Почему дети себе вредят – причины аутоагрессии у ребенка. Аутоагрессия: как проявляется и лечится такое психическое расстройство

Аутоагрессия – это психически-подсознательное состояние, принуждающее индивидуума причинять вред и направлять агрессивные посылы на себя, о чем наглядно говорит название. Аутоагрессия направлена либо внутрь своего я, либо на некие физические посылы и на тело, принадлежащее страдающему данным состоянием человеку. Он может не есть, чтобы наказать себя или еще подвергаться неким лишениям. Такая аутоагрессия может иметь ауторазрушительные тенденции. Данное аутоагрессивное состояние опасно в своем всяческом проявлении, оно приводит к серьезным опасностям, а нередко даже суицидальным тенденциям.

Формируется аутоагрессия обычно из-за сильных импульсов морбидо. Смертельные тенденции несут в себе всегда серьезный посыл и последствия, которые нелегко предотвратить.

Что такое аутоагрессия

В привычном понимании, выражение агрессии – это действия, которые присущи мужскому полу и приписываются тестостероновому всплеску. Агрессия – это достаточно распространённый вид выражения эмоций, который был присущ как самым древним нашим пращурам, как и всем животным. Проявления агрессии несут очень важную роль в выживании вида, и роль ее не ограничивается защитой и нападением. В животном мире агрессия повсюду, она в малейших вещах, в поведенческих инстинктах, она выработана, как многовековой механизм защиты.

Нельзя сказать, что в человеческом мире это уже не актуально. Очевидно, что проявлении агрессии все также важны, просто она уже гораздо реже бывает на физическом уровне, она все чаще словесная. И служит скорее для скидывания негативных эмоций и споров. Нельзя забывать спортивную агрессию, которая не может не разжигать интерес общества.

Таким образом агрессивность – это очень природное понятие, которое в определенной мере присуще каждому, поскольку является одним из важнейших механизмов защиты как психики, так и тела. Но это не отменяет негатива, который она нередко может приносить, особенно если индивид не способен себя обуздать.

При этом с аутоагрессией, которая очень созвучна, дела обстоят совершенно иначе. Чтобы понять, насколько сильное это отклонение, нужно вернуться к нормальной психике индивидуума. Психика каждого нормального, да и в целом любого индивида имеет сферы, которые четко разделяются. Все отклонения также рассматриваются в разрезе той или иной психической сферы. Базовой сферой работы сознания и подсознания является эффекторно-волевая сфера. Именно она отвечает за волю и инстинкты. Каждому понятно, насколько важно иметь эту часть психики в норме.

Из самых важных базовых инстинктов можно выделить инстинкт продолжения рода, пищевой и инстинкт самосохранения. Последний несомненно является базовым и на нем основаны все остальные инстинкты, соответственно при его расстройстве также изменения происходят и во всех остальных инстинктах.

Уже стало очевидно, что аутоагрессия является именно проявлением инстинкта самосохранения и нет смысла рассуждать насколько это патологично. Важно то, что индивид с таким нарушением нередко просто не жилец. Аутоагрессия всегда является проявлением суицидальных тенденций. И они могут быть очень разнообразны, зависимо от психических проявлений и самой проблемы, которая спровоцировала такое.

Аутоагрессия у ребенка может быть сигналом очень серьезного расстройства психики. Аутоагрессия у подростка часто несет демонстративный характер, но и в таких случаях возможно, что подросток заиграется и доведет исход до летального. Аутоагрессия у взрослых часто несет какое-то послание к обществу и может являться «криком души».

Разновидностей аутоагрессии множество, и она нередко тщательно маскируется подсознанием и выглядит, как нечто безобидное. Не всегда данное нарушение проявляется в активных действиях или попытках нанести себе явный урон и самобичевании. Аутоагрессия иногда может маскироваться под маской – заболевании, при котором у индивида разлаживается пищевой инстинкт. Но эти проблемы могут сигнализировать именно об этом нарушении.

Причины аутоагрессии

Есть несколько пунктов, которые важно рассмотреть, говоря о причинах аутоагрессии. Никогда нельзя исключить при такой клинике психиатрическую патологию. Аутоагрессия присуща пациентам с депрессией, причем она может иметь разные проявления. При депрессии инстинкт самосохранения снижен и из-за идей самоунижения и самообвинения индивид нередко пытается свести счеты с собой. При видны явные активные суицидальные тенденции. Также аутоагрессия может проявляться в момент меланхолического раптуса, как одного из проявлений депрессии. При этом индивидуум ажитируется и может наносить себе страшные аутоагрессивные самоповреждения. При также могут иметь место аутоагрессивные тенденции.

Аутоагрессия у подростков часто может сигнализировать начало агрессивной подростковой тяжелой формы шизофрении, юношеской шизофрении. Также такие проявление возможны при гебефренической шизофрении.

