По каким признакам изменяются существительные. Изменишь имя — изменится жизнь? Как изменяется имя прилагательное

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи людей, зверей и отвечает на вопрос кто? или что?

Например: стол,парта, костюм, дождик, холод, утренник, экскурсия. На вопрос кто? отвечаютодушевлённые существительные . Например: медведь, собака, лошадь, кузнечик, утка.

На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные. Например: стол, стул, клён, берёза, праздник.

Имена существительные по родам не изменяются. Они бывают мужского, женского и среднего рода. он, мой , - мужского рода.

Например: дом, мир, магазин, пенал, январь .

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя, - женского рода .

Например: страна, тетрадь, мебель, лампа.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё, -

среднего рода .

Например: имя, счастье, яблоко, крыльцо.

Имена существительные бывают собственные и нарицательные . Имена собственные пишутся с большой буквы.

Имена существительные изменяются по числам и по падежам. Существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе - два или несколько предметов. При изменении имени существительного изменяется его окончание.

При изменении имени существительного изменяется его окончание. Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке 6 падежей. Чтобы правильно просклонять имя существительное, можно использовать вспомогательные слова.

Начальная форма имени существительного - существительное в именительном падеже, в единственном числе. В русском языке есть имена существительные, которые не склоняются (не изменяются по падежам):пальто, метро, радио, кино, шоссе, кашне, кашпо . Такие имена существительные называются несклоняемыми.

Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.

Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже относятся к первому склонению : девочка Юля дедушка папа дядя

Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е относятся ко второму склонению : трамвай o урок o огонь o яблоко поле

Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к третьему склонению : пристань o , площадь o , ночь o , мышь o .

Изменение имён существительных единственного числа по падежам (склонение).

Падеж

Падежные вопросы

Предлоги

Примеры

И.п.

кто? что?

предлогов нет

Р.п.

кого? чего?

от, до, из,

без, у, для,

с, около

Комната без (чего?) окна

Подарок для (кого?) друга

доехал до (чего?) школы

вышел из (чего?) школы

письмо от (кого?) мамы

съехал с (чего?) горы

Д.п.

кому? чему?

к, по

склонились к (чему?) земле

плывут по (чему?) небу

В.п.

кого? что?

в, во, на,

за, про, через

ушел (во что?) в море

смотрит на (что?) море

сел за (что?) стол

спрятался под (что?) стол

узнал про (кого?) сестру

перешел через (что?) дорогу

Т.п.

кем? чем?

росли над (чем?) рекой

росли перед (чем?) лесом

росли за (чем?) домом

встретился с (кем?) другом

росли под (чем?) окном

П.п.

о ком? о чём?

о, об, в, на, при

построили при (чём?) школе

думаю о (о ком?) маме

учусь в (чём?) школе

играли на (чём?) перемене

Вспомогательные слова

Название падежей

Вопросы

Предлоги

Окончания существ.

I склонения

Окончания существ.

II склонения

Окончания существ.

III склонения

И.п.

кто? что?

-а, -я

-о,-е

Нет

Р.п.

кого? чего?

от, до, из,

без, у, для,

с, около

-ы, -и

-а,-я

Рад

Д.п.

кому? чему?

к, по

-у,-ю

Вижу

В.п.

кого? что?

в, во, на,

за, про, через

-у, -ю

-о,-е

Доволен

Т.п.

кем? чем?

с, со, за, под, над, между, перед

-ой, -ей, -ёй

-ом, -ем, -ём

Думаю

П.п.

о ком?

о чём?

о, об, в, на, при

Как отличить И.п. от В.п. II и III склонения?

И.п. кто? что?

В предложении всегда является подлежащим

Употребляется без предлога

В.п. кого? что?

В предложении являетсявторостепенным членом (дополнением)

Употребляется и без предлога, и с предлогами

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Склонение имён существительных множественного числа.

Падежи

Вопросы

Множественное число

Окончания существительных множественного числа

кто? что?

озёра , друзья , словари , страницы

-а, -я, -ы, -и

Р.п. (нет)

кого? чего?

Друзей килограммов помидоров огурцов апельсинов мандаринов овощей носков платьев фотографий яблок туфель груш сапог ботинок чулок дел задач улиц вишен деревень озёр писем

-ов, -ев, -ий, -ей

Д.п. (рад)

кому? чему?

Книгам городам сёлам птицам учителям читателям

-ам, -ям

В.п. (вижу)

кого? что?

Друзей моря города страны ели

-а, -я, -ы, -и, -ей

Т.п.(доволен)

кем? чем?

Книгами городами сёлами птицами учителями читателями

-ами, -ями

П.п. (думаю)

о ком? о чём?

о книгах о городах о сёлах о птицах об учителях о читателях

-ах, -ях















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: сформировать понятие об имени существительном; познакомить с изменением существительных по вопросам и по числам.

Задачи :

  • Образовательная : познакомить с новой частью речи-существительным, с изменением существительных по вопросам и по числам; формировать умение распознавать существительные; повторить знания о глаголе, о предложении.
  • Воспитательная : воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету.
  • Развивающая : обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость, внимание к слову, мышление, память, самостоятельность и воображение.

План урока :

  1. Организационный момент.
  2. Синтаксическая разминка.
  3. Работа над темой «Имя существительное».
  4. Физминутка.
  5. Работа над темой «Как изменяются имена существительные».
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Оборудование:

  • Учебник 3 класса «Русский язык. Слово, часть II» Г.Г.Граник, О.З.Кантаровская.
  • «Спутник учебника, 3 класс» О.В.Гвинджилия.
  • Интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Синтаксическая разминка.

