Племенной центр полян город. Кривичи, поляне, дреговичи и другие далекие предки русских, украинцев и белорусов. Примеры употребления слова поляне в литературе

Поляне - восточнославянское племенное объединение VI-IX вв. в лесостепной области Приднепровья, между устьями pp. Десны и Роси. Этноним «Поляне» летопись объясняет: «зане в поли седяху», противопоставляя полян соседним древлянам - обитателям Полесья.

Поляне - восточнославянское племенное объединение VI-IX вв. в лесостепной области Приднепровья, между устьями pp. Десны и Роси.

Этноним «Поляне» летопись объясняет: «зане в поли седяху», противопоставляя полян соседним древлянам - обитателям Полесья.

Центром Полянской ("польской") земли был Киев; другие населенные ее пункты - Вышгород, Белгород, Звенигород, Треполь, Василев и пр.

Область полян входила в зону древней земледельческой культуры. По летописным и архивным данным, поляне занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей, более чем у других славян у них были распространены скотоводство, земледелие, "древоделие" и торговля. Последняя была довольно обширна не только с славянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась еще в VIII в. - прекратилась же во время усобиц удельных князей. Сначала, около половины VIII в., платившие дань хазарам, поляне благодаря культурному и экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное. Древляне, дреговичи, северяне и др. к концу IX в. были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство.

Остатки их поселений с небольшими квадратными жилищами-полуземлянками располагались обычно на невысоких речных берегах. С развитием феодальных отношений у полян стали возникать укрепленные городища-займища.

Эволюция полянских древностей

Полянам принадлежат курганы с трупосожжениями. Ювелирные изделия полян, известные по кладам VI -VIII вв., и распространение в IX и. гончарного круга свидетельствуют о значительном развитии у них ремёсел. Летопись неоднократно отмечала, что экономические и общественные порядки у полян находились на более высокой ступени развития, чем у соседей. С Полянами связана летописная легенда о начале Руси, о первых русских князьях, об основании Киева, передающая историческую обстановку VI-VII вв. В это время земля полян становится ядром древнерусской государственности, впоследствии объединившей вокруг себя др. восточно-славянские области. В последний раз имя полян упомянуто в летописи под 994 г., после чего их сменил этноним «Русь».

По свидетельству Нестора, поляне пришли с Дуная еще во времена родового быта: они, при первоначальном поселении, сели у Днепра по-дунайски, врассыпную, каждый род отдельно, по горам и по лесам, и занимались звероловством. Об этом прямо сказано у Нестора: «Поляном живущим особе и володеющим роды своими, и живяху каждо с своим родом и на своих местах, владеюще каждо родом своим; и бяху ловяще зверь». Но чужая земля скоро принудила Полян отступиться от родового быта. Между ними скоро усилился один род, примыкавший своими поселениями прямо к Днепру. Старейшие представители этого рода, братья: Кий, Щек и Хорив, сделались главными начальниками, князьями всех полянских родов, и выстроили в этом краю первый город Киев. По смерти Кия и его братьев, власть, приобретенная ими, перешла в их род: «почаша род их держати княжение в Полях». Таким образом, еще в первых поколениях Дунайских переселенцев последовало соединение полянских родов в одно целое, a с тем вместе и первоначальное родовое их устройство потерпело сильное изменение. A когда вымерли потомки Кия, управлявшие полянами, то общинные начала в этом племени получили полное развитие - поляне начали уже управляться вечем; так что Нестор уже сравнивает их с новгородцами: «Новгородцы бо и смолняне и кияне, и вся власти, якоже на думу на вече сходятся, на что же старейшии сдумают, на том же пригороды станут».