Аутоагрессия у взрослых нередко имеет место при неврозах, а также патологиях, спровоцированных . Например, при реактивной депрессии, ПТСРе и неврастении. Королева неврозов – , также может иметь в своей структуре аутоагрессию, но это скорее демонстративные попытки.

Очень многие психологи в разных направлениях работали над аутоагрессией из-за того, что она нарушает главное для индивида – его жизнь. С точки зрения психоанализа аутоагрессия, как и многие другие разрушительные тенденции считаются подсознательными. Но нельзя сказать, что это состояние столь противоречиво, первично и глубинно в подсознание человека заложено всего две тенденции и это либидо и морбидо. И если либидо – это тенденция к жизни, то морбидо – к смерти. Внутренне в индивидууме идет борьба между этими противоположными вещами. Соответственно если на подсознательном уровне морбидо по какой-то причине побеждает, то будут формироваться аутоагрессивные тенденции. Морбидо может направляться и на внешний объект, но если механизмы психической защиты не позволяют выплеснуть эту агрессию, то происходит замыкание этой агрессии на себе.

Также имеется еще множество интересных торий возникновения аутоагрессии. Аутоагрессия у ребенка формируется вследствие жесткого воспитания, а также заниженной самооценки. Имеется теория системы для возникновения аутоагрессии. Индивид должен быть фрустрированным, то есть подавлять свою агрессию, вытеснять ее. Такое возрастание внутренней агрессии возможно при внутреннем конфликте, который может провоцироваться любой жизненной ситуацией, которая по какой-то причине более значима для индивидуума нежели остальные. Также важно наличие некоторой психотравмы, в которой и начали формироваться неадекватные паттерны поведения. Это связано с внутренним конфликтом напрямую и по сути влияет на силу реагирования и проявления таких тенденций. После этого появляется обратная связь, своего рода ответ психики после длительного воздержания и замкнутости, который сильно варьирует по силе, зависимо от структуры личностного типа.

Аутоагрессия может проявляется из-за неправильной или полного отсутствия социализации. Это приводит к непринятию индивидуумом себя и к усилению аутоагрессивных тенденций.

Симптомы аутоагрессии

Аутоагрессия проявляется пассивно и активно. Пассивное аутоагрессивное поведение – это, например, отказ от еды или от воды. Наркомания также может быть примером аутоагрессивного поведения. Также индивидуум может подталкивать себя к ситуациям, в которых возможно попадание в опасную обстановку. Аутоагрессивное поведение в активном проявлении может приводить к нанесению урона самому себе, желанию покончить с собой. Иногда это заканчивается синяками, порезами, некоторые попадают в автокатастрофы, намеренно гуляя по опасным трассам.

Некоторые даже доходят до мелких самоповреждений: начинают грызть ногти, сдирать корочки с ран, принимать какие-то вредные вещества, не спать и не ходить к доктору. Курение также приписывается к аутоагрессивным тенденциям.

Иногда клиника может быть демонстративна, особенно если этот симптом в структуре истерии. Иногда аутоагрессия в принципе находится в структуре личности, при этом индивидуум совершенно легко обвиняет себя во всем. Иногда индивид стремится драть себе кожу, сдирать прыщи и портить себе внешность. При этом все эти желания бессознательны, их индивидуум не осознает и не ощущает. Но аутоагрессивные импульсы обычно очень разрушительны и приводят к бесконечному страданию.

Структура аутоагрессивной личности состоит из мини частей. Характерологической блок имеет некоторые особенности, они заложены в самой личностной структуре. Особенная склонность у таких индивидуумов к педантичности, то есть излишне тщательной проверке всего вокруг и желании привести все вокруг к определенным своим идеальным представлениям. Очень часто в такой структуре также имеется интравертированность и демонстративность, хотя редко в пропорциональном сочетании. Как глубинная структура, она скорее депрессивная, но не психотическая, а невротическая.

Самооценочные характеристики очень важны в структуре формирования аутоагрессивных тенденций. Аутоагрессия формируется при сниженной самооценке, которая распространяется даже на личностные когнитивные способности. А также влияет на самооценку тела, способностей, самостоятельности, автономности поведения и деятельности. Связь социализации также учитывается при аутоагрессии, поскольку неуспешная интеграция и нарушение межличностного взаимодействия сильно влияет на структуру поведения. Аутоагрессия обычно сопровождается застенчивостью и невозможностью внедрятся в какие бы то не было компании.

Социальные качества также страдают при высоком уровне аутоагрессии. Другие индивиды для аутоагрессора воспринимаются более враждебными. Но при этом значимость других для такой персоны гораздо выше. Саморазрушительное поведение не коррелирует с агрессивностью.

Аутоагрессия разделяется на разные типы:

Психологическая вызывает у индивида саморазрушительные мысли.

Физическая проявляется в явных агрессивных тенденциях к самому себе.

Социальная аутоагрессия проявляется в полном затворничестве.