(Слайды 2-5)

Учащиеся определяют грамматическую основу (ГО).

Здесь легкий снег повис на ели гибкой.
Прилетают грачи.

На зеленом лугу порхают разноцветные бабочки, весело гудят шмели.

(Слайд 6)

Сколько грамматических основ вы назвали в последнем предложении?

А во всех остальных?

Какое предложение состоит только из грамматической основы?

Как называются такие предложения?

Как превратить такое предложение в распространенное?

Распространите предложение «Прилетают грачи».

Лучшее предложение записывается в тетрадь. Ученик работает у доски.

(С приходом весны в наши края прилетают грачи.)

Подчеркните ГО.

Сейчас мы с вами составляли предложение, находили сказуемое и подлежащее...

Чем выражено сказуемое в этом предложении?

Назовите все грамматические признаки этого глагола.

Сегодня мы познакомимся с еще одной частью речи, которой могут быть выражены подлежащее и некоторые второстепенные члены предложения.

III. Работа по теме «Имя существительное».

Откройте Розовую книгу на стр. 38 и прочитайте тему урока.

(Слайд 7)

- «Имя существительное». Запишем эту тему в тетради.

Прочитаем текст на стр. 38.

Ученик читает.

Какие это предложения: распространенные или нераспространенные?

Назовите основы.

Выпишем второстепенные члены с вопросами, на которые они отвечают, вот так...

(Слайд 8)

Учитель открывает первое словосочетание, другие скрыты:

Вышли (откуда? из чего?) со двора;

Дети списывают это словосочетание в тетрадь и самостоятельно записывают другие.

Посмотрите, правильно ли вы выписали словосочетания.

(Слайд 8)

Сидит (где? на чем?) на дубу;
Играет (во что?) во трубу.

Какой частью речи выражены второстепенные члены?

Давайте проверим наши предположения.

Ученик читает стр. 39 (до...А вспомните...).

Итак, на какие вопросы могут отвечать имена существительные?

(Слайд 9)

Существительные

  • Кто? Что?
  • Кого? Чего?
  • Кому? Чему?
  • Кого? Что?
  • Кем? Чем?
  • О ком? О чем?

Посмотрите, все ли вопросы мы с вами назвали?

Назовите, по каким вопросам мы можем найти существительное.

Давайте проверим, как вы умеете находить слова разных частей речи.

По каким признакам вы будете это делать?

(Слайд 10)

Посмотрите на доску: вы уже догадались, на какие группы можно разделить эти слова.

(Слайд 11)

Учащиеся делят слова на группы.

Какой грамматический признак объединяет существительные «синица и яблоко»? «лимоны и праздники»?

Что значит «число»?

Какое число у сущ. «синица и яблоко»? «лимоны и праздники»?

(Слайд 12)

Измените число каждого слова и запишите получившиеся пары:

  • Синица - синицы
  • Лимоны - лимон
  • Праздники - праздник
  • Яблоко - яблоки

Выделите окончания во всех словах. Проверьте себя.

(Слайд 13)

IV. Физминутка

Давайте немножко отдохнем.

Я называю слово, если это существительное единственного числа, вы хлопаете, если множественного-топаете, а если слово вообще не относится к существительным-улыбаетесь.

Автобус, заводы, дороги, картина, прыгать, рябина, соловьи, читаем, ракета, снегирь.

V. Работа по теме «Как изменяются имена существительные».

Продолжим работу с учебником.

Откройте стр. 40, прочитаем название параграфа.

Сейчас вы прочитаете стихотворение О.Мандельштама «Кухня». А с каким еще произведением для детей этого поэта вы знакомы? («Муха»)

Читаем самостоятельно и отмечаем слова, значения которых вам не понятно.

Назовите выделенные слова. К какой части речи они относятся?

По каким признакам вы это определили?

Чем отличаются эти существительные? (числом)

Как вы это определили? (по окончанию)

Давайте проверим, правы ли мы...

Ученик читает стр. 40 (до задания 83)

Запишем в тетради: ножи-нож

Выделим окончания.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение Т.Крюковой.

Учитель читает стихотворение из задания 83.

Каково ядрышко этого произведения?

Выпишите из стихотворения выделенные сущ.: на одной строке - ед. числа, на другой - мн. ч.

Проверьте себя.

Все ли справились с заданием? Были ли трудности, сомнения?

Давайте узнаем, что говорится об этом в учебнике.

Ученик читает текст на стр. 42.

Сейчас вы выполните по «Спутнику» задание 191.

Прочитайте задание.

(Слайд 14)

Проверьте себя.

Резерв.

Записать предложение под диктовку, выделить основу предложения, указать, чем выражены глагол (все грамматические признаки) и подлежащее (число).

Вокруг лесной опушки водили хоровод маленькие березки.

VI. Подведение итогов.

С какой частью речи мы сегодня познакомились?

На какие вопросы могут отвечать имена сущ.?

Инструкция

В русском языке существует шесть падежей: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный и Предложный. Каждому падежу соответствуют вспомогательные вопросы:
- И. п. – «кто?», «что?»;
- Р. п. – «кого?», «чего?»;
- Д. п. – «кому?», «чему?»;
- В. п. - «кого?», «что?»;
- Т. п. – «кем?», «чем?»;
- П. п. – «о ком?», «о чем?».

Изменяясь по падежам, имена существительные приобретают определенные окончания. А в зависимости от того, какие это окончания, имена существительные относятся к I, II или III склонению.