Таким образом, с пресечением Киева потомства все племя полян составило союз общин и прежнее родовое старейшинство обратилось в новое старейшинство - общинное, основанное сколько на старейшинстве, столько же на могуществе и богатстве; старшим сделался не род и не его представитель - родоначальник, а город, послуживший первою основою общины, младшими же - его выселки, пригороды. Родовой быт здесь решительно потерял свое прежнее значение, общество пошло совсем иным путем, выгоды его совершенно разошлись с выгодами рода. Род требовал разъединения и удаления от других, a общество искало общения и соединения в одно целое и нашло его в подчинении пригородов старшему городу. У полян представителем и руководителем целого племени сделался не родоначальник, a старший в том краю город - Киев; о родах же как представителях родового быта нет сведений во всей последующей истории полян. Первое известие об общинном устройстве у Полян, засвидетельствованное историею, мы встречаем при нападении хазар. Нестор говорит: «Наидоша я козаре, седяща на горах сих, u реша козари: «платите нам дань». Сдумавше пoляне и вдаша от дыма меч». Вот первое известное нам Киевское вече. Второе вече встречаем при нашествии Аскольда и Дира.

При общинном устройстве поляне стали усиливаться, чему способствовали выгоды местности, занимаемой ими при торговом пути от Варяг к Грекам. Поляне стали представителями общинного быта, начала которого стали проникать и в семейную их жизнь. Самое устройство семьи у полян было особенное. Брак определялся по договору, которым определялось количество приданого за невестой, a договор - дитя общины. Семейные отношения у полян отличались особенною строгостью, чинностью: «Поляне бо своих отец обычай имут кроток и тих и стыдение к снохам своим, и сестрам, и к деверем великой стыдение имяху, брачныя обычаи имяху. не хожаше зять по невест, но проводяху вечер, и заутра приношаху ей, что вдадуче». Самая религия полян подверглась влиянию общинного устройства. По свидетельству Прокопия, славяне на Дунае не изменяли древних обычаев и строго соблюдали их, тогда как поляне, переселившись, изменили свою религию. Первоначально религия их состояла в поклонении озерам, рекам, лесам, горам, но впоследствии мы видим у них других богов - Перуна, Стрибога, Волоса и др., которых они заимствовали у Литовцев, и финских племен. Это заимствование чужих богов, немыслимое при родовом быте, служит неопровержимым доказательством, что племя Славян перешло от отчуждения и замкнутости к общине, в самых широких размерах.

Русская Цивилизация

Населяли земли вокруг Киева, Вышгорода, Родни, Переяславля, расселились по западному берегу Днепра.

Имя свое получили от слова «поле». Обработка полей стала главным их занятием, следовательно, у них было хорошо развито сельское хозяйство и скотоводство.

По данным археологии, территория полян ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на западе они граничили с древлянами, на северо-западе - с дреговичами, на юго-западе - с тиверцами, на юге - с уличами.

О них больше всего написано в «Повести временных лет»:

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно… Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

… Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий - славянский».

Между прочим, были еще западные поляне - племя в районе Гнезно, которые впоследствии дали своё имя полякам и Польше.

По летописи известно, что в середине VIII века поляне платили дань хазарам, однако племя оказалось способным не только свергнуть эту зависимость, ной к концу IX века подчинить себе окрестные славянские племена: древлян, дреговичей, северян и других.

«По прошествии времени, - пишет летописец Нестор, - после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?». Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?». Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель». И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению».

У полян ранее других появилось и христианство. Главным городом полян был Киев; другие города: Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков)и прочие.

После захвата власти Олегом, убившим киевских властителей Аскольда и Дира, земля полян с городом Киевом стала новым центром владений Рюриковичей. Произошло это в 882 году. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944 годом, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется именем Русь (Рось). Западные поляне на Висле в последний раз упоминаются в Ипатьевской летописи под 1208 годом.

Поляне занимались пашенным подсечным земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей, важное место занимала торговля, в том числе международная.

Нестор очень положительно описывает полян, в отличие от других славянских племен: «Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают».

,

ПОЛЯНЕ — восточнославянское племенное объединение 6-9 вв., обитавшее по берегам Днепра и низовьям его притоков от устья Припяти до Роси. Создали раннегосударственное объединение в Среднем Поднепровье — «Русскую землю» (1-я половина 9 в.) , статнее ядром Древнерусского государства.

Расселение

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на западе она прилегала к деревской земле, на северо-западе - к южным поселениям дреговичей, на юго-западе - к тиверцам, на юге - к уличам.