Духовная аутоагрессия проявляется в самообвинении.

По структуре аутоагрессия также бывает разной и отличается уровнями проявления, от идеаторного, на уровне мыслей, до аффективного, который проявляется эмоциональными расстройствами.

Темп формирования аутоагрессивного поведения может быть разным, иногда это острое течение, при котором происходит резкий всплеск аутоагрессии после некой психотравмы. Также может быть подострое, которое относительно более постепенное. При хроническом течении персона постепенно приходит к аутоагрессивным тенденциям, длительное время занимаясь самоедством.

Лечение аутоагресии

Аутоагрессия у ребенка требует максимально лояльных подходов от родителей. Воспитание должно сводиться к попыткам мягко поддержать ребенка и снизить его уровень тревожности. Можно применять очень легкие седатики или разные сопутствующие препараты при наличии разного рода дополнительных проблем, свойственных аутоагрессивным индивидуумам.

Аутоагрессия у подростков обычно требует большего количества усилий, не только со стороны родителей, но и ребенка. Лучше всего занять его в приятном для него кругу, он должен найти себе деятельность, в которой он будет востребован и заинтересован.

Аутоагрессия у взрослых может сильно отличаться зависимо от наличия или отсутствия неких сопутствующих психических проблем. Если это мелкое самоедство, то достаточно будет работы с психологом и поддержки семьи и коллег. Иногда мы сами упускаем то, что общение с «токсичными» персонами делает нас аутоагрессивными. Поэтому иногда стоит просто оглядеться и рассеять неприятных и неприветливых людей, которые легко могут незаметно для вас унижать и опускать самооценку.

Не стоит отказываться от медикаментов, если подобного рода мысли в структуре невроза, имеет смысл использовать транквилизирующие средства: Гидазепам, Бифрен, Ноофен, Ксанакс. При бессоннице невротического генеза стоит обратится к природе: мята, ромашка, мелисса, зверобой, липа и многие другие сочетания также помогут расслабиться и уснуть. Иногда на время стоит поменять род деятельности, что очень разгрузит перенапряженную психику.

Если аутоагрессивные и суицидальные повадки появляются у шизофреника или шизоидного индивидуума, то не обойтись без нейролептической терапии. Особенно это актуально для обострения шизофрении. Подходят нейролептики разных поколений и подбираются зависимо от сопутствующей симптоматики: Азалептол, Рисполепт, Солерон, Солекс, Азапин, Аминазин, Риспаксол, Кветерон. У депрессивных пациентов применяется: Амитриптилин, Флуоксетин, Сертралин, Пароксетин.

Аутоагрессия также снижается при любых занятиях, занятии спортом или активным отдыхом. Также простые упражнения с написанием своих плюсов или чего-то такого также помогают. Все, что помогает отвлечь, может позволить расслабится или переключится, всегда избавляет от излишнего обдумывания и самоукоризненных мыслей.

Профилактика аутоагрессии

Аутоагрессия у ребенка профилактируется при верном воспитании, даже если ребенок меланхоличен и излишне застенчив, то при поддерживающих методах воспитания возможно избежать усугубления этик качеств и способствовать воспитанию психологически полноценного индивида. При этом важно все спокойно объяснять, давать легкую поддержку, не критиковать, особенно без повода, развивать и приводить понятные ребенку примеры во всем. Главное самому не быть аутоагрессивным и не принижать себя, дети это чувствуют и перенимают от родителей.

Аутоагрессия у подростков может профилактироваться при нормальных дружеских отношениях с одногодками, а также при нормальной семейной атмосфере.

Аутоагрессия у взрослых может снизиться при нормальных комфортных жизненных условиях и адекватной работе.

Самые банальные профилактические методики заключаются в нескольких простых советах. Нужно избежать негативных мыслей или банально переключаться каким-то образом. Иногда самоунизительные и самообвинительные мысли очень сильно въедаются в голову. Но все негативные установки можно перебороть, главное иметь почву уверенности под собой и поддержку.

Аутоагрессивные убеждения важно отслеживать и избегать самоугрызений, поскольку они очень колки и занижают психическую самооценку. Иногда очень важно даже обратится к специалисту, если к самоагрессии есть природная склонность. Важно, отследив такие мысли, стараться найти их корни и разобраться почему же это сформировалось, это часто помогает избегать последующих подобных загрузок.

Жизненные позиции должны быть близки к структуре личности. Ненавистная работа, неурядицы вокруг — сильно толкают к угнетенности. Важно избегать подсознательной борьбы, поскольку это не принесет успешности в жизни, а лишь будет истощать морально и эмоционально, высасывая силы с более важного.