Слово «работа», как и другие имена существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на «а/я», относится к I склонению. Изменяется оно следующим образом: в единственном числе: И. п. – «работа», Р. п. – «работы», Д. п. – «работе», В. п. – «работу», Т. п. – «работой», П. п. – «о работе»; во множественном числе: «работы», «работ», «работам», «работы», «работами», «о работах» соответственно.

Слова мужского и среднего рода принадлежат II склонению. Например, слово мужского рода «лес». Его формы в ед.ч.: «лес – леса – лесу – лес – лесом – о лесе»; мн.ч.: «леса – лесов – лесам – леса – лесами – о лесах».

К III склонению относятся слова женского рода с мягким знаком на конце. Например, слово «молодежь» («молодежь – молодежи – молодежи – молодежь – молодежью – о молодежи»).

В русском языке существует два числа: единственное и множественное. Большинство имен существительных имеют формы и единственного, и множественного числа. Значит, изменяясь по числам и падежам, эти слова будут иметь по 12 форм.

Падеж и род. Эти грамматические категории существительного являются основой для возникновения еще одного явления, присущего многим языкам, обладающим данными категориями. Это склонение, т.е. изменение существительного по роду и падежу.В русском языке выделяют три группы склонений. Имя существительное попадает в одну из них в зависимости от своего окончания в именительном падеже.

Особое значение имя существительное получает в синтаксисе. Другими словами – без оного не обходится практически ни одно предложение. Чаще всего эта часть речи является или дополнением. Однако она также может выступить в роли обстоятельства (идти лесом), определения (штаны сына) и даже сказуемого (я ).

Видео по теме

Обратите внимание

Оказывается, это не только предмет, который можно увидеть или потрогать. Это еще и отвлеченные, абстрактные понятия, обозначающие свойства, действия, чувства и т.д. (доброта, бег, мужественность, чувствительность).

Интересно, что имя существительное в русском языке – самая часто употребляемая часть речи. На 100 сказанных или написанных слов приходится примерно 40 существительных.

Имя существительное является отдельной частью речи русского языка. Ему присущи формы числа и падежа, классифицирующие категории рода, а также одушевленности и неодушевленности в зависимости от обозначаемых предметов.

Инструкция

Представьте несколько вариантов одного и того же : «дом», «дому», «домом». Как определить его начальную форму (или словарную форму )? Начальной формой существительного является форма именительного . Этот падеж обозначает понятие, выражаемое словом. Наиболее часто имена в данном падеже выполняют роль подлежащего в предложении, реже - сказуемого. Именительный на вопросы: «кто?», «что?» Например, «что?» – «дом», «кто?» – «птица». Задайте подобные вопросы, чтобы определить форму существительного.

Вспомните из школьной программы, что , стоящее в начальной форме, в большинстве случаев находится в единственном числе. Поэтому, чтобы определить словарную форму данной части речи, поставьте ее в единственное число: «много домов» – «один дом».

Учтите, что некоторые существительные имеют лишь форму множественного числа, и видоизменить их, приведя к единственному, невозможно. К ним можно отнести, к примеру, названия временных отрезков, парных предметов, массы вещества: «сутки», «очки», «брюки», «будни», «макароны», «каникулы», «чернила», «ножницы». Начальной формой у подобных является форма именительного падежа множественного числа.

Обратите внимание на необходимость омонимов (слов, одинаковых по звучанию и написанию, но различных по значению) друг от друга. Например: «На стене висят часы» (здесь «часы» будет иметь начальную форму только во множественном числе). Или же: «В эти часы небо обычно светлое» (начальная форма существительного «часы» будет иметь вид «час»).

Существительным называется знаменательная часть речи, обозначающая предметы, понятия, события и явления. Существительные обладают грамматической характеристикой рода, а изменяются по числам и падежам.

Инструкция

Существительные русского языка изменяются по и получают окончания, которые позволяют им оформлять разные синтаксические связи. Таких падежных форм в шесть:

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы «кто?» и «что?» Например: «мама», «дверь».

Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы «кого?» - «мамы» и «чего?» - «двери».

Если же существительное стоит в дательном падеже, то оно отвечает на вопросы «кому?» - «маме», «чему?» - «двери».

Вопросы винительного падежа совпадают родительного (у одушевленных существительных) и именительного (у неодушевленных) – «кого?» - «мамы», «что?» - «дверь».

Существительные, стоящие в творительном падеже, отвечают на вопросы «кем?» - «мамой» и «чем?» - «дверью».

Вопросы предложного падежа – «о ком?» - «о маме», «о чем?» - «о двери».

В языке существительные противопоставляются по признаку конкретного и абстрактного значения, которые они выражают. Во многом от этих значений зависит изменение имен существительных по числам.

Конкретные существительные обозначают единичные предметы, поддающиеся счету. Их грамматическим свойством является изменение по числам:

«Балкон – балконы», «народ – народы», « – классы», «школа – школы», « – сестры», «окно – окна».

Из конкретных существительных не получают формы числа только неизменяющиеся слова иностранного происхождения. Например: «безе», «кепи», «какаду», « ». А также названия уникальных предметов, единственных в своем роде: «солнце», « », « », «экватор».

Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия, неисчисляемые предметы мысли, научные понятия, эмоции, процессы. Поэтому большинство из них употребляются только в форме единственного числа: « », «резьба», «кашель», «краснота», «смятение», «смех».

Если такое существительное получает форму множественного числа, то только потому, что его абстрактный смысл изменился. К примеру, слово вместо обозначения эмоции начинает называть конкретные проявления этих эмоций: «страх – страхи», «сомнение – сомнения».