Апостол Андрей устанавливает крест на месте, где будет построен Киев — будущая столица полян

Письменные источники

Летописи говорят о происхождении полян, наряду с дреговичами, древлянами, и кривичами (полочанами), от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI-VII веках. Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху». Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху », тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям », и браков у них не было. Летописная история застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов - общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян - охоте, рыболовстве и бортничестве - у полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля.

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли П. перед христианской эпохой ограничивалась течением pp. Днепра, Руси и Ирпеня; на С.В. она прилегала к деревской земле, на З. - к южным поселениям дреговичей, на Ю.З. - к тиверцам, на Ю. - к улучам. Называя поселившихся здесь славян П., летописец прибавляет: «занеже в поле седяху». П. резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «П. бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, подобно зверям, и браков у них не было. История застает П. уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов - общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним (см.). - При обычных и древнейших занятиях славян - охоте, рыболовстве и бортничестве - у П. более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только с славянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась еще в VIII в. - прекратилась же во время усобиц удельных князей. Сначала, около половины VIII в., платившие дань хазарам П. благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное; древляне, дреговичи, северяне и др. к концу IX в. были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центром полянской («польской») земли был Киев; другие населенные ее пункты - Вышгород, Белгород, Звенигород, Треполь, Василев и пр. Земля П. с городом Киевом сделалась центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя П. упоминается под 944 г., по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ в., именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на р. Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208 г. Ср. Н. Барсов, «Очерки русской исторической географии» (Варшава, 1885), и Грушевский, «Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XV стол.» (Киев, 1891).

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова поляне

поляне в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

поляне

мн. Древнее восточнославянское племя, жившее по Днепру и его притокам Роси и Ирпеню.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

поляне

восточнославянское племенное объединение 6-9 вв. по берегам Днепра и низовьям его притоков от устья Припяти до Роси. Полянам принадлежит главная роль в создании раннегосударственного объединения славян Ср. Поднепровья "Русской земли" (1-я пол. 9 в.), ядра Древнерусского государства.

поляне

западнославянское племенное объединение (в 8-9 вв. племенное княжество с центром в Гнезно) в бассейне р. Варта. Участвовали в этногенезе польской народности, название которой произошло от названия княжества Поляне.

Поляне

восточнославянское племенное объединение, занимавшее лесостепные чернозёмные земли по обоим берегам Днепра от Любеча до Родни, а также по нижнему течению рек: Роси, Сулы, Стугны, Тетерева, Ирпеня, Десны и Припяти. Полянская земля находилась на стыке территорий различных восточнославянских племён (древлян, радимичей, дреговичей, северян) и связывала их между собой посредством водных магистралей. По землям П. проходил и важный торговый путь «из варяг в греки» , связывавший Северную Европу с Причерноморьем и Византией. В 9≈10 вв. у П. большое развитие получают пашенное земледелие и различные ремёсла (кузнечное, литейное, гончарное, ювелирное и др.). Уже в это время Полянская земля имела высокую плотность населения, о чём свидетельствуют тысячи курганов, обнаруженных археологами. П. проживали малыми семьями в полуземлянках и жилищах наземного типа, носили домотканую одежду и скромные украшения. До принятия христианства покойников сжигали, а над останками возводили курганные насыпи. В 9 в. П. попали под власть Хазарского каганата и выплачивали ему дань. В 60-е гг. 9 в. П. под предводительством своих князей совершали победоносные походы на Византию, печенегов и соседей-полочан. В 80-е гг. 9 в. Полянская земля была захвачена новгородским князем Олегом, после чего стала ядром Древнерусского государства. Крупнейшими городами П. были: Киев, Переяславль-Русский, Родня, Вышгород, Белгород, Канев. В эпоху феодальной раздробленности на земле П. возникли самостоятельные княжества: Киевское, Черниговское и Переяславское. Уже в 10 в. термин «П.» выходит из употребления и заменяется термином «Русь». (В последний раз название «П.» упоминается в летописи под 944.)

Лит.: Рыбаков Б. А., Поляне и северяне, в сборнике: Советская этнография, ╧ 6≈7, М., 1947; Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953; Русанова И. П., Курганы полян. Х≈XII вв., М., 1966; Мезенцева Г. Г., Канiвське поселения полян, К., 1965.

О. М. Рапов.

Википедия

Поляне

Поля́не - название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу.