Выбор, который делается по жизни, по поводу малейших вещей, сильно влияет на психическое состояние, именно поэтому он должен быть осознанным и сделанным самой личностью, поскольку иначе это воспринимается как навязанное и гнетёт. Откладывание также вызывает аутоагрессивные тенденции, его стоит избегать. Погоня за чем-то недостижимо идеальным также легко истощает и снижает оценку себя, поэтому важно реально оценивать свои возможности.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:

физическая — использование физической силы против кого-либо или чего-либо;

вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;

аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Что такое аутоагрессия у детей

Аутоагрессией называется поведение, когда ребенок направляет агрессию на самого себя. Аутоагрессия проявляется как в словах (дети могут ругать себя, даже обзывать), так и в поступках (дети бьют себя по голове, кусают себя и пр.).

Мальчику было 4 года, когда родители развелись: отец ушел из семьи, а мать занялась своими проблемами. Ребенок остался на попечении бабушки. Эмоционально он был очень скован и закрыт. Бабушка постоянно была им недовольна. И с какого-то момента, желая выплеснуть накопившееся напряжение, ребенок стал биться головой об стенку.

Многие родители испытывают шок, впервые увидев, как ребенок бьет себя по голове. И задаются вопросами: что делать, как реагировать и нормально ли это. Попытаемся разобраться. Во-первых, такое поведение — это всегда реакция на стрессовую ситуацию, в которой невольно оказался ребенок. Во-вторых, так поступают дети, которые не могут в силу различных причин нанести ответный «удар» обидчику (обидчик недосягаем или это самый близкий, любимый человек), т. е. аутоагрессия — это смещенная агрессия. Причем, как выяснили ученые, с физическим наказанием ребенка она может быть не связана.

Иногда аутоагрессия возникает у ребенка в ответ на собственные неудачные действия, обычно такие, которые могут вызвать неудовлетворение взрослых. «Я грязнуля! Неряха! Ничего-то я не могу!» — сквозь слезы говорит семилетняя девочка, пролив суп за обедом. Девочка знает, что мама, сидящая рядом, всегда ругает ее за неопрятность, за любое пятнышко на одежде, и поэтому как бы предупреждая мамин гнев, она начинает обвинять себя. Аутоагрессия легче всего формируется у детей, которые эмоционально изолированы, т. е. не имеют полноценного эмоционального контакта с родителями, теплоты и любви со стороны матери. Чем строже мать, чем чаще она наказывает ребенка словесно, критикуя его, демонстрируя негативное отношение, тем быстрее может проявиться аутоагрессия. У высокочувствительных детей это происходит чаще, так как именно они реагируют на родительское раздраженное лицо, гневные интонации в голосе состоянием тревоги и напряжения.

В работах известного российского психолога А. Реана описаны основные свойства личности ребенка, склонного к аутоагрессии:

Отрицательные эмоции преобладают над положительными (такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, редко находится в хорошем настроении);

Имеет низкую самооценку, занижает свои возможности и способности;

Застенчив, имеет проблемы в общении;

Относится с уважением к другим и принимает их ценности.

Дети от рождения до 3 лет , как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что делать?

Обнять малыша, поговорить с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждать, что он успокоится сам.

Найти компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строители. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру.

Больше гулять с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло.

Не заострять внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждать их с ребенком.

Дошкольники проявляют аутоагрессию по другим причинам и уже осмысленно. Например, дети активно исследуют свое тело, пытаясь понять, что и как действует, что будет, если... Поэтому они могут в исследовательских целях засовывать в нос мелкие шарики, потом «выстреливать» ими, как из пистолета. Если шарик застрянет в носоглотке, это будет не только больно, но и крайне опасно. Мой брат в этом познавательном возрасте запихнул в нос витаминку, пока «скорая помощь» ехала, витаминка, к счастью, растаяла. Также дети-дошкольники уже хорошо распознают как свои, так и чужие эмоции, пытаясь установить причинно-следственные связи. Нередко поведение озабоченных, расстроенных или рассерженных родителей они могут воспринимать на свой счет. Например, ребенок думает: «Мама потому такая злая, что я что-то не так сделал, и сейчас меня накажут. Лучше я сам себя накажу». А у мамы просто неприятности на работе.

Что делать?

Меньше критикуйте ребенка, и больше хвалите. Старайтесь избегать раздражения и недовольства в интонациях при каждодневном общении.

Не занимайтесь в присутствии ребенка самообвинением и самобичеванием, так как ребенок может усвоить такую модель поведения как единственно верную.

Купите ребенку детскую энциклопедию и найдите время для совместного чтения. Если познавательные интересы ребенка удовлетворяются, он не будет неумышленно наносить вред своему здоровью.

Старайтесь чаще объяснять различные эмоциональные реакции, как свои, так и ребенка («Я рассердилась на тебя, потому что...», «Ты, наверное, грустный, потому что...»). Проговаривание эмоций дает возможность лучше их осознать и не копить в себе.