Видео по теме

Обратите внимание

В русском языке есть существительные, которые встречаются только в форме множественного числа: «опилки», «духи», «отруби», «чернила», «сливки». Множественное число у этих слов чисто формальное, оно не называет множества предметов и не соотносится с формой единственного числа.

Полезный совет

Из конкретных существительных вычленяется немногочисленная группа слов, употребляемых только в форме множественного числа, хотя называют они один конкретный предмет: «шахматы», «ворота», «джинсы».

Совет 5: Какие слова в русском языке есть только во множественном числе

Существительным русского языка свойственна категория числа. Это значит, что большинство из них могут обозначать как один предмет, так и несколько, т.е. употребляться как в единственном, так и во множественном числе. Однако встречаются и существительные, единственного числа не имеющие.

Есть и такие существительные, которые обозначают парные предметы и употребляются преимущественно во множественном числе: «носки», «варежки», «перчатки», « ». Однако у таких существительных форма единственного числа также возможна и грамматически правильна: «носок», «перчатка», «варежка», «тапок».

Такие существительные не относятся к существительным, не имеющим единственного числа; категория рода у них присутствует.

Существительные, не имеющие формы единственного числа

Отдельную группу составляют такие существительные, употребление которых в форме единственного числа будет неверным с точки зрения правил . Они имеют исключительно форму числа. Можно выделить несколько категорий таких слов.

Существительные, обозначающие парные предметы: «колготки», «ножницы», «сани», «очки», «ворота». Их отличие от названий парных предметов, приведенных выше, в том, что пары элементов в них неразрывно связаны, неотделимы. Так, можно представить себе один носок, но ножницы, разделенные на две половинки – это всего лишь сломанные ножницы, а не одна «ножница». Такой предмет не может функционировать, если его разделить.

В разговорной речи можно встретить выражения типа «Подтяни правую колготку», но с точки зрения грамматики так говорить неправильно.

Существительные, обозначающие промежуток времени, имеющий определенную протяженность: «сутки», «будни», «каникулы». Такой промежуток включает в себя несколько временных единиц, но их совокупность имеет строго определенную длительность.

Некоторые существительные, обозначающие вещество, образующее единую массу, которую невозможно разделить на отдельные составляющие: «сливки», «духи», «дрожжи». Часть вещества может быть названа только с помощью другого , определяющего его меру: «капля духов», «ложка сливок».

Существительные – названия некоторых игр, в которых используется определенный набор предметов: « », «городки», «шахматы», «нарды», а также обозначения некоторых занятий, не имеющих четкой структуры, состоящих из множества действий, содержание и порядок которых может меняться произвольно в зависимости от обстоятельств: «хлопоты», «посиделки».

Небольшая группа существительных, обозначающие имена собственные: Карпаты, Альпы, Анды (обозначают общее название горных массивов), Ессентуки, Сумы, Боровичи (исторически сложившиеся названия).

Необходимо отметить, что существительные, употребляющиеся только в форме , не имеют категории рода, т.е. их невозможно отнести к мужскому, женскому или среднему роду, подобно большинству существительных русского языка.

Морфологический признак числа имеется у всех существительных. Большинство слов, относящихся к этой части речи, может употребляться во множественном и единственном числе. Однако часто встречаются существительные, обладающие формой какого-либо одного числа. Здесь важно учитывать лексическое значение слова.

Инструкция

Число помогает передать количественную характеристику слов, относящихся к . На один предмет или лицо указывает единственное число (генерал, государство), наличие нескольких передается множественным (декларации, документы). Есть немало именований, которым свойственно употребление только в каком-либо одном числе. Если возникает затруднение в определении этого морфологического признака, обратите внимание на смысловое содержание слова.

Некоторые существительные обладают только формой единственного числа. Среди них именования со значением собирательности: учительство, детвора, молодежь. Употребляться только в единственном числе могут слова, передающие состояние и действие (тление, ), качества ( , старость), указывающие на вещество (алюминий, бензин, лук). Называющие единичные предметы имена собственные (Новгород, Байкал), некоторые разносклоняемые существительные (пламя, темя, вымя, бремя) не изменяются по числам.

