План маяковский необычайное приключение. Художественный разбор стихотворения Маяковский В. В. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Анализ стихотворения Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Язык поэзии В. В. Маяковского до сих пор служит то предметом восторгов, то хулы: некоторым его язык казался смелой революционной ломкой самых основ русской речи, другим - порчей и гибелью той русской традиции, которая была создана классической литературой начала века. Каков же в самом деле язык Маяковского? Это новатор языка или его разрушитель? Ответ на данный вопрос таится в тщательном, скрупулезном анализе конкретных текстов поэта, который позволит установить, насколько новаторство В. Маяковского мотивировано художественным, коммуникативным заданием каждого конкретного текста.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» занимает особое место в творчестве поэта. Сам Маяковский считал его «вещью программной».

Фантастическая встреча с солнцем выливается в реальный, «земной» разговор о высоком назначении поэта и преобразующей роли поэзии, о радости творческого труда и величии простых, будничных дел.

Данное стихотворение построено как диалог двух персонажей - поэта и солнца, причем В. Маяковский не просто перенес сюда реальную разговорную речь, он сделал ее объектом изображения. Здесь слито несколько диалогов: 1) эксплицитный диалог, реализованный в тексте через прямую речь лирического героя-поэта, ведущего разговор от первого лица /«я»/, и солнца; 2) диалог названных лиц с Автором, который выступает здесь в особой роли: как заинтересованный свидетель, слушатель, собеседник, который в конце стихотворения призывает: «Стихов и света кутерьма, сияй во что попало!»;

3) имплицитный, внутренний диалог, под которым понимается контакт с читателем. С точки зрения М. Бахтина, всякий текст (том числе и поэтический) диалогичен, ибо ориентирован на активность читателя, который стремится точнее воспринять мысль автора, чтобы ответить на нее поступком, репликой, мыслью. Такая диалогичность повышает уровень понимания текста, помогает более эффективному воздействию на читателя.

Начинается эксплицитный диалог в стихотворении как предметный (по классификации Н. Д. Арутюновой), в котором преобладает обмен информацией: «Дармоед! занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты /» - «Чаи гони, гони, поэт, варенье!» В конце стихотворения диалог становится модальным, в нем преобладает обмен мнениями: «Ладно, не горюй, смотри на вещи просто! А мне, ты думаешь, светить легко?» и т.д.

Композиционно стихотворение делится на две части: 1) реальное, будничное (описание места и времени действия - с начала стихотворения и до слов: «Вупор я крикнул солнцу “Слазь!..”»); реальность усиливается подзаголовком: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.»; 2) фантастическое, необычайное, которое также усилено заголовком «Необычайное приключение...»

В столкновении реального и ирреального идет основное содержание текста - отношение к выполнению своего долга, к труду, друг к другу.

В начале стихотворения поэт показан за работой, а его отношение к солнцу - это отношение к праздному светилу: «Дармоед!», «Слазь!»

В ходе беседы поэта и солнца выясняется, что оно тоже - труженик: «А мне, ты думаешь, светить легко?» Сходное отношение к делу, к труду и явилось основанием для дружбы поэта и солнца: «И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я». Дружба закрепляется пониманием сходства их деятельности, общности задач: «Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами».

Стремясь усилить экспрессивность и тем самым воздействующую силу на читателя, В. Маяковский обращается к единицам различных языковых уровней, умело трансформируя и неожиданно объединяя их.

Немало выразительных возможностей находит поэт в словообразовательных единицах, в том числе - в словообразовательных моделях. Причем, Маяковский не изобретает небывалых звукосочетаний, он работает с тем, что есть в языке как намек и скрытая, потенциальная возможность; он как бы намеренно демонстрирует словообразовательные возможности языка. Так, поэт часто использует усечение основ (ясь - образовано от прилагательного ясный), обычные аффиксы, но прибавляет он их к тем словам, с которыми эти аффиксы в норме не сочетаются (сонница = сон + ниц (а), трезвониться = трезвонить + ся, взорим - от зори), словосложение (луч-шаги).