То же название имело западнославянское племя в районе Гнезно - западные поляне, впоследствии давшие своё имя полякам и Польше.

Поляне (Псковская область)

Поля́не - деревня в Пушкиногорском районе Псковской области. Является административным центром сельского поселения « Полянская волость ».

Расположена в 18 км к югу от посёлка Пушкинские Горы.

Численность населения составляет 368 человек (2000 год).

Поляне (значения)

Поляне :

  • Поляне - название восточнославянского племенного объединения.
  • Поляне - деревня в Пушкиногорском районе Псковской области.

Примеры употребления слова поляне в литературе.

Случилось, что во время моего пребывания в Ясной Поляне у самого младшего сына Льва Николаевича разболелись зубы.

Ясной Поляне , газеты помещают наравне с наилучшими лакомствами, какими они угощают своих читателей, т.

Бывали и вовсе анекдотические случаи, когда журналист, побывав накоротке в Ясной Поляне и поговорив лишь с извозчиком, доставившим его от станции, а после с родными и прислугой, разукрашивал газетный рассказ перлами собственного воображения.

На станцию Козловку, ближайшую железнодорожную станцию к Ясной Поляне , поезд пришел в час ночи.

Это обстоятельство, конечно, не могло не отразиться на отношении к гостю, который провел, впрочем, сутки в Ясной Поляне и мог видеться и говорить с графом.

Мы находились в расстоянии тысячи шагов от господского дома в Ясной Поляне , как вдруг на дороге показался сам граф.

Обойдя дом, Левенфельд наткнулся на сына Толстого, Льва, поселившегося теперь в Ясной Поляне вместе с своей молодой женою.

Этими словами, продолжает Левенфельд, графиня намекнула на то, что во время моего первого пребывания в Ясной Поляне она читала мне из своих обширных дневников, доставив, таким образом, лучший материал для биографии Толстого, лучший, конечно, до тех пор, пока не сделаются доступны письма, писанные и полученные Толстым.

Аронсона, проведшего у знаменитого писателя в Ясной Поляне две недели.

Аронсон вынес из своего пребывания в Ясной Поляне самое отрадное впечатление и никогда неизгладимые воспоминания о Л.

Теперь в Ясной Поляне вздохнули облегченно, - вместе с Ясной Поляной также вздохнет весь цивилизованный мир.

Мне было так хорошо в Ясной Поляне , что хотелось увезти самое милое впечатление.

Прождав некоторое время в деревне Ясной Поляне , мы опять вернулись в усадьбу.

По поводу вегетарианства в Ясной Поляне недавно произошел за столом такой эпизод.

И каждый признался, что вечер, проведенный в Ясной Поляне , один из самых светлых, чарующих в его жизни.

ПОЛЯНЕ - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева.
С полянами связана одна из версий происхождения Руси, упоминаемая в "Повести временных лет". Ученые считают "поляно-русскую" версию более древней, чем "варяжская легенда", и относят ее к кон. X в.
Древнерусский автор этой версии считал полян славянами, пришедшими из Норика (территория на Дунае), которые стали первыми называться именем "русь": "Поляне яже ныне зовомая русь ". В летописи резко противопоставляются обычаи полян и других восточнославянских племен, объединяемых под именем древлян .
В Среднем Поднепровье близ Киева археологами обнаружена культура 2-й четв. X в. с характерным славянским погребальным обрядом: для курганов была свойственна глиняная подмазка, на которой разжигали костер и сжигали покойников. Границы культуры простирались на западе до р. Тетерев, на севере - до г. Любеч, на юге - до р. Рось. Это и было, очевидно, славянское племя полян.
Во 2-й четв. X в. на этих же землях появляется другой народ. Ряд ученых местом его первоначального расселения считает Среднее Подунавье. Другие идентифицируют его с рутами-русами из Великой Моравии. Этот народ был знаком с гончарным кругом. Умерших хоронили по обряду трупоположения в подкурганных ямах. В курганах часто находили нательные кресты. Поляне и русы со временем смешались, русы стали говорить на славянском языке, а племенной союз получил двойное именование - поляне-русь.


Для более детального просмотра карты дважды "щелкните" по ней мышкой