Урок русского языка на тему: "Имя существительное"в 6 кл Разработку урока подготовила: учитель Абкаева П.М. Тема: Имя существительное. Цели: учебно-познавательные: 1. обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»; 2. формирование языкового и речевой компетенций; 3. совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи; интеллектуально-развивающие: 1. развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2. воспитание чувства культуры интеллектуального труда; 3. развивать творческий подход; воспитывающая: 1. формировать у учащихся коммуникативные умения; 2. воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Оборудование:    толковые словари тесты, карточки конспект по теме «Имя существительное» Ход урока. I.Орг.момент. Урок русского языка. II.Игра. Прочитайте предложение. [йа оч’ин’ л’убл’у сило Канасираг1и - Сегодня на уроке русского языка мы совершим экспедицию по родному селу и поможет нам тема с урока природоведения «Наш край». Задание. - Попробуйте определить тему и цели урока из следующего задания. III. Орфографическая пятиминутка. Зима принесла в наше село много слов. - Прочитайте эти слова. С…нева, ин…й, м…телица, бл…стит, изморо…ь, б…лизна, изморо…ь, обхо…, отт…пель. - Что вы заметили? (два одинаковых слова) - Так ли это? - Что может нам помочь в определении лексического значения слова? (толковые словари) Задание. 1гр. – определяет лексическое значение слова: иней 2гр. – изморозь 3гр. – изморось - Назовите слова – синонимы! (иней – изморозь) - Спасибо словарю, а теперь вставьте нужные орфограммы. Проверка – ключ (и,е,е,е,з,е,с,д,е)     В каком слове допустили ошибки? Какие орфограммы мы вспомнили? Какое слово лишнее? Почему? (блестит) Можно ли сейчас определить тему и цели урока? (Да) IV. Тема: Имя существительное. Целеполагание: 1.Повторить всё, что мы знаем об имени существительном. - Я добавляю ещё одну цель: 2.Составить открытый конспект по данной теме. - Работать будем в паре, в группе. Представление: 1гр. Смекалистые 2гр. Сообразительные 3гр. Догадливые - Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы? - Что это? (устойчивое сочетание слов) 1гр. «Чувство локтя». (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах) 2гр. «Ушки на макушке» (внимательно слушать) 3гр. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо) «Я не буду изучать Имя существительное!» - говорит Буратино. - Чтобы бы вы ответили ему? (Имя существительное - самая главная часть речи, если бы не было его, то речь была бы непонятной) - Давайте докажем Буратино важность имени существительного. «Давно живу я в мире этом, Даю названья всем предметам». V. Что такое имя существительное? (ответы уч-ся) Что конкретно могут обозначать имена существительные? (ответы) Схема на доске. - Задание. Подчеркнуть. 1гр. – явления природы 2гр. – признак, как предмет 3гр. – действие, как предмет. - Проверка. VI. Какими признаками обладает имя существительное? (постоянными и непостоянными) - Что относим к постоянным признакам? (ответы) - Мы это знаем? - Давайте докажем! «Снежная атака» Вопросы: - Почему в определении существительного указываются два вопроса: кто? что? (одуш. и неодуш.) - Какие имена существительные называются одушевленными? (ответы: живые существа, сказочные персонажи, названия игрушек (кукла, волчок, мишка…) - Какие имена существительные называются неодушевленными? (ответы уч-ся) - Физминутка! (если слово отвечает на вопрос «что?» - подпрыгнули, «кто?» -присели) Брусника, синичка, стая, мишка, вежа, Снегурочка, рудник, снегирь. - Молодцы! - Какие существительные называются собственными? (ответы) - Изменяются ли имена существительные по родам? (не - Сколько родов в русском языке? - Как определить род у имени существительного? - Что вы знаете о типах склонения? - Как определить склонение? -Работа в паре! Маршрутный лист. Задание №2. - Соедини линиями правильные ответы. Работаем в группе! (если трудно, пользуйтесь памятками, алгоритмами) Задания: 1гр. – Защищает постоянный признак: собственное или нарицательное. Исправь ошибки: Ждал этот Край человека, И Люди пришли наконец, Посеять в долине умптэка Искры своих сердец. (И. Марченко) 2гр. Род. - На сколько групп вы бы разделили имена существительные? Падун, лыжня, молодец, сумерки, трудяга, салазки, сокровищ, апатит, пороша, сияние. 3гр. – «Когда ты хочешь молвить Слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души» Вопрос: - На карточке записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем селе Запишите рядом с этими запрещёнными словами слова-синонимы. И пусть они чаще звучат в нашем селе. Определите склонение! Злость-доброта, трусость-героизм, жестокость-жалость, безделье-трудолюбие, ненависть-любовь. - Проверка! Защита! Вопрос! Могу ли я написать слова: земля, север с заглавной буквы? (Да. Ответы уч-ся: планета Земля, праздник Севера) VII. Что мы относим к непостоянным признакам имени существительного? (число, падеж) - Как изменяются имена существительные? (по числам) -Найди лишнее: Ельник, мерзлота,Канасираги, детвора, сумерки. (остальные употребляются только в ед.ч.) Маршрутный лист. Задание №1. - Что мы называем склонением? Вопрос – ловушка? - Просклоняй имена существительные. Пианино, радио, шоссе, метро, леди. (это нескл. им. сущ-е) - Сколько падежей? Как определить падеж? (по вопросу и предлогу) - Чем И.п. отличается от всех остальных? (Это н.ф., без предлогов, подлеж.) - Как различить В.п. и Р.п.? смотрю на оленя враги оленя Задание группам. 1группа. Найди падежу свои вопросы? Д.п. кто? что? И.п. кем? чем? Т.п. кого? что? П.п. кому? чему? Р.п. о ком? о чём? В.п. кого? что? 2группа. Какие предлоги соответствуют падежу? И.п. с, за, между… Т.п. к, по П.п. через, в, на В.п. у, от, до, из… Д.п. в, о, при, на 3группа. Маршрутный лист. Задание №7.          Взаимопроверка. (консультанты) Физминутка (музыка) Что меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание) На какие две группы можно разделить окончания существительных? (ударные и безударные) Подберите синоним к слову родник. Родник – ключ, источник. Ключ! Какое это слово? (многозначное) (ответы: ключ - дверной, музыкальный) Какой «ключ» нужен нам для проверки безударного падежного окончания имён существительных? (ключ – шифр) Вспомним слова – ключи! 1скл. – земля, вода 2скл. – конь, вода 3скл. – степь, печь - Назовите алгоритм для определения безударного падежного окончания имени существительных. (склонение, падеж, слово-ключ) Задания! Маршрутный лист. 1группа – задание №5. 2группа – задание №6. 3группа – Исследование. Вывести правило! Какая буква пишется в окончаниях после шипящих и Ц? «ё» или «о» Плеч…м, крыш…й, зайц…в, пейзаж…м, ключ…м, морозц…м, камыш…м, встреч…й, удач…й, красавиц…й, умниц…й. Вывод: (под ударением – О, безуд. окончание – е) Проверка заданий. 1. Когда пишется «Е» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа? 2. Когда пишется «И» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа? 3. Под ударением в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется о, без ударения – е.(дети выводят алгоритм) - Что ещё мы должны знать об имени существительном? (синтаксическую роль имени существительного в предложении) - Ответы. Творческая работа. 1группа: Определите сами задание. Ночной мороз(3) заморозил озеро у берегов.(4) 2группа: Составить предложение. Исправить ошибки. Иний, на, кросивый, радует, диревьях, глас(3) 3группа: Мини – сочинение на тему «Забота о птицах» 1 предложение – снегири (И.п), снег (Т.п.) 2 предложение – корм (В.п.), деревья (П.п.) 3 предложение – парк (П.п.), ребята (И.п.) 4 предложение – птицы (Д.п.), забота (И.п.) (С первым снегом на прилетают снегири. На деревьях птички ищут корм. Ребята в школьном гараже развесили кормушки. Зимой птицам нужна забота.) - Каких существительных больше в вашем сочинении? (существительных во множественном числе) - Это поиск следующего урока. Подведение итогов. - Работа в группах. - Составить открытый конспект по теме «Имя существительное». (проверяет консультант из 3 группы) Конспект. Имя существительное. 1.... - это часть речи, которая отвечает на вопросы..., обозначает... 2. Имя существительное имеет свои морфологические признаки: ...и.... 3. К постоянным признакам относим: 5. К непостоянным признакам относим: ..., 6. Безударное падежное окончание существительных в ед.числе можно проверить... 7. Окончание -е пишется у существительных:.. 8. Окончание -и пишется у существительных... 9. В предложении имя существительное может быть... -Проверка! -Рефлексия. -На следующем уроке нам предстоит новый поиск. А сегодня я «На седьмом небе». -Как вы это понимаете? (быть счастливым и довольным) Благодарю вас за урок. Вы – молодцы! Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия». - Домашнее задание. (на выбор) 1-3 балла 2-4 балла 3-5 баллов - Каждый выбирает то упражнение, которое в состоянии выполнить. Домашнее задание по теме «Имя существительное». Выбирайте то упражнение, которое в состоянии выполнить. Задание №1. Расставить знаки препинания. Каковы особенности заполярной зимы зимой на Кольской земле полярная ночь хорошо зимой на севере. Задание №2. Составить предложение. Льдины, тихо, по, шагают, куда-то, даль (3), океану, плывут, медведи, белую, в. Задание №3. Сочинение. Зимнее утро. 1предложение – морозы (И.п.) 2предложение – берёза (П.п.) 3предложение – грудка (Д.п.) снегирь (Р.п.) 4предложение – прилёт (Д.п.) На уроке я использовала шестой модуль – итоговый контроль. Контроль осуществлялся в виде грамматических заданий и тестов, которые имели разноуровневый характер. Многие ученики выполнили все задания и показали высокий уровень усвоения знаний и умений. Данный урок приведён как пример эффективности и качественного улучшения процесса обучения при личностно-ориентированном подходе. У обучающего идёт развитие и самоопределение в процессе обучения как главный показатель успешности в образовательной деятельности. 2.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Время чтения: 9 минут