Смело использует В. Маяковский возможности морфологической системы языка, переводя, например, слова из одного морфологического класса в другой (из неизменяемого в изменяемый), меняя его признаки внутри одного класса (например, род; число в классе изменяемых слов): чаи гони - существительное «чай» поэт употребляет во множественном числе; не знай ни зим, ни лет : вставало солнце ало - краткое прилагательное использует не в предикативной функции, как того требует норма русского языка, а в атрибутивной (в значении «алое»).

Самым необычным способом В. Маяковский сталкивает обычные слова, рождая при этом новые экспрессивные смыслы: в июль катилось лето; пригорок Пушкина горбил Акуловой горою; кривился крыш корою; занежен в облака ты; раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле; уже в саду его глаза; взорим, вспоем у мира в сером хламе.

В области использования лексических средств новаторство В. Маяковского не только в довольно большом количестве авторских окказионализмов, но и в свободном употреблении сниженных и разговорных слов, которым, казалось бы, не место в высокой поэзии: дармоед (разг.), гони варенье (прост.), слазь (разг.), шляться (прост.) и др.

Как смелый новатор пользуется В. Маяковский фразеологическими единицами. В данном стихотворении можно отметить своеобразную борьбу с тем омертвением отдельного слова, которое превращает свободное словосочетание во фразеологизм. Автор трансформирует фразеологизмы, вводя в их структуру свободные слова и выражения: например, во фразеологизм смотреть в оба Маяковский вводит два свободных глагола и возникает трасформация «идешь и смотришь в оба»; фразеологизм кричать во всю мочь превращается в стихотворении «Вдруг я во всю светаю мочь»; фразеологическая единица сколько зим, сколько лет трансформируется так, что становится трудноузнаваемой - «не знай ни зим, ни лет».

Что касается синтаксиса, то Маяковский стремился к выделению слова, к его освобождению от синтаксических зависимостей, т.е. «к своеобразному преодолению синтаксиса», по словам Г. О. Винокура. Существует неразрывная связь между особенностями синтаксического построения стихотворной речи Маяковского и ее ритмикой, так что, в сущности, ритм и синтаксис Маяковского как бы объясняют друг друга:

В окошки, в двери, в щель войдя, ввалилась солнца масса, ввалилось; дух переведя...

Специфика синтаксиса В. Маяковского вовсе не в том, что у него много необычных конструкций, а в том, что все они порождены определенным стилистическим заданием, определенной коммуникативной установкой автора.

Кроме названных языковых средств разных уровней, В. Маяковский использует различные приемы. Наиболее распространенным в данном стихотворении становится повтор, который выполняет различные функции. Во-первых, повтор способствует динамичности и экспрессивности изображения: «Уже в саду его глаза, уже проходит садом». Во-вторых, на его основе строится каламбур: «Гоню обратно я огни впервые с сотворения. Ты звал меня ? Чаи гони, гони, поэт, варенье!»

В-третьих, благодаря повтору последовательно раскрывается, например, вся гамма значений одного из центральных глаголов стихотворения - светить (от физического до общественно-политического) :

А мне, ты думаешь, светить

легко ?

- Поди, попробуй! -

А вот идешь -

взялось идти.

идешь - и светишь в оба!

Светить всегда. Светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой - и солнца!

Здесь взаимодействуют два ряда повторов - глаголы идти и светить, которые усиливают друг друга, делают их более значимыми и важными в выражении авторской идеи.

Основная идея стихотворения неоднократно подчеркивается стилистическим приемом параллелизма в изображении поэта и солнца: «Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами», «а вот идешь - взялось идти, идешь - и светишь в оба!» и др.

В стихотворении встречаются и другие приемы: а) гипербола - «в сто сорок солнц закат пылал»; б) метафоры - «лето катилось», «жара плыла», «шагает солнце», «вспоем у мира в сером хламе» и др.; в) олицетворения - «уже в саду его глаза», (солнце) «дух переведя, заговорило басом». Кроме того, различные приемы, объединяясь в стихотворении, усиливают друг друга, увеличивая воздействующую силу текста, его экспрессивность, например: «бью по плечу его я» - гипербола и олицетворение одновременно.