Младшие школьники проявляют аутоагрессию реже, чем дошкольники. Аутоагрессия у младшего школьника может быть одним из способов манипуляции родителями. Обычно это происходит из- за недостатка внимания со стороны родителей. Дети знают, что родители обязательно уделят им внимание, если заболеть. Иногда они могут нарочно простудиться, чтобы можно было не идти в школу.

Что делать?

Демонстративное проявление аутоагрессии лучше пресекать сразу, просто игнорируя неблаговидное поведение ребенка.

Если у ребенка низкая самооценка, больше хвалите его и поддерживайте во всех трудных ситуациях.

Будьте внимательны к переживаниям ребенка, поговорите с ним, если заметите, что он чувствует себя одиноко. Пусть ребенок чувствует вашу заботу, нежность и ласку.

Не предъявляйте к ребенку слишком высоких требований. Учеба ребенка нужна не для удовлетворения ваших родительских амбиций. Если ребенок чувствует, что не соответствует вашим ожиданиям, он может начать сам наказывать себя, боясь вашего гнева.

Помощь ребенку, страдающему аутоагрессией, должна заключаться не только в том, чтобы ограждать его от попыток наносить себе повреждения, но и в том, чтобы разобраться в переживаниях, скрытых за стремлением причинить себе боль. Когда вы сможете уделять ребенку больше внимания, будете мягче, терпимее к недостаткам и проступкам ребенка, сведете к минимуму ваши критические замечания, вы увидите, что ваш ребенок все реже и реже будет находиться в напряженном эмоциональном состоянии и, соответственно, прибегать к аутоагрессии.

Словесная агрессия в детском возрасте

Все больше родителей и педагогов отмечают возрастание в дошкольном возрасте агрессивных высказываний в адрес как сверстников, так и взрослых: гневные крики, оскорбления, грубость уже стали привычными в речевом поведении детей. Речевая агрессия может быть связана с общей агрессивностью ребенка, и тогда будет проявляться постоянно, но может быть и ситуативной, спонтанной реакцией на отрицательные события и переживания. В первом случае ребенок стремится осознанно оскорбить своего товарища, тогда как во втором — речевая агрессия носит, скорее, оборонительный характер, и дошкольник просто импульсивно выплескивает в обидных словах свое недовольство.

Типичные ситуации, в которых возникает речевая агрессия:

Отказ сверстников принять ребенка в игру, соперничество при распределении ролей в игре и т. д.;

Запреты со стороны взрослых (нельзя смотреть мультфильмы, есть конфеты и т. д.);

Ограничение свободы (родители не дают ребенку самому одеться, нести продукты из магазина и т. д.);

Собственные неудачи (не получается что-то нарисовать, вылепить, построить и т. д.);

Усталость (дополнительные занятия в кружках и секциях после детского сада);

Любая несправедливость (обвинение в том, в чем ребенок не виноват);

Невнимание со стороны взрослых (перебивают, не слушают и т. д.);

Принудительное соблюдение дисциплины (уборка игрушек, необходимость идти спать в определенное время и т. д.);

Ответная реакция на грубость со стороны взрослых или сверстников.

К сожалению, в большинстве случаев наши действия на речевую агрессию ребенка стереотипны и неэффективны. Наиболее популярным способом воспитательного воздействия является наказание в виде лишения чего-либо (общения, конфет, прогулки) или в виде изоляции (поставить в угол, закрыть в темной комнате и т. д.).

Существуют приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи. Приведем наиболее действенные.

Игнорирование . «Пропустить мимо ушей», «смотреть сквозь пальцы», «закрывать глаза» — эти известные всем выражения отражают сущность способа игнорирования. Если поведение ребенка не является угрожающим, то можно продемонстрировать невозмутимость и промолчать, чтобы остановить хамство. Как правило, общение в конфликтной ситуации идет по принципу «я ему слово, а он в ответ — десять». Словесная «драка» однозначно завяжется, если ответить на вызов ребенка («Ты плохая, ты не купила мне куклу!»). Игнорирование оказывает тормозящее психологическое воздействие на «агрессора», и он замолкает.

Переключение внимания . Если ребенок не проявляет сильной целенаправленной агрессии, то можно переключить его на позитивное состояние или конструктивное поведение.

«Я понимаю, что ты чем-то обижен, давай вместе подумаем, как разрешить эту ситуацию, а в субботу можем пойти в кино».

Акцентирование внимания на положительных качествах ребенка . «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый, умный!» или «Ты такой способный, терпеливый, а... (указывается проступок)».

Юмор или шутка . Зная, что юмор и агрессия несовместимы, у дошкольников постарше можно попытаться снять эмоциональное напряжение добродушным смехом. Это непростой прием, который лучше применять к группе детей, чем к отдельному ребенку, поскольку у дошкольников выражена потребность в публичном одобрении и признании со стороны взрослого. Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания («Что за вой, что за рев, там не стадо ли коров?! Нет, там не коровушка, это Надя (Нина, Вова...) — ревушка!»). Такие слова очень обижают малыша. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору!