Причин для смены имени, фамилии или отчества может быть множество: одни считают свое имя заурядным, другие уверены в неблагозвучности фамилии, третьи не хотят, чтобы отчество напоминало об отце. Граждане России вправе изменить свои основные личные данные по собственному желанию, но мало кто пользуется таким правом, полагая, что процедура будет долгой и сложной. Но тот, кто решится на данный шаг и узнает, как поменять имя, убедится, что ему не придется столкнуться с отказом, собирать много документов и долго ждать.

Можно ли изменить фамилию

Фамилия присваивается человеку от рождения и сопровождает его всю жизнь, пока не возникнет необходимости или желания ее изменить. Поменять фамилию можно при наличии такой веской причины, как, например, заключение брака, или по собственному желанию. Процедура смены фамилии требует особого порядка действий, наличия оснований и сбора документов.

Что значит “имя” и кто может его изменить

На законодательном уровне определено, что структура имени состоит из идентифицирующих конкретного человека сведений, а именно фамилии, собственно имени и отчества. В широком понимании термина имя можно изменить полностью или частично. Любой гражданин России, достигший возраста 14 лет, имеет право сделать это по собственному желанию в любое время.

Сменить имя имеют право также родители в отношении своих детей . Нужно иметь в виду, что до того, как ребенок достигнет четырнадцати лет, закон разрешает поменять исключительно имя и фамилию, менять отчество запрещено.

Обязательное условие, связанное с желанием сменить имя, – отсутствие у гражданина мотива скрыться от властей и избежать уголовного или другого наказания за совершенные им незаконные действия.

Закон не содержит норм, ограничивающих каким-либо образом граждан в выборе имени. Поменять свое имя можно на любое другое, главное, чтобы новое не содержало цифры.

Причины для изменения имени

При подаче заявления об изменении имени гражданин должен указать уважительную причину для принятия подобного решения. Это может быть:

  • неблагозвучие имени;
  • трудности в его произношении;
  • желание взять имя, выбранное при крещении;
  • желание иметь имя, соответствующее религиозным убеждениям и/или национальности заявителя.

Законом не закреплен исчерпывающий перечень оснований: заявитель вправе указать любую причину и сослаться на любые обстоятельства, которые по его мнению являются важными и могут повлиять на решение вопроса.