Очень многие стихи Владимира Маяковского славятся удивительной метафоричностью. Именно благодаря этому нехитрому приему автору удалось создавать очень образные произведения, которые можно сравнить с русскими народными сказками. Например, у народного эпоса с произведением “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” , которое было написано поэтом летом 1920 года, очень много общего. Главным героем этого произведения является солнце, которое поэт сделал одушевленным существом. Именно так в сказках и преданиях изображается небесное светило, которое дарит жизнь и тепло обитателям земли. Однако автор посчитал, что солнце, каждый день путешествующее по небу одним и тем же маршрутом, является бездельником и тунеядцем, которому попросту нечем себя занять.

Однажды, наблюдая за тем, как оно “медленно и верно” спускалось за деревню, Маяковский обратился к небесному светилу с гневной речью, заявив, что “чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!”. И – оказался сам не рад такому предложению, так как солнце действительно явилось к Маяковскому в гости, опалив его своим жаром: “Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!”. В итоге небесное и поэтическое светила провели за одним столом целую ночь, жалуясь друг другу на то, как трудно им живется. И Маяковский осознал, что он в любой момент может отказаться от своих стихов и сменить перо, к примеру, на обычный рубанок. Однако солнце лишено такой возможности, и ему каждый день необходимо вставать и освещать землю. На фоне откровений небесного гостя автор почувствовал себя весьма неуютно и понял, что только такой самоотверженный труд может действительно изменить этот мир, сделать его светлее и чище.

В заключительной части стихотворения “Необычайное приключение” Маяковский призывает каждого человека не только следовать своему призванию, но и любое дело выполнять с максимальной самоотдачей. Иначе смысл существования попросту теряется. Ведь люди приходят в этот мир с определенной миссией, которая заключается в том, чтобы “светить всегда, светить везде до дней последних донца”. Поэтому нет смысла жаловаться на усталость и сетовать на то, что кому-то судьбой определен более легкий жизненный путь. Беря пример со своего гостя, Маяковский заявляет: “Светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!”. И этой простой фразой подчеркивает, насколько важное значение имеет работа каждого из нас, будь то поэт или же обычный труженик села.

(No Ratings Yet)