Частичное согласие . В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

Апелляция к жалости . Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).

Прямое порицание . Достаточно часто возникают ситуации, когда вышеперечисленные приемы оказываются неприемлемы (грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки и мн. др.). Тогда взрослому необходимо однозначно показать свое негативное отношение к речевой агрессии ребенка. Но формулировать прямое порицание необходимо в корректной форме («Ты ведешь себя очень некрасиво, мне очень не нравится, когда ты ругаешься! Пожалуйста, прекрати!»). Но лучшим способом является использование «я-сообщений» вместо «ты-сообщений» (не говорите: «Ты грубиян!», скажите: «Мне не нравится, когда дети так грубо высказываются»).

Выпускание пара . Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

Мусорная корзина . Этот метод заключается в том, что ребенку разрешают ругаться, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте — там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину). Объясните ребенку так: «И мне, и папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место.

В случае негативного высказывания в адрес вашего ребенка вы можете прибегнуть к приему «Соблюдение ритуалов» . Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи!», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть!» и т. п.

Елена Сидорец
Детская аутоагрессия: причины и пути выхода

Детская аутоагрессия – причины и пути выхода

Бывают такие случаи, когда становишься свидетелем того, как маленький ребенок начинает бить сам себя или биться головой обо что-то твердое. Бедные родители в этот момент не знают как вести себя, как успокоить малыша. Такое поведение малышей называют аутоагрессией , то есть агрессией, которая направлена на себя самого.

Детская аутоагрессия – не редкость

Детская аутоагрессия у ребенка 5 лет – это своего рода реакция на неудачные поступки, которые вызывают недовольство окружающих. Таким образом, ребенок наказывает себя сам и причиняет себе боль . Такое поведение не возникает само собой. Это одна из форм агрессивного поведения. Как правило, таких малышей родители наказывали в раннем детстве . Но причиной такого поведения малыша становится не жестокость наказания, а разгневанность взрослых, их яркое недовольство своим ребенком. Это оказывает психотравмирующее воздействие на малыша, он пугается ярости и гнева родителей. Эти страхи становятся настолько сильными, что ребенок впоследствии, чтобы опередить негативную реакцию родителей и других взрослых, начинает наказывать себя сам.

Другой причиной аутоаргессивного поведения ребенка может стать его сверхвысокая эмоциональная чувствительность. Чужое страдание и слезы для них становятся невыносимыми. Они готовы причинить себе боль сами , лишь бы не видеть страдания других. Они боятся стать причиной страдания другого человека. Если вдруг нечаянно они причинили страдание другому человеку, то переживают это сильнее пострадавшего.

Еще одна причина – тяжелое детство . Непонимание родителей, травля в школе и обесценивание себя.

Аутоагрессия (причинение вреда себе в стрессовой ситуации) - явление довольно распространенное. Нет человека, который бы периодически не проявлял ее, ведь все мы родом из детства , где нас наказывали и не понимали. Родители, склонные к жестоким наказаниям, пренебрегающие переживаниями ребенка, высмеивающие его чувства и потребности, добиваются лишь одного - ребенок начинает думать : "Я - никто, и желания мои - пустяк". Неудивительно, что в школе таких детей преследуют сверстники и "давят" учителя.

Тяжелое детство наверняка станет началом нелегкой жизни со многими проблемами. Разобраться в корнях ситуации помогает психолог-консультант Наталья Котова, а психотерапевт Янина Даниш советует, как справиться с аутоагрессией в детстве , уже будучи взрослыми.

Аутогрессия - злость не по адресу

Итак,основная причина аутоагрессии - неумение выражать свою злость по адресу. Способов это сформировать может быть множество : ребенка бьют по рукам, заставляют придумывать самому себе наказание, оставляют наедине с проблемой. Особенно это заметно на детской площадке . Вот один малыш стукнул другого лопаткой, другой заплакал или стукнул в ответ. Мамы тут же их разняли, первого шлепнули по попе, второго или успокоили, или тоже шлепнули. Научится он защищать себя? Вряд ли. Не надо требовать от маленьких детей взрослых умений : их надо учить и на личном примере показывать, как правильно себя вести.

В школе проблема усиливается, страдания возрастают. Не научившись выражать свои чувства в семье, отражать давление одноклассников и учителей очень трудно. Ребенок замыкается, страдает, появляется отвращение к себе. "Все время грызет ногти, я наказываю, но ничего не помогает", - часто жалуются мамы школьников, не понимая, что ребенок грызет не ногти, а себя, и любое наказание только усугубляет это состояние. В стрессовой ситуации у ребенка трясутся руки и ноги, и вот здесь наступает критический момент : либо он начинает бить обидчика, либо приучается сдерживать негативные эмоции (которые потом переходят в психосоматические заболевания, либо начинает мучить себя. Изменение схемы питания (отказ от еды или обжорство, жертвенное поведение, фразы "Я умру, а вы все пожалеете", попытки самоубийства - все эти реликвии из сундука беззащитности и неумения давать сдачу.