Пройдите социологический опрос!

В каком возрасте разрешено менять имя

То, со скольких лет можно менять имя, установлено Федеральным законом “Об актах гражданского состояния”. Согласно его положениям, минимальный возраст гражданина, с которого он вправе обратиться за переменой имени, – 14 лет.

Однако имя человека может быть изменено намного раньше по желанию его родителей, или . Решение в данной ситуации принимается , а уже на его основании выносится постановление главы администрации.

Если вы задаетесь вопросом, во сколько лет можно поменять имя или согласия, то россиянин вправе самостоятельно оформить и получить в связи с этим новые документы с 18 лет.

Как поменять имя ребенку

Имя ребенку дается при рождении по согласию отца и матери. Но бывает так, что ребенка назвали одним именем, а впоследствии родители по каким-либо причинам захотели выбрать другое.

Несколько усложняется процедура, если ребенок достиг возраста 10 лет, когда можно поменять имя только при условии, что будет учтено мнение самого ребенка, и о его согласии будет упомянуто в вынесенном органами опеки решении.

Если ребенок сам пожелал изменить имя, стоит знать, что пока он не достиг совершеннолетия, на осуществление задуманного ему придется заручиться согласием матери и отца, усыновителей или попечителей. При отсутствии их согласия, потребуется решение суда, если только несовершеннолетний не был ранее признан в судебном порядке полностью дееспособным.

Порядок действий

Смена фамилии и имени, отчества находится в ведении органов ЗАГС, осуществляющих регистрацию факта перемены основных личных данных, поэтому обратиться за выдачей свидетельства о перемене имени, а также за заменой свидетельства о рождении и внесения изменений в копии актов гражданского состояния, в которых фигурирует имя заявителя, нужно именно в отделение ЗАГС. Если вы всерьез задаетесь вопросом, как изменить имя и фамилию, вам следует проконсультироваться в данной инстанции обо всех нюансах прохождения процедуры.

У гражданина есть право начать оформление перемены имени:

  • непосредственно в ЗАГСе в регионе проживания или по месту регистрации рождения заявителя;
  • в многофункциональном центре, имеющем полномочия на передачу данных органам ЗАГС.

Задача органа ЗАГС при принятии заявления на оказание государственной услуги заключается в:

  • истребовании информации из отделений записи актов гражданского состояния по месту нахождения документов;
  • сверке сведений в данных актах с информацией в представленных заявителем документах;
  • принятии решения об удовлетворении ходатайства или об отказе;
  • регистрации изменений в актах гражданского состояния заявителя или направлении ему аргументированного отказа в письменном виде.

Имейте в виду, что если изменение имени производилось органом ЗАГС в отношении граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, изменения в записи актов гражданского состояния, оформленные компетентным органом другой страны в согласии с положениями законов данного государства, не вносятся.

Через органы ЗАГСа

Процесс перемены имени через органы ЗаГСа осуществляется в четыре этапа:

  • Гражданин лично обращается в орган ЗаГС по месту регистрации, на месте заполняет заявление, где указывает, что именно он хотел бы изменить: имя, фамилию, отчество или все данные одновременно, и предъявляет все необходимые документы.
  • Сотрудники отдела в течение месяца с момента подачи заявления рассматривают возможность присвоения заявителю нового имени:
    • поднимают централизованные архивы и сопоставляют данные хранящихся в них копий актов гражданского состояния с документами, предоставленными заявителем,
    • направляют запрос в Министерство внутренних дел на проведение проверки в отношении заявителя на наличие судимостей или случаев нарушения закона.
  • Если заявитель не изменил свое намерение, он сообщает об этом в орган ЗАГСа, где ему выдается свидетельство о смене имени

Это все, что нужно для того, чтобы поменять имя. Если будут обнаружены несоответствия в документах, предоставленных заявителем, и копиях актов гражданского состояния, полученных из отделения ЗАГС по месту их хранения, придется ожидать устранения несоответствий.

Когда ходатайство заявителя удовлетворено и замена имени осуществлена, об этом факте сообщается в территориальное отделение федерального органа исполнительной власти по месту проживания заявителя, имеющего полномочия на контроль и надзор в сфере миграции (ГУВМ МВД).

Уведомление властей является обязательным – руководителю органов ЗАГСа на оповещение службы по вопросам миграции дается 7 дней с момента завершения регистрации смены имени. Гражданину же остается в течение одного месяца предоставить свидетельство в миграционную службу для замены паспорта.

Через многофункциональный центр

Желающих изменить основные личные данные часто интересует, можно ли поменять имя через многофункциональный центр.Если решено воспользоваться электронным сервисом МФЦ, гражданин должен заполнить заявление в режиме онлайн на предоставление государственной услуги изменения имени.

Сервис предложит заявителю дать свое согласие на запрос органами ЗАГСа записей актов гражданского состояния из ведомств по месту их хранения. Также пользователю нужно будет выбрать из предложенного списка отделение ЗАГСа.

После получения по электронной почте приглашения на прием в орган ЗАГСа ему нужно будет лично явиться туда со всеми необходимыми документами. Как видим, от личного посещения отделения ЗАГСа заявитель не освобождается.

Поможет ли портал Госуслуги

Если заявителя интересует, как можно поменять имя и фамилию не выходя из дома, то здесь ответ однозначный – установленный законом порядок перемены личных данных граждан не предусматривает действий иным способом, кроме личной подачи заявления или обращения в орган ЗАГС представителя заявителя на основании доверенности.