  1. Владимир Маяковский неоднократно говорил о том, что считает себя гением, и пророчил собственным стихам бессмертие. Однако он готов был отдать все, что имеет, за возможность обычного разговора по душам. И...
  2. Революцию 1917 года Владимир Маяковский воспринимал через призму личных переживаний. Родившись в небогатой семье и рано лишившись отца, будущий поэт в полной мере ощутил правдивость поговорки о том, что в...
  3. Владимир Маяковский являлся ярым сторонником революционных идей, считая, что общество нуждается в хорошей встряске. Понять молодого поэта, который очень рано познал, что такое нужда и отсутствие крыши над головой, можно....
  4. Знакомство с Лилей Брик полностью изменило жизнь поэта Владимира Маяковского. Внешне он оставался все тем же дерзким молодым человеком, который писал резкие стихи и с иронией читал их любопытной публике....
  5. В 1912 году Владимир Маяковский наряду с другими поэтами подписал манифест футуристов под названием “Пощечина общественному мнению”, который развенчивал классическую литературу, призывал ее похоронить и найти новые формы для выражения...
  6. Свой первый поэтический сборник Владимир Маяковский издал в 1913 году, будучи студентом художественного училища. Это событие настолько изменило жизнь молодого поэта, что он искренне стал считать себя гением. Публичные выступления...
  7. Среди стихов Владимира Маяковского можно найти немало сатирических произведений, в которых поэт обличает различные общественные пороки. Не меньше внимания автор уделяет и индивидуальным качествам людей, самым низменным из которых он...
  8. Не секрет, что Владимир Маяковский считал себя гением, поэтому к творчеству других поэтов, в том числе и классиков русской литературы относился с некоторым пренебрежением. Одних он открыто критиковал, над другими...
  9. Не секрет, что Владимир Маяковский, являясь выходцем из рабочего сословия, очень горячо поддерживал революционные идеи. Однако при всей своей проницательности и резкости суждений поэт в творчестве оставался идеалистом, считая, что...
  10. Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни. Это касалось не только творчества, работы и бытовой неустроенности, но...
  11. Начало 20 века ознаменовалось в русской литературе возникновением различных течений, одним из которых являлся футуризм. Поэт Владимир Маяковский, чье творчество в этот период было известно лишь небольшому кругу почитателей, также...
  12. Ранние произведения Владимира Маяковского выдержаны в духе футуризма. Этому направлению поэт оставался верен до конца жизни, хотя и изменил свои взгляды на поэзию, признав, что и до него в русской...
  13. Несмотря на широкую известность, Владимир Маяковский всю жизнь чувствовал себя неким изгоем общества. Первые попытки осмысления этого феномена поэт предпринял еще в юношеском возрасте, когда зарабатывал себе на жизнь публичным...
  14. Владимир Маяковский был одним из немногих поэтов, которому советская власть разрешила спокойно путешествовать и бывать за границей. Все дело в том, что автора патриотических стихов и поэм, восхваляющих достижения революции,...
  15. Одной из причин, по которой в России произошла революция 1917 года, историки называют бессмысленную и кровопролитную первую мировую войну, в которую страна была втянута из-за тщеславия царя Николая-II. Однако даже...
  16. Владимир Маяковский большинству читателей известен, в первую очередь, как автор гражданской лирики. Тем не менее, в его творчестве достаточно сатирических произведений, которые жестко и метко высмеивают общественные устои. До революции...
  17. В 1928 году Владимир Маяковский отправился в заграничное путешествие, посетив Францию. Он был аккредитован в качестве журналиста газеты “Комсомольская правда” и клятвенно обещал редактору издания Тарасу Кострову периодически присылать заметки...
  18. В стихотворении “Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)” отразились впечатления В. В. Маяковского от поезд­ки в Париж в ноябре 1922 г. Символично, что Париж воспри­нимается поэтом прежде всего как колыбель французской...
  19. Тема одиночества очень ярко прослеживается в Творчестве Владимира Маяковского, который считал себя гением и при этом был убежден, что его творчество недоступно для понимания окружающих. Однако поэт искал не столько...
  20. В творчестве Владимира Маяковского достаточно много произведений социальной тематики, в которых автор, по-настоящему восхищающийся достижениями советской власти, тем не менее, методично вскрывает пороки общества. Спустя годы станет ясно, что поэт...
  21. Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты – Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в...
  22. ЛИРИКА Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского 1. Роль сатиры (1930). А) Вступление в поэму “Во весь голос”. Поэт подчеркивает свое отличие от “кудреватых митреек, мудреватых кудреек”,...
  23. Своеобразный литературный почерк Владимира Маяковского можно легко проследить в каждом его произведении. Рубленые фразы, яркие образы, использование метафор – все эти характерные черты встречаются не только в патриотических или же...
  24. Стихотворение “Послушайте!” написано в 1914 г. В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой – ранимая душа. Стихотворение...
  25. Марина Ивановна Цветаева Приключение Поэма (1918-1919, опубл. 1923) Гостиница; ночь; Италия; год 1748-й. Главный герой – Джакомо Казанова, двадцати трех лет, доподлинный, извлеченнный из IV тома собственных его мемуаров и...
  26. ИДЕЯ СЛУЖЕНИЯ ПОЭТА ОБЩЕСТВУ В ПОЭЗИИ В. В. МАЯКОВСКОГО С именем Владимира Владимировича Маяковского связан совершенно новый этап в истории русской и мировой литературы. Поэт стал подлинным новатором в создании...
  27. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
  28. Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает, что такое любовь. Н. Чернышевский План 1. “Меня сейчас узнать не могли бы…”. 2. “… не выскочишь из...
Анализ стихотворения Маяковского “Необычайное приключение

Тема назначения поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Цели урока:

Познакомить учащихся с творчеством В.В.Маяковского, дать представление об особенностях творческой манеры писателя. Определить роль поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве.