Во взрослой жизни проблема не исчезает. И вот, скажем, женщина в возрасте 35 лет давит прыщи до крови, грызет ногти и глубоко внутри ненавидит свою внешность, свою жизнь и направляет любую обиду на себя, при этом ничего не меняя (ни опостылевшую работу, ни докучающего мужа, а лишь терпит, страдает и мучает свое тело.

Отличия от манипуляции

Аутоагрессия у взрослых людей проявляется в суицидальных мыслях, пристрастии к наркотикам, алкоголизму, курению, а также в увлечении экстремальными видами спорта. Притом важен не только поступок, но и мысли, которые возникают при его совершении. Так, прыгнуть с парашютом ради интереса - прекрасная возможность попробовать свои силы, а вот мысль "умру, и всем будет только лучше" - признак аутоагрессивного поведения . Склонность к аутоагресии развивается с детства , но механизм ее не так прост, как кажется. Часто его объясняют так : "Если жестокие родители бьют ребенка, он становится агрессивным и направляет свою агрессию либо на окружающих, либо на себя". Но возникает вопрос : "Почему одного бьют, и он превращается в маленького монстра, а с другого как с гуся вода? Ответ на этот вопрос надо искать в каждом конкретном случае, ведь на формировании характера человека сказывается не только воспитание, но и особенности личности. Некоторые дети видят злобное лицо матери, понимают, что их скоро накажут, и чтобы избежать этого, начинают самобичевание : бьются головой о стену или об пол. Иногда те же проявления имеют демонстративный подтекст и прекращаются, как только мама выходит из комнаты . Такой концерт - чистой воды манипуляция и к аутоагрессии отношения не имеет .

Что делать, если ребенок страдает аутоагрессией ?

Всегда детская аутоагрессия требует от родителей большого внимания и терпения. В первую очередь малыша не надо провоцировать и не усугублять его страдания. Вопросы, крики, испуг и растерянность не смогут малыша успокоить. Необходима сдержанность и терпимость. Малыша надо приласкать, обнять, а если он противится этому, то навязчивость только усилит его агрессию.

В этот момент малыша надо постараться отвлечь, но сделать это аккуратно и ненавязчиво, не ограничивая его в действиях. Затыкание рта, хватание за руки только спровоцирует еще большую агрессию. Сам малыш не сможет нанести себе серьезную рану, а вот в тот момент, когда он вырывается из рук взрослого, он способен причинить себе серьезный вред .

В некоторых случаях помогает уход взрослого в другую комнату под предлогом того, что смотреть такое не возможно. После того как малыш успокоится, с ним надо провести некоторое время – посадить на колени, пожалеть, почитать книгу. Ребенку важно дать понять, что вы его жалеете и не осуждаете. Поддержка родителей очень помогает малышу справиться с агрессией.

Воспитание детей – это наука, которую постигает каждый родитель на своем собственном опыте. И зачастую мы не задумываемся, к чему может привести наша чрезмерная критика поведения наших маленьких детишек. Малыша надо прощать за его промахи, не быть суровым с ним и не предъявлять ему завышенных требований. И тогда многих проблем таких как, агрессия у маленького ребенка, можно избежать. Но если у вашего малыша все-таки появились признаки аутоагрессии , то помощь психолога ускорит процесс избавления от агрессивного поведения/

Советы родителям

Итак,часто дети грызут ногти, вырывают волосы, царапают и бьют себя. Родители ругают и наказывают, а надо действовать по-другому.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Для начала родителям необходимо научиться слышать ребенка и правильно реагировать на его эмоции. Не стоит задавать вопросы : "Тебе больно? Тебя обидели? Что происходит?". Чтобы ребенок чувствовал себя услышанным, отражайте его эмоции, как зеркало, формируя утвердительные, а не вопросительные фразы, не боясь не угадать : "Тебе больно. Тебе обидно. Ты сейчас злишься". В какой-то момент ребенок скажет "да" и расскажет сам, что его взволновало или обидело. Ни в коем случае малышу, плачущему от боли или обиды, нельзя говорить : "Ничего страшного, тебе не больно". Он же чувствует, что ему больно, страшно или обидно, а вы своей фразой показываете, что его чувства не важны. Ребенок понимает, что его не слышат, и думает : "если я так чувствую, а мама говорит, что этого чувства не должно быть, значит, так чувствовать плохо и я плохой". Чтобы ребенок вырос с внутренним ощущением силы, ему надо дать понимание, а не успокоение и убеждение, что ничего не происходит.