В частности, весьма популярным способом обращения за государственными услугами стала подача заявок на официальном Портале государственных услуг. Однако в вопросе изменения имени данный ресурс может быть полезен исключительно для замены паспорта, когда свидетельство о прохождении регистрации уже получено.

Заявление на смену имени

Смена имени производится сотрудниками ЗаГС на основании заявления – для такого документа существует унифицированная форма № 15, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31.10.98 № 1274.

Заявление в свободной форме не может быть принято сотрудником ведомства. Без проставления даты заполнения документа и подписи заявителя, а также без указания обязательных сведений о гражданине, желающем изменить имя, бумага не будет принято к рассмотрению.

Документы для смены имени

Когда человек решается на смену имени, он в первую очередь интересуется тем, какие документы нужны для смены имени, ведь он не хочет, чтобы впоследствии возникла путаница при обращении в государственные органы или при взаимоотношениях, например, с работодателем, в связи с тем, что в различных договорах, соглашениях, свидетельствах и прочих бумагах гражданин упоминается под своим прошлым именем.

Итак, гражданин обязан предъявить следующие документы для перемены имени в ЗАГСе:

  1. Паспорт РФ или паспорт другого государства с переводом на русский язык, заверенным у нотариуса (иногда требуется также апостиль).
  2. Свидетельство о рождении гражданина.
  3. Свидетельство о рождении или усыновлении каждого ребенка до 18 лет (при наличии).
  4. Свидетельство о вступлении в брак (при наличии).
  5. Свидетельство о расторжении брака, если лицо желает вернуть свою добрачную фамилию после развода с супругом.
  6. Письменное согласие родителей, усыновителей, опекунов или решение суда о перемене имени (если заявителю нет 18 лет). Если несовершеннолетний был признан в судебном порядке полностью дееспособным, такое согласие не требуется.
  7. Квитанцию об уплате госпошлины.

Это все документы на смену имени; не понадобится даже предоставлять справку из психдиспансера, чтобы доказать осмысленность своих действий.

Стоит задуматься о том, что будет, если поменять имя и при этом не соблюдать сроки, которые даны на замену паспорта после присвоения гражданину нового имени. В таких случаях на нарушителя будет наложен штраф в размере 2500 рублей.

В какие сроки осуществляется смена имени

На изучение документов органам ЗАГСа дается 30 дней начиная с даты принятия заявления. Срок может быть продлен руководителем отделения ведомства не более чем на 2 месяца. Такое может произойти, если органами ЗАГСа, в которых хранятся акты гражданского состояния заявителя, не было предъявлено какой-либо запрошенной копии записи в орган, куда он обратился за сменой имени. Потребуется дополнительное время для повторной подачи запроса.

Возникает вопрос, как сменить имя, если копии актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, были потеряны органами ЗаГСа. В такой ситуации придется подавать исковое заявление в суд на основании сообщения органов ЗаГСа об отсутствии первичных или восстановленных документов. И восстановление актов гражданского состояния будет производиться на основании вступившего в силу решения суда. Когда инцидент с утерянными документами будет решен, процесс изучения вопроса об изменении имени продолжится.

Также время ожидания затянется в том случае, если будет найдено различие между данными в записях, представленных органами ЗАГСа по месту их хранения, и документами, поданными заявителем вместе с заявлением. До выяснения обстоятельств и устранения несоответствий имя не может подвергаться изменению.

Если свидетельство о рождении было оформлено в бывших союзных республиках, туда отправляется запрос о подтверждении данных, и ожидание ответа также потребует дополнительного времени – но обычно не более месяца.

Стоимость услуги

Смена имени предусматривает для заявителя обязательство в виде уплаты госпошлины в размере 1600 рублей, регламентированном пп. 4 п. 1 ст. 333.26 Налогового кодекса РФ. Плата взимается за проведение регистрации перемены имени и выдачу соответствующего свидетельства.

Если у гражданина возникает необходимость в повторном получении свидетельства о перемене имени, за это предусмотрена отдельная госпошлина в размере 350 рублей. Размер этой пошлины установлен пп 2 п. 1 ст. 333.27 Налогового кодекса РФ.

Когда могут отказать

Чтобы не столкнуться с отказом и напрасно не тратить время на повторное обращение, необходимо заранее узнать, что нужно для смены имени. Так, отказать в проведении регистрации могут по следующим причинам:

  • Гражданин пытается уйти от ответственности путем смены личных данных: к примеру, уклоняется от уплаты алиментов или скрывается от уголовного преследования.
  • Заявитель представил неполный комплект документов.
  • Гражданин, желающий сменить имя, не уплатил государственную пошлину и, соответственно, не предоставил подтверждающую факт уплаты квитанцию.
  • Органы опеки и попечительства вынесли отрицательное решение относительно перемены имени ребенку (в том числе по причине отказа самого ребенка в возрасте от 10 лет менять свое имя).
  • Несовершеннолетний ребенок, не признанный ранее эмансипированным, не получил согласие на смену имени от родителей, усыновителей или опекунов; или решение суда было не в его пользу.
  • Выбранное заявителем имя содержит цифры.

В случае отказа руководитель отдела ЗАГСа должен в письменной форме объяснить, почему заявителю отказано, и проконтролировать возврат всех документов, приложенных гражданином к заявлению.

Опротестование отказа

Чтобы уменьшить вероятность возникновения необходимости в обжаловании решения органа ЗАГС, следует заранее выяснить, как правильно поменять имя. Если гражданину было отказано в регистрации акта гражданского состояния – в изменении имени, заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) сотрудников госоргана.

Обязательно воспользуйтесь своим правом: потребуйте и сохраните письменный отказ.