Развитие навыков анализа поэтического текста, мышления, умения видеть авторскую позицию, устной речи учащихся.

Воспитывать уважительное отношение к труду, показать важность определения своего места в жизни, а также роль трудолюбия в достижении целей.

Ход урока:

Каждый человек индивидуален, и прежде всего тем, что в его характере сочетается множество личностных качеств, проявляющихся в той или иной степени. Какие качества характера вы знаете?

Есть ли те, которые необходимы в какой-то определенной сфере деятельности, профессии?

Быть поэтом – тоже профессия, какими качествами должен обладать поэт?

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством В.В.Маяковского и постараемся увидеть, в чем поэт видит предназначение своего поэтического дара, а также какими средствами выразительности языка он пользуется, чтобы дать нам это понять. Кроме того, я очень надеюсь, что сегодня на уроке вы не будете забывать такие качества личности, как вежливость, трудолюбие, терпимость, потому что они очень нам пригодятся.

Чтение эпиграфа на доске:

Поэзия –

вся! –

езда в незнамое.

Уже в одной этой строке мы видим великолепную метафору. В чем она заключается?

(Поэт сравнивает поэзию с путешествием в незнакомые, таинственные, притягательные страны)

Как вы думаете, нужна ли людям поэзия, для чего?

(Чтобы познать самого себя, лучше поднять окружающий мир, а также мир чувств и переживаний человека)

Все ли стихотворения могут затронуть души читателей? Что нужно, чтобы это случилось?

(Необходимо подбирать такие слова, фразы, которые как можно точнее передают те или иные явления, чувства)

Роль поэта в жизни общества, предназначение его поэзии – вопрос, волновавший множество писателей в разные времена. Сегодня на уроке мы должны с вами увидеть, как понимает эту тему В.В. Маяковский.

Писатель очень серьезно относился к своему поэтическому дару, многие его поэтические произведения и статьи были написаны именно на эту тему. В частности, одна из его работ – «Как делать стихи». Давайте теперь посмотрим, какие принципы, этапы работы над стихотворением выделил поэт.

(сообщение по его статье «Как делать стихи»)

Из данного сообщения, как вы поняли, что было очень важно для поэта в процессе создания стихотворений?

Действительно, поэт был требователен к себе и относился к своему призванию как к очень тяжелому труду.

Давайте же посмотрим, какой мир поэтических образов создает писатель. Для этого прослушаем отрывок из стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии», слова из которого стали эпиграфом к нашему уроку:

Поэзия

Вся!-

Езда в незнаемое.

Поэзия -

Та же добыча радия.

В грамм добыча,

В год труды.

Изводишь

Единого слова ради

тысячи тонн

Словесной руды.

Но как

Испепеляюще

Слов этих жжение

рядом

С тлением

Слова-сырца.

Эти слова

Приводят в движение

тысячи лет

Миллионов сердца.

Как поэт понимает сущность поэтического творчества согласно данному отрывку? Что вам кажется необычным?

(Сравнивает поэзию с производственными процессами – «добыча радия»; «слово-сырец», «словесная руда». Утверждает, что труд поэта ничуть не легче труда чернорабочего, ведь конечная цель – затронуть сердца и души людей – не из легких)

Действительно, В.В.Маяковский говорит, что работа поэта требует огромной ответственности и трудолюбия, ведь от нее зависит нравственное воспитание, прозрение людей.

Давайте теперь поближе познакомимся с миром образов поэта. Откройте стр. 351 вашего учебника. Перед вами стихотворение В.В. Маяковского – «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». О чем, по-вашему, может идти речь в стихотворении с таким названием?

(О приключении, о чем-то необычном, невероятном)

Прочитаем подзаголовок. Как вы думаете, для чего автор не просто указывает место действия в названии, но еще и приводит точное его место в подзаголовке?