ПЕСОК И КАМНИ. Чтобы помочь ребенку дать выход злобе и обиде , можно рисовать на песке или рыть в нем ямки. Также можно бросать камушки в песок, в воду или на землю. Главное - научить ребенка бросаться камнями и песком не в людей, а в цель. Тогда это будет и весело и безопасно, а агрессия в будущем трансформируется в достижение цели.

Гуашь, газета, гвозди и драка

КАЛЯКИ-МАЛЯКИ. И детям, и взрослым можно рисовать свою злость. С аутоагрессией отлично работает рисунок руками на ватмане. На лист формата А1 или А2 надо вылить разноцветную гуашь, разбавленную водой, и руками перемешивать, рисуя каляки-маляки. В итоге все краски смешаются, рисунок превратится в грязно-черно-серую массу. Его надо высушить, а потом, по желанию, либо разорвать и выбросить, либо смыть водой. Во втором случае на бумаге появятся орнаменты, в которых можно разглядеть образы и символы. То, что там увидится, может многое рассказать. Вымытый рисунок можно дорисовать, повесить на стену в рамочке.

ДАРТС. Эта простая игра помогает освободить свои чувства. Замечено - попадает в цель всегда самый злой. Главное - обеспечить безопасность в игре и разрешить себе выплеснуть свои эмоции (можно даже кричать) .

Слушай и ищи глагол

"Я ВСЕХ ПОРВУ". Произносящему эту фразу надо купить побольше газет и рвать. Притом с размахом. С детками можно продолжить игру – подбрасывать кусочки, посыпать ими голову, бросаться. Прекрасный выход эмоций . Также можно лопать воздушные шарики. Сначала выдуть в них всю злость, а потом взять что-то острое и бабахнуть. Для пущего веселья можно привязать шарики к ногам и стараться лопнуть чужой, а свой спасти.

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.

Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

    Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

    Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

    Застенчивость, низкая коммуникабельность.

    Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

    Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

    Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

    Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

    Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.

Нередко родители обращаются к психологу, когда выявляется аутоагрессия у ребенка. Малыш физически или словесно себя наказывает за проступки, истинные или вымышленные, винит во многих событиях себя, причиняя себе вред — выдирая волосы, ударяясь головой о стену, выкручивая пальцы рук. Почему ребенок вредит себе, в чем может проявляться подобная проблема и что делать в этой ситуации родителям?..

Откуда только берется?!

Мир, в котором живем мы сами и в котором взрослеют наши дети, далек от идеальных представлений. Многие современные тенденции приводят к повышению уровня агрессии в окружении детей, что не может не затрагивать ранимую психику малышей и детей постарше, которые эмоциональны и впечатлительны. Бешеный темп жизни, изменение моральных принципов и ценностей, насущные проблемы родителей приводит к тому, что дети все глубже окунаются в общение с телевизором и компьютерные игры, в которых нередко видят агрессию. Плохим примером станет подобное и в окружении ребенка или, чего хуже, в семье. Они вольно или невольно копируют стиль поведения, и агрессивные действия детей могут направляться как на окружающих сверстников и взрослых, так и на собственное тело и психику. Такое состояние и называют в медицине «аутоагрессия».

Виды аутоагрессии

Если говорить о разновидностях подобного явления, можно выделить физическую и вербальную варианты агрессии. В основном, подобный вид поведения типичен для детей раннего возраста, в период от года до 4-5 лет. Физические варианты аутоагрессии могут подразумевать нанесение себе физических повреждений и страданий — щипание себя за тело, выдирание волос, удары головой о стену или полы, выкручивание рук или пальцев и многое другое. Вербальный вариант аутоагрессии заключается в ругани и обвинении себя в провинностях и шалостях. Пока ребенок еще не понимает о том, что хорошо в его действиях, а что — плохо, пока его психика не способна к анализированию своего поведения, проявления аутоагрессии не формируются. Однако, по мере развития мышления, дети стремятся ликвидировать огрехи своего поведения, и единственный известный для этого метод — это наказания. Единичные варианты, когда кроха реально осознает, что он поступил плохо, — это вполне осознанная критика, но плохо, когда аутоагрессия у ребенка входит в дурную привычку...

Важно найти причину

Если говорить о причинах подобного явления, то здесь учеными выделяются несколько ключевых факторов. Прежде всего, это суровые и агрессивные наказания в раннем детстве, если родители регулярно выходят из себя и не контролируют свои выражения, эмоции при любых мелких проступках детей. Тогда ребенок, боясь не самого наказания, а именно реакции родителей на его поступки, опережает их в действиях и наказывает сам себя, надеясь, что данное действие ему зачтется. Другой причиной может быть эмоциональность и повышенная чувствительность, она может стать толчком для формирования аутоагрессии у малыша. Дети боятся причинить боль родным, наказывая за их страдания себя.

Подобным же образом проявляется и желание ребенка быть нужным и любимым, а также получать то, чего он хочет и желает. Тогда аутоагрессия будет одним из вариантов манипулятивного поведения ребенка, способом его добиваться своих целей.