партнёрства принятие другого таким, какой он есть

милосердие уважение человеческого достоинства

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный

2) Работа родителей по группам.

Родители делятся на две группы. Задание для групп:

первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Вывод: Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.