(установка на правдоподобие, хочет убедить читателей, что подобное происходило на самом деле)

Еще не прочитав стихотворение, что вы можете сказать по его названию. Как вы думаете, какими особенностями это произведение будет обладать?

(сочетание правды и вымысла, черт реального и сказочного, фантастического)

Давайте прочитаем это стихотворение

(чтение стихотворения)

Данное стихотворение интересно уже тем, что оно сюжетно. И его можно разделить на несколько частей. Как вы думаете, что это будут за части? Как бы вы могли их озаглавить?

(- работа поэта;

Ссора и примирение с солнцем;

Разговор за чаем;

Вывод)

Сейчас разделимся на группы. Каждая группа попробует проанализировать одну из этих четырех частей, опираясь на предложенные вопросы:

1 группа: отвечает на вопросы по части «работа поэта»:

Найдите гиперболу в начале стихотворения. Для чего

Используется этот прием?

(«В сто сорок солнц закат пылал» - благодаря этой гиперболе

мы можем ярче представить изнуряющую жару, при которой

работает поэт)

Обратите внимание на описание местности. Где находится поэт?

(Он смотрит на окружающее будто свысока)

Уже здесь происходит наше знакомство с солнцем. Что о нем сообщается?

(Солнце предстает перед нами живым существом, которое ежедневно выполняет работу, а ночью идет отдыхать, чтобы

завтра снова приступить к труду)

Что разозлило поэта?

(Однообразность течения дней и бесконечная жара, мешающая

работать)

2 группа: отвечает на вопросы по части «ссора и примирение с солнцем».

Проследите как изменяется отношение поэта к солнцу. Как это

Можно проследить через лексический строй речи?

(Сначала он употребляет довольно грубые слова: «слазь», «дармоед»,

«довольно шляться». Лирический герой утомлен работой и жарой, рутиной вокруг него. Затем он меняет гнев на милость, осознав свою ошибку: «погоди», «златолобо», «зашло бы». Смена настроения проявляется и в речи, если сначала мы слышали обвинение, приказ, то теперь – просьбу)

Почему солнце-таки захотело спуститься на чай?

3 группа: «разговор за чаем»

Как вы думаете, какие взаимоотношения (дружеские,

Враждебные, нейтральные) завязались за разговором между

Поэтом и Солнцем? Какие детали помогают нам это понять?

(Перед нами картина дружеской беседы на наиболее сокровенные и волнующие героев темы. Причем беседа эта происходит в уютной, домашней обстановке: чай и самовар – символы гостеприимства.

Кроме того, Солнце изначально поддерживает дружеский, даже свойский тон в разговоре с поэтом – «чаи гони», «гони варенье», «ладно, не горюй». Поэт же, помня свое грубое отношение, теперь обращается к Солнцу с почтением, но при этом рассказывает ему все проблемы, связанные с работой).

О чем говорят Поэт и Солнце? Почему они так быстро нашли

Общий язык?

(Они говорят о работе. О том, что ответственность и верность избранному делу должно быть превыше каких-либо трудностей, связанных с ее выполнением).

4 группа: вывод.

Почему в финале стихотворения поэт заводит речь о ночи и

Тени? Что противопоставлено этим явлениям?

(Им противопоставлен образ поэта, чье творчество равносильно свету дня. Такой контраст ярче показывает силу, которой обладает поэзия)

В чем поэт видит главное предназначение своей жизни как

Писателя?

(Светить всегда, светить везде…)

Зачем в стихотворение введен образ солнца?

(С помощью этого сопоставления мы можем увидеть отношение лирического героя и автора к своему труду. Поэзия сравнивается с солнцем, она освещает человеческие души, но вместе с тем это еще и огромный труд ума и души)

На работу в группах дается 3 минуты, после чего учащиеся дают ответы на вопрос, основные мысли записываются.

Как вы думаете, ребята, что хотел сказать автор своим стихотворением?

(Профессия поэта – тяжелый и нужный труд. Превозмогая трудности необходимо выполнять дело, за которое ты отвечаешь, тем более, что дело это важное и нужное).

Какие качества провозглашает поэт, для того чтобы показать свой замысел?

Можно ли сказать, что такое отношение к своей профессии – удел лишь творческих личностей?

(Нет, важна любая профессия. Необходимо найти именно ту, которая бы доставляла удовольствие ее обладатели и одновременно приносила пользу окружающим. При этом важно не забывать о таком важном качестве, как трудолюбие, ведь именно оно поможет достичь наибольших высот).

По сути, посещение школы и уроков – это тоже работа, которую вы выполняете. Я предлагаю вам сейчас подумать, какие личностные качества пригодились именно вам на сегодняшнем уроке. Для этого – заполните небольшую анкетку.

Домашнее задание: письменно ответьте на вопрос «Как вы думаете, поэзия – это тяжелый физический труд или состояние души».

ФИ _______________

ФИ _______________

  1. Какие личностные качества пригодились вам сегодня на уроке?
  1. Какие личностные качества вы бы хотели у себя развить для более успешной работы.

ФИ _______________

  1. Какие личностные качества пригодились вам сегодня на уроке?
  1. Какие личностные качества вы бы хотели у себя развить для более успешной работы.

ФИ _______________

  1. Какие личностные качества пригодились вам сегодня на уроке?
  1. Какие личностные качества вы бы хотели у себя развить для более успешной работы.

ФИ _______________

  1. Какие личностные качества пригодились вам сегодня на уроке?
  1. Какие личностные качества вы бы хотели у себя развить для более успешной работы.

ФИ _______________

  1. Какие личностные качества пригодились вам сегодня на уроке?
  1. Какие личностные качества вы бы хотели у себя развить для более успешной работы.

«Светить всегда, светить везде, до дней последних донца…»
В.Маяковский

Поэзию Владимира Маяковского вряд ли можно сравнить с фольклором. Но в его творчестве есть произведение, которое необычностью своего сюжета напоминает сказку. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» является стихотворением волшебства.

Герои произведения - поэт и солнце. В порыве гнева поэт обвиняет дневное светило в дармоедстве и бесполезном времяпровождении: «Дармоед!...чем так без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!» «Златолобо», как называет его поэт, принимает вызов, спускается с небес и, «раскинув луч-шаги», приходит к поэту на чай: «гони, поэт, варенье!» Сама необычность ситуации дает читателю размышление: что может связывать поэта и солнце? Какая развязка истории ждет впереди? Однако «товарищи» проболтали всю ночь, сетуя друг другу на свою нелегкую жизнь. Они договорились, что будут лить свет на мир каждый свои путем: солнце - лучами, поэт - стихами. И под «солнц двустволкой» не сможет выстоять «стена теней, ночей тюрьма». Теперь лирический герой принимает лозунг солнца: «светить - и никаких гвоздей!»

Образ двух светил - светила света и светила слова подан автором так просто, что у читателя не возникает сомнений и путаницы в их трактовке. Метафоры - одна из особенностей лирики В.Маяковского, они у него точные и сильные.

Под сказочным сюжетом, метафоричностью образов, гиперболизацией скрыта одна истина: в чем видится предназначение поэта. В. Маяковский говорит о том, что миссия творца слова нести людям свет, во что бы то ни стало. И как бы труден ни был путь, нельзя жаловаться и злиться, упрекая других в том, что им дается все намного проще. Солнце каждый день «мир залить вставало», и не подняться на небо оно не могло - люди ждали тепла и света. Поэт же может найти другую профессию, чтобы не выходить на «небо жизни» каждый день. Но тогда как же люди увидят свет? Когда дождутся тепла? От чего испытают радость? Поэтому в стихотворении и заключается этот жизнеутверждающий «лозунг мой и солнца!» Два светила будут делать свое дело. И если каждый будет делать это хорошо, то мир станет светлее и радостнее.

Пушкина называли «солнцем русской поэзии», а Владимир Маяковский сравнил саму поэзию с солнцем и написал стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» , об анализе которого пойдет речь далее.

Уже первые строки этого стихотворения помогают читателю погрузиться в атмосферу веселой сказки , забавного приключения. Перед его взором возникает, с одной стороны, совершенно конкретная местность (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева), с другой стороны, появляется ощущение чего-то необычного, что встречается лишь в сказках: что-то вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» . Само название настраивает на восприятие какого-то приключения, которое произойдет с героем, носящим то же имя, что и автор. Подобное абстрагирование от своего имени разовьют в прозе ХХ века Венедикт Ерофеев.

Привычная, на первый взгляд, картина захода солнца вдруг превращается в фантастическую картину: «в сто солнц закат пылал» (характерная для стиля Маяковского гипербола ). Слегка замедленное, обстоятельное, наполненное легким юмором начало постепенно усиливает, как бы «подогревает» интерес к повествованию, заставляет с нетерпением ожидать того события, которое было обещано в заглавии.

Само же необычайное событие преподносится очень эмоционально:

Что я наделал! Я погиб!

Такие разговорные интонации придают стихотворению доверительность, свойственную всей поэзии Маяковского. Не случайно так много у него «Писем» и «Разговоров». Кроме того, оживление вносит и использование в буквальном смысле стершейся метафоры : у поэта солнце действительно заходит и садится, как если бы это было какое-то существо. Не без юмора рисует он свою необычайную встречу с солнцем, только скрадывает фантастику, окружая ее незатейливыми приметами быта, сопровождая скупыми, но очень красочными деталями: «ввалилось, дух переведя, заговорило басом…» , «сконфужен, я сел на уголок скамьи…» , «И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я» .

Беседа между поэтом и светилом протекает неторопливо и непринужденно. Поэт в шутливо-озорном тоне подразнивает солнце, а то, в свою очередь, подзадоривает: «Поди, попробуй!» . В диалоге и в авторских ремарках множество разговорной лексики : «Ну что ж, садись, светило!» ; «Слазь! Довольно шляться в пекло!» ; «Дармоед!» ; «… и ретируюсь задом» .

Так же искусно обращается Маяковский и омонимами :

Чем так, без дела заходить ,
Ко мне на чай зашло бы.
Гоню обратно я огни впервые с сотворенья.
Ты звал меня? Чаи гони ,
гони , поэт, варенье!

Конечно, герои стихотворения весьма своеобразны: сильное, но при этом ласковое и трудолюбивое солнце и поэт, немного усталый, сперва даже слегка раздраженный, но безмерно любящий жизнь, знающий цену себе и своему творчеству. Наверное, поэтому он позволяет себе так запросто разговаривать с «самим» небесным светилом.

Произведение удивляет смелостью сюжета и красотой мысли: поэт и солнце – два товарища: «Ты да я, нас, товарищ, двое!» . Но за бытовым планом отчетливо проступает иной – серьезный, даже патетический. Маяковский на самом деле утверждает созидательную роль поэзии, которая не только преобразует все вокруг. Подобно солнцу, живое слово поэта согревает людей, освещая самые темные закоулки их жизни, разрушает предрассудки, рассеивает сомнения, как тьму, окружавшую многих на протяжении всей жизни. Именно поэтому и сходятся во мнении эти два светила, что позволяет утверждать:

Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
светить - и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!

Необычность произведения создается и целым каскадом рифм : от точной: «РОСТА – просто» до абсолютно не совпадающей по звучанию: «не тая – ты да я» . Традиционное разделение строки на небольшие отрезки-ступеньки позволяет выдерживать паузы и ставить логическое ударение на самых значимых словах. Большое количество неологизмов : «златолобо» , «занежен» , «вспоем» - придает стихотворению неповторимый стиль. Некоторые их них требуют пояснения. Например, «взорим» может означать «взойдем над землей, чтобы озарить ее».

Таким образом, поэт размышляет не только о поэтическом творчестве, но и защищает непреходящее значение любого, самого скромного, незаметного труда, если он посвящен высокой цели.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского